Распад югославии на страны. Распад Югославии: причины и последствия

Гражданская война в бывшей Социалистической Республике Югославия представляла собой ряд вооруженных межнациональных конфликтов, которые привели в конце концов к полному развалу страны в 1992 году.

Территориальные претензии разных народов, входивших до этого момента в республику, и острое межнациональное противостояние продемонстрировали определенную искусственность их объединения под социалистическим стягом державы, которая носила название «Югославия».

Югославские войны

Стоит отметить, что население Югославии отличалось большой пестротой. На ее территории проживали словенцы, сербы, хорваты, македонцы, венгры, румыны, турки, боснийцы, албанцы, черногорцы. Все они были неравномерно распределены по 6-ти республикам Югославии: Боснии и Герцеговине (одна республика), Македонии, Словении, Черногории, Хорватии, Сербии.

Начало продолжительным боевым действиям положила так называемая «10-дневная война в Словении», развязанная в 1991-ом. Словенцы потребовали признания независимости своей республики. В ходе вооруженных действий с югославской стороны погибло 45 человек, 1,5 сотни ранены. Со словенской – 19 убитых, около 2-х сотен раненых. 5 тысяч военнослужащих югославской армии попали в плен.

Вслед за этим началась более длительная (1991-1995) война за независимость Хорватии. За ее выходом из состава Югославии последовали вооруженные конфликты уже внутри новой независимой республики между сербским и хорватским населением. Хорватская война унесла жизни более 20 тысяч человек. 12 тысяч – с хорватской стороны (причем, 4,5 тысячи – мирные граждане). Было разрушено сотни тысяч зданий, а весь материальный ущерб исчисляется 27-ю млрд долларов.

Практически параллельно с этим внутри разваливающейся на составляющие Югославии вспыхнула еще одна гражданская война – Боснийская (1992-1995). В ней участвовало сразу несколько этнических групп: сербы, хорваты, боснийские мусульмане и так называемые мусульмане-автономисты, проживающие на западе Боснии. За 3 года было уничтожено более 100 тысяч человек. Материальный ущерб - колоссальный: взорваны 2 тысячи км дорог, снесено 70 мостов. Железнодорожное сообщение уничтожено полностью. 2/3 зданий разрушены и не пригодны для использования.

На объятых войной территориях были открыты концлагеря (с обеих сторон). В ходе военных действий происходили вопиющие случаи террора: массовые изнасилования мусульманок, этнические чистки, в ходе которых было убито несколько тысяч боснийских мусульман. Все убитые принадлежали к гражданскому населению. Хорватские боевики расстреливали даже 3-х месячных детей.

Кризис в странах бывшего соцлагеря

Если не вдаваться в тонкости всех межнациональных и территориальных претензий и обид, то можно дать приблизительно следующую характеристику описанным гражданским войнам: с Югославией происходило то же самое, что происходило в это же время с Советским Союзом. Страны бывшего соцлагеря переживали острый кризис. Социалистическая доктрина «дружбы братских народов» перестала действовать, и все захотели независимости.

Советский Союз в плане вооруженных столкновений и применения силы по сравнению с Югославией буквально «отделался легким испугом». Развал СССР проходил не так кроваво, как это было в сербско-хорвато-боснийском регионе. Вслед за Боснийской войной на территории уже бывшей Республики Югославия начались затяжные вооруженные противостояния в Косове, Македонии и Южной Сербии (или Прешевской долине). В общей сложности гражданская война в бывшей Югославии продолжалась 10 лет, вплоть до 2001 года. Жертвы исчисляются многими сотнями тысяч.

Реакция соседей

Эта война отличалась исключительной жестокостью. Европа, руководствуясь принципами демократии, поначалу старалась держаться в стороне. Бывшие «югославы» имели право сами выяснить свои территориальные претензии и разобраться внутри страны. Поначалу югославская армия пыталась уладить конфликт, но вслед за распадом самой Югославии она была упразднена. В первые годы войны югославские вооруженные силы тоже проявляли нечеловеческую жестокость.

Война слишком затянулась. Европа и, в первую очередь, США решили, что такое напряженное и длительное противостояние может угрожать безопасности других стран. Особое возмущение мировой общественности вызывали массовые этнические чистки, унесшие жизни десятков тысяч ни в чем не повинных людей. В ответ на них в 1999-ом НАТО начал бомбить Югославию. Российское правительство однозначно выступало против подобного решения конфликта. Президент Ельцин заявлял, что агрессия НАТО может подтолкнуть Россию к более решительным действиям.

Но после развала Союза прошло всего 8 лет. Россия и сама была сильно ослаблена. У страны просто не было ресурсов для развязывания конфликта, а других рычагов влияния пока не существовало. Россия не была способна помочь сербам, и в НАТО это прекрасно осознавали. Мнением России тогда элементарно пренебрегли, поскольку она слишком мало весила на политической арене.

На вопрос Когда образовалась и когда распалась Югославия? На какие страны она распалась? заданный автором Елизавета * лучший ответ это Югославия образовалась (как Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев) в результате распада Австро-Венгерской Империи в начале XX века, распалась в конце XX века - начале XXI века.

Большая Югославия «Первая Югославия». (1918- 1946) :
Приморская бановина
Зетская бановина
Савская бановина
Моравская бановина
Врбавская бановина
Дринская бановина
Вардарская бановина
Дунайская бановина
Белград
Хорватская бановина (с 1939) - возникла в результате объединения Савской и Приморской бановин
В годы Второй мировой войны Югославия воевала на стороне Антигитлеровской коалиции, была оккупирована фашистской Германией в результате т. н. Апрельской войны.
Глава коммунистического движения Иосип Броз Тито нашёл общий язык как с Западом, так и поначалу с СССР. Преимуществом Тито был многонациональный состав его движения, тогда как другие движения были национальными.
В конце 1940-х гг. возникли разногласия между лидером коммунистической партии Югославии Иосипом Броз Тито и Сталиным, что привело к разрыву отношений с СССР. Хотя после смерти Сталина они были частично устранены.
Режим Иосипа Броз Тито играл на противоречиях между государствами капиталистической и социалистической систем, что позволяло Югославии в послевоенные десятилетия довольно быстро развиваться.
Федеративная Народная Республика Югославия (ФНРЮ) (с 1946)
Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) (c 1963).
В качестве модели национального строительства в социалистической Югославии был избран федерализм, субъектами федерации которого были шесть социалистических республик и два автономных социалистических края. Все народы Югославии были признаны равноправными.
Социалистическая «Вторая Югославия» (1946-1990) :
Сербия (союзная республика)
Косово (автономный край)
Воеводина (автономный край)
Хорватия (республика)
Словения (республика)
Босния и Герцеговина (республика)
Македония (республика)
Черногория (республика)
Факторами распада югославской федерации стали смерть Тито и фиаско проводимой его преемниками национальной политики, всплеск национализма в 1990 г.
В ходе гражданской войны Югославия превратилась в Малую Югославию (Сербию и Черногорию) : c 1992 по 2003 г.
Союзная Республика Югославия, (СРЮ) , с 2003 по 2006 г.
Конфедеративный Государственный Союз Сербии и Черногории (ГCCX). Югославия окончательно прекратила существование c выходом из союза Черногории 3 июня 2006 г.
Фактически, распад Югославии (отделение автономии Косово и Метохия) продолжается до сих пор.
Югославия распалась на государства:
Сербия
Хорватия. После распада Югославии в 1991 году и провозглашения независимости страны, признанной международным сообществом в 1991-1992 годах, началась война за независимость, продолжавшаяся до конца 1995 года. Окончательно целостность страны была восстановлена в 1998г.
Босния и Герцеговина Весной 1992 объявила о выходе из состава СФРЮ. Современное название получила в апреле 1992, в мае 1992 принята в ООН.
Словения - независимость от СФРЮ 25 июня 1991. Словения - единственная страна, которая вышла из СФРЮ практически без кровопролития.
Черногория. Независимость Черногории официально признана Россией 12 июня 2006.
Македония. 1991год -- декларация о суверенитете и референдум о независимости Македонии, приведшая к бескровному выходу из состава Югославии.

Ответ от Прославить [гуру]
Распалась на Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Словению и Хорватию, распалась, точнее начала с момента распада ссср


Ответ от Обособленный [гуру]
Obrasovalas posle vojni vov, a raspalas ny kogda 90, 91, chxoslosvakija v 199, a eti popossche, a voobsche Visantijskij stil, ogromnoe vlijanie Visantii na formirovanie kyltyri, da, i bolgari, a eti voobsche tyrki! Cohn dasche vneschne poxoschi myschini - greki, tyrki!


Ответ от Невролог [гуру]
не сказал бы -раскололас´;оха еще до сих пор раскалываетса!!


Ответ от Ночной Кот [гуру]
Королевство Югославия было создано после Первой мировой войны на обломках Австро-Венгрии, после Второй мировой войны стала называться СФРЮ - социалистическая федеративная республика
Распалась она в 1991 году, на республики входившие ранее в эту федерацию:
Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Хорватия, Словения и Македония


Ответ от Yuriy [гуру]
В период между Первой и Второй мировыми войнами в 1918-1941 гг. Югославия существовала под названиями Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (КСХС) (с 1918) и Королевство Югославия (КЮ) (c 1929).
После Второй мировой войны Югославия стала социалистической федерацией из шести союзных республик под названиями Федеративной Народной Республики Югославия (ФНРЮ) (с 1946), Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) (c 1963).
В 1991 Словения и Хорватия стали независимыми государствами; в Хорватии началась война между правительством и сербами, которые не захотели отделяться от Югославии и объявили о создании самостоятельного государства – Сербской Краины. В сентябре того же года провозгласила независимость Македония, в нач. 1992 – Босния и Герцеговина. 28 апреля 1992 Сербия и Черногория ввели в действие новую конституцию, закрепившую создание нового государства – Союзной Республики Югославия (СРЮ). В 2002 году, Сербия и Черногория пришли к новому соглашению относительно продолжения сотрудничества в рамках конфедеративного союза, которое, среди других изменений, обещало окончание использования имени «Югославия». 4 февраля 2003 года федеральный парламент провозгласил создание конфедеративного Государственного Союза Сербии и Черногории, кратко - Сербия и Черногория. Югославия окончательно прекратила существование c выходом из союза Черногории 3 июня 2006 г. Фактически, распад Югославии (отделение автономии Косово и Метохия) продолжается до сих пор.


Ответ от Омар [гуру]
Югославия империя насилия над хорватами, боснийцами, албанцами перестала существовать,
У этих народов появились свои свободные и независимые государства без сербского диктата!

Самое крупное южнославянское государство Югославия в 90-е годы прошлого века прекратило своё существование. Теперь в школе при изучении новой истории детям рассказывают о том, на какие страны распалась Югославия. `

Каждая из них сегодня несёт свою культуру и историю, одной из важных страниц которой является вхождение в некогда цветущую крупную державу, входящую в мощный Социалистический лагерь, с коим считался весь мир.

Годом рождения европейского государства, расположившегося на Балканском полуострове, является 1918. Изначально оно называлось в сокращённом варианте КСХС, что в развороте означает Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Предпосылкой для образования новой территориальной единицы послужил распад Австро-Венгрии. Новая держава объединила 7 небольших территорий:

  1. Боснию.
  2. Герцеговину.
  3. Далмацию.

Политическую ситуацию в наспех созданной стране сложно было назвать стабильной. В 1929 году случился государственный переворот. В результате этого события КСХС сменило своё длинное название и стало именоваться Королевство Югославия (КЮ).

Нельзя сказать, что разногласий совсем не было. Время от времени вспыхивали небольшие конфликты. Ни один из них не привёл к серьёзным последствиям. Многие недовольства были связаны с медленным развитием государства, правительство которого не обладало экономическим и политическим опытом.

Начало разногласий

На этом не часто акцентируется внимание, но начало разногласий между ранее объединившимися народами было положено ещё в период Великой Отечественной войны. Фашистское руководство придерживалось нечестного принципа руководства, основанного на древнеримской догме «разделяй и властвуй».

Акценты делались на национальные разногласия, что имело успех. Хорваты, к примеру, поддерживали нацистов. Их соотечественникам пришлось вести войну не только с оккупантами, но и со своими земляками, помогавшими им.

Во время войны страна была разделена на куски. Появились Черногория, Сербия, Хорватское государство. Ещё часть территорий попали под аннексию Третьего Рейха, и фашистской . Именно в этот период были отмечены случаи жестокого геноцида, что не могло не отразиться на последующих отношениях народов уже в мирное время.

Послевоенная история

Разорванные части государства после победы были вновь объединены. Прежний список участников был восстановлен. Вошли в состав Югославии всё те же 7 этнических территорий.

Внутри страны её новое правительство провело границы таким образом, чтобы не было соответствия этническому расселению народов. Это делалось с надеждой избежать разногласий, которые несложно было предсказать после того, что происходило во время войны.

Предпринимаемая правительством Югославии политика дала положительные результаты. На территории государства на самом деле царил относительный порядок. Но именно это предпринятое после войны с фашистами деление, в дальнейшем сыграло злую шутку и частично повлияло на последующий распад крупной государственной единицы.

Деление страны в конце XX века

Осенью 1991 года скончался президент Иосип Броз Тито. Считается, что именно это событие послужило сигналом для националистов различных этносов для развязывания конфликтов с соседями.

Иосип Броз Тито-югославский революционер и политический деятель

После развала СССР пошла череда падений социалистических режимов по всему миру. В это время Югославию охватывает глубочайший экономический кризис. На всей территории властвовали партии националистического толка, каждая вела несправедливую политику по отношению к недавним братьям. Так в Хорватии, где жило большое количество сербов, был запрещён сербский язык. Лидеры националистического движения начали гонения на сербских культурных деятелей. Это был вызов, который не мог не привести к конфликту.

Началом страшной войны считается «День гнева», когда во время игры на стадионе «Максимир» сцепились в схватке болельщики сербской и хорватской сторон. В итоге по прошествии нескольких недель, образуется новое независимое государство – Словения. Его столицей стал город с романтичным названием Любляна.

Другие республики, входившие в состав крупного государства, тоже начинают подготовку к выходу. В это время продолжаются разногласия и боевые стычки с массовыми жертвами и угрозами разворачивания серьёзных боевых действий.

город и одноименное озеро Орхид, Македония

Следующей в списке выбывших республик стала . Роль её столицы взял на себя город Скопье. Сразу за Македонией опыт повторяют Босния (Сараево), Герцеговина и Хорватия (Загреб). Незыблемым остался только союз между Сербией и Черногорией. Они заключили новое соглашение, которое оставалось легитимным до 2006 года.

Разделение некогда крупного государства на небольшие куски не дало ожидаемых результатов. Конфликты внутри разрозненных территорий продолжались. Межнациональная рознь, основывающаяся на кровной обиде, берущей начало ещё в 40-е годы прошлого столетия, не могла так быстро утихнуть.

Потрясения в Советском Союзе происходили параллельно с острейшим кризисом государственности в Югославии, которая, подобно СССР, стала разрушаться. «Особый путь» И.Б.Тито, не избавил эту страну от слабостей, которые были свойственны «реальному социализму». Система управления страной постепенно вела к экономической и политической автаркии республик и краев, усиливала неравномерность их развития. От распада страну спасали только авторитет личной власти И.Б.Тито и жесткая организационная структура коммунистической партии.

Но к началу 70-х годов в республиках и краях сформировалось новое поколение руководителей, которые не разделяли революционно-интернационалистских взглядов И.Б.Тито и были подвержены влиянию националистических настроений. В первую очередь это относилось к руководителям Хорватии, история вхождения которой в состав единой Югославии была предельно противоречивой (см. т. 1 наст, изд.). Очагом этнической напряженности был и автономный край Косово и Метохия (с 1974 г. – Косово) в составе Социалистической Республики Сербии, большинство населения которого после окончания Второй мировой войны стали составлять албанцы, мигрировавшие туда из Албании при нацистской оккупации. Пытаясь предупредить сепаратизм, федеральные власти шли на уступки косовским албанцам, в результате чего местное сербское и черногорское население подвергалось негласной дискриминации со стороны местных албанских властей и постепенно покидало Косово. Демографические соотношения менялись еще больше в пользу албанцев.

После смерти И.Б.Тито в мае 1980 г. президентская власть перешла к институту коллективного руководства – федеральному президиуму. При соблюдении принципа ежегодной ротации его председателем выбирался представитель одной из республик и краев. Экономическая ситуация в стране была сложной. После распада СССР {♦} произошла девальвация «особой» роли, которую играла Югославия в геополитических расчетах Востока и Запада. Сократилась помощь из внешних источников. Экономические трудности, рост внешней задолженности обострили противоречия между частями федерации.

Попытку вывести экономику страны из пропасти предприняло в 1989 г. по диктуемым МВФ канонам «шоковой терапии» правительство, возглавляемое хорватом Анте Марковичем. Ему удалось сбить инфляцию ценой роста безработицы, банкротств и бедности. Но как только реформа коснулась сферы приватизации, ее проведение натолкнулось на сопротивление разных политических группировок. Прежде всего реформой были недовольны экономические и управленческие элиты отдельных республик, стремившиеся захватить наиболее рентабельные объекты приватизации. Это было легче сделать, вступив в союз с республиканскими властями против федеральных, на чем и сосредоточились представители бизнеса в большинстве республик Югославии. Это стимулировало сепаратизм. Реформы А.Марковича, требовавшие унификации существовавших в республиках экономических систем, спровоцировали дополнительную межнациональную напряженность.



Она усугублялась религиозными и историческими факторами – большинство населения Словении и Хорватии составляли католики, сербы, черногорцы и македонцы были православными, в Боснии и Герцеговине имелось значительное число славян-мусульман, которые считались отдельной этнической группой по признаку религиозной принадлежности. Мусульманами были и албанцы, населявшие автономный край Косово.

27 сентября 1989 г. парламент югославской республики Словении принял поправки к своей конституции, провозгласившие право республики выйти из состава СФРЮ. Это был первый шаг к разрушению единой Югославии.

В том же 1989 г. албанское большинство Косово выступило с требованиями повысить статус этого края, объявив его республикой. Сербское население края было напугано этими настроениями. По всей Сербии стали разрастаться антиалбанские настроения. На их волне 9 января 1990 г. на первых многопартийных выборах в Сербии президентом стал Слободан Милошевич – руководитель сербской организации коммунистов, которые преобразовали свою партию в социалистическую. С.Милошевич выступал под лозунгами сохранения территориального единства Югославии и необходимости борьбы с сепаратизмом. 28 сентября 1990 г. сербский республиканский парламент принял решение о ликвидации автономии Косово, в край были направлены войска.

Националистические движения под воинственно патриотическими лозунгами победили в том же 1990 г. и на выборах в Хорватии и Словении. При этом на исход выборов в Хорватии большое влияние оказала финансовая помощь, которую из-за рубежа оказали националистически настроенному кандидату отставному генералу (и сорат-{♦}нику И.Б.Тито) Франьо Туджману эмигранты-усташи, покинувшие Югославию после Второй мировой войны. Идея усташей о восстановлении независимости Хорватии встретила понимание Ф.Туджмана.

23 декабря 1990 г. в Словении был проведен референдум, участники которого высказались за независимость Словении. Немедленно вслед за тем такой же референдум был проведен в Хорватии, которая тоже приняла решение о выходе из Югославии. В декабре 1990 г. в Хорватии была принята новая конституция, объявлявшая ее «государством хорватского народа». Между тем, 30% населения Хорватии в тех административных границах, которые она имела в составе СФРЮ, составляли сербы.

Хорватские сербы проживали компактно. Это было связано с тем, что после Второй мировой войны, когда формировались административные границы югославских республик, в состав Социалистической Республики Хорватии по настоянию И.Б.Тито (который по национальности был хорватом) были включены земли с преобладанием сербского населения. Тогда же в состав Хорватии было передано все населенное мусульманами боснийское побережье Адриатики – что вскоре вызвало конфликт Хорватии с Боснией и Герцеговиной.

Опасаясь дискриминации после принятия новой конституции, сербское население Хорватии провозгласило на преимущественно сербских территориях создание собственного государственного образования – Республики Сербская Крайна (РСК). Она провозгласила свою независимость, включив в свой состав и все преимущественно сербские по составу населения исторические области и территории – Восточную и Западную Славонию, Баранью, Западный Срем и Книнскую Крайну. Республика Сербская Крайна стала добиваться объединения с Сербией. Помощь РСК фактически стали оказывать имевшиеся на территории Хорватии части Югославской народной армии.

В апреле 1991 г. парламент самопровозглашенной РСК обратился к Сербии с просьбой принять ее в свой состав, но сербский парламент эту просьбу отклонил. Президент Сербии С.Милошевич, конечно, сочувствовал хорватским сербам. Но он опасался открыто высказываться за объединение Сербской Крайны с Сербией, настаивая на нерушимости всех существующих границ Югославии. Его план состоял в том, чтобы удержать Хорватию в составе единой Югославии, сохранив при этом в составе Хорватии входившие в нее сербские территории.

Благодаря этой осмотрительной позиции С.Милошевичу удавалось в тот момент сохранять конструктивные отношений с США и другими западными странами, хотя последние требовали от него согласиться пойти на уступки этническим меньшинствам, в том числе – албанскому населению Косово.

В Югославии развивался политический кризис. Деятельность института коллективного руководства Югославии была парализована. В марте 1991 г. прошла серия встреч руководителей югославских республик с целью определить будущий путь развития федерации. {♦} Выработать общее видение не удавалось. В мае 1991 г., когда подошло время избрать на пост председателя президиума Югославии кандидата от Хорватии Стефана Месима, делегаты Сербии и Черногории заблокировали эту процедуру. Это было нарушением закона и традиции, легитимность единой верховной федеральной власти в стране была поставлена под сомнение. Федеральный президиум фактически перестал функционировать. С этого времени федеральное правительство в Белграде уже выражало интересы прежде всего Сербии, и представители Хорватии и Словении перестали в нем участвовать.

В такой обстановке 9 мая 1991 г. правительство в Белграде приняло решение предоставить особые полномочия Югославской народной армии для проведения операций в Хорватии – формально для того, чтобы не допустить захвата хорватскими властями армейского имущества и федеральной собственности. Это только усугубило ситуацию. 26 июня 1991 г. Словения и Хорватия заявили о выходе из состава СРФЮ.

Федеральные власти в Белграде не признали эти акты. Конфликт федеральной и республиканских властей вылился в кровавые столкновения с участием частей регулярной армии. Начались вооруженные столкновения отрядов хорватских правых и формирований сербов Республики Сербской Крайны. В Югославии началась гражданская война.

Она мало затронула Словению, относительно однородную в этническом отношении и отделенную от Сербии территорией Хорватии. Федеральные войска были выведены из Словении спустя две недели после их ввода в результате компромисса между словенским правительством и федеральными властями в Белграде при посредничестве Европейского сообщества, убедившего сначала Словению, а затем и Хорватию объявить «мораторий на независимость» сроком на три месяца.

Поразительно бескровно от единой Югославии отделилась и Македония, которая провозгласила себя независимой 18 сентября 1991 г.

Но внутри Хорватии война стала протекать в крайне жестоких формах – прежде всего из-за упорного сопротивления новым хорватским властям со стороны сербов в Сербской Крайне. Война на первых порах характеризовалась победами сербской стороны, которая при поддержке регулярной югославской армии овладела третью территории Хорватии. Хорватским силам пришлось отойти со всех территорий, населенных сербами. В октябре 1991 г. федеральные силы под давлением международного сообщества были выведены из Хорватии, оставив контроль над сербскими территориями властям непризнанной РСК. Конфликт остался неурегулированным, а сепаратистские тенденции продолжали развиваться.

В ноябре 1991 г. свою независимость от единой Югославии провозгласила республика Босния и Герцеговина. Македонские власти постановили провести в марте 1992 г. референдум, который должен {♦} был определить, вступит ли в силу принятая македонским парламентом декларация о независимости.

Международное сообщество пыталось содействовать прекращению военных действий в Югославии. В 1991 г. ООН ввела эмбарго на поставки оружия в любой район Югославии (резолюция Совета безопасности № 713 от 25 сентября 1991 г.) и начала оказывать населению пострадавших районов гуманитарную помощь. Для охраны гуманитарных конвоев ООН на территорию Югославии были введены небольшие контингенты сил ООН (резолюция № 724 от 25 декабря 1991 г.).

СССР был вторым мировым полюсом, определявшим ход международных отношений после окончания Второй мировой войны, поэтому роспуск Советского Союза стал окончанием продолжительного периода биполярного развития мира. Российская Федерация, ставшая государством-правопреемником и правопродолжателем СССР, не могла выполнять присущие Советскому Союзу функции одной из опор биполярности, потому что не обладала для этого необходимыми ресурсами.

Исчезновение СССР как одного из двух определяющих элементов системы международных отношений периода 1945-1991 гг. можно считать завершающим событием послевоенной эпохи. Биполярная структура международных отношений разрушилась. Ялтинско-потсдамский порядок перестал существовать. Это не вызвало глобального катаклизма. Стабильность международной системы в целом сохранилась.

В международных отношениях начали развиваться тенденции к унификации и сближению бывших социалистических и капиталистических стран, а международная система в целом стала развивать в себе черты «глобального общества». Это процесс был сопряжен с новыми острыми проблемами и противоречиями.

Источники и литература

Горбачев М.С.Размышления о прошлом и будущем. М.: Терра, 1998.

Bush G., Scowcroft В. A World Transformed. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1998.

Shultz С.Р. Turmoil and Triumph. My Years as Secretary of State. N.Y.: Charles Scribners Sons, 1993.

Горбачев-Ельцин: 1500 дней политического противостояния. М., 1992.

Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1994. От Горбачева до Ельцина. М., 1994.

Garthoff R.L. The Great Transition. American-Soviet Relations and the End of the Cold War. Washington, D.C.: The Brookings Institution, 1994.

Gates R.M. Through the Shadows. The Ultimate Insider"s Story of Five Presidents and How They Won the Cold War. N.Y.: Simon and Schuster, 1996.

РАЗДЕЛ IV. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Самоуничтожение Советского Союза полностью изменило характер международного взаимодействия. Исчез водораздел между двумя противостоявшими блоками. Перестала существовать подсистема международных отношений, основой которой был «социалистический лагерь». Особенностью этой грандиозной трансформации был ее преимущественно мирный характер. Распад СССР сопровождался конфликтами, но ни один из них не вылился в крупную войну, способную угрожать общему миру в Европе или Азии. Глобальная стабильность сохранилась, хотя интересам национальной безопасности многих стран (СССР, СФРЮ, Азербайджана, Грузии, Таджикистана и др.) был нанесен сокрушительный или очень существенный ущерб. Всеобщий мир и преодоление полувекового раскола международной системы были обеспечены ценой разрушения многонациональных государств.

Трагедии государственного распада оборачивались обнадеживающей тенденцией к восстановлению политического единства мира. В начале 90-х годов эта тенденция воспринималась в бывших социалистических странах через призму наивных ожиданий лучшей жизни, освобождения личности и роста благосостояния. Горечь утраты государственности сопрягалась с надеждами на обретение свободы через демократизацию. Общественное сознание во многих частях бывшего «социалистического мира» стремилось переключить внимание с раздумий о потерях на поиск новых возможностей, которые давало странам и народом прекращение конфронтации. Демократизация большой группы бывших социалистических стран почти на десятилетие стала важнейшей чертой международных отношений.

Но другой их характеристикой оказалось падение управляемости международной системы, которое вылилось в кризис миросистемного регулирования первой половины 90-х годов. Старые механизмы международного управления опирались на «конфронтацию по правилам» между СССР и США и соблюдение их союзниками «блоковой дисциплины» – регламентов поведения по принципу «равнения на старшего» в рамках НАТО и Варшавского договора. Прекращение конфронтации и распад ОВД подорвали эффективность такой системы.

Регулирование на базе ООН, и прежде не отличавшееся эффективностью, в новых условиях справлялось с задачами обеспечения мира еще менее успешно. ООН, в том виде, в котором она сформировалась, была приспособлена главным образом для того, чтобы не допустить войны между великими державами – Советским Союзом {♦} и Соединенными Штатами. В этом состоял ее, так сказать, запретительный «мандат», с которым ООН во второй половине XX в. превосходно справилась.

Но конструирующий «мандат» ООН на практике, в сущности, не был реализован. Ее редкие попытки заниматься миротворчеством либо заканчивались неудачами, либо имели вспомогательное значение по отношению к результатам, которых могли добиваться великие державы посредством прямого диалога друг с другом. Предстояло заново сформулировать стоящие перед ООН задачи, по возможности сделав ее не формальной, а реальной основой международного регулирования. Для этого требовалось провести реформу ООН. Тогда можно было бы рассчитывать на гармонизацию международных отношений и их упорядочение с учетом интересов всех стран мира.

Но сильные державы в силу разных причин недоверчиво относились к ООН. Соединенные Штаты ощущали себя после прекращения конфронтации победившей стороной. Укрепление ООН могло ограничить свободу действий США на международной арене и поэтому было им не выгодно. США относились в реформе ООН настороженно. Российская Федерация, ставшая правопреемницей и правопродолжательницей Союза ССР, тоже опасалась реформы ООН. Россия не обладала потенциалом СССР. Привилегированный статус в Совете безопасности ООН, который она от него унаследовала, позволял компенсировать слабости положения, в котором она оказалась после разрушения Советского Союза. Реформа ООН, которая, согласно большинству предлагавшихся проектов, должна была расширить круг постоянных членов Совета безопасности и ограничить практику применения права вето, могла бы еще больше девальвировать «голос» Москвы в международных делах.

Возник негласный консенсус между Россией и США в вопросе торможения реформы ООН. Международное регулирование после 1991 г. «стихийно» продолжило осуществляться на базе имевшихся механизмов. Поскольку они были построены и сбалансированы между собой таким образом, чтобы не мешать двум сверхдержавам использовать преимущества своих национальных потенциалов, то в новых условиях более весомая роль в международном управлении была автоматически гарантирована более сильной стороне. В этом состояла организационная предпосылка усиления роли США в международной политике.

Глава 12. РАСПАД БИПОЛЯРНОЙ СТРУКТУРЫ