Психотипы и как их распознать. Типы личности, классификация, характеристика

Все люди на этой планете индивидуальны. Каждый из нас обладает своим неповторимым характером и особенными чертами, отличающими человека от сотен и даже тысяч окружающих. Но все же некоторые сходства между нами есть. И на протяжении многих лет психологи пытаются объединить людей в группы со схожими качествами, присваивая им определенные психотипы личности.

Какие же психотипы людей существуют? Наиболее известным является деление людей на замкнутых в себе интровертов и открытых миру экстравертов. Интроверты неохотно идут на контакт, они живут в своем собственном внутреннем мире и не любят вмешательств в их личные дела. Экстраверты, наоборот, очень общительны. Они охотно делятся с окружающими не только своими мыслям и идеями, но также чувствами и переживаниями. При приеме на работу многие крупные компании во время собеседования проводят тест на психотип. Чаще всего такие тесты довольно просты, но они помогают из нескольких соискателей выбрать и взять на работу того человека, который лучше всех впишется в коллектив и станет частью команды.

Самая распространенная классификация психотипов была создана Гиппократом. Он делил людей на 4 типа в зависимости от преобладания в организме человека одного из элементов – крови, лимфы, желтой желчи или черной желчи. В соответствии с его классификацией люди делятся на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов.

В организме сангвиников преобладает кровь, делающая представителей данного психотипа очень живыми и общительными. Их эмоции активно сменяют одна другую, и благодаря этому сангвиники очень быстро приспосабливаются к любым переменам. Такие люди легко переносят неудачи. И только скучная рутинная работа способна оставить сангвиников абсолютно безучастными.

Если в организме человека преобладает лимфа, он является флегматиком. Люди данного психотипа спокойны и невозмутимы. Они выглядят немного ленивыми, но на самом деле они скорее медлительны и более стабильны в своих эмоциях. Флегматики могут быть очень даже упорными и настойчивыми в выбранном ими занятии. Свою неторопливость они компенсируют усидчивостью и прилежанием.

Желтая желчь определяет психотип импульсивного и страстного холерика. Такие люди всегда очень эмоциональные и зачастую неуравновешенные. Их легко их легко заставить плакать или смеяться. Они всегда куда-то спешат. И их энергии хватает на любые свершения, главное иметь желание и капельку упорства, которого холерикам часто не хватает.

И, наконец, четвертый психотип людей - меланхолики, в организме которых преобладает черная желчь. Люди данного психотипа астеничны, грустны и боязливы. Они склонны к тоске и печали, депрессиям и постоянным переживаниям. Они предпочитают одиночество и стараются реже контактировать с людьми.

Определение психотипа очень важно для выстраивания отношений с человеком, а также организации его деятельности на рабочем месте. Например, сангвиники прекрасно идут на контакт с людьми, и им подходит работа в большом коллективе, предполагающая активное общение с клиентами и коллегами. Флегматикам больше по душе спокойная работа за компьютером или с документами. Они выполняют такие поручения очень качественно и аккуратно. А вот холерики с рутиной справляются очень плохо. Им больше подходят руководящие позиции, требующие решительности и готовности взять на себя ответственность. Из меланхоликов выходят прекрасные артисты, которые с удовольствием занимаются творчеством и доносят до зрителей свои чувства и переживания.

Кроме классификации Гиппократа существует еще одна известная типология Аристотеля, разделяющая людей на Вещистов, Персоналистов, Процессоров, Временщиков, Наместников и Философов. И если Гиппократ в основу принципов определения психотипа ставил особенности человеческого организма, то Аристотель в своих размышлениях базировался на особенностях мышления разных групп людей, которые в своем сознании склонны задавать себе различные вопросы. Основными вопросами, которые чаще всего интересуют людей, являются: Что? Кто? Как? Когда? Где? Зачем? И как показали наблюдения философа, каждый конкретный человек чаще всего задает себе один определенный вопрос, практически игнорируя все остальные.

Если Вы воспользуетесь теорией Аристотеля, и прислушаетесь к тому, о чем постоянного говорит Ваш друг и коллега, то Вы с легкостью определите сферу, наиболее близкую и интересную для него. А определившись с психотипом человека, Вы сможете наладить с ним близкие и доверительные отношения.

Характеристика психотипов

Люди, которые чаще всего задают вопрос Что?, относятся к типу Вещисты. Для них важно все, что они видят и делают. Такие люди редко обращают внимание на окружающих. Поэтому если Ваш друг сходил вечером в ресторан, на следующий день он расскажет Вам все о блюдах, обстановке, музыке и ценах. Но вряд ли станет вдаваться в подробности о том, с кем он провел вечер, как выглядели окружающие люди и насколько радушными были официанты.

Зато Персоналисты склонны замечать людей, но абсолютно не обращают внимания на окружающие их предметы. Если человек относится к психотипу Персоналиста, он постоянно будет искать контакта с другими людьми, потому что для него это единственный способ решения всех задач. Он даже не обратит внимания на то, какие документы он должен оформить и какие справки ему нужно взять, зато он точно запомнить, каким строгим или наоборот поблажливым был инспектор, и какие приемы в общении с данным человеком он может использовать в следующий раз.

Люди, которые относятся к психотипу Процессоры, чаще всего обращают внимание на процессы. Их не интересуют окружающие люди и предметы. Даже сам результат для них не очень важен. Но они всегда в подробностях помнят, что за чем они делали, и как один процесс отличался от другого. Если Ваш друг по психотипу Процессор, и вы спросите его, как он провел отпуск на море, он, скорее всего, не вспомнит, в каком домике он жил и что он ел. Но зато он в подробностях расскажет Вам, как он ежедневно добирался на пляж, какие очереди ему приходилось выстаивать в магазине, и какой изнуряющей была поездка до побережья.

Психотип Временщиков самым важным для себя считает определение времени. Люди данного психотипа всегда очень точно помнят, когда что началось, когда закончилось, и сколько длилось. Временщики и Процессоры это зачастую психотипы мужчин. Вы наверняка замечали, как точно мужчины всегда помнят расстояния и как тщательно они следят за временем поездки.

Люди, которые относятся к психотипу Наместники, зачастую отлично ориентируются в пространстве, потому что для них самым важным является вопрос Где? Они всегда отлично знают, где что находится, кто куда переехал и как туда можно добраться. Практически каждый разговор человека психотипа Наместник начинается с рассказа о том, где он был, и куда ему еще предстоит отправиться.

И, наконец, последний психотип Философ. Люди данного типа любят поговорить о ценностях. Они не зацикливаются на мелочах и в разговоре упоминают только самые важные детали. Подробностей от философов добиться трудно.

Если Вы правильно определите психотип человека, Вам удастся избежать множества трудностей в общении с ним. Вы будете точно знать, на какие вопросы он сможет ответить наиболее полно, а какие стоит немного перефразировать, на какие темы человек будет говорить с интересом, а каких моментов лучше избегать. Стоит лишь хорошенько присмотреться к окружающим Вас людям, и Вы сможете сделать Ваше общение более интересным и продуктивным.

Выявлением различных типов личности занимаются такие науки, как социология, психология, соционика и даже информатика, и каждая из них предлагает особые классификации. В результате многих исследований, учёные стали замечать, что чётких границ между типами не существует. Поэтому, чтобы определить к какому из типов относится тот или иной человек, нужно выяснить, какие из характеристик типов личности человека в нём преобладают. Из статьи вы узнаете, о том, как в психологии людей делят на типы: какими темпераментами и типами личностями обладают люди.

Классификация людей по темпераменту

Одним из первых решил заняться типологией личности человека отец медицины ─ великий Гиппократ. Именно он стал основоположником типов личностей в нынешней психологии. Как известно, у него была обширная клиническая практика, благодаря которой он имел возможность проводить множество количественных исследований. Это и помогло ему определить некую связь между темпераментом человека и его здоровьем. Поскольку Гиппократ был сторонником материализма, то он стал искать связь между темпераментом и количеством содержания в организме одной из четырёх жидкостей: крови, лимфы, чёрной и жёлтой жёлчи. Исходя из этого, он предложил четыре основных вида темперамента:

  • сангвиник
  • меланхолик
  • флегматик
  • холерик.

В организме сангвиников согласно теории Гиппократа преобладает кровь, во втором типе – чёрная жёлчь, в третьем – лимфа, а в четвёртом – жёлтая жёлчь. К этим предположениям медики относятся скептически, потому что великий учёный не оставил объяснений, как же ему удалось это определить.

Не с проста Гиппократ связал темперамент с физическими составляющими. Ведь в нашем организме мысли, эмоции и состояние органов, а значит и здоровья в целом, неразрывно связаны. В психологии есть такое понятие как психосоматика – влияние психологического состояния на возникновение болезней. Многие люди избавляются от болезней основанных на психосоматике и просто улучшают состояние здоровья благодаря очищению ума. об уникальной системе очищения ума и ее результатах.

Какими же качествами обладает каждый из вышеназванных типов?

Меланхолик считается самым «слабым» из типов личности человека. У него ослаблены как тормозные, так и возбудительные механизмы, что делает его сверхчувствительной личностью. Он может часами переживать даже за что-то незначительное. Меланхолики часто находятся в подавленном настроении, склонны к депрессиям. Подробнее о том . Среди них часто встречаются неврастеники. Они зачастую скрывают свои эмоции, что приводит к развитию нервных и психических нарушений, способствующих развитию у них заболеваний желудка, печени, сердечно-сосудистой системы, а также онкологии.

Холерик же является «безудержным» типом личности. Он обладает хоть и сильным, но неуравновешенным характером. Ему присущи , ярость, истерия, неуживчивость с окружающими людьми. Холерик чаще других страдает болезнями жёлчного пузыря и печени. Определить этот тип среди толпы - несложное дело. Ведь он, благодаря активной жестикуляции и быстрым движениям, сразу же бросается в глаза. Он импульсивен, суетлив, не может спокойно стоять на месте.

Сангвиник – это самый «живой» тип личности. Он очень силен, уравновешен, постоянно находится в действии, инициативен. Это типичный случай и максималиста. Он не умеет отдыхать, тревожен, боится не успеть, допустить ошибку, очень требователен к себе и к окружающим - все это может стать причиной стрессов. Наиболее часто встречающимися у сангвиника заболеваниями являются болезни сердечно-сосудистой системы, нередки инфаркты и инсульты.

Флегматик относится к «спокойному» типу. Люди этого типа уравновешены и инертны. Они берегут себя, стараются не расстраиваться по пустякам, философски смотрят на все проблемы. Им не присущи проявления гнева, ярости, раздражения. Вот почему флегматики болеют реже, чем другие типы. Но не дай бог, им заболеть - это будет длиться долго. Определить их в толпе также довольно легко: во время аврала, паники и всеобщей суеты они безучастны и сохраняют спокойствие. Тем не менее у флегматиков чаще, чем у других типов встречается язва желудка.

В социологии типы личности рассматриваются как некие продукты, которые произошли в результате переплетения социальных, экономических, исторических, культурных условий жизни общества. Как и в психологии, здесь встречаются множество различных типологий личности, предложенных известными социологами.

Согласно Максу Верберу классификация людей на типы должна происходить в соответствии с их социальным действием, то есть степенью рациональности. Ввиду этого, различают два основных типа человека: рационалист и иррационалист. А вот Эрих Фром делит людей на рецептивных, то есть пассивных (люди, которые готовы подчиняться), эксплуататорских - те, кто пользуется чужим трудом, и накопителей (люди с преобладанием рыночного характера).

Социология также предлагает следующие типы личности:

  • традиционалисты
  • реалисты
  • идеалисты
  • гедонисты
  • фрустрированный тип

К первому относят человека, который нацелен на порядок, закон, долг и дисциплину. Он инертен и не стремится к самореализации и самосовершенствованию. Реалисты, наоборот, стремятся к самореализации. Вместе с этим они также не лишены чувства долга, умеют контролировать себя и не впадать в панику. Идеалисты – это борцы с выработанными веками нормами поведения. Они стремятся к независимости. А гедонисты – это люди, которым совершенно наплевать на то, что творится в обществе. Для них главное – получать . При этом их сводятся только к материальным удовольствиям. Чтобы определить является ли человек гедонистом - просто загляните к нему домой. Если в доме есть все, кроме телевизора, а если он и есть, но предназначен исключительно для просмотров фильмов и клипов, то - это точно гедонист. Что же касается последнего типа, то эти люди отличаются . Они ощущают себя лишними и выброшенными из общества. Именно такое отношение к самому себе делает человека изгоем, и бомжом.

Во второй половине XX века возникла новая теория – соционика, согласно которой человеческие типы определяются в соответствии с тем, как в людях сочетаются следующие признаки: интроверсия и экстроверсия, логика и этика, рациональность и иррациональность, сенсорика и интуиция.

Сегодня популярно делить людей на , то есть личностей, которые либо погружены в себя (интраверт), либо готовы к общению и взаимодействию с окружающими (экстраверт). Наиболее видным представителем данной теории является Х. Айзек. Кстати, классификация Юнга, предложенная ещё во второй половине XIX века, в принципе, есть одно и то же, что и типология Айзека. Только Юнг называл эти типы иначе: «Инь» (люди, обращённые внутрь себя) и «янь» (те, кто ориентирован на окружающий мир).

Рационалы и иррационалы также являются в корне противоположными типами. Для рационалов на первом месте находится разум, а также приятные в обществе традиции, в то время как иррационалы постоянно стремятся к совершенству, к новшествам. Они настоящие новаторы, первооткрыватели. Иррационалы отличаются нестандартностью своих мыслей, они креативны и оригинальны.

Этиков, так как и рационалов очень волнуют принятые в обществе нормы, но в этом случае - моральные. Им очень важна форма и внешняя сторона вещей. Среди них большие ценители красоты, искусства, причём в традиционном понимании, а вот логики, больше ориентируются на логические утверждения, которые соответствуют истине. Для них важнее всего докопаться до сути проблемы, внести ясность.

Интуиты любят рассматривать полученную информацию в соответствии со временем и наблюдать за процессом развития событий. Интуиты отличаются рассеянностью, они могут не заметить даже очевидных вещей, если те их не интересуют в данный момент времени. На большинство вопросов они любят отвечать: «поживём - увидим». Сенсорики же стараются сортировать информацию не во времени, а в пространстве. Для них очень важны полученные ими ощущения. Среди сенсориков немало ценителей искусства и природных красот. Для них очень важно то, что происходит здесь и сейчас, а что будет дальше – их не заботит.

Типы личности в конфликтных ситуациях

Как говорится, истинное лицо человека можно увидеть именно в конфликтной ситуации.

В зависимости от того, как люди ведут себя в состоянии конфликта, выделяют следующие типы личностей:

  • Человек-демонстратор
  • Ригидная личность
  • Неуправляемая личность
  • Сверхточная личность

Для демонстратора жизнь – не что иное, как театр, а он в ней - актёр. Он постоянно желает привлечь к себе внимание окружающих. И его совершенно не волнует, что именно о нём думают или говорят, лишь бы говорили. Люди этого типа часто становятся зачинщиками конфликта. Из них получаются прекрасные провокаторы и экстремисты. На любом митинге или демонстрации обязательно найдутся люди-демонстраторы.

Ригидные люди отличаются мнительностью и подозрительностью. Если они и конфликтует, то только потому, что кого-то в чем-то подозревают. Они обладают высокой, даже , и когда видят, что к ним окружающие относятся с недоверием, то это начинает их беспокоить, что и приводит к конфликту. Эти люди нуждаются в постоянной лести и похвале, вместе с тем они очень благодарны тем, кто к ним хорошо относится.

Неуправляемые люди порой не могут справиться со своими эмоциями и поступками. Они очень импульсивны, агрессивны, гневливы. Среди них часты случаи девиантного поведения. В конфликте они полностью выходит из-под контроля, и могут навредить как самому себе, так и окружающим людям.

Полной противоположностью данному типу является сверхточная личность. Эти люди держат все под контролем, они очень внимательны и осторожны. Из них, естественно, получаются лидеры, которые готовы контролировать не только себя, но и массы. Тем не менее, эти люди очень болезненно относятся к неудачам.

Помимо конфликтных типов также, существует бесконфликтный тип. Однако это вовсе не означает, что они миролюбивы и добры. Просто такие люди слишком робкие, поэтому-то и стараются избегать конфликтов. Они не умеют отстаивать своё мнение, права, поэтому всегда остаются в тени.

Кроме вышеперечисленных теорий классификации личности человека также существуют и другие. Однако не надо забывать, что человек уникален, и каждый из людей обладает особым характером, присущим только ему.

Психологи подвергают тщательному анализу жизнь и мировоззрение человека в обществе. Исследования врача Зигмунда Фрейда и психиатра Карла Густава Юнга заложили основы научно-популярной, практической психологии, соционике. В трудах ученых, которые используются современными психотерапевтами, обозначены типы людей по внешним признакам темперамента, врожденным особенностям человеческой психики, способности взаимодействия с окружающим миром, которыми можно воспользоваться и в повседневной жизни.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

    Показать всё

    Понятие личности в психологии

    Изучая внутренний мир человека, психология классифицирует особенности психики, объясняет причины поведения.

    В понятие личности входят такие составляющие, как:

    • характер;
    • темперамент;
    • проявления индивидуальности;
    • эмоциональные показатели;
    • устойчивость к трудностям;
    • чувствительность к внешней среде;
    • модель поведения в жизненных ситуациях.

    Особенности личности

    Карл Густав Юнг сформулировал знаменитую теорию, которая классифицирует особенности людей на два вида: интроверты, увлеченные собственным внутренним миром, и экстраверты, активность которых устремлена к внешнему окружению. Теория уточняет, что человек имеет склонности к тому или иному виду, но не захвачен ими полностью.

    Юнг выделил также 4 основных функций психики на основе рациональности и иррациональности.

    Рациональные функции:

    • мышление - анализ явлений, осознание себя и окружения;
    • чувства - переживания и реакция на происходящее.

    Иррациональные:

    • ощущение - мировосприятие на основе органов чувств;
    • интуиция - оценка мира на подсознании.

    4 психотипа по темпераменту

    Попытка классифицировать типы людей по внешним признакам темпераментов, разделение их на 4 психотипа, принадлежит Гиппократу. Принципы определения являются актуальными, используются в современной психологии и психиатрии. Наука определяет понятие темперамента как устойчивое доминирующее качество личности. Он создает основу психической деятельности и оказывает влияние на активность во внешней среде.

    Темперамент зависит от индивидуальных функций нервной деятельности человека. Проявляется в способности к возбуждению или торможению реакций головного мозга. Классификация построена на изучении направленности эмоций. Важны особенности поведения: что и как человек любит, к чему склонен в жизненных ситуациях; способности вступать в отношения, сосуществовать и воздействовать на окружающих.

    Слабая работа нервной системы свойственна меланхолику; инертная, но уравновешенная принадлежит флегматику. Активным и нестабильным является холерик; подвижным, но спокойным - сангвиник.

    Ключевые виды темперамента:

    • экстраверсия/интроверсия;
    • ригидность (твердость, неподатливость)/пластичность (изменяемость, податливость, способность к адаптации);
    • скорость нервных реакций.

    К экстравертам относят холериков, сангвиников, к интровертам - меланхоликов, флегматиков.

    1. 1. Холерик. Общая характеристика этого типа - сильная возбудимость. Им свойственны резкость, быстрота и сила движений. Они импульсивны и обладают ярко выраженными эмоциями. Если холерик поглощен делом, он может выложиться на все 100%, но ему сложно себя контролировать. Плюсом холерического типа является умение справляться с нестандартными ситуациями, принимать решения в критический момент. При разногласиях холерик просто урегулирует конфликт.
    2. 2. Сангвиник. Человек приспосабливается к разным условиям, находит общий язык с людьми, любит быть в центре внимания. Настроение меняется быстро и постоянно. Перепады сангвиников происходят вопреки их воле, они понимают это, но не могут контролировать себя. Любят жестикулировать, привлекать внимание. Полагаться на такой тип нужно с осторожностью - сангвиники нетерпеливы, непостоянны. Дело, которое требует усидчивости, не для них. Если перед сангвиником нет четкой цели, направления действий, он не достигнет результата, будет находиться в постоянном поиске.
    3. 3. Флегматик. Медлителен, но если возьмется за работу, то выполнит безупречно. Флегматикам присущи плавные движения, неторопливая речь, рассудительность. Они консервативны, не любят новшеств. У психотипа повышенный самоконтроль, собранность. Он не рассчитывает на чужую помощь, предпочитая надеяться на себя. Флегматики неразговорчивы, зато на них всегда можно положиться.
    4. 4. Меланхолик. Нетороплив, не видит причины спешить. Если не успел выполнить дело сегодня, перенесет его на завтра. Но лучше, если кто-то сделает работу за него. Витает в облаках, поглощен собственными мыслями, добиться быстрой реакции невозможно: действия заторможены. Меланхолики стеснительны, с трудом вступают в контакт и завязывают знакомства, не любят шумных компаний. Если меланхолик образован, он интересный собеседник, исполнительный работник, справляется с поставленными задачами. Но человек среднего уровня интеллекта неуверен в себе, замкнут и боязлив.

    В чистом виде образцы характера встречаются редко. Каждый человек обладает смешанным типом темперамента: холерико-сангвинический, холерико-меланхолический, флегмато-меланхолический - то есть сочетают черты нескольких основных психотипов.

    Виды темперамента и их внешние признаки:

    Характеристики психотипов/Темп нервной активности

    Сангвиник

    Холерик

    Флегматик

    Меланхолик

    Вертность

    Экстраверт

    Экстраверт

    Интроверт

    Интроверт

    Экспрессия

    Умеренная

    Повышенная

    Пониженная

    Повышенная

    Скорость реакций

    Очень высокая

    Очень большая

    Возбудимость

    Умеренная

    Эмоциональная устойчивость

    Устойчив

    Неустойчив

    Очень устойчив

    Очень неустойчив

    Что такое соционика

    Профессор психиатрии Карл Леонгард в 60-х годах прошлого века предложил классификацию особенностей личности на основе коммутации человека и мира, общества, социальной среды. Метод определения психотипа по Леонгарду - тест, состоящий из более 80 вопросов, не связанных между собой. Чем больше пунктов, требующих ответа, тем точнее определяется тип.

    Ученый положил начало соционике - наука взаимодействия личности и проявлений внешнего мира. Важен механизм реагирования на поступающую извне информацию. Классифицирует различия в особенностях мышления, поведения, мировоззрения. Соционикой определено 16 психотипов. Понятия используются в практической психологии как основа диагностического консультирования.

    Соционика относит качества личности к одной из следующих характеристик:

    • логик/этик - приоритет общению/обмен информацией, энергией;
    • сенсорик/интуит - основывается на фактах/интуиции;
    • рационал/иррационал - следует определенной цели/легко меняет цель и направление;
    • экстраверт/интроверт - готов к потоку внешней информации/концентрируется на отдельных деталях.

    16 соционических типов

    Названия 16 психотипов в соционике созданы с использованием формулировок теории Юнга, дополнены учеными для пояснения и детального описания личностных качеств:

    Наименование психотипа Характеристики

    ЛСЭ: логико-сенсорный экстраверт

    (Администратор, «Штрилиц»)

    Трудолюбив, социально адаптирован, доводит дела до конца. Любит упорядоченность и планирование, практик. Иногда упрям и вспыльчив, но обычно доброжелателен. Ему нравятся шумные компании, веселье. Проявляет любовь и заботу о близких

    ЛИЭ: логико-интуитивный экстраверт (Предприниматель, «Джек Лондон»)

    Любитель экстрима, активного спорта. Быстро вдохновляется на новые дела, рискует, полагаясь на интуицию. Открыт для новых технологий, позитивно мыслит, заводит близкие контакты. Глубоко анализирует внутренний мир и окружение

    ЭСЭ: этико-сенсорный экстраверт

    (Энтузиаст,«Гюго»)

    Давит на близких эмоционально, но умеет ладить со всеми. Готов пожертвовать интересами ради другого, может поднять настроение. Стремится к достижениям, ждет одобрения личных достоинств и успехов от других

    ЭИЭ: этико-интуитивный экстраверт

    (Наставник, «Гамлет»)

    Обладает выразительной мимикой, красноречием. Ревнив, постоянно сомневается в верности партнера. Предчувствует события на интуитивном уровне, заранее готовится к ним

    ЛСИ: логико-сенсорный интроверт

    (Инспектор, «Максим Горький»)

    Стремится к порядку, серьезному отношению к работе. Анализирует происходящее и поставленные задачи с разных сторон. Начинает новое дело, если уверен, что готов довести его до конца. Реалист, ему доверяют

    ЛИИ: логико-интуитивный интроверт

    (Аналитик, «Робеспьер»)

    Отделяет главное от второстепенного, практично мыслит. Независим в работе, с готовностью внедряет новые идеи. Полагается на интуицию, когда не находит понятного ответа. Сторонится шумных компаний, трудно ладит с людьми

    ЭСИ: этико-сенсорный интроверт

    (Хранитель, «Драйзер»)

    Чувствует фальшь и наигранность, ярко выражает мнение и отстаивает его. Делит окружение на своих и чужих, защищает себя и близких. Склонен к самоанализу и оценке окружающих

    ЭИИ: этико-интуитивный интроверт

    (Гуманист, «Достоевский»)

    Талантливый воспитатель, чувствует скрытые способности и таланты других, ценит доверие. Стремится к самообразованию; к нему идут за советом. Болезненно переносит агрессию, недостаток любви. Не готов прощать измены

    СЛЭ: сенсорно-логический экстраверт

    (Маршал, «Жуков»)

    Не умеет подчиняться, жаждет руководить. Составляет конкретный план и стратегию действий, на основе анализа происходящего, чтобы четко исполнять его. Цель - победа любой ценой, трудности и препятствия подогревают азарт, желание выиграть

    ИЛЭ: интуитивно-логический экстраверт

    (Искатель, «Дон Кихот»)

    Генератор новых сложных идей, синтезирует из готовых составляющих. Не выносит рутины и традиций. Приспосабливается к новым условиям работы и жизни

    СЭЭ: сенсорно-этический экстраверт

    (Политик, «Наполеон»)

    Распознает возможности окружающих для манипуляции ими. Руководит слабыми, определяя их болевые точки. Выбирает общение на основе собственных интересов, держит дистанцию. Любит показаться незаурядной личностью, в действительности таковым не является

    ИЭЭ: интуитивно-этический экстраверт

    (Советчик, «Гексли»)

    Чуткий, понимает людей на основе интуиции и чувств. Предпочитает творчество, не выносит рутины и однообразия. Дает дельные советы в области взаимодействия с людьми, общителен

    СЛИ, сенсорно-логический интроверт

    (Мастер, «Габен»)

    Познает мир через ощущения, чувствует, любит других людей, склонен к эмпатии. Не выносит фальши и неискренности. С удовольствием работает своими руками, обладает техническим складом ума. Выполняет обязательства

    ИЭИ: интуитивно-этический интроверт

    (Лирик, «Есенин»)

    Лиричен, мечтателен, с чувством юмора. С любовью и пониманием относится к людям, чувствует их. Не умеет экономить, предпочитает отдыхать во время работы. Старательно заботиться о своем внешнем виде

    ИЛИ: интуитивно-логический интроверт

    (Критик,«Бальзак»)

    Эрудит, обладает философским складом ума. Принимает решение на основе тщательного анализа и взвешивания. Сторонится выражения бурных эмоций, любит уют и комфорт

    СЭИ: сенсорно-этический интроверт

    (Посредник, «Дюма»)

    Уживается и ладит с людьми. Уважает их личное пространство, при этом оберегая свое. Уходит от конфликтных ситуаций. Любит шутить, развлекать других. Помогает, стремится ощутить собственную нужность, значение в глазах окружения

    Акцентуация характеров по А. Личко

    Русский психиатр А. Личко дал свое определение психическим особенностям человека на основе акцентуации характеров - крайнего выражения нормы. Из наблюдений за подростками, ученый выделил психологические отличия по усилению одной или нескольких характеристик. В некоторых случаях они выглядели как психологические отклонения, но не выходили за пределы нормы.

    Типы характеров:

    Тип Характеристика
    Параноид

    Целеустремлен, двигается по задуманному плану, пренебрегая окружением и интересами близких. Достижение главной цели - основа жизни, ради которой готов отказаться от собственного благополучия. Склонен работать индивидуально, без потребности оглядываться на мнение коллектива. Способен на реализацию крупных проектов, решения сложных вопросов.

    Эпилептоид

    Аккуратен, бережлив. Надежный, исполнительный, пунктуальный. Энергичный, смелый, целеустремленный. Любит порядок в окружающем мире, вещах и людях. Настоящий преданный друг, но на прощение измены или предательства не готов. Нетерпим к ошибкам или недостаткам других, в будничной жизни подвержен проявление гнева по любому поводу

    Гипертим

    Энергичен, щедр, жизнерадостен. Убежденный оптимист, душа любой компании. Склонен к авантюризму. Одиночество и безделье - не для него. Быстро забывают обиды, доброжелательны и добры к окружению.

    Гипертимы идут на неоправданный риск благодаря поверхностному отношению к серьезным вещам. Проявляют фамильярность и легкомысленность. Неспособны на концентрацию, усидчивость, рутинную работу. Способность создавать видимость бурной деятельности на пустом месте помогает их карьерному росту. Легко начинают новые проекты, которые им интересны до тех пор, пока не обрастут обыденностью и рутиной

    Психастеноид

    Мнителен, неуверен в себе. Постоянно переживает за жизнь, близких, окружение. Собиратель всевозможных фобий. Ответственность и принятие решение не для него. Исполнителен, надежен и самокритичен

    Сенситив

    Домосед. Чувство долга, дисциплина и ответственность важны для него. Он спокоен, требователен к себе и окружающим, объективен. Внимателен, проявляет доброту, заботу о близких. Мирные отношения с людьми в приоритете

    Гипотим

    Всем недоволен. Раним, обидчив, мнителен. Ожидая постоянной угрозы от окружения, относится с опаской к людям. Замкнут. Привычка жаловаться, пережевывать истории с трудными жизненными обстоятельствами и претензии к людям создают сложности в общении. Остро нуждается в друзьях

    Конформный тип

    Зависит от мнения людей, предпочитая все среднестатистическое. Не идет на конфликты, всегда со всем согласен. Дружелюбен, исполнителен, легко заводит общение

    Неустойчивый тип

    Непостоянен, болтлив и любопытен, быстро теряет ко всему интерес. Живет сегодняшним днем, не думает о будущем

    Астеник

    Раздражен и недоволен. Пассивен, невнимателен. Находится в постоянном беспокойстве совершить ошибку, поэтому никогда не проявляет инициативу. Несмотря на это, дружелюбен, не помнит обид. Скромен и дисциплинирован

    Истероид

    Демонстрация собственных достоинств, желание быть в центр внимания - помощник для достижения желаемого любой ценой. Жаждет славы и признания. Обладает завышенной самооценкой.

    Игра на публику, интриги, лицемерие постоянно сопровождают его. Несмотря на это, он - успешный организатор. Инициативен, упорен, коммуникабелен. Реализует себя в творчестве

    Лабильный тип

    Подвержен резкой смене настроений. Искренний, отзывчивый, чуткий. Обладает развитой интуицией и чувствует настроение окружающих. Раздражителен и вспыльчив

    Циклоид

    Общительный и жизнерадостный. Понимая личные недостатки, не терпит критику со стороны. Перепады настроения портят отношения с людьми, но такова его природа

    Шизоид

    Замкнут, тяготеет к одиночеству, не беспокоится о мнении окружающих. Общение и новые знакомства для него - сложная задача. Полон внутренних противоречий и сомнений, остро нуждается хоты бы в одном близком друге

    Шизоид

    Из-за ошибочного мнения о шизоидном типе, как о психической патологии, состояние личности - не болезнь, но требует особого внимания. Особенности психики видны с раннего детства. Ребенок играет особняком, не спешит контактировать. Общие и командные игры неинтересны, предпочитает находиться в одиночестве или в обществе взрослых. Любить читать.

    В школьном возрасте ребенка не беспокоит мнение окружающих. Интересуется интеллектуальными играми, математикой, литературой или физикой. Чувства ребенка скрыты, их сложно понять, так как он не выражает эмоций. Дети не переносят нежности, ласк, с ранних лет оберегают личное пространство. Они бывают изгоями в подростковом возрасте, не вливаются в компании сверстников, не берут на себя роль лидера. Самооценка скачет от ощущения никчемности до мании величия.

    Взрослые люди шизоидного типа обладают сложившимся характером и темпераментом. Безразличные внешне, они полны внутренних противоречий. При любви к одиночеству нуждаются в близком человеке.

    Основные характеристики шизоида:

    • не стремятся к контактам;
    • предпочитают уединение;
    • безразличны к мнению окружающих;
    • нет хобби, увлечений;
    • полное отсутствие эмоций, внешнее спокойствие;
    • постоянное социальное напряжение.

    Архетипы личности

    Одним из методов оценки психических качеств стало определение архетипа.

    Архетип - основа, определяющая чувства, мысли, поведение и потребности человека. На основе этих знаний психотерапевт помогает избавиться от нежелательных комплексов и изменить ход его жизни. Архетипы Юнга - часть вселенского бессознательного, данная человеку от рождения генетическая память, формирующая его мировоззрение.

    6 архетипов Карла Юнга

    Самость - гармоничное взаимодействие сознательного и бессознательного в человеке как источник творческой энергии. Нормализуется баланс противоположных элементов психики. Юнг сформулировал прообраз самости как основное, всеобъемлющее качество, признак равновесия и сосуществования противоположностей. У многих людей качество не развито, о его существовании им неизвестно.


    Персона предпочитает носить маску, соответствовать ожиданиям окружения. Представитель коллективной психики. Выбранная роль помогает коммутировать с обществом, определяет выбор профессии, отношение к людям, вкусы. Может подавлять индивидуальность.

    Тень. Проявление бессознательного, которое вытеснено из-за социального неприятия. Мысли, воспоминания, чувства, не признаваемые человеком. Согласно теории Юнга, задача эго - реализация потенциала Тени для развития личности.

    Анимус. Мужская составляющая женской натуры, способность выразить личное мнение и отстоять его. Позитивно настроенный анимус - прозрение, мудрые взвешенные поступки. Негативный побуждает к безрассудству. Анимус стремится воздействовать на окружающий мир, выражается в категоричности и твердости суждений.

    Анима. Проявление женского начала в мужчине: чувственные порывы, эмоциональность, ветренность, любовь с первого взгляда, романтичность. Женственность направлена внутрь человека, на осознание чувств и самоощущение. Мужчины под влиянием анимуса - эмоционально неустойчивы, раздражительны, импульсивны.

    Описание психотипов дает возможность определить сильные и слабые стороны характера человека, избежать конфликтных ситуаций и непонимания. Это возможность понять окружение и мотивы их поведения, чтобы гармонично сосуществовать в семье и обществе.

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Общество состоит из отдельных людей. Каждый человек индивидуален. Тем не менее, существуют определённая классификация, построенная на реакции человека на внешние раздражители. Обобщение исследовательского опыта в области психологии выразилось в таком термине как «психотипы личности». Практическое применение руководителями знаний психологии личности по определённому типу поможет грамотно раскрыть потенциальные возможности человека, сгладить конфликтные ситуации.

Понятие психотипа личности

Типы личности формируются под влиянием различных факторов:

  • Влияние окружающей среды;
  • Особенности характера;
  • Собственное мировоззрение;
  • Отношение к различным событиям.

Психология наука довольно субъективная. Существует множество школ по психологии.

В античные времена Гиппократ провел разделение людей в зависимости от темперамента на такие типы:

  • Холерики;
  • Сангвиники;
  • Меланхолики;
  • Флегматики.

В XIX веке Чезаре Ломброзо выдвинул теорию о преступном типе личности. XX век явился для психологии очень «урожайным» в плане развития различных школ. Э. Кречмер выделил такие характеры по типам:

  • Пикник;
  • Астеник;
  • Атлетик.

Свою систематизацию по степени темперамента предложил У. Г. Шелдон:

  • Мезоморфный тип;
  • Эндоморфный;
  • Эктоморфный.

Карл Юнг подразделил людей на два типа личностей:

  • Интроверты;
  • Экстраверты.

Расширенным вариантом этой теории Юнга стала типология Майерс-Бриггс.

К. Леонгард выдвинул теорию типа акцентуированной личности.

Русский психиатр Ганнушкин Пётр Борисович предложил такую классификацию психотипов:

  • Астеник;
  • Циклоид;
  • Антисоциальный;
  • Неустойчивый;
  • Конституционно-глупый.

Эти основные типы дополнялись подгруппами:

  • Эмоционально-лабильные;
  • Депрессивные;
  • Мечтатели;
  • Патологические лгуны;
  • Возбудимые;
  • Неврастеники;
  • Фанатики.

Советский психиатр А.Е. Личко на основе обширных исследований выделил такие типы личности в психологии:

  • Шизоидный;
  • Гипертимный;
  • Истероидный;
  • Циклоидный;
  • Психастенический;
  • Эпилептоидный;
  • Сензитивный;
  • Конформный;
  • Эмоционально-лабильный;
  • Астеноневротический;
  • Паранойяльный;
  • Неустойчивый;

Кратко опишем психотипы личности, внешние признаки и особенности поведения.

1. Шизоидный тип личности придаёт человеку раздвоенность. Они склонны к замкнутости, испытывают трудности при межличностном общении, эмоционально холодны. Обладают вычурной фантазией. Нередко алкоголь используется как допинг для общения.

2. Гипертимному типу присущи подвижность, неугомонность, общительность, шумливость, приподнятость настроения, отсутствие усидчивости, озорство. Значимость собственной личности сильно завышена, их тянет в компании, порою асоциальные.

3. Истероидные типы претендуют на лидерские позиции. Отличаются тем, что любой ценой хотят привлечь к себе внимание (эгоцентризм). Очень любят похвалы в свой адрес. Люди этого типа склонны к наигранности, неестественности и позёрству. Чувства поверхностны, сила воли слаба и, как правило, невысокий авторитет.

4. Личности с циклоидным психотипом склонны к перепадам в настроениях. Активность, шутливость на подъёме при склонности к запоям может смениться упадком настроения вплоть до субдепрессии. В такие периоды характерны разбитость, вялость, скука, желание побыть в одиночестве.

5. Психастеники склонны к «самобичеванию» и «самоедству». Нерешительны, мнительны, робки, испытывают навязчивые страхи, угловаты в движениях.

6. Представителям эпилептоидного типа присущи такие черты — повышенная ревность, гневная злобность, жестокость, властность. В состоянии алкогольного опьянения способны на агрессию, нередко впадают в беспамятство, проявляют садомазохистские наклонности. При этом обладают аккуратностью, педантизмом и бережливостью.

7. Личности синзитивного типа очень переживают о своей неполноценности, впечатлительны, склонны к интеллектуальным и эстетическим хобби.

8. Конформисты как хамелеоны легко приспосабливаются к условиям окружающей среды. При этом слабовольны. В хорошем коллективе из них получаются отличные исполнители. В тоже время могут спиться «за компанию», не могут отказать. Собственное «я» растворяется в окружении.

9. Для эмоционально-лабильного типа характерна предельная смена настроений даже по ничтожным поводам. Повышенная привязанность к близким и родным людям, очень восприимчивы к знакам внимания.

10. Астеноневротики очень капризны, раздражительны. Как правило, плохо спят, страдают ипохондрией и плохим аппетитом.

11. Паранойяльный тип очень недоверчив, подозрителен, всегда в напряжении.

12. Для личностей с неустойчивым психотипом характерны такие проявления — безынициативность, лёгкая подчиняемость. Нередко попадают в дурные компании, склонны к азартным играм, безделью, удовольствиям и асоциальному поведению.

Основные психотипы мужчин и женщин

В зависимости от пола личности одни и те же события могут восприниматься по-разному.

Женщины отличаются большей внимательностью к деталям, но при этом зачастую не видят целостной картины. Для мужчин характерны глобальные масштабы восприятия мира. Их не интересуют всякого рода мелочи, от которых дамы приходят в неописуемый восторг.

Женские психотипы имеют свою специфику и могут быть выделены в такие группы:

  • Мать. Всегда озабочена уходом за кем-либо. Всех опекает, ярко выраженный лидер в семье;
  • Активная женщина. Живёт для себя, самодостаточна, требуют к своей персоне заботы и внимания;
  • Женщина альтруист. Предана любимому мужчине, готова всё отдать ради его блага;
  • Дочка. Эгоистка, нуждается в постоянной опеке и заботе.

Мужские психотипы можно выделить в такие группы:

  • Заботливый отец. Контролирует ситуацию постоянно, требователен к окружающим, не признаёт компромиссы. Не признаёт ошибки;
  • Активный мужчина. На первом плане выгода во всём. Может рисковать. Свои желания превыше всего;
  • Мужчина альтруист. Окружает семью заботой, хороший хозяин;
  • Сыночек. Эгоист. Живёт одним днём, имеет наклонности к мотовству. Повышенное самолюбие.

Провести тест на психотип личности можно несколькими путями. Обращение к специалистам или же самостоятельное тестирование поможет удовлетворить потребность в определении своего психотипа личности. Существует множество всевозможных тестовых заданий. Рассмотрим тест на определение типа личности, разработанный Сьюзен Деллингер. Согласно её методике выделено пять психотипов людей. Проверяемому человеку предлагается по своему выбору на бумаге отобразить три геометрические фигуры из базовых пяти:

  • в виде Кругов;
  • Квадратные фигуры;
  • фигуры в виде Треугольников;
  • различные Прямоугольники;
  • Зигзагообразные линии.

Каждая фигура обозначает определённый психотип. Та фигура, которая изображается первой и даёт представление о психотипе человека. Два последующих изображения второстепенны и отражают глубинную скрытую сущность. Расшифруем значение геометрических фигур.

Круг

Человек, нарисовавший круг, является «душой компании». Они общительны, жизнерадостны. С головой уходят в общественную работу, хорошие организаторы разного рода мероприятий и вечеринок. Всегда готовы прийти на помощь, дать добрый совет. Обладают хорошими способностями психолога. Любят шутки, речь всегда эмоционально окрашена. Мир материальных благ для них вторичен. Отдают предпочтение практичной и мягкой одежде. На рабочем месте «творческий» беспорядок. К недостаткам можно отнести частую «ориентацию» на мнение окружающих, легко подпадают под стороннее воздействие.

Фигура в виде Квадрата

Консерваторы и педанты до мозга костей. Внешний вид всегда ухожен и аккуратен. Любят идеальный порядок. Действуют всегда в рамках поставленных задач по инструкции. Надёжные исполнители при работе с документами и цифровыми данными. Как недостаток – предрасположены к интригам и психологическим взаимосвязям.

Треугольник

Стремятся быть лидерами во всём. Обладают хорошим вкусом, любят окружать себя дорогими и престижными вещами. Не терпят возражений, речь правильная с повелительными интонациями. Всегда считают себя правыми. Критически относятся к информации, умеют с ней работать.Тщеславие и деспотизм портят радужную картину об этом психотипе личности.

Человек, нарисовавший прямоугольник, относится к неустойчивым личностям. Они подвержены стрессам, прислушиваются к мнению других. Нет самостоятельности, много вопросов, любопытны. Подражают другим людям в стиле одежды. Собственное мнение не сформировано, пользуются «чужими миро оценками». В состоянии стрессовой ситуации возможно превращение в любую «геометрическую фигуру» из теста. Их терзают постоянные сомнения и колебания.

Зигзаги

Люди этого психотипа обладают нестандартным и оригинальным мышлением. Сплошной фонтан идей. Стремятся к самореализации. Одежде уделяют второстепенное внимание. Речь эмоциональна, зажигательна и своеобразна. Стараются шокировать и привлечь внимание к своей персоне. К недостаткам следует отнести непостоянство и переменчивость.

С помощью такого нехитрого теста руководитель может очень много узнать о своих подчинённых и внести коррективы в кадровую политику. Тест на тип личности широко используется работниками кадровых служб при подборе персонала в компании.

Психологические типы личности включают и личности склонные к конфликтам.

Работа в здоровом коллективе предполагает разрешение конфликтных ситуаций с минимальными потерями для людей. Типы конфликтных личностей условно можно подразделить на такие виды:

  • Личность склонная к конфликтам по демонстративному типу. Стремится находиться в центре внимания. Прикладывает немало усилий по желанию хорошо смотреться в чужих глазах. Неадекватно эмоционален, обиды принимает близко к сердцу по пустякам. Кропотливая и системная работа для него в тягость;
  • Ригидный тип конфликтной личности. Прямолинеен, подозрителен, самооценка завышена. Нуждается в постоянном подчёркивании своей значимости. Нетерпим к чужому мнению, болезненная обидчивость, самокритикой не страдает;

  • Неуправляемый тип конфликтной личности. Неприкрытая агрессия, отсутствие «тормозов». Действия мало предсказуемы. Во всех неудачах склонен винить кого угодно кроме самого себя любимого. На ошибках не учится, работать продуктивно самостоятельно не способен;
  • Сверхтревожный тип конфликтной личности. Педант в работе. Излишне перестраховывается. Придирчив к окружающим. Всегда находится в состоянии тревоги по мелочам;
  • Бесконфликтный тип конфликтной личности. Не имеет собственного мнения. Как флюгер. Недальновиден, подвержен влиянию со стороны, всегда идёт на необдуманные компромиссы. Сила воли слабо выражена.

Психология и определение личности преступника

Криминалисты работают над проблемой искоренения преступности достаточно давно. Типология личности преступника призвана оказать помощь правоохранительным органам в этой работе.

Основу психологии преступника заложены итальянским психиатром Ломброзо. Криминальная среда неоднородна, преступники так же.

Проводятся всевозможные систематизации по различным признакам. Учитываются мотивы совершения преступных деяний, степень их тяжести и т. д. Существует обширная специальная литература по этой тематике. Желающие подробнее изучить этот раздел психологии могут самостоятельно найти такого рода издания в библиотеках, сети интернета и т. д.

Was last modified: Декабрь 17th, 2015 by Елена Погодаева