Родная речь 1. Родная речь

Е.А. Панько (Бондаренко) родилась б октября 1939 г. в Ростове-на-До­ну.

Окончив с отличием МГПИ в 1963 г., работала по направлению в г. Краснотурьинске Свердловской области в качестве методиста гороно по дошкольному воспитанию и одновременно учителя анатомии и физиоло­гии в средней школе.

В,Л§§5 г - поступила в аспирантуру на кафедру психологии Минского государственного педагогического института им. A.M. Горького.

В 1968 г. окончила ее, защитив кандидатскую диссертацию по психологии «Воспри-jrrae_j<:oMH4ecKoro в литературно-графическом изображении детьми дош­кольноговозр_астд>> (научный руководитель - доктор педагогических наук П.М. Якобсон). После окончании аспирантуры по настоящее время работает в БГПУ им. М. Танка, вначале в качестве ассистента, затем - старшего пре­подавателя, доцента кафедры психологии (с 1978г.- общей и детской пси­хологии), cJ991_L- в должности профессора кафедры, с 1993 г.- в званид профессора. Читает курсы общей, детской, педагогической психологии, методологии психологического исследования, ведет спецкурсы и спецсемина­ры «Психология личности и деятельности педагога дошкольного учрежде­ния», «Психология личности дошкольника», «Шестилетний ребенок и педа­гог» и др.

Ведет научную работу, специализируется в области детской и педагоги­ческой психологии, диагностики психического развития, гуманизации сис­темы дошкольного образования, педагогики и психологии высшей школы.

Большое внимание уделяет и внедрению психологической науки в пе­дагогическую практику. Предложенные ею разработки по внедрению ре­зультатов исследований в области детской и педагогической психологии для дошкольных и средних специальных учебных заведений отмечены ме­далью ВДНХ СССР. С 1990 г. являлась научным руководителем государ­ственных научно-исследовательских работ в области дошкольного образо­вания.

Е.А. Панько - научный руководитель базисной программы воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях Республики Беларусь «Пра-леска».

Автор более 260 работ, в том числе - 18 книг, более 20 программ. Основные из них: «Восприятие комического дошкольниками» (Мн., 1968); «О психическом развитии ребенка» (Мн., 1974); «Психология деятельнос­ти воспитателя детского сада» (Мн., 1986); «Психология труда воспитате­ля» (Мн., 1993); «Воспитатель детского сада: психология» (1998); «Психо­логия детей шестилетнего возраста» (в соавторстве с Я.Л. Коломинским, 1999); «Дзецям сябе прысвяцщь» (в соавторстве с Л.Н. Башлаковой, 1991). Соредактор и соавтор ряда учебных пособий: «Детская психология» (Мн., 1986); «Развитие познавательных процессов дошкольника» (1984); «Пси-хичнае развцце дзяцей. Книга пра психалогию выхавання» (1994), «Диагнос­тика и коррекция психического развития дошкольника» (1997).

А. Игумнов
Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

Я. Л. Коломинский Е. А. Панько С
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

Психологическая диагностика, профилактика и коррекция

Москва ■ Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону Екатеринбург Самара ■ Новосибирск Киев Харьков ■ Минск 2004

Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А.

КоломинскийЯ. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция

Е. Строганова Л. Винокуров Т. Смирнова М. Терентьева Р. Яцко

Л. Комарова, И. Пьянкова Л. Егорова

Главный редактор Заведующий редакцией Руководитель проекта Литературный редактор Художественный редактор Корректоры Верстка

К61 Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. -480 о: ил.

ISBN 5-94723-808-Х

В учебном пособии на современном уровне раскрываются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка. Представлены основные способы психологической профилактики и психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей. Книга окажется незаменимой в качестве учебного пособия для студентов педагогических и медицинских учебных заведений, изучающих психологические дисциплины, слушателей учебных заведений системы последипломного образования. Представляет несомненный интерес для практических психологов, социальных педагогов, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, врачей - детских психиатров, психотерапевтов, педиатров и всех, кого волнуют вопросы психологического благополучия и гармоничного личностного развития детей.

ББК 88.8 УДК 159.922.7

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2004

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в’какой быто ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав

ISBN 5-94723-808-Х

ООО «Питер Принт», 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.

Лицензия Ид № 05784 от 07.09.01.

Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3005 - литература учебная. Подписано к печати 21.05.04. Формат 70x100/16. Усл. п. л. 38,7. Тираж 3000. Заказ 7б3

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Техническая книга»

190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29

Предисловие........................................8

Часть I. Обшие закономерности психического развития ребенка

Глава 1. Предмет и история детской психологии.....................10

§ 1. Предмет детской психологии...........................10

§ 2. Связь детской психологии с другими науками..................10

§ 3. История детской психологии...........................11

Вопросы для повторения...............................42

Глава 2. Методы детской психологии...........................43

§ 1. Методологические принципы изучения психологии

ребенка......................................43

§ 2. Основные пути исследования в детской психологии.............44

§ 3. Планирование и построение исследования..................45

§ 4. Методы изучения психики ребенка........................47

Вопросы для повторения...............................58

Практические задания.................................58

Глава 3. Основные закономерности психического развития ребенка.........59

§ 1. Биогенетические и соииогенетические концепции психического развития. . 60

§ 2. Влияние среды на психическое развитие ребенка................62

§ 3. Наследственные особенности, прирожденные свойства организма как

предпосылки психического развития......................64

§ 4. Воспитание и обучение как специально организованные способы передачи

обшественного опыта...............................65

§ 5. Движущие силы развития и возрастная периодизация............68

§ 6. Исторический характер возрастной периодизации. Акселерация.......73

Вопросы для повторения...............................74

Практическое задание.................................74

Часть II. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте

Глава 4. Психологические особенности ребенка первого года жизни..........76

§ 1. Период новорожденности...........................76

§ 2. Развитие в младенческом возрасте........................78

Вопросы для повторения...............................84

Практические задания.................................85

Глава 5. Психическое развитие ребенка в раннем детстве................86

§ 1. Овладение ходьбой и ее значение в развитии ребенка.............86

§ 2. Деятельность дошкольника............................87

§ 3. Развитие речи...................................94

§ 4. Предпосылки развития личности в раннем детстве...............96

Вопросы для повторения...............................99

Практические задания.................................99

Часть III. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте

Глава 6. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте............102

§ 1. Теории игровой деятельности.........................102

§ 2. Развитие игры.................................104

§ 3. Взаимоотношения между детьми в игре....................108

§ 4. Роль взрослых в развитии игровой деятельности ребенка..........110

§ 5. Значение игры для психического развития ребенка..............113

В пособии раскрываются научные основы профессионального самосовершенствования, направления самообразования и самовоспитания педагога дошкольного учреждения. Рассматриваются вопросы профессионального здоровья, психологической культуры, педагогической рефлексии, аутодиагностики. Предложены примерные программы по самообразованию для педагогов и руководителей детских садов.
Адресуется педагогам, педагогам-психологам дошкольных учреждений, преподавателям, студентам педвузов и учащимся пед колледжей, слушателям курсов повышения квалификации педагогических работников.

Интерпретация результатов.
Эмоциональная шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в эмоциональной сфере. Она включает в себя вопросы, диагностирующие, насколько человек чувствителен к различным жизненным (витальным) проявлениям своего организма, насколько восприимчив к эстетическим аспектам здоровья, насколько способен получать наслаждение от своего здоровья и заботы о нем и т.д.

Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что отношение к здоровью в большой степени проявляется в эмоциональной сфере. Человек способен наслаждаться своим здоровьем, получать эстетическое удовольствие от здорового организма, чутко реагирует на поступающие от него сигналы, способен отойти от отрицательных стереотипов, существующих в обществе по отношению к здоровому образу жизни, и т.д. Иными словами, он заботится о здоровье не только потому, что это «необходимо», не под давлением обстоятельств, а ради удовольствия.

Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у данного человека носит рассудочный характер, мало затрагивает его эмоциональную сферу. Забота о здоровье для него - это просто необходимость, но никак не радостное и увлекательное занятие, он глух к жизненным проявлениям своего организма, не видит эстетического аспекта здоровья, находится под властью отрицательных общественных эмоциональных стереотипов.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
1. Самовоспитание и самообразование как основные формы самосовершенствования (Е.А. Панько)
2. Профессионально-педагогическое самосовершенствование; как овладеть его искусством (Е.А. Панько, Е.Л. Гутковская)
ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ
1. Роль здоровья в педагогической деятельности (Е.А. Панько, П.М. Панько)
2. Как воплотить ценностное отношение к своему физическому здоровью в повседневной жизни (Е.А. Панько, П.М. Панько),
3. Как помочь себе при стрессе, расстройстве эмоциональной сферы (Е.А. Панько)
4. О некоторых современных подходах к профессионально-педагогическому здоровью и долголетию (Е.А. Панько)
ОВЛАДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
1. Роль профессиональной психологической культуры воспитателей в оптимизации педагогической деятельности (Е.Л. Гутковская, Е.А. Панько)
2. Содержание и структура профессиональной психологической культуры воспитателей (Е.Л. Гутковская, Е.А. Панько)
3. Уровни профессиональной психологической культуры (Е.Л. Гутковская, Е.А. Панько)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Психология деятельности воспитателя дошкольного учреждения. Примерная программа самообразования (для педагогов и руководителей детских дошкольных учреждений) (Е.А. Панько)
2. Социальная психология дошкольного детства. Примерная программа самообразования и методические рекомендации (для педагогов детских дошкольных учреждений) (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Л.В. Финькевич)
3. Тест по оценке уровня самоактуализации.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения, Гутковская Е.Л., Коломинский Я.Л., Панько Е.А., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Практикум по педагогике, Казимирская И.И., Торхова А.В., Бычковский П.М., 1999
  • Развитие читательских навыков у детей, Иншакова О.Б., Иншакова А.Г., 2014
  • Если Праздник, то Праздник-Праздник, Зима, Часть 3, Галянт И.Г., 2019
  • Если Праздник, то Праздник-Праздник, Зима, Часть 2, Галянт И.Г., 2019

Следующие учебники и книги.

8. Детская психология: учебное пособие / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн.,1988.

9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. - М., 2000.

10. Дошкольная педагогика / под ред. В.И Ядэшко, Ф.А Сохина. - М., 1996.

11. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.Т. Саморуковой. – М., 1983.

12. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. запорожец. - М., 1997.

13. Знакомимся с программой «Развитие». Пособие для воспитателей и родителей / под ред. О.М Дьяченко, Н.С Денисенко. - М, 2002.

14. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Минск, 1997.

15. Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников / М.В. Корепанова. - М., 2005.

16. Лисина, М.И. Развитие коммуникативных процессов у детей от рождения до 7 лет / М.И. Лисина. - М.,1970.

17. Лыкова, И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста / И.А. Лыкова. - М., 2000.

18. Общение детей в детской саду и семье / под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990.

19. Развитие общения дошкольников со сверстниками / под. ред. А.Г. Рузской. - М., 1989.

20. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений / под ред. О.М.Дьяченко. - М., 2002.

21. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях./ под ред. М.А Васильевой. - М., 1990.

22. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. - М., 2000.

23. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Т.И. Ерофеева. - М, 1999.

24. Усова, А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей / А.П. Усова // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 7.

25. Шипицына, Л.М., Защиринская, О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. - С-Пб., 1998.

26. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 1999.

Шипицына, Л.М., Защиринская, О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. - С-Пб., 1998.

Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М., 1982.

Развитие общения дошкольников со сверстниками / под. ред. А.Г. Рузской. - М., 1989.

Общение детей в детской саду и семье / под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990.

Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. - М., 2000.

Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.Т. Саморуковой. – М., 1983.

Лисина, М.И. Развитие коммуникативных процессов у детей от рождения до 7 лет / М.И. Лисина. - М.,1970.

Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Минск, 1997.

Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. - М., 2000.

Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 1999.

Воронова, В.Я.Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова. - М., 1997.

Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина. - М., 1997.

Детская психология: учебное пособие / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн.,1988.

Руководство играми детей в дошкольных учреждениях./ под ред. М.А Васильевой. - М., 1990.

Усова, А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей / А.П. Усова // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 7.

Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - М.,1999.

Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логвиновой, П.Т. Саморуковой. – М., 1983.

Лыкова, И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста / И.А. Лыкова. - М., 2000.

Дошкольная педагогика / под ред. В.И Ядэшко, Ф.А Сохина. - М., 1996.

Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений / под ред. О.М.Дьяченко. - М., 2002.

Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Т.И. Ерофеева. - М, 1999.

Глава 1 Психологическая готовность к школе

§ 1. Интеллектуальная готовность

§ 2. Личностная и социально-психологическая готовность

§ 3. Волевая готовность

§ 4. Адаптация ребенка к школе

§ 1. Принципы изучения психики ребенка

§ 2. Основные стратегии изучения психики детей

§ 3. Построение исследования

§ 4. Конкретные методы исследования

§ 5. Методы изучения взаимоотношений между детьми в школе

Глава 3. Психологические особенности игровой деятельности детей шестилетнего возраста

§ 1. Ролевая игра и ее развитие

§ 2. Взаимоотношения между детьми в игре

§ 3. Игры с правилами

§ 4. Роль взрослых в развитии игровой деятельности детей

§ 5. Значение игры для психического развития ребенка

§ 6. Роль игры в становлении трудовой деятельности

§ 1. Учебная деятельность и ее мотивы

§ 2. Способы выполнения учебных действий

§ 3. Познавательная активность ребенка и его общение с педагогом

§ 4. Как обучать шестилеток

§ 5. Какие умения особенно нужны педагогам

§ 1. Художественно-речевая деятельность

§ 2. Музыкальная деятельность

§ 3. Изобразительная деятельность

Глава 6. Личность ребенка шестилетнего возраста

§ 1. Социально-психологические предпосылки и условия развития личности ребенка шестилетнего возраста

§ 2. Развитие самосознания и самооценки ребенка

§ 3. Развитие мотивационной сферы

§ 1. Темперамент шестилетних детей

§ 2. Способности шестилетних детей

Глава 8. Психология чувственного познания

§ 1. Развитие основных видов чувствительности

§ 2. Восприятие пространства

§ 3. Ориентировка во времени

§ 4. Восприятие художественных произведений

§ 5. Восприятие человека

§ 1. Непроизвольная и произвольная память ребенка

§ 2. Формирование элементов логической и иных видов памяти

§ 1. Знания и виды мышления ребенка

§ 2. Формы мыслительной деятельности

§ 3. Как развивать мышление

§ 4. Развитие речи шестилетнего ребенка

§ 1. Характеристика образов воображения ребенка

§ 2. Развитие и формирование воображения

§ 1. Характеристика видов внимания шестилетних детей

§ 2. Свойства внимания детей шестилетнего возраста

§ 1. Типы педагогического отношения учителя к детям

§ 2. Педагогическое воздействие в ходе педагогического общения

§ 3. Совместимость стилей педагогического общения учителя и воспитателя

Литература

1. Материалы XXVII съезда КПСС.-М., 1986.

2. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов.-М., 1984.

3. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Новая редакция.-М., 1986.

4. Крупская Н. К,. Дети-наше будущее. - М, 1975.

5. Амонашвили Ш. А. В школу-с шести лет.-М., 1986.

6. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!-М., 1983.

7. Аникеева Н. П. Воспитание игрой.-М., 1987.

8. Аеринская И. И., Зверева М. В., Кумарина Г. Ф. и др. Опыт исследования результатов обучения шестилетних детей в подготовительных классах и группах детского сада//Вопросы психологии. - 1984. - № 4. 8а, Басов М. Я. Методика психологических наблюдений задетьми/Избранные психологические произведения.-М., 1975.

9. Башлакова Л. Н. Исследование факторов, влияющих наорганизацию общения воспитателя с детьми//Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. - Минск, 1985.

10. Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. - Минск, 1975.

11. Богоявленская О. Б. Пути к творчеству.-М., 1981.

12. Бондаренко Е. А. О психическом развитии ребенка.- Минск, 1974.

13. Буре Р. С„ Година Г. Н. Учите детей трудиться.-М., 1983.

14. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети.-М., 1985.

15. Буянов М. И Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра.-М. 1988.

16. Венгер Л. А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению (стерший дошкольный возраст)//До» школьное воспитание.-1985.-№ 7.

17. Венеер Л. А. Педагогика способностей. - М., 1973.

18. Венгер Л. А. Психологическая готовность ребенка к шко-ле//Вопросы психологии.-1984.-№ 4.

19. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.-М.; 1983.

20. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М ВТТамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик.-М., 1984.

21. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников.- М., 1981.

22. Воспитание дошкольников в труде/Под ред. В. Г. Нечаевой,-М., 1980.

23. Воспитание детей в игре/Сост. А. Е. Бондаренко, А. И. Матусик.-М., 1983.

24. Воспитание и обучение в детском саду/Под ред. А. В. Запорожца и Т. А. Марковой.-М., 1976,

25. Выготский Л. С. Детская психология//Собр. соч.: В 6 т.- М.. 1984.-Т. 4.

26. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М„ 1967.

27. Выготский Л, С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии.-1966.-№ 6.

28. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте//Избр. психологические исследования.-М., 1956.

29. Выготский Л. С. Педология подростка//Собр. соч. - М., 1984.-Т. 4.

30. Выготский Л. С. Проблемы развития психики//Собр. соч. - М., 1983.-Т. 3.

31. Глоцер В. Л. Дети пишут стихи. Книга о детском литературном творчестве. - М., 1964.

32. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М., 1976.

33. Давыдов В. В. Проблемы разрывающегося обучения. - М., 1986.

34. Детская психология: Учебное пособие/Под ред. Я. Л. Коломинского и Е. А. Панько. - Минск, 1981.-Ч. 1.

35. Дидактические игры на занятиях по обучению грамоте в детском саду: Метод. рекомендации/Сост. Н. С. Старжинская, Л. И. Смагина.-Минск, 1982.

36. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987.

37. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ.-М., 1985.

38 Дошкольная педагогика. Учебное пособие/Под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина.-М., 1985.

39. Дошкольная педагогика/Под, ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.-М., 1983.

40. Житникова Л. М. Учите детей запоминать. - М., 1985.

41. Жуковская Р. И. Игра иее педагогическое значение.- М„ 1975.

42. Жугова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду.-М., 1974.

43. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи.-М., 1988.

43а. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности/Принцип развития в психологии.-М., 1978.

44 Запорожец А. В. Избранные психологические труды.-М., 1986.-Т. 1.

45. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка,-М., 1986.

46. Игры и упражнения в обучении шестилеток/Под ред. Н. В. Седж.-Минск, 1985.

47. Карпова С. Н., Лысюк А. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников.-М„ 1986.

48. Каруле А. Я. Обучение шестилетних детей в школе: Из опыта работы подготовительных классов.-М., 1984.

49. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитательной работе. - М„ 1985.

50. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. - Минск, 1984.

51. Коломинский Я. Л. Человек; психология: Кн. для старшеклассников. - М., 1986.

52. Кондратьева С. В. Учитель-ученик.-М., 1984,

81. Усова А. П. Обучение в детском саду.-М., 1981.

82. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка?: Пер с польск. - М„ 1978.

83. Хоментаускас Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений//Вопросы психологии. - 1986.-№ 4.

84. Чуковский К. И. От двух до пяти.- Минск, 1983.

86. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника.-М., 1974.

87. Эстетическое воспитание в детском саду/Под ред. Н. А. Ветлугиной.- М„ 1985.

88. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей,-М., 1984.

В учебном пособии на современном уровне раскрываются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка. Представлены основные способы психологической профилактики и психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей. Книга окажется незаменимой в качестве учебного пособия для студентов педагогических и медицинских учебных заведений, изучающих психологические дисциплины, слушателей учебных заведений системы последипломного образования.

Представляет несомненный интерес для практических психологов, социальных педагогов, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, врачей - детских психиатров, психотерапевтов, педиатров и всех, кого волнуют вопросы психологического благополучия и гармоничного личностного развития детей.