Информационное обеспечение научных исследований. Информационное обеспечение исследования

1. Виды информации и её свойства

1.1 Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, это:

графическая или изобразительная – первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге и т.д.

звуковая – мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретение звукозаписывающих устройств в 1877 г. ее разновидностью является музыкальная информация – для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;

текстовая – способ кодирования речи человека специальными символами – буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;

числовая – количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами – цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;

видеоинформация – способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения – это тактильная информация , передаваемая ощущениями, органолептическая , передаваемая запахами и вкусами и др.

Для передачи информации на большие расстояния первоначально использовались кодированные световые сигналы, с изобретением электричества – передача закодированного определенным образом сигнала по проводам, позднее – с использованием радиоволн.

Создателем общей теории информации и основоположником цифровой связи считается Клод Шеннон (ClaudeShannon). Всемирную известность ему принес фундаментальный труд 1948 года – «Математическая теория связи» (AMathematicalTheoryofCommunication), в котором впервые обосновывается возможность применения двоичного кода для передачи информации.

С появлением компьютеров (или, как их вначале называли в нашей стране, ЭВМ – электронные вычислительные машины) вначале появилось средство для обработки числовой информации. Однако в дальнейшем, особенно после широкого распространения персональных компьютеров (ПК), компьютеры стали использоваться для хранения, обработки, передачи и поиска текстовой, числовой, изобразительной, звуковой и видеоинформации. С момента появления первых персональных компьютеров – ПК (80-е годы 20 века) – до 80% их рабочего времени посвящено работе с текстовой информацией.

Хранение информации при использовании компьютеров осуществляется на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.).

Особым видом информации в настоящее время можно считать информацию, представленную в глобальной сети Интернет. Здесь используются особые приемы хранения, обработки, поиска и передачи распределенной информации больших объемов и особые способы работы с различными видами информации. Постоянно совершенствуется программное обеспечение, обеспечивающее коллективную работу с информацией всех видов.

1.2 Свойства информации

Характерной отличительной особенностью информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информацию.

Наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.

Объективность информации. Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22 °С» – объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения.

Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как, преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.

Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

– преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;

– искажение в результате воздействия помех и недостаточно точных средств ее фиксации.

Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.

Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

Самая ценная информация – объективная, достоверная, полная, и актуальная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека. Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами:

имеет семантический (смысловой) характер, т.е. понятийный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.

С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция – от лат. cumulatio – увеличение, скопление).

Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) – медленнее.

2. Виды источников информации

2.1 Документальный тип источников информации

Понятие «документа» употребляется сегодня в двух смыслах. Причём один из них более объёмен: документ – это «материальный носитель записи с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве»

По типу деятельности, породившей документ:

1. Государственно-административные;

2. Производственно-административные;

3. Общественно-политические;

4. Научные;

5. Нормативно-технические;

6. Справочно-информационные;

7. Художественные.

Вторая классификация основана на группировке

по сферам их обращения.

1. Производственные;

2. Общественных организаций;

3. Бытовые.

Под производственными документами имеется в виду совокупность текстов которые обеспечивают информационное обслуживание производственной жизни трудовых коллективов, нужды управления в государственной и производственной сферах

Документы общественных организаций – тексты, обеспечивающие информационное обслуживание деятельности партий, движений, объединений разного рода.

Бытовыми документы – совокупностью официальных и личных материалов, которая обеспечивает информационное обслуживание людей в быту они, как правило, представляют собой личную собственность человека

Социология разработала следующее деление документов

1. По способу фиксирования информации (рукописные, печатные документы, кино и фотоплёнки, магнитные ленты).

3. По статусу документа (официальные и неофициальные, например, постановление правительства и пояснительная записка).

4. По степени близости к эмпирическому материалу (первичные, например, заполненные анкеты, и вторичные – отчёт, написанный по результатам анкетирования на основе обобщения данных анкет).

5. По способу получения документа (естественно функционирующие в обществе, например, статистические отчёты по установленному образцу и «целевые», т.е. созданные по заказу журналиста – допустим, справка о деятельности учреждений).

2.2 По целевому назначению информационные издания делят на библиографические, реферативные и обзорные

Библиографическое издание – представляет собой библиографическое пособие в форме непериодического, серийного, периодического или продолжающегося издания, содержащего упорядоченное множество библиографических записей, объединенных по какому-либо признаку. К библиографическим изданиям относят библиографические указатели, обзоры, списки, информационные издания.

Реферативные издания – содержат аннотации и рефераты. К реферативным изданиям относят – экспресс-информацию, реферативные журналы, реферативные сборники, информационные листки. Реферат – это краткое изложение содержания документа или его части, включающие основные фактические сведения и выводы, необходимые для первичного ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.

Практическая деятельность человека в любых условиях характеризуется применением самой разнообразной информации. Конечно, с понятием "информация" связывают представление о все то новое, что воспринимается человеком в любом сообщении или сигнале.

информации (от латинского - объяснение, изложение чего-либо или сведения о чем-либо) чаще всего понимают сведения, передаваемые от человека к человеку устно, письменно или любым иным способом, в том числе и с помощью технических средств.

Слово "информация" вошло в постоянное употребление в середине двадцатого века с подачи К.Шеннона, который вложил в этот термин узкий технический смысл применительно к теории связи или передачи кодов (которая получила название "Теория информации"). В настоящее время наполнение этого термина стало более глубоким. И это является следствием того, что только в последние десятилетия выявилась необходимость осознанной организации процессов движения и обработки того, что имеет общее название "информация". Но само понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности. Так, в широком понимании этого слова, "информация" означает новые сведения об окружающем мире, получаемые в результате взаимодействия с ним. В настоящее время этот термин широко используется во всех отраслях науки. Чтобы активизировать внимание на существенном содержании информации, часто используют термин "семантическая информация" - то есть информация, имеющая определенный смысл, который можно понять и интерпретировать с помощью естественного языка в процессе человеческого общения (С.Гончаренко).

Информация является средством общения между людьми и отражает общественные и производственные взаимоотношения, а также многообразные проявления материального мира. Только обмен информацией между исследователями через каналы коммуникаций или прямым общением на семинарах, конференциях, симпозиумах способствует обеспечению научно-технического прогресса.

Потенциально любая научная работа производительная, но если результат этого труда не распространяется в виде определенных сведений, он не может с экономической точки зрения играть роль товара. Научная информация дает возможность материализовать результаты интеллектуальной деятельности мозга, а также оценить последнюю качественно и количественно.

Сам мозг исследователя можно сравнить с информационной системой, которая собирает (запоминания), преобразует (анализ материала, который уже находится в памяти, и синтез качественно "новой" информации), сохраняет (память), осуществляет поиск (творческое мышление) и распространение (воспроизведение собранных и обработанных сведений в виде новых гипотез или теорий) информации.

Общие свойства информации, независимо от ее содержания, изучает теория информации раздел кибернетики, исследующий способы математического описания и оценивания методов передачи, хранения, извлечения и классификации информации. Свое воплощение теория информации нашла в научной дисциплине, известной под названием "информатика". На основе новейших достижений информатики стало возможным обеспечивать обмен информацией не только между людьми, но и между человеком и машиной или между самими машинами.

Информатика - отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, обработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах деятельности.

Хоть информатика как научная дисциплина появилась совсем недавно, информационной деятельностью люди начали заниматься еще в древние времена.

Сначала от человека к человеку, от поколения в поколение информация передавалась устно. Это были сведения о профессиональных навыках, например о приемах охоты, обработки охотничьей добычи, способы земледелия и тому подобное. Со временем информацию стали фиксировать в виде графических образов окружающего мира. Примерами этого могут быть наскальные рисунки, изображавшие животных, растений, людей, охотничьи сцены, ритуальные обряды и прочее (их появление оценивается примерно в 20-30 тысяч лет назад).

Поиск более совершенных способов фиксирования информации привел к появлению письменности. Вначале люди записывали условными обозначениями расчеты с покупателями, а затем написали и первое слово. На чем они только не писали. В Индии - на пальмовых листьях, в Вавилоне - на глиняных дощечках, на Руси пользовались берестою. Появление письменности стало новым шагом человечества в области хранения и обработки информации. На самом деле революционным событием в развитии письменности стало изобретение печатного станка, благодаря которому появилась книга, С появлением книги стало возможным массово тиражировать профессиональные знания, зафиксированные на материальном носителе.

Книгопечатание в Украине берет свое начало от основания Иваном Федоровым во Львове типографию, где в 1574 году он издал первую печатную книгу -"Апостол". Со временем, в течение XVI-XVII веков в Украине ячейками - книгопечатания стали Киево-Печерская, Острожская, Почаевская, Черниговская типографии В XVIII веке были основаны типографии при Харьковском (1805 г.) и Киевском (1835 г.) университетах.

Сейчас лавины книг, сливаясь с лавинами нормативной документации и многотомной справочной литературы, периодических изданий и др. образуют океаны информации Актуальной проблемой современности становится несогласованность огромного количества публикаций с более узкими интеллектуальными возможностями человека

Еще в 1874 г. английский физик Рэлей признавал, что люди науки часто вынуждены испытывать чувства, близкие к паническим беспокойства, когда созерцают поток новых знаний, которые появляются ежегодно, кажется, что что-либо новое, сколько-нибудь значительное дополнение к этому бремени уже существующей информации сделает этот груз почти невыносимой, Такая мысль вполне созвучна и с современностью, хотя с того времени объем научной информации вырос в тысячи раз.

В современных условиях стремительного роста темпов обновления знаний для характеристики научной информации находит использование термин из ядерной физики - "время полураспада ядерных продуктов". На сегодня в некоторых отраслях "время полураспада знаний" составляет восемь месяцев.

В условиях стремительного роста объемов информации ее печатные носители стали проявлять свое несовершенство Это находит проявление в сложности поиска необходимой информации, в необходимости огромных помещений со специальными климатическими условиями для хранения печатных изданий Вследствие всего этого печатные издания как носители информации начинают стремительно отставать от технического и социального прогресса человечества, связанного в первую очередь с развитием и усилением информационных связей между людьми.

В условиях роста потоков информации, необходимости повышения оперативности ее поиска, обработки и расширения влияния на все направления деятельности человека ее надежным помощником становится электронная-вычислительная машина (ЭВМ) - революционное изобретение XX века Современные совершенные ЭВМ одновременно является и носителем информации, и средством ее распространения среди потребителей

Уже сейчас, передавая информацию в машинной памяти, становится возможным извлекать полки книжных хранилищ И это не удивительно - ведь один компакт-диск может свободно хранить информацию, например, многотомной энциклопедии или нескольких десятков справочных изданий Поэтому без сомнения по словам известного украинского кибернетика В. Глушкова электронные вычислительные машины будут кладовыми не только научных и технических знаний человечества, но и всего, что было создано им за многие века своего существования, они станут огромной и вечной памятью его. Серьезные исследования в области программированного обучения, а также развитие средств вычислительной техники позволили.Глушкову сформулировать задачу разработки компьютерных методов и средств для активизации обучения. С целью практической реализации поставленной задачи были проведены работы по созданию автоматизированных обучающих систем.

Революционные изменения в распространении и передачи информации обеспечивает сеть Інтернет1, которая была создана благодаря запуска в Советском Союзе первого спутника Земли (; октября 1957 г.). Это событие изменило мир. В США в разработке была собственная программа запуска спутников, но она еще не стартовала.

Это событие непосредственно привела к созданию Агентства передовых исследовательских проектов Министерства обороны США - DARPA (Department of Defence ARPA - Advanced Research Projects Agency). На организацию возложили задачи исследований и разработки передовых идей и технологий, которые выходят за рамки текущих потребностей. Создание Интернета стало по всей видимости самым известным проектом этого Агентства (и совершенно точно самым используемым).

Опубликована Дж. Ліклайдером (Joseph Licklider) (психолог и ученый в области компьютерных технологий) труд "Симбиоз компьютера и человека" (Man-Computer Symbiosis) (1960 г.), носила четко выраженную идею компьютеров, объединенных в сеть с целью использования, хранения и извлечения информации. Возглавляя отдел обработки информации в ARPA, Дж. Ліклайдер (1962 г.) сформировал группу для дальнейших компьютерных исследований, которую покинул прежде, чем была сделана работа по реализации идей.

План создания компьютерной сети (которая получила название ARPANET) был представлен в октябре 1967-го. А уже в декабре 1969 была создана и заработала первая компьютерная сеть, состоящая из 4 машин. Основной проблемой в создании сети было объединение физически разделенных сетей без связи сетевых ресурсов постоянными соединениями. Техника, которая решила проблему, получила название Коммутация пакетов (packet switching). Это решение предусматривает разбиение запросов данных на маленькие части (пакеты), которые могут быстро обрабатываться без блокирования с другими узлами сети. Данный принцип до сих пор используется в работе Интернета.

Концепция получила широкое применение. Другие сети зарождались, используя ту же самую технику коммутации пакетов. Например, X. 25, разработанная Международным телекоммуникационным союзом, стала основной для первой университетской сети Великобритании - JANET (сеть позволяла британским университетам отправлять и принимать файлы и электронную почту). Американская общественная сеть CompuServe позволяла небольшим компаниям и гражданам получать почасово доступ к компьютерным ресурсам, а затем и к Интернету. Эти сети, несмотря на наличие большого количества соединений, были более частными и закрытыми, чем Интернет сегодня.

Распространение различных сетевых протоколов вскоре стало проблемой, когда начались попытки соединить разрозненные сети. Тем не менее, решение было на виду. Роберт Кан (Robert Kahn) работая над проектом спутниковой пакетной сети для ARPA, начал определять ряд правил для более открытой сетевой архитектуры, которая должна была заменить текущий протокол, использовавшийся в ARPANET. Позже к нему присоединился Винтон Серф из Стэнфордского университета. Вдвоем они создали систему, которая маскирует различия между сетевыми протоколами, используя новый стандарт. В публикации черновика спецификации в декабре 1974 система названа как Internet Transmission Control Program (Программа контроля передачи данных в Интернете).

Эта спецификация уменьшила роль сети и перенесла ответственность за поддержание целостности передачи данных на компьютер хоста. В конечном счете стало возможным легкое присоединение всех сетей друг к другу. ARPA профинансировало разработку программного обеспечения, и в 1977 году была проведена успешная демонстрация трех различных сетей, которые взаимодействовали друг с другом. Спецификацию завершили, опубликовали и приняли в 1981 году; в 1982 году соединение ARPANET за пределами США были переведены на использование нового протокола TCP/IP. Так появился Интернет, который мы знаем.

В начале 90-х существовала система поиска и передачи информации - Gopher, которая предоставляла каталог ссылок на файлы, компьютерные ресурсы, другие каталоги, что могли пересекать границы компьютеру и использовать Интернет для получения каталогов из других систем. Созданный в Университете Миннесоты (1993 г.), Gopher был очень популярен в университетах, которые искали возможность предоставить информацию по всем студенческом городке, и в крупных организациях, где было необходимо решение для централизованного хранения и управления информацией.

Университет объявил, что начнет взимать лицензионные отчисления за право использования их реализации сервера Gopher. Как следствие, многие организации занялись поиском альтернативы.

В расположенной в Швейцарии Европейской организации ядерных исследований (CERN, ЦЕРН) такая альтернатива была. Тим Бернерс-Ли работал над системой управления информацией, в которой текст может содержать ссылки и отсылки к другим работам, позволяя читателю быстро перескакивать с документа на документ. Он создал сервер для публикации такого вида документов (которые называют гипертекстом), а также программу для их чтения, которую назвал "WorldWideWeb" ("Всемирная паутина"). Первая версия программного обеспечения была выпущена в 1991 году, однако дальнейшие события привели к взрыву популярности и окончательной замене Gopher.

Выпустив исходный код WorldWideWeb (13 апреля 1993 г.) в общественное достояние, ЦЕРН тем самым предоставил возможность использовать и создавать на его основе программное обеспечение без лицензионных отчислений каждому.

Позже в этом году, Национальный центр прикладных систем для суперкомпьютеров (National Center for Supercomputing Applications) выпустил программу Mosaic, которая объединяла веб-браузер и Gopher-клиент. Изначально приложение было доступно только для машин под управлением ОС Unix и в форме исходного кода, но уже в декабре 1993 Mosaic поставлялся с установщиками (инсталляторами) для ОС Apple Macintosh и Microsoft Windows. Mosaic очень быстро становился популярным, а вместе с ним и Веб.

Быстро росло и число веб-браузеров. Многие из них создавались в рамках исследовательских проектов в университетах и корпорациях. Например, норвежская телекоммуникационная компания Telenor создала первую версию браузера в 1994 году.

Характеризуя масштабы распространения мировой информационной сети Интернет, необходимо отметить, что на сегодня общее количество индивидуальных пользователей превысило 800 миллионов.

В целом мире насчитывается более 3000 электронных библиотек и депозитариев, которые, в частности, через систему Internet обслуживают потребителей более 112 стран.

Прогнозируется, что объем информационных услуг на мировом рынке будет расти в соответствии с темпами, которые превышают один процент в год.

Благодаря Интернет-технологиям стало возможным дистанционное обучение и научные проекты, в которых одновременно участвуют тысячи исследователей из десятков стран (например, проект в области физики ядерных частиц CERN). Широкие возможности открывают и Web-технологии для качественного скачка в сфере образования. Новое тысячелетие предложило кардинальные изменения в образовании (на всех его ступенях - от дошкольного до высшего); на смену "технологии обучения (то есть всевозможным средством "проталкивания" знаний в головы учеников/студентов) приходит-технология, то есть такой способ представления информации, при котором ученик/студент сам захочет "вытаскивать" все новые и новые знания, причем чем дальше он будет погружаться в тайны неизвестного, тем сильнее будет его увлекать и затягивать непоборана сила познания.

Среди новых лидеров в области применения современных технологий в образовании:

Московский университет Экономики, Статистики, Информатики (МЭСИ) mesi.ru;

Католічний университет г. Лювен (Бельгия) wis.ku1euven.ac.be;

Открытый университет Каталонии uoc.es;

Открытый Британский университет;

Английский Политехнический Университет (Anglia Polutechnic University) apu.anglia.ac.ru, что имеет в своем составе независимую лабораторию ULTRALAB (ultralab.anglia.ac.ru), которая занимается разработкой и внедрением электронный обучающих систем и организацией на их основе системы непрерывного дистанционного образования.

По оценкам международных организаций, в промышленно развитых странах инвестиции в сфере информатизации находятся на уровне 12-13% общих бюджетных расходов. Отдача сферы информатизации достаточно существенная и в некоторых странах составляет 25-30% количества бюджетных поступлений.

Высокий и сложный уровень современной науки, техники, производства, образования и культуры связан с постоянным ростом объемов новой информации, ростом скоростей ее распространения Ежедневно в мире издается огромное количество печатной продукции (более 600 тыс названий книг и 9 млн. статей), осуществляется свыше 400 тыс изобретений, выдвигаются многочисленные гипотезы и предположения то Есть мир становится все более информированным. И не случайно, что в последнее время появились такие понятия, как информационный взрыв, информационный кризис Они подкрепляются десятками ярких примеров, которые сравнивают огромное количество публикаций, сообщений средств массовой информации с более ограниченными возможностями отдельного человека

Научное понятие информации во многом отмежевывается от содержательной стороны сообщений, выделяя их количественный аспект На основе этого возникает понятие количества информации, которое определяется как величина, обратно пропорциональная степени вероятности того события, о котором идет речь в сообщении Чем более вероятно событие, тем меньше информации содержит сообщение, что она состоялась, и наоборот

Чтобы акцентировать внимание на существенном содержании информации, часто используют термин "семантическая информация" - то есть информация, имеющая определенный смысл который можно понять и для определения количества информации в информатике существует специальная единица, которая имеет название "бит" (от англ. сокр. binary digit - двоичная единица). Один бит кодируется в компьютере с помощью напряжения, принимающей значения 0 В и 5 В, Таким значению напряжения соответствует два значения двоичного символа: 0 и 1.

Обычно информация хранится в машинных кодах, которые имеют длину в один или несколько байтов. Одному байту соответствует 8 бит, слово - 16 бит, или 2 байта. Информационная емкость памяти компьютера измеряется кило - и мегабайтами.

Один килобайт (Кбайт) содержит 210=1024 байт (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Появление научного понятия информации позволила раскрыть новый аспект материального единства мира, позволила подойти с единой точки зрения ко многим, на первый взгляд, совсем не похожих между: собой процессов; передаче сообщений по техническим каналам связи, работа электронных вычислительных машин, разнообразным процессам управления. Все связано с процессами передачи, хранения и обработки информации. Понятие информации сыграло здесь роль, аналогичную понятию энергии в физике, которое также дает возможность с общей точки зрения описать самые различные физические процессы.

Понятие об информации считается загальнонауковим, и поэтому содержание термина уточняется в зависимости от области его применения. В понятии информации различают два аспекта.

Во-первых, информация выступает мерой организации системы, Математическое выражение для информации тождественно выражению для энтропии, взятой с противоположным знаком. Как энтропия системы отражает степень ее неупорядоченности, так информация характеризует ее организацию. Так воспринята информация отражает внутреннее состояние системы или процесса самих по себе и может быть названа структурной информацией,

Во-вторых, от структурной информации следует отличать информацию, всегда связанную с отношением двух процессов. Теория информации обычно имеет дело именно с относительной информацией, которая тесно связана с отражением. Это заключается вот в чем. Если в предмете происходят изменения, отражающие воздействие на него другого предмета, то можно сказать, что первый предмет становится носителем информации о тот, который влияет на него.

Информационное обеспечение является обязательным условием эффективного проведения и одновременно неотъемлемой" емким составляющим элементом каждого научного исследования. Поэтому вполне закономерно, что большинство ученых около 1/3 своего рабочего времени тратят на сбор и обработку научной информации. И этот показатель имеет тенденции к росту.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мохначева Юлия Валерьевна. Информационное обеспечение научных исследований академическими библиотеками с использованием библиометрических методов: диссертация... кандидата педагогических наук: 05.25.03 / Мохначева Юлия Валерьевна; [Место защиты: Гос. публич. науч.-техн. б-ка СО РАН].- Москва, 2008.- 203 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/435

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Потребность в библиометрической информации (БИ), т. е. данных, получаемых в результате библиометрических исследований, сформировалась давно. Еще в 1878 г. появился «Указатель ссылок Федерального законодательства» Шепарда, ставший прототипом современных указателей цитированной литературы. В настоящее время существует ряд информационных ресурсов, позволяющих получать библиометри-ческие данные: базы данных (БД) «Thomson Reuters»: «Web of Science» (WOS), «Journal Citation Reports» (JCR), «Essential Science Indicators» (ESI); БД компании Elsevier - «Scopus»; ресурс OOO «Научная электронная библиотека» - Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), а также ряд узкотематических ресурсов. Благодаря возможностям, предоставляемым вышеперечисленными и другими ресурсами, библиометрические данные в настоящее время получают все большую востребованность как в научной среде, так и в информационно-библиотечной деятельности.

Реформирование научной сферы в России, начиная с 90-х гг. XX в., сопровождается внедрением различных рейтинговых систем оценок деятельности ученых и научных коллективов. Сложившаяся конъюнктура способствовала тому, что у научной общественности сформировался более широкий и устойчивый интерес к информации, в том числе управленческой, получаемой с помощью библиометрических методов. Роль наиболее значимых критериев в научно-оценочных мероприятиях стали играть такие библиометрические показатели как импакт-фактор (IF) изданий, в которых публикуется статья, и индекс цитируемое (ИЦ) публикаций ученых. Потребность в библиометрических данных возникает при оценке тенденций развития научных направлений, участии в конкурсах и грантах, определении качества публикаций и др.

Сложившаяся ситуация побуждает информационно-библиотечных специалистов создавать новые формы библнотечно-библиографического обслуживания, основанные на использовании результатов библиометрических исследований.

Библиотеки, располагающие необходимой информационной базой и профессионально владеющие различными поисковыми технологиями, имеют широкие возможности для проведения библио- и наукометрических исследований. Повседневной практикой такие исследования стали в Библиотеке по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН), Всероссийском институте научной и технической информации (ВИНИТИ) РАН, Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН). Одной из задач, решаемых в

академических библиотеках, является определение индекса цитируемое. Существующие методики хорошо работают, когда необходимо сравнивать индексы цитирования специалистов, работающих в одной узкой тематической области. Однако на сегодняшний день существует недостаточное количество взвешенных методик, позволяющих сравнивать публикации различной научно-тематической направленности по таким индикаторам как индекс цитируемое публикаций и импакт-фактор изданий. Наибольшую актуальность эта проблема приобретает для сравнения публикаций различной тематической направленности внутри одного научно-исследовательского учреждения (НИУ), ведущего политематический спектр исследований. Большинство существующих на сегодняшний день методик сводится к простому суммарному подсчету показателей цитируемое без учета особенностей цитирования для различных научных направлений. Отсутствие дифференцированного подхода при проведении оценочных процедур формирует искаженное представление о развитии и значимости тех или иных научных исследований по различным научным тематикам. В этой связи особенно актуальным является поиск путей к взвешенному подходу по определению индекса цитируемое публикаций и рейтинга изданий, в которых они были опубликованы, в соответствии с их импакт-факторами. Данная задача может быть решена с помощью разработки алгоритма нормирования публикаций по этим индикаторам, результатом чего должно явиться создание соответствующих практических рекомендаций и методик.

Информирование ученых о рейтингах тех или иных периодических изданий позволяет исследователям выбрать наиболее авторитетное издание для последующих публикаций. Ввиду того, что научная информация в области бурно развивающихся направлений исследований быстро устаревает, ученые заинтересованы в том, чтобы на результаты их исследований был получен максимально быстрый отклик у наибольшего количества коллег. Чаще всего научная периодика сравнивается по абсолютным показателям импакт-факторов, при этом не предпринимается попыток их нормирования с учетом тематической направленности изданий. Такой подход искажает представление "о значимости изданий, публикующих статьи по различным научным тематикам.

Не менее актуальным для академических библиотек является разработка форм предоставления получаемых с помощью библиометрических исследований данных для передачи их своим пользователям.

Кроме того, результаты библиометрических исследований активно используются библиотеками для проведения экспертизы изданий в процессе управления фондами. БИ позволяет наиболее детально изучить информационные потребности (ИП) ученых, благодаря чему достигается максимальная-,

релевантность комплектуемого фонда профессиональным интересам читателей-пользователей.

Библиометрические исследования в библиотеках приобретают особую значимость для построения стратегии тематического информирования ученых-пользователей. Данные, полученные в результате применения метода цитатного анализа, позволяют определить: скорость старения информации; «ядерный» круг изданий по той или иной научной теме; «ядро» авторов, чьи публикации имеют особый научный статус и вызывают соответствующий интерес у ученых. Однако методики, использующие перечисленные возможности цитатного анализа, нам неизвестны.

Вышесказанное позволяет констатировать, что информационное обслуживание на основе библиометрической информации активно развивается. Но для его совершенствования и перевода на более высокий качественный уровень, расширения круга пользователей особенно важным сегодня представляется обобщение возможностей различных методов и методик для аналитической обработки БИ и разработка новых, позволяющих решать как «старые», так и современные информационные задачи. Поэтому актуальной задачей является моделирование подсистемы информационного обеспечения на основе библиометрических исследований, позволяющей осуществить переход от идеологии информационного обслуживания к систематическому информационному обеспечению 1 и сопровождению научно-исследовательских работ (НИР) в академических библиотеках.

Разработанность темы. Основным базисом для построения стратегии информационного обеспечения научных исследований библиотеками является перманентное изучение информационных потребностей (ИГІ) ученых. Исследованию этой проблемы посвящено большое количество работ. К числу наиболее значимых и фундаментальных можно отнести труды Д. И. Блюме-нау, С. Е. Злочевского, С. Д. Коготкова, О. П. Коршунова, А. В. Соколова. Особенности информационных потребностей ученых охарактеризованы в публикациях А. А. Большого, А. В. Глушанозского, А. Г. Захарова, Н. Е. Ка-ленова, С. Д. Коготкова, Н. А. Слащевой. Основная структура информацион-

" Подход к различению понятий «информационное обслуживание» и «информационное обеспечение» предлагает Р. С. Гиляревский: с позиций коммуникационного процесса «читатель / пользователь» - «библиотека / информационный центр» он предложил разделять виды информационного обслуживания по различным признакам, в том числе по тому, от кого исходит инициатива при обслуживании - от информационной службы или от потребителя [Гиляревский, Р. С. Основы информатики", курс лекций. - М, 2004. - 320 с].

ных потребностей специалистов в научно-исследовательской сфере деятельности была определена А. В. Соколовым.

Исследование С. А. Кугеля и О. М. Зусьмана, проведенное в 1994- 1995 гг., обозначило новую для того времени тенденцию в информационно-потребностной структуре ученых - появление ИП в библиометрической информации.

В настоящее время многими исследователями фиксируется устойчивый рост востребованности БИ. В частности, этому вопросу посвящены публикации О. М. Зусьмана и В. Г. Свирюковой. Тем не менее, структура этих потребностей еще окончательно не определена. Кроме того, не обозначены основные группы потребителей БИ.

Теоретическая концепция эволюционирования ИП была представлена О. П. Коршуновым, однако вопрос об эволюционировании потребности в библиометрической информации автором не рассматривался.

Работа над темой заставила обратиться к анализу современного состояния исследований в области библиометрии 2 . Библиометрия сформировалась в рамках науковедческих исследований, основы которых были заложены Д. Прайсом, Дж. Берналом, Ю. Гарфилдом, В. В. Налимовым, 3. М. Муль-ченко, Г. М. Добровым.

Библиометрическая информация возникает в результате соответствующих исследований документально-информационных потоков (ДИП). Создание системы статистического анализа ДИП было вызвано активным ростом количества публикаций всех видов, который требовал соответствующей организации.

Первым исследователем структуры ДИП принято считать С. К. Брэдфорда, который, изучив распределение публикаций по электротехнике, геофизике, и смазке, описал количественную закономерность рассеяния статей по этому предмету в мировой периодике и предложил известную её формулировку, которая впоследствии стала называться «Законом Брэдфорда». Особенности ДИП и методы его мониторинга исследованы в трудах А. И. Михайлова и О. В. Пеньковой. Наиболее авторитетными публикациями по исследованию ДИП в России являются труды Г. Ф. Гордукаловой, которая в своей монографии ввела понятие «информационный мониторинг», заключающийся в «порционном» отслеживании новых сведений об объекте, поя-

2 Под библиометрией понимают научную дисциплину, использующую статистические методы анализа научной литературы для выявления тенденций развития предметных отраслей, особенностей авторства и взаимного влияния публикаций [Терминологический словарь по библиотечному делу л смежным отраслям знания. - М, 1995. - 268 с].

вившихся за каждый новый период наблюдения, и последующего их сравнения с предшествующим периодом по набору избранных мониторинговых индикаторов.

В настоящее время библиометрические данные все более активно используются для проведения различных научно-оценочных процедур администраторами НИУ. Использование БИ в данном контексте сопряжено с рядом возникающих проблем. Этому вопросу посвящен ряд публикаций последних лет, среди которых работы П. Вайнгаарт, В. А. Маркусовой, О. В. Михайлова, Е. Д. Свердлова. Прежде всего, анализ цитируемости все чаще привлекает внимание исследователей с точки зрения правомерности использования данного индикатора при проведении различных научно-оценочных процедур. В связи с этим специалисты в области библиометрии особо акцентируют внимание на различных недостатках применения цитатного анализа. В. А. Мар-кусова в своих публикациях отмечает, что определение ИЦ чаще всего проводится по упрощенным методикам, которые заключаются в простом подсчете цитирований на публикации, а сам процесс выявления ссылок с последующим суммарным подсчетом ведется без грамотного использования профессиональных методик, что приводит к большому количеству ошибок. В публикациях В. Г. Свирюковой подчёркивается необходимость выработки единой методики подсчета индексов цитируемости, так как использование разных методик приводит к различным конечным результатам.

Проблемам использования анализа цитирования посвящен ряд других отечественных и зарубежных публикаций. D. Lindsey рассматривает проблему цитирования во взаимосвязи с модой на некоторые публикации. В публикациях В. В. Богатова, Н. С. Редькиной, О. В. Михайлова, С. Contreras, Е. Garfield, W. Glanzel, R. N. Kostroff, M. H. MacRoberts, О. Persson охарактеризованы другие недостатки применения индекса цитируемости - принижение книг перед журнальными публикациями, большое количество ошибок, содержащихся в ссылках, проблемы с написанием иностранных фамилий, проблемы «первого автора», различия темпов цитируемости по научным направлениям и т. д. Но в качестве основного фундаментального недостатка использования индекса цитируемости и связанного с ним показателя импакт-фактора журнала исследователи считают разницу значений этих показателей для публикаций, относящихся к различным научно-тематическим направлениям. Этой проблеме посвящены также публикации зарубежных специалистов в области библио- и наукометрии: D. Adam, P. D. Batista, N. К. Bayers, М. Ben, J. Е. Iglesias, S. Lehmarm, D. Lindsey, H. F. Moed, I. Podlubny, P. Vin-kler. Все ббльшее количество исследователей обращают внимание на важность выработки алгоритма нормирования публикаций в соответствии с их различной тематической направленностью. Об этой необходимости пишут

такие исследователи как: P. D. Batista, R. N. Kostroff, S. Lehmann, I. Podlubny, A. Schubert. Особый акцент они делают на необходимости учета разницы количества цитат для различных научных дисциплин при последующем сравнении их между собой.

Наиболее успешной попыткой реализации «взвешенного» подхода к анализу цитируемое явилось создание и внедрение Д. Хиршем /г-индекса. Данный индикатор является показателем достижений человека на протяжении всей его жизнедеятельности, измеряемый числом полученных ссылок: любой ученый имеет индекс h, если h его статей имеют, по крайней мере, h ссылок каждая, а другие статьи имеют меньше чем И ссылок каждая. Однако данный показатель не решает проблему объективного сравнения между собой публикаций различной научно-тематической направленности.

Таким образом, обобщив изложенные в мировой литературе данные и методики, мы констатируем, что целостный подход, позволяющий сравнивать между собой научные публикации и издания по таким индикаторам как индекс цитируемое и импакт-фактор вне зависимости от их тематической направленности, отсутствует.

Принимая показатель цитируемое в качестве основного качественного индикатора научных публикаций, ученые ведут дискуссию по поводу целесообразности / нецелесообразности учета само цитирования в общем количестве ссылок. Данному вопросу посвящены публикации D. W. Aksnes, J. Н. Fowler, М. Н. MacRoberts, В. А. Маркусовой и др. Надо отметить, что большинство исследователей отмечают нецелесообразность исключения таких ссылок из общего суммарного показателя цитируемое. Однако стоит отметить, что большинство авторов рассматривают данную проблему с теоретической точки зрения, не приводя аналитико-статистических данных, подтверждающих правомерность того или иного подхода.

Большое количество публикаций последних лет посвящается вопросам изучения интеграции отечественной науки в мировую. Особый интерес представляют работы Л. М. Гохберга, В. А. Маркусовой, И. В. Маршаковой-Шайкевич. Следует отметить, что исследователями рассматриваются общие тенденции и характеристики международного сотрудничества в российской науке. Однако данных, характеризующих степень влияния интеграционных процессов на уровень научных исследований в отдельных НИУ, нам неизвестно.

Библиометрические данные активно используются не только учеными (администраторами и исследователями), но и информационно-библиотечными работниками для решения различных специальных задач. В частности, в БЕН РАН метод цитатного анализа используется отделами комплектования для проведения экспертной оценки изданий (в первую очередь

иностранной периодики). В результате принимаются решения о целесообразности / нецелесообразности включения тех или иных изданий в фонды библиотек. Данному вопросу посвящены публикации А. П. Дуброва, М. В. Лев-нера, Е. И. Козловой. Аналогичный аспект применения цитатного анализа можно использовать и для построения стратегии тематического информирования ученых. Однако сведений об использовании данного метода для оптимизации тематического информирования нам неизвестно.

В ГПНТБ СО РАН активно ведутся библио- и наукометрические исследования, направленные на анализ документопотока по различным критериям, по темам генерируемых проблемно ориентированных баз данных. В частности, этому посвящены публикации Н. В. Перегоедовой, О. Б. Марковой, Е. Б. Соболевой. Кроме того, ГПНТБ СО РАН уже длительное время проводит библиометрические исследования, направленные на получение аналитических данных о состоянии научных исследований и о развитии основных научных направлений. В частности, этому посвящены труды Е. Б. Соболевой, Л. А. Мандрининой, Н. С. Редькиной.

Библиометрические исследования с каждым годом привлекают внимание все более широкого круга специалистов. Важность изучения возможностей применения результатов библиометрических исследований подтверждается и тем, что проблемы, связанные с анализом БИ, регулярно обсуждаются на семинарах, проводимых ООО «Научная электронная библиотека» - «Science ONLINE». Кроме того, в ноябре. 2008 г. начала свою работу I Всероссийская конференция «Наука, образование, инновации», посвященная проблемам науко- и библиометрических исследований.

Анализ разработанности исследуемой проблемы показал, что, несмотря на активное применение результатов библиометрических исследований, на сегодняшний день не существует целостной системы методик и алгоритмов действий, позволяющих представить пользователям информацию, отвечающую всем необходимым требованиям современной структуры ИП пользователей в БИ. Многие вопросы, касающиеся проблем применения библиометрических методов исследований в информационном обеспечении пользователей академическими библиотеками, еще не нашли окончательного решения. Вышеперечисленные доводы послужили основанием к проведению данного исследования.

Нами выдвигается гипотеза, что для удовлетворения сформировавшейся устойчивой потребности в БИ у ученых (исследователей и администраторов) и работников информационно-библиотечных служб целесообразна разработка системы специальных методик и функциональной системы информационного обеспечения на основе библиометрических исследований.

Поэтому научной задачей диссертационного исследования стала оптимизация информационного обеспечения НИР в библиотеках академических НИИ путем разработки модели подсистемы информационного обеспечения НИР, включающей комплекс библиометрических методов и методик.

Объект и сследования - информационно-инструментальная база для использования библиометрической информации в библиотеках академических НИИ.

Предметом исследования являются методы информационного обеспечения НИР на основе библиометрических исследований в академических библиотеках.

Цель исследования - разработка модели подсистемы информационного обеспечения НИР академических НИИ на основе библиометрических методов.

Научные задачи исследования :

Изучить современную структуру информационных потребностей различных групп пользователей и структурировать их потребность в библиометрической информации, а также выделить постоянные группы пользователей в библиометрической информации.

Охарактеризовать возможности современной информационной базы для библиометрических исследований.

Разработать методику для оптимизации тематического информирования и осуществить ее апробацию.

Разработать и апробировать методику нормирования показателей цитируемое публикаций и импакт-факторов изданий в соответствии с их тематической направленностью.

Изучить влияние величины импакт-фактора изданий и международного сотрудничества на последующую цитируемость публикаций; провести экспериментальную проверку целесообразности исключения самоцитирования; исследовать уровень научных исследований по таким критериям как: публикационная активность, средняя цитируемость публикаций сотрудников в сравнении со средним уровнем в стране и в мире.

Разработать модель подсистемы информационного обеспечения НИР на основе библиометрических исследований.

Методологической основой диссертации стал информационный подход, позволивший изучить: современную структуру ИП ученых; выявить проблемы, стоящие перед библиотечными службами в информационном обеспечении научных исследований; определить возможности библиометрических методов для оптимизации библиотечных процессов.

В качестве теоретической основы в работе использованы положения, изложенные в трудах, посвященных изучению информационных потребно- 1 .

стей специалистов, занятых в научно-исследовательской сфере - Д. И. Блю-менау, С. Е. Злочевского, С. Д. Коготкова, О. П. Коршунова, А. В. Соколова; по структуре информационных потребностей специалистов - А. В. Соколова, О. М. Зусьмана; по наукометрии и библиометрии - Дж. Бернала, Ю. Гар фил-да, 10. В. Грановского, Г. М. Доброва, Г. Ф. Гордукаловой, С. Г. Кара-Мурзы, В. А. Маркусовой, И. В. Маршаковой-Шайкевич, 3. М. Мульченко, В. В. На-лимова, Д. Прайса, Д. Салливана, Г. Смола; по применению библиометриче-ских методов в библиотечной и библиографической теории и практике -А. П. Дуброва, О. М. Зусьмана, О. В. Пеньковой, Н. С. Редькиной, Н. А. Сла-шевой, Р. Болла; по проблемам, связанным с использованием и выявлением данных о цитируемости - В. А. Маркусовой, В. Г. Свирюковой, Д. Линдсея; по проблемам информационного обеспечения научных исследований -Р. С. Гиляревского, Л. А. Госиной, Б. С. Елепова, Н. Е. Каленова, О. Л. Лав-рик, А. И. Черного.

Методы исследования. В работе использованы общенаучные, социологические методы, а также специальные библнометрические методы: цитатного анализа, статистического подсчета частотного распределения ссылок, метод подсчета количества публикаций, а также метод сравнительного анализа, метод синтеза, моделирование. Исследование основано на комплексном использовании перечисленных методов.

Исследовательской базой для исследования являлся документальный поток публикаций Института фундаментальных проблем биологии (ИФПБ) РАН за 2000-2007 гг.

Научная новизна исследования. На основе имеющейся информационной базы и возможностей существующих методов анализа библнеметрической информации разработана методика оценки значимости публикаций на основе ввода коэффициентов нормирования N и К. Коэффициент нормирования N разработан для сравнения между собой публикаций по их уровню цитируемости с учетом тематики и года издания. Коэффициент К разработан для сравнения по показателям импакт-факторов периодических изданий различной тематической направленности. Выявлена зависимость качественного уровня научных публикаций от степени международного участия по такому критерию как индекс цитируемости. Доказана эффективность применения в библиотеках метода цитатного анализа в процессе отбора актуальной информации для информирования специалистов по постоянно действующим запросам.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что охарактеризована информационная потребность в библиометрической информации с точки зрения её (потребности) эволюционирования, формирующих факторов, структуры. Определены и охарактеризованы основные группы

пользователей БИ. Разработана модель подсистемы информационного обеспечения НИР на основе библиометрических методов, включающая в себя систему методик и методов, направленных на удовлетворение различных видов ИП.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы данного диссертационного исследования могут быть использованы в деятельности любой научной библиотеки для построения стратегии информационного обеспечения пользователей по разовым и постоянно действующим запросам, а также для выработки стратегии комплектования фондов библиотек. Разработанные методики по оценке значимости научных публикаций в соответствии с нормировочными коэффициентами N и К могут применяться при проведении научно-оценочных процедур в различных НИУ и вузах. Их применение позволяет сравнивать между собой публикации и периодические издания по таким индикаторам как индекс цитируемости и импакт-фактор вне зависимости от их научно-тематической направленности.

Материалы исследования используются при чтении лекций

ИССЛЕДОВАНИЙ

Роль информации в научных исследованиях. Задачей информаци­онного обеспечения является информирование исследователей в процессе на­учной коммуникации.

Научная коммуникация основана на контактах людей, обусловленных проведением научных исследований.

Виды контактов научной коммуникации:

Рабочий - между учеными одного научного подразделения (НИИ, лаборатории, отдела, кафедры);

Информационный прямой - на научныхконференциях, семинарах;

Информационный косвенный - переписка, обмен публикациями, радио, телевидение.

Форма общения студентов, аспирантов, преподавателей в сфере науч­ной информации образуется на информационном контакте, который преду­сматривает использование информатики - науки, изучающей строение и общие свойства научной информации, закономерности ее создания и использования. Все виды научных работ информатика рассматривает как научные документы, которые различают по содержанию и особенностям информации.

Информация - это совокупность сведений и данных о состоянии и из­менении явлений и объектов реального мира. Эти данные используются в со­ответствии с целями исследования.

Информация может быть новой, когда она отражает новизну предложенного решения теоретической или практической задачи (разработка нормативного метода планирования и учета затрат на производство) и релевантной, которая содержится в аналогах или прототипах (использование методических указаний по классификации издержек).

Описывать прототип нужно таким образом, чтобы это описание позволило выявить отличительные признаки предложенного автором решения, то есть проводить не всю методику целиком, а в том объеме, который позволит выявить ее отличия от авторской в смысле ее совершенствования и уточнения. При описании прототипа необходимо обращаться к источникам и да­вать им характеристику, но не по каждому источнику отдельно (статье, моно­графии), а по группе однородных источников.

Источники информации подразделяются на следующие группы:

Нормативные источники - это законы, постановления, указы, инст­рукции, стандарты, строительные нормы. Причем, исследование не обязательно должно соответствовать нормативным источникам;

Литературные источники подразделяются на официальную и специ­альную литературу. К официальным относятся источники, содержащие достоверные показатели экономического и социального развития (статистические сборники), к специальным - монографии, учебники, учебные пособия, статьи, материалы семинаров, конференций, журналы, газеты, в которых освещаются
вопросы отраслевых экономик;

Планово-учетные источники - это планы экономического и соци­ального развития предприятий, расчеты по его обоснованию (потребность в сырье, зарплате), бухгалтерские балансы, первичные документы по учету хозяйственной деятельности, бухгалтерская и статистическая отчетность о работе предприятий.

Кроме того, источники информации группируются по хронологиче­скому - для группировки источников информации по временным периодам (годам) и тематическому признакам - для группировки источников информа­ции по однородности тематики (управление, планирование, учет, анализ хозяй­ственной деятельности).

Иногда возникает потребность в группировке источников информации по другим признакам: языковому - систематизация источников по языковой однородности; географическому - отечественные и зарубежные источники; авторской принадлежности - по фамилиям авторов. Авторская группировка применяется в тех случаях, когда тема исчерпывается работами небольшого числа авторов. Фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке.

Структура экономической информации. В сфере производственной и хозяйственной деятельности предприятий осуществляются специализация, кооперирование, развиваются процессы интеграции и диверсификации, что усложняет в целом хозяйственный механизм деятельности предприятий.

Хозяйственный механизм - это система функций управления (плани­рование, организация, учет), направленных на динамическое и комплексное развитие экономики региона, предприятия во всех ее звеньях с использованием экономических и социальных рычагов. Хозяйственный механизм регулирует процессы общественного производства. Чтобы такое регулирование было эффективным, требуется достоверная и оперативная экономическая информация В этих условиях объемы экономической информации увеличиваются, она яв­ляется основой для научных исследований в области экономики.

Экономическая информация - это совокупность сведений, характери­зующих производственно-хозяйственный процесс, то есть определенную эко­номическую деятельность.

Структура экономической информации обусловлена ее назначением в управлении хозяйственной деятельностью. Экономическая информация груп­пируется в информационные совокупности, которые называются номенклату­рами, а они состоят из позиций. Например, номенклатура статей расходов на производство продукции (сырье и материалы, зарплата, общецеховые расходы) включает позиции по видам сырья и материалов, основной и дополнительной зарплате. По каждой позиции группируются затраты на производство в коли­чественных измерителях. Эта информация используется при изучении себе­стоимости, выявлении непроизводительных расходов и разработке мероприя­тий по предупреждению потерь.

Для удобства группировки информации каждой позиции номенклату­ры присваивается шифр и код.

Экономическая информация, характеризующая состояние объекта в данное время называется оперативной, а в течение планируемого периода -текущей. Первая используется при исследовании хозяйственных процессов в момент их совершения, а вторая- после их завершения.

Оперативная информация используется для оперативного регулирова­ния хозяйственной деятельности в случае возникновения отклонений от плана. Эта информация используется для технологическихпроцессов, оценки полу­ченных результатов исследований. Текущая информация обобщает результаты хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период (месяц, квартал, год). Она используется при анализе и оценке экономических процессов за ряд периодов и формулировании выводов и предложений.

Исходная информация о состоянии объекта называется первичной. По­сле обработки и группировки она превращается во вторичную. Первичная ин­формация (исходные данные) в научных исследованиях играет большую роль, так как с ее помощью можно вывести определенные закономерности и доказа­тельства. Поэтому исходная информация должна быть достоверной.

Существуют и другие признаки информации: способ изображения (текстовой, цифровой, графический); способ представления (распорядительный, отчетный).

По отношению к объекту учетно-экономическую информацию подраз­деляют на внутреннюю и внешнюю, входящую и исходящую, оперативную и текущую.

Информация об объекте, образуемая на самом объекте, называется внутренней, а за его пределами - внешней. Информация, поступающая на объ­ект, является входящей, а от объекта - исходящей.

По стабильности использования или хранению экономическая инфор­мация подразделяется на постоянную и переменную. Информация, которая используется без существенных изменений в течение нескольких отчетных периодов (квартал, год) называется постоянной, а в течение месяца - перемен­ной. Это важно при использовании ЭВМ в научных исследованиях, когда можно разработать программу, алгоритм решения задачи.

Необходимо отметить, что сбором информации на разных уровнях занято большое количество работников, а полезность ее иногда минимальная.

Причиной обесценивания информации является такое условие, когда новая производственная ситуация наступает раньше, чем приняты регулирую­щие воздействия по предыдущей ситуации, например, из-за отсутствия иссле­дований или запаздывания анализа. Может быть и другая ситуация, научное исследование для решения проблемы появилось, а процесс уже прошел и об­становка изменилась.

Объем учетно-экономической информации, используемой на уровне предприятий, составляет 65%, а в органах управления - 35%. Это говорит о том, что в более высоких уровнях управления потребность в исходной учетно-экономической информации уменьшается, поскольку она используется в низ­ших уровнях управления. Учетно-экономическая информация формируется на уровне предприятий и является основой информационного банка данных для принятия решений на разных уровнях управления.

Для рационального использования экономической информации в науч­ных исследованиях необходима организация банка данных и придание ему опре­деленной структуры. Для этого необходимо решить следующие вопросы: 1) оп­ределить информационные потребности исследователей и установить, какая ин­формация действительно необходима; 2) представить информацию в технической интерпретации - ее объем, назначение, где она хранится и как ее получить; 3) определить назначение элементов информационного банка данных (например, учетно-экономическая информация о материальных ресурсах в номенклатуре может быть элементом банка данных, который может быть использован при следовании материальных ресурсов или себестоимости продукции).

К сожалению, в современных условиях создание такого банка данных невозможно по той причине, что учетно-экономическая информация на предприятиях является коммерческой тайной. Поэтому соискателям и аспирантам «добыть» такую информацию крайне сложно.

Необходимо остановиться на том, чтобы студенты использовали эти знания в своей НИР. Например, студент занимается проблемой регулирования хозяйственной деятельности. Он, проанализировав оперативную информацию об использовании машин и механизмов, может сделать вывод, что снижение уровня механизации произошло за счет следующих факторов: внутрисменные простои - п%; целесменные простои из-за отсутствия узлов и агрегатов - т%, простои из-за неритмичной поставки сырья и материалов - к %. А затем разра­ботать предложения по ликвидации этих отклонений.

Библиографические источники экономической формации . Библиография - это отрасль знания о методах и способах составления указателей, списков, обзоров произведений печати. Задачей библиографии является реги­страция произведений печати по данной отрасли знаний, отдельной проблеме, теме. В научных исследованиях она представляется в виде перечня книг, жур­налов и статей с указанием места и года опубликования, издательства.

Библиографические источники экономической информации - это со­вокупность литературно оформленных работ, выпущенных издательствами или депонированных в учреждениях научно-технической информации.

Депонированием (отчетов о выполненных научно-исследовательских работах, статей, книг) называется сдача на хранение и выдача при запросах пользователями в виде копий. Такие работы представляют интерес для узкого круга исследователей.

В зависимости от целевого назначения библиографические литератур­ные источники экономической информации подразделяются на следующие виды: статистические материалы, научно-исследовательская литература; учеб­ная литература; научно-популярная литература; практические пособия; спра­вочная литература.

Статистические материалы - это сведения о развитии экономики государства, республики, областей, представленные в виде таблиц, обобщенных в ежегодных статистических сборниках. Кроме того, имеются статистические издания ООН, других стран. Статистические сборники являют­ся достоверной информацией для научных экономических исследований.

Научно-исследовательская литература издается в виде книг и брошюр по экономическим вопросам, предназначенных для пропаганды экономических знаний среди широких кругов читателей, занятых в первую очередь в материальном производстве.

Практические пособия – это знания, рассчитанные на отдельные категории специалистов для использования в практической деятельности.

Справочная литература предназначена для различных справок. Издается в помощь научным работникам и специалистам, преподавателям и студентам вузов руководящему составу предприятий, то есть широкому кругу спе­циалистов. Может издаваться и для определенных категорий специалистов (справочники, словари).

В процессе научных исследований изучаются тематические планы из­дательств, оформляются заказы на экономическую литературу по тематике исследований.

Важнейшим библиографическим источником оперативной экономиче­ской информации, используемой в научных исследованиях, являются периоди­ческие издания. К ним относятся газеты и журналы, освещающие все вопросы экономической науки или ее отраслей. Например, в журнале «Экономика Ук­раины» освещаются вопросы экономики Украины.

В зависимости от формы и полноты содержания в экономической биб­лиографии сложились следующие типы указателей:

- общеэкономические - универсальные пособия, включающие лите­ратуру по всем отраслям и проблемам экономической науки. В них литература группируется по тематическому, отраслевому и географическому признакам;

- отраслевые - пособия, представляющие библиографию по вопросам какой-либо одной отрасли экономической науки. К ним относятся указате­ли по отраслевым экономикам;

- тематические - пособия по межотраслевым и отраслевым эконо­микам, где библиография группируется по тематическому признаку в пределах отдельных экономических наук. К межотраслевым относятся указатели по об­щим проблемам для всех отраслей народного хозяйства (управление, планиро­вание), в которых органически сочетается группировка литературы по теорети­ческим и конкретно-экономическим темам;

- персоналии - которые группируют литературу по авторской при­надлежности - ученым-экономистам, крупным специалистам.

Основными видами характеристики произведений печати являются библиографическая запись и реферат.

Библиографическая запись - описание произведения печати, содержащее сведения об авторе, название работы, место издания, издательство, год издания, количество страниц, а для журнальных статей - название журнала, год издания, номера страниц.

Реферат - краткое изложение содержания научного труда, как опубликованного, так и депонированного. Рефераты печатаются в реферативных журналах. В реферате приводятся сведения об авторе произведения, указываются цель, концепция и методы, объективно излагаются выводы. Рефераты по отдельным вопросам науки объединяются в реферативные сборники.

Информационно-поисковые языки библиотечных фондов . В хранилищах библиотек книгам, журналам и другим изданиям присваиваются индексы, в соответствии с которыми они размещаются в фондах. Присвоение индексов называют индексированием, которое состоит в определении кодового обозначения объекта. Библиотеки применяют универсальную десятичную классификацию (УДК) и библиотечно-библиографическую классификацию (ББК).

С помощью УДК информация систематизируется в 10 разделах. Так в разделе под индексом «3» помещены общественные науки, экономика, право. Каждый раздел состоит из 10 подразделов. Так кодовым обозначением индек­сируются все научные знания, явления, понятия. К основным индексам добав­ляют другие знаки, каждые 3 знака разделяются точкой. Например, учебное пособие «Основы научных исследований» имеет индекс УДК 001.8 (07), 001 -наука в целом; 001.8 - общая методология, научный анализ; (07) - материалы для преподавания и изучения, учебные пособия.

Библиотечно-библиографическая классификация имеет более разви­тую систему, и нашла широкое распространение в библиотеках.

Каждому из 21 отдела ББК присвоен индекс из прописных букв укра­инского алфавита. Так, отдел У - Экономические науки включает 11 разделов.

Такие информационно-поисковые языки применяются при организа­ции библиотечных фондов.

Основой информационно-поискового аппарата библиотек являются каталоги - упорядоченные совокупности карточек, содержащих библиографи­ческое описание литературных источников. Основными каталогами являются систематический и алфавитный.

Систематический каталог организуется в соответствии с действую­щей классификацией науки, разделы которой получают определенные цифро­вые или буквенно-цифровые индексы.

Алфавитный каталог строится в строгой последовательности букв ал­фавита, либо по фамилии автора, либо по первому слову названия публикации (если авторов несколько).

При создании каталогов учитываются общие правила индексации со­гласно УДК и ББК. Вместе с тем крупные библиотеки создают свои варианты индексации публикаций. Эти особенности обобщаются в алфавитно- предметном указателе, который является ключом к каталогу библиотеки.


Похожая информация.


Информационное обеспечение исследовательской работы

1. Виды информации и её свойства

1. 1 Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, это:

графическая или изобразительная – первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге и т. д.

звуковая – мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретение звукозаписывающих устройств в 1877 г. ее разновидностью является музыкальная информация – для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;

– способ кодирования речи человека специальными символами – буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;

числовая – количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами – цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;

видеоинформация – способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

тактильная информация органолептическая , передаваемая запахами и вкусами и др.

позднее – с использованием радиоволн.

Создателем общей теории информации и основоположником цифровой связи считается Клод Шеннон (ClaudeShannon). Всемирную известность ему принес фундаментальный труд 1948 года – «Математическая теория связи» (AMathematicalTheoryofCommunication), в котором впервые обосновывается возможность применения двоичного кода для передачи информации.

после широкого распространения персональных компьютеров (ПК), компьютеры стали использоваться для хранения, обработки, передачи и поиска текстовой, числовой, изобразительной, звуковой и видеоинформации. С момента появления первых персональных компьютеров – ПК (80-е годы 20 века) – до 80% их рабочего времени посвящено работе с текстовой информацией.

Хранение информации при использовании компьютеров осуществляется на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.).

Особым видом информации в настоящее время можно считать информацию, представленную в глобальной сети Интернет. Здесь используются особые приемы хранения, обработки, поиска и передачи распределенной информации больших объемов и особые способы работы с различными видами информации. Постоянно совершенствуется программное обеспечение, обеспечивающее коллективную работу с информацией всех видов.

1. 2 Свойства информации

Характерной отличительной особенностью информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информацию.

Наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства:

Объективность субъективную информацию, а сообщение «На улице 22 °С» – объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения.

Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как, преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.

Достоверность информация может быть по следующим причинам:

– преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;

– искажение в результате воздействия помех и недостаточно точных средств ее фиксации.

Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.

Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

значимость для человека. Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами:

имеет семантический (смысловой) характер, т. е. понятийный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.

С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция – от лат. cumulatio – увеличение, скопление).

Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) – медленнее.

2. Виды источников информации

2. 1 Документальный тип источников информации

Понятие «документа» употребляется сегодня в двух смыслах. Причём один из них более объёмен: документ – это «материальный носитель записи с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве»

1. Государственно-административные;

2. Производственно-административные;

3. Общественно-политические;

4. Научные;

6. Справочно-информационные;

7. Художественные.

Вторая классификация основана на группировке

по сферам их обращения.

1. Производственные;

2. Общественных организаций;

3. Бытовые.

Под производственными документами имеется в виду совокупность текстов которые обеспечивают информационное обслуживание производственной жизни трудовых коллективов, нужды управления в государственной и производственной сферах

Документы общественных организаций – тексты, обеспечивающие информационное обслуживание деятельности партий, движений, объединений разного рода.

Бытовыми документы – совокупностью официальных и личных материалов, которая обеспечивает информационное обслуживание людей в быту они, как правило, представляют собой личную собственность человека

Социология разработала следующее деление документов

1. По способу фиксирования информации (рукописные, печатные документы, кино и фотоплёнки, магнитные ленты).

3. По статусу документа (официальные и неофициальные, например, постановление правительства и пояснительная записка).

4. По степени близости к эмпирическому материалу (первичные, например, заполненные анкеты, и вторичные – отчёт, написанный по результатам анкетирования на основе обобщения данных анкет).

о деятельности учреждений).

2. 2 По целевому назначению информационные издания делят на библиографические, реферативные и обзорные

Библиографическое издание – представляет собой библиографическое пособие в форме непериодического, серийного, периодического или продолжающегося издания, содержащего упорядоченное множество библиографических записей, объединенных по какому-либо признаку. К библиографическим изданиям относят библиографические указатели, обзоры, списки, информационные издания.

документа или его части, включающие основные фактические сведения и выводы, необходимые для первичного ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.

ЭИ (экспресс-информация) – самый оперативный вид реферативных изданий, обработка первичных документов при их подготовке занимает не более 1–1,5 месяца, выпускаются с частой периодичностью. Каждый выпуск включает развернутые рефераты наиболее важных работ (отечественных и зарубежных) по закрепленной за данной серией тематике. Расширенные рефераты позволяют потребителю не обращаться к первичному документу.

РЖ (реферативные журналы)

Функции РЖ:

1. служит средством текущего оповещения о всей вышедшей в текущий момент литературе

2. позволяет вести ретроспективный поиск

3. позволяет преодолеть отрицательные последствия рассеяния публикаций

4. позволяет снизить межъязыковые барьеры.

1. отсутствие фактографической информации

2. субъективность процессов реферирования.

– дают полное и квалифицированное освещение не отдельных работ, а целой темы в сжатом обобщенном виде.

2. 3 Классификации источника информации «Интернет»

1. По способу представления информации :

Web-страницы – сегодня это основной и наиболее распространенный тип информационных ресурсов в Сети. Этот ресурс, как уже отмечалось, представляет собой страницы так называемого гипертекста, то есть текста, который может содержать в себе ссылки. Взаимосвязанная логически и посредством ссылок совокупность гипертекстовых страниц, расположенная в одном месте, представляет собой единицу, называемую сайтом. Кроме текста web-страница может также содержать информацию в произвольной форме: графической, звуковой, видео и т. д.

– также могут иметь интерфейс в Интернете, т. е. могут быть доступны через Сеть

Файловые серверы – традиционный способ хранения данных в Интернете. Представляет собой компьютеры, часть дискового пространства которых доступна по Сети.

Телеконференции – способ общения людей, имеющих доступ в Сеть. Предназначены для обсуждения каких-либо вопросов или распространения информации. Все телеконференции разбиты по тематическому признаку на рубрики, или группы новостей. Информация, помещенная в телеконференцию, становится на определенное время, доступна всем желающим. Следует отметить, что данный источник информации, как правило, носит неофициальный характер.

Chart – также, в определенной степени, является источником социологического порядка. Здесь можно выяснить общественное мнение по насущным вопросам или интересующей исследователя тематике.

2. : в силу историко-географических причин основным языком в сети Интернет является английский, но практически все языки мира представлены в Сети. Многие сайты поддерживают несколько языков – на выбор пользователя. Российский сегмент Интернет называется «Рунет», казахстанский – «Казнет»

3. По территориальному признаку : произвольный информационный ресурс в подавляющем большинстве случаев принадлежит какой-либо организации, осуществляющей свою деятельность на определенной территории, и может быть предназначен для аудитории, находящейся преимущественно в пределах другого региона.

4. По виду и характеру представляемой информации : данный вид разделения информации с практической точки зрения является наиболее важным, т. к. именно информационное наполнение, в конечном итоге, оказывается решающим при отборе и использовании источников.

Тематическая информация

Научные публикации – статьи, рефераты, обзоры и прочие публикации научного характера, хранящиеся в Интернете.

Рекламная информация – большинство web-сайтов коммерческих компаний, представленных в Сети, носят в той или иной степени рекламный характер. Но данный вид информации может помочь в поисках нужных вам данных.

– разнообразные справочные материалы, ссылки на web-сайты компаний, часто представленные аналогично традиционным «желтым страницам», нормативные базы и т. д.

Новости – эта информация легко доступна по Сети, представляет собой вид «сырой», необработанной информации, которая ценна не столько сама по себе, сколько в контексте прочих событий или в динамике развития, и часто нуждается в последующей обработке и анализе.

3. Информационные технологии в научных исследованиях

которые заключались в основном в компьютеризации математических расчетов, использовании методов статистического моделирования и в распространении по телекоммуникационным сетям научно-технической информации, уже не удовлетворяют ученых. На смену им приходят новые методы, базирующиеся на использовании быстро прогрессирующих возможностей средств информатики и перспективных информационных технологий.

Яркими примерами могут служить телеконференции, распределенные научные коллективы, объединяемые общей информационно-телекоммуникационной сетью, а также методы комплексного информационного моделирования сложных природных процессов и явлений; методы искусственного интеллекта, позволяющие находить решения плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и нечеткими исходными данными; методы когнитивной компьютерной графики, позволяющие в пространственной форме представлять на экране компьютера различные математические формулы и соотношения и т. д.

Для успешного планомерного развития и внедрения новых информационных технологий в высшем образовании необходима фундаментальная разработка научных основ новых информационных технологий (НИТ) по следующим проблемам:

1. системный анализ развития и внедрения НИТ, своевременное уточнение выбранных приоритетных направлений, прогнозирование и предупреждение возможных негативных тенденций;

2. разработка новых принципов организации вычислительных процессов, методов представления, обработки и усвоения данных и знаний;

3. разработка методов описания предметных областей и математического моделирования;

4. проектирование и внедрение средств НИТ (интерактивные аудио- и видеосредства, компьютерные и телекоммуникационные среды).

Для этого необходимо, в частности, обеспечить решение следующих задач:

1. проведение исследований в фундаментальных областях, определяющих методологическую базу новых информационных технологий в научных исследованиях;

2. проведение исследований по перспективным программно-аппаратным средствам;

3. обеспечение доступа к банкам данных и базам знаний ведущих научных центров высшей школы России и зарубежных стран с использованием телекоммуникаций;

4. организация профилированных научно-учебных центров по информатизации научных исследований, переподготовка специалистов на базе этих центров.

Вербальная информация – Информация, данная в устной, словесной форме, а не в документальной, зафиксированной на каком-либо носителе. Она может быть получена из радио- и телепередач, от потребителей, поставщиков, конкурентов, на производственных совещаниях, от юристов, бухгалтеров и финансовых ревизоров, консультантов и из других источников.

Вербальная информация может быть использована непосредственно при разработке стратегии анализа данных, введена в компьютер и преобразована в структурированные данные, которые впоследствии могут быть применены для анализа с помощью методов Data Minig (Интеллектуальный анализ данных (англ. Data Mining), а также может использоваться для обогащения уже имеющихся данных.

Невербальная информация информация, представленная в символах или знаках без использования слов. Не передает какого-то конкретного содержания, но косвенно указывает, подтверждает или опровергает тот или иной факт. Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации. В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов. Дело в том, что эффект большинства посланий создается невербальной информацией. Особенно это проявляется в тех случаях, когда словесная часть послания отправителя противоречива. В такой ситуации получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.

Обе категории информации подразделяются на два вида: первый – это (используя американскую терминологию) «мягкая» информация, т. е. информация, носителем которой является поле (акустическое или электромагнитное). Такая информация живет буквально мгновения; однажды произведенная / озвученная, она исчезает и повторно воспроизведена быть не может. Говоря простым языком, «мягкая» информация – это сведения, которые содержатся в произнесенных. Вторая группа – это «твердая» информация, т. е. информация, записанная на каком-то материальном носителе (бумаге, магнитной ленте и т. п.)

Синдикативная информация . организации собирают, обрабатывают, а затем продают своим подписчикам.

Важным достоинством синдикативных данных является их невысокая стоимость, так как она разделяется между подписчиками. Синдикативные данные основаны на отработанной системе сбора информации, поэтому им присуще высокое качество.

Недостатки синдикативных данных: во-первых, подписчики не могут влиять на сбор информации. Поэтому, перед тем как стать подписчиком, необходимо оценить пригодность информации; во-вторых, поставщики синдикативных данных обычно стараются заключать контракты на длительный период; в-третьих, стандартизированные синдикативные данные доступны многим пользователям, в том числе конкурентам.