Формулы ко всем заданиям егэ по физике. Формулы по физике, которые рекомендуется выучить и хорошо освоить для успешной сдачи ЕГЭ

С этим файлом связано 20 файл(ов). Среди них: Vipper_Vvedenie_v_istoricheskoe_izuchenie_iskuss (1).docx , arhitektura_vhutemas.pdf , 1850_Tallis_Maps_of_the_Mountains_Rivers_Waterfalls__Islands_of_ , Murzilka_1926-03-34.pdf , V_M_Molchanov_-_Osnovy_arkhitekturnogo_proektirovania_Sotsialno- , Skaz_pro_dva_kvadrata_v_6-ti_postroykakh.pdf , ChAVO_po_Artlantisu.pdf , Metyu_Frederik_-_101_Poleznaya_Ideya_Dlya_Arkhitekt.pdf и ещё 10 файл(а).
Показать все связанные файлы
Б.Р.Виппер. Введение в историческое изучение искусства

Предисловие

Работа Б. Р. Виппера "Введение в историческое изучение искусства"

органически соединяет в себе качества полноценного научного исследования и

систематичность специального вузовского курса. Уникальность этой работы в

русском и советском искусствоведении определяется тем, что она глубоко и

обстоятельно освещает жанрово-технические проблемы, специфику технических

опираясь на обширнейший материал истории изобразительных искусств, на итоги

длительных исторических исследований, проведенных автором.

Один из крупнейших советских искусствоведов, член-корреспондент

Академии художеств СССР Борис Робертович Виппер (1888 -- 1967) в течение

многих лет возвращался к теме и материалам данной работы, совершенствовал

текст между началом 1930-х годов (когда складывалась первоначальная

редакция) и последними годами жизни (когда готовил ее к изданию). В первой

литературной редакции это был полностью записанный курс лекций под общим

названием "Теория искусства". Уже тогда материал курса основывался на многих

наблюдениях и выводах из совокупности других трудов автора, из большого

личного опыта историка искусств, занимавшегося различными его периодами. С

1908 года Б. Р. Виппер выступал в печати с научными статьями, с 1915 года

начал работать в Московском университете, затем защитил магистерскую

диссертацию "Проблема и развитие натюрморта" и стал профессором

университета, где читал ряд курсов и вел семинары по истории изобразительных

искусств. Работа в русских музеях, посещение библиотек и музеев Вены,

Парижа, Берлина, ряда итальянских городов, Голландии -- все это смолоду

обогатило его художественный опыт.

Итак, ко времени создания нового университетского курса Б. Р. Виппер

находился во всеоружии историка искусств, располагал огромным материалом как

его исследователь, выработал систему собственных взглядов, в частности на

ряд проблем специфики художественного творчества в различных родах

изобразительного искусства. Уже в первой редакции курса "Теория искусства"

оригинальных проблемных статей самостоятельного значения. В дальнейшем

научная основа курса лекций все углублялась, частично обновляясь, так что в

последней редакции 1964--1966 годов он был опубликован в 1970 году как

научное исследование под названием "Введение в историческое изучение

искусства".

В итоге теперь перед нами комплексная работа, одновременно теоретически

системная, углубленная в вопросы художественной техники и исторически

обоснованная в широких хронологических и географических масштабах, то есть,

по существу, и "Теория искусства" и "Введение в историческое изучение

искусства" вместе. Здесь необходимо вспомнить, что, тщательно и вдумчиво

изучая сами памятники изобразительного искусства как художественные

организмы, Б. Р. Виппер стремился на практике постичь характер техники в

различных видах графического искусства, в скульптуре при различных

материалах, в разных жанрах живописи и типах архитектуры. Еще в молодые

годы, сразу по окончании университета, он практически изучал живопись в

назначение".

Прослеживая историческое развитие каждого из видов изобразительного

искусства, Б. Р. Виппер рассказывает об эволюции его технических приемов с

момента их появления, о сменах предпочитаемых материалов и способов их

обработки, о возникновении все новых и новых разновидностей, например

графики, новых композиционных проблем в скульптурном изображении человека, о

различном понимании пространства на разных этапах живописи, о расширении в

ней круга жанров в те или иные времена. При этом из истории каждого вида

искусства привлекаются в изобилии конкретные образцы, круг которых

поразительно широк и многообразен, впрочем с вполне понятным преобладанием

классического наследия, выдающихся художественных явлений, ярких творческих

фигур. Так в разделе "Графика" Б. Р. Виппер ссылается на зарождение рисунка

в эпоху палеолита, на господство его в Древнем мире, на роль его в средние

века и сосредоточивает внимание на эпохе Возрождения, затрагивая творчество

Леонардо, Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Дюрера среди большого количества

других имен. Характеризуя различные формы печатной графики, исследователь

опирается на широчайший круг примеров от Дюрера и Ганса Гольбейна Младшего

до Обри Бердслея, Гогена, Мунка, Остроумовой-Лебедевой, Фаворского,

Кравченко... Проблемы карикатуры, плаката, книжной графики еще расширяют

этот круг, в который включаются многие другие авторы, в том числе Домье,

Тулуз-Лотрек, советские карикатуристы и затем длинный ряд мастеров книжной

графики, начиная от Боттичелли с его иллюстрациями к "Божественной комедии"

Данте и кончая Врубелем и советскими графиками.

Вполне закономерно, что в разделе "Скульптура" очень многие положения

иллюстрируются и подкрепляются материалами античного искусства и ссылками на

творчество мастеров Возрождения. Но и здесь привлечены образцы XVII века, в

частности Бернини, и здесь исследователь обращается к примерам Новейшего

времени, в том числе к искусству Родена и Веры Мухиной.

Два других раздела "Введения в историческое изучение искусства" в

принципе должны оцениваться несколько иначе, так как в них -- в каждом

по-разному -- показан, раскрыт читателю не весь использованный автором

материал художественного творчества. Хотя этот материал очень богат, и в

разделе "Живопись" Б. Р. Виппер, вне сомнений, имел в виду еще более широкий

круг явлений, о котором был намерен говорить в связи с проблематикой

различных жанров. В еще большей мере касается это раздела "Архитектура":

публикуемый текст предполагалось дополнить проблематикой и материалами

Новейшего времени, что уже не удалось осуществить автору.

Для того чтобы пояснить причины некоторого отличия двух первых разделов

от третьего и четвертого разделов работы Б. Р. Виппера, необходимо

обратиться к истории ее создания в целом, от первоначального замысла курса

"Теория искусства" до публикуемого нами текста "Введения в историческое

изучение искусства". В годовом университетском курсе, как его читал (и

записал) Б. Р. Виппер полвека тому назад, помимо четырех разделов , известных

теперь читателю, имелось еще два раздела: курс открывался рядом лекций по

истории эстетических учений, а заканчивался разбором новейших тогда теорий

развития искусства. Вместе с тем раздел "Живопись", например, судя по

сохранившимся материалам, был более широк и охватывал еще ряд проблем,

которые не получили отражения в первоначальном авторском тексте. Так или

иначе Б. Р. Виппер явно стремился в дальнейшем пополнить его, что всецело

доказывается составом проспекта "Живопись" для новой редакции,

осуществившейся в 1960-е годы.

Возвращаясь к содержанию данного курса лекций, Б. Р. Виппер отчасти

пересмотрел свой текст согласно требованиям времени. Он читал в Ташкенте в

Среднеазиатском университете в годы эвакуации ряд курсов и среди них

"Введение в историческое изучение искусства". В этой связи возник новый

конспект курса. Из него были исключены вступительные лекции об эстетических

учениях и заключение о теориях развития искусства. Существо центральных же

разделов радикально не изменилось. Раздел "Живопись" был дополнен

положениями об исторической картине, в ряде случаев углубились исторические

обоснования тех или иных художественных явлений и процессов, возникли

по-видимому, ощущая ее актуальность как в учебном обиходе, так и в более

широких масштабах научной проблематики. Он давно пришел к выводу, что раздел

об эстетических учениях в своем прежнем виде устарел, да и не мог не

устареть, поэтому он исключил его из новых редакций. Однако это сокращение

было позднее с лихвой возмещено, если можно так сказать. При создании в

Институте истории искусств Академии наук СССР нового комплексного труда

"История европейского искусствознания" (1960-- 1966) Б. Р. Виппер как его

инициатор, руководитель и один из основных авторов задумал на основе

марксистской методологии осветить эволюцию методов искусствознания от его

истоков в древности до нашей современности. Вне сомнений, это полностью

перекрыло более скромные задачи прежнего введения к курсу лекций.

Естественно, с другой стороны, что, когда Б. Р. Виппер, будучи уже

членом-корреспондентом Академии художеств СССР, работал над подготовкой

"Введения в историческое изучение искусства" к печати, он оставил от

прежнего состава работы только четыре ее центральных раздела. Теперь он

рассматривал "Графику", "Живопись", "Скульптуру", "Архитектуру" как

своеобразный цикл исследований, посвященный проблемам специфики этих видов

искусства в связи с их техническими основами.

Разделы "Графика" и "Скульптура" были подготовлены автором в новой

редакции в 1964--1965 годах. Раздел "Живопись" начат переработкой в 1966

году и не завершен, то были последние строки, написанные Б. Р. Виппером

совсем незадолго до кончины. Раздел "Архитектура" остался в своем

первоначальном виде и еще не был подвергнут последней переработке. Таким

образом, первое издание "Введения в историческое изучение искусства",

осуществленное в 1970 году *, включало новый авторский текст разделов

"Графика" и "Скульптура", частично обновленный текст раздела "Живопись" и

прежний, созданный в 1933--1942 годах, не переработанный автором текст

раздела "Архитектура". Это побудило редколлегию дополнить раздел "Живопись"

живописи" (из нового проспекта, составленного Виппером для раздела

"Живопись") и ранней статьей Б. Р. Виппера "Проблема сходства в портрете",

Текст же раздела "Архитектура", несомненно, был бы значительно пополнен

изменений и существенных добавлений. Пришлось, к сожалению, примириться с

известной незавершенностью раздела, который,

__________________

* Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М., 1970.

однако, и в таком виде богат содержанием, интересен по проблематике и

будет весьма полезен для читателей.

В целом работа Б. Р. Виппера имеет не только неоспоримое научное

значение, но и подлинную научно-практическую ценность. Она оригинальна по

общему замыслу и его выполнению, носит ясный отпечаток творческой личности

ученого. Первое издание ее, осуществленное в 1970 году, заинтересовало

большой круг читателей, оказалось в высшей степени полезным для

искусствоведов и на практике получило признание в качестве единственного в

своем роде учебного пособия в художественных вузах нашей страны. В самом

деле, для тех, кто еще готовится стать графиком, скульптором, живописцем,

архитектором, как и для многих молодых художников, "Введение в историческое

изучение искусства" принесет и теоретическую , и практическую пользу. Оно

действительно введет их в систему техники, характерной для видов

изобразительного искусства в разное время, объяснит эволюцию этой системы в

конечном счете эстетическими закономерностями, возникавшими в различные

исторические эпохи. Много ценного почерпнут для себя и молодые

искусствоведы, поскольку в суждениях о художественном творчестве они мало и

редко обращают внимание на особенности различных техник в гравюре, живописи,

скульптуре, да и примеров такого обращения почти не находят в современной

научной литературе.

Между тем названный сборник "Статьи об искусстве", в который вошло

среди других работ Б. Р. Виппера и "Введение в историческое изучение

искусства", разошелся сразу же после выхода из печати. Поэтому нам

представляется целесообразным выпустить отдельным изданием этот труд, чтобы

удовлетворить потребности многочисленных советских читателей, и в первую

очередь художественной молодежи, будущих специалистов, подготавливаемых в

высших учебных заведениях.

Т. Н. Ливанова

ГРАФИКА 1 *

Каждое искусство имеет свою специфику, ставит перед собой особые задачи

и обладает для их решения своими специфическими приемами. Вместе с тем

искусствам свойственны некоторые общие черты, объединяющие, их в

определенные группы. Распределение искусств по этим общим признакам

называется классификацией искусства. Это классифицирование искусств

позволяет поближе подойти к пониманию самой сущности того или другого

искусства. Поэтому мы приведем несколько примеров таких классификационных

Классифицировать искусства можно исходя из разных точек зрения.

Наиболее распространенной является классификация на пространственные и

временные искусства. К пространственным искусствам причисляют архитектуру,

скульптуру, живопись, так как их формы развертываются в пространстве, тогда

как музыку, мимику и поэзию -- к временным искусствам, так как их формы

существуют во времени. В иные группы объединяются искусства, если их делить

по признаку использования художественных средств -- на прямые, или

непосредственные, и косвенные, или опосредствованные, искусства. К

непосредственным искусствам относят мимику, поэзию, отчасти музыку, где

художник может обойтись без особых инструментов и материалов, одним

скульптуру, живопись, где художник пользуется особыми материалами и

специальными инструментами.

Если принять время за четвертое измерение, то можно было бы

сгруппировать искусства по измерениям следующим образом: искусства с одним

измерением не существует; одно искусство -- живопись -- существует в двух

измерениях; два искусства -- скульптура и архитектура -- в трех измерениях и

три искусства -- музыка, мимика и поэзия -- в четырех измерениях. При этом

каждое искусство стремится преодолеть свойственную ему шкалу измерений и

перейти в следующую группу. Так, живопись и графика создают свои образы на

плоскости, в двух измерениях, но стремятся поместить их в пространство, то

есть в три измерения. Так, архитектура есть трехмерное искусство, но

стремится перейти в четвертое, так как совершенно очевидно, что воспринять

все объемы и пространства архитектуры мы способны только в движении, в

перемещении, во времени. Эта своеобразная тенденция нашла свое отражение в

дефинициях архитектуры, которые давали ей некоторые представители

эстетической мысли: Шлегель, например, называл архитектуру "застывшей

музыкой", Лейбниц считал архитектуру и музыку "искусствами, бессознательно

оперирующими числами". Если мы возьмем какой-нибудь отрезок линии, разделим

его пополам и одну половину перечертим поперечными штрихами , то эта половина

покажется нам более длинной, так как она требует более длительного

восприятия. Подводя итог высказанным соображениям, можно было бы сказать,

что геометрически архитектура есть пространственное искусство, но

эстетически -- также и временное.

В характеристике изобразительных искусств мы обращаемся прежде всего к

графике. Это название утвердилось, хотя оно объединяет два совершенно

различных творческих процесса и хотя были предложены разные другие названия:

среди других, например, "искусство грифеля" (М. Клингер) * или "искусство

бумажного листа" (А. А. Сидоров) **.

Почему мы начинаем наш обзор стилистики и проблематики изобразительных

искусств именно с графики? Прежде всего потому, что графика -- это самое

популярное из изобразительных искусств. С инструментами и приемами графики

сталкивается каждый человек в школе, на работе или во время отдыха. Кто не

держал в руке карандаш, не рисовал профилей или домиков, из труб которых

вьется дымок? А кисти и резец, краски и глина --

__________________

* В дальнейшем все подстрочные примечания, отмеченные звездочками,

сборника.

далеко не всякий знает, как с ними обращаться. Графика во многих

случаях является подготовительной стадией для других искусств (в качестве

эскиза, наброска, проекта, чертежа), и в то же время графика --

популяризатор произведений других искусств (так называемая репродукционная

графика). Графика теснейшим образом связана с бытом и с общественной жизнью

человека -- в качестве книжной иллюстрации и украшения обложки, в качестве

этикетки, плаката, афиши и т. п. Несмотря на то что графика часто играет

подготовительную, прикладную роль, это искусство вполне самостоятельное, со

своими собственными задачами и специфическими приемами.

Принципиальное отличие графики от живописи (позднее мы более подробно

остановимся на этой проблеме) заключается не столько в том, как это обычно

говорят, что графика -- это "искусство черно-белого" (цвет может играть в

графике весьма существенную роль), сколько в совершенно особом отношении

между изображением и фоном, в специфическом понимании пространства. Если

живопись по самому существу своему должна скрывать плоскость изображения

(холст, дерево и т. п.) для создания объемной пространственной иллюзии, то

художественный эффект графики как раз состоит в своеобразном конфликте между

плоскостью и пространством, между объемным изображением и белой, пустой

плоскостью бумажного листа.

Термин "графика" -- греческого корня; он происходит от глагола

"graphein", что значит скрести, царапать, писать, рисовать. Так "графика"

стала искусством, которое использует грифель -- инструмент, который

процарапывает, пишет. Отсюда тесная связь графического искусства с

каллиграфией и вообще с письменами (что особенно заметно сказалось в

греческой вазописи и японской графике). Термин "графический" (например,

"графический стиль") имеет не только описательное, классифицирующее

значение, но и заключает в себе и особую, качественную оценку --

подчеркивает качества художественного произведения, которые органически

вытекают из материала и технических средств графики (однако следует

подчеркнуть, что "графическими" могут быть произведения живописи, например

некоторые картины Боттичелли, и, наоборот, графика может оказаться

неграфической, например некоторые иллюстрации Г. Доре).

Вместе с тем следует помнить, что термин "графика" охватывает две

группы художественных произведений , объединенных тем общим принципом

эстетического конфликта между плоскостью и пространством, о котором мы

говорили выше, но которые в то же время совершенно различны по своему

происхождению, по техническому процессу и по своему назначению, -- рисунок и

печатную графику.

Различие этих двух групп выступает прежде всего во взаимоотношении

между художником и зрителем. Рисунок обычно (хотя и не всегда) художник

делает для себя, воплощая в нем свои наблюдения, воспоминания, выдумки или

же задумывая его как подготовку для будущей работы. В рисунке художник как

бы разговаривает сам с собой; рисунок часто предназначается для внутреннего

употребления в мастерской, для собственных папок, но может быть сделан и с

целью показа зрителям. Рисунок подобен монологу, он обладает персональным

почерком художника с его индивидуальной фактурой, оригинальной и

неповторимой. Он может быть незакончен, и даже в этой незавершенности может

быть заложено его очарование. Следует подчеркнуть, наконец, что рисунок

существует только в одном экземпляре.

Напротив, печатная графика (эстамп, книжная иллюстрация и т. п.) часто

выполнена на заказ, для размножения, рассчитана не на одного, а на многих.

Печатная графика, которая репродуцирует оригинал во многих экземплярах, быть

может, более всех других искусств рассчитана на широкие слои общества, на

народную массу. Но не следует думать, что печатная графика -- это всегда

рисунок, для размножения гравированный на дереве или на металле; нет, это --

особая композиция, специально задуманная в определенной технике, в

__________________

* Klinger M. Malerei und Zeichnung. Leipzig, 1899.

** Сидоров А. Рисунки старых мастеров. М.--Л., 1940.

определенном материале и в других техниках и материалах неосуществимая.

И каждому материалу, каждой технике свойственна особая структура образа.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат по книге Бориса Робертовича Виппера

Введение в историческое изучение искусства

история искусство виппер

Книга Бориса Робертовича Виппера является замечательным собранием всех основных понятий истории искусств. Автор проводит подробный анализ всех жанров, описывает индивидуальные особенности каждого из них. В предисловии к книге говорится, что Виппер много лет редактировал, совершенствовал свою работу. Первый вариант назывался «Теория искусства», отдельные статьи публиковались как самостоятельные произведения.

Вторая публикация трудов Виппера вышла в 1970 году под названием "Введение в историческое изучение искусства».

Отличительной особенностью работы Виппера является то, что его описание теории искусства обусловлено исторически и географически. Он рассматривал все произведения как отдельную художественную единицу, изучая технику графики, особенности материала скульптуры, различные жанры живописи и типы архитектуры. Випперу хотелось именно на практике понять, как, используя ту или иную технику, добиться определенного результата, учитывая историческую обстановку, прослеживая ее эволюцию. Причем разброс эпох был очень значительным: от Древнего Египта и до современности. Можно сказать, что подход автора имел под собой две основы: техника и теория. Виппер очень подробно описывает все тонкости и особенности, которые связаны с практической частью творческого процесса: приемы гравировки, каменной кладки.

Книгу Виппера можно считать уникальной еще и потому, что она совмещает в себе и свойства работ по истории изобразительного искусства, и технических рекомендаций для художников. То есть Виппер сочетает знания техники с пониманием эстетических проблем художника, специфики каждого жанра. Особые черты, например, различных видов живописи рассматриваются в рамках данной исторической эпохи, идеи художника, тематики.

Книга делится на четыре части: «Графика», «Скульптура», «Живопись» и «Архитектура». Используя различные примеры, автор показывает преимущества и отмечает границы возможностей каждого из родов искусства. Виппер пишет, что живопись соединяет в себе свойства скульптуры, а именно передачу фигуры, и архитектуры, которая отвечает за создание пространства. Но при этом живопись не имеет третьего измерения- это плоский мир, изображение, описывающее реальность. Архитектуру Виппер относит, как ни удивительно, к изобразительному искусству. Он ссылается на тот факт, что архитектура- тоже средство изображения реальности, но она использует другие методы. То есть архитектура передает не конкретный образ, а направлена на более обобщенное, символическое описание реальности, ее сути. Об архитектурных памятниках Виппер делает следующее утверждение, что в любом из них «мы всегда найдем реальную конструкцию, которая определяет стабильность здания, и видимую, изображенную конструкцию, выраженную в направлении линий, в отношении плоскостей и масс, в борьбе света и тени, которая придает зданию витальную энергию, воплощает его духовный и эмоциональный смысл». Это свойство мы можем охарактеризовать, как искусство изображать. Памятники архитектуры не выдают свое практическое предназначение, они удивительны сами по себе, как объект.

Виппер рассказывает читателю о том, как менялись со временем направления в искусстве, предпочтения в материалах, способы работать с этими материалами, жанры в живописи и понимание назначения архитектуры, и все эти описания, умозаключения подкреплены конкретными примерами произведений искусства. Автор повествует о появлении новых разновидностей графики, о том, как менялись представления о пространстве в живописи. Причем, все пояснения Виппера подкреплены конкретными примерами так, что читатель сразу может представить, о чем идет речь. Среди приведенных примеров большая часть- памятники искусства с преобладанием классического наследия.

В части книги, посвященной графике, мы можем проследить эволюцию рисунка, начиная с времен палеолита, учитывая его роль в средние века и заостряя особое внимание на эпохе Возрождения(Леонардо, Рафаэль, Тициан, Тинторетто, Дюрер). К этому разделу относится также исследование печатной графики (Обри Бердслей, Гоген, Мунк, Остроумова-Лебедева, Фаворский, Кравченко); здесь же освещается плакатное творчество, карикатурное и книжная графика.

В главе о скульптуре мы увидим, что многие размышления автора будут подкреплены примерами: во-первых, из античности и эпохи Возрождения, во-вторых, это скульптура 17 века, а в-третьих, примеры современного искусства.

Разделы «Живопись» и «Архитектура» должны расцениваться несколько иначе, чем главы о скульптуре и графике. Они представляют собой не полностью раскрытый читателю материал, хотя то, что нам предоставляется -- очень обширные знания, но обе эти части книги должны были быть дополнены замечаниями о жанровой проблематике. Однако будет очень сложно понять, почему Виппер ставит такое разграничение между разделами, если не проследить историю создания «Введения в историческое изучение искусства» с самого начала.

Изначально в курс, который Виппер прочитывал студентам за год, входили еще две части, а именно: «История эстетических учений» и «Теория развития искусства». То есть все лекции, образующие предмет, делили его на шесть частей. К тому же раздел «Живопись» охватывал много большую область знаний, чем уже в первом напечатанном варианте - «Теории искусства». Однако позже, во втором издании, Виппер щедро дополняет свою книгу информацией, касающейся живописи. Он делает некоторые поправки, помогающие работе выйти на новый уровень: стать не только богатейшим источником информации, но и книгой современной.

Во время эвакуации Виппер преподает в Среднеазиатском университете (Ташкент) и убирает из своих лекций историю эстетического учения и теорию развития искусства, все остальные разделы остаются нетронутыми, разве что наполняются небольшими добавлениями. Виппер много раз менял и идею, и свое отношение к книге. С какого-то момента он рассматривает ее как разделенный на разделы, своеобразный цикл изучения, в котором приоритетной проблемой становится проблематика эстетического назначения и технического исполнения различных видов искусства -- живописи, скульптуры, архитектуры и графики.

Б.Р. Виппер не раз возвращался мыслями к этой своей работе, по-видимому, ощущая возможность ее применения, как в учебном обиходе, так и в масштабах научной проблематики. Он пришел к выводу, что раздел об эстетических учениях в своем прежнем виде устарел, поэтому он исключил его из новых редакций. Однако это сокращение было позднее возмещено, когда, участвуя в создании при Институте истории искусств Академии наук СССР нового комплексного труда «История европейского искусствознания" (1960-- 1966) , Б.Р. Виппер, как его руководитель и один из основных авторов, задумал на основе марксистской методологии осветить развитие методов искусствознания от древности до современности. Без сомнений, это полностью перекрыло более скромные задачи прежнего введения к курсу лекций.

Если подвести итог под хронологической стороной создания книги, то мы увидим следующее: в 1965 были полностью сформированы разделы о графике и скульптуре, через год Виппер начал редактировать «Живопись», но так и не закончил, раздел об архитектуре автор так и не начал обрабатывать. Таким образом, первое издание "Введения в историческое изучение искусства", выпущенное в 1970 году, включало новый авторский текст разделов "Графика" и "Скульптура", частично обновленный текст раздела "Живопись" и прежний, созданный в 1933--1942 годах, не переработанный автором текст раздела "Архитектура". Текст же раздела "Архитектура", несомненно, был бы, скорее всего, дополнен самим автором, так как развитие этого вида искусства потребовало бы изменений и существенных добавлений.

Можно отметить, что весь труд Б.Р. Виппера имеет очень большое значение для науки, для изучения истории искусства. Автор провел глубокое исследование, проанализировал огромное количество памятников искусства, приводя их в пример, его книга уникальна и самобытна. Работа Виппера имеет одновременно огромное научное значение и практическую ценность. Мы видим оригинальность и в замысле и в выполнении. Первое издание ее вышло в 1970 году, оно заинтересовало большой круг читателей, к тому же оказалось крайне полезным для искусствоведов и на практике получило признание в качестве неповторимого учебного пособия в художественных вузах нашей страны. Я считаю, что тем, кто интересуется искусством или стать графиком, скульптором, живописцем или архитектором, "Введение в историческое изучение искусства" принесет и теоретическую, и практическую пользу. Оно действительно объясняет эволюцию системы художественных техник, основываясь на традициях разных эпох. Для искусствоведов эта книга будет также очень полезна, так как в своих описаниях о художественном творчестве они редко обращают внимание на технические стороны, к тому же, мы не найдем такого количества примеров в современной литературе.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Живопись как вид искусства. Вид изобразительного искусства - графика. Древний вид искусства - скульптура. Архитектура - искусство проектировать и строить. Основные направления и приемы современного искусства. Кинетическое и авангардистское искусство.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2007

    Система классификации искусства на группы пространственных (пластических), временных (динамических), синтетических (зрелищных) видов. Историческое развитие, особенности и приемы использования художественных материалов в графике, скульптуре и живописи.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2010

    Живопись как вид искусства. Основные направления и приемы современного искусства. Авангардизм, реализм, сюрреализм, ассамбляж, минимализм, абстрагирование, инсталляция. Скульптура и архитектура. Систематизация современных художественных направлений.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2012

    Понятие и многообразие видов искусства: архитектура, скульптура, живопись, музыка, хореография, литература, театр, кино, их сильные и слабые стороны. Искусный труд как творчество и красота. Художественные эпохи и направления в искусстве прошлого.

    реферат , добавлен 18.05.2010

    Общая характеристика проявления техники в живописи, рисунке, гравюре, скульптуре и архитектуре. Особенности использования средств искусства. Значение подтекста в произведении. Рекомендации относительно работы с произведением искусства, ее основные этапы.

    учебное пособие , добавлен 24.02.2011

    Обобщение теорий происхождения понятия "культура". Средства художественной выразительности. Результаты воздействия культуры на разум и чувства. Обобщение основных видов искусства: архитектура, живопись и графика, музыка, хореография, скульптура, театр.

    презентация , добавлен 17.12.2010

    Изучение архитектуры, живописи и скульптуры в Италии в различные периоды Возрождения и выделение особенностей. Определение вклада деятелей искусства в развитие культуры. Разработка урока в средней школе на тему "Путешествие в эпоху Возрождения".

    дипломная работа , добавлен 10.07.2017

    История становления и развития древнерусского искусства восточных славян, его характерные черты и влияние мировоззрения и специфических общественных условий. Этапы развития и своеобразие архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства.

    реферат , добавлен 27.07.2009

    Развитие творческой деятельности первобытного человека и изучение географии возникновения первобытного искусства. Особенности изобразительного искусства эпохи палеолита: статуэтки и наскальная живопись. Отличительные черты искусства мезолита и неолита.

    презентация , добавлен 10.02.2014

    Периодизация древнегреческого и древнеримского искусства, виды искусств: архитектура и скульптура, живопись и керамика, декоративно-прикладное и ювелирное искусство, развитие литературы. Особенности античного искусства, человек как главная его тема.

Абсолютно необходимы для того, чтобы человек, решивший изучать эту науку, вооружившись ими, мог чувствовать себя в мире физики как рыба в воде. Без знания формул немыслимо решение задач по физике. Но все формулы запомнить практически невозможно и важно знать, особенно для юного ума, где найти ту или иную формулу и когда ее применить.

Расположение физических формул в специализированных учебниках распределяется обычно по соответствующим разделам среди текстовой информации, поэтому их поиск там может отнять довольно-таки много времени, а тем более, если они вдруг понадобятся Вам срочно!

Представленные ниже шпаргалки по физике содержат все основные формулы из курса физики , которые будут полезны учащимся школ и вузов.

Все формулы школьного курса по физике с сайта http://4ege.ru
I. Кинематика скачать
1. Основные понятия
2. Законы сложения скоростей и ускорений
3. Нормальное и тангенциальное ускорения
4. Типы движений
4.1. Равномерное движение
4.1.1. Равномерное прямолинейное движение
4.1.2. Равномерное движение по окружности
4.2. Движение с постоянным ускорением
4.2.1. Равноускоренное движение
4.2.2. Равнозамедленное движение
4.3. Гармоническое движение
II. Динамика скачать
1. Второй закон Ньютона
2. Теорема о движении центра масс
3. Третий закон Ньютона
4. Силы
5. Гравитационная сила
6. Силы, действующие через контакт
III. Законы сохранения. Работа и мощность скачать
1. Импульс материальной точки
2. Импульс системы материальных точек
3. Теорема об изменении импульса материальной точки
4. Теорема об изменении импульса системы материальных точек
5. Закон сохранения импульса
6. Работа силы
7. Мощность
8. Механическая энергия
9. Теорема о механической энергии
10. Закон сохранения механической энергии
11. Диссипативные силы
12. Методы вычисления работы
13. Средняя по времени сила
IV. Статика и гидростатика скачать
1. Условия равновесия
2. Вращающий момент
3. Неустойчивое равновесие, устойчивое равновесие, безразличное равновесие
4. Центр масс, центр тяжести
5. Сила гидростатического давления
6. Давлением жидкости
7. Давление в какой-либо точке жидкости
8, 9. Давление в однородной покоящейся жидкости
10. Архимедова сила
V. Тепловые явления скачать
1. Уравнение Менделеева-Клапейрона
2. Закон Дальтона
3. Основное уравнение МКТ
4. Газовые законы
5. Первый закон термодинамики
6. Адиабатический процесс
7. КПД циклического процесса (теплового двигателя)
8. Насыщенный пар
VI. Электростатика скачать
1. Закон Кулона
2. Принцип суперпозиции
3. Электрическое поле
3.1. Напряженность и потенциал электрического поля, созданного одним точечным зарядом Q
3.2. Напряженность и потенциал электрического поля, созданного системой точечных зарядов Q1, Q2, …
3.3. Напряженность и потенциал электрического поля, созданного равномерно заряженным по поверхности шаром
3.4. Напряженность и потенциал однородного электрического поля, (созданного равномерно заряженной плоскотью или плоским конденсатором)
4. Потенциальная энергия системы электрических зарядов
5. Электроемкость
6. Свойства проводника в электрическом поле
VII. Постоянный ток скачать
1. Упорядоченная скорость
2. Сила тока
3. Плотность тока
4. Закон Ома для участка цепи, не содержащего ЭДС
5. Закон Ома для участка цепи, содержащего ЭДС
6. Закон Ома для полной (замкнутой) цепи
7. Последовательное соединение проводников
8. Параллельное соединение проводников
9. Работа и мощность электрического тока
10. КПД электрической цепи
11. Условие выделения максимальной мощности на нагрузке
12. Закон Фарадея для электролиза
VIII. Магнитные явления скачать
1. Магнитное поле
2. Движение зарядов в магнитном поле
3. Рамка с током в магнитном поле
4. Магнитные поля, создаваемые различными токами
5. Взаимодействие токов
6. Явление электромагнитной индукции
7. Явление самоиндукции
IX. Колебания и волны скачать
1. Колебания, определения
2. Гармонические колебания
3. Простейшие колебательные системы
4. Волна
X. Оптика скачать
1. Закон отражения
2. Закон преломления
3. Линза
4. Изображение
5. Возможные случаи расположения предмета
6. Интерференция
7. Дифракция

Большая шпаргалка по физике . Все формулы изложены в компактном виде с небольшими комментариями. Шпаргалка также содержит полезные константы и прочую информацию. Файл содержит следующие разделы физики:

    Механика (кинематика, динамика и статика)

    Молекулярная физика. Свойства газов и жидкостей

    Термодинамика

    Электрические и электромагнитные явления

    Электродинамика. Постоянный ток

    Электромагнетизм

    Колебания и волны. Оптика. Акустика

    Квантовая физика и теория относительности

Маленькая шпора по физике . Все самое необходимое для экзамена. Нарезка основных формул по физике на одной странице. Не очень эстетично, зато практично. :-)

Шпаргалка с формулами по физике для ЕГЭ

Шпаргалка с формулами по физике для ЕГЭ

И не только (может понадобиться 7, 8, 9, 10 и 11 классам). Для начала картинка, которую можно распечатать в компактном виде.

И не только (может понадобиться 7, 8, 9, 10 и 11 классам). Для начала картинка, которую можно распечатать в компактном виде.

Шпаргалка с формулами по физике для ЕГЭ и не только (может понадобиться 7, 8, 9, 10 и 11 классам).

и не только (может понадобиться 7, 8, 9, 10 и 11 классам).

А потом вордовский файл , который содержит все формулы чтобы их распечатать, которые находятся внизу статьи.

Механика

  1. Давление Р=F/S
  2. Плотность ρ=m/V
  3. Давление на глубине жидкости P=ρ∙g∙h
  4. Сила тяжести Fт=mg
  5. 5. Архимедова сила Fa=ρ ж ∙g∙Vт
  6. Уравнение движения при равноускоренном движении

X=X 0 +υ 0 ∙t+(a∙t 2)/2 S=(υ 2 -υ 0 2) /2а S=(υ +υ 0) ∙t /2

  1. Уравнение скорости при равноускоренном движении υ =υ 0 +a∙t
  2. Ускорение a=(υ -υ 0)/t
  3. Скорость при движении по окружности υ =2πR/Т
  4. Центростремительное ускорение a=υ 2 /R
  5. Связь периода с частотой ν=1/T=ω/2π
  6. II закон Ньютона F=ma
  7. Закон Гука Fy=-kx
  8. Закон Всемирного тяготения F=G∙M∙m/R 2
  9. Вес тела, движущегося с ускорением а Р=m(g+a)
  10. Вес тела, движущегося с ускорением а↓ Р=m(g-a)
  11. Сила трения Fтр=µN
  12. Импульс тела p=mυ
  13. Импульс силы Ft=∆p
  14. Момент силы M=F∙ℓ
  15. Потенциальная энергия тела, поднятого над землей Eп=mgh
  16. Потенциальная энергия упруго деформированного тела Eп=kx 2 /2
  17. Кинетическая энергия тела Ek=mυ 2 /2
  18. Работа A=F∙S∙cosα
  19. Мощность N=A/t=F∙υ
  20. Коэффициент полезного действия η=Aп/Аз
  21. Период колебаний математического маятника T=2π√ℓ/g
  22. Период колебаний пружинного маятника T=2 π √m/k
  23. Уравнение гармонических колебаний Х=Хmax∙cos ωt
  24. Связь длины волны, ее скорости и периода λ= υ Т

Молекулярная физика и термодинамика

  1. Количество вещества ν=N/ Na
  2. Молярная масса М=m/ν
  3. Cр. кин. энергия молекул одноатомного газа Ek=3/2∙kT
  4. Основное уравнение МКТ P=nkT=1/3nm 0 υ 2
  5. Закон Гей - Люссака (изобарный процесс) V/T =const
  6. Закон Шарля (изохорный процесс) P/T =const
  7. Относительная влажность φ=P/P 0 ∙100%
  8. Внутр. энергия идеал. одноатомного газа U=3/2∙M/µ∙RT
  9. Работа газа A=P∙ΔV
  10. Закон Бойля - Мариотта (изотермический процесс) PV=const
  11. Количество теплоты при нагревании Q=Cm(T 2 -T 1)
  12. Количество теплоты при плавлении Q=λm
  13. Количество теплоты при парообразовании Q=Lm
  14. Количество теплоты при сгорании топлива Q=qm
  15. Уравнение состояния идеального газа PV=m/M∙RT
  16. Первый закон термодинамики ΔU=A+Q
  17. КПД тепловых двигателей η= (Q 1 - Q 2)/ Q 1
  18. КПД идеал. двигателей (цикл Карно) η= (Т 1 - Т 2)/ Т 1

Электростатика и электродинамика - формулы по физике

  1. Закон Кулона F=k∙q 1 ∙q 2 /R 2
  2. Напряженность электрического поля E=F/q
  3. Напряженность эл. поля точечного заряда E=k∙q/R 2
  4. Поверхностная плотность зарядов σ = q/S
  5. Напряженность эл. поля бесконечной плоскости E=2πkσ
  6. Диэлектрическая проницаемость ε=E 0 /E
  7. Потенциальная энергия взаимод. зарядов W= k∙q 1 q 2 /R
  8. Потенциал φ=W/q
  9. Потенциал точечного заряда φ=k∙q/R
  10. Напряжение U=A/q
  11. Для однородного электрического поля U=E∙d
  12. Электроемкость C=q/U
  13. Электроемкость плоского конденсатора C=S∙ε ε 0 /d
  14. Энергия заряженного конденсатора W=qU/2=q²/2С=CU²/2
  15. Сила тока I=q/t
  16. Сопротивление проводника R=ρ∙ℓ/S
  17. Закон Ома для участка цепи I=U/R
  18. Законы послед. соединения I 1 =I 2 =I, U 1 +U 2 =U, R 1 +R 2 =R
  19. Законы паралл. соед. U 1 =U 2 =U, I 1 +I 2 =I, 1/R 1 +1/R 2 =1/R
  20. Мощность электрического тока P=I∙U
  21. Закон Джоуля-Ленца Q=I 2 Rt
  22. Закон Ома для полной цепи I=ε/(R+r)
  23. Ток короткого замыкания (R=0) I=ε/r
  24. Вектор магнитной индукции B=Fmax/ℓ∙I
  25. Сила Ампера Fa=IBℓsin α
  26. Сила Лоренца Fл=Bqυsin α
  27. Магнитный поток Ф=BSсos α Ф=LI
  28. Закон электромагнитной индукции Ei=ΔФ/Δt
  29. ЭДС индукции в движ проводнике Ei=Вℓυ sinα
  30. ЭДС самоиндукции Esi=-L∙ΔI/Δt
  31. Энергия магнитного поля катушки Wм=LI 2 /2
  32. Период колебаний кол. контура T=2π ∙√LC
  33. Индуктивное сопротивление X L =ωL=2πLν
  34. Емкостное сопротивление Xc=1/ωC
  35. Действующее значение силы тока Iд=Imax/√2,
  36. Действующее значение напряжения Uд=Umax/√2
  37. Полное сопротивление Z=√(Xc-X L) 2 +R 2

Оптика

  1. Закон преломления света n 21 =n 2 /n 1 = υ 1 / υ 2
  2. Показатель преломления n 21 =sin α/sin γ
  3. Формула тонкой линзы 1/F=1/d + 1/f
  4. Оптическая сила линзы D=1/F
  5. max интерференции: Δd=kλ,
  6. min интерференции: Δd=(2k+1)λ/2
  7. Диф.решетка d∙sin φ=k λ

Квантовая физика

  1. Ф-ла Эйнштейна для фотоэффекта hν=Aвых+Ek, Ek=U з е
  2. Красная граница фотоэффекта ν к = Aвых/h
  3. Импульс фотона P=mc=h/ λ=Е/с

Физика атомного ядра

  1. Закон радиоактивного распада N=N 0 ∙2 - t / T
  2. Энергия связи атомных ядер

E CB =(Zm p +Nm n -Mя)∙c 2

СТО

  1. t=t 1 /√1-υ 2 /c 2
  2. ℓ=ℓ 0 ∙√1-υ 2 /c 2
  3. υ 2 =(υ 1 +υ)/1+ υ 1 ∙υ/c 2
  4. Е = mс 2

Для того чтобы успешно подготовиться к ЦТ по физике и математике, среди прочего, необходимо выполнить три важнейших условия:

  1. Изучить все темы и выполнить все тесты и задания приведенные в учебных материалах на этом сайте. Для этого нужно всего ничего, а именно: посвящать подготовке к ЦТ по физике и математике, изучению теории и решению задач по три-четыре часа каждый день. Дело в том, что ЦТ это экзамен где мало просто знать физику или математику, нужно еще уметь быстро и без сбоев решать большое количество задач по разным темам и различной сложности. Последнему научиться можно только решив тысячи задач.
  2. Выучить все формулы и законы в физике, и формулы и методы в математике . На самом деле, выполнить это тоже очень просто, необходимых формул по физике всего около 200 штук, а по математике даже чуть меньше. В каждом из этих предметов есть около десятка стандартных методов решения задач базового уровня сложности, которые тоже вполне можно выучить, и таким образом, совершенно на автомате и без затруднений решить в нужный момент большую часть ЦТ. После этого Вам останется подумать только над самыми сложными задачами.
  3. Посетить все три этапа репетиционного тестирования по физике и математике. Каждый РТ можно посещать по два раза, чтобы прорешать оба варианта. Опять же на ЦТ, кроме умения быстро и качественно решать задачи, и знания формул и методов необходимо также уметь правильно спланировать время, распределить силы, а главное правильно заполнить бланк ответов, не перепутав ни номера ответов и задач, ни собственную фамилию. Также в ходе РТ важно привыкнуть к стилю постановки вопросов в задачах, который на ЦТ может показаться неподготовленному человеку очень непривычным.

Успешное, старательное и ответственное выполнение этих трех пунктов позволит Вам показать на ЦТ отличный результат, максимальный из того на что Вы способны.

Нашли ошибку?

Если Вы, как Вам кажется, нашли ошибку в учебных материалах, то напишите, пожалуйста, о ней на почту. Написать об ошибке можно также в социальной сети (). В письме укажите предмет (физика или математика), название либо номер темы или теста, номер задачи, или место в тексте (страницу) где по Вашему мнению есть ошибка. Также опишите в чем заключается предположительная ошибка. Ваше письмо не останется незамеченным, ошибка либо будет исправлена, либо Вам разъяснят почему это не ошибка.