Искандеров михаил абдурахманович. Талантливый ученый — скромный семьянин

Сайт:

Михаил Абдурахманович Эскиндаров (Мухадин Абдурахманович Эскиндаров , 15 ноября , , аул Бесленей, КЧР) - ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации , доктор экономических наук (2000), профессор (1998), член-корреспондент Российской Академии Образования (2012). Независимый член Советов директоров ряда крупных промышленных объединений и банков.

Биография

В 1976 году окончил Кредитно-экономический факультет Московского финансового института, (с 1992 г. Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, с 2010 г. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации) и получил квалификацию «экономист». С 1976 по 1981 обучался в аспирантуре того же института.

Профессиональная деятельность

  • 1969-1971 гг. – механизатор совхоза «Бесленевский» Хабезского района Ставропольского края.
  • 1981-82 гг. – ассистент кафедры политической экономии Московского финансового института
  • С 1981 года - заместитель декана Финансово-экономического факультета Московского финансового института, ассистент, старший преподаватель на кафедре политической экономии.
  • 1982-1984 - начальник отдела кадров
  • 1984-1987 - декан факультета международных экономических отношений
  • 1987-1991 - руководитель группы советских преподавателей Аденского университета (Йемен)
  • 1991-2002 -проректор по учебной работе, первый проректор по учебной работе и одновременно профессор кафедры мировой экономики и международных валютно-кредитных отношений
  • 2002-2006 - первый проректор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации
  • 2006 г. - ректор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, с 2010 г. – Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Достижения, научно-исследовательская работа

Важным достижением проф. М. Эскиндарова является то, что он инициировал и возглавил процесс преобразования вуза в многопрофильный университет и модернизации содержания его образовательной и научной деятельности, а также его структуры. В частности, по инициативе проф. М. Эскиндарова учрежден Международный финансовый факультет с преподаванием всех дисциплин на английском языке, имеющий целью экспорт образовательных услуг, создан ряд научно – исследовательских институтов и центров. Проф. М. Эскиндаров возглавляет Ученый совет Финансового университета. Наряду с этим, он является председателем диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям: «Мировая экономика» и «Экономика и управление народным хозяйством: экономика предпринимательства, маркетинг, менеджмент». Проф. М. Эскиндаров – автор около 500 научных трудов, монографий, учебников и статей в научных журналах. Среди публикаций последних лет:

Награды, почетные дипломы и титулы

  • (1996);
  • Нагрудный знак « » (1997);
  • Почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации » (2009);
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997);
  • Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования (2000);
  • Лауреат премии «Лучший менеджер 2001 года» в области образования;
  • Лауреат программы «Финансист года» (2002);
  • Заслуженный деятель науки Калмыкии, Ингушетии, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Бурятии;
  • Почетный доктор Казахского экономического университета имени Т.Рыскулова (2009)
  • Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2010)
  • Медаль «Патриот России» (2010)
  • Почётная грамота Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (2011)
  • Орден Дружбы Социалистической Республики Вьетнам (2011)
  • Доктор Honoris Causa (2011) Хозяйственной академии им. Д. А. Ценова, Свиштов, Республика Болгария.

Ректор федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Дата и место рождения: 15 ноября 1951 года, аул Бесленей Карачаево-Черкесской Автономной Области Ставропольского Края (Карачаево-Черкесская Республика).

Семейное положение: Женат, имеет двух взрослых сыновей.

Образование:

1971-1976 - Московский финансовый институт (МФИ), ныне ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" (Финансовый университет), Кредитно-экономический факультет

  • Специальность: финансы и кредит
  • Квалификация: экономист
1976 - 1981 - Аспирантура МФИ по кафедре "Политическая экономия"

Ученые степени и звания

1981 - кандидат экономических наук
1988 - доцент
1998 - профессор
2000 - доктор экономических наук

Профессиональная деятельность

Московский финансовый институт, с 1992 г. - Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, с 2010 г. - Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (ассистент - старший преподаватель - доцент - профессор).
1981-1982 - заместитель декана Финансово-экономического факультета;
1982-1984 - начальник отдела кадров;
1984-1987 - декан Факультета международных экономических отношений;
1987-1991 - руководитель группы советских преподавателей Аденского университета (Народно - Демократическая Республика Йемен, в настоящее время Йеменская Арабская Республика);
1991-2002 - проректор по экономической работе, проректор по учебной работе, первый проректор по учебной работе;
2002-2006 - первый проректор;
с 2006 - ректор.

Как ректор и председатель Ученого совета Финансового университета - одного из ведущих экономических учебных и научных центров России - руководит процессом ее перехода на уровневую систему обучения (в соответствии с принципами Болонской декларации), направляет деятельность профессорско-преподавательского состава, всего коллектива на путь инновационного развития, превращения вуза в исследовательский университет современного типа, его интеграции в европейское и мировое образовательное и научное пространство. Являясь председателем Всероссийского учебно-методического объединения (УМО) по группе экономических специальностей, проводит большую работу по координации научно-педагогической деятельности входящих в УМО свыше 700 высших учебных заведений, где ведется подготовка специалистов финансово-экономического профиля.

Научно-исследовательская деятельность

М.А.Эскиндаров - видный ученый-экономист. Диапазон его научных интересов расширялся с годами и ныне включает проблемы эффективности труда и производства, формирования и развития финансово-промышленных групп, корпоративного управления, экономические проблемы мирового развития, проблемы высшего образования в России и в мире. Председатель диссертационных советов по специальностям "Мировая экономика" и "Экономика и управление народным хозяйством". Осуществляет научное руководство диссертационными работами аспирантов, научный консультант докторанта. Председатель редакционного совета международного теоретического и научно-практического журнала "Вестник Финансового университета", член редакционной коллегии ряда научных журналов. Автор более 200 научных публикаций - монографий, учебников, статей, созданных за последние 30 лет как им лично, так и в соавторстве, - общим объемом свыше 310 п.л., в их числе:

  • Мировая экономика на рубеже XX-XXI веков. Учебное пособие (1995);
  • Финансово-промышленные группы: зарубежный опыт и проблемы формирования в России (1995, 1996);
  • Как обеспечить рост капитала: воспроизводственные основы экономики фирмы. Учебное пособие (1996);
  • Экономические основы жизнедеятельности фирмы (Можно ли избежать банкроства?) (1996);
  • Финансово-промышленные группы: зарубежный опыт и реалии России (1996);
  • Концептуальные основы многоуровневой системы высшего образования в России: анализ отечественного и зарубежного опыта (1997);
  • Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика (1998);
  • Финансово-промышленные группы (1998);
  • Российские ФПГ: проблемы взаимодействия капитала и власти (1998);
  • Российские ФПГ: проблемы и перспективы развития в кризисных условиях (1998);
  • Становление корпоративных структур в современной российской экономике (1999);
  • Современная внешнеэкономическая деятельность. Учебное пособие (2000);
  • Развитие корпоративных структур в современной экономике России (2000);
  • Глобализация мировой экономики и антикризисное управление. Части 1, 2, 3 (2002);
  • Интеллектуальный капитал - фактор экономического развития современной России (2002);
  • Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Учебник (2003);
  • Экономическая система - основа рационального воспроизводства капитала (2003);
  • Международные экономические отношения. Учебное пособие для дистанционного обучения (2003);
  • Мировая экономика. Учебное пособие для дистанционного обучения (2003);
  • Финансово-промышленные группы в современной экономике. Учебное пособие (2004);
  • Современные корпоративные стратегии и технологии в России. Выпуски I и II (2005, 2006)
  • Государственное регулирование сферы высшего профессионального образования в условиях изменения организационно-правовых форм образовательных учреждений (2006);
  • Политология. Учебник. (2007);
  • Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект. Монография (2008);
  • Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics). Учебник (2008);
  • "Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия". Национальный доклад (2008).
  • Теоретические и методические проблемы инновационной системы образования в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. Монография (2008).
Членство в государственных и общественных организациях
  • Член Научного Совета при Совете Безопасности Российской Федерации
  • Член Подкомитета по корпоративному управлению Торгово-промышленной Палаты Российской Федерации
  • Член Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации
  • Член Президиума научно-консультационного совета Счетной палаты Российской Федерации
  • Член Российского Союза ректоров
  • Член Президиума Московского Совета ректоров
  • Член Правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)
  • Независимый член Совета Директоров ряда компаний и банков
  • Действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН)
  • Председатель экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации для осуществления экспертизы аттестационных дел по присвоению ученых званий на соответствие требованиям, установленным Министерством образования и науки Российской Федерации
Награды и почетные титулы

Имеет ряд наград и почетных титулов. Среди них:
1996 - Орден Дружбы;
1997 - Нагрудный знак "Почетный работник высшего профессионального образования России";
1997 - Памятная медаль к 850-летию основания Москвы;
2000 - Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования;
2001 - Лауреат премии "Лучший менеджер 2001 года" в области образования;
2001 - Заслуженный деятель науки и образования Республики Калмыкия;
2002-2007 - Заслуженный деятель науки Республики Ингушетия; Заслуженный деятель науки КЧР; Заслуженный деятель науки КБР; Заслуженный деятель науки Республики Бурятия;
2009 - Почетное звание "Заслуженный деятель науки Российской Федерации";
2009 - Почетный работник образования Республики Казахстан;
2009 - Почетный доктор Казахского экономического университета им. Т.Рыскулова;
2010 - Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования;
2010 - медаль "Патриот России";
2011 - орден Дружбы Социалистической Республики Вьетнам.

ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук (2000), профессор (1998). Член Академии менеджмента и рынка Российской Федерации и академик Адыгской (Черкесской) Международной академии наук. Независимый член Советов директоров ряда крупных промышленных объединений и банков.


В 1976 году окончил в Московский финансовый институт по специальности финансы и кредит и получил квалификацию экономиста. С 1976 по 1981 обучался в аспирантуре этого же института.

Профессиональная деятельность

С 1981 года - заместитель декана Финансово-экономического факультета (Московский финансовый институт, с 1992 года - Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации), ассистент, старший преподаватель на кафедре политической экономии.

* 1982-1984 - начальник отдела кадров

* 1987-1991 - руководитель группы советских преподавателей Аденского университета (Йемен)

* 1991-2002 - проректор по экономической работе МФИ, проректор по учебной работе, первый проректор по Учебной работе и одновременно профессор кафедры мировой экономики и международных валютно-кредитных отношений

* 2002-2006 - первый проректор Академии

* 2006 г. - ректор Академии

Достижения, научно-исследовательская работа

Михаил Абдур

ахманович является академиком Академии менеджмента и рынка и других общественных академий наук. Им опубликовано более 180 научных трудов, монографий, учебников и статей в научных журналах. Среди публикаций последних лет:

* Мировая экономика на пороге XXI века (1995);

* Экономические основы функционирования фирмы (1996);

* Концептуальные основы системы высшего образования в России. Анализ российского и иностранного опыта (1997);

* Финансово-промышленные группы (1998);

* Капитал финансово-корпоративных структур (1998);

* Развитие корпоративных отношений в современной России (1999);

* Экономическая система - основа рационального воспроизводства капитала (2003).

В 2007 г. проф. Эскиндаров М. А. создал[источник не указан 209 дней] новый факультет Финакадемии для экспорта образовательных услуг -Международный финансовый факультет с преподаванием всех предметов на английском языке.

Награды, почетные дипломы и титулы

* Орден Дружбы (1996);

* Нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (1997);

* Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997);

* Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования (2000);

* Лауреат премии «Лучший менеджер 2001 года» в области образования;

* Лауреат программы «Финансист года» (2002);

* Заслуженный деятель науки и образования Республики Калмыкия (2001);

* Заслуженный деятель науки Республики Ингушетия (2004).

* Заслуженный деятель науки КБР

* Заслуженный деятель науки Российской Федерации

* Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2010) за цикл научных трудов, учебно-методических и прикладных разработок «Формирование и развитие системы непрерывного финансового образования и трансграничного распространения финансовой грамотности, включающей специализированный интернет-портал и комплект мультиформатных учебников, учебных пособий, методических разработок».

В Финансовом университете - юбилейная бухгалтерия. Через год - сто лет университету. В канун юбилея исполнилось десять лет, как ректорский пост занимает доктор экономических наук, профессор Михаил Эскиндаров.

Михаил Абдурахманович, университет основан почти 100 лет назад. У вас монополия на выпуск министров финансов? Был ли за эти годы хоть один министр, не Ваш выпускник?

При подготовке к юбилею, как это принято в России, мы вспоминаем свою историю. В декабре 1917 года Народный комиссариат финансов принял решение создать первый в стране специализированный финансовый вуз. К занятиям приступили 2 марта 1919 года, поэтому мы отмечаем юбилей именно в марте. Нам есть чем гордиться: среди выпускников вуза 7 министров финансов, руководители крупнейших финансово-кредитных учреждений страны.

Первым назову Арсения Зверева, который почти 22 года возглавлял министерство, из них почти 15 лет работал со Сталиным и выжил - это уже подвиг. Неординарный, очень рано ушедший из жизни Борис Федоров, был одним из первых министров финансов новой России. Профессор Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования нашего университета - бывший министр финансов . Сейчас на министерском посту - декан финансово-экономического факультета нашего университета. Антон Германович регулярно выступает перед студентами и преподавателями, предоставляет возможность преподавателям и студентам проходить стажировку и практику в Министерстве финансов.

Устройство финансов - это ведь политический вопрос? Как адаптировалась финансовая система и ваши выпускники к изменениям строя и политической конъюнктуры?

Финансы - сердцевина всей экономики. А состояние экономики определяет политику любого государства. Проще говоря: государство ведет ту политику, какую ему позволяет бюджет. Финансовая система включает и банковскую систему, а коммерческие банки в нашей стране появились не 25 лет, как многие думают, они существовали с первых дней советской власти и назывались совзагранбанками.

Например, Московский народный банк в Лондоне, открытый еще царской Россией, а в 1919 году преобразованный в советский банк. Отделения банка действовали в Париже, Берлине, Тегеране, Харбине, Бейруте, Франкфурте, в Сингапуре. Во всех этих банках работали наши выпускники.

Многие из них возглавляли Московский народный банк и отделения. Среди других назову , Юрия Пономарева, Алексея Душатина, Александра Семикоза, Игоря Суворова, Владимира Малинина, Евгения Гревцева, Илью Ломакина, Юрия Полетаева.

Когда в 1977 году произошел кризис отделения Московского народного банка в Сингапуре и банк потерял почти $200 млн, выручать послали именно Виктора Геращенко.

Несмотря на железный занавес, у СССР были тесные экономические отношения со странами Запада и Востока. По поручению советского Правительства наши зарубежные банки проводили операции с ценными бумагами, с золотом и другими драгоценными металлами. Говорят, (у меня достоверных сведений нет), что эти банки использовались и для нелегальных операций…

- Финансировали экспорт революции?

Специально изучением этого вопроса я не занимался. Но вполне допускаю, что у советской власти были свои интересы в тех регионах, где находились банки.

- Эти банки были правопреемниками Российской империи?

Нет, только Московский народный банк в Лондоне, который был создан в 1911 году в Москве, в 1915 году открыл свое отделение в Лондоне, а советская власть его сохранила и развила.

- Как банку удалось избежать преследований обманутых европейских вкладчиков? Те же французские жертвы emprunt russe , царского займа 1906 года, по которому Россия должна была Франции 12 млрд. франков золотом, неужели не пытались через банк в Лондоне вернуть свои долги?

Это повод для отдельного расследования. В Париже тоже был открыт советский банк, и он сейчас продолжает работать, правда, уже в составе группы ВТБ. Французский банк также возглавляли наши выпускники. Сейчас мы формируем список наших выпускников-сотрудников зарубежных банков СССР, чтобы пригласить на празднование столетия нашего вуза.

Ваш университет - первый в истории России специализированный финансовый вуз. Что особенного знают и умеют ваши выпускники?

Мы исторически готовим специалистов, знающих не только российскую действительность, но и финансы других государств, деятельность зарубежных банков. Поэтому в 90-е нашим выпускникам было легче, чем другим, создавать банки, страховые компании, у них уже были знания и опыт. Ценность нашего вуза хорошо понимали и в Кремле: 8 октября 1992 года указом президента Б. Ельцина Государственная финансовая академия была преобразована в Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации. С этого момента из маленького вуза на улице Кибальчича мы выросли в огромный учебно-научный комплекс с довузовской подготовкой, бакалавриатом, магистратурой, аспирантурой, докторантурой и множеством научных подразделений.

- У Вас 19 факультетов и 35 филиалов, как написано на сайте, как вы успеваете за всем следить?

Сайт опаздывает, количество филиалов уже сократилось до 28. Мы жестко реагируем, когда филиал не выполняет критериев мониторинга Министерства образования Российской Федерации. В таких случаях мы передаем свои филиалы местным университетам. Например, на базе нашего филиала и нескольких университетов Архангельска был создан Арктический федеральный университет.

В Воронеже филиал вошел в состав местного университета. Местным властям передали Якутский филиал - руководить вузом из Москвы и неэффективно, и накладно.

Многие регионы настойчиво просят нас сохранить филиалы. Но есть проблемы: демографическая ситуация в центральных регионах такая, что количество абитуриентов сокращается, а в некоторых городах - как, например, Брянск, Курск, Смоленск, Ярославль - десятки филиалов других вузов. Принимать плохо подготовленных абитуриентов на учебу нет желания, а развивать филиалы - трудно. Но будем решать и эту проблему.

- А почему вы на это пошли? Зачем Финансовому университету столько филиалов?

Наши филиалы имеют долгую историю: несколько лет назад к университету присоединился Всероссийский заочный финансово-экономический институт с сетью филиалов по всей России. Это не самоделы, извините за выражение, созданные для выкачивания денег, это вузы с историей от 40 лет и старше.

Чтобы закончить с филиалами: ежегодно Минобрнауки проводит мониторинг деятельности вузов и филиалов. Справедливы ли показатели мониторинга? Трудно сказать: каждый филиал должен зарабатывать не менее 50 тысяч рублей из расчета на одного научно-педагогического работника. Но в большинстве регионов это очень трудно. В том числе потому что, к сожалению, наш бизнес еще не научился вкладывать деньги в науку, в научно-исследовательские работы, в НИОКР. Во-вторых, там, где могли бы применять свои знания наши преподаватели, к их услугам, к сожалению, не обращаются. В результате многие наши филиалы зарабатывают меньше, чем требует министерство.

- А вузы вообще должны зарабатывать, как вы считаете?

Вопрос сложный. Существуют разные системы высшего образования. В России вузы существовали параллельно с Академией наук, были еще отраслевые научно-исследовательские институты. Вузы в России занимались в основном учебной деятельностью по планам кафедр, и по мере возможности привлекали работников Академии наук и отраслевых НИИ для учебной и научной работы, да и сами этой работой занимались.

В англо-саксонских странах другая система. Вузы создавались, прежде всего, как научные центры, которые занимались и педагогической деятельностью. Гарвард, Кембридж, Массачусетский, Чикагский, Пенсильванский и многие другие университеты традиционно являются, в первую очередь, научными центрами. В этих странах нет Академий наук, как в нашем случае.

Когда у нас началась реформа Академии наук, появилась идея преобразовать вузы в научные центры, которые еще и ведут учебный процесс. Но инициаторы этого процесса забыли об одной мелочи. В западных вузах, особенно в США, система образования рассчитана на самостоятельную работу студентов. Аудиторная нагрузка студента - не больше 10-12-ти часов в неделю. Все остальное время идет самостоятельная работа под руководством (или без) профессора. Профессор консультирует по электронной почте, может пригласить студента к себе, потребовать отчет. У нас же нагрузка по-прежнему 24-26 часов в неделю. Соответственно, у преподавателя нагрузка до 900 часов в год. Но еще мы хотим, чтобы преподаватель после лекций и других учебных занятий активно занимался со студентами, вовлекая их в научный процесс, и сам занимался научной работой. К тому же материально-техническая база наших университетов не рассчитана на серьезные научные исследования. Что же получилось? Мы фактически ликвидировали отраслевую науку, и так и не решили вопрос финансирования науки университетов. А без финансирования…

- Ни науки, ни образования?

Конечно, есть замечательные научные центры при университетах - МГУ, МИФИ, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Томские вузы, но это исключения. Требовать от наших университетов сегодня, чтобы они выполняли ту же работу, что и американские, как минимум, несерьезно. Сравните, например, бюджет Гарварда и МГУ - это смешно. Один только эндаумент-фонд Гарвардского университета сегодня - $29 млрд.

- У МГУ, как указано на его сайте, эндаумент-фонд - 110 млн рублей, то есть около $1 млн 800 000.

Гарвард может приглашать ученых первого ряда, проводить серьезные научные исследования. Среди его выпускников 150 лауреатов Нобелевской премии. А требовать от наших университетов, чтобы пятерка из них вошла в сотню лучших университетов мира - это фантастика. Во всяком случае, в ближайшие 10, 20 лет, а может и больше, ни один из российских вузов в сотню не войдет. Конечно, у нас исторически сильная математическая школа, программирование. Но целый университет, как бы мы ни хотели, не войдет - система другая.

А круг ваших выпускников помогает Финансовому университету? Михаил Прохоров принимал участие в создании эндаумента?

Наш эндаумент - это первый вузовский эндаумент в России, созданный в 2006 году. выступил инициатором создания фонда. А другие выпускники подхватили его идею: Председатель Внешэкономбанка того периода , Председатель Правления Сбербанка , Председатель Правления банка «Возрождение» и я - мы впятером стали учредителями эндаумент-фонда. Сегодня в фонде около 360 млн рублей, доходы в среднем составляют около 15-20 млн рублей. Эти деньги мы направляем на развитие науки, на внутренние гранты для преподавателей и научных сотрудников, поддерживаем студенческую научную деятельность.

В России нет такой же мощной потребности заниматься благотворительностью, как, например, в Америке. Эндаументы вузов Соединенных штатов формируют успешные выпускники. На первом месте Гарвард с его 29 млрд. эндаумент-фондом, затем идут эндаументы Йельского университета, университета Стэнфорда с десятками миллиардов. Российским университетам предстоит еще очень много сделать, чтобы наши выпускники стремились помочь своим учебным заведениям. Они, безусловно, помогают: и финансово поддерживают, и мастер-классы дают, и лекции читают, и выпускников приглашают на работу и на стажировки, и заказы на научные исследования дают. Но масштабы, конечно, у нас очень скромные. Я лелею надежду, что когда-то такие сообщества, как у Гарварда, будут у российских университетов.

Наша задача - сделать так, чтобы в университетах складывались семьи. Чтобы студенты находили свою вторую половину, и чтобы университет они воспринимали как семью. Чтобы они могли приезжать после выпуска, рассказывать о своих успехах, проблемах, находили поддержку. Пока на создание этой системы нам не хватает возможностей. Но если появится такая семейная среда - эндаументы российских вузов начнут активно пополняться.

Эндаумент - это особый финансовый инструмент. Донор не навечно отдает деньги - он в любой момент может отозвать их из фонда. Но в России нет пока гражданского самосознания, позволяющего жертвовать. И вторая причина - это налоги. В Америке, например, расходы благотворителей вычитаются из налогов. У нас так не принято - законодательство не предусматривает такого освобождения. Поэтому и государству надо, если мы хотим поддержать эндаументами вузы, театры, музеи освободить доноров от налогов.

- Если человек планирует работать в банковской, финансовой сфере в России, ему нужно учиться в России?

Периодически мои друзья, и наши выпускники в том числе, советуется по поводу образования детей: «Вот у меня есть возможность отправить ребенка учиться в Америку, Великобританию, Германию». На это я всегда отвечаю так: «Если ты хочешь, чтобы сын или дочь жили и работали в России, то, конечно, учиться надо в России. Базу, бакалавриат закончить здесь. Магистратуру или MBA можно получать за границей. Студент должен понимать экономическую реальность. Несмотря на то, что мы в свое время, например, взяли американскую систему финансового рынка, наша реальность пока другая. Она имеет множество особенностей и их следует изучать здесь.

Наших выпускников ждет огромная работа по формированию настоящего финансового сектора, который бы позволял влиять на экономику в целом.

Сегодня финансовая система - это на 90% банковская система, а 10% - другие сегменты, которые до сих в нашей стране плохо работают. Наши банки используют в лучшем случае 10-12 продуктов, когда западные банки - десятки инструментов. Как – то министр финансов Российской империи Егор Фрацевич Канкрин сказал: «Заслуги свои перед отечеством я вижу не в том, что сделал, а в том, что не разрешил сделать». К сожалению, многие его последователи больше делают упор на то, что «не разрешили». Мало предложений по развитию экономики, финансового сектора, увеличению бюджетных и небюджетных инвестиций. Сокращаются инвестиции как государственные, так и частные. Про иностранные инвестиции вообще речь не идет. А реального механизма реиндустриализации или хотя бы развития индустрии пока нет.

- В уставе университета есть строка, что его может возглавлять только его выпускник?

Нет, конечно. Но знаете, это было бы здорово. Та структура, которую я назвал семьей, может появиться только в том случае, если есть носитель традиций. Если каждый раз заново начинать создавать историю, не получится никакой семьи. Конечно, Минюст такого устава не зарегистрирует, но идея хорошая.