Природопользование как форма взаимодействия природы и общества. Природная среда (природа) как объект использования и охраны

Экономическая роль государства в современном мире возрастает в связи с ростом масштабов и усложнением структуры рыночной экономики. Повышается уровень осуществляемой политики.

Устойчивый экономический рост.

Стабилизация цен

Мах занятости

Соблюдение внешнеэкономического равновесия

Охрана окружающей среды

Обеспечение социальной стабильности (в т.ч. достижение социально справедливой дифференциации доходов).

Государство может с помощью правовых, административных и экономических методов, с одной стороны, содействовать развитию рыночного конкурентною механизма и предпринимательства. А с другой стороны, корректировать несовершенство рынка в связи с усилением дифференциации уровней доходов населения, расхождением между существенно необходимыми индивидуальными предпочтениями людей, особенно в долгосрочном и среднесрочном периодах, неполнотой экономической информации и наличием высокого уровня риска в некоторых сферах социально-экономической жизни.

Государство должно создавать нормальные рамочные условия для функционирования рыночной экономики.

Во-первых. Важнейшей задачей государства является установление и поддержание правового режима, предусматривающего права на свободное развитие личности и гарантии равенства всех перед законом, гарантии частной собственности, свобод (слова и т.д.).

Во-вторых. Государство делает все возможное для поддержания и развития эффективной конкуренции.

В-третьих. Государство устраняет недостатки рынка, проводит стабилизационную и структурную политику.

В-четвертых. Обеспечивает социальную защиту, пытается выравнивать доходы трудящихся.


  • Функции государства в смешанной экономике . Экономическая роль государства в современном мире возрастает в связи с ростом масштабов и усложнением структуры рыночной экономики .


  • Рынок и государство в смешанной экономике . Даже в рамках наиболее абстрактного представления о рынке фактически предполагается
    Многие экономисты полагают, что для развития современного общества должен быть такой объем функций государства , который...


  • Модели смешанной экономики . Современная эк-ка - эк-ка смешанного типа. Ее смешанный
    Функции государства в смешанной экономике .


  • Функции государства в смешанной экономике . Экономическая роль государства в современном мире возрастает в связи с ростом масштабов и усл.
    Провал (несовершенство, изъян) рынка - это такая экономическая ситуация, в которой рациональн.


  • Модели смешанной экономики . Современная эк-ка - эк-ка смешанного типа. Ее смешанный характер опред-ся наличием разных форм собс... подробнее ».
    Функции государства в смешанной экономике .


  • Функции государства в национальной экономике . В процессе своей деятельности в рыночных условиях государство выполняет определенные функции , конкретный набор которых специфичен для каждой страны и зависит от конкретных культурных...


  • Функции государства в смешанной экономике . Экономическая роль государства в современном мире возрастает в связи с ростом масштабов и усл. Масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора.


  • В смешанной экономике рынок и государство экономике функций .


  • Ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни - это, с одной стороны, Модели смешанной экономики . Современная эк-ка - эк-ка смешанного типа.


  • В смешанной экономике рынок и государство делят ответственность за состояние дел в экономике . Могут сосуществовать гос-ные и рыночные механизмы, эффективно работающие с точки зрения разных целевых функций .

Найдено похожих страниц:10


Экономические функции государства в смешанной экономике. К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; антимонопольное регулирование; проведение политики макроэкономической стабилизации; воздействие на размещение ресурсов; деятельность в сфере распределения доходов; деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики. Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением.

Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством.

Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др. Антимонопольное регулирование К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу, выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские (антимонопольные) законы. Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний.

Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. Макроэкономическая стабилизация Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства. Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция.

Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям. Размещение ресурсов Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы.

Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия.

В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д. Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования.

Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ. Перераспределение доходов Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты.

Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д. 3 Основные инструменты государственного регулирования экономики. Изменение роли государства в переходной экономике России. Инструменты государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. Административные инструменты не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба.

Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные инструменты регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике.

Экономические инструменты государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.

О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже. Основные экономические инструменты - это: 1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); 2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; 3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также административно - управленческие расходы воздействуют на спрос на потребительские товары и услуги. Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство.

Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры - сокращаются. Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа.

Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов. Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство. Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам.

Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно - государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета.

Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе. Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования. Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др. Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей.

Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.

Модель «шоковой терапии» осуществлялась в российской экономике в переходный период.

Модель «шоковой терапии» - наиболее «жесткий» вариант трансформации. Ее типичными чертами являются: стремление к одномоментному и административному разрушению прежней системы бюрократического централизованного планирования и «внедрению» рынка; ускоренная радикальная передача государственной собственности в руки частных лиц, обладающих достаточными капиталами и или административной власти; ориентация на достижение «точки невозврата» как самоцели, за реализацию которой общество неизбежно должно заплатить высокую экономическую и социальную цену. Предполагалось, что переход к рыночным отношениям должен опираться на шесть фундаментальных принци­пов. Эти принципы носят характер мирового опыта и ступают как азбука «перехода к рыночным отношения». Итак: - Либерализация цен. Цены формируются на основе спроса и предложения. - Частная собственность, в том числе в сельском хозяйстве, гарантированная законом, защищающим права собственника и обеспечивающим надежность выполнения хозяйственных договоров. - Приватизация государственных предприятий, включая легализацию права частных лиц на создание новых предприя­тий, продажу большей части государственной собственности и демонополизацию производства в различных отраслях. - Становление экономики открытого типа, включая свободные торговые отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций, предоставление возможности для репатриа­ции прибылей и конвертируемый рубль. - Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику.

Успешное завершение экономической реформы требует полного пересмотра традиционной роли государствa.

Это означает отказ от большей части функций, которые государственные учреждения пытались выполнять в условиях командной экономики: государственные заказы на большинство видов продукции, одобрение государством большей части инвестиционных проектов, государственное установление большинства цен и т. Д. Вместо этого в рыночной экономике главной задачей государства является защита и обеспечение возможностей реализации права собственности и заключае­мых хозяйственных договоров, содействие конкуренции на рынках через проведение антимонопольной политики, разумная налоговая и денежная политика, развитие системы социальной защиты, помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры: транспорта и средств связи и др. - Макроэкономическая стабилизация, означающая ликви­дацию дефицита государственного бюджета.

Упражнение Вопрос: Каким образом правительство может манипулировать расходами и налоговыми поступлениями с целью снизить: а) безработицу; б) уровень инфляции; Ответ: Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику.

Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.

Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция.

Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

Список использованной литературы 1.Бункина М. К Семенов В. А. Макроэкономика, (основы экономической политики) М.: АО «ДИС», 1996 г. 2.Гайгер Л. Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика М.: Инфра-Н, 1996 г. 3.Гринберг Р. Иллюзии закономерности переходного периода // Россия и современный мир М 2001 г №3 С. 5 - 19; 4.Рябикин С. Социальная и рыночная экономика // Вопросы экономика – 1998 - №8 – с. 80-84. 5.Семенова О. Г. Основные принципы функционирования рыночной экономики России (макро - уровень) / Отв. ред. О. Ю. Мамедов Ростов -на - Дону: РГУ, 1994 г.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Государство в рыночной экономике

Рынок и государственное вмешательство. В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит.. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование.. Так было с западноевропейскими странами в послевоенный период, и с латиноамериканскими (Чили, Аргентиной, Бразилией)..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

В экономической теории в явном виде дискуссия о функциях государства в экономике началась в эпоху меркантилизма. При этом государство провозглашалось ключевым субъектом экономики. Так предлагая королю "урегулировать всю мелкую торговлю в королевстве", автор термина «политическая экономия», французский ученый А. Монкретьен ссылается на теоретическое положение, "что основа ценности неизменна, тогда как рыночные цены зависят в большей или меньшей степени от множества обстоятельств". Но уже во второй половине XVIII века в той же Франции группа, называвшая себя сначала "экономистами", а затем "физиократами" (Ф. Кенэ, А. Тюрго, и др.), провозгласила, что наилучшим для национальной экономики является не государственное управление, а совсем наоборот, невмешательство государства в экономические процессы, "естественные" законы которых они и начинают изучать. Суть провозглашенного ими лозунга "laissez faire, laissez passer" (пусть все идет, как идет) - в требовании неограниченной свободы, сообразной "естественному порядку". Одновременно в Англии А. Смит формулирует знаменитую "теорему о невидимой руке", согласно которой всякий производитель, преследуя свои собственные интересы, "как бы невидимой рукой" направляется к служению общему благу, так что не возникает никакой надобности, а тем более необходимости, в государственном вмешательстве в рыночный механизм.

В течение XVIII-XIX веков идеи либерализма, невмешательства государства были определяющими в экономической науке. Государство рассматривалось как «ночной сторож», минимизирующий свое присутствие в экономике, прежде всего, в части вмешательство в ценообразование и хозяйственную деятельность субъектов. Типичная позиция о функциях государства представлена в пятой книге «Богатства народов» А. Смита, в которой были представлены такие функции госдударства, как оборона, безопасность, внешние связи, образование, содержание судебной системы, т.е. те, которые связаны с производством общественных благ. Близко к идее провалов рынка подошел Джон Стюарт Милль. Вместе с тем, в явном виде неоклассический подход к функциям государства был сформирован уже в XX веке в работах сперва А. Пигу, а впоследствии Р. Масгрейва и П. Самуэльсона.

Вместе с тем, под влиянием Кейнсианской революции сформировались современные функции государства в смешанной экономике. Основные направления для деятельности государства следующие:

1) Производство чистых (оборона безопасность, государственное управление, и, в меньшей степени, смешанных (здравоохранение, образование) общественных благ.

2) Создание институциональной среды функционирования рынка. В идеальной неоклассической модели государство как выразитель интересов всех граждан создавая 3 ветви власти, координирует и разрешает споры путем создания правовых рамок деятельности. Способствует снижению неопределенности и асимметрии информации на рынках факторов производства (рынке труда, фондовом рынке)

3) Развитие конкуренции и реализация антимонопольной политики

4) Сглаживание внешних эффектов

5) Стабилизационная политика, в части выравнивания неравновесия на рынках, управления совокупным спросом)

6) Социальная политика и перераспределение доходов

Вместе с тем, чрезмерный государственный активизм привел к кризису в 1970-х годов моделей «государства всеобщего благоденствия», предусматривавшей широкое участие государства в экономике, перераспределение доходов и т.д. В результате концепция «провалов рынка» дополнилась неолиберальной концепцией «провалов государства». Направлением критики стали такие формы провалов государства, как бюрократизм, запаздывания (лаги) в экономической политике, неэффективность функционирования организаций общественного сектора, чрезмерность регуляций и т.д.

46. Конкуренция и монополия: сущность, классификации, вопросы теории.

Конкуренция в переводе с латинского языка означает «сталкиваться». В самом общем виде конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли или продажи товаров. Конкуренция – это экономический закон рыночного хозяйства. Она происходит между продавцами и покупателями, среди продавцов и среди покупателей.

Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, проявлению тенденций монополизма (от греческих слов monos – единственный, один и poleo – продаю). Монополизм понимают двояко:

1. Как господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся в целях захвата рынков, вытеснения кон-курентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен.

2. Как действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка.

В ХХ веке одной из важнейших проблем экономической теории стала проблема соотношения конкуренции и монополизма, которые тем не менее не следует противопоставлять. Экономисты XIX века исходили из концепции свободного рынка, на котором конкурирует множество независимых продавцов и покупателей. В новых условиях такой подход выглядел уже нереалистичным, оторванным от жизни. Важным, если не решающим фактором стало функционирование монополистических объединений различного рода – картелей, синдикатов, трестов, холдинговых компаний и т. п.



Теории монополии и конкуренции, сложившиеся в первой половине ХХ столетия, были разнообразны. Среди них надо назвать прежде всего марксистскую теорию , точнее – ряд не совпадающих во многом теорий сторонников марксизма.

Рассматривая конкуренцию при капитализме, Ф. Энгельс определял ее как наиболее полное выражение господствующей в современном гражданском обществе войны всех против всех. К. Маркс полагал, что закон капиталистической конкуренции основывается прежде всего на разнице между стоимостью товара и издержками производства. При этом он различал две формы капиталистической конкуренции: внутриотраслевую и межотраслевую.

В работах Р. Гильфердинг «Финансовый капитал» (1910) подчеркивается, что монополии и конкуренция – антагонисты; монополистический капитализм, прежде всего в финансовой сфере, означает преодоление свободной конкуренции и ограничение рыночных сил. В свою очередь, австрийский марксист К. Каутский в отличие от Р. Гильфердинга акцентировал внимание на промышленных монополиях. В 1914 г. им была выдвинута теория ультраимпериализма . Монополии, сложившиеся в отдельных странах и отраслях, сольются в единый всемирный картель. Это приведет к устранению конкуренции, замене анархии производства планомерным регулированием хозяйства в мировом масштабе.

Аналогичную позицию абсолютного противопоставления монополии и свободной конкуренции занимал В.И. Ленин, хотя он критиковал теоретические построения Р. Гильфердинга и К. Каутского. Его взгляды наиболее полно изложены в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» (написана в 1915–1916 гг., опубликована в 1917 г.). Установление господства монополий, как считал В.И. Ленин, означает смену капитализма свободной конкуренции империализмом , т. е. монополистическим капитализмом . Свободная конкуренция неизбежно ведет к концентрации производства и капитала; эта концентрация вызывает к жизни монополии; монополии ограничивают свободу конкуренции. Сами основы товарного хозяйства оказываются подорванными. Едва ли не решающими источниками прибыли становятся монопольный взлет цен на продукцию, монопольный диктат на рынках сырья и капиталов.

Почти в то же время, что и марксистская концепция монополий, сложилась теория эффективной конкуренции . Ее автор – австрийский (с 1932 г. – американский) экономист Й. Шумпетер. В отличие от традиционного, воспринятого и марксистами, противопоставления монополий и конкуренции, Й. Шумпетер видит возможность их позитивного взаимодействия. Не всякая конкуренция эффективна для экономического роста. Эффективной Й. Шумпетер считает только конкуренцию, основанную на снижении издержек производства и повышении качества продукции за счет технических, организационных и управленческих новаций. Наилучшими условиями для осуществления таких новаций обладают крупнейшие компании и их монополистические объединения. Именно монополии, располагающие громадными ресурсами, имеют возможность проводить исследовательские работы, внедрять новую технику и технологии, что связано зачастую с гигантскими капиталовложениями, с длительными сроками окупаемости инвестиций. Если ранее монопольная прибыль базировалась на особых правах и привилегиях, предоставленных властями, или же на исключительной собственности на дефицитные ресурсы и невоспроизводимые блага, то теперь она оказалась порождением нововведений, вознаграждением за техническое и организационное новаторство.

Монополию, обеспечивающую сверхприбыль за счет новаторской деятельности, Й. Шумпетер именует эффективной монополией. Эта сверхприбыль для каждой конкретной монополии – дело временное. Она исчезает вследствие осуществления других нововведений конкурентами, монополиями-соперниками. Каждая монополия преследует свои частные интересы, но результатом оказывается выигрыш всего общества. По Й. Шумпетеру, эффективная монополия – источник позитивного динамизма экономики. В этом отношении его теория прямо противоположна марксистской концепции, видящей в монополиях причину хозяйственного застоя и регресса.

В 30-е гг. XX века сформировались две новых теории – монополистической конкуренции и несовершенной конкуренции .

Автором первой был американский ученый Э. Чемберлин. Э. Чемберлин исходит из того, что чистая конкуренция между товаропроизводителями возможна лишь в том случае, если все они создают абсолютно идентичный продукт и продают его в совершенно одинаковых условиях ничем не отличающимся друг от друга покупателям.

В реальной жизни этих условий нет. Даже однородные продукты различаются оттенками качества, упаковкой, торговой маркой. Не тождественны и условия реализации: у фирм различны пространственное распределение продавцов, формы обслуживания покупателей, дополнительные услуги (например, гарантии обмена или ремонта неисправных товаров), меры по рекламированию. Не идентичны и покупатели по их информированности, привычкам к определенным продавцам или местам продажи и т. п. Эта дифференциация продукции означает, что каждый производитель (продавец) занимает монопольное положение. Так называемая свободная конкуренция есть, по существу, конкуренция монополистов. Не существует единого рынка, а есть множество относительно обособленных рынков со своими ценами. Но дифференциация товаров и рынков не абсолютна: в той мере, в какой они могут служить субститутами, реальна конкуренция. Существование субститутов (хотя и не полных) ограничивает возможности каждого монополиста повысить цены, чтобы извлечь сверхприбыль.

Английский экономист Дж. Робинсон разработала теорию несовершенной конкуренции. Конкуренция является совершенной, если ни один из производителей не может через объем своих продаж влиять на общий уровень цен. В условиях все усиливающейся концентрации производства ситуация меняется. Крупнейшие компании оказывают существенное влияние на рыночные цены.

До Дж. Робинсон экономисты ограничивались анализом монополии на стороне предложения. Дж. Робинсон ввела в круг исследований монополию на стороне спроса, в частности на факторы производства, включая труд. Такая монополия именуется монопсонией.

При сходстве многих моментов теории Э. Чемберлина и Дж. Робинсон глубоко различны. Э. Чемберлин доказывает, что монополистическая конкуренция – это механизм, обеспечивающий наиболее эффективное функционирование экономики. Дж. Робинсон провозглашает, что в условиях несовершенной конкуренции появляется возможность эксплуатации и не обеспечивается оптимальное использование производственных ресурсов. Отсюда она делает вывод, что отсутствие свободной, совершенной конкуренции может быть компенсировано лишь сознательным вмешательством в рыночные процессы. Дж. Робинсон, в частности, выступала за правительственное регулирование минимальной заработной платы, поддерживала профсоюзы как регулятор предложения труда, считала теоретически справедливым в определенных условиях государственное регулирование цен.

Конкуренция имеет большое значение в экономической жизни общества. Она способствует развитию производства и повышению его эффективности. Благодаря конкуренции создаются огромное разнообразие товаров и услуг и богатые возможности выбора для потребителей. Конкуренция создает условия по оптимальному использованию достижений НТП в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров, обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей. Конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений. Через конкуренцию товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению НТП.

В то же время конкуренция имеет и негативные стороны. Она обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Конкуренция отрицательно сказывается на защите окружающей среды, не стимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт), сохранение невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие животные, полезные ископаемые). С конкуренцией связываются также такие явления, как ухудшение материального положения определенной части населения, безработица, социальная несправедливость. Противоборство агентов рынка усиливает их социально-экономическое расслоение.

В качестве недостатков монополий можно отметить то, что, по мнению большинства экономистов, они приводят к неэффективному распределению ресурсов. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами и нестабильностью.

Следует учесть, что конкуренция и монополизм – это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия. Без вмешательства государственных структур и конкуренция, и монополии могут превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции, с одной стороны, и ограничения монополизма, с другой стороны, удержания их на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет «правила игры» соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников рынка.

В целом же современные экономисты считают конкуренцию одной из главных причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять научно-технические достижения, совершенствовать технологию производства.

Сущность конкуренции проявляется прежде всего в ее следующих функциях , которые выделяются в экономической литературе:

обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль;

стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своем);

давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

ликвидация неконкурентоспособных предприятий, их продажа, слияние или поглощение другими, более сильными предприятиями, преобразование и т. п.;

стимулирование снижения цен и повышения качества товаров или услуг.

В экономической литературе большое внимание уделяется анализу типов и форм конкуренции.

· Во-первых, различают внутриотраслевую и межотраслевуюконкуренцию . Их механизм был достаточно подробно рассмотрен К. Марксом.

Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат труда, которые образуют общественную, рыночную стоимость. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства.

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, то ее величина в различных отраслях неодинакова. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой. В ходе такого движения капиталов между отраслями производства нормы прибыли выравниваются вследствие конкуренции в единую общую норму прибыли, представляющую собой среднее из этих различных значений норм прибыли. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью. Образование средней прибыли означает перераспределение совокупной прибыли между предпринимателями различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль – на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли.

· Во-вторых, в зависимости от уровня конкуренции различают две ее формы: совершенная и несовершенная .

Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используются следующие показатели:

Количество производителей и потребителей на рынке;

Тип производимой продукции;

Способность отдельного производителя и потребителя влиять на рыночные цены;

Барьеры на пути вступления в отрасль;

Отсутствие или наличие неценовых форм конкурентной борь-бы.

С учетом этих показателей рынки условно разделяют на две группы – конкурентные (совершенная конкуренция) и неконкурентные (несовершенная конкуренция).

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника хозяйственного процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. На конкурентном рынке, или рынке совершенной конкуренции, рыночный механизм и его основные закономерности проявляются в наиболее чистом виде. Совершенная конкуренция предполагает отсутствие власти производителя над рынком. В современной действительности совершенная конкуренция – довольно редкий случай, лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). С точки зрения теории совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и эталоном, образцом для сравнения эффективности реальных хозяйственных процессов.

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Несовершенная конкуренция означает известную степень господства производителя над рынком. Крайним случаем является ситуация, которая характеризуется наличием единственного производителя и продавца (монополия) на рынке конкретного товара или единственного покупателя (монопсония).

В заключение отметим, что в экономической литературе можно встретить и другие классификации конкуренции. Так, различают функциональную конкуренцию (касается определенного товара) и видовую конкуренцию (по цене и качеству). Здесь мы привели наиболее распространенные подходы.

Как и конкуренцию, монополии можно классифицировать по различным основаниям.

1. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:

1.1. Монополия – объединение предприятий, продающее определенные товары множеству покупателей (т. е. имеется единственный продавец и много покупателей).

1.2. Монопсония – хозяйственное объединение, скупающее какие-либо продукты у всех продавцов (т. е. имеется единственный покупатель и множество продавцов).

2. В зависимости от степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:

2.1. Чистые монополии (монопсонии ) – это организации, действующие в масштабах одной отрасли. В случае чистой монополии действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой. Чистая монопсония в отсутствие каких-либо конкурентов полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене.

2.2. Абсолютная монополия (монопсония ) – формируется в масштабе национальной экономики в целом. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т. п.).

3. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений:

3.1. Естественная монополия – возникает тогда, когда те или иные субъекты рынка имеют в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники и т. п.). Иногда сюда же относят отрасли и производства, в которых недопустимо развивать конкуренцию в силу технологических особенностей производства (например, метрополитен, электрическая связь, железнодорожные перевозки и т. п.). В экономической литературе иногда те монополии, которые сознательно поддерживаются, рассматривают особо и называют технологическими.

3.2. Искусственные монополии – объединения, создаваемые в целях получения монополистических выгод и основанные на сосредоточении в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Искусственные монополии имеют несколько форм – случайную, устойчивую и всеобщую. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта в конце ХIХ века. Известны такие формы устойчивых монополий, как картели, синдикаты, тресты. Эти монополистические объединения возникали в какой-либо одной отрасли. Появление избыточного капитала в одной отрасли, неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине ХХ века, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся либо основными покупателями, либо основными продавцами.

В экономической литературе иногда особо выделяют легальные монополии , которые образуются на законном основании. Это возможно при следующих обстоятельствах:

· Патентная система – удостоверяет авторство изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т. п. и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование.

· Товарные знаки – закрепляют исключительное право владель-ца товарного знака пользоваться и распоряжаться этим товарным знаком и запрещают его использование другими лицами.

Монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX века в США. Это послужило мощным импульсом к массовым выступлениям против монополий, что привело к необходимости проведения государством антимонопольной политики и разработке антимонопольного законодательства.

Антимонопольная политика является одним из направлений государственного регулирования экономики и составляет систему мер (законодательство, налогообложение, разгосударствление, приватизация и др.), предусматривающих ограничение монополизации производства и рынков с целью активизации конкуренции.

Антимонопольная политика, имеющая целью нейтрализацию негативных последствий монополизма и стимулирование конкуренции в ее цивилизованных формах, проводится по нескольким направлениям:

ограничение монополизации рынка;

запрещение слияний конкурирующих компаний;

запрещение установления монопольных цен;

сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

В странах Запада государство активно вмешивается в хозяйственную деятельность монополий и олигополий. Оно стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополий в экономике, разрабатывает антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее давнюю историю.

Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде и США. Последний – это знаменитый закон Шермана (1890), получивший широкую популярность как «хартия экономической свободы». Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными. Создание монополий влекло штраф до 5 тыс. дол. (впоследствии он был повышен до 50 тыс. дол.) и тюремное заключение сроком до одного года. Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии. Закон Шермана впоследствии дополнялся, в него вносились поправки (1914, 1939, 1950). Он стал распространяться на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.

Закон Клейтона (1914) запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, если это могло уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния (объединения фирм одной отрасли). В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с «нечестными» методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний.

Закон Робинсона – Пэтмэна (1936) установил запрет на ограничительную деловую практику в области торговли («ножницы цен», ценовая дискриминация и др.), т. е. деятельность, направленную на подрыв, устранение или недопущение конкуренции.

Закон Селлера – Кефовера (1950) дополнил закон Клейтона запретом на слияние путем приобретения активов, было уточнено понятие незаконного слияния. Теперь запрещались не только горизонтальные слияния, но также вертикальные (объединение компаний – последовательных участниц одного производственного процесса).

В Западной Европе (Нидерланды – 1933; Бельгия – 1935; Дания – 1937) также были предприняты попытки законодательного контроля картельных соглашений. Здесь картели рассматривались как средство борьбы с «излишней конкуренцией», но законы были направлены на то, чтобы не допустить злоупотребления этой формой монополии. В Римском договоре, положившем начало Общему рынку, в ст. 85 и 86 также установлено запрещение монопольных соглашений.

Таким образом, все эти законы были направлены на обеспечение свободного рынка, добросовестной конкуренции, устанавливали контроль над разного рода соглашениями. Однако немногие дела по обвинению в нарушении свободной конкуренции, рассмотренные, например, американскими судами, закончились наказанием нарушителей законов. Очень часто суды были на стороне монополий.

Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс. Это объясняется тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.