Ранхигс ион либерал артс. «Маленькая книжка о большой памяти»

В 2012 году в РАНХиГС было создано отделение Liberal Arts, в 2014 году получившее статус Факультета. Инициатором создания программы стал ректор Академии В.А. Мау. В интервью и статьях он неоднократно говорил об актуальности соединения подготовки специалистов в таких традиционных для академии направлениях, как public policy, менеджмент, пиар и экономика с широкой мультидисциплинарной подготовкой.

Научным руководителем Liberal Arts College является Андрей Леонидович Зорин – один из ведущих историков культуры и специалистов по высшему образованию в России, имеющий многолетний опыт преподавания в США и в настоящее время являющийся профессором Оксфордского университета. Первым деканом факультета был автор концепции бакалавриата Liberal Arts кандидат исторических наук Евгений Владимирович Миронов. Сегодня этот пост занимает Александр Борисович Мишин.

Команда разработчиков воспользовалось правом Академии на создание собственных образовательных стандартов, данным ей в числе еще нескольких российских вузов Президентом Российской Федерации. В настоящее время Liberal Arts College РАНХиГС и Факультет свободных искусств и наук СПбГУ – единственные учебные заведения в России, предлагающие такого рода программы.

Отличительные особенности программы Liberal Arts College:

Этапность обучения: освоение общего обязательного набора дисциплин в Общем блоке; выбор основной специализации (major) после 2 семестра; выбор дополнительного профиля обучения (minоr) после 5 семестра; сочетание теоретического обучения и практики, начиная с 4 семестра.

Тьюторское сопровождение учебного процесса. Тьюторы помогают студентам адаптироваться к нормам и ценностям академической жизни и сформировать индивидуальный учебный план, консультируют по вопросам, возникающим в ходе выполнении самостоятельной работы, планировании дальнейшего обучения, построении профессиональной карьеры.

Нетрадиционные для российских вузов предметы. Программа включает четырехлетний курс «Великие книги», в ходе которого студенты читают и обсуждают с преподавателями значимые для мировой культуры произведения. Курс «Письмо и критическое мышление» объединяет элементы Applied Philosophy and Academic Writing.

О многопрофильном бакалавриате Liberal Arts

Программы Liberal Arts получили широкое распространение в университетах и колледжах США во второй половине ХХ века и стали основным фактором выхода американского высшего образования на лидирующие позиции в мире. В настоящее время происходит активное распространение программ Liberal Arts в европейских странах.

Принципиальное отличие Liberal Arts от традиционных университетских программ – возможность комбинации двух профилей обучения (специализаций): основного (major) и дополнительного (minor) из списка, предлагаемого Факультетом. Возможность такого выбора отражена в русскоязычном названии программы – Многопрофильный бакалавриат. При этом выбор профиля осуществляется не в момент поступления в вуз, а после изучения общего блока дисциплин.

Такая структура программы позволяет студенту сформировать по-настоящему индивидуализированную программу обучения, обеспечивающую выпускника уникальным набором компетенций.

Научный руководитель программы – профессор Оксфордского университета (Великобритания), академический директор программ Факультета государственного управления РАНХиГС, член редколлегии журналов «Новое литературное обозрение», «Slavic Review» (США), «Cahiers de Monde Russe» (Франция) Андрей Леонидович Зорин.

Часто задаваемые вопросы

1.Прошла ли программа Многопрофильного бакалавриата аккредитацию ?

Все направления обучения, предлагаемые в рамках программы Многопрофильного бакалавриата в качестве основных профилей – а именно они записываются в государственной диплом – аккредитованы по всем правилам.

При этом важно учитывать, что указом президента РФ РАНХиГС дано право самостоятельно разрабатывать и аккредитовать образовательные стандарты. Разработчики программы Многопрофильного бакалавриата воспользовались этим правом и внесли в существующие стандарты некоторые изменения, соответствующие принципам Liberal Arts Education. Эти изменения не коснулись объемов и наполнения обязательной части профессионального блока дисциплин – они полностью соответствуют требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов.

2.Увеличивает ли изучение дополнительного профиля нагрузку на студента ?

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов четырехлетняя программа бакалавриата должна «укладываться» в 240 зачетных единиц, при том, что 1 зачетная единица равна 36 академическим часам. Программа многопрофильного бакалавриата полностью соответствует этим требованиям. При этом любой государственный стандарт фиксирует только часть курсов, оставляя вузу свободу определять, чем будет наполнена остальная часть учебного плана. В программе Многопрофильного бакалавриата эта возможность использована для формирования «пакета» курсов дополнительного профиля. Таким образом, изучение двух профилей не увеличивает нагрузку на студента.

3.Не идет ли изучение дополнительного профиля в ущерб основному ?

Все требования Федерального государственного стандарта к изучению обязательной части блока профессиональных дисциплин полностью выполняются в рамках программы Многопрофильного бакалавриата. Студенты традиционных программ могут в дополнение к обязательной части изучать курсы по выбору и факультатива, дополняющие и уточняющие обязательные дисциплины. Вместо этого в программе Многопрофильного бакалавриата предлагаются уникальные курсы Общего блока (Введение в критическое мышление, Great books и др.) и курсы дополнительного профиля. Комбинация общего блока, основного и дополнительного профиля формирует гибкое и креативное мышление и увеличивает профессиональные и карьерные возможности выпускника.

4.Что будет записано в дипломе выпускника программы Многопрофильного бакалавриата ?

В государственном дипломе установленного образца выпускника программы Многопрофильного бакалавриата будет записана степень бакалавра по направлению обучения, соответствующего основному профилю. В приложении к диплому будут перечислены все изученные курсы, в том числе, и курсы дополнительного профиля. Кроме того, выпускники программы получат сертификат РАНХиГС, в котором будут прописаны основной и дополнительный профиль отдельно.


Особенности

  1. 1

    Этапность обучения:

    (1) освоение общего обязательного набора дисциплин в течение первых двух семестров,
    (2) выбор основного профиля после 2 семестра и
    (3) выбор дополнительного профиля после 5 семестра.
  2. 2

    Тьюторское сопровождение учебного процесса

    Тьюторы помогают студентам адаптироваться к нормам и ценностям академической жизни и сформировать индивидуальный учебный план, консультируют по вопросам, возникающим в ходе выполнении самостоятельной работы, планировании дальнейшего обучения, построении профессиональной карьеры.
  1. 3

    Уникальные курсы

    • Четырехлетний курс «Greatbooks» («Академическое чтение»), в ходе которого студенты читают и обсуждают с преподавателями наиболее значимые для мировой культуры произведения. За 4 года обучения студенты смогут таким образом проработать 25-30 книг по философии, экономике, социологии, политологии, истории.
    • Критическое мышление,
    • Профессиональные мастерские
  2. 4

    Международная мобильность

    Важной частью программы является академическая, в том числе, международная мобильность. Речь идет о возможности обучения студентов и прохождения практики в других программах или вузах (в России или за рубежом), с последующим учетом зачетных единиц («кредитов»).

Зарубежные партнеры

Партнеры Факультета «Liberal Arts»:

George Mason University (Вашингтон, США)
- University of Manchester (Манчестер, Великобритания)
- University of British Columbia SALA (Ванкувер, Канада)
- Huazhong University of Science and Technology (Ухань, Китай)
- Manchester Metropolitan University, Faculty of Interdisciplinary Studies (Манчестер, Великобритания)
- Bath Spa University (Бат, Великобритания)
- Parma University (Парма, Италия)
- Communication University of China (Китай, Пекин)
- Universidad Finis Terrae (Чили)
- Рижская Международная высшая школа
экономики и делового администрирования (Рига, Латвия).
- National University of Public Service (Будапешт, Венгрия)
- Университет Риеки (Риека, Хорватия)
- Университет Ариэль (Ариэль, Израиль)
- Шэньянский Педагогический Университет (Шэньян, Китай)

Одной профессии на всю жизнь больше не существует. Теперь «модная специальность» не гарантирует успеха после защиты диплома. В вузах уже поняли это, теперь в них появляется многопрофильное обучение. О примере такого обучения рассказывает преподаватель Liberal Arts РАНХиГС Наталья Красовская и выпускница такой программы Наталья Корецкая.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Первый курс в вузе - время превращения старшеклассника в студента. Уроки резко превращаются в пары, учителя - в преподов, сочинения - в научные работы. Получить «отлично» в зачётке - не то же самое, что пятёрку в четверти. Для студента важно не правильно отвечать на вопросы, а важно задавать правильные вопросы.

Дальше - больше: учиться в вузе означает приобретать компетенции (то ещё словечко!), а они берутся не из учебника, а из стажировок и практик. Выходит, что научиться знаниям, умениям и навыкам привычным школьным способом не получится.

Ситуация усугубляется тем, что каждому выпускнику вуза очень скоро придётся переучиваться. Одной профессии на всю жизнь больше не существует. Развитие технологий не гарантирует успешное трудоустройство через пять-шесть лет с момента поступления. Год назад в Китае тексты журналистов уступили в качестве текстам искусственного интеллекта. Вряд ли этот процесс пойдёт вспять.

Почему сегодня всем нужны дополнительные навыки (soft skills)

Кроме главных профессиональных умений, например, писать или проектировать, сегодня надо учиться эффективному общению и выходить за рамки своей специальности. Эти умения ещё называют гибкими навыками - soft skills.

Soft skills - это смесь критического, креативного и проектного мышления, умение работать в команде, умение договориться в любой ситуации, способность к выстраиванию мультикультурных коммуникаций, знание иностранных языков. И самое главное - умение делать осознанный выбор и принимать осмысленные решения.

Такие дополнительные навыки по статистике опросов работодателей более востребованы у современных бакалавров, чем зазубренные ответы об опытах и открытиях, как было принято раньше. Часто на собеседовании глубокие знания меркнут перед навыками 3D-моделирования и English Advanced.

Для развития soft skills сегодня изменяются вузовские программы. Бакалавру предлагают выбирать максимально разные курсы или продолжать обучение в магистратуре по направлению, которое никак не связано с бакалаврским профилем подготовки, принимать участие в исследовательских проектах.

Сегодня высшее образование не может существовать в прежнем формате, когда учили «профессии на всю жизнь»

Появляются новые синтетические специальности, которым нужно учить по-особенному. В ответ на них возникают новые предметы: философия физики, экология права, социология города. «Настоящий гуманитарий» превращается в мультифункционала. Ещё 10-15 лет назад образование в сфере PR было сенсацией - оно совмещало гуманитарные и технические дисциплины, вроде истории искусства и анализа базы данных. К таким профессиям на стыке нескольких научных дисциплин и готовить нужно по-другому.

Как сегодня учат профессиям будущего

В российских вузах уже более 15 лет назад появились программы, ориентированные на образовательную модель Liberal Arts. Пионером в этом процессе был СПбГУ, затем тренд подхватил РАНХиГС. Это не случайные вспышки энтузиазма, а тщательно подготовленный ответ на запрос современного рынка труда.

Liberal Arts - это многопрофильный бакалавриат, где студент на выпуске получает более одной специализации социально-гуманитарной подготовки. Программа позволяет научиться делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения.

Основа таких программ - индивидуализация обучения. Как это работает? К основному профилю, например, по рекламе и связям с общественностью добавляется дополнительный по политологии или урбанистике. Получится «гуманитарий» в квадрате или даже в кубе - если пойти в магистратуру по истории искусств. Помощником в выборе становится тьютор, который помогает научиться быть ответственным за свой выбор.

Такое образование - это скорее навыки проектного и критического мышления, а не раз и навсегда усвоенные знания

Свою специальность студенты выбирают после первого курса, а до этого они учатся учиться и вместе с тьюторами определяются с собственными потребностями. Этот первый год в каком-то смысле компенсирует школьное образование, снимает травму ЕГЭ, учит быть самостоятельными взрослыми людьми.

Для российского первокурсника это суперактуально - ведь в американской и европейской традиции студентом вуза становятся в 19-20 лет, а не в 17-18, как в России. Наш абитуриент из-за возраста совсем не уверен в своём профессиональном выборе, а во многих случаях не возражает, что выбор профессии и вуза за него делают родители.

Модель Liberal Arts до сих пор не вполне привычна. Студентам даётся большая свобода выбора предметов основного и дополнительного профилей подготовки (majors и minors), и в результате такого микса можно стать психологом-архитектором или филологом-менеджером. Такие вакансии пока не часто встретишь на HeadHunter. Несколько профилей делают профессиональную идентичность выпускника Liberal Arts размытой и проблематичной - таковы традиционные мифы и представления.

Вопрос вовсе не в том, хорошо это или плохо, а в том, для кого и в какой ситуации это может быть преимуществом. В ситуации неопределённости и высокоскоростной изменчивости профессионального мира дополнительные линии образования и развитие soft skills - очевидное преимущество.

"...серьезная преграда для самостоятельности студентов – сами студенты. Формулировать свои предложения по курсам и темам, ставить себе цели и задачи они не умеют еще со средней школы и поэтому боятся. Нужна функциональная система сопровождения студентов, облегчающая такой выбор. Например, тьюторинга. Тьюторы помогают студентам определиться со своими целями и с тем, какие курсы лучше всего подойдут для их достижения. Профессионализм тьюторов состоит в том, что они видят и каждого из студентов, и образовательное поле целостно."

Эксперты школы управления «Сколково» Андрей Волков и Дара Мельник о том, почему индустриальный подход к высшему образованию должен смениться персонализированным

В России открылся первый бакалавриат по урбанистике: Куратором новой программы, которая стартует в Российской академии народного хозяйства и государственного уп....

Италия, Япония, Берлин, Франция и Испания уже ждут тебя!
Опубликлвали новый список зарубежных стажировок для студентов ИОН

Скорее выбирай страну и отправляй заявку: http://ion.ranepa.ru/about/international-cooperation/reallyrelevant-internships.php

19/02/2018
Карточка: Глобальные модели компетенций

Как определить и сформулировать компетенции, необходимые растущим личностям в стремительно меняющуюся эпоху? В разных странах рождаются разные типологии: где-то разделяют возможные компетенции одним образом, а где-то - совсем другим. Решить эту проблему стараются международные организации, консорциумы, экспертные группы, которые проводят долгосрочные исследования реформ в разных странах и ищут объединяющие принципы классификации, которые можно было бы использовать в глобальных масштабах.
Вот такие модели компетенций являются на сегодняшний день самым актуальными и масштабными.

31/01/2018
5 важных тезисов Алексея Кудрина о проблемах российского образования

В компании Apple у примерно 30% сотрудников образование инженеров, математиков и программистов, а 70% - выпускники программ Liberal Arts. Это люди, которые обладают мышлением дизайнера, архитектора, они умеют создавать удобные для использования продукты. Понимают запросы населения и могут переводить сложные термины, явления и продукты на простой язык. У них развито критическое мышление, они могут выходить за рамки, необычно решить задачу, они открыты.

«Расходы на образование нужно увеличить - на 700 миллиардов рублей в год»

Современное зарубежное образование включает в себя малознакомую для российской аудитории, но широко распространённую в других странах модель обучения, именуемую Liberal Arts - "cвободные искусства". Зародившись в Европе, во времена античности, как совокупность семи наук, составляющих базу для дальнейшего получения философского знания о мире, эта модель стала прототипом либерального образования и получила признание во всем мире. Сейчас вузов, предлагающих университетское образование по модели Liberal Arts нет разве что в Антарктиде, а их число продолжает расти. Больше всего распространена эта модель образования в США, где порядка 600 университетов, практически во всех штатах, строят свой учебный процесс в соответствии с принципами Liberal arts.

Либеральное образование фокусируется на преподавании гуманитарных и общественных наук, но так же, включает в себя и изучение точных наук - например, математики. Оно представляет собой фундаментальную базу из ряда дисциплин, которые можно выбирать и комбинировать по своему желанию, позволяющую получить уникальное образование, и подготовиться к поступлению в магистратуру. Особенность образования по модели Свободных искусств в отличие от традиционного университетского образования в возможности комбинировать несколько профилей образования. Выбирая основное направление обучения (major), можно подобрать дополнительное (minor), которое не связаны с основным направлением напрямую, но представляет интерес для самого студента. Предоставляется возможность самостоятельно выстраивать учебный процесс, в соответствии с внутренним выбором. Так, например, выбрав базовым предметом экономику, можно дополнить её психологией, журналистикой или PR.

Ещё одна особенность модели в её гибкости: студенту не нужно определяться с выбором направления до поступления в ВУЗ, это можно сделать позже, уже в процессе обучения, когда возможностей сделать осознанный выбор будет больше. Само обучение проходит в малочисленных группах, что дает возможность личного контакта преподавателя и студента, получения моментальной обратной связи. Такой подход способствует глубокой вовлеченности в процесс, придает новый импульс, пробуждает интерес к занятиям.

Термин «свободные искусства» появился в эллинистическую эпоху для обозначения семи дисциплин, определенных ещё в античности как занятий свободнорожденных людей и полноправных членов общества. Эти искусства, или науки, делились на две части: тривиум - грамматику, риторику и диалектику, которые изучались первыми (отсюда и термин «тривиальные науки») и квадривиум - геометрия, арифметика, музыка и астрономия, следующий этап подготовки для постижения мира.

Сейчас список преподаваемых дисциплин значительно расширился и адаптировался к изменяющимся экономическим условиям. Такое образование отвечает многим задачам, которое ставит современное общество перед специалистами. Например, таким образом можно готовить специалистов в нескольких областях одновременно, что и является принципиальным отличием от традиционного узкоспециализированного подхода, где учащиеся развивают профессиональные навыки для конкретной работы.

Такие специалисты высоко востребованы на рынке труда. Работодатели отдают предпочтение выпускникам колледжей с либеральным образованием, потому что у них есть навыки, необходимые для адаптации при изменяющейся деятельности. К наиболее востребованным навыкам гуманитарного образования, во все времена, относятся письменные и устные навыки общения, способность решать сложные задачи, хорошо ладить с другими людьми.

Как и во времена античности, либеральное образование обеспечивает отличную основу для дальнейшего обучения в области здравоохранения, права, бизнеса и других областях. Студентов, прошедших обучение по модели Liberal Arts, охотно принимают на профессиональные программы по различным специальностям.

Выпускники обладают необходимыми навыками, чтобы стать ценными членами общества. Значение либерального образования выходит далеко за пределы его экономической ценности. Умение общаться и критически мыслить, излагать свои мысли устно и письменно представляют собой наиболее ценные качества для жизни в современном обществе. Оно готовит выпускников, которые могут адаптироваться и процветать в постоянно меняющемся мире.

Согласно исследованиям Ассоциации американских колледжей и университетов (AAC & U), которая является ведущей национальной ассоциацией, занимающейся качеством, жизнеспособностью и общественным статусом высшего гуманитарного образования, такие студенты высоко востребованы среди работодателей и имеют больший доход, чем выпускники университетов с традиционной системой обучения. Больше среди них и Нобелевских лауреатов.

В США существует целая категория вузов, специализирующихся на бакалаврском образовании по вышеописанной модели: так называемые Liberal Arts колледжи. Обычно эти учебные заведения очень престижны, а попасть туда зачастую не легче, чем в ведущие университеты. Отличие в том, что в подобных колледжах обращают меньше внимания на научную работу преподавателей и больше - на сам процесс обучения: в таких колледжах вы найдете меньше выдающихся ученых, но, вполне возможно, больше блестящих преподавателей. В России модель образования Liberal Arts представлена в двух вузах: СПбГУ и РАНХиГС.

Светлана Баталина