Откликнуться на резюме что написать. Как правильно писать отклик на вакансию

Порталы поиска работы сегодня позволяют соискателям написать пару слов вдобавок к своему резюме. Отправляя его прямо на почту HR-отдела, кандидат сталкивается с необходимостью что-то написать потенциальному работодателю. Не всегда понятно, каким должно быть это письмо: кратким пересказом резюме, признанием в любви компании или неформальным рассказом о себе.

Вот несколько советов о том как писать отклик на вакансию с несколькими удачными и неудачными примерами их написания.

Зачем писать письмо работодателю

Писать сопроводительное письмо к отклику на вакансию однозначно стоит. Рекрутеры получают сотни похожих резюме, где чуть варьируется образование и места работы, но в среднем заявки подают кандидаты с близким опытом и навыками. Наличие сопроводительного письма и его качество становится ещё одним плюсом в вашу пользу - и почему бы не увеличить их количество?

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРУЮ В СЛУЧАЕ УСПЕШНОГО НАПИСАНИЯ СОПРОВОДИТЕЛЬНОГО ПИСЬМА ВЫ СМОЖЕТЕ О СЕБЕ СООБЩИТЬ:

Умение красиво выражаться и строить предложения (резюме с его пунктами и буллитами не позволяет оценить этот навык).

Вашу мотивацию - почему вам интересна именно эта позиция в этой компании (особенно это важно, если вы, всю жизнь проработав в маркетинге, подаёте заявку на продажи).

Какой ваш опыт может быть наиболее полезен компании (в резюме может быть масса проектов - вычленить из них те, что особенно характеризуют вас как сильного аналитика, менеджера по развитию, переговорщика или специалиста в ВЭД, может быть не так просто).

Что вы знаете о компании: сопроводительное письмо - единственный способ показать потенциальным работодателям, что вы не отправляете ваше резюме всем подряд, а особенно заинтересованы в этой позиции.

Кроме того, в сопроводительном письме можно сослаться на конкретных сотрудников компании, благодаря которым вы узнали о ней, - это поможет создать впечатление, что вы не просто «человек с улицы».

Но вас может посетить вопрос: для чего нужно ещё и писать письмо, если у вас и так прекрасное резюме? Потому что каждая компания ищет лояльных и замотивированных работников, которые не просто проводят время в офисе с девяти до шести, а заинтересованы в развитии бизнеса, хотят работать именно здесь.

Что писать в письме

Объём подобного письма должен составлять примерно половину листа А4. Способность уложиться в эти рамки в том числе позволяет работодателю оценить ваше умение чётко и лаконично выражать ваши мысли без лишней воды.

Давайте рассмотрим примеры удачных и неудачных писем, которые помогут вам понять, что стоит писать.

Пример 1

Добрый день.

Я бы хотел присоединиться к вашей компании на позицию бизнес-аналитика.

На мой взгляд, консалтинг - лучшая сфера, чтобы начать мою карьеру, потому что предлагает уникальный профессиональный опыт по нескольким причинам. Возможность работы на проектах в различных индустриях и странах соответствует моим карьерным интересам и также позволит развить мои навыки. Безусловно, это потребует от меня готовности работать сверх рабочего времени, однако это является для меня приемлемым и интересным, так как я хотел бы иметь нестандартную офисную работу.

Я выбрал именно вашу компанию благодаря её динамичному росту и команде молодых и амбициозных сотрудников. Ваша компания нанимает талантливых выпускников с разнообразным бэкграундом, поэтому у меня будет возможность учиться у лучших.

Я думаю, что мои навыки и опыт также будут полезны вашей компании. Стремление разбираться в том, как работают различные процессы, в соответствии с логикой и фактами, всегда было для меня стимулом. Мой опыт в компании … научил меня структурному подходу, основанному на оценке фактов и гипотез и инновационному мышлению для нахождения идеального решения. Свои лидерские качества я развил благодаря организации пяти международных мероприятий в рамках … компании. Свои навыки презентации я смог развить благодаря участию в …

Я благодарю вас за рассмотрение моего резюме и буду рад побеседовать с вами в ходе интервью.

Искренне ваш, ….

КОММЕНТАРИЙ: В сопроводительном письме приводятся некоторые особенности компании (динамичный рост, наём молодых, амбициозных и талантливых) и уточняется, почему это важно кандидату. Он объясняет, какие навыки могут быть полезны для компании, в каких релевантных проектах он участвовал. Лексика выверена, письмо написано корректным лаконичным бизнес-стилем.

Из недостатков можно отметить введение, которое написано общими словами: это может навести на мысль, что сопроводительное письмо писалось для нескольких компаний похожего профиля.

Пример 2

На мой взгляд, я смогу эффективно решить стоящие перед этой позицией задачи благодаря моему опыту в компании …, где я отвечала за вывод на рынок бренда …, в результате были открыты десять бутиков, в которых я была ответственна за оперативное управление, P&L, закупки, маркетинговые акции. Позже я выводила на рынок бренд …, было открыто.. , где я отвечала за всё, от стратегического планирования до обеспечения высокого уровня сервиса для клиентов. За два года удалось вывести бренд на безубыточность, а также расширить клиентскую базу до … человек.

Пустое электронное письмо с резюме во вложении становится дурным тоном. Мы расскажем, как лучше составить текст, который должен быть в теле электронного послания. Или, если резюме отправлено по факсу – на листке, который вы первым вставляете в факсимильный аппарат. Называется такой текст сопроводительным письмом.
Англичане именуют этот документ Cover letter . «Cover» в дословном переводе на русский – «обложка».

Зачем его писать

На Западе отклик на вакансию, в котором нет сопроводительного письма, немыслим. В любой развитой стране с давними традициями свободного рынка такого просто не бывает. Да и у нас все больше работодателей могут ограничить свое знакомство с претендентом лишь текстом сопроводительного письма. Тогда до резюме (смотрите статью «Как правильно составить резюме ») дело доходит только при условии, что заинтересовало сопроводительное письмо. Если же вы отправляете резюме без сопроводительного письма, высока вероятность, что его никто не прочтет и все ваши усилия насмарку.
Да даже если будущий босс или его служба персонала не придают наличию сопроводительного письма принципиального значения, тем лучше для вас. Больше шансов, что именно оно выделит вашу кандидатуру из общего немалого потока (счет откликов на размещенную в открытом доступе вакансию обычно идет на сотни, а то и на тысячи, а время у того, кто все это читает, ограничено).

Предваряя основной текст резюме, убедите потратить на вас время

Сопроводительное письмо позволяет снять многие вопросы и развеять сомнения, которые могут возникнуть у потенциального работодателя при чтении резюме. А чем больше у него сомнений, тем выше вероятность, что приглашать претендента на собеседование не будут.
Например, вы при смене работы перешли с руководящей должности на рядовую. Сам этот факт может отпугнуть: скорее всего, человек идет на более низкую должность, потому что не справился, рассуждает работодатель. Неудачников, как известно, никто не жалует.
Реальные причины для этого могут быть иные. Скажем, появилось возможность освоить более интересное вам в профессиональном плане направление, опыта в котором у вас, однако, пока недостаточно, но новая работа предполагала перспективу роста. При таком раскладе сам Бог велел разъяснить эту ситуацию в сопроводительном письме.
Особенно возрастает роль сопроводительного письма, если поиск новой работы предполагает также смену сферы деятельности. В самом этом явлении ничего криминального нет, а на Западе вообще считается нормой, когда человек производит так называемый career changing в среднем два-три раза в жизни.

Что писать. Полный вариант

Оптимально обратиться к тому, кто получит ваш отклик на вакансию, по имени и фамилии. Имя контактного лица может быть в описании вакансии. Обычно там человек пишет то обращение, которое хотел бы услышать от соискателей. Так что если указано отчество, лучше приветствовать «уважаемый, Иван Иванович».
Узнать, как зовут менеджера по персоналу, можно на сайте компании, или же спросить по телефону у секретаря. Ну, а если ответ все же не найден, остается ограничиться обращением «уважаемый(ая) менеджер по персоналу компании (название)». Главное – не ошибиться в имени контактного лица или названии фирмы. Такие ляпы, по свидетельству специалистов по подбору персонала, встречаются очень часто и производят не лучшее впечатление.
После приветствия надо указать, на какую вакансию вы претендуете и откуда о ней узнали – в Интернете или от знакомых. Если информация получена вами из открытых источников (Интернет, печатные СМИ по трудоустройству, служба занятости и др.), обязательно укажите, из какого именно.
Например, «меня заинтересовала вакансия (должность в родительном падеже – менеджера по продажам, системного администратора и т.п.) на сайте (название ресурса)» или «о которой я узнал от сотрудника Вашей компании (имя, фамилия)».
Затем – кратко объяснить, почему вам интересны именно эта позиция и именно это компания.
Тут вам в помощь описание вакансии и вся информация о предполагаемом работодателе, которую только можно найти в открытых источниках: сайт фирмы, публикации о ней в прессе, отзывы знакомых, которые там работали или имели с ней дело, например, как заказчики. Если речь идет о предприятии, название которого не на слуху (такое тоже не редкость, особенно в малом бизнесе), не будет лишним прогнать название по нескольким поисковикам. Результаты поиска могут быть, к слову, совершенно неожиданными. Но здесь тот самый случай, когда, чем больше информации, тем лучше.
Не помешает предотвратить возможный вопрос: «Почему вы решили сменить работу?». Здесь важно ни в коем случае не ругать текущего (или последнего) работодателя и не льстить будущему. Оптимальный вариант – отсутствие в силу объективных причин возможности для развития в желаемом направлении на текущей работе и лучшие перспективы для этого на будущей. Но без убедительной аргументации не поверят. Если причиной поиска новой работы стали серьезные проблемы у компании, придется приложить все усилия, чтобы показать, что не вы стали причиной этих проблем, а причиной вашего увольнения – не претензии к вам лично и не ваша недостаточно эффективная работа. Если в вашем хронологическом резюме есть существенные перерывы между датами увольнения и дальнейшего принятия на новую работу, то именно в сопроводительном письме вы можете дать этому разумное объяснение.
В условиях финансового кризиса многие сталкивались с тем, что компании вынуждены сворачивать до лучших времен намеченные, а то и начатые проекты, реализация которых требует изрядных вложений. И люди, задействованные в них, становятся ненужными. И совсем не потому, что плохие работники.
Если вы потеряли работу именно по этой причине, ваша задача – максимально ясно донести свою ситуацию до работодателя еще через сопроводительное письмо. Но – кратко.
После объяснения, чем предлагаемая работа интересна вам, самое время рассказать, чем интересны работодателю вы. А это ваши наиболее актуальные для предлагаемой позиции ключевые навыки, отшлифованные прежним рабочим опытом, опыт решения задач, которые ставятся в ее рамках, успешно реализованные проекты. Перечислять все ни к чему. Лучше просто упомянуть наиболее важные. И корректно отослать к резюме: «Более подробную информацию о моем профессиональном опыте Вы можете получить из прилагаемого резюме».
Если ваши работы можно оценить на глаз, предложите ссылку на них, снабдив ее комментарием в духе: «Предварительно оценить мой профессиональный уровень Вы можете на моем сайте (на сайте моего последнего места работы и проч. в зависимости от ситуации)». Лучше всего прямая ссылка на конкретную работу, которую вы считаете самой достойной из наиболее близких к тому, чем вы хотели бы заниматься на новом месте.
В финальной части сопроводительного письма рекомендуется оговорить с потенциальным работодателем дальнейшее взаимодействие: будете ли вы ждать его реакции или через некоторое время позвоните сами (при этом придется четко выдержать оговоренный срок), указать свои контакты (телефон, E-mail) и вежливо поблагодарить его за внимание к вашему письму и потраченное на его чтение время.

Краткий вариант :

«Менеджеру по персоналу компании (название)
Здравствуйте!
Меня заинтересовала вакансия (должность) в Вашей компании, размещенная на сайте (название – или другой источник). Я соответствую всем требованиям к претендентам на данную позицию. Более подробную информацию Вы можете получить из моего резюме во вложенном файле. Если вас заинтересует моя кандидатура, буду рад ответить на все вопросы.
Спасибо за внимание.
С уважением,
(подпись)
Контакты: телефон,
E-mail
»

Формальная сторона

Главное требование к сопроводительному письму – краткость. Не больше страницы! Ведь ваша задача – убедить работодателя открыть и прочитать файл резюме, а после ознакомления с ним – пригласить вас на собеседование, очень редко (только если уместно) тем же письмом отправляют скан с прошлого места работы. Как и любое официально послание, сопроводительное письмо должно быть составлено по строгим стандартам делового этикета. Кроме того, сопроводительное письмо – это своего рода «продающий текст», состоящий из пяти-шести предложений каждый (без вступления).
Шрифт, которым будет написано ваше сопроводительное письмо (и резюме) должен восприниматься легко. Как мы уже писали - обычно 12-14 кегль.

подготовил P.Царeв

Еще года 3-4 назад я писала, что технологии подбора персонала - это игра, правила которой: а) известны только одной стороне – работодателю, б) постоянно меняются. Так оно и было, и мы, карьерные консультанты, добровольно взяли на себя функцию информировать кандидатов о том, что от них ждут. Сейчас времена другие, и процесс рекрутинга перестал быть тайной для соискателя. На тему поиска работы написано и сказано очень много. И все это можно найти в сети совершенно бесплатно. Оттого становится совсем грустно, что люди, заинтересованные в трудоустройстве, снова и снова совершают одни и те же ошибки.

По своему опыту подбора персонала хочу дать обратную связь, что вы, возможно, делаете не так. И как это поправить.

Ошибка 1. Читаете невнимательно объявление о вакансии в части дополнительных условий для кандидатов. Если работодатель просит откликаться только письменно, то не нужно звонить без предварительной отправки письма с резюме. Раз вы изначально игнорируете его пожелания, о каком сотрудничестве и найме может идти речь?

Ошибка 2. Не выполняете требований потенциального нанимателя. Если в вакансии указано обязательное условие – наличие сопроводительного письма, то оно должно быть. И не таким, в 2 фразы: заинтересовала ваша вакансия, высылаю свое резюме (или: прошу рассмотреть мою кандидатуру и т.п.), а развернутым – что именно вас заинтересовало, и почему вы считаете себя подходящим кандидатом. И еще. Не нужно в письме говорить только о том, как вам интересна и нужна данная работа, - это сразу отворачивает от вас работодателя, так как он видит ваш эгоцентризм: все только мне-мне-мне. А что вы-то готовы предложить компании? В чем ваша ценность?

Ошибка 3. Запрос в резюме не соответствует названию вакансии. К примеру, на позицию «продавец-консультант» приходят резюме с заголовком: бухгалтер, эколог, инженер по настройке оборудования, кладовщик и т.п. Я не утрирую, реально так и есть! Нужно понимать, что в этом случае специалист по подбору персонала даже открывать ваше резюме не будет. Зачем, когда и так понятно, что кандидат: а) не соответствует требованиям, б) ищет работу, но не хочет хоть как-то потрудиться, чтобы как минимум поправить запрос в своем документе. Вот представьте себе, что вы приходите в магазин и просите продать вам смартфон. А продавец в ответ приносит вам утюг, фотокамеру или фритюрницу. Как бы вы отреагировали на это? Так почему вы решили, что в поиске работы можно одно заменить совсем другим, неподходящим? О каких продажах может идти речь, если соискатель не слышит своего потенциального клиента? И это касается не только данной позиции. Высший менеджмент тоже на вакансию коммерческого директора присылает резюме, озаглавленное «генеральный директор». Запомните: нерелевантные отклики сразу идут в мусорную корзину.

Ошибка 4. Перечисление в одном запросе должностей из разных профессиональных или функциональных сфер. Это стало уже общим местом, но снова и снова приходят резюме, где через запятую звучат: маркетолог, менеджер по продажам, финансовый аналитик и т.п. Или другой вариант: генеральный директор, финансовый директор, коммерческий директор… Так и хочется ответить известной фразой: вы уж определитесь, пожалуйста! Как карьерный консультант я понимаю, что все мы в большинстве своем – мультифункционалы, и можем многое. Да и опыт получился разноплановый. НО! если вы ищете работу по найму, то вас рассматривают под конкретную функцию и хотят видеть состоявшимся профессионалом с горящими глазами именно в ней. Поэтому работодателю так важно понять: а) в чем ваша сила, б) что вы хотите. У специалиста по персоналу – внутреннего (в компании-работодателе) или внешнего (работающего в кадровом агентстве) - точно нет задачи подбирать под вас вакансию, анализировать ваш опыт и решать, какая сфера или позиция вам лучше всего подходит. В этом вам как раз может помочь карьерный консультант. Поэтому либо обращайтесь к нему, либо под разные запросы делайте разные резюме.

Ошибка 5. Несоответствие требованиям вакансии. Заголовок в резюме вы можете поправить, но если в описании опыта или профессиональных знаний, навыков у вас нет того, что является критичным для работодателя, не тратьте время - свое и его. Обычно в объявлении о вакансии компании указывают, что для них обязательно, а что – желательно. Так вот, обязательное требование – это значит, что без него никак вашу кандидатуру не будут рассматривать. Совсем. К примеру, звучит: знание иностранного языка или наличие опыта розничных продаж. Не нужно писать, что вы выучите язык или быстро освоите работу продавца (а это, помимо продаж, еще и умение работать с кассовым аппаратом, проводить инкассацию и инвентаризацию, знание основ мерчендайзинга). Поймите, что компании нужен готовый сотрудник, знающий и умеющий уже сегодня, а не через месяц. Когда она может себе позволить ждать и развивать новичка, так и будет указано: можно без опыта работы, всему научим.

Ошибка 6. Избыток квалификации. Многим людям кажется, что если они поразят своей крутостью работодателя, их тут же пригласят на работу. Друзья, процесс трудоустройства – это не посты в социальных сетях, где можно расправлять павлиний хвост перед своим окружением, вызывая зависть и восхищение. Здесь работают другие законы, а именно – точное совпадение кандидата с контуром позиции: не больше и не меньше. А то ведь как бывает в реальности: рядовая линейная позиция – продавец, бухгалтер, специалист какого-то отдела и т.п., – а на нее приходят отклики от соискателей, которые и в резюме, и в сопроводительном письме указывают, какие высокие управленческие позиции они занимали, какими сложными проектами и командами руководили. Даже если так и было, зачем на этом акцентировать внимание, если здесь от вас ждут четкого исполнения своих обязанностей рядового сотрудника? Ваши амбиции вызывают сомнения в вашей управляемости и наводят на мысль, что вы заскучаете от простых задач. Люди постарше обычно это понимают, а вот молодежь ну очень любит прихвастнуть своим статусом в прошлом. Еще раз: наниматель – не ваш френд из соцсети, ему ваша крутость не очень интересна.

Ошибка 7. Отсутствие логики в поведении и откровенная ложь. Как это проявляется: к примеру, кандидат при отклике на вакансию или в телефонном интервью говорит, как он заинтересован работать именно в данной компании, как давно ее знает и любит ее продукцию и т.п. В общем, поет соловьем. А потом его приглашают на очное собеседование, а он либо вообще не реагирует на приглашение, либо сообщает, что выбрал другого работодателя. Да, это право каждого – предпочесть что-то другое. НО! Нужно понимать, что в эту компанию ему путь уже, скорее всего, будет закрыт, если в той, другой, что-то не сложится. Специалист по персоналу выводы из такого непоследовательного поведения соискателя точно сделает. Кому нужны в качестве сотрудников не очень искренние люди? Поэтому либо не говорите лишнего, либо отвечайте за свои слова.