Социально психологические теории личности. Зарубежные социально-психологические теории личности

Теории личности – это различные предположения, комплекс гипотез, совокупность концепций и подходов, объясняющих происхождение личности, детерминированность ее развития. Теория развития личности стремится не только истолковать ее суть, но и предвосхитить человеческое поведение. Она предоставляет исследователям и теоретикам возможность разобраться в природе человеческого субъекта, помогает отыскать ответы на вопросы риторического характера, которыми они постоянно задаются. Теории личности в психологии кратко можно представить семью основными концепциями, каждая из которых характеризуется собственными представлениями о личностной структуре и свойствах, имеет специфические методы их измерения. Отсюда можно вывести, что личность являет собой многомерную структуру и многоплановую систему психологических характеристик, обеспечивающих индивидуальность, временную и ситуативную константность человеческого поведения. Всего насчитывается около сорока подходов и концепций, направленных на изучение личности человеческого субъекта.

Теории личности в психологии

Считается, что человеческий изначально появляется на свет человеком. Данное утверждение на первый взгляд является истинным. Однако оно основывается исключительно на генетической обусловленности возникновения врожденных предпосылок для формирования человеческих качеств и признаков. Так, например, новорожденного крохи форма тела предполагает способность прямохождения, строение мозга обеспечивает возможность интеллектуального развития, конфигурация рук – перспективу применения орудий труда. Этим всем перечисленным новорожденный малыш разнится с детенышем животного. Таким образом, младенец изначально относится к человеческому роду и именуется индивидом, тогда как детеныш животного будет называться на протяжении всего существования исключительно особью.

Понятие «индивид» содержит родовую принадлежность человека. Младенца и взрослого человека, мудреца и олигофрена, аборигена, живущего в племени далеком от цивилизации, и высокообразованного жителя развитой страны можно считать индивидом. Другими словами, охарактеризовав человека индивидом – означает ничего конкретного о нем не сказать. Появляясь в этом мире в качестве индивида, человек приобретает специфическое социальное качество и становится личностью.

Индивид еще в детстве включается в сложившуюся исторически систему общественных взаимоотношений. Дальнейшее развитие субъекта в социуме образует такое переплетение взаимоотношений, которое создает его как личность – системное социальное свойство, приобретаемое человеческим субъектом в процессе коммуникативного взаимодействия и предметной деятельности, характеризующее степень и качество представленности социальных взаимодействий в индивиде.

Поскольку психология предложить единого определения личности не может, активно развиваются теории личности в зарубежной психологии и в отечественной науке, но наиболее значимыми из зарубежных концепций считаются:

— психодинамическая теория личности (основополагающий фактор развития личности – врожденные инстинкты);

— диспозициональная теория личности или теория черт, поскольку ее приверженцы были убеждены, что человеческие субъекты обладают некими диспозициями (предрасположенностями, чертами) к определенному поведенческому реагированию на различные «раздражители», проще говоря, последователи этого направления предполагали, что индивиды устойчивы в собственных мыслях, постоянны в действиях и чувствах не зависимо от событий, обстоятельств, жизненного опыта;

— феноменологическая (заключается в убеждении, что индивид стремиться к и характеризуется позитивной природой);

когнитивная теория личности (на человеческое поведение огромное влияние оказывают познавательные функции и интеллектуальные процессы);

— теория научения или поведенческая теория личности, основной тезис заключается в убеждении, что личность – это приобретенный индивидом опыт в процессе жизнедеятельности.

Все приведенные выше теории личности в зарубежной психологии пытаются ответить на самый важный вопрос современной психологической науки: что собой являет человек, какова его суть, что движет его развитием.

Каждый из перечисленных подходов представляет специфическое видение, отдельный фрагмент целой картины такого сложного и вместе с тем целостного механизма под названием личность.

Поведенческая теория личности основывается на убеждении, что среда является источником развития личности, что сама личность не содержит в себе ничего от психологического либо генетического наследования. Она является исключительно продуктом научения, а личностные свойства представляют собой обобщенные социальные навыки и поведенческие рефлексы.

Аналитическая теория личности, в свой черед, сформулированная Юнгом, базируется на убеждении, что врожденные психологические факторы обуславливают развитие личности. Индивид в наследство от родителей получает готовые первичные идеи, которые Юнг называл «архетипами».

В рамках отечественных изысканий в области психологической науки главенствующая роль в объяснении личности принадлежит деятельностному подходу, базисом которого является разработанный К. Марксом подтип предметной деятельности. Как принцип, объясняющий психические процессы, категория деятельности применяется при исследовании разнообразных областей психической действительности. Поскольку собственно в конкретной деятельности индивида и ее порождении объективное выражение находят не только психические явления и субъективное сознание индивида, но и общественное сознание.

Теории личности в отечественной психологии можно объединить общей главной задачей, которая заключалась в исследовании зависимости составных элементов сознания от характеристик раздражителей, вызывающих их. Позднее эта двухсоставная схема нашла свое отображение в формуле «стимул равняется реакции» (S-R), которую нельзя считать целиком верной, поскольку она исключает содержательный процесс, осуществляющий реальные связи индивида с предметной средой. Концепции научения не принимают во внимание ничего, что попадает под определение сознание, чувствование, воображение и воля. Процессы, реализовывающие жизнь субъектов в окружающей действительности, его социальное существование во всем разнообразии форм, являются деятельностью.

Наиболее известные теории личности в отечественной психологии связаны с научными изысканиями сторонников ученья Л.Выготского, в частности, Л. Божович и А. Леонтьев.

Концепция, предложенная отечественным психологом Л. Божович, охватывает период личностного формирования с раннего детства до юношеского этапа. Для описания личности Божович использует понятия, которые характеризуют внутренние черты и особенности индивидов. Она считала, что личностью становится человек, который достиг определенного уровня развития психических процессов, который обладает способностью воспринимать и переживать собственную «персону» как неделимое целое, отличное от окружающих людей и проявляющееся в понятии «Я». Другими словами, на таком уровне сформированности психических процессов человек способен воздействовать осознанно на окружающую реальность, модифицировать ее и изменять самого себя.

Божович, основываясь на дефиниции «социальная ситуация формирования» и принципе «ведущей деятельности», ранее введенных Л. Выготским, показала, каким образом в непростой динамике взаимодействия и деятельности ребенка на разных этапах его жизни вырабатывается определенный взгляд на окружающую действительность, который именуется внутренней позицией. Такая позиция считалась сторонниками этого подхода одной из самых значимых характеристик личности, предпосылкой ее развития.

Деятельностная теория личности, разработанная А. Леонтьевым, который продолжил развивать теории Л. Выготского и С. Рубинштейна, под личностью рассматривала продукт общественного развития, а базисом ее полагала совокупность социальных взаимоотношений индивида, осуществляемых его деятельностью. Именно посредством деятельности человек может воздействовать на вещи, природу или окружающих людей. По отношению к социуму он выступает в качестве личности, а к вещам – в качестве субъекта.

Таким образом, в соответствии с деятельностным аспектом описываемой концепции, в качестве составляющих личности, выступают отдельные характеристики или свойства личности. Сторонники данной концепции считали, личностные свойства образуются вследствие деятельности, осуществляемой всегда в определенном социально-историческом контексте. Личностные черты, в этой связи, рассматриваются в качестве социально (нормативно) детерминированных элементов. Так, к примеру, настойчивость вырабатывается в таких разновидностях деятельности, где индивид проявляет независимость.

— мотивы характеризуются иерархической структурой;

— мотивы характеризуются зависимостью от уровня, чем выше их уровень, тем менее значимыми и жизненно важными являются соответствующие потребности, следовательно, тем дольше можно их не реализовывать;

— пока потребности на нижних ступенях остаются неудовлетворенными, высшие остаются неинтересными;

— как только низшие потребности удовлетворены, они утрачивают свою мотивирующую силу.

Кроме того, Маслоу отмечает, что недостаток благ, преграда на пути удовлетворения физиологических потребностей, таких как еда, отдых, безопасность, ведет к трансформации этих потребностей в ведущие мотивы. И, наоборот, при удовлетворении базовых потребностей, индивид начинает стремиться реализовать высшие потребности. Другими словами, трудно стремиться к саморазвитию, когда желудок пуст.

К достоинствам рассматриваемого подхода к развитию личности можно отнести ориентированность на индивида как на деятельного строителя собственной жизни, имеющего неограниченные способности и потенциал. Недостатком можно считать индетерминизм, пренебрежение естественной предопределенностью человеческого бытия.

З.Фрейд предложил собственную интерпретацию личности, которая оказала огромное влияние на психотерапевтическую практику и теорию, психологическую науку, а также на культуру в целом.

Согласно воззрениям Фрейда активность индивида характеризуется зависимостью от инстинктивных (подсознательных побуждений), к которым относится, в первый черед, инстинкт самосохранения и половой инстинкт. При этом в социуме инстинкты обнаружить себя также свободно, как в мире животных, не могут, поскольку общество накладывает на индивида массу ограничений, подвергает его влечения жесткой «цензуре», что принуждает личность подавлять или тормозить их.

Таким образом, инстинктивные влечения оказываются вытесненными из осознанной жизни индивида, поскольку считаются недопустимыми, позорными, компрометирующими. Вследствие такого вытеснения они переходят в область бессознательного, другими словами, как бы «уходят в подполье». При этом они не исчезают, а сберегают свою активность, что позволяет им исподволь, из области бессознательного, управлять поведением субъекта, сублимируясь (трансформируясь) в различные вариации культуры человечества и продукты деятельности людей.

В области бессознательного подсознательные влечения соединяются в различные комплексы в зависимости от собственной природы. Эти комплексы согласно утверждению Фрейда, являются настоящей причиной личностной активности. Поэтому важной задачей психологической науки считается обнаружение бессознательных комплексов и содействие их раскрытию, осознанию, что приводит к преодолению внутриличностных противостояний (метод психоанализа). Ярким примером таких причин может служить Эдипов комплекс.

Достоинства рассматриваемой теории личности заключаются в изучении области бессознательного, использовании клинических методов, исследовании реальных проблем клиента. Недостатком можно считать метафоричность, субъективизм, ориентированность на прошлое.

Топологическая психология основана на принятом в математической науке термине «поле». Она объясняет личностное поведение тем, что разнообразные точки и зоны жизненного пространства, то есть поля, в которых пребывает, существует субъект, становятся мотивами его поведенческого реагирования вследствие того, что он ощущает потребность в них. При исчезновении потребности в них значение объекта утрачивается. Сторонником данной концепции был К.Левин. Он не видел в потребности предопределенности биологического характера, в отличие от приверженцев психоанализа. Мотивация обусловлена не врожденными свойствами индивида, а его взаимосогласованными действиями с полем, которое характеризуется наличием нескольких объектов по-разному притягательных.

Основные современные теории личности представлены двумя наиболее известными концепциями, помимо теории научения. Эти концепции связаны с именами Э. Берна и К. Платонова.

Суть концепции Платонова заключается в рассматривании личности как структуры, состоящей из отдельных компонентов, таких как: направленность, опыт, особенности психических функций, биопсихические свойства. Эти перечисленные составные части в процессе взаимодействия обуславливают человеческое поведение. Э. Берн же убежден, что человек одновременно объединяет в себе несколько типов поведенческого реагирования, каждый из которых включается вследствие воздействия определенных условий.

— психодинамическая теория личности, разработанная Фрейдом;

— индивидуальная теория личности, созданная на базисе психоаналитического ученья Адлером;

— аналитическая теория личности, сформированная Юнгом;

— эго-теория Эриксона, Фромма и Хорни;

— диспозициональный подход в исследовании личности, который включает структурную концепцию черт личности Кеттела, концепцию личностных типов Айзенка и исследования Олпорта под названием диспозициональная теория личности;

— научающе-бихевиоральный подход, введенный Скиннером;

— социально-когнитивная теория личности Роттера и Бандуры;

— феноменологическая теория формирования личности Роджерса и др.

Д. Зиглер и Л. Хьелл решили охватить в своей книге концепции формирования личности, которые внесли наиболее значимый вклад в современную психологию.

Они убеждены, что ученья о личности должны отражать основные тезисы теоретика о происхождении человека. Именно этим принципом авторы руководствовались при написании книги.

Также в труде описываются основные стратегии, применяемые учеными для изучения феноменов личности. Авторы изложили в книге практические способы применения корреляционного анализа, метода анамнеза, а также формальные эксперименты с целью возможности оценивания валидности теоретических предположений. Кроме того, они описали различные способы оценки (например, метод интервьюирования, проективные тесты), при помощи которых обычно собирают данные об индивиде. Знание этих способов позволит читателям постигнуть значение оценки в измерении различий субъектов.

Главным достоинством данного труда можно считать то, что при изложении каждого подхода авторами приводятся доводы «за» и аргументы «против».

В социальной психологии личность рассматривается как социальный феномен, хотя признается и тот факт, что на ее формирование оказывают влияние и природные характеристики человека: пол, конституция, темперамент, наследственность и т. д. Поэтому социальные психологи в качестве базовых концепций для своих исследований, как правило, используют те теории, которые Г. Оллпорт отнес к разряду биосоциальных. Или же ими берутся промежуточные модели, в которых, по мнению С. Мэдди, содержится описание "ядра" и "периферии" личности.

Именно к такому, промежуточному, типу относится теория личности Уильяма Джеймса, которую американские социальные психологи традиционно рассматривают как исходный образец для создания теорий личности.

Джеймс дает предельно широкое определение личности. В Я человека он выделяет два аспекта: эмпирическое Я и чистое Я. Эмпирическое Я определяется им как "общий итог того, что человек может назвать своим" (Джеймс У., 1991). Сюда относятся:

1. материальное Я, включающее наше тело и нашу собственность;

2. социальное Я - "есть то, чем признают данного человека окружающие"; при этом каждый человек имеет столько социальных Я, "сколько существует отдельных групп или кружков, о мнении которых он заботится";

3. психическое Я представляет собой совокупность психических способностей и склонностей индивида.

4. Чистое, или духовное Я - это сфера самосознания, самооценки человека. В современной психологии она рассматривается как центральная часть личности и обозначается понятием Я-концепция (этот термин введен в научный оборот американским психологом Карлом Роджерсом, автором известной, нашедшей широкое применение концепции клиент-центрированной терапии).

Представление У. Джеймса о том, что в социальном Я человека представлено его социальное окружение, нашло дальнейшее развитие в социально-психологической теории. Социолог Чарльз Кули использовал понятие "зеркало личности", выдвинув идею, что самосознание индивида отражает оценки и мнения людей, с которыми он взаимодействует. Позднее эту мысль подхватили Джордж Герберт Мид и Гарри Стэк Салливан. Мид полагал, что самосознание человека является результатом его социальных взаимодействий, в ходе которых он учится смотреть на себя как бы со стороны, как на объект. Причем решающее значение для самосознания имеет мнение не отдельных людей, а "обобщенного другого" - коллективная установка организованного сообщества или социальной группы.



Сегодня эта концепция известна под названием "принцип отраженных оценок". Согласно ей, мы видим себя такими, какими нас видят другие люди. Только вот кто именно из других - вопрос. Ведь различные люди имеют о нас противоречащие одно другому мнения. Чье мнение окажется для нас значимым, зависит от многих факторов. Прежде всего, это связано с возрастом человека. Для детей, например, более значимым может быть мнение родителей, учителей. Для взрослых людей - это могут быть мнения и оценки супругов, друзей, коллег. Кроме того, разные люди в зависимости от пола и возраста полагаются на мнение различных других. Так, например, Джон Хоэлтер, опрашивая американских подростков - учащихся средней школы, установил, что девушки больше ориентируются на оценки своих сверстников, в то время как юноши полагаются на мнения своих родителей (Hoelter J., 1984).

Влияние других людей на формирование нашего Я и самосознания очевидно. Но в связи с этим возникает и проблема, на которую указывал Карл Юнг. В структуре психики он выделяет защитное образование, которое называет Персоной. Она-то и создает проблему истинного Я и ложного Я, или Я и не-Я (Harding M., 1973). По мнению Юнга, Персона, являясь своеобразной маской, которую человек надевает в ответ на требование общества, скрывает его истинное Я. Она представляет лишь то, чем человек кажется самому себе, или то, что он демонстрирует окружающим, а не его истинную сущность, не то, чем он является на самом деле. Юнг полагает, что Персона - это компромисс между индивидом и обществом. Ее цель - произвести соответствующее впечатление на других людей путем сокрытия своего подлинного лица. И очень часто случается так, что сам человек отождествляет свою сущность с Персоной. Тогда его Я становится тождественным Персоне, а личность предстает в виде отчужденного, неистинного существа, играющего социальную роль, навязанную обществом. Другими словами, человек отождествляет себя со своей маской. Ее он демонстрирует обществу, поскольку общество от него этого требует. В этом случае можно говорить об обезличивании человека, нивелировке его сущности и в целом о нереализовавшемся истинном Я. Срастание Я и Персоны означает, по Юнгу, омассовление индивида (Юнг К., 1993). Вспомним, как этот процесс описывается в психологии масс.

К.Г. Юнг указывает на реальную опасность, угрожающую самосознанию индивида. И сам Юнг, и его последовательница Эстер Хардинг приводят немало убедительных доказательств того, насколько типичной является ситуация, когда человек воспринимает в качестве своей сущности те социальные маски и оценки, которые навязывает ему социальное окружение. В этом случае Я-концепция и Персона индивида совпадают. Чтобы этого избежать человек не должен полагаться только на мнения и оценки окружающих, не должен идентифицироваться со своими социальными ролями, ему необходимо и самому активно участвовать в формировании Я-концепции путем самопознания, самоисследования, самоанализа.

Говоря в целом, отметим, что каждый из нас может стремиться как к самоактуализации, т. е. реализации имеющегося у каждого человека творческого, духовного потенциала (а именно это должно стать целью каждой личности, считают основатели гуманистического направления в психологии Абрахам Маслоу и Карл Роджерс), так и к тому, чтобы изо всех сил стараться соответствовать социальному стандарту.

"Выбирая собственную стезю, они (личности - авт.) возвышаются над массой, цепляющейся за коллективные страхи, убеждения, законы и методы. Совсем иная реакция у человека заурядного, остающегося в бессознательном состоянии из-за приверженности рутине. При возникновении новых обстоятельств, не предусмотренных старыми конвенциями, у него возникает паника. Неудивительно, что для избавления огорчений, одиночества и страха, человек впадает в конформизм, который ведет к появлению шаблонов в работе и досуге. Предписывается единообразие в выражении даже чувств, и требуется умение ладить со всеми" (Грановская Р., Никольская И., 1999, с. 121).

Но к чему бы мы ни стремились - к самоактуализации или к соответствию стандартам, как бы мы ни проявляли себя - творцами или исполнителями, вся наша деятельность, все поведение, если они осознаются, служат источником информации для создания Я-концепции. Из жизненного опыта мы узнаем о своих предпочтениях, склонностях, способностях, умениях. Все эти знания входят в наше самосознание.

Таким образом, имеется два источника формирования Я-концепции: мнения других людей и когнитивная активность самого человека. Позднее мы еще вернемся к этому вопросу и посмотрим, как работают оба эти фактора. Пока же более детально познакомимся с тем, что собой представляет Я-концепция. Начнем с попытки описания ее структуры.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

студентки 1 курса 7 группы

специальности 1-03 04 03 «Практическая психология»

заочной формы обучения

по дисциплине «Общая психология»

Кемза Екатерины Владимировны

Гродно, 2013

1. Процессы самоосознавания: самопознание, самопрезентация, самоконтроль, самооценка, самоуправление, самоактуализация, саморазвитие …………………………………………………………….. 3

2. Социально-психологические теории личности Дж. Мида, Ч. Кули….. 12

3. Расстройства внимания …………………………………………….…… 14

4. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения ………………………………….….…………. 16

5. Литература ………………………………………………………………. 18

1. Процессы самоосознавания: самопознание, самопрезентация, самоконтроль, самооценка, самоуправление, самоактуализация, саморазвитие.

Самоосознавание (самовосприятие, самоощущение) – процесс непосредственного восприятия индивидом собственных психических актов, в которых представлены: а) его физические, психические и личностные качества, результатом чего является формирование непосредственного чувственного образа самого себя, а также тех психических актов, которые он рассматривает как; б) непосредственно представляющие образы окружающего его внешнего, объективного мира. При этом внутриличностная область и то, что индивид считает для себя внешним миром, не имеют раз и навсегда установленной между собой границы: то, что сегодня считается внутренним, завтра может стать внешним и наоборот. Образ собственного Я субъективно воспринимается обычно как чрезвычайно устойчивый и неизменный на протяжении всей жизни индивида, сохраняющийся в самых разных его состояниях (сон, другие состояния изменённого сознания, бодрствование, колебания настроения, заболевания). Субъективно этот образ обычно малодифференцирован, в норме индивид лишь чувствует, что у него есть собственное Я, и от этого Я исходят эмоции, мысли и побуждения. Природа самоосознавания является предметом разного рода достаточно умозрительных гипотез, поскольку его процессы недоступны исследованию методами естественных наук. Главным источником фактического материала о механизмах самоосознавания является феноменология его расстройств. Нарушения самоосознавания достаточно разнообразны, они образуют две группы: а) симптоматика так называемой деперсонализации – дереализации и б) другие продуктивные психопатологические симптомы, в развитии которых патология самоосознавания имеет существенное, если не основное значение, но последнее обстоятельство многими исследователями не принимается во внимание либо оспаривается. В различных монографиях и руководствах по психологии, включая современные, рубрика «самоосознавание» обычно отсутствует, словно последнего не существует вообще или оно не имеет заслуживающего внимания значения.

Самопознание - это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера.

К средствам самопознания относятся:

Самоотчёт, в том числе в форме дневника;

Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с этими героями, а писатели (особенно классики) считаются непревзойдёнными психологами;

Изучение психологии, в частности таких её разделов, как психология личности, социальная психология;

Использование психологических тестирований; при этом лучше пользоваться серьёзными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если возможно, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом.

Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке :

Понимание себя (поиск точных знаний о себе);

Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе);

Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).

Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной - они искажаются.

Самооценку можно выделить такой формулой :

самооценка = успех / притязание

То есть, повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (увеличив успех), либо снизив требования к идеалу (притязание). При этом, однако, считается, что человек не может полностью отказаться от притязаний.

Самопрезентация – акт самовыражения, направленный на создание определенного впечатления о себе у аудитории, в качестве которой может выступать как отдельный человек, так и группа людей. В англоязычной литературе наряду с термином самопрезентация используется понятие «управление впечатлением». Теоретической базой для развития исследований самопрезентации послужили труды представителей символического интеракционизма Дж. Г. Мида, Ч. Кули, Г. Блумера, И. Гофмана, которые впервые исследовали закономерности социальной перцепции в процессе межличностного взаимодействия. Наиболее существенный вклад в изучение механизмов самопрезентации внес И. Гофман, создав концепцию социальной драматургии, в которой он рассмотрел процесс самопрезентации через исполнение человеком социальных ролей. Он проанализировал, как взаимодействует команда исполнителей определенных ролей и публика, на которую это исполнение направлено. Одной из центральных задач исследования самопрезентации является выявление стратегий, под которыми понимается совокупность поведенческих актов личности, разделенных во времени и пространстве, направленных на создание определенного образа в глазах окружающих.

Другими словами самопрезентация - поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе.

Самоконтроль – это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Самоконтроль предполагает наличие эталона в форме субъективных представлений или критериев и возможность получения представления о контролируемых действиях и состояниях. Появление и развитие самоконтроля обусловлено требованиями общества к социальному поведению человека. Самоконтроль имеет регулирующую функцию, а также может быть объектом волевой регуляции, например, в стрессовых ситуациях.

Задачи самоконтроля :

Регулирующая функция самоконтроля позволяет человеку решать задачи, поставленные им самим или предложенные кем-либо. Люди, владеющие искусством самоконтроля, способны совершать осознанные действия, контролировать проявление своих эмоций, и руководствуясь мотивацией, достигать собственных целей или вносить личный вклад в достижение коллективных целей. Как практический психолог, я особенно важное место отвожу эмоциональному самоконтролю – ведь именно в области эмоций и чувств наиболее полно проявляется бессознательное, внутренняя жизнь личности, ее психическая реальность.

Формы и навыки самоконтроля:

Эмоциональный самоконтроль может приобретать в некоторых случаях формы внутреннего диалога с самим собой – людям, поддерживающим его, возможно, знакомы скверное настроение и вспышки эмоций. В общественном транспорте или других местах, где много людей, нередко случается сталкиваться с грубостью, наглостью, проявлениями агрессии. Люди импульсивные, поддаваясь эмоциям, возможно, могут затеять ссору, дело может дойти и до драки, но те, кто достаточно хорошо контролирует себя, смогут найти достойный ответ, косвенно продемонстрировав человеку, что он не прав, и вызвав уважение к себе.

Если личность способна осознать переживаемую ситуацию и установить баланс между эмоциями (переживаемым состоянием) и сознанием, ей легче контролировать их проявления и не допустить негативного поведения, направляя эмоции в правильное русло. В некоторых случаях, например, связанных с бизнесом, работой, социальными отношениями, требующих самодисциплины, выдержки, искусства владения собой, навыки самоконтроля крайне важны. Представьте себе руководителя компании или другого топ-менеджера, который, понимая, что подчиненные на заседании совета директоров представили отчет, из которого следует, что они из рук вон плохо справились с работой, начинает стучать кулаком по столу или кричать на сотрудников. Импульсивность эмоционально заражает, но далеко не всегда способствует эффективности деятельности. Но если руководитель достаточно хорошо владеет собой, если его самоконтроль на достаточно высоком уровне, он поведет себя иначе. Он будет осознавать неудачи команды, но не будет торопиться с суждениями. Продумав вопросы, он созовет сотрудников, поделится своим отношением к случившемуся и, в манере, свободной от агрессии, вынесет взвешенное решение.

Самооценка – представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.

Функции самооценки :

Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора;

Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности;

Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка – это оценивание человеком самого себя.

Самосознание – не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка . Человек как личность – самооценивающее существо. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе - высший уровень самооценки.

В современной психологии есть три вида самооценки :

Заниженная;

Нормальная;

Завышенная.

Самоуправление – процесс, при котором субъект и объект управления совпадают, такой характер процессов объекта, являющегося условно замкнутой системой, при которых не происходит непосредственного внешнего контроля над ними.

Самоуправление является особым видом деятельности, имеющим сознательно-волевую составляющую, которая позволяет человеку согласовывать и увязывать объективные требования жизни с субъективными целями, необходимое с желаемым. В основе такого увязывания и согласования объективного и субъективного лежит система мотивов человека и психологические свойства, работающие на их удовлетворение – способность предвидения, рефлексия, волевые свойства самосознания. Имеется несколько типов самоуправления, отличающихся друг от друга по критерию успешности: 1) «самоуправление выживания»; 2) «самоуправление внешних достижений», основанное на мотиве успешной конкуренции; 3) «самоуправление гармонизации», направленное на поддержание равновесия между внешними и внутренними целями и ценностями.

Самоуправление жизнедеятельностью личности – это, прежде всего, знание личности о себе и своем поведении, своих действиях и поступках, своих мыслях, эмоциях и мотивах.

Самоактуализация – процесс полного разворачивание личностного потенциала, раскрытие в человеке того лучшего, что заложено в нем природой, а не задается культурой извне. Самоактуализация не имеет внешней цели и не может задаваться социумом: это то, что идет изнутри человека, выражая его внутреннюю (позитивную) природу.

В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.

Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с «пирамидой потребностей».

По мере удовлетворения нижележащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на «пирамиде потребностей». Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Саморазвитие – это концентрация человека на самосовершенствовании и самореализации своих целей и желаний. Оно может быть физическим, умственным, эмоциональным и духовным. Саморазвитие начинается с желания реализовать наше высшее предназначение через преодоление отрицательных качеств и поведения, приобретенного в течение всей жизни. Саморазвитие позволяет людям жить в полную силу, а не быть ограниченными отрицательным мышлением, неуверенностью в себе и ограничениями из прошлого.

Саморазвитие является непростой задачей. Часто это требует от нас противостояния сформированным убеждениям о себе, нашим воспитанием и нашим взглядам на жизнь. Многие предпочитают не внимательное изучение того человека, каким они являются или стали, а продолжение жизни с теми же убеждениями и привычками, с которыми они пришли к ситуации в которой они сейчас находятся.

Саморазвитие – это мероприятия, которые улучшают самопознание и личность, развивают таланты и потенциал, повышают качество жизни и реализуют мечты. Саморазвитие это и весело и сложно, это изменения в вашей жизни, которые выкинут вас из зоны вашего комфорта. Если вы не изменитесь, то и в жизни вашей ничего не изменится.

Цели саморазвития :

Достижений цели с помощью изменения мыслей, решений и действий. Вытекающих из мыслей и решений;

Применение простых принципов в своей повседневной жизни, чтобы изменить результаты навсегда.

Все начинается с повседневной практики, шаг за шагом, эти процессы изменили уже тысячи жизней и привели к успеху многих людей.

Социально-психологические теории личности

Дж. Мида, Ч. Кули

К числу важнейших характеристик при рассмотрении структуры личности относится ее социальная типология – выявление ее сущностных черт , обусловленных образом жизни. К ним относятся :

Свойства социально-исторических типов личности, обусловленные

природой данной формации;

Черты личности, обусловленные социальной принадлежностью и

образующие социально-классовую типологию;

Социально-типологические особенности национального характера

как продукт историко-географического развития данного народа;

Профессиональная типология личности.

В социальной типологии принято выделять два типа личности: идеальный и нормативный.

К свойствам идеального типа личности относятся требования общественного идеала, зафиксированные в религиозных верованиях, идеологии. Формирование данного типа объективно необходимо для функционирования данного общества.


Похожая информация.


20. Социально-психологические теории личности

1. Специфика социально-психологических теорий личности.

2. Характеристики социально-психологических теорий личности.

1. В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности: биологический, социологический, индивидуально-психологический, социально-психологический и др.

В соответствии с первым подходом развитие личности представляет собой развертывание генетической программы. По существу, это фатальный подход к личности, признание неизбежности судьбы человека.

С точки зрения социологического подхода личности представляет собой продукт культурно-исторического развития. Обоснованием данного подхода служит бихевиористская модель развития личности «St - R», где St – стимул, а R – реакция. Основной недостаток данного подхода заключается в том, что при этом личность лишается активности, субъектности.

С точки зрения индивидуально-психологического подхода на развитие личности оказывают влияние такие особенности как конституция, тип нервной системы и т.д.

Здесь важно различать близкие, но не тождественные понятия: «индивид», «человек», «личность».

Индивид – понятие, которое изучается в рамках психогенетики, психофизики, дифференциальной психологии и т.д. Человек – понятие биосоциальное. Оно шире и в психологическом, и в юридическом смысле понятия «личность». «Личность» - это человек как носитель сознания.

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности заключается в следующем: он объясняет механизмы социализации личности, раскрывает ее социально-психологическую структуру, позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на это.

Социально-психологическая структура личности – это ценностно-смысловая сфера, мотивационная сфера (направленность, жизненные цели, планы, жизненный путь), когнитивные характеристики (картины мира), Я-характеристики (Я-концепция, Я-образ, самоотношение, самооценка), локус контроля, социально-психологическая компетентность личности, статусно-ролевые характеристики личности, эмоциональные психические состояния и социальные чувства личности.

2. Существуют различные социально-психологические теории личности. Выделяют американские, европейские, восточные, отечественные социально-психологические теории личности.

Из числа многих современных социально-психологических теорий личности можно выделить следующие: психодинамические теории личности, бихевиористские теории личности, когнитивные теории личности, ролевые теории личности, теорию А. Маслоу о самоактуализации Я, экзистенциальные теории личности.

Среди отечественных социально-психологических теорий личности можно выделить: теорию отношений В.Н. Мясищева, теорию установок Д.Н. Узнадзе, диспозиционную теорию личности, теорию интегральной индивидуальности.

Психодинамические теории личности

Психоанализ З.Фрейда

З.Ф. выделяет три сферы психического: сознание, предсознание, бессознательное. В бессознательном находятся основные детерминанты личности, психической энергии, побуждения и инстинкты. Существуют два основных инстинкта: либидо , или стремление к сексуальному удовлетворению, и танатос , инстинкт агрессии и стремления к смерти. В структуру личности входит 3 основных компонента: ОНО (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). Оно – это основная, первоначальная и центральная часть личности почти целиком бессознательна, не знает ценностей, добра и зла, не знает морали. Я, с одной стороны, подчиняется требованиям реальности, это часть личности отвечает за произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к их ослаблению, вытеснению в область подсознания. Для того, чтобы вытесненный материал не проник снова в сознание Я использует разнообразные способы защиты (рационализация, сублимация, проекция, избегание). Однако, несмотря на наличие защиты. Вытесненные желания (в основном они связаны с сексуальными переживаниями) прорываются в сознание в форме сновидений, фантазий, «случайных» оговорок, неожиданных для самого себя действий и т.п. В своем психосексуальном развитии человек проходит различные стадии развития (оральная, анальная, латентная, фаллическая, генитальная). «Застревание» на одной из этих фаз может сохраняться в бессознательной форме и во взрослом состоянии.

Бихевиористский подход к пониманию личности

Бихевиоризм использует для объяснения поведения два основных понятия: стимул и реакция. Бихевиоризм стремится иметь дело только с наблюдаемыми фактами. По Б. Скиннеру, личность – сумма паттернов поведения (целостная совокупность поведенческих реакций). Различные ситуации вызывают различные паттерны реакций. Каждая индивидуальная реакция основана исключительно на предыдущем опыте и генетической истории. Павлов открыл механизм образования условных реакций при сочетании безусловного рефлекса с некоторым сигналом, Скиннер расширил эту модель – принцип награждения за желаемые и наказание за нежелательные реакции.

Понимание личности с позиции гуманистической психологии

Решающую роль в жизни и развитии человека играет его представление о самом себе, его Я-концепции. Роджерс полагал, что в каждом человеке есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько это возможно для него биологически, становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком.

Пирамида фундаментальных потребностей А. Маслоу: физиологические, потребность в безопасности, потребность в любви принадлежности, потребность в уважении, потребность в самоактуализации.

Понимание личности с точки зрения трансакционного анализа

Э. Берн постулирует три возможных состояния Я человека – Родитель, Взрослый, Ребенок. Берн утверждает, что большинство людей в своей жизни в основном занимаются играми, очень мало посвящая подлинной жизни, искренней человеческой близости, дающей истинное удовлетворение. Как правило, игра усваивается в детстве, и в дальнейшем человек не осознает подлинных причин своего поведения, действуя по заранее заданной схеме. Главной неосознаваемой целью игры является пребывание в том или ином состоянии Я, которое приносит внутреннее удовлетворение, иногда «патологическое».

Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии

Крупнейший представитель В. Франкл. Основным сугубо человеческим стремлением, по Франклу, является стремление обрести смысл своего существования, и человек ощущает фрустрацию, или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным. Не человек ставит вопрос о смысле жизни – сама жизнь ставит этот вопрос перед ним, и ему приходится постоянно отвечать на него не словами, а действиями. Этот смысл всегда уникален, ему нельзя научить, но человек может его создать и несет ответственность за осуществление своего уникального смысла жизни. Причем человек свободен найти и реализовать смысл жизни всегда, смысл жизни может быть найден при любых обстоятельствах. В поисках смысла жизни человека направляет его совесть, совесть – это орган смысла. Нормальное чувство счастья, по Франклу, представляет собой скорее просто сопутствующее явление, сопровождающее достижение цели, следование смыслу жизни.

Подходы к пониманию личности: биологический, социологический, индивидуально-психологический, социально-психологический.

Личность – социализированный субъект, ансамбль общественных отношений. Проблема социальных связей личности, роль социального в формировании личности – вопросы социальной психологии.

Индивид – человек – личность

Социально-психологические теории личности

1) Интеракционизм представлен следующими направлениями:

Символический интеракционизм (Дж.Мид, Кун, МакПартленд)

Ролевые теории (М.Вебер, Г.Зиммель, Т.Парсонс, Р.Линтон, И.Гоффман)

Теории референтной группы (Г.Хайман, Т.Ньюком, М.Шериф, Г.Келли, Р.Мертон).

Теория «зеркального Я» или символический интеракционизм (Ч.Кули, Дж.Мид)

Ролевая теория личности (Морено, Парсонс)

Личность – производное от определенной роли. Статус личности выражает степень успешности освоения роли.

Роль – это функция личности, определяемая ожиданиями окружающих.

Существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенной положение, в его взаимодействии с другими.

Система специфических ожиданий по отношению к себе индивида

Роль как открытое наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение.

Двойной аспект роли: наше восприятие роли и ролевые ожидания. Выбранные и предписанные.

Ролевое напряжение возникает, когда слишком много требований или слишком сложная роль.

Ролевой конфликт – при противоречиях между ожиданиями и восприятием, несовместимостью нескольких ролей между собой.

2) Необихевиористские теория личности (Скиннер)

Личность – совокупность паттернов поведения (реакций на стимулы)

Центральная идея – научение посредством подкрепления. Общество формирует нужный тип людей, создавая потребность в определенных подкреплениях (вторичные стимулы).

Халл – теория промежуточных переменных (ожидание, установка, восприятие) – Миллер, Доллард (теория фрустрации-агрессии и подражания)

Бандура – влияние социальных образцов поведения на агрессию. Эксперимент по научению через наблюдение агрессивному поведению. 2 фактора – НП 1: образцы поведения взрослых (агрессивное обращение с игрушками и неагрессивное), НП 2: последствия такого поведения (вознаграждение, наказание). ЗП – поведение детей.

Выделяют научение как основной процесс социализации. Научение через наблюдение.

В этих теориях личность рассматривается как пассивный объект, определяемый внешними факторами.

Теории межличностного взаимодействия (Тибо, Келли), социального обмена (Хоманс). Человеческое поведение как «функция его платежей». Взаимный обмен вознаграждениями и издержками.

3) психоаналитический подход (Фрейд)

Менее распространен в соц.психологии, нежели бихевиоризм.

Мотивирующим звеном является бессознательное. Личность представлена тремя компонентами: Оно, Я, Сверх-Я

Сверх-Я – заложенные в процессе социализации моральные нормы и установки . Человек и общество – антогонистические непримиримые силы. Соц-психол.проблема – конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами.

4) когнитивизм (Пиаже, Найсер, Тернер, Тэджфел)

Социальное поведение личности как результат принятых решений на основе ее когниций (восприятия, интерпретации, ценностей).

Впечатления индивида о мире организуются в связные интерпретации, в результате образуются идеи, ожидания, верования, которые и выступают регуляторами социального поведения.

В основе – теория поля К.Левина и гештальтпсихология.

Гештальт – целостность восприятия, модель баланса, соответствия.

Левин помимо когниций включает понятие мотивационный аспект субъект-объектных отношений. Идея взамидействия индивида и окружения, валетности. «Групповая динамика» - лидерство, сплоченность, групп.дискуссия.

К когнитивистиским теорям относятся: 1) теория когнитивного соответствия (Ф.Хайдер, Т.Ньюком, Л.Фестингер, Ч.Осгуд, М.Розенберг); 2) теории С.Аша,

Когнитивного соответствия – человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной системы.

Социализация личности

Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя 1) усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в соц.среду, систему соц. связей; 2) активное воспроизводство системы соц. связей индивидом в ходе его жизнедеятельности.

Выготский – об интериоризации внешнего опыта и последующей его экстериоризации.

Формирование конвенциальных значений – одно из условий социализации. Согласие относительно физических свойств объектов (стол твердый для обыкновенных людей и с протезом руки), норм поведения, способов действия.

Институты социализации – группы, в которых личность включается в систему социальных связей, и которые являются носителями и трансляторами социального опыта.

Механизмы социализации – способы усвоения опыта

1. Подражание, имитация – копирование внешних поведенческих аспектов модели. Отличается рефлекторным характером, малой долей осознанности. Присуще и животным.

Пример: выработка навыка (двигательного) – речь, мимика, атрибуты взрослости у подростка, пародии, подражание пению птиц, имитационное искусство.

2. Идентификация – отождествление с моделью, его значимыми характеристиками. Носит более целостный характер усвоения.

Социальный контроль – способ достижения согласованного поведения.

Каким образом независимые физически индивиды способны координировать друг с другом свои действия так, чтобы вклад каждого соединялся вместе в целое?

Основное – это достижение согласия с общепринятыми представлениями – групповыми нормами.

Социальная фасилитация – облегчение следования социально подкрепляемым образцам поведения, норме в присутствии других.

Пример: следование моде, чтение популярных авторов, оттачивание ораторских способностей

Социальная ингибиция – торможение нежелательного поведения в присутствии других.

Пример: утаивание своей склонности.

Социальные ожидания – экспектации . «Прокрустово ложе».

Социальные санкции – способы контроля поведения с помощью общественного порицания, наказания или поощрения.

Этапы социализации, по А.В.Петровскому, на основе активности субъекта в выработке норм и ценностей поведения:

1. адаптация – приспособление, стремление соответствовать. Потребность – найти нишу, включиться, быть принятым.

2. индивидуализация – самовыражение, выработка собственных взглядов. Способы: усиление собственного авторитетав группе, оппозиция, нигилизм.

3. интеграция – нахождение оптимального способа взаимодействия и взаимовлияния, баланс «Я и группа».

По Фрейду, выделяются 4 стадии социализации:

1) первичная – прохождение этапов психосексуального развития

2) маргинальная (промежуточная, псевдоустойчивая) – социализация подростка.

3) Устойчивая – совпадает с достижением определенного статуса и выполнением широкого спектра социальных и межличностных ролей. Адаптированность личности, достижение социальной идентичности.

4) Утрата статуса – дезадаптация после выхода на пенсию, или утраты близких людей.

Лекция 5. Проблема общения в социальной психологии: социальная перцепция, интеракция, коммуникация

Вопросы плана

1. Общение в деятельностной парадигме

2. Психологическая структура общения (социальная перцепция, интеракция, коммуникация)

Конспект лекции

Общение в деятельностной парадигме

Общение – деятельность. Роль общения в становлении человечества (в филогенезе).

Общение – процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.

Виды общения

1) непосредственное – прямое естественное общение лицом к лицу – в данном месте в данное время.

Формальное

Межличностное

характерно только для малой группы.

Полное, двустороннее, оперативная ОС.

2) Опосредованное – в отрыве от субъекта, места и времени.

Неполный психологический контакт, ОС затруднена, отдаленность.

Массовое общение:

Прямое – митинги, демонстрации, собрания в больших группах, толпе, публике, аудитории, массе.

Опосредованное – СМИ, Интернет

Тенденции общения в современном мире

1) увеличение массового опосредованного общения

2) вынужденное непосредственное общение – особенно в больших городах (общественный транспорт, посещение кино, театра, метро) – становится многочисленным и поверхностным. Экзистенциалисты - одиночество

3) увеличение квазиобщения (мнимое общение) – обуч. Технологии, виртуальный мир – игры, секс и т.п.

Человек при поверхностном общении становится более одиноким, избегает реальности непосредственного общения.