Самоанализ в психологии их виды. Сам себе психолог: техники самоанализа

29.05.2014 -

Самоанализ

В статье рассказываю что для меня значит самоанализ личности, зачем он нужен, и когда необходим. Самоанализ это анализ самого себя как личности, поэтому он индивидуален, но ниже я опишу основные принципы, и приведу личные примеры.

Самоанализ это отслеживание процессов, происходящих внутри нашей психики. Другими словами это анализ всех своих стремлений, привычек, взглядов и прочих программ. Это первый необходимый цикл личности.

Статья чисто практическая, и если вы искали эту информацию для личного использования, тогда приготовьтесь что материала будет много, и обязательно добавьте в закладки нужные страницы, чтобы вернуться к ним в любое удобное для вас время.

Самоанализ это наблюдение за собой и своей жизнью, с уклоном на прослеживание причинно-следственных связей. Он нужен для более глубокого понимания себя, но в целом, он проходит совершенно естественным образом по ходу нашей жизни.

Иногда нам необходимо основательно и целенаправленно заняться искусственным самоанализом, выделяя на это определенное время и условия, что бы он был более глубоким, и соответственно более качественным. Но зачем и когда это необходимо, мы рассмотрим далее.

Когда необходимо использовать практический самоанализ

Самоанализ необходимо использовать:

  • начали испытывать страхи, и неуверенность в завтрашнем дне
  • вас что то тревожит, но вы не можете понять что именно

Зачем нужен самоанализ личности

С помощью самоанализа, мы сможем выяснить истинные причины наших жизненных ощущений, а это даст нам определенность того что нужно делать дальше, и как избавиться от неприятных чувств. Также это позволит нам определить чего мы конкретно хотим, и какие шаги для этого нужно делать.

Практика качественного самоанализа

Посмотрите свое расписание, выделите на неделе несколько часов свободного времени, в идеале пусть это будет целый вечер, целый день или полдня. Час времени может оказаться недостаточным, и если практику прервать не завершенной, то от нее просто не будет смысла, поэтому выделяйте время с запасом. Закончите раньше, останется много свободного времени и вдохновения для начала действий.

Далее определите место, где вы сможете быть в полном одиночестве, чтобы вас никто в это время не беспокоил. Возьмите с собой блокнот и ручку. Отключите телефон, социальные сети, интернет, компьютер, телевизор и прочее. Вас ничего не должно отвлекать в этот момент, никаких внешних помех вашим мыслям.

Переведите мозг в альфа-состояние. Для этого успокойтесь, постарайтесь отключить внутренний диалог, расслабьтесь, и попробуйте просто ощутить состояние радости, вспомните самые счастливые моменты из своей жизни. Далее усильте это состояние радости и спокойствия, после чего снова отключите внутренний диалог и воспоминания. Просто позвольте физическому и мысленному покою пролиться на все ваше тело. Далее переходите к вопросам.

Вопросы для самоанализа

Задавайте себе вопросы, и тщательно подумайте над каждым из них, после чего запишите итоговый ответ на каждый вопрос в блокнот. Старайтесь найти самые глубокие причины своих желаний. Примерные вопросы:

  • Счастливый ли я человек? (насколько, почему, и могу ли быть более счастливым)
  • Что делает меня счастливым?
  • Что мешает мне быть счастливым?
  • Чего я действительно хочу и зачем мне это? Почему я этого хочу?
  • Что приносит мне наибольшую радость?
  • Что должно произойти, что бы я стал более счастливым?
  • В чем мои сильные и слабые стороны? Достоинства, недостатки.
  • От чего бы я хотел избавиться в своей жизни?
  • Какие внутренние качества личности я хотел бы развивать в себе?
  • Что мне мешает менять свою жизнь, свои взгляды, свои привычки?
  • В чем я себя обманываю?
  • В чем я честен с собой?

Могу порекомендовать действовать по следующему шаблону. Вы задаете себе вопрос, и когда получаете ответ, вы спрашиваете, что мне это даст и зачем мне это нужно? Далее, получив ответ, вы спрашиваете снова, а почему это так? И так до самого конца, пока вы не сможете определить свои истинные, естественные стремления.

Пример из моей жизни

В школьные годы, я занимался спортом, часто наблюдал за звездами спорта по телевизору, и хотел стать таким же. Так же меня привлекало то, как встречают известных музыкантов и актеров, их многие узнают, хотят сфотографироваться на память и часто просят оставить автограф. Тогда мне казалось, что стремиться к известности это мое личное желание, и поэтому оно не покидало меня долгое время даже после школы. Я хотел стать богатым и известным человеком, но известность меня привлекала больше.

Со временем, я заметил, что стремление стать богатым выросло, а жажда известности стала меньше. Но позже я понял, почему так произошло.

Как я позже понял, меня привлекала не сама известность, а возможности которая она приносит. Позже меня привлекала мысль стать богатым, но моим истинным стремлением было получить те возможности, которые приносит богатство. Это комфорт, безопасность, чувство спокойствия.

Самоанализ

Когда я стал постарше, я начал анализировать свои желания и выявлять их истинные причины. Оказалось, что стремление быть известным это всего лишь внешняя программа, которая внедрилась в мою подростковую психику с помощью телеэкранов. На самом деле, известность и богатство не являются моими истинными желаниями, настоящие стремления совсем другие. Так же я заметил, что стремление стать богатым это не только желание более комфортной жизни (уменьшение стрессовых ситуаций связанных с обеспечением жильем и пищей), но и та же самая жажда известности, но на более локальном уровне, в меньших масштабах. Почему? Чуть ниже я коснусь этого.

О чем я спрашивал себя, и к чему я приходил. Вопросы — ответы. Самоанализ.

  • Зачем мне много денег? (больше чем просто решение вопросов жилья, питания, одежды)

Это позволит покупать мне самые большие шикарные дома, самые красивые автомобили, футбольные клубы и прочее.

  • Зачем мне дома, автомобили и прочее?

Оказывается, что это тоже желание известности, так как это позволило бы мне привлечь к себе внимание с помощью вещей недоступных большинству людей. Это было мое внутреннее стремление выделиться на фоне других. Хорошо, я понял что это завуалированное желание известности, выраженное в попытке купить за деньги внимание других людей, но зачем мне это нужно?

  • Зачем мне нужна известность?

То, что я понял, стало для меня настоящим открытием. Оказалось, я всегда хотел того, что на самом деле не являлось моим истинным желанием, я всего лишь двигался по инерции и был ведом другими силами, ведь мне совершенно не нужна сама известность в чистом виде, меня она не интересует. Оказалось что известность на была мне безразлична, но я хотел ее получить? Просто я понимал что она даст мне то что меня по настоящему интересует. Но что тогда меня интересует?

  • Почему мне это было нужно?

Оказалось, что сыграли подсознательные стремления. С самого детства я мог наблюдать по телевидению как многие девушки реагируют на звезд, и среди этих девушек многие мне нравились, вывод очевиден. После таких случаев, получение известности стало моим как будто бы естественным стремлением. Но на самом деле мне нужно было другое. Когда закончилось детство и начался подростковый период, начались мои первые попытки заводить отношения с девушками. Большинство из первых попыток по неопытности заканчивались неудачно, но меня со временем выручала наблюдательность и склонность к самоанализу. Тогда я начал изучать психологию девушек, я хотел понять что им нужно от мужчин, чтобы я мог им это дать. Далее, я начал постоянно развивать в себе необходимые внутренние качества, а также корректировать себя и свое поведение по отношению к девушкам, и за счет этого смог войти во взрослую жизнь. Но уже тогда я заметил, что некоторых девушек у меня не получается заинтересовать, какие бы стратегии я не использовал. И когда я видел, как эти самые девушки были чуть ли не влюблены в разных известных музыкантов, которые при этом даже ничего не делали, тогда разумеется у меня появилось подсознательное желание стать таким же известным как эти звезды. В студенческие годы я заметил, что многие девушки предпочитали встречаться исключительно с богатыми парнями и мужчинами.

  • Почему я хотел заинтересовать женщин?

Когда я стал более взрослым, я смог наработать достаточное количество опыта, и мне хотелось уже иметь больше девушек. Но как я понял, это не являлось моим истинным желанием. Это были отговорки типа для мужчины иметь более одной девушки это нормально, но я обманывал себя. Это тоже не истинное желание, а всего лишь попытки быть не хуже чем кто то другой, лишь способ самоутвердиться для самого себя. Только познав себя и свои истинные желания, я понял, что вполне достаточно будет и одной девушки, которая мне действительно подходит.

Я прекрасно вижу и понимаю, что многие люди живут так же по инерции как жил раньше и я. Поэтому, что бы понравившаяся мне женщина сочла достойным в ее понимании мужчиной, я все же продолжаю ставить высокие цели, чтобы отвечать соответствующим запросам. Очевидно, что достижение более высоких результатов поможет быть интересным для любого круга людей, вне зависимости от их убеждений и фильтров их восприятия. Правила игры таковы, что в нашем мире твоя значимость определяется тем что ты имеешь, насколько много ты зарабатываешь, насколько ты известен и все в этом духе. У меня конечно были девушки которые меня полностью устраивали, и с которыми я был не против начать семейную жизнь, но в итоге я не мог им дать той жизни о которой они мечтали. И разговаривали мы об этом всегда прямым текстом, по тому что это было что то вроде делового общения.

  • Зачем мне нужно быть интересным для любых кругов людей?

Из выше сказанного я понял, что моя основная цель, это создание семьи с женщиной, которая мне действительно нравится. Я понял, что являюсь человеком традиционных ценностей, и это мне по душе. В таком случае, я себя не обманываю и живу в гармонии с собой, своими истинными ценностями и желаниями. Девушка которая мне может понравиться, может находиться в любых кругах, иметь определенные убеждения, взгляды или находиться под воздействием определенных сил, законов или обстоятельств. Для того что бы иметь возможность оказывать воздействие на обстоятельства, я должен иметь достаточное количество внешних сил, то есть быть более влиятельной личностью. А как я уже говорил, влияние на людей оказывают вполне конкретные вещи. Мне часто приходилось отказываться от девушки не смотря на то что она мне нравилась, только из за того что я не мог дать ей ту жизнь которую она хочет. Более того, еще чаще было так, что я даже не мог начать отношения с понравившейся девушкой, только из за того что мой уровень жизни был значительно ниже чем у нее. В такие моменты я чувствовал себя настоящим мудаком, и понял что для того чтобы я смог построить семью с любой понравившейся девушкой, я должен построить свою жизнь так, чтобы ни одна девушка не испытывала рядом со мной дискомфорт. Не важно к какому образу жизни она с детства привыкла, я должен жить такой жизнью, чтобы суметь реализовать абсолютно любые запросы в пределах разумного.

Жизнь лишила нас выбора, она поставила перед нами определенные законы по которым мы должны жить. Если говорить грубо, то взаимоотношения между мужчинами и женщинами это рынок, но я не говорю что многие так считают, напротив, многие считают что это не так.

Социальная жизнь

Активную социальную жизнь вести мне все же приходится, но разница между осознанной и неосознанной жизнью очевидна. Сейчас мне абсолютно безразлична известность, и если я стараюсь быть более заметным в обществе, то это для того что бы получить большую отдачу от своей деятельности, улавливаете суть? Если это позволит мне повысить уровень дохода, тогда мне придется проявлять большую социальную активность (привлекать к себе внимание), и это работает в большинстве сфер. Насколько музыкант, к примеру, станет известен, настолько больше он заработает, и настолько выше будет его статус в глазах других людей. И дело не только в таланте как многие считают. Большинство из нас знают очень малоизвестных музыкантов, которые делают материалы более высокого качества, чем 90% популярных представителей в его жанре. Приведу пример. Допустим, ты написал книгу, она может быть интересной и полезной многим людям и тебе об этом также говорят другие. Если книга уже написана, ты вложил в нее свой труд и свою душу, то почему бы не сделать так, что бы получить от нее большую отдачу, а особенно если учесть что она действительно несет в себе большую ценность или она очень интересная. Если не проявлять социальную активность и не продвигать данную книгу, тогда ее никто не прочтет, или прочтут несколько человек. Если ты потратил на нее целый год, то это не та отдача которую ты захочешь. Я конечно постараюсь что бы ее имели возможность прочитать большее число людей, так как ее могут порекомендовать друзьям, и я смогу пользоваться спросом как автор. В общем здесь все понятно.

Правила игры

Из этого всего, получается что я имею основную цель жизни, а все остальное стремление к социальной значимости можно рассматривать не с позиции того что я этого хочу, а с позиции того что я должен. Основная цель в моем случае, это создание семьи, а все остальное, это всего лишь создание условий для реализации моей жизненной цели. Также я достаточно четко определил основную миссию своей деятельности, от которой будут получать пользу люди, которые так или иначе пользуются результатами моей деятельности. Я давно понял, что если у меня получится иметь необходимый уровень жизни, то я смогу принести пользу большему числу людей, смогу заниматься благотворительностью, и с большей вероятностью реализую свою мечту, то есть создам семю.

Если мне нет необходимости светиться, тогда мне выгоднее оставаться в тени, но продвигать свои продукты (например есть много богатых инвесторов и бизнесменов, которых мало кто знает, они заинтересованы в том чтобы их компании были более востребованными).

Оказалось, что все чего я действительно хочу это то, что можно ощущать сердцем, чувствовать , то есть быть счастливым, в процессе этого движения. В целом я конечно счастлив, есть всего лишь чувство незавершенности. Это нормально, у нас всю жизнь будут какие то незавершенные дела, и это ни в коем случае не должно лишать нас состояния счастья в настоящий момент. Когда дело будет завершено, мы получим еще больше радости и удовольствия, но если вы привязываетесь к своим целям и мечтам, вы отнимаете у себя счастье. Просто делайте шаги, и испытывайте счастье на своем пути к мечте.

Каждому свое

У каждого своя жизнь и свои взгляды на этот мир. Из приведенного самоанализа становится понятно, что наша жизнь состоит из программ, и в моем случае я вернулся к программе, которую впитывал с самого детства, и это лишь реализация моего права собственного выбора. Для большинства нормальных людей, выбрать для себя семейные ценности это вполне естественное явление, тем более что это соотносится со врожденными инстинктами самосохранения, размножения, продолжения рода. Но все это совсем не значит, что все должны быть якобы нормальными, и не иметь права распоряжаться собственной жизнью по личному усмотрению. Вы можете реализовать свою личную миссию на этой земле, которую сочтете для себя нужной, но вопрос в том, будете ли вы по настоящему счастливы при этом, и является ли этот выбор выбором вашего сердца и души.

  • Статья

Самоанализ в разных ситуациях

Анализ я провожу относительно каждого явления в своей жизни, а основательный и глубокий анализ, который приведен выше, провожу по мере наличия времени для этого, но по возможности стараюсь выделять на это время. При основательном самоанализе, достаточно определить ваши желания, цели, все ваши движения в жизни, и просто понять себя. Здесь нет четких шаблонов, каждый делает это по своему, помните основную цель самоанализа – определить причины того что вас беспокоит, и разобраться со всем этим.

  • Статья

После того как вы провели самоанализ, вы сами поймете что нужно делать. Если есть понимание, то приступайте к , и внедряйте в свою жизнь новые необходимые привычки, которые соответствуют вашим приоритетам и желаниям.

В случае если вы ощущаете нехватку сил, то нужно заниматься сначала , и восстанавливать

Напоследок добавлю, что не смотря на название, для качественного самоанализа необходимо уметь не только анализировать, но и чувствовать. Как этому научиться? Вы уже это умеете, но качество этих навыков развито у всех по разному. Как развивать эти навыки? Очень просто, практикуйте. Делая это постоянно, вы получаете опыт, вы учитесь жить в гармонии с собой и окружающим миром, так как вы начинаете понимать себя и понимать этот мир.

Именно поэтому, я поставил самоанализ личности на первое место, так как от его качества и глубины, будет зависеть направление вашего движения.

Самоанализ личности, источник — блог Xche.

Человеку нужно время от времени внимательным взглядом смотреть на свою жизнь. Без этого не может быть подлинного роста человеческой личности. Л.Н.Толстой сказал, что у каждого человека “...постоянно идет самая серьезная работа мысли: так ли я живу, проверяю себя...” Проверять себя никогда не поздно и всегда полезно, главное начать. Ведь только сам человек может обнаружить у себя недостатки, которые, при их трезвом анализе, только прибавят ему сил в жизненной борьбе. Недаром говорят, что недоверие к себе - причина большинства наших неудач. С самоанализа начинается самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование. Казалось бы на первый взгляд, личность это нечто “во мне”, “для меня”, на самом деле личность это “во мне” для других. Ведь о качествах личности - самого себя, окружающих его людей, мы узнаем в общении. Каков он - человек? Каковы его качества: доброта, отзывчивость, принципиальность, грубость, подозрительность, злость и все другие. В русском языке более 15000 слов характеризуют качества, присущие человеку и проявляемые им в общении. Человек не живет в вакууме. Он учитывает оценки тех людей, с которыми контактирует, у которых черпает знания, глядя на которых приобретает жизненные умения и навыки, совершает действия и поступки, на которых ориентируется в жизненной борьбе.

Человеческое общение всегда предполагает обратную связь, тонкий учет многообразных импульсов, исходящих от других, выраженных вербально - словом или невербально: жестом, мимикой, улыбкой, взглядом и т.д. Психологами (А.В.Петровский и его ученики) установлено, что личность в процессе общения постоянно проверяет себя неким эталоном и, в зависимости от результатов проверки, оказывается довольно собой или недовольной. Этот эталон и будет своеобразным идеалом.

Для оценки личности важна так называемая ожидаемая оценка - что о тебе думают окружающие. Как поставить, например, под контроль формирование своего речевого поведения? Во-первых, уместно вспомнить, что характер любого поведения состоит из способности действовать согласно принципам: “Призвать самого себя на собственный, суровый, беспристрастный суд. Следовать ясно и точно, не щадя своего самолюбия, выяснить свои недостатки, пороки и... решить раз навсегда, буду я с ними мириться или нет”.

Сделать такое может человек мужественный. Значит надо обладать мужеством строго спросить с себя самого. И не только спросить, но и правдиво ответить. Следовательно, нужно быть справедливым во всем: в мыслях, поступках, делах. В работе над собой, в трудном деле самосовершенствования нужно следить за тем, как удается сохранить гармонию между своими убеждениями, взглядами, суждениями, поступками, повседневными действиями и речью, выражающей их.



Процесс соблюдения жизненной гармонии есть не что иное, как самокоррекция. Ее мы проводим всю жизнь. Она идет параллельно с самовоспитанием и самосовершенствованием. Каждому человеку необходимо знать, что в его власти усилить в себе, что подавить. Попробуйте детально “моделировать” свое речевое поведение в различных ситуациях общения. Постарайтесь найти наиболее верные решения, выбрав благородную линию поведения. А.П.Чехов в письме О.Л.Книппер-Чеховой писал: “Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., проч., но я привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает”. Это действительно так. А.П.Чехов был, по воспоминаниям современников, деликатнейшим в речевом общении человеком.

Каждый человек - это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Гете писал, что под каждой могильной плитой лежит всемирная история. Но эта всемирная история живет в языке. Человек бессмертен, пока жива нация, к которой он принадлежит, пока из поколения в поколение передается язык, речь:

Народ - зодчий речи.

Речь - зодчий народа.

Во времени вечном

Речь - наша хранительница.

Задание 20. Прочитайте письмо А.П.Чехова своему брату Николаю. Представьте себя современником братьев Чеховых или русским человеком на пороге XXI века, и с этих позиций оцените жизненные принципы А.П.Чехова, которые, как видим, отражаются в принципах его речевого поведения.

Воспитание чувств

Ты часто жаловался мне, что тебя “не понимают!” На это даже Гете и Ньютон не жаловались... Жаловался только Христос, но тот говорил не о своем “я”, а о своем учении. Тебя отлично понимают. Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других... По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, поделяешься каждой копейкой, искренен, ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, надежен, незлопамятен, доверчив. Ты одарен свыше тем, чего нет у других: у тебя талант...

Недостаток же у тебя только один. В нем твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это - твоя крайняя невоспитанность. Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, присутствие посторонних.

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не видишь простым глазом.

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

5) Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не говорят: “Меня не понимают”, потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво.

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями, рукопожатия пьяного Плевако. Они смеются над фразой: “Я представитель печати”, которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам.

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином и суетой.

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки... Таковы воспитанные. Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. Тут дорог каждый час. Самолюбие надо бросить, и то ты уже не маленький... 30 лет скоро! Пора. Жду... Все мы ждем.

Запомните: Коммуникация (лат. communiсatio - делаю общим, связываю, общаюсь) - общение, обмен мыслями, сведениями, идеями. Коммуникация понимается как синоним общения. Коммуникация осуществляется функционированием языка.

Коммуникация - форма общения людей в процессе познавательно-трудовой деятельности. Коммуникация складывается из коммуникативных (речевых) актов-высказываний, текстов, порождаемых коммуникантами - членами общества в процессе коллективной деятельности.

Коммуникативный (речевой) акт - конкретный процесс говорения, слушания, чтения, письма, в результате которого порождается высказывание, текст.

Высказывание - единица речевого общения, единица сообщения, обладающая смысловой целостностью. Высказывание - законченный в смысловом отношении текст. Минимальное высказывание - единица равновеликая предложению.

Адресант - лицо, которое участвует в речевом общении в качестве говорящего, пишущего, порождающего речь, автора речи, отправителя информации.

Адресат - лицо, которое участвует в речевом общении в качестве слушающего, читающего, воспринимающего речь, получателя информации.

Задание 21. Прочитайте тексты-тезисы, подготовьтесь к устному ответу, включите в текст ответа дополнительную информацию из информативных справок.

1. Речевая деятельность наряду с другими (трудовой, игровой) - вид человеческой деятельности.

2. Речевая деятельность связана с производством речи - говорением, слушанием (аудированием), чтением, письмом.

3. Речевая деятельность ориентирована, она планируется, реализуется, контролируется.

4. Речевая деятельность реализуется в речевых актах, т.е. целенаправленных речевых действиях, совершаемых человеком в соответствии с правилами речевого поведения.

5. В речевом акте участвует говорящий (адресант) и слушающий (адресат). Чтобы речевой акт произошел, совершился, необходимо, чтобы его участники обладали общими речевыми навыками - владели одним и тем же языком общения, например, русским языком; адекватными знаниями и представлениями об окружающем мире, чтобы адресант мог построить высказывание-текст по законам языка, воздействуя этим высказыванием на адресата, сообщая ему информацию, побуждая, требуя, спрашивая.

6. Основной чертой речевого акта является целенаправленность, намеренность и договоренность, т.е. конвенциальность.

7. Речевые акты разнообразны - это информативные акты, акты-побуждения, требования информации, выражения эмоций, утверждения мнений, истинности, ложности информации.

8. Речь первоначально есть конкретное говорение - слушание, а затем чтение - письмо. Речь - конкретное говорение, протекающее во времени, облеченное в устную форму. Письменная форма речи фиксирует речевые акты пишущего - читающего. Речь фиксируется памятью или письменно.

9. Речь есть воплощение языка, его реализация. Если язык есть орудие общения, то речь есть производимый этим орудием вид общения. Т.е. речь - это речевое общение. При помощи речи происходит общение между людьми.

10. Речь используется в разных социальных сферах и средах жизни современного общества и выполняет разные функции.

11. В речевом общении могут быть выделены разные цели и задачи: информативные задачи, задачи воздействия речью на адресата; экспрессивные (выражение эмоций в речи), межличностные (регулятивные, регулирующие отношения между говорящим и слушающим), апелляционные (регулирующие эстетическое восприятие мира).

12. В речевом общении речь социально активна, с ее помощью передается информация, происходит воздействие на собеседника, выражаются эмоции, оценки, регулируются отношения друг с другом.

14. Говорящий, пишущий, как адресант речи, может отдавать предпочтение тому или иному стилю общения и сообщения: официальному, фамильярному (дружескому), почтительному, пренебрежительному и т.д.

15. Адресант может использовать речь для решения целей общения с разным речевым заданием, поэтому речевое поведение составляет существенную характеристику личности - его языковую личность .

Речевое поведение отражено в речевом акте, оно определяется как умение вести себя в соответствии с установленными правилами, оно реализуется в совокупности речевых поступков и действий.

16. Речевое поведение отражено в манере строить речевое общение в соответствии с принятой целью общения: сообщения информации, мнения, приказа, просьбы, совета, обещания, приветствия, жалобы; адекватно передавать информацию, сообщать только истинную информацию, в умении организовывать высказывание-текст в речи ясной, недвусмысленной, последовательной.

17. Речевая этика, речевой этикет общения русских людей проявляется в следовании устойчивым правилам речевого поведения, устойчивым речевым формулам общения, позволяющим установить контакт между говорящими, пишущими, слушающими, читающими.

18. Речевой этикет представлен выбором речевых формул обращения, он связан с национальной спецификой речевого поведения, обычаев, ритуалов. Русскому речевому этикету характерны доброжелательность, вежливость обращения, формы приветствия, благодарности, отказа.

Как стать успешным человеком? Первый шаг – проведение психоанализа. Как добиться поставленной цели? Первый шаг – проведение психоанализа. Как повысить самооценку? Первый шаг – проведение самоанализа. В общем, о чем ни спроси психологов, они начинают именно с самоанализа.

Что это за универсальный такой инструмент, в чем он заключается, зачем нужен и, наконец, как его проводить – вот о чем будет эта статья. Вопрос самоанализа очень важный, особенно если у человека вообще не было духовного опыта или практики в личностном развитии.

Что такое самоанализ?

Самоанализ − это анализ самого себя, который включает в себя фиксацию различных состояний объекта наблюдения и поиск причинно-следственных связей между ними и стимулами внешней среды, которые действуют стихийно или направленно.

При самоанализе объект и субъект наблюдения совпадают. В этом и состоит его основная сложность, поскольку наблюдать за собой всегда сложнее: чего-то наблюдатель просто не увидит, а что-то не сумеет правильно истолковать.

Прибегнуть к самоанализу, как к одному из видов самопомощи в нашем собственном развитии − это путь далеко не легкий зато, эффективный.

5 причин начать анализ самого себя

Лезть туда, куда обычно никто не заглядывает, копаться там и вытягивать на свет всякую гадость − чем это может быть полезно?

  1. ✪ Во-первых, там не только гадость, но и много зарытых сокровищ, среди которых немало талантов и способностей.
  2. ✪ Во-вторых, зная структуру собственной личности, можно без особых усилий объяснить себе же те или иные поступки, мысли и чувства. Чем меньше неопределенности во внутриличностном пространстве, тем оно спокойнее и безопаснее.
  3. ✪ В-третьих, разглядев в себе кое-что нелицеприятное, человек уже меньше рвется осуждать других, понимая, что и сам не безгрешен. И конечно, не стоит забывать о дестабилизирующих воздействиях извне, которые будут наносить гораздо меньший урон человеку, который понял и принял сам себя.
  4. ✪ В-четвертых, выявляя и устраняя собственные ошибки − научитесь позитивно влиять на своих близких, убирать конфликты, негатив и выстраивать гармоничные отношения.
  5. ✪ Укрепите своё здоровье, убрав из жизни эмоциональные разрушения.

Поэтому надо взять себя в руки и трезво оценить все, что получилось выкопать из глубин собственной личности, из глубин своего подсознания. Кое-что, скорее всего, придется исправлять. Это касается тех черт, которые могут существенно усложнить жизнь и носителю, и окружающим и несут преимущественно разрушительный характер. Все остальное нужно учиться использовать.

Итак, в чем заключается самоанализ?

В первую очередь, в обдумывании собственных поступков и эмоциональных реакций на различные раздражители. Начиная процесс, нужно ответить на вопрос «что я сделал?», а потом постепенно идти к ответу на вопрос «почему я это сделал?». Проблема заключается в том, что человек склонен либо излишне обвинять себя в неких совершенных проступках, либо оправдываться, закрывая глаза на собственные ошибки. И вот тут можно вернуться к опасности получения недостоверного результата.

Как правило, при проведении психотерапии специалист направляет действия своего пациента, помогая ему избежать возможных ошибок. Однако при самостоятельном его проведении риск недостоверности несколько увеличивается, если не знать алгоритм решения такого вопроса.



Чтобы ее снизить настолько, насколько это возможно, применяются различные приемы объективизации результата, которые сводятся к тому, что человек в процессе прохождения тестирования не может предугадать, к какому результату приведет тот или иной его ответ. Более того, в любом грамотно составленном тесте есть шкала достоверности результата, оценка по которой позволяет понять, стоит ли вообще проходить тестирование или лучше отложить его на следующий раз.

К таковым относятся опросники Айзенка (тип темперамента) и Леонгарда (акцентуация характера) – классические тесты, которые рекомендуются к прохождению. Кроме них стоит обратиться к тестам Сандры Бем (феминность – маскулинность), Кинси и Кляйна (сексуальная ориентация): они дают наиболее достоверный результат, чем все прочие, составленные на ту же тему.

Еще раз, зачем нужны тесты? Чтобы исключить самообман. Не так много людей, встав перед зеркалом, будут готовы признать, что они склонны к истеричности и излишней демонстративности, не так ли? Тестирование заставит открыть глаза на себя.

Значит, первый шаг – проведение нескольких тестов. Лучше всего не проводить больше двух-трех в день, чтобы усталость не сказывалась на результате. В таком случае второй шаг – принятие этих результатов. Стоит оговориться заранее, что неожиданности при проведении самоанализа – обычное дело.

Личность включает в себя четыре составляющие. Первая из них лежит на поверхности и известна как самому человеку, так и окружающим. Вторая известна только ему, но никому больше. Третью видят люди со стороны, но не ее обладатель. Четвертая скрыта ото всех. Таким образом, сюрпризы неизбежны.

Самоанализ ошибок своего прошлого

Главное правило в самонаблюдении − это никакого негатива и саморазрушения. На себя − только Свет, а ошибки, какими бы они не были, я их обязательно исправлю. Самоанализ бесполезен, если состоит из самобичевания и жалости к себе.

  • Мысленно и не спеша пройдите по все своей жизни, вспоминая и записывая все свои ошибки, грехи, все то, где ваша совесть была не чиста. Следует осознавать, что самая большая ошибка, которая блокирует все позитивные изменения − это гордыня, непризнание своих прошлых грехов. Записывайте каждую ошибку в отдельный пункт 1, 2, 3...
  • Далее, по каждому пункту письменно прощайте себя и отпускайте негатив (вину, зависть, обиду...). Отпускать негатив можно на зажженную свечу, у кого хорошо работает воображение, на ментальном экране можно создать голограмму (например ярко святящийся шар) и представлять как он забирает у вас все эту черноту.

Сделайте самоанализ не спеша, детально и максимально искренне, и ваша жизнь начнёт меняться к лучшему, и радости в душе станет больше.

Если ты сегодня в чем-то ошибся, то никогда не стоит себя упрекать и ругать. Самобичевание − очень порочная практика. Проведи анализ: к каким событиям привели позитивные эмоции, а к каким − негативные.

В конечном итоге ты - это тот человек, с которым тебе придется жить от рождения и до самой смерти. Поэтому глупо противиться желанию узнать все о себе. Это как покупать автомобиль, не проверив предварительно его состояние. А после, за весь срок службы, ни разу не пройти техосмотр, надеясь на чудо или мнение окружающих, которым как бы виднее, как этим автомобилем управлять и какой у него потенциал.

Понять себя - естественное для человека желание. Понимание себя, причин своих мыслей и поступков помогает человеку лучше воспринимать окружающих и находиться в гармонии с внешним миром.

Профессор

Самоанализ - это то, что большинство людей воспринимают как депрессивное самокопание. Хотя на деле это процесс, что позволяет осмыслить, кем человек является на самом деле. Важно ли это? Очень, потому что о себе нам практически ничего не известно.

Однажды один профессор читал лекции студентам и, войдя в аудиторию, сразу же задал вопрос: «Кто я?» Студенты не знали, что ответить. Самые смелые из присутствующих начали выдвигать предположения: «профессор», «ученый», «мужчина», «человек» и т. д. Кто-то из особенно смекалистых нагло заявил, что профессор - никто. Когда варианты закончились, профессор объяснил, что это не более чем роли, которые он играет в обществе.

У каждого человека есть множество ролей: быть родителем, директором, мужчиной (женщиной) и т. д. Но это не сам человек. Если начать отсеивать эти роли, которые приходится играть ежедневно, то вполне вероятно, что под ними человек окажется никем. Чтобы не оказаться в итоге пустым местом с определенным ролевым набором, нужно научиться задавать себе вопросы и находить ответы. В простом вопросе «Кто я?», над которым редко кто задумывается, заключается суть самоанализа. Это процесс, помогающий понять человеку, кем он в действительности является.

Определение

Самоанализ - это анализ собственных переживаний, поступков, размышлений и потребностей. Человек изнутри познает глубины собственной психики и свой внутренний мир. Сегодня самоанализ является неотъемлемой частью психотерапевтической и психологической работы. Благодаря этому процессу удается рассмотреть различные виды неврозов и психологических травм.

Очень часто человеческая память отказывается принимать и воспроизводить травмирующие факторы прошлого. Вот только апатия, тоска и общее недовольство жизнью начинают давить на человека со всех сторон. Так психика реагирует на событие, с которым индивид не в состоянии справиться. В результате психика разделяется на две части, одна из которых переходит в «замороженное» состояние, а другая пытается выжить. И все бы ничего, но со временем начнут проявлять себя психосоматические расстройства, а появившаяся вдруг из ниоткуда депрессия загонит в тупик.

Чтобы вернуться к нормальному образу жизни, нужно прорабатывать старые травмы и даже вполне безобидные ситуации, после которых могли остаться неприятные ощущения. Именно здесь на первое место выходит самоанализ.

Применение самоанализа

Самоанализ - это процедура, помогающая разобраться в причинах и следствиях жизненных ситуаций, оценить свои поступки рационально и наладить нормальное функционирование психики. Чтобы избавиться от проблем прошлого, человек должен научиться самопознанию, уметь объективно оценивать себя и свои поступки.

Для успешного проведения самоанализа необходимо придерживаться некоторых правил. Во-первых, не принуждать себя, в противном случае процесс превратится в деструктивное самокопание и самобичевание. Во-вторых, личность обязана выражать свои истинные эмоции, а не то, что должна чувствовать исходя из традиций и социальных стандартов.

Задачи

Перед каждым человеком, решившимся посетить занятия самоанализа, стоит ряд определенных задач:

  1. Выражать себя как можно полнее и искреннее.
  2. Попытаться понять бессознательные движущие силы и то, как они влияют на жизнь.
  3. Научиться менять установки, что нарушают отношения с собой и окружающим миром.

Очень часто человек сталкивается с ситуациями, которые вынуждают его делать то, чего он в конкретный момент не хочет. Например, нередко можно столкнуться с эпизодом, когда человек поддался уговорам друзей и идет с ними в кино, хотя на самом деле он в этот конкретный момент хочет почитать книгу. Одно дело, если он пообещал пойти в кино - свои обещания нужно выполнять, об этом говорят даже гуру психиатрии. И совсем другое, когда человек идет на поводу желаний других людей. В этом случае он отказывается от себя, своих чувств и желаний, что в конечном итоге может превратиться в очередное психосоматическое расстройство.

Цели

Во время самоанализа может возникнуть чувство сопротивления, требующее проработки. В такие моменты важно понимать, что временные ухудшения - это часть процесса самопознания. Во время раскрытия подавленных, травмирующих ситуаций человек всегда ощущает тревогу.

Главная цель самоанализа - раскрывать скрытые ранее от сознания эмоции, потребности и чувства. Только столкнувшись с правдой, человек может освободиться и начать действовать.

В повседневной жизни самоанализ нужен в первую очередь для самореализации. Он помогает принимать ответственные решения и отстаивать свои позиции.

Деятельность

Стоит отметить, что это понятие присуще не только познанию личности, очень часто можно встретить такую процедуру, как самоанализ деятельности. То есть когда человек оценивает не внутренний мир, а анализирует результаты своей работы.

В основе анализировать свою работу приходится педагогам и воспитателям. Хотя многим учителям намного проще провести несколько открытых мероприятий, чем писать самоанализ урока по ФГОС. Но с другой стороны, разве может педагог обучать основам самоанализа учеников, если сам не владеет этой технологией.

Самоанализ урока. Виды

В педагогике принято выделять несколько видов самоанализа урока. Образцы для их написания имеют похожую основную структуру, разница заключается только в описании главной составляющей части всего урока.

Итак, какие они — основные виды самоанализа:

  • Краткий. Педагог дает уроку обобщенную оценку, описывая цели, задачи и результаты выполнения.
  • Поэтапный. Здесь нужно анализировать каждый элемент урока и их взаимосвязь с другими этапами проведения занятия.
  • Структурно-временной. Учитель анализирует количество времени, потраченное на конкретный этап занятия, и рационализирует использование отведенного времени. Он пытается понять, не была ли затянутой проверка домашнего задания или не мало ли было отведено внимания на практическое применение полученных знаний.
  • Комбинированный. Педагог должен дать оценку дидактическим целям урока и его структурным элементам.
  • Дидактический. В этом подходе самоанализа урока рассматриваются методы и приемы, использованные для достижения дидактической цели.
  • Аспектный. Проводится подробный анализ каждого аспекта урока. То есть использование обучающих материалов, проверка ЗУН (знаний, умений, навыков) и т. д.
  • Полный самоанализ. Педагогу нужно провести дидактический, аспектный анализ, проверить ЗУН учеников и оценить результативность занятия.
  • Психологический. Проводится оценка того, насколько учащимся уделяется внимание и как проходит индивидуальная работа.
  • Комплексный. Состоит из всех перечисленных видов самоанализа урока.

Алгоритмы

Не всегда нужно анализировать все аспекты урока. Многое зависит от того, ради каких целей было проведено занятие: был ли это фестиваль, урок, проведенный в рамках недели по предмету, или занятие на категорию. Самоанализ можно составить, опираясь на простые алгоритмы действий. К примеру, можно руководствоваться такими позициями:

  • В чем заключается педагогическое кредо и как вам помогают уроки его отразить?
  • Объясните выбор содержания урока и технологии проведения занятия.
  • Какие методы и приемы использованы на уроке, оцените их эффективность.
  • Что получилось и не получилось осуществить.
  • Что можно было бы изменить в ходе занятия. Нужны ли эти изменения и почему?

Самоанализ урока по ФГОС. Образец

Начинающие учителя достаточно часто испытывают трудности, когда дело доходит до составления схемы самоанализа урока и его написания. Поэтому не лишним будет привести образец самоанализа, точнее, план, по которому его можно написать:

  1. Обозначить тему занятия.
  2. Привести краткую характеристику класса. То есть указать общее число детей, количество сильных и слабых учеников, какие психологические особенности учащихся учитывались в ходе проведения занятия.
  3. Указать тип урока по ФГОС.
  4. Указать универсальные учебные действия (УУД), запланированные на урок, и способы для их формирования.
  5. Перечислить методы и формы, выбранные для проведения каждого учебного этапа. Описать, почему был сделан такой выбор и какие от него ожидались результаты.
  6. Сформулировать главный этап урока и как другие части занятия на него работают.
  7. Проанализировать рациональность распределения выделенного времени.
  8. Какие были использованы наглядные, дидактические материалы в ходе занятия.
  9. Проконтролировать уровень усвоения ЗУН (на каком этапе занятия проводился и в какой форме).
  10. Оценить результат занятия. Были ли достигнуты поставленные цели? В чем причина возможных затруднений.

Польза

Самоанализ урока помогает учителю посмотреть на работу со стороны, оценить плюсы и минусы своей педагогической деятельности. Это своего рода рефлексия, которая помогает выделить неучтенные резервы, выработать свой педагогический стиль и сформировать профессиональное кредо.

Здесь все происходит точно так же, как и в психологии. Только теперь учителю нужно спрашивать не «Кто я?», а «Какова цель моих действий?» Определившись с ней, можно найти эффективные пути к ее достижению. Самоанализ нужен каждому человеку, чтобы становиться лучше. Только осознав свои способности, он перестанет переделывать других под свои представления и станет по-настоящему свободным, успешным и счастливым, что, собственно, отразится и на его профессиональной деятельности.