Справочник по обществознанию егэ. Обществознание

Обществознание – один из самых популярных предметов по выбору на ЕГЭ, но в то же время и один из самых неоднозначных. Именно с данным направлением связано самое большое количество неодобрительных отзывов экзаменуемых. С одной стороны такая ситуация связана с тем, что сертификат по обществознанию принимает огромное количество самых различных ВУЗов страны. С другой стороны, именно этот предмет зачастую выбирают выпускники, которые до начала выпускной кампании так и не смогли определиться с будущей специальностью и зачастую не утруждали себя подготовкой к экзаменам.

Итак, давайте попробуем разобраться в самых важных вопросах, волнующих выпускников 2017-2018 учебного года, а именно:

Наиболее популярна связка ЕГЭ «русский язык + математика + обществознание» открывает будущему абитуриенту широкий выбор направлений. С высокими баллами по этим предметам можно побороться за бюджетные места на факультетах:

  • педагогики;
  • психологии;
  • экономики;
  • социологии;
  • менеджмента;
  • сервиса;
  • управления персоналом;
  • гос. управления;
  • товароведения;
  • бизнес-информатики;
  • экономической безопасности.

Обратите внимание, что для вступления на ряд перечисленных направлений необходимым условием является сдача профильного уровня! Информацию стоит уточнить на официальном сайте выбранного вами университета.

Если набранные баллы не позволят вступить в один из лучших ВУЗов России, можно рассмотреть перспективу обучения в колледжах, которые также принимают выпускников 11 классов на основе результатов единого государственного экзамена.

Когда состоится ЕГЭ по обществознанию в 2018 году

На сегодняшний день озвучены только предварительные даты проведения ЕГЭ 2018.

  • Имеющие право на досрочную сдачу экзамена могут ориентироваться на дату начала предварительного этапа ЕГЭ — 21.03.18.
  • Основная сессия экзаменов стартует с 28 мая и должна завершится до 9 июля 2018 года.
  • Дополнительные числа для испытаний по обществознанию будут оглашены после начала учебного года.

Обо всех новостях, связанных с экзаменами для 11-х и 9-х классов можно будет узнать на страницах нашего сайта!

Возможные изменения в билетах 2018 года по обществознанию

Поскольку кардинальные изменения, внедренные в 2017 году, успешно прошли апробацию и получили много одобрительных отзывов, как со стороны учителей, так и от самих экзаменуемых, можно ожидать, что формат билетов 2018 года будет очень близок к тому, который сдавали в предыдущем сезоне.

Не стоит ориентироваться при подготовке на материалы и пособия для ЕГЭ 2016 года и более ранних, поскольку они не соответствуют новым КИМам. В прошлом году в структуру самих билетов и заданий были внесены такие существенные изменения:

  1. Из билетов полностью удалили традиционные тесты с единичным ответом.
  2. Все задания объединили в тематические блоки, что должно облегчить ориентирование в темах.
  3. В описаниях заданий отсутствует точное количество правильных ответов. Теперь их может быть 2 или 3.
  4. Введена система первичных и вторичных баллов при расчете результата ЕГЭ, по которой 62 первичных балла соответствуют 100% выполнению заданий.
  5. За правильные ответы экзаменуемый может получить от 1 до 3 баллов, а за правильно написанное мини-сочинение максимум 5 первичных баллов.
  6. Минимальный проходной балл по обществоведению составит 43 результирующих балла.
  7. Продолжительность экзамена 235 минут, за которые необходимо справиться с 29 заданиями различного уровня сложности.

Система перевода первичного балла в результат ЕГЭ имеет следующий вид:

Первичный

Результат

Первичный

Результат

За каждый первичный балл от 17 до 46 добавляется только 1 результирующий балл .

Билет разделен на 2 части:

  1. Задания с коротким ответом.
  2. Задания с развернутым ответом и небольшое эссе (мини-сочинение).

Несмотря на кажущуюся на первый взгляд легкость, для того, что бы сдать ЕГЭ успешно и получить по обществознанию не просто проходной, а конкурентный высокий балл, выпускникам 2018 года будет необходима основательная подготовка.

Как подготовится к ЕГЭ по предмету обществознание

Секрет успешной сдачи единого государственного экзамена в действительности прост:

  • Подготовка по эффективным методикам, начатая своевременно (в 10 или начале 11 класса).
  • Хорошие учебники по обществознанию и пособия для подготовки к ЕГЭ, в которых будут учтены все изменения, принятые в 2018 году.
  • Практика и еще раз практика в решении типовых заданий из билетов ЕГЭ 2017 и 2018 года.

Экзамен по обществознанию направлен на проверку знаний по таким 5 блокам:

  1. экономика;
  2. право;
  3. политика;
  4. социология (социальные отношения);
  5. философия (человек и общество).

Каждый из блоков в равной степени важен для достижения желаемой высокой оценки, а потому придется обработать достаточно большой объем информации и научиться:

  • уверенно оперироваться основными понятиями;
  • анализировать информацию, представленную в виде таблиц и графиков;
  • быстро работать с текстом (вставлять пропущенные слова, выделять главное, искать цитаты, выражающие определенные мысли);
  • дополнять тексты, используя собственные знания по обществознанию;
  • рассуждать и приводить примеры в рамках заданной проблемы;
  • решать познавательные задачи, аргументируя выбранный ход решения;
  • кратко и лаконично выражать свои мысли в письменной форме, опираясь на основные понятия предмета.

Из школьных учебников по обществознанию в 2017-2018 году предпочтение стоит отдать авторам: Боголюбову, Бордовскому или Никитину. Также для подготовки стоит найти учебники по праву (Боголюбов и Певцова), по экономике (Липсиц или Киреев). Для тех, кто желает углубиться в предмет с целью получения максимально возможного балла, не лишним будет ознакомиться с учебниками профильного уровня, в которых поднимаются серьезные вопросы экономики, социологии и права.

Для многих выпускников наибольшую сложность представляет мини-сочинение. Предлагаем посмотреть видео урок, в котором рассказывается все о том, как правильно написать эссе по обществознанию. Ролик снят 4 года назад. Но, требования к данному виду заданий не изменились, а потому данные в нем советы актуальны и в 2018 году.

Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Под ред. Баранова П.А.

3-е изд. - М.: 2017. - 544 с. М.: 2016. - 544 с.

В справочнике, адресованном выпускникам средней школы и абитуриентам, в полном объёме дан материал курса "Обществознание", который проверятся на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания - контрольно-измерительные материалы ЕГЭ (КИМы). В справочнике представлены блоки-модули "Человек и общество", "Экономика", "Социальные отношения", "Политика", "Право", составляющие основу школьного курса "Обществознание". Краткая и наглядная - в виде схем и таблиц - форма изложения обеспечивает максимальную эффективность подготовки к экзамену. Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каждую тему, помогут объективно оценить уровень знаний, умений и навыков.

Формат: pdf ( 2017 , 3-е изд., 544с.)

Размер: 2,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf ( 2016 , 544с.; белый)

Размер: 8 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf (2016 , 544с.; синий)

Размер: 8,1 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 6
БЛОК-МОДУЛЬ 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Тема 1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) 12
Тема 1.2. Мировоззрение, его виды и формы 17
Тема 1.3. Виды знаний 20
Тема 1.4. Понятие истины, её критерии 26
Тема 1.5. Мышление и деятельность 30
Тема 1.6. Потребности и интересы 41
Тема 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность 45
Тема 1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы 50
Тема 1.9. Основные институты общества 55
Тема 1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры 58
Тема 1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки 65
Тема 1.12. Образование, его значимость для личности и общества 78
Тема 1.13. Религия 81
Тема 1.14. Искусство 89
Тема 1.15. Мораль 95
Тема 1.16. Понятие общественного прогресса 101
Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 106
Тема 1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы) 109
БЛОК-МОДУЛЬ 2. ЭКОНОМИКА
Тема 2.1. Экономика и экономическая наука 116
Тема 2.2. Факторы производства и факторные доходы 122
Тема 2.3. Экономические системы 126
Тема 2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение 134
Тема 2.5. Постоянные и переменные затраты 145
Тема 2.6. Финансовые институты. Банковская система 147
Тема 2.7. Основные источники финансирования бизнеса 154
Тема 2.8. Ценные бумаги 160
Тема 2.9. Рынок труда. Безработица 163
Тема 2.10. Виды, причины и последствия инфляции 173
Тема 2.11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП 177
Тема 2.12. Роль государства в экономике 184
Тема 2.13. Налоги 191
Тема 2.14. Государственный бюджет 195
Тема 2.15. Мировая экономика 202
Тема 2.16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина 210
БЛОК-МОДУЛЬ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Тема 3.1. Социальная стратификация и мобильность 216
Тема 3.2. Социальные группы 227
Тема 3.3. Молодёжь как социальная группа 232
Тема 3.4. Этнические общности 235
Тема 3.5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения 240
Тема 3.6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ 249
Тема 3.7. Социальный конфликт 252
Тема 3.8. Виды социальных норм 260
Тема 3.9. Социальный контроль 264
Тема 3.10. Семья и брак 267
Тема 3.11. Отклоняющееся поведение и его типы 272
Тема 3.12. Социальная роль 276
Тема 3.13. Социализация индивида 280
БЛОК-МОДУЛЬ 4. ПОЛИТИКА
Тема 4.1. Понятие власти 283
Тема 4.2. Государство, его функции 291
Тема 4.3. Политическая система 304
Тема 4.4. Типология политических режимов 307
Тема 4.5. Демократия, её основные ценности и признаки 310
Тема 4.6. Гражданское общество и государство 314
Тема 4.7. Политическая элита 323
Тема 4.8. Политические партии и движения 327
Тема 4.9. Средства массовой информации в политической системе 336
Тема 4.10. Избирательная кампания в РФ 342
Тема 4.11. Политический процесс 351
Тема 4.12. Политическое участие 355
Тема 4.13. Политическое лидерство 360
Тема 4.14. Органы государственной власти РФ 364
Тема 4.15. Федеративное устройство России 374
БЛОК-МОДУЛЬ 5. ПРАВО
Тема 5.1. Право в системе социальных норм 381
Тема 5.2. Система российского права. Законотворческий процесс в РФ 395
Тема 5.3. Понятие и виды юридической ответственности 401
Тема 5.4. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ 409
Тема 5.5. Законодательство РФ о выборах 417
Тема 5.6. Субъекты гражданского права 421
Тема 5.7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности 428
Тема 5.8. Имущественные и неимущественные права 433
Тема 5.9. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора 440
Тема 5.10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака 448
Тема 5.11. Особенности административной юрисдикции 453
Тема 5.12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты 460
Тема 5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени) 468
Тема 5.14. Споры, порядок их рассмотрения 473
Тема 5.15. Основные правила и принципы гражданского процесса 476
Тема 5.16. Особенности уголовного процесса 484
Тема 5.17. Гражданство РФ 495
Тема 5.18. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба 501
Тема 5.19. Права и обязанности налогоплательщика 509
Тема 5.20. Правоохранительные органы. Судебная система 513
Тренировочный вариант экзаменационной работы по обществознанию 523
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию 536
Литература 540

Справочник включает материал школьного курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене (ЕГЭ). Структура книги соответствует Федеральному государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету, на основе которого разработаны экзаменационные задания - контрольные измерительные материалы (КИМ), составляющие экзаменационную работу по обществознанию.
В справочнике представлены следующие содержательные блоки-модули: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право», которые образуют ядро содержания школьного обществоведческого образования и соответствуют кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ.

Тематический тренажёр для подготовки к ЕГЭ содержит типовые экзаменационные задания, комментарии к ним и рекомендации по темам курса обществознания «Человек и общество» («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества»), «Экономика», «Социология», «Политика» и «Право».
Комментарии к заданиям учитывают многочисленные затруднения и типичные ошибки, допускаемые учащимися на экзамене.
В пособии много заданий всех уровней ЕГЭ для самостоятельной работы. Ко всем заданиям даны ответы и критерии оценивания.
Пособие предназначено преподавателям, родителям, репетиторам, а также учащимся для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

Вниманию школьников и абитуриентов предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ по обществознанию.
Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями ЕГЭ, включает задания разных типов и уровня сложности по всем базовым наукам, на основе которых формируется курс обществознания: философии, экономике, социологии, социальной психологии, политологии, правоведению.
Значительный по объёму банк экзаменационных материалов (1000 заданий части 1, 450 - части 2) предоставляет отличную возможность для интенсивной тренировки и овладения необходимыми для успешной сдачи ЕГЭ знаниями, умениями и навыками.
В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания части 1, основное содержание ответов на задания части 2 и рекомендации для написания эссе.


Скачать и читать ЕГЭ 2019, Обществознание, 50 тренировочных вариантов, Баранов П.А., Шевченко С.В., 2018

Сборник содержит типовую программу курса «Обществознание», соответствующую требованиям Государственного стандарта по этой дисциплине, демонстрационные экзаменационные тесты по обществознанию, тесты, структурированные по примерной тематике учебного курса, систему тестов, предполагающих определение верности суждения, тесты, предполагающие развернутые ответы. Сборник включает в себя тренировочные тесты по отдельным разделам курса «Обществознание», таким как основы политологических, экономических, исторических, философских знаний, основам человековедения и социологии, практикумы по обществоведению и философии, ключи-ответы, словарь-справочник и список литературы.
Пособие поможет подготовиться к централизованному тестированию, Единому государственному экзамену по обществознанию, осуществить подготовку к поступлению на гуманитарные факультеты высших учебных заведений, а также будет полезно и преподавателям для итоговой аттестации учащихся по обществознанию.


Скачать и читать Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по обществознанию, Курбатов В.И., 2003

Данное пособие предназначено для подготовки учащихся 11-х классов к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по обществознанию. Издание включает типовые задания по всем содержательным линиям экзаменационной работы, а также примерные варианты в формате ЕГЭ 2019 года. Пособие поможет школьникам проверить свои знания и умения по предмету, а учителям -оценить степень достижения требований образовательных стандартов отдельными учащимися и обеспечить их целенаправленную подготовку к экзамену.


Скачать и читать Обществознание, ЕГЭ, Готовимся к итоговой аттестации, Рутковская Е.Л., Половникова А.В., Шохонова Е.Э., 2019

В справочнике, адресованном выпускникам средней школы и абитуриентам, в полном объёме дан материал курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене.
Структура книги соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе Которого составлены экзаменационные задания - контрольные измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ.
В справочнике представлены следующие содержательные блоки-модули: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношении», «Политика», «Право».
Краткая и наглядная - в виде схем и таблиц - форма изложения обеспечивает максимальную эффективность подготовки к экзамену. Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каждую тему, помогут объективно оценить уровень знаний, умений и навыков.


Скачать и читать Обществознание, Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ, Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В., 2018

В данном пособии приводятся ответы на все вопросы экзаменационных билетов по обществознанию, предлагаемых Министерством образования и науки РФ для проведения устной итоговой аттестации выпускников 11 классов общеобразовательных школ. Подробный разбор типового теста Единого государственного экзамена по обществознанию поможет подготовиться к экзамену в кратчайшие сроки (24 часа). Предлагаемые ответы полностью удовлетворяют требованиям, предъявляемым на экзаменах в школах, и помогут школьникам быстро и эффективно подготовиться к экзаменам, систематизировать и укрепить свои знания. В пособии содержатся шпаргалки к билетам. Для простого и эффективного использования шпаргалки разрежьте каждую страницу па четыре части по пунктирной линии. Сложите полученные листы по порядку номеров - верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый. Для удобства можно скрепить получившуюся стопку степлером или скрепкой в верхнем левом углу. Пособие предназначено для выпускников общеобразовательных школ, колледжей, техникумов и других средних и средне-специальных образовательных учреждений.


Скачать и читать Обществознание, Ответы на экзаменационные билеты, 11 класс, Экспресс-курс подготовки к ЕГЭ, Лебедев А.М., 2008

Авторы заданий - ведущие специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке заданий ЕГЭ и методических материалов для подготовки к выполнению контрольных измерительных материалов.
Пособие содержит 40 вариантов типовых тестовых заданий по обществознанию. Все задания составлены с учетом особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2019 году.
Назначение пособия - предоставить читателям информацию о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по обществознанию, а также большое количество самых разных видов заданий для выработки устойчивых навыков их выполнения.
В сборнике также даны:
ответы на все варианты тестов и заданий части 2;
подробные критерии оценивания заданий части 2;
образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов.
Пособие адресовано учителям для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по обществознанию, а также учащимся-старшеклассникам для самоподготовки и самоконтроля.


Скачать и читать ЕГЭ 2019, Обществознание, 40 вариантов, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Рутковская Е.Л.


Показана страница 1 из 45

ОГЭ 2019. Обществознание. 32 варианта типовых заданий. Лазебникова А.Ю. и др.

М.: 2019. - 312 с.

Авторы заданий - ведущие специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке заданий ОГЭ и методических материалов для подготовки к выполнению контрольных измерительных материалов. Пособие содержит 32 варианта типовых тестовых заданий ОГЭ по обществознанию. Все задания составлены с учетом особенностей и требований Основного государственного экзамена в 2019 году. Назначение пособия - предоставить читателям информацию о структуре и содержании КИМ по обществознанию, о степени трудности заданий, а также дать большое количество самых разных видов заданий для выработки устойчивых навыков их выполнения. Пособие адресовано учителям для подготовки учащихся к Основному государственному экзамену по обществознанию, а также учащимся - для самоподготовки и самоконтроля.

Формат: pdf

Размер: 6,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 1-20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответом к заданиям 21-25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему (задания 26-31). Для выполнения этих заданий необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 2 записываются на бланке ответов № 2.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

ВАРИАНТ 1 Часть 1
1. Что из перечисленного служит проявлением глобальной экологической проблемы?
1) снижение рождаемости в развитых странах
2) обострение продовольственной проблемы
3) угроза международного терроризма
4) уменьшение разнообразия видов животных и растений
Ответ:
2. Человек, в отличие от животного
1) использует подсобные средства
2) направляется инстинктами
3) осознанно ставит цели
4) стремится к удовлетворению потребностей
Ответ:
3. Исследования ученых-химиков легли в основу разработки нового лекарственного препарата. Какую функцию науки иллюстрирует этот факт?
1) практически-действенную
2) познавательно-объяснительную
3) ценностно-мировоззренческую
4) культурно-образовательную
Ответ:
4. Верны ли следующие суждения об обществе как системе?
А. Взаимосвязь основных сфер жизни общества выступает проявлением его системного
характера. Б. Общество как система сформировалось в современную эпоху.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ:
5. Какие пары понятий характеризуют духовную сферу общества?
1) распределение и обмен
2) ценности и нормы
3) статусы и роли
4) потребности и мотивы

ЕГЭ-2018: Обществознание

Справочник


Ольга Александровна Якушенко

Ирина Игорьевна Кучерова

Элизбар Игорьевич Закарая

© Ольга Александровна Якушенко, 2017

© Ирина Игорьевна Кучерова, 2017

© Элизбар Игорьевич Закарая, 2017


ISBN 978-5-4485-5385-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Якушенко О. А. – преподаватель истории и обществознания, главный редактор журнала «Новое в образовании», победитель ряда профессиональных конкурсов

Кучерова И. И. – заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, эксперт региональной экзаменационной комиссии.

Закарая Э. И. – учитель истории и обществознания первой квалификационной категории, победитель ряда профессиональных конкурсов.


В России Единый государственный экзамен в экспериментальном виде появился еще в 2001 году. Данный вид экзамена стал новым не только для выпускников, но и для преподавателей. В 2018 ЕГЭ уже 17 лет. За это время появилось огромное количество справочной литературы, но проанализировав большинство из них, посвященных экзамену по обществознанию, мы пришли к выводу, что в них либо много лишней информации, либо материалы составлены сложным для понимания большинства учащихся языком.

На протяжении 10 лет учителя на основе личного опыта успешной подготовки выпускников к ЕГЭ по обществознанию по крупицам собрали весь материал, подобрали вопросы к каждой экзаменационной теме, проанализировали около 200 различных пособий и других источников.

Представленный материал будет полезен преподавателям, осуществляющим подготовку старшеклассников к ЕГЭ по обществознанию и, конечно же, выпускникам. В настоящем пособии в нужной степени раскрыты все экзаменационные темы, предоставлен обзор вопросов и последовательность их решения.

Рецензия

С учетом весьма жестких современных требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций, а также систематического внесения изменений в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ и ОГЭ, актуальность создания обширного, иллюстрированного и актуального в свете изменений КИМ-2017 учебного пособия по курсу «Обществознание» переоценить сложно.

Пособие состоит из пяти разделов – «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право» – в которые входят соответствующие темы, диагностируемые соответствующим государственным экзаменом. Несмотря на то, что пособие ориентировано на подготовку к Единому государственному экзамену, оно может вполне успешно использоваться (по усеченной в известной мере программе) и в подготовке к Основному государственному экзамену, так как написано весьма доступным и легким к восприятию и осмыслению языком. Архитектоника работы представляется логичной, обоснованной и нареканий не вызывает.

Безусловным достоинством работы является его четкое соответствие новейшим изменениям, внесенным в структуру и содержание ЕГЭ-2017 по курсу «Обществознание».

К другим достоинствам данного учебного пособия следует отнести логичную и четкую систему подачи материала; глубокое освещение основных аспектов изучаемой дисциплины; наличие практической части – тестов, составленных по образу и подобию КИМ ЕГЭ, что дает возможность учащимся максимально близко познакомиться со структурой экзаменационных тестов; иллюстрированность; весьма солидная библиографическая основа; наличие глоссария.

В целом, учебное пособие подготовлено квалифицированно, по своим содержательным, теоретическим и педагогическим свойствам в полной мере соответствует всем предъявляемым требованиям, оценивается нами положительно и может быть рекомендовано к изданию.


Рецензент:

д.и.н., профессор

Сочинского государственного университета А.А.Черкасов

Раздел I. человек и общество

Вопрос 1. Природное и общественное в человеке

2) Биологическое и социальное в человеке

3) Отличие человека от животного

4) Индивид, индивидуальность, личность

5) Факторы, влияющие на формирование личности


1) Теории происхождения человека. Антропогенез

По мнению ученых, примерный возраст нашей планеты 4,5 млрд. лет, а человечества – 10-15 млн. лет. Вопросом появления и развития человека как биологического и социокультурного существа занимается антропология.

Антропология («antropos» – «человек» и «logos» – «разум, знание») – это наука, изучающая происхождение и эволюцию человека, его строение и физиологию, образование рас.

Длившийся миллионы лет процесс становления человека разумного называется антропогенез («antropos» – «человек» и «genesis» – «происхождение»).

Теории происхождения человека:

Научная, эволюционная (биологическая) или теория естественного отбора , по мнению исследователей, зародилась еще в античности, но общественное признание получила только после публикации трудов английского натуралиста и путешественника Чарльза Роберта Дарвина. Суть этой теории заключается в том, что человек произошел от некоторой низшей формы гоминид (самое высокоорганизованное семейство человекообразных обезьян). В доказательство правильности своих исследований Ч. Дарвин приводит следующие аргументы: схожее эмбриональное развитие, состав крови, форма костей, одинаковые болезни и т. д.

«Общеизвестно, что человек построен по тому же общему типу или образцу, как и другие млекопитающие».

«Эмбриональное развитие. Самый зародыш (эмбрион) в очень раннем периоде едва отличим от зародышей других позвоночных».

Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор

Эволюционная теория предполагает, что в результате борьбы за существование наиболее приспособленные особи выживают и участвуют в размножении, то есть происходит естественный отбор, в результате чего возникают новые виды. Наследственная изменчивость является основой образования новых признаков, которые впоследствии закрепляются в строении и функциях организмов.

В XX веке новые открытия помогли выстроить цепочку эволюции человека от австралопитеков до современного вида. А в последнее десятилетие новые археологические исследования перевернули все представления о человеческом прошлом и о теории Ч. Дарвина.

Все больше ученых приходит к выводу, что первобытные люди были вполне Homo sapiens (людьми разумными) и отличались от обезьян не меньше нас с вами, а их примитивный образ жизни свидетельствует, похоже, лишь об отсутствии материально-технической базы. Любой из нас выглядел бы в условиях древней планеты ничуть не «современнее». <…>

Материальный недостаток и суровые условия быта благополучно преодолевались древними людьми. Специалисты по неолиту (новому каменному веку) указывают на следующий удивительный факт: обнаружено несколько ископаемых скелетов первобытного человека со следами удачно сделанной черепно-мозговой операции, после которой пациенты благополучно жили еще многие годы. Даже с использованием современного медицинского оборудования нейрохирургам далеко не всегда удается добиться положительных результатов. Представьте себе, каким искусством должен был обладать врач, чтобы каменными (обсидиановыми) инструментами провести трепанацию черепа!

Вертьянов С. Происхождение жизни: Факты, гипотезы, доказательства.

Религиозная (божественная) или теологическая теория – мировоззренческая концепция, согласно которой все на Земле создано Высшим Творцом (Богом). Основной источник этой теории – Ветхий Завет, в котором изложена версия сотворения мира.

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

Ветхий Завет

Данная теория является самой ранней и многие исследователи считают, что она не требует никаких доказательств. Схожесть мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека, является одним из подтверждений возможной истинности данной версии.

«Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану всеведущего и всемогущего существа. Вот – мое первое и последнее слово».

И. Ньютон

«Я верю в Бога, как в Личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом. Еще будучи молодым студентом, я решительно отверг взгляды Дарвина, Геккеля и Гексли, как взгляды беспомощно устаревшие».