Бабосов е м. Бабосов, Евгений Михайлович: биография

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Информационное право как отрасль права, область правоведения и учебная дисциплина. Определение предмета, понятийный аппарат и основные методы. Информационное право как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.

    реферат , добавлен 09.03.2012

    Информация как объект правоотношений. Понятие и основной предмет правового регулирования информационного права. Сущность и субъекты информационных отношений. Источники, нормы, основные вопросы стандартизации и сертификации информационного права.

    реферат , добавлен 02.05.2011

    Понятие и классификация информации. Сущность, предмет, источники и принципы информационного права, направления его научного исследования. Описание императивных и диспозитивных методов правового регулирования. Характеристика информационных правоотношений.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Рассмотрение круга общественных отношений, регулируемых административным правом. Право Республики Беларусь как основной государственный регулятор социальных связей. Классификация управленческих отношений и методы их законодательного регулирования.

    презентация , добавлен 06.05.2012

    Исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений. Юридические свойства информации. Органы государственной власти. Разные организационно-правовые формы формирования и использования информационных ресурсов.

    презентация , добавлен 20.10.2013

    Развитие процесса становления информационного общества в России. Современные тенденции в развитии правового регулирования в области обеспечения информационной безопасности и становления информационного общества, пути совершенствования законодательства.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2012

    Сущность термина "земельное право", его нормы и цель. Влияние изменений в экономике на земельные отношения. Особенности земли - природного объекта и ресурса. Земельное право - наука и учебная дисциплина. Предмет, объекты и особенности земельного права.

    реферат , добавлен 22.01.2009

    курсовая работа , добавлен 18.04.2016

Информационное право – новая, только формирующаяся отрасль права, которая играет определяющую роль в развитии современного общества.

В литературе информационное право рассматривается в следующих значениях:

– как наука;

– как отрасль права;

– как учебная дисциплина.

Наука информационного права исследует нормы, регулирующие общественные отношения в информационной сфере, измеряет эффективность действия информационных норм, классифицирует, систематизирует и кодифицирует их, объединяет в правовые институты, формирует и оптимизирует систему информационного права.

Предметом науки информационного права является система информационного права. Информационное право как наука изучает научные проблемы формирования и развития этой системы.

Исследования в области информационного права находят свое выражение в статьях, монографиях, на конференциях, круглых столах, в Интернете.

Информационное право как система норм, регулирующих информационные отношения, имеет целью исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений, выявление объектов и субъектов информационных правоотношений, подготовку проектов нормативных правовых актов в области действия информационного права, оценку эффективности проектов этих актов с применением информационных технологий.

Основные задачи в этой области:

Изучение актов действующего информационного законодательства и подзаконных актов;

Выявление пробелов и дублей в источниках информационного права, разработка предложений по разработке проектов федеральных законов и подзаконных актов в этой области;

Изучение практики применения норм и актов информационного права, оценка эффективности действия принятых нормативных правовых актов, подготовка предложений по совершенствованию процессов регулирования общественных отношений в информационной сфере, предложений по дополнению и изменению норм и актов информационного права;

Проведение работ по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов в информационной сфере;

Изучение проблем формирования Информационного кодекса РФ как основного кодифицированного акта информационного права. Информационное право как учебная дисциплина имеет целью обучение студентов, аспирантов, других слушателей в области информационного права.

Основные направления здесь:

Разработка методики обучения информационному праву, учебников и методических пособий, стандартов в области информационного права;

Разработка лекционных материалов и материалов проведения семинаров и практических занятий;

Разработка методологии оценки знаний в области информационного права;

Проведение работ по совершенствованию процессов подготовки специалистов высшей квалификации – докторов и кандидатов наук в области информационного права. При изучении информационных правовых норм и других источников информационного права применяются известные справочные правовые системы «Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс», «ЮСИС». С применением компьютеров решаются также специально подготовленные юридические задачи.

В настоящее время становится актуальным дистанционное интерактивное обучение, в том числе и с применением Интернета.

2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ: ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ И НЕДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Существуют различные подходы к пониманию информации.

С точки зрения философии информация – это некое разнообразие, которое отражающий субъект создает об отражаемом; сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми.

Виды информации: 1)элементарная – на уровне атомов;

2) биологическая – создается живыми существами;

3) социальная – область человеческих отношений;

4) технико-кибернетическая – производная, созданная в результате деятельности машин и частично урегулированная правом.

С юридической точки зрения информация – сведения об окружающем мире, протекающих в нем процессах и сообщение о положении дел или о состоянии чего-либо.

Объектом правового регулирования может быть только та информация, которую человек извлекает из окружающей среды и отображает в своем сознании.

Выделяются следующие юридические свойства информации.

1. Физическая неотчуждаемость, так как отчуждение информации заменяется передачей прав на ее использование.

2. Обособленность – для включения в оборот информация используется в виде символов и знаков и таким образом она обособляется и существует отдельно от производителя.

3. Двуединство информации и носителя, т. е. понимание информации как вещи на материальном носителе.

4. Распространяемость – тиражирование.

5. Организационная форма информации – документ. Можно классифицировать информацию по различным основаниям.

1. По форме выражения – документированная. Это особая организационная форма выражения информации, основанная на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения.

В Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» документ определен как материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.

В Федеральном законе от 20 февраля 1 995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

2. По источнику создания:

а) недокументированная – остается за пределами правового регулирования;

б) правовая – создается в результате правотворческой деятельности, правоприменительной и правоохранительной деятельности:

– нормативная правовая информация;

– ненормативная правовая информация;

в) неправовая – создается не как результат правовой деятельности, однако обращается в обществе в соответствии с предписаниями правовых норм.

3. По степени доступа открытая информация (вся неправовая; о выборах и референдумах; из официальных документов) и ограниченная информация (государственная тайна; служебная тайна; профессиональная тайна; личная тайна; коммерческая тайна; персональные данные; ноу-хау).

4. По кругу лиц массовая информация (предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы) и индивидуальная (информация является объектом гражданских прав).

3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы, и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Эта область, как и область создания и распространения исходной и производной информации, представляет собой особый мощный накопитель и одновременно генератор информации, основанный на сборе, накоплении ретроспективной документированной информации, организации на ее основе и хранении массивов документированной информации (данных) и распространении информации из этих массивов в разных видах и формах, в том числе с применением новых информационных технологий.

С помощью информационных систем, в том числе автоматизированных, банков данных, их сетей, в первую очередь Интернета и иных систем, на основе современных информационных технологий обеспечивается реализация процессов сбора, накопления, хранения информации, производства информационных ресурсов, поиска и распространения информации из них.

Шпаргалка по информационному праву Якубенко Нина Олеговна

60. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

Информационные правоотношения в области связи регулируются Федеральным законом от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи».

Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи (услуги связи – продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи).

Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации.

Развитие и обеспечение устойчивой и качественной работы связи являются важнейшими условиями развития общества и деятельности государства в информационной сфере.

Сеть связи общего пользования предназначена для предоставления услуг связи всем физическим и юридическим лицам на территории РФ и включает в себя все сети электросвязи, находящиеся под юрисдикцией РФ, кроме выделенных и ведомственных сетей связи, независимо от их принадлежности и форм собственности. Ответственность за функционирование и развитие сети связи общего пользования возлагается на федеральные органы исполнительной власти в области связи.

Ведомственные сети связи создаются и функционируют для обеспечения производственных и специальных нужд федеральных органов исполнительной власти, находятся в их ведении и эксплуатируются ими. Ведомственные сети связи могут использоваться также для предоставления услуг связи населению и другим пользователям связи.

Выделенные сети связи на территории РФ могут создаваться любыми физическими и юридическими лицами, включая иностранных инвесторов, имеющих признанный правовой статус. На деятельность по предоставлению услуг связи операторами выделенных сетей связи распространяется требование о лицензировании. Оператор – физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи.

Правительственная связь обеспечивается специально уполномоченными на то органами, определяемыми Президентом РФ. Указанные органы обеспечивают специальными видами связи органы государственной власти РФ и организации, осуществляя в пределах своих полномочий сохранность государственных секретов. Права и обязанности органов указанной связи определяются законодательством РФ.

Связь для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка в РФ обеспечивается органами связи соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Им предоставляется право без ущерба для основной деятельности использовать находящиеся в их ведении сети и средства связи для передачи или приема сообщений пользователей связи в коммерческих целях.

Почтовая связь, находящаяся под юрисдикцией РФ, представляет собой единую технологическую сеть учреждений и транспортных средств, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, перевод денежных средств, а также организующих на договорной основе экспедирование, доставку и распространение периодической печати, доставку пенсий, пособий и других выплат целевого назначения.

Из книги Правоведение автора Шалагина Марина Александровна

39. Правовое регулирование имущественных отношений супругов. Брачный договор Семейным кодексом РФ определено два режима имущества супругов – законный и договорный.Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности, т. е. имущество, нажитое

Из книги Семейное право автора Карпунина Е В

20. Правовое регулирование имущественных отношений супругов Правовое регулирование имущественных отношений супругов имеет большое значение не только в период существования брака, но и после его расторжения. Нормы о защите частной собственности, установленные в

Из книги Постатейный комментарий к Федеральному закону от 7 июля 2003г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" автора Калинин Н И

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства В комментируемой статье установлено, что правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с

Из книги Комментарий к ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" автора Ялбулганов Александр Алибиевич

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую Комментарий к статье 1Статья 1 комментируемого Закона закрепляет систему нормативных правовых актов,

Из книги Шпаргалка по семейному праву автора Щепанский Роман Андреевич

87. Правовое регулирование отношений супругов при наличии иностранного элемента Права и обязанности супругов определяются законодательством того государства, на территории которого они имеют совместное (общее) место жительства. Следовательно, к личным неимущественным

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

§ 78. Правовое регулирование экономики и социально-хозяйственных отношений в США Становление капиталистической экономики и в целом характерной для Нового времени системы социально-хозяйственных связей в США протекало в правовом смысле свободно, без значимого

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

45. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ Важнейшую роль в урегулировании брачно-семей-ных отношений с иностранным элементом играют договоры о правовой помощи. В качестве примера возьмем Конвенцию 1993 г. о правовой помощи и правовых

Из книги Федеральный закон "О защите прав потребителей" автора России Законодательство

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей 1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в

Из книги Федеральный закон РФ "Об опеке и попечительстве" автора России Законодательство

Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства 1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

10. Правовое регулирование муниципальных отношений Муниципальное право воздействует на общественные отношения с помощью правовых приемов (предписание, дозволение, запрет), сочетание которых и определяет характер правового регулирования.В зависимости от преобладания в

Из книги Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. автора Автор неизвестен

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования 1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

127. Как осуществляется правовое регулирование трудовых отношений на предприятиях в ЕС? Согласно ст. 140 Договора о ЕС Сообщество содействует координации социальной политики государств-членов в вопросах трудового законодательства и условий труда. Опираясь на полномочия,

Из книги Ипотечный кредит: как получить квартиру автора Шевчук Денис Александрович

Из книги Закон «О защите прав потребителей» с комментариями автора Пустовойтов Вадим Николаевич

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей 1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее – законы) и принимаемыми в

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Правовое регулирование алиментных отношений между членами семьи Сразу уточним, что к членам семьи относятся супруги, родители и дети, бабушки, дедушки и внуки, братья и сестры.Алиментные отношения связаны с обязанностью одними членами семьи содержать других в

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

56. Правовое регулирование имущественных отношений супругов. Брачный договор Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Семейный Кодекс РФ (далее – СК РФ) вводит

Обобщение всех правовых признаков участников правоотношений (индивидуальных или коллективных) позволяет привести типичный для всей национальной правовой системы состав субъектов информационного права", граждане (физические лица), организации (юридические лица), публичное образование (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование), государство. Такая классификация субъектов концентрированно выражает политические и социально-экономические особенности правовой опосредованности жизнедеятельности субъектов информационной сферы.

В законе в отдельных случаях прямо указывается, например, в п. 2. ст. 6 Закона «Об информации» на существование таких субъектов информационного права: «Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование».

Граждане представляют самую распространенную разновидность индивидуальных субъектов информационного права. Нередко в законе не проводится различие между гражданами и физическими лицами, поэтому в тексте нормы информационного права указывается их одноименность - «граждане (физические лица)». Иногда упоминается только физическое лицо. Например, в законе «О персональных данных» субъектом персональных данных является физическое лицо, а не гражданин.

К юридическим лицам (субъектам информационного права) относятся такие коллективные участники правоотношений, которые наделяются правом специфическими правовыми признаками при выполнении ими социально-экономических и оперативно-хозяйственных функций. В рыночных отношениях такие функции выполняются индивидуальным предпринимателем. Например, оператор связи - юридическое ли цо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (ст. 2 Закона «О связи»).

Нередко, расшифровывая наименование субъекта, в законе упоминается слово «лицо» для того, чтобы не делать различие между граж- данами-предпринимателями (индивидуальными субъектами информационного права) и юридическими лицами (коллективными субъектами информационного права). Например, в законе «Об информации» владелец сайта в сети «Интернет» определяется как «лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте».

К публичным образованиям относятся Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, которые вступают в информационные правоотношения в тех случаях, когда подчеркивается их властно-публичный характер. Такие отношения возникают на конституционном уровне деятельности информационного права. Например, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ вопросы информации и связи отнесены к предмету ведения Российской Федерацией, а не субъекта РФ, хотя, как правильно подчеркивает И.Л.Бачило, «в этой сфере существует и определенный объем ведения субъектов РФ и формируется сфера совместного ведения в ИКТ, хотя об этом прямо и не сказано в ст. 72 Конституции РФ» .

Государство как субъект информационного права вступает в информационные правоотношения в лице органов государственной власти, которые при выполнении властных функций обладают специфическим правовым статусом (правосубъектностью), который оформляется категорией «компетенция». В этом понятии обобщаются не только совокупность полномочий и обязанностей органов государственной власти, но и их подведомственность, т.е. круг (пределы) дел и вопросов, которые находятся в их ведении.

Органы государственной власти занимают ведущее место в государственном управлении информационными процессами. Основные направления деятельности органов государственной власти как субъектов информационного права сводятся к следующим функциям:

  • ? информатизация (создание и эксплуатация крупных государственных информационных систем);
  • ? управление государственными информационными ресурсами, в том числе базами данных, реестровой информации, фондами архивов, библиотек и др.;
  • ? предоставление государственных и муниципальных услуг;
  • ? организация контроля и надзора в информационной сфере, в том числе при обработке персональных данных, распространении информации в сети «Интернет», в рекламной деятельности, в области лицензирования и др.;
  • ? обеспечение информационной безопасности, в том числе в деятельности по защите информации ограниченного доступа, защите информационной инфраструктуры и др.

В конкретных информационных правоотношениях каждый участник при реализации своих информационных интересов (потребностей) либо выполнения возложенных на него обязываний приобретает персонифицированные наименования, которые выражают содержание информационной деятельности либо осуществление определенных функций. И чем разнообразнее такие действия или функции, тем более различимы их словесные оформления в законе.

Функционально-деятельностный критерий является основанием классификации всех субъектов информационного права на типы и виды участников информационных правоотношений. Типы субъектов информационного права - более обобщенный класс, он объединяет все виды субъектов информационного права, которые имеют типовые, т.е. наиболее общие функциональные признаки.

Пользователи всех видов информации любой формы имеют похожие для этого типа функциональные потребительские признаки пользователя разных видов информации либо получателя информационных услуг. Причем, видовые функции и интересы пользователя (получателя) не имеют решающего значения. Главный отличительный его признак отражает информационную потребность (интерес) лица, который играет главную роль среди всех других видовых функциональных признаков. Пользователями являются субъекты информационного права, которые удовлетворяют свои информационные потребности путем поиска информации, получения услуг связи, получения публичной (государственной или муниципальной) услуги в электронной форме и др.

Например, в соответствии со ст. 1 Закона «О доступе к официальной информации» пользователь информацией - «гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом» .

В соответствии со ст. 2 Закона «О связи» «абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации» .

Обладатели как субъекты информационного права объединяются также в одну группу также по наиболее обобщенному признаку, имеющему решающее значение. Например, Закон «Об информации» определяет обладателя информации как «лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам». Главным признаком понятия «обладатель информации» является самостоятельность, которая проявляется и в создании информации, и ее распространении, и в решении вопроса о возможности ознакомления с нею иных лиц (доступе к информации). Тот же признак (самостоятельность) отличает и другого субъекта информационного права - владельца сайта в сети «Интернет». Закон «Об информации» его определяет как «лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте». Здесь, как видим, также закон подчеркивает признак «по своему усмотрению», т.е. независимость в действиях владельца сайта и реализации своего интереса. Поэтому самостоятельность (независимость) в своих действиях, т.е. по существу распорядительность является решающим классификационным признаком, отграничивающим этот тип субъекта информационного права от иных субъектов.

В соответствии с и. 2. ст. 6 Закона «Об информации» от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами. Например, в соответствии со ст. ст.13 и 14 Закона «Об информации» обладателями информации могут быть государственный орган или орган местного самоуправления, которые создают государственные или муниципальные информационные системы в целях реализации полномочий и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

Информационные посредники как субъекты информационного права сгруппированы в один тип по предельно обобщенному признаку, который имеют все виды субъектов, выполняющих промежуточную функцию между пользователями и владельцами. Все они не являются потребителями информации (сведений), так же как и её обладателями. Названные участники информационных отношений выполняют функцию их соединения при отправлении (распространении) и потреблении (использовании) содержания (контента) информации, т.е. для удовлетворения информационных потребностей.

Информационный посредник может выполнять функцию организатора передачи и распространения информации. В статье 10.1 Закона «Об информации» дает определение понятия «организатор распространения информации в сети «Интернет»» - как «лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет»». Здесь организующая его роль сводится к выполнению вспомогательных функций для безадресной передачи информации множеству пользователей. Функцию организатора выполняет и много- функциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) - организация, уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна".

Информационный посредник выполняет действия по обеспечению эксплуатации (работы) информационных систем, т.е. также осуществляет вспомогательную функцию. Закон «Об информации» прямо выделяет эту посредническую роль оператора информационной системы его «деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных». Главной его задачей является эксплуатация и обеспечение функционирования создаваемых информационной системы, а также предоставление или распространение общедоступной информации, в том числе в форме открытых данных.

Наконец, информационный посредник в виде оператора связи выполняет «связующие» действия по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений (услуга связи). Эта посредническая функция (соединения абонентов) является определяющей при анализе всех признаков оператора связи, хотя этому участнику информационных отношений принадлежит еще множество других признаков.

Функцию информационного посредника выполняет и провайдер хостинга - «лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети «Интернет»» (ст. 2 Закона «Об информации». Хостинг (англ, hosting - услуга) - это специальный вид услуги по предоставлению «места» для использования вычислительного (серверного) пространства сети «Интернет». Этим пространством пользуются те обладатели информации, кто имеет возможность и желает создавать собственный сайт для размещения (распространения) информации.

Оператор связи и провайдер хостинга по своему главному признаку (предоставление услуги) похожи, хотя их деятельность имеет различие в предметном содержании.

В пункте 1 ст. 1253.1 ГК РФ прямо указывается на наименование типа субъекта права, выполняющего посреднические информационные функции и дает ему определение: «Лицо, осуществляющее передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной се ти, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети, - информационный посредник». Здесь нами выделены три посреднические функции, которые выполняет информационный посредник: передача информации, размещение информации и доступ к информации.

Кроме того, к субъектам информационного права относятся уполномоченные органы исполнительной власти, т.е. государственные органы, уполномоченные осуществлять функции контроля и надзора в информационной сфере жизнедеятельности.

К ним относятся федеральные органы исполнительной власти в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации:

  • ? федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - Роскомнадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы;
  • ? федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю - сертификация средств защиты информации);
  • ? федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности (Федеральная службы безопасности РФ - защита государственной тайны, сертификация ключа электронной подписи и сертификация средств защиты информации);
  • ? федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны (Министерство обороны РФ - сертификация средств защиты информации) и др.

Таким образом, к основным типам и видам субъектов информационного права относятся:

пользователи - пользователи информации, пользователи (абоненты) услугами связи, заявители государственных и муниципальных услуг, пользователи кредитных историй, потребитель рекламы и др.;

обладатели - обладатели информации, владельцы сайтов в сети «Интернет», блогеры, обладатели информации, составляющей коммерческую тайну, субъекты персональных данных, субъекты кредитных историй и др.

информационные посредники - операторы информационных систем, операторы персональных данных, операторы связи, провайдеры хостинга, организаторы распространения информации, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, удостоверяющие центры, бюро кредитных историй и др.;

уполномоченные органы исполнительной власти - государственные органы, уполномоченные осуществлять функции надзора и контроля в информационной сфере.

  • Бачило ИЛ. Информационное право: учебник. - М. 2011. С. 52.
  • СЗ РФ. 2009. № 7 ст. 776.
  • СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.
Шпаргалка по информационному праву Якубенко Нина Олеговна

11. СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

Информационное право как отрасль системы права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют деятельность субъектов права в информационной сфере (информационную деятельность).

Внутри отрасли информационного права эти нормы группируются в подотрасли и правовые институты.

Институт – это взаимосвязанные и взаимообусловленные группы (совокупности) правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли (подотрасли) права.

Система информационного права существует объективно, поскольку отражает реальные общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли. Эта система получает выражение в информационном законодательстве, в науке информационного права и в учебном процессе, что облегчает изучение и преподавание курса «Информационное право».

Структурно система информационного права подразделяется на две части – Общую и Особенную.

В Общей части информационного права сосредоточиваются нормы, устанавливающие основные понятия, общие принципы, правовые формы и методы правового регулирования информационной деятельности. Излагается содержание предмета и метода правового регулирования информационных отношений, дается характеристика источника информационного права. Изучается правовое регулирование отношений при осуществлении права на поиск, получение и использование информации; при самостоятельном обороте информации; при обращении документированной информации; при установлении правового режима информационных технологий и средств их обеспечения, а также информационной безопасности. Формулируются правовые проблемы Интернета как виртуальной информационной сферы.

Особенная часть включает в себя отдельные институты информационного права, в которых сгруппированы близкие по смысловому содержанию информационные правовые нормы. Это две группы институтов. Институты, содержащие нормы, регулирующие общественные отношения по поводу обращения открытой, общедоступной информации (институт интеллектуальной собственности применительно к информационным объектам, институт массовой информации, институты библиотечного дела и архивного дела), и институты информации ограниченного доступа(институт государственной тайны, институт коммерческой тайны, институт персональных данных).

Таким образом, система информационного права выглядит следующим образом:

1) Общая часть;

2) Введение. Основные понятия и определения;

3) Предмет и метод информационного права;

4) Источник информационного права;

5) Право на поиск, получение и использование информации;

6) Информация как объект самостоятельного оборота;

7) Документированная информация как объект информационных правоотношений;

8) Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений;

9) Правовые проблемы информационной безопасности;

10) Правовые проблемы виртуальной среды Интернет;

11) Особенная часть;

12) Информационные аспекты интеллектуальной собственности;

13) Правовое регулирование отношений при создании и распространении массовой информации;

14) Правовое регулирование отношений в области библиотечного дела;

15) Правовое регулирование отношений в области архивного дела и архивов;

16) Правовое регулирование отношений в области государственной тайны;

17) Правовое регулирование отношений в области коммерческой тайны;

18) Правовое регулирование отношений в области персональныхданных.

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины 1. Основания и виды систематизации норм административного права Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права Основные, определяющие критерии любой отрасли права - самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

8. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Концепция государственной информационной политики 1998 г. призвана сыграть роль организующего и координирующего документа, представляющего основу для подготовки государственной программы по

Из книги Информация. Собственность. Интернет. Традиция и новеллы в современном праве автора Якушев Михаил Владимирович

9. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ХАРАКТЕР ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Информационное право обеспечивает взаимодействие и сотрудничество между государствами на уровне информации. К источникам международного права в области информации, информационных технологий относится Окинавская

Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

12. СООТНОШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА СО СМЕЖНЫМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА Рассматривая вопросы о месте информационного права в системе права, необходимо отметить следующее.Информационное право активно использует основные положения теории государства и права,

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

13. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства,

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

14. ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Правовое регулирование информационных отношений основывается на принципах информационного права, под которыми понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

23. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Основными субъектами правоотношений в этой области являются две группы лиц:1) потребители информации;2) производители информации.К потребителям относится широкий круг субъектов, испытывающих потребность в получении

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

1.3 Система права. Отрасли права Система права– это иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой – их

Из книги автора

15.3 Система права и система законодательства Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Иначе говоря, законодательство служит внешней формой

Из книги автора

Глава 21. Система права и система законодательства § 1. Понятие системы права Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия – объяснить одновременно интегрирование и

Из книги автора

1.11. Система права и система законодательства Система объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий Система объективного (позитивного) права это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и институты в соответствии

Из книги автора

Система объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий Система объективного (позитивного) права это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового

Из книги автора

25. Система права, правовая система России Нормы права согласованы между собой и, в результате этого, составляют единую систему права. Система права представляет собой внутреннюю организацию, строение права, которые характеризуются единством, согласованностью,

Из книги автора

Глава 8. Система права и система законодательства Система права образует по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованные нормы, объединенные в определенные ее части, называемые отраслями, подотраслями и институтами.Система права