Психологические типы юнг читать онлайн. Юнг К

Рукопожатие двух людей может быть действительно гораздо правдивей и информативней - даже тысячи слов.

Привычка пожимать руки как жест приветствия присутствует практически во всех культурах. Но если в древние времена ритуал приветствия у разных народов мог значительно отличаться, то сейчас, в эпоху глобализации любых процессов, в том числе и культурных, мы получили универсальный и довольно стандартный способ поприветствовать другого человека – рукопожатие.

Но только на первый взгляд – это простое действие типично и не содержит никакой индивидуальности. На самом деле вариантов рукопожатия великое множество. И в зависимости от ситуации, отношения к собеседнику и характера обстановки каждый из нас выбирает тот или иной способ пожать руку другому человеку.

Исходя из особенностей приветствия можно делать выводы о том, как на самом деле относятся друг к другу здоровающиеся люди, какие они испытывают эмоции, что намереваются предпринять. Многие из этих скрытых сигналов неизвестны не только сторонним наблюдателям, но и самим участникам ритуала приветствия.

И сейчас мы рассмотрим все виды и характерные особенности рукопожатий, что может очень даже пригодится в жизни – и когда будете пытаться понять, кто главный среди политиков, как к вам относятся коллеги, босс или родственники.

Положение рук во время рукопожатия

Прежде всего стоит начать с положения рук во время рукопожатия. При стандартном рукопожатии, обладающем нейтральным характером, кисти рук участников приветствия находятся в одинаковом положении. Они перпендикулярны поверхности земли и градус угла в районе локтевого сустава у каждого будет примерно одинаковым.

ТСН.ua

Такое рукопожатие свидетельствует о нейтральном отношении здоровающихся друг к другу. Во всяком случае, никаких ярких эмоций участники приветствия не переживают. Люди, пожимающие руки друг другу таким образом, склонны к компромиссному, рациональному поведению (если только их рукопожатие не отличается чрезмерной силой, но об этом немного позже).

Совершенно иное значение имеет рукопожатие, изображенное на рисунке ниже. Кисть руки одного человека развернута вниз, а второго – наоборот смотрит открытой частью вверх. Это примеры классических противоположных типов поведения. Участник А демонстрирует свое высокомерное отношение к участнику В , который в свою очередь демонстрирует готовность к подчинению.


ТСН.ua
Слева участник В, справа - участник А

Позиция участника А часто указывает на властных и авторитарных личностей. В данном случае можно говорить, что А показывает свой авторитет, свой более высокий социальный статус. Это не всегда соответствует действительному положению вещей. Скорее – желаемому. Ведь люди, наделенные властью и полномочиями, не часто демонстрируют их – даже вот такими, практически бессознательными жестами. Так что их рукопожатие зачастую носит нейтральный характер.

Подобный тип рукопожатия часто свидетельствует о желании получить что-то от своего собеседника. Причем речь идет в основном о нематериальном приобретении. Участник А может быть нацелен на получение подтверждения подчинения, согласия с каким-то мнением или отношением. Позиция участника В говорит об обратном. Такое рукопожатие говорит о демонстрируемом дружелюбии, миролюбии, готовности идти на уступки, готовность пожертвовать своими интересами и ресурсами ради интересов и целей собеседника. Люди, подающие руку таким образом, стремятся найти расположение своего партнера по приветствию и готовы ради этого наступить на горло своей гордости. Такой тип рукопожатия называют "рукопожатие подхалима". Естественными усилителями такой подхалимской позиции является вытянутая вперед рука, согнутая спина, заискивающая улыбка, полусогнутые колени.


ТСН.ua

Иногда приходится сталкиваться с тем, что мы подаем руку для с прицелом на нейтральное рукопожатие, а наш партнер демонстрирует позицию участника А , стремясь загнать нас поглубже под плинтус и заставить сделать "рукопожатие подхалима". Что делать в такой ситуации?

Ответ находится в сфере невербальных коммуникаций. Необходимо сделать к своему недружелюбному собеседнику полшага, не разрывая при этом рук. Это заставит собеседника повернуть руку в нормальное вертикальное положение. Далее можно сделать шаг назад и только после этого прекратить рукопожатие. Таким образом ваш собеседник на бессознательном уровне получит отпор, и это заставит его относится к вам более осторожно и уважительно. Эффект можно усилить "дружеским" похлопыванием по плечу или прикосновением к руке собеседника левой рукой. Обычно после такого контакта недружественный собеседник выглядит обескуражено и не демонстрирует никаких признаков авторитарного поведения.


ТСН.ua

Вторая рука во время рукопожатия

При рукопожатии значение имеет не только та рука, которой вы здороваетесь, но и левая рука (если вы правша), так как она гораздо более точно выражает отношение к собеседнику.

Начнем с нейтральной позиции. Левая рука расслаблена и висит вдоль корпуса. Здесь не имеет смысла что-либо интерпретировать. Обычное ровное отношение. Ничего сверхнеординарного не стоит ожидать от человека, левая рука которого в момент рукопожатия никак не задействована.

Если же собеседник начинает подключать левую руку к процессу рукопожатия – это говорит о том, что процесс начинает нести в себе больше эмоций и больше личного отношения. В таких случаях проявляются симпатии и антипатии, скрытые и явные намерения, желание проявить сочувствие, оказать поддержку, избавиться от чьего бы то ни было присутствия или желание войти в более тесные взаимоотношения.


kmu.gov.ua

В обычном общении имеет значение дистанция, на которой происходит коммуникация. Чем дальше от вас находится собеседник, тем более формальными, нейтральными являются ваши отношения. Чем ближе он подходит, тем на более теплые чувства рассчитывает. Исключение, конечно же, составляет вариант с заведомо крайне негативным отношением, когда мы сокращаем дистанцию не из желания обнять, а из желания придушить собеседника.

В рукопожатии значение дистанции остается таким же. Особенно, когда мы задействуем в ритуале левую руку.

Для начала рассмотрим прикосновения в районе кисти. Дальняя дистанция.

В данном случае прикосновение к кисти служит признаком того, что между собеседниками установлены не самые близкие отношения. Скорее всего, они носят характер разовых социальных транзакций. Собеседник, прикасающийся свободной рукой к кисти другого человека, в настоящий момент не находится с ним в близких отношениях, чувствуют дистанцию.

Теперь более подробно остановимся на различных типах прикосновений.

1. Во время рукопожатия ваш собеседник левой рукой обхватывает вашу кисть. Такое положение называется "захват перчатка" .


ТСН.ua

Несмотря на то, что такой захват воспринимается в основном отрицательно, он, тем не менее, имеет положительное значение. Таким образом собеседник выражает свое наилучшее расположение. В зависимости от силы рукопожатия можно говорить и о восторге от встречи, который обуревает человека. Чем сильнее жмут вам руку, зажав её в "перчатку", тем большую радость от общения с вами испытывают. Такого рукопожатия часто удостаиваются звезды эстрады и кино.

Дополнительными маркерами, подтверждающими такое настроение, являются дистанция и наклон корпуса собеседника.

Большая дистанция говорит об осторожном, даже можно сказать трогательном отношении. А вот если рука попала в такой захват, и собеседник приблизился на очень короткую дистанцию, это значит, что от вас ожидают каких-то преференций: принятия, взаимного расположения, ответных знаков внимания.

Если после такого рукопожатия сложенные вместе ладони ваш собеседник подносит к своему лицу, как бы закрывая его нижнюю часть, можно говорить о том, что он испытывает невероятный восторг от встречи.

2. Ладонь снизу

В данном случае кисть левой руки собеседника является как будто платформой, на которую опираются ваши руки при рукопожатии. Такое положение говорит о бессознательном желании оказать поддержку, помощь, утешить, помочь советом. Фактически этот жест демонстрирует готовность оказать помощь. Если вы столкнулись с таким положением рук, без сомнения можете просить о помощи у своего собеседника – он поможет.


ТСН.ua

3. Ладонь сверху

Ладонь левой руки, прикрывающая вашу руку сверху в момент рукопожатия, означает выражение заботы и участия.


ТСН.ua

Это почти всегда верно, когда рукопожатие совершается между людьми разного пола или возраста. В то же время если вы наблюдаете такое положение рук при рукопожатии между двумя мужчинами примерно одинакового возраста и социального статуса, то ситуация может носить абсолютно противоположное значение.

Также в данном случае нужно обращать внимание на контекст ситуации. Если человек кладет ладонь сверху сразу во время рукопожатия, то, вероятно, речь идет о выражении глубоких положительных чувств по отношению к собеседнику. Если же этот жест формируется как ответ на какие-либо слова или движения, возникшие уже по ходу разговора (а руки при этом не разрывают контакт), то, скорее всего, это говорит о попытке проявить свое эго, желании показать, кто здесь главный.


kmu.gov.ua
Рукопожатие исполнено в манере равноправных партнеров, но есть два нюанса, указывающих на превосходство Обамы. 1. Левой рукой Обама похлопывает Яценюка по плечу. Это жест вторжения в личное пространство партнера по общению. Яценюк не предпринимает аналогичных попыток, что лишь усиливает эффект влияния Обамы. 2. Спина Яценюка настолько напряжена, что создается впечатление,что он вытянулся перед Обамой как новобранец перед сержантом. В целом фотография демонстрирует напряженность Яценюка и признание им более высокого статуса своего собеседника. Однако не стоит увлекаться интерпретациями и утверждать, что Яценюк при этом демонстрирует какие-то знаки подчинения. Есть уважение, есть напряженность в позе, есть зажатость, но подчиненность на данном фото отсутствует

Кроме того, такой жест может возникать и как следствие реакции на недружелюбное поведение собеседника или вторжение его в интимную зону.

Существует ли разница между положением ладони снизу и сверху? Безусловно. Человек, располагающий свою ладонь снизу, более склонен к оказанию любой помощи и поддержки, какую вы попросите. А вот человек, ладонь которого находится сверху, обычно уже прекрасно понимает, что именно вам будет нужно и полезно в этот момент и в этой ситуации. То есть разница между расположением ладоней отражает наличие либо отсутствие инициативной позиции. Ладонь снизу – признак принятия вашей инициативы. Ладонь сверху – признак готовности проявить свою собственную инициативу.

Так происходит не всегда. Положение корпуса способно перевернуть эту интерпретацию с ног на голову.

Прикосновения к собеседнику. Ближняя дистанция

Человек может прикасаться левой рукой к собеседнику как в районе предплечья, так и в районе локтевого сустава. А в некоторых случаях мы располагаем свою руку на плече или даже приобнимаем за спину того, с кем здороваемся.


ТСН.ua


ТСН.ua

Здесь в силу вступают законы дистанции. Чем ближе к корпусу тела находится место, где зафиксировалась рука вашего собеседника, тем большую потребность в общении он испытывает. Прикосновение к предплечью и прикосновение к плечу обладают разной степенью выраженности тех чувств. Самая крайняя степень – это, конечно же, обнимашки. Ну или похлопывания собеседника по спине.

Не стоит забывать, что объятия могут носить и характер субкультурных особенностей. Молодые люди спортивной наружности, приветствующие друг друга крепкими объятиями, не всегда испытывают друг к другу слишком уж теплые чувства. Скорее всего, такой тип приветствия есть следствие их собственных ритуалов. У них так принято. В любом случае для оценки взаимоотношений людей по их рукопожатию следует учитывать контекст ситуации, влияние культурных и социальных особенностей.

Сила и длительность рукопожатия

Кроме самого рукопожатия значение имеет ещё несколько факторов.

1. Сила рукопожатия. Чем сильнее вам жмут руку, тем больше эмоциональной энергии готов влить собеседник в общение. При этом вялое рукопожатие – это ещё не признак неприязни. Может, человек просто плохо себя чувствует. А сильное рукопожатие, соответственно, не всегда признак благодушного расположения. Сила сжатия указывает лишь на готовность потратить во время общения с вами определенную долю мышечной энергии. А вот каков будет характер применения этой энергии, зависит уже от совершенно других факторов.

2. Длительность контакта. Здесь есть прямая корреляция со временем, которое готов потратить на общение с вами собеседник. Чем дольше он трясет вашу руку, тем на большую продолжительность разговора он рассчитывает. Чем короче рукопожатие – тем быстрее оппонент готов "порешать" все вопросы и заняться другими, более важными делами. Часто краткое рукопожатие говорит о наличии желания вашего собеседника поскорее перейти к решению вопроса, ради которого вы встретились. В данном случае краткость будет указывать на нежелание тратить время на формальные процедуры.

Ошибки интерпретаций

Когда занимаешься аналитикой невербальной коммуникации, понимаешь, что ни один жест и ни один признак не является достоверным на все сто процентов. Более того, иногда один и тот же жест в разных ситуациях может иметь абсолютно противоположное значение.

Чтобы допускать меньше ошибок в интерпретации жестов (а полностью от них избавиться не удастся), всегда нужно делать поправку на контекст ситуации, особенности культуры и социальной группы, сочетание жеста с позой и мимикой. Но ключевые особенности рукопожатия в большинстве случаев остаются неизменными.

Главное:

1. Рукопожатие выражает отношение к собеседнику. И если на словах человек может соврать, то через рукопожатие у правды гораздо больше шансов быть правильно интерпретированной.

2. Дистанция при рукопожатии означает лишь то, насколько с вами намерены контактировать. Короткая дистанция вовсе не обязательно означает позитивное расположение.

3. Чем сильнее жмут руку, тем больше желания осуществить контакт. И тем больше эмоций обуревают вашего собеседника.

4. Главные признаки формального рукопожатия: большая дистанция, вялое рукопожатие, краткое время контакта руками. Это указывает на незаинтересованность в общении.

5. Если в рукопожатии используется левая рука – это признак того, что собеседник вкладывает в контакт с вами больше личного отношения, чем в других случаях и с другими людьми.

Также предлагаю посмотреть и попытаться проанализировать видео реальных и небезынтересных рукопожатий президента Петра Порошенко с Кэтрин Эштон, Владимиром Путиным, Нурсултаном Назарбаевым и Александром Лукашенко в Минске - используя только приобретенные знания.

А теперь - проверка сделанных выводов. Итак, Эштон выражает поддержку Порошенко, выполнив жест рукопожатия "перчатка", прикрыв сверху ладонь украинского президента. Порошенко демонстрирует положительное отношение к Эштон улыбаясь, но время зрительного контакта с ней очень короткое. Раньше, чем заканчивается рукопожатие с Эштон его взгляд уже перескакивает на Путина.

Рукопожатие с Путиным демонстративно холодное. Слишком резкий, театральный переход от улыбки, адресованной Эштон, до напряженных ходящих желваков и окаменевшего взгляда, адресованного Путину.

В следующую секунду напряжение позы Порошенко начинает спадать и дежурное рукопожатие с Назарбаевым уже проходит под эгидой легкой улыбки. А Лукашенко достаются все эмоциональные заначки от Порошенко – и улыбка, и разворот корпуса плечом к плечу, и заботливая "перчатка" при рукопожатии.

Вывод – холодность Порошенко по отношению к Путину наиграна, подчеркнута, несколько преувеличена. И сделано это на контрасте с улыбками другим участникам встречи специально, чтобы подчеркнуть негативное к нему отношение.

Карл Густав Юнг

Психологические типы

Перевод с немецкого Софии Лорие, переработанный и дополненный Валерием Зеленским
М.: «Университетская книга», ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. - 720 с.
ISBN 5-88230-042-8, ISBN 5-237-00313-3
Серия Классики зарубежной психологии

DJVU 11,5 Мб

Качество: сканированные страницы
Язык: русский

Психиатр и мыслитель, многолетний сподвижник «отца» психоанализа Зигмунда Фрейда, а в последующем основатель собственного направления в глубинной психологии, так называемой аналитической психологии, Карл Густав Юнг общепризнанно принадлежит к классикам психологической науки XX века. «Психологические типы» - одна из важнейших его работ и, вероятно, самая знаменитая книга из всего его многотомного собрания.
Юнговская типологическая модель выпестовалась из широкого исторического обозрения типологических вопросов в литературе, мифологии, эстетике, философии и психопатологии. Это не система анализа характеров и не способ навешивания ярлыков на самого себя или на других. В той степени, в какой человек может использовать компас для определения местонахождения в физическом пространстве на Земле, юнговская типология является инструментом для психологической ориентации. Это метод понимания как самого себя, так и тех трудностей, которые могут возникать в отношениях между людьми.

В. Зеленский. Предисловие 5
От редактора русского издания 1929 г. (Эмилий Метнер) 8
Предисловие к 1-му швейцарскому изданию 23
Предисловие к 7-му швейцарскому изданию 25
Предисловие к аргентинскому изданию 27

ВВЕДЕНИЕ 29

I. ПРОБЛЕМА ТИПОВ В ИСТОРИИ АНТИЧНОЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ МЫСЛИ 35
1. Психология классического периода: гностики, Тертуллиан, Ориген 35
2. Богословские споры в раннехристианской церкви 49
3. Проблема пресуществления 52
4. Номинализм и реализм 55
A) Проблема универсалий в античном мире 56
Б) Проблема универсалий в схоластике 69
B) Попытка примирения противоположностей в учении Абеляра 79
5. Спор Лютера и Цвингли о причастии 99

II. ИДЕИ ШИЛЛЕРА О ПРОБЛЕМЕ ТИПОВ 102
1. Письма об эстетическом воспитании человека 102
а) Ведущая и подчиненная функции 102
б) Об основных влечениях (инстинктах) 135
2. Рассуждения о наивной и сентиментальной поэзии 172
а) Наивная установка 173
б) Сентиментальная установка 174
в) Идеалист и реалист 176

III. АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ НАЧАЛО 178

IV. ПРОБЛЕМА ТИПОВ В ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИИ 190
1. Общий обзор типов Джордана 190
2. Специальное изложение и критика типов Джордана 197
а) Интровертная женщина 197
б) Экстравертная женщина 201
в) Экстравертный мужчина 206
г) Интровертный мужчина 210

V. ПРОБЛЕМА ТИПОВ В ПОЭЗИИ. ПРОМЕТЕЙ И ЭПИМЕТЕЙ КАРЛА ШПИТТЕЛЕРА 213
1. Предварительные замечания о типизировании Шпиттелера 213
2. Сравнение Прометея Шпиттелера с Прометеем Гете 221
3. Значение объединяющего символа 239
а) Брахманистическое понимание проблемы противоположностей 245
б) О брахманистическом понимании объединяющего символа 250
в) Объединяющий символ как динамическая закономерность 260
г) Объединяющий символ в китайской философии. 266
4. Относительность символа 274
а) Поклонение женщине и поклонение душе 274
б) Относительность поняти Бога у Мейстера Экхарта. 296
5. Природа объединяющего символа у Шпиттелера 316

VI. ПРОБЛЕМА ТИПОВ В ПСИХОПАТОЛОГИИ 332

VII. ПРОБЛЕМА ТИПИЧЕСКИХ УСТАНОВОК В ЭСТЕТИКЕ 351

VIII. ПРОБЛЕМА ТИПОВ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ 364
1. Типы по Джемсу 364
2. Характеристические пары противоположностей в типах Джемса 373
а) Рационализм против эмпиризма 373
б) Интеллектуализм в противоположность сенсуализму (Sensationalism) - такова вторая пара противоположностей установленная Джемсом 378
в) Третья пара противоположностей, установленная Джемсом, - идеализм в противовес материализму 379
г) Оптимизм в противовес пессимизму составляет четвертую пару противоположностей 380
д) Пятая пара противоположностей - религиозность в противовес иррелигиозности 382
е) Шестая пара противоположностей - индетерминизм, противостоящий детерминизму 383
ж) Седьмой противоположностью является монизм и плюрализм 386
з) Догматизм в противоположность скептицизму 387
3. К критике концепции Джемса 387

IX. ПРОБЛЕМА ТИПОВ В БИОГРАФИКЕ 391

X. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТИПОВ 402
1. Введение 402
2. Экстравертный тип 406
а) Общая установка сознания 406
б) Установка бессознательного 411
в) Особенности основных психологических функций в экстравертной установке:
Мышление - Экстравертный мыслительный тип - Чувство - Экстравертный чувствующий тип - Общий обзор экстравертных рациональных типов - Ощущение - Экстравертный ощущающий тип - Интуиция - Экстравертный интуитивный тип - Общий обзор экстравертных иррациональных типов 416
3. Интровертный тип 455
а) Общая установка сознания 455
б) Бессознательная установка 460
в) Особенности основных психологических функций в интровертной установке:
Мышление - Интровертный мыслительный тип - Чувство - Интровертный чувствующий тип - Общий обзор интровертных рациональных типов - Ощущение - Интровертный ощущающий тип - Интуиция - Интровертный интуитивный тип - Общий обзор интровертных иррациональных типов 463
г) Основные и вспомогательные функции 492

XI. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ 496

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 585

ПРИЛОЖЕНИЕ: ЧЕТЫРЕ РАБОТЫ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ 595
1. К вопросу об изучении психологических типов (1913) 595
2. Психологические типы (1923) 608
3. Психологическая теория типов (1931) 624
4. Психологическая типология (1936) 644

В. В. Зеленский Карл Густав Юнг. Жизнь, личность, работа 661

BIBLIOGRAPHY 695
БИБЛИОГРАФИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ 709
СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 711

11.05.2016 10:28

Карл Густав Юнг, ученик и соратник Зигмунда Фрейда, почти шестьдесят лет занимался обширной психиатрической практикой. Он много наблюдал за людьми и убедился, что структура психики, которую описывал Фрейд, проявляется не одинаково. Люди по-разному воспринимают действительность.

Обобщив и систематизировав наблюдения, свои и учеников, Юнг описал восемь психологических типов. Его труды легли в основу книги «Психологические типы», которая увидела свет в 1921 году. С позиций Юнга, у каждого человека есть индивидуальные черты и черты, присущие одному из психологических типов. Психологический тип проявляется в раннем детстве и в течение жизни почти не меняется, хотя по мере взросления он может сглаживаться. Стоит подчеркнуть, что типология не ограничивает свободу выбора человека, не является преградой для карьеры или любви, не препятствует его развитию. Это некий каркас, структура личности. Она не отменяет многообразия характеров и индивидуальности человека, представлений о добре и зле, его личного жизненного опыта, собственных мыслей, культурного уровня. Теория Юнга помогает понять, как люди воспринимают мир.

Юнг ввел в науку новые понятия - экстраверсия и интроверсия.

Человек-экстраверт сконцентрирован на внешнем мире. Интроверт черпает силу внутри себя. В мире нет чистых экстравертов и интровертов. Каждый человек всего лишь склонен к тому или другому восприятию мира, иногда ведет себя иначе дома и на работе. Экстраверты более активны, чем интроверты. Им комфортно в современном обществе свободного рынка. Они рвутся к статусу, наградам, достижениям, первенству, отдыхают и черпают силы в компании друзей. Отрицательные проявления экстраверсии - эгоистичность, наглость, своенравность. Поскольку экстраверты стремятся верховодить, то лучше складываются отношения в паре, где мужчина по своему психологическому типу - экстраверт, а женщина - интроверт.

Интроверты ничем не лучше и не хуже экстравертов. У них собственные слабости и преимущества. Интроверты восстанавливают силы, погружаясь в собственный внутренний мир. Чтобы успешно взаимодействовать со сложным для них внешним миром, они целенаправленно фокусируются на отдельных его аспектах. Интроверты - хорошие стратеги, вдумчивые и рассудительные. Они умеют видеть ситуацию глубже и дальше. В отличие от интровертов экстраверты - тактики и рвутся к победе здесь и сейчас. Отрицательные проявления интроверсии - витание в облаках, нежелание следить за своим внешним видом, неумение выражать свои мысли.

Но вернемся к теории Юнга. Следующее понятие, которое ему принадлежит, - психологические функции . По наблюдениям ученого, одни люди хорошо оперируют логическими данными, другие лучше справляются с эмоциональной информацией. Есть люди с великолепной интуицией, и люди, у которых лучше развиты ощущения. Четыре базовые психологические функции, по Юнгу, - это мышление, чувство, интуиция, ощущение.

Мышление помогает человеку установить понятийные связи между содержанием своих представлений. В процессе мышления он руководствуется объективными критериями, логикой. Чувства , напротив, основаны на оценке представлений: хорошо или плохо, красиво или некрасиво. Следующая психологическая функция - интуиция . Она связана с бессознательным восприятием происходящего, инстинктами. Четвертая психологическая функция - ощущения , которые базируются на физических раздражителях, вызванных конкретными фактами. Все четыре психологические функции есть у каждого человека. Они помогают ему выстраивать единую картину мира. Развиты функции по-разному. Как правило, одна доминирует над другими.

В зависимости от преобладания функции Юнг сначала выделил типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Далее он разделил психологические функции на два класса: рациональные функции - мышление и чувство, иррациональные - интуиция и ощущение. Функции образуют также альтернативные пары: чувство и мышление, интуиция и ощущение. Ученый утверждал, например, что чувства подавляют мышление, а мышление способно мешать чувству.

Рациональные функции Юнг называл разумными, потому что они ориентированы на объективные ценности и нормы, накопленные и принятые в социуме. Иррациональное поведение, с точки зрения ученого, - это поведение, которое не основано на разуме. Эти психологические функции не плохие, и не хорошие. В решении всевозможных ситуаций может быть важен как и рациональный, так и иррациональный подход. Юнг отмечал, что иногда чрезмерная концентрация на разумном разрешении конфликта способна помешать найти ответ на иррациональном уровне.

Каждую из психологических функций Юнг проанализировал с позиций экстраверсии и интроверсии и определил восемь психологических типов . Экстраверты и интроверты бывают рациональные и иррациональные. Рациональные экстраверты и рациональные интроверты в свою очередь встречаются мыслительные и чувствующие. Иррациональные экстраверты и иррациональные интроверты бывают ощущающие и интуитивные.

Ярче всего психологический тип проявляется в отношениях. Обычно счастливые пары, идеальные друзья и коллеги - это люди, дополняющие друг друга. Два интроверта могут ждать инициативы от партнера и не дождаться. Два экстраверта не в состоянии ужиться или сработаться, потому что слишком инициативны, каждый тянет одеяло на себя. Человек будет успешнее в той сфере деятельности, которая присуща его психологическому типу, однако ему ничто не мешает развивать в себе и другие качества, необходимые в работе, в общественной или в личной жизни.

Знание своего психологического типа поможет понять свою предрасположенность, активно использовать свои сильные стороны и находить способы компенсации слабых сторон. Бывают случаи, когда тип человека сильно размыт, но это скорее исключение.

Если вы не можете самостоятельно определить свой психологический тип, скорее всего вам просто не хватает информации или вы не хотите быть с собой откровенны. Обратитесь к профессиональному психологу, который протестирует вас и даст нужные вам рекомендации по разрешению жизненных ситуаций, саморазвитию и достижению целей.


Предлагаем читателю ознакомиться с основными положениями труда швейцарского психолога Карла Густава Юнга «Психологические типы» и возможностями его использования в современной практической психологии. В первой части статьи проводится краткий анализ глав этой книги К. Г. Юнга. Во второй части приводятся некоторые способы применения теории психологических типов в наши дни, проиллюстрированные примерами.

Квинтэссенция теории психологических типов К. Г. Юнга

В процессе своей врачебной практики Карл Юнг обратил внимание на то, что пациенты отличались не только множеством индивидуальных психологических характеристик, но также и типическими чертами. В результате исследования ученым было выделено два основных типа: экстравертный и интровертный. Разделение это обусловлено тем фактом, что в процессе жизни одних людей их внимание, интерес в большей степени были направлены на внешний объект, вовне, у других же - на свою внутреннюю жизнь, то есть приоритетным являлся субъект.

Однако Юнг предупреждал, что в чистом виде один или второй тип практически невозможно встретить, так как для социальной адаптации это может служить большой помехой. Отсюда вытекает идея о существовании смешанных типов, возникающих в результате компенсации односторонности одного типа личности, но с преобладанием в нем экстраверсии или интроверсии. В следствие данной компенсации появляются вторичные характеры и типы, которые усложняют определение личности как экстравертной или как интровертной. Еще большую путаницу вносит индивидуальная психологическая реакция. Поэтому, чтобы более точно определить преобладающую экстраверсию или интроверсию, нужно соблюдать крайнюю внимательность и последовательность.

Юнг подчеркивает, что деление людей на два основных психологических типа было произведено давно «знатоками человеческой природы и отрефлектировано глубокими мыслителями, в частности, Гете» и стало общепризнанным фактом. Но разные выдающиеся личности это деление описывали по-разному, исходя из собственного ощущения. Вне зависимости от индивидуальной трактовки, общим оставалось одно: выделялись те, чье внимание направлялось и было зависимо от объекта, отвращаясь от субъекта, то есть, себя, и те, чье внимание отторгалось от объекта и направлялось к субъекту, его психическим процессам, то есть обращалось на свой внутренний мир.

К. Г. Юнг отмечает, что любому человека свойственны оба этих механизма, при большей выраженности одного или второго. Их интеграция - естественный ритм жизни, аналогичный функции дыхания. И все же сложные обстоятельства, в которых оказывается большинство людей, и внешняя социальная обстановка, и внутренний разлад редко позволяют этим двум типам гармонично сосуществовать внутри того или иного человека. Поэтому происходит перевес либо в одну, либо в другую сторону. И когда начинает властвовать один или другой механизм, происходит формирование экстравертного или интровертного типа.

После общего вступления Юнг проводит исследование в области истории выявления психических типов, начиная от античных времен и заканчивая собственным подробным описанием экстравертного и интровертного типов. В первой главе Юнг осуществляет анализ проблемы психических типов в античной и средневековой мысли. В первом разделе этой главы он проводит сравнение между античными гностиками и носителями противоположной точки зрения - ранними христианами Тертуллианом и Оригеном, чтобы на их примере показать, что один был личностью интровертного типа, а второй - личностью экстравертного типа. Юнг отмечает, что гностики предложили разделение людей на три типа характера, где в первом случае преобладало мышление (пневматик), во втором - чувство (психик), в третьем - ощущение (гилик).

Выявляя тип личности Тертуллиана, Юнг указывает, что он в своей приверженности христианству принес в жертву то, что являлось самым ценным его достоянием - свой высокоразвитый интеллект, свое стремление к познанию; чтобы полностью сконцентрироваться на внутреннем религиозном чувстве, на своей душе, он отринул свой ум. Ориген, напротив, в мягкой форме введя в христианство гностицизм, стремился к внешнему познанию, к науке, и, чтобы освободить интеллект на этом его пути, совершил самооскопление, тем самым убрав помеху в виде чувственности. Юнг подводит итог, утверждая, что Тертуллиан был явным примером интроверта, причем осознанного, ведь ради сосредоточения на духовной жизни, он отказался от своего гениального ума. Ориген же, чтобы отдаться науке и развитию своего интеллекта, принес в жертву то, что в нем было выражено более всего - свою чувственность, то есть он был экстравертом, его внимание было направлено вовне, на познание.

Во втором разделе первой главы Юнг рассматривает богословские споры в раннехристианской церкви, чтобы показать на примере противостояния эбионитов, утверждавших, что Сын Человеческий имел людскую природу, и докетов, отстаивавших точку зрения, что Сын Божий лишь имел видимость плоти, принадлежность одних к экстравертам, вторых - к интровертам, в контексте их мировоззрения. Интенсивность этих споров привела к тому, что первые во главу угла стали ставить людское чувственное восприятие, направленное вовне, вторые главной ценностью стали считать асбтрактное, внеземное.

В третьем разделе первой главы Юнг рассматривает психотипы в свете проблемы пресуществления, актуальной для середины IX века нашей эры. Снова он берет две противоборствующие стороны для анализа: одну - в лице Пасхазия Радберта, настоятеля монастыря, утверждавшего, что во время обряда причастия вино и хлеб обращаются в плоть и кровь Сына Человеческого, вторую - в лице великого мыслителя - Скота Эригены, не желавшего принимать общее мнение, отстаивавшего свою точку зрения, «измышления» своего холодного рассудка. Не умаляя значения этого священного христианского ритуала, он утверждал, что причастие - это память о последней вечере. Утверждение Радберта получило всеобщее признание и принесло ему популярность, так как он, не обладая глубоким умом, сумел почувствовать веяния своего окружения и придать великому христианскому символу грубую чувственную окраску, поэтому Юнг указывает нам на четко выраженные черты экстраверсии в его поведении. Скот Эригена же, обладая незаурядным умом, который он сумел показать, отстаивая точку зрения, основанную лишь на личном убеждении, напротив, встретил бурю негодования; не сумев вчувствоваться в веяния своей среды, он был убит монахами того монастыря, в котором жил. К. Г. Юнг относит его к интроверсивному типу.

В четвертом разделе первой главы Юнг, продолжая исследование эстравертного и интровертного типов, сравнивает два противоположных лагеря: номинализм (яркие представители - Атисфен и Диоген) и реализм (лидер — Платон). Убеждения первых основывались на отнесении универсалий (родовых понятий), таких как добро, человек, красота и т.д. к обычным словам, за которыми ничего не стоит, то есть производилась их номинализация. А вторые, напротив, придавали каждому слову одухотворенность, обособленное существование, утверждая абстрактность, реальность идеи.

В пятом разделе первой главы, развивая свою мысль, Юнг рассматривает религиозный спор Лютера и Цвинги о причастии, отмечая противоположность их суждений: для Лютера важным было чувственное восприятие обряда, для Цвингли же - приоритетное значение имела духовность, символичность причастия.

Во второй главе «Идеи Шиллера о проблеме типов» К. Г. Юнг опирается на работы Ф. Шиллера, которого он считает одним из первых, кто прибегает к анализу этих двух типов, связывая их с понятиями «ощущение» и «мышление». Отмечая, впрочем, что этот анализ несет отпечаток собственного — Шиллера — интровертного типа. Интроверсию Шиллера Юнг противопоставляет экстраверсии Гете. Параллельно Юнг размышляет о возможности интровертного и экстравертного толкования значения универсалии «культура». Ученый анализирует статью Шиллера «Об эстетическом воспитании человека», полемизируя с автором, обнаруживая истоки его интеллектуальных построений в его чувстве, описывая борьбу поэта и мыслителя в нем. Юнга привлекает труд Шиллера в первую очередь как философско-психологическое размышление, ставящее вопросы и проблемы психологического толка, хотя и в шиллеровской терминологии. Большое значение для понимания теории Юнга имеют его рассуждения о символе у Шиллера как серединном состоянии, компромиссе между противоборствующим сознательными и бессознательными мотивами.

Далее Юнг рассматривает деление поэтов Шиллером на наивных и сентиментальных и приходит к выводу, что перед нами классификация, основанная на творческих особенностях поэтов и особенностях их произведений, которую невозможно проецировать на учение о типах личности. Юнг останавливается на наивной и сентиментальной поэзии как примерах действия типических механизмов, специфики отношения к объекту. Так как от типических механизмов Шиллер переходит непосредственно к психическим типам, аналогичным типам у Юнга, ученый констатирует выделение Шиллером двух типов, которые имеют все признаки экстравертного и интровертного.

Продолжая свое исследование, в третьей главе К. Г. Юнг рассматривает работу немецкого философа Фридриха Ницше в свете видения последним разделения на психотипы. И если Шиллер свою пару типических противоположностей называл идеалистически-реалистической, то Ницше ее именует аполлонически-дионисийской. Термин - дионисийский - своим происхождением обязан Дионису - персонажу древнегреческой мифологии, наполовину богу, наполовину - козлу. Описание этого дионисийского типа у Ницше совпадает с характерологической особенностью этого персонажа.

Так образом, название «дионисийский» символизирует свободу неограниченного животного влечения, коллективное выступает здесь на передний план, индивидуальное - на задний, творческая мощь либидо, выраженная в виде влечения, захватывает индивида, как объект и использует его как орудие или выражение. Термин «аполлонический» происходит от имени древнегреческого бога света Аполлона и передает, в трактовке Ницше, ощущение внутренних силуэтов красоты, меры и чувств, подчинившихся законам пропорций. Отождествление со сновидением четко ориентирует на свойство аполлонического состояния: это состояние интроспекции, состояние наблюдения, направленного вовнутрь себя, состояние интроверсии.

Рассмотрение типов у Ницше пребывает в плоскости эстетической, и Юнг называет это «частичным рассмотрением» проблемы. Однако, по мнению Юнга, Ницше, как никто до него, приблизился к пониманию бессознательных механизмов психики, мотивов, лежащих в основе противоборствующих начал.

Далее - в четвертой главе «Проблема типов в человековедении» - Юнг изучает труд Фюрно Джордана «Характер с точки зрения тела и генеалогии человека», в котором автор подробно рассматривает психотипы интровертов и экстравертов, используя собственную терминологию. Юнг критикует позицию Джордана в вопросе использования в качестве основного критерия активности для различения типов.

Пятая глава посвящена проблеме типов в поэзии. Опираясь на образы Прометея и Эпиметея в поэзии Карла Шпиттелера, ученый отмечает, что конфликт этих двух героев выражает, в первую очередь, противостояние между интровертным и экстравертным вариантами развития в одной и той же личности; однако поэтическое творение воплощает эти два направления в двух отдельных фигурах и их типических судьбах. Юнг сравнивает образы Прометея у Гете и Шпиттелера. Размышляя в этой главе о значении объединяющего символа, Юнг отмечает, что поэты способны «читать в коллективном бессознательном». Помимо современного ему толкования культурой символа и духа противоположностей Юнг останавливается и на древнекитайском, и на брахманистическом понимании противоположностей и объединяющего символа.

Далее Юнг рассматривает психотипы с позиции психопатологии (шестая глава). Для исследования он выбирает работу психиатра Отто Гросса «Вторичная церебральная функция». К. Г. Юнг отмечает, что при наличии психических отклонений выявить психотип гораздо проще, ведь они являются увеличительным стеклом в этом процессе.

Затем ученый обращается к эстетике (седьмая глава). Здесь он опирается на труды Воррингера, который вводит термины «эмпатия» и «абстрагирование», которые, как нельзя лучше, характеризуют экстравертный и интровертный тип. Эмпатия ощущает объект по определенной степени пустым и по этой причине может заполнить его своей жизнью. Наоборот, абстрагирование видит объект до определенной степени живым и функционирующим, и из-за этого пытается избежать его воздействия.

В восьмой главе своей работы Юнг переходит к рассмотрению психотипов с точки зрения современной философии. Для исследования он выбирает позицию представителя прагматичной философии Уильяма Джемса. Тот делит всех философов на два типа: рационалисты и эмпирики. По его мнению, рационалист - тонко чувствующий человек, эмпирик - личность закостенелая. Если первому важна свобода воли, то второй подвержен фатализму. Утверждая что-либо, рационалист незаметно для самого себя погружается в догматизм, эмпирик, наоборот, придерживается скептических взглядов.

В девятой главе Юнг обращается к такой науке, как биографика, в частности работам немецкого ученого Вильгельма Оствальда. Составляя биографии ученых, Оствальд обнаруживает противоположность типов, и дает им название классического типа и романтического типа. Первый указанный тип старается максимально усовершенствовать свой труд, поэтому работает медленно, он не оказывает существенного воздействия на окружение, так как боится перед лицом общественности совершить ошибку. Второй же тип - классический - проявляет абсолютно противоположные свойства. Для него характерно, что его деятельность разнообразна и многочисленна, результатом ее является большое число следующих один за другим трудов, и на соплеменников он оказывает значительное и сильное влияние. Оствальд отмечает, что именно большая скорость умственной реакции является признаком романтика и отличает его от медлительного классика.

И, наконец, в десятой главе данного труда, К. Г. Юнг дает свое «общее описание типов». Каждый тип Юнг описывает в определенной строгой последовательности. Сначала, в контексте общей установки сознания, затем, в контексте установки бессознательного, после - с учетом особенностей основных психологических функций, таких как мышление, чувства, ощущения, интуиция. И на этом основании он выделяет также восемь подтипов. По четыре на каждый основной тип. Мыслительные и чувствующие подтипы, по Юнгу, относятся к рациональным, ощущающие и интуитивные - к иррациональным, вне зависимости от того, об экстраверте идет речь или об интроверте.

Практическое применение концепции психотипов К. Юнга сегодня

Сегодня для психолога не представит никакой сложности определить основной тип личности. Основным вариантом использования этого труда Юнга является профориентация. Ведь, если человек замкнут и все медленно делает, например, продавцом в торговом зале с большой проходимостью, как и вообще продавцом ему лучше не работать. Так как эта профессия предполагает большое количество контактов в течение дня, причем не всегда комфортных, что способно в большой степени подрывать психологическое здоровье интроверта. Да и эффективность такой деятельности будет низкой. Если же, наоборот, человек относится к основному экстравертному типу, ему смело можно выбирать деятельность, связанную с большим количеством личных контактов, в том числе, в качестве лидера - управляющего или директора.

Так же эту теорию используют в семейной психологии. Причем, на этапе планирования семьи. Так как, если пара, допустим, состоит из типичного экстраверта или типичного интроверта, жизнь такого брака будет недолгой. Ведь если жена будет иметь желание сосредоточиться на муже, ограничивая им внерабочее общение, будучи максимально интровертивной личностью, а муж, напротив, являясь типичным экстравертом, будет иметь потребность в большом количестве гостей в их доме или стремление часто бывать в компании друзей, это может послужить причиной разлада, а возможно, и развода. Но, так как психотипы с максимально превалирующей какой-то одной типической установкой встречаются достаточно редко, есть возможность подобрать такого партнера, который, даже будучи экстравертом, сможет уделять достаточно внимания спутнице жизни и иметь не особенно выраженную потребность в частых дружеских контактах.

Литература:
  1. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1998.
  2. Бабосов Е.М. Карл Густав Юнг. Минск, 2009.
  3. Лейбин В. Аналитическая психология и психотерапия. СПб, 2001.
  4. Хныкина А. Чем гениален Юнг? 5 основных открытий психиатра // Аргументы и факты -26/07/15.

Прочитано 7252 раз

26 июля 1875 года родился основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг. Об открытиях, которые сделали психиатра известным во всём мире, АиФ.ru рассказала психолог Анна Хныкина .

Комплексы, архетипы и коллективное бессознательное

Карл Густав Юнг известен как последователь Фрейда, продолживший развитие психоаналитической теории. Правда, он не следовал фрейдовским традициям, а шёл своим путём. Потому их сотрудничество не было столь уж долгим. Концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений во взглядах между ними.

По Юнгу, структура личности (он называл её душой) состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного. Эго — это то, что мы привыкли называть сознанием, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Личное бессознательное — личный опыт, по каким-то причинам забытый или вытесненный, а также всё то, что мы как будто не замечаем вокруг себя. Личное бессознательное состоит из комплексов — это эмоционально заряженные группы мыслей, чувств и воспоминаний. У каждого из нас есть материнский и отцовский комплексы — эмоциональные впечатления, мысли и чувства, связанные с этими фигурами и сценариями их жизни и взаимодействия с нами. Распространённый в наше время комплекс власти — это когда человек очень много своей психической энергии посвящает мыслям и чувствам о контроле, доминировании, долге, подчинении. Хорошо также известен комплекс неполноценности и т. д.

Коллективное бессознательное содержит мысли и чувства, общие для всех людей, являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг: «В коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, коллективное бессознательное передаётся из поколения в поколение и является общим для всех людей. Примером могут служить мифология, народный эпос, а также понимание добра и зла, света и тени и т. д.

По аналогии, как комплексы составляют содержание личного бессознательного, коллективное бессознательное состоит из архетипов — первичных образов, которые все люди представляют себе одинаково. К примеру, мы все примерно одинаково реагируем на родителей или незнакомцев, смерть или змею (опасность). Юнг описал много архетипов, среди которых стоят мать, ребёнок, герой, мудрец, плут, Бог, смерть и т. д. В его трудах многое посвящено тому, что архетипические образы и идеи нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. Юнг подчёркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство именно потому, что они восходят к общим для всего человечества архетипам.

Как это применяется сегодня?

Сегодня эти знания широко используются в работе психологов и психотерапевтов всех направлений. Недооценить слово «комплекс» или «архетип» в работе психолога довольно сложно, согласитесь? При этом аналитик не вешает на вас ярлык, но знание о характере и сценарии архетипов и ваших комплексов помогает лучше понимать ваш личный «психический калейдоскоп».

Аналитическая психология

Получив в Базельском университете медицинскую степень по психиатрии, молодой Юнг поступил ассистентом в клинику для душевнобольных под руководством Эжена Блейлера, автора термина «шизофрения». Интерес к этому душевному заболеванию и привёл его к работам Фрейда. Вскоре они познакомились лично. Образованность и глубина взглядов Юнга произвели на Фрейда колоссальное впечатление. Последний считал его своим преемником, а в 1910 году Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако уже в 1913 году они разорвали отношения из-за разницы во взглядах на бессознательное, как я уже говорила выше — Юнг выделил коллективное бессознательное, с чем Фрейд был не согласен, а также расширил и дополнил понятие «комплекс» до того вида, в котором оно дожило до наших дней. И уже дальше Юнг пошёл своим собственным внутренним путём. Его автобиография «Воспоминания, сновидения, размышления» начинается с утверждения: «Моя жизнь — это история самореализации бессознательного».

В результате этой «самореализации бессознательного» у Юнга появился целый комплекс идей из таких разных областей знания, как философия, астрология, археология, мифология, теология и литература и, конечно, психология, наложенных на его психиатрическое образование и идеи Фрейда о бессознательном. Результатом явилось то, что сегодня называется аналитической психологией.

Плюс ко всему юнгианцы (так называют себя психологи-приверженцы теории доктора Юнга — аналитические психологи) активно используют спектр других психологических методов: арт-терапия, психодрама, активное воображение, все виды проективных техник (как, например, анализ рисунков) и т. д. Юнг особенно любил арт-терапию — терапию творчеством. Он считал, что посредством непрекращающейся творческой деятельности можно буквально продлевать свою жизнь. С помощью творчества (арт-терапии), любых спонтанных видов рисования, особенно мандал (схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках), высвобождаются глубокие слои психики.

Как это применяется сегодня?

Психоаналитики всего мира делятся на фрейдистов и юнгианцев. Ортодоксальный психоаналитик-фрейдист уложит вас на кушетку, сядет за изголовьем и будет слушать вас с минимальным проявлением своего присутствия 2-3 раза в неделю по 50 минут. Все визиты, включая пропущенные, оплачиваются. Время не изменяется и не передвигается, даже если вы работаете сутки через трое и не имеете возможности соблюдать договорённости по своему рабочему графику. Зато, когда вы изъявите желание выяснить, почему аналитик к вам так несправедлив и не хочет войти в ваше положение, вам будет задана пара вопросов о том, почему в вашей жизни всё так неудобно складывается? А также кто обычно в реальной жизни склонен входить в ваши обстоятельства и подстраиваться под вас?

Юнгианцы ведут приём иначе. Как правило, это 1 раз в неделю, и условия могут оговариваться и быть более гибкими. Например, пропущенные по уважительным причинам сессии можно отрабатывать в другое время. Ложиться на кушетку вовсе не обязательно, можно сидеть на креслах и беседовать, как вы привыкли в обычной жизни. Также, помимо диалога, вам могут предложить прокомментировать изображение, пофантазировать вслух, а потом нарисовать свою фантазию или чувство, представить напротив себя кого бы то ни было и с ним поговорить, пересаживаясь то на его место, то обратно на своё, могут предложить слепить что-нибудь из глины или песка…

Границы и правила общения между аналитиком и пациентом всё равно остаются довольно жёсткими, что определяет качество контакта и, соответственно, работы.

Сегодня можно смело утверждать, что все направления психотерапии и практической психологии уходят своими корнями в аналитическую и проективную практику. Таким образом, аналитическая психология — это то, что объединяет в себе базовые знания по психоаналитической практике, коллективный многовековой опыт работы людей со своим внутренним миром и его самовыражением и современные достижения в науке о душе — психологии.

Концепция психологических типов

Юнг ввёл понятия экстраверсии и интроверсии как основных видов направленности личности (эго-ориентации). Согласно его теории, которая богато подкреплена практикой по всему миру вот уже около 100 лет, обе ориентации существуют в человеке одновременно, но одна из них обычно лидирует. Всем известно, что экстраверт — более открытый и общительный, а интроверт — весь в себе. Это популярная версия этих понятий. На самом же деле всё не совсем так, экстраверты тоже бывают замкнутыми. У экстраверта психическая энергия направлена вовне — на ситуацию и окружающих людей, партнёров. Он воздействует сам на всё это, как будто приводя ситуацию и окружающее в «нужный вид». Интроверт же действует прямо противоположно, так, как будто ситуация и окружающее воздействуют на него, и он вынужден всё время отступать, оправдываться или обороняться. В своей книге «Психологические типы» Юнг приводит возможное биологическое объяснение. Он говорит, что есть два способа приспособления к окружающей среде у животных: неограниченное размножение при подавленном защитном механизме (как у блох, кроликов, вшей) и немногочисленное потомство при великолепных защитных механизмах (как у слонов, ежей и большинства крупных млекопитающих). Таким образом, в природе существует две возможности взаимодействия с окружающей средой: вы можете защищаться от неё, строя свою жизнь максимально независимо (интроверсия), или можете устремиться во внешний мир, преодолевая трудности и завоёвывая его (экстраверсия).

Позже Юнг дополняет свою теорию психотипов четырьмя основными психическими функциями. Это мышление и чувство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональные). Каждая из этих функций есть у каждого из нас, кроме этого, каждая функция бывает ориентирована вовне или вовнутрь и бывает экстравертной или интроверной. Итого получается 8 разных психических функций. Одна из них является наиболее удобной для адаптации, потому считается ведущей и определяет одноимённый тип личности по Юнгу: мыслящий, чувствующий, ощущающий или интуитивный (экстравертный или интровертный).

Как это применяется сегодня?

Ведущий тип личности для практикующего психолога определить несложно, и это даёт массу информации о человеке, в частности о его способе восприятия и выдачи информации и адаптации к реальности.

Например, если у человека ведущая функция — мышление, ему будет трудно говорить о своих чувствах и ощущениях, он будет всё сводить к фактам и логике. У человека с ведущим экстравертным мышлением жизнь проходит под гнётом чувства справедливости. Чаще всего это военные, директора, учителя (математики, физики). Все они, как правило, тираны, поскольку у них сильно построены причинно-следственные связи, им сложно представить, что по какой-то причине их можно нарушать, они фокусируются всегда на объективных фактах окружающего мира, имеющих практическое значение.

А вот например, человек с ведущей интровертной интуицией будет сосредоточен на внутреннем мире и собственных представлениях о внешней реальности, он спокойно относится к окружающим его людям и предметам, предпочитая проживать свою жизнь внутри, нежели производить впечатление снаружи.

На основании типологии Юнга создана масса упрощённых подобий, самое известное из которых — соционика.

Ассоциативный метод

Началось всё с метода свободных ассоциаций Фрейда. По Фрейду, вы должны давать ассоциацию на только что возникшую ассоциацию. Например, вас беспокоит чёрный ворон за окном (А), вы должны сказать психоаналитику, что всплывает в вашей памяти в связи с этим образом (В). Потом аналитик попросит вас найти ассоциацию (С) на возникшую ассоциацию (В) и так далее по цепочке. Предполагается, что в результате вы должны выйти на свой Эдипов комплекс.

Юнг же однажды обратил внимание на то, что над какими-то словами в ассоциативном ряду люди задумываются дольше, чем над другими. Он подумал, что сильные эмоции вызывают ступор или «кашу в голове», и по этой причине выдать резкую реакцию сложнее. Так родился ассоциативный эксперимент Юнга, который прекрасно показан в фильме «Опасный метод». В данном эксперименте Юнг доказывает, что ключевым значением является именно время, затраченное на построение ассоциации. Позже анализируются слова, которые заставляют задуматься (обычно более, чем на 4 секунды), и интерпретируются смыслы ассоциаций.

Как это применяется сегодня?

В дальнейшем на основании своего ассоциативного эксперимента и фрейдовского свободного ассоциирования Юнг создал метод амплификации, когда вокруг одного образа (ворон в нашем примере) собирается множество ассоциаций, образов из культурного наследия, мифологии, искусства, приводящих пациента к осознаванию комплекса, стоящего за этим.

Теория сновидений

С точки зрения теории Юнга, воздействие сновидений постоянно компенсирует и дополняет видение реальности человеком в сознании. Поэтому осознавание и интерпретация сновидений в аналитическом процессе с психологом позволяет обратить явное внимание на неосознаваемое в психике. Например, человек может рассердиться на своего друга, но гнев его быстро проходит. Во сне он может ощущать сильную злость на этого друга. Сохранившийся в памяти сон возвращает сознание человека к уже пережитой ситуации, чтобы привлечь его внимание к сильному чувству гнева, которое было подавлено в силу каких-то причин.

Так или иначе, сновидение рассматривается как прорыв бессознательного содержания в сознание.

Когда пациент рассказывает психоаналитику свой сон, последний может использовать не только ассоциативный ряд пациента, но и знания об архетипах, иерархии и структуре символов. Также интерпретировать сновидения позволяют ещё и сказочные, мифологические сценарии.

Как это применяется сегодня?

Психоаналитики и аналитические психологи интерпретируют сновидения, и это является частью их работы точно так же, как первичное интервью, активное воображение или ассоциативный тест. Вас могут спросить на первом сеансе психоанализа о ваших самых важных снах или о том, что, возможно, приснилось вам накануне первого визита. Для аналитика это будет очень важная информация, не только диагностического, но и прогностического характера — нередко первый сон в анализе описывает будущую работу.