Немченко введение в языкознание. Введение в языкознание

Курс "Введение в языкознание" является основополагающим в процессе обучения студентов - филологов. Учебник познакомит студентов с основными понятиями современного языкознания, с лингвистической терминологией. Основное внимание уделено описанию системы языков, его уровней. При изложении материала использована научная и справочная литература, отражающая опыт разработки теоретических проблем языкознания учеными разных поколений (включены выдержки из книг и статей). По спорным вопросам приводятся мнения разных ученых.
В конце книги помещен детализированный предметный указатель.
Для студентов-филологов, аспирантов, преподавателей русского и иностранных языков.

О ПРИРОДЕ ЯЗЫКА.
Рассмотрев вопрос о понятии языка как своеобразной системы знаков, служащих средством общения людей, можно попытаться ответить на вопрос о том, какова природа языка, в чем его сущность. По этому вопросу есть разные мнения. Одни ученые считают язык общественным (социальным) явлением, другие относят его к явлениям биологическим, третьи - к психическим.

В современном отечественном языкознании широко распространено мнение, согласно которому язык является социальным явлением. Положение об общественной природе языка находит отражение в определении языка как важнейшего средства человеческого общения. При этом принимается во внимание, что нет и не может быть языка без человека, вне человеческого общества. Еще И. И. Срезневский в своей работе «Мысли об истории русского языка» (1849) обращал внимание на то, что «народ и язык один без другого представлен быть не может».

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Введение. ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА (§ 1-3) 5
Глава 1. ЯЗЫК КАК ОБЪЕКТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ (§ 4-22) 15
Понятие языка 15
О природе языка 16
Связь языка и мышления 20
Функции языка 34
Знаковая сущность языка 43
Понятие знака 43
Понятие языкового знака 52
Единицы языка и их отношение к знакам 59
Типы взаимоотношений между единицами языка 67
Синхрония и диахрония в языке 72
Глава 2. СИСТЕМА ЯЗЫКА (§ 23-238) 76
Понятие языковой системы 76
Фонетика 86
Понятие фонетики 86
Понятие звука речи 96
Транскрипция как средство отображения звуков речи 99
Акустическая характеристика звуков речи 103
Артикуляционный аспект звуков речи 106
Звуки речи с функциональной точки зрения 110
Фонема и ее отличительные признаки 110
Функции фонем 115
Позиции фонем 116
Варьирование фонем 118
О границах фонем 124
Классификация звуков речи (фонем) 127
Гласные и согласные как основные типы звуков речи 127
Классификация гласных звуков 129
Классификация согласных звуков 133
Вопрос о полифтонгах 140
Понятие о слоге 143
Ударение 152
Интонация 162
Изменение звуков в потоке речи 167
Чередование звуков 179
Морфемика 188
Понятие морфемики 188
Понятие морфемы 193
Определение понятия морфемы 193
Морф как разновидность морфемы 197
Морфема и смежные явления 200
Классификация морфем 212
Корневые и служебные морфемы 212
Классификация служебных морфем 216
Основа слова 229
Принципы морфемного анализа 233
Морфонология 235
Лексикология 239
Понятие лексики и лексикологии 239
Понятие слова 245
О границах слова 255
Семантическая характеристика слова 267
Понятие лексического значения слова 267
Классификация лексических значений слов 271
Семантическая структура слова 281
Системность словарного состава языка 289
Лексика как система 289
Синонимы 294
Антонимы 304
Омонимы 309
Паронимы 319
Гипонимы 321
Фразеология 323
Понятия фразеологии и фразеологизма 323
Классификация фразеологизмов 325
Терминология 332
Понятие терминологии 332
Понятие термина 334
О системности терминов 339
Лексикография 341
Понятие лексикографии и словаря 341
Основные типы словарей 343
Лингвистические словари 343
Нелингвистические словари 353
Словообразование 355
Понятие словообразования 355
Единицы словообразования 359
Производное слово 359
Сегментные единицы 363
Комплексные единицы 365
Словообразовательная структура производного слова 368
Понятие словообразовательной структуры слова 368
Способы словообразования 370
Производные слова и их эквиваленты в разных языках 378
Грамматика 384
Понятие грамматики 384
Единицы грамматики 390
Морфология 395
Понятие морфологии 395
Основные единицы морфологии 397
Морфологические способы и средства 403
Части речи 415
Общая характеристика частей речи 415
Имя существительное 424
Имя прилагательное 439
Глагол 446
Синтаксис 462
Понятие синтаксиса 462
Основные единицы синтаксиса 464
Синтаксическая форма и категория 464
Словосочетание 467
Понятие словосочетания 467
Классификация словосочетаний 472
Предложение 474
Понятие предложения 474
Члены предложения 477
Классификация предложений 478
Порядок слов в предложении 481
Семантика предложения 483
Глава 3. ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА (§ 239-251) 488
Язык и речь 488
Основные разновидности языка, связанные с внутренним членением языкового коллектива 496
Функционально-стилистические разновидности языка (речи) 507
Основные формы речи 511
Глава 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА (§ 252-264) 514
Проблема происхождения языка 514
Теории происхождения языка 520
Звукоподражательная теория 522
Теория междометий 525
Теория жестов 527
Трудовая теория 530
Теория трудовых выкриков 533
Теория божественного происхождения языка 534
Теория общественного договора 537
Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ (§ 265-303) 541
Формирование и развитие языков в связи с развитием общества 541
История развития языков 543
Родо-племенные языки 543
Языки народностей 545
Национальные языки 547
Исторические изменения языковых явлений 549
Законы развития языка 549
Изменения в фонетике 554
Изменения в лексике 566
Изменения в морфемике и словообразовании 578
Изменения в грамматике 588
Глава 6. КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ (§ 304-311) 603
Генеалогическая классификация языков 603
Типологическая классификация языков 611
Ареальная классификация языков 616
Глава 7. ТЕОРИЯ ПИСЬМА (§ 312-323) 619
Понятие письма 619
Возникновение и развитие письма 622
Классификация письменных систем 639
Использованная литература 651
Условные сокращения 666
Предметный указатель 668.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Введение в языкознание, Немченко В.Н., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

М.: 2008. — 703 с.

Курс «Введение в языкознание» является
основополагающим в процессе обучения студентов — филологов. Учебник
познакомит студентов с основными понятиями современного языкознания,
с лингвистической терминологией. Основное внимание уделено описанию
системы языков, его уровней. При изложении материала использована
научная и справочная литература, отражающая опыт разработки
теоретических проблем языкознания учеными разных поколений (включены
выдержки из книг и статей). По спорным вопросам приводятся мнения
разных ученых.

В конце книги помещен детализированный
предметный указатель.

Для студентов-филологов, аспирантов,
преподавателей русского и иностранных языков.

Формат учебника:
pdf
/ zip

Размер для скачивания:
3 Мб

Скачать бесплатно или смотреть онлайн:



Предисловие 3

Введение. ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА (§ 1-3) 5

Глава 1. ЯЗЫК КАК ОБЪЕКТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ (§ 4-22) 15

Понятие языка 15

О природе языка 16

Связь языка и мышления 20

Функции языка 34

Знаковая сущность языка 43

Понятие знака 43

Понятие языкового знака 52

Единицы языка и их отношение к знакам 59

Типы взаимоотношений между единицами языка 67

Синхрония и диахрония в языке 72

Глава 2. СИСТЕМА ЯЗЫКА (§ 23-238) 76

Понятие языковой системы 76

Фонетика 86

Понятие фонетики 86

Понятие звука речи 96

Транскрипция как средство отображения звуков речи. . 99

Акустическая характеристика звуков речи 103

Артикуляционный аспект звуков речи 106

Звуки речи с функциональной точки зрения 110

Фонема и ее отличительные признаки 110

Функции фонем 115

Позиции фонем 116

Варьирование фонем 118

О границах фонем 124

Классификация звуков речи (фонем) 127

Гласные и согласные как основные типы звуков речи 127

Классификация гласных звуков 129

Классификация согласных звуков 133

Вопрос о полифтонгах 140

Понятие о слоге 143

Ударение 152

Интонация 162

Изменение звуков в потоке речи 167

Чередование звуков 179

Морфемика 188

Понятие морфемики 188

Понятие морфемы 193

Определение понятия морфемы 193

Морф как разновидность морфемы 197

Морфема и смежные явления 200

Классификация морфем 212

Корневые и служебные морфемы 212

Классификация служебных морфем 216

Основа слова 229

Принципы морфемного анализа 233

Морфонология 235

Лексикология 239

Понятие лексики и лексикологии 239

Понятие слова 245

О границах слова 255

Семантическая характеристика слова 267

Понятие лексического значения слова 267

Классификация лексических значений слов 271

Семантическая структура слова 281

Системность словарного состава языка 289

Лексика как система 289

Синонимы 294

Антонимы 304

Омонимы 309

Паронимы 319

Гипонимы 321

Фразеология 323

Понятия фразеологии и фразеологизма 323

Классификация фразеологизмов 325

Терминология 332

Понятие терминологии 332

Понятие термина 334

О системности терминов 339

Лексикография 341

Понятие лексикографии и словаря 341

Основные типы словарей 343

Лингвистические словари 343

Нелингвистические словари 353

Словообразование 355

Понятие словообразования 355

Единицы словообразования 359

Производное слово 359

Сегментные единицы 363

Комплексные единицы 365

Словообразовательная структура производного слова. . . 368

Понятие словообразовательной структуры слова …. 368

Способы словообразования 370

Производные слова и их эквиваленты в разных языках 378

Грамматика 384

Понятие грамматики 384

Единицы грамматики 390

Морфология 395

Понятие морфологии 395

Основные единицы морфологии 397

Морфологические способы и средства 403

Части речи 415

Общая характеристика частей речи 415

Имя существительное 424

Имя прилагательное 439

Глагол 446

Синтаксис 462

Понятие синтаксиса 462

Основные единицы синтаксиса 464

Словосочетание 467

Понятие словосочетания 467

Классификация словосочетаний 472

Предложение 474

Понятие предложения 474

Члены предложения 477

Классификация предложений 478

Порядок слов в предложении 481

Семантика предложения 483

Глава 3. ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА (§ 239-251) 488

Язык и речь 488

Основные разновидности языка, связанные с внутренним членением языкового
коллектива 496

Функционально-стилистические разновидности языка (речи) 507

Основные формы речи 511

Глава 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА (§ 252-264) 514

Проблема происхождения языка 514

Теории происхождения языка 520

Звукоподражательная теория 522

Теория междометий 525

Теория жестов 527

Трудовая теория 530

Теория трудовых выкриков 533

Теория божественного происхождения языка 534

Теория общественного договора 537

Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ (§ 265-303) … 541

Формирование и развитие языков в связи с развитием общества 541

История развития языков 543

Родо-племенные языки 543

Языки народностей 545

Национальные языки 547

Исторические изменения языковых явлений 549

Законы развития языка 549

Изменения в фонетике 554

Изменения в лексике 566

Изменения в морфемике и словообразовании 578

Изменения в грамматике 588

Глава 6. КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ (§ 304-311) 603

Генеалогическая классификация языков 603

Типологическая классификация языков 611

Ареальная классификация языков 616

Глава 7. ТЕОРИЯ ПИСЬМА (§ 312-323) 619

Понятие письма 619

Возникновение и развитие письма 622

Классификация письменных систем 639

Использованная литература 651

Условные сокращения 666

Предметный указатель 668

Ð å ö å í ç å í ò û:

кафедра русского языка и общего языкознания Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова

(зав. кафедрой ä-ð филол. наук, проф.М. А. Грачев );

ä-ð филол. наук, проф.Е. Ф. Киров (Московский городской педагогический университет)

Немченко, В. Н.

Н50 Введение в языкознание: учебник для вузов / В. Н. Нем- ченко. - М. : Дрофа, 2008. - 703, с.

ISBN 978-5-358-01193-9

Курс «Введение в языкознание» является основополагающим в процессе обучения студентов-филологов. Учебник познакомит студентов с основными понятиями современного языкознания, с лингвистической терминологией. Основное внимание уделено описанию системы языков, его уровней. При изложении материала использована научная и справоч- ная литература, отражающая опыт разработки теоретических проблем языкознания учеными разных поколений (включены выдержки из книг и статей). По спорным вопросам приводятся мнения разных ученых.

В конце книги помещен детализированный предметный указатель.

Äëÿ студентов-филологов, аспирантов, преподавателей русского и иностранных языков.

ÓÄÊ 81"2 ÁÁÊ 81.2Ðóñ-923

Предисловие

Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ

В процессе подготовки студентов, обучающихся по специаль ности «Филология», курс «Введение в языкознание» занимает иск лючительно важное место. С изучения данного курса начинается лингвистическое образование студентов филологов, и в этом смыс ле он является основополагающим.

Главная задача курса «Введение в языкознание» состоит в том, чтобы познакомить студента с основными понятиями современного языкознания и его терминологией, что необходимо при изучении всех вузовских лингвистических дисциплин.

Основное место в учебнике отводится объяснению программных вопросов, связанных с описанием системы языка, его уровней. Со держание этой части курса в наибольшей мере необходимо студен ту при изучении теоретических лингвистических курсов, а также иностранных языков. Наряду с разделами «Фонетика», «Лексико логия» и «Грамматика», которые традиционно присутствуют в учебных пособиях по введению в языкознание, здесь впервые выде ляются в качестве равноправных относительно новые разделы - «Морфемика (морфемология)» и «Словообразование (дериватоло гия)». Порядок расположения разделов определяется степенью сложности описываемых в них языковых единиц: «Фонетика», «Морфемика», «Лексикология», «Словообразование», «Граммати ка (морфология и синтаксис)».

Описание языковой системы предваряется подробным и всесто ронним рассмотрением вопросов, связанных с объяснением поня тия языка как объекта лингвистической науки. Большое внимание в учебнике уделяется также проблемам общетеоретического характера - о формах существования языка, происхождении язы ка, развитии языков, возможных их классификациях и др. Необ ходимость обстоятельного разъяснения подобных сложных вопро сов связана с тем, что в ряде учебных пособий по курсу «Введение в языкознание» некоторые из них или освещаются весьма поверх ностно, или вообще не рассматриваются.

Предлагаемое в учебнике построение курса «Введение в языко знание» опирается на собственную концепцию автора, сложив шуюся в процессе многолетнего преподавания различных лингвис

тических дисциплин в Нижегородском государственном универси тете имени Н. И. Лобачевского.

При написании учебника использована научная и справочная литература, отражающая опыт разработки теоретических проблем языкознания учеными разных поколений (включая результаты но вейших лингвистических исследований). По спорным вопросам приводятся мнения разных языковедов, что дает возможность студенту творчески усваивать программный материал, сравнивать предлагаемые решения рассматриваемых вопросов, выбирать наи более приемлемые из них. Поэтому одна из существенных особен ностей данного пособия - широкое использование выдержек из лингвистической литературы и ссылок на использованные работы. Такой подход к объяснению учебного материала преследует и прак тическую цель - освободить студента от необходимости постоянно обращаться к источникам, искать интересующую его информацию в дополнительной лингвистической литературе. Это важно прежде всего для студентов вечерней и заочной форм обучения, но особен но для студентов дистанционной формы обучения, которая в по следнее время эффективно внедряется в ряде регионов страны. Многочисленные цитаты и ссылки на языковедческие работы поз воляют студентам получить некоторое представление о важнейших научных школах и направлениях современной лингвистики, обес печивают возможность углубить, расширить свои знания по тем или иным вопросам лингвистической теории.

Объяснение языковых явлений широко иллюстрируется при мерами из разных языков, преимущественно индоевропейских (прежде всего славянских, балтийских, германских и романских). Объяснение терминов иноязычного происхождения сопровождает ся справками этимологического характера - с целью лучшего их понимания.

Для удобства пользования учебником часть цитируемых текс тов, а также материал, носящий факультативный характер (необя зательный для усвоения студентами), выделяются более мелким шрифтом.

В. Немченко

(от греч. phileo ¯ - ‘люблю’ и logos - ‘слово, учение’)

ВВЕДЕНИЕ

Языкознание как наука

§ 1. Профессиональная подготовка студентов, обучающихся по специальности «Филология», предполагает изучение большого количества филологических дисциплин. Филоло´гия как наука представляет собой совокупность таких основных научных

дисциплин, как языкознание, литературоведение, история, семиотика, культурология, а также многих частных, вспо могательных дисциплин, таких, как палеография,´ тексто логия,´ теория искусства, поэтика, риторика и др. «Фило логия - это буквально словолюбие, т. е. изучение всего, что связано со словом и первоначально с письменным словом, т. е. изучение письменных памятников для разных целей»

[Реформатский, 1967, с. 49].

Слово «филология» в терминологических словарях объясня ется по разному:

как «общее название дисциплин, изучающих язык, литера туру и культуру данного народа преимущественно через посред ство литературных и других культурно исторических сочине ний и памятников» [СЛТ А, с. 492-493];

как «совокупность наук, изучающих культуру какого либо народа, выраженную в языке и литературном творчестве»

[СЛТ РТ, с. 460] ; как «содружество гуманитарных дисциплин - языкозна

ния, литературоведения, текстологии, источниковедения, па леографии и др., изучающих духовную культуру человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов»

[РЯЭ Ф, с. 372] ; как «область гуманитарного знания, имеющая своим непо

средственным объектом главное воплощение человеческого сло ва и духа - т е к с т» [РЯЭ К, с. 592] .

В контексте обучения студентов по специальности «Фило логия» под филологией понимается прежде всего языкозна ние и литературоведение, т. е. совокупность наук, изучаю щих язык и литературу. Иными словами, каждый будущий филолог изучает в равной мере основные языковедческие и

Введение. Языкознание как наука

литературоведческие дисциплины (наряду со специальными курсами по избранной студентом специальности, а также об щегуманитарными дисциплинами, такими, как история, философия, логика, психология и др. - в зависимости от профиля учебного заведения).

Лингвистическая подготовка студентов филологов по спе циальности «Русский язык и литература» включает три ос новных цикла учебных дисциплин:

1) дисциплины, непосредственно связанные с изучением современного русского литературного языка («Современ ный русский язык», «Методика преподавания русского язы ка», «Основы культуры речи и стилистики»);

2) лингвистические дисциплины исторического цикла («История русского литературного языка», «Историческая

грамматика русского языка», «Старославянский язык», а также «Русская диалектология» и один из современных славянских языков);

3) «Общее языкознание», включающее в качестве началь ной составной части курс «Введение в языкознание».

Все перечисленные дисциплины объединяются общим по нятием языкозна´ние (познание языка как общечеловеческо го явления, наука о языке). Наряду с этим термином для обозначения данной науки нередко используются и синони

мичные термины: языковедение´ (ср. др. рус.в дь - ‘знание’), линг

ви´стика (от лат. lingua - ‘язык’) . Реже в этом значении употреб

ляется термин глоттоло´гия (от греч.glo¯tta - ‘язык’ иlogos - ‘слово,

учение’) 1 . Иногда используется также описательное наимено вание данного понятия -наука о языке . Наиболее употреби тельным является термин «языкознание», остальные ис пользуются значительно реже. В частности, это нашло от ражение в названиях учебников и учебных пособий по данному курсу: «Введение в языкознание» (авторы книг: Л. А. Булаховский, Б. Н. Головин, В. И. Кодухов, Ю. С. Мас лов, А. С. Чикобава, О. С. Широков и др.), «Введение в язы коведение» (авторы книг: В. К. Поржезинский, А. А. Рефор матский), «Введение в лингвистику» (автор - А. Я. Шай

1 В современном русском языке чаще употребляются другие термины, включающие греческое название языка (glotta ¯ ), например: «глоттогония», «глоттогенез» - ‘происхождение языка’, «полиглот» - ‘человек, знающий много языков’.

Введение. Языкознание как наука

кевич), «Введение в науку о языке (о языках)» (авторы книг: Р. А. Будагов, О. С. Широков). Языкознание может быть оп ределено как наука, изучающая тот или иной конкретный язык, определенные группы языков (обычно родственные, реже - неродственные) или языки вообще, т. е. язык как об щечеловеческое явление.

По определению Вяч. Вс. Иванова, языкознание (языковеде ние, лингвистика) - это «наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях» [ЛЭС, с. 618] .

Ср.: «Языковедение (языкознание, лингвистика) - наука, изучающая языки (в принципе - все существующие, когда ли бо существовавшие или могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще» [Маслов, 1987, с. 4] ;

«объектом языкознания является язык во всем объеме его свойств и функций, строение, функционирование и историче ское развитие языка» [РЯЭ К, с. 672] .

§ 2. В зависимости от характера изучаемого объекта (количе ства изучаемых языков), целей и задач его изучения в совре менной науке о языке различается языкознание общее и ча стное.

Общее языкознание изучает общие особенности человече ского языка, общие законы его строения, функциониро вания и развития. В центре внимания общего языкознания находятся так называемые языковые универса´ лии(от лат. u ¯ niversa ¯ lis - ‘общий, всеобщий’) , т. е. такие языковые явления, факты, закономерности и т. п., которые свойственны всем языкам мира (абсолютные универсалии) или большинству из них (статистические универсалии). К языковым универ салиям относятся такие явления, как, например, звук, глас ный, согласный, смычный согласный, слово, часть речи, имя, имя собственное, глагол, имя числительное, местоиме ние, предложение, выражение в нем отношений между субъ ектом (подлежащим) и предикатом (сказуемым), категории оценки, определенности неопределенности и др. 1 Объектом изучения в общем языкознании могут служить и относи

1 Подробнее о языковых универсалиях см.: Яз. универсалии, 1969; Серебренников, 1972; Панфилов В., с. 99; Маслов, 1987, с. 5; ЛЭС, с. 535.

Введение. Языкознание как наука

тельно редкие, и даже уникальные явления, если они пред ставляют интерес для построения общей лингвистической теории.

Общее языкознание интересуют также проблемы проис хождения языка, закономерности исторического развития языков, классификации языков мира, вопрос о происхожде нии и развитии письма. К компетенции общего языкознания относится проблема создания и использования различных средств международного общения, искусственных междуна родных языков. Разработкой этой проблемы занимается раз дел языкознания, который называется и` нтерлингви´стикой .

Курс «Введение в языкознание» как начальная составная часть курса общего языкознания содержит самые элемен тарные сведения о языке как общечеловеческом явлении, т. е. представляет собой элементарное изложение важней ших сведений из курса общего языкознания. Основная цель данного курса - познакомить студентов с важнейшими по нятиями и явлениями, знание которых необходимо при изу чении всех остальных языковедческих дисциплин.

Ср.: «Данный курс должен служить для того, чтобы ознако мить студентов с системой понятий и терминов, которыми поль зуется любая языковедческая дисциплина и без которых трудно слушать и понимать соответствующие специальные курсы. Этот курс должен быть подлинным “введением” в весь цикл линг вистических предметов вуза» [Реформатский, 1967, с. 5-6] .

Частное языкознание занимается изучением отдельных язы ков, определенных групп языков (родственных и неродст венных) или их семей, например: русского, польского и немецкого, русского и чешского, русского и казахского, славянских, германских, всех индоевропейских и т. д. В зависимости от объекта изучения (конкретного языка, группы языков или их семьи) в частном языкознании выде ляются частные языковедческие дисциплины: русское язы кознание (или руси´стика - изучает русский язык), литов ское языкознание (или литуани´стика - изучает литовский язык), японское языкознание (или япони´стика - изучает японский язык), германское языкознание (или германи´сти ка - изучает германские языки), романское языкознание (или романи´стика - изучает романские языки), тюркское языкознание (или тюрколо´гия - изучает тюркские языки),

Введение. Языкознание как наука

кавказское языкознание (или кавказове´дение - изучает кавказские языки), индоевропейское языкознание (или индоевропеи´стика - изучает индоевропейские языки)

и т. д.

В частном языкознании отдельные языки или их группы

и семьи могут исследоваться в разных отношениях, в разных аспектах, в частности с точки зрения их состояния, функци онирования в тот или иной момент, на том или ином этапе развития или же с точки зрения эволюции, историческо го развития языков. На этом основании в рамках частного языкознания различается языкознание описательное и исто рическое.

Описательное языкознание [или синхро´нное, синхрони´че

ское (от греч.synchronos - ‘одновременный’)] изучает языки (или

отдельные их уровни, определенные языковые факты, явле ния) по их состоянию на известном этапе развития. Обычно это современное их состояние, реже - состояние предыду щих этапов развития (например: современный русский язык, русский язык второй половины XIX в.). При этом в центре внимания языковедов находятся различные языко вые явления, факты, единицы разных уровней языка в их связях и взаимоотношениях, системные взаимоотношения между ними.

В рамках описательного языкознания выделяется сопос тавительное языкознание , которое изучает два (реже - более двух) родственных либо неродственных языка в методиче ских целях, для облегчения усвоения материала разных языков, прежде всего неродных по отношению к родному. В прошлом в разных союзных и автономных республиках

СССР было широко распространено сопоставительное описа ние русского языка и разных национальных языков (напри мер, существовали: сопоставительная грамматика русского и украинского языков, сопоставительная грамматика рус ского и узбекского языков).

Историческое языкознание [или диахро´нное, диахрони´че

ское (от греч.dia - ‘через’ иchronos - ‘время’)] изучает языки (раз

личные языковые факты и явления) с точки зрения их изме нения и развития (на основе результатов описательного языкознания). При этом в центре внимания исследователей находятся изменения, происходящие в изучаемых языках,