Этап автоматизации звука цель и содержание. Использование игровых методов и приемов на этапе автоматизации звуков

Ура! Вот и звук родился!

Ребёнок научился изолированно произносить звук, а значит можно и нужно переходить к следующему этапу — автоматизации звука , то есть к обучению ребёнка правильному произношению поставленного звука в связной речи.

На отдельном произношении звуков не следует задерживаться долго, поскольку наша речь представляет собой поток непрерывных изменений, и движения губ и языка при произнесении согласных не являются стандартными, а зависят от того, в составе какого комплекса движений (то есть в каких звукосочетаниях) он и осуществляются. Этим и определяется важность возможно более быстрого включения вновь воспитываемого звука в наиболее типичных для него звукосочетаниях.

Произношение звуков нужно обязательно закрепить в речи ребёнка. Иначе в повседневной речи он по-прежнему будет произносить свой старый звук. А ещё правильнее провести дифференциацию с раннее произносимым, даже искажённым звуком (например научиться отличать правильный звук «Р» от горлового произношения звука). Дети привыкают к «старому» звуку не только артикуляционно, но и на слух.

Автоматизировать и дифференцировать звуки можно одновременно!

Однако не надо впадать и в другую крайность — переходить к этапу автоматизации преждевременно, то есть до получения правильного изолированного звучания звука.

Часто на практике встречаются случаи, когда овладев правильным произношением звуков, их не употребляют в своей самостоятельной речи или имеют «кабинетную речь» (только в кабинете у логопеда говорят правильно).

Помощь со стороны родителей, воспитателей на этом этапе просто незаменима. Необходим полный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных ситуациях.

Неправильно произносимый звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная , причём в самый короткий срок, чтобы избавить родителей от необходимости водить к логопеду. Ведь по мере взросления привычка говорить закрепляется и может иметь природу второй привычки.

Начинать лучше заниматься постановкой, а потом и автоматизацией звуков не позднее 5 лет, чтобы у ребёнка не вырабатывался «стаж неправильной речи».

Но нужно и учитывать звуковую культуру в каждом возрасте ребёнка. Звуки «приходят» к ребёнку поэтапо. В каждом возрастном периоде ожидаем определённые звуки.

Появление звуков в речи:

  • 3-4 года — свистящие звуки «с» «сь», «з»,»зь», «ц»
  • 4-5 лет — шипящие звуки «ш»,»ж» «ч» «щ».
  • 5-6 лет — сонорные звуки «л», «ль», «р», «рь».

Можно оценить как идёт развитие речи в каждом возрастном периоде. Если ребёнок отстаёт в развитии звукопроизношения, можно принимать соответствующие меры — начать заниматься в непринуждённой для ребёнка форме, в игре!

Этапы автоматизации звуков

Большинство логопедов знают из практики, каким длительным и утомительным бывает процесс автоматизации звуков у детей. Сколько нужно труда, терпения, каким разнообразным должен быть речевой материал, чтобы увлечь детей, повысить интерес к логопедическим занятиям.

Закрепление звука происходит поэтапно:

  1. Закрепление в слогах.
  2. Закрепление в словах.
  3. Закрепление во фразах, предложениях.
  4. Закрепление в повседневной речи ребёнка.

Приемы успешной автоматизации звуков

Закрепление звука даёт боле высокую ступень автоматизации, связанную с отвлечением от произношения на следующие раздражители:

- «Зрительный » (для разгрузки аудиоканала ребёнка используем картинки, схемы, предметы, мнемотаблицы, игрушки, алгоритмы, таблицы.…)

- «Тактильно-мышечный » (используем ощущение через пальчики наших рук через письмо, моделирование буквы, пальчиковые игры в сочетании со стихами, стихи в сочетании с движениями общей моторики и координации движений.

- «Биоэнергопластика » (произнесение словесного материала с использованием движений обеих рук одновременно)

- «Театральный » (интонирование слогов, слов, фраз — произносим с удивлением, вопросительно, стесняясь, с грустью, с восклицанием….)

- «Приём закрытые глаза » (произносим словесный материал с закрытыми глазами, концентрируя своё внимание на артикуляции, на фонематическом слухе. Можно произносить материал ребёнку в тот момент, когда он закрывает глаза).

- «Максимальное привлечение анализаторов к автоматизации звуков ». Ни для кого не секрет, что чем больше анализаторов участвует в процессе обучения, коррекции, тем успешней будет результат. Ребёнок видит, слышит, чувствует, осязает…

Самый главный секрет автоматизации звуков – это позитивные эмоции и неподдельный интерес к занятиям у взрослого и ребёнка!

А когда есть интерес, появляется огромное желание добиться результата, который не заставит себя ждать!

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Бородина Ирина Петровна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад 17», г. Ливны, Орловская обл., Россия ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ Использование разнообразных игровых методов и приемов на разных этапах логопедического воздействия позволяет ускорить процесс автоматизации поставленных звуков в речи детей и сделать этот процесс более интересным как для ребенка, так и для педагога. Ключевые слова: нарушения звукопроизношения, автоматизация звуков, произносительные умения и навыки. В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект. При формировании правильного звукопроизношения соблюдают ряд общих требований к последовательности этапов логопедической работы: подготовительный этап, этап постановки звука, этап автоматизации звука, этап дифференциации звуков. Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков . Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах, связной речи. Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде по развитию навыков звукового анализа, умению определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком.

2 Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Кроме того, у таких детей часто наблюдаются расторможенность, гиперактивность или, наоборот, замкнутость, низкая работоспособность. Работа с такими детьми заставляет искать новые интересные игровые методы и приемы. На этапе автоматизации изолированного звука (для разных групп звуков) и закрепления правильного произношения этого звука в слогах мы используем следующие игровые методы и приемы. «Упражнение с волчком». Деревянный или пластмассовый волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки. Пока волчок крутится, ребенок произносит отрабатываемый звук. «Лабиринт». По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, рисует маркером (позже просто прослеживает глазами), проговаривая звук. «Поющая веревочка». Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки, разные по фактуре тесемки) по нарисованной линии, тянем звук. Можно наматывать ленточку на палец, произнося заданный звук. «Шарик». Во время произнесения звука дети перекатывают (перекладывают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик. «Ступеньки». Нужно прошагать пальчиками по нарисованным ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук. Ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек.

3 «Скажи столько же раз». Бросить кубик, посчитать точки сказать заданный звук столько же раз (опора на зрительный анализатор); выбрать одну из перевернутых карточек, посчитать сколько нарисовано кружков (квадратиков, цветочков т. п.) проговорить звук столько же раз; ребенок закрывает глаза, логопед ударяет несколько раз пальцем по ладошке ребенка ребенок считает и проговаривает звук нужное количество раз (опора на кожнокинестетический анализатор). «Разноцветные прищепки». Ребенок достает из мешочка прищепку, закрепляет ее на картинке и произносит звук. Количество вариантов работы с прищепками и цветными шнурками зависит от фантазии педагога. «Собирайка». Маленькие штампики с разными картинками: называем звуки или слоги, если получилось правильно, то ребенок ставит штамп себе в листик. Задача для ребенка собрать как можно больше штампиков. «Лесенка». «Шагаем» ладошками вверх и коротко произносим звук/слог, потом ладошки плавно скатываются вниз и звук тянется. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей мы практикуем такие упражнения. «Пройди по веревочке». Ходим по веревочке, приставляем носок ноги к пятке и проговариваем слоги. «Игра на пианино». Ребёнок, имитируя игру на пианино, проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА. Игра-ходилка «Проведи слог по звуковой дорожке». Одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы очень громко. «Ромашка». В тетради ребенка педагог рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, с, ж, ц, и т д.). На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного

4 лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы. «Добавляй слог». Дети стоят перед педагогом, логопед, бросая мяч, называет начало слова, а дети заканчивают нужным слогом. «Пирамидка». Нанизывая кольца на стержень, ребенок повторяет слоги. «Говорящий карандашик». С помощью маркера обводить дорожки, произнося нужный звук. При автоматизации звука в словах детям очень нравятся следующие игры. «У меня нет...» Ребенок называет картинку, потом прячет за спину, говорит: «У меня нет машины (слово в родительном падеже)». «Найди все» (универсальная игра на автоматизацию в словах) найти в кабинете все предметы с заданным звуком. Игры с ориентировкой в пространстве. Ребенок встает, за ним, перед ним, справа и слева кладем по картинке и спрашиваем что находится позади, что впереди, что справа, а что слева. Либо с движением ребенок проговаривает: «Я отошел от рррыбы и подошел к самоваррру». «Сухой бассейн». В крупу зарыты игрушки с автоматизируемым звуком. Ребенок достает игрушку, проговаривая в названии определённый звук. «Опасное слово». Ребенок повторяет слова за логопедом, одно заданное слово повторять нельзя. Кто повторил, тот проиграл. «Тени». Наощупь определить предметы, четко проговаривая автоматизируемый звук. Работая над автоматизацией звука в предложениях, мы используем эффективную и полезную игру «Живое предложение», когда дети сами становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра часто используется логопедами, так как позволяет детям усвоить понятие, что предложения состоят из слов, слова в предложении стоят по порядку. «Пройди на лыжах». Ребенок ставит ноги в коробки из-под обуви, шагает как на лыжах от одного конца комнаты до другого, проговаривая предложение или чистоговорку.

5 «Расколдуй предметы». Нужно соединить по точкам предметы (расколдовать) и составить предложения. На этапе автоматизации в связной и самостоятельной речи большое внимание уделяется составлению рассказов по картине и по серии картин, пересказы и рассказы, пересказы-драматизации, стихи-драматизации. С целью коррекции дефектов речи у детей нами широко используются готовые пособия таких авторов, как С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко И.В. Баскакиной, М.И. Лынской, Е.А. Азовой, О.Е. Громовой, Л.А. Комаровой. Н.В. Гальской, Ю.В. Гурина и др. В своей работе по автоматизации звуков неоспоримую помощь оказывают информационно-коммуникационные технологии. В играх с интерактивными героями дети с удовольствием отрабатывают новые навыки. «Таинственная картина». Игра на автоматизацию «трудных» звуков и отгадывание слов по описанию. У детей есть возможность повторить много слов на выбранный звук, а потом составить рассказ по картине, которая появится после отгаданных слов. «На все голоса». Игра многофункциональная, ребенок не только повторяет фразы со звуком Р, но и учится различать, кто произнес фразу: мама или папа, дедушка или бабушка. «Болтушки-хохотушки». Набор скороговорок поможет детям улучшить качество речи. Параллельно развивается слуховое внимание, ведь некоторые героини игры произносят скороговорки с ошибками. Ребенок слушает и повторяет только правильный вариант. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

6 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. 2. Солойденко, О.А. Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука // Дошкольная педагогика С


«Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным» Этапы работы над звукопроизношением 1-й этап подготовительный; 2-й этап постановка звуков; 3-й этап автоматизация: закрепление звука изолированно,

Особенности автоматизации звуков у детей с дизартрией. Выступление на ММО учителей-логопедов Подготовила: Ожерельева Т.И., учитель-логопед «МБОУ СОШ 34 с УИОП» декабрь 2014 г. 1 слайд. Особенности автоматизации

Мастер класс для воспитателей ДОУ «Игровые приемы при автоматизации звуков с детьми» Провел учитель- логопед: Аблѐзгова С.А Цель: познакомить участников мастер-класса с приемам автоматизации звуков; упражнять

Консультация для родителей Тема: «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков» Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно

Методическая разработка по коррекции произносительной стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями реи Разработала учитель-логопед Кудряшкина Т. А г. Москва 2014г. Подгрупповое логопедическое занятия на

РОЛЬ СЕМЬИ В ЗАКРЕПЛЕНИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 9» Учитель-логопед Позднякова О.А. Многофункциональные игровые пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе

Тема по самообразованию «Автоматизация всех групп звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях» Автоматизация звука это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения

Работа логопеда и воспитателя при исправлении звукопроизношения Работа воспитателя и работа логопеда различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений, навыков.

Тема: «Интеграция речевых и пальчиковых упражнений в периоды подготовки и автоматизации поставленных звуков на логопедических занятиях» Методическое пособие:инновационный модуль логопедический тренажер

Структурное подразделение «Детский сад 7 комбинированного вида» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 31 компенсирующего вида ПРОЕКТ «Су - Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы и сохранения здоровья

Иванцова Наталья Александровна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад 17 «Золотая рыбка», г. Салехард, ЯНАО, Россия ПОСОБИЕ «ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЛОТО» В зависимости от характера речевого нарушения детям требуется

Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста п/п Название игры Содержание 1 «Отгадай звук по беззвучной артикуляции» А) Педагог беззвучно артикулирует гласный

МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад с. Старые Бурасы Базарно- Карабулакского муниципального района Саратовской области" Паспорт логопедического кабинета Учитель-логопед Бумарскова И.В. 1.Организация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 73» (МБДОУ 73) «73-ти номеро нылпи сад» школаозь дышетонъя муниципал коньдэтэн возиськись ужъюрт (73- тӥ номеро ШДМКВУ) Согласована

Игры, направленные на развитие звукопроизносительной стороны речи и фонематического восприятия. В основе усвоения ребёнком навыков звукового анализа и синтеза, лежит сформированность фонематического восприятия

Подготовила: учитель - дефектолог, учитель - логопед Зайцева М.А. Консультация для родителей «Как учить ребенка читать» Современные родители хотят видеть своего ребенка умным, одаренным, умеющим читать

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 17 «Семицветик» комбинированного вида Истринского муниципального района Совместная партнерская образовательная деятельность с детьми подготовительной

Цветные палочки Кюизенера Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «ДС 35» Полетаева Н.В. Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал

МДОУ ДС с. Пушанина КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ? Воспитатель Луконина С.В. С. Пушанино 2015 год Как учить ребенка читать? Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным,

Мерсибо Набор интерактивных игр предназначен для эффективной работы педагогов с детьми. Данные комплекты, способствуют развитию речи, логического мышления, зрительного и слухового внимания, а также улучшают

ПАСПОРТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА Ответственные: Учитель-логопед В.В. Кутузова 206 г. ФУНКЦИИ КАБИНЕТА: Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития. Создание коррекционно-развивающей

Картотека игр с признаками с использованием дидактического пособия «Уголок признаков» Выполнила: Попова Г.А. воспитатель МБДОУ «ЦРР-детский сад 8 «Солнышко» г. Ханты-Мансийск «Скатай ленту» Цель. Учить

Обучение и воспитание дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Фонетико-фонематическое недоразвитие нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными

Учитель логопед ГБДОУ 97 Центрального района Кашеварова С.А. Санкт Петербург 2015г Цель: познакомить родителей с играми и игровыми заданиями для развития мелкой моторики у детей Правильное развитие и воспитание

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 9 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская Методическое пособие Занимательная

МЕЛКАЯ МОТОРИКА - это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того «на кончиках детских

Логопедический пункт Советского района МБДОУ 55 Паспорт Логопедического кабинета Учитель-логопед Дмитриева Тамара Ивановна г. Красноярск 2015 год Задача работы кабинета учителя логопеда: обеспечение специализированной

Тактильно-кинестетические игры в коррекции речи старших дошкольников В современных условиях возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения детей с тяжелыми нарушениями речи. Известно,

МБДОУ детский сад компенсирующего вида 36 «Аленький цветочек» Консультация для воспитателей Тема: «Использование дидактических игр и приемов в решении задач коррекции звукопроизношения». Составила: учитель-логопед

Дорогие родители! Вы обеспокоены состоянием речи своего малыша? Вашему ребѐнку 4 года, но его речь малопонятна для окружающих? А может, ему уже 5 лет, но он неправильно произносит отдельные звуки, заменяет

Муниципальное автономное дошкольное образовательные учреждение «Детский сад комбинированного вида 8 «Солнышко» Будущее рождается сегодня... Бердск, 2017 Подготовила: Ткаченко О.В. учитель-логопед МАДОУ

Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера. Игровые задачи цветных палочек Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ Учитель дефектолог первой квалификационной категории Осипова С.В Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного

2 Пояснительная записка К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время

Игры и упражнения в сенсорном развитии ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ДО 2 ЛЕТ «Цветочная поляна» Задачи. Формировать умение называть основные цвета и величину предметов (большой, маленький); включать движения рук в

Мастер-класс для родителей «Автоматизация звуков в домашних условиях» Для того, чтобы правильно закрепить поставленный логопедом звук, родители должны понимать, как и по каким принципам ведется работа

ПАМЯТКА по оборудованию речевого центра в группе детского сада Задачи построения речевой развивающей среды (РРС) обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью; обеспечение богатства

Помоги снежинкам долететь до Снегурочки. Проследи глазками по дорожке, произнося отчетливо: С С С При произнесении звука [С] ветерок должен быть холодный, чтобы снежинки не растаяли (поднеси ладонь ко

Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида Игра «Кто где стоит?» Учитель выставляет на стол пять игрушек зверей,

Опыт работы на тему: «Использование игровых приёмов для закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста» Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение

Г.санкт-петербург 2016 г Ирина Анатольевна Волобуева учитель-логопед ГБДОУ детский сад 33 Приморского района Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание

«ЗВУК И БУКВА» Учитель-логопед И.А.Павлычева Как избежать ошибок при обучении чтению (советы родителям) Ваш ребёнок уже совсем взрослый и скоро в его и вашей жизни произойдёт важное событие: ваш малыш

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 10» города Аши Челябинской области КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ,

ПАСПОРТ КАБИНЕТА ТИФЛОПЕДАГОГА МАДОУ «Детский сад 40 ЦРР» г.руза МО Группа коррекции зрения. КАБИНЕТ ТИФЛОПЕДАГОГА в ДОУ является центром диагностическокоррекционной работы по развитию речи детей с нарушением

Подготовила: Хасанова Ю. Н. учитель-логопед МДОБУ 33 «Слово и его звуковое строение воспринимаются ребенком как часть вещи или как свойство еѐ, неотделимое от других свойств» Л.С. Выготский Для чего необходима

Учитель-логопед ГБДОУ 45 Санкт-Петербург К.п.н. Туркина Анна Валентиновна Использование технологии моделирования в коррекции звукопроизношения дошкольников с задержкой психического развития. Коррекция

Коррекционная педагогика, дефектология КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, ДЕФЕКТОЛОГИЯ Максимова Сайына Галеевна студентка Абрамова Наталья Андреевна канд. пед. наук, доцент Педагогический институт ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный

Управление образования администрации городского округа Коломна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное общеразвивающего вида учреждение детский сад 31 «Жемчужинка» 140405, М. О., г. Коломна,

Развивающая игра «Палочки Кюизенера» Знакомство с миром чисел посредством палочек Кюизенера Счетные палочки Кюизенера интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной

СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ. Практически каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок быстро овладел навыками чтения. Однако, на практике это оказывается не таким простым делом. Как

Пояснительная записка К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 120». Паспорт логопедического кабинета учитель логопед Жуковская Инна Владимировна. учитель логопед Черниенко

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 80 «Светлячок» «Значение дидактических игр в процессе автоматизации и дифференциации звуков в речи детей

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК РАЗВИТЬ ПАМЯТЬ У РЕБЕНКА Подготовила: Кузнецова К.В.воспитатель ГБДОУ 82 Приморского района г. Санкт-Петербурга Зачастую родители жалуются на плохую память детей. Как улучшить

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Звук [Ш], буква Ш Разработала и провела в старшей логопедической группе МДОБУ «Детский сад 2» учитель-логопед Вальковская Н.А. Коррекционно-развивающие

наступает время ввести новый звук в речь ребенка. В онтогенезе, при нормальном развитии речи ребенкакаждый новый звук проходит этот этап:«Скажи ШШШ» - «ШШШ», - шипит ребенок.«Скажи ШШШапка» - «ШШШШ… Сапка», - упс!Не получилось… Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенокмог безошибочно произнести «шапка». Почему так происходит?

Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся не только у животных («собачки Павлова»), но и в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (перенести вес на одну ногу, другую согнуть в колене, выдвинуть ее вперед…), многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».

Нарушение звукопроизношения (фонетическое нарушение) может проявляться как в пропуске звука («ука»), так и в его замене другим, часто более простым, звуком («лука»). В первом случае автоматизация звукапроходит несколько легче – т.к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные связи уже существуют, и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый динамический стереотип правильного произношения. Поэтому автоматизацияидет дольше.

Постановка и автоматизация звуков являются основой коррекционной работы при , и .

В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку.В легких случаях (физиологическая возрастная дислалия) каждый этап может занимать по 3-5 минут: «зарычал», 5 слогов произнес, по 5 слов на каждое сочетание сказал – можно сразу рассказывать стихи. НО – все эти слоги и слова всё же произнесены, взрослый убедился, что во всех возможных сочетаниях звук получается, все этапы присутствуют.

Последовательность автоматизации звуков.

1. Автоматизация изолированного звука.

2. Автоматизация звука в слогах.

7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.

1. Автоматизацияизолированного звука.

Сначала звук необходимо закрепитьизолированно, т.е. отдельно от всех других звуков (поскольку в потоке речи звуки испытывают взаимные влияния – сравните произношение звука С в словах «сыр» и «сумка»). Как при постановке, так и на начальных этапах автоматизации обязательно используются дополнительные анализаторы – зрительный,тактильный…«Для образования новых речевых связей используются наиболее эффективные в данном случае анализаторы. Нередко нормально слышащие дети неправильно произносят некоторые звуки потому, чтоне различают ихна слух. Тогдана первых порах преимущественнопользуются зрительным анализатором, т.е. показывают ребенкуартикуляцию звука и одновременно произносят звук.Таким образом, на основе зрительных раздражителей, которыми ребенок до этого в речи малоили совсем не пользовался, образуются новые, правильные зрительно-двигательные и связанные с ними слухо-речевые рефлексы» (М.Е. Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками»).Т.е. сидим перед зеркалом, чтобы ребенок видел лицо взрослого и свое лицо, и контролируем правильность артикуляции. Разумеется, автоматизировать звук изолированно нужно в игровой форме: « Как шипит змея? А чья змея шипит дольше – твоя или моя? ШШШШШ».Недостаточно простопроизнести звук для того, чтобы малыш нам правильно его повторил – в некоторых случаях нужно подробно объяснить, как поставить органы артикуляции для того или иного звука, в других случаях лучше пользоватьсяаналогиями («сделай из зубов заборчик»), или же имитируем движения рукой(вверх или вниз, язык широкий или узкий). И некоторое время необходимо напоминать ребенкутеми же жестами и словами (которые называются «раздражители»), как произнести этот трудный звук.

«Чем сложнее динамический стереотип (слово, звук), тем труднее он усваивается. Когда же он усвоен, то достаточно действия одного из его раздражителей, чтобы он полностью снова возник. Старый, неподкрепляемый стереотип некоторое время удерживается в коре мозга, затем постепенно уступает место новому, подкрепляемому.

Так, если звук Ш вызывался такими раздражителями, как произнесение воспитателем этого звука, показ артикуляции перед зеркалом и имитация движения языка рукой, то впоследствиидостаточно только такого движения руки, чтобы ребенок произнесэтот звук. Но когда один из группы новых раздражителей стереотипа некоторое время не применяется, а затем вновь пробуется, то возникает старый стереотип. Таким образом, разные динамические стереотипы (правильные и неправильные слова и звуки) как бы наслаиваются один на другой и взаимно соперничают. Следовательно, для закрепления нового слова или звука требуется систематическая тренировка их» (М.Е. Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками»).Вот почему логопеды настаивают на ежедневном выполнении домашних заданий – так устроен человеческий мозг.

2. Автоматизация звука в слогах.

После того, как ребенок достаточно свободно выполняет нужные артикуляционные движения, и звук получается правильно, приступаем к автоматизации в слогах.Учитывая, что слог не имеет для ребенка никакого смысла – заранее придумайте, как его увлечь этим делом – соединением двух звуков в одно целое.

Автоматизациюв слогах можно начинать как с прямых (согласный +гласный) так и с обратных (гласный + согласный) слогов. Это будет зависеть от того, какой звук вводится в речь, от способа постановки и от возможностей ребенка.

Следует учитывать, что гласные О и У дают соседнему с ними согласному дополнительную лабиализацию (огубление). Поэтомусначала отрабатывают слоги типа СА, СЭ, СЫ и только потом СО и СУ. Кстати,твердые согласные отрабатываются в слогах с гласными А, Э, Ы, О, У, а мягкие – в слогах СЯ, СЕ, СИ, СЁ, СЮ. А вот слоги со стечением согласных(ШКА, ПША…) либо отдельно вообще не отрабатывают, т.к. хватает автоматизации в словах, либо(в случае общего недоразвития речи) слоги со стечением отрабатываются после слов с открытыми слогами.

7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.

Самостоятельная речь – заключительный этап автоматизации. Здесь тоже необходимо соблюдать некоторые правила.

Некоторое время ребенок не может одновременно думать о двух вещах сразу – что сказать и как сказать. Он прибегает домой и начинает взахлеб рассказывать о каком-либо событии. Событие, разумеется, важнее, чем какие-то там звуки. Достаточно трудно заставить ребенка включить самоконтроль за звуками в такой ситуации. И даже если вам это удастся – поверьте, вы испортите малышу всю радость от общения. Поэтому лучше сначала самостоятельной речью считать только вами созданные, немного искусственные ситуации: «расскажи, что было в садике?». И если там не было ничего особо эмоционально значимого для ребенка, он спокойно начнет отвечать на ваши наводящие вопросы, а вы сможете не спеша исправлять его произношение. Поначалу следить за звукопроизношением будет только родитель – у него вырабатываетсят.н. «сторожевой рефлекс», когда взрослый приучается следить за двумя вещами сразу: поддерживать беседу и отмечать все неправильности произношения.Чтобы ребенок научился использовать новый правильный звук, нужно после каждой ошибки дать ребенку образец слова и настоять на правильном повторении слова. «Мама, купи мне масынку» - «МаШШШинку» - «Да, маШШШинку» - «Молодец!». Обычно спустя недели две ребенок начинает сам отслеживать,где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип одобрением и похвалой.Считается, что на всю автоматизацию нового звука – от слогов до самостоятельной речи – как на замену одной привычки другой уходит в среднем 35-45 дней. Учтите, что эти сроки относятся только к Дислалии , при более серьезных нарушениях (Дизартрии, Ринолалии ) сроки автоматизации обычно увеличиваются, кроме того при более сложных нарушениях автоматизация звуков имеет свои особенности (речь с движениями, правильное дыхание…).

Вне зависимости от этапанужно помнить несколько моментов:

Звук, слог, слово, стишоксначала показывает взрослый, и только потом произносит ребенок. В идеале ребенок не долженна этапе автоматизации звука ошибаться ни разу – чтобы старый стереотип не мешал закреплению нового. Поэтому от взрослого требуется огромное внимание, чтобы успевать раньше ребенка показать или подсказать правильный звук. «При обучении произношению необходимо следить, чтобы условный раздражитель (произнесение или показ артикуляции педагогом) предшествовал произнесению звука ребенком. В противном случае, когда мы поправляем уже неверно произнесенное, старые неправильные связи еще больше закрепляются и задерживают появление правильного звука. Длительное применение такого порочного приема может превратитьположительный раздражитель в тормозной: ребенку надоедаютназойливые поправки педагога, и он отказывается произносить требуемый звук. Если же ошибка допущена, приходится пользоваться и таким приемом»(М.Е. Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками»).

Обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, в процессе домашней работы, ипо возможности в детском саду (если у васв детском саду грамотные, понимающие воспитатели, попросите их следить за речью вашего малыша, подбирать стихи для праздников с учетом речевых возможностей ребенка). Если же дошкольник пользуется новым звуком только на занятии, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи», когда во время занятия все звуки произносятся отлично, а как только малыш выходит за порог- как будтоникогда ничему и не учился!То есть сложился стереотип – «в кабинете говорюхорошо, а в жизни как привык».

Следите за качеством предъявляемого материала – в словахне должно быть двух оппозиционных звуков. Например, если мы автоматизируем звук Р, который ранее ребенок произносил как Л, ни в коем случае не должно быть слов, где одновременно встречаются оба эти звука: роль, зеркало…«Конфликтующими» звуками могут оказаться практически любые пары:С – Ш, С – Сь, С – Ц, С – Т, С – Щ, С – Ч, С – З. Поэтомудля каждого ребенка нужно делатьотдельную подборку. Если же попалось такое слово или фраза – не настаивайте на правильном произношении обоих звуков. Оппозиционные звуки необходимо будет дифференцировать, и для этого существуют специальные приемы.

Первое время нужно новый звук произносить несколько утрированно (чуть дольше, сильнее, чем другие звуки). Это необходимо для того, чтобы слуховой анализатор зафиксировал новое звучание как образец, и в дальнейшем, когда новый звук «подровняется» под другие, сверял его звучание с образцом. Не пугайтесь, что новый звук такой «громкий» - это временно, в потоке речи органы артикуляции вынуждены будут равномерно распределять усилия на все звуки.

- «И.П. Павлов установил, что в состоянии голода, утомления, сильных переживаний резко ослабевает торможение и усиливается возбуждение. В таком состоянии у детей, если новые речевые стереотипы еще не автоматизированы, снова появляются старые (картавость, шепелявость, заикание). В подобных случаях необходимо поддерживать новые речевые рефлексы подсказом, напоминанием и т.п.логопедические занятия при таком состоянии ребенка проводить нельзя».

В логопедических занятиях, и в автоматизации звуков очень важна мотивация ребенка, т.е. насколько важно это для него, нужно ли это ему самому и зачем. Конечно, иногда встречаются замечательные дети, которые сами просят родителей сходить к логопеду. Но это уникальные случаи. Чаще инициатива исходит от родителей – это МЫ понимаем, зачем нужно правильно говорить, а малышу это пока неведомо, его жизнь и так хороша.Без должной мотивации логопедические занятия могут растянуться на неопределенный срок.Мотивация – это не «позанимаешься хорошо, я тебе конфету дам», а«ты ведь хочешь хорошо учиться в школе \ читать стихи на празднике \ быть взрослым…»и много других вариантов, которые подходят именно вашему ребенку. Поэтому оченьважно отношение окружающих, не только мамы и папы, к занятиям ребенка.«Чтобы предупредить угасание звука, следует чаще подсказывать правильное произношение его, подкреплять его живым примером окружающих. В этих случаях нередко помогают другие раздражители, так или иначе связанные с этим звуком, например, напоминание о необходимости говорить правильно, установка окружающих на ясную речь ребенка, их требовательность в отношении произношения, наконец, установка самогоребенка на определенного собеседника».

На первых порах надо поддерживать новые звуки всеми средствами, а не предоставлять малышу произносить их без подкрепления и контроля. В этом отношении большую опасность представляют домашние задания, которые не контролируются старшими. Даже если ребенок ходит в школу и сам читает – нельзя позволять ему самому читать слова «с листа», нужно чтобы взрослый прочитал ему слово, после чего ребенок может это повторить.Точно так же необходимо, чтобы взрослый слушал и отслеживал правильность произношения. Подчас это правило относится и к взрослым занимающимся – им тоже нужен «слушатель».

Большое спасибо Бадертдиновой Гульназ Юнусовне, логопеду МБДОУ "ЦРР" Детский сад № 89 республика Татарстан из г. Нижнекамск, которая
помогла в наборе словарного материала.

Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка или взрослого произносящего тот или иной звук неправильно сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный.

ВАЖНО!!!

Ошибки при автоматизации звуков часто допускают родители, пытающиеся самостоятельно исправить неправильное произношение у своего ребенка10 ошибок и 10 правил автоматизации звуков:

1 ошибка . Звук начинают автоматизировать, когда ребенок произносит его изолировано не четко.

Правило 1: Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолировано четко при много кратном повторении.

2 ошибка . Звук автоматизируют без подготовительных упражнений.

Правило 2: Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику. Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.

3 ошибка . Автоматизируют несколько звуков, которые ребенок путает в речи.

Правило 3: Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи, а так же звуки принадлежащие к одной группе. Так, как у таких детей нарушен фонематический (речевой) слух. Работу по автоматизации звука у ребенка с нарушенным фонематическим слухом необходимо разделить иначе ребенок постоянно будет пытаться произнести один звук вместо другого.

Нельзя у ребенка с нарушенным фонематическим слухом автоматизировать одновременно:

· звуки из групп шипящих и свистящих (С, З, Ц, Ш, Щ, Ч);

· губно-зубные звуки (В, Ф);

· сонорные звуки (Р, Л);

· заднеязычные звуки (К, Г, Х).

При нарушенном речевом слухе можно автоматизировать одновременно:

· звуки из группы свистящих и звуки из группы заднеязычных;

· звуки из группы шипящих и звуки из группы сонорных;

· звуки Д, Т и сонорные звуки.

4 ошибка . Звук автоматизируют в словах, скороговорках и предложениях, а так же используются сложные слова (например: трансформатор, эквилибрист).

Правило 4: В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой последовательности, сначала звук автоматизируется в более легких артикуляционных позициях, затем в более сложных.

Последовательность автоматизации звуков:

Автоматизация звука в слогах:

· открытых слогах (ША, ШО, ШУ);

· закрытых слогах (АШ, ОШ, УШ);

· в интервокальной позиции (АША, ОШО, УШУ).

Автоматизация звука в словах:

· в начале слова (шапка, шея);

· в конце слова (камыш, финиш);

· с средине слова (ошибка, машина);

· в словах со стечением согласных (бабушка, матрешка).

Автоматизация звука в предложениях (Малыши шагают в школу).

Автоматизация звука в стихотворениях.

Автоматизация звука в скороговорках.

Автоматизация звука в самостоятельной речи.

5 ошибка . Ребенка просят повторять слова, слоги и предложения без показа артикуляции.

Правило 5: Автоматизировать звук по подражанию. В работе над автоматизацией звука, а особенно в самом начале необходимо чтобы ребенок повторял следом за взрослым, и смотрел как ему показывают правильную артикуляцию. Для того чтобы ребенок научился сам контролировать свое произношение автоматизируйте звук перед зеркалом. А так же на начальных порах необходимо, утрированно выделять звук (например: Ш-Ш-Ш-Ша, Ш-Ш-Ш-Шапка).

6 ошибка . Звук автоматизируется на одном и том же материале.

Правило 6: Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более сложному . Особенно никогда не следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к автоматизации звука. Работа над изолированным произношением не должна превышать 4 занятий.

7 ошибка . Звук автоматизируется при неправильном речевом выдохе.

Правило 7: Перед тем как автоматизировать звук необходимо поставить правильный речевой выдох. При нарушенном речевом выдохе, не какие звуки вы ребенку не автоматизируете. Проверить речевой выдох можно здесь.

8 ошибка . Звук автоматизируют без показа наглядного материала.

Правило 8: Для автоматизации звука использовать наглядность . Чтобы процесс автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком.

9 ошибка . Звук автоматизируется от времени к времени, периодически.

Правило 9: Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность . Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.

10 ошибка . Звуки в речи автоматизируется, но не проводиться работа над их дифференциацией.

Правило 10: У многих детей нарушен фонематический слух, поэтому работая над автоматизацией звуков необходимо работать над их различением в речи (дифференциацией) . У детей с ФФНР не возможно автоматизировать звук не научив его различать среди других звуков.

Игры для автоматизации звуков:

Колокольчик – ребенок называет картинки с автоматизируемым звуком. Если ребенок произносит слово не правильно – взрослый звенит в колокольчик.

Поезд – ребенок читает сам или произносит за взрослым слоги.

Эхо ребенок повторяет за взрослым слова, слоги или предложения громко или тихо.

Волшебная веревочка – ребенок наматывает веревочку на пальчик и одновременно без остановки произносит слоги и слова.

Кнопочки – проговаривая слоги или слова с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает на нарисованные кнопочки, нарисованные на листе бумаги, сколько нарисовано кнопочек, столько раз нужно повторить.

Шарик – произнося слоги или слова, ребенок перекладывает из одной руки в другую теннисный мячик.

Веселый мяч – произносить слоги и слова под ритм, отбивая мяч об пол, или бросать его друг другу.

Лабиринт – проводя пальчиком по лабиринту, ребенок произносит предложения, чистоговорки, скороговорки.

Узоры – ребенок выкладывает или рисует разные фигурки. Каждая фигурка обозначает слог или слово.

Часы – ребенок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.

Пирамидка – нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слоговые ряды или слова.

Бусы – нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог, слово или предложение. Каждая бусина обозначает отдельный слог или слово.

Палочки или счеты – ребенок проговаривает заданный слог или слово столько раз сколько отложено палочек или косточек на счетах.

Улиточка ребенок проговаривает слоги, слова, предложения проводя пальчиком по домику улитки.

Большой маленький – ребенок выкладывает поочередно дорожку из больших и маленьких фигурок, одновременно проговаривая слоги или слова. Выкладывая большую фигурку – ребенок говорить громко, выкладывая маленькую – говорит тихо.

Желаем Вам успехов и терпения в обучении вашего ребёнка правильной речи!

Неправильный, небрежный лепет,

Неточный выговор речей

По-прежнему сердечный трепет

Произведут в душе моей.

А.С.Пушкин .

Подготовила Солойденко Олеся Анатольевна

Речь - это важнейшая твор­чес­кая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построе­нию своей личности, своего внутреннего мира через диалог с дру­гими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фун­даментальные составляющие, которые оказываются вовле­чен­ны­ми в сферу внимания педагога, когда он обращается к про­бле­ме речевого развития дошкольника. Это те основы, на кото­рых строится современная дидактика дошкольного возраста.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Представление о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста выдвинуты в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича. Взгляды авторов исследований направлений речевого развития отражены в следующих положениях:

  • речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речи;
  • язык и речь представляют собой своеобразный узел, в который «сплетаются» различные линии психического развития – воображение, мышление, память, эмоции;
  • ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер;

Исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

В последние годы наблюдается значительное снижение уровня развития речи дошкольников. При обследовании речи детей 4-5 лет специалистами-логопедами в разных регионах страны показала, что у 79% детей зафиксированы различные речевые дефекты. В чем причина этого? В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным ведущего невропатолога России доктора медицинских наук И.С. Скворцова в настоящее время у 70% новорожденных выявлены перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка, а так как развитие речи находится в прямой зависимости от созревания и развития головного мозга, то при заболеваниях последнего речь страдает одна из первых.

В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект.

Этап обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен (например, [г], [д], [й], [щ] и др.). Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда.

Я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для малышей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику.

Это позволяет решить сразу несколько задач :

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  • увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному: Сначала в слогах, словах, предложениях, в связной речи и в спонтанной речи.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з – комарик звенит, р-р-р – собака рычит), то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие.

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Использование же игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

Чтобы научиться хорошо, правильно говорить звук нужно дружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят сказки-игры о “Весёлом Язычке”. 5-ти и 7-ми летним детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке” и наглядное пособие “Весёлый Язычок”. Хорошо понять и запомнить то, что гласные звуки легко поются, помогает “Звуковая полянка”.

Когда звук уже хорошо, правильно звучит у ребёнка изолированно, но нужно закрепить, автоматизировать это правильное произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи. А это не менее 10 –15 занятий. И хочется, чтобы этот трудный и важный этап исправления речи проходил легко и интересно.

При автоматизации звука в слогах , когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование:

  • “Волшебной палочки”, которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.
  • Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз:

РА-РА-РА-РА-РА,

РО-РО-РО-РО-РО
РУ-РУ-РУ-РУ-РУ
РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ

А затем все 5 “песенок”-слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

  • Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
  • Игры “Проведи слог по звуковой дорожке” одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:

  • “Рыбалка”, в аквариуме находятся рыбки на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку на заданный звук. Поймав “рыбки” – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.
  • Не менее интересна игра “Веселый урожай ” (выложить название овоща или фрукта на заданный звук),
  • “Украсим ёлочку” , наряжая её, игрушками (со звуком С).

Спустя несколько занятий, детям легко сказать звук правильно, если он самый первый в слове или хотя бы последний, а вот если он в середине слова – это трудно, потому что дети с нарушенным фонематическим восприятием не всегда точно представляют, где же нужный звук находится. Для развития фонематического восприятия звуков полезна игра со Звукоедом , который “похищает” звук из слова, а дети должны спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла…а – глаЗа, к…от – кРот, Алёну…ка – Алёнушка… Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей и справиться со злодеем Звукоедом. Дети с нетерпением ждут новых встреч с ним.

Работая над автоматизацией звука в предложениях , я часто использую эффективную и полезную игру “Живое предложение” , когда дети сами становятся “словами” и, взявшись за руки, образуют “предложение”. Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть “дружными” (согласованными), в конце предложения нужно ставить какой-то знак: . ! ? Дети запоминают жестовый показ знаков: точка – сжатый кулачок, восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рука, вопросительный знак – на кулачок ставится рука изогнутая в форме вопроса. Таким образом, не только закрепляется правильное произношение звука в предложениях, но и проводится работа по профилактике дисграфии.

На этом этапе автоматизации “приходят” на занятия гости, чаще всего это Каркуша, девочка Маша, медвежонок «Тишка», которые становятся героями игр- путешествий, игр – драматизаций и т.д.

Герои всё время ошибаются – в их предложениях слова не дружат (Рома рубить дрова. Егорка кувырком скатиться с горка), или слова стоят не на своём месте: Мышка съела кошку. У шубки красивая Маша. Дети помогают героям исправить ошибки, объясняя, что они сделали: “подружили” слова в предложении, поставили слова по порядку. Загадывают им загадки и просят выполнить трудные задания: закончить предложение, подсказав последнее слово по картинке, самостоятельно придумать предложение по картинке или с заданным словом, собрать разрезанную картинку и придумать предложение, сделать схему предложения.

И вот, наконец, дети довольно неплохо произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес я использую пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе пересказы-драматизации, стихи-драматизации .

С целью коррекции дефектов речи у детей я широко использую в своей работе ди­дактические игры. Ведь известно, что в игре развитие ребенка идет гораздо бы­стрее, чем при использовании только традиционных приемов воспитания и обу­чения. Для детей, обучающихся на лого­педических пунктах, это тем более важ­но, потому что, как хорошо знают лого­педы, наши дети часто отличаются низкой познавательной ак­тивностью. Но даже и с применением дидактиче­ской игры логопеду не все­гда удается добиться ак­тивности и высокой рабо­тоспособности детей на протяжении всего заня­тия. Причина в том, что большинство воспитанни­ков соматически ослаблены, у них неправильная осанка, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, отмечается недостаточность про­текания психических процессов, эмоци­ональная неустойчивость. На своих занятиях я всегда соеди­няю логопедические задания и дидак­тические игры с движением, что снима­ет нагрузку, по­вышает работоспособность детей, улуч­шает качество усвоения знаний. Кро­ме того, подвижные игры способству­ют развитию двигательной сферы (здесь детям-логопатам присуще некоторое отставание) и самостоятельности, что является наиболее узким местом в об­ласти дошкольного воспитания.

Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Игру считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, они способствуют развитию выразительности речи, формируют произвольное запоминание текстов и движений. В связи с этим мною были разработаны конспекты логопедических праздничных игр и собраны в альбом «Праздники «Говоруши», который был представлен на втором районном фестивале психолого-педагогических идей. Праздничные игры мы проводили с детьми на закрепление лексических тем. Например, по закреплению времени года «Зима» мы провели праздничную игру «Путешествие в Царство Зимушки-зимы». Детям очень понравилось это увлекательное путешествие, появился у них интерес к дальнейшему обучению. По окончании учебного года мы провели праздничное, итоговое выступление «Праздник правильной речи» с участием родителей.

Мною был разработан, апробирован и представлен на методическом педчасе, альбом логопедических подвижных игр, для использования воспитателями в педпроцесс.

Были изготовлены две картотеки – физкультурные речевые минутки и грамматические игры.

Что касается детей с нарушениями речи, то наряду с общим ходом игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общение друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д.

Изучая работы Е. И. Тихеевой, я встретила мнение о том, что если развитие детей протекает нормально, то речевые ошибки постепенно и последовательно изживут себя. Она утверждает, что обязательные педагогические мероприятия должны заключаться в том, чтобы не воспроизводить ошибки детей, а говорить с детьми всегда безупречно правильно.

Нужно оберегать детей от восприятия речевых форм, могущих испортить их язык; заботиться о том, чтобы слух ребенка воспринимал образы лишь совершенной речи. Но самое главное, неустанно вести работу с детьми. Прежде всего, следует тщательно регистрировать главнейшие, преобладающие ошибки детей и уделять им специальное внимание, придумывать соответственные устные и письменные упражнения, воздействуя на сознание детей в одном и том же направлении, содействовать искоренению этих ошибок.

Но злоупотреблять этими упражнениями нельзя, а главное, их нужно вести весело, живо, позволяя детям разнообразить их содержание по своему усмотрению.

Поправлять спешно, мимоходом, в разгар игры или работы, когда дети чем-нибудь увлечены, ни в коем случае нельзя. В лучшем случае, оно пройдет не замеченным, в худшем – вызовет раздражение детей.

Из сказанного Тихеевой, логично вытекает мысль о том, что вести работу по искоренению ошибок лучше всего в игре, и игре дидактической.

Дидактические игры эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах и явлениях. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых и видовых понятий. Нахождение синонимов, антонимов, слов сходных по звучанию – задача многих словесных игр.

1. Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

2. Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания и закреплению правильного звукопроизношения.

Это довольно неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых мною на логопедических занятиях по автоматизации звуков. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна.

Развитие речи, закрепление поставленных звуков, предполагает активное взаимодействие учителя – логопеда и воспитателя группы. Причём чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых. С детьми, имеющими нарушение речи воспитатели проводят индивидуальную работу по тетрадям для вечерних логопедических занятий, что способствует закреплению достигнутых результатов, эффективному исправлению речевых дефектов.

Для овладения правильной методикой выполнения логопедических упражнений (артикуляционной дыхательной гимнастики) воспитатели посещают фронтальные занятия логопеда. А мы, в свою очередь также присутствуем на занятиях по развитию речи воспитателей.

В процессе занятий мы рекомендуем воспитателям обращать внимание детей на правильное произношение поставленных звуков, осуществлять контроль за правильной речью детей. С этой целью мною был разработан, апробирован и представлен на методическом педчасе, альбом логопедических подвижных игр, для использования воспитателями в педпроцессе.

Были изготовлены картотеки – физкультурные речевые минутки и грамматические игры.

Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь родителей, которая должна быть образцом для детей. Каждое слово родителей должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей – залог успеха в этой работе.

Начиная , я объяснила им, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым, оно должно быть систематизированным. Если родители не выполняют данных мной рекомендаций (речевая игра, закрепление поставленного звука), то нарушается целостность педагогического процесса, в следствии чего страдает ребенок. Сложной проблемой у нас являлось – поиск форм приобщения родителей к речевому развитию их детей. Результативными формами в этом направлении являются: семинары-практикумы, деловые игры, конференции, презентации дидактических игр, конкурсы и выставки, совместные праздники и развлечения.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов, при содействии родителей и воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех " Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email . Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в