Понедельник начинается в субботу персонажи. Аркадий и борис стругацкие - "понедельник начинается в субботу"

И снова здравствуйте. Я сама себе стала напоминать муху, бьющуюся о стекло, пытающуюся найти выход... Это моя четвёртая встреча с творчеством братьев Стругацких. При чём первая была тяжкая, но любопытная – Обитаемый остров исследован и не понят. Вторая была легче, но менее интересная – раскрыта тайна отеля "У погибшего альпиниста". Третье свидание вовсе не удалось, было тягомотно, скучно и вообще не понятно зачем – не зря я не питаю привязанности к моллюскам, хоть на склоне, хоть в кустах (хотя мидии и кальмары нравятся, ага). И вот она, четвёртая встреча! Такая долгожданная и многообещающая!

Ух! Начало просто шик: типичный городской трудяжка в отпуске, потянуло его в дикие места, да с палаткой, прокатной машиной, да с друзьями по уговору встретиться должны не сразу. Что-то даже ужастиком попахивает, особенно когда на встречу машине из лесу выползают двое... Интересно, подобрал бы Сашка Привалов этих персонажей, если бы знал, чем всё обернётся для него в будущем? Он бы точно подобрал, а я бы наверное отменила отпуск, развернулась на 180° и двинула домой, в объятия любимого дивана, а не этого ретранслятора из запасников на Лукоморье...

Следующая за этой судьбоносной встречей история ну просто шедевральная! Сказочные персонажи, магические предметы, волшебные появления и не менее мистические исчезания, говорящие коты и щуки, русалки с акульими хвостами, неподражаемая Наина Киевна... Да, я почувствовала ту самую идею, которую почерпнули сценаристы для создания одного из самых любимых моих фильмов детства, юности, да и в нынешнее время тоже – "Чародеи". И как жаль, что всякой сказочке приходит конец. В этом конкретном случае я не хотела бы знать, что осталось за кадром...

А всё потому, что за кадром оказались другие истории Сашки. Истории не чужака в сказочном мире, а типичного сотрудника НИИЧАВО, вросшего в волшебство и магию, переставшего удивляться, а значит, и рассказать удивительно и весело не способный. Вот Вам очень интересно узнать, как какой-нибудь родственник учёный-биохимик в лаборотории синтезировал супер-пупер-дупер сложно выделяемый белок? Нет, вряд-ли. А вот истории из общажного студенчества и аспирантуры? Случаи попорченного оборудования, незапланированного взрыва, потерянного реагента или чего-то подобного – это смешно или забавно по меньшей мере. Вот и тут, знакомство Привалова с Соловцом, сотрудниками и их специфическими отраслями исследований в высшей степени веселы, а вот проза жизни оказалась более прозаична для меня (извините за каламбур).

Таким образом, три четверти книги прошли мимо меня. И это печально. Пойду, что ли, "Чародеев" пересмотрю, в сказку окунусь... А то птичку, понимаешь ли, жалко. Фотончика 190573...

Понедельник начинается в субботу (повесть)

А. и Б. Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу». Издание 1979 года

«Понеде́льник начина́ется в суббо́ту» () - фантастическая юмористическая повесть братьев Стругацких , одно из наиболее своеобразных воплощений советской утопии 1960-х годов, художественная реализация мечты авторов о возможности для современного талантливого человека сосредоточиться на научном творчестве и познании тайн Вселенной. Существенную роль в повести играют также ярко выраженные сатирические мотивы; в ней высмеиваются приспособленцы, бюрократы и жулики от науки.

Сюжет

Повесть состоит из трёх частей: «Суета вокруг дивана», «Суета сует», «Всяческая суета». Первая часть композиционно работает как вводная, вторая носит сатирический и полемический характер, третья пытается исследовать природу научного творчества и роль, которую играет в нём воображение и способность к нестандартному мышлению.

Иллюстрация Евгения Мигунова к повести «Понедельник начинается в субботу»

«Суета вокруг дивана»

Повествование ведётся от лица Александра Привалова - ленинградского программиста, который во время отпуска поблизости от северного города Соловец подвозит автостопом двух сотрудников местного института. Они устраивают его переночевать в музей института - ИЗНАКУРНОЖ (Избушку на курьих ножках) на улице Лукоморье. Поначалу Привалов воспринимает как должное и смотрительницу музея , Наину Киевну Горыныч , и то, что в музее и в городе постоянно происходят необычные события, но постепенно приходит к выводу, что все эти необычности должны укладываться в какую-то систему. Магическое зеркало, огромный говорящий кот, выловленная в колодце замшелая щука, которая предлагает ему исполнение желаний, странные сны, которые воспринимаются как реальность, представляются Привалову прежде всего интереснейшим материалом для удовлетворения его любопытства. Он начинает исследовать отдельные проявления этой системы - экспериментирует с неразменным пятаком, вследствие чего оказывается в милиции, где понимает, что для милиционеров происходящие чудеса, в общем, в порядке вещей.

События неожиданно начинают концентрироваться вокруг дивана, на котором спал Привалов. Для начала диван просто исчезает. Затем к Привалову один за другим приходят весьма примечательные личности, которые мимоходом демонстрируют невероятные способности (летают , приобретают невидимость , проходят сквозь стены и т. д.) - все они почему-то интересуются исчезнувшим диваном. Между делом Привалов узнаёт, что диван - на самом деле магический транслятор реальности (откуда и появились «реальные сны») и был похищен одним из молодых сотрудников института Витькой Корнеевым для исследовательской работы, так как официально истребовать его из музея не удалось из-за бюрократической волокиты. Когда скандал с похищением дивана приобретает неуправляемый характер, на помощь Привалову приходит Роман Ойра-Ойра (один из тех, кого Привалов подбросил до города). Он уговаривает Привалова поступить на работу в НИИЧАВО - . Привалов соглашается, так как ему уже сейчас безумно интересно всё происходящее.

«Суета сует»

Действие второй части происходит примерно через полгода после первой.

В предновогоднюю ночь Александр Привалов, который работает заведующим вычислительным центром НИИЧАВО, остаётся дежурить в институте. Он принимает ключи у всех начальников отделов. Перед читателем проходит целая череда ярких персонажей - маги Фёдор Симеонович Киврин и Кристобаль Хозевич Хунта , администратор Модест Матвеевич Камноедов, халтурщики и приспособленцы Мерлин и Амвросий Амбруазович Выбегалло , директор института Янус Полуэктович Невструев (существующий одновременно в двух воплощениях - как администратор А-Янус и как учёный У-Янус) и другие.

Затем Привалов предпринимает обход института - начиная с расположенного в подвале здания вивария , где содержатся опасные магические и мифологические существа, через этажи отделов Линейного счастья, Смысла жизни, Абсолютного знания, Предсказаний и пророчеств, Оборонной магии, Вечной молодости, Универсальных превращений. Обход заканчивается в лаборатории Витьки Корнеева, который, оказывается, решил совсем не уходить с работы и отправил вместо себя отдыхать дубля. Привалов пытается выгнать Корнеева из лаборатории, но с практикующим магом, до крайности увлечённым своими исследованиями, справиться не может. Выйдя из лаборатории Корнеева, он вдруг обнаруживает, что весь институт полон сотрудников, которые вместо того, чтобы встречать Новый год дома, предпочли вернуться в свои лаборатории.

Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно. Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было - «Понедельник начинается в субботу». Да, они знали кое-какие заклинания, умели превращать воду в вино, и каждый из них не затруднился бы накормить пятью хлебами тысячу человек. Но магами они были не поэтому. Это была шелуха, внешнее. Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них наконец в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди. Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чём именно смысл жизни . И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же.

Всеобщая рабоче-праздничная атмосфера нарушается очередным «научным успехом» профессора Выбегалло - в его лаборатории «вылупилась» из автоклава «модель человека, неудовлетворённого желудочно». Модель внешне является копией профессора Выбегалло, а её единственной способностью является пожирание всего съедобного. Профессора срочно вызывают в институт и он появляется в лаборатории вместе с представителями прессы. Оказывается, профессор с целью создания Идеального Человека оттолкнулся от идеи, что Идеальный Человек - это тот, кто способен удовлетворить все свои потребности, и эти исследования уже вышли на этап промежуточного моделирования. Модель успешно демонстрирует, что, удовлетворяя свои желудочные потребности, способна очень много есть - чем дальше, тем больше. В конце концов, модель просто разрывает от обжорства на куски. Профессор Выбегалло сообщает, что испытания прошли успешно и возлагает большие надежды на модель следующего уровня - «модель человека, удовлетворённого полностью» (то есть, в понимании Выбегалло, способного мгновенно удовлетворить все свои потребности).

На совещании у директора института, невольным свидетелем которого становится Привалов, обсуждается вопрос о том, насколько опасной может быть следующая модель. В то время как остальные требуют провести испытания на полигоне, Выбегалло хочет оставить её в лаборатории. Однако он немедленно меняет точку зрения, когда Янус Полуэктович решает проводить испытания на полигоне в связи с тем, что «эксперимент будет сопровождаться значительными разрушениями». Невструев также почему-то выносит «предварительную благодарность» Роману Ойра-Ойра за «находчивость и мужество».

Именно так всё и происходит - модель Идеального Потребителя сразу после рождения переносит к себе все материальные ценности, до которых смогла дотянуться своими магическими способностями, а затем пытается свернуть пространство, - видимо, чтобы обрести всемогущество в замкнутом объёме. Катаклизм предотвращает Роман Ойра-Ойра, который бросает в Идеального Потребителя бутылкой с джинном и вырвавшийся на свободу джинн уничтожает выбегалловскую модель до того, как она смогла обрести всемогущество .

«Всяческая суета»

Приложения

В большинстве изданий основной текст повести сопровождается послесловием, якобы написанным по просьбе авторов Александром Приваловым (в котором тот нелицеприятно указывает на ряд допущенных авторами досадных ошибок, хотя и признаёт за повестью ряд достоинств), и глоссарием, в котором разъяснены упомянутые в повести мифологические и магические реалии.

Происхождение названия

Авторство названия принадлежит одной хорошей знакомой Бориса Стругацкого. Дело происходило следующим образом : В середине 60-х был очень популярен Эрнест Хэмингуэй и за его произведениями гонялись по книжным магазинам, книги ходили по рукам и их зачитывали до дыр. И вот однажды у Бориса Стругацкого раздаётся звонок:

Боря! Выложили новую книгу Хэмингуэя! «Понедельник начинается в субботу»! - говорит его добрая приятельница Наталья Свенцицкая.

Борис Натанович оценил шутку и ответил:

Брать обязательно!..

Значение

Повесть «Понедельник начинается в субботу» оказала заметное влияние на мировоззрение нескольких поколений советских читателей -1980-х годов, неоднократно вызывала острую полемику, фразы из неё разошлись на цитаты и доныне широко узнаваемы. Некоторые персонажи повести были использованы в школьных учебных пособиях для облегчения восприятия материала учащимися.

Поскольку повесть во многом была завязана на реалиях социалистической эпохи, после распада глобальной социалистической системы к 1991 году она стала в какой-то мере непонятна новому поколению читателей, что вызвало определённое падение интереса к ней. Однако социальные перемены в России конца XX века оказались не столь фундаментальны, как это поначалу представлялось, постепенно общественная жизнь снова приобрела многие черты советского времени и «Понедельник начинается в субботу» опять оказался неожиданно актуален - как в утопической части (темы психологии творчества, свободы научного поиска, попыток концептуальных научных прорывов), так и в сатирической части (распространение лженаучных концепций и профанация научных достижений, бюрократизм , психология потребительства и т. д.).

Повесть является единственным произведением советской литературы, где сатирически выведен распространённый (особенно в годы сталинизма) тип политического демагога , Выбегалло. Правда, по цензурным соображениям он цитирует не идеологических классиков, а французские афоризмы, но политический упор проявляется постоянно: «внеклассовый огнедышащий дракон», «отгораживаете нашу науку от народа» и т. п. Этот аспект был значительно усилен авторами в продолжении повести, «Сказке о Тройке ».

Публикации

Первое полное книжное издание повести вышло в году в издательстве «Детская литература».

Следующее переиздание повести состоялось только в году.

Продолжения

Продолжением повести, связанным с ним персонажами, стала написанная через несколько лет сатирическая повесть «Сказка о Тройке» , которая была издана в переработанном и сокращённом виде в 1968 году , а в более или менее авторском варианте - только в 1989 году .

Литературные и общекультурные реминисценции в тексте повести

В повести регулярно цитируются (впрямую и «раскавыченно») известные литературные произведения. Вот несколько примеров:

В произведении действуют и упоминаются персонажи и предметы русских сказок , фольклорных и мифологических произведений; несмотря на это повествование носит скорее подчёркнуто бытовой, чем сказочный характер.

  • Авгуры - традиционно занимаются предсказаниями
  • Вурдалаки - согласно глоссарию, «Маги , вставшие по тем или иным причинам на путь абстрактного зла»
  • Василий, говорящий кот - «Кот учёный» из пролога поэмы Пушкина «Руслан и Людмила »
  • Гекатонхейры - сторукие пятидесятиголовые великаны, сыновья верховного бога Урана (неба) и Геи (земли): Бриарей , Котт и Гиес . В книге живут в виварии НИИЧАВО, иногда привлекаются для общих работ в качестве грузчиков
  • Гидра - согласно глоссарию, «реально существующая многоголовая рептилия, дочь З. Горыныча и плезиозаврихи из озера Лох-Несс.»
  • Говорящая щука - щука из русской народная сказки «По щучьему велению»
  • Голем - согласно глоссарию, «один из первых кибернетических роботов»
  • Гомункулус - «искусственное человекоподобное существо, используют для биомеханического моделирования.»
  • Гномы - согласно глоссарию, «большинство гномов - это забытые и сильно усохшие дубли»
  • Демоны Максвелла - швейцары, «всю жизнь они занимались открыванием и закрыванием дверей»
  • Джинны - согласно глоссарию, «почти все джинны являются дублями царя Соломона и современных ему магов »
  • Домовые - согласно глоссарию, «это либо вконец опустившиеся маги, не поддающиеся перевоспитанию, либо помеси гномов с некоторыми домашними животными»
  • Змей Горыныч - в НИИЧАВО используется для опытов («Сам З. Горыныч был заперт в старой котельной…»)
  • Кербер Псоевич Дёмин, завкадрами
  • Кощей Бессмертный - «содержался он в бесконечном предварительном заключении, пока велось бесконечное следствие по делу о бесконечных его преступлениях»
  • Лев Бен Бецалель - предположительно прототипом образа послужил Махараль из Праги
  • «Молот ведьм » - реально существующая книга.
  • Оборотень - согласно глоссарию, «человек, способный превращаться в некоторых животных»
  • Оракул - «„Соловецкий оракул“ - это небольшая тёмная комната, где уже много лет проектируется установить мощную электронно-счётную машину для мелких прорицаний»
  • Пифии - «очень много курят и занимаются общей теорией предсказаний.»
  • Янус Полуэктович Невструев - единый в двух лицах директор института. Получил своё имя от Я́нуса (лат. Ianus, от ianua - «дверь») - в римской мифологии - двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также всяческих начинаний и начал во времени

Прототипы персонажей повести

Известно, что ряд персонажей повести «списаны» авторами с реальных людей, однако Стругацкие избегали раскрывать их имена («Мы всегда предпочитали не распространяться о прототипах наших героев. Далеко не каждому нравится быть прототипом.»

Примечательные моменты в тексте повести

  • При обходе книгохранилища НИИЧАВО Привалов находит «Книгу Судеб» с биографиями людей разумных, которые являются пародией на энциклопедические статьи:

Цитаты

Узнаваемые и популярные цитаты.

  • «А зубом они не цыкают?»
  • «От щедрот пока рубль.»
  • «В таком вот аксепте».
  • « - Однако, - подумал я вслух. - Не просочиться бы в канализацию!..»
  • « - Да, - сказал я с чувством. - Воняет гадостно.»
  • «- А что такое „Упанишады“? - Я уже не был уверен, что сплю. - Не знаю, - сказал голос.»
  • « - Прозрачное масло, находящееся в корове, - с идиотским глубокомыслием произнесло зеркало - не способствует её питанию, но оно снабжает наилучшим питанием, будучи обработано надлежащим способом.»
  • « - Это не козёл! Это наш сотрудник!»
  • «потом Вий наступил себе на левое веко и совсем озверел.»
  • «Лица, поименованные с номера четвёртого по номер двадцать пятый и последний включительно, занесены в списки лиц, допущенных к ночным работам посмертно. В порядке признания их заслуг в прошлом. Теперь вам доступно?»
  • «Моё дело - прекратить разбазаривание, и я его прекращаю.»
  • «При обнаружении фактора горения немедленно звонить по телефону 01 и приступать к принятию мер. На этот случай получите сигнальную дудку для вызова авральной команды…»
  • «Живые души не должны входить, а все прочие не должны выходить. Потому что уже был прен-цен-дент, сбежал чёрт и украл луну. Широко известный пренцендент, даже в кино отражён.»
  • «…было у меня подозрение, что вы всё-таки дубель.»
  • «Выбегалло забегалло?»
  • «Некоторое время мы занимались материализацией. Я творил груши, а Роман требовал, чтобы я их ел. Я отказывался есть, и тогда он заставлял меня творить снова. „Будешь работать, пока не получится что-нибудь съедобное, - говорил он. - А это отдашь Модесту. Он у нас Камноедов“.»
  • «И они доехали до большого озера, и видит Артур: из озера поднялась рука, мозолистая и своя…»
  • « - Кто творил вино?
    - Я.
    - Не забудь завтра заплатить.»
  • «Что касается узких брюк и увлечения джазом, по которым одно время пытались определить степень обезьяноподобия, то довольно быстро выяснилось, что они свойственны даже лучшим из магов.»
  • «…потребности у всех, а селёдка - для модели…»
  • «Оно хочет. И потому оно пока несчастно. Но оно может, и через это „может“ совершается диалектический скачок».
  • «Все мы знаем, что материальное идёт впереди, а духовное идёт позади. Сатур вентур, как известно, нон студит либентур.»
  • «Эту реплику из зала мы, товарищи, сейчас отметём с негодованием. Как неорганизованную.»
  • «Пока насчёт духовных способностей данной модели мы сказать ничего не можем, поскольку её рациональное зерно есть желудочная неудовлетворённость.»
  • «Мои труды читать надо!»
  • «Познание бесконечности требует бесконечного времени. <...> А потому работай не работай - всё едино.»
  • «Бессмыслица - искать решение, если оно и так есть. Речь идёт о том, как поступить с задачей, которая решения не имеет».

Экранизации

Телевизионный фильм Константина Бромберга «Чародеи » (1982) использует отдельные мотивы и персонажей повести «Понедельник начинается в субботу», поскольку первый вариант сценария, написанный Стругацкими, не удовлетворил режиссёра, и авторам было высказано требование написать самостоятельное произведение. Опубликован также написанный Стругацкими сценарий художественного фильма по мотивам повести, который достаточно близок к оригиналу, однако попыток его экранного воплощения до сих пор предпринято не было.

На подъездах к Соловцу Александру Привалову, программисту-математику из Ленинграда, встречаются двое путешественников, которые представляются сотрудниками загадочного научного учреждения под аббревиатурой НИИЧАВО, которую они сами расшифровывают как: Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства. Привалов довозит пешеходов до ИЗНАКУРНОЖа (Избушки на курьих ножках), где их принимает на ночь настоящая Баба Яга.

Всю ночь продолжаются странности: говорит звери, щука исполняет желание, а поутру находит Привалов монету неразменную - пятак. В порядке эксперимента отправляется программист на базар, где покупает на монету различные вещи. В конце концов, его забирают в милицию, причем никто не кажется удивленным необычной валютой. Пятак у у Привалова изымают, его самого отпускают.

Вернувшись к месту ночлега, Привалов продолжает наблюдать непонятное, и с удовольствием принимает приглашение поступить на работу в НИИЧАВО - ему очень хочется во всем разобраться.

Спустя полгода Привалов дежурит по институту, обходит кабинеты и буквально выгоняет оттуда увлеченных работой сотрудников. Маги применяют все свое искусство, чтобы остаться. После встречи Нового Года они снова на рабочих местах, ведь "понедельник начинается в субботу".

Тем временем, профессор Выбегалло создал в лаборатории модель желудочно неудовлетворенного человека. По словам научного работника, он задался целью сотворить полностью удовлетворенного человека, а это -первое звено на пути к цели. Модель демонстрирует свою мощь, пожирая все, что может найти, пока не взрывается от переедания.

Все сотрудники обсуждают вопрос, насколько опасно продолжение опытов. Профессор Выбегалло решительно настроен, испытывать модель в стенах родного института. Наконец, смотр модели проходит на полигоне, где модель притягивает к себе все, в чем нуждается, не брезгуя имуществом собравшихся наблюдателей. Затем модель пробует завернуть вокруг себя ткань пространства, но ее уничтожает джинн из бутылки.

Пока ремонтируют его ЭВМ, Привалов прогуливается по НИИ. Он оказывается в отделе Абсолютного Знания и принимает участие в испытании машины, переносящей человека в вымышленный мир будущего и прошлого. Привалов улетает в будущее, в эпоху покорения космоса и видит много необычного. После возвращения в реальное настоящее, машина исчезает без следа.

Большой переполох производит в НИИ умирающий и воскресающий попугай, который к тому же прекрасно знаком со всеми сотрудниками. Если при нем назвать их фамилии, птица дает каждому краткую и точную характеристику. После долгих размышлений выясняется, что хозяин попугая, директор Янус Полуэктович, открыл тайну потоков времени и, в далеком будущем, обратил время вспять. Теперь он и его питомец живут в обратном времени.

Фантастическая повесть, оказавшая большое влияние на развитие советской литературы, является сатирическим произведением, высмеивающим узнаваемые типы характеров людей своего времени.

Картинка или рисунок Стругацкие - Понедельник начинается в субботу

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Рыбаков Кортик

    Действие происходит в 1921 году. В г. Раевск на каникулы приезжает мальчик Миша Поляков. По своей природной любознательности мальчик тайно наблюдает за местным отставным матросом Сергеем Полевым

НАЧАЛО...- Ну, что, Панас? Аль не признал? Совсем я и не гость! Даже наоборот, как бы…- к сидящему за столом Панасу, уверенной походкой, по хозяйски, направилась коренастая, низкая фигура.- Ты кто?- растерянно спросил Панас.- Да не?! Ну, точно не признал! Да ты не робей! Я так и знал, что не признаешь! Да и откуда!?- от незнакомца веяло уверенностью и доброжелательнос...

(03.01) Самовар, Тихон и нЕжить!

НАЧАЛО...Перед закатом, когда в летнем воздухе зависает тишина, нарушаемая редким и тихим пением вечерних птах, самое благообразное и умиротворительное дело, это заняться растопкой самовара.Да-да, именно растопкой. Чайник с печной плиты, никогда не заменит процедуры благолепия и степенного уюта, которую дарит растопка самовара.Вот и сегодня, Панас, уже привыкший к вне...

(02.02) ПЕРВЫЙ ГОСТЬ. Тайна Карамзина.

НАЧАЛО...- И в чём эта тайна заключается?- поинтересовался Панас.- Все эти события, с тем, что я заблудился и попал в Ваш дом, и все настоящее окружение, предметы, книги в вашей библиотеке. Не обычная речь Ваша. Напомнили мне один случай, который произошёл в моём общении и Николая Михайловича.-С интересом слушаю Вас!-Непременно сейчас все изложу, но сначала нужно пред...

(02.03) ПЕРВЫЙ ГОСТЬ. Трагедия и выбор Карамзина Н.М.

НАЧАЛО...Иван Иванович, наполнил кружку душистым чаем, продолжил свой рассказ:«Я не считаю лишним еще раз сообщить, что при глубоком знании отечественного слова Николай Михайлович, был крайне одарен и имел глубокий ум. Все его знали и почитали как человека пылкого, откровенного и без малейшей желчи, который имел доброту в своём сердце!Всё то время, с момента как он бы...

«Игра престолов» близко: премьера завершающего 8 сезона уже 14 апреля на HBO

Мы так долго ждали, и, наконец-то, уже 14 апреля мир увидит последний сезон культового сериала «Игра престолов». Напомним, что съемки сериала начались еще в октябре 2017 года, и из-за масштабности самого проекта и отсутствия необходимых погодных условий, завершились они только спустя год. За это время было снято всего 6 серий продолжительностью по 1,5 часа. Зомби прос...

(02.01) ПЕРВЫЙ ГОСТЬ. Дмитриев И.И., и прогулка в Тюфелеву Рощу.

НАЧАЛО...В это утро Панас поднялся рано. Солнце еще не взошло, но было уже светло. Лес просыпался. Тишина ночи таяла, разбавляясь светом и редким птичьим пением.Перед закрытой калиткой стоял пожилой мужчина, которому было уже значимо за 60 лет. Он растерянно смотрел на Панаса, вышедшего на крыльцо дома. У ног гостя ходил кругами кот Тихон, изредка притираясь о сапог н...

(01.10) ДЕД ПАНАС. Начало пути.

По возвращению в дом, Панас обнаружил новые сюрпризы.Появился книжный шкаф с массивным набором книг, на различную тему. Были как исторические фолианты, так и книги по ведению хозяйства и бытовому ремонту.Утром первым делом возникло желание сделать полную ревизию в ожидании новых изменений. В огородном погребе никаких изменений не случилось. Всё было так же чисто, ново...

Почти Дракон: Сражение с необычным противником в ожидании Царевны

Жалкое создание! - грозным голосом закричал почти Дракон. - Сейчас ты отведаешь моего меча!С этими словами он принялся яростно колотить прутом по чертополоху.- Это тебе за то, что посмел атаковать великого Дракона своими колючками! Проси пощады!Выкосив весь чертополох с полянки, почти Дракон победно поднял прут в воздух.- Один - ноль! Почти Дракон в очередной раз од...

(01.09) ДЕД ПАНАС. Поход в Лесное.

Хранитель!? Эка вона, перегнуло меня!- сидел на крыльце и думал Панас.После ухода странника, Панас открыл солонку. В ней была с виду обычная крупная соль, но с сероватым оттенком. Макнув в неё палец, на который налипло несколько кристалликов, попробовал на вкус. Обычная соль, но был в ней вкус ветра времен, который объяснял необходимость пути по ним.Тихон вернулся, т...

(01.08) ДЕД ПАНАС. Странник.

Утром Панас вспомнил, что забыл закрыть дверь погреба, который у края огорода. Взял свечу, что бы проверить и не запереть какую либо животинку, возможно забежавшую туда.Залез в погреб, опять всё там проверил, выбравшись оттуда, закрыл дверь и повесил, на петли, поднятый с земли замок. Остался в полном недоумении.Изнутри погреб был на этот раз чист и насколько это возм...

(01.07) ДЕД ПАНАС. Поход в погреб. Пришелец!

На следующее утро Панас, подгоняемый любопытством и каким-то новым чувством тревожного азарта, выйдя из дома, направился к старому погребу, который располагался около огорода.Подошёл к бугру с дверцей, заросшему годами не скашиваемой травой, репьем и прочим сорняком. Встал перед дверью в нерешительности и легком волнении.-А вдруг там?-А что там может быть?-А если? А ч...

(01.06) ДЕД ПАНАС. Уборка и движение к позитиву.

Любой мужик знает как, где и каким образом навести в доме порядок. Пока для этого ему не придется приложить реальное намерение. Ну, а если в доме есть присутствие женщины, то для проведения идеальной уборки, вообще нет преград. Но у Панаса в доме, последней женщина была, это его мама.Не то чтобы Панас в доме никогда не убирался. Просто он это делал только по случаю кр...

Сказки Русского Ветра / Королева Марго / Глава 3 // Другие Миры Королевы Марго....

Сказки Русского Ветра / Королева Марго / Глава 3 // Другие Миры Королевы Марго.... Эпиграф: Пред тем как пожелаешь ты её любить...Исполнит Бог, всё то, о чём ты попросил!Не говори потом: что нет, её ты не любил....(Седьмой сонет Королеве Марго! / Константин Фаэтонов) Королеве Русского Ветра посвящается... Глава 3.Королев...

Сбежавшая Принцесса: Земли, полные чудес

Гости постоялого двора с удивлением смотрели на странного Рыцаря, который вошёл в двери спиной вперёд, волоча за собой огромный меч. Вошедшая следом скромная девушка улыбнулась присутствующим.- Ранен в бою, - пояснила она, - Не смертельно, но целых костей осталось немного.- Кто его так? - сочувственно спросил один из постояльцев.- Я не знаю, а он не говорит - поврежде...

(01.04) ДЕД ПАНАС. Сельский морок.

Двое суток, после эвакуации села, Панас провалялся в полузабытье, не осознавая самого себя. Отказывался принимать происходящее и думать. Верил, что это не по настоящему и завтра все вернутся. Всё снова станет, как и было раньше.В селе полностью отключили электричество. Телевизор не работал. Магнитола тоже была бесполезна, так как в ней давно уже сели батарейки.Хоть бы...

(01.05) ДЕД ПАНАС. Дом.

При входе в хату, пахнуло уютом и неожиданно свежестью.Вытащив из кармана коробок спичек, чиркнул. На подоконнике увидел свечу и зажёг её.Подумал, откуда она здесь?Ответил сам себе: «Наверное, давно стояла здесь. Запамятовал сам!»Сел на табурет и осмотрелся вокруг.От увиденного, под натиском событий, стали приходить воспоминания о детстве. Вспомнил, как мама всегда су...

Почти Дракон: Переломная встреча

Драконы - прекрасные хищники, - бормотал почти Дракон, не сводя глаз с жёлтой бабочки, - Они обладают острым зрением и прекрасным слухом. Благодаря их необычайной ловкости, ничто не способно ускользнуть от них.Подняв хвост, он прыгнул вперёд, пытаясь схватить бабочку, но не долетел и шлёпнулся прямо перед ней. Бабочка вспорхнула и села ему на нос.- Мо...

(01.03) ДЕД ПАНАС. Утреннее чаепитие.

Занимаясь изложением изначальных событий, всё же пришло время вернуться к описанию утреннего чаепития Деда и непосредственно к рецепту самого чая.Нужно сразу сообщить, что сам чай Деда Панаса, не всегда является истинно таковым. Это скорее ежедневная утренняя и вечерняя церемония приготовления отваров различных кореньев, листьев, стеблей, ягод и чего-то там еще.В это...

...И её жизнь окончательно превращается в фантастический роман. Проза

Ей это уже начинало нравиться. Ощущение было, что она в центре событий какого-то мистическо-фантастичеко-приключенческого романа – ничего не понятно, но страшно интересно, что же там будет дальше. - Милана Владимировна, как у вас дела? – по стилю смс она догадалась, что это снова писал Игорь.«Интересно, - подумала она, - пишут все с одного номера, но я б...

Приятное знакомство в самолете. Неудача и новая неожиданность. Проза.

С Александром она познакомилась, когда летела в Испанию через Москву. На рейсе до Москвы, на соседнем кресле её попутчиком в самолете был представительный мужчина. Лететь было долго, несколько часов, и они всю дорогу беспечно болтали о жизни и путешествиях. Он вел себя, как истинный джентельмен, старался ухаживать за ней, насколько это позволяли условия...

Другие линии жизни. Проза. Часть 8

ПродолжениеМилана растерянно смотрела в окно. Казалось, там всё по-прежнему, те же дома, деревья, автомобили, люди, но то, что сегодня утром происходило вокруг неё, было уже из другой жизни. И он сейчас звонил, как будто из другой жизни. «А что, если я не вернусь на прежнюю линию? Или произойдет еще что-нибудь необъяснимое? А его нет рядом и поговорить о...

Потрясающее открытие, которое сделала Милана, услышав о сне Алексея. Проза. Часть 6

Продолжение. Несколько сообщений приходили одно за другим. Нажав на кнопку телефона, она как будто решила, будь, что будет и нырнула в темную воду неизвестности, не зная, что ждет её там, на глубине. Какие ещё потрясающие открытия ей предстоит совершить. «Ты представляешь, какой я сегодня сон видел?» - прочитала Милана новое сообщение от Алексея.«Как буд...

Что происходит, когда человек «просыпается». Часть 5

Продолжение. Новое сообщение на телефоне не заставило себя долго ждать. Она подошла к столу, где лежал телефон, и взяла его в руку. Оповещение на экране показало, что пишут снова с номера Егора.«Хватит там кувыркаться. Отпускай Батю, его Димон тут обыскался уже. Имейте совесть!» Она поняла, что это всё ещё пишет Алексей.«Димон? Почему Димон?» - пронеслос...

Если не знаешь, что делать, просто делай так. Проза. Часть 4

Продолжение. Милана была в шоке – это еще мягко сказано. Волосы шевелились на ее голове, а тело трясло от озноба. Голова пошла кругом. «Боже мой, что я наделала! Зачем я взяла этот сеанс, чтоб его... Почему я не посоветовалась с Егором… Он бы меня остановил, и ничего этого бы не было…Что же теперь делать…?»Она боялась признаться Ксюше, что это из-за неё пропадал её сы...

Необычные последствия изменения прошлой жизни под гипнозом. Часть 3

Розыгрыш или раздвоение личности? Что это было? Проза. Часть 2

Продолжение. Помог ли сеанс гипноза решить проблему с деньгами? Так сразу не скажешь. С неба, конечно, ничего не посыпалось, но во время сеанса она как будто убрала тяжесть из сердца и головную боль из-за мыслей, где взять денег. Может быть, ей теперь будет легче их зарабатывать? Последние несколько месяцев только об этом она и думала.Только Милана собралась продолжит...

Как сеанс гипноза перевернул жизнь. Проза. Часть 1

Утром она и подумать не могла, что с этого дня её жизнь перестанет быть обычной. День начался как всегда: они с дочерью проснулись, умылись, дочь стала собираться в колледж, а она пошла готовить ей завтрак. Проводив её, Милана села за ноутбук и занялась привычной работой – она писала статьи для своего сайта по дизайну. Ей очень хотелось пойти прямо с утра к морю, но о...

Телефонный звонок, которого она ждала.

Продолжение.Звонок телефона жизнерадостной мелодией разбил тишину комнаты. Милана провела пальцем по экрану и мелодия затихла.Телефонный звонокТелефонный звонок- Егор! Егор, у меня что-то странное творится, – она надеялась, что он сейчас все решит и исправит, как говорила Ксюша.- Что случилось? Давай по порядку, - ответил он.- Сначала ты мне звонил утром, мы с тобой п...

История любви или подвиг таракана Ефимки

Эта потрепанная тетрадь была обнаружена совершенно случайно. Ничем неприметная, она тихо пылилась среди бескрайнего моря архивных папок, боевых донесений и отчетов о потерях. И только благодаря пытливым энтузиастам общественность узнала о мужестве и подвиге таракана Ефимки.Заинтригованы? Тогда давайте аккуратно, чтобы не нарушить звенящую тишину, откроем и прочтем ста...

Реставрация

В одном городке, затерявшемся где-то на необъятных просторах бывшего СССР, жил да был умный, очень вежливый и абсолютно невозмутимый мальчик, Антон Евстигнеевич. Именно так он всегда представлялся незнакомым людям, вызывая неизменную улыбку не по-детски серьёзным выражением лица. По утрам, когда наш герой уходил в школу, для соседей по дому было настоящим праздником, ...

Ю.Ф.Эстафета

Hitech Алекс Я сидел за столом и смотрел на своё приобретение.Испанец де Кесада, завоевав территорию, на которой сейчас располагается Колумбия, получил титул губернатора Эльдорадо. В 1569 году он отбыл к своим владениям. Спустя два года конкистадор вернулся в Боготу с десятой частью своих спутников и с сокровищами, захваченными в храмах народа чибча. В...

Сказка о неистребимости борщевика...

Приехала комиссия в сельскую местность, чтобы на месте решить: что же с этим борщевиком проклятым делать? Наступает он, и наступает… Такими темпами прет, что скоро и дома негде будет ставить загородные, и места для бизнеса – все меньше и меньше становится. По пути, пока ехали, три ученых-ботаника им про борщевик рассказывали… Даже параллели исторические...

Откуда они взялись? Зацы – всё по чесноку…

Возможно, дальше читать не стоит, потому как обратной дороги у вас уже не будет. То, что вы сейчас узнаете, сродни тому, как если бы вы точно узнали, что жизнь после смерти существует…Однажды я проснулся от непонятного страха. Повернув голову влево я увидел его. Моё тело парализовало – крик просто напросто застыл в горле. В мягко-желтоватом свечении, в метре от пола, ...

Ю.Ф. Тридцать прыжков от Каар"хана

Черепанов Максим Николаевич Кот играл. Он прыгал от звезды к звезде, жмурясь от слепящего света голубых гигантов, презрительно фыркая на холодные красные карлики. Струилось в пустоте радужное эфирное тело из чистой энергии, полыхали разряды. Иногда кот косился на планеты, но на них редко попадалось что-то интересное - большинство из них были...

Ю.Ф. Отпуск

Зайцев Александр Аннотация:К вопросу о бессмертии. Сознание вернулось рывком, резко и сразу. Комната, в которой доминантный цвет белый, белые стены и потолок, люди в белом, стол накрытый белой простыней. Операционная, люди в белом врачи, а стол с простыней это не что иное как операционный стол. Мысли ворочаются в голове вяло, постепенно перера...

Сказки Русского Ветра / Королева Марго / Глава 2 // Другие Миры Королевы Марго....

Сказки Русского Ветра / Королева Марго / Глава 2 // Другие Миры Королевы Марго.... Эпиграф: Может в мои двери чудо постучится,И ко мне придёшь ты, всё ещё любя...Я давно скучаю и пора мириться,Загадаю в полночь, чтоб вернуть тебя...(Пусть печаль растает... / Мира Полинина)Глава 2. Рыцари ордена Чёрного Дракона сопровождали Королеву Марго, но она завиде...

История первая. Суета вокруг дивана
Ленинградский программист Александр Привалов во время отпуска путешествует на машине и направляется к городу Соловец, где у него запланирована встреча. По дороге он подбирает двух сотрудников НИИЧАВО (Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства) и подвозит их в Соловец, где они устраивают его на ночлег в музей института - ИЗНАКУРНОЖ (Избушку на курьих ножках). Понемногу Привалов начинает замечать необычные явления - схожесть смотрительницы музея, Наины Киевны Горыныч, с Бабой-Ягой, говорящее зеркало, огромного кота, декламирующего сказки и песни, русалку на дереве и книгу-перевёртыш, в которой все время изменяется содержание. Утром Привалов вылавливает из колодца щуку, исполняющую желания. Он думает, что все эти необычности должны укладываться в какую-то систему.

Прогуливаясь днём по городу, он находит неразменный пятак и начинает с ним экспериментировать, покупая на него различные вещи. Этот эксперимент прерывает милиция. Привалов оказывается в отделении, где его заставляют возместить ущерб, а пятак изымают и обменивают на обычный. При этом милиционеры ничуть не удивлены этим странным предметом.

Вернувшись в ИЗНАКУРНОЖ отдохнуть, Привалов обнаруживает пропажу дивана, который ещё утром был на месте. Затем к Привалову один за другим приходят странные личности, которые демонстрируют невероятные способности: летают, становятся невидими, проходят сквозь стены, и при этом почему-то интересуются исчезнувшим диваном. Между делом Привалов узнаёт, что на самом деле диван является магическим транслятором реальности. Он был похищен одним из сотрудников института Виктором Корнеевым для исследовательской работы, так как официально истребовать его из музея не удалось из-за бюрократизма администратора Модеста Матвеевича Камноедова. Утром скандал с похищением дивана приобретает неуправляемый характер, и на помощь Привалову приходит Роман Ойра-Ойра, которого тот подбросил до города. Он уговаривает программиста поступить на работу в НИИЧАВО. Привалов соглашается - происходящее его заинтересовало.

История вторая. Суета сует
Действие второй части происходит примерно через полгода после первой.

В предновогоднюю ночь Александр Привалов, заведующий вычислительным центром НИИЧАВО, остаётся дежурить в институте. Он принимает ключи у всех начальников отделов. Перед ним проходит череда ярких персонажей - маги Фёдор Симеонович Киврин и Кристобаль Хозевич Хунта, халтурщики и приспособленцы Мерлин и Амвросий Амбруазович Выбегалло, директор института Янус Полуэктович Невструев, существующий одновременно в двух воплощениях - как администратор А-Янус и как учёный У-Янус, и другие. Затем Привалов предпринимает обход института начиная с расположенного в подвале здания вивария, где содержатся магические и мифологические существа, через этажи отделов Линейного счастья, Смысла жизни, Абсолютного знания, Предсказаний и пророчеств, Оборонной магии, Вечной молодости, Универсальных превращений. Обход заканчивается в лаборатории Витьки Корнеева, который всё ещё работает. Привалов пытается выгнать Корнеева из лаборатории, но с практикующим магом, увлечённым своими исследованиями, справиться не может. Выйдя из лаборатории Корнеева, он обнаруживает, что институт полон сотрудников, которые вместо того, чтобы встречать Новый год дома, предпочли вернуться в свои лаборатории. Девизом этих людей было «Понедельник начинается в субботу», и смысл своей жизни они видели в работе и познании неизвестного. Встретив Новый год, они продолжили свои исследования.

В это время в лаборатории профессора Выбегалло «вылупилась» из автоклава «модель человека, неудовлетворённого желудочно». Модель, копия профессора Выбегалло, способна только пожирать всё съедобное. В лаборатории Выбегалло собираются сотрудники, появляется и сам профессор в сопровождении корреспондентов. По теории Выбегалло, путь к развитию и духовному росту личности лежит через удовлетворение материальных потребностей, а данная модель - промежуточный этап на пути к созданию модели Идеального Человека, «человека полностью удовлетворённого». Модель успешно демонстрирует, что, удовлетворяя свои желудочные потребности, способна очень много есть - чем дальше, тем больше. В конце концов, модель лопается от обжорства, забрасывая Выбегалло и корреспондентов содержимым своих органов пищеварения. Сотрудники расходятся.

Привалов некоторое время размышляет над происходящим, потом засыпает. Проснувшись, он пытается с помощью магии сотворить себе завтрак, но вместо этого становится свидетелем совещания у директора института, где обсуждается вопрос о том, насколько опасной может быть следующая модель. Профессор Выбегалло хочет испытать её прямо в институте, тогда как другие опытные маги настаивают на полигонных испытаниях в нескольких километрах от города. После горячего спора директор института Янус Полуэктович Невструев решает проводить испытания на полигоне, поскольку «эксперимент будет сопровождаться значительными разрушениями». Невструев также выносит «предварительную благодарность» Роману Ойре-Ойре за «находчивость и мужество».

Привалову удаётся побывать на испытании. «Модель человека, удовлетворённого полностью» имела способность удовлетворять все свои материальные потребности с помощью магии. Выйдя из автоклава, модель переносит к себе все материальные ценности, до которых может дотянуться своими магическими способностями (в том числе и вещи людей, находящихся рядом), а затем пытается свернуть пространство. Катаклизм предотвращает Роман Ойра-Ойра, который бросает в Идеального Потребителя бутылку с джинном, и вырвавшийся на свободу джинн уничтожает выбегалловскую модель.

История третья. Всяческая суета
ЭВМ «Алдан», на которой работает Привалов, поломалась. Пока её ремонтируют, Привалов путешествует по институту и попадает в отдел Абсолютного Знания, где в этот момент демонстрируется машина, изобретённая Луи Седловым, на которой можно попасть в вымышленное прошлое или вымышленное будущее.

Он заходит к Роману Ойре-Ойре и видит в лаборатории мёртвого попугая, лежащего в чашке. Приходит директор института Янус Полуэктович, называет попугая Фотончиком, сжигает его трупик в печи, пепел развеивает по ветру и уходит. Роман Ойра-Ойра удивлён, так как днём ранее он нашёл в печке обгорелое зелёное перо. Откуда оно взялось, если попугай был сожжён сегодня, а других зелёных попугаев рядом и близко не было, остаётся тайной.

На следующий день Привалов вместе с ведьмочкой Стеллой сочиняет стихи для стенгазеты и вдруг видит, как в комнату входит тот самый зелёный попугай. Он летает, но выглядит не совсем здоровым. Приходят другие сотрудники и интересуются, откуда этот попугай взялся. Потом все принимаются за работу, но вдруг видят, что попугай лежит мёртвый. На его лапке - кольцо с цифрами и надпись «Фотон». То же самое было на лапке попугая, который вчера лежал мёртвым в чашке. Никто не понимает, в чём дело. Художник Дрозд случайно кладёт попугая в чашку.

На следующий день ЭВМ исправляют, и Привалов приступает к работе. Ему звонит Роман и сообщает, что попугая в чашке уже нет, и никто его не видел. Привалов удивляется, но потом, поглощённый работой, перестаёт об этом думать. Чуть позже Роман звонит снова и просит его прийти. Когда Привалов приходит, он видит живого зелёного попугая с кольцом на лапке.

На слова сотрудников НИИЧАВО попугай отвечает другими словами, но смысловую связь между ними установить не удаётся. Потом попугаю начинают называть фамилии собравшихся, каждого он кратко характеризует: груб, стар, примитив и т. п.. Сотрудники не понимают, откуда у него такая информация.

Друзьям приходит в голову, что этот загадочный попугай принадлежит директору Янусу Полуэктовичу, личности ещё более загадочной. Этот человек, единый в двух лицах, никогда не появляется на людях в полночь, а после полуночи он не может вспомнить, что было до неё. Кроме того, Янус Полуэктович безошибочно предугадывает будущее.

В конце концов учёные догадываются, что тут возможна контрамоция: течение времени в направлении, противоположном общепринятому. Если попугай был контрамотом, значит он сегодня может быть живым, вчера умер и был положен в чашку, позавчера был найден в чашке Янусом и сожжён, а ещё днём ранее в печке от него осталось обгорелое перо, которое и нашёл Роман.

Роман пробует объяснить случай с Тунгусским метеоритом, исходя из концепции контрамоции: это был не метеорит, а космический корабль, а пришельцы в нём были контрамотами и жили, по меркам обычных людей, из будущего в прошлое.

Тайну Януса Полуэктовича разгадали. Он существовал в лице А-Янус и занимался наукой, пока не пришёл к идее контрамоции и понял, как осуществить её на практике. И в году, который для живущих сейчас сотрудников НИИЧАВО - ещё далёкое будущее, он превратил себя и своего попугая Фотона в контрамотов, начал жить вспять по линейке времени, и теперь каждую полночь переходит из завтра в сегодня. В виде А-Януса он живёт как все обычные люди, из прошлого в будущее, а в виде У-Януса - из будущего в прошлое. При этом оба воплощения Януса Полуэктовича остаются одним человеком и сочетаются во времени и пространстве.

Во время обеда Привалов встречает У-Януса, и набравшись смелости, спрашивает, можно ли зайти к нему завтра утром. У-Янус отвечает, что завтра утром Привалова вызовут в Китежград, поэтому зайти не удастся. Потом он добавляет: «...Постарайтесь понять, Александр Иванович, что не существует единственного для всех будущего. Их много и каждый ваш поступок творит какое-нибудь из них...»