Михаил богомолов личная жизнь. Тонизирующие напитки: мифы и реальность

Сегодня многие люди, когда слышат слово "атеист", считают, что этот человек постоянно должен пребывать в конфликтах с представителями различных религиозных конфессий. Но на самом же деле это совершенно не так, ведь тогда, когда присутствует слепая вера, разум отсутствует либо же просто спит.

Однако, если применить логику и проанализировать именно согласно религиозному ракурсу: должен ли человек, чтобы управлять другими людьми, слепо верить в различные древние мифы, написанные еще в бронзовом столетии? Либо же сегодня настало то время, в котором правит свобода мыслей, убеждений и научных мышлений?

Уникальность каждой религии

Удивительно, но даже квалифицированные специалисты не могут назвать четкое число религий, которые сегодня существуют во всем мире. К примеру, только христианство имеет более тридцати тысяч всевозможных направлений, причем приверженцы каждого уверены, что истинное учение - именно их учение.

Эти религии представлены в различных ветках баптистов, пятидесятников, кальвинистов, англикан, лютеран, методистов, старообрядцев, анабаптистов, пятидесятников и других. Однако в настоящее время существует и другое весьма распространенное направление - атеизм. Его приверженцы не попадают ни в одну из этих категорий. Поэтому вопрос о том, что такое атеизм, довольно актуальный.

Несмотря на такое разнообразие различных религий, попасть в рай одной из них невозможно, чтобы тут же не оказаться в аду всех остальных. Каждая из существующих сегодня, противоречит всем другим в таких моментах, как создание Земли, происхождение человека, возникновение добра и зла и так далее. Кроме того, различные религиозные течения сравнивают свои мистические приобретения, при этом доказывая, что все галлюцинации или служат аргументом подлинности.

Но всем известно, что чудес не бывает. Люди, являющиеся которые были воспитаны в этой характерной культуре, непосредственно перед смертью представляют Шиву с шестью руками. Европейцы же видят ангелов и бесов, изображенных на католических фресках. Аборигены, проживающие в Австралии, утверждают, что реально встречались с Великой Матерью.

Таким образом, Священные Писания разных религий имеют массу противоречий. При этом многочисленные деноминации предоставляют довольно противоречивые изображения богов с их предписаниями. Так как вся эта информация не может быть истинной одновременно, то божественных существ, относящихся к современным религиям, просто нет.

Понятие атеизма

Что такое атеизм на самом деле, известно далеко не всем. Вообще, это слово имеет греческое происхождение. В нем присутствует две части: а — переводится, как "не", (отрицание), и теос — «бог». Из этого следует, что значение этого термина состоит в отрицании всяческих богов, каких-либо сверхъестественных существ и сил, другими
словами - это безбожие. Еще можно сказать, что атеизм является системой взглядов, которые доказывают несостоятельность аргументов каждой религии.

Как правило, атеизм тесно связан с понятием материализма. Поэтому недаром уже довольно долгое время символом атеизма считается эмблема атома. Это объясняется тем, что в природе все материи состоят из атомов, отсюда и появился такой специфический символ атеизма. И это неудивительно, так как это понятие тождественно с материализмом.

Атеизм состоит из философской, исторической, естественно-научной критики религий. Цель - раскрыть их фантастический характер. В действительности сказать однозначно, что такое атеизм, невозможно, так как это довольно сложное понятие. Так например, атеизм раскрывает социальную сторону религий, а с точки зрения материализма может объяснить, каким образом и благодаря чему появляется религиозная вера, а также поясняет роль религии в обществе и методы ее преодоления.

Процесс развития атеизма характеризовался рядом исторических этапов и характерных направлений. Среди них были такие довольно распространенные виды, как античный, свободомыслие при феодальном мире, буржуазный, русский революционно-демократический и так далее. Самым законным последователем атеизма всех эпох являлось марксистско-ленинское учение.

Индивидуальные защитники некоторых религий, которые до конца не имеют четкого представления о том, что такое атеизм, утверждая, что этого понятия раньше не было вообще, а придумали его коммунисты. Но это совершенно неверно. Атеизм является вполне законным результатом развития передовых мыслей всего человечества.

Сегодня имеется два основных вида атеизма - это стихийный и научный. Приверженцы первого варианта просто отрицают бога, следуя здравому смыслу, а второго — опираются на четкие данные науки.

Понятие стихийного атеизма

Автор атеизма стихийного, возникшего раньше научного - это простой народ. Именно поэтому этот вид смело можно считать признанным и народным. Проявляется он, как правило, в устном народном творчестве (различные былины, всевозможные сказания, песни, поговорки и пословицы). Здесь отражались главные принципы убеждения в том, что все религии служат богатым людям, которые являются эксплуататорами. Выгодны они только богачам и духовенству. Среди многочисленных поговорок, дошедших и до сегодняшнего времени, самые известные - это «Мужик с сошкой, а поп — с ложкой», «Бог богатых любит».

Испокон веков символ атеизма был характерен всему русскому народу. Одна из существующих былин даже вывела общий образ известного вольнодумца Васьки Буслаева, который восстал против присутствующей тогда несправедливости и различных религиозных предрассудков. Он верил только в себя, а враждебная людям религиозная сила в этой былине представлена в виде страшилища-пилигримища. Васька Буслаев бил по церковному колоколу, который находился на голове у этого чудища.

Понятие научного атеизма

Научный воинствующий атеизм постепенно развивался по мере накопления знаний о природе, социальном обществе и мышлении человека. В каждой эпохе рождались мужественные и гордые люди, которые, несмотря на гнев священнослужителей, не страшились всяческих гонений и различных преследований. Они противопоставляли религиям силу науки.

Научный атеизм является важнейшей стороной материалистического мировоззрения. Так как это философская наука, в процессе объяснения сущности и критики религии она выходит из исторического материализма. При этом основная сила научного атеизма состоит не именно в критике самой религии, а в том, чтобы утвердить здоровые основы общей духовной жизни всего общества, а также каждого человека.

Виды атеизма

В человеческой культуре выявляются два вида атеизма:

  1. Воинствующий атеизм (материалистический), приверженцы которого прямо заявляют, что Бога нет и все рассказы о нем — это вымыслы людей. Они или не познали взаимосвязь или желают иметь власть над незнающими, выступая от имени Бога, которого не существует.
  2. Идеалистический атеизм, последователи которого прямо заявляют, что Бог есть. Но они уходят от всех религиозных направлений, так как понимают, что Библия является ошибочной концепцией, ведь Иисус не может быть создателем Вселенной, а на седьмой день после создания Земли Бог не отдыхает.

Сегодня материалистический научный атеизм под давлением различных открытий перестраивается в идеалистический. Последователи второго довольно пассивны. Они уходят от Библейской концепции и абсолютно не ищут истину, при этом считая, что религия является обманом и манипулированием людьми.

Верить или нет?

Если говорить именно о Боге, который отсутствует в церквях, то на базе неправильного религиозного чувства нельзя выстроить полную картину миропонимания и обладать личностной культурой познания, имеющей большие возможности. Человеческий ум является ограниченным, из чего следует, что знания людей тоже невелики. Благодаря этому в всегда присутствуют моменты, которые принимаются только на веру. Ведь не зря же многие атеисты действительно утверждают, что атеизм - это религия.

Бог доказывает свое существование всем людям и каждому человеку в каком-то характерном строго индивидуальном виде, причем настолько, насколько сами люди праведны и отзывчивы и верят в Бога. Неопровержимые доказательства своего существования Бог дает людям именно согласно их вере, но не разуму. Он всегда слышит молитвы и отвечает на них, вследствие чего потом изменяется жизнь верующего, что проявляется в происходящих с ним событиях.

Действительно, Бог общается с людьми только с помощью языка жизненных обстоятельств. Любые случайности, которые происходят с людьми, являются прямыми подсказками, направленными на необходимость совершить какие-либо перемены в сторону праведного пути. Конечно, многие не в силах заметить этих подсказок и прореагировать на них, так как искренне убеждены в том, что атеизм - это религия, которая позволяет им не только выделиться из окружающей массы, но и обладать верой исключительно в свои силы.

Общение с Богом

Несомненно, Бог общается с людьми в основном с помощью языка жизненных обстоятельств. Сталкиваясь с любой случайностью, умный человек обязан задуматься над этим, после этого он начнет четко различать, что именно говорит ему Бог: обещает ли он свою поддержку либо же предостерегает от каких-либо предстоящих возможных грехов, ошибок и заблуждений.

Несмотря на все эти суждения, атеисты присутствуют в огромном количестве по всему миру. Причем большинство приверженцев таких взглядов проживают в Европе. Атеизм в России представляет собой довольно распространенное понятие. Здесь есть немало людей, которые искренне верят в Бога, но имеются и те, кто убежден в его отсутствии.

Первые утверждают, что общение с Богом нельзя каким-то образом построить с помощью различных посредников. На их роль претендуют все церкви. Непосредственная связь с Богом наполнена физическим смыслом. Однако она отсутствует у демонических личностей, так как они основываются не на промысел Бога, а на свои личные расчеты.

Кроме того, люди, употребляющие алкоголь, вообще не способны фиксировать какие-либо следственные связи своих поступков с вызванными ими ситуациями. Их жизнь очень часто наполнена приключениями и катастрофичностью. Ни для кого не секрет, что русские люди славятся именно пристрастием к алкоголю, поэтому такое явление, как атеизм в России, довольно актуальное и распространенное.

Что касается истинно верующих людей, то они могут не осознавать всех возможностей разговора с Богом и уверены, что молитва всегда будет услышана. Когда те или иные изменения в жизни не происходят, человек, согласно смыслу своей молитвы, получает несколько других пояснений, почему этого не произошло. Однако Бог может помочь людям только лишь в тех моментах, к объяснению которых они сами прилагают все усилия. Не зря ведь в народе говорят, что на Бога надейся, а сам не плошай.

Кто такие атеисты сегодня?

Так исторически сложилось, что сегодня почти все государственные специальные программы в сфере образования, культуры, здравоохранения, права с поддержкой приводят к формированию у людей только материалистических взглядов. Подобное мировоззрение атеизм относит к трем основным понятиям: научное направление атеизма, эволюционизм и гуманизм со всеми производными.

Идеологи совсем недавно смогли довольно крепко донести до общественного сознания представление о таком понятии, как атеизм-материализм. Это единственно научное и исторически прогрессивное мировоззрение, которое в течение всего своего существования было правильным достижением естественных наук.

Атеисты в настоящее время воспринимаются многими как люди, имеющие здравый ум, свободные, просвещенные, образованные, культурные, прогрессивные, цивилизованные и современные. Сейчас даже такое слово, как «научный» стало синонимом термина «истинный». Благодаря этому любое мировоззрение, которое отличается от материалистических взглядов, может рассматриваться не рядом с научными гипотезами, а наперекор им.

Определение атеизма

Исходя из того, что такое атеизм, определение которому однозначно дать довольно сложно, можно сделать такой вывод: у атеистов имеется только один авторитет в знаниях - современные официальные научные данные. Именно поэтому носители научных и атеистических мировоззрений имеют одинаковые взгляды на многое. Об этом факте свидетельствует четкий ответ на вопрос о том, что такое атеизм. Определение этого понятия гласит, что атеизм - это безбожие, которое основано на научных знаниях.

Другими словами, такое философское материалистическое учение отрицает надприродное существование Бога, точно так же как любое нематериальное, однако при этом оно признает вечность материального мира. Как принято считать в христианстве, основа атеизма состоит в том, что он условно провозглашает свою противоположность религиям. На самом же деле, согласно содержанию, это понятие представляет одну из многочисленных форм религиозного мировоззрения.

Сатанизм и атеизм

Многие люди имеют ошибочную точку зрения, утверждая, что атеисты поддерживают взгляды сатанистов. Более того, бытует мнение, что история атеизма включает в себя такое направление, как сатанизм. Это совершенно не соответствует действительности, причем пропагандируется такая ложная версия служителями культа. К примеру, последователи христианской веры видят сатанинские происки во многих вещах и ситуациях, которые противоречат их интересам.

На самом деле, сатанизм представляет собой обыкновенное религиозное движение с собственными церквями, священнослужителями и библией. Другими словами, религиозный атеизм можно отнести к сатанизму таким же образом, как и к любой подобной системе. То есть отрицается существование сатаны, и мысли, связанные с ним, считаются необоснованными. Поэтому ни один сатанист не может являться атеистом, и наоборот.

Михаил, помните ли Вы свой первый день работы на ТВ? Как складывался путь от режиссера и продюсера до должности Генерального продюсера и Главного редактора?

Кстати, свой первый день работы на телевидении я вообще не помню! Но вот, как я попал на ТВ — это отдельная и крайне интересная история. В своей жизни я поменял много сфер деятельности: в 14 лет работал в корпоративе, который занимался переплетом книг, был охранником капусты в совхозе(смеется — здесь и далее прим. «сайт»), управлял собственным баром… В качестве помощника байера участвовал в закупке первой коллекции Armani для России, работал в бутиках Gucci и в Ermenegildo Zegna. Я участвовал в съемках пилотного(пробного), первого выпуска программы« Квартирный вопрос» на телеканале НТВ, и именно тогда у меня и моей подруги появилась идея делать собственную программу о моде. Я тогда вообще ничего не понимал в телевидении. Мы принесли идею программы на телеканал MTV-Russia. Наше предложение одобрили, и мы стали снимать пилотный выпуск уже собственной передачи. 4 месяца бессонных дней и ночей, отсутствие выходных и перерывов на обед, и вот азы телевидения были постигнуты.(Смеется) Так появилась программа« Hand Made», в которой популярные артисты выступали в качестве дизайнеров одежды, а уже после — «Гид по стилю», а там уже по нарастающей!

Припомните какой-нибудь курьезный случай, произошедший на первых ТВ-съемках?

Вот как раз я хорошо помню первую телевизионную съемку, в которой я участвовал. Меня отдали« на воспитание» Яне Чуриковой, которая в тот момент уже готовилась к проекту« Фабрика Звезд», но еще работала на MTV. Яна тогда сказала, что мы идем в студию на снимать программу. Я спросил ее, что для этого нужно. «Ну, для начала кассета!» — пошутила Яна. К слову, видеокассеты тогда были двух размеров — побольше и поменьше. Я прихожу в архив за кассетой и прошу выдать ту, которая больше всех. Затем приношу ее Яне Чуриковой. Она смотрит на кассету, смеется и говорит: «Ты что принес? Такая большая в камеру не подойдет по размеру!». А я подумал, что нужно как можно больше, чтобы уместилась вся съемка. Только потом я узнал все нюансы операторского мастерства, и даже сам снимал программу в качестве оператора.

Михаил, вы работаете на RU. TV с самого первого дня существования телеканала. Вы участвовали в его создании. Расскажите, с какими трудностями Вы сталкивались?

Я пришел на RU. TV в январе — начале февраля 2007 года, а официально RU. TV свой день рождения отмечает именно в феврале. Именно тогда он начал выходить на спутники, появляться в больших кабельных сетях. Не помню, сколько человек у нас тогда работало, но размещались мы в двух небольших комнатах. Сейчас штат телеканала насчитывает несколько десятков сотрудников, а занимаем мы уже целый этаж. Трудностей и наоборот позитивных вещей было очень много. Вообще как протекала жизнь RU. TV в течение 9 лет — это тема для отдельного интервью. Я считаю, что успех RU. TV заключается в том же, в чем и успех Русского Радио. Потому что телеканал RU. TV — это самая лучшая, самая красивая и самая модная русскоязычная музыка. В первую очередь она интересная зрителю, так как она понятна. Ведь все клипы звучат на нашем родном, красивом, замечательном русском языке. Это песни о душе и для души. Репертуар ориентирован на женскую аудиторию. Поэтому каждая девушка найдет в каждой композиции для себя что-то родное, а в отличие от Русского Радио на RU. TV есть еще и красивая картинка!

А в чем секрет Вашего успеха? Ведь вы молодой и успешный топ-менеджер медиабизнеса!

Ну, не такой молодой, как может показаться на первый взгляд. Если Вы действительно оцениваете, что я успешен, то повторю, что случайно появился на телевидении. Я всегда делал телевидение не по каким-то законам и правилам, написанным в учебниках, а по принципу — интересно ли было бы мне самому смотреть. Но здесь учитывается не только мое субъективное мнение, но и результаты исследований, которые мы проводим по всей стране. Как показывают рейтинги то, что мы производим, пользуется хорошим спросом. Здесь успех не только мой, но и всей нашей команды. К счастью для меня, как для работодателя, и, к несчастью для тех, кто хочет найти себе работу, в нашем коллективе собрана стабильная команда. Все сотрудники работают много лет. Если кто-то и покидает нас, то, как правило, это девочки, которые уходят в декрет.(J) Если зрителям все это нравится, это здорово!

Популярное

Михаил, а кем Вы мечтали стать в детстве?

В силу того, что я очень люблю животных, то у меня в доме всегда был зоопарк. Я родился и вырос в Подмосковье. В детстве у меня жили: собаки, кошки, попугаи, черепахи, морские свинки, крысы, рыбки, хомячки, а даже куры и кролики. Поэтому в детстве я хотел стать ветеринаром. Но в силу того, что у меня был панический страх к шприцам и уколам, то я быстро понял, что ветеринаром мне не быть. Мне всегда были интересны цифры, поэтому образование у меня экономическое. Однако, в какой-то момент я понял, что мне будет немного скучно, если я посвящу жизнь только этому. У меня не было четкого понимания того, чем бы я хотел заниматься, пока я не попал на Т. В. Теперь оно ясное. Занимаюсь тем, чем хотел бы! Вот, видите, как: хотел стать ветеринаром, а в глубине души, на уровне подсознания, я мечтал стать телевизионщиком. Им и стал.

Ваш творческий путь на ТВ всегда был связан с музыкальными телеканалами, а какую музыку вы любите слушать? Какие диски есть в машине?

Так получается, что по роду деятельности мне приносят очень много музыки. Свои альбомы дарят друзья-артисты, отдают послушать свои композиции начинающие музыканты, многие из которых впоследствии становятся тоже друзьями. Я всегда рад, когда у молодых артистов получается популяризировать свое творчество. А, когда я еду в машине, то обычно слушаю Русское Радио. В нашей сфере деятельности это оптимальный вариант — быть в курсе всех новинок. Как только слышу что-то новое, то звоню артисту и говорю: «Клёвая песня! Давай снимать клип!». Дома у меня постоянно работает RU. TV или другие музыкальные телеканалы. Я — фанатик своего дела.

Как Вы любите проводить свободное время? Успеваете ли общаться с семьей? Какие семейные традиции Вы чтите?

На семью времени хватает меньше, чем на работу, поэтому в субботу и воскресенье все-таки уделяю время домашним. Принципиально не езжу ни на какие концерты и мероприятия по выходным. Заранее извиняюсь за это перед артистами! Просто в выходные я семейный человек. Я благодарю Бога, что у меня появилась возможность вновь переехать жить загород. И, если говорить о хобби, то я безумно люблю рыбачить и собирать грибы. А зимними, холодными вечерами в выходные дни здорово посидеть у камина с бокалом вина.

Что Вы пожелаете зрителям телеканала RU. TV?

Я желаю зрителям RU. TV быть всегда такими же яркими, классными, стильными и музыкально-позитивными как телеканал RU. TV! Каждый день по‑своему прекрасен, поэтому его нужно проживать с тем настроением и с тем позитивом, который несет в сторону зрителей наш телеканал!

В последнее время в российском обществе и СМИ развернулась активная дискуссия отонизирующих напитках. При этом со слабоалкогольными напитками все более-менее понятно: их реализация должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции.

Споры и противоречивые суждения в основном вызывают безалкогольные тонизирующие напитки, в отношении которых в некоторых регионах введены жесткие ограничения на реализацию. Оправданы ли они?

Дата: 06.08.2015


Михаил Богомолов,
Врач-психоэндокринолог,
диабетолог, президент МОО
«Российская диабетическая ассоциация»

Сегодня насчитывается около 200 брендов безалкогольных тонизирующих напитков (БТН), которые продаются в 165 странах на всех континентах: от Австрии, Франции и других стран Европы до Австралии, Малайзии, Мальдив, Филиппин, США и Канады. Популярность БТН во всем мире связана с приятным вкусом, способностью поддерживать водный баланс в организме, повышать умственную активность, физическую выносливость и работоспособность. Снижение сонливости, повышение когнитивных функций, сохранение концентрации внимания при употреблении этих продуктов оценили самые разные потребители: спортсмены, студенты, военные, журналисты, водители-дальнобойщики и просто те люди, кому нужен запас бодрости на целый день.

В 2011 году Министерство здравоохранения Канады объявило, что энергетические напитки следует отнести к категории пищевых продуктов, так как они употребляются с той же целью, что и любые другие напитки. В этом решении относительно энергетических напитков канадское Министерство здравоохранения последовало примеру США, Австралии, Новой Зеландии и стран, входящих в состав Евросоюза.

Тем не менее в ходе дебатов вокруг безалкогольных тонизирующих напитков в нашей стране часто высказываются мнения, которые дискредитируют БТН. И опираются они не на исследования авторитетных медицинских учреждений на эту тему, которые доступны в основном профессиональной аудитории и, к сожалению, мало известны широкой публике, а на циркулирующие слухи и мифы, не имеющие под собой реальной почвы. Будем их опровергать, базируясь на подтвержденных цифрах, фактах, результатах исследований зарубежных и отечественных специалистов.

миф 1 «Употребления БТН в России в последнее время резко возросло»

Этот миф опровергают результаты исследования «Структура потребления (источники и уровни) населением РФ продуктов, содержащих кофеин», проведенного в 2013 году ВЦИОМ по заказу Национального фонда защиты потребителей.

В соответствии с ними, средний уровень потребления безалкогольных тонизирующих напитков в Российской Федерации составляет около 1 литра на человека в год, что не превышает 2-3% от среднедушевого потребления алкоголя крепости водки. И это за 15 лет существования на рынке! Для сравнения, в Австрии выпивают около 10 литров БТН на человека в год.

По данным ВЦИОМ, из кофеиносодержащих продуктов (чай, кофе, шоколад, лекарства, напитки категории «кола» и т.д.), меньше всего население России потребляло в 2013 году тонизирующих напитков: 19,5% среди взрослого населения и 23,1% среди подростков.

Основными потребителями энергетиков являются люди в возрасте от 22 до 34 лет, зачастую пьющие их в вечернее и дневное время вместо кофе. При этом самым популярным кофеиносодержащим напитком остается чай: хотя бы раз в год его пили 95% взрослого населения и 98% подростков в возрасте 12-17 лет (см. табл. 1).

Так, средний российский подросток (12-17 лет) в год выпивает 916 чашек чая, 236 чашек кофе, 140 порций напитков «кола», съедает 129 порций шоколада и употребляет 9 таблеток кофеиносодержащих лекарств (см. табл. 2). При этом 77% процентов подростков в РФ ни разу не пробовали безалкогольные тонизирующие напитки, а оставшиеся 23% подростков выпивают примерно 26 банок (емкостью 250 мл) безалкогольных тонизирующих напитков в год, или 1 банку (250 мл) в 2 недели.

Иными словами, поступление кофеина в организм подростков с чаем (62%) и кофе (25%) в разы выше, чем с безалкогольными тонизирующими напитками (см. диаграмму 1), причем потребление БТН невелико как в абсолютных, так и относительных цифрах.

Расчеты с учетом медианных значений потребления показали, что 64,7% кофеина у взрослого населения и 80,4% у подростков поступает в составе чая.

Вклад кофе в суточную дозу кофеина составляет 33,7% у взрослого населения и всего 12,1% у подростков.

Что касается остальной части населения России, то по данным ВЦИОМ, 70-80% россиян вообще никогда не пробовали БТН. А приверженцы этих напитков употребляют 3-10 банок (емкостью 250 мл) в месяц, что никак не может быть проблемой.

Примерно такая же картина в Европе. Здесь можно сослаться на благополучную Австрию. Как показали исследования, проведенные в этой стране, для взрослого населения главным источником нагрузки кофеином является кофе (66-75% для разных половозрастных групп), далее следуют «энергетические напитки» (порядка 9-20% в общей квоте кофеина); вклад остальных источников незначителен за исключением лекарств, потребление которых трудно поддается учету.

миф 2 «Потребление БТН приводит к разрушению организма: желудка, печени, почек и других органов»

Реальная практика говорит о другом: БТН проходят сложную и пристрастную процедуру оценки безопасности, установленную в РФ, поскольку являются объектом обязательной государственной регистрации, которая включает санитарно-гигиеническую экспертизу состава напитков и их маркировки, определение их соответствия параметрам безопасности, установленным законодательством, и завершается Государственной регистрацией. Экспертиза проводится Институтом питания РАМН — ведущим научным учреждением РФ в области пищевой безопасности. Свидетельство Госрегистрации подписывается главным санитарным врачом РФ и гласит, что напиток безопасен и предназначен для употребления в пищу.

В январе 2015 года Европейское управление по контролю безопасности продуктов питания (EFSA) опубликовало предварительные результаты «Научного исследования по вопросам безопасности кофеина», проведенного по заказу Европейской комиссии в связи с многочисленными вопросами относительно безопасного для здоровья уровня потребления кофеина, в том числе входящего в состав «энергетических напитков».

В основу выводов были положены итоги 39 обзоров, подготовленных в 22 странах Европы, в которых приняли участие 66531 человек. Основные выводы европейских ученых свелись к следующему: а) Употребление кофеина до 400 мг в день не представляет проблемы для всех, за исключением беременных; б) Употребление кофеина до 200 мг в день не представляет опасности для беременных; в) Безопасная доза кофеина для взрослых (3 мг на 1 кг веса в день) может быть использована при обосновании расчетов безопасных дневных доз кофеина для детей 3-10 лет и подростков 10-18 лет. Т. е. несовершеннолетний ребенок с весом в 40 кг может употреблять до 120 мг кофеина в день; г) Однократные дозы кофеина до 200 мг не приводят к клинически значимым изменениям давления, кровотока миокарда, гидратации или температуры организма. Другие компоненты «энергетических» напитков (таурин, глюкуронолактон) не представляют опасности, поскольку отсутствует их неблагоприятное взаимодействие с кофеином.

миф 3 «В состав БТН входят неконтролируемые, неизвестные или опасные ингредиенты»

К типичным компонентам БТН, помимо воды и сахара, относятся таурин, глюкуронолактон, инозитол и кофеин. Многочисленные токсикологические оценки этих компонентов в ведущих организациях РФ и мира констатировали, что в каждом из них и в их сочетаниях отсутствуют опасные ингредиенты.

Витамины группы В — жизненно важные соединения, участвующие в процессах энергетического обмена и повышающие физическую работоспособность и умственную активность человека.

Кроме того, как предполагают некоторые исследователи, витамины группы В способны улучшать настроение. Сахароза и глюкоза необходимы в тонизирующих напитках, чтобы защитить организм от истощения запасов гликогена.

В банке тонизирующего напитка содержится в общей сложности 27 г сахарозы и глюкозы, что приблизительно равно количеству этих углеводов в стакане яблочного или апельсинового сока.

Таурин — аминосульфокислота, образующаяся естественным путем в организме человека из серосодержащих аминокислот и выполняющая ряд физиологически важных функций, в частности как компонент желчных кислот.

Таурин участвует в самых разных биологических процессах: помогает регулировать уровень воды и минеральных солей в организме, играет важную роль в развитии мозга. Он содержится в птице, рыбе, морепродуктах (морские гребешки) и даже в детском питании.

Адекватный уровень суточного потребления таурина составляет 400 мг, верхний допустимый уровень — 1,2 г.

В стандартной баночке тонизирующего напитка (250 мл) содержится 1000 мг таурина. Следует заметить, что в организме человека весом 70 кг присутствует около 70 г таурина (что в 70 раз больше, чем содержится в банке с популярным тонизирующим напитком).

Глюкуронолактон образуется в организме из глюкозы, после приема с пищей метаболизируется до глюкуроновой кислоты, которая окисляется до углекислого газа и воды либо участвует в детоксикации, т.е. в связывании ксенобиотиков в микросомальной фракции печени и выводится с желчью. Группа европейских экспертов, проводивших исследование по заказу Европейского управления по контролю безопасности продуктов питания, в научном заключении EFSA-Q-2007-113 от 15.01.2009 года «Использование таурина и Д-глюкоронолактона в качестве компонентов энергетических напитков» пришла к выводу о том, что таурин и Д-глюкоронолактон, являющиеся природными компонентами, в энергетических напитках не оказывают вредного воздействия на организм.

Кофеин содержится в БТН в относительно высокой концентрации, но не выше, чем в чае, кофе, какао. В стандартной баночке самого распространенного безалкогольного тонизирующего напитка объемом 250 мл содержится 80 мг кофеина. Для сравнения, примерно то же количество кофеина содержится в средней чашке растворимого кофе.

Гурманы, предпочитающие изысканные виды кофе, например, капучино, потребляют до 160 мг кофеина на одну чашку.

Отнеся энергетические напитки к пищевым продуктам, Министерство здравоохранения Канады также указало максимально допустимый уровень содержания кофеина в энергетических напитках. Стандартные банки напитков (объемом около 250 мл) могут содержать не более 100 мг кофеина, банки среднего размера (объемом от 473 до 750 мл) — не более 180 мг. В отличие от производителей чая и кофе, производители энергетических напитков в обязательном порядке указывают на этикетке общее содержание кофеина в продукте.

В Российской Федерации установлены нормы содержания кофеина для различных продуктов. В техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» в статье 9 «Требования безопасности к тонизирующим напиткам» указывается, что содержание кофеина в тонизирующих напитках не должно превышать 400 мг/куб. дм. В Приложении 3 к ТР ТС 021/2011 «Гигиенические требования к безопасности пищевой продукции» в разделе 8 установлено, что «содержание кофеина в напитках, содержащих кофеин, не должно превышать 150 г/куб. дм, а в специализированных напитках, содержащих кофеин, не должно превышать 400 г/куб. дм».

По просьбе первого в России социально ориентированного телеканала «Москва. Доверие» в марте 2015 года НИИ Питания РАМН провел лабораторные исследования ингредиентов и их доз, входящих в состав самого дорогого и самого дешевого безалкогольных тонизирующих напитков. По заключению заведующего лабораторией химии пищевых продуктов Института питания РАМН, к.м.н. Владимира Бессонова, у этих двух образцов при огромной разнице в цене почти идентичный состав. Но специалисты объяснили это просто: в России действуют строгие ГОСТы, а цена зависит только от статуса бренда. «В очередной раз мы убедились, что эта группа продуктов соответствует национальным стандартам, требованиям технического регламента, ГОСТу и тем данным, которые указаны на упаковке. Энергетики вполне безобидный продукт. Но самое главное — содержание кофеина и таурина соответствует заявленному».

миф 4 и миф 5 «Регулярное потребление БТН приводит к появлению зависимости, сродни наркотической» и «Употребление БТН — первый шаг к употреблению алкоголя и наркотиков (алкоголизация населения)»

Статистика алкоголя, наркотиков и БТН никак не соотносятся. Ни количественно, ни качественно. Эксперты в области диетологии, наркологии и токсикологии подчеркивают, что причинно-следственная связь здесь отсутствует. Реальной статистики из солидных источников, авторитетно подтверждающих стойкую зависимость от БТН, а уж тем более того, что употребление БТН — первый шаг к наркотикам и алкоголизации населения — нет.

При этом риск причинения вреда здоровью при потреблении безалкогольных тонизирующих напитков не превышает риска от кофе, который возможен только при очень больших объемах потребления, так же как и при неумеренном употреблении многих других пищевых продуктов. А вопреки сложившемуся мнению, средний уровень потребления энергетических напитков (и подростками, и взрослыми) заметно уступает значениям этого показателя по другим кофеиносодержащим продуктам. В основном уровень потребления БТН оценивается как низкий или очень низкий.

Среди взрослого населения — 11,9%, среди подростков — 14,2%. Средний уровень потребления энергетиков составляет лишь 6,2% у взрослых и 7,6% — у подростков. Взрослых жителей России с очень высоким уровнем потребления энергетиков (более 1 банки 250 мл ежедневно) ничтожно мало — 0,7%, а среди подростков — 0,6%.

Вместе с тем, по мнению отечественных медицинских экспертов, опирающихся на данные стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015- 2030 гг., главными угрозами здоровью россиян являются злоупотребление алкоголем, табакокурение и употребление наркотиков. В этом перечне нет упоминания БТН как серьезного фактора, массово влияющего на здоровье населения страны.

По оценке Всемирной организации здравоохранения, в 2014 году Россия находилась на четвертом месте в мире по уровню потребления алкоголя (чистого этилового спирта) на душу населения (15,76 л на человека в год). По данным комитета Госдумы РФ по охране здоровья, количество смертельных случаев от алкоголя по-прежнему остается высоким — около 75200 человек в год, а по данным Росстата, 33% юношей и 20% девушек регулярно употребляют алкоголь.

В настоящее время в СМИ, на экспертных советах и в общественных дискуссиях предлагают безалкогольные тонизирующие напитки (типа «Байкал», «Саяны», «Ред Булл», «Кола», «Хинин тоник» и т.д.) приравнивать к алкоголю, порядок их продажи предлагают регулировать так же, как и алкогольную продукцию (например, их продажа лицам, не достигшим 18 лет, запрещается).

Между тем ни одним федеральным законом не предусмотрено каких-либо ограничений на производство и оборот безалкогольных тонизирующих напитков. Более того, на федеральном уровне законопроект «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) безалкогольных тонизирующих напитков» не был поддержан правительством Российской Федерации, поскольку установление каких-либо правоограничений для несовершеннолетних региональным законодательством просто неконституционно и не соответствуют современной международной законодательной практике. Действующее законодательство РФ и технический регламент Таможенного союза обеспечивают необходимый уровень безопасного потребления безалкогольных тонизирующих напитков всеми категориями населения, в том числе и подростками.

Предлагаемые в ряде регионов РФ ограничительные меры не имеют под собой научного обоснования: на сегодняшний день не существует ни одного исследования, подтверждающего наличие в составе безалкогольных тонизирующих напитков небезопасных для потребления ингредиентов. В то же время данные различных научных исследований, в том числе в РФ, свидетельствуют, что при умеренном потреблении (как и любой пищевой продукт) безалкогольные тонизирующие напитки являются безопасными для здоровья.

Поспешное введение различных ограничений на оборот БТН в розничной торговле, без учета мнения делового сообщества, экспертов и ученых, не будет способствовать решению задач, провозглашаемых его инициаторами, а только ухудшит условия ведения бизнеса для производителей безалкогольных тонизирующих напитков, предприятий торговли, индустрии гостеприимства и общественного питания. Запрет на безалкогольные тонизирующие напитки будет стимулировать развитие «теневой» торговли, спровоцирует отток потребителей от цивилизованной и контролируемой системы общественного питания и быстрого обслуживания (кафе, ресторанов, столовых, гостиниц, развлекательных центров).

Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей, академик РАЕН Александр Калинин считает, что призывы к ограничению или запрету продажи тех или иных продуктов есть не что иное, как попытка ограничения свободы потребительского выбора. Прямые запреты на производство и продажу отдельных товаров оправданы и необходимы только тогда, когда потребительские свойства товара сопровождаются вредными для здоровья эффектами, о которых потребитель даже не подозревает. Но этот вред должен быть доказан и научно обоснован, иначе любой подобный запрет будет выглядеть как инструмент конкурентной борьбы. В то же время история таких запретов во многих странах очень поучительна, поскольку показывает, что они малоэффективны, а порой приводят к результатам, прямо противоположным ожидавшимся.

Эти факты указывают на необоснованность позиции части законодателей, выступающих за жесткое ограничение продаж безалкогольных тонизирующих напитков. В этом вопросе имеет смысл учесть многолетний опыт ведущих зарубежных стран, например, Европы и Северной Америки, где законодательные акты по ограничению каких-либо продуктов принимают на основе устойчивой многолетней статистики.

Большая часть российских экспертов сходятся во мнении, что шумиха вокруг безалкогольных тонизирующих напитков носит надуманный характер, реальный масштаб их негативного воздействия на молодежь сильно преувеличен.

Михаил Богомолов, Врач-психоэндокринолог, диабетолог, президент МОО «Российская диабетическая ассоциация»