Репрезентативные социологические исследования. Принцип репрезентативности в социологическом исследовании

Каково место человека в системе органического мира? На этот вопрос, казалось бы, давно дан ответ, который все чаще оспаривают и подвергают пересмотру.

Место человека в системе органического мира

Кратко можно сказать, что место человека строго определено в классификации органического мира. Он - представитель царства животные. В таблице представлены его ключевые ранги в иерархии биологического мира:

Есть несколько групп доказательств того, что человек - животное и от них произошел.

Животное происхождение человека

В пользу этого говорят:

    Сравнительно-анатомические доказательства: похожее строение клеток, расположение органов, рудименты и атавизмы у человека.

    Эмбриологическое доказательство: внутри утробы на начальном этапе развития младенец похож на детенышей некоторых животных. Это называется закон Бэра, и, если кратко, он постулирует: чем младше зародыш, тем меньше у него видовых особенностей.

    Физиологическое сходство (дыхание, питание и т. п.) человека и животного.

    Схожий хромосомный аппарат.

Есть физиологические особенности человеческого вида, которые свидетельствую, что место человека в системе органического мира среди животных:

    Прямохождение, сводчатость стопы, развитая мускулатура нижних конечностей.

    Строение позвоночника с 4 изгибами.

    Подвижные кисти рук.

    Объем мозга и, соответственно, высокая организация поведения.

    Бинокулярное зрение.

    Плодовитость ограничена: одна самка в норме вынашивает один плод.

Все эти видовые и физиологические особенности вывели человека на новую ступень эволюции.

Антропогенез и становление человечества

Антропогенез (часть эволюции, что привела к возникновению человека) начался от гоминидов. Человеческое общество получило право так называться и перестало быть стадом около 50 тысяч лет назад, когда неоантропы (кроманьонцы) образовали новый вид Homo sapiens.

Последующее развитие людей стали определять социальные, экономические и религиозные законы. Прогресс начал идти вопреки биологической природе. Чтобы быть членом общества нельзя вести себя как зверь и подчиняться инстинктам. Место и особенности человека в системе органического мира оказались таковы, что само право называться биологическим видом поставлено под сомнение.

Что выделяет человека из органического мира

Есть целый ряд высокоразвитых организмов (например, слоны или дельфины), что же выделяет на их фоне человека? Высокая социальная составляющая жизни людей: их созидательная функция, знания, труд, сознание, речь. Все это выносит место человека в системе органического мира за обычные рамки, доступные другим животным.

Принципиальные отличия человека от органического мира

Место человека в системе органического мира и его биосоциальная природа иногда противоречат друг другу. Человек не ведет себя как животное в нескольких случаях:

  1. Ему свойственно абстрактное мышление.
  2. Планирование семьи, а не бесконтрольное размножение, согласно инстинкту.
  3. Сознание (не просто высокоразвитый мозг, как у дельфинов, например, не только во всех смыслах слова большой мозг).
  4. Речь.
  5. Человек - это часть общества. Люди сосуществуют в искусственно созданной ими среде обитания.

Эти пять пунктов отражают социальную природу человека.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление - это присущая только человеку способность. Благодаря ему, место человека в системе современного органического мира уникально. После ряда повторений определенных действий и их последствий многие животные (особенно, приматы) демонстрируют образное мышление. Они способны запомнить образ, особенно, если голодны, а представить надо пищу. Но следующая ступень, абстрактное мышление, им не доступно. Представить и запомнить, сделать вывод и выделить обобщающий признак того, чего не существует, что нельзя потрогать или понюхать, они не способны.

Накопление опыта, абстрактные выводы, умение находить выходы из различных ситуаций, анализировать и, исходя из этого, принимать решение и предпринимать действия, рассуждать, обобщать понятия - привилегия людей.

В данной статье нет цели подробно разбирать понятие абстрактное мышление, но стоит привести пример того, какая пропасть отделяет от людей одних из ближайших родственников - обезьян шимпанзе. Они принадлежат к семейству гоминиды. Характерный эксперимент над ними проводился в лаборатории им. И.П. Павлова в Колтушах под Санкт-Петербургом.

Шимпанзе Рафаэль должен был, чтобы полакомиться, потушить горящий перед едой огонь на выступе полки. Он довольно быстро научился использовать для этой цели чашку и воду, которую ему предлагали в баке и других емкостях. Потом на озере на двух плотах, связанных шаткой переправой, поставили на одном еду (как всегда за огнем), а на другом чашку и бак с водой. Шимпанзе из раза в раз предпочитал совершить сложную переправу, чтобы зачерпнуть в баке, но игнорировал целое озеро воды. Стало ясно, что он не может обобщить это понятие. Вода для него привязана к образу бака. Ради справедливости к Рафаэлю стоит добавить, что, когда воду из бака убрали, в конце концов, пусть и случайно, он зачерпнул воду из озера и, потушив огонь, получил лакомство.

Созидание

Место человека в системе органического мира уже вся планета. Люди не живут строго в пределах места рождения, а подстраивают выбранное место жизни под свои нужды. И не всегда это максимально комфортная среда обитания. Но люди ее преобразуют. Это -простейшее созидание, отвечающее за покрытие насущных нужд, но которые возникли в результате осознанного выбора жизни в неподходящей среде. Люди в прямом смысле идут против биологического отбора. Не ищут максимально легкие ареалы обитания, а приспосабливают очень неподходящие.

Есть созидание творческое. Желание оставить след в истории, повлиять на окружающий мир, а не просто прокормиться.

Речь

Еще один признак абстрактного мышления человека - речь. Даже сама ее возможность. Когда неким естественным явлениям присваивается конкретное (и, кстати, абстрактное) понятие - слово и его смысловое значение. Оно не связано напрямую с тем, как и что воспринимают органы чувств в конкретный отрезок времени здесь и сейчас. Образ, который каждый человек формирует о предметах, конечно, несет в себе информацию-воспоминания о весе, температуре и прочих ассоциациях. Но с помощью слов описывают и несуществующие объекты, те, что руками не потрогать. Любимые примеры ученых - любовь или математические термины. Как описать понятие семь?

Человек - просто высокоразвитое животное

Этот проблемный вопрос. Рассмотрены доказательства животной природы и происхождения человека. Как утверждает биология, место человека в системе органического мира. Есть антропологические факторы, которые до некоторой степени объясняют, как физиологические особенности в результате могли повлиять на становление высокоразвитого индивида и человеческого общества. Но есть длинный ряд социальных факторов, которые ставят человека на другую ступень. Можно ли говорить об отдельном пятом царстве органического мира? Или продолжать выдвигать теории на тему: откуда пошел наш род? Душа - это отдельная от тела материя или это физиологические процессы, которые имитируют сознание, но остаются химией?

Чтобы примирить противоположности принято говорить о биосоциальной природе человека.

Школьная программа пока не отошла от строгой ориентированности на эволюцию. Учителя биологии и зоологии не всегда грамотно подчеркивают, что Дарвин лишь выдвинул теорию. Она популярна, но не обоснована неопровержимыми доказательствами. Наоборот, остается еще много вопросов, белых пятен и аргументов против.

Хотя основные постулаты этой теории - обязательная часть школьной программы, и необходимо их знать, чтобы быть образованным человеком с широким кругозором. Но что говорит против теории происхождения видов, кроме того, что социальная природа человека ярко выражена, а мышление уникально?

Теория происхождения видов Дарвина: главные аргументы против

Как сам Дарвин и его современники утверждали: идея эволюции носилась в те времена в воздухе. Гений самого знаменитого натуралиста, автора “Происхождения видов” в том, что он сформулировал, как из малого через миллиарды лет проистекает большое. Выживает не сильнейший, а наиболее приспособленный к постоянным изменениям окружающей среды. Это и есть краткая формулировка естественного отбора.

Противники дарвинизма обращаются к понятию несократимая сложность. Многие организмы не могли в процессе эволюции постепенно формировать (вследствие мутаций) преимущества, которыми они обладают на данном этапе развития и благодаря которым выжили в определенной среде обитания, иначе говоря, прошли естественный отбор.

Другой главный аргумент против теории эволюции - это информационная сложность хромосом и, как следствие, молекулы ДНК. Столь упорядоченная и длинная цепь не могла быть получена случайно даже за миллиарды миллиардов лет. К тому же при огромном возрасте Земли и обнаруженных ископаемых, датируемых самыми разными периодами, не обнаружено достаточное количество недостающих звеньев, переходных форм жизни, которые теория эволюции предполагает в большом объеме между всеми видами.

Вопрос происхождения самым тесным образом связан с местом человека в системе органического мира и его роли. Возможно, именно социальная составляющая жизни людей определяющая. Она налагает на человечество ответственность за всю биосферу. Роль, место человека в системе органического мира даны ему не зря - чтобы оберегать и разумно распоряжаться планетой, независимо от того, являются ли люди частью экосистемы, или просто похожи на другие биологические организмы, но имеют высшее происхождение и цель существования.

Человек и его место в мире

Деятельный же разум поистине подобает человеку. И всякий человек, в случае если он не убогий, вполне может в совершенстве следо­вать ему. И согласно ему человек абсолютно и в полной мере именуется добрым или дурным, согласно же созерцательному или практическому - только в некотором отношении и относи­тельно. Ведь человек именуется хорошим или дурным соответ­ственно ᴇᴦο добродетелям и порокам. А хороший метафизик не называется хорошим человеком, но хорошим метафизиком; и хороший домостроитель не называется хорошим в абсолютном смысле, но хорошим строителем. Вот почему человек не будет считать себя оскорбленным, в случае если ᴇᴦο назовут метафизиком, фи­лософом или кузнецом; но если ᴇᴦο назовут вором либо припи­шут ему невоздержанность, несправедливость, неблагоразумие и иные пороки, крайне вознегодует и вспылит, поскольку быть добродетельным или порочным - в нашей власти, быть же фи­лософом или строителем - не зависит от нас и не обязательно для человека. Из чего следует, что все люди должны и могут быть законопослушны, тогда как не все должны быть философа­ми, математиками, строителями и т. п.

Но что касается деятельного разума, который собственно при-

сущ человеку, то каждый должен обладать им в совершенстве. Ибо для сохранения рода Человеческого каждый человек должен быть"добродетельным в нравственном отношении и, насколько возможно, избегать порока. И порок вменяется ему в вину как ᴇᴦο лйч"ньШггорок, в каком бы состоянии он ни находился, будь он нищ, беден, богат, зажиточен, состоятелен. Быть же причаст­ным прочим видам разума не обязательно, да и невозможно. И Зуо не требуется для человеческого рода˸ ибо мир не мог бы су­ществовать, в случае если бы всякий человек был созерцателем. Да и сам этот человек не мог бы существовать, так как один-единствен­ный разряд людей, таких, как философы, не мог бы удовлетво­рить себя; а равно как если бы существовал только разряд строи­телей или инои̌ какой-нибудь в данном роде. Не должна быть, чтобы один мог в совершенстве осуществлять дело другого, не то что всех, как это происходит с различными членами человеческого тела.

Поэтому всеобщая цель человеческого рода заключается лишь в относительной причастности созерцательному и практическо­му видам разума и в совершенной причастности разуму деятель­ному. Ибо Вселенная сохранит свое совершенство, в случае если все люди будут справедливыми, добродетельными и добрыми, но не в том случае, в случае если все они будут философами, либо кузнецами, либо строителями.

Надо, однако, знать, что, как говорят Платон и Аристотель, политика есть врачевание душ и намерение политика заключает­ся в том, чтобы сделать человека скорее праведным, нежели уче­ным. Но идти к достижению этой цели нужно в соответствии с различиями между людьми разного ума. Ибо одни благородны, обладают от Бога доброй природой, склонны к добродетели един­ственно из-за её благородства и отвращаются от пороков един­ственно из-за их гнусности. И эти люди (хотя они крайне немно­гочисленны) наилучшим образом предрасположены к доброде­тельной жизни.

Человек и его место в мире - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Человек и его место в мире" 2015, 2017-2018.

Рано или поздно каждый из нас задумывается о своем предназначении и месте в мире. Иногда это происходит в юности, а иногда люди проживают жизнь, не задумываясь, и в старости пожинают плоды бессмысленно прожитых лет. Мне кажется, что думать о своем предназначении важно и нужно, ведь от этого может зависеть судьба. Поиски себя и своего места в мире – задача непростая, однако, чем раньше человек начинает задумываться об этом, тем лучше.Мировоззрение человека формирует его будущие поступки. Считаешь ли ты, что человек – хозяин своей судьбы, или пассивно плывешь по течению? От ответа на этот вопрос зависит, станет ли человек предпринимать активные действия для того, чтобы сделать свою жизнь насыщеннее и полноценнее, или будет пассивно ждать чуда. Я отношу себя к первой категории людей. Я считаю, что каждый человек рождается с определенным потенциалом, и очень важно себя реализовать. Конечно, все люди разные, у всех разные способности и разные возможности для успешного старта в жизни. Но для себя я решила, что буду делать все возможное, чтобы максимально раскрыть себя и быть полезной людям.Место в мире – это, прежде всего, профессия. Я решила стать учителем, потому что именно в этой профессии я смогу чувствовать, что приношу реальную пользу. В современном мире детям часто не хватает любви, живого человеческого общения, грамотного совета. Нынешние родители утопают в собственных ежедневных заботах, и часто им не до детей. Я уверена, что школа может справиться с этой проблемой. Хороший учитель – это не только преподаватель определенной дисциплины, но еще друг и наставник. Поэтому так важно давать детям тепло и внимание, в первую очередь.Каждый человек стремится к гармоничной жизни, пусть даже неосознанно. Однако гармонию каждый представляет по-своему. Я считаю, что важно реализовать себя во всех сферах жизни, поэтому в будущем мне бы хотелось создать семью и воспитать хороших детей.Важно также адекватно оценивать свою значимость для мира. Некоторые люди забывают, что каждый из нас – лишь один из шести миллиардов. Десятки тысяч людей рождаются и умирают ежедневно. Поэтому, наверно, не стоит вести себя так, будто ты - властелин мира и вершитель судеб… Скромность украшает, так было и будет во всем времена. С другой стороны, многим людям свойственно впадать в другую крайность и недооценивать себя. Это тоже неправильно, ведь каждый день дарит нам множество возможностей для развития и помощи другим, и не стоит ими пренебрегать.Таким образом, вопрос о поиске своего места в жизни – вопрос очень сложный, и может потребоваться очень много времени, чтобы ответить на него. При этом очевидно, что стоит задумываться о таких вещах, чтобы впоследствии не пришлось раскаиваться в своем бездействии или горьких ошибках, совершенных в спешке. Для себя я решила, чего хочу и к чему стоит стремиться. Надеюсь, что обстоятельства будут складываться благоприятно, и моя жизнь будет интересной, насыщенной и гармоничной.