Практическая полезность вид деятельности. Как связаны деятельность и сознание? Как связаны деятельность и потребности

Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями , требованиями и опытом.

Различают три основных вида деятельности : игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением . — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

Характеристика деятельности

Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.

Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.

Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.

Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

Более подробно сущность деятельности раскрывается в ходе ее структурного анализа.

Основные формы деятельности человека

Деятельность человека осуществляется в (производственной, бытовой, природной окружающей).

Деятельность — активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, эмоциональной устойчивости.

Изучение человека в процессе осуществляет эргономика, цель которой — оптимизация трудовой деятельности на базе рационального учета возможностей человека.

Все многообразие форм деятельности человека можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций — физический и умственный труд.

Физический труд

Физический труд требует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхатель-ную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4 000-6 000 ккал) и выше в сутки.

Умственный труд

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой инфор-мации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10-11,7 мДж (2 000-2 400 ккал).

Структура деятельности человека

Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.

Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

Рассмотрим все компоненты деятельности поочередно.

Потребность в действии

Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.

Наиболее разработанная классификация принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей (рис. 2.2).

Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:

  • физиологические - в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.;
  • экзистенциальные — безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;
  • социальные - стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;
  • престижные - основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;
  • духовные - ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.
  • Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:
  • познавательные — в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;
  • эстетические — стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
  • трансцендирования — бескорыстное стремлен ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.

По мнению Маслоу, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают место в пирамиде под ними. Если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Мотивы деятельности

Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как , а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая . Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. Так, для более важны инновации, для пенсионеров — традиции; у предпринимателей интересы, скорее, материальные, а у людей искусства — духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).

Убеждения — твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).

Установки — преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.

В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.

Цели деятельности

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства, используемые в деятельности

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Действие

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер (1865-1920) выделял такие типы социальных действий:

  • целерациональные - действия, ориентированные на достижение разумной пели. При этом человек четко рассчитывает все средства и возможные препятствия (генерал, планирующий сражение; бизнесмен, организующий предприятие; преподаватель, подготавливающий лекцию);
  • ценностно-рациональные — действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях (например, отказ пленного передать врагу ценные сведения, спасение утопающего с риском для собственной жизни);
  • аффективные - действия, совершенные под влиянием сильных чувств — ненависти, страха (например, бегство от противника или спонтанная агрессия);
  • традиционные — действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т.д. (например, следование определенным ритуалам в свадебной церемонии).

Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.

Особыми формами действий являются : поступки — действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение, и деяния — действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь человеку-это поступок, выиграть важную битву — деяние. Выпить стакан воды — обычное действие, которое не является ни поступком, ни деянием. Слово «деяние» часто используется в юриспруденции для обозначения действия или бездействия, которое нарушает правовые нормы. Например, в законодательстве «преступление — это противоправное, общественно опасное, виновное деяние».

Результат деятельности

Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом — , результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам , поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Для того, чтобы описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико.

Возникновение различных видов деятельности связано с общественно-историческим развитием человека. Фундаментальными видами деятельности, в которые включается человек в процессе своего индивидуального развития, являются общение, игра, учеба, труд.

  • * общение -- взаимодействие двух или более людей в процессе обмена информацией познавательного или аффективно-оценочного характера;
  • * игра -- вид деятельности в условных ситуациях, имитирующих реальные, в которых усваивается общественный опыт;
  • * учение -- процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности;
  • * труд -- деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.

Общение -- вид деятельности, состоящий в обмене информацией между людьми. В зависимости от возрастного этапа развития человека, специфики деятельности изменяется характер общения. Каждому возрастному этапу свойственен специфический тип общения. В младенчестве взрослый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, помогает ориентироваться в окружающем мире. В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком осуществляется в связи с предметным манипулированием, активно осваиваются свойства предметов, формируется речь ребенка. В дошкольный период детства сюжетно-ролевая игра развивает навыки межличностного общения со сверстниками. Младший школьник занят учебной деятельностью, соответственно и общение включено в данный процесс. В юношеском возрасте кроме общения много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности. Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер общения, манеру поведения и речь. Общение в профессиональной деятельности не только организует, но и обогащает ее, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Игра -- вид деятельности, результатом которой не является производство какого-либо материального продукта. Она -- ведущая деятельность дошкольника, поскольку через нее он принимает нормы общества, учится межличностному общению со сверстниками. Среди разновидностей игр можно выделить индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Игры имеют большое значение в жизни людей: для детей они преимущественно носят развивающий характер, для взрослых являются средством общения, отдыха.

Учение -- вид деятельности, его цель состоит в приобретении знаний, умений, навыков. В процессе исторического развития накапливались знания в различных областях науки и практики, поэтому для освоения этих знаний учение выделилось в специальный вид деятельности. Учение влияет на психическое развитие индивида. Оно состоит из усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания), правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умение).

Труд исторически является одним из первых видов человеческой деятельности. Предмет психологического изучения -- не сам труд в целом, а его психологические компоненты. Обычно труд характеризуется как сознательная деятельность, которая направлена на осуществление результата и регулируется волей в соответствии с ее сознательной целью. Труд выполняет важную формирующую функцию в развитии личности, поскольку влияет на становление ее способностей и характера.

Отношение к труду закладывается в раннем детстве, знания и навыки формируются в процессе обучения, специальной подготовки, опыта работы. Трудиться -- значит проявлять себя в деятельности. Труд в определенной сфере деятельности человека связывают с профессией.

Таким образом, каждый из рассмотренных выше видов деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития личности. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий, так как в нем развиваются соответствующие потребности, познавательные возможности и особенности поведения.

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия.

Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

По сферам общественной жизни - экономическая, социальная, политическая и духовная.

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • § социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • § экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • § политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • § духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества -- это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

Социальная сфера -- это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д.

Экономическая сфера -- это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера -- область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества.

Политическая сфера -- это отношения людей, связанные с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Элементы политической сферы можно представить таким образом:

  • § политические организации и институты -- социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
  • § политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
  • § политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
  • § политическая культура и идеология -- политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Духовная сфера -- это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.


Включённость общества - массовая, коллективная, индивидуальная.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность. Коллективная, массовая, индивидуальная формы деятельности обусловлены сущностью действующего субъекта (человек, группа людей, общественная организация и т. п.). В зависимости с общественными формами объединения людей в целях исполнения деятельности устанавливают индивидуальную (пример: управление регионом или страной), коллективную (судовые системы управление, работа в кллективе), массовую (примером массовой информации является смерть Майкла Джексона).

Зависимость от социальных норм - моральная, аморальная, законная, незаконная.


Обусловленности от соответствия деятельности существующим общекультурным традициям, общественным нормам дифференцируют законную и незаконную, а так же моральную и аморальную деятельность. Незаконная деятельность - это все что запрещается законом, конституцией. Взять, например изготовление и производство оружия, взрывчатых веществ, распространение наркотиков, все это является незаконной деятельностью. Естественно многие стараются придерживаться моральной деятельности, то есть учиться на совесть, быть вежливым, ценить родных, помогать старым и бездомным. Есть ярким пример моральной деятельности - вся жизнь матери Терезы.

Потенциал нового в деятельности - инновационная, изобретательская, творческая, рутинная.

Когда деятельность человека затрагивает исторический ход событий, с общественным ростом, то распределяют прогрессивную или реакционную, а еще созидательную и разрушительную деятельности. Например: Прогрессивная роль промышленной деятельности Петра 1 или же прогрессивная деятельность Петра Аркадьевича Столыпина.

В зависимости от отсутствия или же наличия каких-либо целей, успехов деятельности и путей ее совершения раскрывают однообразную, монотонную, шаблонную деятельность, которая в свою очередь протекает строго по определенным требованиям, а новое чаще всего не дается (Изготовление какого-либо продукта, вещества по схеме на заводе или фабрике). А вот деятельность творческая, изобретательная наоборот, она несет за собой характер оригинальности нового, прежде неведомого. Она отличается специфичностью, исключительностью, неповторимостью. А элементы творчества могут применяться в любой из деятельностей. В пример можно привести танцы, музыка, живопись, здесь нет правил или инструкций, здесь воплощение фантазии, и ее реализации.

Виды познавательной деятельности человека

Учение или познавательная деятельность относится к духовным сферам жизни человека и общества. Существует четыре вида познавательной деятельности:

  • · обыденная - заключается в обмене опытом и теми образами, которые люди носят в себе и делятся с окружающим миром;
  • · научная - характеризуется изучением и использованием различных законов и закономерностей. Главная цель научной познавательной деятельности - создать идеальную систему материального мира;
  • · художественная познавательная деятельность заключается в попытке творцов и художников дать оценку окружающей действительности и найти в ней оттенки прекрасного и безобразного;
  • · религиозная. Её предметом является сам человек. Его поступки оцениваются с точки зрения угодности Богу. Сюда же относятся и нормы морали и нравственные стороны поступков. Учитывая, что из поступков состоит вся жизнь человека, немаловажную роль в их формировании играет духовная деятельность.

Виды духовной деятельности человека

Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды деятельности, как религиозная, научная и творческая. Зная о сущности научной и религиозной деятельности, стоит подробнее рассмотреть виды творческой деятельности человека. Сюда относятся художественное или музыкальное направление, литература и архитектура, режиссура и актерское мастерство. Задатки творчества есть у каждого человека, однако чтобы раскрыть их необходимо долго и упорно трудиться.

Виды трудовой деятельности человека

В процессе труда развивается мировоззрение человека и его жизненные принципы. Трудовая деятельность требует от личности планирования и дисциплины. Виды трудовой деятельности бывают как умственные, так и физические. В обществе сложился стереотип, что физический труд намного сложнее умственного. Хотя внешне работа интеллекта не проявляется, на самом деле эти виды трудовой деятельности почти равны. Лишний раз этот факт доказывает разнообразие существующих на сегодняшний день профессий.

Виды профессиональной деятельности человека

В широком смысле понятие профессия означает разнообразную форму деятельности, совершаемую на благо общества. Проще говоря, суть профессиональной деятельности сводится к тому, что люди работают для людей и на благо всего общества. Существует 5 видов профессиональной деятельности.

  • 1. Человек-природа. Суть этой деятельности во взаимодействии с живыми существами: растениями, животными и микроорганизмами.
  • 2. Человек-человек. К этому типу относятся профессии так или иначе связанные со взаимодействием с людьми. Деятельность здесь заключается в воспитании, руководстве людьми, и их информационным, торговым и бытовым обслуживанием.
  • 3. Человек-техника. Тип деятельности, характеризующийся взаимодействием человека и технических сооружений и механизмов. Сюда относится все, что связано с автоматическими и механическими системами, материалами и видами энергии.
  • 4. Человек - знаковые системы. Деятельность этого типа заключается во взаимодействии с цифрами, знаками, естественными и искусственными языками.
  • 5. Человек - художественный образ. К этому типу относятся все творческие профессии, связанные с музыкой, литературой, актерским мастерством, и изобразительной деятельностью.

Виды хозяйственной деятельности людей

Хозяйственная деятельность человека в последнее время жестко оспаривается защитниками природы, поскольку она основана на природных запасах, которые в скором времени исчерпают себя. К видам хозяйственной деятельности человека относятся добыча полезных ископаемых, таких как нефть, металлы, камни и все, что может принести выгоду человеку и нанести ущерб не только природе, но и всей планете.

Виды информационной деятельности человека

Неотъемлемой частью взаимодействия человека с окружающим миром является информация. К видам информационной деятельности относятся получение, использование, распространение и хранение информации. Информационная деятельность нередко становится угрозой жизни, поскольку всегда есть люди, которым не угодно, чтобы третьи лица знали и разглашали какие-либо факты. Также этот вид деятельности может носить провокационный характер, а также являться средством манипуляций сознанием общества.

Виды психической деятельности человека

Психическая деятельность влияет на состояние личности и продуктивность его жизни. Самым простым видом психической деятельности является рефлекс. Это привычки и навыки, установившиеся путем постоянного повторения. Они почти незаметны, по сравнению с самым сложным видом психической деятельности - творчеством. Оно отличается постоянным разнообразием и неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому творческие люди так часто эмоционально нестабильны, а профессии связанные с творчеством считаются самыми трудными. Именно поэтому творческих людей называют талантами, способными преобразовать этот мир и привить обществу культурные навыки.

Культура включает в себя все виды преобразовательной деятельности человека. Существует только два вида этой деятельности - созидание и разрушение. Второе, к сожалению, встречается чаще. Многие годы преобразовательной деятельности человека в природе привели к бедам и катастрофам.

На помощь здесь может прийти только созидание, а это значит как минимум, восстановление природных ресурсов.

Деятельность отличает нас от животных. Одни её виды приносят пользу развитию и становлению личности, другие носят разрушительный характер. Зная, какие качества в нас заложены, мы можем избежать плачевных последствий собственной деятельности. Это не только принесет пользу окружающему миру, но и позволит нам самим с чистой совестью заниматься любимыми делами и считать себя людьми с большой буквы.

Деятельность - это определенные действия, которые совершаются человеком с целью произвести нечто значимое для него самого, или же для окружающих людей. Это осмысленное, многосоставное и достаточно серьезное занятие, которое в корне отличается от отдыха и развлечений.

Определение

Основная дисциплина, которая в рамках учебного курса исследует деятельность человека, - обществознание. Первое, что необходимо знать для правильного ответа на вопрос по данной тематике - это основное определение изучаемого понятия. Однако таких определений может быть несколько. Еще одно гласит, что деятельностью называется такая форма активности человека, которая направлена не только на приспособление организма к окружающей среде, но и на ее качественное преобразование.

C окружающим миром взаимодействуют все живые существа. Однако животным свойственно только лишь приспособление к миру и к его условиям, они никаким образом не могут поменять его. Но человек и отличается от животных тем, что обладает особой формой взаимодействия с окружающей средой, которая называется деятельностью.

Главные компоненты

Также для хорошего ответа на вопрос по обществознанию о деятельности человека нужно знать о понятиях объекта и субъекта. Субъектом является непосредственно тот, кто осуществляет действия. Не обязательно это отдельно взятый человек. Субъектом может выступать также группа людей, организация или же страна. Объектом деятельности в обществознании называется то, на что конкретно оказывается направленной активность. Это может быть и другой человек, и природные ресурсы, и какие-либо сферы общественной жизни. Наличие цели является одним из основных условий, при которых возможна деятельность человека. Обществознание, помимо цели, также выделяет и компонент действия. Оно осуществляется в соответствии с поставленной целью.

Типы действий

Целесообразность деятельности - это показатель того, двигается ли человек к тому результату, который для него важен. Целью называется образ этого результата, к которому стремится субъект активности, а действие является непосредственным шагом, направленным на реализацию стоящей перед человеком цели. Немецкий ученый М. Вебер выделял несколько типов действий:

  1. Целенаправленное (другими словами - рациональное). Это действие осуществляется человеком в соответствии с поставленной целью. Средства для достижения нужного результата выбираются осознанно, учитываются возможные побочные результаты активности.
  2. Ценностно-рациональное. Действия такого рода происходит в соответствии с теми убеждениями, которые имеются у человека.
  3. Аффективное - это действие, которое вызвано эмоциональными переживаниями.
  4. Традиционное - основывается на привычке, или же традиции.

Другие компоненты деятельности

Описывая деятельность человека, обществознание также выделяет понятия результата, а также средств достижения цели. Под результатом понимается конечный продукт всего процесса, осуществляемого субъектом. При этом он может быть двух типов: положительным и отрицательным. Принадлежность к первой или второй категории определяется соответствием результата поставленной цели.

Причины, по которым человек может получить отрицательный результат, могут быть и внешними, и внутренними. Ко внешним относят изменение условий окружающей среды в худшую сторону. К внутренним относятся такие факторы, как постановка изначально недостижимой цели, неверный выбор средств, неполноценность действий или же отсутствие нужных умений либо знаний.

Общение

Одним из основных видов деятельности человека в обществознании является общение. Целью любого вида общения является получение какого-либо результата. Здесь главной целью нередко является обмен нужной информацией, эмоциями или же идеями. Общение является одним из основных качеств человека, а также непременным условием социализации. Без общения человек становится асоциальным.

Игра

Еще один вид деятельности человека в обществознании - это игра. Она свойственна как людям, так и животным. В детской игре моделируются ситуации взрослой жизни. Основной единицей детской игры является роль - одно из главных условий для развития сознания и поведения детей. Игра является таким типом активности, при котором происходит воссоздание и усвоение общественного опыта. Она позволяет обучиться методам осуществления общественных действий, а также овладеть предметами человеческой культуры. Игровая терапия нашла широкое распространение в качестве одной из форм коррекционной работы.

Труд

Также является важным видом активности человека. Без труда не происходит социализации, однако он важен не только для развития личности. Труд является необходимым условием выживания и дальнейшего прогресса человеческой цивилизации. На уровне отдельно взятого индивида труд - это возможность обеспечить собственное существование, прокормить себя и своих близких, а также возможность реализовать природные задатки, способности.

Обучение

Это еще один важный вид активности человека. Тема по обществознанию, посвященная деятельности, тем и интересна, что рассматривает различные ее виды, позволяет рассмотреть все многообразие видов активности человека. Несмотря на то что процесс обучения человека берет свое начало еще в утробе матери, в определенный период времени этот тип деятельности становится целенаправленным.

Например, в 50-х годах прошлого столетия детей начинали учить в возрасте 7-8 лет, в 90-х в школах было введено массовое обучение с шестилетнего возраста. Однако даже до начала целенаправленного обучения ребенок впитывает огромное количество информации из окружающего мира. Великий русский писатель Л. Н. Толстой подчеркивал, что в возрасте до 5 лет маленький человек усваивает гораздо больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Конечно, с этим утверждением можно поспорить, однако изрядная доля истины в нем есть.

Основное отличие от других видов активности

Нередко школьники получают в качестве домашнего задания вопрос по обществознанию: «Деятельность - способ существования людей». В процессе подготовки к такому уроку самое важное, что нужно отметить - это характерное отличие активности человека от обычного приспособления к окружающей среде, которой свойственно животным. Одним из таких типов деятельности, который направлен непосредственно на преобразование окружающего мира, является творчество. Данный тип занятий позволяет человеку создать нечто совершенно новое, качественно преобразовав окружающую действительность.

Типы деятельности

Время, когда учащиеся проходят тему по обществознанию «Человек и деятельность», по ФГОС - 6 класс. В этом возрасте учащиеся, как правило, уже являются достаточно взрослыми, чтобы различать виды активности, а также понимать их важность для всестороннего развития человека. В науке различают следующие ее типы:

  • Практическая - направлена непосредственно на преобразование внешней среды. Этот тип, в свою очередь, подразделяется на дополнительные подкатегории - материально-производственную деятельность, а также социально-преобразовательную.
  • Духовная - деятельность, которая направлена на изменение сознания человека. Данный тип также подразделяется на дополнительные категории: познавательную (наука и искусство); ценностно-ориентировочную (определение негативного или же позитивного отношения людей к разнообразным явлениям окружающего мира); а также прогностическую (планирование возможных изменений) деятельность.

Все эти типы тесно между собой соприкасаются. К примеру, перед тем как провести реформы (относятся к нужно проанализировать их возможные последствия для страны (прогностическая деятельность.

Абсолютная истина - полное, неизменное, установленное раз и навсегда знание о ком-либо предмете либо явлении.
Алкоголизм (наркомания) — болезнь, развивающаяся в результате систематического употребления алкоголя (наркотиков).
Базис - совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Бытие — существование человека во всем многообразии его проявлений.

Валовой внутренний продукт (ВВП )- суммарная стоимость всех товаров и услуг, произведенная страной за год (в рыночных ценах)

Валовой национальный продукт (ВНП) - ВВП + сумма чистых доходов из-за границы

Владение — возможность иметь что-либо (собственность).
Волюнтаризм — абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности развития общества.

Восприятие (1) — процесс формирования целостного образа, отражающего непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства.

Восприятие (2) - форма чувственного познания.
Гипотеза — выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых хотят объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений.
Государственный бюджет — перечень планируемых доходов и расходов.

Государство — политико-территориальная суверенная организация власти в обществе, располагающая специальным аппаратом для осуществления своих функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
Гражданские (личные) права (статьи 9-25, 45-54, 60, 62 Конституции РФ) - права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу
Гражданское общество — система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Девиантное поведение - отклоняющееся от общепринятых норм поведение
Делинквентное поведение — совокупность преступлений.
Демократия - политический режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Деятельность — активность людей, направленная на преобразование ими окружающего мира.

Дискримина ция - умаление прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола и т.п.

Дифференциация - разделение
Духовное производство — деятельность сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом.

Императивный ман дат - право отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий

Индивид(1) — единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.
Индивид (2) — отдельно взятий представитель всего человеческого рода.

Индивидуальность — неповторяемое своеобразие человека, набор его уникальных качеств.

Интеграция - объединение
Искусство — специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Истина — соответствие полученных званий содержанию объекта.

Исторические закономерности — общие черты, присущие группе исторических явлений.
Исторический процесс — временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явилась результатом деятельности многих поколений людей.
Класс — большая группа людей, объединенная по следующим признакам:
1)наличие собственности на средства производства 2)участие в распределении прибыли, З) организует производство или непосредственно участвует в нем.
Коммуникативная подсистема политической системы общества — совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществления власти, выработке и проведении политики.
Конституция — это основной закон государства.

Консенсус - согласие без формального голосования

Коллективизм - принцип общности, коллективного начала в общественной жизни, в труде, какой-либо деятельности

Кос венная (представительная) демократия - возможность народа осуществлять власть через своих представителей в различных государственных органах

Культура - все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты.
Культурно-идеологическая подсистема политической системы общества — совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической системы.
Культурные права — права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности.
Личность(1) — человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя.
Личность (2) — человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения

Многопартийность - существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий
Наблюдение — целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходят получение звания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.
Надстройка — совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.
Налог - обязательный платеж, устанавливаемый государством для граждан и предприятий.

Народность - общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры.

Народные массы — социальные общности, сложившиеся на определенной территории, члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и сообща создают материальные и духовные ценности.
Наука — теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.
Научная теория — логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий.

Научно-техническая революция (НТР)— это качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных званий.
Нации — наиболее развитые этнические образования, возникшие на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально- психологической общности.
Нормативная подсистема политической системы общества — политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества.
Нормы морали - нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения.
Образование — целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

Общение — процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.
Общественные объединения — добровольные, самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общности интересов для достижения какой-либо цели, общей для всех их членов.
Общество (1) - совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами жизни и деятельности (группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности);

Общество (2) - целостный социальный организм, включающий в себя большие и малые группы людей, а также связи и отношения между ними (конкретный этап в историческом развитии народа или страны).

Общество (З) — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

Общество (4) — динамическая саморазвивающаяся система, то есть такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.
Объективная истина — достоверное знание, не зависимое от пристрастий и интересов людей.
Обычай — исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку путем многократного повторения.
Отклоняющееся (девиантное) поведение — не соответствующее требованиям социальных норм.
Относительная истина — неполное, ограниченное знание верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Отрасль права — систематизированная группа правовых норы, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Ощущение — отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которое непосредственно воздействуют на органы чувств.
Парламентаризм — ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления.
Партийная система — совокупность всех существующих и действующих в стране партий.

Политическая партия — это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть

Политическая партия легальная - партия, деятельность которой разрешена государством и официально зарегистрирована

Политическая партия нелегальная - партия, которая запрещена государством и действующая подпольно

Племя - этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, культурой, языком и самоназванием.

Познание — процесс деятельности людей, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.

Подсистема - «промежуточный» комплекс, более сложный, чем элемент, но менее сложный, чем сама система.

Познание — процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.
Политика(1) — искусство управления государством.

Политика (2) — отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.
Политика (З) — деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений, в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упорядочения политической власти или ее завоевания.
Политика (4) - сфера деятельности групп, партий, индивида, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Политика (5) - основные принципы, нормы и направления деятельности по осуществлению государственной и общественной власти

Политическая идеология - 1.система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, какого-либо субъекта политики (класса, нации, общества, партии, общественного движения); 2. теоретическое обоснование системы ценностей субъектов политики

Политическая коммуникация — распространение и передача политической информации, как между элементами политической системы, так и между политической системой и обществом.
Политическая культура (1)— комплекс типичного для данного общества укоренившихся образцов поведения, ценностных ориентаций, политических представлений.

Политиче ская культура (2)— это передаваемый, из поколения в поколение опыт политической деятельности в котором соединены знания, убеждения «модели поведения человека и социальных групп
Политическая партия — специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

Политические права — права, обеспечивающие возможности участия граждан в политической жизни страны

Политическая система — механизм реализации политической власти и политического управления обществом.
Политическая система общества - совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.
Политические нормы (1) — правовые, политические и моральные правила, лежащие в основе жизнедеятельности политической системы. (2) — устанавливаемые различными политическими организациями нормы.
Политические права — права гражданина, обеспечивающие возможность участия в политической жизни страны.

П олитические роли личности - политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение в политической системе

Политическая социализация личности - процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль

Политический статус — положение человека в политической системе, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказать влияние на политическую жизнь страны.

Политическое правление — процесс разработки, принятия и реализации политических решений.
Пользование — возможность использовать полезные свойства имущества.

Понятие — форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки предметов и явлений.

Пошлина таможенная — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей
Права человека — гарантируемая законом мера возможного поведения индивида.
Право(1) - система общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.
Право(2) - система понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запретах, условиях их возникновения и реализации.

Право (3)— это система общеобязательных, формальных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

Правовое государство - государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.
Правовой статус личности — совокупность прав и свобод личности, которые принадлежат ей по закону.
Правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.

Прямая (непосредственная) демократия - возможность народа непосредственно принимать политические решения и осуществлять свою власть

Предложение — это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время.
Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Предпринимательская деятельность — деятельность, осуществляемая по собственной инициативе, на свой риск и ответственность, самостоятельная, направленная на получение прибыли
Представление — форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно, даже если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Престиж - оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении.
Приватизация - процесс передачи государственной собственности в частные руки
Прогресс - направление развития от низшего к высшему, от простого к сложному
Производительность труда — количество товара, произведённого в единицу времени.

Производительные силы — средства производства (предмет труда и орудия труда) + рабочая сила.
Производственные отношения — отношения людей в процессе производства

Пролетариат - наемные рабочие, лишенные средств производства

Пошлина — это специальный налог госу-дарства на товары, покупаемые за границей

Рабочая сила — люди с их умениями, навыками и способностями.
Распоряжение — возможность изменять назначение и принадлежность.

Революция - переворот в жизни общества, который ведет к ликвидации прежнего общественного и политического строя и установлению новой власти

Религиозные нормы — нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями.
Религия(1) — совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядных действий, а также религиозных институтов.
Религия (2) - система взглядов, в основе которой лежит понятие священного, святого.
Религия (З) — одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворение его духовных потребностей.

Религия (4) - вера и поклонение вымышленным, сверхъестественным существам (богам, духам и прочим)

Рынок — совокупность всех отношений, а также форм организаций и сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товара и услуг.
Рыночная экономика экономическая система, в которой решение относительно того, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке.
Самообразование — приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя.
Самопознание - познание личностью своих собственных возможностей, качеств.
Самореализация - претворение в жизнь значимых для человека целей, планов, идей, проектов.
Свобода — самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Свобода человека — узаконенная возможность поступать а соответствии со своей волей, отсутствие стеснений, ограничений деятельности человека.

Собственность — отношение между человеком или группой людей с одной стороны, и предметами и вещами с другой.
Сословия большие группы людей, имеющие определенные права и обязанности, передающиеся по наследству.
Социализация — осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями (т.е. становление личности).
Социальная мобильность — возможность перехода человека с одного социального уровня на другой, из одной группы в другую.
Социальная роль — некоторый образец поведения, признанный
целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
Социальная санкция — реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно-значимой ситуации.
Социальная стратификация (структура) - расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между людьми.
Социальные нормы — установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь.
Социальные права — право на благосостояние и достойную жизнь.

Социальный статус — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Спрос - это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен; желание и возможность потребителя купить конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте
Стоимость — величина вложенных в товар затрат.
Страты — большие группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре общества.
Суждение — форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с их помощью утверждается или отрицается что-либо.

Тип (сущность) государства - совокупность важнейших сторон, свойств и связей государства, порожденных конкретной исторической эпохой и отражающих его сущность
Трудовая деятельность — форма человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.

Умозаключение — получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
Уровень разделения труда — распределение функций между участниками трудового процесса.
Фатализм — рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.
Фондовый рынок — рынок ценных бумаг.

Форма государства - способы организации и осуществления власти в стране: форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима
Формация — исторически определенный тип общества, рассматриваемый в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.
Функции политики — совокупность процессов, выражающих ее назначение в обществе.

Функции государства - основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития
Цель - идеальный образ результата.
Цена — денежное выражение стоимости.

Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, класса, общества
Цивилизация(1) — уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью.

Цивилизация(2) — качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни), той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.
Человек — существо, принадлежащее к человеческому роду (НОМО SAPIENS).
Экономика — система общественного производства, то есть процесс создания материальных благ необходимых человеческому обществу для его нормального развития и существования (промышленность, с/х, финансовая система, торговля).
Экономические права — узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления.
Эксперимент — метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Эмпирическое описание — фиксирование сведений знаками языка либо другими знаковыми формами.
Этносы (народы) - большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.
Эффективность труда - затраты/результат.

В течение своей жизни человек постоянно занимается какой-либо деятельностью.

Именно в деятельности человек раскрывается особенно ярко. В деятельности проявляется его интеллект, таланты и способности, потребности, интересы, сила воли, темперамент, умение ставить цель и принимать решение.

Интеллект зависит от возраста, образования, индивидуальных особенностей. Интеллектом обладает тот, кто способен в любой проблеме выделить главное, проанализировать её и найти способы решения. Человек с сильной волей решителен, самостоятелен, настойчив в достижении своих целей.

Видите, как много всего сосредоточено в слове деятельность.

Мотивы и цели деятельности

Человек никогда ничего не делает просто гак. В основе его поведения и действий лежат мотивы.

Мотивом поступления в институт является желание учиться и стать хорошим специалистом в той области, которую выбрал. Для этого необходимо хорошо знать школьные предметы, иметь соответствующие документы и успешно сдать экзамены.

Что же такое деятельность? Предположим, вы с классом поехали на экскурсию, отвечаете на уроке на вопрос учителя, садитесь дома делать домашнее задание - это действия, учёба или обучение - деятельность.

    Советуем запомнить!
    Деятельность - последовательность действий (умственных или физических), совершаемых на протяжении длительного времени и направленных на достижение конкретной цели. Деятельность требует упорства, целеустремлённости, постоянных усилий.

    Интересные факты
    Учёные экспериментально доказали, что бесполезные действия вынуждают затрачивать подчас не меньше сил и энергии, чем нужные и полезные.

У деятельности есть цель. Например, купить автомобиль. Для её достижения надо накопить капитал, пройти медосмотр, получить различные справки, водительские права, а потом выбрать магазин с подходящими ценами и марками машины. Действие - маленький фрагмент деятельности - зайти в магазин и купить автомобиль. Деятельность - это учёба, общение с разными людьми, многолетняя работа в банке, на заводе, в офисе, которая приносит заработную плату.

Виды деятельности

Человеческая деятельность очень разнообразна, но основными видами деятельности являются учение (учёба), игра и труд, творчество, общение.

Учение - это обретение новых знаний, освоение новых навыков. Например, в процессе учения вы узнали, что такое деятельность, а теперь приобретаете навык определения её основных видов, а ещё можно научиться рисовать, плавать, играть на музыкальном инструменте.

Игра - это подражание реальной деятельности. Вы же играли в раннем детстве, копируя жизнь взрослых, в такие игры, как дочки-матери, больница, магазин и т.д.? Кроме того, игрой называются спортивные, компьютерные игры.

Трудовая деятельность человека создаёт различные полезные продукты (строительство домов, сборка автомобилей) или оказывает полезные услуги (например, туристические, медицинские, бытового обслуживания).

В процессе творческой деятельности обязательно создаётся что-то новое. Например, изобретение колеса, автомобиля, сочинение музыки, написание книги и т.д. А в процессе общения происходит обмен информацией, идеями, эмоциями.

Такое многообразие видов деятельности существует потому, что они удовлетворяют какие-то важные потребности общества. Не будь потребности, не возникнет деятельности. Кому нужны тёплые сапоги и мастеровые, их изготовляющие, скажем, в Африке, если население в них не нуждается, там круглый год тепло? А в России они необходимы.

Какие виды деятельности иллюстрируют фотографии? На удовлетворение каких потребностей они направлены?

Результат деятельности

Результатом деятельности служит создание полезной вещи или услуги, чувство радости, если твоя любимая футбольная команда выиграла - и наоборот.

Результат не всегда виден глазу, например при умственной деятельности, которая предшествует любой другой. Умственная деятельность выступает основой для всех видов деятельности, так как человек сначала думает, а потом делает. Это правило важно соблюдать и в школьной и во взрослой жизни.

Если представить структуру деятельности, то она состоит из цели, потребностей, мотивов, средств, совокупности действий, результата.

Деятельность и личность

В деятельности раскрывается не просто человек, а проявляется человеческая личность. Что такое личность?

Слово «личность» употребляется по отношению к человеку, готовому к сознательной деятельности. Мы не говорим «личность новорождённого». Мы всерьёз не говорим о личности двухлетнего ребёнка. Личностью не рождаются. Личностью становятся. Ребёнок станет личностью, лишь когда сам начнёт совершать осознанные поступки. Хотя на первых порах с помощью взрослых.

Установлено, что личность - высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы над самим собой. Самостоятельность, активность, инициативность, способность отвечать за свои действия, контролировать своё поведение - вот черты личности. Есть ли они у вас?

Стать личностью можно только в том случае, если у вас есть чёткие представления о добре и зле. Бескорыстная любовь к ближним составляет основу человеческой личности, формирование которой начинается в обществе и семье.

Личность проявляет себя в повседневном поведении, утверждает в конкретных поступках.

Поведение

Что же такое поведение? Чем отличается поведение от деятельности? Для школьников это особенно важно. Учителя оценивают не только ваши знания, но и поведение.

Деятельность, в отличие от поведения, может быть внутренней (умственная деятельность) и внешней. Про себя вы продумываете решение задачи, а затем садитесь за стол и записываете его.

Поведение состоит из поступков.

Содержание поступка определяет моральность поведения, различие добра и зла. Не всякое действие человека становится поступком. Молодой человек очень устал и с удовольствием расположился на сиденье автобуса. Пока ещё это действие. Но вот вошла пожилая женщина, и он, несмотря на усталость, моментально уступил ей своё место. Вот это поступок. Как вы думаете, почему?

Очень важно, какие поступки мы совершаем по отношению к тем, кто слабее и беззащитнее нас, кто нуждается в особом внимании и заботе, к людям с ограниченными возможностями. Проходим ли мы мимо их проблем или совершаем поступки и помогаем им.

    Подведём итоги
    Человек проявляется в деятельности. У любой деятельности есть цели, мотивы - причины поведения и действий человека, результат. Деятельность человека очень разнообразна.
    Умственная деятельность является основой для всех других видов деятельности.

    Основные термины и понятия
    Мотивы, деятельность, интеллект, воля, личность, поведение, поступок.

Проверьте свои знания

  1. Объясните, что такое мотивы деятельности.
  2. Перечислите основные виды деятельности. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие их.
  3. Из каких ежедневных действий складывается ваше обучение в школе?
  4. Чем действие отличается от поступка? Приведите примеры.
  5. Что такое личность? Объясните, как в деятельности проявляется личность человека.
  6. Какой вид деятельности является сегодня для вас главным? Какова её цель? Какие средства вы используете для достижения этой цели?

Практикум

  1. Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Некрасова «Крестьянские дети». Какими видами деятельности занимаются его персонажи? Каковы их мотивы?

      Домой, ребятишки! обедать пора.
      Вернулись. У каждого полно лукошко.
      А сколько рассказов! Попался косой,
      Поймали ежа, заблудились немножко
      И видели волка... у, страшный какой!..
      - Довольно, Ванюша! гулял ты не мало,
      Пора за работу, родной! -
      Но даже и труд обернётся сначала
      К Ванюше нарядной своей стороной:
      Он видит, как поле отец удобряет,
      Как в рыхлую землю бросает зерно,
      Как поле потом зеленеть начинает,
      Как колос растёт, наливает зерно;
      Готовую жатву подрежут серпами,
      В снопы перевяжут, на ригу свезут,
      Просушат, колотят-колотят цепами,
      На мельнице смелют и хлеб испекут.
      Отведает свежего хлебца ребёнок
      И в поле охотней бежит за отцом...

  2. Согласны ли вы с высказыванием «отрицательный результат (деятельности) - тоже результат». Свой ответ обоснуйте.