Загадки по русскому языку. Стихи и загадки к урокам по предмету русский язык

Русский язык - один из самых сложных. И это связано не только с лексикой и синтаксисом, но и с его историей. Даже для нас, носителей языка, до сих пор многое в родном языке неясно и загадочно.

Послание

Лингвисты не раз отмечали акрофонический принцип построения древнерусского алфавита и даже видели в нем скрытое «послание к славянам». У каждой из букв кириллицы есть свое название, и если прочесть эти названия в порядке алфавита, получится: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти». Один из вариантов перевода этого текста таков: “Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!».

Какой язык ближе к славянскому «предку»?

Между патриотически настроенными жителями славянских стран давно идут споры: какой язык все же ближе к исконно славянскому? Откуда вообще пошли различия между говорами на территории Восточной Руси (т. е. нынешней центральной России), Южной (современной Украины) и Западной (ныне – Белоруссия)? Дело в том, что в генезисе национальных языков этих стран участвовали разные элементы. На Руси, помимо славян, проживали финно-угорские племена, балты. Часто наведывались сюда кочевники из южных степей. Татаро-монгольские завоеватели не только грабили и разоряли Русь, но и оставили после себя немало языковых заимствований. Шведы, немцы, поляки – европейские соседи, также обогащали русский язык новыми словами. То, что значительная часть нынешней Белоруссии исторически была под властью Польши, а Южная Русь постоянно подвергалась набегам кочевников, не могло не отразиться на местных языках. Как говорится, с кем поведешься. Но не стоит слишком сильно расстраиваться. То, что наш язык сегодня так далек от своего прародителя – это не случайность и не результат масонского заговора, но результат кропотливой работы множества талантливых людей, которые создали русский литературный язык в том виде, в котором он существует сейчас. Если бы не вдохновленные ими реформы, не было бы у нас поэзии Пушкина, прозы Толстого, драматургии Чехова. Кто же создал тот язык, на котором мы говорим сегодня?

Первое «увольнение букв»

В XVIII веке к власти приходит Петр I. Он начинает преобразования во всех сферах жизни, не обходит вниманием и русский язык. Но его реформы касаются лишь внешней стороны, они не проникают в саму суть языка: его синтаксис, лексику, грамматику. Петр I упрощает правописание, избавляясь от греческих букв пси, кси и омеги. Эти буквы не обозначали в русском языке никаких звуков и их потеря язык нисколько не обедняла. Петр попытался избавиться еще от ряда букв русского алфавита: «Земля», «Ижица», «Ферт», а также убрал надстрочные знаки, но под давлением духовенства эти буквы пришлось вернуть. Алфавитная реформа облегчала жизнь не только школьникам петровской поры (букв-то приходилось учить меньше), но и типографиям, которым не надо было больше печатать лишние знаки, не произносившиеся при чтении. Ломоносов об этом отозвался так: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

Зачем была нужна реформа?

Настоящая реформа происходит силами писателей и поэтов XVIII века: Тредиаковского, Ломоносова, Карамзина. Они создают русский литературный язык и «закрепляют успех» своими произведениями. До того русский язык, из-за постоянных контактов с Западной Европой, пребывал в хаотическом состоянии. Просторечные формы соседствовали в нем с книжными, заимствованиями из немецкого, французского, латыни употреблялись наряду с русскими аналогами. Тредиаковский изменяет сам принцип русского стихосложения, перенимая и адаптируя европейскую силлабо-тоническую систему - основанную на регулярном чередовании ударных и неударных слогов. Ломоносов все слова русского языка делит на три группы: к первой принадлежали редко употребляемые, особенно в разговорной речи, но понятные грамотным людям: «отверзаю», «взываю». Ко второй – слова, общие для русского и церковнославянского языка: «рука», «ныне», «почитаю». И к третьей группе он относил слова, аналогов которых нет в церковных книгах, то есть слова русские, не исконно славянские: «говорю», «ручей», «лишь». Таким образом, Ломоносов выделяет три «штиля», каждый из которых употреблялся в определенных литературных жанрах: высокий штиль подходил для од и героических поэм, средним штилем писались драматические произведения, проза – в общем, все произведения, где нужно изобразить живую речь. Низкий штиль использовался в комедиях, сатире, эпиграммах. Наконец, Карамзин обогащает русский язык неологизмами, он отказывается от церковнославянской лексики, синтаксис языка приближается в его произведениях к более «легкому» французскому. Именно Карамзину мы обязаны, например, появлением слов «влюбленность» или «тротуар».

Трудная буква "Ё"

Карамзин был одним из ярых «поклонников» буквы «ё», но он вовсе не был ее изобретателем. В 1783 году состоялось одно из первых заседаний Академии Русской словесности. Её учредителем была Екатерина Дашкова. Вместе с известнейшими литераторами своего времени: Державиным и Фонвизиным, княгиня обсуждала проект Славяно-российского словаря. Для удобства Екатерина Романовна предложила заменить обозначение звука «io» на одну букву «ё». Нововведение было утверждено общим собранием академии, новаторскую идею Дашковой поддержал Державин, который стал использовать «ё» в своих произведениях. Именно он первым стал использовать новую букву в переписке, а также первым напечатал фамилию с "ё": Потёмкинъ. В это же время Иван Дмитриев выпустил книгу "И мои безделки", отпечатав в ней все необходимые точки. И, наконец, широкое употребление она получила после того, как появилась в поэтическом сборнике Карамзина. Были у новой буквы и противники. Министр просвещения Александр Шишков, как говорят, яростно пролистывал многочисленные тома своей библиотеки и собственноручно вымарывал две точки над буквой. Среди писателей тоже оказалось немало консерваторов. Марина Цветаева, например, принципиально писала через «о» слово «чорт», а Андрей Белый, по тем же соображениям, «жолтый». В типографиях букву тоже недолюбливают, ведь из-за нее приходится расходовать лишнюю краску. В дореволюционных букварях её сослали в самый конец алфавита, в одну компанию с отмирающими «ижицей» и «фитой». А в наши дни её место – в самом углу клавиатуры. Но не везде к букве «ё» относятся с таким пренебрежением – в Ульяновске ей даже установлен памятник.

Тайна «Ижицы»

В знаменитом декрете Луначарского 1918 года об изменениях в русском языке нет упоминания о букве Ѵ («ижица»), которая была последней буквой в дореволюционном алфавите. К моменту реформы она встречалась крайне редко, и ее можно было найти в основном только в церковных текстах. В гражданском же языке «ижица» фактически употреблялась только в слове «миро». В молчаливом отказе большевиков от «ижици» многие увидели знамение: Советская власть как бы отказывалась от одного из семи таинств – миропомазания, через которое православному подаются дары Святого Духа, призванные укрепить его в духовной жизни. Любопытно, что незадокументированное удаление «ижицы», последней буквы в алфавите, и официальная ликвидации предпоследней - «фиты» сделали заключительной алфавитной буквой – «я». Интеллигенция увидела в этом еще одну злонамеренность новых властей, которые намеренно пожертвовали двумя буквами, чтобы поставить в конец литеру, выражающую человеческую личность, индивидуальность.

Тайна русского мата

Практически весь XX век господствовала версия, что слова, которые мы называем матными, попали в русский язык от монголо-татар. Однако это заблуждение. Матерщина встречается уже в новгородских берестяных грамотах, датируемых XI веков: то есть задолго до рождения Чингисхана. Само понятие «мат» довольно позднее. На Руси испокон веков его называли «лая матерная». Изначально матерный язык включал в себя исключительно употребление слова «мать» в вульгарном, сексуальном контексте. Слова же, обозначающие детородные органы, которые мы сегодня относим к мату, не относились к «лае матерной». Существует десяток версий функции мата. Одни ученые предполагают, что матерщина появилась на рубеже перехода общества от матриархата к патриархату и изначально означала властное утверждение мужчины, который, пройдя обряд совокупления с «матерью» рода, публично объявлял об этом соплеменникам. Есть также гипотеза, согласно которой «матерщина» имела магическую, защитную функцию и называлась «пёсьим языком». В славянской (и индоевропейской в целом) традиции собаки считалась животными «загробного» мира и служили богине смерти Морене. Есть еще одно слово, которое несправедливо сегодня относят к матерщине. В целях самоцензуры, обозначим его «словом на букву «Б». Эта лексема спокойно существовала в стихии русского языка (его даже можно встретить в церковных текстах и официальных государственных грамотах), имея значения «блуд», «обман», «заблуждение», «ересь», «ошибка». В народе часто это слово применяли к распутным женщинам. Возможно, во времена Анны Иоанновны это слово стало употребляться с большей частотой и, вероятно, в последнем контексте, потому что именно эта императрица наложила на него запрет.

Змейка синяя бежи т:

Не ши пит она – журчит. (Ручей)

Не береза, не сосна –

В ти ши не стоит она.

Но лишь ветер пробежи т,

Вся листва на ней дрожи т. (Осина)

Невидимка озорной:

Все играет он с травой,

Листья в воздухе кру жи т

И куда-то он спеши т. (Ветер)

Где пройдет прохожи й,

Там ковер положи т.

Тот ковер пуши стый,

Белый да искристый. (Снег)

Что за маленький народ?

Кошке спать он не дает,

В кладовой шныряет,

Крупу собирает. (Мыши )

Проложили две дорожки,

Чтоб по снегу мчались ножки,

Быстрые, новые

Ножки те кленовые. (Лыжи )

В Простокваши но жи вет,

Все хозяйство там ведет.

Адрес точный я не знаю,

Да, ребята, в этой книжке

Малыши жи вут, малышки,

И жи вет один чу дак.

Все он делает не так.

Неумейкой он слывет.

Что за дерево такое

Угоща ет снегирей?

Снег лежи т, треща т морозы,

Ну а ягоды вкусней. (Рябина)

Через поле и леса

Мча тся, мча тся поезда.

Семафор, гудок и свист…

Вдаль везет нас … (маши нист).

Над морской волной летает,

Моря шум унять мечтает,

На волну садится –

Что это за птица? (Ча йка)

Любит мед, друзей встреча ет

И ворча лки сочиняет,

А еще – пыхтелки,

крича лки,

сопелки… Ух!

Забавный медвежонок … (Пух)

Дерево чу десное,

Листья интересные –

Веерочк и, веерки,

Белой свечк ою цветки. (Каштан)

ЧК-ЧН

Вот в лесочк е у пенечк а

Выросла большая кочк а:

Муравьиный это дом,

И жильцов без счету в нем. ( А. Кочергина)

Звездочк и-листочк и

Повисли на шнурочк е. (Плющ)

Появился гриб на ручк е,

Любит дождик он и тучк и. (Зонтик)

В азбуке на каждой строчк е –

Завиточк и и крючочк и.

То смогу их разгадать. (Буквы)

Загадки с орфограммой в отгадке (автор А. Кочергина)

Над цветком цветок тот пляшет,

Веерками крыльев машет.

Так прекрасен он, хорош,

Но на клумбе не найдешь. (Бабочк а)

В воду любит окунаться,

В краски любит одеваться,

А потом в альбом мой – скок! –

И раскрасила цветок (Кисточк а)

Стали буквы резче, ярче,

Стали четкими совсем.

Если зрение подводит,

Надевай – и нет проблем! (Очк и)

Появился гриб на ручке,

Любит дождик он и тучки. (Зонтик)

Что делали очки?

Играли с нами в … (салочки),

Писали с нами … (палочки),

Примеряли …(шапочки),

Надевали …(тапочки),

Ныряли в …(бочки),

Прыгали с (кочки)

На последней …(строчке),

Поставили … (точки).

На пенечке есть грибочки,

Не лисички, не сморчки,

Попадут нам в кузовочки

Не маслята, не строчки,

Попадут опята –

Дружные ребята. А. Кочергина

Правописание имен собственных.

Лена, Наташа, Светлана и Алла –

С буквы заглавной я написала.

Правило это запомнить готова:

С буквы заглавной пишется слово,

Когда человека оно называет.

С маленькой буквы тех слов не бывает.

Вова, Алеша, Сережа и Миша –

С буквы заглавной всегда мы напишем. А. Кочергина

В дом пришла игрушка к нам –

Деревянный мальчуган.

Ключик он в руке несет,

Нос во все дела сует.

Потому, наверно, носит

Мальчик очень длинный носик. (Буратино)

Испекла бабуля деду –

Дед остался без обеда:

В лес мальчишка убежал,

На носок лисе попал. (Колобок)

В Простоквашино живет,

Все хозяйство там ведет.

Адрес точный я не знаю,

Но фамилия – морская. (Кот Матроскин)

Той девчонки нет прекрасней,

Той девчонки нет умней.

И Пьеро, ее вздыхатель,

Целый день поет о ней. (Мальвина)

Да, ребята, в этой книжке

Малыши живут, малышки,

И живет один чудак.

Все он делает не так.

Неумейкой он слывет.

Кто его нам назовет? (Незнайка)

Кто пропеллер свой включает

И стремительно взлетает,

Любит плюшки и варенье,

И шалун на удивленье.

Озорной весельчак

В окно влетает просто так.

К Малышу попал он в дом

И устроил там погром. (Карлсон)

АЛФАВИТ

– Славик, что за кислый вид?

– Повторяю алфавит…

Не могу запомнить я

Буквы все от А до Я!

– А, Б, В, Г, Д, Е, Ё –

Прекрати свое нытье!

Ж, З, И, Й, К, Л, М –

Это просто же совсем!

– Н, О, П, Р, С, Т, У…

Я запомнить все смогу?

– Ф, Х, Ц, Ч, Ш и Щ –

Учим буквы сообща!

ТВЕРДЫЙ ЗНАК, Ы, МЯГКИЙ ЗНАК –

Если с другом, все пустяк!

Вот остались Э, Ю, Я…

– Алфавит запомнил я! (А. Кочергина)

У Паши калоши,

У Даши калоши,

Калоши широкие есть у Сережи.

В калоши обуты все малыши.

По лужам шагать без калош не спеши. (А. Кочергина)

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА

Рисовать решил я дом.

Открываю свой… (альбом)

Русская красавица,

Всем нам очень нравится.

Бела она, стройна,

Одежда зелена. (Береза)

Мимо сосен и берёз

Лесом ходит дед Мороз.

Голый, сонный лес зимой

Он украсит бахромой.

Это что за бахрома?

Угадайте, детвора! (Иней)

Невидимка озорной:

Все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит

И куда-то он спешит. (Ветер)

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)

Деревянный кафтан,

В нем живет цветной Иван.

Любит он альбом, тетрадь,

Что на небе расцветает

И теплом всех согревает? (Солнце)

День ушел, и ночь пришла,

В небо выплыла… (луна).

Не береза, не сосна –

В тишине стоит она.

Но лишь ветер пробежит,

Вся листва на ней дрожит. (Осина)

Птица та – деревни житель,

Кур-хохлаток предводитель.

Только червячка найдет,

Собирает свой народ. (Петух)

Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег стоит, трещат морозы,

Ну а ягоды вкусней. (Рябина)

Малышам – вторая мама,

Знаний даст она немало,

Научит всех трудиться,

И лепить, и рисовать. (Учительница)

Клетка, линейка…

Цифры, слова…

Как я стараюсь,

Покажет она. (Тетрадь)

Не на ледяной площадке –

В ученической тетрадке

Он чертил круги коньками

Для Сережи и для Ани. (Циркуль)

За спиной огромный дом,

И пенал, и книжки в нем,

И тетради, и альбом.

Ходит в школу этот дом. (Ранец)

Деревянный кафтан,

В нем живет цветной Иван.

Любит он альбом, тетрадь,

А я люблю им рисовать. (Карандаш)

Вот на нашей строчк е

Встали в строй сыночк и.

Их, дружок, могу назвать:

Два и три, четыре, пять.

Что же за сыночк и

Выстроились в строчк е? (Цифры)

Очень чу дные ботинки

Появились у Иринки

Не годятся для ходьбы,

В них по льду кататься бы. (Коньки)

По реке и по морям

Ведет маши ну капитан.

Может, ты на ней бывал

И в руках держал штурвал? (Корабль)

Мимо сосен и берёз

Лесом ходит дед Мороз.

Голый, сонный лес зимой

Он украсит бахромой.

Это что за бахрома?

Угадайте, детвора! (Иней )

Их не увидишь над собой.

А иногда, белы как вата,

Они плывут, спешат куда-то . (Облака )

Под осиной гриб тот, дети

В ярком красненьком берете. (Подосиновик)

Семь братцев друг за другом идут.

Один другого никогда не обойдет. (Дни недели)

Прошло семь дней –

Конец и ей. (Неделя)

Что за братцы?

Их пересчитал –

Год пропал.

Годы идут –

А они не растут.

Как тех братцев зовут? (Месяцы)

Эти резвые подружки,

Попрыгуньи и крикушки,

Песни громко распевают

И комариков глотают. (Лягушки)

Птица та – деревни жи тель,

Кур-хохлаток предводитель.

Только червячк а найдет,

Собирает свой народ. (Петух)

Он письмо принес и эту

Интересную газету.

Угадайте, кто же он?

Он, ребята, … (почтальон).

Вот бочонок с шапочкой,

С дерева упал.

Год прошел – и деревцем

Маленьким он стал. (Желудь)

Удивительное дело:

Небо звонко заблестело.

Вспышки звезд и там и тут.

Это праздничный … (салют).

Земляника поспела

И над лапкой-листком

Поднялась, заалела:

Приходи с кузовком! ( А. Кочергина)

Облако в небе плывет голубом

Нам оно машет пушистым крылом.

По лугу ходит белый барашек

Травку он щиплет средь белых ромашек.

Козочка лакомый кустик нашла

Вечером вкусного даст молока.

Зацветает пестрый луг,

В ярких красках все вокруг.

Мы приехали на речку и сидим не берегу.

Увидал Максим корову, что пасется на лугу.

КОРЕНЬ. ОДНОКОРЕННЫЕ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Что за чудо,

Что за диво!

Осень лес позолотила.

Золотистый клен стоит.

Золотой ковер шуршит.

Под ногами позолота

Солнца лучик золотой,

Ты украсил лес густой? ( А. Кочергина)

СОСТАВ СЛОВА

СУФФИКС

Две весёлые подружк и,

Озорные хохотушк и,

У кадушк и во дворе

Распевали детворе:

– Ква-ква-ква!

Ква-ква-ква!

Ноты «до», и «соль», и «фа»… ( А. Кочергина)

СЛОВА С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА ПРОВЕРЯЕМОЙ УДАРЕНИЕМ

Домик – хатка на реке,

И плотина вдалеке.

Это кто ж такой, скажите,

Архитектор и строитель? (Бобры)

Дремлют на подушке

Маленькие ушки,

Мягонькие лапки,

Коготки-царапки. (Котёнок)

Ты в летний полдень, в тишь и зной

Их не увидишь над собой.

А иногда, белы как вата,

Они плывут, спешат куда-то. (Облака)

В каплях всё вокруг блестит,

Луг алмазами покрыт. (Роса)

Видел я такой цве ток –

Зо ло тистый о бодок.

Долго он в тра ве си дел,

Стал се дым и уле тел. (Одуванчик)

Два но жа, скре пленных вместе.

Не си дится им на месте:

Выре зают и кро ят,

Вместе с нами ма стерят. (Ножницы)

Дом на улице сто ит,

Де твора к нему спе шит.

Не сут тетрадки, книжки

Де вчонки и ма льчишки. (Школа)

Над цве тами кто ле тает,

Сок цве точный собирает,

В домик свой его не сет

Из него готовит мед? (Пчела)

Пишем мы с сестренкой Надей

Целый час уже слова.

И опять не знает Надя,

Как же ей писать «ДРОВА»:

С буквой «о»?.. А может, с «а»?..

Дать совет я ей готов:

Нам не нужно много ДРО В!

В слове «ТРА ВЫ» буква «а» –

Значит, я пишу «ТРА ВА».

«ВО ДЫ» – «о». Пишу: «ВО ДИЦА».

«ДО СКИ» – «о». Пишу: «ДО СКА».

«СО ВЫ» – напишу «СО ВА».

Много СТРА Н – СТРА НА в тетради.

Много СКА Л – СКА ЛА у Нади.

Изменяем мы слова,

Проверяем «о» и «а».

«МО РЕ» – я пишу: «МО РСКОЙ»,

«БО ЛЬШЕ» – я пишу: «БО ЛЬШОЙ».

Вмиг получим мы ответ,

Как писать – сомнений нет! (А. Кочергина)

Диктанты «Запиши в тетрадь только гласную а или о, е или и » (автор А. Кочергина)

1. Ты будь внимателен, мой друг,

В словах есть безударный звук:

Нора, жара, дома, сосна –

Одна из гласных не ясна.

Вода, мосты, трава, глазок,

Гроза, дворы, роса, комок,

Оса, коса, моря, сова.

Проверить надо все слова!

о, о, о, о,)

2. Ты будь внимателен, мой друг:

В словах есть безударный звук.

Село, гнездо, поля, весна –

Одна из гласных неясна.

Страна, земля, стрела, роса,

Сосна, зерно, звезда, краса.

Мосты, гроза, следы, листок,

Моря, река, леса, цветок,

Вода, дела, гроза, трава –

Проверить надо все слова!

(е, е, о, е,

3. Кроты, слова, зима, весна –

Одна из гласных неясна.

Перо, листы, трава, лесок,

Волна, стена, спина, носок,

Дела, лисенок, и трава –

Проверить надо все слова!

(о, о, и, е,

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Разноцветные бумаж ки,

Завитуш ки и кудряш ки,

Нам украсят елку, зал.

Кто в загадке их узнал? (Серпантин)

В беленьких платьях,

Желтые глаз ки…

Ты назовешь их

Без всякой подсказ ки. (Ромаш ки)

Цветок с лепест ками различной окрас ки,

С красивым названьем…(анютины гла з ки).

Этот гриб нам всем знаком:

С кружевным воротником,

Он стоит на белой нож ке,

Среди трав ки у дорож ки.

Ярко-красная панама

В белый модненький горох

Я сорвал его для мамы,

Но она сказала: «Ох!

Хоть красив твой гриб на вид ,

Но для нас он ядовит !» (Мухомор)

В воде озорница

Играет, резвится,

Блестит чешуёй:

Поплыли со мной! (Рыб ка)

Вот в траве приметные

Шляпки разноцветные.

Вспомни ты их имя,

Но не ешь сырыми! (Сыроеж ки)

Ах, красавицы стоят!

Улыбаются-глядят,

Веселы, румяны,

Одеты в сарафаны.

Можно их в одну собрать.

Как красавиц тех назвать? (Матреш ки)

Ах, какая непослуш ка

Эта чудная игруш ка!

Положу – она встает.

Как стоять не устает? (Неваляш ка)

Шар земной передо мной,

Но совсем он небольшой. (Глобус )

Побежали по дорож ке

Серебристых нитей нож ки. (Дожд ь)

«Незнайкины стихи»

Незнайка написал стихи, в которых много ошибок. Исправьте их:

Пончик любид лимонат,

Шоколат и мармелат.

А Авоська – плюжки

И слаткие ватружки.

Торопышка любит торд

И из персикоф компод.

Все мы сладкоешки,

Щелкаем орежки. (А.Кочергина)

Буквенные диктанты «Какую согласную напишешь в конце слова?» (автор А. Кочергина)

1. Обед, завод, медведь, кровать,

Наряд, народ, этаж, тетрадь.

Каприз, морковь, багаж, гараж,

Малыш, запас и карандаш.

(д, д, д, т,

2. Кит и год, мороз и нос,

Машинист и паровоз.

Йогурт, корж и лимонад,

Абрикос и виноград.

(т, д, з, с,

3. Согласный парный проверяй

И в середине замечай!

Рыбка, грядка, кружка, складка,

Травка, сетка и тетрадка.

Крышка, лапка, лодка, ласка,

Книжка, ложка, утка, сказка.

(б, д, ж, д,

2. Ушко, кошка, мышка, репка,

Шубка, шутка, травка, крепко,

Грядка, шапка и лошадка,

Сетка, чашка и помадка.

(ш, ш, ш, п,

3. То ли Ж, то ли Ш?

Пиши, дружочек, не спеша.

Дружки, снежки, горшки, прыжки,

Сапожки, ложки, гребешки,

Лужки, флажки и ножки,

Кружки и осьминожки.

(ж, ж, ш, ж,

УДВОЕННАЯ СОГЛАСНАЯ

Ах, какой огромный стол!

Для каких обедов он?

Нет, обедать здесь не станем:

Сетку туго мы натянем –

Скачет шарик там и тут.

Как игру эту зовут? (Настольный тенн ис)

Вот шосс ейные дороги,

И машины там и тут.

С грузом есть, а есть без груза,

Взад-вперед они снуют.

Повороты, косогоры…

За рулем сидят… (шоферы).

По стальной дорожке мчится,

Словно ветер, словно птица,

Пасс ажиров, груз везет.

Кто его нам назовет? (Паровоз/ поезд)

Вот хлопок…И два, и три…

Пол под елкой в конфетт и. (Хлопушка)

Многим вам она знакома.

В ней купаться можно дома.

Что же это за предмет?

Догадались или нет? (Ванна)

Зачем еще учить слова

Ведь класс помог уже вчера.

И я теперь смогу на «пять»

Их без сомненья написать:

Аллея, касса, сонн и тонна

Перонн, шоссе, хоккей, коллонна,

Гррупа. Русккий, акурратно

Ну что, друзья, тут не понятно?

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Согласный не слышится в слове порою,

Но вот на письме – совершенно иное…

Запомни слова или их проверяй,

Согласный, дружище, где нужно, вставляй:

Известный , прелестный ,

Капустный и местный

Согласному трудно поверить!

А как же его нам проверить?

Мы форму изменим неясного слова,

Согласный звучит – и писать мы готовы!

Известный известен

Когда это слово нельзя изменить?

Пусть родственник слова на помощь придет,

И хитрый согласный от нас не уйдет!

Известный известие , здравие здравствуй

Теперь от ребят ты не прячься, согласный!

А трудности будут – словарик возьмешь

И нужное слово всегда в нем найдешь.( А. Кочергина)

«Найди в словах рифмовки ошибки» (автор А. Кочергина)

Тростник, прелестный, властный,

Доблестный, ненастный.

Окрестный, устный, местный,

Чудестный, неизвестный.

(Чудесный без Т)

Солнышко в небе ясном сияет,

И незаметно тает снежок.

- В каком слове есть непроизносимый согласный? Какое слово является проверочным для него ? (СОЛНЦЕ – СОЛНЫШКО)

«Исправь рассказ, написанный Незнайкой» (автор А. Кочергина)

«В воскресенъе я был в лесу с друзями. Мы ставили палатку. Я забивал коля вместе с Гунъкой. Мы разъвели костер и варили гречьневую кашу. Понъчик съел на пенек и сел всю кашу. Нам оставил совсемь мало. Булка стащила все бульки. Пришлось пить чай с одним варенем. Тьюбик рисовал, а Авосъка вел сьемку филъма «Мои друзя в лесу».

Объявил, полозья, съезд.

Объяснил, объедки, съест.

Обезьяна, льет, подъезд.

Вьюга, вьюн, семья, разъезд.

Приставки и предлоги

Где приставка, где предлог?

Кто бы мне решить помог?

Правил тех совсем немного:

У глагола нет предлога.

Значит, прилетел , пошел ,

Улыбнулся и увел ,

Засолил , занес , загнать –

Буду слитно я писать.

Как с другими быть словами?

После «по» мы слово вставим:

По высокому столбу ,

По братишкиному лбу ,

По дороге, по колено…

ПО – предлог.

Пишу раздельно.

Не вставляются слова –

Слитно я пишу тогда.

Постовой , постройка , порох ,

Полевой, погода, полог.

ПО – часть слова!

ПО – предлог!

Вот и выучил урок! (А. Кочергина)

Побежали по дорожке

Серебристых нитей ножки. (Дождик)

Ледяной горох

Поскакал на порог.

Если землю по крыл –

Урожай по губил. (Град)

Ис пекла бабуля деду –

Дед о стался без обеда:

В лес мальчишка у бежал,

На носок лисе по пал. (Колобок)

Все бело кругом, красиво,

В инее сияет ива.

Холода, мороз; метели

За кружили-за вертели.

В белых шапках все дома.

Это к нам при шла… (зима).

Жемчужный колокольчик

При шёл в леса весной.

По лесу он раз носит

Чудесный за пах свой. (Ландыш)

Ветви над рекой с клонила,

В реку смотрится уныло. (Ива)

Есть у нас зеленый еж,

На окне его найдешь:

На моем окошке

По селился в плошке! (Кактус)

Что на небе рас цветает

И теплом всех со гревает? (Солнце)

День у шел, и ночь при шла,

В небо вы плыла… (луна).

Сложные слова

Соединительных гласных только две.

Мы их запомним: «о» и «е».

Ледокол и лесоруб,

Землемер и книголюб,

Снегопад и паровоз,

Листопад и утконос,

Садовод и сталевар

Все слова я написал?

Ну-ка вы, друзья, решите,

Новые слова впишите. (А. Кочергина)

Босоножки

Чтобы бегать по дорожке,

Мне купили босоножки.

Хоть и ножки не босы,

Но открыты все носы! (А. Кочергина)

Любит вкусное варенье,

Вафли, плюшки и печенье.

Сладкоежка и шалунишка.

Он – герой любимой книжки. (Карлсон)

Лежебока на печи

Уплетает калачи.

Только вымолвит словечко,

Ведра поспешат на речку.

Наберут водицы постирать, умыться. (Емеля)

Ей не нужен самолет,

Без него летит вперед.

Ступой баба управляет и метлою погоняет. (Баба-Яга)

Листья по ветру летят

Листьев танец– … (листопад)

Снег засыпал лес и сад

Долго длился …(снегопад)

Мчит с высоты поток воды.

Он небывалой красоты.

Вода шумит, вода ревет.

Кто тот поток нам назовет? (водопад)

Через синий океан

Ведет судно капитан,

Серебристый самолет

В небесах ведет … (пилот).

Хоть тяжелый он на вид,

В небо без труда взлетит,

И отправится в полет

Быстрокрылый… (самолет ).

Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю.

Есть пропеллер у меня.

Как зовут меня, друзья? (Вертолет)

Предметы волшебные в сказках бывают,

Героев желанья они исполняют:

Ковер-самолет – над миром подняться,

Чудесный горшок – сладкой кашей питаться.

А ну-ка, попробуй и ты, мой дружок,

Волшебных предметов набрать кузовок.

Вспоминай, не зевай,

Ровно семь лепестков,

Нет пестрее цветков.

Оторвешь лепесток –

Полетит он на восток,

И на север, и на юг,

И вернется к нам он в круг.

Ты желанье загадай,

Исполненья ожидай.

Что же это за цветок?

Лютик? Ландыш? «Огонек»? (Цветик-семицветик )

Ах, стряпуха! Ах, хозяйка!

Ты, дружок, ее узнай-ка:

Стоит только расстелить –

Всех сумеет накормить.

Много всяких будет блюд.

Как стряпуху ту зовут? (Скатерть-самобранка )

Много верст впереди.

Как бы их быстрей пройти?

Ты попробуй их обуть –

Одолеешь мигом путь. (Сапоги-скороходы )

Тексты загадок, в которых встречаются сложные слова (автор А. Кочергина)

Куцехвостик , длинноушка ,

На пеньке ты как игрушка.

Лапки ты свои поджал…

От лисички убежал? (Заяц)

В море видим мы фонтан.

Кто его устроил там?

Почему фонтан плывет?

Что за чудо-пароход ? (Кит)

Сложных много слов бывает,

Но Незнайка их не знает.

Мы ему поможем с вами

Список слов таких составим.

Самоходный луноход

На Луне сейчас живет.

Сам по кратерам шагает.

Лунный грунт он изучает. (А. Кочергина)

ЧАСТИ РЕЧИ

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Лексическое значение существительных

Стол, табурет , кресло, кровать.

Как одним словом предметы назвать? (Мебель )

Чашка, тарелка , кофейник и блюдце –

Как одним словом они назовутся? (Посуда )

Поезд, автобус и самолет –

Общее слово кто назовет? (Транспорт)

Картофель , капуста , морковь , кабачок

Как одним словом назвать их, дружок? (Овощи )

Яблоко , груша, айва, абрикос

То же задание, тот же вопрос. (Фрукты)

Мячик и шарик, юла и машинка ,

И обязательно кукла Маринка.

Знают мальчишки, девчонки -подружки:

Эти предметы зовутся … (игрушки).

Здесь девчонки и мальчишки

Достают тетрадки , книжки,

Трудятся старательно,

Слушают внимательно.

Дети те – одна семья.(Школа)

На болоте до темна

Можно слышать «Ква! Ква! Ква!»

Это лягушата Ква

Учат разные слова.

И читают до зари

Азбуку и буквари.

Строки все содержат «ква».

Поиграй и ты в слова.

Тут ква,

И ква, и ква,

И ква, и ква.

Вот ква и ква.

Слышны ребятам «ква» и «ква».

(квадрат, квас, тыква, квартира, Москва, аквариум, клюква)

1. Вот крикливая ворона

Нам доставила пакет.

Не могу прочесть ни слова.

Разгадайте вы секрет.

Вот в строке мужское имя. кар.

В огороде его тьма. кар

Приписал мне врач кар.

Чтоб не болела голова.

На стене висела в классе. кар

Стоит почетный кар.

У художника кар.

У меня в руке кар.

В ней пекли буханки хлеба. кар.

Я поймал его в реке. кар

Мы на завтрак ели с сыром кар.

Собрались на кар.

В кар все костюмах.

Никого я не узнал.

(Макар, картофель, лекарство, карта, караул, картина, пекарня, пескарь, макароны, карнавал, в маскарадных)

1) В деревне есть домашний кот.

2) Напала на меня кот, и выпил я стакан компота.

3) Севка, друг мой, стал до смеха

Меня, ребята, кот.

И я смеялся, отбивался,

И я толкался и кусался,

И заревел потом как кот,

А Севке объявил кот.

4) У кошки пятеро кот.

Я дал кусочек им кот,

А вот кот не хотят.

(Скот, икота, щекотать, бойкот, котят, котлеты, компота)

Существительные с шипящей на конце слова

НЕЗНАЙКА:

Плач, кузнец, певец и жнец,

Печь и речь, калач и клещ,

Рожь, силач, камыш, малыш,

Тут попробуй, разберись.

Где писать мне мягкий знак?

Не пойму, друзья, никак!

Кто из вас, друзья покажет,

Правило мне все расскажет?

Разберет кто все слова?

Чтоб не получил я «2».

Печь и речь, и мышь, и рожь,

Быстро все сейчас поймешь.

Может разобраться всяк:

Где женский род –

Там мягкий знак.

Печь и речь – она, моя,

Мягкий знак пишу, друзья.

Ну а ключ и мяч – он, мой,

Значит это род мужской,

Мягкий знак тут не пишу,

Без ошибок напишу.( А. Кочергина)

Единственное и множественное число имен существительных

Дремлют на подушке

Маленькие ушки,

Маленькие лапки,

Коготки-царапки.

Это наш котенок Рыжик.

От хвоста до пяток рыжий.( А. Кочергина)

В руки лейку мы возьмем –

Грядки будут под дождем,

Освежит наш дождь цветы,

С ним польёшь клубнику ты.

И не надо тучек –

Хмурых серых злючек! (А. Кочергина)

Первое склонение имен существительных

Белые фонарики

На зеленой ножке

Я весною встретила

На лесной дорожке.( А. Кочергина)

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Белые фонарики

На зеленой ножке

Я весною встретила

На лесной дорожке. ( А. Кочергина)

Через синий океан

Ведет судно капитан,

Серебристый самолет

В небесах ведет пилот ( А. Кочергина) .

Очень дружные ребята,

У пенька живут опята. ( А. Кочергина)

Белая панамка,

Бледная поганка. ( А. Кочергина)

Под осиной гриб тот, дети

В ярком красненьком берете. (Подосиновик)

ГЛАГОЛ

Тучки по небу плывут,

Дождик летний нам несут.

Тучки в тучу собрались,

Ливнем сильным пролились.

Прогремел июльский гром –

Стало всё свежо кругом.

Чистый лес, и сад, и луг –

Как красиво всё вокруг! ( А. Кочергина)

Глаголы настоящего времени

В воде озорница

Играет, резвится,

Блестит чешуёй:

Поплывем, друг, за мной! (Рыбка)

Как чудесен наш сад на заре:

Весь сверкает , блестит в серебре.

Подорожник умылся росой,

Одуванчик горит золотой.

У забора крапива стоит,

В бриллиантах сияет, блестит. ( А. Кочергина)

Глаголы прошедшего времени

На лесной проталинке

Колокольчик маленький

Краску взял себе с небес

И украсил ею лес. ( А. Кочергина)

Дождик землю промочил,

Ветер солнышко открыл.

Через речку – прыг да скок –

Перекинулся мосток.

Подружила берега

Семицветная дуга. ( А. Кочергина)

Не с глаголами

В семье брат да сестрица.

Сестру увидишь, да не услышишь,

Брата услышишь, да не увидишь. (Молния и гром)

Есть рога, но не бодается,

Зубы есть, но не кусается,

Домик носит на себе,

А живет она в воде. (Улитка)

Бьется, скачет,

Но не плачет.

Приглашает детвору

На веселую игру. (Мяч)

Из далёка-далека

Широка течёт река…

Хоть устала, не стоит,

К морю синему спешит.

Знаки препинания при однородных членах предложения

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно.

Дети рисуют, играют, сидят,

Спорят, смеются, поют, говорят.

Если же вдруг появился союз,

То запятая тогда – лишний груз.

Дети поют и смеются,

Дружат и не дерутся.

Если союз к нам пришел не один,

Ставь запятую ты перед вторым.

Я и пою, и танцую.

Видишь, дружок, запятую?

А перед союзами «а» и «но»

Долгих сомнений быть не должно:

Не думай впустую –

Ставь запятую!

Мы не шумим, а смеемся.

Спорим, но не деремся! (Т. Воронова, А.В. Кочергина)

Дремлют на подушке

Маленькие ушки,

Мягонькие лапки,

Коготки-царапки . (Котёнок)

Бьется, скачет,

Но не плачет.

Приглашает детвору

На веселую игру. (Мяч)

Знаки препинания в сложных предложениях

День ушел , и ночь пришла,

В небо выплыла луна.

Солнышко с небе ясном сияет,

И незаметно тает снежок.

Скоро в лесочке на светлой поляне

К солнцу потянется первый цветок. ( А. Кочергина)

Цветы черемухи сменяются сиренью,

Приходят тихо в лес прохлада, тень.

Луга и поле рады птицы пенью.

Пусть птицы не смолкают целый день! ( А. Кочергина)

С этим месяцем лето уходит,

Солнца меньше и спала жара,

Собираются птицы к отлету,

И дождей наступает пора . ( А. Кочергина)

Сентябрь

Лес оделся в позолоту,

Солнце светит с вышины.

Этот месяц знают дети.

В школу все спешить должны. ( А. Кочергина)

Осыпается лист золотой,

Травы вянут,

Сады опустели.

И в лесу среди голых ветвей

Проступают зеленые ели. ( А. Кочергина)

Зима в свои права вступает,

Запорошила снегом сад.

И реки дремлют подо льдами,

И дети на каток спешат. ( А. Кочергина)

Предложения с прямой речью

На лугу расцвел цветок,

Ярко-алый огонек.

На него ты погляди-ка:

Это дикая гвоздика.

Наступает тихий вечер,

Говорит цветок: «До встречи!»

Дунул легкий ветерок

Лепестки свернул цветок. ( А. Кочергина)

Пи-пи-пи – пищат цыплята:

– Червячков тут маловато.

Не поделят их никак.

Что же делать?

Куд - кудах?! ( А. Кочергина)

На заре поет петух:

«Встань пораньше, милый друг!

Солнце просыпается,

В небо поднимается…» (А. Кочергина)

Мягкий знак - показатель мягкости

1. Немного печальный
Цветок музыкальный. (Колокольчик)

2. Веселая и строгая ходит,
Пол не трогая.

Кто ни выйдет, ни войдет,

Руку ей всегда пожмет. (Дверь)

3.Одной рукой всех встречает,
Другой провожает. (Дверь)

4. Притаились пичужки
Тесненько друг к дружке.

Что сутки - из стаи одна улетает. (Календарь)

5.Мчусь, как пуля, я вперед
Лишь поскрипывает лёд.
И мелькают огоньки,
Кто несёт меня?... (Коньки)

6.То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Называюсь я... (Тетрадь)

7. Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину,

И тогда, поднявши пыль, побежит. (Автомобиль)

8. Тянусь я тонким столбиком

По трубке из стекла,

Сжимаюсь я от холода,

Расту я от тепла. (Ртуть в градуснике)

9. Меня частенько просят, ждут,

А только появлюсь, сразу прятаться начнут. (Дождь)

10. Ты за ней - она от тебя,
Ты от неё - она за тобой. (Тень)

11. У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле.
И нет у рыбы в море. (Тень)

12. В этом белом сундучище

Мы храним на полках пищу.

На дворе стоит жара,

В сундучище - холодище. (Холодильник)

13. Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные

Все ужасно важные. (Портфель)

14. В воде купался,

А сух остался. (Гусь)

15. Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

16. Боится зверь ветвей моих.
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя.
Скажите быстро: кто же я? (Олень)

17. Трав копытами касаясь,
Холит по лесу красавец.
Ходит гордо и легко,
Рога расставив широко. (Лось)

18. Не колода и не петь,

А лежит он целый день. (Лодырь)

19. Растет она вниз головою

Не летом растет, а зимою.

Но солнце её припечет –

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

20. Весной летает и жужжит,

То сядет на цветок,

То снова полетит. (Шмель)

21. Мету, мету - не вымету.

Несу, несу - не вынесу.

Пора придет - сама уйдет. (Тень)

22. Зимой и летом

Одним цветом. (Ель)

23. Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

24. Легонькое, кругленькое,

А за хвост не поднять. (Сапожный гвоздь)

25. На воде не тонет,

А в земле не гниет. (Уголь)

26. Красный кочеток

По жердочке бежит. (Огонь)

27.Белое поле, черное семя,

Кто его сеет, тот разумеет. (Письмо)

28.Есть у меня работники.

Во всем помочь охотники.

Живут не за горой:

День и ночь со мной.

Целый десяток

Верных ребяток. (Пальцы)

29. Черная корова

Весь мир поборола.

Белая пришла –

Всех подняла. (Ночь и день)

30. Привинтил сталь,

Покатил вдаль. (Коньки)

31. Сеюсь, как из сита,

Но не порошок.

Заползаю в жито,

Но не червячок. (Дождь)

32. Чему на свете нет

Ни меры, ни весу, ни цены? (Огонь)

33. Все ломаю, все срываю,

Ничему пощады нет. (Вихрь)

34.Посмотрю я в окошко,
Идет длинный Антошка. (Дождь)

35. С неба пришел

В землю ушел (Дождь)

36. Тонок, долог, голенаст,

Прыгать горазд,

В траве не видать. (Дождь)

37. Клеть дыровата,

А выхода нет. (Сеть)

38. Семьсот ворот,

Да один выход. (Сеть)

39. Летит птица:

Не ест ни ржи, ни жита,

А ест тура да оленя

До красного дня. (Слепень)

40. Белые хоромы,

Красные подпоры. (Гусь)

41.Щиплет за пятки

Беги без оглядки. (Гусь)

42. Не земледелец, не кузнец, не плотник,

А первый не селе работник. (Конь)

43. Чего хочешь -
Того не купишь.
Чего не надо,
Того не продашь. (молодость и старость)

44. В новой стенке, в круглом окне.
Днем стекло разбито,

За ночь вставлено. (Прорубь)

45. Что на свете всех быстрее? (Мысль)

46. Под землей птица

Гнездо свила,

Яйца нанесла. (Картофель)

47. Г олова трясется,

Губы дрожат,

Зубы вертятся,

А из горла белый пар валится. (Мельница)

48. Не плеть плетена,

Не вязь вязана,

Не узлы знать,

А не развязать. (Цепь)

49. Без рук, без ног
Но гору ползет. (Огонь)

50. Когда нужен -.
в реку бросают,

А когда не нужен –

Наверх поднимают. (Якорь)

51. Солнце выглянет - заплачет.
Солнца нет - слезинки спрячет. (С осулька)

52. Кто приходит, кто уходит -

Все её за руку водят. (Дверь)

53. По лужку он важно ходит,

Из воды сухой выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

54. Маленький Ерофейка
Утонул до шейки. (Гвоздь)

55. Яичко в чашечке с дерева свалилось

И не разбилось. (Желудь)

56. Огромная кошка мелькает за стволами.

Глаза золотые, а уши с кистями.

Но это не кошка, смотри, берегись,

Идёт на охоту коварная... (Рысь)

57. Многим он ребятам нужен,

Чтобы начертить окружность.

На одной ноге стоит,

А другой ногой кружит.

Что же это за предмет?

Догадались или нет? (Циркуль)

58. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я-... (Осьминог)

59, Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день.
Кто же это? (Олень)

60. В нашей кухне
Круглы год
Дед Мороз

В шкафу живет. (Холодильник)

61. Красный петушок
По жердочке бежит. (Огонь)

62. Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили.
В ушанке заячьей - зимой.
А летом - с бритой головой. (Тень)

63. Одну меня не съешь никогда,

А без меня невкусна еда. (Соль)

64. Если он на дне лежит,

Судно вдаль не побежит. (Якорь)

65. По крыше весело стучу,

И по пути, пока лечу,

Всё небо разрисую

В линеечку косую. (Дождь)

66. Видать глазами,

Да не взять руками. (Тень)

67. Что растет без коренья? (Камень)

68. Выросло, повыросло,
Из бороды повылезло,
Солнышко стало,
Ничего не стало. (Сосулька)

69. Шуба нова, на подоле дыра. (Прорубь)


В подборку включены вопросы и задания для проведения викторины по русскому языку во 2 классе.

1. Загадки о русском языке для 2 класса

На странице букваря 33 богатыря

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

(Алфавит)

Тридцать три сестрички

Ростом невелички

Если знаешь их секрет,

То на все найдешь ответ.

(Буквы)

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

(Слоги)

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

(Язык)

2. Блиц-опрос о русском языке

1. Какая речь, устная или письменная, появилась раньше?

2. Как называется речь одного человека?

3. Некоторые из данных слов нельзя перенести. Найди их: урок, книга, дождь, пою, зайка, орех.

4. Какая буква в русском алфавите стоит на 23 месте?

5. Как правильно расставить слова в алфавитном порядке: черника, малина, смородина, ежевика, крыжовник, голубика.

6. Какие согласные никогда не бывают мягкими?

7. Какие согласные всегда только мягкие?

8. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слова: «ручка», «точный»?

9. Подбери к словам антонимы: мир, грусть, узкий, злой, бежать, петь.

10. Подбери к словам синонимы: бегемот, школьник, смелый, ледяной, бежать, кушать.

Ответы: 1. Устная. 2. Монолог. 3. Урок, дождь, пою, орех. 4. «Х». 5. Голубика, ежевика, крыжовник, малина, смородина, черника. 6. Ж, ш, ц. 7. Ч, щ, й. 8. «чк», «чн» без «ь». 9. Война, радость, широкий, добрый, стоять, молчать. 10. Гиппопотам, ученик, храбрый, холодный, нестись, есть.

3. Вопросы о буквах, звуках и слогах

Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных букв? (10)
Сколько парных согласных? (12)

Как делятся слова? (На слоги.)
Сколько в слове слогов? (Сколько гласных, столько и слогов.)
Как в русском языке воспроизводятся звуки, которые издают кошка, собака, гусь? Как называются эти слова? (Звукоподражательные)

1. КОТ, КИТ, МИР - Какие это слова? (Односложные)

2. Назовите двусложные слова (Пе-нал, ма-ма, мо-ре)

3. Назовите трехсложные слова (Те-ле-фон, ком-на-та, ли-ней-ка)

4. Вопросы о правилах и орфограммах

Назовите слова-предметы. (Парта, пенал…)
Назовите слова-признаки. (Весёлый, умный…)
Назовите слова-действия. (Пишет, читает…)

Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
С помощью какой части слова образуются новые слова?
Что меняется в конце слова?

Как пишется частица НЕ со словами-действиями?
Как писать имена и фамилии?
Как писать предлоги со словами?

1. Как пишутся в словах сочетания ЖИ-ШИ? Приведи примеры.

2. Как пишутся в словах сочетания ЧА-ЩА? Приведи примеры.

3. Как пишутся в словах сочетания ЧУ-ЩУ? Приведи примеры.

Подбери слова, начинающиеся со слога бу- (букашка, бумага, бутон, булавка, Буратино).
Подберите слова со слогом за- (гроза, коза, заноза, засов, лоза).

Подбери слова со слогом ва- (васильки, канава, корова, вагон).

5. Шуточные и занимательные вопросы о русском языке для 2 класса

1. Чей нос называется так же, как мелкая монета?

а) коровы; б) медведя; в) мыши; г) свиньи ; д) дельфина.

2.Собака лает, кошка мяукает, свинья хрюкает. А лошадь?

а) мычит; б) блеет; в) кудахчет; г) ржёт ; д) ревёт.

3. В каком слове сорок гласных?

(В слове «сорокА»)

4) В каком слове больше всего букв «Я»?

5) Корова говорит «Му!», собака? «Гав!», кошка? «Мяу!». А кто говорит самое длинное «слово»?

(А) утка; (Б) свинья; (В) лошадь; (Г) лягушка; (Д) петух

(А) браты; (Б) брата; (В) братья ; (Г) братия; (Д) братики

7) В Королевстве кривых зеркал, куда попала Оля, у неё оказалась подружка Яло — её зеркальное отражение. Оля записала под диктовку Яло имена жителей этого королевства, но в одном ошиблась. В каком из имён ошибка?

(А) Абаж; (Б) Анидаг; (В) Аксал; (Г) Гурт ; (Д) Нушрок.

8) Лёва составил список того, что выращивает в огороде его бабушка: баклажаны, кабачки, картофель, морковь, огурцы, петрушка, помидоры, щавель.

Потом он вписал в список ещё одно слово после слова картофель. Какое?

(А) укроп; (Б) лук ; (в) капуста; (Г) репа; (Д) тыква

6. Ребусы для викторины по русскому языку

Разгадайте ребусы. Каждая команда получает по листочку с заданием. За правильно выполнение задания 2 балла, если 1 ошибка - 1 балл

КИС. (ответ: КИСТОЧКА)

ВИ 3 НА (ответ: ВИТРИНА)

100 ЛИЦА (ответ: СТОЛИЦА)

ВО 7 (ответ: ВОСЕМЬ)

ПО 100 ВОЙ (ответ: ПОСТОВОЙ)

7. Буквы в словах перепутались

Командам даётся по листу с заданием (у каждой команды свое задание). Буквы в словах перепутались, восстановите слова!

Разгаданы 5 слов - 3 балла, 4 слова - 2 балла, 3 слова - 1 балл. Время 3-5 минут.

Расшифруйте слова:

ЛАНПЕ (ПЕНАЛ)

ГАНИК (КНИГА)

РЦЕУГО (ОГУРЕЦ)

ВАТРА (ТРАВА)

ЧКАРУ (РУЧКА)

КЗЛОАВ (ВОКЗАЛ)

ШОЛАК (ШКОЛА)

НОРАВО (ВОРОНА)

КИСАРК (КРАСКИ)

ВОНЗОК (ЗВОНОК)

АШАИНМ (МАШИНА)

АДЕЕБС (БЕСЕДА)

ЕВРЕЧ (ВЧЕРА)

ТАРПА (ПАРТА)

ДАНЗА (НАЗАД)

УВКАБ (БУКВА)

ИСОКН (НОСКИ)

ТЕСОМ (МЕСТО)

УРОЧБ (ОБРУЧ)

ЕЛОНЬ (ОЛЕНЬ)

8. Разгадайте слова, используя первые буквы предметов

Ответы: 1. БЕЛКА 2. КАБАН 3.ЗАЯЦ


9. Раскройте смысл крылатых выражений

Каждая команда объясняет по 2 выражения. Перед началом выполнения задания нужно привести пример объяснения:

Смотреть сквозь пальцы - не обращать внимания ни на что

Море по колено - ничего не бояться

Тянуть кота за хвост - долго не приступать к делу, медлить

Задания для команд:

Во весь дух - (быстро)

Рукой подать - (близко)

Прикусить язык - (замолчать)

Витать в облаках (мечтать)

Сломя голову - (быстро)

Крокодиловы слезы - (фальшивые)


10. Игра «Наборщик»

Требуется составить как можно больше слов из букв данного слова. Дается время на выполнение задания, затем каждая команда по очереди называет по одному слову. Уже названные слова повторять нельзя.

Учитель записывает заранее подготовленное слово или выставляет табличку с этим словом перед играющими командами. Задача состоит в том, чтобы из букв заданного слова составить как можно больше других слов имён существительных в именительном падеже (повторять буквы нельзя). На выполнение задания отводится 5-8 минут (слова для примера: игротека, преподаватель, строительство, лекарство и др). За каждое правильное слово 1 балл. Можно усложнить задание: за односложные слова давать 1 балл, за двусложные - 2 балла, за трехсложные - 3 балла.

Пример:

Лекарство: вор, кора, сор, сова, ворс, кросс, лор, ствол, рост, стол, корт, вес, лес, рак, ток, кот, рот, крот, трос.

1. За какую согласную букву надо спрятать другую согласную, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких ружей?
(Залп: за «л» — «п»).

2. Название какого дерева состоит из восклицания, ноты и предлога?
(О-си-на: осина).

3. Какое слово в русском и немецком языках обозначает название реки и один и тот же союз?
(Или – Одер).

4. В названии какой птицы сорок одинаковых букв?
(Сорока: сорок — «а»).

5. К какому местоимению нужно прибавить другое, чтобы получить крупные плоды?
(«Ты» к «вы» — тыквы).

6. В каком глаголе сто отрицаний?
(Сто «нет» — стонет).

7. Какой глагол называет вас своим?
(Мой).

8. Как перечислить при помощи наречий по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

9. В каком наречии, состоящем из пяти букв, звучит пять «О»?
(Опять: «о» — пять).

10. Какая змея бывает наречием?
(Уж).

11. Какой буквой, взятой два раза, можно назвать военный праздник?
(Пара «Д» — парад).

12. Как написать слово «мышеловка» пятью буквами?
(Кошка).

13. Ради какой буквы замечательный русский изобретатель победил пространство, создав возможность людям общаться друг с другом из любых мест мира?
(Ради «О» — радио).

14. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и слева направо?
(Оно, тот).

15. Какие женские имена состоят из союзов?
(Ада: «а» и «да»; Ида: «и» и «да»).

16. В каких случаях слова «грозный», «шахты», «бостон», «изюм», «калач» пишутся с большой буквы?
(Названия городов).

17. Какие два местоимения мешают движению транспорта?
(Ямы: «я» и «мы»).

18. Как превратить высокое растение, растущее по берегам рек, в маленькую мышь?
(Камыш: на ка+мыш+ добавь «ь»).

19. Чем оканчиваются день и ночь?
(Мягким знаком).

20. Что находится между горой и оврагом?
(Буква «и»).

21. Какие три одинаковые буквы могут исполнить музыкальную пьесу?
(Три «о»: трио).

22. Какой месяц короче всех?
(Май – из 3-х букв).

23. У человека – одна, у ворона – две, а у медведя – нет ни одной.
(Букв «о»).

24. У каких глаголов в конце большое помещение?
(У которых корень оканчивается на букву «З»: ска-зал, заре-зал – у глаголов в прошедшем времени).

25. У каких глаголов в конце животное с ветвистыми рогами?
(У безличных, возвратных: не спал – лось, не хоте – лось).

26. Сколько в «азбуке» букв?
(6).

27. Из названий каких двух букв можно приготовить вкусное блюдо?
(Каша: «ка» — «ша»; уха: «у» — «ха»).

28. Какая буква наиболее редкая гостья в русских книгах?
(Ф).

29. Какие буквы обижаются на то, что их не пишут в начале русских слов?
(«Ы» и «Й»).

30. Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя мягкими знаками?
(Точь-в-точь).

31. Какие прилагательные женского рода жалуются на свой рост?
(Мала – я, высока-я).

32. В каком падеже личное местоимение «МЫ» состоит их двух предлогов?
(В р.п.: «на» и «с» — нас).

33. Какой приток Днепра образован предлогом и числительным?
(«При» и «пять» — Припять).

34. В каких лесах не водится дичь?
(Лес ошибок, срубленный, спиленный).

35. В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
(Как дважды два).

36. В каком числительном можно встретить пять «Ю»?
(Пятью: пять «ю»).

37. Из каких четырёх предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю дорогу?
(Насос: «на» — «с» — «о» — «с»).

38. Из каких трёх предлогов можно составить название домашнего животного?
(Коза: «к» — «о» — «за»).

39. Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов?
(Сосна: «с» — «о» — «с» — «на»).

40. Что было завтра, а станет вчера?
(Сегодня).

41. Какой полуостров жалуется на свой рост?
(Я-мал).

42. Название какой реки можно найти у себя во рту?
(Десна).

43. Что общего у винтовки и дерева?
(Ствол).

44. Какой остров говорит, что его можно носить под рубашкой?
(Я-майка).

45. Какой болезнью на земле никто не болел?
(Звёздной).

46. Какой башмак на ногу не натянуть человеку никак:
Ни маленькому, ни большому, ни самому крутому?
(Железнодорожный).

47. Что общего в деревьях и книжках?
(Лист: листы – листья).

48. Что у зайца позади, а у цапли впереди?
(Буква «Ц»).

49. Что есть у слова, у растения и у уравнения?
(Корень).

50. Названия каких двух животных надо соединить, чтобы получился страшный яд?
(Мышь и як).

51. Так в старину называли и большой населённый пункт, а сейчас – только осадки.
(Град).