Как называется автор произведения без семьи. Без семьи (др

В слове «талисман» нечто большее, чем просто красивый сувенир. Для человека это оберег, который несет в себе важный смысл, отгоняет злую силу от человеческой души. Наши прадеды не обходились без символов защиты во многих начинаниях, традиционных обрядах. Что означает и как подобрать для себя оберег?

История возникновения оберегов

Обереги древних славян – это интерпретация совсем другого восприятия окружающего мира, нежели в современное время. Все привычные для нас вещи для предков были окутаны таинственностью, магией, знаниями, сильной волшебной силой. Языческие традиции были очень сильными в восприятии, люди боялись великих таинственных сил, их влияния на жизнь, текущие события. Славянские амулеты пошли от язычества, в которые люди не переставали верить, даже после принятия православного христианства.

Поклонение стихиям природы послужило превращению их в обереги. Знаковые природные явления стали символами защиты. К примеру, поле, засеянное в виде ромба, являлось символом плодородия, а волнистые линии, крест наискосок, звезда с шестью лучами значились как символы воды, огня, грома. Каждый знак интерпретировался по-своему, применялся в различных ситуациях.

Какими свойствами обладают обереги древних славян

Разновидностей оберегов очень много, поэтому древнеславянские символы можно условно разделить на:

  • личные старославянские обереги (разные украшения – подвески, кулоны, пояса, серьги, кольца);
  • защитные символы для дома (оберег для жилья от всяческих бедствий);
  • обереги на удачу;
  • славянские символы любви;
  • обереги-узоры, фото или татуировки.

Насколько сильными являются обереги славян и их значение, объясняется еще процессом их изготовления. Самыми сильными являлись те предметы, которые изготовлялись будущим владельцем самостоятельно. В этом процессе участвует сила, энергетика души, вкладываемая в свой труд. Предки никогда не садились делать для себя амулеты в плохом настроении, считая, что эмоциональный фон передается оберегу.

Сейчас мало кто изготавливает обереги самостоятельно. Обереги славян и их значение для предков было колоссальным, учитывались многие детали. Если человек приобретает себе уже готовый предмет, то важно точно знать, какой смысл, силу несет он. Украшение нельзя подбирать наобум, ожидать только от него слишком многого. Нужно верить в силу славянского оберега, а он сохранит все энергетические положительные силы человека, защитив его от негативного воздействия окружающих.

Что означает славянская символика

Обереги славян наделены своими индивидуальными значениями и свойствами:

  1. Алтарник – означает единство народа.
  2. Сварожичь – славянская защита жизни человека от зла, смерти.
  3. Боговник – олицетворение бесконечной силы для честных людей.
  4. Агни – символ уюта, защита построек от пожаров, наделение мудростью человека.
  5. Знич – долголетие, источник сил, нескончаемой энергии.
  6. Ратиборец – символ храбрости, отваги, огня.
  7. Рысич – защита религиозных построений, родовой оберег.
  8. Свадебник – защита новобрачных от гнева, обид, семейный оберег.
  9. Дуния – единство семьи, детская защита.
  10. Коловрат – покровительство от высших сил, защита от зла.
  11. Небесный вепрь – сила мудрости, связь прошлой и будущей жизни.
  12. Светоч – помощник в раскрытии сущности бытия.
  13. Свитовит – оберег и помощь в рождении сильных детей.
  14. Свастика – символ обновления мира.
  15. Солард – плодородность и щедрость Земли.
  16. Всеславец – сохранение жилища от огня, а семейства – от войны.
  17. Волот – прибытие человеку силы.
  18. Святоч – символ озарения и непорочности одновременно.
  19. Перуница – предвещание победы.
  20. Черное солнце – духовная связь человека с предками и потомками.
  21. Звезда Лады – вера, порядочность, справедливость.
  22. Огневица – женский оберег от сглаза, чужой неприязни, заговора.
  23. Крест Сварога – сварогий символ, как поклонение богу.

Самые популярные славянские обереги и их значение

Существует множество вариантов символов, но обереги славян и их индивидуальное значение в чем-то схожи. Абсолютно все они защищают человека от зла, плохих поступков, мыслей. Во всей классификации выделена особая группа популярных, значимых символов. Эти значки узнаваемы, применяются для создания украшений, вышивок, специальных рисунков для построений, комнат, предметов интерьера.

Макошь

Женский талисман, который хранит всю энергию, тепло, требуемые для сохранности добрых отношений в семье. Подойдет зрелым, семейным представительницам женского пола, которые почитают традиции, уважают свои родственные связи. Макошь символизирует счастье, благополучие, изобилие в семейном очаге.

Лунница

Очень мощный оберег, в котором заключалось женское счастье, здоровье. Полезен знак для беременных женщин, предвещает им благополучные роды, рождение сильного, здорового ребенка. Получение родового начала происходило через Лунницу, которая символически значит плодородие, расцвет.

Ладинец

Восьмиконечная звезда с изогнутыми конечностями предполагалась для девушек с трех лет. Считается, что для женщины этот знак несет хорошую интуицию, чуткое отношение, полезен для снятия боли, заболеваний женских органов, сброса лишнего веса.

Молвинец

Истоки появления знака неизвестны, но славяне знали – этот знак лучшая защита от злых мыслей, слов, человеческих наговоров. Обереги Молвинца славян и их значение говорят о том, что знак защищает целый род.

Валькирия

Честность, мир, справедливость поступков, действий – описание этого немного агрессивного символа. Обретение такого знака мужчиной обеспечивало ему силу, мудрость и понимание в разрешении конфликтных вопросов.Такой оберег дарили воинам.

Звезда Руси

Переплетение женского и мужского начала легло в значение этого оберега. Гармония настоящего, прошлого и будущего оберегалась волшебным знаком. Славяне видели в нем мудрость, понимание мира.

Символ рода

Универсальный оберег с силой самого Солнца. Тем, кто почитает свою семью, род, этот амулет приносил мудрость, тепло в домашнем кругу и понимание.

Одолень трава

Растение Одолень исцеляло болезни у славян, поэтому и стало прототипом оберега. Для человека, который носил такой знак, в нем была своего рода защита от злых духов.

Какие самые сильные обереги для дома

  1. Лики – иконы из цельного материала, созданные для привлечения Покровителей.
  2. Чуры – каменные или деревянные статуэтки для прославления рода.
  3. Панно – вышитое орнаментами, знаками, с артефактами, украшенное подковами.
  4. Амулет – одевают домочадцы и домашние животные. Делается из глины, дерева, ниток.
  5. Вышитые картинки, образы и истории Богов.
  6. Куклы – можно использовать яркое магическое «Божье Око», «Птица счастья» из дерева кедра, ели, пихты.
  7. Флюгер в виде петуха или лошади.
  8. Символы Солнца на ставнях и наличниках.

Как подобрать для себя оберег

Учтите важные моменты в выборе украшений:

  1. Сразу определитесь, кому нужен оберег: пол человека, возраст, семейный статус, опыт.
  2. Выберите, какое назначение вашего символа, в каком виде его лучше воплотить, чтобы носить ежедневно. Можно просто купить с инструкцией готовый оберег в интернет-магазине или заказать в мастерской (в Москве, Санкт-Петербурге).
  3. Изучите внимательно, что означает языческий значок будущего оберега.
  4. Самая сильная защита в украшениях, которые охраняют область головы и сердца.
  5. Сделать амулеты лучше из натуральных материалов – ниток, дерева, зерновых культур, засушенных трав, костного материала, серебра.

Видео: что такое славянские руны и их значение

Наши древние предки славяне в течение многих столетий использовали разнообразные обереги и талисманы, наделенные светлой природной магией. Такие вещицы можно было встретить в каждом доме, в каждой семье на Руси. Их форма, внешний вид могли рассказать не только об истории рода, но и о цели использования. Каждый такой магический сегмент нес в себе уникальное сакральное значение. В то время их изготавливали только своими руками, в связи с чем существенно увеличивался внутренний потенциал оберегов. Именно поэтому мы решили рассказать про эти артефакты и про то, какой смысл в себе несет каждый магический русский оберег.

Древнерусские обереги и прочие подобные вещицы были тесно связаны с природой и черпали свои силы из всего окружающего. Артефакты, наполненные магией, стали неотъемлемой частью жизни наших предков, так как они были способны не только ограждать своих владельцев, защищать их, но и притягивать к ним всевозможные блага.

В былые века русские обереги, значение которых формировалось под воздействием окружающей природы и происходящих в ней явлений, сопровождали славян в течение всей их жизни. В наши дни они не так распространены, хотя популярность к подобным народным вещицам растет с каждым днем. Осознавая мощь Вселенной, и улавливая связь магических элементов с последующими событиями, люди стремятся использовать такую возможность, чтобы менять свою жизнь к лучшему.

Обращаясь к наследию наших предков, каждый желающий сможет подобрать себе наиболее подходящий магический предмет. Тем более, что ассортимент таких предметов очень разнообразен. Будь то мотаные обереговые куклы или талисманы-украшения, кулоны в виде самоцветов или символика в нашивке, все эти древнерусские артефакты обладали определенными способностями и поэтому подразделялись на несколько групп:

  • Вещественные обереги. Эти вещицы представляли собой различные созданные своими руками изделия. В большинстве случаев такие поделки изготавливались с определенной целью, несли определенное значение и могли воздействовать на разные сферы деятельности человека.
  • Символические. Эта группа оберегов объединяет все народные знаки, элементы, узоры и символы, в которых наши предки выражали связь с Божествами, а также покровителями земного мира.
  • Словесные – заговоры, заклинания, молитвы. Название этой группы говорит само за себя, ведь относящиеся к ней обереги представляют раздел светлой словесной магии, где сила заключена в произносимых словах.

Многие из этих артефактов считаются уникальными оберегами. То есть, их можно применять в различных ситуациях (для защиты от зла и сглаза, для исцеления или привлечения благ).

В то же время существуют и индивидуальные обереги, которые создают своими руками для конкретных задач (обереговые куклы, символика в нашивке, руны). Их значение и потенциал более глубокие, так как при создании таких магических помощников в них вкладывается больше энергетики мастера.

Как правильно подобрать магический предмет?

В первую очередь, решившись стать обладателем магического оберега, стоит определиться со своими пожеланиями. Отчетливо осознавая, для чего вам понадобился оберег, нужно сопоставить его значение своим пожеланиям.

Как говорилось ранее, самыми сильными считаются обереги (куклы, украшения, венички), сделанные своими руками. Создавать их совсем несложно, если предварительно окунуться в историю наших предков и ознакомиться с правилами изготовления подобных поделок. Также можно получить оберег в дар от близкого человека. Но в этом случае преподносящий подарок человек должен искренне желать только самого лучшего для вас, чтобы магический помощник стал действительно полезной вещицей.

Самым простым способом стать владельцем оберега является его приобретение. Сейчас множество старинных артефактов имеются в продаже в эзотерических магазинчиках и сувенирных лавках. Среди них можно найти и древнерусские народные предметы. Изучая прилавок с подобными вещицами, обращать внимание следует на те, которые будут соответствовать вашим нуждам и пожеланиям. Магический артефакт должен притягивать взгляд, вызывать желание взять его в руки, а при непосредственном контакте побуждать приятные ощущения.

Купить оберег легче всего. Однако стоит помнить и о свойствах таких предметов, которые существенно уступают изготовленным своими руками. Поэтому, желая вызвать в своей жизни перемены к лучшему, выделите время, чтобы самому сделать мощный магический оберег.

Обереговые вещицы для дома

На Руси самыми распространенными оберегами, используемыми для защиты дома и привлечения в него всевозможных благ, были:

  • мотанные из ткани и нитей куклы;
  • миниатюрные символические венички;
  • подковы и колокольчики;
  • подушечки с травяными сборами.

В каждом доме можно было встретить оберег, который изготавливали из даров природы. Природная магия, которой были пропитаны такие материалы, обеспечивала высокую эффективность поделки. В процессе изготовления таких вещиц использовали и солому, и лен, и разные травяные сборы.

В современном мире подобные магические помощники также нашли свое применение. Все также в домах встречаются сувенирные небольшие венички, травяные мешочки и тряпичные куклы. Создавая их, люди надеются оградиться от зла и привлечь к себе достаток, благополучие. Многие из них обращаются именно к древнерусским символам и артефактам, так как все легенды и поверья указывают на их уникальные свойства и глубокое сакральное значение.

Образ мифического существа

Еще одной разновидностью домашних оберегов считаются обереги Домовые. Обычай изготавливать своими руками подобные поделки появился очень давно, и связан он с самим мифическим героем, проживающим, по мнению наших предков, в каждом доме. Этому существу преподносили разные вкусности и, в первую очередь, молоко. Делали это с той целью, чтобы задобрить домашний дух. Если Домовой был обижен, он мог изрядно покапризничать, пряча хозяйские вещи.

Как и остальные русские обереги, домашний амулет Домовой обладал большей силой, если его создавали своими руками будущие владельцы. В процессе изготовления не использовались режущие инструменты и острые предметы, зато должны были обязательно присутствовать натуральные компоненты. Так, например, традиционные народные обереги Домовые изготавливали своими руками из:

  • соломы
  • соленого теста;
  • натуральных тканей.

В современном мире такие древнерусские поделки также присутствуют. Но сейчас они больше воспринимаются не так, как магические предметы. Их дарят родным и близким в качестве оригинального сувенира. Такими изделиями заполнены прилавки магазинчиков, поэтому проблем с приобретением подобной вещички не возникнет. Однако, если вы действительно хотите получить действенный оберег для себя, своих близких или жилища, рекомендуется выполнять его, как и другие поделки (куклы, талисманы, веники), собственноручно.

Обереговые талисманы для малышей

Особое внимание на Руси уделялось защите детей. Обереги для малышей, новорожденных крох и деток постарше внешне могли выглядеть по-разному, но все они были направлены на единое действие – оградить от всевозможных напастей свое чадо.

Как и остальные древнерусские артефакты, обереги для детей несут мощное сакральное значение. Они способны создавать вокруг младенца энергетический щит, ограждающий его от негатива. К свойствам такого щита также можно отнести защиту малыша от сглаза, порчи, завистливых слов и даже некоторых болезней.

В большинстве случаев обереги для деток на Руси выполнялись своими руками, кроме тех, которые были дарованы природой или были найдены. К подобным изделиям можно отнести:

  • природные камни, подобранные по дате рождения ребенка;
  • травы;
  • мешочки с плодами, злаковыми.

Из собственноручно создаваемых детских талисманов популярными были:

  • тряпичные куклы, сопровождающие малыша с первых дней жизни;
  • одежды с вышивкой, символы в которой несли конкретное значение в зависимости от пожеланий матери;
  • крестик;
  • булавки.

Все эти предметы делались собственноручно матерью. Вынашивая малыша, она могла заблаговременно сделать для него защиту в виде той же мотаной куклы.

По окончании изготовления оберег клали в кроватку, чтобы с первых дней появления на свет крохи он мог защитить беззащитного новорожденного от темных сил и злых духов. В дальнейшем, когда малыш подрастал, он мог ею играться.

Еще одним распространенным оберегом, пришедшим к нам со времен Древней Руси, считается повязанная на запястье ниточка красного цвета. Ее вешали на ручку малышу с той же целью, что и использовали куклу. Такой способ очень прост, но, тем не менее, очень эффективен. Главное – использовать нить натурального происхождения и только красного цвета.

Повесть “Без семьи” принадлежит перу известного французского писателя Гектора Мало (1830–1907). Г. Мало является автором многих книг. Некоторые из них были написаны для детей и юношества, но ни одна не принесла ему такой популярности и признания, как повесть “Без семьи”, вышедшая в 1878 году.

В повести многое по праву привлекает внимание юных читателей: и занимательный сюжет, и необычность судьбы героев, и разнообразный общественный фон, и, наконец, живая, доходчивая речь автора. Книга эта давно стала популярным пособием при изучении французского языка в школах.

“Без семьи” – это рассказ о жизни и приключениях мальчика Реми, который долгое время не знает, кто его родители, и скитается по чужим людям как сирота.

Писатель с большим мастерством рассказывает о жизни Реми, о его друзьях доброй матушке Барберен, благородном Виталисе, преданном друге Маттиа, и врагах – жестоком Гарафоли, бесчестном Дрисколе, коварном Джеймсе Миллигане. Много внимания уделяет Г. Мало описанию животных – обезьянки Душки, собак Капи, Дольче и Зербино, которые также являются полноправными действующими лицами повести. Образы животных сразу же запоминаются. В первую очередь это относится к пуделю Капи.

Внимательно следя за судьбой Реми, мысленно путешествуя вместе с ним по стране, читатель многое узнает о жизни французского народа, о нравах и обычаях того времени. Крестьяне, шахтеры, бродячие актеры, мошенники и честные люди, богатые и бедные – все эти персонажи, составляющие пестрый фон, одновременно имеют большой самостоятельный интерес. “Без семьи” дает разнообразный материал, рисующий тяжелую жизнь народа в капиталистической стране. Именно эта сторона книги будет несомненно поучительна для советских ребят.

Г. Мало показывает, что в обществе, в котором живут Реми и его друзья, всем управляют деньги. Жажда наживы толкает людей на чудовищные преступления. Это обстоятельство во многом определило и судьбу героя книги. Родственные отношения, понятие долга, благородство – все это отходит на задний план перед стремлением овладеть богатством. Убедительный пример тому – фигура Джеймса Миллигана. Ни перед чем не останавливаясь, чтобы овладеть имуществом брата, он хочет любой ценой избавиться от его наследников – своих племянников. Один из них, Артур, – физически слабый ребенок, и дядя цинично надеется на его раннюю смерть. Больше беспокоит его другой – Реми. Поэтому Джеймс Миллиган с помощью негодяя Дрискола выкрадывает мальчика у родителей.

Писатель рассказывает, что в мире собственников, где все продается и покупается, детей покупают и продают, как вещи. Продан Реми, продан Маттиа. Хозяин, купивший ребенка, считает себя вправе морить его голодом, избивать, издеваться над ним. Вот почему для вечно голодного, постоянно избиваемого Маттиа – величайшее счастье попасть в больницу, а здоровый и сильный Реми завидует Артуру, больному, прикованному к постели, но всегда сытому и окруженному вниманием.

Семья в представлении Реми олицетворяет не только любовь и заботу родителей, она – единственно надежная опора, защита от превратностей суровой, несправедливой судьбы.

Многое в повести изобличает пороки капиталистической системы, характеризует тяжелую жизнь народа. Невыносимы условия труда шахтеров, зыбко и непрочно благополучие простых людей, живущих своим трудом. Потерявший трудоспособность Барберен не может и мечтать о каком-либо пособии: его судьбой не интересуется ни хозяин предприятия, ни государство. Когда честный труженик Акен оказывается разоренным, то и ему неоткуда ждать помощи. Более того, он попадает в тюрьму, так как не в состоянии выполнить заключенное им ранее денежное соглашение.

Полиция, суд, тюрьмы – все обращено против простых людей. Яркая иллюстрация этому – арест Виталиса: “блюститель порядка”, полицейский вовлекает его в скандал, арестовывает, а суд присуждает ни в чем не повинного музыканта к тюремному заключению. Судьба Виталиса – убедительное подтверждение того, как мало в буржуазном обществе ценят людей по их настоящим заслугам; это еще одна история гибели таланта в мире наживы. Некогда знаменитый артист, всеми почитаемый певец, потеряв голос, он вынужден заняться бродяжничеством и умирает в нужде и безвестности.

Можно привести и другие примеры из повести, которые раскрывают перед читателем безрадостную картину жизни простых людей Франции и обличают нравы буржуазного общества, где судьбы людей определяют деньги и знатность, а не подлинные человеческие достоинства.

Г. Мало несомненно был внимательным наблюдателем жизни, но ему был свойствен недостаток, присущий многим буржуазным писателям. Обобщить увиденное, сделать должные выводы, до конца раскрыть затронутую им тему он не сумел. Многие правдиво рассказанные события, верно подмеченные факты не получают в повести правильного объяснения. В этом, конечно, сказалась узость общественных взглядов писателя, его неумение или нежелание выступить с последовательным обличением буржуазного мира. Г. Мало как бы опасается тех выводов, к которым может привести читателя поучительная история Реми.

Нередко, правдиво изображая тяжелую жизнь народа, вставая на защиту своего героя, явившегося жертвой мира наживы и стяжательства, Г. Мало стремится классовые пороки буржуазии приписать лишь отдельным “злым людям” – таким, как, например, Джеймс Миллиган, и, наоборот, с умилением вспоминает о таких “добрых” богачах, как госпожа Миллиган. Это определило и неправдоподобие отдельных черт характера героя. Так, Реми, неглупый, энергичный мальчик, никогда не задумывается над несправедливостью собственного положения и положения своих близких; он без малейшего протеста смиренно голодает и переносит все тяготы, которые выпадают на его долю. Пытаясь смягчить впечатление от нарисованной им самим картины, писатель стремится привести своих героев к благополучию, наградить добродетель и наказать порок во что бы то ни стало. В конце книги все препятствия, лежащие на их пути, устраняются при помощи тех же денег и богатых людей, от которых так много претерпели Реми и его друзья.

Но все эти недостатки не лишают книгу Г. Мало большой познавательной ценности. Прошло много лет со дня написания повести. За это время еще беспощаднее стал гнет капитала во Франции, еще тяжелее и бесправнее – жизнь народа. Но повесть “Без семьи” несомненно с интересом будет прочитана как правдивый рассказ о жизни и испытаниях одинокого ребенка, о тяжелом положении простых людей из народа в капиталистическом обществе.

(Пока оценок нет)

Гектор Мало

Без семьи

Г. МАЛО И ЕГО ПОВЕСТЬ «БЕЗ СЕМЬИ»

Повесть «Без семьи» принадлежит перу известного французского писателя Гектора Мало (1830–1907). Г. Мало является автором многих книг. Некоторые из них были написаны для детей и юношества, но ни одна не принесла ему такой популярности и признания, как повесть «Без семьи», вышедшая в 1878 году.

В повести многое по праву привлекает внимание юных читателей: и занимательный сюжет, и необычность судьбы героев, и разнообразный общественный фон, и, наконец, живая, доходчивая речь автора. Книга эта давно стала популярным пособием при изучении французского языка в школах.

«Без семьи» – это рассказ о жизни и приключениях мальчика Реми, который долгое время не знает, кто его родители, и скитается по чужим людям как сирота.

Писатель с большим мастерством рассказывает о жизни Реми, о его друзьях доброй матушке Барберен, благородном Виталисе, преданном друге Маттиа, и врагах – жестоком Гарафоли, бесчестном Дрисколе, коварном Джеймсе Миллигане. Много внимания уделяет Г. Мало описанию животных – обезьянки Душки, собак Капи, Дольче и Зербино, которые также являются полноправными действующими лицами повести. Образы животных сразу же запоминаются. В первую очередь это относится к пуделю Капи.

Внимательно следя за судьбой Реми, мысленно путешествуя вместе с ним по стране, читатель многое узнает о жизни французского народа, о нравах и обычаях того времени. Крестьяне, шахтеры, бродячие актеры, мошенники и честные люди, богатые и бедные – все эти персонажи, составляющие пестрый фон, одновременно имеют большой самостоятельный интерес. «Без семьи» дает разнообразный материал, рисующий тяжелую жизнь народа в капиталистической стране. Именно эта сторона книги будет несомненно поучительна для советских ребят.

Г. Мало показывает, что в обществе, в котором живут Реми и его друзья, всем управляют деньги. Жажда наживы толкает людей на чудовищные преступления. Это обстоятельство во многом определило и судьбу героя книги. Родственные отношения, понятие долга, благородство – все это отходит на задний план перед стремлением овладеть богатством. Убедительный пример тому – фигура Джеймса Миллигана. Ни перед чем не останавливаясь, чтобы овладеть имуществом брата, он хочет любой ценой избавиться от его наследников – своих племянников. Один из них, Артур, – физически слабый ребенок, и дядя цинично надеется на его раннюю смерть. Больше беспокоит его другой – Реми. Поэтому Джеймс Миллиган с помощью негодяя Дрискола выкрадывает мальчика у родителей.

Писатель рассказывает, что в мире собственников, где все продается и покупается, детей покупают и продают, как вещи. Продан Реми, продан Маттиа. Хозяин, купивший ребенка, считает себя вправе морить его голодом, избивать, издеваться над ним. Вот почему для вечно голодного, постоянно избиваемого Маттиа – величайшее счастье попасть в больницу, а здоровый и сильный Реми завидует Артуру, больному, прикованному к постели, но всегда сытому и окруженному вниманием.

Семья в представлении Реми олицетворяет не только любовь и заботу родителей, она – единственно надежная опора, защита от превратностей суровой, несправедливой судьбы.

Многое в повести изобличает пороки капиталистической системы, характеризует тяжелую жизнь народа. Невыносимы условия труда шахтеров, зыбко и непрочно благополучие простых людей, живущих своим трудом. Потерявший трудоспособность Барберен не может и мечтать о каком-либо пособии: его судьбой не интересуется ни хозяин предприятия, ни государство. Когда честный труженик Акен оказывается разоренным, то и ему неоткуда ждать помощи. Более того, он попадает в тюрьму, так как не в состоянии выполнить заключенное им ранее денежное соглашение. Полиция, суд, тюрьмы – все обращено против простых людей. Яркая иллюстрация этому – арест Виталиса: «блюститель порядка», полицейский вовлекает его в скандал, арестовывает, а суд присуждает ни в чем не повинного музыканта к тюремному заключению. Судьба Виталиса – убедительное подтверждение того, как мало в буржуазном обществе ценят людей по их настоящим заслугам; это еще одна история гибели таланта в мире наживы. Некогда знаменитый артист, всеми почитаемый певец, потеряв голос, он вынужден заняться бродяжничеством и умирает в нужде и безвестности.

Можно привести и другие примеры из повести, которые раскрывают перед читателем безрадостную картину жизни простых людей Франции и обличают нравы буржуазного общества, где судьбы людей определяют деньги и знатность, а не подлинные человеческие достоинства.

Г. Мало несомненно был внимательным наблюдателем жизни, но ему был свойствен недостаток, присущий многим буржуазным писателям. Обобщить увиденное, сделать должные выводы, до конца раскрыть затронутую им тему он не сумел. Многие правдиво рассказанные события, верно подмеченные факты не получают в повести правильного объяснения. В этом, конечно, сказалась узость общественных взглядов писателя, его неумение или нежелание выступить с последовательным обличением буржуазного мира. Г. Мало как бы опасается тех выводов, к которым может привести читателя поучительная история Реми.

Нередко, правдиво изображая тяжелую жизнь народа, вставая на защиту своего героя, явившегося жертвой мира наживы и стяжательства, Г. Мало стремится классовые пороки буржуазии приписать лишь отдельным «злым людям» – таким, как, например, Джеймс Миллиган, и, наоборот, с умилением вспоминает о таких «добрых» богачах, как госпожа Миллиган. Это определило и неправдоподобие отдельных черт характера героя. Так, Реми, неглупый, энергичный мальчик, никогда не задумывается над несправедливостью собственного положения и положения своих близких; он без малейшего протеста смиренно голодает и переносит все тяготы, которые выпадают на его долю. Пытаясь смягчить впечатление от нарисованной им самим картины, писатель стремится привести своих героев к благополучию, наградить добродетель и наказать порок во что бы то ни стало. В конце книги все препятствия, лежащие на их пути, устраняются при помощи тех же денег и богатых людей, от которых так много претерпели Реми и его друзья.

Но все эти недостатки не лишают книгу Г. Мало большой познавательной ценности. Прошло много лет со дня написания повести. За это время еще беспощаднее стал гнет капитала во Франции, еще тяжелее и бесправнее – жизнь народа. Но повесть «Без семьи» несомненно с интересом будет прочитана как правдивый рассказ о жизни и испытаниях одинокого ребенка, о тяжелом положении простых людей из народа в капиталистическом обществе.

Ю. Кондратьева.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ГЛАВА I. В ДЕРЕВНЕ

Я – найденыш.

Но до восьми лет я этого не знал и был уверен, что у меня, как и у других детей, есть мать, потому что, когда я плакал, какая-то женщина нежно обнимала и утешала меня и слезы мои тотчас же высыхали.

Вечером, когда я ложился спать в свою постельку, эта же женщина подходила и целовала меня, а в холодное зимнее время согревала своими руками мои озябшие ноги, напевая при этом песенку, мотив и слова которой я прекрасно помню до сих пор.

Если гроза заставала меня в то время, когда я пас нашу корову на пустырях, она выбегала ко мне навстречу и, стараясь укрыть от дождя, набрасывала мне на голову и плечи свою шерстяную юбку.

Я рассказывал ей о своих огорчениях, о ссорах с товарищами, и немногими ласковыми словами она всегда умела успокоить и образумить меня.

Ее постоянные заботы, внимание и доброта, даже ее воркотня, в которую она вкладывала столько нежности, – все заставляло меня считать ее своей матерью. Но вот как я узнал, что я был только ее приемным сыном.

Деревушка Шаванон, где я вырос и провел свое раннее детство, – одна из самых бедных деревень центральной Франции. Почва здесь крайне неплодородна и требует постоянного удобрения, поэтому обработанных и засеянных полей в этих краях чрезвычайно мало, и повсюду тянутся огромные пустыри. За пустырями начинаются степи, где обычно дуют холодные резкие ветры, мешающие росту деревьев; оттого деревья встречаются тут редко, и то какие-то малорослые, чахлые, искалеченные. Настоящие, большие деревья – красивые, пышные каштаны и могучие дубы – растут только в долинах по берегам рек.