Суриков иван захарович интересные факты. Суриков иван захарович краткая биография

Для меня в детстве стало страшным открытием стихотворение Сурикова.

Вот моя деревня,
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернули санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

"Друзья-мальчишки... весело хохочут над моей бедой". Очень мило. Хорошие "друзья"!

Стала искать информацию в сети о Сурикове. Нашла. Делюсь. Любопытно.

Печаль его светла И.З. Суриков
Лара Корская: литературный дневник

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе - горе,
А ребятам - смех!

Поэтому, к одной из встреч нашего литобъединения я подготовила сообщение об этом поэте. И в дненике решила разместить материал - для тех, кто, как и я, захочет заполнить этот пробел.
Ведь то, что И. Сурикову довелось сделать, «выдохнуть случайно довелось», - мы, оказывается, хорошо знаем и помним.
Осталось запомнить имя автора - ИВАН ЗАХАРОВИЧ СУРИКОВ.
В 2011 году исполнилось 170 лет со дня его рождения - шестого апреля 1841 года.
Интересная историко-литературная параллель - в том же году, всего через три месяца, на Кавказе будет убит М.Ю. Лермонтов.

Итак, родился Иван Суриков в деревне Новосёловка Ярославской губернии.
С восьми лет он был окружён любовью матери и бабушки, поэтому всегда с теплом вспоминал деревенское детство. Однако, в 1849 году, в возрасте восьми лет, мальчик оказался в Москве, чтобы помогать отцу, который работал в торговой лавке (отец был крепостным графа Шереметева на оброке).
Желая вырастить себе хорошего помощника, отец отдал Ивана обучаться грамоте двум пожилым сестрам из купеческого сословия. Одна из них читала мальчику из Жития Святых, духовные стихи. Другая - стихи поэтов-песенников: И. Дмитриева, Н. Цыганова, А. Мерзлякова. В чувствительной душе будущего поэта открылись творческие способности, и он начал писать стихи (однако, стихи подросткового периода были уничтожены автором).
Мальчик много читал, когда удавалось выкраивать время. Он очень любил поэзию Пушкина, а также М. Лермонтова, А. Кольцова, И. Никитина, Н. Некрасова, А. Майкова, А. А. Фета.
Отец, однако, выражал крайнее недовольство литературными наклонностями Ивана, он поговаривал так: «Книжки нам не рука, в попы, в писаря тебе не идти, наши дела не такие! Купцу лишняя книжность дохода не даст, а в мотовство того и гляди введет».

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. В возрасте двадцати одного года счастливый случай свёл Ивана Сурикова с А. Н. Плещеевым. Тот отметил в стихах Сурикова «черты самобытности, а главное - задушевность и глубокое чувство». Плещеев старается помогать талантливому молодому автору: так в 1863 году в журнале «Развлечение» появляется первое стихотворение Сурикова.
Однако первый сборник стихов Ивана Сурикова выходит только в 1871 году, когда ему уже тридцать. В журналах также появляются стихи, исторические поэмы.
Важно и приятно отметить, что несомненный талант сочетался в нём с требовательным отношением к своему любимому делу, он много времени посвящает литературному труду.
Большую поддержку в жизни и творчестве он нашёл в лице жены, с которой они обвенчались ещё в девятнадцатилетнем возрасте.

Известность позволила Ивану Сурикову расширить круг литературных знакомств. Желая объединить талантливых народных поэтов из разных концов России, Суриков поддерживает связь с разными авторами и начинает заниматься изданием общего сборника - их сборник «Рассвет» выходит в 1872 году.
В том же году, в Москве, по инициативе Сурикова создаётся объединение - «Суриковский литературно-музыкальный кружок», просуществовавший около 50 лет, - вплоть до Октябрьской революции (по другим данным - даже до 1933 года).

В 1875 году, при поддержке Льва Толстого, Иван Суриков становится членом «Общества любителей российской словесности». Всего у него вышло три сборника стихов - в 1871, 1875 и 1877годах.

РАННЯЯ СМЕРТЬ. Все эти годы Иван Суриков продолжал помогать отцу в лавке, где они торговали углём и железом. Тяжёлая работа, нищенское существование, - всё это негативно сказалось на здоровье. Несмотря на предпринятое лечение шестого мая 1880 года в 39-летнем возрасте Иван Захарович Суриков умирает от туберкулёза.

Сохранилось место захоронения в Москве, на Пятницком кладбище с надписью: «Поэт-крестянин Иван Захарович Суриков». Пятницкое кладбище было выбрано из-за существовавшей в те времена традиции: хоронить выходцев из губерний, скончавшихся в Москве, на кладбищах около дорог в их родную губернию (Пятницкое кладбище располагалось по дороге в Ярославскую губернию).

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ. Важно отметить, что мастерство поэта формировалось в период, когда народное творчество проникало в литературу, несомненно обогащая её. Благодаря Ивану Сурикову в русской поэтике второй половины девятнадцатого века появляется литературная форма «городского романса». Известны также новации Сурикова в ритмике стиха.
Таким образом, талант творческой личности Ивана Сурикова проявился не только в самобытности его поэтических произведений и его вкладе в развитие литературы. Не только в чутком понимании требовательного отношения поэта к писательскому ремеслу. Но он также проявил дальновидность и организаторский талант, создав «Суриковский литературно-музыкальный кружок».

СТИХИ ИВАНА СУРИКОВА. Стихи его, как и русская народная речь, отличаются мелодичностью, они напевны и искренни, как народная русская песня. Недаром Суриков считал своими учителями Кольцова и Никитина.
Основные темы его поэзии — неростая жизнь крестьянской и городской бедноты, тяжёлое положение женщины, а также пейзажная лирика, стихи о детях.
Критики писали: «Муза Сурикова «почти всегда печальна, погружена в тоску». Что ж, Иван Суриков прожил нелёгкую жизнь, он сам был той городской беднотой, о которой писал с бесконечной болью, но с мудростью и человечностью.
Привожу здесь замечательное, трогательное стихотворение «Мёртвое дитя», написанное совсем молодым, 26-летним поэтом, что свидетельствует о его тонкой душевной натуре. Никакого состояния тоски, о которой писали критики, на мой взгляд, нет в стихотворении - лишь светлая печаль... И на память сразу прходят строчки А.С. Пушкина, написанные чуть раньше - в 1829 году - «печаль моя светла»...

МЁРТВОЕ ДИТЯ

Ночь, в углу свеча горит,
Никого нет, - жутко;
Пред иконою лежит
В гробике малютка.

И лежит он, точно спит
В том гробочке, птенчик,
И живых цветов лежит
На головке венчик.

Ручки сложены крестом;
Спит дитя с улыбкой,
Точно в гробике он том
Положён ошибкой.

Няня старая дитя
Будто укачала;
Вместо люльки да шутя
В гробик спать уклала.

Хорошо ему лежать -
В гробике уютно.
Горя он не будет знать,
Гость земли минутный.

Не узнает никогда,
Светлый житель рая,
Как слезами залита
Наша жизнь земная.

<1867> или <1868>

Строки стихотворения, повторюсь, - глубоко печальны, но печалью возвышающей.

Уже говорилось о том, что стихи Ивана Сурикова напевны, как народная русская песня. Так тексты его некоторых стихов «ушли» в народное песенное творчество, получив вторую, длинную жизнь, и спустя 140 лет мы помним песни: «Сиротою я росла...», «Доля бедняка», «Малороссийская песня» («Я ли в поле да не травушка была»), «Рябина» (в современном исполнении - «Что стоишь, качаясь»), и другие.

"Что шумишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну?"

- "С ветром речь веду я
О своей невзгоде,
Что одна расту я
В этом огороде.

Грустно, сиротинка,
Я стою, качаюсь,
Что к земле былинка,
К тыну нагибаюсь.

Там, за тыном, в поле,
Над рекой глубокой,
На просторе, в воле,
Дуб растет высокий.

Как бы я желала
К дубу перебраться;
Я б тогда не стала
Гнуться да качаться.

Близко бы ветвями
Я к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.

Нет, нельзя рябинке
К дубу перебраться!
Знать, мне, сиротинке,
Век одной качаться".
<1864>

Присутствие темы смерти в стихах Сурикова не угнетает безнадёжностью, ведь он пишет о душевно стойких людях. Об этом проникновенно писал И. Тургенев: «русские люди умирают удивительно, ибо в час последнего испытания думают не о себе и жалеют других».
В 28 лет Иван Суриков пишет стихотворение «В степи». Помните, герой повествования - ямщик, простой русский человек, - чувствуя, что умирает, не забывает повиниться перед другом; передать поклон родителям; проявляет истинное благородство по отношению к молодой жене, думая о её будущей вдовьей доле.
Стихотворение известно по песне «Степь да степь кругом». Авторский текст в народном исполнении претерпел существенное изменение:

Кони мчат-несут,
Степь всё вдаль бежит;
Вьюга снежная
На степи гудит.

Снег да снег кругом;
Сердце грусть берет;
Про моздокскую
Степь ямщик поет...

Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик;

Как в последний свой
Передсмертный час
Он товарищу
Отдавал приказ:

"Вижу, смерть меня
Здесь, в степи, сразит, -
Не попомни, друг,
Злых моих обид.

Злых моих обид,
Да и глупостей,
Неразумных слов,
Прежней грубости.

Схорони меня
Здесь, в степи глухой;
Вороных коней
Отведи домой.

Отведи домой,
Сдай их батюшке;
Отнеси поклон
Старой матушке.

Молодой жене
Ты скажи, друг мой,
Чтоб меня она
Не ждала домой...

Кстати ей еще
Не забудь сказать:
Тяжело вдовой
Мне ее кидать!

Передай словцо
Ей прощальное
И отдай кольцо
Обручальное.

Пусть о мне она
Не печалится;
С тем, кто по сердцу,
Обвенчается!"

Замолчал ямщик,
Слеза катится...
А в степи глухой
Вьюга плачется.

"Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик".

<1869>, <1877>

Важно сказать, что такие известные композиторы, как А. Бородин, П. Чайковский, А. Гречанинов и А. Даргомыжский писали музыку для романсов на слова Ивана Сурикова (например, «В зареве огнистом» - музыка Гречанинова, «Ласточка» («Идет девочка-сиротка…») - музыка Чайковского).
Иван Суриков писал также произведения на исторические темы: былины, сказания («Малороссийская песня», «Два образа», «Садко», «Богатырская жена»), поэмы на сюжеты русской истории («Василько», «Канут Великий», «Казнь Стеньки Разина» и др.).
Николай Андреевич Римский-Корсаков (он, кстати, ровесник И.З. Сурикова - родился в 1844 году) написал оперу на основе былины "Садко".
Наиболее известна историческая поэма, написанная за три года до смерти:

КАЗНЬ СТЕПАНА РАЗИНА

Точно море в час прибоя
Площадь Красная гудит.
Что за говор? Что там против
Места лобного стоит?
Плаха чёрная далеко
От себя бросает тень…
Нет ни облачка на небе…
Блещут главы… Ясен день.
Ярко с неба светит солнце
На кремлёвские зубцы,
И вокруг высокой плахи
В два ряда стоят стрельцы.
Вот толпа заколыхалась, -
Проложил дорогу кнут:
Той дороженькой на площадь
Стеньку Разина ведут.
С головы казацкой сбриты
Кудри, чёрные как смоль;
Но лица не изменили
Казни страх и пытки боль.
Так же мрачно и сурово,
Как и прежде смотрит он, -
Перед ним былое время
Восстает, как яркий сон:
Дона тихого приволье,
Волги-матушки простор,
Где с судов больших и малых
Брал он с вольницей побор;
Как он с силою казацкой
Рыскал вихорем степным
И кичливое боярство
Трепетало перед ним.
Душит злоба удалого,
Жгёт огнём и давит грудь,
Но тяжёлые колодки
С ног не в силах он смахнуть.
С болью тяжкою оставил
В это утро он тюрьму:
Жаль не жизни, а свободы,
Жалко волюшки ему.
Не придется Стеньке кликнуть
Клич казацкой голытьбе
И призвать еёна помощь
С Дона тихого к себе.
Не удастся с этой силой
Силу ратную тряхнуть -
Воевод, бояр московских
В три погибели согнуть.
«Как под городком Симбирском
(Думу думает Степан)
Рать казацкая побита,
Не побит лишь атаман.
Знать, уж долюшка такая,
Что на Дон казак бежал,
На родной своей сторонке
Во поиманье попал.
Не больна мне та обида,
Та истома не горька,
Что московские бояре
Заковали казака,
Что на помосте высоком
Поплачусь я головой
За разгульные потехи
С разудалой голытьбой.
Нет, мне та больна обида,
Мне горька истома та,
Что изменною неправдой
Голова моя взята!
Вот сейчас на смертной плахе
Срубят голову мою,
И казацкой алой кровью
Чёрный помост я полью…
Ой ты, Дон ли мой родимый!
Волга - матушка-река!
Помяните добрым словом
Атамана-казака!..»
Вот и помост перед Стенькой…
Разин бровью не повел.
И наверх он по ступеням
Бодрой поступью взошел.
Поклонился он народу,
Помолился на собор…
И палач в рубахе красной
Высоко взмахнул топор…
«Ты прости, народ крещенный!
Ты прости-прощай, Москва!..»
И скатилась с плеч казацких
Удалая голова.
<1877>

И, напоследок, для самых терпеливых и вдумчивых - два стихотворения в авторском варианте: «Рябина» и «Детство», - со второго началось моё повествование.
Перед тем, как перечитать вместе с вами любимые стихи, я признаюсь в глубоком уважении и благодарности к поэту - Ивану Захаровичу Сурикову...

«ДЕТСТВО»

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь,
Руки не согнёшь
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.

И сидишь, ни слова...
Тихо всё кругом;
Только слышишь - воет
Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.

Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца...

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказки говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал;
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку,—
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке.
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

А во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Золотая клетка
На суке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит.

Прыгает в той клетке,
Весело поёт;
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня...
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.
<1866>

Материал подготовлен Корженевской Л.А.

Суриков, Иван Захарович

Поэт. Род. в деревне Новоселовке, Угличского уезда, Ярославской губ. Отец С. был крепостным графа Шереметьева и служил в Москве «по торговой части», пока не сделался самостоятельным торговцем. Восьми лет С. был взят отцом из деревни в Москву, а десяти лет его отдали для обучения грамоте к двум купеческим вдовам. С. помогал в торговле, но его тянуло к книге. Урывками, не зная правил стихосложения, С. начал писать стихи. В 1862 С. познакомился с поэтом А. Н. Плещеевым; поэт одобрил его стихотворные опыты, и в 1863 в журнале «Развлечение» появилось первое стихотворение С. В 1864 С. после ссоры с отцом покинул его и, не имея ни средств к существованию, ни профессии, впал в отчаяние. Ища забвения от жизненных испытаний, С. пристрастился к водке; был близок к самоубийству. О своих переживаниях этого времени он говорит в стихотворениях: «На мосту», «На могиле матери», «Шум и гам в кабаке». После примирения с отцом С. вновь стал помогать ему в торговле. В 1871 вышел из печати первый сборник стихов С., и с этого года его стихи начали появляться не только в мелких журнальчиках, но и в журнале «Дело», а затем в «Вестнике Европы», где печатались его поэмы на исторические и легендарные сюжеты («Садко», «Богатырская жена» и др.).

Стремясь объединить поэтов-самоучек, С. совместно с ними выпустил в 1872 коллективный сборник «Рассвет». В 1875 меценат Солдатенков напечатал второе дополненное издание стихов С.

В 1875 С. был избран в члены Общества любителей российской словесности. К этому времени здоровье поэта расшаталось окончательно; тяжелые материальные условия и крайне неблагоприятные условия работы привели С. к туберкулезу.

В стихах С. показана горькая доля бедняков: умирающая от тяжких родов жена крестьянина, оставившая мужу пятерых сирот; пьяница-сапожник и его горемычная умирающая жена; десятник трудовой артели, придавленный рухнувшей балкой и умирающий с прощальным завещанием жене; тягостная доля фабричного рабочего, сделавшегося жертвой несчастного случая на фабрике, - таковы характерные образы С. Но, показывая картину страданий городской бедноты, стихи С. были лишены действенного гнева. «Грустны песни мои, как осенние дни», говорит С. в одном из своих стихотворений; «Мой стон больной звучит тяжелою тоской», - повторяет он в другом. С. чужд настроений революционного крестьянства, нашедших выражение в стихах Некрасова и Курочкина. С. считал себя преемником и продолжателем Кольцова и Никитина. Влияние Кольцова на С. носит более формальный характер, к Никитину же он близок органически. Ко второй половине 70-х гг. С. дал несколько более оптимистических стихотворений, как «Ой, дубинушка, ты ухни» и «Казнь Стеньки Разина». Но суриковская «Дубинушка» носит слишком отвлеченный характер, а стихотворение о Стеньке Разине лишено каких-либо намеков, позволяющих перекинуть мост от далекого прошлого к революционным событиям 70-х гг.

Несмотря на все эти недостатки, в ряде своих оригинальных стихотворений С. выразил с достаточной силой стоны и скорбь придавленной городской бедноты. Популярность произведений С. с казалась в том, что многие его стихи распевались этой беднотой и сделались достоянием народных песенников («Эх, ты, доля, моя доля», «Сиротою я росла», «Толокно», «Казнь Разина» и др.).

Иван Захарович Суриков (1841-1880) - русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе. Многие его стихи стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь»), «В степи» («Степь да степь кругом»), «Сиротой я росла...» и другие. На слова Сурикова писали музыку такие знаменитые композиторы, как , А. Даргомыжский, .
Иван Суриков родился (25 марта) 6 апреля 1841 года в деревне Новоселово Ярославской губернии в семье крестьянина, служившего приказчиком в Москве, а затем открывшего там собственную лавку. Детство Иван провел в деревне, о чем сохранил самые светлые воспоминания.
В 1849 году вместе с матерью Суриков переехал в Москву к отцу и вскоре был отдан для обучения грамоте к двум пожилым сестрам из разорившейся купеческой семьи. Одна из них ввела Ивана в область жития святых, а другая приобщила к стихам поэтов-песенников - И. Дмитриева, Н. Цыганова, А. Мерзлякова. Так в мироощущении будущего поэта народное творчество прочно сплелось с христианскими мотивами, что стало началом его стихотворчества.
Увлечение Ивана вызвало неудовольствие его отца, и как только сын подрос, он поставил его себе в помощники. Несмотря на строгости, в свободные от работы минуты Суриков продолжал много читать и уже во второй половине 1850-х годов начал писать собственные стихи. Однако они не сохранились - автор уничтожил их. Но затем последовал целый ряд стихов и пьес.
В 1862 году Суриков познакомился с поэтом А. Плещеевым , который весьма высоко оценил его произведения, способствовал формированию поэтического таланта юноши, а также помог ему опубликовать стихи в журнале «Развлечение», после чего последовали публикации в других изданиях.
Хотя успех и окрылил Сурикова, тем не менее, он стал строже относиться к своим произведениям и все более совершенствовался в форме, много времени посвящая сочинительству. В середине 1860-х годов он даже ушел из отцовской лавки, чтобы жить самостоятельно. Ему пришлось работать переписчиком бумаг, типографским наборщиком, торговать углем и железом. Однако вскоре он был вынужден вернуться к отцу, чтобы снова заняться торговлей.
Несмотря на житейские трудности, Суриков продолжал много писать, его стихи стали печататься в известных крупных журналах «Дело» и «Вестник Европы», в 1871 году вышел первый собственный поэтический сборник поэта. Затем он выпустил еще два сборника стихов (1875, 1877), в 1875 году его избрали членом «Общества любителей российской словесности».
Все поэтическое творчество Сурикова, неразрывно связанное с традициями русской литературы и фольклора, некоторыми сторонами перекликающееся с поэзией А. Кольцова, Т. Шевченко, Н. Некрасова , И. Никитина , ярко отражает собственную жизнь поэта, полную лишений и страданий. Все пережитое им он сумел выразить в простых, прочувствованных стихах, отличающихся лиричностью и мелодичностью. Основные темы его поэзии - жизнь крестьянства, городской бедноты, их изнурительный труд, картины природы.
Среди известных стихов поэта, в которых изображается жизнь простых людей, –-«Умирающая швейка», «Тихо тощая лошадка», «Доля бедняка», «Что не жгучая крапивушка», «Два образа», «В могиле», «Косари», «Нужда», «В остроге» и многие другие. Особое место в его творчестве занимают стихи о детях и прекрасные картины русской природы («В воздухе смолкает», «От деревьев тени», «Сон и пробуждение», «У могилы матери», «Зима», «Ночью» и другие).
В произведениях Сурикова на исторические темы ярко сказалась связь его поэзии с фольклором. Он написал ряд былин, сказаний («Малороссийская песня», «Два образа», «Садко», «Богатырская жена») и поэм на сюжеты русской истории («Василько», «Канут Великий», «Казнь Стеньки Разина» и другие).
После выхода сборников стихов к Сурикову пришла известность, расширился круг его литературных знакомств, и вскоре вокруг него сложился кружок писателей-самоучек - литературных сил из народа. По инициативе Ивана Захаровича был подготовлен коллективный сборник их произведений – «Рассвет» (1872). Впоследствии группа этих писателей объединилась в «Суриковский литературно-музыкальный кружок» (существовавший до 1917 года).
Но годы житейских мытарств, полуголодного существования и крайне неблагоприятные условия работы весьма подорвали здоровье поэта и привели его к туберкулезу. Ему не помогло пребывание в лечебных курортах на востоке России в 1878-79 годах, болезнь прогрессировала.
Иван Захарович был женат на М. Ермаковой, с которой обвенчался в 1860 году и жил счастливо до конца жизни.
Умер поэт Иван Захарович Суриков (24 апреля) 6 мая 1880 года в Москве в бедности, был похоронен на Пятницком кладбище.

Суриков В.И. знаменитый российский живописец, родившийся 24 января 1848 года. Родной город известного человека – Красноярск. Он рисовал великолепные, просто шедевральные портреты. Был академиком. Проходил свое обучение сначала в училище родного города, затем состоял при школе Общества поощрения художников, а после, окончил Академию художеств, расположенную в Петербурге. Именно его рукой и кистью был расписан Храм Христа Спасителя. Огромное признание принесли художнику его исторические картины. Отец его был казачьим офицером. Мать прекрасно вышивала, ей просто равных не было.

С младенческих лет Василий увлекался книгами по истории и с огромным интересом слушал о старинных преданиях. Вероятнее всего, что именно такое увлечение историей определили его будущее направление в художестве. Суриков также обладал универсальными музыкальными способностями. Будучи подростком, Суриков научился играть на гитаре, а проходя обучение в Петербурге, близко познакомился с фортепиано и стал прекрасно владеть им.

В 1859 году умирает отец парня и семейство начинает испытывать сильные материальные трудности. Сам же Василий, чтобы хоть немного поправить финансовое положение, решил бросить учебу и устраивается на работу канцелярским писцом. Но денег по прежнему не хватало и молодой человек был вынужден брать подработки. Он превосходно расписывал пасхальные яйца и даже, под заказ писал иконы.

В 1867 году его рисунки были оценены самим губернатором родного города Замятиным, который похлопотал, чтобы молодого человека приняли в Академию художеств. 11 декабря 1868 года Василий уезжает на учебу в Петербург.

Широкую известность и огромную популярность художнику приносит его историческое полотно под названием «Утро стрелецкой казни», которое было предоставлено зрителю в 1881 году.

В 1888 году умирает его любимая супруга. После такой трагедии художник впадает в глубочайшую депрессию. Мать и брат приглашают его в родной Красноярск, куда он отправляется со своими дочерьми. Здесь он снова вернулся к жизни и написал превосходную картину «Взятие снежного городка».

Читать биографию Сурикова

Биография практически каждого знаменитого и выдающегося русского человека, который смог внести свой вклад в то или иной дело всегда является знакомой и доступной многим. Большинство людей, знают и любят каждого из них. Не стал исключением и Суриков Василий Иванович, русский художник, человек, который практически в каждой своей картине старался отобразить русский дух и настроение. Его картины очень часто называют живыми, их любят и признают даже в наши дни.

Родился данный художник в Российском городе Красноярске, в 1848 году, в зимнее время. Его семья по праву относилась к тем, которые считались выходцами из казачьего рода, людям осваивавшим Сибирь. Отцом маленького мальчика был губернский служащий.

Нужно отметить, что ещё с самого раннего детства мальчик постоянно рассматривал людей, изучая черты строения их лица, то как они выглядят, как себя ведут. Несмотря на совсем юный возраст ему всё было интересно и он подмечал каждую мелочь и деталь. Он мог проводить не то, что часы дни на пролет за копированием различных икон и портретов.

Вот именно с этого момента начиналась его самостоятельная художественная судьба. Взрослые, видя усилия своего ребенка, понимали, что в нем будет толк, самое главное - это постоянно развивать его талант.

В 8 возрасте мальчик начинает учиться в приходском училище. Естественно его тяга и его талант к живописи не могли остаться не замеченными. Видя, что мальчик является действительно талантливым, преподаватели начинают заниматься с ним отдельно. Этим поступком они вселяют веру в маленького мальчика, надежду на то, что он обязательно станет настоящим художником, самое главное - это много работать и усердно заниматься.

После смерти его отца для их семьи начинаются не самые лучшие времена, они начинают жить довольно бедно, не имея лишних денежных средств на какие-то либо приобретения.

Но, мальчик не отчаивается. Уже в возрасте 11 лет он начинает давать уроки акварели в приходском училище для других детей самостоятельно. В одном из губернаторских домов, где мальчик так же преподавал живопись, его талант замечают и решают помочь юному дарованию, направляя его на учебу в Северную столицу нашей страны. Такие образом настоящая биография будущего художника начинается с весьма крутого поворота судьбы, а именно с отъезда в чужой город.

Надо отметить, что там его поджидали и неудачи, мальчику не удалось сразу же поступить в Академию искусств, так как естественно не хватало различных знаний, однако Василий не расстраивается и изо всех сил старается убрать все пробелы в своей памяти, занимаясь на различных курсах. После этого ему всё-таки удается поступить в данную Академию.

Закончив Академию Суриков переезжает в Москву. И нужно отметить, что этот город ему очень понравился, он полюбил его все своей душой. Именно с этого отрезка времени он начинает всерьез заниматься живописью, применяя все свои полученные знания и умения. В этот период времени появляются знакомые и любимые многим художественные произведения данного автора.

После такого большого и сложного пути, Василий будучи уже достаточно известным художником понимает, что ему необходимо отправиться на родину, в Красноярск. Это было нужно для того, чтобы набраться сил и новых впечатлений.

Вернувшись в свои места детства вдохновение не заставляет себя долго ждать и художник тут же приступает к работе над новыми картинами.

Художник не бывалого, редкостного таланта именно так можно охарактеризовать этого человека. Нужно отметить, что его любят и помнят и в наши дни, ведь память о таких людях живет вечно.

годы жизни для детей

Интересные факты и даты из жизни

СУРИКОВ Иван Захарович (25.3.1841, деревня Новоселово Угличского уезда Ярославской губ. — 24.4.1880, Москва) — русский поэт, автор нескольких хрестоматийных стихотворений.

Выходец из крестьянской семьи, отец и мать поэта были оброчными крестьянами графа Шереметева. Отец, Захар Андреевич, занимался в Москве мелкой торговлей, имел овощную лавку. Будущий поэт с детства пристрастился к чтению и книгам. «Купцу лишняя книжность дохода не даст, а в мотовство, того и гляди, введет», — считал отец, гневаясь на книжные увлечения сына, на его занятия поэзией. Но Иван не считал службу в лавке своим призванием. Ему суждено было работать и переписчиком, и учеником в типографии, держать угольную лавку, поочередно работая то молотком, то пером. Нужда и тяжелая болезнь преследовали его всю жизнь.

В 1862 Суриков знакомится с поэтом А. Н. Плещеевым, который по-настоящему оценил первые поэтические опыты молодого стихотворца. С помощью Плещеева Суриков начинает выступать в печати. Первые его стихотворения были напечатаны в 1863 в журнале« Развлечение», а в 1871 вышел 1-й сборник стихотворений поэта. Расцвет творчества Сурикова приходится на 60−80-е гг. Его творчество продолжало и развивало традиции поэзии Алексея Кольцова, Ивана Никитина. Песенная русская стихия раскрылась в его произведениях. «Тонкая рябина», «Степь да степь кругом…»(«В степи»), «Эх, ты доля моя доля…», «Сиротою я росла…» — эти известные, не устаревшие до нашего времени песни, как будто утрачивали авторство после рождения, становясь народными.

Мечта о счастье и воле в творчестве Сурикова часто задавлена тоскливым вздохом обессилевшего, упавшего духом, сломившегося под тяжестью горя человека. «Куда иду? Когда же рассвет? Где цель неусыпного труда?» — вот цепь вопросов, одолевавших поэта. Не случайно Л.Н. Трефолев назвал Сурикова певцом-страдальцем, певцом с честной, но печальной ношей, надорвавшимся под непосильным грузом жизни. «Я рад бы веселые песни запеть, когда бы душа не страдала…» «Так песнь моя всегда горька, как тот бурьян в степи безводной…»

Лирического героя Сурикова всю жизнь преследовали образы того скорбного мира, из которого он вышел и от которого не мог уйти — мира нищеты и бесправия. Несмотря на бездну горя, несчастий, страданий, которые, казалось бы, должны были опустошить, сломить героев, в них жива душа и жива человечность. Суриков находил в своих персонажах черты« сокровенного человека». Его стихи по жанру часто напоминают поэтические зарисовки, новеллы, фельетоны.

Судьба уводила Сурикова от земли и крестьянского труда, но в своей поэзии он постоянно возвращался к образам деревенской природы, родной деревни Новоселово. Обращение к воспоминаниям детства(«Вот моя деревня, вот мой дом родной…»), к народным сказкам и былинам(«Садко», «Богатырская жена», «Казнь Стеньки Разина»), к радости и благодати детских игр(«В ночном», «Дети»), к родным пейзажам приносило Сурикову исцеление. Он не идеализировал деревню и деревенскую жизнь, но образы родины, родной природы возвращал лирическое вдохновение, давали спасительный отдых от тяжелых впечатлений бытия: постоянных заработков не было. Суриков пил, страдал от депрессии, в минуты отчаяния покушался на самоубийство. Верным другом и помощником в жизни и судьбе была для него его жена М. Н. Ермакова. Спасала и страстная тяга к поэтическому творчеству. «Вот черный жук гудит… вот свистнул коростель…, Вот где-то вдалеке плеснулось уток стало… Пора бы мне домой, — за ужин и в постель; Но этой тишине душа моя так рада. И я готов всю ночь сидеть на берегу, И не ходить домой, и вовсе не ложиться, Чтоб запахом травы на скошенном лугу И этой тишиной целебной насладиться», — писал он(«Сон и пробуждение»).

В 1870-е в Москве Суриков объединил вокруг себя писателей-самоучек, в том числе приехавших из провинции, особенно из Ярославской губернии, и организовал кружок, получивший впоследствии название Суриковского литературно-музыкального кружка(среди членов кружка были И. А. Белоусов, С. Я. Дерунов, М. Л. Леонов, отец будущего известного писателя Л.М. Леонова). Суриков создал также проект издания литературно-художественного журнала« Зарница», но не получил разрешения на это издание. Несмотря на поддержку Литературного фонда, давшего деньги на лечение в Крыму, болезнь его(чахотка) обострялась, и 24 апреля 1880 Суриков умер.

Его стихи живы в народной памяти, они привлекают читателя безыскусной задушевной интонацией, лирическим песенным началом, связью с традицией русского народного творчества.