Освободил русь от монголо татарского ига. Освобождение от ига золотой орды

В середине XIII века Русь подверглась одному из самых тяжелых испытаний за историю своего существования - нашествию монголо-татар. Золотая Орда - это государственное образование, созданное монголо-татарами, целью которого была эксплуатация завоеванных народов. Но не все народы покорно смирились с тяжким игом. Освобождение Руси от Золотой Орды как раз и будет предметом нашего изучения.

Первая встреча

Создателем Монгольской империи был Чингисхан. Великий монгол сумел сплотить разрозненные татарские племена в единую могучую державу. Буквально за пару десятилетий его государство разрослось из небольшого улуса до размеров самой огромной в мире империи. Он покорил Китай, государство тангутов, Хорезм и более мелкие племена и народы. История Чингисхана была чередой войн и завоеваний, блестящих побед и великих триумфов.

В 1223 году полководцы великого хана Субудай-багатур и Джэбэ-нойон в рамках разведки боем в причерноморских степях на берегу наголову разбили русско-половецкое войско. Но так как на этот раз покорение Руси не входило в планы моголов, они повернули домой. Масштабный поход был запланирован на следующий год. Но Покоритель Вселенной внезапно умер, оставив величайшую империю в мире наследникам. Действительно, Чингисхан - великий монгол.

Поход Батыя

Прошли годы. История Чингисхана, его великие подвиги вдохновляли потомков. Одним из его внуков был Бату-хан (Батый). Это был великий воин под стать своему славному деду. Батыю принадлежал Улус Джучи, названный так по имени его отца, и именно ему был завещан великий западный поход, который так и не удалось совершить Чингисхану.

В 1235 году в Каракоруме был созван общемонгольский курултай, на котором было принято решение организовать великий поход на запад. Джихангиром, или главным полководцем, как и следовало ожидать, был избран Батый.

Монгольское войско в 1238-1240 годах огнем и мечом прошлось по землям Руси. Удельные князья, между которыми постоянно шли междоусобицы, не смогли сплотиться в единую силу, чтобы дать отпор завоевателям. Покорив Русь, орды монголов ринулись в центральную Европу, сжигая на своем пути села и города Польши, Венгрии, Чехии, Болгарии.

Образование Золотой Орды

После смерти Батыя улус Джучи перешел в руки его младшего брата Берке. Именно он по большому счету и являлся настоящим создателем Золотой Орды как государства. Он заложил город Сарай, который стал столицей этой кочевой империи. Отсюда он управлял государством, ходил в походы на непокорные племена, собирал дань.

Золотая Орда - это многонациональное государство, с развитым аппаратом угнетения, состоявшее из множества племен и народов, которых объединяла сила монгольского оружия.

Монголо-татарское иго

Земли Золотой Орды раскинулись от степей современного Казахстана до Болгарии, но Русь непосредственно в её состав не входила. Русские земли считались вассальными княжествами и данниками ордынской державы.

Среди множества русских князей был один, которого ханы Золотой Орды назначали великим, вручая ему ярлык. Это означало, что именно этому князю должны подчиняться мелкие удельные правители. Начиная с Ивана Калиты, великое княжение практически всегда находилось в руках московских князей.

Первоначально монголы сами собирали дань с покоренных русских земель. Заведовал сбором подати так называемый баскак, который считался главой монгольской администрации на Руси. У него было собственное войско, через которое он утверждал власть Золотой Орды на покоренных землях. Баскаку должны были подчиняться все князья, в том числе и великий.

Именно времена баскачества были самыми тяжелыми для Руси. Ведь монголы брали не только тяжелую дань, они топтали копытами своих коней русскую землю, а непокорных убивали либо брали в полон.

Конец баскачества

Но русские и не думали терпеть произвол монгольских наместников. Они поднимали одно восстание за другим. Самое крупное восстание произошло в 1327 году в Твери, в ходе которого был убит брат хана Узбека Чол-хан. Золотая Орда это не забыла, и уже в следующем году был отправлен карательный поход против тверичей. Тверь была разграблена, но положительный момент в том, что, видя непокорство русского народа, монгольская администрация вынуждена была отказаться от института баскачества. С этого момента дань хану собирали не монголы, а великие князья. Поэтому именно от указанной даты следует отсчитывать начало такого процесса, как освобождение Руси от власти Золотой Орды.

Великая замятня

Шло время, и вот теперь сами ханы Золотой Орды устроили грызню между собой. Этот период в истории получил название Великая замятня. В этот отрезок времени, который начался с 1359 года, за 20 лет сменилось более 25 ханов. Причем некоторые из них правили всего несколько дней.

Данный факт повлиял на дальнейшее ослабление ига. Сменявшие друг друга ханы просто вынуждены были давать ярлык сильнейшему князю, который в благодарность за это продолжал отправлять дань, хотя уже далеко не в таком размере, как ранее. Самым сильным, как и раньше, оставался московский князь.

Куликовская битва

Тем временем власть в Золотой Орде узурпировал темник Мамай, который не был по крови чингизидом. Московский князь Дмитрий Иванович посчитал данный факт поводом для того, чтобы наконец сбросить татарское ярмо. Он отказался платить дань, мотивируя это тем, что Мамай не является легитимным ханом, а управляет Ордой через своих ставленников.

Разъяренный Мамай стал собирать войско для похода на непокорного князя. В его воинство входили, кроме собственно татар, ещё крымские генуэзцы. Кроме того, помощь обещал предоставить литовский князь Ягайло.

Дмитрий тоже не терял время и, зная, что Мамай его отказа не простит, собирал собственную рать. К нему присоединились суздальский и смоленский князья, а вот рязанский предпочел трусливо отсидеться.

Решающая битва состоялась в 1380 году на Куликовом поле. Перед сражением произошло знаменательное событие. По старой традиции в поле в поединке сошлись богатыри противоборствующих сторон. От татар вышел известный воин Челубей, русское воинство представлял Пересвет. Поединок не выявил победителя, так как богатыри одновременно пронзили сердца друг друга.

Вскоре началось сражение. Чаша весов клонилась то на одну, то на другую сторону, но все-таки в итоге князь Дмитрий одержал блестящую победу, полностью разгромив войско Мамая. В честь этого триумфа он был прозван Донским.

Месть Тохтамыша

В это время в восточных степях при помощи великого Хромца Тимура значительно укрепился который являлся наследственным чингизидом. Он смог собрать достаточно большое воинство, чтобы наконец ему покорилась вся Золотая Орда. Век Великой замятни был закончен.

Тохтамыш направил послание Дмитрию о том, что он благодарен ему за победу над узурпатором Мамаем и ждет от Руси дани как законный хан Золотой Орды. Конечно, московского князя, которому с таким трудом досталась победа на Куликовом поле, подобное положение вещей абсолютно не устраивало. На требование дани он ответил отказом.

Теперь уже Тохтамыш собрал огромное войско и двинул его на Русь. Ослабленные после Куликовского сражения русские земли ничего не могли противопоставить этому воинству. Дмитрий Донской был вынужден бежать из Москвы. Тохтамыш начал осаду города и обманом взял его. Дмитрию ничего не оставалось, как опять согласиться на выплату дани. Освобождение от Золотой Орды пришлось отложить на неопределенное время, несмотря на грандиозную победу на Куликовом поле.

Вскоре Тохтамыш возгордился своими победами до такой степени, что дерзнул пойти войной на своего благодетеля Тимура. Великий Хромец разбил наголову зарвавшегося хана, но этот факт не освободил русские земли от выплаты дани, так как на место Тохтамыша пришел другой соискатель золотоордынского трона.

Ослабление Орды

Московским князьям не удалось полностью сбросить татарское иго, но оно неизменно ослаблялось по мере того, как теряла силу сама Орда. Конечно, бывали ещё тяжелые для Руси времена, например осада Москвы татарским эмиром Эдигеем. Но нередко случалось, что русские князья на протяжении нескольких лет могли не выплачивать дань, а у ханов Золотой Орды не было времени и сил её потребовать.

Золотая Орда начала на глазах разваливаться. От неё кусками отпадали Крымское, Казанское, Астраханское и Золотая Орда - это было уже не то могучее государство, которое наводило ужас на многие народы с помощью своего огромного войска, собирая с них непомерную дань. По большому счету к тому времени она прекратила свое существование, поэтому остатки этой некогда великой державы в современной историографии принято называть Большой Ордой. Власть этого образования над Русью, объединенной уже тогда Московским княжеством, свелась к фикции.

Стояние на Угре

Окончательное освобождение Руси от Золотой Орды принято связывать с так называемым Стоянием на Угре, которое произошло в 1480 году.

Ко времени этого события Русь, объединенная династией московских князей, стала одним из наиболее сильных государств восточной Европы. Князь Иван III совсем недавно присоединил к своим землям непокорный Новгород, и теперь единовластно правил на всей подконтрольной территорией. Фактически он уже давно был полностью независимым правителем, ничем не уступающим европейским королям, но номинально оставался вассалом Большой Орды.

Впрочем, Иван III ещё в 1472 году полностью прекратил выплату И вот через восемь лет хан Ахмат почувствовал в себе силы, чтобы, по его мнению, восстановить справедливость и принудить непокорного князя к выплате дани.

Русское и татарское войска вышли навстречу друг другу. Они вышли на противоположные берега проходившей прямо по границе Орды и Руси. Никто из противников не спешил переправляться, так как понимал, что та сторона, которая рискнет это сделать, будет в более невыгодной ситуации в предстоящей битве.

Простояв так больше месяца, русская и ордынская армии наконец решили разойтись, так и не завязав решающего сражения.

Это была последняя попытка Орды заставить Русь снова выплачивать дань, поэтому именно 1480 год считается датой свержения монголо-татарского ига.

Покорение остатков Орды

Но это была не последняя страница российско-татарских межгосударственных отношений.

Вскоре крымский разгромил остатки Большой Орды, после чего она полностью перестала существовать. Но кроме самого Крымского ханства в роли наследников Золотой Орды выступали Казанское, Астраханское и Сибирское. Теперь уже Русь начала относиться к ним как к подчиненным территориям, сажая на трон своих ставленников.

Впрочем, Иван IV Грозный, принявший к тому времени титул царя, решил больше не играть в вассальные ханства и в результате нескольких удачных походов окончательно присоединил эти земли к Русскому царству.

Единственным независимым наследником Золотой Орды оставалось только Крымское ханство. Впрочем, вскоре оно должно было признать вассалитет от османских султанов. Но Российской империи удалось покорить Крым только при императрице Екатерине II, которая в 1783 году отстранила от власти последнего хана Шагин-Гирея.

Так остатки Орды были покорены Русью, терпевшей некогда иго от монголо-татар.

Итоги противостояния

Таким образом, Русь, несмотря на то что в течение нескольких веков вынуждена была терпеть изнурительное монголо-татарское иго, нашла в себе силы с помощью мудрой политики московских князей сбросить ненавистное ярмо. Позже она сама перешла в наступление и поглотила все остатки когда-то могущественной Золотой Орды.

Решающая точка была поставлена в XVIII веке, когда к России по мирному договору с Османской империей отошло Крымское ханство.

Подлинная история России. Записки дилетанта Гуц Александр Константинович

Как избавились от «татаро-монгольского ига»?

Своеобразно. Царь Ахмат пошел на великого князя Ивана III. Надеялся вернуть былое подчинение московитян, угрожая силой. Было долгое стояние на Угре. Историки судорожно ищут серии маленьких «битв». Поскольку Царь постоял, постоял, да вдруг домой в Орду заспешил. С чего бы это?

Дело все в том, что, пока он стоял да уговаривал нерадивого подданного, Иван III послал отряд в Орду, где оставались женщины, дети и старики, и почти всех побили или в плен увели. Побили не всех, совесть у военных начальников отряда вдруг заговорила. Отряд состоял из тех же татар, только принявших православие. Во главе были царь Уродовлет городецкий и воевода князь Гвоздев звенигородский. Бойню в Орде прекратили после того, как «городецкий мурза имянем Обляз Силный пошепта цареви: «О царю! Нелепо есть великое сие царство до конца опустошити и разорити, отнюду же и ты сам изшел еси и мы вси, и се есть отечество наше. И сего ради идем отсюду: уже бо и тако доволно попленихом и исполнихом, егда како Бог прогневается на нас; но идем отсюду» (Лызлов, 1990. с.42-43). История повторилась, как только Рюриковичи размножились, то стали воевать друг с другом и Киевская Русь ушла в небытие. В Ордынской Руси расплодившиеся цари и царьки, ханы да мурзы, князья и князьки «ударились» в рюриковские игры – Орда пала. Кстати, царь-то был городецкий. Помните Андрея городецкого, славного начальника татарского и погромщика городов русских?

Убил царя Ахмата «нагайский царь Иван имянем» (Лызлов, 1990. с.43).

1. Найти свидетельства о военном сотрудничестве Батыя и Фридриха II Гогенштауфена.

2. Показать, что хан Ногай и русская семья Нагих – родственники.

(А.И. Лызлов в «Скифской истории», и не только он, постоянно пишет не «Ногай», как в учебниках, а «Нагой»).

3. «Астрахань» писали в XVII в. как «Астарахань» (= Астарахань). Возможно ли, что «Тмутаракань» = Тмутарахань = Тму-тарахань. Что тогда означает Ас, Тму, тарахань (тюркские слова?). Eсть версия, что Ас = ассы (народ), а тарахань = тархан (монгольская грамота).

4. Что заставило татар вместо равнинной Германии, где гораздо удобнее действовать коннице, повернуть в гористую и гораздо более бедную Хорватию?

(Бушков, 1998. с.286). В рамках традиционной версии это объяснить невозможно. В нашей версии этот поход, видимо, представлялся монголам как самый надежный способ добить остатки врагов на Аппенинском полуострове.

5. Почему Батый «неожиданно» ушел с берегов Адриатического моря? Не пришли корабли, что должны были переправить их в Италию? (Бушков, 1997. с.169). Возможно, что переправа состоялась, и так появились в Италии знаменитые и загадочные этруски. По версии А.Т. Фоменко именно так и происходило.

6. Почему татары, якобы терпимые ко всем религиям, так нелюбезно встречали посланцев папы? (Бушков, 1998. с.286).

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора

7.4. Четвертый период: татаро-монгольское иго от битвы на Сити (1238) до «стояния на Угре» (1481) - официального конца татаро-монгольского ига на Руси ХАН БАТЫЙ с 1238 годаЯРОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ, 1238–1248, правил 10 лет, столица - Владимир.Пришел из Новгорода , с. 70. Согласно ,

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Мифы Цивилизации автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

НЕКОТОРЫЕ ПОДОЗРЕНИЯ ПО ПОВОДУ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА Опыт дискуссионного общения с гражданами, хорошо или не очень хорошо помнящими историю Руси, свидетельствует: спорить бесполезно! Болезненно отрывать от тела даже медицинскую банку или перцовый пластырь, а что уж

автора Носовский Глеб Владимирович

7.4. Четвертый период: татаро-монгольское иго от битвы на Сити в 1238 году до «стояния на Угре» в 1481 году, считающегося сегодня «официальным концом татаро-монгольского ига» ХАН БАТЫЙ с 1238 года.ЯРОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ 1238–1248, правил 10 лет, столица - Владимир. Пришел из Новгорода

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович

5. Как описывали современники начало татаро-монгольского нашествия Историки говорят нам, что «о первом нашествии татар… на Русь в центральной Европе узнали очень скоро… Эта грозная новость уже в течение нескольких месяцев долетела с окраин Руси до ближайших западных

автора Носовский Глеб Владимирович

4 период: татаро-монгольское иго от битвы на Сити в 1237 году до «стояния на Угре» в 1481 году, считающегося сегодня «официальным концом татаро-монгольского ига» Хан Батый с 1238 г.Ярослав Всеволодович 1238–1248 (10), столица - Владимир, пришел из Новгорода (, с.70). По : 1238–1247 (8). По

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Как описывали современники начало татаро-монгольского нашествия? Историки говорят нам, что «о первом нашествии татар на Русь в центральной Европе узнали очень скоро. Эта грозная новость уже в течение НЕСКОЛЬКИХ МЕСЯЦЕВ долетела с окраин Руси до ближайших западных

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

РУСЬ ДО И ПОСЛЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ К началу XIII столетия на Руси существовало двенадцать фактически самостоятельных крупных политических образований, именовавшихся «землями». В большинстве из них - Волынской и Галицкой, Муромской и Пинской, Полоцкой и

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

12. Иноплеменного «татаро-монгольского завоевания» Руси не было Средневековая Монголия и Русь – просто одно и то же. Никакие чужеземцы Русь не завоевывали. Русь была изначально заселена народами, исконно живущими на своей земле – русскими, татарами и т. д.Так называемое

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

автора

Из книги Подлинная история России. Записки дилетанта автора Гуц Александр Константинович

Как избавились от «татаро-монгольского ига»? Своеобразно. Царь Ахмат пошел на великого князя Ивана III. Надеялся вернуть былое подчинение московитян, угрожая силой. Было долгое стояние на Угре. Историки судорожно ищут серии маленьких «битв». Поскольку Царь постоял,

Из книги Подлинная история России. Записки дилетанта [с иллюстрациями] автора Гуц Александр Константинович

Кто получил выгоду от «татаро-монгольского нашествия»? Странный вопрос. Русский народ, как учат в школе, пережил разгром, убийства, грабежи, насилия, наконец, спас Европу, а заданный вопрос предполагает поиск русских людей, которые, если не организовали нашествие, то, по

Из книги Русская история. Часть I автора Воробьев М Н

ПАДЕНИЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА. «СУДЕБНИК» 1497 г. 1. - Падение татаро-монгольского ига. 2а. - Источники и история Судебника 1497 года. 2б. - Возникновение дворянства и закрепощение крестьян. 2в. - Судебный процесс по Судебнику 1497 г. Сегодня мы будем говорить о стоянии на

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

о (монголо-татарское, татаро-монгольское, ордынское) - традиционное название системы эксплуатации русских земель пришедшими с Востока завоевателями кочевниками с 1237 по 1480 годы.

Эта система имела целью осуществление массового террора и ограбления русского народа путем взимания жестоких поборов. Она действовала в первую очередь в интересах монгольской кочевой военно-феодальной знати (нойонов), в пользу которой поступала львиная доля собиравшейся дани .

Монголо-татарское иго было установлено в результате нашествия хана Батыя в XIII веке. До начала 1260-х годов Русь находилась под властью великих монгольских ханов, а затем - ханов Золотой Орды.

Русские княжества не входили непосредственно в состав Монгольской державы и сохранили местную княжескую администрацию, деятельность которой контролировалась баскаками - представителями хана на завоеванных землях. Русские князья были данниками монгольских ханов и получали от них ярлыки на владение своими княжествами. Формально монголо-татарское иго было установлено в 1243 году, когда князь Ярослав Всеволодович получил от монголов ярлык на владимирское великое княжество. Русь, согласно ярлыку, теряла право воевать и должна была регулярно ежегодно дважды (весной и осенью) уплачивать ханам дань.

На территории Руси не было постоянного монголо-татарского войска. Иго поддерживалось карательными походами и репрессиями против непокорных князей. Регулярное поступление дани с русских земель началась после переписи 1257-1259 годов, проведенной монгольскими «численниками». Единицами обложения были: в городах - двор, в сельских местностях - «деревня», «соха», «плуг». От дани освобождалось только духовенство. Главными «ордынскими тягостями» были: «выход», или «царева дань» - налог непосредственно для монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); содержание ханских послов («корм»); различные «дары» и «почестья» хану, его родственникам и приближенным. Ежегодно из русских земель уходило в виде дани огромное количество серебра. Периодически собирались большие «запросы» на военные и другие нужды. Кроме того, русские князья были обязаны по приказу хана присылать воинов для участия в походах и в облавных охотах («ловитвах»). В конце 1250 - начале 1260 х годов дань с русских княжеств собирали мусульманские купцы («бесермены»), откупавшие это право у великого монгольского хана. Большая часть дани шла великому хану в Монголию. В ходе восстаний 1262 года «бесермены» из русских городов были изгнаны, а обязанность сбора дани перешла к местным князьям.

Борьба Руси против ига приобретала все большую широту. В 1285 году великий князь Дмитрий Александрович (сын Александра Невского) разгромил и изгнал войско «ордынского царевича». В конце XIII - первой четверти XIV века выступления в русских городах привели к ликвидации баскачества. С усилением Московского княжества татарское иго постепенно ослабевает. Московский князь Иван Калита (княжил в 1325-1340) добился права собирать «выход» со всех русских княжеств. С середины XIV века повеления ханов Золотой Орды, не подкрепленные реальной военной угрозой, русскими князьями уже не выполнялись. Дмитрий Донской (1359 1389) не признавал ханские ярлыки, выданные его соперникам, и силой захватил владимирское великое княжество. В 1378 году он разгромил татарское войско на реке Воже в Рязанской земле, а в 1380 году одержал победу над золотоордынским правителем Мамаем в Куликовской битве.

Однако после похода Тохтамыша и взятия Москвы в 1382 году, Русь была вынуждена снова признать власть Золотой Орды и выплачивать дань, но уже Василий I Дмитриевич (1389-1425) получил владимирское великое княжение без ханского ярлыка, как «свою вотчину». При нем иго носило номинальный характер. Дань выплачивалась нерегулярно, русские князья проводили самостоятельную политику. Попытка золотоордынского правителя Едигея (1408) восстановить полноту власти над Русью окончилась неудачей: взять Москву ему не удалось. Начавшиеся в Золотой Орде усобицы открыли перед Русью возможность свержения татарского ига.

Однако в середине XV века сама Московская Русь пережила период междоусобной войны, что ослабило ее военный потенциал. В эти годы татарские правители организовали ряд опустошительных вторжений, но привести русских к полной покорности уже не смогли. Объединение русских земель вокруг Москвы обусловило сосредоточение в руках московских князей такой политической мощи, с которой не могли совладать слабевшие татарские ханы. Великий московский князь Иван III Васильевич (1462-1505) в 1476 году отказался от уплаты дани. В 1480 году после неудачного похода хана Большой Орды Ахмата и «стояния на Угре» иго было окончательно свергнуто.

Монголо-татарское иго имело отрицательные, регрессивные последствия для экономического, политического и культурного развития русских земель, явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально экономическом уровне по сравнению с производительными силами Монгольской державы. Оно искусственно законсервировало на длительное время чисто феодальный натуральный характер хозяйства. В политическом отношении последствия ига проявились в нарушении естественного процесса государственного развития Руси, в искусственном поддержании ее раздробленности. Монголо-татарское иго, продолжавшееся два с половиной века, явилось одной из причин экономического, политического и культурного отставания Руси от западноевропейских стран .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Первым камнем, положенным в основу борьбы Руси за освобождение от монголо-татарского ига стала Куликовская битва, состоявшаяся 8 сентября 1380 года. Орда имела численное превосходство над русскими, но благодаря превосходным тактическим задумкам Дмитрия его войску удалось взять в окружение и уничтожить главные силы Мамая.

Разгром Мамая, и последовавшие за этим ордынские неурядицы, которые привели к окончательному распаду грабительского государства, демонстрация превосходства русского военного искусства над военным искусством врага, усиление государственной власти на Руси - заметные последствия битвы на Куликовом поле. Вместе с этим Куликовская битва положила начало возрождению национального самосознания русского народа.

Огромную роль в этой победе сыграл Дмитрий Донской. Это исторический деятель, который сумел понять народные чаяния и объединить всех русских людей на их свершение и перед решающей схваткой с угнетателями примирить самые острые общественные противоречия. В этом его заслуга во внутренней политике. Но он не только возродил лучшие традиции военного искусства, он обогатил его новыми принципами стратегии и тактики, в невероятно сложных условиях сумел вооружить и обучить войско. Так же сподвижниками его во всех его делах были митрополит Алексей и игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский. Эти люди смогли под эгидой русской церкви собрать всех гонимых людей под единое знамя освобождения. Одним из самых значительных полководцев Древней Руси был Дмитрий Волынский, отнюдь не по капризу отдал князь под его начало засадный полк и руководство всей битвой. Это ли не высшая оценка?

Куликовская победа создала в Восточной Европе качественно новую политическую ситуацию, при которой искусственно сдерживавшиеся объединительные процессы получили простор для своего развития. С Куликовской победы началось неуклонное восхождение Москвы, столицы Русских земель. Сейчас же явились и признаки возросшего личного влияния Дмитрия Донского.«Со всех сторон счастливый Дмитрий, одним ударом освободив Россию от двух грозных неприятелей, послал гонцов в Москву, в Переславль, Кострому, Владимир, Ростов и другие города, где народ, сведав о переходе войска за Оку, денно и нощно молился в храмах.»

После Куликовской битвы Орда еще не раз пыталась восстановить свое ослабленное влияние на Русь и пресечь начавшееся объединение земель вокруг Москвы.

В 1381 году Тохтамыш, правивший в то время Ордой решился на вторжение в пределы Северо-Восточной Руси, чтобы сорвать планы Дмитрия и его митрополита Киприана по созданию общерусского антиордынского фронта.

Ему удалось дойти до Москвы и взять её. Овладев Москвой, Тохтамыш распустил отряды по волостям. Ограбили Юрьев, Дмитров, Можайск. Под Волоколамском отряды столкнулись с войском, которое собирал Владимир Андреевич, ордынцы были изрублены в короткой сече. Узнав об этом, Тохтамыш собрал рассеянные отряды и помчался прочь так же скоро, как и явился, не пожелав встречаться ни с Владимиром Андреевичем, ни с тем более Дмитрием Донским, который двинул свое войско из Костромы к Москве.

Так закончился поход Тохтамыша на Москву в 1382 году. Орде снова удалось предотвратить чрезмерное усиление одного из государств Восточной Европы - Московского.

Одновременно с этим Орда искусно подогревала конфликт между Московским и Литовским княжествами. они увеличивали накал их соперничества, и одновременно подогревали сепаратистские настроения удельных князей внутри этих двух великих княжеств.

Такое положение дел сохранялось вплоть до 1405 года, когда ордынский хан Едигей двинул свои войска в новый поход на Москву. Одновременно удар шел и по Рязани, Переславлю, Юрьеву, Ростову и Дмитрову. Едигей осадил Москву. Рассчитывая на помощь оппозиционных Василию князей Едигей ошибся. Времена, когда по призыву Орды русские князья с легкостью поднимались друг на друга, миновали. Еще одной неприятной новостью для Едигея было то, что Василий смог поднять против хана Булат-Султана, ставленников Едигея, ордынских царевичей. В Орде начались распри и Едигей, сняв осаду Москвы, поспешил в Орду.

В это время митрополитом Всея Руси был Фотий. В его время католическая церковь усилила свой нажим на поляков, с целью установления католичества в как можно большем количестве русских земель. Абсолютное большинство коренного населения этих земель было православным. Ослабленное и утихнувшее, но все ещё окончательно не свергнутое татарское иго заставляло русский народ всё больше и больше сплачиваться друг с другом. Политически ордынский контроль над русскими землями уже был довольно слаб, но экономически Русь еще не вполне оправилась от нашествий Тохтамыша и Едигея и не прекращавшихся мелких татарских отрядов. Монголо-татарское иго, ослабшее под влиянием Куликовского поражения еще оказывало свое влияние на Московское княжество. И хотя в сознании русских людей монгол уже не был страшным воином, которого все боялись, но передаваемый из поколения в поколение народный эпос еще держал русичей в каком-то страхе и почтении перед монголо-татарами.

В 1462 году, после смерти Василия II на престол взошёл его сын Иван III.

Эпоха Ивана III - эпоха сложнейшей работы русской дипломатии, эпоха укрепления русского войска, необходимого для обороны Русского государства. Первым завоеванием Ивана III было Казанское ханство, затем последовало присоединение Новгорода и к 1492 году Иван III стал официально величаться «государь всея Руси». Но еще в 1480 году Иван III стал подготавливать политическую почву для свержения ордынского ига. Как только в Москве получили с Дикого поля точное известие, что хан Ахмат со всей своей силой к Дону, великий князь выставил полки на Оке. Хан Ахмат, узнав, что на Оке выставлены сильные полки, пошел к Калуге, на соединение с Казимиром. Определив направление похода Орды Иван III перехватил ее на реке Угре. Москва тем временем была осаждена.

Ахмат грозился начать наступление, когда лед скует Угру. 26 октября Угра встала. Стоял и Ахмат. 11 ноября хан Ахмат, несмотря на то, что все переправы через Угру были открыты, повернул прочь. Кинулся в бег через литовские волости своего союзника Казимира.

11 ноября 1480 года, день ухода хана Ахмата с берегов Угры, принято считать днем полного освобождения Русской земли и русского народа от ордынского ига, от какой-либо зависимости от ханов Золотой Орды.

Уже давно не секрет, что «татаро-монгольского ига» не было, и никакие татары с монголами Русь не покоряли. Но кто и для чего сфальсифицировал историю? Что было спрятано за татаро-монгольским игом? Кровавая христианизация Руси….

Существует большое количество фактов, которые не только однозначно опровергают гипотезу о татаро-монгольском иге, но и говорят о том, что история была искажена преднамеренно, и, что делалось это с вполне определённой целью… Но кто и зачем умышленно исказил историю? Какие реальные события они хотели скрыть и почему?

Если проанализировать исторические факты, становится очевидно, что «татаро-монгольское иго» было придумано для того, чтобы скрыть последствия от «крещения» Киевской Руси. Ведь эта религия навязывалась далеко не мирным способом… В процессе «крещения» была уничтожена большая часть населения Киевского княжества! Однозначно становится понятно, что те силы, которые стояли за навязыванием этой религии, в дальнейшем и сфабриковали историю, подтасовывая исторические факты под себя и свои цели…

Данные факты известны историкам и не являются секретными, они общедоступны, и каждый желающий без проблем может найти их в Интернете. Опуская научные изыскания и обоснования, кои описаны уже достаточно широко, подытожим основные факты, которые опровергают большую ложь о «татаро-монгольском иге».

1. Чингисхан

Раньше на Руси за управление государством отвечали 2 человека: Князь и Хан. Князь отвечал за управление государством в мирное время. Хан или «военный князь» брал бразды управления на себя во время войны, в мирное время на его плечах лежала ответственность за формирование орды (армии) и поддержание её в боевой готовности.

Чингис Хан – это не имя, а титул «военного князя», который, в современном мире, близок к должности Главнокомандующего армией. И людей, которые носили такой титул, было несколько. Самым выдающимся из них был Тимур, именно о нём обычно и идёт речь, когда говорят о Чингис Хане.

В сохранившихся исторических документах этот человек описан, как воин высокого роста с синими глазами, очень белой кожей, мощной рыжеватой шевелюрой и густой бородой. Что явно не соответствует приметам представителя монголоидной расы, но полностью подходит под описание славянской внешности (Л.Н. Гумилёв – «Древняя Русь и Великая степь».).

В современной «Монголии» нет ни одной народной былины, в которой бы говорилось, что эта страна когда-то в древности покорила почти всю Евразию, ровно, как и нет ничего и о великом завоевателе Чингис Хане… (Н.В. Левашов «Зримый и незримый геноцид»).

2. Монголия

Государство Монголия появилась только в 1930-х годах, когда к кочевникам, проживающим в пустыне Гоби, приехали большевики и сообщили им, что они – потомки великих монголов, и их «соотечественник» создал в своё время Великую Империю, чему они очень удивились и обрадовались. Слово «Могол» имеет греческое происхождение, и означает «Великий». Этим словом греки называли наших предков – славян. Никакого отношение к названию какого-либо народа оно не имеет (Н.В. Левашов «Зримый и незримый геноцид»).

3. Состав армии «татаро-монголов»

70-80% армии «татаро-монголов» составляли русские, остальные 20-30% приходились на другие малые народы Руси, собственно, как и сейчас. Этот факт наглядно подтверждает фрагмент иконыСергия Радонежского «Куликовская Битва». На нём чётко видно, что с обеих сторон воюют одинаковые воины. И это сражение больше похоже на гражданскую войну, чем на войну с иностранным завоевателем.

4. Как выглядели «татаро-монголы»?

Обратите внимание на рисунок гробницы Генриха II Набожного, который был убит на Легницком поле. Надпись следующая: «Фигура татарина под ногами Генриха II, герцога Силезии, Кракова и Польши, помещённая на могиле в Бреслау этого князя, убитого в битве с татарами при Лигнице 9 апреля 1241 г.» Как мы видим у этого «татарина» совершенно русская внешность, одежда и оружие. На следующем изображении – «ханский дворец в столице монгольской империи Ханбалыке» (считается, что Ханбалык – это якобы и есть Пекин). Что здесь «монгольского» и что – «китайского»? Вновь, как и в случае с гробницей Генриха II, перед нами – люди явно славянского облика. Русские кафтаны, стрелецкие колпаки, те же окладистые бороды, те же характерные лезвия сабель под названием «елмань». Крыша слева – практически точная копия крыш старорусских теремов…(А. Бушков, «Россия, которой не было»).

5. Генетическая экспертиза

По последним данным, полученным в результате генетических исследований, оказалось, что татары и русские имеют очень близкую генетику. Тогда как отличия генетики русских и татар от генетики монголов – колоссальны: «Отличия русского генофонда (почти полностью европейского) от монгольского (почти полностью центрально-азиатского) действительно велики – этo как бы два разных мира…» (oagb.ru).

6. Документы в период татаро-монгольского ига

За период существования татаро-монгольского ига не сохранилось ни одного документа на татарском или монгольском языке. Но зато есть множество документов этого времени на русском языке.

7. Отсутствие объективных доказательств, подтверждающих гипотезу о татаро-монгольском иге

На данный момент нет оригиналов каких-либо исторических документов, которые бы объективно доказывали, что было татаро-монгольское иго. Но зато есть множество подделок, призванных убедить нас в существовании выдумки под названием «татаро-монгольское иго». Вот одна из таких подделок. Этот текст называется «Слово о погибели русской земли» и в каждой публикации объявляется «отрывком из не дошедшего до нас в целости поэтического произведения… О татаро-монгольском нашествии»:

«О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о православная вера христианская!..»

В этом тексте нет даже намёка на «татаро-монгольское иго». Но зато в этом «древнем» документе присутствует такая строчка: «Всем ты преисполнена, земля Русская, о православная вера христианская!»

До церковной реформы Никона, которая была проведена в середине 17 века, христианство на Руси называлось «правоверным». Православным оно стало называться только после этой реформы… Стало быть, этот документ мог быть написан не ранее середины 17 века и никакого отношения к эпохе «татаро-монгольского ига» не имеет…

На всех картах, которые были изданы до 1772 года и в дальнейшем не исправлялись можно увидеть следующую картину. Западная часть Руси называется Московия, или Московская Тартария… В этой маленькой части Руси правила династия Романовых. Московский царь до конца 18 века назывался правителем Московской Тартарии или герцогом (князем) Московским. Остальная часть Руси, занимавшая практически весь материк Евразия на востоке и юге от Московии того времени называется Тартария или Русская Империя (см. карту).

В 1-м издании Британской энциклопедии 1771 года об этой части Руси написано следующее:

«Тартария, громадная страна в северной части Азии, граничащая с Сибирью на севере и западе: которая называется Великая Тартария. Те Тартары, живущие южнее Московии и Сибири, называются Астраханскими, Черкасскими и Дагестанскими, живущие на северо-западе от Каспийского моря, называются Калмыкскими Тартарами и которые занимают территорию между Сибирью и Каспийским морем; Узбекскими Тартарами и Монголами, которые обитают севернее Персии и Индии и, наконец, Тибетскими, живущие на северо-запад от Китая…»

Откуда пошло название Тартария

Наши предки знали законы природы и реальное устройство мира, жизни, человека. Но, как и сейчас, уровень развития каждого человека не был одинаковым и в те времена. Людей, которые в своём развитии ушли значительно дальше других, и которые могли управлять пространством и материей (управлять погодой, исцелять болезни, видеть будущее и т.д.), называли Волхвами. Тех из Волхвов, кто умел управлять пространством на планетарном уровне и выше, называли Богами.

То есть, значение слова Бог, у наших предков было совсем не таким, каким оно является сейчас. Богами были люди, ушедшие в своём развитии намного дальше, чем подавляющее большинство людей. Для обычного человека их способности казались невероятными, тем не менее, боги тоже были людьми, и возможности каждого бога имели свой предел.

У наших предков были покровители – Бог Тарх, его ещё называли Даждьбог (дающий Бог) и его сестра – Богиня Тара. Эти Боги помогали людям в решении таких проблем, которые наши предки не могли решить самостоятельно. Так вот, боги Тарх и Тара обучали наших предков тому, как строить дома, возделывать землю, письменности и многому другому, что было необходимо для того, чтобы выжить после катастрофы и со временем восстановить цивилизацию.

Поэтому, ещё совсем недавно наши предки говорили чужестранцам «Мы дети Тарха и Тары…». Говорили так, потому что в своём развитии, действительно были детьми по отношению к значительно ушедшим в развитии Тарху и Таре. И жители других стран называли наших предков «Тархтарами», а в дальнейшем, из-за сложности в произношении – «Тартарами». Отсюда и произошло название страны – Тартария…

Крещение Руси

Причём здесь крещение Руси? – могут спросить некоторые. Как оказалось, очень даже причём. Ведь крещение происходило далеко не мирным способом… До крещения, люди на Руси были образованными, практически все умели читать, писать, считать. Вспомним из школьной программы по истории, хотя бы, те же «Берестяные грамоты» – письма, которые писали друг другу крестьяне на бересте из одной деревни в другую.

У наших предков было ведическое мировоззрение, как я уже писал выше, это не было религией. Так как суть любой религии сводится к слепому принятию каких-либо догм и правил, без глубокого понимания, почему нужно делать именно так, а не иначе. Ведическое мировоззрение же давало людям именно понимание реальных законов природы, понимание того, как устроен мир, что есть хорошо, а что – плохо.

Люди видели, что происходило после «крещения» в соседних странах, когда под воздействием религии успешная, высокоразвитая страна с образованным населением, в считанные годы погружалась в невежество и хаос, где читать и писать умели уже только представители аристократии, и то далеко не все…

Все прекрасно понимали, что в себе несёт «Греческая религия», в которую собирался крестить Киевскую Русь князь Владимир Кровавый и те, кто стоял за ним. Поэтому никто из жителей тогдашнего Киевского княжества (провинции, отколовшейся от Великой Тартарии) не принимал эту религию. Но за Владимиром стояли большие силы, и они не собирались отступать.

В процессе «крещения» за 12 лет насильственной христианизации было уничтожено, за редким исключением, практически всё взрослое население Киевской Руси. Потому что навязать такое «учение» можно было только неразумным детям, которые, в силу своей молодости, ещё не могли понимать, что такая религия обращала их в рабов и в физическом, и духовном смысле этого слова. Всех же, кто отказывался принимать новую «веру» – убивали. Это подтверждают дошедшие до нас факты. Если до «крещения» на территории Киевской Руси было 300 городов и проживало 12 миллионов жителей, то после «крещения» осталось только 30 городов и 3 миллиона населения! 270 городов были разрушены! 9 миллионов людей было убито! (Дий Владимир, «Русь православная до принятия христианства и после»).

Но несмотря на то, что практически всё взрослое население Киевской Руси было уничтожено «святыми» крестителями, ведическая традиция не исчезла. На землях Киевской Руси установилось, так называемое, двоеверие. Большая часть населения чисто формально признавало навязанную религию рабов, а сама продолжала жить по ведической традиции, правда, не выставляя это напоказ. И это явление наблюдалось не только в народных массах, но и среди части правящей элиты. И такое положение вещей сохранялось вплоть до реформы патриарха Никона, который придумал, как можно всех обмануть.

Но ведическая Славяно-Арийская Империя (Великая Тартария) не могла спокойно смотреть на происки своих врагов, которые уничтожили три четверти населения Киевского Княжества. Только её ответные действия не могли быть мгновенными, в силу того, что армия Великой Тартарии была занята конфликтами на своих дальневосточных границах. Но эти ответные действия ведической империи были осуществлены и вошли в современную историю в искажённом виде, под названием монголо-татарского нашествия орд хана Батыя на Киевскую Русь.

Только к лету 1223 года на реке Калке появились войска Ведической Империи. И объединённое войско половцев и русских князей было полностью разбито. Так нам вбивали на уроках истории, и никто не мог объяснить толком, почему русские князья дрались с «врагами» так вяло, а многие из них переходили даже на сторону «монголов»?

Причина такой несуразицы была в том, что русские князья, принявшие чуждую религию, прекрасно знали, кто и почему пришёл…

Так вот, не было никакого монголо-татарского нашествия и ига, а было возвращение взбунтовавшихся провинций под крыло метрополии, восстановление целостности государства. У хана Батыя была задача возвратить под крыло ведической империи западноевропейские провинции-государства, и остановить нашествие христиан на Русь. Но сильное сопротивление некоторых князей, почувствовавших вкус ещё ограниченной, но очень большой власти княжеств Киевской Руси, и новые беспорядки на дальневосточной границе не позволили довести эти планы до завершения (Н.В. Левашов «Россия в кривых зеркалах», Том 2.).

Выводы

По сути, после крещения в Киевском княжестве в живых остались только дети и очень малая часть взрослого населения, которая приняла Греческую религию – 3 миллиона человек из 12-миллионного населения до крещения. Княжество было полностью разорено, большая часть городов, сёл и деревень разграблена и сожжена. Но ведь точно такую же картину рисуют нам авторы версии о «татаро-монгольском иге», отличие лишь в том, что эти же жестокие, действия там проделывали якобы «татаро-монголы»!

Как было всегда, победитель пишет историю. И становится очевидным, что для того, чтобы скрыть всю жестокость, с которой было крещено Киевское княжество, и с целью пресечь все возможные вопросы, и было впоследствии придумано «татаро-монгольское иго». Детей воспитали в традициях Греческой религии (культ Дионисия, а в дальнейшем – Христианство) и переписали историю, где всю жестокость свалили на «диких кочевников»…