Синтаксический словарь золотовой. Синтаксические словари

Сегодня многих интересует, можно ли научиться программировать с нуля.

Все мы слышали истории о том, что люди, которые занимаются этим делом, имеют огромные доходы, ездят на Бали каждые выходные и в первые месяцы своей работы смогли купить квартиры всем своим родственникам.

В принципе, это недалеко от правды, но для таких результатов нужен опыт и репутация. А начинать нужно с самого простого. Мы рассмотрим, какие шаги необходимо выполнить человеку, который вообще ничего не знает о написании программ, чтобы в будущем ездить на Бали и покупать недвижимость.

Cодержание:

Шаг первый. Подготовка

Нередко начинающие программисты не могут достичь успеха по той простой причине, что изначально не смогли правильно расставить приоритеты.

Они представляют данное ремесло как что-то романтическое, динамичное – прямо какой-то постоянный экшн.

В фильмах этот процесс показывается совсем не таким, какой он есть на самом деле.

Более того, там вообще не отображается само написание кодов , нам показывают только события, которые вращаются вокруг этого.

Также в фильмах показывают, что программистом может стать любой человек без знаний, опыта и даже без серого вещества в мозге. В данном случае можно вспомнить фильм «Кадры».

Так что если вы просто пропитались духом всевозможных кинолент и хотите самостоятельно начать «кодить», программирование – это явно не для вас .

Вот вам правда о рассматриваемом ремесле – программирование это:

  • часы, а иногда и сутки монотонной работы , во время которой нельзя расслабляться, нужно всегда быть сосредоточенным;
  • бесконечное обучение в погоне за последними тенденциями в данной области;
  • однотипные проекты с заказчиками , которые сами не знают, чего они хотят и как это должно выглядеть.

Что касается последнего, то вам обязательно стоит посмотреть ролик про семь красных линий разного цвета , одна из которых в виде котенка. В принципе, это близко к правде, так как заказчики часто требуют невозможного. Также бывает, что они заказывают что-то, но результат их постоянно не устраивает.

Если вы все это осознаете и готовы окунуться в удивительный мир программирования, то приступайте к следующему шагу.

Шаг второй. Выбор первого языка

Существует огромное количество языков программирования. По некоторым подсчетам их число уже достигло нескольких тысяч.

Вообще, С – это один из самых простых языков, который дает основу всему остальному. Более того, его элементы используются во многих других системах и программах.

Но интересно, что в хороших учебных заведениях, а также на курсах студенты изучают языки в таком порядке:

1 Pascal .

2 C++ .

3 PHP и все, что связано с веб-программированием, а также SQL (это система, предназначенная для работы с базами данных путем запросов).

  1. Веб (разработка сайтов, онлайн систем и все, что с этим связано) – html (хотя его нельзя назвать полноценным языком программирования), PHP, Perl, Python, Ruby, Java, Groovy, а также технология ASP.NET.
  2. Пользовательское ПО (всевозможные программы вроде справочников, браузеров, мессенджеров и тому подобное) – Delphi, C, C++, C#.
  3. Пользовательское ПО для мобильных устройств – Java, Objective-C.
  4. Машинные разработки (работы с микропроцессорами и другими устройствами, проектирование робототехники) – Assembler, модификации С.

Кто-то также может внести в этот список так называемое программирование 1С. Не верьте профанам и ничего не знающим людям! Это совсем не программирование.

Когда вы познакомитесь с основами рассматриваемой работы, то поймете, почему так можно говорить.

Выбирайте то, что вам больше всего понравится.

Совет: Сделайте свой выбор сразу! Вы должны точно знать, в каком направлении будете развиваться и что изучать в дальнейшем.

Большинство специалистов также советуют начать свое обучение с Pascal. Такой вариант позволит

Вам написать самые простые программки и иметь общее представление о рассматриваемом ремесле в целом.

Можно сказать, что Паскаль – это некий мост. Человек, который просто хорошо знает математику, может перейти через него в мир программирования.

Внимание! В какую бы компанию вы не устроились после обучения, вас будут переучивать под себя. Поэтому вы должны просто понимать сам принцип написания программ. А для этого нет ничего лучше, чем Pascal.

Шаг третий. Изучение компиляторов

Для справки: Компилятор – это техническое решение, предназначенное для перевода вводимых команд в машинные инструкции, грубо говоря, в нолики и единички, то есть в такую интерпретацию, на которой машина будет понимать, что ей делать.

Собственно, все свои программы вы будете писать, и выполнять именно в компиляторах.

Если вы решили последовать нашему совету и начать с Паскаля, то вам следует скачать Free Pascal. Этот компилятор абсолютно бесплатный и распространяется на официальном сайте .

Как видим, выглядит он достаточно «старомодно», но программирование начинается именно с этого. Кстати, компилятор C++ выглядит практически так же.

Называется он Turbo C++ (скачать его можно ).

Что касается Паскаля, то существует также GNU Pascal, Turbo/Borland Pascal, TMT Pascal и Virtual Pascal. А для С++ можно использовать Borland C++, Visual C++, Dev C++, GCC и Eclipse.

Но это, как мы говорили выше, только начало. Останавливаться на этом нельзя. Когда вы сделали выбор относительно своего направления, можно переходить к более сложным компиляторам.

Вот список наиболее популярных на сегодняшний день компиляторов в зависимости от направлений деятельности:

    Что касается Delphi , то компилятор там так и называется. Существует также Embarcadero Delphi и некоторые другие модификации. Делфи 7 можно скачать на многих сайтах, к примеру, . Если вы выбрали C, C++ или C#, то вам нужна Microsoft Visual Studio. Загрузить ее можно прямо на официальном сайте производителя.

    Если говорить об Assembler и других языках, которые практикуются в робототехнике , то здесь сразу необходимо скачать MASM , если вы работаете на Windows. А вообще, в зависимости от выбранной вами сферы деятельности и компании, на которую вы устроитесь работать, компиляторы могут быть самыми разными. Некоторые фирмы пишут собственные решения для обработки кода. Поэтому, если вы выбрали робототехнику, лучше изучить соответствующие книги и делать все, как там говорится. Об этом мы еще поговорим.

Также существует множество онлайн компиляторов. Они полезны тем, что обслуживают множество языков программирования и не требуют установки – очень удобно!

Вот наиболее популярные из них:

Это уникальный сервис, который позволяет создать несколько виртуальных компьютеров и делать на них все, что угодно, в том числе и компилировать шифры.

Виртуальные машины будут работать под управлением . На них вы можете хоть удалить системную папку, установить абсолютно любую программу и так далее.

А теперь приступим к написанию вашего первого шифра (кода). Сделать это можно даже без книг и длинных инструкций.

Шаг четвертый. Первый код

Для первого кода мы будем использовать первый язык и первый компилятор, который мы советовали выбирать выше. Это Паскаль и Free Pascal.

Одна из самых простых программ пишется следующим образом:

1 Скачайте Free Pascal по ссылке выше и запустите его на своем компьютере.

2 Введите следующее: «program [название];» . То есть если вы хотите, чтобы программа называлась «hello», необходимо ввести «program hello;».

3 Введите инструкцию «begin» . Это означает, что код, который в дальнейшем нужно будет выполнить, начался.

4 Используем одну из самых распространенных в Паскале конструкций «writeln(‘[какой-то текст]’);» . Она просто выводит на экран текст. Который содержится в скобках и кавычках. Мы введем сочетание «Hello, world!» . Обычно свой путь в большой мир разработок ПО начинают именно с этого. Таким образом, следующая строчка будет выглядеть как «writeln(‘Hello, world!’);» .

5 Чтобы закончить исполняемый шифр, введите «end.» (обязательно с точкой в конце).

6 Теперь нажмите кнопку «F9» , чтобы запустить то, что написали. Вы увидите, как на экране появились слова «Hello, world!» . Это и требовалось!

Чтобы начать свое знакомство с другими языками, в книгах обычно также приводятся инструкции по написанию «Hello, world!» , то есть инструкции, которая просто выводит такой простой текст на экран.

Итак, вы осилили свой первый шифр! Начало положено. Теперь переходите к интенсивному обучению.

Шаг пятый. Пройдите онлайн тренинг

Преимущество онлайн уроков в том, что вы все видите наглядно, причем от начала до конца.

Поэтому новичкам лучше все-таки начинать свой путь именно с онлайн тренингов. Вот лучшие курсы на русском языке:

  • Курс «Основы программирования» от Образовательного IT-портала GeekBrains . Здесь все рассказывается с самого начала, с самых азов. Вы сможете изучить историю, развитие данной отрасли, а затем постепенно стать ее частью. Тот же цикл тренингов можно скачать с торрента (вот ссылка).
  • Уроки от Школы программистов . Этот курс подойдет тем, кто ничего не смыслит даже в математике, не знает природу чисел, как представляется информация в компьютере и другие подобные моменты. То есть если вы считаете себя полным профаном, смотрите эти видеоуроки.
  • «Фундамент программирования» от EG Lab . Здесь расскажут о данном ремесле в целом, о разработке сложных задач и типах данных (всего три урока). Просмотр данных уроков будет отличным подспорьем, чтобы начать изучать какой-то конкретный язык в дальнейшем.

После просмотра этих курсов, необходимо переходить на уроки, посвященные какому-то конкретному языку или отрасли, выбранной вами.

Если вы знаете английский, это огромное преимущество, но только в том случае, если вы уже что-то знаете.

Курсов для тех, кто абсолютный ноль в данном вопросе, там почему-то не предоставляют (или их невозможно найти).

Зато есть курсы для конкретных языков. К примеру, есть Learn Java Simply , C++ Programming Tutorial for Beginners , How to program in C# - BASICS и многое другое.

Выбирайте тренинг в зависимости от направления своей деятельности.

Если вы просмотрели хотя бы несколько уроков, можно приступать к чему-то более значимому, изучению книг.

Аннотация

Словарь является первым в языкознании последовательно функциональным описанием элементарных единиц русского синтаксиса - синтаксем, из которых строятся словосочетания и предложения. Он богато иллюстрирован примерами из произведений художественной литературы. Может быть использован в качестве нормативного семантико-грамматического справочника.

Для филологов широкого профиля, преподавателей, журналистов и всех изучающих русский язык.

Галина Александровна Золотова -- доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института русского языка им.В.В.Виноградова РАН, профессор кафедры русского языка МГУ им.М.В.Ломоносова, выдающийся ученый, учитель, воспитавший много хороших специалистов по русистике.

Галина Александровна Золотова принадлежит к числу тех немногих лингвистов современности, которые создали свое направление в науке о языке. Это коммуникативная грамматика, или "одушевленная грамматика", ставящая в центр исследования говорящую личность, соединяющая вертикальными связями все значимые единицы языка, системную лингвистику и поэтику художественного слова, грамматика, позволяющая объяснить законы порождения речи.

Следуя лучшим традициям русистики, Г.А.Золотова соединяет чуткое отношение к языковому материалу с прочной грамматической теорией. Научные труды Г.А.Золотовой отличаются глубиной мысли, стройностью изложения и тонким анализом русской речи. Г.А.Золотова опубликовала более 200 научных работ, среди которых статьи, книги, словарь, учебники.

Ученица акад. В.В.Виноградова с университетских лет, под его руководством она окончила и аспирантуру Института языкознания АН СССР, в 1954 г. защитила кандидатскую диссертацию "Глагольные словосочетания и их типы в современном русском литературном языке", в 1971 г. -- докторскую диссертацию "Очерк функционального синтаксиса современного русского языка".

Свой путь в науке Г.А.Золотова начала с исследований синтаксиса художественного текста (Н.В.Гоголя, Н.М.Карамзина, М.Горького). Наблюдения над синтаксисом языковой личности подводили к необходимости искать иные решения ряда вопросов синтаксической теории. Новый подход опирался на принцип единства формы, значения и функции синтаксической единицы. Г.А.Золотова начала построение своей синтаксической модели с введения в научный обиход понятия минимальной синтаксической единицы -- синтаксической формы слова, или синтаксемы. Теория синтаксем, разработанная в рамках докторской диссертации и изложенная в книге 1973 г. ("Очерк функционального синтаксиса русского языка"), позволила ее автору представить репертуар минимальных единиц русского синтаксиса в виде "Синтаксического словаря русского языка", который вышел в свет в 1988 г. Принцип триединства, трехмерности синтаксической единицы окажется основой построения непротиворечивой теории современного русского синтаксиса.

В "Очерке функционального синтаксиса" пересматривались или уточнялись основные понятия синтаксической науки -- словосочетание и типы подчинительных отношений, предложение и предикативность, предложение простое и предложение сложное, предложение полное и неполное. Следуя идеям В.В.Виноградова, Г.А.Золотова предложила новое решение проблемы словосочетания: она связала критерии идентификации словосочетания как особой синтаксической единицы не только с разграничением присловных и неприсловных позиций синтаксемы, но и с функциональной классификацией синтаксем. Словосочетанием при этом оказывается не любая пара полнознаменательных слов, а такая синтаксическая структура, в которой главным компонентом является слово релятивной семантики, а зависимым компонентом -- связанная синтаксема. Г.А.Золотова предложила разграничивать словосочетание как синтаксическую единицу докоммуникативного уровня и сочетание слов как соединение слов, возникшее в рамках коммуникативной единицы в результате "свертывания" другой предикативной единицы. Было уточнено и понятие подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), соотнесенное с лексико-грамматическими свойствами слова. Подчинительные отношения отграничены от отношений сопряжения, которые существуют между компонентами модели предложения -- субъектом и предикатом.

Если теория словосочетания в концепции Г.А.Золотовой связана с типологией минимальных синтаксических единиц и особенностями семантики слова, то теория предложения и классификация моделей предложения соединила уровень слова и уровень коммуникативного типа текста. Основные идеи разработанной Г.А.Золотовой концепции русского предложения следующие:

1. Идея принципиальной двусоставности предложения как коммуникативной единицы языка. Г.А.Золотова показала, что так называемая "односоставность" не является характеристикой модели предложения, не принадлежит области типового значения модели, а является либо знаком особой семантико-синтаксической (системно-языковой) модификации модели (например, по линии субъекта: неопределенно-личность, обобщенно-личность; инволюнтивность и др.), либо регистрово обусловленным вариантом модели (например, номинативное предложение интерпретируется как особая синтаксическая структура, предназначенная для репродуктивно-описательного или репродуктивно-повествовательного типа текста). Г.А.Золотова, настаивая на взаимосвязанности формы и значения, убедительно доказала, что прикрепленность подлежащего к именит. падежу не позволяет адекватно интерпретировать структуру русского предложения, что в русском языке есть несколько моделей предложения с подлежащим в косвенном падеже. Форма субъектного компонента значима: именит. падеж -- это основная форма для выражения субъекта действия, личного, контролирующего ситуацию, субъекта качества и субъекта класса; субъект состояния (инволюнтивный) личный выражается преимущественно дат. падежом (Мне грустно ), а субъект пространственный -- предложным (В лесу тихо ), субъект количественной характеристики -- родит. падежом (Братьев -- двое ).

В отличие от сторонников многоуровневости русского предложения (которые противопоставляют формальную организацию, семантическую организацию и коммуникативную организацию предложения), Г.А.Золотова видит в предложении материально единый объект, адекватное изучение которого требует не разделения, а интегрального подхода к его структуре.

2. Идея изосемичности-неизосемичности, которая обнаруживает отношения между семантикой и синтаксисом, их взаимонаправленность друг на друга. Модель предложения представляет собой семантико-синтаксическое сопряжение конститутивных компонентов -- субъекта и предиката, которые являются не только компонентами модели предложения, но и элементами типового значения предложения. Типовое значение может быть выражено изосемически -- теми лексико-грамматическими средствами, которые предназначены для данного типового значения (например, типовое значение "субъект и его качество" выражается изосемической моделью "Петя добры й"). То же типовое значение может быть выражено синонимическими средствами, или неизосемически (Петя отличается добротой; Петя -- сама доброта ). Понятие изосемичности-неизосемичности позволяет разграничить базовые (изосемические) модели и их структурно-семантические модификации (модальные, фазисные, экспрессивные), базовые модели и их синонимические варианты.

3. Идея синтаксического поля предложения, которая "собирает" вокруг одного типового значения и его изосемического представления все структурно-семантические (моно- и полипредикативные) модификации, синонимические варианты и неполные контекстуальные реализации, соединяет их в одном синтаксическом описании. В отличие от идеи синтаксической парадигмы (ср. АГ-70 и АГ-80), которая предполагает расположение в одном ряду разных синтаксических явлений (например, фазисных модификаций и авторизованных, полипредикативных конструкций: "Он -- серьезный человек "; "Он стал серьезным человеком "; "Он показался мне серьезным человеком " -- фазисный глагол "стать" не увеличивает количества предикативных единиц; глагол же "казаться (показаться)" обнаруживает модусную предикативную структуру "я считаю, я решил"), идея синтаксического поля дает возможность показать разные виды структурно-семантических модификаций базовых моделей предложения, а также разную степень семантической осложненности типового значения предложения. Синтаксическое поле предложения делится на центр и периферию: в центре -- изосемическая модель во всей совокупности ее грамматических форм, в зоне, ближайшей к центру -- фазисные и модальные модификации модели (модификации по линии предиката) и модификации по линии субъекта (неопределенно- и обобщенно-личные), в следующей зоне (по мере продвижения от центра) -- текстово обусловленные (коммуникативные) модификации, далее -- синонимические вариации и наконец -- полипредикативные конструкции, построенные на базе данной модели предложения. Таким образом, многообразие типов предложений русского языка предстает в системно-иерархической упорядоченности, дающей и теоретические и практико-методические преимущества.

Не будучи сторонником вербоцентрической концепции русского предложения, при построении своей типологии моделей русского предложения проф. Золотова исходит из того, что предикативность и глагольность не равнозначные понятия, что тип предиката и тип субъекта взаимообусловлены, что основы типологии моделей русского предложения следует искать в системе частей речи.

В книге 1973 года ("Очерк функционального синтаксиса современного русского языка") было уточнено понятие модальности, по-новому интерпретированы термины "субъектный" и "объектный" инфинитив, введены понятия авторизации и авторизованной конструкции.

Предложены новые критерии классификации полипредикативных конструкций: во-первых, сложных предложений, во-вторых, каузативных и авторизованных конструкций. В синтаксическом поле предложения каузативные и авторизованные конструкции расположены в зоне дальней периферии, поскольку представляют собой результат взаимодействия минимум двух моделей предложения. Принципы описания и классификации каузативных и авторизованных конструкций, разработанные Г.А.Золотовой, значимы не только для синтаксиса, но и для семантики глагола: если средствами каузации и авторизации модели предложения в русском языке являются неполнознаменательные глаголы, то они не могут быть описаны в словаре так же, как полнознаменательные. В полемике со сторонниками теории валентности Г.А.Золотова доказала, что глаголы типа заставлять , вынуждать или считать , находить в соединении с инфинитивом другого глагола не управляют инфинитивом и что отношения между этими глагольными формами не принадлежат уровню словосочетания.

С именем Г.А.Золотовой связаны не только идея принципиальной двусоставности предложения и признание за некоторыми косвенными падежами роли подлежащего (субъекта), не только понятия изосемичности/неизосемичности и идея синтаксического поля предложения, но и такие важные для современной грамматики понятия, как категория оценки, рематическая доминанта, наконец, понятие коммуникативного регистра речи. Понятие коммуникативного типа речи, позже коммуникативного регистра, было предложено Г.А.Золотовой еще в начале 60-х годов, но разработано и применено ко всей синтаксической системе позже -- в 80--90-х.

В статьях и книге "Коммуникативные аспекты русского синтаксиса" (1982 г.) концепция функционального синтаксиса постепенно превращалась в концепцию коммуникативной грамматики: результаты синтаксического анализа позволяли по-новому взглянуть на традиционные морфологические объекты (например, на слова категории состояния, на категории вида и времени глагола). В этот же период Г.А.Золотова работает над переизданием книги ее учителя академика В.В.Виноградова "Русский язык (Грамматическое учение о слове)". Мысли В.В.Виноградова о том, что синтаксис является организующим центром грамматики, а "образ автора" -- организующим центром текста, вели к расширению границ грамматики и углублению ее компетенции. Соединение в одном времени и в одном сознании общеграмматической и текстовой проблематики привело к созданию концепции коммуникативной грамматики, главной фигурой которой является говорящая личность. Поставив в центр своего исследования говорящую личность и текст как результат рече-мыслительной деятельности этой личности, Г.А.Золотова соединила в своих работах традиционную морфологическую проблематику, проблематику конструктивного синтаксиса и проблематику синтаксиса речи (текста).

В рамках концепции коммуникативной грамматики Г.А.Золотову интересует весь процесс порождения текста, все его этапы, которые она условно обозначает как ступени A, B, C, D. Ступень А принадлежит языковой системе и на ней находятся языковые модели предложений и их составляющие, на ступени В вступают в действие ментально-речевые модели деятельности говорящего -- коммуникативные регистры, ступени С и D принадлежат конкретному тексту -- тактике и стратегии его автора. Коммуникативный регистр -- понятие, которое соединяет язык и текст: коммуникативный регистр представляет собой определенную модель восприятия и отражения действительности, обусловленную позицией говорящего и его коммуникативными интенциями, располагающую набором языковых средств и реализованную в конкретных фрагментах текста. Г.А.Золотова предложила различать пять регистров: репродуктивный (прямая констатация наблюдаемого), информативный (сообщение информации: знаний и мнений), генеритивный (формулировки общечеловеческих истин), волюнтивный (выражение воли говорящего, каузирующее слово) и реактивный (каузированное слово, эмоциональная реакция на чужое слово, на речевую ситуацию).

Типология коммуникативных регистров определяет функциональный диапазон языковых средств (лексико-семантических разрядов слов, грамматических категорий, синтаксем, моделей предложения), совокупность коммуникативных (регистровых) возможностей конкретной языковой единицы получила название ее функциональной парадигмы. Построение функциональных парадигм позволяет реализовать концепцию функциональной грамматики в виде словаря и создавать словари нового типа -- функциональные словари. Первой попыткой в этом направлении стал "Синтаксический словарь" (М., 1988) Г.А.Золотовой. Но в этом словаре функциональная парадигма именных синтаксем выстраивалась по отношению к коммуникативной единице -- предложению. Сегодня Г.А.Золотова работает над функциональным словарем глаголов, в котором функции глагольных синтаксем устанавливаются по отношению к коммуникативному регистру, к тексту.

Возможности понятия коммуникативного регистра были продемонстрированы в книге "Коммуникативная грамматика русского языка" (написанной Г.А.Золотовой в соавторстве с Н.К.Онипенко и М.Ю.Сидоровой). В этой книге идея коммуникативного регистра, обращенная к языку, воплотилась не только в функциональные парадигмы видо-временных форм глагола, но в средство коммуникативно-текстовой интерпретации частей синтаксического поля предложения: вслед за понятием связанной синтаксемы появилось понятие связанной модели предложения (регистрово связанной). Коммуникативный регистр, реализованный в конкретном фрагменте текста, терминологически обозначен как композитив. Понятие коммуникативного регистра положено в основу представления о синтаксической композиции текста. На примере анализа конкретных художественных текстов доказано, что типология регистров становится работающим инструментом исследования синтаксической композиции текста. Г.А.Золотова, интерпретируя художественное слово с позиций коммуникативной грамматики, в книге 1998 г. предложила образцы анализа конкретных стихотворных и прозаических текстов; в этом анализе она соединила ступень языковых единиц с уровнем художественной стратегии автора, что еще раз демонстрирует объяснительную силу концепции коммуникативной грамматики.

Интерес к проблеме точки зрения говорящего и учет субъектной перспективы высказывания позволили Г.А.Золотовой разграничить так называемые неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения. С точки зрения формального синтаксиса обобщенно-личные предложения не имели жестких критериев выделения. Г.А.Золотова показала, что признаками обобщенно-личной модификации является не только особое временн\"ое значение (всевременное), но и инклюзивность говорящего -- его включенность в состав тех, о ком идет речь (В Тулу со своим самоваром не ездят -- все и я в том числе). Одновременное действие двух признаков возможно лишь в условиях генеритивного регистра. Неопределенно-личные предложения характеризуются эксклюзивностью говорящего (В дверь постучали -- кто-то, но не я).

В связи с понятием коммуникативного регистра сегодня в фокусе научных интересов Г.А.Золотовой находится глагол и глагольные категории. Соединив типологию коммуникативных регистров с теорией "образа автора" (разработанной В.В.Виноградовым), Г.А.Золотова разграничила время текстовое и время перцептивное -- две временных оси, взаимодействием которых и организуется художественное время и пространство. Вслед за В.В.Виноградовым термины перфектив, имперфектив, аористив в теории коммуникативной грамматики закрепились как обозначения текстовых функций глагольных синтаксем. Глагол оказался именно той частью речи, через которую обнаруживается точка зрения говорящего, место субъекта речи по отношению к изображаемой действительности, той зоной, в которой выявляется связь типологии предикатов, типологии моделей предложения и типологии коммуникативных регистров речи. Г.А.Золотова не противопоставляет синтаксис семантике и прагматике, но соединяет их на основании целостности объекта -- текста -- и связи с точкой зрения говорящего. Триада форма--значение--функция в коммуникативной грамматике соотносит язык с внеязыковой действительностью и с условиями его использования в человеческой деятельности. Многомерность, а не уровневость языковой системы позволяет ей быть одновременно обращенной к внешней отражаемой действительности и к сфере человеческой ментальности.

Построенная таким образом концепция коммуникативной грамматики, различая, соединяет в одном исследовании язык и речь, форму и значение, значение и функцию, словарь и грамматику, нормативную грамматику и грамматику аномалий (инновации в детской речи и аномальные примеры из художественной литературы), системную лингвистику и поэтику художественного текста. Но и этим не исчерпываются сфера интересов проф. Г.А.Золотовой: она предлагает способы определения информативного объема предложения и информативной плотности текста и новое истолкование трудных текстов Блока, Цветаевой, Волошина, Мандельштама, работает над учебниками для русской школы и для обучения русскому языку иностранцев и разрабатывает новые программы для университетского курса грамматики. (Программа курса для МГУ опубликована в приложении к "Коммуникативной грамматике русского языка"). Многочисленные лекции и научные доклады, статьи и книги, оппонирование диссертаций, рецензирование научных работ -- вся эта внешне разнонаправленная деятельность Г.А.Золотовой способствует дальнейшему совершенствованию новой, непротиворечивой концепции языка, обладающей большой объяснительной силой по отношению ко всей системе.

Деятельность Г.А.Золотовой не ограничивается теоретической лингвистикой: она много лет ведет педагогическую работу в университете, ее ученики преподают на кафедрах славистики и русского языка в разных странах мира, под ее руководством написаны более 20 кандидатских диссертаций. Школа Г.А.Золотовой активно и плодотворно работает, а сама Галина Александровна Золотова выдвигает новые перспективные идеи, новые решения традиционных лингвистических проблем, участвует в осуществлении новых проектов. Огромный научный багаж и большой педагогический опыт, тонкое языковое чутье и острая научная интуиция, умение вести научную полемику и обосновывать свое мнение, умение видеть рациональное в чужих взглядах и высокая требовательность к себе выдвинули Г.А.Золотову в ряды наиболее крупных русистов наших дней. Ее авторитет признан славистами и русистами многих стран, она избрана почетным членом научных обществ Чехии, Болгарии и Франции, читала доклады и лекции по приглашению 40 зарубежных университетов, в 2000 г. Стокгольмский университет присвоил ей звание Почетного доктора (honoris causa), ее доклады украшают международные конгрессы и конференции, ее грамматическая концепция становится составляющей курса современного русского языка во многих вузах России и за ее пределами.

1. романтизм в русской литературе 1800-1840-х годов: этапы, проблема типологии, положение жанров

Документ

Не обязательная) синтаксических свойств от ЛЗ. В образовании словосочетаний, в элементарном , простейшем строении... предикативные единицы , образующие в конструктивном смысловом и интонационном отношении единое целое. Но в истории русского синтаксиса ...

  • Пособие построено на материале переводов с немецкого, английского, французского, отчасти испанского языков на русский; эпизодически используются данные перевода с некоторых других языков на русский и с русского на иностранные. Ббк

    Документ

    Ошибки и элементарная неточность и... также «заведующий репертуаром в театре», и русское - «драматург...), как «Немецко-русский и русско -немецкий словарь „ложных друзей переводчика... дает русский синтаксис , ... тексте. Синтаксическая единица художественной...

  • Программа курса «Русский язык»

    Программа курса

    ... элементарными способами анализа изучаемых единиц ... морфология и синтаксис ), орфография, ... русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических ... речевой репертуар ... словарь . Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь ...

  • Стремление воплотить в лексикографической форме все ярусы

    языка, в том числе и те, которые раньше не описывались в словарях,

    привело к появлению синтаксических словарей.

    Первым в отечественной лингвистике словарём, содержащим функциональное описание элементарных единиц русского синтаксиса, стал «Русский синтаксический словарь» Г. А. Золотовой. В нём решается задача научно систематизированного представления синтаксических ресурсов русского языка в словарных параметрах. В словаре реализуется идея взаимодействия лексики и грамматики, эксплицируется зависимость правил построения синтаксических конструкций от лексико-семантических характеристик, описываются синтаксемы русского языка - минимальные, далее неделимые семантико-синтаксические единицы, выступающие как носители элементарных смыслов и как конструктивные компоненты более сложных синтаксических построений (в словаре представлено три функциональных типа синтаксем: свободные, обусловленные и связанные). Словарь богато иллюстрирован примерами из произведений художественной литературы. В теоретическом плане словарь даёт богатый материал для исследования актуальных проблем семантики и синтаксиса.

    В экспериментальном синтаксическом словаре «Русские глагольные предложения» под общей редакцией Л. Г. Бабенко систематизированы семантические модели глагольных предложений русского языка, отражающие все типовые ситуации процессуально-событийного мира: ситуации действия, конкретно-физической и социальной деятельности, состояния, отношения и бытия. Основными единицами описания являются базовая семантическая модель и её лексико-семантические варианты. Каждая модель сопровождается описанием типовой семантики, содержит список наиболее характерных для неё глаголов, минимальных и расширенных структурных схем и иллюстраций.

    «Лексико-синтаксический словарь русского языка» С. Г. Ильенко и И.Н. Левиной воплощает концепцию лексико-синтаксической координации [Сложноподчинённое предложение... 2008J. Словарь, описывающий лексико-синтаксические модели сложноподчинённого предложения, условия правильного построения сложноподчинённого предложения в тех случаях, когда его структуру обусловливает лексическое значение контактного (опорного) слова в главной части, впервые представляет в лексикографической форме коммуникативно-структурную природу сложного предложения. Исчерпывающее описание получает сложноподчинённое изъяснительное предложение. Лексико-синтаксические модели сопровождаются информацией о возможностях их стилистического использования и примерами из русской художественной литературы XIX-XXI вв., а также научных, деловых, публицистических текстов и материалов интернет- коммуникации.

    В «Словарь коммуникем русского языка со значением волеизъявления» В.Ю. Меликяна и В.А. Краснова включены слова-предложения (коммуникемы) трёх семантических групп: побудительные (Кончай/-те/!’, Прочь/ Вперёд!; Становись!; Навались!; Шабаш!, Минуту!; Позволь/-те/!; Ша!; Брось/-те/! и др.), контактоустанавливаюшие (Ллло!;Лу!; Кхе?; Слышишь/-ите/ ?!; Знаешь/-ете/ ли!; Да!; Слушаю!; Видишь/-ите/?! и др.) и вопросительные (Как?; И что же?; Ты что?; Что так ?и др.). Описана система значений каждого предложения, даны грамматические, лексические, графические и акцентные варианты их употребления, приведены сведения об их происхождении и стилевой принадлежности.

    «Словарь фразеологизированных сложноподчинённых предложений русского языка» В.Ю. Меликяна и А.И. Остапенко содержит фразеосинтаксические схемы русского языка, построенные по модели сложноподчинённого предложения.

    Золотова Г.А. Синтаксический словарь: репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. 2-е изд., испр. М. : Эдиториал, 2001. .

    Ильенко С.Г., Левина И.Н. Лексико-синтаксический словарь русского языка: модели сложноподчинённого предложения [около 2000 моделей] /отв. ред. М.Я. Дымарский. СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2008. 440 с.

    Меликян В.Ю. Словарь: эмоционально-экспрессивные обороты живой речи. М.: Флинта: Наука, 2001. 240 с.

    Меликян В.Ю. , Краснов В. А. Словарь коммуникем русского языка со значением волеизъявления [около 300 коммуникем (слов- предложений)]. Ростов н/Д.: Ростов, гос. пед. ун-т, 2005. 97 с. Меликян В.Ю., Остапенко А. И. Словарь фразеологизированных сложноподчинённых предложений русского языка . Ростов н/Д.: Ростов, гос. пед. ун-т, 2005. 79 с.

    Остроумова О.А., Фрамполь О.Д. Словарь вводных слов, сочетаний и предложений: опыт словаря-справочника. М. : Изд-во СГУ,

    2009. 501 с. (Трудности русской пунктуации).

    Русские глагольные предложения: экспериментальный синтаксический словарь / сост. Л.Г. Бабенко, Т.М. Воронина, Ю.В. Казарин [и др.]; под общ. ред. Л.Г. Бабенко. М. : Флинта: Наука, 2002.464 с.

    Словарь является первым в языкознании последовательно функциональным описанием элементарных единиц русского синтаксиса - синтаксем, из которых строятся словосочетания и предложения. Он богато иллюстрирован примерами из произведений художественной литературы. Может быть использован в качестве нормативного семантико-грамматического справочника.
    Для филологов широкого профиля, преподавателей, журналистов и всех изучающих русский язык.

    С ПРЕДЛОГОМ ПО.
    А. Свободные синтаксемы
    Транзитив (обозначение пути движения).

    В заголовках:
    По северному краю (К. Случевский); По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову (Гарин-Михайловский); По этапу (С. Подъячев); По Галиции; По Волыни; По Чехословакии (А.Л. Толстой); По Уссурийскому краю (Арсеньев); По меже (Брюсов); По росе (Щипачев); По нехоженой земле (Н. Ушаков); По дороге на юг (Комс правда нояб. 1968); По наклонной (Правда май 1980); По сибирским маршрутам (Правда июнь 1978); По стране (Кн. обоэр. июнь 1982); По дну Волги (Правда июнь 1983); Последам первопроходца (Правда янв. 1983); По ледяным склонам Чегета (Сов. спорт март 1970); По лыжне олимпийской (Правда февр. 1983); По следу молекулы (Коме, правда май 1983); По Подмосковью (Кн. обоэр. февр. 1985); По трассам велогон-ки Мира (Сов Россия май 1983); По вешней воде (Соц. инд. апр. 1983). 1. 2. В экспозиционных предложениях текста:

    По смоленской дороге. Длинный коридор и раскрытые отделения первоклассного вагона (Бунин); В городе, по пути на вокзал. Извозчик мчит во весь дух... (Бунин).

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Синтаксический словарь, Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса, Золотова Г.А., 2006 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    • Синтаксический словарь, Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса, Золотова Г.А., 1988
    • Топонимический словарь Центральной России, Смолицкая Г.П., 2002
    • Словарь трудных случаев употребления созвучных слов в русском языке, Сурова Н.В., Тюменцев-Хвыля М.В., Хвыля-Тюменцева Т.М., 1999

    Следующие учебники и книги.