Высшая степень эмоциональной устойчивости. Вебинар «Психологическая и эмоциональная устойчивость у детей и подростков

Важным фактором, способствующим безошибочной и безаварийной работе, является эмоциональная устойчивость. Под эмоциональной устойчивостью субъекта понимают его способность сохранять самообладание и работоспособность при воздействии на него различных эмоциональных факторов высокой значимости (связанных с его жизнью и деятельностью). Эмоциональная устойчивость определяется такими психофизиологическими свойствами, как эмоциональная возбудимость и степень устойчивости нервной системы. В работоспособности выделяют интеллектуальную, эмоциональную, двигательную стороны. Эмоциональная сторона - чувства, которые сопровождают подготовительную деятельность работника (бодрость, уверенность в себе, трудовой подъем или усталость, вялость, подавленность, нежелание работать и др.).

В системе «человек-машина» качество переработки информации компьютером или другим техническим устройством не зависит от смыслового значения сообщений. Например: качество работы телефонного аппарата никаким образом не зависит от того, что передается с его использованием – радостная новость или драматическое известие. В отличие от этого, деятельность оператора и все связанные с нею информационные процессы подчинены содержанию решаемой задачи. Значимость информации определяется уровнем переживаний, которые порождаются у человека ее смыслом в связи с решаемой задачей. При этом эмоциональная реакция человека на поступившее сообщение будет различна в зависимости от того, способствует ли оно достижению цели или предупреждает о предстоящих трудностях. Информацию первого рода можно охарактеризовать термином «значимость-ценность», а второго – «значимость-тревожность».

Для опытного оператора достижение цели в управляющей деятельности является повседневным, привычным событием и не вызывает особых эмоций. Недостижение цели – редкое явление в деятельности оператора, оно обычно сопровождается либо порицанием начальства, либо другими негативными последствиями и вызывает значительные переживания. Поэтому информация, значимость которой субъективно оценивается оператором как значимость-тревожность, обычно побуждает более сильную реакцию человека, чем информация, характеризующаяся значимостью-ценностью.

В условиях деятельности, ограниченной по точности, значимость-тревожность информации оценивается по величине уклонения от заданного значения регулируемого параметра, которое может быть допущено в данных условиях. Чем более жесткие требования предъявляются к точности поддержания регулируемого параметра, тем выше уровень значимости-тревожности информации об отклонении от этого параметра.

При действиях с ограничениями по времени оператор оценивает значимость информации по возникающему в связи с ее получением представлению о времени, которым он располагает для предотвращения отклонения регулируемого параметра за допустимые пределы.


Ошибки оператора

Детальный анализ ошибок оператора является одним из основных путей решения инженерно-психологических задач. Ошибки оператора составляют один из важнейших разделов инженерной психологии, их изучению посвящено множество отечественных и зарубежных работ.

Ошибка - это результат действия, совершенного неточно или неправильно. Это отклонение от намеченной цели, несовпадение полученного с намеченным, несоответствие достигнутого результата намеченной цели, поставленной задаче. Последствия ошибки различны. Во многих видах труда операторов цена ошибки чрезвычайно велика. Следствием ошибки оператора может быть травма, несчастный случай, авария, катастрофа, экологическое бедствие.

Об ошибке оператора можно говорить только в том случае, если он совершал сознательное действие. Ошибка должна быть определена как действие, выполненное вопреки плану. По месту в структуре деятельности можно выделить следующие виды ошибок:

ошибки восприятия - не успел обнаружить, не сумел различить, не узнал и пр., например, это контроль скорости, удаления препятствий, обнаружение опасных ситуаций, географическое ориентирование;

ошибки внимания - не сумел сосредоточиться, собраться, переключиться, удержать, не успел охватить всего, быстро устал и пр.;

ошибки памяти - сохранение, воспроизведение оперативной или долговременной информации; забыл, не успел запомнить, не сумел удержать в памяти, сохранить, восстановить, воспроизвести и пр.;

ошибки мышления и принятие решения - не понял, не предусмотрел, не разобрался, не проанализировал, не объединил, не обобщил, не сопоставил, не выделил и пр.;

ошибки ответной реакции – управление двигателями, автопилотом, навигационными устройствами, ведение радиосвязи.

По виду нарушенных закономерностей выделяются следующие виды ошибок:

несоответствие процесса переработки информации (чрезмерный поток информации, недостаток информации, недостаток исходных данных; несоответствие интенсивности сигналов пороговым характеристикам анализаторов – органов чувств и соответствующих областей коры головного мозга; неправильная оценка вероятности появления информации, ее значимости);

несоответствие навыка (перенос навыка в условия, где он неприменим, недостаточный навык);

недостатки внимания (неправильное распределение внимания или его переключение, недостаточная концентрация, чрезмерная концентрация).

Причины, способствующие возникновению ошибки , вытекают из фундаментальных свойств личности оператора, состояния его здоровья, системы его подготовки, общей организации труда, условий его жизни и деятельности, взаимоотношений в коллективе и т.п.

в лияние эмоционального состояния оператора на возможность возникновения ошибки. По месту в структуре деятельности ошибка может быть ошибкой ответной реакции – неправильное удержание заданного параметра; по виду нарушенной закономерности – недостаток внимания, недостаточная его концентрация; главная причина ошибки – психическое состояние оператора; причина, способствующая возникновению ошибки – взаимоотношения с руководителем.

Ошибка предполагает выбор и ответственность. Субъект, выполняющий профессиональную деятельность в сложной системе, должен предвидеть последствия и необходимость нести ответственность. Переживание вины за прошлые ошибки должно предупредить ошибки в настоящем.

Изучение труда операторов-профессионалов показывает, что он идет большей своей частью автоматически, а сознательное планирование и исполнение профессионал ведет только в наиболее сложных участках. Именно там вероятнее всего ошибки, ошибочные действия. Действие предполагает точное исполнение. Но точное исполнение почти невозможно. Понятие точного исполнения предполагает допуски - пространственные и временные. Чем сложнее задача, тем с большей вероятностью можно утверждать, что профессионал оказывается на грани, где переход от правильного действия к ошибочному становится почти неуловимым.

Известно требование абсолютной безошибочности, которое предъявляет к оператору администрация. При всей ясности тех причин, которыми определяется такое требование, оно выражает увеличение давления на специалиста и соответственно ведет к возрастанию тревожности, возрастанию напряженности операторского труда.

Контроль самого субъекта за исполнением своего действия - одна из важных функций сознания. По мере профессионального совершенствования сознание высвобождается. Сознательный контроль ведется не подряд, а только в наиболее сложных местах. В остальном контроль ведется автоматически, бессознательно. Двигательный автоматизм является отличительной чертой профессионального труда.

В устойчивых, неизменных условиях деятельности, при отсутствии признаков опасности или усложнения, двигательные автоматизмы выполняют основную часть трудовых процессов. В меняющихся, нестабильных обстоятельствах двигательные автоматизмы отступают назад, большее значение приобретают мыслительные процессы. В напряженных, сложных, крайних ситуациях значение двигательных автоматических процессов значительно снижается. Существенный вес приобретают сознательные действия.

За ошибки можно наказывать только в тех случаях, если выполнение задач не требует выхода за естественные пределы восприятия, памяти, мышления, внимания. Наказуемость, вменяемость зависит от того, насколько человек владеет этими функциями и соответствующими операциями. степень владения зависит от сознания и выражается в тех психических процессах, которые ему подвластны. Напротив, ошибки, обусловленные психическими процессами и функциями, которые проходят помимо воли субъекта и его сознания, не должны быть наказуемы.

велико влияние ошибки на формирование профессионального опыта и совершенствование действия. Путь к профессиональному мастерству лежит через преодоление ошибок. Опыт не может возникнуть из одних только знаний правил. Попытки исполнения действия в соответствии с правилами обязательно влекут за собой ошибки. Ошибка здесь - результат активности по освоению границ, пределов, внутри которых результат может считаться нормальным. Такого рода ошибки обязательны - они источник опыта любого человека.

Но когда специалист достиг потолка своего профессионального уровня, его профессиональное развитие прекращается. Если сложность задач выше этого потолка - специалист не может действовать так же успешно, как при решении простых задач. Это именно та ситуация, когда можно сказать, что на ошибках учатся не все, на ошибках учатся не всегда. Новичок может оставаться на месте, не развиваясь, не двигаясь вперед из-за того, что изо дня в день выполняет простые задачи и не имеет возможности накапливать опыт. Крайние, экстремальные ситуации чрезвычайно редки, поэтому не может быть речи о накоплении опыта действий в экстремальных ситуациях. По отношению к ним всякий выступает как новичок.

Формирование профессионального опыта и совершенствование действия идет через преодоление ошибок к мастерству. Высший профессионализм предполагает высокую требовательность специалиста к себе, критическое отношение к совершенным ошибкам, усиление контроля за своими действиями после допущенной ошибки.

Повышение устойчивости к ошибкам связывается с осуществлением комплекса инженерно-психологических мероприятий, которые предусматривают три уровня решения проблемы.

1. автоматизмы поведения. Навык представляет собою автоматизированный способ совершения действия, закрепленный его многократным воспроизведением. Если поведение управляется структурой навыков, сохраняемых в нервной системе, автоматически, без активного участия сознания, то оно подчиняется физиологическим законам, в результате чего понятие ошибки теряет смысл. Требование работать усерднее, в строгом соответствии с инструкцией, не может привести к снижению числа ошибок. Если необходимо получить ровное, заученное поведение с низкой вероятностью ошибок, следует так спроектировать рабочую ситуацию, чтобы оператор мог легко различать признаки, побуждающие к включению автоматизмов: например, эти признаки должны определять ситуацию целиком и непосредственно, а не через ключи и условные знаки.

2. Определяемое правилами целенаправленное поведение. Это поведение типично для относительно редких задач, возникающих в знакомой трудовой обстановке. Последовательность действий или стандартных операций управляется заранее составленными рабочими инструкциями, правилами, сохраняемыми в памяти человека: они связывают состояние системы со знакомыми действиями, осуществляемыми при активном участии сознания. ошибка проявляется в этих задачах как сознательное действие. В таких ситуациях разработчик инструкций несет ответственность за правильность последовательности действий оператора и должен снабдить оператора соответствующими ключами для контроля последовательности действий. Очень важно - не создавать помех из-за неправильной интерпретации ответа, выданного автоматикой.

3. Поведение, управляемое целью и основанное на знаниях. Это уровень "умного" решения задачи, который и объясняет присутствие оператора на автоматизированном производстве. Поведение оператора запускается незнакомыми событиями в системе, не прописанными детально в инструкциях. Содержание деятельности оператора состоит в том, чтобы оценить ситуацию и спланировать подходящую последовательность целенаправленных действий. Действия оператора зависят от знаний о процессах, функциях и структуре системы. В связи с этим возникает проблема: каким образом можно обновить знания оператора большой сложной системы и как поддерживать их в состоянии готовности к ответам в необычных, экстремальных ситуациях. Во многих случаях это потребовало бы изменений в структуре обучения, да и во всей организации деятельности операторов.

В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л. М. Аболин (1987), М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко (1990) и др. Так, некоторые авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к эмоциогенным условиям. При этом под «устойчивостью эмоций» понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных состояний и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Таким образом, в одном понятии объединены разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием «эмоциональная устойчивость».

Для Т. Рибо (1899), Е. А. Милеряна (1966,1974), С. М. Оя (1969), О. А. Черниковой (1980), Н. А. Аминова и ряда других авторов эмоциональная устойчивость равнозначна эмоциональной стабильности, так как они говорят об устойчивости определенного эмоционального состояния.

С. М. Оя одним из признаков эмоциональной устойчивости считает наличие незначительных сдвигов в величинах показателей, характеризующих эмоциональные реакции, а Е. А. Милерян в книге «Психологический отбор летчиков» (1966) пишет, что под эмоциональной устойчивостью следует понимать и невосприимчивость к эмоциогенным факторам (наряду со способностью контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции). Я. Рейковский полагает, что у некоторых лиц эмоциональная устойчивость проявляется из-за их низкой эмоциональной чувствительности. К. К. Платонов и Л. М. Шварц (1948) к эмоционально неустойчивым относят тех, кто повышенно эмоционально возбудим и склонен к частой смене эмоциональных состояний. В то же время авторы признают большую роль воли в обеспечении эффективности деятельности при возникновении сильной эмоции. Н. Д. Левитов (1964) связывает эмоциональную неустойчивость с неустойчивостью настроений и эмоций, а Л. С. Славина (1966) - с «аффектом неадекватности», проявляющимся в повышенной обидчивости, замкнутости, упрямстве, негативизме. Л. П. Баданина (1996), понимая под эмоциональной неустойчивостью интегративное личностное свойство, отражающее предрасположенность человека к нарушению эмоционального равновесия, включила в число показателей этого свойства повышенную тревожность, фрустрированность, страхи, нейротизм.

Так же понимают эмоциональную устойчивость и зарубежные авторы. Дж. Гилфорд (Guilford, 1959) рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебание настроений. П. Фресс (1975) в качестве главной характеристики эмоциональности выделяет эмоциональную неустойчивость (невротичность), характеризующуюся чувствительностью человека к эмоциогенным ситуациям. Близко к такому пониманию эмоциональной устойчивости-неустойчивости введенное, Р. Кеттеллом и др. (Cattell, Eber, Tatsuoka, 1970), понятие «аффективная устойчивость», под которой понимается отсутствие невротических симптомов и ипохондрических проявлений, спокойствие, устойчивость интересов.

Таким образом, эмоциональная устойчивость, с точки зрения названных выше авторов, характеризуется эмоциональной невозмутимостью, невпечатлительностью, т. е. нереагированием человека на эмоциогенные раздражители, ситуации.

Некоторые авторы понимают под эмоциональной устойчивостью не эмоциональную невозмутимость, а преобладание положительных эмоций (Ольшанникова, 1974; Аболин, 1974). В. М. Писаренко (1986а), например, рассматривает эмоциональную устойчивость как «такое свойство личности, которое обеспечивает стабильность сте-нических эмоций и эмоционального возбуждения при воздействии различных стрессоров» (с. 63). Я полагаю, что это не самое лучшее определение эмоциональной

устойчивости, поскольку эмоциональное возбуждение как раз и наблюдается при воздействии различных стрессоров. Гораздо точнее он определяет эмоциональную устойчивость, когда понимает под ней самообладание, выдержку, хладнокровие.

В других случаях под эмоциональной устойчивостью понимают такую степень эмоционального возбуждения, которая не превышает пороговой величины и не нарушает поведение человека (Рейковский, 1979) и даже положительно влияет на эффективность деятельности (Писаренко, 1964; Черникова, 1967, 1970, и др.). Например, О. А. Черникова пишет, что «эмоциональная устойчивость спортсмена выражается не в том, что он перестает переживать сильные спортивные эмоции, а в том, что эти эмоции... достигают оптимальной степени интенсивности» (1967, с. 6). По В. Л. Марищуку (1982), эмоциональная устойчивость представляет собой способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности. В. А. Плахтиенко и Ю. М. Блудов (1985) связывают с эмоциональной устойчивостью надежность деятельности: «Эмоциональная устойчивость - это свойство темперамента... позволяющее надежно выполнять целевые задачи...» (с. 78). Они полагают, что эмоциональная устойчивость обеспечивается оптимальным использованием резервов нервно-психической эмоциональной энергии.

Л. М. Аболин считает правомерным под эмоциональной устойчивостью понимать устойчивость продуктивности деятельности, осуществляемой в напряженных условиях. Понимая слабость такой позиции в связи с тем, что в этом определении не отражены собственно эмоциональные явления, Аболин уточняет и расширяет его, отмечая, что эмоциональная устойчивость «это прежде всего единство различных эмоциональных характеристик, направленных на достижение поставленной цели» (с. 35-36). Исходя из этого, он дает следующее расширенное определение эмоциональной устойчивости: «ЭУ - это свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели» (с. 36). Автор утверждает, что, по существу, это функциональная система эмоционального регулирования деятельности.

Отсюда главным критерием эмоциональной устойчивости для многих ученых становится эффективность деятельности в эмоциогенной ситуации. О. А. Сиротин (1972) включает в определение эмоциональной устойчивости способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке. В. М. Смирнов и А. И. Трохачев (1974) пишут, что под эмоциональной устойчивостью понимается константность психических и двигательных функций в условиях эмоциогенных воздействий. Я. Рейковский (1979) определяет эмоциональную устойчивость как способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций. Ю. Н. Кулюткин и Г. С. Сухобская (1996) считают, что она проявляется в том, «насколько терпеливым и настойчивым является педагог при осуществлении своих замыслов, насколько характерны для него выдержка и самообладание даже в самых стрессовых ситуациях, насколько он умеет держать себя в условиях отрицательных эмоциональных воздействий со стороны других людей» (с. 169). Н. А. Аминов (1988) приписывает высокую эмоциональную устойчивость тем лицам, которые «лучше осуществляют контроль своих собственных эмоциональных реакций» (с. 76).

В данных высказываниях за эмоциональную устойчивость по существу принимается способность подавлять эмоциональные реакции, т. е. «сила воли», проявляемая в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самообладании), ведущих к стабильности эффективности деятельности.

Не случайно К. К. Платонов (1984) подразделяет эмоциональную устойчивость на эмоционально-волевую (степень волевого владения человеком своими эмоциями), эмоционально-моторную (устойчивость психомоторики) и эмоционально-сенсорную (устойчивость сенсорных действий).

Еще один подход в понимании эмоциональной устойчивости имеется у П. Б. Зиль-бермана (1974), который под этим понятием понимает «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» (с. 152). Сходна и позиция Б. X. Варданяна (1983), который определяет эмоциональную устойчивость как «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности» (с. 542).

М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко (1990) понимают эмоциональную устойчивость как качество личности и психическое состояние, обеспечивающее целесообразное поведение в экстремальных ситуациях. По мнению авторов, «такой подход позволяет вскрывать предпосылки эмоциональной устойчивости, кроющиеся в динамике психики, содержании эмоций, чувств, переживаний, а также диалектически устанавливать зависимость ее от потребностей, мотивов, воли, подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач» (с. 112).

Однако этот подход имеет и слабые стороны, которые отмечают М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко. По этому поводу они пишут: «Считая эмоциональную устойчивость интегральным свойством личности или свойством психики, очень важно определить место и роль в нем собственно эмоционального компонента. В противном случае трудно избежать отождествления эмоциональной устойчивости с волевой и психической устойчивостью, которые также могут рассматриваться как интегральные свойства личности, обеспечивающие успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. Другими словами, соотнося результаты деятельности с эмоциональной устойчивостью, нельзя не учитывать, что успех выполнения необходимых действий в сложной обстановке обеспечивается не только ею, но многими личными качествами и опытом человека» (с. 107).

Можно согласиться с необходимостью интегральной характеристики человека, действующего в напряженной эмоциональной ситуации. Однако для такой характеристики имеется другое название - надежность.

Различия в механизмах устойчивости человека к действию эмоциогенного фактора (например, однообразия впечатлений) при развитии эмоционального состояния (например, через какое время появляются скука, апатия, сопровождающие состояние монотонии) и при проявлении самообладания во время переживания страха (смелости, решительности) очевидны. Поэтому вряд ли целесообразно объединять эти, в сущности различные психологические феномены, под общим названием, что имеет место у П. Б. Зильбермана. Так, рассматривая эмоциональную устойчивость как адаптацию к эмоционально значимой ситуации, он выделяет две стадии. Первая - эмоциональной реактивности - характеризуется вегетативными сдвигами, возникающими в организме под влияние эмоциогенного воздействия. Вторая стадия - эмоциональная адаптация к возникшим в организме сдвигам вегетатики. Ее смысл состоит в подавлении возникших вегетативных сдвигов и саморегуляции, направленной на сохранение целесообразного поведения. Но саморегуляция - это волевой процесс и тогда становится неясным, чем является эмоциональная устойчивость - волевым свойством личности или эмоциональным.

Делаются попытки выявить общие факторы, влияющие на «эмоциональную устойчивость» человека. О. А. Сиротин (1974), например, выявил связь «эмоциональной устойчивости» с силой и подвижностью нервной системы. О. Н. Лукьянова и др. (1975), изучая зависимости между эффективностью деятельности при разной степени эмоционального напряжения и свойствами нервной системы, установили, что группа эмоционально устойчивых по сравнению с эмоционально неустойчивыми в ситуации напряжения характеризуется большей лабильностью и относительной слабостью нервной системы. По Р. И. Аллагулову (1971), эмоциональная устойчивость имеет отрицательную связь с силой нервной системы. С. А. Изюмова и Н. А. Аминов (1978) обнаружили связь эмоциональной устойчивости с высокой лабильностью и активированностью (последняя рассматривается как баланс нервных процессов), но не выявили связей с силой нервной системы. По данным Г. Б. Суворова (1981), использовавшего опросник Кеттелла (форма А), у лиц с хорошей контролируемостью эмоций сила нервной системы и инертность торможения выражены в большей степени, чем у лиц с плохой контролируемостью эмоций. Л. М. Аболин (1976) отмечает, однако, что связь эмоциональной устойчивости со свойствами нервной системы выявляется только у молодых спортсменов. У опытных эмоциональная устойчивость базируется на особенностях психической организации действий (планировании, ориентировочных действиях, игровых двигательных действиях). Следовательно, у первых проявляется природная эмоциональная устойчивость, а у вторых - обусловленная опытом, умениями.

Различия в выявленных связях объясняются, очевидно, тем, что и эмоциональная устойчивость и сила нервной системы измерялись разными способами

С моей точки зрения, об истинной эмоциональной устойчивости следует говорить в том случае, когда определяются:

1) время появления эмоционального состояния при длительном и постоянном действии эмоциогенного фактора (например, время появления состояния монотонии и эмоционального пресыщения при выполнении однообразной работы); чем позднее появляются эмоциональные состояния, тем выше эмоциональная устойчивость;

2) сила эмоциогенного воздействия, которая вызывает определенное эмоциональное состояние (страх, радость, горе и т. п.); чем больше должна быть сила этого воздействия (например, значимость потери или успеха), тем выше эмоциональная устойчивость человека.

Кроме того, не существует «общей» эмоциональной устойчивости. К различным эмоциогенным факторам эта устойчивость будет разной. Поэтому корректнее было бы говорить не об эмоциональной устойчивости, а об устойчивости личности к конкретному эмоциогенному фактору (например, о монотоноустойчивости).

Просмотров: 12693
Категория: »

2. Эмоциональная устойчивость (средняя).

Испытуемая - эмоционально устойчивый человек, т.е. в различных жизненных ситуациях ведёт себя адекватно, способна к адаптации в новых условиях. Не склона к импульсивности в поведении. Чувствительность и раздражительность находится на нормальном уровне.

Испытуемая редко плачет, а если и плачет, то на это есть внешние объективные причины. Ксения так же редко кричит, раздражается и т.п.

3. Психотизм умеренный.

Испытуемая не склонна к асоциальному поведению. Для неё характерны адекватные эмоциональные реакции, средняя степень конфликтности, здоровый уровень эгоизма.

В данном случае сложно выделить «чистый» темперамент - для испытуемого характерна амбивалентность. Наиболее испытуемой подходит описание флегматика. Этот тип темперамента характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого складываются медленно, но являются стойкими. Испытуемая обладает спокойствием в действиях, речи, мимике, постоянством чувств и настроений. В меру общительна, редко выходит из себя, экономит силы. Характерны следующие черты: «положительные» – выдержка, основательность, постоянство; «отрицательные» – вялость, безучастность к окружающему, лень и безволие, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

2.2 Характер

Использован опросник Леонгарда-Шмишека.

Рис. 1 - Выраженность акцентуаций

У данного испытуемого обнаружено четыре акцентуации (возбудимый, эмотивный, экзальтированный, циклотимный). Обнаруженные акцентуации во многом противоречат тесту Айзенка и наблюдаемому поведению. Это может быть как свидетельством противоречивости личности испытуемого, так и ненадёжности данного инструмента. Возможно так же, что испытуемый был не совсем искренен в своих ответах. В общем можно сказать, что испытуемый отличается пассивностью, леностью, сниженным контролем над своими действиями, эмоциональностью (рис. 1).

Свойственна импульсивность, занудство, угрюмость. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Для этого типа труд не привлекателен, и действительно, испытуемая трудиться по дому по необходимости, проявляет нежелание учиться. Ксения не задумывается о будущем, живет настоящим, любит получать массу развлечений.

2.3 Характеристика мотивационной сферы

Использована типология Шпрангера - Холланда.

Согласно тесту Холланда испытуемая относится к предпринимательскому типу (близок к экономическому и политическому типу по Шпрангеру) (см. Приложение 2).

Во многом характеристика предпринимательского типа и поведение испытуемой в жизни не совпадают. Например, данный тип предполагает широкие социальные навыки, лидерские качества, стремление быть в центре внимания, управлять людьми. Однако испытуемая (в школе и дома) исполняет скорее роль ведомой, исполнителя. Такое противоречие можно объяснить несовершенством теста или неполным раскрытием личности испытуемой в данных жизненных условиях. Пересечение наблюдается лишь в следующих аспектах: ориентация на деньги, социальное благополучие. Действительно, некоторое поведение Ксении можно отнести к предпринимательскому типу. Она никогда ничего не сделает просто так. Например, если её просят дома убраться за сестру (у той много дел, она не успевает с учёбой), то Ксения никогда не сделает этого из-за желания помочь, сочувствия. Она выполнит необходимую работу, если ей за это пообещают заплатить денег (10 – 30 рублей) или дать что-то вкусное из еды.

Отсюда возможно истекает проблематичное отношение к школьным заданиям, ведь за их выполнение ей не дают никакого материального подкрепления, а морального удовлетворения от хорошей оценки ей явно недостаточно. Конечно, если испытуемая получает отличную оценку, она сразу же и с большим воодушевлением сообщает это домашним. Но скорее всего, Ксения делает это для того, чтобы все видели: она учиться, нельзя её больше ругать. В дальнейшем получение хорошей оценки не способствует повышению её учебных стараний.

Основными мотивами к учебной деятельности являются:

Боязнь наказания родителей. Она не учиться на «отлично», но и не скатывается до «двоек». Родители постоянно «подстёгивают» её.

Стремление поступить в техникум из-за нежелания оказаться на низкой социальной лестнице (учеба в ПТУ);

Интерес к некоторым учебным заданиям. Нет определённых предпочтений к предметам, но некоторые нестандартные задания увлекают.

Довольно часты случаи, когда Ксения уходит от неприятной ситуации игнорированием. Например, когда родители просят её принести дневник или тетрадь с домашней работой, она зачастую отмалчивается или идёт к себе в комнату и ложиться спать.

У испытуемой наблюдается односторонняя (развлечение) сфера интересов (учеба сюда явно не входит):

Выполнение картин из соломки;

Просмотр определенных телесериалов;

Чтение газет развлекательного типа, разгадывание кроссвордов и головоломок;

Общение с подругой;

Общение с мальчиками;

Удовлетворение физиологических потребностей.





Мы проводили данное исследование на одном уроке и всегда на нем (константность условий). Таким образом, мы организовали экспериментальное исследования и перешли к его проведению. 2.2 Методы и методики психодиагностического исследования. При исследовании интеллекта и школьной успеваемости мы использовали следующие методы: ─эксперимент; ─тестирование; ─контент-анализ (в контексте...





Через систему социальных институтов, одним из которых является школа, где социальные качеств личности корректируются и формируются в соответствии с общественно значимыми ценностями. Социально-психологическая адаптация младших подростков может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения, когда, опираясь на общественный или групповой опыт, ...

Непрерывного образования необходимо опираться не только на знания закономерностей психического развития, но и на знание индивидуальных особенностей студентов и в связи с этим планомерно направлять процесс интеллектуального развития. 2) Социально-психологические особенности студенческого возраста. В отечественной психологии проблема взрослости впервые была поставлена в 1928 году Н.Н. ...

М., 1973. С.12-13. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пет., 1994 Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы. Барчуков Е.В. АННОТАЦИЯ на дипломную работу “Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы”. Переход от...

Эмоциональная устойчивость - это очень ценное качество, свойство, умение личности, являющееся крайне необходимым в современном мире. Человек, которому оно не свойственно, по жизни подвергается воздействию самых разных раздражителей, что негативно влияет на его жизнь и моральное состояние.

На эту тему можно долго рассуждать, но сейчас следует затронуть вниманием лишь самые важные аспекты, которые ее касаются.

Определение

Для начала нужно разобраться с терминологией. Считается, что эмоциональная устойчивость - это свойство человека, которое проявляется в разной степени чувствительности по отношению к психологическим раздражителям.

Однако данное определение не является единственным. Также считается, что этим термином называют неподверженность эмоциональных процессов и состояний деструктивным влияниям внешних и внутренних условий.

Соответственно, данное качество сводит к минимуму негативное воздействие сильных эмоциональных потрясений, предупреждает стресс, а еще способствует появлению готовности действовать в любых напряженных ситуациях.

Важно оговориться, что хоть тема и касается психологии, но физиологический аспект она затрагивает непосредственно. Потому что эмоции практически в один момент объединяют в единое целое все функции организма. Они - это сигнал вредного или полезного воздействия. И срабатывают эмоции раньше, чем оказываются определены локализации воздействий и механизм ответной реакции.

Специфика и соотношение с темпераментом

Многие уверены: эмоциональная устойчивость - это то, с чем человек родился. Одни люди более прохладно воспринимают те или иные ситуации, неожиданности и изменения. Другие остро переживают практически каждое более-менее эмоциональное событие.

Это даже в младенчестве и в ранние годы можно проследить по поведению ребенка. Как правило, данное качество стабильно на протяжении всей жизни. Считается, что его специфика варьируется в зависимости от пола и возраста.

Можно сказать, что эмоциональная устойчивость - это психофизическое качество. И зависит оно во многом от темперамента, который также является врожденным. Безусловно, его можно корректировать, меняя условия жизни и придерживаясь определенных принципов воспитания, однако глобальных изменений добиться не удастся.

У темперамента есть ряд свойств. К ним относят темп, силу, ритм, переключаемость психических процессов, а также устойчивость чувств.

Холерик, например, склонен бурно реагировать на все происходящее вокруг, в отличие от флегматика. Тот, в свою очередь, может в ответственный момент впасть в ступор и долго затем раскачиваться. Можно ли в таком случае считать его эмоционально устойчивым? Отнюдь. Конечно, бурных реакций с его стороны ожидать не приходится, но это вовсе не значит, что человек успешно справился со стрессом и вышел из ситуации победителем.

Таким образом, эмоционально-психологическая устойчивость не определяется только темпераментом. Во многом она зависит от имеющихся у человека навыков саморегуляции. А вот этому как раз можно научиться.

Как выглядит реакция?

Поскольку речь идет о способности к эмоциональной устойчивости, надо рассмотреть сам механизм проявления данного качества.

Допустим, возникает стрессовая ситуация. Вот по какой схеме переживает ее человек, являющийся эмоционально устойчивым:

  • Появившаяся «задача» в виде стресса порождает мотив, который влечет выполнение тех или иных действий, направленных на его реализацию.
  • Происходит осознание трудности, вызвавшей негативное эмоциональное состояние.
  • Человек начинает искать способ, который помог бы ему ее преодолеть.
  • Уровень негативных эмоций снижается, психическое состояние улучшается.

Допустим, человек лишился по какой-то причине работы. Это, безусловно, стресс, так как его привычный образ жизни нарушается. Человек осознает этот факт, а также то, что пока он будет сидеть без дела, денег заработать не удастся. Ему плохо, но он прекрасно понимает, что бездействие и погружение в депрессию никакого результата не дадут. А потому человек приступает к поиску источника дохода. Вернув себе привычный образ жизни, он, что называется, выдыхает с облегчением.

Это пример эмоционально-волевой устойчивости. Как же обстоят дела в обратной ситуации? Первые два этапа аналогичны. Но потом человек начинает не осознанно, а хаотично искать способ преодоления сложившейся ситуации. Положение усугубляется, негативные эмоции крепчают и возрастают, психическое состояние ухудшается. Возможен и срыв, который приведет к тому, что человек погрязнет в депрессии, у него не останется абсолютно никаких сил на какие-либо действия.

Как себя контролировать?

Развитие эмоциональной устойчивости интересует многих людей. Что же нужно сделать для ее формирования? Научиться не избегать эмоций, а, наоборот, встречаться с ними лицом к лицу.

Даже обычное их словесное обозначение существенно снижает интенсивность переживания. Такой простой прием помогает как бы «локализовать» эмоцию. Ведь всегда намного проще обращаться с явлением или предметом, если у него есть название.

К сожалению, далеко не каждый человек способен понять, что именно он сейчас чувствует. Как ни странно, но часто причиной становится осуждение или запрет на проявление эмоций. Это колоссальная ошибка общества, семей, образовательных учреждений и т. д. Многие люди действительно считают, что гневаться нельзя, грустить плохо, а бурно радоваться и вовсе неприлично. Разумеется, они привыкают подавлять эмоции, маскировать их, выдавать одно за другое. С возрастом такая модель поведения крепчает, у человека стираются истинные представления о своих чувствах. Он и сам может не понимать, что за его гневом стоит глубокая печаль, а за сильным страхом - возбужденность, тревога.

Поэтому важно каждый раз обращаться к самому себе с вопросом: что я чувствую? Нельзя подавлять эмоции. Потому что они - это энергия. И если она не находит выхода из-за того, что человек ее подавляет, то просто начинает уничтожать его изнутри.

Взаимодействие с другими людьми

Немного внимания нужно уделить и этой теме. Формирование эмоциональной устойчивости зависит не только от осознания, обдумывания и принятия своих чувств. Важно также научиться улавливать все подобные проявления и в других людях.

Конечно, считывать чужие эмоциональные реакции намного сложнее. Но это лишь поначалу. Достаточно помнить, что все мы - люди. Если один человек как-то определенно реагирует на ту или иную ситуацию - почему другой не может отзываться на нее так же? Достаточно проявить немного наблюдательности и эмпатии, и со временем навык разбираться в других людях придет.

Коммуникация станет намного понятнее и четче. Человек заметит, как его связи с людьми (особенно с близкими) трансформируются. Ведь именно эмоции связывают нас между собой.

Изменение мышления

В рамках темы, касающейся устойчивости эмоционального состояния, надо поговорить о том, что без преобразования своего собственного восприятия усилить это качество не получится.

Человек, желающий стать «крепче», обязан осознать: если он не может изменить обстоятельства, то переменить испытываемое к ним отношение ему подвластно.

Допустим, во время прогулки он заметил собаку, лающую на кого-то. Человек не станет раздражаться - просто пройдет мимо, потому что через 1-2 минуты лай перестанет до него доноситься. Точно так же и со сложными ситуациями. Надо прекратить воспринимать их как нечто, что происходит лично ему во вред. Они просто имеют право на существование.

Когда человек позволяет событиям идти так, как «задумано Судьбой» - они так и проходят мимо. Если он «цепляется» за все, ситуация усугубляется. Это философский подход, не всем он близок, но для многих является подходящим.

Также эмоциональная устойчивость человека зависит от условий, в которых он живет. Если у него от природы реактивный тип нервной деятельности, то лучше ему вести интенсивный образ жизни. Без возможности выплеснуть свою энергию такой личности будет очень дискомфортно. А психика человека устойчива лишь тогда, когда его образ жизни соответствует его природным предрасположенностям.

Еще очень важно систематически разгружать свою нервную систему. Особенно это важно людям, занятых на таких работах, которые требуют повышенной эмоциональной устойчивости (педагоги, врачи, предприниматели, спасатели и т. д.). Постоянное давление оказывает негативное влияние на психику. Следствием становится постоянная усталость, нервозность, раздражительность. Это сильно ослабляет нервную систему. И когда случается какая-либо стрессовая ситуация (пусть даже незначительная) - человек не в силах с нею справиться.

Главное - позитив

Для повышения эмоциональной устойчивости очень важно формировать положительное отношение к самому себе. Почему это важно? Потому что если человек сам для себя является позитивным персонажем, то он целостен внутри.

Речь идет о гармонии. Человек, живущий в согласии со своим мировоззрением, убеждениями и принципами, является психологически удовлетворенным. Поэтому важно заниматься любимым делом, тратить время на интересующие хобби, всегда стремиться к духовному совершенствованию и саморазвитию. Все перечисленное оказывает непосредственное конструктивное воздействие как на самого человека, так и на его жизнь.

Все люди, живущие с позитивом, намного реже воспринимают стрессовые ситуации как чрезвычайные, нестабильные и негативные. Они умеют сохранять спокойствие всегда. И это - важнейший психологический фактор эффективности, надежности и успеха в экстремальной обстановке.

Эмоции как сигналы

Есть еще один момент, заслуживающий внимания. Как уже говорилось ранее, эмоции непосредственным образом связаны с инстинктами и потребностями. Это проводники, указывающие человеку на то, в чем он нуждается, на его потребности.

Эмоциональная устойчивость личности помогает не только справляться со стрессовыми ситуациями, но еще и осознавать полноту собственной удовлетворенности, правильность направления, в котором осуществляются те или иные действия.

Допустим, человек испытывает постоянную злость. О чем это говорит? О хроническому неудовлетворении его потребностей. Что в данной ситуации нужно? Абстрагируясь от всего, определить свою потребность, а затем позаботиться о ее удовлетворении. Проблема будет решена, внешний раздражитель уйдет, а вместе с ним исчезнет и злость.

Навыка распознания потребностей нет либо человек просто привык, что за их удовлетворение на себя берет ответственность кто-то другой (в силу воспитания)? Или, может, он и вовсе считает постыдным испытывать какие-то из них? В таком случае безответственность и неосознанность по отношению к своим потребностям ведут к треугольнику Карпмана: Преследователь → Жертва → Спасатель. Это самая настоящая драматичная игра. Спасатель, например, вообще не осознает своих потребностей, но зато «знает», в чем нуждается Жертва, а потому «причиняет» ей добро вместо того, чтобы заниматься личной жизнью.

Самая ответственная позиция подразумевает принятие на себя ответственности за личные потребности и уважение чужих личностных границ.

Тест

Наверняка многим хотелось бы узнать свой уровень эмоциональной устойчивости. С этой целью можно пройти один из многочисленных простых тестов. Некоторые из них включают в себя всего 10 вопросов. Вот пример такого теста с вариантами ответов и баллами:

  • Часто ли Вас мучают ночные кошмары? (Нет - 1; да - 2).
  • Легко ли Вы скрываете свои чувства? (Нет - 1; да - 0).
  • Часто ли возникает чувство вины? (Нет - 0; да - З).
  • Раздражает ли многолюдное общество? (Нет - 0; да - З).
  • Нужны ли Вам люди, способные утешить, одобрить или понять? (Нет - 1; да - 2).
  • Легко ли обижаетесь на шутки, которые адресованы в Вашу сторону? (Нет - 1; да - З).
  • Часто ли меняется настроение? (Нет - 1; да - 2).
  • Легко ли удается освоиться в кругу новых людей? (Нет - 2; да - 0).
  • Близко ли к сердцу Вы принимаете все происходящее вокруг? (Нет - 0; да - З).
  • Легко ли Вас вывести из себя? (Нет - 1; да - 2).

Ответив на эти вопросы, можно будет определить, какая эмоциональная устойчивость у человека (высокая или низкая), а также насколько сильна его психологическая защита.

Результаты

Что же получается по итогам данной тестовой методики? Эмоциональная устойчивость может быть четырех уровней:

  • Высокий (до 7 баллов). Человек имеет стабильную психику. Вряд ли ему страшны хоть какие-то эмоциональные стрессы. Это неплохо, но рекомендуется все равно поддерживать свою нервную систему в таком же состоянии.
  • Средний (8-9 баллов). Человек довольно уравновешен, умеет адекватно реагировать на подавляющее большинство ситуаций, вызывающих стресс. У большинства людей уровень именно такой.
  • Низкий (15-20 баллов). Чрезмерная эмоциональность отличает человека - ему не помешало бы обрести навыки психической саморегуляции. Может быть, даже стоит принимать успокаивающие травяные сборы.
  • Критический (21-25 баллов). Людям с таким показателем присуща крайняя степень возбудимости. У них очень низкая психологическая защита, а их нервы «обнажены». Таким лицам часто показаны транквилизаторы. Многие ходят к психотерапевтам.

Есть люди, которые даже в самые неудачные дни умеют держаться так, как будто не произошло ничего особенного. Весь их секрет заключается в том, что у них довольно высокая эмоциональная устойчивость. Эта устойчивость помогает им находить решения в трудной ситуации, преодолевать все невзгоды и получать хорошие результаты – в жизни, на работе и в отношениях с людьми – даже тогда, когда дела идут плохо.

Очевидно, что такая устойчивость и способность справляться с неприятностями дает нам преимущество. Она делает нашу жизнь более полноценной и счастливой.

Что значит – быть эмоционально устойчивой?

По сути, это понятие описывает способность противостоять неблагоприятным факторам. Наша психика не только успешно справляется со стрессом, но и проявляет способность как можно скорее вернуться к обычному сбалансированному состоянию после некоторых эмоционально сложных событий. «Что не убивает меня, то делает меня сильнее», - говорил Ницше. Другими словами, каждый раз, как мы испытываем стресс и после этого возвращаемся в состояние равновесия, порог нашей устойчивости сдвигается вверх, и наша способность справляться с тяжелыми ситуациями повышается.

Это также означает, что мы развиваем нашу способность «обрабатывать» сложные события: то, что еще вчера казалось нам невозможным, сегодня мы уже вполне можем выдержать. Следовательно, завтра наш опыт станет еще более управляемым, хоть это и не значит, что мы перестанем испытывать боль. Просто завтра мы не станем паниковать и беспомощно распускать нюни из-за того, что вчера казалось просто невозможно пережить. Мы показали способность адаптироваться, учиться и расти.

Эмоциональная устойчивость динамична; долгое время она «строится» кирпичик за кирпичиком, и с течением времени она становится не такой, какой была при нашем рождении. Она определяет нашу способность адаптироваться и восстанавливаться от таких обстоятельств, как потери, лишения, травмы, угрозы, болезни, несчастные случаи и тому подобное. Сила устойчивости влияет на наше настроение и на физическое самочувствие во время кризиса, а также на длительность и силу воздействия на нас травмирующего события. Это позволяет формировать основные жизненные навыки, формирует наш характер и волю. Но выработка эмоциональной устойчивости у каждого из нас проходит по-разному, поэтому и реагируем на стрессовые ситуации мы все не одинаково. Порог устойчивости разный, вот и получается, что в одних и тех же условиях один человек будет «сильным», а другого назовут «слабаком». Но даже один и тот же человек в одной ситуации может быть «слабым», а в другой – «сильным».

Все зависит от нашего опыта, который, как известно, приходит со временем. Но ведь и опыт наш зависит от тяжести событий, которые мы должны пережить. Вот потерю любимого близкого человека, как это ни прискорбно, рано или поздно придется пережить буквально каждому – хотя бы раз в жизни. Но не всем же приходится «нажить» опыт аварий, трагедий насилия, стихийных бедствий или войны. У каждого свой опыт - так и получается, что эмоциональная устойчивость тоже у каждого своя. Но в любом случае, быть эмоционально устойчивой – вовсе не означает, что мы превращаемся в эдакие пуленепробиваемые жилеты и лишаемся способности испытывать душевную боль. Разница в том, что сильный человек держит себя в руках и умеет контролировать свои эмоции. И быстрее восстанавливается, конечно.

4 привычки, которые создают эмоциональную силу и стабильность

Если вы хотите узнать, в чем заключается выработка эмоциональной устойчивости, то вам надо составить себе представление о некоторых привычках, без которых трудно достичь в этом успеха. Постарайтесь развить их в себе! Они будут действовать как невидимый щит вокруг вас, помогая мотивировать себя, что бы ни происходило.

  1. Осведомленность: знайте свою ахиллесову пяту

    Ваша ахиллесова пята – это ваша личная слабость, ваше слабое звено. Она вечно делает вас козлом отпущения и заставляет постоянно искать оправдания. Вот, например, для кого-то это – время. Бывают такие дамы, которые никогда ничего не успевают сделать в намеченный срок. И не потому, что у них недостаточно времени, а просто потому, что они не умеют им правильно распоряжаться. Такой барышне следовало бы взять под контроль каждую минуту времени, буквально по пунктам расписать, что и когда ей необходимо делать. И даже если это покажется скучным и утомительным, взять, да и продержаться так несколько дней или недель. Она смогла бы сделать для себя удивительные открытия! Наверняка оказалось бы, что она слишком много времени тратит на второстепенные дела, в то время как главная работа остается невыполненной. Какая уж тут эмоциональная устойчивость, если начальство в очередной раз угрожает увольнением за невыполнение своих обязанностей по работе!

    После того как вы определите свои слабые стороны, начинайте воздействовать на них, чтобы не давать им брать над вами верх. Конечно, мы говорим об осведомленности как о привычке лишь в переносном смысле. Но, тем не менее, это очень полезное качество - уметь видеть свои слабости и уметь воздействовать на них. В конечном итоге это помогает восстановить ваш контроль над своими привычками и поможет укрепить стойкость.

  2. Личное развитие: инвестируйте в себя

    Если вы отчетливо понимаете, что ваши недостатки и слабые места мешают достичь в жизни намеченных целей - значит, необходимо развивать в себе недостающие качества. Вы, и только вы должны быть ответственны за свою жизнь, и только в ваших силах изменить ее в лучшую сторону. Подумайте, как вы могли бы улучшить свои личностные качества и навыки, и инвестируйте развитие в этом направлении. Так вы сможете увеличить свои шансы на достижение успеха в жизни.

    Необходимость платить часто становится причиной того, чтобы избежать или отсрочить обучение и личностное развитие. Хоть деньги и важны, просто подумайте о том, насколько дороже в итоге обойдется ничего не делать. Инвестиции в себя означают предоставление возможности взять на себя ответственность за улучшение своей жизни. И это привычка, которая позволяет гораздо проще достичь того, чего вы хотите добиться в жизни.

  3. Внутренний покой: останавливайте себя

    Наши внутренние монологи с самой собой определяют то, как мы смотрим на окружающий мир. А все ли ваши мысли положительны? Другими словами, не вертятся ли в вашей голове такие мысли, которые мешают осуществлению того, к чему вы действительно стремитесь? Такие мысли могут атаковать вас довольно продолжительное время, прежде чем вы поймете, что они начинают на вас влиять не лучшим образом. Что делать в таком случае?

    Поступать надо следующим образом. Представьте себе, что ваши мысли – это саундтреки, которые звучат у вас в голове. Что вы делаете обычно, когда в плеере звучит песня, которая вам не очень нравится? Вы ее выключаете, правда? Вот и саундтрек с отрицательной мыслью тоже останавливайте! Поначалу делать это будет не совсем просто, поэтому помогайте себе переключать мысли с помощью каких-то физических действий. Если вы в это время лежите в кровати – встаньте и напишите, например, список покупок на завтра. Если вы сидели на диване и смотрели телевизор – пойдите за пылесосом или начните мыть посуду. Ваша «звуковая дорожка» не будет сразу же исчезать, но постепенно вы заметите, что она становится все короче и короче. Останавливайте себя всякий раз, как поймаете себя на тревожных мыслях. Даже если вы поначалу уменьшите продолжительность прослушивания негативных «саундтреков» всего на два часа в неделю, то вы дадите себе за месяц восемь часов внутреннего покоя!

    Конечно, бывают весьма неприятные вопросы, которые решать необходимо. Но если у вас появится привычка останавливать тяжелые мысли, то и здесь она вам поможет. Вместо того чтобы постоянно думать об этом, вы запишете на бумаге, чтобы не забыть о необходимости решить вопрос, а все остальное время будете думать о том, что вы действительно хотите сделать сейчас. И как только вы обеспечите себе внутренний покой, то вполне вероятно, что и путь к преодолению проблемы найдете гораздо быстрее. Да и эмоциональная устойчивость станет у вас гораздо выше!

  4. Целостность: умение принимать плохие дни

    Иногда бывает так, что мы неожиданно сталкиваемся с какими-то препятствиями, и все идет совсем не так, как нам бы того хотелось. В такие дни все будет зависеть от того, как вы воспринимаете текущие события. Есть люди, которые опускают руки, сталкиваясь с неудачей, и даже впадают в депрессию. Они день за днем думают о том, что оказались неспособны противостоять трудностям, все более и более чувствуя себя ущербными.

    А есть такие люди, которые воспринимают неудачу, как сигнал к необходимости искать другие варианты действия. Вместо того чтобы занимать свой мозг мыслями о своей ущербности, они включают совсем другие «саундтреки» - обдумывают возможные решения проблемы. Они цельны, потому что никакая часть личности не пострадала в результате неудачи. Целостность не позволила им навешивать на себя ярлыки неудачников, а эмоциональная устойчивость личности стала только выше после перенесенного испытания.


Наращивание или восстановление устойчивости

Окружающая вас обстановка и круг общения являются главными факторами, которые формируют вашу способность иметь дело со стрессовыми ситуациями. Поэтому очень важно, чтобы вы точно знали, с какими ситуациями вы сможете легко справиться, а в каких ситуациях у вас могут возникнуть проблемы с их восприятием и переработкой. Для того чтобы выработка эмоциональной устойчивости происходила у вас как можно стабильнее, прислушайтесь к советам психологов:

  • Говорите о своих чувствах с людьми, которые вам близки и которым вы доверяете. Вы можете обнаружить, что люди, которые вас окружают, когда-то сталкивались с такими же обстоятельствами, от которых испытываете затруднения и вы. Они могут понять вас, разделить вашу тревогу и помочь советом, поскольку уже имеют опыт выхода из подобной ситуации.
  • Ищите все сведения о затруднительной ситуации, в которую вы предположительно можете попасть. Это даст вам возможность лучше понимать происходящее, и вы сможете рассматривать кризис не как безвыходную проблему, а как ситуацию, в которой вы можете решительно действовать, потому что знаете, что нужно делать. Хорошая ориентация в проблеме помогает бороться со страхом, который обычно бывает преувеличенным во время повышения уровня стресса.
  • Согласитесь с тем, что иногда бывают такие ситуации, которые мы не в силах изменить. Научитесь принимать такие ситуации, сохраняя свою личностную целостность.
  • Потратьте время на разработку, укрепление и поддержание отношений с партнерами, детьми, членами семьи, друзьями и знакомыми. Чем ближе и значимее будут ваши отношения, тем лучше будет ваша способность справляться с проблемами и со стрессом.
  • Развивайте в себе надежду и оптимизм. Визуализируйте положительные результаты своих действий. Даже в самое тяжелое время не забывайте о том, что в конце туннеля всегда есть свет.
  • Пусть ваша жизнь всегда идет своим чередом, и покажите всему миру, что никакие трудности и стрессы не смогут изменить обычное течение вашей жизни.
  • Придумайте для себя новое хобби – путь новые идеи и интересы наполнят ваше свободное время. Это значительно добавит вам положительных эмоций и замечательно отвлечет от проблем.
  • Помогайте другим людям, причем добровольно, не ожидая просьбы о помощи. Оказывая поддержку другим, вы увеличите свою способность справляться с трудностями. Это заставит вас чувствовать себя более уверенно.
  • Мысленно пересмотрите свои уроки из прошлого, проанализируйте, как вы справились тогда с событиями – это станет еще одной возможностью самопознания и принятия, а также поможет вам развить уверенность в своих способностях справляться с будущими проблемами.
  • Если у вас уже есть опыт выхода из стрессовых ситуаций, составьте для себя по следам тех событий комплекс мер для восстановления (например, проводить время с близкими друзьями), и будьте готовы повторить их при необходимости. Учтите, что во время восстановления необходимо отложить принятие важных решений.
  • Старайтесь улучшать свое физическое здоровье, стремитесь к здоровому питанию, занимайтесь спортом, не забывайте об отдыхе и обеспечивайте достаточный сон. Это поможет вам избежать стресса.

Главное, что вы должны помнить – это то, что хорошая эмоциональная устойчивость поможет вам справиться с любыми неприятностями. Поэтому не забывайте работать над собой!