Урарту что означает. Что произошло с царством Урарту? Культура и религия Урарту

В связи с освоением металлургии железа, развитием земледелия и ремесла ускоряется процесс общественного развития племён, населявших Армянское нагорье и Закавказье. В конце II - начале I тысячелетия до н. э. здесь возникает ряд небольших рабовладельческих государств, важнейшим из которых было Урарту, выросшее в IX-VIII вв. до н. э. в одно из крупнейших государств древности. В состав Урарту входили некоторые территории теперешних советских республик Закавказья. Таким образом, с историей Урарту связано возникновение древнейшего классового общества на территории нашей Родины.

Урарту

Природные условия

Армянское нагорье расположено к востоку от полуострова Малая Азия и отделено от него долиной Верхнего Евфрата.

Эта территория занята в основном горными цепями (Армянский Тавр на юге и параллельные ему горные цепи далее к северу) и прорезается долинами, важнейшие из которых - долина реки Арацани (Мурат-су), крупного притока Евфрата, текущего к западу, и долина реки Аракса, текущего в восточном направлении. В центре южной части нагорья расположено горькое озеро Ван. С востока к нему примыкает относительно низменная плодородная область; к северу от среднего течения Аракса расположена (уже на территории нынешней Советской Армении) Айраратская низменность с пересекающей её рекой Разданом (Занга) - притоком Аракса, вытекающим из пресноводного Севанского озера.

Долинами рек Большого Заба и Бохтана, а также западными перевалами через Армянский Тавр и долиной Верхнего Евфрата страна сообщается с Месопотамией. В северном направлении перевал из долины Верхнего Евфрата ведёт в долину реки Чороха, впадающей в Чёрное море у Батуми и соединяющей Армянское нагорье с горно-лесистой областью Понта, а также с влажной лесистой Колхидой.

На востоке Армянское нагорье отделено горными хребтами от Южного Азербайджана (в современном Иране), важнейшей областью которого является плодородная холмистая равнина, прилегающая с юга к горькому озеру Урмия (Резайе).

Сравнительно с другими районами древних цивилизаций Востока вся описанная территория представляла значительно меньше удобств для земледелия, которое было возможно здесь (в долинах и низменностях) главным образом на основе использования вод горных ручьёв. Долгое время гораздо большее значение, чем земледелие, имело скотоводство, с выгоном скота на летние пастбища в горы. Быстрое развитие рабовладельческих отношений происходит здесь лишь в конце II - начале I тысячелетия до н. э. в связи с добычей в этих районах железа (которым, как и медью, эти территории были относительно богаты) и с переходом к земледелию и ремеслу, основанным на сравнительно высокой технике. Более совершенные бронзовые, а затем железные орудия позволили, в частности, прокладывать оросительные каналы и в каменистом грунте, что существенно двинуло вперёд развитие земледелия в горных районах.

Археологически хорошо исследованы только те районы описанной территории, которые входят ныне в состав СССР. О южных районах сведения дают главным образом лишь письменные источники.

Древнеишее население Армянского нагорья

Насколько можно судить, основная часть описанной территории, в том числе долина Верхнего Евфрата и южные части Армянского нагорья, были, по крайней мере со II тысячелетия до н. э., заселены хурритами и родственными им племенами. Восточная часть Понта, Колхида и Западный Кавказ были, по всей вероятности, заселены в бронзовом веке главным образом абхазо-черкесскими и, возможно, картвельскими племенами. Далее в глубине континента была расположена полоса близких между собой культур, созданных, невидимому, «протохеттскими» и картвельскими племенами, а в восточной части этой полосы жили племена неясной этнической принадлежности, связанные, возможно, с позднейшим населением Восточного Кавказа и Азербайджана. Эти культуры представлены замечательными находками в могилах племенных вождей в Триалети (Грузия) и Кировакане (Армения). Сюда же относилась, вероятно, и культура племени хайаса, жившего в районе Верхнего Чорохи находившегося в тесных сношениях с Хеттским царством. По мнению некоторы исследователей, племя хайаса стало впоследствии ядром армянской народности.

В западных частях Армянского нагорья уже во II тысячелетии до н. э. жили также племена, говорившие на индоевропейских языках, близких к хеттской группе. Возможно, что к языкам этих племён или к языку какого-либо одного из них восходит древнейший основной словарный фонд и основные черты грамматической структуры позднейшего армянского языка.

Восточная часть Армянского нагорья - полоса от долины Аракса через район Ванского озера до верховьев Большого Заба - была, по всей вероятности, уже во II тысячелетии до н. э. занята племенами, которые впоследствии в ассирийских источниках назывались урартами; по языку они были родственны хурритам. Этническая принадлежность расположенных ещё далее к востоку племён, живших на территории нынешнего Азербайджана, для столь раннего времени ещё не установлена.

Юго-западные части Армянского нагорья (вероятно, именно эту территорию хеттские источники и называют страной Хурри) в середине II тысячелетия до н. э. зависели от Митанни или даже входили в это государство. Со времени хеттского царя Суппилулиумы они подпадают под влияние Хеттского царства.

В период, последовавший за падением Хеттского царства, около 1200 г. до н. э., в долину Верхнего Евфрата и вплоть до верховьев Тигра проникают племена мушков. Наряду с мушками на восточных территориях бывшего Хеттского царства (северо-западнее Верхнего Евфрата) в это же время играли большую роль племена каскейцев и др., относившиеся, вероятно, к абхазо-черкесским племенам кобанско-колхидской культуры.

Первые столкновения с ассириицами

Наиболее значительным рабовладельческим государством, с которым приходилось иметь дело племенам Армянского нагорья с XV в. до н. э., была Ассирия.

В первой половине XIII в. до н. э. войска ассирийского царя Салманасара I появляются уже в глубине Армянского нагорья. Его надпись утверждает, что он разбил Уруатри (повидимому, название племенного союза) в «три дня», т. е. в трёх сражениях. Целью его похода был, повидимому, захват рабов для рабовладельческих хозяйств Ассирии. Салманасар воевал также с племенами, которые он обозначает как «кутиев». Эти племена жили между Уруатри и долиной Верхнего Тигра. Последующие ассирийские цари в течение XIII-XI вв. также неоднократно совершали набеги на Армянское нагорье. Наиболее важное значение имели походы, совершённые Тиглатпаласаром I (1115-1077), при котором Ассирия стала постоянной угрозой для племён Армянского нагорья.

Угроза со стороны Ассирии заставляла эти племена объединяться и выступать племенными союзами, которые в ассирийских источниках фигурируют под названием Уруатри и Наири. Во главе ополчений «стран Наири» стояли «цари», бывшие, видимо, ещё вождями племён или союзов племён. Некоторые из этих союзов племён, как, например, Диауэхи в долине Чороха, оказались чрезвычайно стойкими, и весьма возможно, что их «цари» были уже чем-то большим, чем просто племенными вождями, и что там начали складываться классовые отношения и государство.

Начавшиеся походы Ассирии в области Армянского нагорья прекратились с XI в. до н. э. ввиду нашествия арамеев в Месопотамию.

Первые государства на Армянском нагорье

В течение XI-Х вв. до н. э. происходит консолидация зачаточных государственных образований в ряде центров нагорья. Важнейшими центрами были: Диауэхи («страна таохов» у древнегреческих авторов) в долине Чороха и примыкавших к ней с юго-востока районах; Алзи в долине Арацани; Шубриа к северу от верховьев Тигра; Хубушкиа или «царство Наири» в долине Бохтана к югу от озера Ван; Кумени (центр культа бога дождя и грома Тейшебы) и Ардини-Мусасир (центр культа бога неба Халди) в долине Большого Заба; несколько позже - Мана к югу от озера Урмия и т. д. Вероятно, в этот период возникает в районе озера Ван и государство Биаинили, которое ассирийцы называли Урарту,- преемник племенного союза Уруатри.

К этому времени относится, вероятно, проникновение в Мусасир ассирийской разновидности аккадской клинописной системы, применявшейся затем и в Урарту. Ещё раньше складывается, может быть под косвенным влиянием хеттской письменности, самобытная урартская иероглифическая письменность, которая хотя и имела более узкую область применения, но полностью не была вытеснена клинописью.

Новый подъём Ассирийской державы в конце Х в. до н. э. вновь привёл к столкновениям Ассирии с племенами и государствами Армянского нагорья. Но вглубь нагорья отважился проникнуть лишь ассирийский царь Салманасар III в 859 и 856 гг. до н. э., впервые столкнувшийся с Урарту. События этих походов изображены на рельефах бронзовых обшивок храмовых ворот, находившихся в ассирийском городе Имгур-Эллиль (ныне селение Балават). Эти рельефы позволяют судить о военном деле и вооружении урартов IX в. Урартские воины изображены здесь в подпоясанных рубахах, в шлемах с гребнями, с маленькими круглыми щитами и короткими прямыми мечами-вооружение, в общем сходное с хеттско-сирийским. Воины, обороняющие стены, вооружены также луками. Те же рельефы изображают увоз ассирийцами захваченного добра в больших глиняных сосудах, положенных на повозки, и угон нагих пленных в шейных колодках, что показывает грабительский характер ассирийских походов, целью которых был захват рабов.

Возвышение Урарту

Набеги Салманасара не сокрушили Урарту и не затронули центральных, наиболее плодородных районов к востоку от озера Ван. Именно после 856 г. происходит укрепление и консолидация молодого Урартского государства, во главе которого мы встречаем к 832 г. до н. э. царя Сардури I - первого из урартских парей, от которого до нас дошли его собственные надписи, правда, ещё не на урартском языке, а на ассирийском диалекте

Если не считать похода на Шубрию в 854 г., ассирийцы с 856 г. до н. э. не тревожили горцев. Но к 832 г. они, видимо, стали считать опасным усиление Урарту. Вновь начинается серия ассирийских походов на север. Эти походы были, возможно, связаны также с борьбой, которая завязалась в то время в Северной Сирии. Цель этой борьбы для Ассирии состояла в том, чтобы овладеть путями, по которым Месопотамия снабжалась железом, а также самими источниками этого сырья, столь необходимого теперь для ассирийского войска. Основные места добычи железной руды находились в то время в юго-восточном углу Малой Азии; но, повидимому, и Урарту было поставщиком железа и поэтому было тесно связано в экономическом и культурном отношении с городами Северной Сирии, специализировавшимися на посреднической торговле этим металлом.

Ассирийский, поход 832 г. до н. э. совершался по тому же пути, что и поход 856г., но оказался неудачным. Победа Сардури I возбудила надежды на освобождение у зависимых от Ассирии мелких царств, и Салманасар III послал в 829 и 828 гг. войска для подавления освободительных стремлений в Хубушкии, Мусасире и на западном побережье озера Урмии.

Уже в это время урартский царь величает себя не только «царём Биаинили» и «правителем Тушпы», но и принимает титул «царя великого, царя сильного, царя множеств, царя Наири». Такая титулатура повторяет, с заменой слова «Ассирия» словом «Наири», титулатуру ассирийских царей. Молодое Урартское государство бросало вызов Ассирии на борьбу за господство в Передней Азии.

Политику, намеченную уже Сардури I, продолжал его сын Ишпуини, не встречая серьёзного сопротивления со стороны Ассирии.

Довольно рано фактическим соправителем Ишпуини стал его сын Менуа, хотя при жизни отца он не носил царского титула. В совместное правление Ишпуини и Менуа происходит дальнейшее расширение власти Урарту на востоке; была занята страна Мана на южном побережье Урмии, причём урартские войска проникли и ещё далее на юг.

Таким образом, Урарту создавало серьёзную угрозу Ассирии на востоке. Впрочем, непрерывная борьба манейцев против урартской власти делала непрочным положение урартов в этих районах, входящих в современный Южный Азербайджан. Эти районы должны были ими завоёвываться снова и снова. Ассирия также пыталась захватить эти районы, однако и она встретилась с ожесточённым сопротивлением манейскнх племён.

Ко времени Ишпуини основные области центральной части нагорья были уже прочно закреплены за Урарту. В совместное правление Ишпуини и Менуа начинаются походы урартов в Закавказье. Первыми объектами этих походов были, повидимому, области верховьев Аракса и Куры, находившиеся в соседстве с царством Диауэхи.

Ко времени Ишпуини и Менуа надо отнести упорядочение государственного управления Урарту. В это время вводится система наместничеств во главе с областными начальниками. Впоследствии эта система была введена, повидимому по урартскому образцу, также и в Ассирии. В области религиозного культа систематизируется освящающий государственную власть пантеон божеств, устанавливается количество обязательных приношений скота в святилища.

Укрепление Урартского государства продолжалось в единоличное правление Менуа, начавшееся незадолго до 800 г. до н. э. Вскоре после этой даты ассирийцы потеряли свои верхнеевфратские провинции, и вся верхняя часть долины Евфрата перешла в руки Урарту. Это, естественно, вело к столкновению Урарту с царством Диауэхи, тесно связанным с верхнеевфратским районом. Царь Диауэхи вынужден был уплатить Менуа богатую дань, включавшую золото и серебро. Следует заметить, что дань металлом урарты получали почти исключительно из областей, расположенных по верхнеевфратскому пути и его продолжению в долине реки Чороха; этим путём металлы, в частности серебро и железо, достигали и Черноморского побережья, где их, возможно, приобретали греческие колонисты, начавшие оседать в Синопе, Трапезунте и т. д. уже в VIII в., а более прочно - с VII в. до н. э.

Значительно укрепились урарты в царствование Менуа также в долине Аракса. Здесь, на северных склонах горы Арарат, была построена крепость Менуахинили, которая должна была явиться исходным пунктом для дальнейших походов в Закавказье.

Но наиболее важной частью деятельности Менуа было строительство. За время его правления было сооружено по всей стране множество оросительных каналов, в том числе так называемый «канал Шамирам», до сих пор снабжающий водой город Ван. Много было возведено и оборонительных сооружений. Большой размах строительства стал возможен в связи с избытком рабочей силы, возникшим в результате пригона рабов, захваченных в многочисленных урартских походах.

Период наивысшего могущества Урарту

Около 780 г. до н. э. на престол вступает сын Менуа - Аргишти I, при котором Урарту достигает наивысшего могущества. От его правления дошла одна из крупнейших древневосточных надписей - огромная «Хорхорская летопись», высеченная на отвесных склонах Ванской скалы. Из этой летописи видно, что в начале своего правления Аргишти повторил поход Менуа на Диауэхи, обратив эту страну по крайней мере частично, в урартское наместничество. Затем, пройдя по южной периферии Колхиды (в урартских надписях - Кулха), он продвинулся в район Чилдырского озера и верховьев Куры, а оттуда, минуя гору Арагац, вернулся через долину Аракса. Несколько позже Аргишти создал новый административный центр для Закавказья (уже на левом берегу Аракса) - Аргиштихинили (современный Армавир) Укрепив таким образом свои позиции на северо-западе, Аргишти в следующем году двинулся в Малую Азию, где занял город Мелид (современная Малатия) и вероятно завязал связи с городами Северной Сирии. В 774 г. между урартами и ассирийцами произошло столкновение далеко на юго-востоке, в долине реки Диялы уже на вавилонской по существу территории. Таким образом, урарты все более охватывают Ассирию с флангов. В дальнейшем Аргишти совершил ряд походов в Закавказье, в приурмиискии район и на окраинные ассирийские провинции.

Количество пленных, приводившихся Аргишти из походов и, вероятно в большинстве затем обращавшихся в рабство, было велико: так, за один только год он захватил почти 20 тыс. человек. Такое количество рабов для сравнительно слабо развитого рабовладельческого производства Урарту было излишним, поэтому некоторую часть пленных убивали на поле боя. Некоторая часть мужчин, быть может принималась в урартское войско. Например, Аргишти I переселил 6 600 пленных с Арацани и из Малой Азии,- вероятно, для постройки оборонительных сооружений, а может быть, и в качестве гарнизона - в основанную им крепость Эрбу,или Эребу (ныне Аринберд около города Еревана). Остальные пленные пригонялись в Биаинили - центральную часть государства. Наряду с рабами урартские цари захватывали в походах множество скота.

Общественные отношения

О социальном устройстве Урартского царства у нас пока имеется мало данных. Всё же ясно, что в нём сильны были родо-племенные пережитки; власть принадлежала представителям царского рода, а также военной и служилой знати, по происхождению восходившей, быть может, к местным знатным родам различных урартских племён. Значение знати сказывалось, между прочим, в той крупной роли, которую в войске играли «аристократические» роды оружия - колесницы и конница. Знатные урарты обладали большими земельными владениями, в их же руки попадала, вероятно, и значительная часть рабов. Ещё более крупные угодья и в особенности огромные стада скота принадлежали храмам.

Основную часть взрослого населения составляли, видимо, рядовые свободные воины, имевшие землю, находившуюся в индивидуальном владении или, может быть, во владении больших семей, - по всей вероятности в пределах сельской общины. Воины имели и рабов. Повидимому, часть рабов находилась и в общинной собственности: некоторые урартские источники указывают на то, что пленные рабы раздавались не только воинам, но и «странам», т. е. целым племенам или общинам. Цари были, вероятно, верховными собственниками значительной части земли, на которой сидели рядовые свободные, - в частности собственниками многочисленных, впервые в это время освоенных или ранее разорённых, не орошавшихся земель.

Однако у нас нет данных о том, что в Урарту существовало крупное царское земледельческое хозяйство, как, например, в древнем Шумере. Принадлежавшие царскому хозяйству поля были сравнительно невелики, и продукты полеводства поступали царям главным образом в виде налогов от населения. Многочисленные царские рабы, вероятно, использовались на строительстве, а также в садоводстве и в крупных царских мастерских, где перерабатывались продукты, поступавшие в виде налогов, изготовлялось вооружение для войска и т. д. В разбросанных по стране царских крепостях сосредоточивались гарнизоны и другие войска наместников. Здесь же находились склады фуража и хлеба для войска, винные кладовые, а также мастерские.

О повседневной жизни населения Урартского государства дают представление жилища, раскопанные в городе Тейшебаини (ныне городище Кармир-Блур, на территории Советской Армении около города Еревана). Повидимому, в них жили люди, работавшие в мастерских цитадели, служившие в составе гарнизона и на низших должностях в администрации.

Дома были, повидимому, построены сразу целыми кварталами, одновременно с основанием урартской крепости. Каждая семья обитала в жилище, имевшем неправильную форму, состоявшем.из двух-трёх помещений, из которых одно только до половины было крыто кровлей, покоившейся на столбах. Другая половина служила как бы двориком. Здесь же находился врытый в землю очаг. Жители этих домов не имели своих постоянных хранилищ для продуктовых запасов, не держали при доме скота. Как полагают некоторые исследователи, они получали регулярное пищевое довольствие от администрации крепости.

Как и в других странах древнего Востока, в урартском доме почти не было мебели; главную утварь составляли глиняные сосуды. В них варили пищу, хранили зерно, мелкие вещи. Из кости и дерева изготовляли коробочки, ложки, совки. Пища населения изготовлялась главным образом из ячменя, проса, бобовых растений, кунжутного масла; хорошо знаком был виноград и изюм, в большом количестве изготовлялись вино и пиво. Известны некоторые орудия труда урартского земледельца - железные серпы, грубые зернотёрки из двух камней, заменявших жернова, ступкикрупорушки и т. п.

О жизни и быте сельского населения Армянского нагорья можно судить по позднейшим сведениям (около 400 г. до н. э.), сохранённым греческим писателем Ксенофонтом. В его время деревни состояли из групп полуподземных землянок, где верхнее отверстие служило и входом в помещение, и световым окном, и дымоходом. Как жил урартский раб, мы пока не можем судить, но надо полагать, что быт его был ещё более жалок, чем быт свободных земледельцев, и единственной ценностью, остававшейся у него, была его жизнь, сохранённая для тяжёлого труда, в то время как его соплеменники были истреблены победоносными урартскими войсками.

Хотя войны велись урартами с обычной для того времени жестокостью и их походы приводили к массовому угону населения и разорению территории, тем не менее последствия урартских завоеваний были иными, чем последствия одновременных с ними ассирийских завоеваний. В отличие от Ассирии Урарту не могло обеспечить возрастающие потребности своей державы в сельскохозяйственных продуктах; поэтому урарты уделяли особое внимание развитию сельскохозяйственного производства путём освоения пустующих и опустошённых земель и расширения ирригации.

Урартское войско VIII в. было, повидимому, по своей структуре и вооружению (пластинчатые панцыри, остроконечные бронзовые шлемы, большие круглые щиты и т. п.) сходно с ассирийским.

Урартское рабовладельческое общество не было в этническом отношении однородным. Оно включало не только урартов в узком смысле слова - биаинов, жителей района у озера Ван. Как общество в целом, так и урартское войско были разноплеменными и разноязычными. Со временем борьба не только между различными его социальными слоями, но, как полагают, и этническими составными частями должна была обостриться. Значение этой борьбы для судеб государства Урарту сказалось позднее. Но в рассматриваемый нами период внутренние противоречия пока ещё не назрели.

Завоевательные походы Сардури II

В начале правления нового урартского царя, Сардури II, вступившего на престол около 760 г. до н. э., благоприятная для урартов обстановка в целом сохраняется. Однако Сардури пришлось неоднократно воевать в стране манеев, к юго-западу от озера Урмия, и ещё далее к югу, вплоть до долины реки Диялы, причём урарты встречались здесь со всё более ожесточённым сопротивлением. К концу правления Сардура царству Мана и другим областям этой окраины удалось окончательно добиться независимости.

Целый ряд походов Сардури был направлен в Закавказье. К сожалению, ввиду того, что большая стела (каменный столб) в нише Ванской скалы с надписью, содержавшей анналы Сардури II, сохранилась не полностью, нам не совсем ясна последовательность его походов.

Число пригоняемых пленных всё более увеличивается; так, за один год из трёх походов Сардури II на Ману, в Закавказье и западные области им было приведена 12 735 юношей и 46 600 женщин.

Наиболее важным направлением походов государства Урарту было юго-западное. Сардури II дважды совершает поход в Кумаху (Коммагену), откуда открывался путь в Сирию. Он подвергает Кумаху разгрому, подчиняет её и вступает в сношения с Северной Сирией (городом Арпадом). При помощи союзов влияние Урарту распространилось до самого Дамаска, и сирийцы выступали вместе с урартами против угрожавшей всем им Ассирии.

Воины с Ассирией

Сардури II удалось также подчинить страну Арме, возможно, тождественную с Шубрией, на южных склонах Армянского Тавра.

К 745 г. до н. э. решительная схватка между Урарту и Ассирией стала неизбежной. Ассирийские источники отмечают ряд столкновений с Урарту в течение 781-778 гг., а также в 766 г. Этим не исчерпывается число таких столкновений. Окраинные области, подчинённые Ассирии, то там, то здесь постепенно переходят под власть Урарту. Если ассирийцы до сих пор вынуждены были мириться со всё возрастающей мощью Урартского государства, то это объясняется тяжёлым внутренним положением Ассирии, потрясаемой с конца IX в. внутренними смутами.

В 745 г. до н.э. в Ассирии начинается правление нового царя-Тиглатпаласара III, с воцарением которого период смут и междоусобиц прекращается и начинается новый период усиления Ассирийской державы. Тиглатпаласар III провёл в своём государстве ряд существенных реформ. При этом он, повидимому, использовал важнейшие достижения урартской государственной практики.

Тиглатпаласару удалось значительно усилить боеспособность ассирийского войска. Повидимому, уже в 743 г. Тиглатпаласар вторгся в Коммагену, чтобы разделить силы Сардури и сирийцев. В битве при Киштане и Халпе ему удалось нанести союзникам поражение: Сардури был вынужден бежать за Евфрат, оставив в руках ассирийцев весь свой лагерь. После этого Тиглатпаласар вернул Ассирии часть провинций к северу от верховьев Тигра и в течение 745-738 гг. подчинил Арпад. Но, повидимому, только в 735 г. ему удалось вторгнуться вглубь Урарту и даже осадить Тушпу. Однако взять цитадель Тушпы на Ванской скале он не смог(По другому толкованию текста, Сардури был разбит Тиглатпаласаром в 743 г. под Арпадом, а сражение под Киштаном и Халпой произошло в начале кампании 735 г. до н. э.).

Сардури II умер в конце 30-х годов VIII в., и на престол Урарту взошёл Руса I. Это было трудное для государства время. Центробежные силы Урартского государства, сдерживаемые до сих пор силой оружия урартских царей, получили теперь простор для действия. Местные царьки и даже наместники из высшей урартской знати отлагались от царя Урарту. Об обстоятельствах начала царствования Русы мы знаем главным образом из надписи, составленной на аккадском и урартском языках, которая была воздвигнута Русой возле Мусасира, и из сохранившихся донесений ассирийских шпионов в Урарту.

По сообщению одного ассирийского источника, Руса воздвиг впоследствии в мусасирском храме статую, изображавшую его на колеснице, с надписью: «С моими двумя конями и одним колесничим рука моя овладела царской властью Урарту». Хотя в этих словах содержится похвальба, но всё же они более или менее верно передают историческую обстановку: положение Русы вначале было весьма тяжёлым. Ему, однако, удалось справиться с восстанием наместников и вновь подчинить своей власти маленькое, но важное в религиозно-политическом и стратегическом отношении царство Мусасир. Как полагают, Руса реформировал и разукрупнил наместничества. Были созданы новые крепости - административные центры, в том числе в Закавказье, на берегу Севанского озера. Но едва Русе удалось вновь собрать воедино Урартское государство, как он столкнулся с серьёзной внешней опасностью - вторжением киммерийцев.

Столкновения с киммерийцами и скифами.

Киммерийцы были одним из кочевых или полукочевых племён (или группой племён) Северного Причерноморья, которые в течение VIII в. до н. э. просачивались в Закавказье и Малую Азию. По данным ассирийских шпионов, страна, в которой в это время находились киммерийцы, была расположена рядом с Гурианией (Куриани), одной из западных или центральных закавказских областей. Поход Русы на страну киммерийцев окончился для него поражением. Киммерийцы прорвались на урартскую территорию, всё опустошая и разрушая. В своём натиске на Урарту они, вероятно, объединились со стремившимися к освобождению окраинными племенами, а может быть, и с рабами. Киммерийцы представляли, таким образом, серьёзную угрозу самому существованию рабовладельческого Урартского государства. Однако киммерийцы, как и прорвавшиеся позже через территорию современного Азербайджана скифы, не умели брать крепостей, а крепости являлись костяком Урартского государства. Киммерийцы ограничивались только набегами на урартскую территорию. Позже бывали случаи, когда они даже поступали на службу к Урарту или к Ассирии, образуя наёмные войска.

Поход Саргона II в Урарту в 714 г. до н. э.

Русе I удалось благополучно вывести Урартское государ ство из этого серьёзного кризиса. Но по мере роста сил Урарту назревала неизбежность нового столкновения с Ассирией. Повидимому, готовясь к этому, Руса завязывает сношения с Фригией и с мелкими царствами, расположенными в горах Тавра на западе. На востоке он поддерживает антиассирийские группировки в Мане - стране, превратившейся тем временем в сильное и независимое государство, охватившее почти всю территорию нынешнего Южного Азербайджана, - и в соседних мидийских и других племенах и царствах. Новый царь Ассирии, Саргон II, только непрерывными походами мог поддерживать своё влияние в этих областях. В 714 г. Саргон отправился в карательный поход в области к востоку от озера Урмия. Руса решил, что настал подходящий момент для нанесения решительного поражения Ассирии, и двинулся во главе своих войск с целью зайти Саргону в тыл. Но во-время предупреждённый своими агентами Саргон вышел ему навстречу. В битве на горе Уауш (Буши, ньне Сахенд у озера Урмия) Саргон II разбил наголову войско Русы. Руса бежал в Тушпу и, не выдержав этой новой обрушившейся на него неудачи, покончил жизнь самоубийством (713 г. до н. э.).

Что касается Саргона, то он прошёл по Урарту, подвергая всё разрушению на своём пути, сжигая поселения, снося крепости, уничтожая каналы, сады и посевы, захватывая или сжигая запасы продуктов. Дошедшая до нас подробная реляция об этом походе, составленная придворным ассирийским историографом в виде письма к богу, является наиболее полным источником о внутренней жизни Урарту.

Царь Хубушкии (страны Наири) заблаговременно вышел встречать победителя с дарами, но Урзана, царь страны Мусасир, этого не сделал. Саргон с небольшим отрядом внезапно перевалил через горный хребет и застал Урзану врасплох. Тот бежал, а его дворец и храм бога Халди были разграблены ассирийцами. Храм этот, хотя и находился вне собственно урартской территории, был главным святилищем урартских племён; здесь происходили церемонии коронования урартских царей. Естественно, что храм был хранилищем несметных сокровищ. До нас дошла подробная опись захваченных здесь Саргоном вещей. Эта опись свидетельствует о высоком уровне развития урартского ремесла.

Поражение 714 г. и происшедшее в течение двух последних десятилетий VIII в. до н. э. полное подчинение Ассирией Сирии и прилегающих частей Малой Азии заставили последующих урартских царей в корне изменить свою внешнюю политику. Они уже не решаются соперничать с Ассирией на юго-западе и юго-востоке, а устремляют свои силы главным образом на север-в Закавказье и на запад - в Малую Азию.

Урарту при Русе II.

Новый период усиления Урартского государства начинается при Русе II, вступившем на престол в 690-х или 680-х годах до н. э.

Руса II вёл большое строительство как в столице, так и в особенности в Закавказье. Ко времени Русы II относится построение большого канала, отводившего воду от реки Занги и орошавшего Айраратскую долину. Здесь был построен новый административный центр -Тейшебаини, куда стекалась богатая дань с окружающих местностей. На крутом берегу реки возвышалась цитадель, где находились административные строения. У стен цитадели лежал правильно распланированный город. В Тейшебаини найдены огромные запасы различных видов зерна, склады бронзовых изделий, маслобойная мастерская, орудия труда, оружие, остатки росписи стен и другие памятники, дающие яркое представление о культуре, искусстве и быте урартов. Примечательны многочисленные культурные связи, установившиеся между населением Урарту и скифами, как жившими в то время в Восточном Закавказье и других местах Передней Азии, так и обитавшими в степях Северного Причерноморья. В придворном урартском искусстве VIII-VII вв. до н. э. заметно большое сходство с чертами ассирийского искусства. Повидимому, культура урартской знати этого времени в значительной мере подвергалась ассирийскому влиянию.

Согласно одной из надписей Русы II, он совершил поход в юго-восточную часть Малой Азии, во Фригию и против Халиту - так, повидимому, у урартов называлась область горного народа халдайцев (халибов Понтийских гор, считавшихся у греков древнейшими поставщиками железных изделий; не смешивать с халдеями Вавилонии). Киммерийцы выступали на этот раз, видимо, в союзе с Урарту. Как полагают, об атом походе киммерийцев и идёт речь в греческих источниках, сообщающих о гибели фригийского паря Мидаса и разрушении Фригийского царства. С этого времени в Малой Азии усилилась роль Лидии.

Хотя между Урарту и Ассирией при Русе II иной раз бывали пограничные стычки, а намерения Русы и киммерийцев иногда вызывали недоверие в Ассирии, но в общем между обоими государствами сохранялись мирные отношения. Когда в 673 г. до н. э. ассирийский царь Асархаддон разгромил маленькое горное царство Шубрию, где укрывались беглые рабы и земледельцы, он выдал обнаруженных им урартских беглецов Русе. Со своей стороны Руса около 654 г. послал посольство к ассирийскому царю Ашшурбанапалу для того, повидимому, чтобы успокоить опасения последнего, ожидавшего выступлений против Ассирии со стороны Урарту, киммерийцев и скифов. Нейтральность этих. сил имела важное значение для победы Ашшурбанапала в последовавшей в ближайшие годы войне с Вавилонией и её многочисленными союзниками.

Упадок и гибель Урарту

В 640-х годах до н. э. царём Урарту становится Сардури III. Мы не имеем почти никаких известий о его правлении, но, несомненно, оно было весьма тревожным. Скифы, разгромившие к этому времени киммерийцев, вместе с угнетённым населением окраин Урартского царства стали, по всей вероятности, серьёзной силой, угрожавшей существованию государства Урарту. По крайней мере Сардури III в начале 30-х годов VII в. до н. э. в письме к ассирийскому царю Ашшурбанапалу впервые в истории Урарту признаёт себя уже не «братом» ассирийского царя, т. е. царём равной по значению державы, а «сыном». Он признаёт, таким образом, хотя и формально, главенство Ассирии. Новые враги - Мидия, скифы - угрожали старым государствам древнего Востока, а внутренние социальные противоречия ослабляли эти государства. Вот почему Урарту, как и соседняя Мана, стремится теперь опереться на казавшуюся непоколебимой мощь Ассирии.

Дальнейшие события истории Урарту нам неизвестны; мы знаем лишь имя ещё одного урартского царя - Русы III, сына Эримены. Государство Урарту, как и Мана, было втянуто в водоворот событий, которые принесли гибель Ассирии. В 610 или 609 г. мидийские войска в ходе войны, имевшей целью уничтожение Ассирийской державы, повидимому, заняли Тушпу. Однако, судя по древнееврейским данным, в 90-х годах VI в. до н. э. Урарту, Мана и Скифское царство (в Азербайджане) продолжали ещё существовать, правда,.в качестве зависимых от Мидии царств. К 590 г., когда началась война в Малой Азии между Мидией и Лидией, остатки урартской независимости, вероятно, уже были ликвидированы.

Приблизительно к этому времени относится и разрушение Тейшебаини (Кармир-Блура) в Закавказье. Перед занятием её врагами цитадель находилась, повидимому, бесконтрольно в руках населения города-центральная урартская власть, очевидно, перестала уже существовать. Цитадель была взята, сожжена и разграблена войсками, вооружёнными стрелами скифского типа, - может быть, скифами на мидийской службе или самими мидянами, имевшими сходное со скифами вооружение.

Культура урартов. Религия

Имеющийся в нашем распоряжении материал, к сожалению, не даёт возможности судить о литературе, науке и других областях культуры Урарту. Однако мы можем сказать, что, например, стиль урартских царских надписей повлиял - вероятно, через Мидию - на стиль надписей персидских царей. Персидская слоговая клинопись, происхождение которой остаётся неясным, быть может, тоже восходит, через Мидию и Ману, к урартской клинописной скорописи.

Памятники материальной культуры Урарту говорят о высоком развитии ремесла, особенно металлообрабатывающего. Великолепные художественные изделия из бронзы (фигурная мебель, статуэтки, художественное оружие и т. п.), выполненные по восковой модели, с резьбой и чеканкой, покрытые кованым золотым листом, резьба по красному мрамору (облицовка стен дворца в Русахинили, около Тушпы), многочисленные росписи в Эребу (Арйнберде) и Тейшебаини - все эти памятники ясно говорят о ремесле,уже специализированном и обладавшем длительной традицией мастерства. Урартская ремесленная техника имела большое значение для развития закавказского и скифского ремесла.

В урартской религии большое место занимали культы божеств гор, вод и различных явлений природы, в особенности бога неба Халди и его супруги Уарубани, бога грома и дождя Тейшебы (хеттско-хурритский Тешуб), бога Солнца Шивини и др. В Мусасире богу Халди был посвящён храм, несколько напоминающий греческий - с коньковой крышей, фронтоном и портиком-колоннадой. Этот храм известен нам по ассирийскому изображению. Наиболее частым типом святилища были так называемые «ворота бога», судя по некоторым данным,- ниши в скалах, где, по верованиям урартов, обитали божества. Многие обряды совершались, повидимому, под открытым небом и сопровождались обильнейшими жертвоприношениями скота.

Культы урартских божеств в пору создания державы были сведены в известную систему: главное место занимали божества, считавшиеся покровителями царской власти и важнейших центров государства. Походы урартских царей в надписях выдавались за походы самого верховного бога Халди. Религиозный центр Урарту - храм главного бога Халди - лежал, как уже указывалось, за пределами собственно Урартского государства, в Мусасире. Урартские цари дарили в большом количестве рабов и особенно скот из своей военной добычи как этому храму, так и храмам и святилищам Тушпы и других важных поселений. В храмы дарились также трофеи, изделия ремесла, статуи царей и их родичей. Святилища были очень богаты, и жречество, вероятно, имело в государстве большой вес и значение.

Историческое значение Урарту

Урартское государство сыграло большую роль в формировании народностей Закавказья и Армянского нагорья и их государств. Само царство Урарту было объединением, включавшим разнородное в этническом отношении население, которое не успело ещё превратиться в народности и в значительной степени сохраняло племенную структуру. Греческий писатель Геродот знал на этой территории для V в. до н. э. четыре этнические группы: саспейров (соответствующих картвельским -племенам), матйенов (повидимому, соответствующих хурритам), алародиев (урартов) и армениев (армян). В связи с образованием классового общества и государства на периферии бывшей Урартской державы шло сложение народностей; мелкие племенные группы, говорившие на разнообразных племенных языках, особенно на архаических хурритских диалектах, вливаются в более крупные этнические единицы. Процесс создания народностей происходит главным образом вокруг двух центров-грузинского на северо-западе и армянского на юго-западе и в центре. Таким образом, конец истории Урарту является одновременно началом истории грузинского и армянского народов.

Возникновение государства Урарту

В районах Армянского нагорья и Закавказья, где природные условия не благоприятствовали прогрессу поливного земледелия, важную роль играло наличие рудных богатств, главным образом меди и железа; на степных нагорьях и лугах развивалось скотоводство.

Проводятся раскопки урартских памятников на территории Турции и Ирана.

В V-IV тыс. до н. э. долины Куры и Аракса были заселены оседлыми земледельцами и скотоводами в Шому-тепе в Азербайджане, Шулавери в Грузии и Техут в Армении. Поселения состояли из круглых в плане глинобитных жилых и хозяйственных строений, что является специфической чертой культуры закавказских земледельцев, поскольку в большинстве других раннеземледельческих культур Древнего Востока строения имеют квадратную или прямоугольную планировку. Большую роль играли каменные, кремневые и костяные орудия, появляются и медные изделия. Основу хозяйства составляло мотыжное земледелие с возделыванием пшеницы, ячменя, проса и полбы, разведение крупного и мелкого рогатого скота. В небольших поселках площадью в 0,5-1 га проживало по 100-300 человек. Культура земледельцев Закавказья уступала культурам Северной и Южной Месопотамии - Халафу и Убейду.

В III тыс. до н. э. распространяется культура раннебронзового века, названная куро-аракской. Значительное развитие получает земледелие; при обработке полей используется примитивная соха, урожай убирается с помощью серпов. В каждом поселении был дом-мастерская ремесленника, где изготовлялись из различных сплавов украшения, керамика, орудия труда и оружие - топоры, кинжалы и копья. Высоко в горах складывается отгонное скотоводство.

Интенсивно идет разложение первобытного строя. В горах строятся крепости из каменных глыб. Выделяется оружейное дело. В конце II тыс-я до н. э. появляется оружие из железа. Оснащенные этим оружием воины образовывали боевую дружину племенных вождей.

Особенно интенсивным процесс разложения первобытных порядков был у племен урартов, обитавших в районе озера Ван. Восемь стран под общим наименованием Урарту упоминаются в ассирийских источниках уже в XIII в. до н. э. В конце XII в. до н. э. поход к озеру Ван совершил ассирийский царь Тиглатпаласар I.

В XI-X вв. до н. э. здесь идет объединение мелких владений в государство. Первые попытки создания письменности, близкой к хеттской.

Консолидация первых урартских государственных образований в середине IX в. до н. э. была вызвана необходимостью борьбы с ассирийской агрессией. Первым правителем Урарту стал царь Араму (864-845 гг. до н. э.), против которого совершал походы Салманасар III. Урартский правитель Сардури I (835- 825 гг. до н. э.) принимает пышный титул, заимствованный у ассирийских царей. Столицей становится город Тушпа, вокруг которого возводятся каменные стены. Объединяются мелкие владения.

Границы владений правителей Тушпы расширяются до озера Урмия, и второе урартское государственное образование Муцацир становится зависимым владением. Теперь все урартские племена объединены.

3 главных божества: Халди - бога неба, Тейшебы - бога грома и дождя, Шивини - бога солнца.

Интенсивное строительство охватывает почти всё государство: возведение храмов и дворцов, организация храмовых хозяйств. Урартские войска проникают в царство Манна, стремятся обойти с фланга Ассирию.

Ванское царство на вершине могущества .

Подлинным создателем урартского могущества был царь Менуа (810-786 гг. до н. э.). Теперь все урартские цари составляют официальные летописи, освещающие события их царствования. Менуа занимался организацией армии. Урартская армия переходит на лучшие в Передней Азии ассирийское вооружение и доспехи. Военные походы Менуа идут в двух направлениях - на юго-запад, в сторону Сирии, где его войска овладевают левобережьем Евфрата, и на север, в сторону Закавказья.

Большое внимание уделял Менуа организации зависимых владений. В них оставались местные правители («под условием выплаты дани»), но назначались и представители центральной власти - областеначальники. Административная реформа - разделение Урартского государства на области, во главе которых стояли представители центрального правительства. В районе столичного города Тушпы был проведен канал длиной в 70 км («канал Менуа»).

При сыне и преемнике Менуа - Аргишти I (786-764 гг. до н. э.). Правление Аргишти - это зенит могущества Урартского государства. Сам он даже сообщает о победе над войсками Ассирии. Его войска проникают в Северную Сирию. На юго-востоке урарты, устанавливают своё влияние на Маннейское царство, выходят на границы Вавилонии.

Урартские войска доходят до границ Колхиды (Колхи) в Западной Грузии и овладевают, обширной территорией до озера Севан. Здесь осуществляется обширная программа хозяйственно-строительной деятельности. На месте современного Еревана в 782 г. до н. э. возводится город Еребуни, а в районе Армавира в 776 г. до н. э. строится крупный городской центр Аргиштихинили. Военные походы не только расширяли территориальные границы и увеличивали политическое влияние Урарту, но и служили постоянным источником поступления рабов-военнопленных. Военные успехи Урартского государства были связаны со всей социально-экономической системой общества, что и объясняет его расцвет в VIII в. до н. э.

В 743 г. до н. э. обновленная Тиглатпаласаром III ассирийская армия побеждает в решительном сражении возглавляемую Урарту коалицию в Северной Сирии около города Арпада. В 735 г. до н. э. Тиглатпаласар III осуществляет поход в центр Урартской державы, в район озера Ван. Несмотря на осаду урартской столицы Тушпы, ассирийцы так и не смогли овладеть ее цитаделью. В открытом военном противоборстве с Ассирией Урарту потерпело первое поражение.

Вступив на престол, Руса I (735-714 гг. до н. э.) застал державу поколебленной военными неудачами, но вскоре овладел положением.

Руса I старался избегать противоборства с Ассирией, продолжает расширять свои владения в Закавказье к северо-востоку от озера Севан. К северу от озера Урмия: проведены многочисленные каналы, построены крепости-города, на восточном побережье Вана строится обширное водохранилище, создаются виноградники и поля, возводится город Русахинили.

В 714 г. до н. э. ассирийская армия, возглавляемая Саргоном II, двинулась к востоку от озера Урмия против местных правителей, натравливаемых на Ассирию урартским царем. Битва кончилась поражением урартов. На обратном пути в Ассирию Саргон II во главе 1000 всадников захватил урартский культовый центр Муцацир, где победителям достались храмовые сокровища. Почти столетнее урартско-ассирийское соперничество закончилось победой Ассирийской военной державы.

    Урартское общество и культура

Большую роль в расцвете Урарту сыграла экономика страны. Ее основой были земледелие и специализированные ремесла, связанные в первую очередь с металлургией.

Государство уделяло особое внимание организации экономики страны, в первую очередь поливного земледелия. Сельхоз продукция сосредоточивалась в складах и хранилищах.

В Закавказье одновременно с постройкой Аргиштихинили были проведены четыре оросительных канала, созданы сады и виноградники. Одновременно с постройкой Тейшебаини, урарты проводят канал, идущий через туннель в скале, и организуют обширные сельхоз угодья. Велась обработка сельскохозяйственной продукции, работали ремесленные мастерские.

Ядром города была цитадель, где находились дворец-резиденция наместника, культовые постройки и гигантские хранилища, предназначенные для продуктов сельского хозяйства, складов оружия и утвари.

Свободное население Урарту насчитывало около 1,5 млн. человек. Значительную его часть составляли общинники. Община сохраняла самоуправление, иногда в распоряжении общины имелись и рабы.

Верхушку общества представляла военная и служилая знать. Постепенно система управления разрасталась и усложнялась.

Многочисленным в Урарту был класс рабов и лиц подневольного труда. Термин «раб» в урартском языке означал в первую очередь чужака, военнопленного.

Значительное внимание урартское правительство уделяло и организации централизованной административно-хозяйственной системы. Сформировались по крайней мере два экономических центра - ванский и закавказский..

В области культуры наряду с древними местными традициями явственно выступает пласт, связанный с освоением культурного наследия хурритов и Хеттской державы. Придворная культура Урарту многое восприняла от Ассирии с ее ориентацией на прославление царя, царского войска, мощи и силы в любом их проявлении.

Крепости, являвшиеся одновременно и цитаделями городских поселений, располагались на естественных возвышенностях и скалах. Их стены и башни свидетельствуют о большом мастерстве урартских строителей и военных специалистов.

Исключительным мастерством и декоративной пышностью отмечены произведения урартских специалистов по художественной бронзе - нарядное оружие и доспехи, части трона.

Традиции и каноны, выработанные урартами, были унаследованы другими народами Закавказья, скифскими племенами, а некоторые элементы проникли в культуру Древнего Ирана и ранней Греции.

    Упадок Урарту.

Ранние государственные образования в Древней Армении и Древней Грузии

Урарту постепенно сдает свои позиции на международной арене. В начале VI в. до н. э. Урарту попадает в зависимость от Мидии, а к 590 г. до н. э. полностью прекращает свое существование. Значительная часть бывших урартских владений досталась Мидии.

В начале VI в. до н. э. образуется независимое древне армянское царство, вошедшее затем вместе с другими областями бывшего Урартского государства в Персидскую державу.

Древнеиранские религиозные представления, и в частности, зороастризм, оказывают значительное влияние на Древнюю Армению. Столицей владений Ервандидов стал Армавир, расположенный на территории более раннего урартского центра. Расширяются культурные и торговые связи.

После крушения Персидского государства в IV в. до н. э. правитель Армении Ерванд III объявил себя царем. Образовалось самостоятельное древне-армянское государство.

Интенсивно развивались и западные области Закавказья. Здесь большую роль играли греческие города (Фасис, Диоскуриада и др). На первое место в VI-IV вв. до н. э. выдвигается местное государство в Колхиде. Основой расцвета Колхиды были разнообразные ремесла и развитая торговля. Колхида была поделена на провинции, во главе которых стояли «скипетроносцы». В древней Колхиде взаимодействовали местная и греческая традиции.

В Восточной Грузии в VI-IV вв. до н. э. также происходит резкое обособление знати, формируются городские центры. Из них наиболее значительным был столичный город Мцхета. Местная историческая традиция относит к концу IV-началу III в. до н. э. формирование восточногрузинского государства, носившего название Иберия. В прикаспийских областях на территории современного Азербайджана в IV--III вв. до н. э. складывается еще одно политическое образование - объединение албанских племен. Древнеармянское государство, Колхида, Иберия и Албания характеризуют развитие рабовладельческого общества Закавказья в послеурартскую эпоху.

Расцвет древнего царства Урарту

Около двух веков, с начала VIII и до начала VI века до нашей эры, южная часть Закавказья входила в состав царства Урарту. На территории Армянской ССР сохранилось большое количество урартских памятников - клинообразные надписи на скалах, отмечающие завоевания и строительные работы, остатки древних крепостей - часто на труднодоступных возвышенностях в горах.

Урарту, могущественное рабовладельческое государство древнего Востока, образовалось в центральной части Передней Азии, на Армянском нагорье, в середине IX века до нашей эры. Именно тогда ассирийскому царю Салманасару III пришлось вести упорную и длительную борьбу с этим своим новым соперником, борьбу, отраженную в царских летописях и на рельефах Балаватских ворот. В конце IX века до нашей эры и особенно в начале VIII века до нашей эры наблюдается интенсивный рост территории Урарту. В это же время в центре самого царства, в городе Тушпе, сооружается грандиозный канал длиной более 70 километров, подводивший к Тушпе питьевую воду и сохранившийся дольше под именем «канал Шамирам», воздвигается много храмов, дворцов и крепостей. Урартские войска успешно противостоят ассирийцам, на западе достигают реки Евфрата, на востоке овладевают важными для обороны своей страны горными областями, прикрывавшими доступ в центр своего государства, а на севере доходят до реки Аракса.

Урартские клинообразные надписи царя Менуа, сына Ишпуими, рассказывают о снаряжении в закавказские области большого для того времени войска, состоявшего из 65 боевых колесниц, многочисленной конницы и 15 760 пехотинцев, На северных отрогах горы Арарат была построена крепость, названная Менуахинили, служившая важным стратегическим пунктом, обеспечивавшим дальнейшее движение на север, через Аракс.

Походы в Закавказье имели своей целью присоединение к Урарту плодороднейшей Араратской равнины, угон пленных из покорённых областей и захват скота в горных районах. Привлекали урартов также горы Малого Кавказа, богатые медной рудой, в которой урарты испытывали недостаток.

При Аргшнти, сыне Менуа, продолжалось дальнейшее расширение территории Урарту.

Во второй четверти VIII века до нашей эры после непродолжительной войны с мелкими племенами Закавказья к Ванскому царству была присоединена вся Араратская равнина, и административный урартский центр был перенесен уже на левый берег Аракса. На прибрежной в то время скале, господствовавшей над всей равниной, Аргишти построил свою крепость, назвав её Аргиштихинили. Позднее на этом же месте был расположен Армавир, древняя столица Армянского царства.

В районе Армавирского холма найдено 14 клинообразных надписей, главным образом на камнях из древних построек, относящихся ко времени двух урартских царей - Аргишти и его сына Сардурн. Надписи рассказывают о больших строительных работах, предпринятых урартами в первой половине и в середине VIII века до нашей эры вокруг Аргиштихинили. Они рассказывают о постройке крепостей и храмов, проводке каналов, о разведения садов и виноградников, об обширных полях. Араратская равнина стала одним из центров земледелия и скотоводства, и в кладовых урартского административного центра скоплялись большие богатства. Этим мероприятиям в южном Закавказье урарты придавали большое значение, и сведения о них сообщены также в хорхорской летописи Аргишти, высеченной на Ванской скале.

Одновременно с заботой о благоустройстве района вокруг своего административного центра урарты опустошали целые области Закавказья, особенно те, население которых оказывало им упорное сопротивление, желая сохранить свою самостоятельность. Кроме Араратской равнины, урарты покорили также горные районы Арагаца и севанского побережья, богатые скотом. Это покорение сопровождалось разрушением поселений-крепостей непокорных племен, опустошением мелких стран, уничтожением и пленением жителей, угоном большого количества скота. Толпы пленных и скот угонялись из Закавказья в центр Урарту - Биайну.

Покоренные страны входили в состав Венского царства, что в летописях выражалось фразой: «страну в мою страну включила». Жители этих стран причислялись к тем, кого урарты называли биайнцами; от имени страны Биайна (Виайна), расположенной около озера Ван и занявшей главенствующее положение в древневосточном государственном объединении, происходит и современное название озера. Но ввиду того, что в урартских надписях термином «страна Биайна» очень часто обозначается только центральная часть государства и нередки случаи, когда этот термин противопоставляется названиям присоединенных к царству стран, в науке принято употреблять ассирийский термин - Урарту и жителей этой страны называть урартами, так как ассирийцы под этим термином разумели разнородное и пёстрое по составу население, образующее крупное рабовладельческое государство древнего Востока, а не только территорию и население его центральной части.

На покоренные и включенные в состав Урарту страны налагались военные и строительные повинности, а также определенная дань. Управление новыми областями-наместничествами поручалось наместникам, обычно военачальникам, наряду с которыми сохранялись иногда династии местных правителей, в летописи царя Сардури, сына Аргишти, можно встретить трафаретную фразу о том, что «пришел такой-то правитель, пал ниц и обнял Сардуровы колени». Но встречаются и тексты, говорящие о пленении царя, уводе в Биайну и назначении урартского наместника.

Бронзовая фигурка - часть трона, найденная на Топрак-Кале, у Ванна (Государственный Эрмитаж)

Верхняя часть колчана царя Сардури (VIII век до нашей эры), найденного на Кармир-Блуре (Государственный Эрмитаж)

На протяжений почти всего VIII века до нашей эры Аргиштихинили был крупнейшим, если не единственным, административным центром в Закавказье. В нём жил урартский наместник и находился постоянный большой гарнизон. В этой крепости снаряжались походы, направляемые в глубь Закавказья по двум путям: на север, за гору Арарат, и по реке Занге к озеру Севану. Оба эта пути чётко отмечены урартскими надписями на скалах и на камнях древних построек.

На северо-западном побережье озера Севана, у селения Лчашен (Ордаклю), уже давно была открыта клинообразная надпись, высеченная на прибрежной скале. В надписи отмечается захват города Киехуни, развалины которого были обнаружены неподалёку от скалы с клинописью. Эта громадная крепость, выделяющаяся по своим размерам и мощности сооружения, должна была служить преградой на пути к западному побережью озера. Захватив её, Аргишги получил доступ ко всему богатому приозёрному району. Вот почему захват этого города отмечен также в летописях урартского царя, открытых в центре государства.

В летописи, наряду с рассказом о покорении города Киехуни, отмечается также постройка мощной крепости, города Ирпуни, которая должна была возвеличить страну Урарту и устрашить вражеские страны. «…по велению бога Халди, Аргишти, сын Менуа, говорит: город Ирпуни я построил для могущества страны Биайны и на устрашение вражеских стран… Могучие дела я совершил там - 6600 пленных из страны Хате и страны Цупани я поселил там». Таким образом мы узнаём, что в городе у административного урартского центра Аргишти жили переселенцы из отдаленных областей. Под страной Хате следует разуметь мелкие хеттские княжества в северной Сирии, страна же Цупани соответствует Софене греческих источников, армянской области Цопк, расположенной на левом берегу Евфрата, в его западной излучине. Аргишти вёл упорную и успешную борьбу с ассирийцами за выход к Средиземному морю, за овладение основными торговыми путями древнего Востока. Оказывается, что часть пленных, захваченных во время этих военных действий, была переселена в Закавказье.

В 1950 году благодаря счастливой находке удалось с полной определенностью установить местоположение города Ирпуни. При реставрационных работах, проводившихся на месте древней крепости на холме Арин-Берд (Ганли-Тапа), на южной окраине Еревана, архитектор К. Оганесян обнаружил два камня с клинописью. На одном из них оказался следующий текст: «Бога Халди величием, Аргишти, сын Менуа, эту крепость мощную построил, закончил, городом Ирпуни назвал, для могущества страны Биайны и на устрашение вражеских стран. Аргишти говорит: …совершил я дела могучие там». Заканчивается надпись пространной титулатурой урартского царя.

Не случайно урартский наместник времени Аргишти, сына Менуа, свою крепость построил на самой окраине Араратской равнины, а не выше, в горах, где климат был значительно приятнее. Именно этот район был прочно освоен урартами, и здесь они могли считать себя в полной безопасности.

Небольшие разведочные раскопки на Арин-Берде установили, что постройка на холме представляла собою громадное сооружение дворцового типа, напоминающее даже ассирийские дворцы. Вокруг большого, квадратного в плане, внутреннего двора были расположены помещения, об одном из которых мы имеем более или менее ясное представление. Это длинная и сравнительно узкая комната, примыкающая к западной части двора и напоминающая по своему характеру первое помещение ассирийских дворцов, особенно украшенное. При разведочных раскопках и расчистке разрушенных частей этого помещения удалось обнаружить остатки замечательных росписей его стен, выполненных в основном синей и красной краской по белому фону. Расчистка в юго-западном углу помещения позволила нам установить последовательность орнаментальных элементов. В верхней части стены, на выступающем вперед карнизе, располагались круги со вписанными в них многолучевыми звёздами наподобие розеток. Ниже шёл ряд пальметок характерного ассирийского орнаментального мотива, а под ним пояс из ряда ступенчатых башенок, также обычных в ассирийских росписях. Под этими тремя орнаментальными рядами шел неширокий фриз, заполненный фигурками бычков, а ещё ниже роспись, изображающая священные деревья со стоящими около них божествами. Нижняя часть стены имела широкую панель, закрашенную синей краской.

Дворцы ассирийских царей, открытые в середине XIX века, были украшены в парадных своих частях раскрашенными рельефами, но и в них имелись помещения с росписями, а дворцы ассирийских наместников на окраине государства, как, например, Тил-Барсип - резиденция виднейшего ассирийского наместника Шамшиилу, которому пришлось вести борьбу с войсками Аргишти, были украшены только росписями.

Кроме приведённой надписи Аргишти, на Арин-Берде обнаружены ещё две урартские клинописи. Одна из них, известная с 1893 года, отмечает постройку какого-то здания царем Аргишти, а другая, обнаруженная в 1950 году, содержала строительный текст Сардури, сына Аргишти. Таким образом, город Ирпуни относится к периоду подъёма Урартского государства, когда оно находилось в зените своего могущества. В это время прочно закрепляется урартская власть в Закавказье и в приурмийском районе, успехом завершаются походы, направляемые на запад, в северную Сирию. Ассирия не могла противодействовать возросшей силе Урарту и стала терять область за областью. В результате всего этого прежнее главенствующее положение Ассирии в Передней Азии перешло к Урарту. Сардури, сын Аргишти, по праву носил титулы «царя стран» и «даря царей».

Но положение дел в Передней Азии во второй половине VIII века до нашей эры изменилось. После вступления в 745 году до нашей эры на ассирийский престол Тиглатпалассара III Ассирия снова стала переживать период подъёма и приступила не только к восстановлению своей прежней мощи, но и к возвращению утраченных владений. Уже в 743 году до нашей эры в северной Сирии ассирийцы нанесли тяжёлое поражение войскам Сардури, который принужден был вернуть Ассирии области, имевшие исключительное значение для торговых сношений со Средиземноморьем и Малой Азией. Летописи Тиглатпалассара III рассказывают о победе ассирийцев над Сардурй и четырьмя его союзниками, сирийскими князьями, о захвате большого числа пленных и добычи в урартском военном лагере.

В руки ассирийцев попало походное ложе урартского царя, его драгоценности, кольцо-печать и личная колесница. Сам Сардури под прикрытием ночи бежал, и ассирийцы преследовали его «до границ Урарту, до моста (переправы) через реку Евфрат».

В 735 году до нашей эры Тиглатпалассар III предпринял поход против Урарту и, перейдя Евфрат, направился внутрь страны, не встречая сопротивления. Ассирийцы дошли до столицы Урарту - Тушпы и осадили цитадель на Ванской скале. Но Сардур не сдал крепости и удержал её.

Военные неудачи и поражение Сардури имели для Урарту тяжёлые последствия. В связи с ослаблением урартской государственной власти произошёл распад царства. Именно в этот критический момент особенно ярко проявилась непрочность государственного объединения Урарту - характерная черта всех государств древнего Востока. Около 730 гада до нашей эры, в тяжёлые времена, на урартский престол вступил Руса, сын Сардури. Кроме собираний земель, отпавших от Урарту после 735 года до нашей эры, ему пришлось вести также упорною и очень обостренную борьбу с наместниками областей, стремившихся к самостоятельности. Об этой борьбе, временами доходившей до прямых мятежей военачальников против урартского царя, подробно рассказывают письма ассирийских разведчиков, хранившиеся в царском архиве, в Ниневии. Руса, сын Сардури, с полным правом на бронзовой своей статуе, которая, по ассирийским сведениям, находилась в Мусасирском храме, надписал: «С моими двумя конями и моим возничим, моими руками завоевал я царство Урарту». Действительно, восстановление распавшегося государства было равносильно новому его завоеванию.

В своей деятельности Руса главное внимание обратил на Закавказье и район озера Урмии; на севере своего царства он должен был обеспечить защиту границ от вторгшихся в Переднюю Азию киммерийцев, а на юго-востоке вести подготовку к военным действиям против Ассирии, которые неминуемо должны были разразиться.

В Закавказье при Русе, сыне Сардури, произошли большие изменения. В ответ на мятеж военачальников, наместников областей, он провёл реформу управления окраинными областями, выразившуюся в разукрупнении старых наместничеств, в замене крупных административных центров более мелкими. Этим он старался ослабить положение наместников, власть которых на местах чрезмерно выросла.

В своей столице, в городе Тушпе, Руса перенёс царскую резиденцию с Ванской скалы на высоты Топрах-Кале. В Закавказье, повидимому, именно в это время потерял своё прежнее значение старый административный центр Аргиштихинили, пришли в упадок и некоторые крепости, построенные этими парями, в частности город Ирпуни. Не случайно громадное большинство надписей, найденных в окрестностях Армавирского холма, относится к Аргйшти и Сардури; из 15 клинописей только одна надпись, незначительная по размеру и содержанию, относится к последнему урартскому царю начала VI века до нашей эры, Русе, сыну Эримены. Думаю, что не случайно и то обстоятельство, что все три клинописи из города Ирпуни принадлежат урартским царям Аргйшти и Сардури. Разведочные работы на Арин-Берде показывают, что город Ирпуни не был внезапно разрушен, а, повидимому, был заброшен и постепенно приходил в упадок. В исследованных помещениях нет следов пожара и находки в них также очень незначительны. Кладовые Ирпуни, вероятно, были опорожнены, и ценности, в них хранившиеся, перенесены в новые административные центры.

В Закавказье Руса, сын Сардури, стал проводить широкую строительную деятельность. На побережье озера Севана сохранились две крепости, построенные урартами, древние названия которых нам известны по связанным с ними клинообразным надписям. Одна из них носила имя главного урартского бога Халди - «город бога Халди», а другая - имя бога войны Тейшебы - «город бога Тейшебы». Первая из них была построена на высокой скале, господствующей над всей местностью. В 1927 году на её территории был найден камень из кладки древней стены с клинообразной надписью, рассказывающей о покорении вражеской страны Уеликухи, пленении царя этой страны, назначении урартского наместника и о сооружении «ворот бога Халди», вероятно храма. В заключение надпись говорит о постройке мощной крепости - «города бога Хэлдн для могущества страны Биайны».

Вторая крепость находится на возвышенности, на южном берегу озера, между селениями Цовинар (Кёлагран) и Алучалу. На скале в северной части возвышенности, над водой озера, сохранилась клинообразная надпись Русы, сына Сар дури, известная еще с 1863 года. Первая ее копия была весьма неполной и неправильной; доступ к ней был затруднён, а копирование с лодки, со стороны озера, не давало хороших результатов, так как надпись была покрыта в значительной части известковой коркой. В 1893 году А. А. Ивановский предпринял попытку снять эстампаж с этой весьма интересной надписи. С большим трудом в воду озера, под надпись, была подвезена арба, на которую установили стол, на стол табурет, на него стул и ещё один маленький табурет. С этой шаткой конструкции, связанной ремнями и верёвками, начал А. А. Ивановский свою трудную работу по снятию эстампажа. Первый день не принёс исследователю удачи; вечером, когда работа уже заканчивалась, рассказывает А. А. Ивановский в своем отчёте, «подул довольно сильный ветер, полотно начало отставать от скалы, я всеми силами спешил окончить работу, но вдруг налетел страшный вихрь, и прежде чем я успел что-либо предпринять, сорвал со скалы мой снимок. Я хотел в воздухе удержать его, совершенна забыв, на какой шаткой почве стою, и, потеряв равновесие, в одно мгновение вместе со стулом и табуретом очутился в воде». На другой только день А. А. Ивановский закончил свой эстампаж, который был передан для издания М. В. Никольскому, впервые опубликовавшему текст надписи с правильным количеством строк и именем Русы, сына Сардури. Но всё же и после эстампажа А. А. Ивановского текст остался неполно воспроизведённым; необходима была дальнейшая работа по копированию надписи. В 1927 году экспедиция Комитета охраны древностей Армении сняла новый эстампаж, спустив сотрудника сверху на канате, который, стоя на подвешенной перед надписью доске, производил работу. Текст по этому эстампажу был опубликован Г. А. Капанцяном и И. И. Мещаниновым. В 1934 году я, воспользовавшись опытами моих предшественников, также предпринял попытку снять копню. На верёвках был подвешен стол, ножками кверху, и я, спустившись на него по верёвке, работал в нём, как в люльке, но сильный ветер, раскачивавший эту люльку, очень затруднял копирование. В тот же день мы с архитектором Н. М. Токарским пытались сделать стереоснимок надписи со стороны озера. На лодке была подвезена большая тренога, которую путём подвешивания к ней камней удалось ровно опустить на дно и на ней установить аппарат для стереофотосъёмки. Снимок получился, но известковая корка, покрывавшая надпись, делала надпись неразборчивой. Всё же на основания всех этих копий удалось в основном расшифровать весь текст, занимающий 20 строк.

Надпись рассказывает о покорении 28 стран, которые разделены на две группы. Первая состоит всего из четырёх названий стран севанского побережья, вторая же перечисляет 19 стран, покоренных урартами в том же году в других районах. В заключение надпись говорит о постройке мощной крепости «города бога Тейшебы», построенного для могущества страны Биайны.

На скале, над надписью, сохранились развалины этого города, стена цитадели, сложенная из крупных камней с мощными угловыми башнями и контрфорсами.

Раскопки внутри цитадели, произведенные мною в 1934 году, открыли остатки жилищ, сильно разрушенных, в которых были обнаружены обломки глиняных сосудов, железное оружие, костяные изделия и каменные зернотерки.

Эта урартская крепость в Закавказье ещё ждёт исследований, и нет сомнения, что они дадут интересные результаты. В настоящее время облегчено и изучение надписи. В связи с грандиозными работами по использованию вод озера Севана для гидроэнергетических и ирригационных целей постоянный уровень воды в озере значительно снизится; и теперь уже вода отступила от скалы и надпись можно будет изучать с конструкции, установленной на твёрдом грунте.

Как уже говорилось раньше, в 714 году до нашей эры ассирийские войска нанесли урартам жестокое поражение и победоносно прошли по всему Ванскому царству. Погиб и сам урартский царь Руса. Саргон в своих летописях писал: «На Урарту и всю его область нанёс я несчастье и заставил людей, живущих там, стонать и плакать». Урартская государственная власть в Закавказье снова пошатнулась.

В истории Урарту был ещё один период политического и культурного подъёма. При долголетнем правлении царя Русы, сына Аргишти (вторая четверть и середина VII века до нашей эры), современника ассирийских царей Асархаддона и Ашурбанипала, Урарту снова стал одним из крупнейших государств древнего Востока. Ассирийские письменные источники передают тревогу Асархаддона относительно замыслов Русы, царя Урарту, действия которого беспокоили его не меньше, чем действия киммерийцев, индийцев, манеев и скифов. Ассирийцы, повидимому, не желали вести открытую борьбу с Ванским царством, но и урарты в свою очередь избегали военных столкновений с Ассирией.

Во время правления Ашурбанипала Руса послал в Ассирию своих послов, о чем говорится в ассирийских летописях: «В то время урартский царь Руса услышал о могуществе моих богов и страх перед моим величием победил его. Он послал своих князей приветствовать меня в Арбеле». Урартские послы прибыли в Арбелу сразу же после победы Ашурбанипала над Теумманом эламским и взятия Суз. На рельефах Ашурбанипала изображено представление послов ассирийскому царю, стоящему на колеснице, и присутствие их при жестоких казнях эламитов.

Период правления Русы, сына Аргишги, по дошедшим клинописным источникам, представляется периодом интенсивного строительства и укрепления мощи Ванского царства, завершением реформы управления наместничества, начатой его дедом, Русой, сыном Сардури. О больших строительных работах Русы, сына Аргишти, на севере своего государства, в частности в Закавказье, подробно рассказывают две урартские надписи: одна из Маку, к северо-востоку от озера Вана, другая из Звартноцкого храма. Последняя надпись свидетельствует о больших работах урартов, проведенных в районе нового административного центра в Араратской равнине, заменившего пришедший в упадок старый центр - Аргиштнхинили. Таким центром стал «город бога Тейшебы», развалины которого сохранились на холме Кармир-Блур, около Еревана.

Раскопки этой крепости, производящиеся Академией наук Армянской ССР и Государственным Эрмитажем, дали богатейший материал, характеризующий культуру последнего периода истории Урарту.

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Новое царство (XVI–XI вв. до н.э.) и расцвет Древнего Египта Преемники Яхмоса, особенно Тутмос I и Тутмос II, а затем вдова последнего, царица Хатшепсут, были сильными и властными правителями, при которых был дан старт активной внешней политике и завоеваниям Египта как на

Из книги Взлеты и падения страны Кемет в период Древнего и Среднего царств автора Андриенко Владимир Александрович

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Древнего царства в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги История Румынии автора Болован Иоан

Расцвет Дакийского царства Дакия во времена Буребисты. Точная дата, когда Буребиста возглавил свой народ, неизвестна. По утверждению Иордана, это произошло около 82 г. до н. э., однако не нашло подтверждения. Тем не менее, все историки, занимавшиеся данным вопросом,

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Расцвет Ново-Вавилонского царства В начале VII в. до н. э. вавилонская рабовладельческая аристократия, в состав которой входило высшее жречество крупных храмов, была очень сильной. Крупные торговые дома Вавилона контролировали широко разветвлённую торговлю Месопотамии

Из книги Тайны египетских пирамид автора Попов Александр

Фараоны Древнего царства Развитие, начавшееся при двух первых династиях, достигло апогея в годы правления четырех следующих, и весь этот период ученые называют периодом Древнего царства. Он продлился с начала XXVIII до середины XXIII века до н. э. и стал временем расцвета

автора Бадак Александр Николаевич

Религия и мифология древнего царства В период Древнего царства религия являлась сложным напластованием верований и представлений, которые возникали в разных областях Египта. Многие из этих верований и представлений восходят к самой глубокой древности. Их сохранению

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Литература древнего царства Литература древних египтян создавались на египетском языке, который вышел из употребления в первые века н. э. Ее древнейшие памятники датируются концом IV тысячелетия до н. э., а последние - I веком н. э.Последующие поколения сохранили память о

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Становление и расцвет Первого Болгарского царства В 716 г. между Болгарией и Ромейской империей был заключен мир, согласно которому империя выплачивала болгарскому хану субсидии. Но в середине VIII в. в Болгарии начались смуты. Этим решил воспользоваться

Из книги Погибшие цивилизации автора Кондратов Александр Михайлович

Начало и конец Древнего царства Древнеегипетское общество прошло долгий путь, прежде чем разделилось на класс имущих и класс неимущих. Теперь это деление становится необычайно контрастным. Кичливые фараоны воздвигают себе гигантские, необыкновенно пышные гробницы.

Из книги Древний Восток автора

Египет Древнего царства От Джосера до Снофру: III–IV династии Первым значительным правителем III династии, заложившим основы государственности Древнего царства (XXVIII - рубеж XXIII–XXII вв. до н. э.) - самой блестящей, по мнению самих египтян, эпохи их истории, - был Джосер (ок.

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Религия и мифология Древнего царства По-видимому, в начале III тысячелетия до н. э. религиозные представления и мифология древних египтян были еще чрезвычайно далеки от оформления в единую и последовательную систему. Вместе с тем уже в додинастическое время в Тинисе и

автора Бадак Александр Николаевич

Упадок древнего царства и начало строительства среднего царства Некоторые особенности переходного периода Между концом Древнего и началом Среднего царства лежит длительный Переходный период. Почти четверть тысячелетия продолжалась эпоха раздробленности. Однако, как

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Расцвет среднего царства. Экономическое положение страны Все тенденции, характерные для Египта Переходного периода, определившие воссоздание централизованного государства в долине Нила, ярко проявляются и позднее, в годы правления XII династии. Однако там, где ранее

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Падение древнего царства Стремительное падение, наметившееся в конце Шестой династии, продолжилось при Седьмой и Восьмой династиях (ок. 2181–2160 гг. до н. э.), когда цари восходили на трон и исчезали столь быстро, что трудно всех даже запомнить. Историк Африкан (ок. 180–250 гг.

Из книги Новое открытие древней Африки автора Дэвидсон Бэзил

Царства древнего Судана Древняя Западная Африка. Открытия в Нок Мероэ пало в IV в. до н. э. под ударами государства древней Эфиопии – Аксума. В период расцвета Мероэ, длившегося 400 лет, в Западной Африке появилась письменность. В отличие от мероитских иероглифов это хороший

Из книги История Древнего мира. Том 2. Расцвет древних обществ автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

История Древнего мира, том 2. Расцвет Древних обществ.

Урарту – одна из могущественнейших держав древности. Если бы ты спросил у обычного крестьянина, кто самый великий в Малой Азии, то ответ был бы один – государство Урарту . Пришло время познакомиться с ним…

Урарту было древним государством, раскинувшимся на территории современного юго-запада Малой Азии. Сегодня там находится Армения. Первые свидетельства о народе Урарту относятся к тринадцатому веку до нашей эры . Государство же образовалось спустя полтысячи лет – только в восьмом веке до н.э.

Почти 250 лет эта держава покоряла народы Малой Азии и укрепляла свою гегемонию в регионе. Расцвет Урарту приходится на период с девятого по шестой века до нашей эры . Начало упадка, как считают историки, пришлось на середину шестого века до н.э.

Вообще, если греха не таить, народа урарту и не существовало вовсе . То есть, таковыми считались все граждане государства и потомки тех самых урарту, что изначально его основали, но к девятому веку до нашей эры население стало столь разношерстным, что историки потеряли общую нить.

Если говорить о сегодняшних потомках Урарту, то ученые пока не определились. С одной стороны на это звание вполне могут претендовать современные армяне. С другой, семиты, хетты и лувийцы точно так же жили рядом с армянами в Урарту, а потому их тоже можно назвать прямыми потомками народа и самого государства . Однако большинство историков все же на стороне «армянской версии», так как даже язык армян все еще сохраняет некоторые урартские слова.

Учитывая то, сколько народностей проживало на территории государства Урарту, можно догадаться, что единого языка там не было и в помине. Государственный язык, в том числе и письменный, присутствовал, однако пользовались им либо чиновники и правящая династия, либо послы .

Это позволяло хоть как-то унифицировать всю «бюрократию» державы. В то же время обычный «деревенский» язык Урарту был очень похож на ассирийский .

О религиозных делах Урарту

Если честно, то в этом плане все у Урарту было максимально подогнано под стандарты того времени . Большой пантеон богов из семидесяти личностей разной степени жестокости. Главным богом Урарту был Халди – единственный, который пришел в государственную религию от тех самых племен урарту, о которых мы говорили в начале статьи. Считается, что имя бога Халди означало «небесный» .

Присутствовали тут и привычные по своим обязанностям боги Древнего мира. Тейшеба отвечал за войны и грозы, а Шивини катал по небу солнце. В последнее время появляются факты, указывающие на то, что боги Урарту были не столь жестокими, как у соседних государств. Но, назвать их лапочками все равно язык не поворачивается.

Как и любое другое государство древности, особенно расположившееся в Малой Азии, Урарту постоянно приходилось воевать , то за новые земли, то отстаивая право жить на своих.

Главный враг Урарту – Ассирия . Как ты знаешь, Ассирийская империя сумела достичь многого, но в первые десятилетия своего существования была лишь борьба за гегемонию в регионе, где главным противником был Урарту. Интересно, что армия Урарту почти 70% своей стратегии и вооружения позаимствовала именно у Ассирии. Собственно, поэтому Урарту постоянно и проигрывали открытые сражения , но быстро учились на своих ошибках и активно развивали оборонительную отрасль.

В армии Урарту служили все граждане государства, наемники, а иногда и рабы . Войны – повседневная жизнь государства. Интересно, что правители и их двор обязаны были участвовать во всех крупных сражениях, а подчас и в воинских турнирах, которые были особо популярны в Урарту в эпоху расцвета. В те же яркие столетия армия достигала почти 10 000 легкой кавалерии, 3 000 копейщиков и 100-150 царских колесниц , которые были позаимствованы у Египта.

В середине шестого века до нашей эры наступил кризис, причем как для Урарту, так и для их главного врага и соседа – Ассирии. На государство нахлынула волна киммерийцев, скифов и мидийцев, справиться с которыми правителям Урарту было очень сложно . Первые проблемы начались уже через пару десятилетий непрекращающихся войн, когда держава начала распадаться на мелкие части. Конец величественного Урарту наступил с падением стен последнего крупного города – Тейшебаины . Кто его разрушил доподлинно неизвестно, однако в равной степени можешь винить вавилонян, мидийцев, киммерийцев и скифов.