Что такое американская мечта чувствуется ли влияние. Что такое Американская мечта? Массовость как основной принцип нового образа жизни

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает.

Джеймс Адамс хотел ободрить соотечественников, напомнить им о предназначении Америки и её достижениях. Это словосочетание прижилось и затем стало заглавием пьесы Эдварда Олби (1961) и романа Нормана Мейлера (1965), однако в этих произведениях оно было переосмыслено иронически.

Значение понятия «американская мечта» весьма расплывчато. Так, историк Ф. Карпентер писал: «Американская мечта никогда не была точно определена и, очевидно, никогда не будет определена. Она одновременно и слишком разнообразна, и слишком смутна: разные люди вкладывают разный смысл в это понятие». Тем не менее, почти всем президентам США при вступлении в должность и при принятии ответственных решений приходится обещать своим избирателям, что их политика будет приближать реализацию этой мечты.

«определёнными неотчуждаемыми правами», включая «жизнь, свободу и стремление к счастью».

Понятие «американской мечты» часто связывают с иммигрантами , прибывшими в США в поисках лучшей жизни. То обстоятельство, что они уезжали из стран, где, в отличие от США, была достаточно жёсткая сословная система, ограничивавшая социальную мобильность , определило их приверженность философии свободы личности и свободного предпринимательства . Понятие американской мечты тесно связано с понятием «self-made person », то есть человека, который самостоятельно упорным трудом добился успеха в жизни.

Компонентами «американской мечты» являются также идеал равенства всех перед законом вне зависимости от этнического происхождения и социального положения, а также почитание общих для всех американцев символов, образцов и героев.

Часто физическим доказательством осуществления «американской мечты» считается собственность на частный дом .

Тему поиска «американской мечты» затрагивал в своих произведениях Хантер Томпсон .

Критика

Что случилось с американской мечтой? Не слышно более звуков единого мощного голоса, выражающего нашу общую надежду и волю. То, что мы слышим сейчас, - это какофония ужаса, примирения и компромисса, пустая болтовня, громкие слова «свобода , демократия , патриотизм », из которых мы выхолостили всякое содержание .

Американский писатель,

С чем ассоциируют известное всем выражение «американская мечта». Основное ее содержание - это быстрое обогащение, зависящее от собственных усилий. Вокруг понятия «американская мечта» с момента его появления, не утихают страсти. К нему относятся по-разному: с восхищением и пренебрежением.

Источник: odyssey.antiochsb.edu

Как возникла американская мечта

На английском языке это выражение звучит «American Dream» и употребляется для определения идеалов жизни американцев. «Политический словарь» Уильяма Сефайра американской мечтой считает свободное воплощение идеалов и возможностей, определенных его первыми переселенцами, «отцами-основателями». Он усматривает в ней духовную мощь нации. Если американская система представляет собой скелет политики страны, то душой ее считается американская мечта.

Отдельные исследователи усматривают ее появление:

  • В истории индейцев-ацтеков, ожидающих возвращения на землю особого божества с белой кожей.
  • С идеями Библии об Америке, призванной стать божественной страной, спасшей Старый Свет, погрязающий в грехах.
  • В зарождении (1607 год), в момент появления на берегах Нового Света первых переселенцев.

Когда появился термин «американская мечта»


Источник: curistoria.com

Американская мечта, была связана с периодом Великой Депрессии и выступала стимулом, помогающим народу преодолеть кризис. В 1931 году термин встречается в трактате «Эпос Америки», написанном Джеймсом Адамсом. Он считает, что Америка - страна, где каждый человек сможет жить богаче. Автор напоминает о достижениях Америки, ее предназначении. Не случаен факт, что все президенты США, вступая в должность, обещают направить свою политику на ее приближение. Она базируется на положениях «Декларации независимости США» (1776 г.), которая гласит, что жители страны созданы Творцом с равными правами и возможностями:

  • на жизнь;
  • свободу;
  • стремление к счастью, успешному развитию и процветанию вне зависимости от обстоятельств рождения и социального положения.

Американская мечта предоставляет каждому не только равные возможности, но и равную ответственность перед законом. Понятие «американская мечта» выражает общенациональную идеологию, объединяющую всех американцев. Она сыграла основополагающую роль в становлении страны:

  1. В формировании нации и государства.
  2. Прочно укоренилась в житейской психологии.
  3. На ней построена культура Америки.


Источник: croissants-among-burgers.eklablog.com

Трудно сказать сложилась ли американская мечта стихийно в процессе формирования Нового Света или была умело сконструирована правителями страны и привита обществу, но это действительно мечта, а не физическое стремление к удовлетворению потребностей:

  • Она укоренилась в обществе.
  • Стала двигателем к успеху.
  • Это не стремление к комфорту, а цель жизни.
  • Это естественным образом приводило к росту экономических показателей страны.

Не важно, кто создатель американской мечты, поскольку плоды ее влияния на развитие страны ощутимы и плодотворны.


Источник: сhristianindex.org

Немаловажную роль в появлении американской мечты сыграла протестантская религия с ее этикой. Во время появления английских протестантов, ими ставилась задача, построить здесь Царство Божие, где человек будет направлять все силы на расцвет своего духа. Протестантизм стал ведущей религией США.

Он проповедует:

  • честный и добросовестный труд;
  • усердие в достижении поставленных целей.

Честно увеличенное благосостояние считается великим благом. Следствием усердного труда, угодного Богу, становится наращивание капитала. Исходя из того, что свыше 50% американцев исповедуют протестантизм, естественным является принятие обществом американской мечты.


Источник: generalsnobbery.com

Это доктрина, реализация которой для любого жителя США представляет возможность в достижении благосостояния, успеха и славы. В ней заключены:

  • Возможность достижения успеха не зависимо от наличия денег, происхождения и положения в обществе добросовестным трудом и самореализацией (self-madeperson).
  • Движущая сила по пути к достижению независимости, богатства и успеха.
  • Неординарность позиции народа, уклада жизни.

Американский образ жизни - американская мечта

Особенности расового и национального состава жителей требовали создания общей идеологии для объединения их в единую нацию. Ею стала американская мечта, культивируемая для того, чтобы внушить веру каждому американцу в успешность. К термину сложилось неоднозначное отношение. В комментариях к статье «Американская мечта» звучат различные точки зрения:

  • Это вера в возможности страны, избранной Богом.
  • Другие усматривают в ней тип несбыточной утопии.

Об американском образе жизни заговорили в бывшем Союзе с конца прошлого века. В молодежную среду просочилась американская культура, а вместе с ней образ страны изобилия и свободы. Молодежь перенимала американский стиль поведения. Привлекала свобода в выборе судьбы, возможность самовыражения.


Источник: forumdaily.com

Мнение, что Америка - идеальная страна, а ее образ жизни - эталон счастья, до сих пор заставляет множество людей всего мира перебираться туда на ПМЖ. Существенную роль в этом сыграли СМИ. Примером равных возможностей стала судьба Барака Хусейновича Абамы, родившегося в семье мигрантов из Африки. Настойчивый труд, получение фундаментального образования помогло ему получить престижную работу, стать Президентом США. Образ жизни требует от каждого, уважающего себя американца наличия таких качеств, как:

  • решительность;
  • деловитость;
  • динамичность и активность.

Уважение общества к человеку зависит от наличия у него обязательного статуса, при котором он имеет:

  • двухэтажный дом в черте города;
  • престижную работу;
  • хорошую семью;
  • один или несколько автомобилей.

Эти критерии можно применить к любому уважающему себя человеку, но в Америке этих целей можно достичь просто и легко.


Источник: dailysabah.com

Американская мечта имела влияние на . В странах, откуда они выезжали, социальная мобильность сдерживалась жесткими сословными рамками, поэтому делала их сторонниками свободного предпринимательства и свободы личности. Американская мечта превратилась в определенный стандарт счастья для общества потребления. К этому нужно прибавить почитание общих героев, образцов и символов. Американскую мечту являет собой Статуя Свободы. Она встречает мигрантов, стоя на разбитых оковах, демонстрируя этим основной принцип, что свобода поднимет их, а трудолюбие будет освещать путь к успеху. Мигранты покидая Старый Мир, опираясь на постулаты американской мечты:

  • успех в достижении богатства зависит от личных качеств каждого;
  • на равные возможности для всех;
  • Новый Мир обладает безграничными ресурсами, принадлежавшими каждому.

Попав в США, они превратились в ярых приверженцев всеобщего равенства и свободы, стали патриотами страны, которая предоставила им безграничные пути реализации собственных возможностей.

Про что фильм «Американская мечта»


Источник: ovideo.ru

«Деньги. Американская мечта» (2015 год) - увлекательный криминальный боевик талантливых режиссеров:

  • Джонатана Липника;
  • Джеймса Кана;
  • Эли Канер-Цукермана.

В фильме речь идет о поисках американской мечты израильскими иммигрантами. Начало фильма связано с историей формирования главного героя, Исаака (Юда Леви), начавшейся в 1976 году в Тель-Авиве. Бар, в котором его семья зарабатывала на жизнь, находился перед незаконным казино. Оно было притоном для людей сомнительного поведения (лидеров вооруженных банд), которые делают попытки развратить юношу своим образом жизни.

Когда стало опасно находиться рядом с ними, поскольку преступление и насилие стало вплотную подступать к его семье, они решили переехать в Лос-Анджелес в попытке начать все сначала:

  • Исаак становится предпринимателем.
  • Он успешно развивает предприятие малого бизнеса (авторемонтную мастерскую).
  • Успех сопутствует ему во всем.

Видео: трейлер к фильму «Деньги: Американская мечта»

Но американской мечте Исаака, манившей его ускользающими очертаниями, не суждено было воплотиться в жизнь: преступный мир, следовавший за ним попятам, настигает его в момент, когда счастье казалось завоеванным. Увлекательный остросюжетный фильм «Американская мечта» можно посмотреть онлайн.

Считается, что американская среднестатистическая семья живет богаче, чем в других развитых государствах. Но она, как и везде, должна оплатить все свои нужды:

  1. Работает в ней отец в приличной фирме с годовой оплатой в 60-70 тысяч долларов в год.
  2. Мама может работать с меньшей оплатой (30000 $ в год).
  3. В семье 2-3 детей.

Такая семья имеет:

  • собственный дом средних размеров;
  • две машины;
  • кредитные карточки с непогашенными долгами.

Американские супруги могут иметь собственный счета, если им это выгодно и позволяют общие семейные расходы, но это не всегда.

Приобретают дом в кредит с ежемесячной выплатой от 500 $. Его стоимость может составлять от 250000 $.

Расходы на содержание жилища:

  1. Ежемесячный уход за домом, ремонт и замена устаревшего оборудования (51000 $).
  2. Благоустройство - до 100 $.
  3. Налоги, страховка потянет до 700 $ в год.
  4. Оплата за коммунальные услуги - 355 $ в месяц.

Сэкономить на этих расходах американская семья не может.

Оплата за приобретение статусной машины по кредитам составит 25000- 30000 $:

  • страховка (600 $) и содержание транспорта;
  • налог (от100 до 550 $);
  • бензин (300$ в месяц)

Обучение детей:

  1. Оплата обедов (2.40 $).
  2. Продленка (440 $).
  3. Спортивные секции (90 $).

Больших расходов на детей средняя американская семья не сможет себе позволить.

Продуктовая корзина составит в месяц 1300 $. Услуги уборки дома и прачечной - не менее 240 $ в месяц. На приобретение одежды и игрушек уходит 350 $ в месяц. Можно сэкономить на этом, но вместе с незначительной экономией утерян будет статус «средней американской семьи».

Часть бюджета уходит на отпуск, неделя которого обойдется в 3000 $. Из денег, заработанных за год, 22% уйдут на оплату налогов, поэтому можно предположить, что при расходе 5000 $ в месяц, остальные потребности лягут долгами на кредитные карточки. Без долгов трудно удержать планку «средней американской семьи». Но американцы готовы к этому и продолжают добросовестно трудиться, чтобы приблизить свою призрачную мечту. А она имеет свойство удаляться, чтобы не развеять миф о своем существовании.


Американская мечта это мечта о богатстве. Но почему нет французской, итальянской, русской мечты? В европейских странах мечта о богатстве также существовала, но она включалась в широкий спектр представлений о полноценном существовании, была растворена в общей культуре кастового общества, где, для подавляющего большинства мечта о богатстве было беспредметной фантазией.

В США, стране индивидуального предпринимательства, богатство стало достижимо для миллионов, мечта, перестав быть абстракцией, превратилась в жизненную цель и эпицентр общественных интересов, а термин Американская Мечта появился в 1931 году, в книге историка Джеймса Труслоу Адамса "Американский эпос", где автор проследил трансформацию Американской Идеи с момента основания Нового Света.

Американская идея изначально была идеей религиозной. Английские протестанты, прибывшие в 1620 году на новый континент, не мечтали о богатстве, их целью было построение Царства Божьего на земле, где человек направит все силы на расцвет своего духа. В глазах первых переселенцев, Отцов-Пиллигримов, пуритан, в Старом Свете не было места для Царства Божьего, католическая Европа, живущая низменными страстями, предала идеи истинного христианства, духовная жизнь в ней угасала и она была обречена также, как когда-то Содом и Гоморра.

На новом континенте, далеком от развращенной цивилизации Европы, среди нетронутой природы, протестанты надеялись построить новый совершенный мир, и в процессе его созидания, в процессе труда, очистится и обогатится духовная природа человека. Труд - служение Богу, он увеличивает богатство, которое Он подарил человеку, и результат труда должен принадлежать только Ему. Тот же, кто создает богатства только для себя, теряет свою душу, опускаясь в бездну греховных наслаждений плоти, как гласит Библия: «Плоть - тлен, дух нетленен», духовное богатство важнее всех физических богатств мира.

Библия для первых переселенцев, протестантов была не просто Священной Книгой, она была руководством к жизни, все поступки членов общины сверялись с божественным законом. Следуя библейским постулатам, протестантские общины ограничивали попытки личного обогащения. Власть общины над жизнью ее членов была абсолютной, так как в первый период освоения нового континента в одиночку выжить было невозможно.

Но, когда последующие поколения колонистов адаптировались к новым условиям жизни, из общин начали выделяться семейные кланы и группы единомышленников, создававшие свои маленькие колонии, а к середине 18-го века одиночки могли уже не просто выживать, но и создавать богатства только для себя. Протестантские общины, приспосабливаясь к изменяющимся условиям, начали менять свои постулаты. Добродетельным человеком стал считаться тот, кто своим трудом создавал личное богатство, но часть доходов отдавал на нужды общины. Бедность была отнесена к разряду пороков, так как быть бедным в стране огромных возможностей, означало лишь одно, несостоятельность человека, отсутствие воли, характера, моральную ущербность. Бедняк ничего не вносил в общину, и хотя получал ее помощь, уважения получить не мог.

Библейская заповедь, “все люди братья”, уступила свое место заповедям Успеха, который стал своеобразной формой национальной религии. Америка создавала новую цивилизацию с новой моралью, моралью труда, моралью всеобщей конкуренции, в которой успех знак любви Бога. Все что ведет к успеху, к богатству добродетельно. Аморально все что ведет к неудаче. Неудача подтверждение порочности человека, а способность создавать богатство божественный дар, позволяющий приблизить человека к Богу, к Богу-Создателю.

«Христианство, в конечном счете, приспособилось к капитализму, которое было глубоко чуждым учению Христа.», писал немецкий философ Адорно.

Во второй половине 19-м века началась массовая иммиграция из стран Европы, и ее цели были иными, нежели цели Отцов-Пиллигримов. Это было бегство от европейской нищеты в земной рай, где “тротуары выстланы золотом”.

Оставить родную страну и отправиться на далекий континент, с только намечающимися признаками цивилизации, могли не только самые отчаявшиеся, но и самые отчаянные, способные на риск, динамичные и агрессивные в достижении поставленной цели, охотники за удачей. Значительный процент иммиграции составляли также “джентльмены удачи”, криминальный элемент, убийцы, воры, мошенники, бежавшие от европейского правосудия в страну полной свободы.

Новые иммигранты прибывали в Новый Свет служить не Богу, а Успеху. Для европейских бедняков материальное благополучие было важнее, нежели духовное совершенствование и нравственная жизнь. Как писал русский поэт о целях их жизни:

Какая смесь одежд и лиц,

племен, наречий, состояний!

Из хат, из келий, из темниц

Они стекались для стяжаний.

Рядом с притягательной, яркой мечтой о богатстве все остальные аспекты жизни утрачивали свою ценность, и многообразие человеческих желаний и интересов, пройдя через американский плавильный котел, уходило в осадок.

Алексис Токвиль, французский юрист, побывавший в США в начале 30-ых годов 19-го века, увидел в американской экономической демократии огромные преимущества перед европейской авторитарной системой, но отмечал ее специфику, поражавшую многих европейцев, - «Страсть американцев к приобретению богатств превзошла обыкновенные пределы человеческой алчности.»

Доступность богатств создавала небывалый накал борьбы среди многочисленных претендентов, и те формы жизни, которые возникали в ее процессе, резко отличались от традиционных норм Старого Света, что шокировало европейцев, для которых богатство было лишь средством для достойной жизни, но не ее целью.

В иерархическом Старом Свете богатства переходили от поколения в поколение и борьба за него проходила только внутри привилегированного, имущего класса, низшие, неимущие классы боролись лишь за физическое выживание. А Америка предоставила полную свободу всем, и в борьбу за богатство были вовлечены миллионы.

В отличии от других стран мира, которые строились на традициях и опыте прошлого, Америка создавала свою историю заново. Это было общество иммигрантов и оно складывалось в процессе слияния и взаимопроникновения полярных идей и идеалов, многочисленных культур и моральных ценностей. Америка сплавила противоречия в единое целое, соединив расчетливый прагматизм, необходимый для выживания, с религиозными идеями и рационализмом эпохи Просвещения, и создала особый, отличавшийся от европейского, американский образ жизни.

Как писал Фридрих Энгельс, - «Америка создавала свои традиции сама, исходя из конкретных обстоятельств, и обстоятельства формировали необходимые новые формы отношений...»

В новых формах отношений крайности сливались в непривычном для европейцев симбиозе, который европейцы не могли расшифровать. Всемирно известный английский путеводитель по многим странам мира, Бедеккер, в 1890 году предварил свое описание Америки следующим кратким комментарием, - «Америка стоит в том месте, где сливаются в одну две реки, одна течет в рай, другая в ад. Соединенные Штаты особая страна - это страна контрастов.»

Религиозность, которая, по сути своей, иррациональна, уживалась с рациональным, материалистическим мировоззрением. Уважение к другим сосуществовало с агрессивностью, отзывчивость и желание помочь с безразличием к чужой судьбе, честный труд и уважение к закону с широко распространенной преступностью, вера в честную игру, “fair game”, с всеобщей тенденцией к манипуляции другими, конкуренция всех со всеми, со стремлением к кооперации. Крайний индивидуализм с конформизмом.

Контрасты возникали в атмосфере небывалых свобод новой страны. Это был свободный поток в котором все его струи сливались в единое и неразрывное целое. Это были не две реки, а одна, она текла в одном направлении, в направлении разрастания материального богатства, и внутри нее возникали те формы и виды свободы, которые соответствовали фарватеру движения.

С одной стороны, свобода индивидуального предпринимательства привела к уровню материального комфорта, достижимого для многих, а в Европе доступного лишь ограниченному кругу. С другой, в рыночной демократии индивидуальная свобода могла существовать только внутри жестких рамках требований экономики, в которой для достижения личного успеха индивид должен отказаться от свободного самовыражения, экономическая игра требовала приспособления к постоянно меняющимся условиям. В Европе конформизм, приспособление, были добровольным выбором, в Америке конформизм выбором не был, это была единственно возможная форма выживания.

В Европе, с ее сложившейся в течении веков экономической и государственной структуре, общество ставило индивида в рамки обусловленные законом, традициями, моралью, внутри этих рамок он был свободен. В Америке, где общество и государство только создавались, не существовало инструментов контроля над разношерстной массой иммигрантов из всех стран мира. Здесь свобода могла привести не к власти демократии, а к власти охлократии, власти толпы, власти плебса, в конечном счете, к анархии. Свобода, в этих условиях, была опасна, и чтобы обуздать хаос человеческих воль, ввести их в созидательное русло, были использованы те качества человеческой природы, которые в Старом Свете считались негативными, относились к разряду пороков.

Один из основателей американского государства, Мэдисон, писал, - «В европейской схеме гражданского общества утверждается, что человек, по своей природе, стремится к добру, а это приводит к расцвету всех человеческих пороков, и только деспотия сильного государства позволяет удержать людей от разрушительных инстинктов. Вера в добродетели человека не подтверждается жизнью. Когда человек говорит о свободе, он думает о свободе только для себя, когда он говорит о справедливости, он думает о справедливости только для себя. Не добродетели, а грехи двигают человеком, им двигает эгоизм.»

В Европе цели общества, нации, государства считались более важными чем цели и интересы каждого отдельного человека. Если позволить каждому думать только о себе, игнорируя интересы всех остальных, это неизбежно приведет к развалу общества. Всеобщее благополучие создается подчинением личного интереса интересам всего общества в целом. Государство всей своей мощью регулировало конфликты классов, социальных групп и индивидов.

Но в Америке, где сильного государства еще нет, общественный порядок мог быть создан только самими людьми, волей миллионов. Европа много веков создавала общественные структуры, используя разнообразные инструменты поощрения и наказания. У Америки, начинавшей с нуля, создававшей все общественные институты заново, с чистого листа, был лишь один инструмент, экономический, эгоистический интерес. Личное богатство могло появиться только в результате многочисленных взаимовыгодных экономических связей, а в них необходим консенсус, всеобщее согласие с правилами, нужно считаться с интересами других, коллег, партнеров, поставщиков, покупателей.

В Европе идеалы гуманизма ставились выше практики материальной, а жизненный успех определялся по многим параметрам. Америка сузила представление об успехе до одной составляющей в конкретной, осязаемой форме, а счастье было определено количеством денежных знаков. Мечта о счастье воплощалась, как говорил Токвиль, в «романтике цифр, которые имеют неотразимое очарование». Цифры богатства приобрели значение почти религиозное, это была особая форма идеализма, которую Токвиль отметил в своей фразе, - «Есть что-то сверхъестественное, мистическое в невероятной способности американцев к приобретению.»

Через 100 лет после Токвиля, президент Кальвин Кулидж, в своей инаугурационной речи, скажет, - «Америка - страна идеалистов.», страна мечтателей, где любая идея, любая мечта достойна уважения если она ведет к большему богатству. Позади остались века мучительных раздумий человечества о смысле жизни, и о том, что такое успех, что такое счастье.

Америка самая свободная страна мира, потому что здесь каждый чистильщик сапог может стать миллионером, гласит расхожая истина, но все чистильщики сапог не могут стать миллионерами. Если все станут миллионерами, то кто же будет “миллионером”? Миллион понятие символическое. Оно означает, что иметь миллион это иметь больше, чем большинство. Все не могут иметь больше, чем большинство. Это противоречит здравому смыслу, но мечта к здравому смыслу отношения не имеет, мечта это идеал, пускай и недостижимый.

«Американец черпает свои убеждения из народного фольклора, в котором каждый может стать миллионером, если мобилизует всею свою энергию и способности. Хотя это противоречит его жизненному опыту, он никогда не станет опровергать этот общепринятый миф.» Американский социолог Абель.

Мечта может противоречить жизненному опыту, но мечта не абстракция, она воплощает себя в системе общественных ценностей, и главная из них уважение других. Человек может выжить в любых физических условиях, но, психологически, без уважения общества, он не выживает. И не он сам, а общество определяет, за что оно человека уважает, а за что презирает.

В Старом Свете качества личности, уникальность внутреннего мира, широкие и глубокие знания, эмоциональное богатство и высокие этические нормы традиционно были качествами, которые приносили уважение общества. В Новом Свете уникальность личности определялась уникальностью банковского счета, и, чтобы стать личностью, заслужить уважение, нужно было стать “миллионером”. Непереносимо чувствовать себя, в глазах окружающих людей, ничтожеством.

Общественное уважение определяется количеством богатства, и прежде всего, деньгами, а критерии денежного статуса постоянно меняются. До середины 19-го веке обладатель нескольких сотен тысяч долларов считался богачeм. Во второй половине 19 века, такой же престиж имел миллионер, в последние десятилетия ХХ века - миллиардер. Движение к мечте не имеет конца.

Скотт Фитцджеральд в романе «Великий Гэтсби », - «Мечта всегда впереди, чем ближе мы к ней, тем дальше она уходит в будущее, но это не имеет значения. Мы побежим быстрее, протянем наши руки дальше. И, в одно прекрасное утро...» Или, как говорилось в старом анекдоте советского времени, - «коммунизм - это линия горизонта, которая удаляется по мере приближения к ней».

Казалось бы, что может быть общего у Америки и Советского Союза, но цель советской и американской мечты была одна - рост материальных богатств.

Разница только в том, что Американская мечта это мечта об индивидуальном материальном успехе, советская же мечта была мечтой о всеобщем, коллективном материальном благополучии. Но обе мечты выросли из одной и той же почвы, из идеи Прогресса, необходимости безостановочного индустриального развития, а цель индустрии движение, движение с постоянно отодвигаемой целью.

Главный постулат Прогресса покорение природы, не только физической природы, но и природы самого человека. В процессе приспособления к изменяющимся условиям жизни человек должен постоянно меняться, и только эта способность дает ему возможность выжить.

Экстремальным примером такого покорения природы и человека, служит история штата Джорджия, которая начиналась, как ссыльная колония для преступников. Заключенные британских тюрем, ступив на новую землю, получили свободу, свободу выживать в условиях дикой природы, при отсутствии всякой цивилизации и государства, свободу обрабатывать землю, по которой никогда не проходил плуг землепашца. Трудиться не на лендлорда или государство, а только на себя. Труд превратил британских уголовников в крупных землевладельцев, хозяев плантаций, а их потомков в аристократов Юга.

«Аристократы», пьеса Афиногенова, театральный триумф 30-ых годов, не сходившей с советской сцены почти сорок лет, также об уголовниках, заключенных, работающих на строительстве Беломоро-Балтийского канала, они также изменяются, но не в процессе труда на себя, а в условиях трудового лагеря. Советские уголовники создавали богатства, создавали “общественную собственность”, и превращались в “аристократов” советской жизни.

В процессе развития Прогресса труд превратился в главный инструмент “покорения природы” и человека, и стал ассоциировался со свободой. Лозунг, стоящий перед внутренними воротами советских трудовых концлагерей, гласил, “Труд - путь к свободе”. В немецких концентрационных лагерях лозунги были те же.

“Кто был никем, тот станет всем”, провозглашала пропаганда труда в Америке и Советской России. Труд стал новой формой религии, недаром в Советской России широко употреблялся термин “религия труда”, источником термина был американский протестантизм, который, собственно, и был истинной религией труда, без кавычек. Трудом создаются не только материальные ценности, труд воспитывает человека, создает тот общественный порядок, абсолютный порядок, о котором человечество мечтало со времен Платона, чья «Утопия» показала основное направление движения цивилизации к идеальному обществу.

Социалисты-утописты 17-го века, Томас Мор и Кампанелла, а в 18-ом Сен-Симон, Оуэн и Фурье, продолжили и развили идеи Платона, но это были лишь размышления, теории, в ХХ веке они получили материальную базу, развитую индустриальную, массовую экономику. Ее цели, ее направление, определялись специфическими особенностями всех стран цивилизованного мира. В странах где государственные, политические цели традиционно считались более важными чем цели экономические, новый порядок строился насилием государства, тотальный контроль осуществлял репрессивный аппарат. В странах экономической демократии инструментом тотального контроля была сама экономика.

Нацисты называли свою мечту Третий Рейх , Новый Порядок, порядок, установленный на тысячелетие. Большевики также видели свою версию Нового Порядка, коммунизм, будущим всего мира. У Америки была та же цель, Новый Порядок на века, “Novus Ordo Seclorum”, эти слова впечатаны в однодолларовый банкнот, главный символ американской нации.

«Предшествующие века не могли дать тоталитарных режимов, в сословном обществе политика делалась узкой, элитарной группой и отражала её представления. Благодаря активному участию масс в политической и экономической жизни была создана база для создания тоталитарного общества.» Александр Зиновьев.

Утопии прошлого говорили о незыблемости правильного порядка, а идея Нового Времени - постоянное изменение, постоянное разрастание богатств. Утопии видели в прошлом образцы “золотого века”, ХХ век, век Прогресса, видел в прошлом только ошибки. “Завтра будет лучше, чем сегодня”, говорила американская пресса, “Новое лучше старого”, говорила советская пропаганда.

Американский Эксперимент, начатый в 17-ом веке, к концу Первой Мировой войны превратил США в лидера социальных изменений, экономика общества потребления позволила создать новый общественный порядок.

Свобода индивидуального предпринимательства, естественно, без какого-либо государственного нажима, вела экономику аграрной Америки в направлении индустриального производства, которое создавало больше продуктов массового потребления чем ремесленный труд. Массовое производство предоставляло массам все виды материального комфорта и их создатель и потребитель принимал новый порядок в котором он добровольно становился винтиком экономической машины.

Советский Эксперимент по созданию индустриальной экономики начался намного позже чем в США, и был попыткой, в условиях крестьянской, сельскохозяйственной, по преимуществу, страны, добиться того же уровня развития, которого достигла Америка. Единственной силой контроля в России традиционно было государство, и большевики, придя к власти , использовали мощь государственной системы, которая, уничтожая крестьянство как класс, формировала новый класс, рабочий. Государственным насилием крестьянин был превращен в работника сельскохозяйственной индустрии и вошел в состав индустриальной рабочей силы.

Америка, добившаяся огромных успехов в создании индустриального производства, превратилась в образец для Страны Советов. «Новая Русь», назвал свой гимн Америке крестьянский поэт Петр Орешкин в 1922 году:

И снится каждой полевой лачуге

чудесный край.

Железный Нью-Йорк.

В до-индустриальном обществе крестьянин добывал средства к существованию на своем участке земли, который давал ему все что нужно было для жизни, крестьянин зависел больше от природы, чем от общества в целом. В индустриальном обществе массовое производство продуктов потребления предоставляло не только рабочие места, но и в все средства существования, индустриальная экономика стала мощным инструментом контроля как отдельного человека так и всего общества. Aктивноe участие масс в экономической жизни привело к созданию огромных, небывалых богатств, сконцентрировавшихся в руках американской экономической элиты, давших ей возможность, манипулируя общественными институтами, создавать новые структуры власти, изменять жизнь всей страны.

В Советской России политическая элита, владея монополией на средства производства продуктов потребления, сумела провести кардинальные изменения во сферах общественной жизни. Полная экономическая зависимость населения от государства давала партийной номенклатуре мощный инструмент подчинивший общество и воспитать новую мораль, новое сознание, новое мировоззрение. Тем более, что в России общество традиционно привыкла уступать государственному насилию.

В европейских странах социальную политику также осуществляло государство, но государство контролировалось обществом. В Америке государство контролировалось экономической элитой, практически служило ее интересам, “капитаны индустрии” формулировали политические и экономические цели, создавали жизненные идеалы и воспитывали мировоззрение масс.

Европейские страны создавали Новый Порядок разрушая старый мир путем революций. «Мы старый мир разрушим, а затем...» В Новом Свете разрушать было нечего, Новый Порядок строился на континенте без всяких признаков цивилизации, и в этом было главное преимущество Америки перед старой Европой. Америка начинала с чистой страницы.

Французская революция 1789-го года провозгласила «Свободу, Равенство и Братство», - обобщенную трактовку многовековой мечты об обществе, где братство должно было стать результатом свободы и равенства. Американская Декларация Независимости, как будто объявляла о том же, - «Свобода, Равенство и Право на поиски счастья».

Но, «Свобода», в отличии от лозунга французской революции, не означала свободы личности, свобода понималась, как право на участие в конкурентной борьбе. «Равенство», понималось не как равенство социальное и экономическое, а как равенство возможностей в условиях индивидуального предпринимательства. Братству же не было места в борьбе всех со всеми за богатство, и призыв к братству, в лозунге Французской Революции, сменился «Правом на поиски счастья».

Европейские революции провозглашали расцвет личности, как свою цель и результат, а свободу, как свободу самовыражения личности, это была иерархическая система в которой свобода для личностей подразумевала отсутствие свободы для толпы, безликой массы. Американская цивилизация не ставила своей целью расцвет личности, на новом, необжитом континенте требовался работник, все слои населения превращались в работников, в свободной экономике возникала другая социальная иерархия, иерархия результатов труда. Как писал один из создателей американской конституции Томас Пэйн, - «...экономика эффективно реализует принцип всеобщего равенства.»

Экономика нуждается лишь в одном типе человека, человеке Дела. Дело нивелирует личность, доводит ее до общепринятого стандарта и создает, таким образом, общество равных. В Европе одним из критериев определения личности была приобщенность к мировому знанию, высокой культуре, а человек дела не нуждается в знании большем, чем нужно для дела, а культуру видит как форму отдыха, как развлечение, он не ценит богатство мировой культуры, так как богатство понимает лишь как богатство материальное, физическое.

В Европе доступ к культуре имела потомственная аристократия и буржуазный класс, передававший богатство из поколения к поколению, а вместе с ним и культуру. В Соединенных Штатах не было ни потомственной аристократии, ни сложившегося буржуазного класса, ее элита состояла из тех, кто поднялся наверх из самых низов. Общественные классы отличались друг от друга не образованием, культурой и манерами, лишь экономическим статусом.

В Европе высшее общество жило литературой, театром, философией, а культурой простого люда были рыночные зрелища. Америка страна простых людей, и рыночные зрелища здесь стали культурой для всех классов. Поэтому в Америке, раньше чем в других странах мира, выросла массовая культура, культура зрелища, которая, во второй половине ХХ века, начала победоносное шествие по всему остальному миру.

Экономика, став главной целью американской демократии, вырвала людей из нищеты, унижавшей их достоинство, создала материальную базу для полноценной человеческой жизни, предоставила материальный комфорт, а культура должна была стать формой отдыха, развлечением в свободные от работы часы, обеспечить комфорт эмоциональный.

Маркс предвидел, что при капитализме экономика перестанет быть отдельной сферой жизни общества, займет собой все общественное пространство и создаст те формы жизни, которые соответствуют целям экономики. Работы Маркса, во многом, были построены не столько на анализе, сколько на догадках, многие его догадки не подтвердились, но его догадка о том, что экономика, в будущем, станет главным содержанием и смыслом общественной жизни, была гениальным прозрением. Экономика, превратившись в центр общественных интересов, перестает служить обществу, она начинает служить только себе.

Маркс говорил о том, о чем, впоследствии, через сто лет, сказал, в форме сказочной аллегории, драматург Шварц, в своей философской пьесе “Тень “. В ней, “Человек” и его “Тень”, символизирующие Добро и Зло, представлены как единое целое, одно не может существовать без другого, человек и его тень неотделимы. Человек ценит свою тень, она его друг и, в тоже время, его слуга. Но “Тень”, Зло, не хочет смириться со своей служебной ролью, хочет занять место “Человека”, Добра.

Если наложить мысль Маркса на сюжет “Тени”, и рассматривать отношения человека и его тени, как отношения человека и экономики, тогда становится наглядным, что произошло через 150 лет после Маркса.

“Человек”, в пьесе Шварца, дал “Тени” полную свободу, но получив ее, она хочет не только полностью подчинить себе человека, она хочет его уничтожить, но, отрубив ему голову, она отрубает и свою. В пьесе, которую поставила западная цивилизация, “Тень” поступила умнее, чтобы стать больше чем сам человек, она убедила его встать в такой ракурс по отношению к источнику света, при котором отражение человека было больше его самого. Когда тень показала, что ее размеры могут увеличиваться почти беспредельно, человек подчинился ей, перенес уважение к себе на свою тень. Тень, экономика, стимулировала в человеке желания всего внешнего, физического, материального, и постепенно внешнее для него стало важнее его внутренней жизни, которая и делала его Человеком.

Когда внешняя, материальная сторона жизни превратилась для него в единственную ценность, человек утратил свое духовное начало, и стал частью материального мира, частью экономики, стал слугой собственной тени.

Маркс был первым, кто увидел противоречие интересов экономики и целей, интересов человеческой жизни и назвал его одним словом, “отчуждение”. В процессе роста значения экономики в общественной жизни человек будет отчужден не только от продуктов своего труда, он будет отчужден от самого себя. Утратит те качества, которые и делают его человеком.

До начала индустриальной революции политика, религия и культура были основными инструментами совершенствования человеческих отношений внутри стабильных социальных условий, но фундаментальные проблемы оставались нерешенными. Экономика смогла, во многом, эти проблемы решить, и политика, идеология, культура, вся жизнь общества подчинились ее огромной силе.

Экономика доказала свое преимущество перед всеми другими формами в создании сбалансированного общественного механизма, и, после крушения советского коммунизма, последнего оплота идеологии, на службу которой были поставлены политика, культура и экономика, западная демократия отказалась от декораций идеологических формул, и признала, что основным регулятором общественных отношений является сила, сила экономики.

Цивилизацию Запада принято называть христианской, но христианская мораль видела в Силе Зло, этические нормы христианства любовь к ближнему и сострадание к слабым. Мораль сдерживает тот созидательный порыв, который несет в себе Сила. Сила, разрушая старое, создает новое, слабые только пользуются тем что создается Силой. Не личность, не свобода духа, не добродетель создают богатства, их создает Сила, в формах, рожденных индустриальным обществом. Эта Сила сумела реализовать многовековую мечту человечества о материальном благополучии, воспитав новое отношение к человеку, он ценен только тем, что он создает.

В Европе считалось, что государство является гарантией общественного и экономического развития, что оно балансирует интересы экономики и общества в целом. Но государство, громоздкий механизм, не обладает теми возможностями которые имеет свободный рынок, гибкий, постоянно приспосабливающийся к изменениям. Государство, регламентируя все формы общественных отношений, не только подавляет творческий потенциал нации в создании богатств, но и ограничивает все виды свободы.

Отцы-основатели США видели в государстве главную опасность для свободного развития общества, и стремились ограничить его власть. «Государство - главный враг общества», писал Томас Джефферсон, создатель Декларации Независимости.

Первый американский президент, Джордж Вашингтон, сравнивал государство с огнем, - «Пока огонь в камине, он добрый слуга, но если вы перестанете за ним следить, он сожжет ваш дом».

Без государства общество существовать не может, но общество должно научиться контролировать эту силу, которая всегда имеет тенденцию вырваться из «камина». В конце ХХ века стало очевидно, что ту же тенденцию имеет и другая сила, экономика.

В период кризисов, когда экономика вырывается из «камина», это становится особенно наглядным. История дает множество примеров когда государство насилием подчиняло общество своим целям, противоречащим задачам и целям человеческой жизни. Экономика обладает еще большей силой влияния, так как использует не насилие, а убеждение, сложную систему манипуляций общественным сознанием, которая прививает необходимые для системы взгляды, мнения, диктует идеи, мировоззрение и образ жизни.

Как-то на большом экране этот фильм прошел мимо. А тут решил посмотреть на ДВД. Ожидал, судя по жанру, пародии и массу юмора не шибко высокого класса. Смущал только Хью Грант и Дэннис Куайд, не вязались у меня с подобным юмором.

Начало фильма меня практически подготовило чередованием мест действия к ожидаемой комедии, а дальше… дальше я на одном дыхании смотрел за происходящим на экране.

Каждый момент, каждый диалог погружал меня в разворачиваемое действо. Видимо шоу, похожие на нашу «Фабрику» и в Америке имеют непримиримые лагеря фанатов и не принимающих их. Фильм снимали явно последние.

Мартин Твид (Х. Грант) человек готовый на любые шаги, чтобы поднять рейтинг своего шоу «Американская мечта», и подпирает в качестве участников тех, кто готов рвать и метать, не брезговать чувствами других люде, короче себе подобных.

Салли Кенду (М. Мур) и Омер (С. Голзари) участники, которые ему интересны, беспринципная уроженка Среднего Запада, мечтающая о славе и террорист неудачник, к тому же потерявший мать в Ираке из-за американцев, занявший место своего кузена на шоу и также мечтающий о славе.

Салли «отшила» своего парня-«деревенщину», чтоб не мешал двигаться к славе и по совету своего агента позвавшая его обратно, когда он вернулся из Ирака — для поднятия собственного рейтинга, Омер забыл об обидах и бомбардировках ради Бродвея, они готовы идти до конца в своем желании победить.

В этот момент я бы сказал, что смотрел драму. Глядя на иракских кузенов Омера, мать Салли (исполняла роль «Мама Стифлера» Д. Кулидж) флиртующую с агентом и исламских террористов, я видел комедию.

И признаться не знал, что я хотел больше смотреть комедию или драму. Как проникновенно пел Омер Фрэнка Синатра, что аплодировали террористы, а объяснение Салли и Твида в гримерке — это вообще мелодрама.

Линия президента Стейтона (Куайд) с его проблемами в самооценке и утраченной мотивацией тонкая шпилька в адрес Буша, с его «бушизмами». Но и она органически входит в линию сюжета. Режиссер «Американского пирога» показал себя с лучшей стороны, соединив такие разные жанры в этой ленте.

Мэнди Мур очаровательна и ослепительна, сентиментальна и беспощадна в роли Салли, отлично передана роль хищницы в образе ангела.

Грант и Куайд отлично показали пресытившегося шоумена, тем не менее готового жизнь отдать за рейтинг и пребывающего в прострации президента.

Единственно, что мне не понравилось, это сценарий — многое понятно сразу и наличествует шероховатость состыковок сцен.
А так хорошо снятый фильм о теленравах Америки и способе достичь желаемого.

Начиная где-то с 70-х годов прошлого века в СССР потихоньку стали просачиваться элементы американской культуры, и это несмотря на «железный занавес». Постепенно в стране среди молодежи культивировался эдакий светлый образ Соединенных Штатов Америки. Несколько поколений молодых советских людей 70-х-90-х годов перенимали американский образ жизни, моду, стиль, музыку, идеологию. Они считали, что США - это очень круто. Многие мечтали уехать туда, потому что там свобода, демократия, возможность самовыражения и другие прелести жизни.

Эталон американского образа жизни

Что же в США такого особенного? Почему множество людей по всему миру до сих пор считают, что эта страна идеальна? Понятие «американский образ жизни» стало идеологическим клише. И неспроста. Ведь рисовали картину государства изобилия, всеобщего благоденствия, свобод и возможностей. Считается, что образ жизни американских людей очень активен и динамичен, они деловиты и решительны.

Обязательными атрибутами любого уважающего себя американца являются: автомобиль, кредиты, двухэтажный дом в окрестностях города. Ну и, конечно, как же обойтись без либеральной демократии и религиозного плюрализма?! Вне зависимости от социального положения и происхождения все равны перед законом, по крайней мере, именно так звучит пропаганда американского образа жизни. В общем, все то, к чему должен стремиться каждый уважающий себя человек, и в Америке это получить очень легко и просто.

Как возникла американская мечта

Во времена Джеймс Адамс написал трактат «Эпос Америки», где впервые было упомянуто такое словосочетание, как «американская мечта». Он представлял Штаты как государство, в котором каждый сможет получить то, что заслуживает, а жизнь любого человека станет лучше, полнее и богаче. С тех пор словосочетание прижилось и стало употребляться не только в серьезном, но и в ироническом смысле. При этом само значение американской мечты расплывчато и не имеет четких границ. И вряд ли когда-нибудь будет четко определено. Ведь каждый вкладывает свой смысл в данное понятие, и от этого американская мечта становится еще более притягательной. Также это понятие очень тесно связано с иммигрантами из других стран, где зачастую нет столь обширной свободы личности, как это пропагандируют в Штатах. Считается, что именно в Америке можно упорным самостоятельным трудом добиться успеха в жизни.

В чем ее суть?

Американская мечта - это грезы о красивой жизни, и в первую очередь о богатстве. В Европе, к примеру, было достаточно четкое классовое разграничение, для многих людей добиться достатка было просто за гранью реальности. Штаты же являлись страной, где впервые было настолько развито индивидуальное предпринимательство, что добиться материального благополучия мог каждый. И мечта стала целью миллионов людей в погоне за быстрым обогащением.

Колонисты Северной Америки в XVIII веке очень быстро поняли безграничные возможности, которые дает этот новый континент. В их общинах добродетелью стал упорный труд человека для собственного обогащения, при этом, естественно, необходимо было жертвовать на нужды самой общины. Напротив, бедность слыла пороком, так как только несостоятельный, безвольный и бесхарактерный человек не мог ничего добиться при тех неограниченных возможностях, которые дарил новый континент. Таких людей не уважали.

Таким образом, происходило формирование основанного на материальных благах. Это была новая мораль, новая религия, где успех становился знаком любви Бога. XIX век стал вехой массовой эмиграции отчаянных охотников за удачей из стран Старого света в новый мир, где еще толком не было культуры и цивилизации, но предоставлялись неограниченные возможности для получения богатства. Для этих людей главными ценностями жизни были материальные блага, а не нравственное, культурное и духовное развитие. Соответственно, какой еще вектор развития, кроме капитализма, могли дать эти переселенцы будущим поколениям американцев?

Так создавался новый образ жизни человека

Если в Европе богатство и имущество передавались по наследству или же борьба за них велась только внутри привилегированного класса, то в Америке они стали доступны абсолютно всем. Появилась жесткая конкуренция, так как претендентов были миллионы. В свою очередь, такая неограниченная страсть к накоплению богатств привела к невероятной алчности, которая охватила американское общество. В связи с тем, что оно состояло из эмигрантов из всех возможных стран, представителей разнообразных национальностей, религий и культур, получился просто невероятный симбиоз.

Америка предоставляла свободный доступ к обогащению абсолютно всем без разбора, что породило жесточайшую конкуренцию и расчетливый прагматизм населения, который был просто необходим для выживания. США создавали свои традиции из разнообразных и непривычных реалий, сплавляя их в нечто новое.

Невероятные сочетания

Америка - страна невероятных контрастов. Так, по крайне мере, еще в 1890 году прокомментировал ее Бедеккер, известный путеводитель из Англии. В ней не просто сосуществовали, а уживались противоположные по своей природе явления: ярая религиозность и материалистическое мировоззрение, участие и безразличие к другим, воспитанность и агрессивность, честный труд и страсть к манипуляциям, уважение к закону и разгул преступности, индивидуализм и конформизм. Все это причудливо сочеталось и органично вплеталось в новый американский образ жизни.

Собственно, конформизм и стал одним из основ этого образа жизни. Так как в Америке еще не было сильного государства, которое бы с помощью общественных структур, социальных институтов и устоявшихся традиций смогло организовать и упорядочить всю разношерстную толпу мигрантов, конформизм стал единственно возможной формой выживания. В США создание всех общественных институтов начиналось с нуля, с чистого листа, и, не имея опоры из прошлого, граждане взяли единственно удобный для них курс - экономический. Гуманизм, культура, религия - все подчинилось новой системе ценностей, где главенствующую роль играли денежные единицы и акции. Человеческое счастье стало измеряться лишь количеством денежных знаков.

Страна идеалистов и мечтателей

По крайней мере, именно так назвал Америку ее президент Кулидж. Ведь это страна, где каждый рабочий может стать миллионером, потому что у него есть мечта. И совершенно неважно, что все не могут быть миллионерами, главное - верить, мечтать и стремиться к этому. И никто не собирается развенчивать этот миф, ведь ценность личности в Штатах была прямо пропорциональна банковскому счету ее обладателя. С течением времени предел высшего уровня отодвигался дальше и дальше: сотни тысяч долларов, миллионы, миллиарды. Потому как достижение мечты - это крах системы, остановка, которая непозволительна. Нужно только движение вперед. В этом, пожалуй, американский образ жизни похож на коммунистический.

США и СССР: схожести и различия

Несмотря на то, что советский образ жизни кардинально отличался от американского, было все же в двух таких непохожих странах нечто единое. Как ни странно, но стремление к росту материальных ценностей являлось общей целью как американской, так и советской мечты. Различие состояло лишь в том, что для Америки самоцель - это индивидуальное обогащение, а для Союза - коллективное, всеобщее материальное благополучие. Но в обоих случаях в основе идеи лежал прогресс - безостановочное индустриальное развитие, движение ради движения.

Для продвижения прогресса условия жизни постоянно изменяются, и человек должен все время приспосабливаться к новым и новым реалиям. Для этого он должен трудиться, и, таким образом, труд стал равнозначен свободе. Работа стала даже некоторым подобием религии, потому что тот, кто был никем, мог стать всем. Такая пропаганда велась как в Советском Союзе, так и в Соединенных Штатах Америки.

Если раньше крестьянин, обрабатывая свою землю, мог себя обеспечить всем самым необходимым, то в результате индустриализации он становился полностью зависимым от государства, и ему нужно было продавать себя на рынке труда. Благодаря труду вырабатывались дисциплина и самоорганизация, что приближало общество к абсолютному порядку, который являлся утопическим идеалом. Любой труд шел на благо экономики, которая стала инструментом контроля. На банкноте номиналом в один доллар есть символичная надпись «Новый порядок навеки», которая отлично характеризует позицию США в мировой политике.

Свобода, равенство и...?

В свое время лозунгом Французской революции был «Свобода, равенство, братство». То, что во все века было пределом мечтаний любого общества. В своей Декларации независимости Америка выдвигает практически те же тезисы, вот только вместо братства указано «Право на поиски счастья». Своеобразная и интересная трактовка. Но так ли все идеалистично и прозрачно?

Если для европейских государств на первом месте стоял человек с его личностными качествами, то здесь на передний план выходит равенство всех людей вне зависимости от культурного и духовного развития. Свобода оказывается правом участвовать в конкурентной борьбе, а под равенством подразумеваются одинаковые возможности для развития предпринимательства. Ну а «право на поиски счастья» и так говорит само за себя. Личность, культурное развитие и другие благодетели в этом обществе не нужны и не важны, есть лишь одно понятие силы - это экономика, которая подчиняет себе все сферы жизни человека и государства.

Массовость как основной принцип нового образа жизни

Благодаря индивидуальному предпринимательству Америка из аграрной страны превратилась в индустриальную. Ремесленный труд канул в прошлое, и началось массовое производство товаров общего потребления. Население становилось частью огромной экономической машины. Люди стали потребителями, на первый план начали выходить материальные блага, которых было все больше. Но все фактические бразды правления оказывались в руках владельцев крупных концернов и корпораций, которые диктовали условия жизни целой стране, и не только. Они в конечном итоге смогли распространить свое влияние на большую часть мира.

Экономическая элита стала подчинять себе и контролировать общество. В большинстве своем у руля оказались люди из низов общества, далекие от высокой культуры, от духовного развития и просвещения. Да и американский народ состоял из простых людей, поэтому культура США начинала свое развитие из рыночных зрелищ. В итоге она завоевала весь мир. Ее принцип состоял в том, что культура стала частью досуга, отдыха рабочего человека, которому после тяжелых трудовых будней необходимо было расслабиться. Таким и сейчас является образ жизни современного человека, причем далеко не только в Америке.

Высокие и тонкие материи явно не могли способствовать такому виду отдыха. Поэтому США соответствовала целям американской экономики. Вследствие чего установился такой образ жизни человека, при котором он утратил свое духовные ценности, полностью растворившись в материальном мире, став лишь винтиком невероятной экономической машины.

Типичная американская семья

Что в привычном смысле является образцом американской семьи, так усердно навязываемым американским кинематографом? Это деловой отец, который работает в солидной компании, мать-домохозяйка, устраивающая барбекю для соседей по субботам и делающая двоим свои детям-тинэйджерам сэндвичи в школу. У них обязательно большой и красивый двухэтажный дом, собака и бассейн на заднем дворе. А также большой гараж, потому что у каждого члена семьи свой автомобиль. Но это лишь красивая картинка, которой усердно потчуют доверчивых зрителей разных стран, да и самих Штатов. Так живет лишь небольшая прослойка населения. Огромная часть американцев не может позволить себе приобретать здоровую пищу, поэтому питается низкокачественным фаст-фудом, за счет этого Америка занимает первое место мире по количеству людей, больных ожирением. Этой проблеме также способствует тот факт, что образ жизни современного человека в Америке в основном малоподвижный.

У одних сидячая работа, после которой они проводят время либо в баре, либо перед телевизором дома на диване. Другие впадают в иную крайность - погоню за идеальной красотой. Поэтому в Америке так развита индустрия красоты, которая пропагандирует образ идеальной женщины с глянцевых обложек журналов. Создаются все условия для того, чтобы дамы от мала до велика вливали огромные средства в достижение этих эталонов.

Также именно США запустили гонку технологий в индустрии развлечений. Постоянно выходят все новые и новые гаджеты, которые особенно интересны молодежи. В погоне за модными новинками во всех сферах, будь то автомобили, компьютеры, плееры, смартфоны, одежда, обувь, аксессуары и прочие атрибуты современности, формируется образ жизни Система устроена так, что все очень быстро устаревает. Чтобы быть успешным, модным и популярным, нужно постоянно приобретать все новое. Как уже говорилось ранее, прогресс никогда не стоит на месте. И сейчас человечество начинает видеть плоды своего бездумного неограниченного потребления, только, к сожалению, системе все равно.