День атомного подводного флота когда празднуется. День моряка-подводника в россии

19 февраля отмечается Всемирный день кита, который также считается днем защиты всех других морских млекопитающих. Всемирный день кита отмечается с 1986 года, когда Международная китобойная комиссия (МКК) ввела запрет на китовый промысел. В настоящее время разрешен только промысел китов исключительно для удовлетворения потребностей коренного населения, а также изъятие китов в научных целях по специальным разрешениям правительств – членов МКК.


«МЫ ДОЛЖНЫ ИНАЧЕ ОТНОСИТЬСЯ К ЖИВОТНЫМ- С БОЛЬШИМ ПОНИМАНИЕМ,А МОЖЕТ И С БЛАГОГОВЕНИЕМ. ЧЕЛОВЕК ПОТЕРЯЛ КОНТАКТ С ПРИРОДОЙ, ПОСТРОИЛ СВОЮ ЖИЗНЬ НА ХИТРОУМИИ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТИ. МЫ ОТНОСИМСЯ К ЖИВОТНЫМ СВЫСОКА, ПОЛАГАЯ, ЧТО СУДЬБА ИХ ДОСТОЙНА СОЖАЛЕНИЯ: ВЕДЬ ПО СРАВНЕНИЮ С НАМИ ОНИ ВЕСЬМА НЕСОВЕРШЕННЫ. НО МЫ ЗАБЛУЖДАЕМСЯ!» «Животные не братья наши меньшие и не бедные родственники, они –иные народы, вместе с нами угодившие, в сеть жизни, в сеть времени; такие же как и мы пленники земного великолепия и земных страданий.» Генри Бестон




Самые, самые… самые тяжелые; издают самый громкий звук; у китов самый большой мозг(до 8 кг); они могут обходиться без пищи 2/3 года; они могут не спать до 3 месяцев; киты способны находиться под водой до 40 минут; киты- стадные животные; это единственное млекопитающее животное, которое поет;


У китов самый большой мозг. Киты могут не спать три месяца, не есть восемь, не дышать до двух часов и при этом преодолевать гигантские расстояния до нескольких тысяч километров. Киты постоянно прислушиваются, потому что у них нет обоняния и слабо развито зрение.









Горбатый кит Горбатые киты иногда сами подплывают к судам и играют вокруг них. Поэтому на большинстве фотографий эти киты получаются очень игривыми. Горбач – тихоходный кит, его скорость не превышает км/ч. Поэтому естественными врагами горбатых китов являются косатки и большие белые акулы. Особенно опасны они для детенышей, поскольку те ещё совсем беззащитны, а также для слабых и больных особей.


Синий кит Это самое большое существо, которое когда- либо жило на земле! Его вес иногда достигает 200 тонн, а длина 33 метра. Это поистине огромное животное, просто гигант. Скорость синего кита 9-13 км/ч. Если кит испуган или убегает, то развивает скорость 25 км/ч и выпускает небольшие фонтаны через каждые 30 секунд.


За день синий кит съедает около 1 тонны криля – мелких рачков. Это примерно 1 миллион калорий, то есть в день одному киту надо столько же пищи, сколько 830 школьникам! Проплывая через колонию криля, киты заглатывают колоссальные массы этих рачков вместе с сотнями тонн воды. Затем криль фильтруется при помощи языка, служащего своеобразным поршнем, проталкивающим воду сквозь огромные, напоминающие сито структуры (китовый ус), свешивающиеся с неба. Толщина языка голубого кита превышает 3 м, а вес языка - больше веса слона!








Предпочитает открытые моря, живет в одиночку или парами. За раз даёт до 5 фонтанов. Ныряет на срок от полминуты до 12 минут. Пасущиеся сейвалы передвигаются медленно, около 5 км/ч, но напуганные киты развивают скорость до 50 км/ч. Пища сейвалов многообразна: рачки, рыба (сайра, сардина, корюшка, песчанка), кальмары, осьминоги, каракатицы. Высокая скорость движения позволяет сейвалам избегать нападений касаток.


Места обитания серых китов расположены вдоль берегов в мелководных областях. Питаются на глубинах 5-50 м организмами, обитающих на грунте и в грунте. Серый кит зачерпывает их вместе с илистыми массами и процеживает через очень грубый и жесткий цедильный аппарат. После кормежки серых китов на дне остаются многочисленные кормовые ямы по 2.5 м длиной, 1.5 м шириной и 10 см глубиной. Один серый кит за одно погружение оставляет на дне до 6 копок-ям.


Нарвала называют единорогом за одну уникальную особенность. Дело в том, что у самцов нарвала из головы торчит вперёд очень длинный, до трех метров в длину, прямой тонкий «рог». На самом деле это не рог, а зуб, просто сильно увеличенный. Растет он с левой стороны челюсти и, что удивительно, закручен, причем всегда против часовой стрелки. Очень редко встречаются нарвалы с двумя «рогами».


Использование китообразных человеком воскообразное вещество в голове китов использовалось для изготовления косметики, свечей, духов, мазей; из подкожного сала делали маргарин, смазочные вещества, глицерин, мыло, стиральный порошок; из китового уса делали пружины для диванов, щетки, веера; изготавливали лекарственные препараты(например, инсулин); а также типографскую краску, желатин, клей и многое другое; мясо, как пищевой продукт;




Киты не плачут, умирая, А погибают в тишине, Беззвучно волны разгоняя, И отправляясь к глубине. Они, как айсберги могучи. Они, как горы велики. Грознее всякой серой тучи, Но будто дети, старики Они беспомощны и жалки. Детей спиной загородив, Они примут гарпун и палки, Они разрушат древний риф. Своих младенцев защищая, Киты сменяют страх на гнев... Киты не плачут, умирая, Киты покорны тишине. Надежда Пинчук


Используемые материалы: 1. Виктор Шеффер. «Год Кита». 2. Кристофер Эш. «Глаз кита». 3.Д.Г.Лилли. «Китообразные». 4.Н.А.Макинтош. «Запасы китов». 5.Ф.С.Фрейзер. «Киты и китобойный промысел». 6.Д.Слийпер. «Киты». 7. _kita 8. zashhity-kitov.htmlhttp:// zashhity-kitov.html

Море волнует человека не только своей загадочностью, но и богатым подводным миром. В морских глубинах живут потрясающей красоты животные и растения, и чтобы все эти сокровища однажды не исчезли навсегда, появились в календаре празников особенные дни — дни защиты животных.

23 июля мировое сообщество отмечает День китов и дельфинов — интереснейших жителей морей и океанов.

История появления праздника

Зачастую человек не умеет ценить красоту природы и своей бурной деятельностью больше разрушает, чем созидает. Именно поэтому сегодня всё живое на Земле просит внимания и бережного отношения к себе.

Всемирный день китов и дельфинов появился не просто как дань восхищения этими уникальными млекопитающими. Наша жажда наживы привела к тому, что большая часть видов этих животных находится на грани исчезновения.

Международной китобойной комиссией в 1982 году была поднята тревога: мы уничтожаем китов, и если массовое истребление продолжится, то вскоре они не смогут восстановить свою численность. Поэтому с 1986 года был введен запрет на охоту и торговлю китовым мясом, а также учрежден Международный день китов и дельфинов. И по сей день вето на уничтожение этих уникальных животных актуально, как никогда.

Интересные факты о китах

Самые большие, самые загадочные и парадоксальные. Китов можно наградить еще десятком эпитетов – и все они будут кстати.

Они жили на нашей планете около 55 миллионов лет назад и когда-то бегали по суше. Позже эволюционировали и ушли в толщи морские, чтобы прокормиться. И это неудивительно.

Усатые и зубатые

Именно такими забавными словами делят китов на виды.

Усатые не имеют лихо закрученных усов. Китовый ус – это своеобразные зубы-пластины, сквозь которые, как насос, перекачивают они тонны воды, забирая мелких ракообразных и планктон. Пластин-усов во рту усатых – от 200 до 400 штук.

Питается кит всего три месяца в году, но зато за это благодатное и богатое на пищу время съедает он три тонны еды в сутки, накапливает жирок, чтобы оставшиеся восемь месяцев выжить в водной стихии.

Этот вид крупнее и солиднее по размерам.

Зубатые имеют зубки, причем у разных подвидов их разное количество. У нарвалов, к примеру, всего два резца, что растут из верхней челюсти. У кашалотов зубов значительно больше. Каждый зубик весит от 1 до 3 килограммов. У отдельных подвидов насчитывается до 260 зубов разной формы и назначения. У представителей этого вида особи помельче. Лишь кашалоты порой могут посоревноваться в длине и массе, но, к сожалению, все равно проигрывают.

Самые-самые…

Самое большое на планете животное – усатый синий кит. Он достигает размерами до 27 метров, а весит в среднем около 100 тонн. Когда-то их насчитывалось достаточно большое количество, со временем, как человек начал охотиться за китами, популяция уменьшилась, сейчас их осталось всего несколько тысяч.

Самого большую особь поймали в 1926 году. Животное выросло до 33 метров и весило около 150-ти тонн.

Интересные параметры:

Сердце синего красавца весит от полутоны до 700 кг.

Язык – 4 тонны.

Мозг – 3-6 килограммов.

Глотка – всего 10 см в диаметре.

Длина пениса – 3 метра.

Объём легких – до 4 тысяч литров.

Объём крови – больше 8 тысяч литров

Самый маленький – карликовый усатый кит. Его размеры – всего 4-6 метров, а вес – около 4 тонн. Подвид мало изучен из-за небольшой численности и удаленности проживания. К сожалению, этот подвид достаточно древен, архаичен и стоит на грани исчезновения.

Самый башковитый – кашалот. Он меньше синего своего сородича по размерам, зато мозг его весит до 8 килограммчиков!

Самая эмоциональная – белуха. У нее пластичные губы, складки на лбу. Поэтому она и улыбается, и хмурится. Как говорится, на лице всё написано!

Самые заядлые путешественники – серые киты. Тысячи километров им нипочем. Они смело плывут от Камчатки до берегов Калифорнии, где размножаются, наслаждаются «курортом», а затем снова плывут к родным берегам. В гостях хорошо, а дома всегда лучше:).

Не вижу, не обоняю, без ушей, зато…

Удивительно, но киты почти ничего не видят. Их глаза мало что различают в глубоких толщах воды.

У них практически нет обоняния и скорее всего – вкуса.

Даже ушей у них нет!

Зато они прекрасно слышат… челюстью. Именно ею они улавливают вибрацию, которая потом добирается до слухового внутреннего прохода.

Исследования показали, что животные, находящиеся в неволе, постепенно начинают имитировать человеческую речь. А ещё самцы поют своим величавым дамам серенады. Заботливые мамашки-китихи напевают малышам песенки. Они могут выводить рулады от пяти минут до получаса. И даже исполнять их повторно.

Киты ныряют на большие глубины, порой погружаясь до километра вниз. Удары их сердца с 20 ударов в минуту замедляются до 5-10. При этом они умудряются замедлять кровообращение: кислород достаётся лишь мозгу и сердцу. А всё остальное туловище как бы онемевает на время глубокого погружения.

Киты обходятся без сна до трёх месяцев. Да и спать нормально им не суждено: если кит засыпает, то он может утонуть. Поэтому дремать приходят они на мелководье, вздыхают, ворочаются, медленно уходят под воду… а затем, ударив хвостом по воде, всплывают на поверхность, чтобы глотнуть кислорода.

Дышат они через дырочку на спине. Это их ноздря, что связана с легкими. Без воздуха морской житель может обойтись до двух часов, но дышать ему необходимо, как и любому живому существу.

Рисунок китовых хвостов неповторим и сродни с рисунком на подушечках пальцев человека. Ну, в общем, если бы они совершали преступления в своём подводном мире, то «следователи» брали бы отпечатки их хвостиков 🙂

Удивительные и неповторимые, что уж тут скажешь…

Интересные факты о дельфинах

Веселые, дружелюбные, умные. Забавные и улыбающиеся. Конечно, это дельфины – китообразные млекопитающие, что живут в морях и океанах практически всего земного шара.

Насчитывают их до сорока видов, но человек при слове «дельфин» сразу представляет афалину, о которой пишут песни, книги, снимают фильмы. Это животное достойно куда большего.

Человек и дельфин – знак равенства?

Как ни крути, а мы очень похожи.

У дельфинов – четырехкамерные сердца. В длину они достигают до двух метров, а весят в среднем от 100 до 150 килограмм. У нас даже температура тела одинакова – 36,6.

Дельфиний мозг весит около 1,7 кг (мозг человека – около 1,4 кг), а извилин в нем в два раза больше наших.

Они живут в стаях, где существует определенный социум, царит атмосфера любви и взаимопомощи.

Только мы и дельфины занимаемся любовью и получаем при этом удовольствие, в то время как все остальные живые представители спариваются исключительно для получения потомства.

У дельфинов есть имена, они на них отзываются.

Ухаживая за понравившейся дамочкой, самцы способны дарить… цветы-водоросли и маленькие подарочки.

Дельфины выражают эмоции, смеются, плачут, огорчаются, радуются. Дружат с людьми и животными, обожают детей и беременных женщин. Способны спасать как своих сородичей, так и людей, попавших в беду на водных просторах…

Возможно, они сродни нам. Только другие. Может быть, они разумны, но мы ещё не сумели установить настоящий контакт с этими представителями морской расы.

Неразгаданные, уникальные, умные. Как знать: вдруг они и есть те самые разумные существа, с которыми мы издревле мечтаем познакомиться?.. Рядом, но еще не понятые нами.

Особенные и уникальные

В отличие от китов, у дельфинов острое зрение: они хорошо видят как в воде, так и вне её. Правда, зрение у них больше боковое из-за особенного расположения глаз.

Передвигаются они чаще по кругу, наблюдая одним глазком, не подкрался ли хищник. Дышат дельфины легкими, поэтому не могут находиться под водой дольше семи – максимум пятнадцати минут. Через определенные промежутки времени они выныривают, чтобы глотнуть кислорода.

Дельфины не умеют полноценно спать – лишь дремлют немножко: одно полушарие их мозга постоянно работает. Сон может засосать их на дно, где нет возможности дышать, поэтому приходится им обходиться без сна.

Они никогда не проявляют враждебности. Нередко спасают попавших в беду людей, вынося их к берегу на своих гладких и блестящих спинах.

С такой же заботой они относятся и к своим родичам: поддерживают больных животных, помогают самкам рожать

Дельфины – пловцы экстра-класса. Обычно движутся они со скоростью до 10 км в час, но способны мчаться, разрезая волны, и со скоростью до 30 км.

Длительность их жизни – от 30 до 70 лет. По своей натуре дельфин – хищник: питается рыбой, моллюсками, мелкими ракообразными. Несмотря на то, что его пасть насчитывает 88 зубов, они нужны животному только для захватывания пищи, которую он потом целиком отправляет в желудок.

В день одна особь съедает до 30 килограмм рыбки, но не толстеет, а остается одинаково стройной на протяжении всей своей жизни. Что ни говори, а движение – это и жизнь, и спорт, и хороший тонус!

Они хорошо поддаются дрессировке и способны устраивать увлекательные шоу и развлекаловки

Кто знает, почему они общаются звуками, когда отлично улавливают ультразвук и способны общаться а частотах, недоступных нам? Возможно, так им легче установить своеобразный контакт.

Дельфины до сих пор притягивают к себе учёные умы, но до конца понять и хотя бы изучить дельфиний язык мы не можем. Как знать: возможно, впереди нас ждёт ещё много открытий…


23 июля – день, когда есть повод собраться и провести акции в защиту дельфинов, китов и других млекопитающих моря. В этот день объединяются экологи всего мира, чтобы еще раз предостеречь: ничто не вечно, и мы можем потерять частицу живой природы, которая уйдет безвозвратно и сделает наш мир беднее.

Для России Всемирный день китов и дельфинов очень актуален. Ведь в морях державы живут уникальные киты, дельфины, тюлени. И многие из них уже находятся под охраной из-за своей малочисленности.

Эта проблема настолько взволновала мир, что в разных странах помимо Всемирного дня проводятся свои, национальные дни китов. А дополнительные мероприятия в мире, посвященные защите этих животных, проходят еще и 19 февраля.

Велика истина: чтобы не охранять, нужно беречь и заботиться. Но раз уж отнеслись беспечно к Матери-Природе, то надо всеми силами стремиться сохранить то, что плачет, просит о помощи и не сможет выжить, если мы не откликнемся на боль…

Военно-морская база в Гаджиево / Фото: 21region.org

Ежегодно 19 марта в России отмечается День моряка-подводника - профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-Морского Флота Российской Федерации, установленный Главкомом ВМФ РФ в 1996 году.

В 1906 году по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый разряд кораблей — подводные лодки. Этим же указом в состав Российского флота были включены 10 подводных лодок. Первая из них — «Дельфин» — была построена на Балтийском заводе в 1904 году.


ПЛ "Дельфин" / Фото: ru.wikipedia.org

Русско-японская война стала первой в мировой истории войной, в которой принял участие еще официально не признанный, но уже заставивший противника дрогнуть, новый класс военных кораблей — подводные лодки.

Первое соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве . Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск».

В Первую мировую войну в 1914—1918 годах подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. А к концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи.

За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.

Организационно они сводились в бригады, дивизионы и группы. Управлял ими командующий флотом, боевой и повседневной деятельностью руководил подводный отдел флота. Задачи подлодок и районы их боевых действий определялись военным советом флота.

Переломным этапом в истории советского Морфлота явилось внедрение на подводные лодки в 50 годы ядерных энергетических установок. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания.

Уже к 1961 году российский флот имел 9 атомных лодок — 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и, с учетом царской России, свыше 1000 дизельных подводных лодок. Кстати, первая в мире атомная подводная лодка сошла с верфи Гротона (штат Коннектикут) 21 января 1954 года.

Сейчас для ВМФ России создана группировка подводных атомных крейсеров с крылатыми ракетами. В ее составе — подводные лодки проекта 949а, вооруженные 24 ракетами типа «Гранит». Эта группировка способна с высокой эффективностью решать задачи поражения группировок надводных целей, в том числе авианосных соединений.

А сами подводные силы, как род сил ВМФ РФ, включающий атомные ракетные подводные лодки стратегического назначения, атомные многоцелевые подводные лодки и дизель-электрические (неатомные) подводные лодки, являются ударной силой флота, способной контролировать просторы Мирового океана, скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям.

19 марта Россия отмечает День моряка-подводника. Это праздник одной из самых сложных и уважаемых военных профессий. Двадцать лет назад, 15 июля 1996 года, Главнокомандующий Военно-морским флотом Российской Федерации адмирал флота Феликс Николаевич Громов подписал приказ №253, в соответствии с которым учреждался профессиональный праздник - День моряка-подводника. В качестве даты праздника было выбрано 19 марта - именно в этот день в 1906 году император Российской империи Николай II ввел в состав военно-морского флота новый класс боевых кораблей - подводные лодки. Таким образом, 19 марта 2016 г. отмечается 110 лет российскому подводному флоту. За более чем вековую подводный флот превратился в один из важнейших компонентов военно-морских сил страны. Сегодня моряки-подводники - это элита Военно-Морского Флота России. Вряд ли тогда, свыше ста лет тому назад, кто-то из руководителей страны и даже военно-морского флота, мог себе представить, какого уровня развития достигнет за ХХ век подводный флот.


Россия стала одной из первых стран мира, обзаведшихся собственным подводным флотом. Хотя официально подводный флот в Российской империи был создан в 1906 году, в действительности разработки отечественных изобретателей в сфере подводного кораблестроения начались гораздо раньше. История сохранила имя мастера Ефима Прокофьевича Никонова, еще в 1718 г. обратившегося к Петру I с челобитной, в которой он предлагал построить «потаенное судно». Экспериментальный экземпляр «потаенного судна» даже удалось построить, но при испытаниях лодка получила пробоину. За время ремонта судна умер Петр I, Никонова разжаловали в простые работники верфи, поэтому задумка так и не была доведена до конца. В 1834 г. под руководством генерал-адъютанта Карла Андреевича Шильдера (1785-1854) была построена первая в мире металлическая подводная лодка. Это был первый в истории подводный корабль, построенный целиком из железа и вооруженный шестовой миной с пороховым зарядом в 16 кг. Однако и этот проект был остановлен из-за отказа правительства в его финансировании.

Лишь во второй половине 70-х годов XIX в. российское военное руководство более-менее серьезно отнеслось к проектам создания подводных судов. В 1878 г. свою подводную лодку презентовал Степан Карлович Джевецкий (1843-1938) - российский изобретатель польского происхождения. Первая модель Джевецкого была одноместной, а вторая модель, презентованная в 1879 г., включала экипаж из четырех человек и приводилась в движение силой ног матросов - с помощью педалей они вращали гребной винт. После этого был дан государственный заказ на постройку пятидесяти аналогичных подводных лодок. Их распределили по крепостям, но реального применения лодки не имели. В 1885 году Джевецкий построил первую в мире подводную лодку с электрическим двигателем.

Однако подлинным «автором» российского подводного флота с уверенностью можно назвать Ивана Григорьевича Бубнова (1872-1919) - русского морского инженера, конструктора опытных моделей подводных лодок, которые уже могли быть пригодными для выполнения боевых задач. Под руководством Бубнова, лейтенанта М.Н. Беклемишева и инженера-механика И.С. Горюнова была разработана и построена на Балтийском заводе подводная лодка «Дельфин» дальностью плавания 240 миль и скоростью 10 узлов. Она в выгодную сторону отличалась от лучших образцов зарубежного подводного кораблестроения. С этим согласилось и морское ведомство, принявшее решение заказать 10 подводных лодок типа «Дельфин». Но вскоре началась русско-японская война, из-за чего строительство подводных лодок пришлось осуществлять ускоренными темпами. К началу боевых действий на Дальнем Востоке, на Тихом океане базировалось уже тринадцать подводных лодок, однако в боевых действиях они практически не участвовали. В 1903 г. Иван Бубнов был назначен начальником кораблестроительной чертежной Морского технического комитета, оставаясь в этой должности до 1908 г. Бубнов руководил разработкой проектов подводных лодок «Касатка», «Минога», «Акула», типов «Барс», «Морж» («Нерпа»).

27 марта 1906 г. был создан Учебный отряд подводного плавания при порте Императора Александра III в Либаве. В его задачи входила, в первую очередь, подготовка командиров подводных лодок, младших специалистов и рядового состава. Только за первые два года своего существования, с 1907 по 1909 гг., Либавский учебный отряд подготовил 103 офицера и 525 специалистов. Сюда же поступали и все построенные подводные лодки. Именно в Либаве они укомплектовывались экипажами, после чего распределялись на Балтийский и Черноморский флоты. Что касается собственно подводных лодок, то наиболее успешными проектами стали «Морж» и «Барс». Лодки типа «Морж» имели водоизмещение: надводное - 630 т., подводное - 758 т., а двигатель мощностью 1200 л.с. позволял развить скорость до 11 уз. Подводные лодки типа «Барс» были еще более мощными. Они имели мощность 3000 л.с., скорость 11,5 уз., дальность плавания - 2500 миль. Во время подводного плавания использовались два электродвигателя мощностью 600 л.с. Лодка «Барс» была вооружена четырьмя трубчатыми торпедными аппаратами (по два аппарата были установлены на носу и на корме), восемью торпедными аппаратами системы Джевецкого, двумя артиллерийскими орудиями и одним пулеметом. Экипаж подводной лодки «Барс» насчитывал до 33 человек.

Ко времени начала Первой мировой войны Российская империя располагала подводным флотом в 58 лодок, из которых 24 лодки относились к типу «Барс». Основные подводные силы российского императорского флота были сосредоточены на Балтийском море. Здесь базировались учебный отряд подводного плавания и бригада подводных лодок, включавшая в свой состав два дивизиона подводных лодок. Несмотря на непродолжительный срок существования, уже в годы Первой мировой войны российский подводный флот проявил себя очень достойно. Только в 1915 г. российские подводники захватили и потопили 16 германских транспортных судов с ценными грузами на борту. В 1915-1916 гг. в бригаду подводных лодок Балтийского флота поступили еще 7 лодок типа «Барс» и 5 лодок типа «АГ», приобретенных у Соединенных Штатов Америки. Великобритания направила для усиления российского флота в Балтийском море 10 подводных лодок типов Е и С (две из них, правда, погибли во время пути). После увеличения количества кораблей, бригада подводных лодок Балтийского флота была реорганизована в дивизию подводных лодок. К 1917 г. дивизия подводных лодок состояла из семи дивизионов, в каждом из которых было по 4-5 подводных лодок, и это - без английских подводных кораблей. Первые три дивизиона дивизии подводных лодок полностью укомплектовали лодками типа «Барс», еще один дивизион - лодками «АГ», а остальные три дивизиона имели смешанный состав. Кроме того, в состав дивизии входила плавучая база «Тосна». За время войны Россия потеряла 24 подводные лодки, но лишь 4 из них относились к типу «Барс». Остальные «Барсы» продолжили службу уже в советском военно-морском флоте, последняя из лодок этого типа была разобрана в 1937 году - спустя тридцать лет после создания в России подводного флота.

События первых месяцев революции стали трагическими для российского подводного флота, как и для вооруженных сил страны в целом. Однако советская власть быстро осознала необходимость сохранения военно-морской мощи страны, в том числе и подводного флота. Именно советский период отечественной истории стал определяющим в развитии подводного кораблестроения страны и превращения подводного флота в одну из основ ВМФ. Первое время советский военно-морской флот использовал доставшиеся от императорского флота и переименованные старые подводные лодки. Однако, уже в середине 1920-х гг. началось строительство советских подводных лодок. Фактически советский подводный флот начался с шести подводных лодок типа «Декабрист», строительство которых было включено в первую программу военного кораблестроения 1926/27-1931/32 гг. На вооружении лодок «Декабрист» находились восемь торпедных аппаратов (шесть носовых и два кормовых) калибра 533 мм, одно 100-мм и одно 45-мм орудия. Службу на лодке проходил экипаж из 53 человек.

Практически сразу же после революции и создания Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ), была упорядочена и система подготовки личного состава советского подводного флота. Примечательно, что преемственность с дореволюционным подводным флотом практически не разрывалась. Так, еще в годы Первой мировой войны из Либавы в Петроград и Ревель был переведен Учебный отряд подводного плавания. Революцию преподаватели и слушатели отряда встречали в Петрограде. К этому времени в отряде проходили службу командиры, преподаватели и 56 слушателей. Уже 22 марта 1919 г. был объявлен набор 125 курсантов отряда, начавшего подготовку специалистов для Рабоче-Крестьянского Красного Флота. В 1925 г. Школа подводного плавания была переведена в Новоморские казармы. К началу Великой Отечественной войны в отряде было подготовлено не менее 14 тысяч офицеров, старшин и краснофлотцев подводного плавания. На вооружении РККФ к 1941 г. находилось 212 подводных лодок. Начавшаяся война стала главным испытанием советского подводного флота «на прочность». О героизме советских моряков-подводников написано огромное количество литературы. Двадцать три подводные лодки были награждены орденами Красного Знамени, двенадцать стали Гвардейскими, четыре подводные лодки Северного флота стали Гвардейскими и Краснознаменными. Двадцать моряков советского подводного флота за подвиги в годы Великой Отечественной войны получили высокие звания Героев Советского Союза, тысячи подводников были награждены орденами и медалями.

Победа в Великой Отечественной войне ознаменовала начало новой, послевоенной эпохи в истории советского подводного флота. Учитывая, что практически сразу же после окончания войны наметилось резкое ухудшение отношений между Советским Союзом с одной стороны, США, Великобританией и другими странами Запада - с другой стороны, возросла потребность в дальнейшем наращивании вооружений и укреплении военно-морской мощи страны. Началось строительство атомных подводных лодок, получивших ракетно-ядерное . Соответственно, вырос и спрос подводного флота на большое количество прекрасно подготовленных офицеров - специалистов высокой квалификации. Для улучшения системы подготовки офицерских кадров подводного флота было решено создать на базе 1-го Балтийского высшего военно-морского училища, готовившего вахтенных офицеров для флота, нового военно-учебного заведения подводного флота. В 1954 г. 1-е Балтийское высшее военно-морское училище было преобразовано в 1-е Высшее военно-морское училище подводного плавания. После присвоения в 1958 г. училищу имени Ленинского комсомола, оно стало официально называться «Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола». Под этим названием училище просуществовало до 1998 г., когда в рамках реформирования системы военного образования было объединено с Высшим военно-морским училищем имени М. В. Фрунзе и вошло в состав Санкт-Петербургского военно-морского института. Кроме того, в Севастополе в 1951 г. было создано 3-е Высшее военно-морское инженерное училище, в 1954-1960 гг. называвшееся Высшим военно-морским инженерным училищем подводного плавания. Оно осуществляло подготовку инженерных кадров для океанского атомного флота, в том числе - и для подводных лодок.

Развитие атомной энергетики и совершенствование ракетно-ядерного оружия превратило подводный флот не просто в один из важных компонентов военно-морских сил страны, а в часть ядерного щита страны, имеющую стратегическое значение для обеспечения обороноспособности государства. Нелегкие для армии и флота времена первого постсоветского десятилетия, когда на флоте происходили сокращения офицеров, а продолжавшие службу моряки буквально совершали подвиг чести, сменились с началом нового тысячелетия периодом постепенного подъема военной сферы, в том числе - и военно-морского флота.

Сегодня обладать действительно эффективным подводным флотом может позволить себе лишь крупная и высокоразвитая в военно-техническом отношении страна. В настоящее время на вооружении ВМФ РФ находятся многоцелевые атомные подводные лодки, дизель-электрические подводные лодки, ракетные подводные крейсера стратегического назначения. Подводный флот вновь становится гордостью российского государства. Стоит ли говорить о том, что сегодня растет и престиж службы на подводных кораблях. Служба подводника требует прекрасного здоровья и физической формы, хорошего образования и высочайшей профессиональной квалификации. На ракетных подводных крейсерах типа «Борей» из 107 человек экипажа 55 человек - офицеры. Это - вполне понятно, так как справиться со сложнейшими техническими системами, установленными на подводных лодках последнего поколения, под силу лишь специалистам экстра-класса. В День моряка-подводника остается пожелать всем адмиралам, офицерам, мичманам, старшинам и матросам подводного флота - как действующим, так и ветеранам, - мирных глубин, спокойной службы и крепкого здоровья.

19 марта Россия отмечает День моряка-подводника. Это профессиональный праздник военнослужащих подводных сил ВМФ России, а также гражданского персонала и всех, кто имеет отношение к подводному флоту.

В наше время подводный флот остается одним из самых важных инструментов обороны нашей страны, неотъемлемым компонентом ядерного щита. Подводники – элита российского флота, сложнейшая и почетнейшая военно-морская профессия. Между тем, еще чуть более 100 лет назад подводный флот только делал в России свои первые шаги. В память о событиях тех лет и была выбрана дата 19 марта для празднования Дня моряка – подводника. С этой датой связано эпохальное событие в истории российского военно-морского флота.

19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 года, 112 лет назад, император Николай II включил в классификацию судов российского императорского военного флота новый вид судов – подводные лодки. Приказ о включении подводных лодок в состав флота подписал тогдашний морской министр вице-адмирал Алексей Алексеевич Бирилев. Так началась официальная история российского подводного флота, хотя на самом деле о возможностях применения подводных кораблей в России задумались гораздо раньше.

Еще в 1718 г. плотник Ефим Никонов подал челобитную Петру I с предложением о строительстве «потаенного судна», которое могло бы внезапно атаковать корабли противника. Петру I идея Никонова понравилась и он даже вызвал талантливого мастерового в Петербург, где на верфи приступили к постройке судна. Однако, со смертью Петра разработки прекратились.

Вернулись к теме подводной лодки в России лишь в 1834 году, когда на Александровском литейном заводе по проекту военного инженера генерал-адъютанта Карла Шильдера была построена подводная лодка, вооруженная специальными установками для запуска ракет. Передвигалась лодка с помощью четырех гребков, расположенных попарно на каждом борту лодки, а приводились в действие гребки усилиями матросов-гребцов. Однако, скорость подводного хода лодки не превышала полукилометра в час. Шильдер планировал перевести гребки на электрическое движение, но тогдашний уровень развития технологий еще не позволял реализовать эту задумку. В итоге, в 1841 году испытания лодки и работы по ее совершенствованию были прекращены, а дата создания в России подводного флота опять отдалилась.

Тем не менее, именно в Российской империи впервые в мире было налажено серийное производство подводных лодок. У его истоков стоял русский инженер и конструктор польского происхождения Степан Карлович Джевецкий. Выходец из богатой и знатной семьи, Джевецкий получил техническое образование в Париже, где познакомился и близко дружил с Гюставом Эйфелем, прославленным автором Эйфелевой башни. Обширные знания Джевецкого привлекли внимание великого князя Константина Николаевича – российского наместника в Царстве Польском, который предложил Степану Карловичу устроиться на службу в Морской технический комитет в Санкт-Петербурге. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Джевецкий добровольно пошел на Черноморский флот – простым матросом, участвовал в бою парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Булленд», за храбрость получил Георгиевский крест.

После демобилизации Джевецкий жил в Одессе, где и сконструировал первую подводную лодку, построенную на местной верфи на деньги мецената Феодора Родоконаки. Вторая подводная лодка была построена по проекту Джевецкого в 1879 году уже в Санкт-Петербурге, а испытали ее 29 января 1880 года на Серебряном озере в Гатчине, в присутствии наследника престола великого князя Александра Александровича. Наследник престола был в восторге и вскоре последовал заказ на производство целой серии подводных лодок, которые должны были обеспечивать безопасность российских крепостей. В 1881 году лодки построили и распределили по крепостным гарнизонам, но в бою их так и не применили. Низкая эффективность подводных лодок Джевецкого привела к тому, что в 1886 году их сняли с вооружения и более не производили.

Следующей серьезной вехой в истории российского подводного флота стала постройка подводной лодки «Дельфин» в 1900-1904 гг. Главным конструктором «Дельфина» был русский инженер Иван Григорьевич Бубнов, в 1903 – 1904 гг. руководивший кораблестроительной чертежной Морского технического комитета. В марте 1902 года «миноносец №113» был зачислен в списки флота под названием «миноносец № 150». В октябре 1903 года его зачислили в состав Балтийского флота, в 1904 году перебросили на Дальний Восток – для участия в Русско-японской войне, а 28 февраля 1905 года подводная лодка «Дельфин» под командованием Георгия Завойко впервые вышла в море.

24 мая 1904 года Российская империя подписала контракт о строительстве для нужд российского военного флота трех подводных лодок типа «Е» («Карп»), изготовленных на судостроительной верфи Фридриха Круппа в Киле (Германия). Поскольку Крупп обещал подарить России в случае заключения контракта свою первую подводную лодку, 7 июня 1904 года подводная лодка «Форель» по железной дороге была перевезена в Россию. Ее сопровождали немецкие офицеры, которые должны были обучить русский экипаж. В России на лодку были установлены два торпедных аппарата, подготовлен экипаж, после чего лодка была зачислена в состав флота как миноносец «Форель» и 25 августа 1904 года переброшена по железной дороге на Дальний Восток, где вошла в состав Сибирской военной флотилии. «Форель» стала первой настоящей и полноценной подводной лодкой русского флота на Тихом океане.

Еще две подводные лодки Российская империя приобрела в США. Так, 31 мая 1904 года была приобретена лодка «Фултон», построенная по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда. В составе российского флота она получила имя «Сом». 18 июня 1904 года в состав российского флота была принята американская подводная лодка «Протектор», получившая в России новое имя «Осетр». Подводная лодка «Сом» дала начало целой серии российских подводных лодок. На Дальнем Востоке из шести подводных лодок был сформирован отряд миноносцев.

Естественно, что появление в Российской империи своего подводного флота потребовало от морского командования и принятия соответствующих мер по подготовке личного состава. В первую очередь, требовалось подготовить командиров и офицеров подводных лодок. Уже 29 мая 1906 года на военно-морской базе в Либаве был создан Учебный отряд подводного плавания. Его командиром был назначен контр-адмирал Эдуард Николаевич Щенснович – один из «отцов-основателей» подводного плавания и минного дела в российском военно-морском флоте.

Выпускник Морского училища, контр-адмирал Щенснович прошел путь от минного офицера канонерской лодки до командира броненосца, а затем и младшего флагмана Балтийского флота. Во время Русско-японской войны капитан 1 ранга Эдуард Щенснович, командовавший тогда броненосцем «Ретвизан», был тяжело ранен, после чего вернулся на Балтийский флот. Именно ему Николай II и Морское ведомство доверили возглавить необычное и очень важное направление – создание и укрепление российского подводного флота. Именно по инициативе Щенсновича, в Либаве была создана первая в Российской империи полноценная база для подводных лодок, построен специальный бассейн, который мог вместить до 20 подводных лодок. Огромный вклад внес контр-адмирал Щенснович и в разработку «Правил плавания в подводном флоте и отбора людей для службы на подводных лодках», в систему дополнительного образования морских офицеров, готовившихся в Учебном отряде для службы на подводных лодках.

Первый выпуск офицеров подводного плавания состоялся в 1907 году – российский флот получил 68 дипломированных специалистов – подводников. Только в течение 1907-1909 гг. учебный отряд в Либаве выпустил 103 офицера и 525 специалистов нижних чинов для российских подводных лодок. Интересно, что в 1906-1911 гг. обучение в Либавском отряде прошли и 12 морских врачей, которые также получили специальность офицеров подводного плавания. От врачей, помимо наличия профильного медицинского образования, требовался опыт службы на корабле врачом и двухмесячный опыт плавания на подводной лодке во время учебы. Как видим, к обучению подводников в Либаве подходили достаточно основательно.

Для российских моряков первое время подводные лодки были чем-то диковинным, но это скорее пробуждало у офицеров и унтер-офицеров интерес к профессии подводника. В те далекие годы служба подводников была очень тяжелой, не шедшей ни в какое сравнение со службой на обычном корабле. Технические особенности тогдашних подводных лодок не могли обеспечить комфортное несение службы, но это не пугало героических моряков, стремившихся попробовать себя в профессии подводника. Офицеры подводной лодки во время плавания спали в небольшой кают-компании, а нижние чины – прямо на рундуках для хранения мин.

25 февраля 1911 года была создана первая в российской истории бригада подводных лодок в составе двух дивизионов, а возглавил бригаду контр-адмирал Павел Павлович Левицкий, сменивший контр-адмирала Эдуарда Щенсновича на посту командира Учебного отряда подводного плавания в Либаве. Левицкий был потомственным моряком, всю жизнь прослужил на флоте, участвовал в Русско-японской войне в должности командира крейсера, а затем командовал Учебным отрядом подводного плавания.

Темпы создания отечественных подводных лодок активизировались перед Первой мировой войной. Так, уже в 1912 году на Балтийском судостроительном заводе была выпущена дизельная подводная лодка «Барс», вооруженная 12 торпедными аппаратами, 2 артиллерийскими орудиями и 1 пулеметом. После начала войны, в 1915 и 1916 гг., на вооружение Балтийского флота поступили 7 подводных лодок типа «Барс» и 5 подводных лодок «Американский Голланд», которые были приобретены в США, но собраны уже на российской верфи. В годы Первой мировой войны подводный флот уже полноценно применялся. Так, перечисленные лодки совершили 78 боевых походов, потопив 2 крейсера и 16 транспортных судов противника.

В то же время, вряд ли подводный флот мог похвастать в Российской империи особой любовью со стороны адмиралов и Морского ведомства. Воспитанные «старой школой» российские адмиралы в большинстве своем благоволили к крейсерам и броненосцам надводного флота, считая, что они куда больше заслуживают внимания, чем неказистые подводные лодки. Важность подводного флота понимали и признавали немногочисленные подвижники вроде контр-адмирала Щенсновича, но таких офицеров было в морском командовании не так много. Лишь Первая мировая война, давшая подводникам возможность действительно показать, на что способны подводные лодки и какую роль они будут играть в современной морской войне, способствовала изменению отношения к подводному флоту со стороны морского командования. Однако, в 1917 году произошли Февральская, а затем и Октябрьская революции, серьезно отразившиеся на положении российского флота и на отечественном судостроении.

Именно в советский период происходило стремительное и быстрое развитие отечественного подводного флота, благодаря которому и современная Россия в настоящее время является одной из крупнейших подводных держав мира. Все сто двенадцать лет официального существования российского подводного флота моряки – подводники остаются элитой российского военно-морского флота. Не зря говорят, что подводники – это особая каста. И это действительно так.

Сложнейшие условия службы, постоянный риск, нахождение многими месяцами вдали от дома, необходимость осваивать в совершенстве самую современную и трудную технику – все это требует и от офицеров и мичманов, и от матросов не только больших способностей, профессиональных знаний и отменного здоровья, но и небывалой психологической устойчивости. Служба в подводном флоте ВМФ России не зря пользуется таким престижем – и военнослужащие, и даже совершенно далекие от армии и флота люди понимают и всю значимость подводников для страны, и объем трудностей и невзгод, с которыми им приходится сталкиваться.

В этот знаменательный день «Военное обозрение» поздравляет всех моряков-подводников – адмиралов, офицеров, мичманов, старшин и матросов, ветеранов подводного флота, а также гражданский персонал и членов их семей с Днем моряка-подводника. Вечная память погибшим и покинувшим этот мир морякам-подводникам, долгих лет жизни, крепкого здоровья и отсутствия боевых и небоевых потерь –ныне служащим подводникам и ветеранам.