Джек Лондон (Рейнин). Тактика - стратегия

И Лариса Кобринская предположили, что помимо четырёх Юнговских дихотомий существует ещё 11 дихотомических признаков, образующихся при перемножении Юнговских дихотомий. Позднее математик Григорий Рейнин подвёл математический базис под данную гипотезу, в связи с чем признаки и получили его имя. Признаки Рейнина в настоящее время используются при соционической диагностике (типировании) некоторыми соционическими школами.

Так как всего социотипов 16, то тип можно определить по 4-м известным дихотомиям. Стандартно это делается по признакам логика - этика , сенсорика - интуиция , рациональность - иррациональнось и интроверсия - экстраверсия . Однако 4 признака не являются полным набором ортогональных (некореллирующих) признаков, путем математического перемножения 4 известных признаков можно получить еще 11 производных признаков. По представлениям некоторых социоников все 15 признаков Рейнина являются равноправными, и производные можно получить из любой четвёрки независимых дихотомий.

Математическое обоснование признаков Рейнина

X*Y X
+
Y + +
+

Из двух ортогональных бинарных признаков X и Y, воспользовавшись соотношением в таблице справа, можно получить бинарный признак X*Y, который является также ортогональным предыдущим двум. Всего, имея n независимых дихотомий, можно получить 2 n -1-n производных ортогональных признаков, включая производные от производных. Следовательно, перемножением 4 независимых дихотомии Юнга, можно получить 11 производных признаков.

Дихотомии Юнга

  • Логика/этика
  • Интуиция/сенсорика
  • Экстраверския/интроверсия
  • Иррациональность/рациональность

Признаки, образуемые перемножением двух Юнговских дихотомий

  • Демократия/аристократия = Логика/этика * Интуиция/сенсорика
  • Уступчивость/упрямство = Логика/этика * Экстраверсия/интроверсия
  • Предусмотрительность/беспечность = Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия
  • Конструктивизм/эмотивизм = Логика/этика * Иррациональность/рациональность
  • Тактика/стратегия = Интуиция/сенсорика * Иррациональность/рациональность
  • Статика/динамика = Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность
  • Позитивизм/негативизм = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия

Пояснение. Дихотомии перемножаются так: Демократия/аристократия = Логика/этика * Интуиция/сенсорика означает, что демократы - это логики-интуиты (Дон Кихот, Робеспьер, Джек Лондон, Бальзак) и этики-сенсорики (Дюма, Гюго, Наполеон, Драйзер), а аристократы - логики-сенсорики (Максим Горький, Жуков, Штирлиц, Габен) и этики-интуиты (Гамлет, Есенин, Достоевский, Гексли). Аналогично перемножаются другие дихотомии.

Признаки, образуемые перемножением трёх Юнговских дихотомий

  • Процесс/результат = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Иррациональность/рациональность
  • Весёлость/серьёзность = Логика/этика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность
  • Рассудительность/решительность = Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Признак, образуемый перемножением четырёх Юнговских дихотомий

  • Квестимность/деклатимность = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Индивидуальные, диадные и квадральные признаки

Признаки, отличающиеся в дуальной паре, называют индивидуальными; признаки, общие для дуальной пары, но отличающиеся между двумя дуальными парами квадры - диадными; признаки, общие для всей квадры - квадральными.

  • Индивидуальные признаки - логика/этика, интуиция/сенсорика, экстраверсия/интроверсия, конструктивизм/эмотивизм, тактика/стратегия, статика/динамика, позитивизм/негативизм, квестимность/деклатимность
  • Диадные признаки - рациональность/иррациональность, уступчивость/упрямство, предусмотрительность/беспечность, процесс/результат
  • Квадральные признаки - демократия/аристократия, веселость/серьезность, рассудительность - решительность

Таблица признаков Рейнина

Таблица признаков Рейнина
логика-этика инту-иция-сенсо-рика экстра-версия-интро-версия иррацио-наль-ность-рацио-наль-ность демо-кратия-аристо-кратия уступ-чивость-упрям-ство преду-смотри-тель-ность-беспеч-ность конст-рукти-визм-эмоти-визм тактика-стра-тегия статика-дина-мика позити-визм-негати-визм процесс-резуль-тат весе-лость-серьез-ность рассу-дитель-ность-реши-тель-ность квестим-ность-декла-тимность -
ИЛЭ, "Дон Кихот" + + + + + + + + + + + + + + +
СЭИ, "Дюма" - - - + + + + - - - - + + + -
ЭСЭ, "Гюго" - - + - + - - + + - + - + + -
ЛИИ, "Робеспьер" + + - - + - - - - + - - + + +
ЭИЭ, "Гамлет" - + + - - - + + - - - + + - +
ЛСИ, "Максим Горький" + - - - - - + - + + + + + - -
СЛЭ, "Жуков" + - + + - + - + - + - - + - -
ИЭИ, "Есенин" - + - + - + - - + - + - + - +
СЭЭ, "Наполеон" - - + + + - - - - + + + - - +
ИЛИ, "Бальзак" + + - + + - - + + - - + - - -
ЛИЭ, "Джек Лондон" + + + - + + + - - - + - - - -
ЭСИ, "Драйзер" - - - - + + + + + + - - - - +
ЛСЭ, "Штирлиц" + - + - - + - - + - - + - + +
ЭИИ, "Достоевский" - + - - - + - + - + + + - + -
ИЭЭ, "Гексли" - + + + - - + - + + - - - + -
СЛИ, "Габен" + - - + - - + + - - + - - + +
Пояснение: "плюс" в клеточке означает первый вариант признака из колонки, "минус" - второй вариант. Например, Дон Кихот - ИЛЭ "+" - логик, "+" - интуит, "+" - экстраверт, "+" - иррационал. Дюма - СЭИ "-" - этик, "-" - сенсорик, "-" - интроверт, "+" - иррационал.

Аспектное наполнение признаков Рейнина

Каждая пара признаков имеет своё значение и проявление в мотивации и поведении. Далее будет описана каждая пара.

Перед описанием указывается соответствие строения для социотипов, имеющий соответствующий признак, формульное и кратное текстовое. В формульном написании цифрами обозначаются функции модели А в порядке: программная, творческая, ролевая, болевая, суггестивная, активационная, наблюдательная, фоновая; буквами - аспекты.

Логика - этика

Сила или слабость иррациональных аспектов - логики и этики.

Интуиция - сенсорика

Сила и слабость иррациональных аспектов - сенсорики или интуиции. Способность работать с конкретной или абстрактной информацией.

Экстраверсия - интроверсия

Интерес к внешнему или внутреннему миру.

Иррациональность - рациональность

Ощущение или осмысление. Планирование или экспромт.

Демократия - аристократия

Стремление к иерархии или равноправию.

Уступчивость - упрямость

Конструктивизм - эмотивизм

Сочувствие и помощь.

Тактика - стратегия

Знание как действовать по ситуации или в общем.

Статика - динамика

Мышление процессами или состояниями.

Позитивизм - негативизм

Внимание к наличию или отсутствию.

Процесс - результат

Эволюция и инволюция.

Весёлость - серьёзность

Эмоции или отношения.

Рассудительность - решительность

Слово или дело. Удовольствие или воля.

Квестимность - деклатимность

Вопросы или утверждения.

Критика признаков Рейнина

Далеко не все соционики и соционические школы признают существование признаков Рейнина. Критики признаков Рейнина (В.Ермак, М. и Д. Лытовы) отмечают, что в данной гипотезе произошёл пересмотр ряда базовых соционических понятий, что математические расчеты не доказывают, а лишь позволяют предположить наличие признаков Рейнина, а также критикуют эмпирические исследования признаков Рейнина за методологическую некорректность. Тем не менее, в соционике в настоящее время больше сторонников, чем противников признаков Рейнина.

  • Малые группы (в соционике)

Р. К. Коваленко

Признаки Рейнина были получены из предположения, что 16 типов можно разделить на две группы 15-ю разными способами. Это математически доказал Григорий Рейнин в своей статье “Группа биполярных признаков в типологии К.Юнга”.

После этого совместно с основательницей соционики Аушрой Аугустинавичуте под них было подведено логическое обоснование в виде связи всех признаков с моделью А и следовавшей из этого их трактовкой. Также были проведены эксперименты в которых были выявлены различия между представителями того или иного признака.

15 признаков включают в себя так называемый базис Юнга, т.е. 4 дихотомии, открытые К. Г. Юнгом на основе которых была сформирована соционика.

Каждый признак сам собой представляет из себя дихотомию, т.е. комбинацию из двух взаимоисключающих (противоположных) друг друга понятий. Каждое из этих понятий в дальнейшем мы будем называть полюсом признака.

Все признаки проявляются в разных ситуациях, в других же признак может и не проявится. Например, как признак эмотивизм-конструктивизм проявляется в первые минуты входа в ситуацию, далее его проявления не заметны. В то же время признак статика-динамика проявляется почти постоянно.

По любым 4-м независимым друг от друга признакам можно построить социон, абсолютно идентичный тому, что построен по 4-м признакам, называемым “базисом Юнга”. Нельзя сказать, что эти признаки важнее или лучше, чем остальные 11. Просто они были открыты первыми в связи с тем, что их проявления более часто встречались в тех условиях, в которых работал К.Г.Юнг.

Также нельзя сказать, что если у человека в силу его ТИМа развит один полюс признака, то у него нет проявлений второго полюса этого же признака. Жизнь очень многогранна и постоянно подкидывает людям как задачи, с которыми они могут легко справиться, так и более сложные задачи, требующие выходить из зоны комфорта.

Развитый полюс, т.е. тот, который свойственен вашему ТИМу, проявляется в мир примерно в 70-75% случаев, т.к. он имеет поддержку со стороны сильных функций в модели А.
Противоположный полюс, соответственно, тоже проявляется, когда ситуация вынуждает на то. Но количество этих проявлений обычно не превышает 30-35%. Данный полюс связан с энергозатратными функциями ТИМа и, соответственно, работа по нему ведется на основе личного опыта и усвоенных ранее шаблонов.

Все признаки при логическом перемножении дают в результате третий признак. Это делает возможным проверку двух признаков с помощью третьего. Например, если мы диагностировали у человека признаки “логика” и “сенсорика”, то эти выводы можно проверить признаком, который является логическим произведением этих двух признаков. Этим признаком является “Аристократия – демократия”. Ведь все логики-сенсорики являются аристократами. Для удобства социониками была составлена таблица перемножения признаков, которую можно посмотреть по . Она проста в использовании, как таблица умножения. Выбираем в подсвеченных строке и столбце признаки, произведение которых мы хотим найти и на пересечении перпендикуляров к этим прямым мы находим ответ. Если мы перемножаем два числителя, то результат будет в числителе. Если перемножаем два знаменателя, то результат тоже будет в числителе. Если же мы перемножаем числитель на знаменатель, то результат будет в знаменателе.

Ниже приведем краткую характеристику всех признаков:

Данный признак отражает феномен работы психики человека, выражающийся в приоритете восприятия человеком другого человека. В модели А признак отражается комбинацией аспектов в блоках.

Аристократы (бета и дельта квадры): В модели А логика блокируется (находится в одном блоке) с сенсорикой, интуиция с этикой. Как следствие, воспринимают людей с точки зрения принадлежности к группе. Стремление к моноиерархичности – единственной жесткой социальной иерархии. Коллективисты, т.к. оценивают других по принадлежности к социальной группе, то и сами стремятся к коллективизму.

Демократы (альфа и гамма квадры): В модели А логика блокируется с интуицией, сенсорика с этикой. Как следствие, воспринимают людей независимо от их социальной принадлежности и статуса, а по личным индивидуальным качествам. Стремление к полииерархичности. Социальные лестницы, иерархии, а также положение людей в них зависит от каждой конкретной ситуации и личных качеств людей, присущих данной ситуации. Индивидуалисты, т.к. оценивают людей и себя по личным качествам. Могут работать и в коллективе, пока в этом есть их личный интерес.

Данный признак отражает опору человека в принятии решений. В модели А признак зависит от ценностных воспринимающих аспектов.

Решительные (бета и гамма квадры): В модели А ценностные силовая сенсорика и интуиция времени. Как следствие, при принятии решений опираются на силу и скорость. Пример: “Время не ждет”, “Нет времени объяснять”

Рассудительные (альфа и дельта квадры): В модели А ценностные сенсорика ощущений и интуиция возможностей. Как следствие, при принятии решений опираются на поиск оптимальных вариантов для общего комфорта. Пример: “Семь раз отмерь, один раз отрежь”

Данный признак отражает опору человека в суждениях. В модели А признак зависит от ценностных судящих аспектов.

Веселые (субъективисты) – альфа и бета квадры: В модели А ценностные структурная логика и этика эмоций. Как следствие, в суждениях опираются на субъективную оценку в рамках собственной концепции, .е. на свое понимание ситуации, явления и т.д. Открыто проявляют эмоции, не заботятся об уместности эмоций, вызываемом при этом отношении.

Серьезные (объективисты) – гамма и дельта квадры: В модели А ценностные логика действий и этика отношений. Как следствие, в суждениях опираются на общепринятые, объективные концепции, т.е. на знания об объектах, окружающем мире. Сдержаны в проявлениях эмоций. Проявления эмоций возможны там, где они уместны, социально одобряемы.

Установка психики по восприятию состояний и изменений. В модели А проявляется расположением аспектов по кольцам.

Статики: В модели А статические аспекты (ЧС, ЧИ, БЛ, БЭ) находятся в ментальном кольце, а динамические аспекты (БС, БИ, ЧЛ, ЧЭ) в витальном кольце. Это проявляется в том, что мышление статика ориентировано на восприятие и анализ ситуаций в одном времени, т.е. мысленное приостанавливание движения и анализ неподвижной ситуации.

Динамики: В модели А динамические аспекты (БС, БИ, ЧЛ, ЧЭ) находятся в ментальном кольце, а статические аспекты (ЧС, ЧИ, БЛ, БЭ) в витальном кольце. Это проявляется в том, что мышление динамика ориентировано на восприятие ситуации на протяжении отрезка времени, т.е. мониторинг изменений в движении.

Психическая функция непосредственного восприятия. В модели А проявляется расположением аспектов по сильным и слабым блокам.

Интуиты: В модели А аспекты интуиции находятся в блоках ЭГО и ИД, а аспекты сенсорики в блоках суперЭГО и суперИД. Это проявляется в том, что интуиты легче ориентируются во времени, чем в пространстве. Восприятие носит глобальный характер, склонны к обобщению информации. Мышление абстрактное, теоретическое. В незнакомой ситуации осваивают новое.

Сенсорики: В модели А аспекты сенсорики находятся в блоках ЭГО и ИД, а аспекты интуиции в блоках суперЭГО и суперИД. Это проявляется в том, что сенсорики легче ориентируются в пространстве, чем во времени. Восприятие носит локальный характер, склонны к конкретизации информации. Мышление конкретное, практическое. В незнакомой ситуации опираются на уже известное.

Установка психики человека на использование типовых ситуаций и вариантов решения. В модели А признак проявляется в оценочности – ситуативности воспринимающих аспектов

Беспечные: В модели А оценочные интуиция возможностей и сенсорика ощущений, ситуативные интуиция времени и силовая сенсорика. Как следствие, мировоззрение составляют возможности и ощущения, а планирование и статус определяются текущей ситуацией. Легко ориентируются по месту и ситуации. Каждую ситуацию склонны рассматривать, как уникальную. Более внимательны к текущей ситуации и ее возможностям.

Предусмотрительные: В модели А оценочные интуиция времени и силовая сенсорика, ситуативные интуиция возможностей и сенсорика ощущений. Как следствие, мировоззрение составляют планирование и статус, а возможности и ощущения определяются текущей ситуацией. Ориентируются на то, как и что будет, на схожесть ситуаций с предыдущим опытом. Пытаются представить будущие события, чтобы подготовиться к ним.

Установка психики на приоритетность принятия решений или непосредственное восприятие. В модели А признак проявляется в акцепности – продуктивности аспектов ментального кольца.

Рационалы: В ментальном кольце модели А судящие аспекты (логика, этика) на акцепных функциях(базовая, ролевая), а воспринимающие (интуиция, сенсорика) на продуктивных функциях (творческая, болевая). Это проявляется в наличии единовременно одной цели и множества методов их реализации. Цели достигаются последовательно. Планируют свои действия, работу, решения.

Иррационалы: В ментальном кольце модели А воспринимающие (интуиция, сенсорика) на акцепных функциях(базовая, ролевая), а судящие аспекты (логика, этика) на продуктивных функциях (творческая, болевая). Это проявляется в наличии единовременно множества целей и одного метода их реализации. Цели достигаются параллельно. Если и планируют, то легко адаптируются к изменяющимся условиям, быстро корректируя планы.

Установку психики человека на способ приема/выдачи информации. Данный признак делит все ТИМы на 2 группы по 8. В каждую восьмерку входят ТИМы, образующие 2 кольца заказа.

Квестимы: Разговаривают в форме: ответ – вопрос. Склонность к диалогу. Говорят короткими блоками. Говорят вопросами. При попытках перебить – останавливается. При общении важен зрительный контакт с собеседником. Частое переспрашивание.

Деклатимы: Склонность к монологу. Говорят информацию большими блоками, без остановки. Сложно перебить, если пытаются – повышает голос. Заполняют паузы рассказами. При общении могут говорить, не смотря на собеседника, как бы речь в пустоту.

Данный признак отражает установка психики человека на способ регуляции и контроля протекания деятельности. В модели А отражается в порядке расположения аспектов в кольцах.

Процессные(правые): Порядок аспектов в кольцах модели А: Логика – Сенсорика – Этика – Интуиция – Логика. Фокус внимания на теле процесса, т.е. на самой деятельности. Это проявляется в склонности к непрерывному плавному развитию. Постепенно включаются в дело и выходят из него. Склонны возвращаться к делам, доделывать, отшлифовывать.

Результатные (левые): Порядок аспектов в ментальном кольце модели А: Логика – Интуиция – Этика – Сенсорика. Фокус внимания на входе и выходе в процесс. Это проявляется в склонности к скачкообразному развитию. Быстро включаются в дело, резко выходят из него. Склонны заканчивать процесс работы, не возвращаясь к нему впоследствии.

Психическая функция суждения, принятия решений. В модели А проявляется расположением аспектов по сильным и слабым блокам.

Логики: В модели А аспекты логика находятся в блоках ЭГО и ИД, а аспекты этики в блоках суперЭГО и суперИД. Принимают решения на основе логических категорий: правильности, целесообразности, законов, справедливости. В фокусе внимания держат содержание передаваемой информации.

Этики: В модели А аспекты этики находятся в блоках ЭГО и ИД, а аспекты логики в блоках суперЭГО и суперИД. Принимают решения на основе этических категорий: хорошо – плохо, нравится – не нравится, чувств людей, морали, совести (ни в коем случае нельзя путать с решениями на эмоциях – внеТИМно). В фокусе внимания держат форму подачи передаваемой информации.

Характеристика психики человека по восприятию новой ситуации. Соответственно, признак проявляется только в первые минуты входа человека в новую ситуацию, новой темы. В модели А признак зависит от инертности-контактности воспринимающих аспектов.

Тактики: В модели А инертная интуиция, контактная сенсорика. Следовательно, в новую ситуацию входят с конкретной позицией. Быстро ориентируются в конкретных материальных средствах и способах того, как можно достичь цели. Легче быстро составить оперативный план текущих действий, чем определить далекую цель. К вопросам стратегической цели, времени, перспектив переходят позже.

Стратеги: В модели А инертная сенсорика, контактная интуиция. Следовательно, в новую ситуацию входят с пониманием цели и далеких перспектив. Быстро ориентируются в далеких планах, перспективах, том, что нужно достичь. Легче ориентироваться на главную цель длительного дела, чем среагировать на возникшую проблему. К оперативным вопросам, сиюминутным задачам переходят позже.

Установка сознания по направленности психики. В модели А признак проявляется в акцепности – продуктивности аспектов ментального кольца.

Экстраверты: В ментальном кольце модели А аспекты объектов (черные) на акцепных функциях(базовая, ролевая), а аспекты отношений (белые) на продуктивных функциях (творческая, болевая). Экстраверты воспринимают мир и себя в нем, как набор объектов, а воздействуют на мир, изменяя отношения между объектами. Стремятся к расширению интереса.

Интроверты: В ментальном кольце модели А аспекты отношений (белые) на акцепных функциях(базовая, ролевая), а аспекты объектов (черные) на продуктивных функциях (творческая, болевая). Интроверты воспринимают мир, как систему взаимосвязей между объектами и собой, а воздействуют на мир, изменяя объекты. Стремятся к углублению интереса. Склонны к сохранению энергии.

Установка психики, направленная на потребности и ресурсы людей. В модели А признак проявляется в оценочности – ситуативности судящих аспектов.

Уступчивые: В модели А оценочные логика действий и этика отношений, ситуативные структурная логика и этика эмоций. Потребности людей составляют мировоззрение, ресурсы подтягивает к потребностям. Склонны уступать и тратить ресурсы, т.к. в фокусе внимания как свои, так и чужие потребности. Склонны к созданию переизбытка ресурсов, чтобы о них не думать. Пример: «Цель оправдывает средства».

Упрямые: В модели А оценочные структурная логика и этика эмоций, ситуативные логика действий и этика отношений. Имеющиеся ресурсы составляют опору мировоззрения и находятся в фокусе внимания. Формируют свои цели и потребности от имеющихся ресурсов. Пример: «Чужого мне не надо, но и свое не отдам».

Окраска восприятия – последовательность восприятия позитивных и негативных сторон вопроса. Признак проявляется при входе в ситуацию. Данный признак делит все ТИМы на 2 группы по 8. В каждую восьмерку входят ТИМы, образующие 2 кольца ревизии.

Позитивисты: Сначала видят позитивные (положительные) стороны ситуации и, как следствие, на любое предложение инстинктивно соглашаются, говоря “ДА”. Спустя время они видят негативные (отрицательные) стороны вопроса. Также сразу обращают внимание на сходства объектов, т.е. то, что их объединяет. Потом переходят к различиям.

Негативисты: Сначала видят негативные (отрицательные) стороны ситуации, на то чего не хватает и, как следствие, на любое предложение инстинктивно отказываются, говоря “НЕТ”. Спустя время они видят позитивные (положительные) стороны вопроса. Также сразу обращают внимание на различия объектов, т.е. то, что их различает. Потом переходят к общему и сходствам.

Характеристика психики человека по входу в контакт, в новую ситуацию. Соответственно, признак проявляется только в первые минуты (иногда секунды) входа человека в новую ситуацию. В модели А признак зависит от инертности-контактности судящих аспектов.

Конструктивисты: В модели А инертная этика, контактная логика. Следовательно, в контакт и новую ситуацию входят с позиций логики, действий, дел. Этика, эмоции включаются позже. Быстро реагируют действиями, логически на ситуацию.

Эмотивисты: В модели А инертная логика, контактная этика. Следовательно, в контакт и новую ситуацию входят с эмоций, проявления своего отношения. К делам и логике переходят позже. Быстро реагируют эмоциями, отношениями.

Список использованных источников:

  1. Ермак В. Д. Как научиться понимать людей. – М. Астрель. – 2003. – 523 стр.
  2. Трехов А. В. К вопросу о признаках Рейнина // Соционика, ментология и психология личности, 2002, № 6.
  3. Трехов А. В. Обобщения модели А и признаки Рейнина // Соционика, ментология и психология личности, 2004, № 3.
  4. Трехов А. В. Признаки Рейнина для аспектов и ТИМов // Соционика, ментология и психология личности, 2004, № 2.
  5. Аугустинавичюте А. Соционика. – М.:Черная белка, 2008. – 568 с.
  6. Белецкая И. Е, Белецкий С. А. Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина. – М.: Чёрная белка, 2014. – 296 с.
  7. Рейнин Г. Р. Тайны типа: группы, модели, признаки. – М.:Чёрная белка,2010. – 296 с.
  8. Митрохина А.Л. Общая соционика. Информационный метаболизм психики. Учебно практическое пособие. – М.: Чёрная белка, 2013. – 544 с.
  9. Гуленко В. В. Менеджмент слаженной команды: Соционика и социоанализ для руководителей. – Новосибирск: РИПЭЛ, 1995, 192 с.; 2-е изд.: М., “Астрель”, 2003.
  10. Прокофьева Т.Н.. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: “Алмаз”, 2007, 108с
  11. К.-Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.
  12. Хрулёв О. Признаки Рейнина с точки зрения математики // Соционика, ментология и психология личности, 2005, № 2, с. 55 – 62.
  13. Результаты научного эксперимента по исследованию наполнения признаков Рейнина в НИИ Соционики под руководством Г.Р. Рейнина. // Доклады X-й научной конференции по соционике «Известное и новое о признаках Рейнина – Часть1» 03 – 04.01.09 г. Москва
  14. Результаты научного эксперимента по исследованию наполнения признаков Рейнина в НИИ Соционики под руководством Г.Р. Рейнина. // Доклады XI-й научной конференции по соционике «Известное и новое о признаках Рейнина – Часть2» 04 – 05.04.09 г. Москва
  15. Прокофьева Т. Н. Соционика. Признаки Рейнина. Учебно-практическое пособие. М., 2005.
  16. Князев А. Е., Маркетова Е. М. Проявления признака Рейнина “правые-левые”// Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология, 2010, № 5.
  17. Девяткин А. С., Клеопов П. Е. Признак Рейнина «Квестимность–деклатимность» // Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. Под ред. Т.Н.Прокофьевой. – М.: «Алмаз» , 2008. – 323 с.

Дюма (Рейнин)

Квадральные признаки:

альфа-квадра; веселый, рассудительный, демократ.

Диадные признаки:

иррациональный (циклотим), уступчивый, беспечный, индивидуалист.

Индивидуальные признаки:

интроверт, динамик, деклатим, негативист, сенсорик, этик, стратег, эмотивный.

Описание по функциям:

Субъектная сенсорика

Мои внутренние ощущения: вкусовые, тактильные, сексуальные. Самочувствие, состояние здоровья. Приятно — не приятно.

Дюма может подробно рассказывать про свои ощущения и болезни. Он сам знает, где и что у него не в порядке, и не слушает посторонние мнения на этот счет. "Не надо мне ничего рассказывать о моем здоровье. Я вам сам все расскажу про ваше здоровье, хотя и не врач". Врачу он говорит: "Выпишите мне вот это и это и назначьте вот такие процедуры и анализы".

Он обязательно должен как-то себя чувствовать, у него должны быть разнообразные ощущения: вкусовые, тактильные и пр. "Если этого нет, то и меня нет. Я ощущаю, значит, я существую", а следовательно, идет прибавка энергии. Если я при этом еще и понимаю, то я — хороший человек, компетентный. Но если я не чувствую, не ощущаю, то меня просто нет. Обилие различных ощущений свидетельствует о том, что я живу. Дюма — жизнелюб, ярким, почти карикатурным образом которого является Портос. Девиз: "Жить надо!"

Эта область достаточно консервативна, в ней трудно что-либо изменить. По первой функции человек уверен в себе. Здесь решается вопрос: “Я есть или меня нет?!” В области первой функции находится то, в чем я уверен, то, что я достаточно хорошо про себя знаю. Эта сфера является важной, осознаваемой и охраняемой. Фактически это система ценностей. Обозначим ее словом “хорошо”.

Принцип “Cogito ergo sum ” (“Мыслю, следовательно, существую”) в действительности подходит, пожалуй, только для двух типов, у которых субъектная логика на первой функции (Максим и Робеспьер). Для других принцип существования может быть другим: “Меня любят, значит, я существую”, “Я здоров, значит, я существую”, “Чувствую, значит, существую”, “В мире есть порядок, значит, я существую”, “Действую, значит, существую” — принцип существования у каждого типа свой.

Обычно в сфере, соответствующей первой функции, человек демонстрирует уверенную ориентацию и надежное владение ситуацией. Здесь он опирается на свой собственный авторитет и имеет глубокую подсознательную уверенность в своей правоте: “Об этом я знаю сам”.

Если эта функция подвергается “атаке” (например, под сомнение ставятся основные ценности), то человек демонстрирует агрессивное поведение, так как именно здесь располагается критерий, по которому он определяет: “Я существую или не существую?”

Как правило, обратную связь, идущую на языке первой функции, человек игнорирует. Поэтому, сталкиваясь с ситуацией, когда необходимо что-то поменять на уровне организации, он постарается сделать все, чтобы ничего там не трогать или изменить как можно меньше. Всякое воздействие на уровень организации воспринимается как нападение на принцип существования, как попытка разрушить МЕНЯ.

Все нуждаются в плюсах на первую функцию. Это не так сложно сделать: “Мы ничего не разрушаем, все в порядке”. Так вот, для того чтобы грамотно провести внушение по четвертой функции, надо обязательно выдать одновременно плюс на первую функцию. Внушение при этом будет гораздо эффективнее.

В зоне игнорирования находятся поступок, внешний вид. У людей типа Дюма это иногда выражается в игнорировании внешней формы. Что-то в его образе может быть недостаточно красивым, человек может быть немодно одет. Человек может не совершить поступок, который требуется от него в конкретный момент. Необходимость совершения поступка иногда воспринимается как объективное зло. Приходится что-то делать: вообще-то делать не хочется, но деваться некуда, существует объективная логика ситуации. Люди этого типа часто приукрашивают свои поступки, чувствуя себя героями.

Что с этим делать? Для начала надо знать об этом свойстве, тогда можно начать его искать, узнавать, как конкретно оно проявляется, потому что схема — это одно, а собственное переживание, субъективный опыт — совсем другое. В конкретных проявлениях этот механизм может принимать очень причудливые формы. Их не всегда легко вычленить, и для того, чтобы увидеть данное качество, потребуется дополнительная энергия, осознанно потраченная на эту работу.

Зона игнорирования. Здесь человек проявляет неуверенность. Это часть реальности, которую человек не воспринимает, не замечает, что, конечно, существенно ограничивает его психологическое пространство. Если что-то из этой области проявляется в его жизни, оно может восприниматься как объективное зло. Для каждого типа есть некая часть реальности, которую он игнорирует, как бы не допускает в свое сознание. В норме — просто не замечает.

Объектная этика

Внешние отношения. Отношения людей между собой и отношение людей ко мне. Эмоции других людей.

Она же зона риска. Дюма любит риск в отношениях. Он общителен и хорошо информирован. Свободно манипулирует информацией в сфере отношений. "Товар", который он "продает", — манипуляция отношениями. Он имеет полную информацию: кто, что, где, с кем и т. д. Очень хорошо видит, знает, что происходит, и в нужный момент может осуществить сдвиг в отношениях, причем таким образом, что никогда не окажется внутри той ситуации, которую сам создал. Это может быть сделано посредством интонации, паузы настолько тонко, что никто никогда не поймет, как это произошло. Можно сказать что-то человеку, не сказав ничего, так, чтобы человек сам догадался и сделал то, что в итоге нужно. Дюма не искажает информацию, но прекрасно владеет искусством умолчания и тенденциозной подачи.

Вообще, формула творческой активности для любого типа: "вторая функция про третью".

Для Дюма "товар" - интрига, формирование информации об отношениях.

Что касается сферы общения — это его сильное место. Дюма отличают умение говорить, полемизировать, общаться с аудиторией, хорошие способности к языкам. Он интересуется различными способами мышления, системами понимания, объяснения, логикой.

Это область, где человек проявляет себя как функциональная система. Вторую функцию еще называют зоной риска в том смысле, что здесь че-ловек может рисковать, т. е. имеет достаточно широкие пределы реализации. Возможен физический или интеллектуальный риск, а также риск, связанный с внутренним состоянием и т. д. У каждого типа своя зона риска.

Вторую функцию мы можем обозначить словом “надо”, так как она включает в себя именно те условия и те средства, которые необходимы личности, чтобы она могла проявиться, продемонстрировать свои возможности, свое творчество. Причем есть вероятность как созидания, так и разрушения. Большая внутренняя свобода в выборе стратегий допускает здесь крайне -“острые” решения.

Со второй функцией в значительной степени связана специфика речевого поведения человека. Вторая функция — это творчество, демонстрация возможностей, того, “что я могу и умею”, и в то же время это наиболее легко рационализируемая сфера.

Субъектная этика

Мое отношение к людям. Люблю кого-то или что-то — не люблю, нравится — не нравится. Мои эмоции.

Собственное отношение Дюма старается прямо не высказывать. Для этого существует стандартная культурность, вежливость. Все и так будет видно из ситуации. Человеку легче говорить о каких-то объективных обстоятельствах, чем о своих эмоциях. Зачастую отношение Дюма к человеку выстраивается на основании определенных и, как правило, формальных критериев. Будучи демократом по поведению, в душе он бывает сильно привержен социальным, статусным моментам. В акцентуированном варианте это ярко выраженный снобизм.

Субъектная логика

Это моя собственная логика, мое понимание, объяснение, описание, концепция, теория. Иерархия представлений о том, что ближе, что дальше, что выше, что ниже. Это то, чему меня научили, моя картина мира, мое мировоззрение. Это мое образование, т. е. система моих образов, моя школа.

Проблема — понимание, объяснение, компетентность. В книгах, написанных людьми этого типа, колоссальное количество ссылок. Дюма как бы обставляет себя ими как защитной стеной (про это было сказано там-то, про это — там-то, тем-то). Ссылка на практику, на авторитеты: подтверждено, напечатано. Так спокойнее. Дюма, как правило, проявляет большую осторожность в обращении с интеллектуальными объектами. Ссылка на какой-то признанный авторитет представителю этого типа кажется более значимой, чем его собственная логика, в которой он никогда до конца не уверен. Зачастую вся система аргументации выстраивается полностью ориентированной на внешние авторитеты.

Однако если на лекции ему задают вопрос: "Читали ли вы такую-то работу? Знакомы ли вы с этим материалом?" — это атака по третьей функции, обвинение в возможной некомпетентности, в непонимании. Здесь уже возникает защитная реакция. И Дюма, умея манипулировать отношениями, быстро найдется что ответить: "Да, читал, там все ерунда". Или: "Да, но она не имеет отношения к тому, о чем здесь говорится". Хотя и не читал, и в глаза не видел.

Бывает, что человек сам себя искусственно ограничивает: "Есть зона, где я все понимаю, а остальное — не мой вопрос". И еще может быть защита по третьей функции такого рода: "Да, я — дурак, я вообще ничего не понимаю. Это интересно, но я не компетентен". Или: "Этого не существует. То, что я понимаю, есть, а всего остального просто нет". Человек как бы ограничивает сферу своего восприятия мира только теми вещами, которые он понимает. Это защита "в минус", довольно распространенный способ упрощения ситуации по третьей функции. Уличение в некомпетентности Дюма воспринимает очень болезненно. Если что-то не соответствует его представлениям, то это либо вызывает очень сильный, но тайный интерес, либо полностью игнорируется. Здесь часто возникает защита, которая выражается в так называемом "комплексе полноценности": "Я — о’кей!"

Итак, для Дюма ощущение компетентности — повод для хорошего отношения к себе, мощная прибавка энергии, плюс-подкрепление. В полемике человек данного типа логичен, напорист, вальяжен, старается подчеркнуть свою компетентность, показывая при этом некомпетентность оппонентов.

Личность получает энергию от общества. Это очень жесткий механизм, в который человека вставляет любой социум. Для того чтобы получать плюс-подкрепления, ему необходимо быть "таким", соответствовать образу "Я — хороший". Социум при этом может быть всякий: любое общество, любая референтная группа, любое значимое для человека окружение. А почему механизм жесткий? Потому что свою энергию целого человек тратит на поддержание определенной "таковости", за что, соответственно, и получает энергию извне, от социума. Человек с детства вовлечен в этот энергетический обмен. Без такого механизма он окажется неуправляемым, асоциальным, а от асоциальности и до антисоциальности недалеко.

Это функция, по которой человек оценивает себя. В психологии есть понятие “референтная группа” — группа значимых для человека людей (сначала родителей, потом каких-то взрослых уважаемых людей), которые его оценивают: “Ты — хороший” или “Ты — плохой”. Таким способом он получает энергию от социума. Постепенно происходит интериоризация, т. е. присвоение, как бы перемещение референтной группы внутрь. Психологически мы эту группу значимых для нас взрослых превращаем в один из блоков нашего оценочного мышления — блок оценки себя. Далее, когда это становится частью нашего сознания, спрятаться уже невозможно.

Человек подсознательно организует, провоцирует свое поведение таким образом, чтобы в этом месте, месте самооценки, было постоянно обеспечено плюс-подкрепление. Положительная самооценка — колоссальный источник энергии для личности. Когда человек оценивает себя “я — хороший”, у него появляется во-одушевление, вдохновение, у него есть энергия для дальнейших свершений. Третья функция — это повод для хорошего или плохого отношения к себе, поэтому она может стать и источником всевозможных неврозов и психосоматики. В таких случаях могут возникать болезни, в частности неврозы по механизму самооправдания. Одним словом, социальная палка о двух -концах.

Эту область можно назвать зоной проблем. Она значима для личности и уже в силу этого становится проблемной. Здесь люди почему-то плохо -понимают юмор, они просто не готовы шутить на эти темы. Как правило, такие шутки вызывают вегетососудистую реакцию, фрустрацию, стресс. -Человек пытается по возможности упростить ситуацию, добиться макси-мальной ясности. Здесь не может быть никакого риска. Обычно ситуация проясняется путем упрощения: пусть “в минус”, зато ясно. Упрощение си-туации по третьей функции является психологической защитой, компенсирующей недостаточную способность различения объектов в этой сфере. Именно тут мы очень внимательны, именно здесь наблюдается повышенная тревожность. В этой сфере часто возникают конфликты, здесь также может проявляться капризность, поскольку по третьей функции человек нуждается в нестесненном положении и гарантиях психологической безопасности. Воздействие на эту функцию вызывает, как правило, неадекватное, по мнению окружающих, поведение.

Человек постоянно защищает свою третью функцию, причем у каждого вырабатывается определенная стратегия. Существуют два способа защиты: защита “в плюс” и защита “в минус”. Человек может говорить: “Я абсолютно здоров” или наоборот: “Я такой больной, что вообще не понимаю, как еще стою, хотя давно должен бы лежать”. Если на третьей функции внешние -отношения, то защита “в минус” может быть такой: “Да, я плохой, я даже хуже, чем вы все вместе обо мне думаете”. Тут, по крайней мере, ясность: “Я самый плохой”. Или, наоборот, защита “в плюс”, когда человек в принципе не выносит никаких обострений и любые отношения старается выяснить: “Ты меня любишь?” или “Я тебя не обидел? Я не хотел тебя обидеть. Давай все-таки выясним. Я хороший человек, меня любить надо”. Мы тратим очень много энергии на защиту этих болезненных для личности мест. Если здесь логика объективного мира, то я должен точно знать — это моя территория или нет, это мой участок работы или нет, т. е. знать определенно, где находится граница социальной структуры.

Как уже было сказано, третья функция — это место в структуре типа, по которому человек получает энергию от социума. Постоянная отрицательная самооценка для личности невыносима. Человек старается всеми спо-собами от этой оценки уйти. Интересно рассмотреть механизм возник-новения неврозов именно с точки зрения защиты третьей функции, когда происходит “уход в болезнь” по механизму самооправдания. Человек, уходя от подсознательной оценки “я плохой”, начинает так же подсознательно перед собой оправдываться: “Я такой не потому, что плохой, а потому что болею”. Блок самооценки работает при этом уже не в столь жестком режиме — включается “скидка” на болезнь, причем, для того чтобы эта “скидка” действовала постоянно, человек эту болезнь как бы придерживает. Анализ третьей функции хорошо помогает понять невротические механизмы ухода от проблем.

Чем больше мы защищаемся по третьей функции, тем более мы отграничены от мира и тем больше у нас всяческих причин для болезней. Любая защита ведет к разграничению, расщеплению мира. А любое его расщепление ведет к внутренним противоречиям и, в конце концов, приводит к дезадаптации, одиночеству и болезням. Не всегда, конечно, до этого доходит, но такой механизм существует, и подобный сценарий можно наблюдать достаточно часто.

Если человек успешен в сфере своей третьей функции, он иногда этим слегка кокетничает, обращаясь к окружающим за поддержкой и оценкой, так как успешность — повод для хорошего отношения к себе. По третьей функции личности необходимо иметь отчетливое подтверждение того, что у нее “все в порядке”. “Мною действительно восхищаются, я действительно нужен людям” (Дон Кихот и Жуков). “Это действительно моя территория, и мои -солдаты мне преданы” (Наполеон). “Я действительно все правильно понимаю, и это согласуется с мнением авторитетов” (Дюма). Если вдруг что-то не так, то предпринимаются попытки, чтобы внести определенность и ясность в ситуацию. Для постороннего наблюдателя эти действия часто вы-глядят как избыточные, не отвечающие ситуации. Неопределенность, неясность по третьей функции субъективно переживается как потеря энергии, вот почему эта сфера занимает значительный объем внимания личности и становится излюбленной темой для обсуждений. Если бы только человек осознавал, сколько времени своей жизни он тратит на обеспечение психологического комфорта по третьей функции!

Объектная логика

Логика объективного мира — объективные обстоятельства, факты. Методики, статистика. Реальная связь событий. Законы, политический строй в государстве, штамп в паспорте, правила уличного движения, цены, площадь дачного участка, моя территория, чертеж какого-то агрегата.

Проблема — понять, решение — знать. Если что-то непонятно, нужно узнать, разобраться, прочитать инструкцию, обратиться к специалисту. В записной книжке Дюма телефоны лучших специалистов в самых разных сферах, со многими из них он поддерживает приятельские отношения. При этом ему не зазорно и самому залезть, например, под капот своей машины.

Показывает, каким способом, в каком ключе решаются проблемы данного типа.

Объектная интуиция

Целостность внешней ситуации. Последовательность событий от начала до конца, ряды событий, расписание. Потенциальные возможности. Программа поведения, уклад, ритм жизни. Сценарий какого-либо действия, партитура.

Это место в структуре типа, по которому человек внушаем. "Хочу, чтобы мир был гармоничен, чтобы все было известно и предсказуемо от начала до конца, чтобы все шло по рельсам, по плану, от одной цели к другой". Такое желание может увести человека от удовлетворения своих более глубоких потребностей в размеренное, равномерное бытие, где все известно заранее. Дюма легко запрограммировать, если выдать ему расписание, распорядок жизни на какой-то более или менее длительный отрезок времени. При этом у него выстраивается последовательность событий, он уже знает, что будет делать и в каком порядке, например обучение в медицинском институте, рассчитанное на семь лет.

Нарушение целостности внешней ситуации может привести Дюма к стрессу или ступору. Допустим, он знает, что за первым будет второе, потом третье и четвертое, пятое и вдруг… неожиданное событие, которого не было в его представлении. Для Дон Кихота и Гексли — это нормальная ситуация: неожиданное событие? Ну и что, даже интересно. А Дюма впадает в ступор, оп!.. И он может просто застыть на месте и стоять, полностью отключившись от внешнего мира. Ему потребуется какое-то время, чтобы все "переварить" и снова создать какую-то целостность. Однако, как правило, Дюма очень хорошо подготовлен. 95 % ситуаций он легко парирует, зная заранее как действовать. У него есть набор ситуаций, для которых заготовлены определенные стандартные реакции. Допустим, сорок ситуаций. Но вот возникла сорок первая и… стоп! Мы когда-то работали с летчиками гражданской авиации, анализировали ситуации аварий. И вот этот тип до-статочно отчетливо себя проявил. Опытный летчик летает всю жизнь, в любой табельной ситуации он действует лучше всех. Возникла нетабельная — и он оказался беспомощным, неспособным с ней справиться. Спонтанность неприемлема. Медитация может служить для увеличения объема ситуаций, но все пройти невозможно, и при всей защищенности рано или поздно возникнет момент неожиданности. Человеку с таким типом необходимо знать, что если он "вставился" в какое-то расписание, ему будет довольно трудно из этого расписания вырваться.

"Хочу учиться в хорошей школе, чтобы меня последовательно всему научили". Хорошее место там, где надежно обеспечена целостность внешней ситуации.

Эта функция суггестивная. По четвертой функции человек открыт для внешних воздействий. В зависимости от того, к какому типу он принадлежит, на него большее или меньшее влияние оказывают те или иные внешние сигналы. Существует расхожее мнение (об этом часто говорят на публичных сеансах гипноза), что 7-10 % людей гипнабельны, подвержены суггестии, а осталь-ные — нет. Я полагаю, что это не так. Каждый человек имеет какой-то тип и уже в силу этого подвержен суггестии. Просто способы введения в транс, которые обычно используются на публичных сеансах, действительно оказывают серьезное влияние лишь на один, максимум два типа из шестнадцати, остальные при этом выглядят невосприимчивыми.

Если первая функция — это то, что я знаю сам, то четвертая функция — то, что знают другие люди. Здесь человек склонен ориентироваться на других, опираться на внешние авторитеты. В практике суггестии и гипноза существует такое понятие, как раппорт — связь между гипнотизером и тем, на кого оказывают воздействие. Такой раппорт с внешним миром как бы уже изначально существует для каждого типа, он заранее встроен — “вшит в оболочку”, если говорить языком компьютерной аналогии. Это и есть четвертая функция. Здесь человек доверчив и открыт для внешней информации, которую воспринимает некритически.

Место, по которому человек внушаем, есть у каждого типа, а значит, оно есть у каждого из нас. И я полагаю, что было бы неплохо, если бы люди, которые, условно говоря, занимаются собой, знали эту особенность своего типа. Имеет смысл знать, что происходит, когда внешний мир каким-то образом вами манипулирует. Знать и быть к этому готовым, уметь такие воздействия отслеживать, фиксировать, фильтровать и отстраиваться от них. Речь сейчас не идет о защите, но об осознанном поведении. С моей точки зрения, сама идея защиты от внешнего мира порочна.

Хорошее знакомство со своей четвертой функцией очень важно с точки зрения повышения уровня самосознания. Как правило, в этой области люди мнительны. И здесь иногда происходят странные вещи. Например, болен я или здоров, знают и должны мне сказать другие люди. Люблю я кого-то или не люблю — знают другие. В этой сфере нет критики. Воздействие происходит, минуя сознание, как правило, человек его просто не замечает. Отслеживает он воздействие лишь потом, когда фиксирует новое состояние, в котором оказался. А чаще даже и не фиксирует. Однако, когда он уже знает данное свойство своей личности, у него появляется возможность заметить воздействие гораздо раньше. А как только он начи-нает что-то замечать, это перестает быть неосознанным, и дальше весь -процесс проходит перед его глазами, он проходит в сознании. И тогда человек может управлять ситуацией, пропускать данное воздействие или не пропускать. С этим очень интересно работать: посмотреть, где я открыт, где мнителен, где незащищен. Для начала можно просто понаблюдать, как это происходит, какие автоматизмы включаются при тех или иных внешних воздействиях.

Сам человек слабо разбирается в том, что относится к сфере четвертой функции, и своими действиями как бы создает ситуацию, в которой осуществляется “программирование”. Часто такое поведение выглядит как коллекционирование стратегий, оценок, приемов распознавания. И в этой же сфере возможно появление тревожности, мнительности. Даже грубая лесть и явная дезинформация имеет высокие шансы “пройти” без критики.

Велика роль уже сформированных стереотипов. Если набор стереотипов и принятых программ достаточно обширен, человек выглядит весьма эффективным в соответствующей области. Однако, в отличие от ситуации со второй функцией, эта эффективность является дискретной — при столкновении с непривычными, нестандартными условиями он может вдруг всю свою эффективность потерять.

Тематика четвертой функции используется в качестве критерия оценки места. Например: “Меня любят, значит, место хорошее” (Максим). Здесь находятся мотивы “хочу”: “Хочу, чтобы меня любили”.

Третья и четвертая функции сильно влияют на выбор социальной ниши. Мы, как правило, выбираем такие социальные ниши, где эти функции будут тем или иным образом защищены. И делается это совершенно неосознанно, инстинктивно.

Зачем знать четвертую функцию своего типа? Чем лучше мы будем знать зону, через которую происходит программирование, тем менее мы будем подвержены внешним воздействиям. Любой человек независимо от типа с этим сталкивается.

Субъектная интуиция

Целостность внутренней ситуации. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени. Оценка событий, действий людей, мораль.

Страх познать самого себя, погрузиться в себя. Для Дюма большая проблема — самоанализ. Есть типы, которые с удовольствием занимаются самоанализом, но только не Дюма и не Габен. Тут есть три варианта: первый вариант — он погрузился неглубоко, но ему кажется, что это уже предел, дно; второй вариант — он погрузился не в себя, а в свои мысли о себе; третий вариант — это не Дюма. Тоже может быть.

Здесь вновь вступает в силу "комплекс полноценности", Дюма уходит от внутренних проблем путем их игнорирования: "Я — о’кей". Нет, это не мания величия, не нужно путать. Почему этот комплекс так плохо описан в психологической литературе? Да просто потому, что с этим никто к психологу не обращается. Обращаются с проблемами, а тут — у меня нет проблем, все прекрасно. Внутренняя ситуация всегда целостна: "Это не трогайте, там у меня все хорошо". Тем самым человек отграничивает, отделяет себя от большой части мира, от пространства, в котором есть какая-то вероятность, что там с ним что-то "не о’кей". Этот объем — "не о’кей" — как бы не существует, Дюма весьма искусно его игнорирует. Но так не может продолжаться долго, через некоторое время снова начинаются столкновения с тем, что не совсем "о’кей". Точно так же, как невозможно разделить людей на хороших и плохих, с хорошими жить, а плохих отправить на гильотину. Через некоторое время среди хороших снова начнутся поиски плохих. Так и здесь развивается процесс своего рода "схлопывания" жизненного пространства, и, как следствие, приходит одиночество.

Существует 11 пар признаков типов (истинных признаков Рейнина). Как признаки функций, признаки типов делятся на первичные, вторичные и третичные. Они образуются путём наполнения блоков функций информационными аспектами.

Например, признак рациональность относится к тем социотипам, у которых в акцептном блоке функций находятся рациональные аспекты информации, а в продуктивном – иррациональные.

Первичные признаки типов являются базой восприятия каждого типа, они закладываются первичными признаками функций, через которые задаётся работа функций модели А каждого социотипа. Вторичные и третичные признаки типов являются лишь следствием работы первичных признаков функций.

К первичным признакам типов относятся:

  1. Статика/Динамика;

Вторичные признаки типов образуются путём наполнения аспектами первичных признаков функций. К ним относятся:

  1. Интроверсия/Экстраверсия;
  2. Беспечность/Предусмотрительность;
  3. Уступчивость/Упрямство.

Третичные признаки типов образуются путём наполнения единственного третичного признака функций, определяющего ценностные/неценностные функции типа. К этим признакам относятся:

Каждый соционический тип характеризуется одним из признаков из представленных пар – для каждого социотипа их будет одиннадцать. Комбинация двух независимых признаков определяет ещё один признак, что находится на их пересечении. Например:

Рациональный динамик обязательно будет экстравертом, а рациональный статик – интровертом. Так же иррациональный динамик является интровертом, а иррациональный статик – экстравертом.

Для того, чтобы верно определить социотип, необходимо правильно определить признаки типа. Начинать типировать всегда нужно с первичных признаков. Другие признаки применимы лишь в тех случаях, когда необходимо подтвердить сомнительный первичный признак, либо когда определение одного из первичных признаков затруднено. Например:

В ходе типирования были определены признаки “стратегия”, “рациональность” и “эмотивизм”, но при этом имеются сомнения на счёт признака “динамика/статика”. На пересечении найденных признаков мы имеем типы “Робеспьер” и “Джек Лондон”. Чтобы узнать точный тип необходимо определить один из следующих признаков: “интроверсия/экстраверсия”, “беспечность/предусмотрительность”, “уступчивость/упрямство”, “весёлость/серьёзность” и “решительность/рассудительность”. Также, чтобы подтвердить уже найденные признаки, необходимо проверить признаки “логика” и “интуиция”, что находятся на пересечении рациональности со стратегией и эмотивизмом.

Квадральные признаки:

альфа-квадра; веселый, рассудительный, демократ.

Диадные признаки:

рациональный (шизотим), упрямый, предусмотрительный, коллективист.

Индивидуальные признаки:

интроверт, статик, квестим, негативист, интуит, логик, стратег, эмотивный.

Описание по функциям:

Субъектная логика

Это моя собственная логика, мое понимание, объяснение, описание, концепция, теория. Иерархия представлений о том, что ближе, что дальше, что выше, что ниже. Это то, чему меня научили, моя картина мира, мое мировоззрение. Это мое образование, т. е. система моих образов, моя школа.

Мое собственное понимание, мое описание мира, моя школа. "Моя логика — самая лучшая логика в мире". Робеспьера трудно в чем-либо убедить, если это "что-то" не совпадает с его системой представлений. Причем ему самому объяснять свою систему представлений довольно трудно.

В том, что касается первой функции, человеку сложно что-либо менять, нужны веские, очень серьезные обстоятельства. Здесь он никогда ничего не принимает просто так, на веру.

Случается, однако, что Робеспьер действительно сталкивается с объективной ситуацией, которую он не может игнорировать, но которая при этом явно не соответствует его представлениям о мире. В этом случае ему всегда необходимо некоторое время, чтобы перестроить свое описание. Для того чтобы жить дальше, ему необходимо снова сделать свою картину целостной. Он при всем желании не может мгновенно согласиться: вы говорите, утверждаете что-то, но Робеспьер должен сам додумать, прокрутить это внутри себя, адаптировать и… либо сделать своим, либо отвергнуть. Сразу согласиться для него невозможно. Первая функция консервативна, ибо это опора, фундамент, а фундамент должен быть крепким, устойчивым.

Наше индивидуальное сознание отграничено, поэтому оно должно на что-то опираться. Человек должен знать и в каждый момент должен быть уверен, что существует.

В данном случае: "Я не могу мыслить, если мое мышление не опирается на четкое описание мира".

А вот то, что касается людей и их отношений, находится в области четвертой функции. В этом Робеспьер, как правило, разбирается плохо. Деление людей у него весьма грубое, приблизительное: эти плохие, а вот эти — хорошие. Черное и белое, без нюансов. Есть типы, которые других людей вообще не склонны разделять на плохих и хороших: "Ведь все на самом деле гораздо сложнее". "Человек такой, какой он есть", — это можно услышать от кого угодно, только не от Робеспьера.

Эта область достаточно консервативна, в ней трудно что-либо изменить. По первой функции человек уверен в себе. Здесь решается вопрос: “Я есть или меня нет?!” В области первой функции находится то, в чем я уверен, то, что я достаточно хорошо про себя знаю. Эта сфера является важной, осознаваемой и охраняемой. Фактически это система ценностей. Обозначим ее словом “хорошо”.

Принцип “Cogito ergo sum ” (“Мыслю, следовательно, существую”) в действительности подходит, пожалуй, только для двух типов, у которых субъектная логика на первой функции (Максим и Робеспьер). Для других принцип существования может быть другим: “Меня любят, значит, я существую”, “Я здоров, значит, я существую”, “Чувствую, значит, существую”, “В мире есть порядок, значит, я существую”, “Действую, значит, существую” — принцип существования у каждого типа свой.

Обычно в сфере, соответствующей первой функции, человек демонстрирует уверенную ориентацию и надежное владение ситуацией. Здесь он опирается на свой собственный авторитет и имеет глубокую подсознательную уверенность в своей правоте: “Об этом я знаю сам”.

Если эта функция подвергается “атаке” (например, под сомнение ставятся основные ценности), то человек демонстрирует агрессивное поведение, так как именно здесь располагается критерий, по которому он определяет: “Я существую или не существую?”

Как правило, обратную связь, идущую на языке первой функции, человек игнорирует. Поэтому, сталкиваясь с ситуацией, когда необходимо что-то поменять на уровне организации, он постарается сделать все, чтобы ничего там не трогать или изменить как можно меньше. Всякое воздействие на уровень организации воспринимается как нападение на принцип существования, как попытка разрушить МЕНЯ.

Все нуждаются в плюсах на первую функцию. Это не так сложно сделать: “Мы ничего не разрушаем, все в порядке”. Так вот, для того чтобы грамотно провести внушение по четвертой функции, надо обязательно выдать одновременно плюс на первую функцию. Внушение при этом будет гораздо эффективнее.

Объектная логика

Логика объективного мира — объективные обстоятельства, факты. Методики, статистика. Реальная связь событий. Законы, политический строй в государстве, штамп в паспорте, правила уличного движения, цены, площадь дачного участка, моя территория, чертеж какого-то агрегата.

"Мир такой, каким я его понимаю. Если по вашим фактам он не такой, то тем хуже для него. Это ваше дело. Я считаю, что он должен быть именно таким". Часто эти люди и живут в своем выдуманном мире.

Социум, однако, оценивает тебя и твои действия по своим законам, по тому, как и чему ты соответствуешь. Интересно, что в любом социуме всегда есть некоторый зазор. Тебя оценивают, смотрят, соответствуешь ли ты определенным нормам. Если не соответствуешь, тебя изолируют, это одна граница. Вторая граница там, где ты действуешь таким образом, что тебе за это даже зарплату платят. То есть ты делаешь что-то такое, что обществу полезно. Кстати, как раз между этими двумя социальными границами и существуют различные духовные учения. Но это уже совсем другая история.

Зона игнорирования. Здесь человек проявляет неуверенность. Это часть реальности, которую человек не воспринимает, не замечает, что, конечно, существенно ограничивает его психологическое пространство. Если что-то из этой области проявляется в его жизни, оно может восприниматься как объективное зло. Для каждого типа есть некая часть реальности, которую он игнорирует, как бы не допускает в свое сознание. В норме — просто не замечает.

Объектная интуиция

Целостность внешней ситуации. Последовательность событий от начала до конца, ряды событий, расписание. Потенциальные возможности. Программа поведения, уклад, ритм жизни. Сценарий какого-либо действия, партитура.

Место творчества этой личности. Внешняя ситуация должна стать целостной. Продукт: ощущение целостности внешней ситуации.

Мы построим город Солнца и заселим прекрасными, счастливыми людьми. Мир не целостен, и нужно работать, чтобы сделать его гармоничным. Мир должен быть гармоничен, все люди должны быть счастливы, — говорит Робеспьер, — поэтому давайте возьмем гильотину и отрубим головы всем плохим людям, которые мешают нашему строительству, тогда останутся только хорошие и все будут счастливы. Давайте построим такое общество, где не будет плохих людей, не будет угнетения, насилия, несправедливости… Но для этого нужна гильотина. Вот такой творческий момент. Идеи по поводу "города Солнца", "счастья для всех" и исключительно гармоничного, целостного общества, где нет плохих людей, это, конечно, робеспьеровский утопизм Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, Анри Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна.

Идеи всеобщей гармонии можно встретить у разных философов. Но будь реальный мир абсолютно гармоничным, Робеспьеру в нем нечего будет делать. Ему нужно улучшать мир, пусть даже отрубая временами головы тем, кто в эту гармонию по тем или иным причинам не вписывается, например? Потому, что родился аристократом. Достаточно вспомнить деятельность самого М. Робеспьера или, скажем, Ф. Дзержинского. Причем эти люди были убеждены в своей правоте, неподкупны и бескомпромиссны.

Сейчас проявление творческой функции Робеспьера можно наблюдать в связи с перестройкой общества. Руководя фирмой, человек этого типа начинает создавать что-то, но в один прекрасный момент обнаруживает, что занят построением глобальной структуры, которая все равно не может объять весь мир. В какой-то момент она начинает рассыпаться, и человек попадает в жуткий цейтнот. Тогда проявляются болезни, неврозы и так далее, и в конце концов он все бросает. Робеспьер зачастую тратит массу сил на создание структуры, которая в большинстве случаев оказывается неработоспособной.

Робеспьер, стремящийся к гармонии, часто реализует себя в сочинении музыки. Среди музыкантов много людей этого типа, например, Римский-Корсаков, Рахманинов. Педагоги тоже они: Сухомлинский, Ушинский, Макаренко.

Иногда системы, придуманные Робеспьером, оказываются очень хорошими, иногда плохими. Но когда сам автор этой системы начинает воплощать ее в жизнь, частенько случается, что, созданная для человека, она самого человека как раз и не учитывает или учитывает, но схематично. А поскольку человек не схема и вписываться в схему почему-то не желает, все оказывается гораздо сложнее.

Нет, однако, плохих типов. Иногда кажется: как же так, чем-то они нехорошим занимаются. Да нет же, просто разные все, и живут в разных пространствах. И мы, живя и общаясь друг с другом, не отдаем себе отчета в том, насколько сильно психологические пространства разных типов отличаются друг от друга. Да и невозможно это "понять". А практика перехода в психологическое пространство другого типа — это, пожалуй, одна из самых сложных и редких психологических практик.

Это область, где человек проявляет себя как функциональная система. Вторую функцию еще называют зоной риска в том смысле, что здесь че-ловек может рисковать, т. е. имеет достаточно широкие пределы реализации. Возможен физический или интеллектуальный риск, а также риск, связанный с внутренним состоянием и т. д. У каждого типа своя зона риска.

Вторую функцию мы можем обозначить словом “надо”, так как она включает в себя именно те условия и те средства, которые необходимы личности, чтобы она могла проявиться, продемонстрировать свои возможности, свое творчество. Причем есть вероятность как созидания, так и разрушения. Большая внутренняя свобода в выборе стратегий допускает здесь крайне -“острые” решения.

Со второй функцией в значительной степени связана специфика речевого поведения человека. Вторая функция — это творчество, демонстрация возможностей, того, “что я могу и умею”, и в то же время это наиболее легко рационализируемая сфера.

Субъектная интуиция

Целостность внутренней ситуации. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени. Оценка событий, действий людей, мораль.

В зоне нормативов Робеспьера стандартный набор из нескольких состояний и настроений. Мое состояние всегда адекватно внешней ситуации, а внутренняя ситуация нормативна. Зачем погружаться во внутренние проблемы, когда мы строим гармонию мира? Робеспьер обычно выбирает одно из своих нормативных состояний и проводит в нем большую часть времени. Здесь же, в зоне нормативов, находятся моральные нормы и принципы, приверженность которым обеспечивает представителю этого типа вполне целостную внутреннюю ситуацию.

Субъектная сенсорика

Мои внутренние ощущения: вкусовые, тактильные, сексуальные. Самочувствие, состояние здоровья. Приятно — не приятно.

В зоне проблем — здоровье, самочувствие, ощущения, в том числе секс. Тестовый вопрос: "Как Вы относитесь к утверждению: секс не только вреден, но и полезен?" Здесь почти всегда будет наблюдаться фрустрация.

Робеспьеру необходима 200%-ная сенсорная надежность. Он серьезно увлекается различными методиками укрепления здоровья, закаливания. Даже если человек не занимается этим, он всегда этим интересуется, поскольку "я хороший, если я идеально здоров". Самоутверждением, защитой по третьей функции может быть и повышенная сексуальная активность. Тело должно быть надежным, его надо укреплять и постоянно испытывать, тогда "я — хороший", это защита "в плюс". Но возможна и защита "в минус": "Я хороший, но болею, причем гораздо серьезнее, чем вам кажется".

Это функция, по которой человек оценивает себя. В психологии есть понятие “референтная группа” — группа значимых для человека людей (сначала родителей, потом каких-то взрослых уважаемых людей), которые его оценивают: “Ты — хороший” или “Ты — плохой”. Таким способом он получает энергию от социума. Постепенно происходит интериоризация, т. е. присвоение, как бы перемещение референтной группы внутрь. Психологически мы эту группу значимых для нас взрослых превращаем в один из блоков нашего оценочного мышления — блок оценки себя. Далее, когда это становится частью нашего сознания, спрятаться уже невозможно.

Человек подсознательно организует, провоцирует свое поведение таким образом, чтобы в этом месте, месте самооценки, было постоянно обеспечено плюс-подкрепление. Положительная самооценка — колоссальный источник энергии для личности. Когда человек оценивает себя “я — хороший”, у него появляется во-одушевление, вдохновение, у него есть энергия для дальнейших свершений. Третья функция — это повод для хорошего или плохого отношения к себе, поэтому она может стать и источником всевозможных неврозов и психосоматики. В таких случаях могут возникать болезни, в частности неврозы по механизму самооправдания. Одним словом, социальная палка о двух -концах.

Эту область можно назвать зоной проблем. Она значима для личности и уже в силу этого становится проблемной. Здесь люди почему-то плохо -понимают юмор, они просто не готовы шутить на эти темы. Как правило, такие шутки вызывают вегетососудистую реакцию, фрустрацию, стресс. -Человек пытается по возможности упростить ситуацию, добиться макси-мальной ясности. Здесь не может быть никакого риска. Обычно ситуация проясняется путем упрощения: пусть “в минус”, зато ясно. Упрощение си-туации по третьей функции является психологической защитой, компенсирующей недостаточную способность различения объектов в этой сфере. Именно тут мы очень внимательны, именно здесь наблюдается повышенная тревожность. В этой сфере часто возникают конфликты, здесь также может проявляться капризность, поскольку по третьей функции человек нуждается в нестесненном положении и гарантиях психологической безопасности. Воздействие на эту функцию вызывает, как правило, неадекватное, по мнению окружающих, поведение.

Человек постоянно защищает свою третью функцию, причем у каждого вырабатывается определенная стратегия. Существуют два способа защиты: защита “в плюс” и защита “в минус”. Человек может говорить: “Я абсолютно здоров” или наоборот: “Я такой больной, что вообще не понимаю, как еще стою, хотя давно должен бы лежать”. Если на третьей функции внешние -отношения, то защита “в минус” может быть такой: “Да, я плохой, я даже хуже, чем вы все вместе обо мне думаете”. Тут, по крайней мере, ясность: “Я самый плохой”. Или, наоборот, защита “в плюс”, когда человек в принципе не выносит никаких обострений и любые отношения старается выяснить: “Ты меня любишь?” или “Я тебя не обидел? Я не хотел тебя обидеть. Давай все-таки выясним. Я хороший человек, меня любить надо”. Мы тратим очень много энергии на защиту этих болезненных для личности мест. Если здесь логика объективного мира, то я должен точно знать — это моя территория или нет, это мой участок работы или нет, т. е. знать определенно, где находится граница социальной структуры.

Как уже было сказано, третья функция — это место в структуре типа, по которому человек получает энергию от социума. Постоянная отрицательная самооценка для личности невыносима. Человек старается всеми спо-собами от этой оценки уйти. Интересно рассмотреть механизм возник-новения неврозов именно с точки зрения защиты третьей функции, когда происходит “уход в болезнь” по механизму самооправдания. Человек, уходя от подсознательной оценки “я плохой”, начинает так же подсознательно перед собой оправдываться: “Я такой не потому, что плохой, а потому что болею”. Блок самооценки работает при этом уже не в столь жестком режиме — включается “скидка” на болезнь, причем, для того чтобы эта “скидка” действовала постоянно, человек эту болезнь как бы придерживает. Анализ третьей функции хорошо помогает понять невротические механизмы ухода от проблем.

Чем больше мы защищаемся по третьей функции, тем более мы отграничены от мира и тем больше у нас всяческих причин для болезней. Любая защита ведет к разграничению, расщеплению мира. А любое его расщепление ведет к внутренним противоречиям и, в конце концов, приводит к дезадаптации, одиночеству и болезням. Не всегда, конечно, до этого доходит, но такой механизм существует, и подобный сценарий можно наблюдать достаточно часто.

Если человек успешен в сфере своей третьей функции, он иногда этим слегка кокетничает, обращаясь к окружающим за поддержкой и оценкой, так как успешность — повод для хорошего отношения к себе. По третьей функции личности необходимо иметь отчетливое подтверждение того, что у нее “все в порядке”. “Мною действительно восхищаются, я действительно нужен людям” (Дон Кихот и Жуков). “Это действительно моя территория, и мои -солдаты мне преданы” (Наполеон). “Я действительно все правильно понимаю, и это согласуется с мнением авторитетов” (Дюма). Если вдруг что-то не так, то предпринимаются попытки, чтобы внести определенность и ясность в ситуацию. Для постороннего наблюдателя эти действия часто вы-глядят как избыточные, не отвечающие ситуации. Неопределенность, неясность по третьей функции субъективно переживается как потеря энергии, вот почему эта сфера занимает значительный объем внимания личности и становится излюбленной темой для обсуждений. Если бы только человек осознавал, сколько времени своей жизни он тратит на обеспечение психологического комфорта по третьей функции!

Проблемы со здоровьем? Надо что-то делать! Кросс по пересеченной местности, карате, прорубь, баня, различные физические упражнения. Диета, голодание, уринотерапия, режим, план тренировок и т. п. Нужно укреплять сенсорную надежность, быть "отдельной боевой единицей".

Показывает, каким способом, в каком ключе решаются проблемы данного типа.

Объектная этика

Внешние отношения. Отношения людей между собой и отношение людей ко мне. Эмоции других людей.

Принцип оценки места, область суггестивных воздействий, мотивы, "хочу", отношение людей ко мне. Про это мне должны рассказать другие. Это друг, это враг, а это кто? Хочу, чтобы меня любили. Хорошее место там, где меня любят. Если люди здесь хорошо ко мне относятся, значит, это место хорошее, если плохо - плохое, отсюда надо уходить. И уходит, однако при этом он не в состоянии объяснить, почему именно. А для того чтобы меня все любили, можно, например, создать бригаду, где я буду главным, где все будут слушать меня и кивать: "Да, вы так правы! Это так замечательно! Вы все так логично рассказываете!" При объектной этике на четвертой функции — человек частенько собирает вокруг себя людей для того, чтобы удовлетворить свою потребность в хорошем отношении. Он делает это неосознанно и может в один прекрасный момент запросто оказаться в окружении подхалимов. Мы уже говорили, что по четвертой функции человек мнителен, Робеспьер же подозрителен: "Я не знаю, как на самом деле ко мне относятся. Кто как ко мне относится, знают другие".

Робеспьером можно эффективно манипулировать, питая его подозрительность и пользуясь тем, что он плохо разбирается в отношениях.

Никакой тип ИМ в области своей четвертой функции шуток не понимает, мнительность усиливается, при этом могут возникнуть совершенно неадекватные реакции.

Эта функция суггестивная. По четвертой функции человек открыт для внешних воздействий. В зависимости от того, к какому типу он принадлежит, на него большее или меньшее влияние оказывают те или иные внешние сигналы. Существует расхожее мнение (об этом часто говорят на публичных сеансах гипноза), что 7-10 % людей гипнабельны, подвержены суггестии, а осталь-ные — нет. Я полагаю, что это не так. Каждый человек имеет какой-то тип и уже в силу этого подвержен суггестии. Просто способы введения в транс, которые обычно используются на публичных сеансах, действительно оказывают серьезное влияние лишь на один, максимум два типа из шестнадцати, остальные при этом выглядят невосприимчивыми.

Если первая функция — это то, что я знаю сам, то четвертая функция — то, что знают другие люди. Здесь человек склонен ориентироваться на других, опираться на внешние авторитеты. В практике суггестии и гипноза существует такое понятие, как раппорт — связь между гипнотизером и тем, на кого оказывают воздействие. Такой раппорт с внешним миром как бы уже изначально существует для каждого типа, он заранее встроен — “вшит в оболочку”, если говорить языком компьютерной аналогии. Это и есть четвертая функция. Здесь человек доверчив и открыт для внешней информации, которую воспринимает некритически.

Место, по которому человек внушаем, есть у каждого типа, а значит, оно есть у каждого из нас. И я полагаю, что было бы неплохо, если бы люди, которые, условно говоря, занимаются собой, знали эту особенность своего типа. Имеет смысл знать, что происходит, когда внешний мир каким-то образом вами манипулирует. Знать и быть к этому готовым, уметь такие воздействия отслеживать, фиксировать, фильтровать и отстраиваться от них. Речь сейчас не идет о защите, но об осознанном поведении. С моей точки зрения, сама идея защиты от внешнего мира порочна.

Хорошее знакомство со своей четвертой функцией очень важно с точки зрения повышения уровня самосознания. Как правило, в этой области люди мнительны. И здесь иногда происходят странные вещи. Например, болен я или здоров, знают и должны мне сказать другие люди. Люблю я кого-то или не люблю — знают другие. В этой сфере нет критики. Воздействие происходит, минуя сознание, как правило, человек его просто не замечает. Отслеживает он воздействие лишь потом, когда фиксирует новое состояние, в котором оказался. А чаще даже и не фиксирует. Однако, когда он уже знает данное свойство своей личности, у него появляется возможность заметить воздействие гораздо раньше. А как только он начи-нает что-то замечать, это перестает быть неосознанным, и дальше весь -процесс проходит перед его глазами, он проходит в сознании. И тогда человек может управлять ситуацией, пропускать данное воздействие или не пропускать. С этим очень интересно работать: посмотреть, где я открыт, где мнителен, где незащищен. Для начала можно просто понаблюдать, как это происходит, какие автоматизмы включаются при тех или иных внешних воздействиях.

Сам человек слабо разбирается в том, что относится к сфере четвертой функции, и своими действиями как бы создает ситуацию, в которой осуществляется “программирование”. Часто такое поведение выглядит как коллекционирование стратегий, оценок, приемов распознавания. И в этой же сфере возможно появление тревожности, мнительности. Даже грубая лесть и явная дезинформация имеет высокие шансы “пройти” без критики.

Велика роль уже сформированных стереотипов. Если набор стереотипов и принятых программ достаточно обширен, человек выглядит весьма эффективным в соответствующей области. Однако, в отличие от ситуации со второй функцией, эта эффективность является дискретной — при столкновении с непривычными, нестандартными условиями он может вдруг всю свою эффективность потерять.

Тематика четвертой функции используется в качестве критерия оценки места. Например: “Меня любят, значит, место хорошее” (Максим). Здесь находятся мотивы “хочу”: “Хочу, чтобы меня любили”.

Третья и четвертая функции сильно влияют на выбор социальной ниши. Мы, как правило, выбираем такие социальные ниши, где эти функции будут тем или иным образом защищены. И делается это совершенно неосознанно, инстинктивно.

Зачем знать четвертую функцию своего типа? Чем лучше мы будем знать зону, через которую происходит программирование, тем менее мы будем подвержены внешним воздействиям. Любой человек независимо от типа с этим сталкивается.

Субъектная этика

Мое отношение к людям. Люблю кого-то или что-то — не люблю, нравится — не нравится. Мои эмоции.

Зона страхов Робеспьера — мое собственное отношение. Зачем об этом говорить? Что об этом говорить? Страх признаться в любви, страх выразить свое собственное отношение. Не обязательно к человеку — вообще к чему бы то ни было. "А каково ваше мнение? Как вы считаете?" Здесь место страха. А уж когда нужно действительно выразить отношение к человеку, если необходимо высказаться прямо, вокруг этого может возникнуть целая трагедия. В целом, Робеспьер склонен к несколько отстраненной, скованной манере общения. Свое мнение старается выразить неявно, намеком, через шутку или анекдот. При этом часто он оказывается совершенно непонятым, подразумевая у других такой же, как и у себя, стиль мышления.