Русский язык тренировочные варианты козулина. Что читать летом

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Запишите данные слова в именительном падеже множественного числа:
черноморец, лестница, палец, купец, горец, молодец, улица, огурец, борец, столица, ларец, кузнец, песец, страница, старец, крупица.

Примеры.
Перепишите диалог, начиная каждую реплику с новой строки. Запишите диалог, заменяя прямую речь косвенной.
Катя подняла крышку фортепиано и, не глядя на Аркадия, промолвила вполголоса Что же вам сыграть? Что хотите равнодушно ответил Аркадий. Вы какую музыку больше любите повторила Катя не переменяя положения. Классическую тем же голосом ответил Аркадий. Моцарта любите? Моцарта люблю. (И.С. Тургенев, «Отцы и дети»).

Расставьте недостающие знаки препинания и замените, где нужно, строчную букву на прописную.
Низкий голос картонного тембра «чревовещал» об изумительных вещах которые произошли во всём мире. Симов узнал что не только молоко но и все продукты которые могли скисать не скисали (вино, пиво, тесто с дрожжами). Но что особенно было удивительно: мясо всюду перестало гнить.
В чём же дело? не удержался Симов и громко спросил чёрный рупор воздух, что ли, изменился?..
А рупор продолжал мучить Симова неразгаданными загадками при мочке льна, конопли и других прядильных растений из клеточной ткани уже не выделяются топкие лубяные волокна. (А.Р. Беляев, «Нетленный мир»).

  • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019
  • Методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой, Русский язык, 5-9 классы, Углублённое изучение, Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Политова И.Н., 2014

Следующие учебники и книги:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


  1. "Русский язык, 11 класс" (контрольно-измерительные материалы), Москва "Вако", 2012

  2. 2.М. В. Козулина "Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум", Саратов, Издательство "Лицей", 2010

  3. М. В. Козулина "Русский язык. Проверка готовности к ЕГЭ", Саратов, Издательство "Лицей", 2011

  4. И. П. Цыбулько, А. Ю. Бисеров, И. П. Васильев "Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ 2012. Русский язык", АСТ " Астрель", Москва

  5. "ЕГЭ 2012. Русский язык. Актив-тренинг" под редакцией П. И.Цыбулько, Москва, Национальное образование, 2011

  6. И. П. Цыбулько, С. И. Львова, В. А. Коханова "Подготовка к ЕГЭ. Высший уровень качества. Русский язык. Тренировочные задания", Москва "Эксмо", 2012

  7. Н. А. Сенина, А. Г. Нарушевич "Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки" (учебно-методическое пособие, издание третье), "Легион", Ростов-на-Дону, 2011

  8. сайт "Решу ЕГЭ РФ"

  1. Влодавская Е.А. Единый государственный экзамен. Русский язык. Поурочное планирование. М., «Экзамен», 2011.

  2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.

  3. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С). М., “Экзамен”.

  4. Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. М., «ВАКО»,

  5. Капинос В.И. ЕГЭ. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр,

  6. Львова С.И. ЕГЭ 2006-2007. Русский язык. Тренировочные задания. М., “Просвещение-ЭКСМО”, 2007.

  7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.

  8. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

  9. Сенина Н.А. Русский язык ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. Ростов-на-Дону., «Легион»

  10. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1997.

  11. Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Репетитор. М., «Эксмо», 2012.

  12. ЕГЭ: русский язык: контр. измерит. материалы: 2011/2012г. – М.: Просвещение; СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2011.

  13. Багге М.Б., Гвоздинская Л.Г., Ивлева В.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Контрольные измерительные материалы: 2008. – М.: «Просвещение»; СПб: филиал издательства «Просвещение», 2008. С. 158.

  14. Юминова Е. ЕГЭ. Часть С. Типичные ошибки. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 9-11, 2008.

  15. Юминова Е. Учимся выполнять задание А28 на ЕГЭ. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 8, 2008.

  16. Хаустова Д.А. материалы для подготовки к ЕГЭ. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 4, 2011.

ЧТО ЧИТАТЬ ЛЕТОМ?

Список литературы на лето для 5 класса

Для обязательного чтения:
1. Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

2. A.C. Пушкин Сказки. «Руслан и Людмила».

3. Х.К. Андерсен «Снежная королева», «Русалочка», «Гадкий утёнок», «Соловей», «Новое платье короля».

4. Кэрролл «Алиса в стране чудес».

5. П.П. Бажов «Каменный цветок», «Горный мастер», «Синюшкин колодец», «Хрупкая веточка», «Малахитова шкатулка».

6. А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители». 7. О. Уайльд «Мальчик-звезда».

8. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

9. Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». 10. Д. Свифт «Путешествия Гулливера».

11. Л. Андреев «Петька на даче», «Ангелочек».

12. А.П. Гайдар. «Тимур и его команда».

13. В.П. Катаев «Сын полка».

14. В. Гюго «Козетта».

15. М. Твен. «Приключения Тома Сойера».
Для дополнительного чтения:
1. В. Смирнова «Герои Эллады»; легенда о «Летучем голландце».

2. Ш. Перро. Сказки.

3. Братья Гримм. Сказки.

4. Р. Киплинг «Маугли».

5. Монтейру Лобату. «Сказки тётушки Настасий».

6. А. Платонов «Неизвестный цветок», «Волшебное кольцо».

7. М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

8. Губарев «Королевство кривых зеркал». 9. Л.И. Лагин «Старик хоттабыч».

10. А.С. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».

11. Ю.К. Олеша «Три толстяка».

12. К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб».

13. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

14. В. Гауф «Рассказы о маленьком Муке», «Карлик Нос».

15. Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король».

16. К. Коллоди «Приключения Пиноккио».

17. С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями».

18. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». 19. П. Траверс «Мери Поппинс».

20. Т. Янссен «Шляпа волшебника».

21. Д. Родари «Сказки об Италии».

Список литературы по внеклассному чтению для учащихся 6-7-х классов.

Русская литература.

Акулов И.И. : Рассказы.

Алексеев С. : «Исторические повести».

Алексин А. : «А тем временем где-то».

Астафьев В.П. : Рассказы.

Беляев А. : «Голова профессора Доуэля».

Богомолов В. : «Иван».

Булычев К. : «Поселок».

Бунин И.А. : Рассказы.

Велтистов Е.С. : «Электроник- мальчик из чемодана».

Гоголь Н.В. : «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».

Грин А. : «Алые паруса».

Горький А.М. : «В людях», «Детство», рассказы.

Давыдов Ю. : «Я вернусь через 1000 лет».

Ефремов И. : «Звездные корабли».

Козлов В. : «Президент каменного острова».

Клепов В. : «Тайна золотой долины».

Кожевников В. : «Веселая улица».

Крапивин В. : Повести.

Лесков Н. : «Левша». Лиханов А. : «Мой генерал».

Найдич М. : «Шинель на вырост».

Осеева В. : «Динка», «Динка прощается с детством».

Пантелеев Л. : «Ленька Пантелеев».

Полевой Б. : «Повесть о настоящем человеке».

Приставкин А.И. : «Ночевала тучка золотая».

Пушкин А.С. : «Повести покойного И.П. Белкина».

Рыбаков А. : «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел».

Рябинин Б. : «Рассказы о потерянном друге».

Тендряков В. : «Весенние перевертыши».

Толстой Л.Н. : «Детство», «Отрочество», «Юность».

Фраерман Р. : «Дикая собака Динго или повесть о первой любви».

Яковлев Ю. : Рассказы.

Список литературы по внеклассному чтению для учащихся 6 – 7 -х классов.

Зарубежная литература.

Буссенар Л. : «Капитан Сорви-Голова».

Верн Ж.. : «Дети капитана Гранта», «20 тысяч лье под водой»,

«Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров».

О.Генри. : «Вождь краснокожих» и другие рассказы.

Гершензон М.А. : «Робин Гуд». Гофман Э.Т. : «Щелкунчик и Мышиный король » и другие сказки.

Гюго В. : «Гаврош», «Козетта».

Диккенс Ч. : «Приключения Оливера Твиста».

Додж М.М. : «Серебряные коньки».

Дюма А. : «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера».

Кервуд Д.О. : «Бродяги Севера», «Гризли».

Конан Дойл.А. : «Рассказы о Шерлоке Холмсе».

Крюсс Д. : «Тим Талер или Проданный смех».

Купер Ф. : «Звербой» и другие романы.

Лондон Дж. : «Белый клык».

Майн Рид. Т. : «Всадник без головы».

Мало Г. : «Без семьи».

По Э. : Рассказы.

Скотт В. : «Айвенго», «Ричард Львиное сердце».

Толкин Д. : «Хоббит, или Туда и обратно».

Уэллс Г. : «Человек-невидимка».
7 (8) класс.

1. А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «История Пугачева»
2. М.Ю.Лермонтов «Мцыри», «Маскарад».
3. Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь»
4. Н.С.Лесков «Старый гений»
5. Н.В.Гоголь «Ревизор», «Петербургские повести».
6. И.С.Тургенев «Ася»
7. Л.Н.Толстой «После бала», «Отрочество»
8. В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
9. И.А.Бунин «Кавказ»
10. А.И.Куприн «Куст сирени»
11. А.М.Горький «Челкаш», «Хаджи - Мурат»

12. С.А.Есенин «Пугачев»
13. М.А.Осоргин «Пенсне»
14. А.П.Платонов «Возвращение»
15. А.Т.Твардовский «Василий Теркин»
16. В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
17. Э.Л.Войнич «Овод»
18. В.Беляев «Старая крепость»
19. В.Титов «Всем смертям назло»
20. Б.Васильев «А зори здесь тихие...», «Альпийская баллада»
21. В.Быков «Обелиск» 22.В.Каверин «Два капитана»
23. В.Шекспир «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь». 24.Д.Свифт «Путешествие Гулливера»
25. В.Скотт «Айвенго»

8(9) класс:

1. «Слово о полку Игореве...»
2. Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве», «Тартюф».
3. Д.И.Фонвизин «Недоросль», «Бригадир».
4. А.С.Грибоедов «Горе от ума».
5. А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии».
6. А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
7. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза».
8. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», «Демон».
9. Н.В.Гоголь «Мертвые души», «Петербургские повести».
10. А.Н.Островский «Бедность не порок», «Без вины виноватые».
11. Ф.М.Достоевский «Белые ночи», «Бедные люди».
12. А.И.Герцен «Сорока - воровка»
13. И.И.Лажечников «Ледяной дом»
14. Л.Н.Толстой «Юность»
15. М.Горький «В людях», «Мои университеты», «Макар Чудра».
16. А.П.Чехов «Анна на шее»
17. М.А.Булгаков «Записки врача», «Роковые яйца», «Собачье сердце».
18. Н.С.Лесков «Очарованный странник»
19. М.А.Шолохов «Судьба человека», «Донские рассказы»
20. Б.Л.Васильев «Завтра была; война», «В списках не значился».
21. В.П.Астафьев «Царь - рыба»
22. В.Н.Тынянов «Пушкин», «Кюхля».
23. А.Кузнецова «Моя мадонна»"
24. А.Н.Толстой «Петр Первый»
25. Й.Ильф и Е Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»
26. И.А.Ефремов «Таис Афинская»
27. В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»
28. Дж.-К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки»
29. А.и Б.Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», «Трудно быть богом»
10(11) класс.

1 .И.А.Бунин «Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско»
2. А.И.Куприн. «Олеся», «Молох», «Гранатовый браслет»
3. В.Г.Короленко «Без языка», «Слепой музыкант»
4. А.Аверченко рассказы
5. Поэзия серебряного века: Н.Минский, Д.Мережковский, З.Гиппиус, .Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, А.Белый, А.Блок. Вяч. Иванов, Н. умилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Кузмин, С.Есенин, И.Северянин, Б.Пастернак, Н.Асеев, В.Хлебников, А.Блок «Двенадцать», С.Есенин «Анна Снегина», В.Маяковский «Облако в штанах», «Во весь голос»
6. М.Горький «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль»
7. А.Фадеев «Разгром»
8. М.Булгаков «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
9. А.Платонов «Сокровенный человек», «Впрок», «Фро», «Котлован»
10. А.Толстой «Петр Первый»
11. А.Ахматова «Реквием»
12. Н.Заболоцкий, поэзия
13. М.Шолохов «Тихий Дон», «Поднятая целина»
14. А.Твардовский поэзия, «Дом у дороги», По праву памяти»
15. Б.Пастернак «Доктор Живаго»
16. А.Соженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ»
17. В.Астафьев «Царь-рыба», «Печальный детектив»

18. М.Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни»
19. Н. Рубцов, поэзия

20. Ч.Айтматов «И дольше века длится день», «Плаха»

21. В.Липатов «И это все о нем», «Деревенский детектив»

22. Ю.Трифонов «Дом на набережной», «Старик»

23. Э.Ремарк «Три товарища»
24. Э.Хемингуэй «Старик и море»
25. Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион»

ПАМЯТКИ

Анализ лирического произведения

1. Какое настроение создается этим стихотворением. Понравилось ли оно тебе? Постарайся объяснить свои чувства.
2. Какие строчки понравились больше всего, вызвали недоумение, неприятие? Выпишите (зачитайте) их.
3. О чем это стихотворение, определите его тему.
4. Что автор доказывает своим стихотворением? (определите главную мысль)
5. Какие средства выразительности автор использует в стихотворении? (сравнения, эпитеты ((образные прилагательные)), метафоры, олицетворения и т.д.).
6. Определи стихотворный размер.
Отзыв о литературном произведении.

1. Какова тема и основная мысль произведения?
2. Проблематика произведения.
3. Где и когда происходят изображенные в ней события?
4. Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?
5. Кто из героев особенно понравился? Почему?
6. Каков язык книги (что запомнилось, что показалось необычным)?
7. Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?
Реферат по литературе
Введение

Введение должно включать в себя:
- краткое обоснование актуальности темы (почему данная тема представляет интерес для исследования);
- краткий обзор изученной критической литературы (исследования, монографии, статьи) – раскрыть историю вопроса, проанализировать существующие подходы к осмыслению темы;
- цель и задачи реферата. Цель соотнести с темой реферата. Задачи – по параграфам основной части. Обычно одна задача ставится на один параграф.
Объем введения – 2 – 3 страницы.
Главный признак самостоятельности в исследовании темы – это ссылки на труды литературоведов. В реферате должны быть сноски при цитировании работ литературоведов.

Варианты построения предложений при написании введения и ссылках на работы литературоведов в основной части реферата ( Языковые клише ).

Приступая к работе по выбранной теме, мы изучили более … критических и литературоведческих работ. В ходе проведенного анализа выяснилось, что существует много исследований, посвященных творчеству…
Можно назвать работы (труды, монографии) …
Творчеству ….. посвящено достаточное количество исследований, критических статей, среди которых ….
В ходе работы над рефератом были изучены статьи …..
Из современных исследований можно выделить монографии …
Исследование (работа, монография, статья) ….. посвящено анализу …..
Иванов в монографии …. рассматривает вопросы ….., анализирует образы ….
По мнению данного исследователя, ….
Как замечает критик …
Литературовед приходит к следующему выводу …..
Автор данной статьи утверждает ….
Интерес представляет работа критика ….
Следует, на наш взгляд, обратить внимание на точку зрения (Ф.И.О.)…
Как утверждает данный исследователь ….
Примечательна такая мысль автора работы …
Наибольший интерес вызывает книга (статья, исследование, работа, монография) …. В ней автор уделяет внимание …
Другие работы – это статьи, раскрывающие отдельные аспекты произведения. Назовем труды Иванова …., Петрова ….. и др.
Иванов останавливается на вопросе ……, Петров раскрывает…., Иванов уделяет внимание анализу ….
Наибольшую помощь в написании реферата оказали работы …
Однако нет работ, в которых … (рассматривались бы вопросы…, дан анализ …)
Данный реферат – попытка целостного исследования поэмы.
Цель реферата (данного исследования) – определение (анализ, проанализировать ….) …..
Цель реферата (данного исследования) - раскрыть своеобразие ….
Целью данного реферата является раскрытие особенностей …..
Цель данной работы – показать ….
В соответствии с поставленной целью в реферате решались следующие задачи:
- рассмотреть ….
- проанализировать ….
- сопоставить ….
- проследить ….
- выявить …
- изучить литературу, посвященную творчеству …., и понять, как освещается данная проблема в работах исследователей.
Основные задачи:
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

Заключение

(раскрывает выводы по теме исследования, должно быть кратким – 1-2 стр., четким, соотнести с целью и задачами реферата)

Проделав данную работу, мы пришли к следующим выводам: ...
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам: ...

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


  1. Фольклор =УНТ (народная мудрость)

  2. Поговорка – Обобщение народного опыта,
самостоятельное суждение (Легко чужими руками жар загребать)

  1. Поговорка - всеми принятое образное сочетание слов для выражения оценки, часть самостоятельного суждения (чужими руками жар загребать).

  2. Загадка – «Хорошо составленная метафора»(Аристотель). Состоит из вопроса и ответа.

  3. Сказка – складка (вымысел): волшебные, социально-бытовые, про животных; а ПЕСНЯ – быль.

  4. Библия –«священная книга», собрание древних литературных текстов. Включает в себя сведения из истории, философии, медицины и других наук. Делится на 2 части: Ветхий Завет(жизнь до прихода Иисуса Христа); Новый Завет (о жизни и учении Христа)

  5. Жертвоприношение – это приношение даров божеству как человеку.

  6. Басенная мораль – выводы басни, которые вошли в обиход нашей разговорной речи в качестве пословиц и поговорок. (У сильного всегда бессильный виноват)

  7. Эпос – слово, рассказ . Лирика – музыкальный, поющийся под звуки лиры . Драма – Действие, постановка на сцене.

Роды художественных произведений


ЭПОС (повествование)

ЛИРИКА (в основе-настроение, чувство)

ДРАМА (действие)

ЖАНРЫ

ЖАНРЫ

ЖАНРЫ

Новелла- небольшой по объёму рассказ с неожиданной концовкой.

Гимн – торжественная песнь

Комедия – произведение, которое путём осмеяния обличает пороки людей и отрицательные явления действительности.(Н.В.Гоголь»Ревизор»)

Рассказ – невелик по объёму. В основе одно событие.

Ода- торжеств. стихотворение, воспевающее кого-либо

Трагедия – произведение, в котором изображаются непримиримые жизненные конфликты, которые ведут к гибели героя.(В.Шекспир «Гамлет»)

Повесть- в основе лежит несколько событий, которые объединяются вокруг главного героя

Лирич. стихотворение – стихотворение на любую тему.

Драма как жанр – сочетает в себе элементы трагедии и комедии. Средний жанр.(А.П.Чехов «Вишнёвый сад».)

Роман- охватывает широкий круг явлений частной и общественной жизни. Поднимаются важные проблемы.

Элегия – грустное размышление

Эпопея-огромный объём, много действующих лиц, насыщена реальными историческими событиями.

Эпиграмма – сатирич. стихотворение, обращённое к определённому лицу.(А.С.Пушкин о графе Воронцове

Эпитафия – надгробная надпись

Послание –стихотворение, адресованное кому-нибудь.

ЛИРО – ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ:
1.Басня - небольшое сатирическое произведение нравоучительного характера. Мораль краткий вывод, раскрывающий идею произведения.

2.Баллада – это краткий стихотворный рассказ героико-исторического(К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин») или фантастического характера(В.А.Жуков-ский «Светлана»)

3.Поэма – написана стихами, воспевает значительные события, прекрасные человеческие деяния.(Сатирическая: «Граф Нулин» А.С.Пушкина; героическая: «Слово о полку Игореве»; романтическая: «Цыганы» А.С.Пушкина; реалистическая: «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова.))

4.Роман в стихах –эпический способ изображения жизни сочетается с глубоким лиризмом (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
Лирический герой –герой, чьи мысли и чувства отразились в лирическом произведении
Лирика различна по своей тематике: философская, политическая, любовная, пейзажная,патриотическая и др.

Тема произведения (о чём?) – это факты, события, типические характеры героев, составляющие основу произведения.

Идея произведения (зачем?) – это основная мысль произведения, оценка автором изображаемого (фактов, событий, героев).

ПОНЯТИЕ О СЮЖЕТЕ
Сюжет – это последовательность событий и взаимоотношений людей. В основе сюжета лежит конфликт – столкновение характеров и обстоятельств:


  1. ЭКСПОЗИЦИЯ – вводная часть. (ПРОЛОГ)

  2. ЗАВЯЗКА – это начало движения сюжета. Она изображает возникшее противоречие.

  3. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

  4. КУЛЬМИНАЦИЯ – момент наивысшего напряжения в развитии действия.

  5. РАЗВЯЗКА – результат конфликта.

  6. ЭПИЛОГ – послесловие, даёт возможность сделать окончательные выводы.

КОМПОЗИЦИЯ произведения – это построение художественного произведения, расположение его частей в определённой системе и последовательности, т.е. внутренняя организация произведения.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ЗАПОМНИ!!!
Слова и выражения, употреблённые в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называют ТРОПАМИ (от греч. «тропос»-образное выражение, оборот.)

Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли.

М.Горький

СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. (Сравнение присоединяется союзами КАК,СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО и др.)

Нахмурился , словно туча.

И берёзы стоят , как большие свечки .

Сравнения помогают глубже, ярче раскрыть описываемый предмет или человека.
ЭПИТЕТ – образное определение предмета или действия. (От греч. «эпитетон» - приложение)

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными. Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его.
МЕТАФОРА – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать ёмкий образ.(греч. «метафора»-перенос).

Горит восток зарёю новой…
Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело.

Принахмурилась земля.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.

Звезда с звездою говорит.
Спит земля в сиянье голубом.

Олицетворение – разновидность метафоры. Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих человека вещей.
МЕТОНИМИЯ (от греч. «метонимиа» -переименование) – перенос признаков с одного предмета на другой на основании их смежности. Метафору легко переделать в сравнение, а метонимию - НЕТ.
Ликует буйный Рим .
Только слышно на улице где-то,

Одинокая бродит гармонь .
Бродит не гармонь, а гармонист. Ликуют римляне.
СИНЕКДОХА – особая разновидность метонимии. Значение с одного предмета переносится на другой: единственное число может употребляться вместо множественного и наоборот:

Отсель грозить мы будем шведу
Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение. («Я земной шар чуть не весь обошёл…)

ЛИТОТА – художественное преуменьшение. («Городок в табакерке»)

АЛЛЕГОРИЯ (греч. «аллегориа»- иносказание) – выражение отвлечённых понятий в конкретных художественных образах.

Например, в баснях, в сказках глупость, упрямство воплощаются в образе осла, трусость – в образе зайца и т.д.

ИРОНИЯ (насмешка) – употребление слов в значении, прямо противоположном их прямому значению. Истинный смысл высказывания замаскирован. Цель иронии: не развлекать, а подчёркивать всю серьёзность ситуации.

САРКАЗМ высшая степень иронии, злая, горькая или гневная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом.

ГРОТЕСК – отклонение от нормы, преувеличение, намеренная карикатура. Сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.

АНТИТЕЗА – противопоставление. Антитеза делает поэтическую речь более яркой и образной:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – это вопрос, не требующий ответа. Он обращён к читателю, чтобы привлечь внимание к изображаемому: «Знаете ли вы украинскую ночь? Н.В.Гоголь)
ЗАПОМНИТЕ!!!
Тропы создаются поэтами и писателями. Но просто придумать метафору или метонимию нельзя. Чтобы создать удачный, выразительный троп, нужно очень внимательно наблюдать за жизнью, уметь видеть связи между самыми различными предметами и явлениями.
НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА –это слова, называющие предметы, действия, но не выражающие чувства, эмоции, оценки.
ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫЕ СЛОВА – это слова, выражающие чувства, эмоции, дающие оценку изображаемому. (Слова с «говорящими» суффиксами, которые могут сделать эти слова добрыми или злыми, ласковыми или страшными: лисёнок, тихонько, крокодилище)

____________________________________________________________________________

Используемая литература: В.И.Глазунов «Экзамен по литературе, 9-11класс» Компания «Евразийский регион»,Москва,1998г.

Практический материал, вошедший в пособие, позволит повторить и обобщить знания по орфографии и пунктуации, поможет самостоятельно подготовиться к письменному экзамену. Структура изложения (упражнения с акцентом на особо трудных случаях — обобщающие упражнения) способствует развитию и закреплению навыков грамотного письма. Пособие адресовано учащимся 9-х классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, преподавателям и репетиторам, а также может быть полезно учащимся старших классов и абитуриентам.

Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену.

Текст из учебника

ОРФОГРАФИЯ
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ
§1 Безударные гласные в корне слова
| Вставьте пропущенные буквы.
Поев_щение; проев_щение; прил_пить к стене; при л_пать к подошве; раек_лить печь; раск_лоть орех; в_сеть на стене; вывесить на балконе; отт_ск на бумаге; отт_снить от сцены; зат_саться
в толпу; ут_шать в несчастье; ут_хающий шум; проп_лоть грядки;
оп_лить волосы; пос_деть на скамейке; пос_деть от старости;
прож_вать в доме; прож_вать кусок; нав_вать сон; зав_ваться
кольцами; прис_гать; прис_дать; задр_жать от холода; подр_-
жать артисту; см_риться с судьбой; изм_рять площадь; непри-
м_римый борец; скр_пить документы; скр_пит дверь; согласиться
скр_пя сердце; ехать, скр_пя колёсами; отщ_пнуть кусочек хлеба;
расщ_плённое молнией дерево; щ__пковый инструмент; разв_ваться на ветру; разв_вать промышленность; зап_вать песню; зап_вать
лекарство; вышк_ленный лакей; разд_ваться вдали; прекрасная
д_лина; обл_к_титься на стол; местный ст_рожил; ст_рожка;
прод_лжаться; уд_литься из зала; ум_лять недостатки; ум_лять
о пощаде, проел_влять, благосл_влять.
| Образуйте от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида. В образованных глаголах выделите корни и подчеркните безударные гласные, в скобках укажите проверочное слово.
Образец: выкапывать — выкопать (раскопки), оплачивать — оплатить (плата). ‘
Простаивать, заказывать, размалывать, рассказывать, раскалывать, разламывать, опаздывать, разбрасывать, пересаживать, отгадывать, проглатывать, отталкивать, выхаживать, оспаривать, отпарывать, облокачиваться, одаривать, вынашивать, скашивать, проговаривать.
§ Вставьте пропущенные буквы.
1. Он зап_лнял собою всё пространство распахнутой двери. (2)
2. Но больше всего в этот день Чайковского нор_зил свет. (4)
3. Надо было тотчас возвр_щаться домой. (4) 4. Писахов посв_тил свою жизнь Русскому Северу, был ж_вописцем и сказочником. (9) 5. Я уже засыпал, перебирая вообр_жением все грехи, от которых очистился. (8) 6. Впеч_тление от Преображенской церкви усиливает и выс_та здания, дост_гающая около 40 метров. (9) 7. Недвижимый белый камень уд_вительным и т_инствеиным обр_зом пере-
кл_кается с временами года. (13) 8. Нужно только не щ_дить себя. (17) 9. Снова к Стиксу спустился Орфей, надеясь вновь у Мелить подземных богов. (34) 10. И эти черты художник воил__тил в своей картине. (35) 11. За туманом острыми в_ршинами пр__сту-пала щётка лесов. (39) 12. И всё ещё хотелось ущ_пнуть себя, увериться, что всё это не во сне, не миражное в_дение. (39) 13. И тут вдруг из первого ряда поднялся с_девший там наш учит_ль рисования Александр Григорьевич. (62) 14. Л_теть первому страшно. (66)
15. И тут его покинули деловитость и напряжение. (66) 16. Храм плавает в П_дводной глуб_не. (13)
5 Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки в данных словах. Расставьте ударения и объясните правописание гласных в приставках.
Р_ссказни, р_ссказчик, р__спись, р__списка, р__сселить, р_здача,
р_ссольник, р_зделить, р_спуск, р_стянуть, р_скрыть, р_зва-
литься, р_звальни, раскованный, р_зыск, р_зыскивать, р_ссер-
диться, р_збирать, р_сконки, р_степель, р_зыграть, р_сставить,
р_зговор, р_змах, р_здел.
§ Вставьте пропущенные буквы. В случае затруднений пользуйтесь орфографическим словарём.
Ж_кет, к_мпонент, р_п_тиция, п_труль, тр_мвай, _нсамбль,
р_монт, л_генда, д_виз, с_гнал, к_рн_вал, в_н_грет, обл_ко,
барх_т, ярм_рка, пан__рама, дел_гат, инт_лл_генгный, аб_жур,
ин_циатива, проф_ль, пл_кат, д_р_жёр, к__нава, ун_верситет,
инж__нер, ж_лет.
В Вставьте пропущенные буквы. В случае затруднений пользуйтесь орфографическим словарём.
П_триот, пост_мент, п_йзаж, арт_ллерист, с_нт_ментальный,
эксп_р_мент, энц_клопедия, эп_демия, д_л_катный, в_трина,
пр_в_редливый, пр_в_легия, ижд_венец, д_ф_рамб, ш_ренга,
_зарт, д_л_тант, ин_циалы, к_н_нада, п_л_садник, эксп_нат, г_рн_зон.
По толковому словарю установите значение незнакомых вам слов. К каждому из данных слов подберите и запишите 1-2 однокоренных слова. Непроверяемые гласные подчеркните.
Л Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните полногласные сочетания. Где это возможно, проверьте безударные гласные ударением. Устно подберите проверочные слова.
Вор_н, м_л_ко, под_рожник, п_л_на, к_роль, г_л_ва, гор_д,
вол_сы, мол_дость, ст_р_жить, г_л_совать, к_роткий, и_рота,
ст_р_на, пох_л__дание, 6_р_говой.
§ Вставьте пропущенные буквы. К данным словам с неполногласными сочетаниями подберите однокоренные слова с полногласными сочетаниями. В словах с неполногласием безударные гласные проверьте ударением. Проверочные слова укажите в скобках.
Образец’, гр_доначальник — градоначальник (Волгоград) — город.
Огл_сить, мл_денец, стр_жа, охр_нять, нрохл_ждаться, ср_да,
загр_ждение, мл_копитающие, др_весина, вр_тарь, сокр_тить,
гл ва.
Щ Вставьте пропущенные буквы.
1. Храм поев_щается Покрову Богородицы, которая, по ст_ринно-
му поверью, держала в руках плат-покров, защ_тив гор_д от вр_-
гов. (13) 2. Пыльные туфли, связанные т_сёмками, в_сели у них
через плечо. (20) 3. Встр_чалось много островов, од_ноких и цепью, но в_сеннего больше не поп_далось. (27) 4. Бывают сл__д-
чайшие, др__гоценные, памятные на всю жизнь гл_тки воздуха. (52) 5. И тут же в сердцах разв_зал и выпр_мил кочергу. (28) 6. Его
вел_кодушие см_ряло даже самые ж_стокие сердца. (28) 7. Однако зав_зи были так м_лы и сами ёлочки так слабосильны, что им
уже и не справиться было с трудной б_рьбой за жизнь и прод_л-
жать рост. (32) 8. Мы с Николаем Ивановичем обн__жили гол_вы перед памятниками. (33) 9. Не выд_ржал Орфей и огл__нулся. (34) 10. В ст_рину в одном гор_де потеряли улыбку… (70) И. Ради
чего Микеланджело все дни своей жизни отд_вал такой неистовой,
такой всепогл_щающей работе? (23)
§2 Чередующиеся гласные в корнях слов
ИД Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор той или иной буквы.
Поджигатель, выстелить мхом — выст^А^ать мхом, стирать пыль -стереть пыль, растирание, ум_здэающий, б летательное исполнение — блс_стящий исполнитель, словосочетание, сочетать, отблистать, причитать, рассчитать, разберите предложение, расстилающаяся степь, расстелить платок, предпочесть, собирательный образ, почитатель, заниматься выжиганием, выжечь, вычитание, натереть кремом, натирать до блеска, избирательный участок, двери зап_£_рты, придираться друг к другу, замирающий, бракосочетание, отмереть, сд_срёт, старательная резинка, напирать плечом, замереть, настО-лить паркет, стереть написанное. / I М / М И,
Н Вставьте пропущенные буквы.
1. С возвышенности посмотришь на долину, расстилающуюся внизу, а там — стога. (21) 2. Надо добираться до дома. (24) 3. «Могу!
Могу!» — раздалось сзади сначала негромкое прич_тание. (25) 4. Я
не соб_ираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. (24) 5. Опустил Харон весло и, опершись на него, прислушался к неведомым звукам. (34) 6. Кербер замедлил свой бег и замб^р. (34) 7. Ёлочка долго и трудно будет сверлить пень корешками, пока доберётся до земли. (32) 8. Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло. 9. Математику он знал блестяще и лектором был превосходным. (15) 10. И мы, сдерживая дыхание, с замирающим сердцем летели в смрадные дыры, как в газовую атаку. (64)
7
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор той или иной буквы.
Вн_мательный, пон_мать, пож_иать плоды, пож_мать руки, хорошее нач_нание, прин_маться за дело, зан_мательный сюжет,
нач_нающий автор, отн_мать, восприн_мать, перен_мать опыт,
предприн_матель, дон_мать, прин_тый, соковыж_малка, выж_ть
сок, зан_тый, прокл__нать, закл_нание, разм_наться перед соревнованиями, заж_мать в тиски, пон_тый.
Щ Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор той или иной буквы.
Прик_саться, прик_сиуться, по к_сательной, к_сающийся, соприкасаться, прик_сновение, к_снитесь рукой, к_сание, к_снуться
темы, к_снувшийся, к_сается всех.
Hf Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор той или иной буквы.
Действовать безотлагательно, непрел_жное правило, прил_жение
к журналу, попасть в неловкое пол_жение, сл_гаемое, сл_гать
песни, отдёрнуть пол_г, сл_жить в сумку, нал_гать обязательства,
переложить с места на место, высказать предпол_жение, изл_гать
события, написать изл_жение, произвести сл_жение, относительное прил_гательное, разобрать предл_жение, даже не предпол_-
гал, сосл_гательное наклонение, распол_гающий к общению, рас-
пол_житься на отдых, от л_жения соли.
ШИ Вставьте пропущенные буквы.
1. Сначала прикидывали, какого размера надо зал_жить стог. (21)
2. Осенью 1830 г. Карамзин путешествовал по Подмосковью и свои впечатления, как обычно, изл_гал в форме писем. (30) 3. Ландау написал вывод и пол_жил мел. (15) 4. Он знал, что происхождение и значение названия «Коломна» не выявлено, и решил сочинить легенду, которую и изл_жил в письме из Коломны. (30) 5. Кто-то пе-
рел_жил её на летописный стиль. (30) 6. Лукин несколько афишировал своё распол_жение к способному студенту. (15) 7. Всякие
прочие запчасти предл_гают, а такой точно нету. (17) 8. Высказывают предпол_жение, что именно Борис, освоив новое мастерство,
пол жил начало литью колоколов в России.
Ц Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор той или иной буквы.
Каша приг_рела, заг_рать на пляже, ярко г_реть, пог_рельцы,
выг_реть, несг_раемый шкаф, заг_релые спортсмены, сг_рание бензина, г_рящая свеча, выг_рки, обг_ревшее дерево, г_рючее,
дог_рать, дрова прог_рели, перег_реть, пирог подг_рел, разг_-
релся спор, догорающий костёр, приг_рь, г__ рение.
Q Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор той или иной буквы.
Откл_ниться от курса, скл_нение существительных, повелительное
наклонение, склоняться к определённому мнению, прекл_няться
перед талантом, накл_ниться вперёд, покл_няться древним богам,
предмет покл_нения, откл_нения в развитии, низко покл_нился.
Н Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор той или иной буквы.
Неизвестный тв_рец, прочитать стихотв_рение, раств_ритель, от
сотв_рения мира, нераств_римые соли, претв_рить в жизнь, кухонная у тв_рь, чудесное тв_рение, заниматься благотв_рителыю-
стью, раств_рить в воде.