Идеал ораторского искусства характерный для определенной эпохи. Курсовая работа риторический идеал в средствах массовой информации

Риторика имеет огромное значение в обществе. Овладев искусством красиво говорить, человек может достичь больших высот во взаимодействии с другими людьми. Эта наука появилась еще в античные времена, но на каждом этапе своего развития она имела отличительные черты и дарила миру выдающихся ораторов. И у каждого периода и культуры были свои риторические идеалы.

Что это такое

Что включает в себя понятие риторического идеала? Это система общих требований к речи, ее эталон, которые являются отражением культуры народа. Также риторический идеал является важным критерием оценки художественных произведений. Он обладает важными свойствами:

  • историческая изменчивость - представления об идеале меняются с течением времени;
  • культурная специфичность - ораторское искусство обладает национальными особенностями;
  • социальными особенностями - отражает развитие общества в определенную историческую эпоху.

Первые понятия об эталоне красивой речи появились еще в Древней Греции, в эпоху которой было множество выдающихся ораторов, внесших большой вклад в развитие этой науки.

Причины появления риторики

Первые упоминания о риторике появляются около 5 века до н. э. Возникновение ораторского искусства связано со становлением демократии в Афинах. Какие еще факторы повлияли на развитие умения красиво говорить?

  1. Риторика в Древней Греции считалась высшей ступенью в образовании. Поэтому в Элладе были даже специальные школы, где обучали ораторскому мастерству.
  2. Древние греки уделяли большое внимание нравственному воспитанию. Поэтому тот, кто выступал публично, должен был быть добрым и обладать другими доблестными качествами. Речи оратора преследовали и нравственные цели.
  3. В часто выступали с панегириками - это хвалебные или торжественные речи.

Классическая риторика в античную эпоху включала в себя сведения о различных науках: философии, логике, литературе, грамматике, психологии и других. В ней были отражены культура и быт древних греков. В античный период ораторское искусство обладало следующими свойствами:

  • фразы были построены симметрично (в предложениях были одинаковые окончания);
  • использовали метафоры и сравнения;
  • ритмическое деление фраз и предложений, использование рифмы.

Риторический идеал античности позволял соединить греческую и латинскую культуры, создавая единое культурное пространство.

Школа софистов

Софистами в Древней Греции звали платных учителей риторики, которые являлись представителями одноименной школы. Последователи этого учения могли за деталями скрыть основную информацию, потому что так было выгодно для них. Основные черты риторического идеала софистов были следующими:

  • речь носила манипулирующий характер и была представлена в виде монолога;
  • умелое манипулирование деталями могло принести победу в словесных состязаниях;
  • целью ораторского искусства являлось не установление истины, а достижение победы;
  • важнее внешнее речевое оформление, нежели его внутреннее содержание;
  • софисты считали, что нет определенной истины, а существуют различные мнения, и важно доказать правоту именно своих рассуждений.

Основной целью софисткой риторики было достижение победы, материальных благ и умелое манипулирование чувствами толпы. Софисты пользовались большой популярностью среди жителей Древней Греции. Рассуждения представителей этой школы называют софизмами, они отличаются логичностью, но при этом могут и не соответствовать истине. Поэтому многие считают софистику негативным явлением. Ярыми противниками риторического идеала софистов были Сократ и Платон.

Представления об Сократа и Платона

Эти ученые мужи были одними из величайших философов античной эпохи, оказавшими сильное влияние на развитие философии, ораторского искусства и культуры в Древней Греции. Сократ был учителем Платона, поэтому их представления о риторике похожи. Особенностью его учений было то, что после него не осталось ни одно письменного документа, все свои размышления он излагал в беседах со своими учениками.

Риторический идеал Сократа:

  1. Умение кратко сформулировать проблему или вопрос, выслушать версии оппонентов и во время беседы давать лаконичные ответы.
  2. Побуждение собеседника вступить в диалог, а не манипулирование его мнением.
  3. Основной целью беседы является не достижение чьей-то победы в споре, а достижение общей цели в разговоре всеми участниками.
  4. Во время беседы все участники должны стремиться к установлению истины.

Представления об Сократа и Платона отличались от представлений софистов. Для них красивая речь была не способом достижения материальных благ или другой выгоды, а возможностью определить истину в разговоре путем объединения всех усилий участников беседы.

Представления Аристотеля о риторике

Вклад Аристотеля в развитие науки был огромным. Именно им был создан первый учебник по ораторскому искусству - "Риторика", который дошел и до наших дней. Этот труд состоит из трех частей. Аристотель сформулировал основные законы риторики:

  1. Речь обеспечивает государство и его цели.
  2. Всякий вид ораторской речи представляет собой единство этоса, пафоса и логоса.
  3. Всякий вид ораторской речи имеет свое отношение к действительности и времени.

Именно им были составлены особые правила построения речи, которые известны также как риторический канон. Он уделял особое внимание внешнему оформлению речи, выступая противником смешения различных стилей. Представления о риторическом идеале Аристотеля были схожи с представлениями Сократа и Платона. Речь должна быть максимально ориентирована на побуждение человека ко вступлению в диалог, достижение максимальной информативности беседы.

Ораторское искусство в Древнем Риме

Древние римляне с успехом перенимали культуру эллинов. В том числе и искусство красиво говорить. Несмотря на то что красноречие имело и свои национальные особенности, умение это во многом сформировалось под воздействием греческой культуры. Первоначально риторике обучались в школе греческих риторов, но потом были изданы два указа, которые запрещали деятельность греческих ораторов.

Но на замену им пришли уже латинские риторы, которые наравне с греческими преподавали риторику. Они успешно обработали особенности греческого ораторского мастерства, адаптировав их для римлян. Их уроки были доступнее, поэтому правительство запретило деятельность таких учителей. Но молодые люди отправлялись в Грецию, чтобы изучать искусство красноречия.

Ораторы Древнего Рима уделяли больше внимания, нежели греки, стилистическому оформлению речи. Иногда даже в ущерб логичности и смысловому построению текста. Красноречие влияло на все разновидности словесности, особенно на развитие такого жанра, как роман, который является вершиной развития античной культуры.

Вклад Цицерона в развитие риторики

Одним из самых известных представителей классического латинского ораторского искусства был Цицерон. Он был автором многих известных трудов, посвященных красноречию и развитию словесности, например: "Об ораторе", "Оратор". В них он пытается сформулировать свои представления о развитии искусства красноречия.

  • расположить к себе слушателей;
  • правильно изложить суть дела;
  • поставить спорный вопрос;
  • утвердить свое положение;
  • найти правильные аргументы против противника;
  • красиво оформить речь и ослабить позицию противника.

Цицерон считал, что публичное выступление должно быть оформлено в едином стиле, не допускалась небрежность в построении предложений и подборе слов. считал, что риторика и философия едины, потому что люди познают мир через речь, и красноречие связано с преподаванием других дисциплин.

Развитие красноречия в Древней Руси

Риторика развивалась в Древней Руси неравномерно. В 11-12 веках красноречие занимало одно из важных мест в обществе. Развивалось не только церковное, но и светское ораторское мастерство. Древнерусское красноречие носило практический характер, поэтому произведения, созданные в тот период, называли поучениями и беседами.

Первым древнерусским поучением является "Поучение к братии", написанное новогородским епископом Лукой Жидятой. В нем описан перечень правил поведения, которых должен придерживаться христианин. Но, конечно, одним из величайших трудов 12 века является сборник "Поучения Владимира Мономаха". Этот труд состоит из трех частей, связанных одной политической идеей - объединением русских земель.

Владимир Мономах сформировал этические правила. Им были выписаны цитаты из Священного Писания. Но правитель более всего хотел, чтобы русские земли были объединены.

Также одним из выдающихся литературных трудов Древней Руси можно назвать "Задонщину", в которой описывалась борьба русского народа с татаро-монгольскими племенами.

Русский риторический идеал от других отличала высокая степень уважения к мудрым речам, красноречию. Речи носили поучительный характер, в них содержался призыв к совершению добрых поступков. Для русского человека умение говорить - это большая благодать. Ораторы должны были быть скромными и смиренными во время своих выступлений.

Вклад М.В. Ломоносова в развитие русской риторики

М. В. Ломоносов создал первый учебник по риторике на русском языке в 1743 году, а в 1748 году вышло дополненное второе издание. Известный ученый назвал свой труд "Краткое искусство к красноречию". Именно этот труд повлиял на дальнейшее развитие ораторского мастерства в России.

Большое значение М. В. Ломоносов уделял "адресности" речи. Он считал, что для того чтобы выступление было успешным, необходимо было учитывать возраст, пол и воспитание аудитории. Только при учете всех этих нюансов оратор мог быть уверен, что его речь достигнет цели. М. В. Ломоносов считал, что в искусстве красноречия необходимо постоянно упражняться, чтобы совершенствовать свое умение.

Риторика в России в 19-20 веках

Во второй половине 19 века интерес к стал постепенно угасать. Это было связано с тем, что интеллигентное общество поменяло свои эстетические взгляды, его представителям уже были неинтересны возвышенные речи.

В послереволюционный период в России риторика была исключена из системы народного образования. Политический режим в стране требовал стандартизированного языка, лишенного индивидуальности. Поэтому власти закрыли все учебные заведения и факультеты, в которых делался упор на преподавание риторики.

Что такое неориторика

Современный риторический идеал изучается неориторикой. Она появилась в середине 20 века. Ее быстрое развитие связано с появлением новых языковедческих дисциплин. Современный риторический идеал определяется следующими факторами:

  • "Европеизация" и "американизация" общества.
  • Распространение западных методик, посвященных маркетингу, рекламе.
  • Развитие бизнес-риторики.
  • Влияние СМИ на риторику.

Национальный риторический идеал у каждой культуры свой. Но развитие ораторского мастерства происходит под влиянием наиболее развитой культуры красноречия (например, развитие латинского ораторского мастерства на основе греческого). Риторика оказывает большое влияние на развитие общества и социальное взаимодействие между людьми.

В античной риторике последовательно выработались два риторических идеалы. Для ораторов - носителей первого идеала-главным в риторической деятельности является убедительность, дальше истинность убедительного речи, нравственность на пользу обществу, четкость и упорядоченность. Этот идеал называют сократовским.

Другой риторический идеал считают софистическим. Для носителей и сторонников этого идеала характерна формальная убедительность, чрезмерная словесная красота, великолепие, требовательность речи, самовираженисть и корысть оратора.

Современные риторы считают, что сейчас действуют три риторические идеали3.

Первый из них можно назвать близким к софистического, но сейчас он очень американизированный, саморекламний, навязчивый, такой, что повсеместно заполонил собой средства массовой информации и направлен на манипуляцию сознанием масс.

Другой риторический идеал несет в себе морально-этические ценности восточнославянского, древнеукраинского идеала. Он близок к первому античного идеала - идеала убежденности и истинности, идеала Платона и Сократа.

Третий риторический идеал сформировался в имперский и советский времена. Этот риторический идеал называют тоталитарным, пропагандистским.

Все эти идеалы в видоизмененных формах живут и сейчас в мовосфери современного украинского общества. И это закономерно. Жаль, что они вместе не представляют единой взвешенной риторически идеальной системы, в которой должны соответствовать определенным социальным моделям жизни и поведения вещателей. К сожалению, в украинском обществе сейчас распространяется современный американский риторический идеал, чужой славянской культуре, в частности украинской, которая всегда имела прочные традиции наследования эллинской античной культуры. Американский идеал побеждает наши идеалы в средствах массовой информации и массовой культуры. Украинское общество еще не освободилось и от тоталитарного риторического идеала. Неотложные, призывные, категоричны, безапелляционные речи многих политиков воспринимаются как рудименты советской эпохи: авторитарное мышление, нетерпимое монологическая речь, языковая агрессия, телефонное право, власть на слово, подчинение собеседника и т. Все это можно назвать политизированной псевдориторикою.

Славянский, древнеукраинский риторический идеал формировался на античных греческих традициях и христианских морально-этических ценностях. Характерными признаками для него честь, благородство, смирение, милосердие, благородство, послушание, набожность, духовность. Эти принципы сформировали риторический идеал любви, или идеал гуманистической риторики, направленной на достижение гармонии отношений с помощью средств речевого общения.

В греческой риторике слово любовь было многозначным:

1. Любовь конкретно-чувственная, эротическая. Это страсть (баловство), чувственное влечение к удаленному субъекта (тоска за кем).

2. Любовь-симпатия (чувство внутренней близости, родство душ). Подвида: дружба, преданность, интерес (к науке), уважение, любовь родителей.

3. Любовь умная - уважение, ум, обязанность, опека.

4. Любовь чувственная - сочувствие, жалость, сопереживание. Гармония в риторике - это логическая последовательность рассуждений и

упорядоченность речи, это мера материала и умеренность его изложения, определенный речевой строй. В античной риторике гармония называлась космосом и означала "упорядоченность", "прикрашенисть". Отсюда и современное значение слова космос (порядок вселенной) и слова косметика (прикрашенисть, упорядоченность).

Риторы-педагоги всегда считали, что ум, чувства, волю надо воспитывать на началах добра, красоты, гармонии. Риторика любви предотвращает конфликты, смягчает конфликты и споры, гармонизирует общество. Об этом должны помнить не только ораторы, но и все говорящие, в частности педагоги, политики, чиновники, лидеры общественного мнения.

Основные требования к выступающих в аспекте риторического идеала можно сгруппировать в следующие позиции:

1. Исповедание определенного риторического идеала, тех принципов, которые определяют избран идеал, реализация идеала в риторической практике через соблюдение определенных черт.

В системе славяно-Украинской риторического идеала, развившегося на почве античной риторики в эпохи (барокко, романтическую, неоромантическую) украинского национального возрождения, были необходимы следующие черты: системность, четкость, мера, порядок, равновесие, выдержка, терпение, самодисциплина, выносливость, подвижничество.

В таком риторическом идеале преобладала гармоничная триединство:

а) идея, мысль, замыслы, истинность;

б) нравственная направленность на добро, этичность, благо, справедливость, гуманность;

в) красота как гармония содержания и формы, целесообразность и языковая совершенство.

Этот идеал сложился на почве византийско-славянской христианской философии, затем поддерживался идеями ренессансной западноевропейской духовной культуры и реформационными воздействиями. Можно считать, что в XVI в. в основных чертах определился украинский риторический идеал (Лаврентий Зизаний, Памво Беринда, Иов Борецкий, Иоанникий Галятовский, Герасим Смотрицкий, Мелетий Смотрицкий и др.) в контексте общих реформационных изменений и славянского Возрождения. В XVII в. Украинский риторический идеал приобрел черты полемичности, значительно укрепился поддержкой украинского казачества, что вооруженной силой выступало в защиту украинских вольностей, земель, христианской веры и родного языка (Освободительная война украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого). Это эпоха украинского барокко, насыщенная западноевропейскими идеями гуманизма, раннего Просвещения в синтезе с украинской ментальностью и общественно-историческими и культурными процессами на уже разобщенных украинских землях. Расцвета Украинской риторический идеал достиг в педагогической, научно-учебной и общественно-культурной деятельности выдающихся риторов, проповедников, педагогов Киевской коллегии, а затем Киево-Могилянской академии (П. Могила, И. Гизель, С. Яворский, Ф. Прокопович, Г. Канский, М. Козачинский, Г. Кали-новский, А. Козачкивского, Ф. Кокуйлович, К. Кондратович, А. Кононович-Горбацкий, 3. Козловым). Все они преподавали риторику

в Киево-Могилянской академии и коллегиумах и семинариях городов и городков Украины (например, Чернигове, Переяславе и др.), писали учебники по риторике.

В XVII-XVIII вв. сформировался украинский барочный риторический идеал с преобладанием кордо центризма, лироепичности, эстетичности, свободомыслия (его черты заметны в украинской литературе со времен Киевской Руси, эпохи И. Вышенского и Сковороды и до конца XX в.). Последующее время добавили к риторического идеала свои черты.

Лингвицид украинского языка, постоянные запреты и притеснения всех культурных форм общественной жизни во многих Украинских тушили национальное сознание, а в других ее пробуждали, побудили к сопротивлению, закаляли волю, заставляли изобретательности в художественной мовотворчости. Украинский риторический идеал становится страстным, волевым, образным, многожанровым, потому что ищет пути своего выражения в условиях запретов. Его формируют языкотворчество Ивана Котляревского, прошения и рассказы Григория Квитки-Основьяненко, поэмы и особенно послания Тараса Шевченко, записки Пантелеймона Кулиша, публицистика Михаила Драгоманова, исторические труды и политические речи Михаила Грушевского, посвящения и речи и поэмы Ивана Франко, поэтическая "огненная язык "Леси Украинский, языковые дискуссии Ивана Нечуй-Левицкого, Михаила Коцюбинского, Бориса Гринченко, епистолярий Панаса Мирного, журналистика Елены Пчелки и еще творчество многих выдающихся украинских языковых личностей.

Тоталитарная самодержавная и советская эпохи породили "язык власти", авторитарное, директивное речи, по античной риторикой - "агонального" речи. Современное украинское общество стремится избавиться от этих тоталитарных наслоений, обновить свои духовную и культурную сферы, поэтому предпочитает конструктивному диалогу, языковом пониманию, идеям гуманистической риторики,

2. Моральный долг оратора - быть честным, справедливым, благотворительным, открытым для людей.

3. Высокая образованность оратора. Оратор должен иметь глубокие знания не только по предмету речи, но и по проблемам всего курса этой дисциплины и касательных тем из смежных наук.

4. Обязательным для оратора является свободный современной украинский литературный язык, в частности ее стилистической системой, функциональными стилями и жанрами, способами и приемами организации художественных средств для подготовки и произнесения речей.

5. Выразительное индивидуальное мовомислення. Хорошо, если бы каждый оратор, выступающий имел собственный ораторский стиль с характерными индивидуальными чертами своего публичного выступления, умел создавать нужную тональность, колорит общения.

6. Оратор должен быть национально сознательной личностью и положительно влиять на языковую практику.

К индивидуальному ораторского стиля можно отнести:

Осознание необходимости и воспитания оригинального мовомис ления;

Собственную речеобразующего манеру, проявляется в особенностях композиции речи, построения фраз, склонности к употреблению определенных слов и словосочетаний, отдельных художественных средств;

Поведение оратора в аудитории; умение чувствовать "центр" общения, вовремя переключать внимание слушателей;

Кинесика и мимику и характерные жесты;

Технику произношения и дикции, ритмомелодику.

Следовательно, тот, кто хочет стать искусным оратором (оратором, Краснобаев), должен позаботиться о:

Образованность и глубокие знания своей профессии и касательных к нему;

Риторический идеал, который бы хотел подражать;

Поиск выступающих, чье вещание соответствует его вкусу, у кого он хотел бы учиться, найти свой языковой авторитет;

Собственный ораторский стиль;

Умение Вести развернутый монолог (лекцию) с профессиональной проблематики;

Умение вести конструктивную беседу;

Владение полемическим красноречием, культурой диалога и полилога в дискуссиях и диспутах;

Морально-этический учет образованного и воспитанного человека;

Умение пользоваться сокровищницей античной и национальной риторики, ораторским опытом предшественников и современников (использовать образцы речей и текстов, приемы риторической техники, стилистические средства национального языка).

ИЗ ИСТОРИИ РИТОРИКИ

ПОНЯТИЕ РИТОРИЧЕСКОГО ИДЕАЛА

В основе изучения истории риторики, определения этапов ее развития лежит понятие риторического идеала.

Риторический идеал - это «система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему ее ценностей - эстетических и этических (нравственных)» (А.К. Михальская).

Риторический идеал можно также «определить как «образ» или «образец» хорошей речи, существующей в сознании ритора», - отмечал Н.Н. Кохтев.

Риторический идеал, существуя в рамках одной культуры и исторической эпохи, является общим для носителей этой культуры.

Именно осознанное или неосознанное сравнение с риторическим идеалом определяет оценку реципиентом содержательности художественного текста, т.е. риторический идеал становится необходимым критерием этой оценки. , Риторический идеал обладает тремя важными свойствами:

Исторической изменчивостью;

Культурной специфичностью;

Социальными особенностями.

Последние понимаются как соответствие той системе ценностей, которая принята социумом на определенном этапе его развития.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИТОРИКИ. АНТИЧНАЯ РИТОРИКА

Во многих древних сочинениях излагается басня о божественном происхождении риторики: Юпитер призвал к себе Меркурия и приказал дать людям Риторику. Согласно этому мифу, риторика есть начало человеческой цивилизации.

Рождение риторики как дисциплины (около V в. до н.э.) связано с периодом демократии в Афинах. Можно назвать несколько основных причин ее появления:

Социальным строем в Древней Греции была рабовладельческая демократия. Верховным органом в государстве считалось Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно во время публичного выступления. Чтобы привлечь внимание народных масс /демоса/, оратор должен был быть образованным, а его речь - логичной, яркой, убедительной. В такой ситуации форма речи и искусство выступающего играли, пожалуй, не меньшую роль, чем содержание речи. «Тем могуществом, которым обладает на войне Железо, в политической жизни обладает слово», - утверждал Деметрий Фалерский, называя политическое красноречие и демократию главными истоками риторики;

Характер греческой литературы благоприятствовал зарождению

ораторского искусства. Любовь к красивому слову, выразительной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы - в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера, выражено любование словом, его волшебной силой. Так, слово в античной риторике всегда «крылато» и может поразить, как «оперенная стрела»;

Риторика в античном мире рассматривалась как высшая ступень образования. В Греции создавались специальные школы ораторского искусства, где опытные ораторы обучали красноречию молодых. Занятия проводились индивидуально, учитель должен? был корректировать речи, учить писать и произносить их, работать над манерой исполнения, анализировать образцовые выступления; исправлять ошибки произношения;

Большое внимание в Древней Греции уделялось воспитанию нравственности у обучаемых, и это воспитание осуществлял выступающий публично. Оратор должен был быть «добрым», иметь «душевные доблести». Воспитание оратора (говорящего человека) шло параллельно с воспитанием нравственности;

Значительную роль в становлении риторики как дисциплины сыграло греческое судопроизводство. В Древней Греции суд совершался публично. Прокуроров не было, и обвинителем мог выступить любой человек. Обвиняемый защищался сам. Он должен, был убедить судей и всех слушателей (а их бывало от нескольких сот до нескольких тысяч) в своей невиновности или представить

Смягчающие обстоятельства, иначе ему грозило суровое наказание: изгнание, а иногда и смерть. Поэтому искусное владение речью высоко ценилось в греческом полисе (городе-государстве);

Помимо политического и судебного, в Древней Греции появилось еще хвалебное красноречие (панегирик). Обычно ораторы выступали с похвальными речами на торжественных праздниках и форумах. Часто такие выступления были началом пути на политический ОЛИМП.

Классическая риторика V и XV вв; до н.э. объединяла не только сведения по философии, логике, грамматике, литературе, государственному праву, юриспруденции, истории, математике, психологии. Она отражала быт и культуру античного мира. Ораторское искусство того времени включало много нововведений: симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифму. В античном мире высоко ценили дар ораторского слова, его возможности воздействовать на умы и сердца людей. Риторика служила своеобразным средством, скреплявшим единое культурное пространство греко-латинского мира.

Учителя-софисты. Софистом называют человека, умеющего за деталями скрыть главное, доказать при помощи различных ухищрений (истинность того, что соответствует его целям, а не истине. Популярность учителей-софистов была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть красноречием. Чтобы привлечь учеников, софисты активно использовали манипулятивные приемы преувеличения, например, по словам Исократа, обещали приблизить своих учеников к богам Олимпа. Софизмы (суждения этих риторов) логически были построены верно, но по сути не соответствовали истине. При помощи искусства доказывать нужное, а не истинное, софисты снискали дурную славу «мастеров словесной эквилибристики» (А.Ф. Лосев). Приведем примеры софизмов.

1 .Лекарство полезно и является благом.

1. Чем больше блага, тем лучше.

2. Следовательно, чем больше лекарства, тем лучше.

Софизм основан на том, что слово «благо» в случае с лекарством можно понимать двояко - как средство против, болезни и лекарство как товар.

Основными чертами софистики являются:

Манипулирование;

Направленность спора на поражение противника;

Относительность -- нет истины, а есть различные мнения, и важно лишь доказать правильность своего мнения.

Следует однако отметить, что роль софистов в истории риторики нельзя оценивать как только отрицательную. Нельзя не сказать об одном очень важном обстоятельстве, а именно о том, что они явились, по сути, первыми представителями интеллигенции не только в своей стране, но и в истории человечества.

Самым известным представителем софистики был Горгий из Леонтии. «Он первый ввел в тот вид образования, который готовит ораторов (специальное обучение), способности к искусству говорить, и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное соединение слов, применение слов в несобственном смысле, инверсии, вторичные удвоения, повторения» (Исократ).

Пользование софизмами и словесные состязания ввел Протагор. Среди его сочинений числятся: «Искусство спорить», «О борьбе», «О науках», «Прения». Он первый исследовал способы доказательств, причины логических ошибок, что только укрепило позиции софистов.

Но уже в античные времена слова софист, софизм, софистика приобрели отрицательно оценочное значение.

Ко времени Сократа и Платона софисты дискредитировали риторику тем, что искажали истину сознательно, за плату защищали убийц и мошенников. Поэтому Сократ и Платон вступают с ними в борьбу.

Сократ. У истоков европейской философской и риторической культуры стоял человек, жизнь и деятельность которого оказали колоссальное влияние на становление риторики. Это был величайший философ античности, учитель знаменитого Платона - Сократ, живший в Афинах в 470-399 гг. до н.э. Не оставив после себя ни одного написанного им самим текста, Сократ утверждал новый подход к познанию и обобщению действительности в беседах со своими учениками. О том, как действовало на окружающих слово Сократа, свидетельствует Платон: «Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими,-- говорит юный Алкивиад. - ...Этот Марсий приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось - нельзя больше жить так, как я живу... Я испытываю сейчас то же, что человек, укушенный гадюкой... Я был укушен сильнее, чем кто бы то ни было, и притом в самое чувствительное место - в сердце, называйте как хотите, укушен и ранен философскими речами, которые впиваются в молодые и одаренные души сильней, чем змея, и могут заставить делать и говорить все, что угодно» (Платон. Диалог «Пир»).

Искусство красноречия - это «некое умение увлечь души словами», говорит Сократ в диалоге Платона «Федр». По мнению философа, именно это искусство указывает единственный истинный путь к воздействию на людей. «Даже знающий истину не найдет помимо меня средства искусно убеждать», -- так заявляет красноречие о себе самом в этом диалоге. В сократических диалогах Платона осознается и утверждается новый риторический идеал - кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и, беседуя, на вопросы кратко отвечать.

Риторический идеал Сократа (Платона) определяется как:

1. диалогический (не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли - вот цель речевого общения и деятельности говорящего);

2. гармонизирующий: главная цель разговора, спора, монолога - не победа и вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели;

3. смысловой -- цель разговора между людьми, цель речи - поиски и обнаружение смысла, истины, которая заключена в предмете речи (обсуждения) и может быть обнаружена. (Ю.В. Рождественский).

Аристотель (384-322 до н.э.) - древнегреческий философ, написал учебник «Риторика», который дошел до наших дней. Труд Аристотеля состоит из трех частей.

Аристотель определил риторику «как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» / «Риторика»/. Аристотель сформулировал основные законы речи и соотнес их с правилами риторики. Эти законы звучат так:

Речь обеспечивает государство и его цели. Речи могут быть разделены на три вида (совещательные, судебные, эпидейктические).

Всякий вид ораторской речи представляет собой единство этоса, пафоса и логоса.

Всякий вид ораторской речи имеет свое отношение к действительности и времени.

Ю.В. Рождественский называет первый закон Аристотеля - «законом общежительства», второй - «законом цельности внешнего и внутреннего содержания», третий - «законом смыслового ограничения речи». Аристотель соотносит основные законы риторики с правилами (рекомендациями для ораторской практики: как начинать совещательную роль или судебную, какие возможные ошибки допустит оратор и т.д.). «Законы речи Аристотеля имеют фундаментальное значение», -отмечает Ю.В. Рождественский. Кроме законов речи, Аристотель разработал правила построения речи, так называемый «риторический канон», который состоит из пяти компонентов: изобретение, расположение, словесное выражение, запоминание и произнесение. Знание этих пяти этапов пути от мысли к слову Аристотель считал особенно важным для оратора. Большое внимание уделяет Аристотель стилю речи, он возражает против смешения разных стилей в речи оратора. Главная идея Аристотеля в том, что хороший стиль есть стиль «соответствующий». Аристотель первый обращает внимание на различные типы речи, которые не могли быть названы ораторскими (по мнению Аристотеля - это бытовая речь, учебная, личное письмо, ученый трактат, поэтическое сочинение и др.).

Риторический идеал Аристотеля был сходен с идеалом Сократа и Платона и ориентирован на диалогичность общения, умение коммуникантов вести гармонизирующий диалог и на максимальную.информативность общения.

Риторика Древнего Рима. Древний Рим, завоеватель Греции, перенимал как эллинскую культуру, так и риторические традиции. В римском обществе чрезвычайно высоко ценилось ораторское искусство. По свидетельству Цицерона, на человека, владеющего словом, смотрели как на бога. «Есть два искусства, - говорил Цицерон,- которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно - искусство полководца, другое - искусство хорошего оратора». Возникнув на национальной почве (язык законов, дебатов в суде, сенате, народном собрании), римское красноречие развилось и оформилось под воздействием греческого ораторского искусства. Риторика изучалась вначале в школах греческих риторов, а в 173 и 161 гг. до н.э. были изданы указы об изгнании из Рима греческих философов и риторов. Это не помогло: спустя поколение в Риме вновь свободно преподают греческие риторы, и появляются даже латинские риторы, преподающие на латинском языке и довольно удачно перерабатывающие греческую риторику применительно к требованиям римской действительности. Их уроки более доступны и этим более опасны, поэтому сенат оставляет в покое греческих риторов и обращается против латинских: в 92 г. лучший сенатский оратор Луций Лициний Красс (будущий герой диалога Цицерона «Об ораторе») в должности цензора издает указ о закрытии латинских риторических школ как заведений, не отвечающих римским нравам. Этим удалось временно покончить с преподаванием латинской риторики, но с тем большим усердием обратились римляне к изучению риторики греческой. С каждым днем все больше молодых людей отправлялось из Рима в Грецию, чтобы у лучших преподавателей учиться греческой культуре слова и мысли.

Наконец, между 86 и 82 гг. до н.э. в Риме получил распространение первый дошедший до нас анонимный учебник риторики на латинском языке «Риторика к Гереннию».

Учителя риторики в Древнем Риме гораздо больше времени, чем греки, уделяли форме речей, «цветам красноречия», часто в ущерб смысловой цельности и логичности речи. Появился азианский стиль красноречия. Причем, по мнению Цицерона, в римской риторике были представлены оба вида азианского красноречия: и стиль сентенций, ритмизованных остроумных предложений; и стиль напыщенный, когда слова, нанизанные словно бусинки, создают речь, отличающуюся не глубиной мысли, а благозвучием. Все поэты и ораторы Рима «проходили выучку» в риторических школах. Риторика оказывала влияние на развитие всех видов словесности, например на формирование жанра романа, венчающего путь развития античной литературы.

Марк Тулий Цицерон был самым крупным представителем римского классического красноречия, достигшего в его лице совершенства, а также воплотившего в своих речах интересы общества.

Главными риторическими трудами Цицерона являются такие произведения, как «Об ораторе», «Брут», «Оратор»; В них Цицерон проповедует свой идеал оратора, человека всесторонне образованного; знающего литературу, историю, философию, право. «Истинный оратор, :- говорит он, - должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, испробовать все, что встречается человеку в жизни, так как в ней вращается оратор, и она ему служит материалом».

Деятельность оратора заключается, по мнению Цицерона, в следующем:

Найти, что сказать,

Найденное расположить по порядку,

Утвердить все это в памяти,

Произнести.

Цицерон заботился о соблюдении правил подготовки речи, о знании специальных риторических приемов и техники речи. Цицерон считал, что в задачу оратора входит:

Расположить к себе слушателей,

Изложить сущность дела,

Установить спорный вопрос,

Подкрепить свое положение,

Опровергнуть мнение противника,

В заключение - придать блеск своим положениям и ослабить аргументы противника.

Публичная речь должна, по мнению Цицерона, быть искусно украшенной. Он выступает против схоластики, бедности языка, речевой небрежности отдельных ораторов.

Цицерон рассматривал риторику в единстве с философией, считая, что риторика входит в жизнь людей через речь и имеет прямое отношение к познанию, а также связывал преподавание риторики с другими учебными дисциплинами.

Из чего складывались риторические успехи Цицерона? Во-первых, из хорошей теоретической подготовки: со своими философскими познаниями он мог по-новому говорить о старых предметах, поражая слух толпы, не привыкшей к широким взглядам и суждениям; а со своими риторическими познаниями он умел строить речь более рассчитанно, гибко и убедительно, чем его соперники, для которых все-таки наследственная традиция римского практического красноречия всегда была сильней теоретических уроков греческой риторики.

Во-вторых - из художественного вкуса: до Цицерона латинский язык не знал стилистической разработки, в языке ораторов беспорядочно соседствовали архаические выражения древних жрецов и законодателей с новомодными греческими словечками, бытовые и просторечные обороты с торжественными поэтическими речениями. Цицерон первый привел этот хаос к единым стилистическим нормам разговорного языка образованного римского общества, упорядочил, развил, обогатил средства ораторской речи, навсегда став для потомков образцом того драгоценного для Оратора качества, которое древние называли «обилием».

В-третьих, из умения возбуждать в слушателях страсть: для нас эта способность не кажется важной, но для древнего оратора, которому так часто приходилось соединять логику с силой эмоций, это качество было первым залогом успеха. Цицерон здесь был непревзойденным мастером, равно способным исторгать у публики смех и слезы: шутки его пользовались такой славой, что издавались отдельными сборниками, а жалость и ненависть он возбуждал с таким искусством, что когда ему приходилось делить защитительную речь с другими ораторами (как часто делалось в Риме), на его долю единодушно оставлялось заключение - самая напряженная и страстная часть речи.

Речи Цицерона сочетают смысловую насыщенность и логичность доказательств с изысканными «цветами красноречия» (тропами и фигурами). Из сочинений Цицерона до нас дошли 9 трактатов по риторике, 58 политических и судебных речей, 80 писем. В своих трудах (особенно в «Трех трактатах об ораторском искусстве») Цицерон полно представил классические разделы риторики, предопределяющие путь от мысли к слову и названные «риторическим каноном»: изобретение, расположение, слововыражение, запоминание, произнесение.

Риторический идеал Цицерона-- преклонение перед оратором для народа, оратором - трибуном. Много сил отдал он работе с начинающими, молодыми ораторами. В своих трактатах /«Об ораторе», «Оратор»/ Цицерон учит, страстно проповедует, приводит многочисленные примеры - все для воспитания «идеального» оратора. Система обучения молодых ораторов, предложенная Цицероном, актуальна уже тысячелетия во многих странах мира, а само имя римского ритора давно стало синонимом искусства красноречия («Говорит, как Цицерон», - так с похвалой отзываются о чьем-либо удачном публичном выступлении). Слагаемые компоненты «идеального оратора» (по Цицерону) представим в виде схемы.


Похожая информация.


В связи с этим нельзя не отметить значения, в том числе и дидактического, такого понятия, как риторический идеал . Это «общий образец, идеал речевого поведения, которому нужно следовать». Риторический идеал соответствует «в своих основных чертах общим представлениям о прекрасном..., сложившимся исторически в данной культуре» (по А.К. Михальскай).

Категория риторического идеала позволяет рассматривать риторику и риторические знания не только как способ овладения речью, не только как способ решения коммуникативно-речевых задач, но и как способ познания явлений более высокого уровня – системы ценностей определенной культуры, ее обще-эстетических и этических идеалов.

Другими словами, риторика в таком ее понимании становится средством познания действительности, ее совершенствования путем гармонизации отношений в процессе общения, а также средством самосовершенствования личности.

В каждой культуре складываются особые и вполне определенные представления о том, как должно происходить речевое общение. Люди, приобщаясь к культуре, «входя» в нее, получают как одну из ее составных частей некий общий образец – идеал речевого поведения, которому нужно следовать, и представление о том, как должно выглядеть «хорошее» речевое произведение – устная речь или письменный текст. Это идеальный образец речевого поведения и речевого произведения соответствует в своих основных чертах общим представлениям о прекрасном – общеэстетическому и этическому (нравственному) идеалам, сложившимся исторически в данной культуре.

Итак, риторический идеал – это система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающаяся систему ее ценностей – эстетических и этических (нравственных).

Значит, в сознании каждого человека – носителя определенной культуры – существует и действует определенная система ценностей и ожиданий по поводу того, как должно происходить речевое общение в той или иной ситуации, «что такое хорошо и что такое плохо» в речи и речевом поведении. Система эта не случайна, а закономерна и исторически обусловлена. Поэтому история риторики может быть «рассказана» (и изучена) именно как история возникавших, утверждавшихся и сменявших друг друга риторических идеалов.

Риторика софистов: 1) манипулирующая, монологическая – «употребить красное словцо, поразить слушателей неожиданными метафорами и вообще ораторскими приемами, возбудить гнев и негодование как у отдельного человека, так и у толпы, а вместе с тем при помощи убедительного артистизма успокоить человеческое страдание» (А. Ф. Лосев);

2) агональная, т.е. риторика словесного состязания, спора, направленного обязательного на победу одного и поражение другого: «Хороший оратор познается в борьбе»;

3) релятивистская, т.е. риторика относительности: не истина была целью софистов, а победа: «ничто в мире не существует, нет ничего устойчивого, никакой истины нет, есть только то, что удалось доказать».

Таким образом, риторический идеал софистов: внешняя форма (вместо внутреннего смысла), мнение важнее истины, удовольствие важнее добродетели.

Риторический идеал Сократа, в основном сходный с идеалом Аристотеля:

    диалогический: не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли;

    гармонизирующий: главная цель не победа и не борьба, а достижение участниками общения определенного согласия по поводу смысла, цели, результатов коммуникации; все части речи образуют соразмеренное целое;

    смысловой: цель речи – поиски и обнаружение истины, которая не есть иллюзия, а заключена в предмете разговора и может быть обнаружена.

Риторический идеал античной классики связан с общим идеалом прекрасного, сложившимся в этой культуре. Его главные особенности, по Лосеву: насыщенность (ср. «говори то, что важно»), краткость, ясность и простота, бодрость и жизнеутверждение (радость от общения, воцаряющаяся гармония).

Римский период развития риторики. Риторический идеал Цицерона – идеал философа-стоика: все страсти подавлять, безобразное в мире игнорировать, наслаждаться красотой и не только и не столько истины, сколько формы (речи). Никаких «резких движений»: лучше размеренное, главное течение в меру украшенного слова. Именно поэтому период – ритмизированная, гармонизированная фраза – стал предметом пристального внимания Цицерона как теоретика риторики и излюбленной риторической фигурой Цицерона-практика, Цицерона-оратора. Для Цицерона гармония в речи, в слове – это результат подавления аффектов, торжество ритма, принципиального игнорирования всяких крайностей и темных сторон жизни.

Для Цицерона оратор – гражданин, для Квинтилиана он в первую очередь стилист; адресат цицероновских речей – народ на форуме, слушатель речей Квинтилиана – узкий круг просвещенных. Эти различия риторических идеалов отражают существенные черты меняющегося времени.

Движение риторических идей и, соответственно, изменение риторического идеала направлено от древнегреческой риторики (софисты, Платон, Аристотель) – к римской риторике – искусству «хорошо говорить» (ars bene dicendi – Цицерон и Квинтилиан) и к риторике средневековья – начала Возрождения – искусству «украшения речи» (ars ornandi), когда основным требованием к речи стали не только ее внешняя, формальная красота и изящество, но и к тому же правильность, безошибочность, ибо «душа наша тем лучше будет понимать, что нужно делать, чем правильнее будет язык хвалить Господа, не оскорбляя его ошибками» (так говорится в Указах Карла Великого).

В древнерусском красноречии преобладают два основных жанра – дидактическое, учительное слово, цель которого – формирование идеалов, воспитание человеческой души и тела – «Поучение» – и «Слово», которое трактует высокие и общие темы – духовные, политические, государственные. Обычая публичной дискуссии на Руси не было, поэтому полемическое красноречие выражалось в письмах и посланиях, предназначенных для копирования и распространения.

Древнерусское красноречие рождается на основе взаимодействия развитой народной устноречевой традиции и античных, византийских и южнославянских риторических образцов, предполагает соблюдение основных христианских заповедей. Требования к речевому поведению и речи (слову) определяли риторический идеал Древней Руси: беседуй только с достойным; выслушай собеседника; будь кроток в беседе; многословие, пустословие, несдержанность языка, грубость – грех; достойна речь, несущая правду, но не хулу, чуждая недоброжелательному осуждению, пустой злобной брани; доброе слово всегда желательно и благотворно, но решительно противопоставлено лести и лжи (похвала не должна быть чрезмерной и лживой).

Истоки русской речевой традиции и русского речевого идеала восходят к античности (прежде всего к риторическому идеалу Сократа и Платона, в определенной степени – Аристотеля и Цицерона), к этическим традициям православного христианства, отчасти к риторике Византии.

Эти речевые образцы полностью отражают систему ценностей отечественной культуры, воплощенную в традиционном риторическом идеале.

Этико-эстетический образец отечественной культуры подразумевает особую роль категорий гармонии, кротости, смирения, миролюбия, негневливости, уравновешенности, радости, а реализуется в диалогическом гармонизирующем взаимодействии, риторических принципах немногословия, спокойствия, правдивости, искренности, благожелательности, ритмической мерности, отказе от крика, клеветы, сплетни, осуждения ближнего. (По А.К. Михальской)

Риторический идеал – исторически сложившееся в национальной культуре представление о том, какой должна быть хорошая речь. Риторический идеал выкристаллизовывается веками, он социально обусловлен и не лишён исторической изменчивости.

Признаками риторического идеала является: определённая схема анализа любого высказывания, облик говорящего, позиция говорящего по дилемме «истина – ложь», этика и эстетика речи.

Античный риторический идеал (получил самое широкое распространение): цель риторики – служение добру и счастью людей; риторика – это не только практика общения, но и наука, разрабатывается модель идеального оратора: уважительное отношение к слушателям Древнегреческая устная традиция и героический эпос уже закладывали основу созревающего риторического идеала. Например, в поэмах Гомера представлены ораторы – Менелай, Одиссей, приведены тексты их речей, показана сила воздействия на людей в моменты борьбы, выбор трагических и героических моментов в жизни героев, яркость описания событий.

Это риторическое направление называется античным, оно связано с именем Гомера. Цели риторики и ораторского мастерства Сократ, Платон, Аристотель видели в служении добру и счастью людей. Сила убеждения как основное достоинство красноречия, в том, чтобы понять, в чем счастье людей и как его достигнуть.

Этика античного идеала требовала обращения к слушателю с уважением. Речь – двусторонний процесс, результат зависит от обеих сторон.

Следующая черта античного идеала – отношение к истине. Крупнейшие ораторы, принадлежавшие к этому типу этической позиции, на практике подтвердили твердость убеждений, свою позицию – не отступать от своего понимания истины. При большом внимании к логике текста все же преимущество уделялось структуре языковых форм, смежности выбора слов, использованию выразительных средств языка, культуре речи.

Древнерусские традиции (на основе древнерусских памятников): оратор – лицо известное, облечённое доверием народа, выражает твёрдую позицию, отстаивает истину; прослеживается высокое уважение к человеку, выступающему с речью.

Современная наука располагает достаточным количеством источников для изучения древнерусского риторического идеала, в основном это памятники XI-XII вв. и начала XIII в. Исследователи опираются и на фольклорные материалы, и на произведения художественной литературы, в первую очередь – на «Слово о полку Игореве», летописи.



Изучением древнерусского красноречия, его традицией в XIX в. занимались А.С. Шишков, А.В. Мещерский, С.Н. Глинка, Н.Ф. Кошанский, Х.П. Зеленецкий, Ф.И. Буслаев и др. В XX в. – Л.К. Граудина, Г.Л. Миськевич, В.И. Аннушкин, А.К. Михальская. Характеристика древнерусского риторического идеала: Оратор – лицо известное, облеченное доверием народа: церковный деятель, князь, воевода. Эмоции оратора управляют и верой и убеждениями.

Оратор всегда выражает твердую позицию – это преимущественно государственные интересы, забота о церкви, народе. В речах почти всегда содержится поучение или призыв, нравственные установки, преобладает положительный пример.

Оратор отстаивает истину, свое понимание справедливости; споры, полемика встречаются нечасто.

Большое внимание уделяется этике общения: прослеживается высокое уважение к человеку, выступающему с речью. Оратор должен высоко нести свое слово, обращаться с речью только к авторитетной аудитории. Народ выражает уважение не только к личности оратора, но и к самому слову, мудрому и красивому.



Оратор тщательно готовится к выступлениям. Об их ценности свидетельствует сам факт сохранения речей, их многократное копирование.

Композиция речей, посланий, поучений отличается четкостью, ясностью.

В речах древних ораторов подкупает доброта, кротость и смирение, благодарность, восторг перед красотой мира, вера в божественную природу мудрого и прекрасного слова, в силу и действенность красноречия, отмечается высокое уважение к книжной мудрости, учению, образованию.

В современной риторике выделяют признаки, характеризующие риторический идеал:
Современная риторика использует следующую схему анализа любых высказываний: кто говорит? кому говорит? при каких обстоятельствах; что говорит? зачем? как выражает свою мысль? каков результат?

Всегда важен облик говорящего лица: что в нем главное – эмоции или логика, правильность речи или оригинальность? Есть ли у говорящего убеждения, если да, то каковы они?
Важна позиция говорящего или целого социального или этнического коллектива по схеме «истина» – «ложь». Правда и ложь – сложнейшие категории, в характеристике риторического идеала это самый важный критерий.

В понимании и оценке риторического идеала учитывается этика речи – у одной общности как врожденная, глубинная, у другой – внешняя, показная, только для достижения цели говорящего.