Химия егэ сложно ли. Сложно ли сдать ЕГЭ по физике, обществознанию, биологии и химии? Книги и пособия для подготовки

    Познакомьтесь с преподавателем или учителем. Чтобы успешно сдать экзамен, следует познакомиться с преподавателем и рассказать ему, что вам дается с трудом.

    • Ко многим преподавателям можно подойти вне уроков, если студентам нужна помощь. Кроме того, у них обычно есть методические издания.
  1. Соберите группу для занятий. Не стесняйтесь того, что химия дается вам тяжело. Этот предмет сложен практически для всех.

    • Работая в группе, люди, которые смогут быстро понять какую-то тему, объяснят ее остальным. Разделяйте и властвуйте.
  2. Прочитайте нужные параграфы в учебнике. Учебник по химии - не самое захватывающее чтиво, но вам следует внимательно ознакомиться с материалом и выделить текст, который вам не понятен. Составьте список вопросов и понятий, которые вам сложно понять.

    • Вернитесь к этим частям позже со свежей головой. Если вам все равно трудно, обсудите тему в группе или обратитесь за помощью к преподавателю.
  3. Ответьте на вопросы после параграфа. Даже если материала много, вы, возможно, запомнили больше, чем вам кажется. Постарайтесь ответить на вопросы в конце главы.

    • Иногда в учебниках есть поясняющие материалы в конце, которые описывают правильное решение. Это поможет вам понять, где вы совершили ошибку в рассуждениях.
  4. Изучите диаграммы, изображения и таблицы. В учебниках используются наглядные способы передачи информации.

    • Посмотрите на изображения и схемы. Это позволит лучше понять некоторые концепции.
  5. Попросите у преподавателя разрешения записывать лекцию на диктофон. Сложно записывать информацию и при этом смотреть на доску, особенно если речь идет о таком непростом предмете, как химия.

    Ознакомьтесь с вопросами прежних экзаменов. Иногда студентам выдают вопросы, которые встречались на экзаменах в прошлые годы, чтобы они могли лучше подготовиться.

    • Не заучивайте ответы. Химия - это предмет, где для ответа на вопрос важно понимать, о чем идет речь, а не только повторять заученный текст.
  6. Воспользуйтесь учебными онлайн-ресурсами. Посетите все сайты, которые рекомендует преподаватель.

    Научитесь определять изменения, которые происходят при химической реакции. Химические реакции начинаются с базовых элементов или соединений, которые вступают в реакцию. В результате соединения получается продукт реакции или несколько продуктов.

    Выучите разные типы реакций. Химические реакции могут происходить под воздействием различных факторов, а не только при соединении элементов.

    Используйте все доступные ресурсы. Вам нужно будет понять разницу между основными реакциями. Используйте все возможные материалы, чтобы понять эту разницу. Не бойтесь задавать вопросы.

    • Понять, что меняется при химических реакциях, не так просто. Это будет одной из самых сложных задач на занятиях по химии.
  7. Осмыслите реакции с точки зрения логики. Постарайтесь не запутаться в терминологии и не сделать все еще сложнее. Все реакции направлены на превращение чего-то во что-то другое.

    • К примеру, вы уже знаете, что получится, если соединить два атома водорода и один атом кислорода, - вода. Поэтому если налить воду в кастрюлю и поставить на огонь, что-то изменится. Вы провели химическую реакцию. Если поставить воду в холодильник, произойдет реакция. Вы изменили что-то, что задействовало вещество, участвующее в реакции, то есть воду.
    • Пройдитесь по каждому типу реакции, пока не поймете все. Сконцентрируйтесь на источнике энергии, который провоцирует реакцию, и основных изменениях, которые становятся результатом реакции.
    • Если вам сложно разобраться в этом, составьте список непонятных нюансов и покажите его преподавателю, сокурсникам или любому человеку, который хорошо разбирается в химии.

Расчеты

  1. Знайте последовательность основных вычислений. В химии иногда нужны очень точные расчеты, но часто достаточно базовых знаний математики. Важно понимать, в какой последовательности осуществляются расчеты.

    • Сначала делаются расчеты в скобках, затем вычисления в степенях, затем умножение или деление и в конце - сложение или вычитание.
    • В примере 3 + 2 x 6 = ___ правильным ответом будет 15.
  2. Не бойтесь округлять очень длинные числа. В химии часто округляют, потому что нередко ответом на уравнение служит число с большим количеством цифр. Если в условии задачи даны инструкции по округлению, учтите их.

    Поймите, что такое абсолютное значение. В химии у некоторых чисел есть абсолютное, а не математическое значение. Абсолютное значение - это все значения до числа от нуля.

    Знайте все распространенные единицы измерения. Вот несколько примеров.

    • Количество вещества измеряется в молях (mol).
    • Температура измеряется в градусах по Фаренгейту (°F), Кельвину (°K) или Цельсию (°C).
    • Масса измеряется в граммах (г), килограммах (кг) или в миллиграммах (мг).
    • Объем жидкости измеряют в литрах (л) или миллилитрах (мл).
  3. Потренируйтесь переводить значения из одной системы измерения в другую. На экзамене вам придется заниматься такими переводами. Возможно, вам нужно будет перевести температуру из одной системы в другую, фунты - в килограммы, унции - в литры.

    • Вас могут попросить дать ответ в единицах, отличных от единиц в условии задачи. К примеру, в тексте задачи температура будет указана в градусах по Цельсию, а ответ нужен будет в градусах по Кельвину.
    • Обычно температуру химических реакций измеряют в градусах по Кельвину. Потренируйтесь переводить градусы по Цельсию в градусы по Фаренгейту или Кельвину.
  4. Не спешите. Вдумчиво прочитайте текст задачи и научитесь переводить единицы измерения.

    Умейте рассчитывать концентрацию. Отточите знания основ математики, рассчитывая проценты, соотношения и пропорции.

    Попрактикуйтесь на данных о пищевой ценности продуктов на упаковках. Чтобы сдать химию, вам нужно уметь рассчитывать соотношения, пропорции и проценты в разных последовательностях. Если вам это сложно, начните тренироваться на привычных единицах измерения (к примеру, на упаковках пищевых продуктов).

    • Возьмите упаковку с данными о пищевой ценности. Вы увидите расчет калорий на порцию, рекомендуемую порцию продукта в день в процентах, общее количество жира, процент калорий от жира, общее количество углеводов и разбивку по типам углеводов. Научитесь высчитывать различные соотношения, отталкиваясь от этих значений.
    • Например, рассчитайте количество мононенасыщенного жира в общем количестве жиров. Переведите в процентное соотношение. Рассчитайте, сколько калорий содержится в упаковке, зная количество порций и калорийность каждой порции. Рассчитайте, сколько натрия содержится в половине упаковки.
    • Это поможет вам с легкостью переводить химические значения из одной системы в другу, например, моли на литр, граммы на моль и так далее.
  5. Научитесь использовать число Авогадро. Это число отражает количество молекул, атомов или частиц в одном моле. Постоянная Авогадро равняется 6.022x1023.

    Подумайте о морковке. Если вам сложно понять, как использовать число Авогадро, попробуйте считать морковь, а не атомы, молекулы или частицы. Сколько морковок содержится в дюжине? Мы знаем, что дюжина - это 12, значит, в одной дюжине 12 морковок.

    Разберитесь в молярности. Подумайте о количестве молей вещества, содержащегося в жидкости. Очень важно понять этот пример, поскольку речь идет о молярности, то есть о пропорции вещества, выраженного в молях на литр.

    Сведите уравнения к эмпирической формуле. Это означает, что ответ будет верным лишь в том случае, если вы доведете все значения до их простейшей формы.

    Знайте, что включается в молекулярную формулу. Молекулярную формулу не нужно доводить до простейшей, или эмпирической, формы, поскольку в ней сказано, из чего именно состоит молекула.

    • Молекулярная формула записывается с помощью аббревиатур элементов и количества атомов каждого элемента в молекуле.
    • К примеру, молекулярная формула воды - это H2O. Это означает, что в каждой молекуле воды содержится два атома водорода и один атом кислорода. Молекулярная формула ацетаминофена - C8H9NO2. У каждого химического соединения есть молекулярная формула.
  6. Помните, что математика в химии называется стехиометрией. Вы встретите этот термин. Это описание того, как химия выражается в математических формулах. В химической математике, или в стехиометрии, количества элементов и химических соединений часто выражаются в молях, процентах в молях, в молях на литр или в молях на килограмм.

    Попросите о дополнительных заданиях. Если вам тяжело даются уравнения и конвертации, поговорите с преподавателем. Попросите дать вам больше задач, чтобы вы могли поработать над ними самостоятельно, пока суть всех явлений не станет вам понятна.

Язык химии

    Научитесь понимать диаграммы Льюиса. Диаграммы Льюиса иногда называют точечными диаграммами. Это простые схемы, на которых точками обозначаются свободные и связанные электроны во внешней оболочке атома

    Узнайте, что такое правило октетов. При построении диаграмм Льюиса используется правило октетов, которое гласит, что атом становится стабильным, когда у него есть доступ к восьми электронам во внешней оболочке. Водород является исключением - он считается стабильным при наличии двух электронов во внешней оболочке.

). Но наверстать упущенное и разобраться наконец в таблице растворимости и формулах - не поздно. И не только в них, если составить чёткий план и выбрать правильные материалы. О подготовке к ЕГЭ по химии - преподаватель химии и автор телеграм-канала «ФарСмацевтика» Анна Тихонова.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

В этом году форма экзамена почти не изменилась: вместо 34 заданий их будет 35 . Но из-за этого немного изменится система пересчёта первичных баллов в тестовые. Экзамен состоит из двух частей: первая предполагает выбор цифр или последовательности цифр (29 заданий), вторая - ответы с развёрнутым ответом (6 заданий). Максимальное количество первичных баллов, которое можно набрать за первую часть, - 40, за вторую - 20 . Обычно мои ученики начинают паниковать уже на этой стадии - когда узнают о заданиях. Но на самом деле всё не так страшно, как кажется.

1. Найдите человека, которому вы сможете задавать вопросы

Необязательно нанимать репетитора. Этим человеком может быть учитель в школе или знакомый студент, который учится на химфаке. Главное - не стесняться задавать даже самые глупые, на ваш взгляд, вопросы и стараться закрывать пробелы, которые возникают во время подготовки. Поверьте, то, что у вас появляются хоть какие-то мысли насчёт химии, уже говорит о том, что процесс запущен. Смело поднимайте руку прямо во время урока, расспрашивайте репетитора, участвуйте в обсуждениях в тематических сообществах и не бойтесь выглядеть глупо в глазах других.

2. На экзамене у вас будет три официальные шпаргалки. И в них нужно разбираться

Это таблица Менделеева, таблица растворимости и ряд напряжения металлов . В них содержится около 70% информации, которая поможет вам успешно сдать экзамен. На остальные 30% от вашего успеха приходится ваше умение пользоваться ими.

Чтобы разобраться с таблицей Менделеева, нужно сначала изучить периодические свойства элементов: строение атомов элементов, электроотрицательность, металлические, неметаллические, окислительные и восстановительные свойства, валентности, степени окисления. Если запомните их - не придётся запоминать свойства каждого отдельного элемента или каждого отдельного вещества в природе. Достаточно взглянуть в таблицу и вспомнить о периодическом законе.

Подсказка для тех, кто вечно всё забывает: F (Фтор) самый сильный неметалл и самый электроотрицательный элемент, а Fr (Франций) - наоборот (самый сильный металл и наименее электроотрицательный элемент). Это поможет с чего-то начать.

3. Повторяйте математику. Химию без неё не сдать

Конечно, никто не просит вас интегрировать или дифференцировать и вообще на экзамене можно пользоваться непрограммируемым калькулятором. Но повторить темы процентов и пропорций - обязательно. Формул, которые необходимы для решения задач, не так уж и много. Запомнить нужно только основные: формула для расчёта массовой доли, массы вещества, объёма, количества вещества, плотности и выхода продукта. Зная их, вы сможете без проблем выводить другие.

Попробуйте вывести из формулы массовой доли массу раствора или, зная массу и молярную массу вещества, определить его количество. Через несколько недель тренировок вы заметите, что все эти формулы связаны между собой и, если вы что-то забыли, всегда можно вывести нужную вам формулу из другой.

4. Таблица химических реакций - ваш помощник

Веществ в химии действительно очень много, их можно систематизировать и выявить закономерности. Вам поможет таблица взаимодействия веществ между собой. Распечатайте её и держите перед глазами, когда только начнёте решать цепочки или реакции.

Фото: chemistrytutor.wordpress.com/2008/05/15/inorg

Как ей пользоваться?

  • Научитесь определять класс веществ (оксиды, кислоты, соли, основания, металлы и неметаллы) и разберитесь в типах реакций, чем они друг от друга отличаются.
  • В реакцию вступает минимум два вещества. Определяете, к какому классу относится первое вещество. Находите соответствующий пункт в таблице справа (или вверху).
  • Проделайте то же самое со вторым веществом, ищите пункт сверху таблицы (или справа).
  • Смотрите на пересечение этих двух пунктов в таблице - это ответ, который получается в реакции.

На экзамене такой шпаргалкой пользоваться нельзя. Но во время подготовки вы легко запомните, что получается, если, например, реагируют кислота и щелочь, и другие вещества. А это около 80% заданий на ЕГЭ.

5. Берите книжки ФИПИ и идите от простого к сложному

На самом деле не важно, какой учебник вы выберете для подготовки к ЕГЭ. Берите тот, где вам будет понятен материал и в котором есть все темы, которые встретятся на экзамене. Что касается тестов, здесь тоже не нужно изобретать велосипед: я рекомендую пользоваться книжками ФИПИ. Тот материал, который они дают, максимально приближен к тому, что будет на экзамене. И можно решать тексты по изученным темам прямо на их сайте .

Начать стоит с блоков, которые встречаются чаще всего:

Остальные блоки сложнее. После того, как прорешаете задания по основным блокам, вы поймёте, в каких темах у вас пробелы, а какие вы знаете хорошо. Закрепите темы, которые вы знаете лучше остальных, и вернитесь к изучению теоретической базы тех тем, которые даются хуже. Учите тему и выполняйте по 20 упражнений в день. Если времени для подготовки мало, сосредоточьтесь на заданиях, темы которых вам ясны. Лучше целиком решить задание с ОВР (окислительно-восстановительными реакциями), чем не сделать ничего.

6. Теория хорошо, но без тестов всё равно никуда

Если кажется, что вы всё знаете из теории и вам не нужно тратить время на решение тестов - это не так. Большинство ошибок на экзамене случается из-за того, что ученик неправильно прочитал задание или не понял, что от него хотят. Чем чаще вы будете решать тесты, тем быстрее поймёте структуру экзамена и сложные и загадочные формулировки задания.

Например, в задании № 30 сказано: «Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. В ответе запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения только одной из возможных реакций». Очень часто ученики пропускают стадию написания полного ионного уравнения и пишут сразу сокращённое, потому что так быстрее. Это не ошибка, но за это могу снять один первичный балл.

7. А вот читать лишние статьи и литературу точно не нужно

Иногда во время подготовки к экзамену ученик настолько увлекается, что начинает читать узкоспециализированную литературу. И при ответе на простой вопрос путает самого себя: вроде бы гидроксид цинка проявляет амфотерные свойства и реагирует и с кислотами, и с основаниями, а вот в такой-то статье говорилось, что новые исследования говорят абсолютно о другом. И это ставит под сомнения все фундаментальные знания о химии! Я, конечно, утрирую, но смысл в том, что цель экзамена - проверить ваши знания школьной программы. И стратегия «чем проще, тем вернее» работает в тестах как нельзя лучше.

Как репетитор английского языка я работаю уже много лет и готовлю своих учеников, как к вступительным, так и к выпускным экзаменам. Я могу сказать, что любой экзамен является серьезным испытанием для абитуриента, а ЕГЭ по английскому языку – это один из самых сложных экзаменов в среднеобразовательной школе. Ведь это не только выпускной, но и вступительный экзамен в институт! Поэтому к подготовке следует подходить со всей ответственностью.
Для того чтобы сдать ЕГЭ по английскому языку на высокий бал (84-100), необходимо иметь уровень знаний не ниже upper-intermediate. Именно на такой уровень необходимо ориентироваться, если ваша цель - поступить в ведущие ВУЗы Москвы.

Литературы для подготовки к единому государственному экзамену выпущено немало. В основном, это пособия с набором примерных вариантов ЕГЭ по английскому языку. Такие пособия очень полезны на последнем этапе обучения, когда у ребёнка уже сформировался определённый грамматический, лексический и разговорный уровень, многие темы программы изучены, и целью учителя остается теперь сориентировать учащегося на новую форму тестирования. Опытный педагог прекрасно понимает, что без формирования прочного теоретического фундамента базирующегося на знаниях различных компетенций, никакое натаскивание не поможет в выборе правильного ответа. Для этой цели существуют разные учебники как отечественных, так и зарубежных авторов. И те, и другие имеют свои плюсы и минусы. Поэтому в выборе учебников я всегда стараюсь воспользоваться теми заданиями, которые наиболее полезны в обучении конкретного ребёнка и могут дать лучший результат. Не забывайте, что любой опытный репетитор будет ссылаться и на свои методические пособия, разработки и идеи.

Аудирование является видом речевой деятельности, вызывающим наибольшее количество трудностей не только у тех, кто начинает изучать язык или готовиться к разнообразным видам экзаменов, но и у тех, кто оказывается в иноязычной среде и вынужден принимать самостоятельные решения. Для начала надо ответить на следующие вопросы:
1)Что такое аудирование и чем оно отличается от слушания?
2)Почему этот вид речевой деятельности вызывает наибольшее количество трудностей?
3)Как обучение аудированию связано с формированием смежных языковых и речевых навыков?
Во-первых, аудирование Listening Comprehension- это процесс восприятия и понимания речи на слух. Научить учащихся понимать речь на слух - одна из важнейших целей обучения английскому языку. В ситуациях реального общения мы сталкиваемся с аудированием, как совершенно самостоятельным видом речевой деятельности. Часто помимо восприятия речи на слух мы выполняем и другие действия: наблюдаем, говорим, пишем. Любая аудиозапись дает информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения. Поэтому аудирование является средством обучения. Провести четкую грань между аудированием и говорением в данном случае просто невозможно. Даже термин « устная речь» изначально предполагает навыки аудирования.
Во-вторых, к трудностям аудирования можно отнести:
А)трудности, вызванные условиями аудирования(внешние шумы, качество записи, плохая акустика)
Б)трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи(отсутствие практики восприятия на слух речи людей противоположного пола, разного возраста, особенности дикции, темпа, паузации)
В-третьих, психологи отмечают, что при аудировании происходит внутреннее проговаривание речи. Чем четче проговаривание, тем выше уровень аудирования. Тот, кто имеет привычку внутренне проговаривать, фиксировать информацию, лучше поймет и запомнит ее. Экзамен, проверяющий восприятие английской речи на слух, представляет, пожалуй, одну из основных проблем. Причина не только в том, что аудио-кассеты не слушают на протяжении всего школьного курса (а это 11 лет), но и в том, что ученики не умеют соотносить ключевые слова в вопросах и аудио-записях и выбирают варианты ответов только потому, что эти же слова звучат в текстах, и забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимично. Плюс к этому, на любом экзамене на выполнение задания выделяется ограниченное время. Добавьте сюда естественное на экзамене волнение, и экзамен сдается хуже, чем мог бы.
Чтение, с моей точки зрения, - это раздел, вызывающий у абитуриентов наибольшие сложности. Даже если учащийся знает формат заданий, не следует забывать, что тексты для тестирования предоставляются аутентичные, и те, у кого недостаточно хорошая лексическая и грамматическая база не смогут проявить языковую интуицию, так как, задания сформулированы так, что использование синонимичного ряда может сбить ребёнка с толку. На экзамен по английскому языку выделяется ограниченное количество времени, и дети просто не успевают, спешат, плюс волнение – и опять нежелательные ошибки. Поэтому на своих уроках я особое внимание уделяю на изучение аутентичных текстов различной тематики и сложности, что непременно ведет к улучшению навыков аудирования, говорения, письма. Художественная, классическая, английская литература, предложенная для восприятия на слух и последующего обсуждения, поощряет детей к самостоятельному изучения произведения.

Грамматика и лексика - это проблема не одного или двух учеников, а беда 90 % всех, решивших сдавать ЕГЭ по английскому. В лексических же заданиях синонимичные ряды в состоянии поставить в тупик и сильных учеников. Поэтому особое внимание уделяется знанию правил орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала, на представление о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности, дальнейшее расширение объёма значений грамматических средств, изученных ранее, и знакомство с новыми грамматическими явлениями, на соблюдение существующих в английском языке норм лексической сочетаемости; я учу находить и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования, распознавать принадлежность слов к частям речи по определённым признакам (артиклям, аффиксам и др.);
Письменные задания. Сюда входит написание личного письма на 140 слов, и написание эссе на заданную тему с выражением своей точки зрения (200-250 слов). В этом типе заданий важно соблюдать строгую структуру, используя аргументы, чтобы доказать свою точку зрения. Аргументы придумать нелегко и часто на разбор темы уходит много времени, эссе приходится переписывать, а каждый понимает - чем больше тем ученик разберёт, тем больше у него шансов получить высший балл.
Говорение неразрывно связано с культурологической компетенцией, смысл которой заключается в творческом усвоении и осмыслении всего ценного как в культуре собственного народа, так и в других культурах. Высоким уровнем культурологической компетенции владеет лишь незначительная часть учащихся. Для других же характерен низкий и средний уровень данной компетенции. Следовательно, необходима организация специальной работы по формированию культурологической образованности в процессе обучения, а именно, в процессе изучения иностранного языка. Для формирования данной компетенции необходима организация особой деятельности, которая позволила бы ориентироваться на взаимосвязь культуры, образования и коммуникации. Устный экзамен по английскому языку (также как и письменный) имеет свою собственную структуру. Поэтому для успешной сдачи этого вида тестирования (20 из 20) следует ее соблюдать. Безусловно, для тех, кто владеет свободным навыком говорения справиться с этой задачей значительно легче.
Необходимо отметить, что важнейшей задачей ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому самой важной задачей любого учителя должно быть развитие у ученика мотивации и веры в свои силы.
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.

Кузнецова Татьяна Владимировна, репетитор английского языка

Боритесь со страхами внутри себя: 5 способов не дать предэкзаменационному страху испортить вам жизнь

Превращайте свои страхи в свою мудрость
У нас всех есть как позитивный, так и негативный опыт. Это естественно, но часто мы терпим неудачи в борьбе с негативным опытом — с ошибками, принесшими нам боль, — и они преследуют нас и не дают нам быть счастливыми. Мы боимся опять совершить ошибки, и это не дает нам возможности наслаждаться жизнью и поэтому мы находимся в постоянном напряжении. Чтобы достичь счастья, снизить стресс и продвинуться вперед к мечтам, нужно бороться с этими страхами. Один из самых страшных страхов, с которым нам приходится бороться, — постоянные ожидание неудачи. Когда мы не можем освободиться от негатива, который нам может принести будущее, мы допускаем его и в сегодняшнюю жизнь. Цепляясь за свой страх, мы ограничиваем свой потенциал и свое будущее. Правильное восприятие и умение осознать, что же не дает нам покоя, в том числе в отношениях с людьми, позволяет усваивать ценные уроки, которые помогают избегать серьезных промахов в будущем. Если мы способны преодолевать ошибки прошлого и забыть о них, то становимся более устойчивыми к стрессам и превратностям судьбы и осознаем, что можем справиться с ними. Но иногда мы не вполне осознаем, что же нас тревожит. Удивительно, но страхи могут воздействовать на нас и благотворно, заставляя меняться, смотреть на жизнь по-новому и более конструктивно. Умение побеждать страхи делает нас более сильными и устойчивыми к взлетам и падениям. Успешная борьба со страхами в себе определяет нашу способность быть счастливыми, самосовершенствоваться и пользоваться всем, что дает нам жизнь. И вот как это можно сделать.
1. Умейте точно определить причину своего страха.
Прежде чем вы сможете вступить в борьбу с внутренними страхами, нужно увидеть их. Не надо говорить без конца, что вы не можете справиться с проблемой, вступать в игры со своим подсознанием, впадать в уныние и нервировать окружающих. Найдите время на себя, останьтесь один на один с собой и найдите объективную причину своего страха.
2. Проявите объективность.
Назвав причину своего страха, переходите в более объективную плоскость, старайтесь мыслить более рационально. Спросите себя, что именно вызвало это переживание.
3. Смотрите в перспективу.
Напомните себе, что неудачи, боль, разочарования и другие негативные ощущения — неотъемлемая часть жизни. Но вы достаточно сильны для того, чтобы не дать своей тревоги сделать вас заложником ситуации. Подумайте о перспективе развития своих проблем. Что будет, если вы победите? Или что будет, если вы проиграете?
4. Займитесь разработкой своего маленького бизнес-плана.
Зачастую нам сложно это сделать, потому что у нас нет подобного опыта. Но задумайтесь, что мы теряем? Немного своего времени и пару листков бумаги? Возьмите тетрадь. Напишите, какая у вас проблема, стрелочкой влево укажите причину, стрелочкой или несколькими вправо укажите идеи преодоления препятствия, которое мы называем страхом. Если у вас нет идей, вы можете спросить совет у родителей или учителей. У вас, конечно, есть друзья, которые тоже испытывают эти же проблемы. Действовать вместе всегда легче.
5. Начинаем действовать.
Когда мы постоянно «цепляемся» за тревогу, то ограничиваем собственные возможности, так как избегаем рисков и новых начинаний из-за страхов. Мы мыслим категориями «Я не смогу», «Я не должен», «У меня не получится». А надо наоборот. У вас есть четкое понимание своей проблемы, и вы знаете пути ее преодоления. Вперёд и не забывайте: у вас свой бизнес-план и только от вас зависит его осуществление.

Вряд ли найдется выпускной экзамен сложнее, чем ОГЭ или ЕГЭ по химии. Этот предмет приходится сдавать будущим биологам, химикам, медикам, инженерам и строителям. Сегодня мы поговорим о том, что необходимо знать для того, чтобы получить высокие баллы, и какими пособиями пользоваться лучше всего.

Книги и пособия для подготовки

Эксперты ЕГЭ и ОГЭ рекомендуют при подготовке опираться на учебники профильного уровня. Материала стандартного базового учебника для успешной сдачи экзамена недостаточно. Практика показывает, что школьники, проходившие профильный курс химии, чувствуют себя во время экзамена довольно уверенно. Таких учебников написано несколько, но по содержанию и подаче они примерно одинаковы.

Рекомендуем обзавестись сборником типовых экзаменационных заданий — официальное издание ФИПИ (с голограммой) и парой книг других авторов. В них подробно разбираются задания, показываются способы их решения, даются алгоритмы и ответы для самоконтроля. Чем больше вариантов вы прорешаете, тем больше ваши шансы удачно сдать экзамен.

Повторение — мать ученья

Это важная составляющая качественной подготовки. Химия — сложная наука о веществе, не зная элементарных тем начального курса, вы не поймете более сложные. Конечно, на повторение всей программы может не хватить времени, поэтому лучше уделить больше внимания именно тем вопросам, которые вызывают наибольшее затруднения.

По мнению преподавателей центра «Мерлин», школьники чаще допускают ошибки в заданиях, связанных с темами:

  • механизмы образования молекулярных связей;
  • водородная связь;
  • закономерности протекания химических реакций;
  • физико-химические свойства растворов, электролитическая диссоциация, реакции в растворах электролитов;
  • влияние разбавления раствора на степень диссоциации (закон разбавления Оствальда);
  • гидролиз солей;
  • атмосферные соединения;
  • основные классы соединений;
  • промышленное производство и область применения.

Выявить пробелы помогут те же типовые экзаменационные задания и тесты. Не получается? Обратитесь за помощью к учителю химии или запишитесь на подготовительные курсы.

Ставьте опыты

Химия — это наука, построенная на реальных экспериментах с веществами. Лучше понять ту или иную тему помогут опыты. Для этого необязательно покупать набор реактивов и лабораторные принадлежности. В Интернете много интересных, хорошо снятых видео, посвященным химическим реакциям. Не поленитесь найти их и посмотреть.

На экзамене будьте внимательны!

Большинство ошибок допускается ребятами именно из-за невнимательности. Приучайте себя не пропускать ни одного слова, читая задание, обращать внимание на формулировку и то, сколько ответов должно быть.

  • Читайте вопрос до конца, вдумайтесь в его смысл. В формулировке часто скрывается небольшая подсказка.
  • Начинайте с легких вопросов, где вы не сомневаетесь в правильности ответов, потом переходите к более сложным заданиям, где нужно подумать.
  • Если какой-то вопрос слишком трудный, пропустите его, не теряйте времени, позже вы сможете вернуться к нему.
  • Задания друг с другом не связаны, поэтому сосредоточьтесь только на том, которое выполняете в данный момент.
  • При затруднении попробуйте сначала исключить явно неправильные ответы. Проще выбрать вариант из двух-трех оставшихся, чем путаться в пяти-шести ответах.
  • Обязательно оставьте время для проверки работы, чтобы вы успели быстро просмотреть задания и исправить допущенные ошибки. Недописанное слово или цифра могут стоить вам балла.

Химия — трудный предмет, и готовиться к экзамену лучше всего под руководством опытного преподавателя, на то, что вы справитесь с такой ответственной задачей, рассчитывать не рекомендуется. Только учитель может указать вам на «незаметные» ошибки и помочь восполнить пробелы, объяснить сложный материал простым, доступным языком.

В школе у меня была химия для галочки, не больше. В 9 классе полгода не было этого предмета, а остальные полгода вел... пожарник. В 10-11 классе химия проходила так: половину семестра я не ходил на нее, потом сдавал три скаченных презентации, и мне ставили гордую «пять», потому что ездить 6 дней в неделю за 12 км в школу (жил в деревне, учился в городе) было, мягко говоря, лень.

И вот в 11 классе я решил сдавать химию. Уровень моего знания химии равнялся нулю. Помню, как был удивлен существованием иона аммония:

– Татьяна Александровна, что это такое? (Указываю на NH4+)

– Ион аммония, образуется при растворении аммиака в воде, схож с ионом калия

– Первый раз вижу

Теперь о Татьяне Александровне. Это мой репетитор по химии с октября по июнь 13/14 учебного года. До февраля я просто ходил к ней, просиживал штаны, слушал скучную теорию по общей и неорганической химии. Потом настал февраль и я понял, что ЕГЭ слишком близко... Что делать?! Готовиться!

Подписывайся на «ПУ» в телеграме . Только самое важное.

Мало-помалу, решая варианты (сначала без органики) я готовился. В конце марта мы закончили изучение НЕОРГАНИКИ, был пробник, который я написал на 60 баллов и почему-то очень радовался. А цель была мощная, выше 90 баллов (на мой факультет нужно было много баллов). А все знание органики ограничивалось гомологическим рядом метана.

За апрель-май предстояла сложная задача: выучить всю органику. Что ж, я сидел до 11 ночи, пока не слипались глаза, решал тесты, набивал руку. Помню, что в последний вечер перед экзаменом разбирал тему «амины». В общем, времени в обрез.

Как проходил сам экзамен: с утра прорешал один вариант (чтобы включить мозг), пришел в школу. Это был самый настороженный час моей жизни. Во-первых, химия для меня была самым сложным экзаменом. Во-вторых, сразу после химии должны были сказать результаты ЕГЭ по русскому. На экзамене еле-еле хватило времени, хотя досчитать задачу С4 не хватило. Сдал на 86 баллов, что неплохо для нескольких месяцев подготовки. Ошибки были в части С, одна в В (как раз на амины) и одна спорная ошибка в А, но подавать апелляцию на А нельзя.

Татьяна Александровна успокаивала, говорила, что просто еще не уложилось в голове. Но на этом история не заканчивается...

На свой факультет я не поступил в прошлом году. Поэтому было принято решение: со второго раза получится!

Начал готовиться прямо с первого сентября. В этот раз не было никакой теории, просто нарешивание тестов, чем больше и быстрее, тем лучше. Дополнительно занимался «сложной» химией для вступительного экзамена в университет, а также полгода у меня был предмет под названием «общая и неорганическая химия», который вела сама Ольга Валентиновна Архангельская, организатор Всероссийской олимпиады по химии. Так прошло полгода. Знание химии выросло в разы. Приехал домой в марте, полная изоляция. Продолжил подготовку. Я просто решал тесты! Много! Всего около 100 тестов, причем некоторые из них по несколько раз. Сдал экзамен на 97 баллов за 40 минут.

1) Обязательно изучайте теорию, а не только решайте тесты. Лучшим учебником считаю «Начала химии» Еремина и Кузьменко. Если книга покажется слишком большой и сложной, то есть упрощенная версия (которой достаточно для ЕГЭ) – «Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы»;

2) Отдельно обратите внимание на темы: производства, техника безопасности, химическая посуда (как бы это абсурдно не звучало), альдегиды и кетоны, пероксиды, d-элементы;

3) Решив тест, обязательно проверьте свои ошибки. Не просто посчитайте кол-во ошибок, а именно посмотрите какой ответ правильный;

4) Используйте круговой метод решения. То есть прорешали сборник 50 тестов, прорешайте его снова, через месяц-два. Так вы закрепите мало запоминающийся для вас материал;

5) Шпаргалкам - быть! Пишите шпаргалки, обязательно от руки и желательно мелко. Таким образом, вы запомните проблемную информацию лучше. Ну и никто не запрещает ими воспользоваться на экзамене (только в туалете!!!), главное быть аккуратным.

6) Рассчитайте свое время вместе с оформлением. Главная проблема экзамена по химии - нехватка времени;

7) Оформляйте задачи (желательно) так, как они оформляются в сборниках. Вместо «ню» пишите «n», например.

Рассказал Егор Советников