Письменность древней руси, народа торговцев, и отличия от западной европы. Византийская империя

Европейский континент традиционно делится на два региона - Запад и Восток. Какими государствами представлен каждый из них?

Факты о Западной Европе

Понятие Западной Европы принято трактовать в двух значениях - политическом и научно-географическом.

В политическом смысле термин «Западная Европа» относительно молодой. Он начал активно применяться после того, как страны Европы после окончания Второй мировой войны разделились на два лагеря - социалистический и атлантический.

Государства первого блока попали в зону влияния СССР. Географически они располагались ближе к Советскому Союзу, который находился восточнее, и потому представленный ими регион вскоре начал именоваться Восточной Европой. Если смотреть на карту континента, в географию социалистического блока включались ГДР, Чехословакия, Польша, Югославия, Румыния, Албания, Болгария, Венгрия.

Государства атлантического блока - основная часть остальных на континенте - попали в зону влияния США. Располагаясь западнее относительно соцстран, они стали именоваться Западной Европой.

После распада СССР и европейской социалистической системы необходимость в делении континента на две части по политическим признакам вроде бы исчезла. Но по традиции сегодня многие из бывших соцстран все же относятся к Восточной Европе, а те, что принадлежали к атлантическому блоку, - к Западной.

Есть еще и научно-географический контекст, в котором может раскрываться рассматриваемый термин. Основываясь на одной из популярных в современной научной среде трактовок, следует говорить о делении Европы:

  • на северную часть, которая представлена странами Скандинавии и Балтии, Финляндией и Исландией;
  • на центральную часть, представленную ФРГ, Австрией, Лихтенштейном, Венгрией, Польшей, Словакией, Словенией, Чехией и Швейцарией;
  • на восточную часть, которая представлена европейской частью России и Казахстана, Украиной, Беларусью, Молдавией;
  • на южную часть, которая представлена балканскими государствами, Румынией, Италией, Испанией, Португалией, Кипром, Мальтой, европейской частью Турции;
  • на западную часть, которая представлена Францией, Великобританией, Ирландией, Голландией, Бельгией, Люксембургом, Гибралтаром, Андоррой, Монако.

Таким образом, в научно-географическом смысле Западная Европа в масштабах существенно уступает той, что определяется исходя из политических критериев.

Возникает правомерный вопрос - каковы, в свою очередь, критерии деления Европы на указанные регионы? Быть может, они лежат как раз таки в политической плоскости?

На этот счет есть большое количество точек зрения. Но в данном случае правомерно говорить о традиционной, сложившейся на практике трактовке. Безусловно, политический фактор в данном случае мог играть роль. Но те эксперты, которые придерживаются рассмотренной нами концепции либо участвовали в ее формировании, учитывали также социальные, экономические, культурные критерии неоднородности Европы.

Стоит отметить, что наряду с рассмотренной нами выше концепцией в среде экспертов распространены и другие подходы к делению Европы на географические области. Так, например, в методологии Статистического отдела ООН понятие Центральной Европы не используется, а распределение государств континента между Севером, Востоком, Западом или Югом континента ООН осуществляет несколько по-другому.

Так, к Западной Европе в версии ООН должны относиться, в частности, ФРГ, Швейцария, Лихтенштейн и Австрия.

Факты о Восточной Европе

Аналогично понятие Восточной Европы также может быть рассмотрено в двух контекстах - политическом и географическом.

Если говорить о политических критериях - к Востоку континента в годы холодной войны относились, как мы отметили выше, социалистические страны. По традиции они до сих пор часто рассматриваются как представляющие Восточную Европу.

Касательно географии к Восточной Европе, если следовать первой из рассмотренных нами концепций, правомерно относить Россию и Казахстан - в европейской их части, Украину, Беларусь, Молдавию.

Если следовать методологии Статистического отдела ООН, то масштабы Восточной Европы будут существенно больше. В данный регион ООН включает не только РФ и соседние с ней государства, но также Болгарию, Румынию, Чехию, Словакию, Польшу и Венгрию.

Подход ООН к определению Востока Европы правомерно считать в достаточной степени «политизированным» - поскольку указанные страны как раз таки входили в социалистический блок.

Сравнение

Прежде всего, стоит сказать о том, что какое бы то ни было отличие Западной Европы от Восточной, выявляемое в том или ином исследовании, нельзя считать неоспоримым. Как мы отметили в начале статьи, деление Европы на Восток и Запад ученые, политики и обыватели начали осуществлять совсем недавно - в 20 веке. Критерии для этого могут приниматься во внимание самые разные.

Соответственно, правомерно говорить о том, что любая разница между Западной и Восточной Европой будет, так или иначе, условной, совершенно неофициальной. Многие аналитики и ученые предпочитают в принципе отказаться от деления континента на какие-либо части, предпочитая придерживаться концепции единой Европы.

Но если рассматривать ряд сложившихся, распространенных в исследовательской среде подходов, то различие между Западом и Востоком Европы следует искать, если уж заниматься этим, в двух аспектах - политическом и научно-географическом. Определяемая ими разница между Западной Европой и Восточной прослеживается в изученных нами выше аспектах - еще раз рассмотрим их, разместив для удобства в небольшой таблице.

Таблица

Западная Европа Восточная Европа
В чем различия между ними в политическом контексте?
В годы холодной войны к Западной Европе относились государства, находящиеся в зоне влияния США. Сейчас их территории также часто по традиции причисляют к западу континента В годы холодной войны к Восточной Европе относились государства, находящиеся в зоне влияния СССР. Сейчас их территории также часто по традиции причисляют к востоку континента
В чем разница между ними в научно-географическом контексте?
К Западной Европе, в зависимости от используемой научной концепции, могут быть отнесены:
  • Франция, Великобритания, Ирландия, Голландия, Бельгия, Люксембург, Андорра, Монако;
  • указанные страны, а также ФРГ, Швейцария, Лихтенштейн и Австрия - по методологии Статистического отдела ООН.
К Восточной Европе, в зависимости от используемой научной концепции, могут быть отнесены:
  • Россия и Казахстан в европейской части, Украина, Беларусь, Молдавия;
  • указанные страны, а также Болгария, Румыния, Чехия, Словакия, Польша и Венгрия - по методологии Статистического отдела ООН.

Письменность Древней Руси, народа торговцев, и отличия от Западной Европы

Интересная дискуссия в Фейсбуке о письменности в Древней Руси Высокого Средневековья заставила меня задуматься - почему же, в отличие от Западной Европы, до нас дошло так мало памятников древнерусской письменности? Нео-язычники и любители конспирологии убеждены, что во всем виноваты христиане, специально уничтожавшие все до-христианское наследие русских. Однако эту гипотезу нельзя рассматривать всерьез, поэтому надо искать другие объяснения. В самом деле, науке известно множество (относительно, конечно) текстов родом из Франции, Англии, Испании, Италии и Германии. А вот от эпохи Киевской Руси и Удельного периода их весьма мало. При этом в своем экономическом и социальном развитии Русь в то время не отставала от остальной Европы. Итак, для ответа на этот вопрос я предлагаю следующее решение.

Давайте кратко охарактеризуем древнерусские тексты, которые дошли до нас. Конечно же, если речь идет о каких-то больших по объему работах, то все они посвящены либо истории (и представляют собой распространенные в те времена жанр хроники), либо религии. Последние были не самостоятельными работами русских авторов, а, как правило, тексты авторитетных христианских авторов прошлого, жития святых, молитвы и апокрифы. Всё остальное - это краткие сведения на бересте, т.н. берестяные грамоты. Основные темы таких грамот: деловые договоры, любовные послания, поручения, и прочие частные письма. Количество найденных археологами берестяных грамот не только весьма велико, но продолжает расти.

Обилие грамот дало исследователям повод считать, что в Древней Руси уровень грамотности был высоким. Поэтому нам нет смысла расстраиваться тому, что текстов из нашего прошлого не столь много - я сейчас объясню почему - благо это никак не связано с “отсталостью”. Все дело исключительно в характере населения Древней Руси и его экономическом укладе. Более года назад я рассказывал лекцию об экономике Руси и России, а в книге “Государство и рынок” посвятил этой теме отдельную часть. Как и тогда, сейчас я продолжаю настаивать на том, что русские Высокого Средневековья были народом, живущим торговлей и крайне прагматичным и авантюристским по-характеру (больше похожими на каких-нибудь испанцев и голландцев Позднего Средневековья). При чем речь даже не идет о каком-то капиталоёмком предпринимательстве - основой торговли были такие нехитрые товары, как: мёд, воск, меха, дерево. Русь была богата пчёлами, древесиной и зверьем, чего уж скрывать. Позже к ним добавится соль - этот товар будет приносить большие прибыли русским предпринимателям. Значительная часть населения проживала в городах и в той или иной степени была вовлечена либо во торговлю внешнюю, либо внутреннюю, при этом численность зависимого населения была невысокой. Разумеется, такой образ жизни не оставляет особо много времени на философские или научные раздумья, да и не было на Руси такого класса ученых, как монахи Западной Европы (монахи на Руси, конечно, были - и много, но развитой системы орденов и упора на интеллектуальную деятельность - не было). Не было и университетов, которые в Западной Европе начали появляться в то время. В общем, древнерусское общество - это общество торговцев, воинов, путешественников. Поэтому и потребность у них была в изъяснении своих мыслей в как можно более краткой и понятной форме.

Раз уж я все сравниваю с Западной Европой, то посмотрим, какие литературные памятники и тексты Высокого Средневековья дошли до нас оттуда. Во-первых, надо понимать, что научные центры того времени располагались тогда как-раз в Англии, Франции, Италии, Германии и Испании. Это были монастыри и университеты, поэтому до нас дошло много работ по наукам (особенно логике, природе света, астрономии), сложных теологических текстов (вроде Фомы Аквинского), философских диалогов, а также копий античной литературы (что совершенно объективно - Западная Европа была некогда частью Римской империи, а Русь - нет). Во-вторых, как и на Руси, исторические хроники - их писалось множество и в Раннее Средневековье, и в Позднее (от Беды Достопочтенного, Павла Диакона и Эйнхарда до хроник Жана Фруассара). В-третьих - энциклопедии, т.е. тексты, содержащие в себе все научные сведения, доступные на тот момент времени (например Исидор Севильский и его “Этимологии” и бесчисленные суммы и энциклопедии, написанные в последующие столетия). В-четвертых - как и на Руси - жития святых, молитвы. В-пятых - светская литература (например рыцарские романы, легенды), а так же поэзия. Наконец, не встречающиеся на Руси литературные памятники из жанра автобиографии, вроде “Истории моих бедствий” Пьера Абеляра.

Кажется, что разнообразие дошедших до нас западно-европейских текстов очень велико, но этому есть вполне объективные основания. Античные тексты были более доступны народам, не забывшим латынь и тесно общавшимся с арабами и греками. Мощные монастырские ордена с их уставами, где производство книг было частью монашеской жизни, только способствовали распространению разнообразных работ. Университеты, которым покровительствовал Папа Римский и Император - ничего подобного не могло быть на Руси. То есть мы сразу можем понять здесь, что организованной и относительно многочисленной и хорошо обеспеченной интеллектуальной прослойки на Руси в те времена не было, а в Западной Европе она просто не могла не появиться с учетом благоприятных для этого условий. И этот класс общества очень трепетно относился к книгам, которые производил - в каменных монастырях были библиотеки, где рукописи могли находиться в относительной безопасности. Разумеется, им объективно легче было бы дойти до нас, даже если мы точно знали бы, что и на Руси были все те же условия. Различные бытовые тексты от западно-европейского Средневековья тоже имеют место, просто они не так интересны исследователям на фоне здоровенных теологических и натурфилософских summa.

Итак, вышеприведенные доводы, как мне кажется, должны привести нас к выводу, что количество текстов, дошедших до нас от средневековой Руси и средневековой Западной Европы неуместно сравнивать в контексте “кто лучше”, “кто умнее” или делать на основании этого выводы об уровне социально-экономического развития. Разумеется, в какой-то долгосрочной перспективе лучше был путь Западной Европы, но мы имеем то, что имеем. Население Древней Руси было достаточно грамотным, чтобы излагать свои мысли, коротко и ясно - как это было востребовано в тех условиях. Что касается уровня развития - то Древняя Русь - это край больших городов и прагматичного народа, что, как мне кажется, достойно уважения.

Дополнительно: на тему письменной культуры Древней Руси есть замечательная книга историка Саймона Франклина “Письменность, общество и культура в Древней Руси”. Рекомендую.

После 70 лет социалистического развития Советский Союз вступил в полосу кризиса, завершившегося распадом Союза на отдельные независимые государства, глубоким спадом в экономике, коренными изменениями политической системы. Перед страной вплотную встал вопрос о выборе пути развития, приобщения к западной или восточной цивилизации.

Что общего у России с Западной Европы? Можно выделить несколько факторов.

1. Географический. Россия является европейской страной в силу того, что восточная часть Европы до Урала приходится на территорию России. Общий материк позволяет иметь сеть дорог, водных путей, прочными нитями связывающих западноевропейские страны и Россию.

2. Этнический. Славяне принадлежат к единой этнической ветви, как и германо-франкские народы, развившиеся из арийских племён, населявших Индию, и входят в индоевропейскую группу языков. В период Великого переселения народов VI-VII вв. часть славянских племен расселилась на Балканском полуострове, часть - в Центральной и Северо-западной Европе. Восточные славяне, разместившиеся между реками Днепр и Днестр, положили начало русской народности.

3. Экономический. Современный период развития Западной Европы и России характеризуется высоким уровнем экономики, науки и техники. В ключевых сферах экономики, металлургии и машиностроении, в энергетике и во многих других отраслях российская промышленность ни сколько не уступает западноевропейской. Но так было не всегда. К началу XX века Россия занимала всего лишь пятое место по объёму производства после Германии, Англии, США и Франции, а в области машиностроения значительно отставала.

4. Социальный. К настоящему времени Россия близка к Западной Европе по удельному весу городского населения, по уровню образованности и интеллектуального потенциала, по уровню информированности. В то же время, если в начале XX века Англия, Франция и Германия имели почти поголовную грамотность населения, в России только четвертая часть граждан могла читать, писать и считать.

5. Религиозный. По отношению к религии Россия, как и Западная Европа, входит в число стран, исповедующих христианство. Учитывая длительный период существования христианской религии, насчитывающей около 2000 лет, и тысячелетний период христианской религии в России, можно говорить о значительном ее влиянии на духовную жизнь народов как Западной, так и Восточной Европы. Этот фактор имел сильное объединяющее начало особенно на раннем этапе становления российской государственности. 6. Культурно-исторический. История русской культуры свидетельствует о том, что у её истоков стояла европейская, в византийско-греческом варианте культура. Это нашло свое отражение в письменности, архитектуре, других видах культурно-эстетического наследия. За период своего развития российская культура впитывала как губка то многое, передовое, что явилось достижением европейской культуры. Важное значение в этом отношении имел период российской истории, начиная с петровских времен.

7. Внешнеполитический. Можно привести многочисленные примеры тесных внешнеполитических связей России со странами Западной Европы, включая совместные военные союзы, союзные боевые действия. С давних пор российские великие князья и императоры имели родственные династические связи с королевскими фамилиями западноевропейских стран, что способствовало объединительной политике.

8. Эмиграционно-переселенческий. История движения народов свидетельствует примерами взаимопроникновения, совместного проживания людей. На территории России сотни лет проживают представители немцев, евреев, поляков и других европейских народов.

Таким образом, есть немало факторов, свидетельствующих о тенденции схожести российского уклада жизни с западноевропейской цивилизацией, вплоть до единого летоисчисления и системы мер и весов. Учитывая, что развитие науки и техники, технологическая революция, утверждение прав и свобод личности в странах Западной Европы и США идет в русле развития общемирового цивилизационного процесса, приобщение России к западной цивилизации имеет прогрессивное значение.

Однако следует учитывать и разделяющие факторы, которые имеют исторические корни, и которые тоже следует иметь в виду, выбирая путь развития. В их числе следующие:

В отличие от Западной Европы и США Россия наиболее сухопутная, чем морская держава. Её омывают в основном замерзающие моря, что затрудняет судоходство и не позволяет использовать выгодный и дешевый водный транспорт. Большие просторы России требовали строительства дорогостоящих железных и шоссейных дорог протяженностью в несколько тысяч километров. Строительство железных дорог было не под силу частным фирмам, что способствовало развитию капитализма в России в форме государственного. И в современных условиях большие пространственные размеры, различные климатические пояса и зоны усложняют задачи промышленного и социального развития. Сложные климатические условия, низкий биоклиматический потенциал почвы в отличие от Западной Европы способствовали закреплению общинного землепользования, преобладающей роли коллективного труда у русского народа. Такие коллективные хозяйства сохранились до сих пор в России и имеют преобладающее значение по сравнению с индивидуально-фермерскими хозяйствами западноевропейских стран (Приложение №1, рисунок 1).

Различие в области экономического развития состоит в том, что если в Западной Европе капитализм развивался естественно, постепенным путем: от накопления капитала и превращения торгового капитала в промышленный, от первоначального развития отраслей легкой промышленности к тяжелой, то в России в силу ряда причин развитие промышленности шло под действием государственной власти и прежде всего тяжелой промышленности, транспорта, то есть путем государственно-капиталистическим. Кроме того, многочисленные, почти непрерывные войны, которые вело Российское государство, требовали ускоренного развития военной промышленности, также требовавшей государственной централизации.

Россия в своей истории воевала практически со всеми европейскими и азиатскими государствами, на её земле были завоеватели и из-за океана. Войны мало способствуют сближению, они больше наслаивают взаимные претензии, неприязнь, подозрительность и ненависть.

Несмотря на то, что Россия входит в орбиту христианской цивилизации, есть существенные различия в вероисповедании. Для Западной Европы и США характерны приобщённость к католической либо протестантской ветви христианства, в то же время как на Руси утверждалось православие. Попытки объединения этих концессий в России не удались, русская православная церковь занимает особое положение и отделена от западной многочисленными догматами, характером обрядов, и собственным управлением.

Государства Западной Европы преимущественно моно национальные. Даже Федеративная Республика Германии представляет собой федерацию земель, имеющих общий язык, культуру, религию. Россия - страна, где проживает почти 150 народов, многие из которых имеют свою государственность, свой язык, культуру и религию, свои исторические корни. Такое положение создает для России особые условия развития, требующие учитывать национально-государственные различия, вызывающие необходимость проведения национальной политики, несвойственной западным странам.

Многие из характерных особенностей развития России присущи как западной, так и восточной цивилизации.

1.Климатический . Хотя западная часть России принадлежит к Европе, но климат имеет существенное отличие. Западная Европа лежит в полосе влажного умеренного климата, а Европейская Россия - это сочетание арктического, холодного, умеренно - континентального и степного климата с разностью температур между зимой и летом не менее 23 градусов. Характерно, что нулевая изотерма января проходит от Прибалтики до Черного моря примерно по западной границе бывшего СССР. Это значит, что восточнее зима более суровая, чем в Западной Европе, то есть условия для земледелия, для расходования энергетических ресурсов на отопление более тяжёлые.

2.Пространственно-географический .. В отличие от Западной Европы и США Россия более сухопутная, чем морская держава. Её омывают в основном замерзающие моря, что затрудняет судоходство и не позволяет использовать выгодный и дешевый водный транспорт. Большие просторы России требовали строительства дорогостоящих железных и шоссейных дорог протяженностью в несколько тысяч километров. В конце ХIX в. в ходе промышленной революции, происходившей в России, строилось до 3000 км железных дорог ежегодно с колеёй больших размеров, чем в Западной Европе, исходя из соображений надежности. Строительство железных дорог было не под силу частным фирмам, что способствовало развитию капитализма в России в форме государственного.

3.Земельный . Сложные климатические условия, низкий биоклиматический потенциал почвы в отличие от Западной Европы способствовали закреплению общинного землепользования, преобладающей роли коллективного труда у русского народа. Такие коллективные хозяйства сохранились до сих пор в России и имеют преобладающее значение по сравнению с индивидуально -фермерскими хозяйствами западноевропейских стран. Для стран Востока характерно тоже общинное землепользование, а также общественные работы для строительства ирригационных сооружений. Это способствуют определенному укладу жизни народа.

4.Экономический . Различие в области экономического развития состоит в том, что если в Западной Европе капитализм развивался естественно, постепенным путем: от накопления капитала и превращения торгового капитала в промышленный, от первоначального развития отраслей легкой промышленности к тяжелой, то в России в силу ряда причин развитие промышленности шло под действием государственной власти и прежде всего тяжелой промышленности, транспорта, то есть путем государственно-капиталистическим. Кроме того, многочисленные, почти непрерывные войны, которые вело Российское государство, требовали ускоренного развития военной промышленности, также требовавшей государственной централизации.

5.Военно-политический . Русское государство рождалось в борьбе с враждебными племенами и народами, окружавшими Русь.

IX-XII вв. - непрерывные войны с кочевниками, а также со шведами и тевтонами (Великий князь Владимир Мономах участвовал за свою жизнь в 83 военных походах, ежегодно 2-3); XIII-XV вв. - борьба с татаро-монгольскими завоевателями, Литвой и Польшей; XVI-XVII - с турками и шведами, теми же польско-литовскими завоевателями; XVIII в. - 50 лет войн, XIX- 40 лет войн, XX - кровопролитные мировые и локальные войны, гражданская война вместе с интервенцией. Россия в своей истории воевала практически со всеми европейскими и азиатскими государствами, на её земле были завоеватели и из-за океана. Войны мало способствуют сближению, они больше наслаивают взаимные претензии, неприязнь, подозрительность и ненависть. Такая подозрительность не исчезла и в наши дни. Она подкрепляется материальными факторами: производством вооружений и военной техники, их совершенствованием, сохранением многочисленных армий и военной промышленности.

6.Религиозный . Несмотря на то, что Россия входит в орбиту христианской цивилизации, есть существенные различия в вероисповедании. Для Западной Европы и США характерны приобщённость к католической либо протестантской ветви христианства, в то же время как на Руси утверждалось православие. Попытки объединения этих конфессий в России не удались, русская православная церковь занимает особое положение и отделена от западной многочисленными догматами, характером обрядов, и собственным управлением. Период Реформации в Европе XVI века способствовал приспособлению католической церкви к буржуазным взглядам и отношением, чего не случилось с русским православием. Вдобавок ко всему, в современной России существует немалое количество других религиозных конфессий, которые не представлены в Западной Европе.

7.Национальный Государства Западной Европы преимущественно моно-национальные. Даже Федеративная Республика Германии представляет собой федерацию земель, имеющих общий язык, культуру, религию. Россия - страна, где проживает почти 150 народов, многие из которых имеют свою государственность, свой язык, культуру и религию, свои исторические корни. Такое положение создает для России особые условия развития, требующие учитывать национально-государственные различия, вызывающие необходимость проведения национальной политики, несвойственной западным странам.

До XIX века Византийская империя во всех исторических источниках упоминается как Восточная Римская империя или, по-гречески, Ромейская , а ее жителей называли - ромеями. Лишь в XIX веке утвердилось новое название – Византийская империя по древнему названию её столицы Константинополя - Византия. Таким образом, византийцы считали себя наследниками Римской империи и прямыми продолжателями римских традиций.

Византийская империя в эпоху Средне­вековья стала связующим звеном между Востоком и Западом. Уникальное смеше­ние греко-римских и восточных традиций определило все стороны жизни византийского общества.

Природно-климатические условия Ви­зантии были исключительно благоприят­ны для развития земледелия и скотовод­ства. Зерновые культуры, составлявшие основу питания человека Средневековья, выращивали главным образом на терри­тории Египта и Фракии. Степи Сирии, Па­лестины, плоскогорья Малой Азии и Бал­канского полуострова были важнейшими районами скотоводства.

Население Византийской империи в V-VI вв. составляло не менее 25 млн. человек . На её территории проживали представители самых различных народностей, но наи­более многочисленную часть населения составляли греки, которые постепенно заняли в империи господствующее положение.

В отличие от З. Рим­ской империи, Восточная Римская империя устояла перед нашествиями варваров. Ее столицей стал г. Константинополь. Восточная Римская империя просуществовала более тысячи лет, до 1453 г., когда была захвачена турками. Первоначально Византийская империя включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие земли. Языком общения народов, населяв­ших империю, был греческий.

В начале средних веков Восточная Римская империя находилась в более благоприятных условиях для своего развития, чем Западная ее часть, и в первую очередь потому, что она в меньшей степени пострадала от опустошительных набе­гов варваров. Кроме того, территориально в ее границах находились страны древнейшего земледелия, снабжавшие империю зерном, оливковым мас­лом, вином; во многих областях было развито скотоводство, ремесло. Значительную роль в сельскохозяйственном производстве, в отличие от Запада, где был распространен рабский труд, продолжали играть свобод­ные и полусвободные крестьяне.

В отличие от Западной Европы, где города обезлюдели, в Византии продолжали существовать возникшие еще в древ­ности оживленные города - центры ремесла и торговли.

Константино­поль в V в. представлял собой огромный, хорошо укреплённый город, население которого достигало 500 тыс. человек.

На террито­рии империи находились и другие крупные города, представляв­шие собой центры ремесла, торговли и высокой культуры: Алексан­дрия, Антиохия, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея, Фессалоники, Коринф, Афины.

В городах действовали многочисленные ремес­ленные мастерские, однако и здесь применялся главным образом труд рабов и лиц, осуждённых за какие-либо преступ­ления. Уровень развития ремесла и торговли в Византийской импе­рии в V-Х вв., бесспорно, был на порядок выше, чем в странах западноевропейского региона. Недаром в эпоху Раннего Средневе­ковья византийские золотые солиды (монеты) играли роль международной валюты. Стоит вспомнить и тот факт, что Великий шёлковый путь, связывающий Китай, Среднюю Азию, Индию и Иран, завершался в торговых городах Византии. Лишь через неё восточные товары проникали в Западную Европу.

Византийская империя была христианским государством. Церковью управляли епископы крупнейших городов, кото­рые назывались патриархами. С конца V в. главным из них становится патриарх Константинополя. Богослужение в от­личие от Западной Европы велось на греческом, но допуска­лись и другие языки (например, славянские).

Власть императора Византии была огромной, император был одновременно главой правительства, высшим судьей и главнокомандующим большого, хорошо обученного наем­ного войска. В Византии про императора говорили, что он «ниже только Бога и следует за Богом».

Наи­большего могущества государство достигло при императоре Юстиниане (527-565 гг.). По его при­казу в столице воздвигли храм Святой Софии, ставший гор­достью Константинополя и всей империи.

Это монументальное, богато украшенное фресками и мозаиками сооружение потрясало воображение современников. Благодаря то­му, что грандиозный купол диаметром 31,5 метра опирался на мно­жество тонких колонн, издали казалось, что он буквально парит над собором. Поэтому среди путешественников распространилась ле­генда, что купол собора Святой Софии подвешен к небу в знак осо­бой благосклонности Господа Бога к императору Юстиниану.

При Юстиниане проводится кодификация законода­тельства . По приказу императора были собраны и изучены постановления и законы, когда-либо принятые в Римской империи. В результате был создан знаменитый труд, названный Свод гражданского права. Однако помимо римского права в Своде появляются и совсем новые идеи. Так, именно в Своде впервые была юридически зафикси­рована теория естественных прав человека, согласно которой все люди свободны от природы. Многие по­ложения Свода облегчали отпуск рабов на волю, за­щищали принцип частной собственности и права церкви.



Ведя активную внешнюю политику, Византийская империя доби­лась больших успехов в области дипломатии. Византийские дипло­маты, обученные языкам почти всех народов мира, разработали порядок приёма и отправления посольств, создали формулы междуна­родных соглашений, ставшие эталоном для многих народов. Для просвещения славян в их земли из Византии направлены братья-проповедники Кирилл и Мефодий (863 г.). Они создали на основе греческого славянский алфавит, кото­рым мы пользуемся и поныне.

Юстиниан предпринял попытку восстановить Римскую импе­рию в прежних границах. В упорных, кровопролитных вой­нах полководцы Византии разгромили войска многих гер­манских королевств и захватили их земли (Италию, Юж­ную Испанию, Северную Африку). Территория Византии почти удвоилась, хотя и не достигла размеров Римской им­перии II-Ш вв. Постоянные войны требовали денег, а рез­кое увеличение налогов привело к восстанию в Константинополе, едва не стоившему Юстиниану жизни. Несмотря на то, что мятеж удалось подавить, империя Юстиниана ока­залась непрочной: земли, завоеванные на Западе, были уте­ряны вскоре после смерти императора.

Начиная с VI в., в пределы империи с севера вторгают­ся славянские племена. Постепенно они заселили ряд об­ластей Балканского полуострова и приняли христианство. В ходе заселения ими Балкан значительно сократилось число крупных земель­ных владений магнатов, в которых использовали труд рабов и зависимых людей. Большей части рабов были предоставлены зе­мельные участки - пекулии, где они вели своё хозяйство.

Длитель­ное сохранение рабовладения было главным отличием обществен­ного строя Византии от стран западноевропейского региона. Со временем утвердилась крестьянская соседская община. Крестьяне стали свободными, но были обложены государствен­ными податями. Другое отличие средневековой Европы от Византии заключалось в верховенстве го­сударства на все земли подданных и огромные масштабы импера­торского земельного фонда, который занимал не менее 1\3 всех земель в стране. Поэтому система вассально-ленных отношений, характерная для З.Европы, в Византии не сложилась.

В VIII-IX в. в Византии развернулось иконоборческое движение . Сторонники этого движения, существовавшего с первых веков хри­стианства, утверждали, что Бог - это дух, изобразить который невозможно. Поэтому, молясь иконе, христианин впадает в ересь, по­скольку он, как язычник, поклоняется идолу. В VIII в. у иконоборцев нашлось немало последователей, выступивших уже не только против почитания икон, но и против роско­ши церкви вообще. Императоры Лев III и Констан­тин V активно поддержали иконоборцев. В 754 г. почитание икон было запрещено не только в храмах, но и в частных домах. Началось массовое закрытие монасты­рей, многие из которых были превраще­ны в казармы, монастырское имущество конфисковалось в пользу государства. Борьба иконоборцев и иконопочитателей, утверждавших, что икона - это свя­зующая нить между молящимся и тем, кто на ней изображён, продолжалась около 100 лет. И хотя в итоге иконопочитание в 843 г. было восстановлено императрицей Феодорой, результатом этой длительной борьбы стало ограничение монастырского землевладения и подчинение высших церковных иерархов император­ской власти. Император окончательно закрепил превосходство в Византии светской власти над властью церковной.

Достигнув своего максимального размера при императоре Юстиниане, империя после его смерти стала постепенно утрачивать свои владения. Вскоре после смерти Юстиниана германское племя лангобардов захватило большую часть Италии, в VII в. ара­бы завладели Палестиной, Сирией, Египтом, Северной Аф­рикой. Периодически византийцам удавалось совершать удачные военные походы и отвоевывать часть земель (у арабов - часть Малой Азии, Сирии и Закавказья, Болгарию).

Однако итогом всех этих войн стало ослабление империи и сокращение ее территории срав­нительно со временем Юстиниана в несколько раз.

В 1204 г . объединенное войско крестоносцев из различ­ных стран Европы штурмом овладело Константинополем (4-й крестовый поход) и разгромило ослабевшую Византийскую империю. На землях Византии захватчики создали новое государство - Латинскую империю . Власть византийского императора сохранилась лишь в Малой Азии. Ви­зантийцам постепенно удалось отвоевать у Латинской империи некоторые области и в 1261 г. они даже освободили Кон­стантинополь, но восстановленная Византия была лишь тенью некогда могущественной империи и уже не играла значи­тельной роли в мировой политике. В 1453 г. Константино­поль был взят турками, и Восточная Римская империя прекратила свое существование.