С чего начать свое саморазвитие? способов развить интуицию.

Scanpix

Лидерские качества – отличный помощник как в работе, так и в обычной жизни. Ведь они позволяют не только с успехом решать все возникающие трудности, но и в целом по-другому смотреть на мир

Сегодня вместе с Passion.ru мы разбираемся в методах развития у себя лидерских качеств.

1. Кто такой лидер и зачем нам лидерские качества?

Лидер (от английского lead - вести) - человек, который способен вести за собой. Сегодня мы будем рассматривать лидерство применимо к нашей жизни, женской. Давайте рассмотрим лидера как человека, который “ведет” свою жизнь сам, а не плывет по течению, пеняя на обстоятельства и плохие поступки других.

Лидер - часто очень манящее понятие, и всем очень хочется попробовать себя в этой роли. Но она подходит не всем, точно так же, как не всем подходит работа шпалоукладчика или булочника. И это нормально.

Единственное, чем лидерские качества могут быть полезны для всех, так это тем, что они дают нам силы, навыки и возможности выходить из-под влияния негативных обстоятельств, полюбить свою жизнь и принимать в ней решения, совершать решительные поступки, когда это необходимо. Итак, что мы можем предпринять, чтоб развить в себе качества лидера?

2. Научитесь проактивности

Проактивность - качество, которое означает, что вы выходите из-под влияния окружающих обстоятельств и начинаете принимать собственные решения, как поступать и жить дальше. Вы перестаете жаловаться на ваши трудности, понимая, что вы и только вы их себе создали, и вам решать, мириться с ними или бороться.

Другими словами, никто другой не несет ответственность за то, что происходит в вашей жизни, кроме вас. Вы устаете от своей работы - сами ее выбрали или сами позволили кому-то выбрать ее за вас. Вам нахамили в магазине? Только вы определяете, как на это отреагировать: другого человека или обстоятельства вы уже не измените.

3. Как стать активнее?

Попробуйте хотя бы раз в день решать существующую проблему через свое поведение, не виня других. Муж постоянно забывает купить хлеба? Зная это, купите сами, а мужа попросите сделать что-то другое. У вас есть коллега-раздражитель? Подумайте, как вы можете подняться над ситуацией и изменить свое поведение, чтобы освободить себя от этого раздражителя.

Вам постоянно приносят несправедливые счета за коммунальные услуги, а вы платите, потому что не верите в то, что коммунальным службам можно что-то доказать? Попробуйте! Гарантируем, что многие ваши попытки будут удачными, что бы вы ни делали. А если даже что-то не получится, то непередаваемое чувство, что вы контролируете свою жизнь, смягчит возможное расстройство от неудачи.

4. Правильно ставьте себе цели

Вся жизнь лидера - это активность. Он всегда чем-то занят, а его занятость подчинена определенной цели. Цель не только по жизни - общая и глобальная, но и узкая, зависящая от решаемого вопроса.

Другими словами, если он что-то делает, он всегда знает, зачем это нужно ему. Это помогает избежать не только ненужных действий на работе и в личной жизни, но и ненужной работы и неправильного партнера. А это ценно.

Правильно поставленная цель тесно связана с исполнением своих обещаний. Пусть все, что вы обещаете сделать, будет вашей целью. И все вопросы, “как” ее достичь, вы будете решать самостоятельно, даже если для достижения цели потребуется больше усилий, чем вы рассчитывали.

5. Как поставить цель?

Во-первых, через фильтр “для чего я это делаю” стоит пропустить все, что мы делаем, в том числе и общение со многими людьми. Чаще задавайте себе этот вопрос, прежде чем начать что-либо делать. Отсекая лишнее, не делающее вас счастливее, вы освободите большое пространство для другой, желанной деятельности.

Иногда само слово “цель” пугает людей своей глобальностью и важностью. Если у вас нет цели в жизни сейчас, если вы точно не знаете, чем хотите заниматься или не готовы что-то менять, пусть вашим фильтром для размышлений будет простой вопрос “делает ли это меня счастливее?”. Ведь счастье - универсальная цель. Главное - освободить свою жизнь от действий по привычке и от служения чужим целям и желаниям.

Читать еще

Во-вторых, забудьте фразы “А как я должна была это сделать, если… ?”, “А где я должна была это достать?”. Если не знаете, как сделать, спросите сразу. Многие безропотно говорят “да” на нелепые просьбы близких и начальства, понимая заранее, что не справятся с задачей и разочаруют, подведут. Если понимаете, что план не срабатывает, что-то не получается, попробуйте пообщаться, уточнить задачу, попросить совета и помощи.

В-третьих, всегда расставляйте приоритеты. Иногда цель заработать денег и какой-то сомнительный проект может конфликтовать с вашей глобальной целью быть счастливой и жить с чистой совестью. А с расставленными приоритетами вы всегда будете точно знать, от чего нужно отказаться и почему. Это поможет избежать мучительных внутренних конфликтов.

6. Берите на себя ответственность

Конечно, ответственность за свою жизнь - в первую очередь. Но также ответственность за свои слова, поступки, обещания. Даже если вы что-то сделали не специально или что-то произошло помимо вашей воли, но в результате вашего поведения, это тоже ваша ответственность. Помните Маленького Принца: “Мы в ответственности за тех, кого приручили”. А также за тех, кто приручился сам случайно, образно говоря.

7. Где границы вашей ответственности?

Считайте ваши инициативы, то есть все, что вы предлагаете, своей ответственностью. От помощи отказываться не стоит, разумеется, но контролировать ситуацию вы всегда должны сами.

Например, если вы предложили устроить поход с палатками, то посмотрите погоду, предложите время, узнайте, где есть подходящие вам места, есть ли у вас все необходимое оборудование или где его можно взять напрокат. Если же вы делегируете кому-то задания, то отвечаете за это, все равно вы.

Кроме того, берите на себя ответственность специально, добровольно. За выполнение небольшого задания на работе, за решение определенного вопроса дома, за организацию какого-то мероприятия для детей и т.д. Все это разовьет ваши навыки общения, преодоления трудностей, принятия решений, нахождения информации и т.д. А все это вкупе очень помогает развивать лидерские навыки.

8. Бросайте себе вызовы

Умение находить интересные и выгодные для всех решения зачастую лежит за зоной нашего комфорта - в зоне нового, неизведанного и потому некомфортного. Поэтому пробовать то, в чем есть сомнения, делать то, что никогда не делали, то, чего боитесь, - прямой путь к развитию лидерских качеств.

9. Как перестать бояться нового?

Если вам предлагают заняться чем-то, чего вы боитесь, но это может быть для вас полезным, соглашайтесь, не думая, что для этого придется сделать. Отключите у себя в голове ту сферу, которая моментально просчитывает все то, что нужно сделать, и сразу активирует все страхи.
А чтобы не ждать подходящих предложений, найдите себе занятие самостоятельно. Возможно, вы давно хотели заняться парными танцами, но боялись, а может, хотели предложить проект начальнику. Исполняйте свои желания, не думая о страхах.

10. Больше общайтесь

Общение и создаваемая с помощью него сеть контактов - то, что должно быть у каждого лидера. Ведь именно люди - самый ценный ресурс, с помощью которого можно получить знания обо всем и решить любой вопрос.

Кроме того, общение со временем избавит вас от комплексов и страхов, которые мешают развитию лидерских качеств.

11. Как и с кем общаться?

Запоминайте, что вам говорят люди, прислушивайтесь к их настроениям и сомнениям, не забывайте интересоваться у коллег, как дела дома, как прошли выходные, какие планы на отпуск. Выберите день, когда вы сможете обзвонить всех своих давно утраченных школьных и детских подруг и друзей или хотя бы найти их в соцсетях и узнать, кто кем стал и где живет. Такое общение может привести к новым поворотами и в вашей жизни.

Специфика лидера заключается в том, что он не стремится к компромиссам, а вместо них ищет решения, где выигрывают обе стороны: решения из серии “победил-победил” (“win-win” из американской бизнес-терминологии). Они позволяют наладить более тесные связи и установить крепкое сотрудничество. А компромисс по сути - это проигрыш для обеих сторон: каждая должна чем-то поступиться.

Такое качество предполагает умение думать за своего собеседника, встать на его место, предсказать его поведение, обладая всей информацией по вопросу, и найти решение, которое подойдет ему.

Не пытайтесь прогнуть человека под тот вариант, который интересен только вам, ведь лидер всегда ставит своего собеседника как минимум на один уровень с собой и понимает, что тот все равно осознает невыгодность принятого решения. Излишняя жесткость не только подкосит текущую договоренность, но и все дальнейшее сотрудничество.

В целом, такой подход выводит на совершенно другой уровень общения с людьми.

13. Как научиться понимать интересы другого?

Научиться находить такие решения можно, только постоянно ставя себя на место собеседника и желая ему добра. При возникновении трудной ситуации, когда вы, скажем, не можете чего-то добиться от человека, перестаньте его внутренне ругать и начните задавать ему вопросы: “почему это так важно для вас?”, “что нужно для того, чтобы сделать”, “зачем делать так, а не иначе” и прочие.

В итоге может выясниться, что весь процесс можно немного переделать, чтобы всем было хорошо. Обычно все привыкают к рутине, и только лидер может взглянуть на все по-другому. Если умение находить такие решения нужно вам для работы, обратитесь к науке “конфликтология”.

Часто, обсуждая этот вопрос на лекциях или на тренингах, преподаватели приводят реальный пример переговоров двух компаний за большую партию апельсинов по хорошей цене: компании не могли договориться, кто будет покупать. Одна занималась производством продуктов питания, другая - косметики. Казалось бы, решение одно - покупает кто-то один. А в результате переговоров выяснилось, что по технологическим процессам одна компания использует только мякоть для производства, другая же - только кожуру.

В итоге они купили большую партию вместе, еще и со скидкой за крупный заказ. Это классический пример решения из серии выгодных для обеих сторон.

14. Учитесь и практикуйте

Не упускайте возможности чему-то научиться, особенно если вам предлагают это бесплатно. Неизвестно, когда и какие знания вам понадобятся. И обязательно практикуйте то, что изучаете.

Постоянная учеба и практика в плане развития лидерских качеств поможет вам не только в работе. Все это вполне применимо и для обычной жизни на бытовом уровне.

Многие люди живут по накатанной, делая изо дня в день одни и те же вещи, постепенно привыкая к рутине и даже к тем проблемам, что есть. Лидером можно быть и среди подруг, пробуя новые вещи, устраивая интересные мероприятия для своей семьи. К таким людям обычно тянутся, спрашивают совета.

15. Делитесь своими знаниями

Получая знания, развивая предыдущее качество, не забывайте делиться тем опытом, что вы приобретаете. Даже если это будет мелочь, позволяющая сэкономить секунду в ежедневной работе. Люди скажут вам спасибо, и даже если они уже до этого додумались сами, это все равно заставит посмотреть на вас по-новому.

16. О силе энтузиазма

Лидеры бывают разные, и об их качествах всегда шли и будут идти споры. Но очевидно одно: все, что делает лидер, делается с энтузиазмом. Может, даже сама цель будет скучной и процесс скучный, но осознание результата и ощущение контроля над своей жизнью - вот то, что дает энтузиазм и внутренний запал!

Кроме того, лидер, выстраивающий свою жизнь так, как хочет он, обычно наслаждается тем, что он делает. Иначе зачем все?

В повседневной жизни жить с энтузиазмом - значит наслаждаться своей семейной жизнью, работой, развитием, отдыхом и т.д. Причем искренний энтузиазм жить, что-то менять, придумывать и делать всегда виден окружающим, даже если ваш дом не выкрашен яркими красками, а вы ежедневно не появляетесь на людях.

Поэтому если у вас не так, подумайте, может, что-то стоит поменять? Что вы можете сделать, чтобы “загореться” и увлечься своими отношениями с конкретным человеком, полюбить работу или найти новую любимую?

Профессор экономики Калифорнийского университета (США) А. Харбергер изучая этот вопрос и основываясь на исследованиях успеха около 2000 тысяч богатых людей Соединенных Штатов, отметил яркую закономерность, по которой основные отличия бедных от богатых проявляются в отношении к деньгам и в отношении ко времени:

1. Отношение к деньгам

Если коротко, то отличие состоит в том, что богатые люди думают о том, куда деньги вложить, а бедные – где деньги взять. Тем самым первые формируют у себя установку наличия денег, вторые – недостатка денег.

Профессор вывел формулу, говорящую о том, что люди, которые постоянно думают о том, куда инвестировать имеющиеся деньги, нацелены на увеличение своего богатства. Необходимо стать таким человеком! Многие скажут: «Какие — такие «имеющиеся» деньги? До зарплаты не хватает, постоянно «перехватывать» приходится!». Ответ на такой вопрос один – деньги для инвестирования у Вас УЖЕ ЕСТЬ! Их просто необходимо перенаправить в инвестирование постепенно. На практике идею прибыльного инвестирования начиная с небольших сумм, очень подробно осветил в своих книгах Роберт Кийосаки. Идеи о прибыльном долгосрочном инвестировании хорошо описаны в книгах самого удачного инвестора и миллиардера Уоррена Баффета.

Итак, вывод номер 1: Думайте, как и куда инвестировать деньги. Читайте финансовые издания, как «на бумаге», так и в Интернете, посещайте семинары по инвестированию, общайтесь с людьми, которые являются преуспевающими инвесторами – наверняка среди Ваших знакомых уже есть такие люди. Инвестируйте.

2. Отношение ко времени

Богатые и бедные отличаются своим отношением ко времени и горизонтами планирования. Например, бедный человек постоянно думает, как дожить до зарплаты, а богатый – где и как отметить свой, еще такой далекий, 90-летний юбилей.

В первую очередь отношение ко времени проявляется в планировании своего личного бюджета. Очень интересные данные содержаться в результатах исследования ROMIR-Monitoring, проведенного в декабре 2005г.

Согласно данным, каждый третий россиянин (31%) сказал, что свой бюджет не планирует. Более трети жителей страны (37%) строят бюджетные планы в ежемесячном режиме. Каждый пятый россиянин (20%) сказал, что планирует свои расходы на два-три месяца вперед. О более долгосрочных расчетах статей семейного бюджета сказали всего 8% россиян. О планировании бюджета сроком на год сказали 3% россиян. О перспективах распределения денежных средств на два и более года указали только 1% респондентов.

Любопытно, что богатство распределено таким же образом. Основная часть богатств принадлежит не более чем 5 процентам населения. Эти 5 процентов населения — люди, которые не ограничиваются ближайшими перспективами, они планируют свою жизнь на несколько лет вперед.

И, конечно же, у человека, распланировавшего свою жизнь на несколько лет вперед, имеющего четкое представление, что и в какие сроки ему предстоит сделать, просто не останется времени на бесцельную трату СВОЕЙ ЖИЗНИ. Р.Кийосаки сказал: «Единственное различие между богатым и бедным человеком в том, что они делают в свободное время.»

Вывод номер 2: Планируйте свой личный бюджет, достижения и события Вашей жизни на как можно больший срок. Берегите время Вашей жизни.

Задатки интеллектуальности даются нам при рождении, привычка пользоваться умственными способностями прививается родителями и учителями, а стремление к развитию интеллекта зависит от каждого индивидуума.

Современная наука говорит о том, что мыслительные способности человека на 50% зависят от генетического фактора, то есть половину потенциала интеллекта закладывают родители - это тип характера, набор нейронов, нейромедиаторов. В 5-летнем возрасте у ребенка уже сформирован набор нейронов и связей между ними, большая часть из которых останется с ним на всю жизнь. А дальше многое зависит от того, как его будут развивать родители, а когда он вырастет - и он себя сам.

Цель многих людей, желающих , - максимально полно реализовать заложенные в них способности, свой потенциал. И верный путь достичь этой цели - не переставать работать над повышением своего интеллекта. Тот, кто будет активно работать над развитием своих мыслительных способностей, уже через год сможет кардинально изменить себя в интеллектуальном плане.

Так как же заставить свой мозг работать в полную силу? Ведь в нашем мире, где царит конкуренция, побеждает не самый сильный, а самый умный, предприимчивый и находчивый.

Повысить свои умственные способности не проблема - было бы желание и терпение. Конечно, вторым , или мы вряд ли станем - это исключительные личности-самородки. Но, занявшись саморазвитием, мы убедимся, что наш мозг обладает такими возможностями, о которых мы и не подозревали.

Конечно же, многие люди хотели бы стать гением легко и быстро, не затрачивая особых усилий. Сейчас есть немало книг по развитию мыслительных способностей, например Станислава Мюллера «Стань гением! Секреты супермышления» из серии «Сам себе психолог», но большинство людей ленится их даже прочитать.

Для них выходом была бы волшебная таблетка вроде той, которая по воле случая досталась главному герою американского фильма «Области тьмы» (2011) с Брэдли Купером в главной роли. Благодаря этой таблетке мозг писателя-неудачника из Нью-Йорка начинает работать с невероятной мощностью, и депрессивный герой превращается в гениального биржевого игрока с огромными перспективами. Но без таблетки он никто. К тому же оказалось, что замечательные таблетки, улучшающие работу мозга, имеют серьезное побочное действие.

Хотя герой и находит выход из сложного положения, в которое он попал, нам лучше руководствоваться здравым смыслом и заняться упражнениями для развития интеллекта. Чтобы мозг работал, его нужно нагрузить, однако упражнения должны быть интересными, а не монотонными. В противном случае мы будем подсознательно избегать их, занимаясь . А упражнения только тогда дадут результат, когда войдут в привычку.

Что такое IQ

В 1912 г. немецкий психолог Вильгельм Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» - IQ. Его определяют с помощью различных тестов с заданиями по нарастающей сложности. Среднее значение равно 100. Значение 70 квалифицируется как умственная отсталость.

Под интеллектом подразумевается не объем знаний, накопленных человеком, а его способность запоминать и анализировать новую информацию, а также уметь ею воспользоваться для решения последующих задач.

Американка Андреа Кушевски - врач-консультант и специалист в области поведенческой терапии. Она работает с детьми, страдающими аутизмом, у которых нарушены когнитивные способности. Одним из ее первых пациентов был мальчик с задержкой психического развития: его IQ свидетельствовало о незначительной умственной отсталости. После трех лет обучения чтению, математике, навыкам игры, коммуникации по разработанной ею методике его IQ составило 100. Такие же успехи в развитии интеллекта наблюдались и у других детей с когнитивными расстройствами, с которыми проводились занятия.

Следовательно, если дети с проблемами в обучении могут стремительно развиваться, то среднестатистическому человеку, не имеющему таких проблем, как говорится, и карты в руки.

Андреа Кушевски сделала следующие выводы:

  • интеллект поддается тренировке;
  • чем больше его тренировать, тем лучше будет результат;
  • развить интеллект под силу каждому, независимо от уровня его первоначальных способностей.

Развиваем умственные способности

1. Ищем новшества

Все гении обычно эрудиты - люди, обладающие большими познаниями во многих областях жизни. Например, был не только талантливым художником, но и писателем, музыкантом, ученым и изобретателем.

Люди, которые стремятся развить свой интеллект, должны быть открыты всему новому: знаниям, деятельности, событиям. Ведь каждая новая деятельность способствует образованию новых связей - синапсов, которые связывают один нейрон с остальными и через которые они обмениваются импульсами.

Выработка дофамина - гормона-нейромедиатора, стимулирующего образование новых нейронов и способствующего повышению мотивации, также прямо зависит от новшеств, запускающих данный процесс.

Тот, кто хочет иметь высокий коэффициент интеллекта, не должен считать, что, окончив вуз, можно навсегда забыть об учебе, ведь это прямой путь к деградации. Поэтому не перестаем искать новую пищу для ума: изучаем новые науки, новые языки, записываемся на курсы - например, живописи, игры на гитаре, латиноамериканских танцев, занимаемся новым видом спорта, отправляемся в путешествие за новыми впечатлениями.

Ценность для развития мыслительных способностей представляют не столько сами знания, сколько сам процесс обучения.

2. Бросаем вызов самим себе

Немало сказано о пользе развивающих игр для мозга, тренирующих память и концентрацию внимания: покера, преферанса, шахмат, игры в нарды, компьютерных игр вроде «тетрис», судоку.

Правда, психологи, занимающиеся вопросами развития интеллекта, советуют, достигнув мастерства в одной игре, переходить к следующей. Ведь мозг, поняв, как играть, например в , начинает лениться, при этом новые синаптические связи уже не образуются так активно. Чтобы мозг был нагружен и продолжал усиленно работать, нужно постоянно держать его в состоянии некоторого затруднения.

3. Учимся мыслить творчески

3.1. , способность создавать оригинальные идеи и мыслить нестандартно .

Например, берем некую задачу и находим от 10 до 20 способов ее решения, особенно не ограничивая свою фантазию. Итак,

  • нас застал на улице сильный дождь, зонта нет, до дома далеко, а дождь, скорее всего, надолго;
  • мы спешим на важную встречу, а у нас внезапно ломается каблук;
  • пропал кошелек с деньгами и кредитками, а мы - в чужом городе;
  • нас пригласили на вечеринку, где мы никого не знаем, кроме хозяйки дома, которую срочно вызвали на работу;

3.2. После просмотра какого-нибудь фильма придумываем ему собственное название ;

3.3. Открываем любую книгу и выписываем из нее 10 слов, взятых наугад. А теперь постараемся найти связь между ними и составить из них короткий рассказ из 10 предложений;

3.4. Воображаем себя архитектором , перед которым заказчик поставил задачу спроектировать дом. Дом не простой: в проекте должны быть отражены 10 придуманных заказчиком слов: рыба, орех, кирпич, кот, вода и т. д. Фантазируем и рисуем кирпичный дом, рядом - ореховое дерево, на котором сидит кот и смотрит на рыбок, плавающих в пруду, и т. д.;

3.5. Выбираем любой понравившийся предмет , находящийся в комнате, и подбираем 5 прилагательных, которые больше всего ему соответствуют. Например, апельсин - сочный, испанский, оранжевый, вкусный, сладкий. И 5 прилагательных, которые меньше всего ему подходят: кошачий, резкий, платочный, травяной, облачный;

3.6. На листе бумаги рисуем 20 крестиков и на основе каждого из них изображаем предмет, который подсказывает нам наше воображение: например, мельницу, кастрюлю, стрекозу, шахматную доску. Вместо крестиков в качестве заготовки для будущих картинок можно нарисовать кружки или две перпендикулярные линии.

4. Не ищем легких путей

Прогресс облегчает нам многие задачи, однако наш мозг, лишенный нагрузок, при этом расслабляется. Взять хотя бы , благодаря которому мы успешно разучились производить даже простейшие арифметические действия в уме или на бумаге.

Или GPS, помогающий ориентироваться на местности. Привыкшие к нему со временем обнаруживают, что уже не в состоянии без него обойтись, настолько они утратили собственное чувство ориентации.

Нам в помощь созданы и , которые в то же время ухудшают наше знание языков, поскольку лишают мозг возможности в них практиковаться.

Технологии упрощают жизнь, но при этом страдают когнитивные способности, ведь мозг нуждается в тренировках. Конечно же, не нужно отказываться от благ цивилизации и продуктов современных технологий, но иногда стоит дать поработать и мозгу, чтобы держать его в тонусе.

Одни люди способны предусмотреть все возможные нюансы и предвидеть исход ситуации, другие – не способны видеть дальше, чем расположен собственный нос.

Почему один человек легко попадается на всевозможные уловки лжеца, а другой даже на вполне убедительные доводы реагирует скептически? Все заключается в наличии или отсутствии проницательности.

Проницательностью называют умение прогнозировать исход будущей ситуации с учетом особенностей сложившейся обстановки.
Проницательность – это своего рода талант понимать реальную подоплеку дел, которая скрывается под внешней оболочкой явлений и событий, а также за внешними действиями людей. Проницательный человек умеет выявлять те скрытые мотивы и истинные побуждения, которыми руководствуется человек в своих действиях или словах.
Проницательный человек не будет удовлетворен теми банальными объяснениями, которые ему преподносят окружающие, поэтому перехитрить проницательного человека – сложная задача.

Проницательность может быть одним из главных помощников достижения успеха. Она дает умение разбираться в людях, видеть их неблаговидные черты характера, читать скрытые намерения. Если вы – деловой человек, то с помощью проницательности вы сможете влиять на подчиненных, сделать карьеру, построить выгодный бизнес. Такое качество, как проницательность, сделает из вас настоящего профессионала в любой сфере деятельности, выведет в лидеры, позволит чувствовать настроение тех людей, которые вас окружают, увлечь их своими идеями, контролировать их действия.

Проницательность – это не подарок свыше и не врожденный талант, ему вполне можно научиться. Вот несколько приемов и правил, которые помогут вам развить это качество.

  • Приемы проницательности

У любого внешнего явления существует множество причин, которые необходимо знать.

Как правило, обыденный ход мыслей приводит только к одному выводу, как правило, наиболее распространенному и привычному. Имея определенный опыт и знания, разумный человек осознает, что первая мысль, пришедшая ему в голову, не всегда оказывается единственно верной. Также как и причина человеческого поступка может быть далеко не единственной.
Давайте проанализируем ситуацию, когда в напряженные часы в транспорте заняты все свободные места, а молодой парень преспокойно сидит, несмотря на присутствие стоящего перед ним пожилого человека. Первое, что вам может прийти в голову, что молодой человек – черствая и невоспитанная личность, ему не привили в детстве навыки культурного поведения в общественном месте. Однако, причин подобному поведению может быть несколько. Например, парень слишком погружен в личные переживания и попросту не замечает стоящего рядом с ним старика. Другой причиной может быть травма, которая не позволяет длительное время находиться парню в стоячем положении, например, у него болит нога. Возможно, он после тяжелой физической работы очень устал и сейчас сидит, борясь со сном.
Поэтому учитесь анализировать различные жизненные ситуации, приучайтесь выявлять как можно больше возможных (и разнообразных) причин каждого явления. Свои выводы следует накапливать в памяти, это может пригодиться вам в дальнейшей жизни.

Фиксируйте как можно большее количество внешних проявлений.

Давайте проанализируем иную ситуацию. Например, вошедшая в транспорт девушка медленно присаживается на корточки, как бы сползает по стенке. Окружающие пассажиры не обращают на нее внимания, считают, что девушка привлекает к себе внимание весьма необычным способом. Но, при внимательном взгляде на лицо девушки бросаются в глаза признаки страдания, бледный цвет лица, капельки пота на верхней губе, испуганное выражение лица. Один из пассажиров догадался, что это сердечный приступ. Окружающие начинают интересоваться происходящим. На просьбу о помощи откликаются остальные пассажиры, и вот уже у кого-то нашелся в сумочке валидол.
Вывод: чем большее количество внешних проявлений вы зафиксируете, тем ближе и понятнее станет истинная причина их возникновения.

  • Уточняйте свои сомнения

Если при анализе какой-либо ситуации у вас возникает несколько двойственное ощущение, рождаются сразу несколько версий, попробуйте подстраховаться проверкой. Приведем несколько способов, каким образом это лучше сделать:
- Дождитесь новых проявлений, которые подтвердят, а возможно, и опровергнут ваши сомнения.
- Спросите самого человека о причинах его поступков. Если в ответ вы услышите ложь – вы сможете распознать ее по содержанию или по тону, которым она сказана, - это будет новым доказательством внешних проявлений.
- Те же самые вопросы можно уточнить у тех людей, которые знакомы с человеком или хорошо осведомлены о данном событии.
- Любое внешнее проявление становится хорошо видно в экстремальной ситуации. Такую ситуацию можно или дождаться или искусственно смоделировать.
Это список вы сможете дополнить самостоятельно, придумав новые приемы для уточнения ситуации.

  • Правила проницательности

Это общие правила, изучение которых поможет вам в освоении искусства проницательности.

1. Учитывайте все незначительные детали.

Всегда имеются такие нюансы, которые на первый, поверхностный взгляд кажутся мелкими и несущественными. Человек, наделенный проницательностью, всегда видит то, чего не замечают остальные. Проницательность – это умение настроить свои органы чувств на фиксацию любой мелочи или детали, которую по разным причинам не замечают прочие люди. Воспитывая подобную наблюдательность, вы постепенно приобретаете навыки как у первоклассного сыщика.

2. Систематизируйте и запоминайте полученные детали.

Бывает так, что вы не всегда можете объяснить причину небольших событий или малозаметных действий, но следует запомнить те факты, которые вызывали у вас сомнения.
Может случиться так, что при разговоре с собеседником в вашей памяти всплывет какая-либо деталь поведения человека или случайно оброненная им фраза. Возникает закономерный вопрос: «Что руководит словами или поступками данного человека?» Возможно, вы не сразу найдете ответ на свой вопрос, но по истечении времени ситуация может проясниться. Держать в памяти такие, не поддающиеся легкому объяснению детали, уметь классифицировать их по ситуациям – важный шаг к развитию проницаемости.

3. В общении с человеком постарайтесь рассмотреть любую деталь, определяя по ней уровень развития человека, ход его мыслей.

Например, вас что-либо смутило в мимике человека или в сказанной им фразе, интонации, внешнем облике человека, задумайтесь, какие процессы в его психике или сознании могут привести к таким внешним проявлениям. При определенной тренировке вы будете проводить подобный анализ автоматически, это поможет вам тонко чувствовать и понимать ход мыслительных процессов, происходящих в голове вашего собеседника. Таким своеобразным образом опытный врач ощущает пациента, преподаватель чувствует свою аудиторию и т.д. В этом состоит основа глубинной проницательности.

4. В любой ситуации (социальной, природной или технической) смотрите на любой факт как на внешнее проявление скрытых процессов.

Приучите себя искать причину, находить объяснения тем скрытым процессам, которые случаются в природе либо в обществе. Например, стихийные явления природы – цунами, оползни, землетрясения – это лишь внешнее проявление скрытых процессов, происходящих глубоко в недрах земли. Так и в социальной сфере старайтесь глубоко осмысливать происходящие процессы, искать глубинные их причины, особенно в профессиональной деятельности.

5. Если вы нашли причину внешнего проявления события, постарайтесь сформулировать зависимость.

Если вы прочувствовали всю тайную сущность явления, осмыслили происходящий процесс, выяснили и убедились в правильности своих выводов - наступила очередь определения зависимости. Возьмем народную примету: если ласточки летают низко – будет дождь, это пример общеизвестной зависимости. Или другой пример зависимости – любой симптом в медицине является отражением конкретного (физиологического или патологического) процесса, происходящего в человеческом организме. Также и вы постарайтесь сформулировать зависимость между внешней ситуацией и глубинной причиной явления.

6. Попытайтесь понять ход мыслительных операций человека или сущность глубинных процессов при помощи сравнения их с уже знакомыми вам явлениями или процессами.
Если вы столкнулись с таким явлением, которое вам не совсем знакомо, или вам не удалось сформулировать точную зависимость - проведите аналогию. Вспомните похожие явления и их зависимости, с которыми вы уже сталкивались в жизни, перенесите ваши знания на непознанный процесс. Подобный ход мыслей можно отшлифовать и сделать автоматическим. Пополняйте вашу базу знаний различных явлений и старайтесь не забывать про этот прием. Он ускорит развитие вашей проницательности.

7. При проведении аналогии учитывайте возможные различия и вносите соответствующие коррективы.
Если сходность различных явлений не очень значительна, то и ваши выводы могут оказаться ошибочными. Будьте осторожны в своих суждениях, определите величину различия. Учитывая внесенные поправки в аналогию, сформулируйте вывод о причинах и сути процесса. Уточняйте свои выводы по мере необходимости.

8. Доля сомнения должна всегда присутствовать, не делайте поспешных и категоричных выводов по небольшим внешним проявлениям.
Окружающие могут намеренно вводить вас в заблуждение, навязывать вам искусственно созданную идею. Поэтому, излишняя самоуверенность опасна появлением ошибочных суждений. Всем знакомы слишком самоуверенные люди, которые строят свои суждения на основании неверных представлений о сути процессов. Такие люди себя наказывают тем, что получают нулевой или неверный результат. Стремитесь побороть излишнюю самоуверенность, найдите верные выводы, сохраняйте небольшую долю сомнения. Только таким способом вы сможете добиться высшей ступени развития проницательности.

9. По истечении какого-то временного периода находите дополнительные подтверждения своих первоначальных выводов, ощущений или оценок.
Не следует культивировать в себе излишние сомнения, они могут породить неуверенность, снижают желание действовать. Следует найти собственную грань между уверенностью в правильности своих выводов и необходимостью иметь некоторые разумные сомнения. Последовательно избавляйтесь от своих сомнений, выявляйте и изобретайте все новые доказательства, подтверждающие правильность ваших первых оценок, суждений, выводов. Находите подтверждения в коммуникативном общении и в практической сфере деятельности.

10. Стремитесь постоянно развивать свою проницательность и доверяйте своим суждениям.
Осмысливайте те шаги, которые вы сделали в направлении развития своей проницательности, формируйте уверенность и доверие к ней. Постепенно, шаг за шагом, вы станете проницательным человеком. Учитывайте сделанные вами ошибки и хвалите себя за достижения, стремитесь постоянно совершенствовать развившуюся проницательность.

С течением времени проницательность будет все более развиваться и совершенствоваться, значительно вырастет и точность ваших выводов. Это позволит вам лучшим образом ориентироваться в тех ситуациях, с которыми вы можете столкнуться в повседневной жизни. Конечно, вы не сразу добьетесь высокого уровня развития проницательности, на это потребуется некоторое время и усилия. Но результат этого стоит! Уверенность в собственных силах и в своем умении правильно угадывать истинный ход вещей - эти замечательные качества принесет вам развитая проницательность.

Проницательность развивает такое качество, как интуиция. Различие между ними состоит в том, что проницательность является осознанным и управляемым процессом, в то время как интуиция проходит на подсознательном уровне.