Ескен елубаев сценарий. Учебники по Русской Литературе

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи детей»

Тема : « Развитие речи детей »

Цель : Проинформировать родителей об особенностях и средствах развития речи в старшем дошкольном возрасте .

Задачи : Познакомить родителей с результатами анкетирования, познакомить родителей с выставкой настольно печатных игр по развитию речи , совершенствовать знания родителей о развитии речи детей .

Предварительная работа :

1. Провести анкетирования родителей по теме собрания .

Анкета для родителей :

В каком возрасте впервые заговорил ваш ребенок?

Довольны ли вы словарным запасом ребенка?

Достаточно ли развита его речь ?

Работаете ли вы дома по развитию речи ребенка ? Каким образом?

2. Сделать памятки по развитию речи ребенка .

3. Оформить мини - выставку настолько печатных игр по развитию речи .

План Ход работы

Вступительная

Основная часть

Интерактивная часть

Подведение итогов Здравствуйте уважаемые родители ! Сегодня мы собрались для того , чтобы узнать об особенностях развития речи ребенка в старшем дошкольном возрасте , и просмотреть нашу мини - выставку. Уважаемые родители давайте выберем секретаря нашего собрания , что бы он вел протокол. (Родители совещаются и определяют секретаря собрания ) Татьяна Викторовна прошу вас, займите место секретаря. Спасибо!

Собрание наше мы начнем со слов с известной сказки А. С Пушкина «А как речь то говорит, словно реченька журчит» Не всегда взрослые, а тем более дети могут выразить свою мысли грамотно. Многие дети на пороге школы испытывают серьёзные трудности в речи : не у всех получается что- то объяснить, правильно построить предложение, рассуждение порой бессвязны. Поэтому мы сегодня собрались , что- бы обратить на эту проблему внимание.

Уважаемые родители я хотела бы узнать ваше мнение, что помогает развивать речь ребенка ? (ответы родителей )

И так правильно важным средством развития ребёнка является общение со сверстниками и со взрослыми. Наши дети не рождаются уже с готовой речью, а принимают опыт речевого общения у нас взрослых. Поэтому очень важно с момента появления ребенка общаться с ним как можно чаще, делиться с ним новостями впечатлениями, эмоциями рассказывать ему что- то, выслушивайте ребенка, пусть он рассказывает, что он видел, слышал как у него дела, пусть высказывает свое мнение.

Как вы считаете, какой должна быть речь ребенка к 6 годам? (родители высказывают свое мнение)

Средство развитие речи - не всегда развитие дошкольников зависит от изобилия пособий. Можно и нужно задействовать всю окружающую среду, что бы развивать речь , память, воображение ребенка. Сейчас я вам представлю как можно просто и с удовольствием развивать речь .

Чаще читайте ребенку - чтение играет важную роль в развитии речи ребенка . Он усваивает новые слова, узнает новые словосочетания у него, развивается словарный запас . Это является отличным способом для развития в целом . Прочитав не спеша с ребенком книгу, рассмотрите картинку в ней поспрашивайте ребенка, позадавайте ему вопросы. Вопросы можно придумать очень много. Важно что бы ребенку отвечал, охотно используя сложные предложения, интересные обороты. Если ребенок затрудняется в чем- либо, то помогите ему. Можно составить рассказ по картинке.

Для развития и обогащения словаря используете все возможные игры, игровые упражнения, такие как : «Подбери слово» , «Доскажи словечко» , «Скажи наоборот» .

Учите детей составлять загадки . Это дает совершенствовать словарный запас, загадку можно использовать элементарным описанием предмета.

Повторяйте вместе со мной. Выучите несколько скороговорок произнесите их по очереди, вместе, сначала медленно, а потом увеличиваете темп.

Большинство детей недостаточно хорошо владеют речью. Не умеют пересказывать, этому надо учить : вот например вы на кухне возьмите 2 любых предмета и попросите ребенка его описать, например помидор и огурец, чем они отличаются, что из них можно приготовить. Придумайте вмести с ним маленькую сказку, все рассказы и сказки можно записывать в блокнот, а ваш ребенок пусть будет иллюстратором этой книжки.

Уважаемые родители , а давайте теперь с вами немножко поиграем. На слайдах изображены ребусы их надо отгадать.

Дорогие родители наше собрание подходит к концу . Нам пора делать вывод по нашему собранию , я вам помогаю сделать его вместе. (Родители подводят итоги собрания , говорят, что они сегодня узнали нового, чему научились).

Еще раз хочу поблагодарить вас, что вы нашли время посетить нас. Сейчас я вам раздам памятки для повторения и закрепления материала. Спасибо всем большое за внимание. Собрание окончено ! Уважаемы родители сейчас я вам предлагаю посмотреть мини- выставку. Теперь кому нужно я могу ответить на все ваши вопросы индивидуально! До свидания! Всего доброго!

Елена Нестерова
Родительское собрание в старшей группе «Развитие связной речи дошкольников»

Конспект

родительского собрания в старшей группе с использованием ИКТ на тему «»

Цель : раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка .

Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания , а она действительно заслуживает внимания. Итак, тема нашей встречи «Развитие связной речи дошкольников »

1 часть : «Совсем немного науки»

Речь - форма общения. Основные задачи речевого развития детей :

Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

-развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться) .

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Как вы думаете, чему должны учить ребёнка на протяжении дошкольного возраста ?

Формирование звуковой культуры речи .

Обогащение словарного запаса.

Формирование грамматического строя речи .

Обучение рассказыванию, связной речи .

-Развитие выразительности речи .

Работа по развитию речи ребёнка в д . /с. осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи , а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. А связная речь является показателем речевого развития ребёнка . Ведь шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания различных предметов, составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Но не забывайте, что для построения связного рассказа , осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих . Как способствовать развитию связной речи и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков вы узнаете благодаря просмотру презентации. Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Развитие связной речи дошкольников . Советы неравнодушным родителям »

А сейчас я предлагаю вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей. Мы отправляемся на корабле в путешествие на острова «развития речи »

2часть : Игра- путешествие по островам «развития речи »

1. остров «Творческий»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей .

(педагог предлагает родителям ответить на вопросы , подобрать эпитеты к словам)

«Подберите эпитеты к словам»

Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

Человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

Дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

Луна (яркая, растущая и т. д.)

«Назови предмет»

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч воспитателю. Педагог,

в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю , ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр)

2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок)

3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало) и т. д.

4. Что бывает квадратным?

5. «Кто кем будет?»

2. остров «Художественное слово»

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура . Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом, напротив, развитие фантазии , воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - всё это способствует формированию и развитию речи . Художественные тексты являются хорошим помощником родителями педагогам в развитии речи ребёнка . Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.

Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи . Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи . В большинстве это связано с тем , что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по – разному : монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу поймёт разницу. Поэтому так важно при чтении произведений детям обращать внимание на выразительность, темп речи .

Мы предлагаем вам, уважаемые родители , познакомиться с памяткой «Как читать детям» . 1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку. 2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка. 3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы. 4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны. 5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка. 6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному. 7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

А сейчас я предлагаю угадать загадки про сказки (родители делиться на две команды, поочередно загадывают загадки).

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть (Колобок)

2)Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся : мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! (репка)

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый . Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (теремок)

4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком, и разбилось яйцо! (курочка ряба)

5)В детстве все над ним смеялись, оттолкнуть его старались : Ведь никто не знал, что он белым лебедем рожден. (гадкий утенок)

6) Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. (по щучьему веленью)

7) Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, вместо туфелек - копытца. Трое их - и до чего же братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (три поросенка)

8) Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал, Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал! Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь, Но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь. (Золушка)

9) В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. (Красная шапочка)

10) Красна девица грустна : ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

3. остров «Наши руки не знают скуки»

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил : «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга ».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число, что активизирует речь.

(педагог предлагает родителям сделать массаж пальцев рук с помощью массажных шариков «су-джок» )

1этап. - Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой - отвечает за голову;

Указательный - желудок;

Средний - печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2)потереть ладони, похлопать.

1)Пальчиковая игра «Медведь» (с платком) .

(медленно проталкивать платочек одним пальцем, в кулак)

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

2)Пальчиками можно рассказывать стихи.

Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать,Паучок ползёт опять,А за ним ползут все детки,Чтобы погулять на ветке. Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик) . Хлопок ладонями по столу/коленям. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) Действия аналогичны первоначальным «Паучки» ползают на голове.

При проведении пальчиковых игр следует помнить о следующих принципах :

Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз) . Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете, оставит в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию малыша.

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст) . Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте» , если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

4. остров «Игровой»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи , а вот не правильное произношение – как на ладошке . Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Насос»

(педагог проводит игру с родителями )

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…» .

Речевая игра «Чистоговорки»

(педагог предлогает родителям повторить чистоговорки)

Уп, уп, уп – мама варит суп (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы (зв. Б)

«Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку» (зв. П-б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»

«Жу-жу-жу молоко дадим ежу»

«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»

Словесная игра «Почемучка»

(педагог проводит игру с родителями )

Определить, из каких слов состоят слова : самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

Итог – Дорогие родители , именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

– Спасибо всем, за Ваши открытые высказывания, дарим памятки «Маленькие хитрости» по » и приглашаем Вас на чаепитие.

Памятка для родителей

«Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников ».

Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 20 (дети до 6 лет) до 30 минут (дети от 6 лет) в день.

Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка .

В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не

торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.

Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам,

подбадривайте его, если что-то не получается.

Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка . Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему : говорить надо внятно, чётко и не спеша.

Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

Наталья Ельцова
Родительское собрание в старшей группе с использованием ИКТ на тему «Развитие связной речи дошкольников»

Цель : повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста .

Форма : семинар-практикум.

Подготовительный этап :

1. Раздать пригласительные на собрание .

2. Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр группы .

3. Подготовить памятки для родителей «Маленькие хитрости» по ».

4. Подготовить презентацию «. Советы неравнодушным родителям ».

План :

1. Вступительное слово педагога.

2. Презентация (просмотр и обсуждение) .

3. Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений.

4. Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем , про игру не забываем!» .

5. Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных картинок по развитию связной речи дошкольников собрания .

6. Итог собрания .

7. Рефлексия.

Ход собрания:

Вступительное слово педагога.

– Здравствуйте, уважаемые родители ! Мы очень рады видеть вас на сегодняшней встрече. Давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль играет развитие связной речи в формировании речевой готовности детей к школе. Многие из вас задумывались, какие существуют показатели речевого развития ребёнка старшего дошкольного возраста ? (Ответы родителей ) .

Связная речь является показателем речевого развития ребёнка . Ведь шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания различных предметов, составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Но не забывайте, что для построения связного рассказа , осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих . Как способствовать развитию связной речи и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков вы узнаете благодаря просмотру презентации.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников . Советы неравнодушным родителям ».

Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Развитие связной речи дошкольников . Советы неравнодушным родителям » (см. приложение) .

Обсуждение и анализ презентации. Ответы на вопросы родителей .

Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений :

Воспитатель : Уважаемые родители , представьте, что вы дети, а я – ваша мама. Я буду предлагать вам задания и упражнения по развитию связной речи , а вы выполнять их. Итак, начнём!

Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову. Например : слон – … (большой, серый, толстый, добрый) ; мяч – … (круглый, футбольный, кожаный) ; торт – … (сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный) и т. д. (Ответы родителей ) .

Упражнение 2. Узнай по описанию. Например : косолапый, любит мед и малину, спит в берлоге. Кто это? Медведь; ветвистая, высокая, зеленая, колючая. Что это? Ель; старый , кирпичный, двухэтажный. Что это? Дом; грозный, большой, с лохматой гривой. Кто это? Лев.

Упражнение 3. «А если бы…» . Предложить помечтать : «А если бы у меня был ковёр-самолёт…» , «А если бы у меня были сапоги-скороходы…» , «А если бы у меня была машина времени…» , «А если бы у меня была шапка- невидимка…» .

Упражнение 4. «Назови по-своему» . Назови по-новому стихотворение, сказку, мультфильм. Например : как можно назвать сказку «Красная шапочка» ? («Приключения маленькой девочки» , «По дороге к бабушке» , «Как отличить бабушку от волка» и т. д.).

Упражнение 5. «Другие персонажи» . Расскажи сказку, изменив амплуа героев. Например, русская народная сказка «Три медведя» : девочка – злая, Михаил Иваныч; Настасья Петровна; Мишенька – добрые.

Упражнение 6. Придумай продолжение сказки. Например, как ты думаешь, что было после того, как лиса съела Колобка?

Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем , про игру не забываем!»

1. Какие игры по развитию речи можно организовать с ребёнком, если вы заняты делом на кухне, во время уборки квартиры?

2. Какие пальчиковые игры Вы знаете?

3. Какие артикуляционные упражнения Вы знаете?

4. Каких игрушек больше всего у Вашего ребёнка?

5. Чем Вы руководствуетесь, покупая игрушки?

6. Есть ли в Вашей семье игрушки, сделанные своими руками?

7. Назовите свою любимую детскую игрушку.

8. Как вы думаете, как разные игрушки могут способствовать развитию речи ?

9. Какие игры по развитию речи можно организовать для большой группы детей ?

10. Чем можно занять ребёнка в ожидании приёма у врача, в парикмахерской и т. д. ?

Обсуждение и анализ ответов родителей .

Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных картинок по развитию связной речи дошкольников . Обзор педагогической литературы по теме собрания , знакомство с пособиями-«помощниками» , способствующими развитию связной речи ребёнка .

Итог собрания :

– Дорогие родители , именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

Рефлексия :

– Спасибо всем, за Ваши открытые высказывания, дарим памятки «Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников » и приглашаем Вас на чаепитие.

Памятка для родителей

«Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников ».

Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 20 (дети до 6 лет) до зо минут (дети от 6 лет) в день.

Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка .

В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не

торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.

Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам,

подбадривайте его, если что-то не получается.

Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка . Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему : говорить надо внятно, чётко и не спеша.

Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

«Родительское собрание. Тема: Развитие речи детей в старшей группе Вступление. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня...»

Родительское собрание.

Тема: "Развитие речи детей в старшей группе"

Вступление. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас

сегодня видеть на нашем родительском собрании.

Оно посвящено теме «развития речи наших детей»

Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления,

показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом,

речь - это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить

с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.

Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка.

Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст!



В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.

В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов. Совершенствуется в том числе, звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.

Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»:

(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).

Если «нет», не задумываемся:

(очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?)

Основная часть:

Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

(воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске):

Речь должна быть Проблемы наших детей

–  –  –

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых грамотные вопросы Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.

составление рассказов Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо) не могут логически объяснять речь не выразительна Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где - то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.

плохая дикция Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

(эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их вывешивает).

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у нас. (зачитываю слова из 2-го столбца) Что же делать? Мы приготовили папку –ширму с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр) в которые мы играем, и вы можете поиграть дома.

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми, мы приглашаем вас в небольшое путешествие, в которое мы отправимся на поезде.

Воспитатель:

Итак, отправляемся в путешествие “на поезде", отправляемся в путь.

Ну, вот мы и приехали на первую станцию, которая называется "Станция слов" На этой станции дети обогащают свой словарный запас (узнают новые и интересные слова), так же упражняются (подбирают к существительным прилагательные, а к прилагательным существительные) Игра "Подбери прилагательные к существительным" (игра с мячом).

(Я говорю существительное, вы прилагательное) Яблоко- какое оно- вкусное, румяное, сладкое, кислое и т.д.

Снег- какой он- пушистый, белый, холодный и т.д.) Вода- какая она- прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т.д.

Солнце-какое оно - яркое, желтое, теплое, круглое и т.д А так же на этой станции дети учатся подбирать слова с противоположными значениями.

Игра "Противоположности", "Антонимы".

Детям раздаются карточки. Н: длинный- короткий, и дети должны найти свою противоположную пару.

*Предлагаем посмотреть видеозапись с рассуждениями детей о значении некоторых сложных для их понимания слов:

« Весёлые размышлялки-рассуждалки»

Одушевлённый Солнцепёк Полуфабрикат Конкуренция Неурядица Какие вы молодцы. На какой мы сейчас станции были? "Станция слов", правильно, а сейчас отправляемся дальше, на следующую станцию, которая называется "Станция звуков".

Садимся в поезд со словами "чух- чух-чух", поехали на следующую станцию.

На этой станции дети учатся правильно и отчетливо произносить все звуки, а также учатся определять наличие звука в слове, место звука в слове (начало, середина, конец) Давайте мы поучимся и поиграем в игру "Назови слово со звуком «М"».

Ой, какие вы молодцы! А так же дети учатся определять место звука в слове (начало, середина, конец) Игра "Определи наличие звука [д] в слове" Если вы услышите слово со звуком "д" вы хлопаете, затем определяем, где был звук. В начале слова – руки на плечи, в середине – руки на пояс, в конце слова – руки на колени.

дом- [д]- в начале слова, дятел- [д]- в начале слова дедушка- [д]- в начале и в середине слова деревня- [д]- в начале слова " тетрадь- [д]- в конце слова смородина- [д]- в середине слова виноград- [д]- в конце слова *А сейчас предлагаем посмотреть, как мы работаем с детьми над звукопроизношением.

Ребята, вы такие молодцы, в какой мы были стране? (стране Звуков).

Садимся в поезд и со словами «чух-чух-чух» отправляемся в путь.

Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется "Станция грамматики”.

В этой стране дети учатся связывать слова в предложения, закреплять правильное произношение слов. Знакомятся с разными способами образования слов. Давайте и мы с вами познакомимся и поиграем в игру.

Игра "Где живут продукты?" У каждого продукта есть свой домик. Угадай название домика.

Сахар- (ница), хлеб- (ница), масло- (ница), соль- (онка) -, перец, чай, кофе, салат, конфеты.

А также учатся образовывать однокоренные слова, т.е. похожие друг с другом, Например: медведь- медвежата.

Давайте и мы поучимся с вами придумывать слова похожие друг на друга.

Игра "Продолжи цепочку" Чай- чайник - чайничек.

Кофе - кофейник - кофейничек Нож, ковш, таз, кувшин Молодцы, ребята. Также дети на этой станции учатся составлять сложные и простые предложения.

Игра "Составь предложения из набора слов»

Молодцы, ребята, хорошо потрудились на этой станции, которая как называется?

"Станция грамматики". Что мы делали на этой станции?

Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется "Сказки - рассказки".

На этой станции дети учатся беседовать, высказывать свое мнение, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказы, составлять описательные рассказы. И мы давайте с вами попробуем рассказать и обыграть сказки.

Игра "Расскажи и обыграй сказку" (родители делятся на 2 команды, каждой команде выдается картинка сказки, они должны рассказать и обыграть сказку) Вы такие молодцы! Как вы интересно рассказали и обыграли сказку. Вам понравилось?

(Ответы родителей).

*А сейчас предлагаем посмотреть, какую работу проводим мы по развитию связной речи Это была наша последняя станция.

Вы такие молодцы, со всеми заданиями справились. Познакомились с тем, как развивается речь детей в старшей группе.

Спасибо за внимание!

Похожие работы:

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРС...»

«Куда я могу обратиться? Для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья Бесплатное содействие в адаптации и интеграЦентр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов ции людей с ограниченными возмо...»

«Киткин Константин Николаевич ИМИДЖ ОФИЦЕРА МЧС В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ 22.00.06 – социология культуры, духовной жизни АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук Екатеринбург Работа выполнена на кафедре прикладной социологии ГОУ ВПО "Уральский государств...»

«Вестник Вятского государственного гуманитарного университета благоприятную жизнь в этом мире. Используя символические изображения в орнаментах, знаках, человек отождествлял себя с миром, наполненным различными энергиями и духами (например, известные у многих народов танцы в трансовом состоянии в костюмах божеств). Трехчастное раз...»

« МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: НА ПУТИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ И ПОСТРОЕНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В настоящей работе предпринимается попытка обо...»

«2009 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 12 Вып. 4 СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ С. М. Елисеев, И. В. Устинова ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПОЛИТИЧЕСКИМ ПАРТИЯМ В СУБКУЛЬТУРЕ СТУДЕНЧЕСТВА (НА МАТЕРИАЛАХ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Одно из требований современности толерантность признает...»

«МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУР...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Конспект родительского собрания для старшей группы детского сада

Родительское собрание на тему: «Развитие речи при ознакомлении с природой»

Описание: родительское собрание на тему «Развитие речи при ознакомлении с природой» будет интересна воспитателям и родителям детей 5-6 летнего возраста.
Цель: призвать родителей к сотрудничеству и взаимодействию в воспитании и развитии речи ребенка.

Оформлена выставка для родителей: пособия для развития речи, детская художественная литература, аудиокассеты.
Звучит тихая музыка. Родители смотрят выставку, затем предлагаю им присесть за столы.
Уважаемые родители! Мы рады Вам, спасибо, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения, мы призываем Вас к сотрудничеству, к взаимодействию, только влияния, только совместными усилиями родителей и д/сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.
Основная задача речевого развития детей - это овладение нормами и
правилами родного языка, определенными для каждого возврата, а также
развитие у детей способностей общаться. .
Работа по развитию речи ребенка в д/саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях, вне занятий - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдения за природой.
Как часто Вы бываете на природе? Чем занимаетесь с ребенком? На природе Вы сможете не только отдохнуть и прекрасно провести время, но Вы еще имеете возможность обогатить его новыми знаниями и представлениями. Природа своей красочностью, своим многообразием, динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются а памяти, создают прочную основу для дальнейшего его познания.
Мир, окружающий ребенка - это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума.
Мы понимаем, что Вы очень заняты, что порой не хватает времени на ребенка однако, отправляясь на прогулку, мы можем поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, какие облака, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, как мы одеты, почему? Какое время года? Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений. Загадать загадки, прочитать стихотворение. Поискать приметы времени года. Познакомить ребенка с народными пословицами, поговорками, приметами. Русские народные названия растений щедро наполнены
1. эмоциональностью: травушка - муравушка (спорыш), трава шелковая (ковыль), солдатская трава (тысячелетник), сон-трава (прострел), одолень трава (кувшинка), трава-приворот (манжетка), печаль - трава (полынь), разрыв трава (папоротник).
2. эстетическими звучаниями: красава, краса, купальница, чистотел.
3. образные: кувшинка (плод похож на гончарное искусство), пастушья сумка (плод по форме напоминает пастушью сумку), журавельник волчья стопа (герань-плодик с длинным отростком, будто птичий клюв, а форма листа напоминает волчий след). В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет наблюдательность, любознательность, что в свою очередь пораждает массу вопросов, требующих ответа общения природой оказывает благотворное влияние и на развития связанной речи. Дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже. Например: медвежья берлога, голова, лапа, спина, шерсть, Медвежий нос, хвост, медвежье ухо, туловище, медвежьи уши, лапы, следы, привычки, детеныши и др. Мы увидели (кого?) белку. Наблюдали (за кем?) за белкой. Говорили (о ком?) о белке.
Таким Образом, в процессе наблюдений у ребенка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуется мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы. Наблюдательность рождает в ребенке привычку делать выводы, развивает логику мысли, четкость и красоту речи.
Давайте подберем слова признаки к слову:
Дождь: сильный, грибной, теплый, холодный, косой, прямой,
слепой.
Ветер: сильный, холодный, теплый, ледяной, шквалистый, умеренный.
Лягушка: зеленая, пучеглазая, земляная и т.д.
Жук: красивый, усатый, полосатый.
Солнце: золотое, доброе, веселое, яркое, теплое, лучистое,
великолепное.
Давайте вместе с Вами будем уделять внимание развитию речи ребенка, больше общаться с ним. Читать детские книжки.