Логичность речи. Логичность речи понятность речи

Логичность речи – это коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументировано оформлять выражаемое содержание. Логичность, как точность, характеризует речь со стороны её содержания и формируется на основе связи речи с действительностью и мышлением.

Но в отличие от точности, оценивающей соответствие семантики отображаемой действительности тому, что хотелось бы выразить, логичность характеризует структуру речи, её организацию и оценивает смысловые сцепления языковых единиц в речи с точки зрения законов логики и правильного мышления. Эти сцепления осознаются как логически непротиворечивые, если они соответствуют связям и отношениям реальной действительности и верно отражают структуру мысли. Следовательно, можно говорить о двух видах логичности: предметной и понятийной.

Предметная логичность заключается в соответствии семантических связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений реальной действительности. Понятийная логичность – это адекватное отношение структуры мысли и её развития в смысловых связей компонентов речи.

Логичность предметная и понятийная взаимосвязаны и в конкретном акте коммуникации обычно выступают в единстве. Их расхождение наблюдается в тех случаях, когда сущность предметов и явлений, их связи и отношения в реальной действительности осознаются неправильно или искажаются либо сознательно (напр. , в художественной фантастике, сказках и т. п.), либо непреднамеренно в результате логических ошибок, допущенных в процессе мышления.

Экстралингвистические условия логичности речи. Условия логичности могут быть экстралингвистические (внеструктурные) и собственно лингвистические (структурные). Первое условие – умение логически мыслить; известный афоризм гласит: «Кто ясно мыслит – ясно излагает». А для этого необходимо, чтобы каждый акт мышления соответствовал основным законам логики: законам тождества, противоречия, исключённого третьего, достаточного основания. С этим соотносятся такие особенности речи, как последовательность, определённость, непротиворечивость и обоснованность мысли.

Последовательность развития мысли, её определённость (однозначность, ясность, устойчивость её содержания) достигаются благодаря соблюдению логического закона тождества, согласно которому каждая мысль в пределах одного рассуждения, одного доказательства, одной теории должна оставаться неизменной, сохранять одно и то же содержание. Сам предмет мысли и наши знания о нём могут изменяться. Однако в процессе рассуждения одно знание о предмете не должно подменяться другим, в противном случае рассуждение становится беспредметным и неконкретным.

Нарушение закона тождества приводит к такой логической ошибке, как подмена тезиса, подмена обсуждаемой темы другой, несоответствие аргументов доказательства тезису, т. е. положению, которое доказывается, обосновывается. Доказательство при этом по отношению к другому тезису может быть правильным, ошибка заключается именно в подмене тезиса.

Возьмём, например, следующий отрывок из сочинения абитуриента:

Мне бы хотелось рассказать о моём отце. Это именно он помог мне выбрать мою будущую профессию. Работает отец журналистом в нашей районной газете. С детства я заслушивалась его рассказами о нелёгком журналистском труде, часто ходила в редакцию. Затем стала писать небольшие заметки. Постепенно я пришла к выводу о том, что журналистика – это то, чего мне нужно добиться в жизни.

Непротиворечивость мышления обеспечивается благодаря соблюдению закона противоречия (или, как его ещё называют, закона непротиворечия), в соответствии с которым два взаимоисключающих суждения об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными. Например, если из двух суждений Сегодня в 12 часов Сергей был в школе и Сегодня в 12 часов Сергей был на стадионе одно истинно, то другое, согласно закону противоречия, ложно. Истинными являются суждения, которые соответствуют действительности.

С законом противоречия связан закон исключения третьего, смысл которого заключается в следующем: из дух противоречащих суждений одно должно быть истинным, а другое ложным и не может быть третьего суждения, истинного по отношению к тому же предмету в то же самое время. Этот закон распространяется только на противоречащие суждения, т. е. суждения, отрицающие друг друга (напр. , Вчера концерт состоялся – Вчера концерт не состоялся). Данный закон направлен против непоследовательности, противоречивости суждений.

Логическую ошибку, связанную с нарушением закона исключения третьего, можно отметить в следующем отрывке из школьного сочинения:

В романе показан «новый человек», разночинец с передовыми взглядами. Но Базаров отрицал искусство, литературу, науку. Это отрицание было не свойственно революционерам-разночинцам. Образ Базарова был типичен.

В приведённом примере утверждения Образ Базарова типичен и Отрицание искусства, литературы, науки не свойственно революционерам-разночинцам, одним из представителей которых является Базаров исключают друг друга. Если истинно первое, то ложно второе, и наоборот.

Законы тождества, противоречия и исключения третьего взаимодействуют между собой и приобретают подлинный смысл лишь при соблюдении закона достаточного основания, согласно которому всякая правильная мысль должна быть аргументирована; чтобы признать суждение о предмете истинным, должны быть указаны достаточные основания. Главным инструментом мышления в данном случае являются умозаключения, реализующиеся в таких мыслительных операциях, как анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция. Соблюдение этого закона обеспечивает доказательность и обоснованность рассуждений.

Знание законов логики и умение пользоваться ими, а также такими категориями и мыслительными операциями, как понятия, их определение и деление, анализ, синтез, суждение, умозаключение, аналогия и т. д. , необходимы для того, чтобы овладеть логикой рассуждения, научиться логически мыслить, устанавливать закономерности связей между явлениями действительности, анализировать и доказывать истинность того или иного утверждения и. д.

Лингвистические условия логичности речи. Собственно лингвистическим, или структурным, условием логичности речи является овладение логикой изложения. Структурной предпосылкой логичного изложения мысли служит правильная сочетаемость (синтагматика) элементов языка на лексико-семантическом, морфологическом и синтаксическом уровнях. Логичность изложения проявляется в точном употреблении слов и словосочетаний, в правильном построении предложений и связного текста в целом, т. е. она тесно связана с точность и правильностью речи, опирается на них.

Верное словоупотребление, способствующее созданию понятийной точности, в то же время является одной из предпосылок логичности речи. Употребление слов не в соответствии с их значением часто приводит не только к неточности речи, но и к алогизмам (напр. , в предложении Летом в лесах вспыхивают пожары благодаря неосторожному обращению с огнём семантика слова благодаря противоречит содержанию мысли. Смысл высказывания Коммунальные услуги надо оплачивать не только в первых числах каждого месяца, но и раньше в результате неверного употребления слова надо (вместо можно) не соответствует реальной действительности: получается, что коммунальные услуги надо оплачивать дважды).

При неправильном употреблении в речи омонимов и многозначных слов может возникнуть одна из наиболее распространённых логических ошибок – двусмысленность в понимании высказывания (амфиболия) (напр.

К 25-ти годам сын остепенился (получил учёную степень или стал степенным?); Защитник устало опустился на скамью (игрок защиты или тот, кто ограждает кого -, что-либо от посягательств, нападения?

Неверное словоупотребление, обусловленное плохим или недостаточным знанием действительности, является причиной неразличения понятий (подмены понятий, неоправданного их расширения или сужения, употребление видового понятия вместо родового и наоборот). Например: Самые высокие надои молока получали от животных, отелившихся весной (видовое понятие корова заменено родовым животное); В Ипполите Шалом воплотились лучшие черты народа-труженика (правильно в образе Ипполита Шалого).

К искажению или затемнению смысла высказывания, к подмене понятий часто приводит немотивированный пропуск слов (напр. , Язык Катерины – самый яркий из всех действующих лиц «Грозы» - неоправданный эллипсис приводит к сопоставлению несопоставимых понятий: язык сопоставляется с действующими лицами).

Причиной подмены понятий может быть и речевая избыточность (напр. , Имя Ларисы Петровны пользуется большим авторитетом среди студентов – авторитетом пользуется не имя, а сама Лариса Петровна). Одним из условий создания логичности речи является непротиворечивость сочетания одного слова с другим. Объединение в пределах высказывания слов, обозначающих логически несоотносимые понятия, приводит к алогизмам типа кавалькада машин, снайпер эфира, медленно мчаться и т. д.

Распространены в речи алогизмы, обусловленные неудачными построениями предложений с местоимениями. Характеризуясь обобщённостью лексического значения, местоимения в контексте наполняются конкретным значением за счёт соотносящихся с ними слов. Поэтому предложения нужно строить так, чтобы создавалась ясность, определённость в понимании того, к какому слову относится местоимение (напр. , Завтра перед школьниками раскроются двери школ. Отдохнувшие за лето, они снова сядут за парты). При употреблении возвратного местоимения себя и притяжательных его, её, их, свой алогизмы обычно возникают в тех случаях, когда в высказывании два субъекта действия (напр. , Отец предложил сыну повесить портрет в своей комнате – в чьей?).

Может возникнуть двусмысленность и в высказываниях с одним субъектом (напр. , Инженер сказал Селиванову, что директор срочно уехал на объект и просил его оставить ему свой проект – просил инженера или Селиванова, оставить инженеру или директору?).

Причиной логических ошибок может быть нарушение синтаксической связи в предложениях, содержащих обороты с предлогами несмотря на, вместо, кроме, помимо, наряду и т. д. (напр. , Кроме работы, он учится заочно в институте. Помимо повышения успеваемости, студенты проводили большую общественную работу).

Определенные логические требования должны соблюдаться при построении предложений с однородными членами. В качестве однородных могут объединяться слова, которые обозначают понятия, являющиеся частными, видовыми по отношению к общему для них родовому понятию. При этом необходимо соблюдать требование единого основания при выделении их как видовых (напр. , Детей обучали ходьбе на лыжах, катанию на коньках, санках, велосипеде, плаванию – ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание – все это разные виды спортивных упражнений); В детстве мальчик часто болел скарлатиной, корью, ветряной оспой – скарлатина, корь, ветряная оспа – разные виды детских болезней).

Несоблюдение требования единого основания деления приводит к логическим ошибкам (напр. , Для молодёжи района был прочитан ряд лекций на нравственно-этические, семейно-бытовые, научно-популярные и литературные темы – определения нравственно-этические, семейно-бытовые, литературные характеризуют содержание лекций, а научно-популярные – метод изложения).

Не могут объединяться в качестве однородных членов слова, обозначающие несоотносимые понятия (напр. , рассказывать о ветеранах труда и школьном музее; интерес к путешествиям и птицам). Каждое из управляемых слов в приведённых примерах в отдельности сочетается с управляющим словом, но между собой они не имеют ничего общего по смыслу, поэтому не могут соединяться как однородные члены. Соединение несоотносимых понятий в однородный ряд часто (особенно в художественной литературе и публицистике) используется как стилистический приём создания комизма или иронии (напр. , «Любовь и синее пальто» - так назван фельетон И. Шатуновского; «Тёща и пыжик» - название фельетона Ю. Стрелкова).

Алогизмы возникают также в результате объединения в качестве однородных членов предложения слов, обозначающих родовые и видовые понятия (напр. , За последнюю пятилетку в районе построены две школы, больница, клуб, кинотеатр, культурно-просветительные учреждения – понятия «клуб» и «кинотеатр» включаются в понятие «культурно-просветительные учреждения»).

Нельзя объединять как однородные члены предложения слова, выражающие пересекающиеся понятия (напр. , родители и взрослые, юноши и молодёжь, дети и школьники). Однако некоторое сочетания, вопреки правилам логики, закрепились в языке как нормативные (напр. ,). пионеры и школьники, фестиваль молодёжи и студентов, искусство и литература). При группировке однородных членов предложения, их попарном объединении слова следует подбирать или по признаку смежности, сходства, или в стилистических целях по принципу контраста (напр. , В школе он увлекался историей и литературой, физикой и математикой).

Логически неправильно построено предложение В субботнике приняли участие взрослые и ученики, дети и учителя. Однородные члены в данном случае можно сгруппировать следующим образом: В субботнике приняли участие взрослые и дети, учителя и ученики.

В логической организации письменной речи очень важно правильное членение текста на абзацы. Оно способствует чёткому построению высказывания, объединению мыслей в микротемы, облегчает восприятие написанного.

Логичность речи тесно связана с порядком слов и интонацией, т. е. со средствами выражения актуального членения высказывания. Логика развития мысли требует движения от известного к неизвестному, новому. В речи данная логическая закономерность проявляется в смысловом членении высказывания на два компонента: тему (исходный пункт высказывания, данное, известное из предыдущего контекста) и рему (коммуникативный центр высказывания, сообщающий что-либо новое). Тема располагается обычно в начале предложения и выделяется повышением тона, а рема – в конце и выделяется с помощью фразового ударения.

При построении высказывания необходимо следить за тем, чтобы не нарушались семантические связи между частями предложений и отдельными предложениями, не искажался смысл, не возникала амфиболия (раздвоение морфосинтаксической связи в предложении, возникающее вследствие формального совпадения семантически не связанных или даже несовместимых элементов (слов); фигура речи, состоящая в таком употреблении слов, которое допускает два различных синтаксических истолкования, напр. , Конфеты для детей, которые у меня в кармане пальто; Я несу шоколадку дочери, которую купил в гастрономе). Неудачный порядок слов затрудняет быстрое восприятие мысли (напр. , Комиссия на филологическом факультете отметила хорошую подготовку студентов, а в предложении типа Павел Власов предрекает гибель старому строю с позиций пролетариата с его физической одряхлелостью приводит к искажению смысла: получается, что физическая одряхлелость свойственна пролетариату, а не старому строю).


Важнейшее условие хорошей речи - логичность. Мы должны заботиться о том, чтобы наша речь не нарушала логических законов. Логичность речи - это строго последовательное соответствие структуры речи законам логики, мышления.
Человек, который хочет научиться говорить и писать логично, должен прежде всего научиться логично мыслить. Необходимо воспитывать в себе строгую дисциплину мысли, не допускать в самом мышлении логических ошибок и просчетов.
Различают логичность предметную и логичность понятийную. Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений языковых единиц в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли. Эти два вида логичности тесно взаимосвязаны и в конкретной речи выступают в единстве. Остановимся на условиях логичности на уровне высказывания.
  1. Сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым. Иначе в пределах высказывания в результате объединения небоотносимых понятий могут возникать логические ошибки (алогизмы).
Алогизм - тип логической (речевой) ошибки, состоящий из нарушений логических связей в тексте, в логических разрывах, в бездоказательных, неправильных выводах. Неправильное словоупотребление может стать причиной алогизма - сопоставления несопоставимых понятий, например: Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. Получается, что синтаксис отличается от статей, хотя имелось в виду, что синтаксис энциклопедических статей отличается от синтаксиса других научных статей.
Нарушение логических связей между словами и частями высказывания может привести к непреднамеренному комизму. Например: Хочу выразить искреннюю благодарность врачу санаторно-лесной школы. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем с большим опытом. Здесь соединены в один ряд несоотносимые понятия: располагающая внешность и профессиональный опыт.
С точки зрения речевой культуры опасными являются скрытые алогизмы: Был организован показ слайдов о развитии городов и культуры Франции. Неправильно организован ряд однородных членов: пересекающиеся понятия «города» и «культура» соединены как единые понятия союзом «и».
Причиной нелогичности высказывания может стать подмена понятия, которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. Конечно, демонстрируется фильм, а не его название. Можно было написать: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется один и тот же фильм. Подобные ошибки в речи возникают вследствие недостаточно четкой дифференциации понятий, например: Приближения премьеры коллектив театра ждет с особым волнением (ждут не приближения премьеры, а когда состоится премьера).
Нелогичной речь делает неоправданное расширение или сужение понятия. Нам рассказали о великом писателе и прочитали отрывки из его творчества (надо было написать: из его произведений). Пример сужения понятия: Край богат памятниками архитектуры, интересными для иностранных туристов (почему только иностранных?).
  1. Важным условием создания логичной речи является правильный порядок слов.
В синтаксической структуре предложения порядок слов определяет взаиморасположение компонентов словосочетания и общую организацию группы подлежащего и группы сказуемого. Нарушение порядка слов приводит к нарушению логической последовательности изложения, к неясности смысловых акцентов в нем.
Вот пример неудачного словорасположения в предложении: Напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются.
Это предложение следует исправить так: в начало вынести обстоятельство места и устранить слово все: На базы отдыха дети без путевок не принимаются.
Особенно часто используют родовое наименование вместо видового, и это не только лишает речь точности, приводит к утрате тех конкретных сведений, которые составляют живую ткань повествования, но и придает стилю оригинальную, подчас канцелярскую окраску.
Причина неточности высказывания, искажения его смысла иногда кроется и в нечетком разграничении конкретных и отвлеченных понятий, например: Нужно подумать о кормах на зиму для животноводства (имеется в виду, конечно, корм для животных, скота).
Некоторые требования логичности речи нарушаются в предложениях с однородными членами и обобщающим словом (сочетание родового понятия с видовыми). Например: В комнате стояли столы, стулья, мебель из красного дерева (очевидно, автор имел в виду, что первые предметы не были сделаны из красного дерева, но все равно такое сочетание недопустимо).
Писатели нередко пародируют человеческую речь, и тогда подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический прием создания комического эффекта.
Соединение отдельных предложений в сложное синтаксическое целое должно правильно отражать ход мысли. Связь ряда предложений и сложных синтаксических целых, их последовательность должны быть логически обоснованы, только в этом случае речь будет правильной.

Логичен текст, предложения которого строятся в соответствии с числом Ингве – Миллера – 7 ± 2. Именно столько слов должно в среднем быть во фразе. Когда их меньше, возникает ненужная дробность, а увеличение приводит к затруднению смыслового восприятия.

Логичность нарушается неверным делением текста как письменного, так и устного, причинно-следственными несоответствиями, несоблюдением мотивационной последовательности (предмет обсуждается, когда интерес к нему еще не сформирован, – это ошибка), актуального членения (известное – тема – ошибочно появляется после нового – ремы), что устраняет всякое желание слушать текст в его второй части и препятствует пониманию первой. Логичен текст, построенный с соблюдением элементов хрии - специфического членения, организующего какую-либо речь и анализирующего ее. В настоящее время возможно широкое применение элементов хрии не только для анализа какой-либо речи, но и для построения собственной, в том числе монолога, на уроке. М. В. Ломоносов, разъясняя эту структуру, пишет: «Хрия состоит из осьми частей, которые суть 1) приступ, 2) парафразис, 3) причина, 4) противное, 5) подобие, 6) пример, 7) свидетельство, 8) заключение («Риторика»). В педагогической речи важно организовать монолог так, чтобы первые три части хрии сформировали интерес к предмету и обозначили проблему; четвертая часть окажется изложением возможных опровержений тезиса учителя, которые могут предвосхищать суждения самих учащихся (ответствование, заимословие); затем после логичных опровержений противоположного идет изложение аналогичного. Следующая часть – дедуктивное сведение основных положений к конкретным суждениям, подтверждающим истинность сказанного. Важно, чтобы это было подтверждено свидетельством инстанции (источника), авторитетной для аудитории, для одного класса - это художественная литература, для другого – исторические деятели, для третьего – слова известного в классе выпускника школы или выдающегося киноактера. Заключение – патетически наиболее выдержанное и служащее присоединению аудитории обобщение сведений или призыв, следующий из речи. Композиционно важны последние фразы речи – ее подчеркнутая завершенность или, наоборот, логическое многоточие.

Логичность речи – это коммуникативное качество, пред­полагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание.

Логичность, как и точность, характеризует речь со сто­роны ее содержания и формируется на основе "связи речи с действительностью и мышлением. Но в отличие от точно­сти, оценивающей соответствие семантики отображаемой действительности тому, что хотелось бы выразить, логич­ность характеризует структуру речи, ее организацию и оценивает смысловые сцепления языковых единиц в речи с точки зрения законов логики и правильного мышления. Эти сцепления осознаются как логически непротиворечивые, ес­ли они соответствуют связям и отношениям реальной дей­ствительности и верно отражают структуру мысли. Следо­вательно, можно говорить о двух видах логичности: пред­метной и понятийной.

Предметная логичность заключается в соот­ветствии семантических связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реаль­ной действительности.

Понятийная логичность – это адекватное от­ражение структуры мысли и ее развития в смысловых свя­зях компонентов речи.

Логичность предметная и понятийная взаимосвязаны и в конкретном акте коммуникации обычно выступают в единстве. Их расхождение наблюдается в тех случаях, ко­гда сущность явлений и предметов, их связи и отношения в реальной действительности осознаются неправильно или искажаются либо сознательно (см. например, художествен­ную фантастику, сказки и т.п.), либо непреднамеренно, в ре­зультате логических ошибок, допущенных в процессе мыш­ления.

Условия логичности могут быть экстралингвистические (внеструктурные) и собственно лингвистические (струк­турные).

Первое условие – умение логично мыслить; известный афоризм гласит: «Кто ясно мыслит – ясно излагает». А для этого необходимо, чтобы каждый акт мышления соответст­вовал основным законам логики: законам тождества, про­тиворечия, исключенного третьего, достаточного основа­ния. С ними соотносятся такие особенности речи, как по­следовательность, определенность, непротиворечивость и обоснованность мысли.

Последовательность развития мысли, ее определен­ность (однозначность, ясность, устойчивость ее содержа­ния) достигаются благодаря соблюдению логического за­кона тождества, согласно которому каждая мысль в пределах одного рассуждения, одного доказательства, од­ной теории должна оставаться неизменной, сохранять одно и то же содержание. Сам предмет мысли или наши знания о нем могут изменяться. Однако в процессе рассуждения од­но знание о предмете не должно подменяться другим, в противном случае рассуждение становится беспредметным, неконкретным.

Нарушение закона тождества приводит к такой логиче­ской ошибке, как подмена тезиса, подмена обсуждаемой те­мы другой, несоответствие аргументов доказательства те­зису, т.е. положению, которое доказывается, обосновывает­ся. Доказательство при этом по отношению к другому тези­су может быть правильным, ошибка заключается именно в подмене тезиса. Возьмем, к примеру, следующий отрывок из сочинения абитуриента:

Мне бы хотелось рассказать о моем отце. Это именно он помог мне выбрать мою будущую профессию. Работает отец журналистом в нашей районной газете. С детства я заслушивалась его рассказами о нелегком журналистском труде, часто ходила в редакцию. Затем стала писать не­большие заметки. Постепенно я пришла к выводу о том, что журнали­стика - это то, чего мне нужно добиться в жизни.

Непротиворечивость мышления обеспечивается благо­даря соблюдению закона противоречия (или, как его еще называют, закона непротиворечия), в со­ответствии с которым два взаимоисключающих суждения об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными. Например, если из двух суждений Сегодня в 12 часов Николай был в кинотеатре и Сегодня в 12 часов Ни­колай был на стадионе одно истинно, то другое, согласно закону противоречия, ложно. Истинными являются сужде­ния, которые соответствуют действительности. Так, выска­зывание Земля вращается вокруг Солнца истинно, поскольку в нем утверждается факт, имеющий место в действительно­сти. Высказывания же Земля не вращается вокруг Солнца или Солнце вращается вокруг Земли ложны, поскольку они не согласуются с действительностью.

Не может родиться истина, если одно и то же рассмат­ривается с разных точек зрения. Например, такой факт, как пошел дождь, можно оценить и положительно, и отрица­тельно в зависимости от того, с какой позиции его оцени­вать: положительно, если была длительная засуха и все с нетерпением ждали дождя, отрицательно – с точки зрения того, кто собрался на прогулку за город.

С законом противоречия связан закон исключен­ного третьего, смысл которого заключается в следую­щем: из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, а другое ложным и не может быть третьего су­ждения, истинного по отношению к тому же предмету в то же самое время. Этот закон распространяется только на противоречащие суждения, т.е. суждения, отрицающие друг друга: Вчера концерт состоялся – Вчера концерт не со­стоялся. Это прямоугольник – Это не прямоугольник. Дан­ный закон направлен против непоследовательности, проти­воречивости рассуждений.

Логическую ошибку, связанную с нарушением закона исключенного третьего, можно отметить в следующем от­рывке из школьного сочинения:

В романе показан «новый человек», разночинец с передовыми взгля­дами. Но Базаров отрицал искусство, литературу, науку. Это отрицание было не свойственно революционерам-разночинцам. Образ Базарова был типичен.

В приведенном примере утверждения Образ Базарова типичен и Отрицание искусства, литературы, науки не свойственно революционерам-разночинцам, одним из пред­ставителей которых является Базаров исключают друг друга. Если истинно первое, то ложно второе, и наоборот.

Законы тождества, противоречия и исключенного третьего взаимодействуют между собой и приобретают подлинный смысл лишь при соблюдении закона дос­таточного основания, согласно которому всякая правильная мысль должна быть аргументированна; чтобы признать суждение о предмете истинным, должны быть указаны достаточные основания. Главным инструментом мышления в данном случае являются умозаключения, реа­лизующиеся в таких мыслительных операциях, как анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция. Соблюдение этого закона обеспечивает доказательность и обоснованность рас­суждений. В качестве примера приведем следующий отры­вок из книги Л.К. Граудиной «Вопросы нормализации рус­ского языка»:

Отрезок времени, в течение которого сосуществуют конкурирующие формы... различается по длине даже внутри одного и того же типа вари­антов. Так, у аббревиатуры НЭП форма рода сменилась с женской на мужскую в течение одного только года (1921-1922), тогда как у аббре­виатуры ЖЭК варианты рода сосуществуют уже около 30 лет (со време­ни организации жилищно-эксплуатационных контор в 50-х годах) и до сих пор норма окончательно не стабилизировалась. У электротехниче­ских единиц измерения типа ватт, вольт, ампер и других нулевая фор­ма род. мн. вытеснила конкурентную традиционную (на -ов) за 30 лет (с 1870 по 1900-е гг.), а бытовые единицы измерения грамм, килограмм в род. мн. имеют две вариантные формы в течение полувека.

Правильность суждения о том, что отрезок времени, в течение которого сосуществуют конкурирующие формы, различается по длине даже внутри одного и того же типа вариантов, исследователь обосновывает путем анализа статистических данных.

Знание законов логики и умение пользоваться ими, а также такими категориями и мыслительными операциями, как понятия, их определение и деление, анализ, синтез, су­ждение, умозаключение, аналогия и т.д., необходимы для того, чтобы овладеть логикой рассуждения, научиться логически мыслить, устанавливать закономерности связей ме­жду явлениями действительности, анализировать и доказы­вать истинность того или иного утверждения и т.д.

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

Логичность речи

коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь-мышление. Л.р. связана со смысловой и синтаксической организацией как высказывания, так и текста. Для достижения Л.р. следует добиться смысловой непротиворечивости высказываний в целом тексте. Различают два вида Л. р.: логичность предметную и логичность понятийную. Предметная Л.р. состоит в соответствии смысловых связей и отношений единицы языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Понятийная Л.р. есть отражение структуры мысли и ее развития в семантических связях элементов языка в речи. Предметная и понятийная Л.р. существуют в тесном взаимодействии, но в разных типах и формах речи может актуализироваться одна из них. Известно, что существует два основных способа познания - индукция и дедукция. Индукция состоит в движении от частного к общему, «от живого созерцания к абстрактному мышлению». Дедукция идет от абстрактного к конкретному. Индукция и дедукция существуют и как методы логической организации излагаемого материала для сообщения результатов познания. Познанное индуктивно может быть изложено с помощью дедукции и наоборот. Существуют и другие проявления расхождения предметной и понятийной Л.р. Мысль наша может иметь своими объектами не только реальные предметы, явления действительности и их свойства, но и сами понятия. Речевая реализация такой мысли не

прямо соотнесена с «логикой» предметного мира, и можно говорить лишь о логичности понятийной. Существуют формы речи, где предметная Л.р. устранена сознательно - сказки, произведения художественной фантастики и другие формы художественного словесного творчества. Но понятийная Л.р. как отражение структуры мысли и ее развития в семантических связях элементов речи должна присутствовать и здесь.

Условия Л. р. могут быть экстралингвистические и собственно лингвистические. Первое условие - экстралингвистическое: овладение логикой рассуждения. Второе условие - собственно лингвистическое: знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры. Это второе условие действует на уровне речи и может быть обозначено как овладение логикой изложения. Логика изложения отличается от логики познания отчетливой ориентацией на собеседника, на ситуацию речи. Соблюдение или нарушение логики изложения сказывается на понимании речи слушателем или читателем. Конкретные лингвистические условия Л.р. - в первую очередь синтаксические. Причем одни из них действуют на пространстве одного высказывания, другие - в пределах более сложного объединения высказываний (сложное целое), третьи - могут быть обнаружены лишь в целом тексте. Условия Л.р. на уровне высказывания: а) непротиворечивое сочетание одного слова с другим; б) правильный порядок слов; в) такие средства выражения и поддержания Л.р., как служебные слова (предлоги, союзы, частицы), вводные слова и словосочетания (следовательно, итак, значит, во-первых, во-вторых, главное, иначе говоря и др.). Служебные слова и слова вводные служат средством выражения логичности и на уровне отдельного высказывания, и на уровне связного текста. Условия Л.р. на уровне связного текста: а) обозначение переходов от одной мысли к другой. Необозначенность переходов от одного сообщения к другому может привести к прямому комическому эффекту; б) членение текста на абзацы; в) выбор синтаксических структур, адекватных характеру выражаемого содержания; нарушать Л.р. могут как неоправданное дробление мысли (через выражение ее преимущественно простыми предложениями), так и ее излишняя усложненность (немотивированное стягивание в одно сложное предложение группы законченных предложений); г) Л.р. на уровне целого текста (а не его частей) зависит от его композиции, от метода организации излагаемого содержания.

Собственно лингвистическим, или структурным, условием логичности речи является овладение логикой изложения. Структурной предпосылкой логичного изложения мысли служит правильная сочетаемость (синтагматика) элементов языка на лексико-семантическом, морфологическом и синтаксическом уровнях. Логичность изложения проявляется в точности употребления слов и словосочетаний, в правильном построении предложений и связного текста в целом, т. е. тесно связана с точностью и правильностью речи, опирается на них.

Верное словоупотребление, способствующее созданию понятийной точности, в то же время является одной из предпосылок логичности речи. Употребление слов не в соответствии с их значением часто приводит не только к неточности речи, но и к алогизмам. Например, в предложении Летом в лесах вспыхивают пожары благодаря неосторожному обращению с огнем семантика слова благодаря противоречит содержанию мысли. Смысл высказывания Коммунальные услуги надо оплачивать не только в первых числах каждого месяца, но и раньше в результате неверного употребления слова надо (вместо можно) не соответствует реальной действительности: получается, что коммунальные услуги надо оплачивать дважды.

При неправильном употреблении в речи омонимов и многозначных слов может возникнуть одна из наиболее распространенных логических ошибок — двусмысленность в понимании высказывания (амфиболия): К 25-ти годам сын остепенился (получил ученую степень или стал степенным?); Защитник устало опустился на скамью (игрок защиты или тот, кто ограждает кого-, что-либо от посягательств, нападения и т. д.?). Неверное словоупотребление, обусловленное плохим или недостаточным знанием действительности, является причиной неразличения понятий (подмены понятий, неоправданного их расширения или сужения, употребления видового понятия вместо родового и наоборот): Самые высокие надои молока получали от животных, отелившихся весной (видовое понятие корова заменено родовым животное), В Ипполите Шалом воплотились лучшие черты народа-труженика (правильно в образе Ипполита Шалого...).

К искажению или затемнению смысла высказывания, к подмене понятий часто приводит немотивированный пропуск слов. Так, в предложении Язык Катерины — самый яркий из всех действующих лиц «Грозы» неоправданный эллипсис приводит к сопоставлению несопоставимых понятий: язык сопоставляется с действующими лицами.

Причиной подмены понятий может быть и речевая избыточность: Имя Тамары Ивановны пользуется большим авторитетом среди студентов (авторитетом пользуется не имя, а сама Тамара Ивановна).

Логичность речи связана не только с лексическим уровнем языковой системы, но и с синтаксической организацией высказывания; она зависит от правильного построения предложений и связного текста в целом. Для логичной речи характерно такое расположение слов, предложений и их частей, которое дает возможность строго последовательно усваивать выражаемую мысль, не допускает несоответствия, противоречия в ее языковом оформлении.

Одним из условий создания логичности речи является непротиворечивость сочетания одного слова с другим. Объединение в пределах высказывания слов, обозначающих логически несоотносимые понятия, приводит к алогизмам типа медленно мчаться, кавалькада машин, снайпер эфира и т. п.

Неясность и двусмысленность часто возникает в результате неправильного построения предложений с именными словосочетаниями, в которых родительный падеж может иметь значение как субъекта, так и объекта действия (вызов врача, обвинение товарища, приглашение учителя, поддержка друга и т. п.), а также предложений со словосочетаниями, в которых падежные окончания имеют различное грамматическое значение (помощь матери, подарок дочери, благодарность Марии и т. д.). Так, высказывания Обвинение товарища вполне справедливо; Помощь матери оказалась как никогда кстати имеют двоякий смысл: обвинение, выдвинутое... и обвинение, предъявленное товарищу...; мать кому-то помогла и ей кто-то помог. Аналогичное явление наблюдается при употреблении дополнения в форме дательного падежа в безличных предложениях: учителю хочется пожелать...; ученику следует ответить...; директору надо посоветовать... и т. п. (неясно: учитель хочет пожелать что-то или к нему обращаются с пожеланием; сам ли директор должен посоветовать или ему кто-то должен посоветовать).

Распространены в речи алогизмы, обусловленные неудачным построением предложений с местоимениями. Характеризуясь обобщенностью лексического значения, местоимения в контексте наполняются конкретным значением за счет соотносящихся с ними слов. Поэтому предложения нужно строить так, чтобы создавалась ясность, определенность в понимании того, к какому слову относится местоимение. Так, в высказывании В городском загсе заспанная, явно больная женщина растапливала печку. Скупо поджав морщинистые губы, она безо всяких эмоций внесла в книгу запись регистрации нашего брака (Б. Пикуль) ясно, что местоимение она относится к существительному женщина, так как оба предложения построены однотипно: женщина растапливала печку... — она внесла запись... В высказывании же Завтра перед школьниками раскроются двери школ. Отдохнувшие за лето, они снова сядут за парты в результате того, что слово двери не только оказалось ближе к местоимению, но и является подлежащим, возникла бессмыслица.

При употреблении возвратного местоимения себя и притяжательных его, ее, их, свой алогизмы обычно возникают в тех случаях, когда в высказывании два субъекта действия: Мастер сказал ученику отремонтировать его стол (чей стол: мастера или ученика!); Отец предложил сыну повесить портрет в своей комнате (в комнате сына или отца?). Может возникнуть двусмысленность и в высказываниях с одним субъектом: Инженер сказал Поликарпову, что директор срочно уехал в райком и просил его оставить ему свой проект (просил инженера или Поликарпова, оставить инженеру или директору?).

Примечание:

1. Алогизм в лингвистике определяется следующим образом: «Алогизм (от греч. а- — не-, без- + logismos — разум, рассуждение). Нечто нелогичное, противоречащее логике» (Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. С. 20).

Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. Стилистика и культура речи — Мн., 2001г.