Придаточное меры и степени примеры. Конспект урока "сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени, сравнительными"

Цель: Формировать умения определять типы обстоятельственных предложений, выяснять общее и различия между ними.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, индивидуальные карточки.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока “Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнительными”. Цель нашего урока заключается в том, чтобы в ходе поиска прийти к выводу: что общего между этими придаточными и в чем их различие. Всем понятна цель урока? Значит, нам нужно максимально сконцентрироваться и работать в темпе, так как у нас много работы.

Словарная работа.

А сейчас проведем словарную работу. Смотрим на экран: кано нада. Это слово заимствовано из французского языка. Лексическое значение – продолжительная сильная частая стрельба из многих орудий. Запишите это слово.

Повторение изученного материала.

Теперь 1-й вариант составит сложноподчиненное предложение с придаточными определительными, 2-й вариант – сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными. Хорошо. Ответьте на следующие вопросы: На какие группы делятся сложноподчиненные предложения? Сколько видов придаточных обстоятельственных?

Объяснение нового материала.

Внимание на экран. Будьте внимательны. Мы с вами переходим к основному этапу урока. Вспомним цель нашего урока: что общего между придаточными образа действия, степени и сравнительными и в чем их различие.

1. Партизаны выполнили задание так, как приказал командир.
2. Немцы двигались так осторожно, что Сашка даже на миг успокоился.

  1. Найдите грамматические основы.
  2. Определите главные и придаточные предложения.
  3. На какие вопросы отвечают придаточные?
  4. Что поясняют придаточные? Какие это придаточные?
  5. При помощи чего прикрепляются придаточное к главному предложению? Придаточные образа действия и степени могут прикрепляться при помощи союзов и союзных слов. Если придаточное прикрепляется союзными словами, то оно однозначное. Если же союзами, то многозначное.
  6. Графически изобразите схемы сложноподчиненных предложений.

На экране схемы этих предложений. Проверьте, правильно ли вы выполнили.

Во втором предложении в строении словосочетания может быть не только наречие, но и имя прилагательное и имя существительное. Ребята, давайте сделаем вывод. Что общего между придаточными образа действия и степени?

Ответы учащихся.

Общее: придаточные образа действия и степени могут быть однозначными и многозначными; поясняют словосочетания; одинаковые указательные слова являются членами предложения и не могут быть опущенными.

Отличие: придаточные образа действия и степени отвечают на разные пары вопросов и поясняют словосочетания различного строения.

Закрепление.

Выполнение упражнения 127 на странице 60. Первый вариант работает со сложноподчиненными предложениями с придаточными образа действия. Второй вариант со сложноподчиненными предложениями с придаточными степени.

[Незнакомец не рассматривал нас так], (как рассматривали мы его).

Продолжение объяснения нового материала.

Внимание. Вот третье предложение.

Еще долго не умолкала победная канонада, словно война не хотела покидать русскую землю.

  1. Найдите грамматические основы предложения.
  2. Определите главное и придаточное предложения.
  3. На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
  4. Что поясняет придаточное?
  5. При помощи чего прикрепляется придаточное сравнительное?

Проверяем. Итак, схема вашего предложения должна выглядеть так.

Придаточные сравнительные, ребята, прикрепляются только при помощи союзов. Ответьте на вопрос: Чем отличаются сравнительные придаточные от придаточных образа действия и степени?
На первый взгляд легко. На самом деле очень часто путают. Итак, сделаем самый главный вывод на этом уроке.

Придаточные сравнительные поясняют все главное предложение, а придаточные образа действия и степени – словосочетания. Придаточные сравнительные отвечают на один вопрос как, а придаточные образа действия и степени на пары вопросов. В сложноподчиненном предложении с придаточными сравнительными нет указательных слов, в сложноподчиненных предложениях с придаточными образа действия и степени указательные слова обязательны. Еще один одно главное отличие: в основе СПП с придаточными сравнительными лежит сравнение, а в СПП с придаточными образа действия и степени нет даже намека на сравнение.

Воспитательный момент.

Ребята, прочитайте еще раз эти три предложения и посмотрите на них с другой точки зрения. Что между ними общего?

В этом году наша страна отмечает 65-летие Победы над фашистской Германией. Мы с вами должны чтить погибших и уважать память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Закрепление.

Работа по карточкам. Расставьте пропущенные знаки препинания. Определите придаточные образа действия, степени и сравнительные.

  1. На войне солдаты поступали так как велел им долг.
  2. Из груди так сильно била кровь что санитарка не успевала менять марлевые салфетки.
  3. Мина взорвалась так неожиданно что Сашка оказался в неглубокой воронке полной мутной водой.
  4. Засмеялся он точно сталь зазвенела.
  5. Ветер дул так сильно что стоять на ногах было невозможно.
  6. Где-то рядом грянуло так что задрожала вся улица.
  7. Это были люди настолько страшные что они были закутаны и одеялами и платками.

Проверка задания. Еще раз вернемся к выводу. Чем отличаются придаточные сравнительные от придаточных образа действия и степени? Ответы учащихся. На следующем уроке продолжим изучение этой темы.

Домашнее задание. Знать отличия СПП с придаточными образа действия, степени и сравнительными. Упражнение по учебнику № 130, 168.

Спасибо всем за урок. Выставление и комментирование оценок.

Придаточные меры и степени отвечают на вопросы "насколько?", "в какой мере?", "до какой степени?". Придаточные являются присловными и относятся к наречию меры и степени в главной части (слова "так", "столь", "достаточно") и к некоторым словосочетаниям с тем же значением. Придаточные вводятся союзами ЧТО, ЧТОБЫ и союзными словами СКОЛЬКО, НАСКОЛЬКО. Могут также быть использованы сравнительные союзы КАК, БУДТО, СЛОВНО. Придаточная часть в этом типе предложений находится в постпозиции. За световой день Дюймовочка успевала сделать столько, сколько многие девушки и за неделю сделать не могут. Она была слишком аккуратна, чтобы не пропустить в норке мышки ни одной соринки.

Последние два типа придаточных имеют много общего. Различия в том, что в придаточных сравнительных использование соотносительного слова необязательно, тогда как в придаточных меры и степени соотносительные слова обязательны.

СПП с придаточными образа действия

Придаточные образа действия отвечают на вопрос "как?", "каким образом?". Придаточные являются присловными и относятся к наречию "так" или сочетанию "таким образом" в главной части. Придаточные вводятся союзами ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО и союзным словом КАК. Придаточная часть в этом типе предложений находится в постпозиции и в интерпозиции. Дюймовочка старалась убираться так, чтобы хозяйка её похвалила. Дюймовочка плакала так, как будто смерть ласточки означала и её смерть. Осознав, что ласточка жива, она обрадовалась так, как никогда раньше не радовалась.

Главная часть может оказаться неполной, если соотносительное слово в ней пропущено, обычно это свойственно разговорной речи. "Ты сделаешь, как велю тебе я!" - закричала мышь.

Придаточные предложения в русском языке являются зависимыми частями от главного в сложноподчинённом предложении. То есть они играют роль второстепенных членов предложения. Поэтому виды придаточных предложений подразделяются с учётом роли, выполняемой в предложении. Ко всему второстепенному предложению можно задать один вопрос подобно тому, как это делают в отношении членов предложения.

Основные виды придаточных предложений

Рассматривают четыре их типа: определительные, обстоятельственные, изъяснительные и присоединительные. Можно привести примеры, которые представят все виды придаточных предложений:

  1. Клумба, которая была разбита во дворе по левую сторону от крыльца, напоминала уменьшенную копию городка - этакий Цветочный городок из сказки Носова про Незнайку. (Определительное).
  2. И мне представилось, что там действительно живут непоседливые и смешные коротышки. (Изъяснительное).
  3. А не видим мы их оттого, что они от нас прячутся под землёй. (Обстоятельственное).
  4. Но лишь мы уезжаем куда-нибудь, как коротышки выбираются из своих укрытий и начинают бурно радоваться жизни. (Присоединительное).

Определительные придаточные

Эти придаточные предложения в русском языке определяют признак одного имени существительного или иногда словосочетания, состоящего из существительного и указательного слова. Они служат ответами на вопросы какой? чей? который? Эти второстепенные предложения присоединяются к главной части союзными словами чей, который, кто, что, какой, откуда, куда, когда . Обычно в главной части сложного предложения находятся такие указательные слова, как такой, каждый, всякий, любой или тот в различных формах родов. В качестве примеров можно взять следующие варианты предложений:

  • Живые существа, (какие? ) которые обитают на планете рядом с людьми, чувствуют доброе человеческое отношение к ним .
  • Протяни руку с кормом, раскрой ладонь, замри, и какая-нибудь птаха, (какая? ) чей голосок утрами слышится в кустах твоего сада, с доверием усядется на твою руку .
  • Всякий человек, (какой? ) кто считает себя вершиной творения Всевышнего , должен соответствовать этому званию.
  • Сад ли, лес или обычный двор, (какой? ) где всё привычно и знакомо , может приоткрыть человеку дверь в удивительный мир природы.

Придаточные присоединительные

Интересны типы придаточных предложений, которые относятся не к отдельному слову или словосочетанию, а ко всей главной части. Они носят название присоединительных. Зачастую эти части сложноподчинённого предложения заключают в себе значение следствия, дополняя либо поясняя содержание основной части. Присоединяются второстепенные предложения этого типа при помощи союзных слов откуда, как, когда, почему, где, что . Примеры:

  • И только рядышком с мамой любой малыш чувствует себя защищённым, что предусмотрено самой природой .
  • Забота о детёнышах, нежность к своим отпрыскам, самопожертвование закладывается в существо на уровне инстинкта, как каждому существу пресуща необходимость дышать, спать, есть и пить .

Изъяснительные придаточные

Если автор текста хочет пояснить, конкретизировать какое-то одно слово главной части, которое имеет значение мысли, восприятия, чувства или речи. Зачастую эти придаточные относятся к глаголам, таким как сказать, ответить, задуматься, почувствовать, гордиться, услышать . Но могут они конкретизировать и прилагательные, например, доволен или рад . Нередко наблюдается, когда эти виды придаточных предложений выступают пояснениями наречий (ясно, нужно, необходимо, известно, жаль ) или существительных (сообщение, мысль, заявление, слух, мысль, ощущение ). Присоединяются придаточные изъяснительные с помощью:

Союзов (чтобы, что, когда, будто, как и других);

Любых союзных слов;

Частицы (союза) ли.

Примерами могут послужить следующие сложносочинённые предложения :

  • А доводилось ли вам наблюдать, (что? ) как изумительно играет солнечный свет, отражаясь в капельках росы, крылышках насекомых, изразцах снежинок ?
  • Однажды этакую красоту, человек наверняка будет несказанно рад, (чему? ) что открыл для себя неповторимый мир прекрасного .
  • И сразу становится ясно, (что? ) что всё вокруг сотворено не просто так, что всё взаимосвязано между собой .
  • Сознание наполнят непередаваемые ощущения радости, (какие? ) будто бы ты и сам являешься частичкой этого удивительного и неповторимого мира .

Придаточные образа действия и степени

Обстоятельственные придаточные подразделяются на несколько подвидов. Группа зависимых частей сложносочинённых предложений, которые относятся к признаку или действию, называемому в главной его части, и обозначают его степень или меру, а также образ, относят к придаточным образа действия и степени. Обычно они отвечают на следующие вопросы: каким образом? насколько? как? в какой степени? Конструкция соединения придаточного с главной частью выглядит примерно таким образом: полное прилагательное + существительное + такой; полное прилагательное + такой; глагол + так . Присоединение этих придаточных предложений обеспечивается союзами чтобы, что, будто или союзными словами сколько, так, насколько и некоторыми другими. Примеры:

  • Девчушка рассмеялась так заразительно, так непосредственно, что и всем остальным трудно было удержаться от улыбки .
  • Звонкие переливы её смеха разорвали напряжённую тишину помещения, будто неожиданно рассыпались разноцветные горошины из пакета .
  • И само личико крошки преобразилось настолько, насколько это было возможно в данном случае: измученную болезнью девочку уже легко можно было назвать прелестным и абсолютно здоровым ребёнком.

Обстоятельственные придаточные места

Эти зависимые предложения указывают на место происхождения действия, которое называется в главной части сложносочинённого предложения. Относясь ко всему главному предложению, они отвечают на следующие вопросы: откуда? куда? где? и присоединяются союзными словами куда, откуда, где . Нередко в главном предложении находятся указательные слова туда, повсюду, там, везде, отовсюду и некоторые другие. Можно привести следующие примеры подобных предложений:

  1. Определить стороны света в лесной чаще можно довольно легко там, где на деревьях есть мох .
  2. Муравьишки тащили на спинках строительный материал для своих муравейников и запасы питания отовсюду, куда только могли пробраться эти трудолюбивые существа .
  3. Меня всё время тянет туда, в волшебные края, куда мы ездили с ним прошлым летом .

Обстоятельственные придаточные времени

Указывая на время действия, эти придаточные относятся как ко всему главному предложению, так и конкретно к одному сказуемому. К этому виду придаточных можно задать такие вопросы: как долго? до каких пор? когда? с каких пор? Нередко в главной части предложения есть указательные слова, например: иногда, однажды, всегда, теперь, тогда . Например: Животные тогда будут дружны меж собой, (когда? ) когда они растут рядом с самого детства .

Обстоятельственные придаточные условия, причины, цели, следствия

  1. Если зависимые части сложноподчинённых предложений отвечают на вопросы в каком случае? или при каком условии? и относятся либо к сказуемому главной части, либо к ней ко всей, присоединяясь при помощи условных союзов раз, коль, коли, если, когда и как (в значении «если»), то их можно отнести к придаточным условия. Пример: И даже самый отпетый шалопай превращается в серьёзного и благовоспитанного джентльмена, (в каком случае? ) когда он приобретает статус родителя , будь то человек, мартышка или пингвин.
  2. На вопросы из-за чего? почему? по какой причине? отчего? отвечают придаточные причины. Присоединение их происходит с помощью причинных союзов оттого что, потому что, так как . Пример: Для малыша в раннем детстве авторитет родителя непреклонен, (почему? ) потому что от этого существа зависит его благополучие.
  3. Зависимые предложения, обозначающие цель действия, названного в главной части и отвечающие на вопросы для чего? ради какой цели? зачем? , называются придаточными цели. Присоединение их к главной части обеспечивается целевыми союзами для того чтобы, затем чтобы, чтоб (чтобы) . Пример: Но и тогда следует сопровождать свои требования пояснениями (ради какой цели? ) затем, чтобы из малыша выросла думающая личность, а не безвольный робот-исполнитель .
  4. Зависимые части предложения, которые указывают на вывод или результат, обозначают следствие, вытекающее из вышесказанного в главной части предложения, называют придаточными следствия и относятся ко всему главному предложению. Они обычно присоединяются союзами следствия поэтому или так что , например: Воспитание - процесс сложный и регулярный, (что из этого следует? ) поэтому родителям следует всегда быть в форме и не расслабляться ни на минуту .

Обстоятельственные придаточные сравнения

Эти виды зависимых предложений в сложноподчинённых конструкциях относятся либо к сказуемому, либо ко всей главной части и отвечают на вопрос подобно чему ?, присоединяясь сравнительными союзами как будто, чем (тем), как, будто, точно . От сравнительных оборотов придаточные отличаются тем, что в них имеется грамматическая основа. Например: Белый медвежонок так забавно валился на бок и задирал кверху лапки, точно это расшалившийся мальчишка весело играет в песочнице со своими друзьями .

Обстоятельственные придаточные уступки

Зависимые предложения в сложносочинённой конструкции, обозначающие обстоятельства, вопреки которому совершено или может быть совершено действие, которое указывается в главной части, называют придаточными уступки. К ним можно задать вопросы: вопреки чему? несмотря на что? и присоединить к главному с помощью уступительных союзов хоть (хотя), пусть (пускай), что, даром что, несмотря на и некоторых других. Нередко используются союзные сочетания: сколько ни, что ни, когда ни, кто ни, как ни и тому подобные. Пример: Несмотря на то, что детёныши панд весело играли , их тёмные пятна вокруг глаз создавали впечатление грустной задумчивости.

Грамотный человек должен всегда помнить: при письме предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятыми.

Придаточные образа действия, меры и степени раскрывают способ или качество действия, а также меру или степень проявления признака главной части предложения. Каждое из значений принадлежит отдельному виду придаточной части.

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени имеют в главной части местоименные слова, значения которых конкретизируются придаточной, присоединяемой обычно при помощи союзов. Поэтому предложения с придаточными данного типа чаще всего являются местоименно-союзными соотносительными. Таким образом, несмотря на различие в семантике, подчас очень тонкое и слабо уловимое, данные предложения едины по строению. Структурное единство определило порядок расположения частей: придаточная часть всегда следует за главной.

В предложении Трое офицеров, бывших в столовой, поздоровались с ним сухо и заговорили между собой вполголоса, так, чтоб он не слышал (Купр.) придаточная часть содержит указание на качество действия.

В предложении Савельич так поражен был моими словами, что всплеснул руками и остолбенел (П.) придаточная часть обозначает степень проявления признака. В предложении Он наловил столько рыбы, что трудно было перечесть придаточная указывает на меру действия, обозначенного в главной части предложения.

Придаточные образа действия, меры и степени присоединяются к главной посредством союзов что (в соотношении с так, до того, настолько, таким образом, до такой степени), чтобы (в соотношении с так, таким образом), словно, точно (в соотношении с так, таким образом), а также союзного слова как (в соотношении с так).

Придаточные с союзом что осложняются следственным оттенком значения: Потом он встал, потянулся так, что хрустнули кости... (М. Г.); Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует (Арс.); Грей так задумался, что позабыл о хозяине (Грин).

Придаточные с союзом чтобы (при сослагательном наклонении) имеют дополнительный целевой оттенок значения: Надо только стать таким образом, чтобы Полярная звезда очутилась как раз над колокольней св. Георгия (Купр.).

Придаточные с союзами словно, точно приобретают сравнительный оттенок значения: Мать остановила его вопрос движением руки и продолжала так, точно она сидела перед лицом самой справедливости (М. Г.).

Тот же оттенок значения заключается и в предложениях с соотношением так - как: Земля запахла так, как она всегда пахнет перед дождем в июне (Троян.). Усиливается сравнительный оттенок, приобретающий характер уподобления, частицами, помещенными при наречии так: До сих пор думалось так же легко, как ехалось до узловой станции (Никул.).

Переход от качественной характеристики действия (или признака) к количественной подчас бывает настолько неуловим, что можно усматривать совмещение этих значений.

Это характерно для предложений с соотношением так - что: На дворе за окнами стало тихо, - так тихо, что где-то в двух шагах, в темноте, соловей вдруг залился громкой, беззаботной трелью (Купр.).

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью меры и степени могут быть местоименно-соотносительными в том случае, если придаточная присоединяется к главной части союзными словами насколько, сколько, поскольку соотношении с настолько, столько, постольку). Например: Она выработала себе схему практики, а теории лишь постольку интересовали ее, поскольку могли сгладить пред братом ее сухое, скептическое отношение к жизни и людям (М. Г.); Он потратил столько времени, сколько нужно было, чтобы хорошо подготовить задание.

1. Вопросы: придаточные образа действия и степени отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?

2. Главное слово: придаточные образа действия и степени прикрепляются к словосочетанию знаменательного слова (глагол, наречие, прилагательное, причастие, наречие, существительное) и указательного слова ().

3. Средства связи: придаточные образа действия и степени прикрепляются к главному предложению при помощи: а) союзных слов (как, сколько, насколько ); б) союзов (что, чтобы ). В главном предложении обязательно есть указательное слово - обстоятельство образа действия, меры и степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой ).

4. Место в предложении: если средством связи является союз, то придаточное стоит после главного предложения; если придаточное прикрепляется к главному предложению с помощью союзного слова, придаточное может стоять и перед главным, и после него.

    Стрелки поймали столько рыбы [сколько?], что не могли вытащить сеть (Арсеньев).

    [сущ. + указ. сл.], (что - союз).

    С тех пор она старалась всё делать так [как?], чтобы её хвалили (Панова).

    [гл. + указ. сл.], (чтобы - союз).

    Люди были интересны Самгину настолько [насколько?], насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них (М. Горький).

    [кр. прил. + указ. сл.], (насколько - союз. слово).

Обратите внимание!

1) Как отмечалось, сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени в главном предложении обязательно имеют указательное слово. Если указательного слова со значением образа действия, меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака и др.

Она такая красивая , что просто дух захватывает (Гольцов).

2) Каждый из союзов, используемых в придаточных образа действия и степени, привносит в значение сложноподчинённого предложения свой оттенок значения: союз что - значение следствия (Поляна так пестреет, что рябит в глазах ); союз чтобы - целевое значение, значение желательности, возможности (Деньги спрячь так, чтобы не нашли ). Однако значение образа действия и степени является в них основным, что подчеркивается указательным словом в главном предложении с тем же значением.

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

  • 2.2.5. Придаточные образа действия и степени

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению