Лирика как жанр литературы. Основные лирические жанры


?ВВЕДЕНИЕ
Лирика – слово, пришедшее к нам из греческого языка. В классическом понимании – это один из родов литературы, в основе которого лежит изображение духовной жизни человека, мира его чувств и эмоций, мыслей и размышлений. Лирическое произведение подразумевает поэтическое повествование, в котором отображены размышления автора о различных природных явлениях и жизни в целом.

Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов.
Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).
Эпос- рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.
Драма - изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.
Лирика – переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием.
Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

Жанр - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.
Примеры родо-видовых отношений в литературе:
? Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.
? Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.
Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем "уходят" из "активного запаса" художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

1. Жанры лирики

Вплоть до XIX века лирику разделяли на: сонет, отрывок, сатиру, эпиграмму и эпитафию. Подробнее рассмотрим каждый из этих жанров лирики.

Сонет – одна из поэтических форм эпохи Возрождения. Драматургический жанр, в котором его структура и композиция объединены по смыслу, как борьба противоположностей.

Отрывок представляет собой фрагмент произведения или же намеренно незавершенное стихотворение философского содержания.

Сатира, как жанр, представляет собой лиро-эпическое произведение, призванное высмеять какое-либо явление действительности, либо общественные пороки, по сути своей это злая критика общественной жизни.

Эпиграмма – короткое сатирическое произведение. Особенно популярным этот жанр был среди современников Пушкина, когда злая эпиграмма служила оружием мести автору-сопернику, позже эпиграмму возродил Маяковский и Гафт.

Эпитафия представляет собой надгробную надпись, посвященную усопшему, часто эпитафия пишется в стихотворной форме.

На сегодняшний день существуют другие способы классификации жанров лирики. Согласно тематике стихотворений выделяют такие основные жанры лирики, как: пейзажная, интимная, философская.

Пейзажная лирика в большинстве случаев отображает отношение самого автора к природе и окружающему миру сквозь призму собственных мироощущений и чувств. Для пейзажной лирики, более, чем для всех других разновидностей важен образный язык

Интимная лирика – это изображение дружбы, любви, а в некоторых случаях и личной жизни автора. Она схожа с любовной лирикой, и, как правило, интимная лирика является «продолжением» любовной.

Философская лирика рассматривает общечеловеческие вопросы о смысле жизни и гуманизме. Ее продолжение и разновидности – «гражданская лирика» и «религиозная лирика». Если философская лирика рассматривает вечные темы смысла жизни, добра и зла, мироустройства и цели нашего пребывания на земле, то «гражданская» приближена к общественным проблемам – к истории и политике, она описывает (непременно поэтическим языком!) наши коллективные чаяния, любовь к родине, борьбу со злом в обществе.

Тема «религиозной лирики» - осмысление своей веры, церковной жизни, взаимоотношений с Богом, религиозные добродетели и грехи, покаяние.

Особенности написания стихов каждой из этих разновидностей лирического жанра, мы сейчас обсудим.
Лирическим называют род литературы, в котором внимание автора уделяется изображению внутреннего мира, чувств, переживаний. Событие в лирике важно лишь постольку, поскольку оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно переживание становится в лирике главным событием. Лирика как род литературы возникла в глубокой древности. Слово "лирика" греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово "лирика".

Важнейшим персонажем лирики является лирический герой: именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Очень важно не перепутать лирического героя с эпическим. Пушкин очень подробно воспроизвел внутренний мир Евгения Онегина, но это эпический герой, участник главных событий романа. Лирическим героем романа Пушкина является Повествователь, тот, кто знаком с Онегиным и рассказывает его историю, глубоко переживая ее. Онегин лишь однажды становится лирическим героем в романе - когда пишет письмо Татьяне, так же как и она становится лирической героиней, когда пишет письмо Онегину.
Создавая образ лирического героя, поэт может сделать его личностно очень близким себе (стихи Лермонтова, Фета, Некрасова, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой и др.). Но иногда поэт словно бы "прячется" за маской лирического героя, совершенно далекого от личности самого поэта; так, например, А.Блок делает лирической героиней Офелию (2 стихотворения под названием "Песня Офелии") или уличного актера Арлекина ("Я был весь в пестрых лоскутьях…"), М.Цветаева - Гамлета ("На дне она, где ил…"), В.Брюсов - Клеопатру ("Клеопатра"), С.Есенин - крестьянского паренька из народной песни или сказки ("Матушка в купальницу по лесу ходила…"). Так что грамотнее, рассуждая о лирическом произведении, говорить о выражении в нем чувств не автора, а лирического героя.
Как другие роды литературы, лирика включает в себя ряд жанров. Некоторые из них возникли в далекой древности, другие - в эпоху средневековья, некоторые - совсем недавно, полтора-два века назад, а то и в прошлом веке.
ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ:

Ода (греч. "Песнь") - монументальное торжественное стихотворение, славящее великое событие или великого человека; различают духовные оды (переложения псалмов), нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и др. Ода трехчастна: обязательно имеет тему, заявленную в начале произведения; развитие темы и аргументы, как правило, аллегорические (вторая часть); финальную, дидактическую (поучительную) часть. Образцы древних античных од связаны с именами Горация и Пиндара; в Россию ода пришла в XVIII веке, классическими стали оды М.Ломоносова ("На день восшествия на российский престол императрицы Елисаветы Петровны"), В.Тредиаковского, А.Сумарокова, Г.Державина ("Фелица", "Бог"), А.Радищева ("Вольность"). Отдал дань оде А.Пушкин ("Вольность"). К середине XIX века ода потеряла актуальность и постепенно перешла в разряд архаических жанров.
Гимн - стихотворение хвалебного содержания; также пришел из античной поэзии, но если в древности гимны сочинялись в честь богов и героев, то в более позднее время гимны писались в честь торжественных событий, праздненств, нередко не только государственного, но и личного характера (А.Пушкин. "Пирующие студенты").
Элегия (фригийск. "тростниковая флейта") - жанр лирики, посвященный раздумьям. Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию. Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в "чистом" виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия - это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.

А.Блок "Из Осенней элегии":

Эпиграмма (греч. "надпись") - небольшое стихотворение сатирического содержания. Первоначально в древности эпиграммами называли надписи на бытовых предметах, надгробиях и статуях. Впоследствии содержание эпиграмм изменилось.
Примеры эпиграмм:

Юрий Олеша:

Саша Черный:

Эпистола, или послание - стихотворение, содержание которого можно определить как "письмо в стихах". Жанр также пришел из античной лирики.
А.Пушкин. Пущину ("Мой первый друг, мой друг бесценный…")
В.Маяковский. "Сергею Есенину"; "Лиличка! (Вместо письма)"
С.Есенин. "Письмо матери"
М.Цветаева. Стихи к Блоку
Сонет - это поэтический жанр так называемой жесткой формы: стихотворение, состоящее из 14 строк, особым образом организованных в строфы, обладающее строгими принципами рифмовки и стилистическими законами. По форме различают несколько видов сонета:
? итальянский: состоит из двух четверостиший (катренов), в которых строки рифмуются по схеме ABAB или ABBA, и двух трехстиший (терцетов) с рифмовкой CDС DСD или CDE CDE;
? английский: состоит из трех катренов и одного двустишия; общая схема рифмовки - ABAB CDCD EFEF GG;
? иногда выделяют французский: строфика схожа с итальянским, но в терцетах другая схема рифмовки: CCD EED или CCD EDE; он оказал существенное влияние на развитие следующего вида сонета -
? русского: создан Антоном Дельвигом: строфика также схожа с итальянским, но схема рифмовки в терцетах - CDD CCD.
Содержание сонета также подчиняется особым законам: каждая строфа является шагом в развитии какой-то одной общей мысли (тезиса, положения), поэтому сонет относится не столько к узко лирическим, сколько к интеллектуальным поэтическим жанрам.
Этот лирический жанр родился в Италии в XIII веке. Его создателем был адвокат Якопо да Лентини; через сто лет появились сонетные шедевры Петрарки. В Россию сонет пришел в XVIII веке; немногим позже он получает серьезное развитие в творчестве Антона Дельвига, Ивана Козлова, Александра Пушкина. Особый интерес к сонету проявляли поэты "серебряного века": К.Бальмонт, В. Брюсов, И.Анненский, В. Иванов, И.Бунин, Н.Гумилев, А.Блок, О.Мандельштам...
В искусстве стихосложения сонет считается одним из самых трудных жанров. В последние 2 столетия поэты редко придерживались какой-то строгой рифмовки, нередко предлагая смешение различных схем.
Такое содержание диктует особенности сонетного языка:
? лексика и интонация должны быть возвышенными;
? рифмы - точными и, по возможности, необычными, редкими;
? знаменательные слова не должны повторяться в одном и том же значении и т.д.
Особую трудность - и потому вершину поэтической техники - представляет собой венок сонетов: цикл из 15 стихотворений, начальная строка каждого из которых является последней строкой предыдущего, а последняя строка 14-го стихотворения является первой строкой первого. Пятнадцатый сонет состоит из первых строк всех 14-ти сонетов цикла. В русской лирике самыми знаменитыми стали венки сонетов В.Иванова, М.Волошина, К.Бальмонта.
В школьном литературоведении называется такой жанр лирики, как лирическое стихотворение. В классическом литературоведении такого жанра не существует. В школьную программу его ввели для некоторого упрощения сложной системы лирических жанров: если яркие жанровые признаки произведения выделить нельзя и стихотворение не является в строгом смысле ни одой, ни гимном, ни элегией, ни сонетом и т.д., оно будет определяться как лирическое стихотворение. В этом случае следует обращать внимание на индивидуальные особенности стихотворения: специфику формы, тему, образ лирического героя, настроение и т.д. Так, к лирическим стихотворениям (в школьном понимании) следует относить стихотворения Маяковского, Цветаевой, Блока и др. Под это определение подпадает почти вся лирика ХХ века, если авторы специально не оговорили жанр произведений.
Сатира (лат. "смесь, всякая всячина") - как поэтический жанр: произведение, содержанием которого является обличение - общественных явлений, человеческих пороков или отдельных людей - путем осмеяния. Сатира в античности в римской литературе (сатиры Ювенала, Марциала и др.). Новое развитие жанр получил в литературе классицизма. Содержанию сатиры характерны ироническая интонация, аллегоричность, эзопов язык, нередко используется прием "говорящих имен". В русской литературе в жанре сатиры работали А.Кантемир, К.Батюшков (XVIII-XIX вв.), в ХХ веке как автор сатир прославился Саша Черный и др. Многие стихотворения из "Стихов об Америке" В.Маяковского также можно назвать сатирами ("Шесть монахинь", "Блэк энд уайт", "Небоскреб в разрезе" и др.).
Баллада - лиро-эпическое сюжетное стихотворение фантастического, сатирического, исторического, сказочного, легендарного, юмористического и т.д. характера. Баллада возникла в древности (предполагают, в раннем средневе
и т.д.................

Лайкина Елизавета

Лирика – тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека. рика – тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательская работа Лирика и её жанры Выполнила ученица 8«б» класса Лайкина Елизавета Преподаватель Ткаченко л.с.

ЛИРИКА И ЕЕ ЖАНРЫ Лирика – тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека. При изучении лирики сочетаются логическое и эмоциональное начала. Чтобы изучить лирику, необходимо выяснить художественный образ, наиболее характерного для лирики – лирического героя.

Лирический образ – это образ переживания, непосредственно отражение мыслей и чувств. В лирике переживание становится самостоятельным объектом наблюдения. В лирике чувство поэта выражено прямо, непосредственно. Художественный образ в лирике, так же как образ в эпосе и драме, имеет обобщенный, технический характер. Огромную роль в лирике, значительно большую, чем в драме и даже в эпосе, играет личность поэта. «В ЛИРИЧЕСКОМ СТИХОТВЕРНИИ ВЫРАЖАЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЧУВСТВО, ВОЗБУЖДЕННОЕ В ПОЭТЕ ИЗВЕСТНЫМ ЯВЛЕНИЕМ ПРИРОДЫ ИЛИ ЖИЗНИ. Главное дело здесь не в самом чувствовании, не в пассивном восприятии, а во внутренней реакции на то впечатление, которое получается из вне»

Восприятие лирического произведения - сложный творческий процесс. Не один из видов литературного творчества не воспринимается так специфически, индивидуально, как лирика, так как лирика наиболее субъективный вид творчества. Особенности силы воздействия лирики заключается в том, что она всегда выражает живое непосредственное чувство, переживание. Лирические произведения многотемны, поскольку в одном переживании поэта могут быть отражены различные мотивы: любовь, дружба, гражданские чувства. Художественным образом любого произведения, в том числе и лирического, обобщает явления жизни через индивидуальное личное переживание, выражает мысли и чувства. Тематика литературной лирики самая разнообразная. Поэтические чувства могут вызывать разные явления окружающей жизни, воспоминания, мечты, предметы, размышления. Хотя делить стихотворения по рангу очень трудно, в лирике можно выделить виды.

Виды лирики Философская (медитативная). Философия – это любовь к мудрости. Размышления о жизни и смерти, о предназначении человека, смысле жизни, о добре и зле, бессмертии, мире и войне, о творчестве, о следе, который человек оставит на земле, - человек о многом думает, и эти размышления вызывают определенные эмоции, которые поэт вместе со своими мыслями выражает в стихотворении. Например, стихотворение Пушкина «Птичка» В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. Я стал доступен утешенью; За что на Бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать!

Гражданская (политическая). Человек связан чувствами не только с любимыми, друзьями, врагами, но он еще и гражданин, член общества, единица государства. Отношение к обществу, родине, стране, отношение к политическим событиям находят свое отражение в гражданской лирике. Стихотворение Н.А. Некрасова представляет собой яркий пример гражданской лирики. Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!»

Интимная (дружеская и любовная). Интимное - это небезразличное, близкое отношение одного человека к другому, прежде всего чувство любви. Любовь отличает человека, она имеет много оттенков и выражений. Это одно из главных чувств в жизни каждого человека. Оно определяет степень его счастья. Все мечтают любить и быть любимыми. Во все времена поэты создавали стихотворения о любви, но этой теме нет конца и края. Кроме любви, двух людей могут связывать отношения дружбы, уважения, признательности. Обо всем этом рассказывает интимная лирика. Примером интимной лирики может послужить стихотворение Пушкина Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренне, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.

Пейзажная. У каждого человека складывается свое особое отношение к природе. Ее восприятие зависит от настроения, от состояния. А порой сама природа изменяет человека, дает ему новое представление о законах жизни, наполняет его новыми силами и чувствами. Поэты особенно восприимчивы к картинам природы, поэтому в их творчестве большое место занимает пейзажная лирика. Стихотворения А.А. Фета часто запечатлевают необыкновенные картины природы. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли - эти слезы, Этот пух – не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это все - весна.

Жанры лирики. По своим жанрам лирика делится: 1.Лирическое стихотворение 11. Ода 2.Песня или песнь 12.Пастораль 3.Элегия 13.Послание 4.Баллада 14.Романс 5.Буриме 15.Рондо 6.Бурлеск 16.Рубан 7.Вирши 17.Сонет 8.Вольный стих 18.Стансы 9.Дифирамб 19.Эклога 10.Мадригал 20.Элегия

Особенности лирики Особенность лирики в том, что главным в ней является лирический герой. Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, сего отношением к природе, общественной жизни, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений.

Лирику от прозы отличает ритм и рифма. Стихосложение основывается на правильном, едином для всех строчек-стихов чередовании ударных и безударных слогов. Ритм - это повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых особенностей. Рифма – это совпадение, повтор звуков, связывающих отдельные слова или строки. Каждое сочетание ударных и неударных слогов, которые повторяются в определенном порядке, называется стопой. При сочетании нескольких стихотворных строк возникает стихотворный размер. Стопы бывают двухсложные и трехсложные. Двусложные: хорей (ро-за), ямб (ре-ка). Ва-ня И-ван. Тресложные: дактиль), амфибрахий, анапест (де-ре-во (бе-ре-за) (би-рю-за) Ва-неч-ка Ва-ню-ша И-ва-нов

По количеству стоп существуют двустопный (трех-, четырех-, пяти- , шестистопный) хорей или ямб, двустопный (трех-, четырехстопный) дактиль, амфибрахий, анапест. Стопа помогает улавливать ритм. Сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных или системой рифм или интонацией называется строфой. Строфы бывают от простейших до сложных.

Одностишие: О, закрой свои бледные ноги! (В.Брюсов) Двустишие(дистих):Поэзия - в тебе. Простые чувства Ты возвышать умеешь до искусства (В.Шекспир) Трехстишие (терцина): Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить сумеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник?» (А.С.Пушкин.)

Четверостишие (катрен) Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Ф.И. Тютчев Пятистишие (квинтет) Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути. А.А. Фет Шестистишие (секстина) Мама, глянь-ка из окошка – Знать вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело – Видно, есть мороз. А.А. Фет

Семистишие (сентима) - Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! М. Лермонтов Восьмистишие (октава) Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят, Но, по степи разлетаясь, Он лукавый принял вид И, приветливо ласкаясь, Морю Каспию журчит…

Реже применяются Девятистишие (нона) Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногрудого коня, Дайте раз по синю полю Проскакать на том коне; Дайте раз на жизнь и волю, Как на чуждую мне долю, Посмотреть поближе мне. Десятистишие (децима) Науки юношей питают, Отраду юным подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут, В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде. М. Ломоносов

Одиннадцатистишие Допустимы и двенадцатистишия и тринадцатистишия. Особые формы: триолет (восьмистишье, в котором строки повторяются в определенном порядке), рондо (два пятистишия и трехстишия между ними), сонет (два катрена, два терцета) и онегинская строфа (четырнадцать строк, особо организованные). Строфа организуется рифмой. Существуют рифмы: перекрестная (аб аб), смежная или парная (аа бб), кольцевая или опоясывающая (аб ба).

Рифмы бывают мужские – с ударением на последнем слоге строки (окно - давно), женские – с ударением на втором от конца слоге строки (даром – пожаром), дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге (расстилается – разливается), гипердактилические с ударением на четвертом и последующем от конца слогах (свешивающиеся – смешивающиеся). Различаются рифмы точные (повторяющиеся звуки одинаковые: гор - сор, он - сон),неточные(с несовпадающими звуками: рассказ – тоска, распят - паспорт)

Основным в лирике является художественный образ, который создается при помощи самых разных изобразительно-выразительных средств. Наиболее распространенными тропами являются метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения. Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком- либо отношении двух предметов или явлений: алмазная роса (сверкает, как алмаз,)заря новой жизни (начало, пробуждение). Олицетворение – образное средство, заключающееся в приписывании неодушевленным предметам свойств живых существ: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно. Эпитет – поэтическое, образное определение, обычно выраженное прилагательным, иногда существительным, наречием, деепричастием: бархатные глаза, бродяга-ветер, жадно глядит, несется сверкая. Сравнение – образное сопоставление двух явлений: Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА – соединение нескольких метафор, когда связующее звено между ними не называется и существует в открытом виде. В воде опрокинулся лес, Зубцами вершин он в воде потонул, Меж двух изгибаясь небес. Мысленно нарисовав картину, мы восстановим пропущенный в тексте образ: зеркало воды. Восстановление пропущенного образа создает развернутую метафору. В стихосложении применяются и другие самые разнообразные тропы и фигуры речи.

Заключение. Мне удалось рассмотреть только некоторые особенности лирики и ее жанров. Можно сделать вывод, что лирика – это целый огромный мир литературы, который живет по своим законам, зная которые, мы сможем не только понимать стихотворения, но и обогащать свой духовный мир, и развивать свои творческие способности.

Жанр - понятие достаточно широкое, в художественном творчестве любой автор мыслит жанровыми категориями. В известном смысле жанр - рама, в которую вмещается жизненный опыт автора. Но рама диктует при этом не только объем текста, но способ его организации.

Согласно античной классификации лирику можно разделить на: сонет, отрывок, сатиру, эпиграмму и эпитафию, дифирамб (симпатия к одному лицу), послание (обращение к лицу в форме письма).

Сонет - одна из поэтических форм эпохи Возрождения. Драматургический жанр, в котором его структура и композиция объединены по смыслу, как борьба противоположностей. Сонет, излюбленный жанр Уильяма Шекспира, имеет каноническую форму стихотворения, состоящую из 14 строк. В свою очередь сонет делится на итальянский и английский. Итальянский сонет состоит из двух катренов (четверостишье, связанное с представлениями о составных частях мира: земля, вода, воздух, огонь) и двух трехстиший. Английский же сонет состоит из трех катренов и одного двустишья. Таким образом, структура и является основным отличием между английским и итальянским сонетом.

Отрывок представляет собой фрагмент произведения или же намеренно незавершенное стихотворение философского содержания.

Сатира, как жанр, представляет собой лиро-эпическое произведение, призванное высмеять какое-либо явление действительности, либо общественные пороки, по сути своей это злая критика общественной жизни.

Эпиграмма - короткое сатирическое произведение. Особенно популярным этот жанр был среди современников Пушкина, когда злая эпиграмма служила оружием мести автору-сопернику, позже эпиграмму возродил Маяковский.

Эпитафия представляет собой надгробную надпись, посвященную усопшему, часто эпитафия пишется в стихотворной форме.

Это деление сохранялось долго, но примерно в середине 19 века и позднее стали появляться лирические жанры большой формы, например, лирическая поэма (Уитмен "Листья травы", Блок "Соловьиный сад"). Они сменили короткую лирическую песню - элегию (Жуковский, Лермонтов, Беранже). Такие жанры роднятся с жанром баллады ("Людмила" и "Светлана" В.Жуковского, "Рыцарь на час" Н.Некрасова). Некоторые лирические жанры вследствие их музыкального оформления называют романсами.

Баллада -- жанр лирической поэзии, к которому относят произведения с повествовательным компонентом. Развилась из народных плясовых песен любовного содержания, распространённых у южно-романских народов, первоначально в Провансе, а затем в Италии. Приблизительно с XII века балладой называлось небольшое лирическое стихотворение, состоявшее из трёх или четырёх строф, чаще же восьми, десяти или двенадцати строф, перемежающихся с припевом (рефреном), и обыкновенно имевшее содержанием любовную жалобу. Первоначально такое произведение пелось для сопровождения танцев.

В Италии между многими другими баллады сочиняли также Петрарка и Данте. Этой формой небольшого эпического стихотворения любили пользоваться провансальские трубадуры. При Карле V баллады вошли в употребление и в северной Франции. При Карле VI сочинением баллад прославились Ален Шартье и герцог Карл Орлеанский

Лиро-эпический жанр литературно-художественного произведения сочетает признаки эпоса и лирики: сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического "я". Связь двух начал может выступать как единство темы (революция -- тема эпического повествования в "Хорошо!" В. В. Маяковского), как психологическая мотивировка (лирический комментарий в "За далью -- даль" А. Т. Твардовского), как элемент художественной концепции (лирическая тема в "Евгении Онегине" А. С. Пушкина вносит веяние духовной свободы во внутреннюю атмосферу романа, где герои -- "невольники" чести, страсти, судьбы). Композиционно это соединение часто оформляется в виде лирических отступлений. Расцвет лиро-эпического жанра происходит в литературе сентиментализма и романтизма, когда возрастает интерес к личности рассказчика и ниспровергаются жанрово-родовые каноны. Наиболее характерным для лиро-эпического жанра в 19--20 вв. является жанр поэмы.

Поэма - это произведение в стихах ("Руслан и Людмила" А.С. Пушкина, "Мцыри" М.Ю. Лермонтова, "Василий Теркин" А.Т. Твардовского), которое занимает промежуточное положение между эпосом и лирикой. В лиро-эпической поэме событийный сюжет, нередко разворачивающийся в странствиях, выступает как результат авторского переживания. Поэмой называют также древнюю и средневековую эпопею, безымянную и авторскую. Известно много жанровых разновидностей поэмы: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в том числе ирони-комическая, поэма с романтическим сюжетом, лирико-драматическая. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась поэма на всенародно-историческую или всемирно-историческую (религиозную) тему ("Энеида" Вергилия, "Божественная комедия" Данте, "Потерянный рай" Дж. Мильтона и др.). Одновременно весьма влиятельной в истории жанра ветвью была поэма с романическими особенностями сюжета, связанная в той или иной степени с традицией средневекового, преимущественно рыцарского, романа. Постепенно в поэме выдвигается на первый план личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются элементы лирико-драматические, открывается и осваивается фольклорная традиция -- особенности, характерные уже для предромантических поэм ("Фауст" И. В. Гёте, поэмы В. Скотта). Расцвет жанра происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию поэмы. "Вершинные" в эволюции жанра романтической поэма произведения приобретают социально-философский или символико-философский характер ("Медный всадник" А. С. Пушкина, "Демон" М. Ю. Лермонтова, "Германия, зимняя сказка" Г. Гейне). Во 2-й половине XIX в. очевиден спад жанра, что не исключает появления отдельных выдающихся произведений ("Песнь о Гайавате" Г. Лонгфелло). В поэмах Н. А. Некрасова ("Мороз Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо") проявляются жанровые тенденции, характерные для развития поэмы в реалистической литературе (синтез нравоописательного и героического начал). В поэме XX в. душевные переживания соотносятся с великими историческими потрясениями, проникаются ими как бы изнутри ("Облако в штанах" В. В. Маяковского, "Двенадцать" А. А. Блока, "Первое свидание" А. Белого).

По отношению к прозаическим произведениям лиро-эпического жанра чаще употребляется термин "лирическая проза", она широко представлена современными автобиографическими произведениями, эссе, очерками, путевыми дневниками (А. Сент-Экзюпери, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский).

Лиро-драматический жанр - жанр смешанной формы, сочетающий в себе особенности изображения действительности, присущие лирике и драме. Например: А.П. Чехов "Вишневый сад".

Доклад 7 класс.

Лирика, в свою очередь, подразделяется также на произведе­ния разных видов, жанров. Жанр - это определенный склад произведения искусства, его постоянная основа, сочетание опре­деленных признаков, объединяющих произведения данного вида. Жанр не является чем-то внешним по отношению к смыслу про­изведения. Это не свод правил художественного оформления идеи произведения, а наоборот, глубокое выражение отношения писателя к предмету изображения. Для читателя, анализирующе­го художественное произведение, подзаголовок книги, следую­щий за названием и определяющий жанр произведения, имеет огромное значение. Жанр задает определенную тональность все­му произведению, вызывает у читателя те или иные ожидания. Говоря об основных особенностях жанров лирических произве­дений, можно сопоставить их с древними покровительницами искусства - музами. В греческой мифологии девять сестер, до­черей Зевса и богини памяти Мнемозины, были спутницами Аполлона, покровителя солнца и искусств. Остановимся на тех музах, которые связаны с лирикой как родом литературы. Поли­гимния - строгая и благородная муза торжественных песнопе­ний, гимнов. В ее жестах энергия порыва и сдержанность. Гимн - литературный жанр, берущий свое начало в глубокой древности и существующий до сих пор. Гимн прославляет какое- либо событие, человека, образ; он рожден восхищением, торже­ственен, мощен, величав. В этом главная особенность жанра. Гимн может быть написан и нерифмованным, свободным сти­хом, но сильная, торжественная мелодия в нем есть всегда. Жанр, собирая определенные признаки произведений искусства, стано­вится хранителем памяти в искусстве. От гимна ожидаем торже­ственности, звучности, мощи, от любовной песни - душевной искренности, взволнованности. Эрато - муза любовной поэзии. Ей присуще одновременно нежность и страдание. Стихотворе­ния, проникнутые фустью, называют элегиями. В них чаще все­го звучат мотивы любви, разлуки с родиной, размышления о при­роде, неудовлетворенность обществом. Евтерпа - верховная муза всей лирической поэзии, которой были отданы все другие поэтические жанры. Обычно муза изображалась с двойной флей­той в руке, нежная и изящная, легкая и дерзкая. При чтении ли­рической поэзии важно ощутить родство читателя и поэта, чтобы услышать музыку и смысл стиха. Читатель и поэт должны слить­ся в едином чувстве, как две флейты в руках у Евтерпы. Тогда стихотворение звучит, открывается его глубинный смысл. Обра­щенность лирической поэзии к читателю особенно заметна в та­ком жанре, как послание.

Выбор жанра свидетельствует об отношении поэта к изо­бражаемому, поэтому при анализе лирического произведения необходимо указать, к какому жанру принадлежит художест­венный текст, а в отдельных случаях выделить характерные жанровые черты, помогающие в постижении идейно-темати­ческого своеобразия стихотворения. В некоторых случаях знание жанровой природы лирического произведения помога­ет в анализе, указывая, на какие стороны следует обратить бо­лее пристальное внимание.

Однако не все лирические произведения имеют четкую жанровую структуру. Например, неопределимы в жанровом отношении такие лирические произведения А.С. Пушкина, как «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», М.Ю. Лермонтова «Парус», «Пророк» и др.

Основные лирические жанры:

Элегия - жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотвор­ную форму. Основные вопросы, раскрываемые в элегии: смысл жизни, человеческого существования, место поэта в мире, философские раздумья (например, элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило...», «Безумных лет угасшее весе­лье...», А.А. Ахматовой «Мартовская элегия» и др.).

Стансы - в русской поэзии XVIII - начала XIX века произведения элегической лирики (чаще медитативные, реже любовные), написанные обычно четверостишиями, чаще всего четырехстопным ямбом (например, стансы А.С. Пушкина «В надежде славы и добра...»)

Эпиграмма - в переводе с греческого ер1§гатта означает «надпись»: 1) небольшое лирическое стихотворение в антич­ной литературе, написанное на произвольную тему элегиче­ским дистихом; 2) небольшое по объему сатирическое стихо­творение, построенное, как правило, на контрасте (например, эпиграмма А.С. Пушкина: «Змея ужалила Маркела». / - «Он умер?» - «Нет, змея, напротив, околела!» и др.).

Сонет - лирическое стихотворение, состоящее из четыр­надцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета); в катренах повторяются только две рифмы, в терцетах - две или три. Расположение рифм допус­кает различные варианты (например, сонет Н.С. Гумилева «Как конквистадор в панцире железном...» и др.).

Эпитафия - надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему.

Песня - жанр письменной поэзии, выражающий опреде­ленное идейно-эмоциональное отношение; основа для после­дующих музыкальных обработок.

Гимн - торжественная песнь, принятая как символ госу­дарственного или социального единства (например, гимн Рос­сии С. В. Михалкова и др.).

Послание - стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу (например, послания А.С. Пушкина «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...» и др.).

Романс - небольшое напевное лирическое стихотворе­ние, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть положено на музыку (например, романс С.А. Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...» и др.).

Вопросы по докладу:

1) Что такое жанр?

2) С какими древнегреческими музами можно сопоставить лирические жанры?

3) Перечислите основные лирические жанры.

4) Всегда ли можно определить жанр лирического произ­ведения?

Лирике свойственен субъективизм, самораскрытие автора, искреннее представление его внутреннего мира, его порывов и желаний.

Главного персонажа лирического произведения – носителя переживания – обычно называют лирическим героем.

Большинство лирических произведений написаны в стихотворной форме, хотя лирика может быть и прозаической. Лирике в большей степени свойственны малые формы.

Обычно выделяют следующие лирические виды:

– гимн,

– ода,

– послание,

– эпитафия,

– сонет,

– лирическое стихотворение,

– элегия,

– эпиграмма,

– песня,

– романс,

– мадригал.

Гимн

Гимн (от греч. ὕμνος – хвала) – это торжественная, прославляющая песня в честь богов, победителей, героев, важных событий. Изначально элементами гимна были: эпиклеза (священное имя), просьба, ареталогия (эпическая часть).

Одним из самых известных гимнов является «Гаудеамус» (лат. gaudeamus – возрадуемся) – студенческий гимн.

«Итак, будем веселиться,

Пока мы молоды!

После веселой молодости,

После горестной старости

Нас возьмет земля…

Да здравствует Академия!

Да здравствуют профессора!

Да здравствуют все члены ее!

Да здравствует каждый член!

Пусть вечно они процветают!..»

(Из гимна «Гаудеамус», пер. С.И.Соболевского)

Ода

Ода – это поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, которому свойственны торжественность стиля и возвышенность содержания. Об оде также говорят, как о прославлении в стихах.

Широко известны оды Горация, М. Ломоносова, А. Пушкина и т.д.

«Самовластительный Злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу…»

(Из оды «Вольности», А.Пушкина)

Послание

Послание – это поэтическое письмо, обращенное к какому-либо лицу или группе лиц. По содержанию послания бывают: дружеские, лирические, сатирические и др.

«Ты, меня любивший фальшью

Истины – и правдой лжи,

Некуда! – За рубежи!

Ты, меня любивший дольше

Времени. – Десницы взмах! -

Ты меня не любишь больше:

Истина в пяти словах».

(М.Цветаева)

Эпитафия

Эпитафия (от греч. epitaphios – «надгробный») – изречение, сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи. Обычно эпитафия представлена в стихотворной форме.

«Из лавров и из роз положьте здесь венец:

Под камнем сим сокрыт любимец Муз и Граций,

Фелицы славныя певец,

Державин, Пиндар наш, Анакреон, Гораций.

(А. Е. Измайлов, «Эпитафия Г. Р. Державину»)»

Сонет

Сонет – поэтическое п роизведение, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Итальянский сонет состоит из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета. Английский – из 3-х катренов и заключительного двустишия.

Как правило, содержание сонета точно соответствует распределению мыслей: в первом четверостишии – тезис, во втором – антитезис, в двух трехстишиях – вывод.

Венок сонетов – это пятнадцать сонетов, которые в особом порядке связаны между собой. При этом последний сонет венка состоит из первых строк всех сонетов.

«Вздыхаю, словно шелестит листвой

Печальный ветер, слезы льются градом,

Когда смотрю на вас печальным взглядом,

Из-за которой в мире я чужой.

Улыбки вашей видя свет благой,

Я не тоскую по иным усладам,

И жизнь уже не кажется мне адом,

Когда любуюсь вашей красотой.

Но стынет кровь, как только вы уйдете,

Когда, покинут вашими лучами,

Улыбки роковой не вижу я.

И, грудь открыв любовными ключами,

Душа освобождается от плети,

Чтоб следовать за вами, жизнь моя».

(«На жизнь мадонны Лауры (XVII)», Ф.Петрарка)

Лирическое стихотворение

Лирическое стихотворение – малое поэтическое произведение, написанное от лица автора или вымышленного лирического героя. В лирическом стихотворении описывается внутренней мир, чувства, эмоции автора или героя произведения.

«Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне».

(«Утес», М.Лермонтов)

Элегия

Элегия – поэтическое произведение, посвященное печальным раздумьям, проникнутое грустью. Содержание элегий обычно составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь, разочарование, обреченность и т.д.

«Здравствуй, моя гора с красноватой блещущей высью,

Здравствуй, солнце, чей свет мягко ее озарил!

Вас я приветствую, нивы, тебя, шелестящая липа,

И на упругих ветвях звучный и радостный хор;

Здравствуй и ты, лазурь, объявшая неизмеримо

Бурые склоны горы, темную зелень лесов

И – заодно – меня, кто бежал из темницы домашней

И от избитых речей ищет спасенья в тебе…»

(«Прогулка», Ф.Шиллер)

Эпиграмма

Эпиграмма (от греч. ἐπίγραμμα – надпись) – небольшое сатирическое поэтическое произведение, в котором высмеивается конкретное лицо. Характерные черты эпиграммы – это остроумие и краткость.

«Гораздо меньше на земле армян,

Чем фильмов, где сыграл Джигарханян».

(В.Гафт)

Песня

Песня – небольшое поэтическое произведение, являющееся основой для последующих музыкальных обработок. Обычно состоит из нескольких куплетов и припева.

«А не спеть ли мне песню о любви

И не выдумать ли новый жанр

Попопсовей мотив и стихи

И всю жизнь получать гонорар…»

(«О любви», О.Тарасов)

Романс

Романс – небольшое напевное поэтическое произведение, которое может быть наложено на музыку. Обычно в романсе отражаются п ереживания, настроения, чувства лирического героя.

«А напоследок я скажу:

прощай, любить не обязуйся.

С ума схожу. Иль восхожу

к высокой степени безумства.

Как ты любил? – ты пригубил

погибели. Не в этом дело.

Как ты любил? – ты погубил,

но погубил так неумело…»

(«А напоследок я скажу», Б. Ахмадулина)

Мадригал

Мадригал (итал. madrigale , от лат. matricale – песня на родном языке – это небольшое музыкально-поэтическое произведение. Обычно имеет любовно-лирическое или шутливо-комплиментарное содержание.

«И как в раю магометанском

Сонм гурий в розах и шелку,

Так вы лейб-гвардии в уланском

Ее Величества полку.

(«Мадригал полковой даме», Н. С. Гумилев)

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина