Какова тема поэмы медный всадник. Анализ поэмы «Медный всадник

Эту поэму можно отнести к числу самых лучших произведений писателя, в нем поэт выразил свои мысли о Петре Первом, а также различные мнения народа. При жизни Александра Сергеевича мнение о великом реформаторе было крайне противоречиво. Одни считали, что Петр Первый награждён великим умом, говорили про создание идеального города (Петербурга). А другие считали, что город на Неве падёт и называли царя антихристом.

Суть произведения

В поэме показана борьба государства и обычного человека. Главный герой Евгений, во время наводнения 1824 года, теряет свою возлюбленную Парашу. Евгений винит в этом Петра Первого, так как именно он обосновал город на такой неспокойной реке. Евгений произносил в адрес реформатора гневные речи и их смысл можно расшифровать по-разному:

  • Как мятеж против самодержавия
  • Как восстание христианства против язычества
  • Как неспособность простого человека повлиять на изменения государственного масштаба

Идея поэмы

В данном произведении Александр Сергеевич рассматривает одну из самых острых проблем того времени. Эта проблема заключается в отношениях между личностью и обществом. Поднимается вопрос, что же делать, когда государственное и общественное мнение отличается от мнения одного человека. Можно ли отстаивать свои права человеку или следует подчиниться мнению остальных?

В качестве человека, чье мнение отличается от общественности, выступает Евгений. Он протестовал против царя и его наказали. Значит ли это, что Пушкин считает, что такие люди должны гибнуть и молчать? Но нет, писатель считает, что такие бессмысленные смерти нельзя назвать нормальными, но к сожалению с этим придется смириться, иначе развитие мира остановится на месте. И все таки, автор надеется, что когда-нибудь наступит время, где все будут жить в гармонии.

Смысл произведения

Поэма получилась очень масштабной и многогранной. Автор вложил в нее очень много смысла и размышлять на этот счёт можно долго. Пушкин вложил большой смысл в борьбу между Евгением и Петром Первым (Медным всадником). Расшифровать это противостояние можно по-разному. Три главных смысла рассмотрено выше, где говорилось про суть произведения. Но существует ещё один вариант: то что правитель – это гений, а главный герой – простой человек. Они не могут понять друг друга и жить в одном мире. Но Пушкин пишет, что оба вида людей необходимы.

Подробный литературный анализ

Произведение является поэтическим соединением исторической и социальной проблематики, несущим определенное философское значение.

Композиционная структура поэмы выстраивается в форме весомой вступительной части, предполагаемой как отдельное произведение, а также следующих за ним двух глав, повествующих о событиях, происходящих с главным героем поэмы, Евгением. Отличительной особенностью композиции произведения является его нестандартная конструкция, выражающаяся в отсутствии традиционного эпилога, но при этом при помощи композиционных параллелизмов создающая впечатление о целостности поэмы.

Жанровым литературным направлением поэмы является реализм, заключающийся в описании действительных исторических событий, с применением художественных средств выразительности в форме олицетворений и аллегорий.

В качестве стихотворного размера поэт выбирает четырехстопный ямб, который при описании образов императора Петра и питерской столицы звучит пафосно, величаво, могущественно, при этом в изображении основного персонажа, Евгения, становится обычным языком, выражающим сущность маленького человека.

Основной тематикой поэмы является взаимоотношения маленького человека с всемогущей властью, результатом которых становится гибель обычного гражданина, не справившегося с государственной машиной. С темой произведения тесно связано и название поэмы, демонстрирующее мощь государства, отличающегося безразличием к проблемам маленьких людей, которые страдают от самодержавной власти.

Основным персонажами поэмы представляются Евгений, изображенный в образе обычного русского человека, довольно бедного, но имеющего светлые и высокие мечты о создании семьи с любимой девушкой, а также фигура Петра Первого, образ которого раскрывается поэтом на всем протяжении повествования произведения, подчеркивая не только его незаурядные способности и отличный ум, но деспотические характерные черты тирана и властителя. Образ Петра демонстрируется автором не только в качестве разносторонней и многогранной личности, способного реформировать государственные устои, но и в виде великого самодержца, не обращающего внимание на душевные и физические страдания собственного простого народа, который представляется в поэме на примере трагической судьбы Евгения.

Сюжетная линия произведения сталкивает основных героев поэмы, раскрывая многочисленные проблемы современного общества в виде противоречий между государством и личностью, а также проблемы равнодушия и одиночества, проиллюстрированные включением в содержание произведения описания городского наводнения, унесшие жизни многих людей, в том числе и возлюбленной главного героя.

Вариант 3

Поэма «Медный Всадник» признана лучшим произведением Александра Сергеевича Пушкина. При этом о Петре во время жизни автора ходили достаточно противоречивые мнения, одни считали его великим правителем, другие, что он шарлатан и мошенник, а город на Неве скоро будут разрушен.

В центре событий противостояние государства и простого человека. Евгений из-за наводнения, произошедшего в году, потерял свою единственную любовь Парашу. Молодой человек уверен, именно Петр виноват в произошедшем.

Пушкин поднимает вопрос, что делать, когда государственное мнение отличается от общественного. Стоит ли отстаивать собственные права и бороться? Или же ему стоит смириться и подчиниться мнению остальных?

Евгения наказали за то, что он старался восстать против мнения царя. Автор не против людей, который отстаивают свою точку зрения, он против глупых смертей, но при этом он не попрекает власть государства.

Жанровым направлением произведения становится реализм, он заключается в описании событий, которые на самом деле происходили в истории. Автор так же использует олицетворения и аллегории, которые подчеркивают реальность происходящего.

Поэма написана четырех стопным ямбом. Он помогает передать пафос речи и возвышенность над народом, когда речь произносит император Петр, его слова звучат могущественно и величественно. Но когда слова звучат из слов Евгения, то кажутся совершенно обычными и простыми, они подчеркивают его незначительность по сравнению с большим государством.

Тематика произведения – это непростые отношения человека с властью, которую можно считать фактически всемогущей. Результатом становится смерть простого гражданина, который не смог справится с жестокой машиной государственной власти. Огромная мощь государства не способна обратить внимание на отдельного человека, его чувства и отношение к жизни.

Сюжетная линия становится столкновением характером главных героев, она старается раскрыть разные проблемы современного общества. Проблемы равнодушия и жестокости, с которыми сталкивается фактически каждый человек, просто каждый решает по-разному бороться с возникающими трудностями.

Тема: « Анализ поэмы «Медный всадник»

Цели урока: выявить историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника»; определить композицию произведения; помочь осмыслить главный конфликт поэмы; развивать умение анализировать произведение; воспитывать в читателе чувство прекрасного, умение чувствовать и понимать прочитанное.

Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учеников, словарная работа, элементы анализа текста.

Ход урока

    Проверка домашнего задания.

Реализация индивидуального задания: сообщение «Образ Петра I в поэме «Полтава».

    Слово учителя.

Образ Петра I выведен Пушкиным не только в поэме «Полтава», где он предстает вдохновенным военачальником – победителем, но и во многих других произведениях: «Пир Петра Великого», «Арап Петра Великого» и др. В каждом из этих произведений раскрываются новые грани характера царя, его государственной деятельности.

В начале 30-х годов у Пушкина возникло желание приступить к работе над «Историей Петра». Он получил доступ к государственным архивам и в хранящуюся в Эрмитаже библиотеку Вольтера, принялся за поиски и собирание материалов из многотомного труда Голикова «Деяния Петра Великого» и «Дополнений..» к нему. До нас материалы, собранные писателем, дошли не полностью, но они составляют целый том в собрании его сочинений.

К этому времени углубились его представления о Петре, его заслугах перед страной, о его достоинствах и недостатках. У Пушкина есть запись: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плода ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, - вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика». Пушкин отмечает, что произвол Петра I нарастал от года к году.

То, что осознал Пушкин как историк, он захотел отобразить как художник. Так родилась в 1833 году одна из лучших его поэм – «Медный всадник». В ней Пушкин выразил неразрешимый конфликт, противоречие между исторической необходимостью и жизнью живых людей, которые часто становятся жертвой этой необходимости. В поэме действует уже не сам Петр, а его «кумир», памятник. Этот образ неотделим от образа Петербурга, он является символом северной столицы.

    Реализация индивидуального задания.

Сообщение подготовленного ученика об истории создания Петербурга, истории создания памятника Петру I.

    Выразительное чтение отрывка поэмы «Медный всадник» учителем.

  1. Беседа по вопросам. Элементы анализа текста «Вступления».

1. Найдите в словаре определение композиции произведения. Вспомните элементы композиции сюжета:

а) завязка (изменение исходной ситуации, влекущее за собой возникновение конфликта);

б) развитие действия;

в) кульминация;

г) развязка;

д) обязательные обрамляющие элементы – пролог и эпилог.

2. Есть ли в композиции сюжета произведения обрамляющий элемент? Как он назван А.С. Пушкиным?

А.С. Пушкин использует былинные способы изображения исторической личности: широкий взгляд на мир «укрепляет» и личность героя: «…он, дум великих полн..», царь показан на фоне огромного пространства, которое предстоит преобразовать, покорить.

6. Найдите лексические и другие средства художественной выразительности, показывающие отношение автора к деятельности Петра как исторически необходимой и направленной на благо государства.

Вступление написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В тексте есть славянизмы (отсель, град, ветхий, порфироносная), приемы ораторского искусства. Выбранный автором жанр вступления к повести «Медный всадник» подчеркивает в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.

Поясним значение слов «полнощных», «блат», «порфироносная».

6. То, о чем когда-то «думал он», то есть Петр, стоя на берегу Финского залива, свершилось. Как выглядит теперь «Петра творенье»?

    Осмысление конфликта произведения.

Но какой ценой «вознесся пышно, горделиво» этот город? Замысел реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление к повести призвано подвести читателя к пониманию ее основного конфликта – истории и личности.

Работа со словарем. Найдите определение конфликта.

Конфликт в литературном произведении – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета.

    Однозначен ли конфликт в произведении «Медный всадник»?

(Конфликт в поэме разветвлен, сложен. Это конфликт между «маленьким» человеком и властью, между природой и человеком, между городом и стихией, между личностью и историей, между реальным и мифологическим.)

    Беседа по вопросам.

В повести рядом с образом великого государственного деятеля возникает образ обыкновенного человека.

1) Как раскрывается образ Евгения через сопоставление его «дум» («О чем же думал он?») с монологом Петра («И думал он…»)?

Пушкин противопоставляет Петру, олицетворяющему власть, обыкновенного человека, чья судьба зависит от власти.

2) Как это противопоставление подчеркивается стилистически?

Повествование о Петре ведется в жанре оды, о Евгении – сниженным слогом, с упоминанием множества бытовых деталей, воссоздающих образ жизни обычного человека.

    Описание наводнения занимает основное место в первой части повести.

Внезапно ли оно для Евгения?

Внезапно. Засыпая, он желает, «чтобы ветер выл не так уныло и чтобы дождь в окно стучал не так сердито». Герой не теряет надежды на благополучный исход событий.

А теперь сопоставим описание разбушевавшейся стихии с двойной авторской оценкой замысла Петра построить город. Как во вступлении говорится о том, что воля Петра вторгается и изменяет естественное состояние мира?

Как природа мстит за вторжение человека в ее среду? Что отмечает Пушкин в ее действиях?

Осада! Приступ! Злые волны,

Как воры, лезут в окна. Челны

С разбегу стекла бьют кормой.

Лотки под мокрой пеленой.

Обломки хижин, бревна, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бедной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам!

Зрит божий гнев и казни ждет.

Наводнение должно пониматься как возмездие природы человеку за учиненное над ней насилие. Это событие служит завязкой действия.

Какие взаимоотношения человека с природой нормальны?

В поэме множество композиционных и смысловых параллелей. Параллели и сравнения не только указывают на сходство, возникающее между различными явлениями или ситуациями, но и обнаруживают неразрешенные (и неразрешимые) противоречия между ними. Попробуйте объяснить одну из таких параллелей.

Тогда, на площади Петровой,

Где дом в углу вознесся новый,

Где над возвышенным крыльцом

С подъятой лапой, как живые,

Стоят два льва сторожевые,

На звере мраморном верхом,

Без шляпы, руки сжав крестом,

Сидел недвижный, страшно бледный,

…………………………………………

И, обращен к нему спиною,

В неколебимой вышине,

Над возмущенною Невою

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне.

Евгений, спасающийся от стихии на мраморном льве, - трагикомический «двойник» хранителя города, «кумира на бронзовом коне», стоящего «в неколебимой вышине». Параллель между ними подчеркивает резкий контраст между величием вознесенного над городом «кумира» и жалким положением Евгения.

Что наводит ужас на Евгения после гибели невесты? За что Медный всадник преследует его? Какой символический смысл этой сцены?

В сознании Евгения этот «строитель чудотворный», Петр, - виновник несчастий простого петербургского люда. Всадник своей простертой рукой как бы благословляет разгоравшуюся стихию, а управлять ею, укротить ее не может. Постепенно у Евгения «прояснились» «страшно мысли», и он «мрачен стал».

Задавшийся перед тем вопрос: «Куда ты скачешь, гордый конь?..» - казалось бы, не предполагает простого, немедленного ответа, и вдруг ответ получен. Конь «опустил копыта», Всадник срывается с пьедестала и начинает погоню за бедным бунтовщиком. Самодержец не может простить угрозы со стороны робкого смятенного «маленького человека». Пусть это только кажется Евгению, что Всадник преследует его по пятам, скачет по площади и улицам столицы. Какие-то великие нравственные законы были не учтены и даже попраны преобразователем России. Потому так одинок этот монумент посреди пестрой жизни огромного города.

Удалось ли стихии, в свою очередь, уничтожить созданное народом по воле великого человека?

А.С. Пушкин утверждает бессмертие дел Петра как дела народа и государства в целом. Но, выполняя закон исторической необходимости, государство ломает судьбы простых людей, губит их, проявляя по отношению к ним государственный эгоизм. Такова развязка событий, разрешение конфликта.

  1. Определение жанра

Какой подзаголовок имеет произведение «Медный всадник»?

(«Петербургская повесть»)

Однако мы в трудах многих литературоведов встречаем обозначение этого произведения как поэмы.

Прочтите определения повести и поэмы в словаре. К какому жанру ближе произведение «Медный всадник» и почему?

Повесть – один из видов эпического произведения. Повесть больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Поэма (гр. poiema - творение) – один из видов лироэпических произведений, для которых характерны сюжетность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Пушкин называет произведение повестью, достоверность событий которой подчеркивает «Предисловие»: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В.Н. Берхом».

Для автора важно было подчеркнуть, что это не просто поэма наподобие «Цыган», а нечто более глубокое и масштабное. Очень часто авторы усложняют жанры своих произведений. Определение жанра по словарю – это только некоторая основа, а истинные шедевры, сложные по замыслу нередко не умещаются в привычные представления читателей о жанрах, и автор таким образом дает им подсказки.

ТЕМА:

Поэма «Медный всадник». Петербургская повесть.

Цель:

    Постижение идейно-художественного своеобразия поэмы.

    Раскрыть противостояние Медного всадника и Евгения в поэме;

    Развивать навыки аналитической работы с художественным текстом,

    умение анализировать мысли и чувства не только автора произведения, но и свои;

    Показать учащимся непреходящую ценность поэмы и интерес А.С.Пушкина к историческому прошлому России

Поэма «Медный всадник» была написана в октябре 1833 года в Болдино, но сразу не могла быть опубликована по причинам цензурного ха­рактера. Напечатана была только лишь через год после смерти поэта В. А. Жуковским с некоторыми правками. В полном виде ее издал П. В. Анненков в 1857 году.

В этом произведении, жанр которого Пушкин опреде­лил как петербургскую повесть , продолжается ос­мысление личности Петра I как государя и человека, его роли в становлении и развитии России. Пушкин не случайно обращается к образу Петра, который в его интерпретации становится своего рода символом своевольной, самодер­жавной власти . Вопреки всему Петр строит Петербург на болотах, чтобы «отсель грозить шведу» . Этот поступок предстает в поэме высшим проявлением самодержавной воли властителя, который всю Россию «поднял на дыбы».

Обращение к теме Петра I, созданного им города, ставшего «окном в Европу», происходило на фоне ост­рых дискуссий о путях развития страны. Противники деятельности императора, его реформ считали, что, строя новый город, сыгравший решающую роль в уско­рении европеизации России, усилении политической и военной ее мощи, Петр не посчитался с естественными, природными условиями местности, на которой Петер­бург был возведен. К таким природным условиям отно­сили заболоченность, а также склонность Невы к навод­нениям. Петербургу противопоставляли первопрестоль­ную Москву, которая создавалась не по воле и проекту одного человека, пусть даже и наделенного огромной властью, но по Божественному промыслу. Наводнение, случившееся в Петербурге в начале 1820-х годов и по­влекшее большие человеческие жертвы, рассматрива­лось как месть природных стихийных сил за совершен­ное насилие. Такова была одна точка зрения.

Композиция поэмы . В поэме поднимается целый ряд философских, социальных и нравственных проблем. Их решению подчинена четкая композиция. В двух основ­ных частях раскрывается основной конфликт поэмы : ес­тественной стихии, государственной мощи и интересов отдельной личности. Картины петербургского бедствия переданы динамично, зримо.

Пушкин любит Петербург, любуется его красотами и гением зодчих, но тем не менее на городе на протяже­нии столетий лежит божья кара за то изначальное само­властье , которое было выражено Петром в основании го­рода на месте, непригодном для этого. И наводнения - это лишь наказание, своего рода «проклятие», тяготеющее над жителями столицы, напоминание обитателям Вави­лона о том преступлении, которое в свое время они совер­шили против бога.

Сюжет основной части поэмы выстраивается вокруг судьбы обыкновенного, рядового человека - Евгения и его невесты Параши, чьи надежды на простое семейное счастье рушатся в результате стихий­ного бедствия.

Конфликт поэмы достигает апогея в сцене столкновения безумного Евгения, лишившегося самого дорогого в его жизни, с памятником создателю Петер­бурга - Медным всадником. Именно его, «строителя чу­дотворного», как он со злобной иронией величает «куми­ра на бронзовом коне», Евгений считает виновником своего несчастья.

Образ Евгения - это образ того самого «человека толпы», который не готов еще воспринять свободу, кото­рый не выстрадал ее в своем сердце, т. е. образ обычного обывателя. «Медный всадник» - это часть души человека, его «второе я», которое само по себе не исчезает. Выражаясь словами Чехова, человек должен каждый день «по капле выдавливать из себя раба», производить неустанно духов­ную работу (ср. с идеей, развитой Гоголем в «Шинели», о том, что человек создан для высокого предназначения и не может жить мечтой о приобретении шинели, только в этом случае он и заслуживает высокого имени Человек). Именно эти идеи впоследствии воплотятся в творчестве Достоевского, который «изнутри» опишет бунт «маленького человека» - бесплодный бунт «нищих духом».

Идея : «С Божией стихией царям не совладеть ». Власть по­давляет личность отдельного человека, его интересы, но не в состоянии противостоять стихии и защититься от нее. Взбунтовавшаяся стихия вернула часть города - «остров малый» - в первоначальное со­стояние. Природная стихия - страшна и способна мстить за свое поражение не только победителю, но и его потом­кам. Жертвой взбунтовавшейся Невы стали горожане, особенно бедные жители островов.

ВОПРОСЫ для самопроверки .

Авторская позиция в поэме «Медный всадник» вызвала различные толкования в критике и литературоведе­нии. Одни, ссылаясь на В. Г. Белинского, считали, что А. С. Пушкин образом Петра I обосновывает трагическое право государства распоряжаться частной жизнью челове­ка (Б. М. Энгельгардт, Г. А. Гуковский, JI. П. Гроссман). Другие (В. Я. Брюсов, А. В. Македонов, М. П. Еремин и др.), находя в поэме гуманистическую концепцию, полага­ют, что поэт полностью находится на стороне бедного Евге­ния. И наконец, С. М. Бонди, Е. А. Маймин усматривают в «Медном всаднике» «трагическую неразрешимость конфликта», согласно которой А. С. Пушкин представляет самой истории сделать выбор между «правдами» Всадника и Евгения. Какая из названных интерпретаций вам ближе и почему? Определите свою точку зрения на позицию автора.

Время создания поэмы. Сюжетная основа и время действия. Тематика

А.С.Пушкин написал поэму «Медный Всадник» в октябре 1833 года в Болдине.

Сюжетная основа произведения – петербургское наводнение 1824 года. Пушкин подчеркивает строгую историческую достоверность событий, описанных в поэме. Так, в авторском предисловии к произведению он отмечает: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине».

Временные рамки поэмы шире ее сюжетного действия. Поэт совершает экскурс в эпоху Петра I, рассказывает о грандиозном замысле самодержца. Затем он говорит о переменах, произошедших через сто лет. Автор описывает само наводнение 1824 года и события, непосредственно за ним следующие. Важнейшей темой произведения становится также судьба «маленького человека».

Проблематика

Главная проблема, поставленная в «Медном Всаднике», – личность и государство . Пушкин осмысляет глубинное противоречие между личностью «маленького человека» и самодержавной властью. В контексте данной проблемы Пушкин вскрывает историческую противоречивость деятельности ПетраI. С одной стороны, осуществленные им реформы укрепили Российское Государство. Город, построенный на Неве, стал символом величия и славы России. С другой стороны, этот город оказался причиной несчастий, страданий, гибели «маленького человека».

Еще одна важная проблема произведения – это человек и природа . В природной стихии Пушкин показал грозную Божественную силу, непокорную человеку, неподвластную воле царей.

Идейная направленность

Идейный смысл поэмы неоднозначен.

С одной стороны, Пушкин прославляет деяния Петра , восхищается прекрасным городом на Неве, преклоняется перед величием и славой России.

С другой стороны, поэт глубоко сочувствует, сострадает «маленькому человеку», ставшему невольной жертвой петровских пре­образований.

Жанровое своеобразие

«Медный Всадник» – это лироэпическая поэма . В ней повествование о событиях и персонажах сочетается с лирическим самовыражением автора. Так, например, вступление к поэме включает в себя взволнованный монолог поэта, воспевающего Петербург.

Пушкин дает и собственное жанровое определение «Медному Всаднику». В подзаголовке он называет произведение «петербургской повестью». Пушкин своим произведением утверждает новый в русской литературе жанр петербургской повести о бедном чиновнике, «маленьком человеке». Впоследствии (уже в прозаической форме) этот жанр получит развитие в произведениях Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, других русских писателей.

Композиция: сюжетное построение, основные образы

Поэма включает в себя вступление и две части .

Вступление содержит экспозицию образа Петра I . Царь предстает здесь как выдающийся государственный деятель, поставивший перед собой задачу преобразовать Россию, сделать её великим государством, прорубить «окно в Европу».

Хотя царь описывается во вступлении как реальное историческое лицо, выглядит он уже здесь монументально 1 . Величественная фигура самодержца показана на фоне дикой, первозданной природы:

На берегу пустынных волн

Стоял он , дум великих полн,

И вдаль глядел.

Поэт рассказывает о грандиозном замысле Петра:

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

Пушкин не скрывает своего восхищения творением Петра. Отсюда высокий стиль, использование славянизмов («юный град», «полнощных стран краса и диво», «из топи блат»).

Затем следует лирический монолог поэта, где он говорит о своей любви к Петербургу. Поэт любуется архитектурой города, величавым течением Невы, красотой белых ночей:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный…

Пушкин прославляет военную мощь России:

Люблю воинственную живость

Потешных Марсовых полей,

Пехотных ратей и коней

Однообразную красивость,

В их стройно зыблемом строю

Лоскутья сих знамен победных,

Сиянье шапок этих медных,

Насквозь простреленных в бою.

Эти строки напоминали современникам Пушкина о славной победе России в войне 1812 года.

Поэт особо отмечает значение таких торжественных моментов в жизни Российской Империи, как рождение наследника Престола и победа над врагом , причем вызываемое этими событиями ликование оказывается сродни радости созерцания весеннего пробуждения Невы:

Люблю, военная столица,

Твоей твердыни дым и гром,

Когда полнощная царица

Дарует сына в царский дом,

Или победу над врагом

Россия снова торжествует,

Или, взломав свой синий лед,

Нева к морям его несет

И, чуя вешни дни, ликует.

Таким образом, Петербург у Пушкина – это символ новой, преображенной России.

Между тем реформаторская деятельность Петра, по убеждению поэта, принесла России и ее народу не только величие, но и тяжкие страдания. «Печален будет мой рассказ», – замечает поэт в конце вступления, готовя читателя к скорбным событиям, описанным в первой и второй частях поэмы.

Первую часть «Медного Всадника» открывает мрачная картина осенней природы. Нева сравнивается с больным человеком:

Над омраченным Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом.

Плеская шумною волной

В края своей ограды стройной,

Нева металась, как больной

В то время из гостей домой

Пришел Евгений молодой…

Экспозиция образа центрального персонажа занимает первую половину первой части поэмы. Поэт объясняет, почему он выбрал для своего героя имя «Евгений»:

Мы будем нашего героя

Звать этим именем. Оно

Звучит приятно; с ним давно

Мое перо к тому же дружно.

Евгений происходит из древнего аристократического рода. Однако в ту эпоху, когда происходит действие поэмы, его фамилия уже мало кому о чем-то говорит:

Прозванья нам его не нужно.

Хотя в минувши времена

Оно, быть может, и блистало,

И под пером Карамзина

В родных преданьях прозвучало,

Но ныне светом и молвой

Оно забыто…

Евгений – типичный мелкий чиновник, «маленький человек»:

Наш герой

Живет в Коломне, где-то служит,

Дичится знатных и не тужит

Ни о почиющей родне,

Ни о забытой старине.

Отметим, что «маленькие люди» – порождение петровских преобразований, которые превратили Россию в государство чиновников.

Не следует забывать и о том, что галерея «маленьких людей» в русской литературе восходит к Пушкину. Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» – первый в их ряду, вторым оказывается Евгений из «Медного Всадника». Позже в русскую литературу войдут герои Гоголя (например, Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели»), писателей «натуральной школы», Достоевского.

О миросозерцании «маленького человека» можно судить по его мечтам :

О чем же думал он? О том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость, и честь…

Жениться? Ну… зачем же нет?

Оно и тяжело, конечно,

Но что ж, он молод и здоров,

Трудиться день и ночь готов;

Он кое-как себе устроит

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокоит.

Евгения, в отличие от царя-самодержца, волнуют не грандиозные планы государственного масштаба, а дела насущные: он мечтает о семейном счастье, о воспитании детей.

Существенно также, что возлюбленная Евгения не аристократическая дама, а простая девушка Параша, с которой он собирается разделить скромную и многотрудную семейную жизнь.

В стихах поэта выражено сочувствие «маленькому человеку», искреннее внимание к его заботам.

При создании образов Петра и Евгения Пушкин прибегает к антитезе , которая вырисовывается уже во вступлении к поэме и в первой ее части. Величественная фигура Петра на фоне пустынной, спокойной Невы противопоставлена погруженному в житейскую суету Евгению – «маленькому» и по государственным меркам ничтожному человеку, возвращающемуся домой близ реки мятущейся, беспокойной, внушающей герою страх за близких людей.

Вторая половина первой части поэмы посвящена описанию наводнения . Разбушевавшаяся Нева выступает как беспощадная природная стихия, которая мстит человеку за то, что он пытался ограничить ее свободу, заковал в гранит. При описании стихийного бедствия Пушкин использует развернутые олицетворения, сравнения, красочные эпитеты. Нева предстает перед нами как страшный зверь, уничтожающий все вокруг:

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась…

Не случайно Александр I, под конец царствования которого произошло наводнение 1824 года, произносит знаменательные слова: «С Божией стихией царям не совладеть». Силы природы символизирует здесь Божий гнев в отношении людей, решивших подчинить себе стихию, и здесь даже царь оказывается бессильным. Природа мстит человеку за произвол над ней.

Существенно, что Пушкин подчеркивает неразрывную связь между бедствиями, вызванными наводнением, и давним решением Петра построить город именно в этом месте – вопреки законам природы. В результате страшные страдания жителей Петербурга, прежде всего «маленьких людей», оказались следствием деятельности Петра в предшествующем столетии.

Не случайно в конце первой части поэмы образы Петра I и Евгения вновь противопоставлены, только самодержец выступает здесь уже не как историческая личность, а как статуя, «кумир». Евгений, спасающийся от наводнения, сидит «на звере мраморном верхом» и видит перед собой неподвижное изваяние Петра. При этом монумент оказывается «обращен к нему спиною»: получается, что отчаявшийся «маленький человек» не может рассчитывать на помощь:

И, обращен к нему спиною,

В неколебимой вышине

Над возмущенною Невою

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне.

Во второй части поэмы рассказывается о гибели Параши , о сумасшествии Евгения , о его бунте против власти, наконец, о его собственной гибели .

Гибель Параши приобретает в поэме символическое значение: это знак несчастий всех простых людей – жителей Петербурга, оказавшихся заложниками петровских преобразований. Смерть невесты стала также причиной сумасшествия Евгения. Его сознание не выдержало тяжких испытаний:

Но бедный, бедный мой Евгений…

Увы! Его смятенный ум

Против ужасных потрясений

Не устоял…

Отметим, что мотив сумасшествия в связи с темой Петербурга широко освещается в последующей русской литературе. Вспомним, к примеру, «Записки сумасшедшего» Гоголя, сны-кошмары Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского.

Во второй части поэмы содержится и ее кульминация – рассказ о бунте героя против власти, которую олицетворяет собой статуя Петра. Автор заранее готовит читателя к этому новому противостоянию Евгения и Медного Всадника. Вновь повторяются детали их первой встречи, случившейся во время наводнения:

Евгений вздрогнул. Прояснились

В нем страшно мысли. Он узнал

И место, где потоп играл,

Где волны хищные толпились,

Бунтуя злобно вкруг него,

И львов, и площадь, и того,

Кто неподвижно возвышался

Во мраке медною главой…

Поэт в лирическом монологе обращается к статуе Петра – символу самодержавной власти:

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Пушкин подчеркивает здесь всю грандиозность облика Петра. Между тем и фигура Евгения в момент его бунта против кумира становится по-своему величественной. Не случайно поэт в обрисовке «маленького человека», как и в описании статуи самодержца, использует лексику высокого стиля 1 :

Кругом подножия кумира

Безумец бедный обошел

И взоры дикие навел

На лик державца полумира.

Стеснилась грудь его. Чело

К решетке хладной прилегло…

Два противника стилистически «уравниваются»: у «державца полумира» – «лик», у мятежника – «чело». Герой в исступлении произносит слова, исполненные гнева:

Добро, строитель чудотворный!

Ужо тебе!

Заканчивается бунт кошмаром Евгения. Медный Всадник преследует свою жертву.

В своеобразном эпилоге , не озаглавленном автором, но выделенном текстуально, рассказывается о смерти несчастного Евгения , не выдержавшего схватки с жестокой судьбой:

Нашли безумца моего,

И тут же хладный труп его

Похоронили ради Бога.

Важную роль в произведении играют образы-символы . Образ Петербурга несет в себе идею новой, преображенной России с ее величием и славой. Одновременно Петербург – символ несчастий, страданий простых людей.

Разбушевавшаяся Нева – символ Божьего гнева, обрушившегося на человека, задумавшего подчинить себе природную стихию.

Наконец, Медный Всадник – олицетворение самодержавной власти в ее трагическом противостоянии народу. Конь – российский народ, Всадник – самодержец, поднявший своих подданных «на дыбы».

Вопросы и задания

1. Где и когда Пушкин написал поэму «Медный Всадник»? Что составляет сюжетную основу произведения? Очертите временные рамки событий, описанных в поэме. Назовите основные темы произведения.

2. Какие проблемы осмысляет поэт в «Медном Всаднике»? В чем своеобразие трактовки автором такой проблемы, как личность и государство?

3. Охарактеризуйте идейную направленность поэмы. Почему позицию автора нельзя назвать однозначной?

4. Почему «Медный Всадник» является лироэпическим произведением? Какое жанровое определение дал поэме сам Пушкин? В чем состоит уникальность «Медного Всадника» как петербургской повести? Кто еще из русских писателей создавал произведения в этом жанре?

5. Из каких частей состоит пушкинская поэма? Какие композиционные элементы включает в себя вступление? Каким предстает пред нами Петр Iво вступлении? Что поэт рассказывает о замысле Петра? Каким рисует Пушкин Петербург через сто лет после его основания. Охарактеризуйте лирический монолог автора. Чем именно восхищает его «Петра творенье»?

6. Что вы можете сказать об экспозиции образа Евгения в начале первой части поэмы? Как автор описывает Неву? Как он представляет читателю центрального персонажа? Что Пушкин пишет об имени и фамилии героя, о его происхождении, занятиях, мечтах, идеалах? Что вы можете сказать о возлюбленной Евгения? Почему Евгения можно назвать «маленьким человеком»? Когда и в силу каких причин возник этот социально-исторический тип людей? Кто из русских писателей впервые его открыл? Каких еще персонажей – самого Пушкина и других авторов – можно отнести к данному литературному типу?

В чем заключается смысл антитезы «Петр – Евгений»?

7. Каким образом Пушкин рисует разбушевавшуюся стихию? Какие художественные приёмы он здесь использует? В чем смысл приведенных поэтом слов Александра I? Как тема наводнения 1824 года связана с темой петровских преобразований? Раскройте смысл эпизода противостояния Евгения и статуи Петра во время наводнения.

8. Назовите основные события второй части поэмы. Почему гибель Параши и сумасшествие Евгения приобретают в произведении символическое значение?

9. Охарактеризуйте кульминационный момент действия поэмы? Почему мы можем утверждать, что образы Евгения и Петра в момент бунта героя стилистически уравниваются? К чему приводит бунт героя? В чем символический смысл гибели Евгения? Какое описание выполняет в поэме функцию эпилога?

10. Обобщите значение образов-символов в поэме. Почему символический образ Петербурга трактуется неоднозначно? Как можно истолковать значение образа разбушевавшейся Невы? Прокомментируйте пушкинскую трактовку образа Медного Всадника.

11. Составьте план-конспект и подготовьте устное сообщение

В 1833 году, находясь в Болдине, Пушкин написал поэму «Медный всадник». Какие вопросы поднял поэт в этом произведении? Вопросы о социальных противоречиях и будущем России. Но его современники, к сожалению, об этом не узнали. Поэма была запрещена Николаем Первым. Впервые ее опубликовали без цензурных правок только в 1904 году.

Ниже представлено краткое содержание и анализ «Медного всадника». Именно в этом произведении впервые появился «маленький человек» - образ, ставший самым популярным в русской литературе XIX века. Обиженный, угнетенный и одинокий - таков главный герой «Медного всадника». Проблема пушкинского персонажа - в его социальной незащищенности, неспособности устоять под ударами судьбы.

История создания

В 1812 году Александр I пожелал вывезти из столицы памятник Петру. Однако накануне одному из майоров приснился причудливый сон: монумент вдруг ожил и принялся скакать по петербургским улицам. При этом майор уверял, что бронзовый Петр I во сне, который в некотором роде был знаковым, произносил страшные слова. А именно: «До чего довели Россию! Покамест я здесь, городу моему нечего опасаться!». Императору доложили о сне майора, памятник оставили на прежнем месте.

Существует версия, что именно эта история и вдохновила Пушкина на написание знаменитой поэмы «Медный всадник». Правда, некоторые исследователи уверяют, что в основе произведения совершенно другая легенда. Впрочем, бронзовое изваяние в свое время породило множество мифов. С какого из них началось создание поэмы, неизвестно.

Произведение «Медный всадник» было завершено в 1833 году в Болдине. Незадолго до этого Пушкин ездил на Урал, дабы собрать материалы о пугачевском восстании. Согласно мнению пушкинистов, работа над произведением о памятнике Петру продолжалась недолго - около месяца. Хотя, несомненно, замысел возник еще до приезда в Болдино.

Несмотря на то, что поэма была написана за короткий срок, она стоила автору невероятных сил. Пушкин переписывал каждый стих многократно, и таким образом ему удалось добиться идеальной формы. «Медный всадник» - это небольшое произведение. Прочитать его можно за 15-20 минут. Состоит поэма из пятисот стихов, включает и размышления Великого Реформатора после знаменательной Полтавской битвы, и события XIX столетия. А главное, в этом произведении очень ярко и своеобразно переданы печальные события 1824 года.

В то время просто так опубликовать художественное произведение невозможно было. Тем более творение Пушкина, который не вызывал доверия у императора. Писатель отправил «Медного всадника» цензорам. Те в свою очередь внесли в поэму множество правок, что почти существенно исказило авторский замысел.

Поэт искренне верил, что император собственноручно внес в его произведения правки. Однако исследователи утверждают, что этим занимались служащие Третьего отделения. Официально поэма не была запрещена. Но при многочисленных замечаниях «высочайшей цензуры» ни о какой публикации и речи не могло идти.

Поэма так и не была опубликована при жизни автора. В печать вышел только небольшой отрывок, а именно «Вступление», которое не имеет прямой связи с основным сюжетом. В 1837 году, уже после смерти Пушкина, произведение появилось в журнале «Современник». Но это была неполноценная публикация. Прежде чем попасть в печать, поэма подверглась переработке Жуковского, которому пришлось соблюсти все пожелания официальной критики. Так, в произведении была вырезана сцена, выражающая главную идею стихотворной поэмы.

Полностью, без посторонних правок, произведение Пушкина впервые было опубликовано только в двадцатом столетии. Ниже представлено краткое содержание. Поэма небольшая, состоит из "Вступления" и двух частей. Содержание изложено по следующему плану:

  • Вступление.
  • Евгений.
  • Терзания главного героя.
  • Мечты.
  • Потом.
  • Царь.
  • На площади Петровой.
  • Жизнь - сон пустой.
  • Несчастье невских берегов.
  • Кумир на бронзовом коне.
  • Безумие.

Вступление

На стоит Великий Реформатор и мечтает о новом городе, который вскоре здесь будет построен «назло надменному соседу», то есть шведу. Как известно, мечту свою Петр I осуществил. Проходит сто лет, на берегу реки возвышается прекрасный город, построенный, как позже скажут, на человеческих костях.

Москва померкла перед Петербургом, «как перед новой царицей порфироносная вдова» - такую метафору использует Пушкин во вступлении к поэме «Медный всадник». Автор восхищается красотами города Петра. А после предупреждает читателя: рассказ его будет печален.

Евгений

Главного героя поэмы «Медный всадник» зовут так же, как и Онегина. Неслучайно: это имя звучит приятно, к тому же авторское перо «к нему дружно». События происходят в ноябре. Волны Невы шумно хлещут. Погода беспокойная, ветреная, словом, типичная для осеннего Петербурга.

Евгений направляется к своему дому. Живет он в Коломне, где-то служит - наверняка работает в одном из безликих петербургских департаментов. Так уж повелось, что в русской литературе самые трогательные персонажи - мелкие чиновники. Главный герой поэмы «Медный всадник» Пушкина - «маленький человек», скромная, социально незащищенная личность. Литературоведы сравнивают Евгения с Башмачкиным из гоголевской «Шинели».

Терзания главного героя

Итак, Евгений пришел домой. Снял шинель, лег, однако заснуть не смог. Главный герой «Медного всадника» пребывает в раздумьях. Что же его тревожит? Прежде всего то, что он беден, а посему вынужден тяжелым трудом добывать себе хотя бы относительную независимость. У него нет ни денег, ни таланта. А ведь есть праздные счастливцы, которые живут легко и непринужденно! Увы, Евгений не один из них.

Герой «Медного всадника» влюблен в некую Парашу, которая живет на другом берегу Невы. И в этот день он расстроен еще и тем, что сняли мосты. Это значит, что Евгений не увидит любимую еще два-три дня. Он сердечно вздыхает и грезит наяву.

Мечты

Евгений грустит, но в то же время полон надежд. Он молод, здоров, будет много работать и когда-нибудь непременно женится на Параше. Евгений не мечтает о чем-либо недостижимым. Всего-навсего о скромном доме, о службе, которая будет приносить ему небольшой доход. Он женится на Параше. Она будет заниматься хозяйством и детьми. Так они будут жить до самой смерти, и похоронят их внуки. Мечты героя поэмы «Медный всадник» Пушкина вполне земные. Но им не суждено сбыться.

Потоп

Евгений мечтает, ветер за окном тем временем уныло воет. Молодой чиновник засыпает, а на следующий день происходит ужасное. Нева выходит из берегов. Утром народ любуется брызгами, «пеной разъяренных вод». Пушкин сравнивает реку со зверем, который, остервенясь, кинулся на город. Нева все сметает на своем пути: обломки хижин, кровлю, бревна, товар запасного торговца, скромные пожитки жителей, гробы с кладбища.

Царь

Люди бессильны перед буйством природы. У кого просить помощи, кто спасет их от наводнения? По тогдашней традиции они отправляются к царю. Тот выходит на балкон, печальный, смущенный. И объявляет народу: перед стихией царям не совладать. На этот эпизод стоит обратить внимание. Пушкин подчеркивает, что самодержец, несмотря на свою, казалось бы, неограниченную власть, не должен соревноваться в силе с природой.

Впрочем, в поэме «Медный всадник» образ правителя российского государства воплощен в огромном монументе, возвышающемся в центре Петербурга. Ведь именно Петр в начала XVIII века дерзнул построить город на Неве. Немалой кровью обошлась его задумка. Вышеупомянутое выражение «город, построенный на человеческих костях» появилось неслучайно. По прошествии более ста лет с основания Петербурга происходит наводнение, которое губит простых людей. Предшественник же Великого Реформатора спешно покидает столицу.

Здесь стоит сделать небольшой экскурс в историю. Наводнение, изображенное в поэме Пушкина «Медный всадник», - не художественный вымысел. Событие имело место в 1824 году. Это самое разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга.

7 января лил дождь, дул сильный юго-восточный ветер. В каналах начался резкий подъем воды. Это поначалу привлекло зевак, о чем упоминает и автор «Медного всадника». Но очень быстро под водой оказался почти весь город. Не пострадала лишь незначительная часть Петербурга. На следующий день ударил сильный мороз. Утонуло несколько сотен петербуржцев, точное количество погибших более поздние исследователи установить не смогли.

На площади Петровой

В то время как царь покидает Петербург, Евгений, бледный, пораженный, на звере мраморном сидит. Что это за зверь? Это одна из знаменитейших достопримечательностей Санкт-Петербурга. Евгений взгромоздился на мраморного зверя, дождь хлещет ему в лицо. Он боится, но не за себя. Его отчаянный взор направлен на другой берег Невы. Евгений пытается рассмотреть дом своей возлюбленной.

Содержание «Медного всадника» можно пересказать в двух словах. Но мы не будем этого делать, потому как, во-первых, эта поэма одно из величайших творений русской литературы, во-вторых, здесь много интересных эпизодов, связанных в историей Санкт-Петербурга. Итак, что же это за сторожевые львы, которые, как сказал автор произведения «Медный всадник», стоят как живые?

К поэме Пушкина создано немало иллюстраций. Автор одной из самых известных - художница Остроумова-Лебедева. Однако в этой работе допущена фактическая ошибка. На иллюстрации изображен лев с Дворцовой пристани. Этот монумент был установлен спустя несколько лет после наводнения. На самом деле герой поэмы «Медный всадник», в содержании которой изображены трагические дни в истории Северной столицы, сидел верхом на льве у дома Лобанова-Ростовского. Это здание возведено в 1817 году. В обиходе его называет «домом со львами». На фото ниже можно видеть, как эта постройка выглядит сегодня. Конечно же, «дом со львами» подвергался неоднократной реставрации.

Жизнь - сон пустой

Именно эта мысль приходит в голову Евгению, когда на следующий день он видит страшные разрушения. Прочтение краткого содержания «Медного всадника», возможно, вдохновит на знакомство с первоисточником. Это замечательное произведение, наполненное яркими метафорами и образами. Пушкин сравнивает Неву со свирепой бандитской шайкой, которая ворвалась в село, долго крушила все и грабила, а после в спешке скрылась. Река насытилась разрушениями, устроенными ею в Петербурге, а затем «обратно повлеклась».

Вода ушла с мостовой. Евгений в тревоге спешит в берегу: он хочет увидеть Парашу. Видит лодку, находит перевозчика. Тот за гривенник переправляет его на ту сторону к возлюбленной. Наконец, Евгений достиг берега. Он идет по знакомым улицам и ужасается. Вокруг все разрушено, снесено, кругом тела, словно «в поле боевом». Стремглав он, не помня ничего и изнемогая от мучений, спешит туда, где ждет его невеста. Но вдруг останавливается. Нет больше ни ворот, ни дома, в котором жила вдова и дочь ее Параша. Только одинокая ива...

Несчастье невских берегов

Петербург снова ожил, как будто и не было наводнения. Правда, некий граф Хвостов немедленно написал стихотворение, посвященное трагедии. Все же по свободным улицам ходит народ с «бесчувствием холодным». Чиновники отправляются на службу. Торговец тоже не унывает, открывая свою лавку, разграбленную Невой. И кажется, в Петербурге в этот день есть только один человек, который после страшного наводнения не может продолжать обычную жизнь. Это Евгений, главный герой поэмы «Медный всадник».

Петр I в произведении упоминается, конечно, не только во "Вступлении". Это важный образ, символизирующий власть и силу, перед которой «маленький человек» абсолютно беззащитен. О монументе, изображающем основателя Санкт-Петербурга, стоит сказать несколько слов.

Кумир на бронзовом коне

Центральный образ в поэме «Медный всадник» - знаменитый памятник Петру. Его Пушкин называет «Кумиром на бронзовом коне». Памятники Петру установлен в 1782 году. Название «медный» закрепилось за этим моментом потому как до XIX столетия в русском языке медью нередко называли бронзу.

Модель статуи спроектирована Этьеном Фальконе - французским скульптором, представителем классицизма. С этим памятником связано еще несколько городских легенд. В том числе история о том, как императору Павлу I померещился призрак Петра. Причем привиделся он ему именно там, где сегодня находится "Медный всадник".

Стоит сказать, что скульптура, изображающая Петра I, получила свое название именно благодаря произведению Пушкина. Позже мотив ожившего памятника передал и Достоевский в своем романе «Подросток». Упоминается он и в произведениях более поздних авторов. Однако вернемся к пушкинскому герою. Что стало с ним после того, как он узнал о гибели возлюбленной?

Безумие

Бедный Евгений не смог совладеть с потрясением. Он не устоял. Еще долго мятежный шум реки и страшный свист невских ветров раздавались в его сознании. Он, узнав о гибели Параши, домой не вернулся. Отправился скитаться. Около месяца бывший чиновник, некогда помышлявший о простом земном счастье, бродил по городским улицам, спал на пристани, питался подаянием. Злые дети бросали вслед Евгению камни, плетни кучера стегали его по спине. Отныне он не разбирал дороги и, казалось, не видел ничего вокруг. Евгений потерял рассудок от горя.

Строитель чудотворный

Однажды воспаленное сознание Евгения посетила страшная мысль. Он решил, что в его трагедии виновен «кумир с простертой рукою» - то есть Петр. Страшный и гениальный правитель когда-то основал город на Неве. А значит, именно он, этот «строитель чудотворный», виновен в смерти Параши.

Евгений словно забыл о том событии, которое превратило его в безумца. И вдруг очнулся, увидел и площадь, и львов, и Медного всадника. А тот невозмутимо возвышался во мраке. Петр I, по чьей прихоти когда-то был основан город под морем, смотрел вдаль строго и невозмутимо.

Безумец подошел к памятнику. Остановился у подножия и посмотрел в лицо бронзовому царю и принялся угрожать «горделивому истукану». Но вдруг Евгению показалось, что грозный царь ожил. Безумец пустился бежать, а всадник, как ему казалось, настигал его на своем бронзовом коне. Вскоре тело бедного Евгения обнаружили рыбаки на маленьком пустынном острове. Таково краткое содержание «Медного всадника».

Образ «маленького человека» в поэме Пушкина

Тема личности, обиженной, ущемленной в правах, не раз поднималось в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Она была довольно злободневной в его время, не утратила актуальности и сегодня. Какова основная мысль поэмы «Медный всадник»? Главная идея этого произведения заключается в том, что люди, не имеющие связей и денег и неспособные к хитрости и подлости, нередко становятся жертвами страшного стечения обстоятельств. О таких, как Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», Евгений из поэмы, о которой речь идет в сегодняшней статье, позаботиться некому. Тема «Медного всадника» - преступное равнодушие окружающих.

Со своим героем Пушкин знакомит читателя в начале первой главы. Все амбиции и устремления Евгения сосредоточены вокруг мечты о женитьбе на Параше. Он предается грезам о предстоящей семейной жизни, и именно поэтому образ бедного мелкого чиновника столь трогателен. Ведь он так и не обретает счастья. Мечты маленького человека поглощают жесткие природные стихии.

Пушкин не наделил главного героя фамилией. Этим он подчеркнул его безликость. Подобных Евгению в Петербурге XIX столетия много было. Его положение, характер типичны для того времени. Можно сказать, что Евгений из поэмы «Медный всадник» не личность, а отражение петербургского общества. Того общества, которое находилось далеко от роскошных дворцов и поместий.

Происходит наводнение. Погибают люди. Император же произносит короткую речь перед народом и исчезает. Так было испокон веков. Властители уходили далеко вперед, простой народ тем временем страдал вдали от знати: робко, тихо, тяжело. Евгений из пушкинской поэмы символизирует страдания представителей низкого социального слоя.

Пушкин, конечно же, не разделял взглядов своего героя. Евгений не стремится к высоким целям, у него нет амбиций. Его желания ограничены бытовыми радостями. Нет в нем чего-либо неординарного, выдающегося. В то же время автор испытывает к бедному чиновнику сострадание.

Но что такое амбиции? Всегда ли они привлекательны и вдохновляют на воплощение высоких идей? Конечно, нет. Амбиции и честолюбие власть имущих нередко приводят к трагическим последствиям. Это и показал Пушкин в поэме «Медный всадник».. Образ основателя Петербурга символизирует господствующий класс, которого не волнует страдание простых людей. Их жизнями власть имущие всегда распоряжались небрежно, жестоко. Ведь в 1824 году, когда произошло страшное наводнение, никто не побеспокоился о жителях бедных районов Петербурга, никто не спасал их.

Образ Петра I

Пушкин и прежде обращался к образу царя-реформатора. Эта историческая личность присутствует в произведениях «Полтава» и «Арап Петра Великого». Стоит сказать, что отношение писателя к императору был неоднозначным. В поэме «Полтава», например, царь изображен романтическим героем. И этот образ кардинально отличается от созданного в последней поэме.

На раннем этапе своего творчества Пушкин видел в нем деятельного государя, знающего точно, что необходимо для его державы. Реформы, которые проводил Петр I, по мнению Пушкина, направлены были на благо России. Ведь победа над шведами укрепила положение страны в глазах европейцев. В то же время автор поэмы «Медный всадник» критически относился к деспотизму основатели Петербурга.

Пушкин многие годы собирал материалы о Петре. В одном из своих произведений сказал: «Этот царь презирал человечество более, чем Наполеон». Но такое видение характера и деятельности Петра появилось позже. Более реалистично, нежели в «Полтаве», царь изображен в повести «Арап Петра Великого». А в «Медном всаднике». черты неограниченной власти Великого Реформатора доведены до предела.

Во «Вступлении» изображен дальновидный политический деятель. Автор приводит рассуждение Петра о роли будущей столицы в судьбе России. В строительстве нового города царь преследовал и торговые, и военные, и прочее цели. Царь, любуясь красотой Невы, не обращает внимания на плывущего по ней челнока, на чернеющие бедные избы. Он увлечен своей мечтой, и ему нет дела до простых людей.

В первой части, где рассказано о последствиях стихийного бедствия, автор называет Медного всадника «горделивым истуканом». Петр здесь существо высшее. Его потомок, Александр I, смиренно заявляет о том, что ему не совладеть с природной стихией. Петр тем временем гордо возвышается над бушующими волнами.

Во второй части автор использует еще более эмоциональное выражение по отношению к Петру - «Властитель судьбы». Император своей роковой волей изменил когда-то жизнь целого народа. Прекрасный Петербург построен «под морем». Петр, выбирая место для новой столицы, думал о величии, богатстве страны, но не о простых людям, которые будут здесь жить. На фоне великодержавных планов Петра I счастье Евгения и подобных ему представляется, конечно же, мелочью.

В поэме «Медный всадник» в форме иносказания автор высказал еще одно важную для него мысль. Евгений, обезумев от горя, некоторое время скитается по городу. Вдруг обращает свой взор на памятник и понимает, что во всех его бедах виновен этот «горделивый истукан». Несчастный чиновник набирается смелости, подходит к монументу и произносит гневные речи.

Но запала Евгения хватает ненадолго. Вдруг он с ужасом видит, точнее, ему мерещится, что бронзовый Петр оживает. Это лишает пушкинского героя остатков рассудка. Вскоре он погибает. О чем говорит этот эпизод?

Не случайно произведение Пушкина было запрещено Николаем Первым. В последних строках поэмы в завуалированной форме речь идет о народном восстании, которое всегда заканчивается трагически. Власть самодержца победить невозможно. По крайней мере, так полагал Пушкин, умерший за восемьдесят лет до революции.