Яковлев захотела и смогла читать. Захотела и смогла

Я окончила школу почти 20 лет назад. Помню, уроки в школе проходили быстро и интересно, порой даже домой не хотелось идти, наоборот, дольше побыть с одноклассниками. Поэтому большинство из нас, тогдашних школьников, и после уроков оставались в стенах учебного заведения. Факультативы, спортивные секции, кружки, КВНы, репетиции концертов - это лишь маленькая толика тех дел, которыми мы постоянно занимались после уроков. Школа для нас была вторым домом и от уроков мы не уставали - все было в меру. Может, поэтому учиться хотелось и нравилось. Сегодня школьники, лишь только заканчиваются уроки, со всех ног бегут домой.

В современной системе школьного образования есть свои плюсы и минусы. Мы, окончившие советскую среднюю школу, имели разносторонние знания достаточно широкого спектра. Однако считалось, что советская школа выпускала пусть и грамотных, но плохо приспособленных к реальной жизни людей. А вот нынешние школьные программы позволяют выпускникам лучше приспосабливаться к реальности. Так ли это? Попробуем разобраться.

МИНУСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Современное образование хоть и дает разносторонние знания по различным предметам, но все же ориентируется, в первую очередь, на общие среднестатистические стандарты, а не на развитие конкретного ребенка. В школе не всегда обращают внимание на таланты ученика, его способности и наклонности. Многие преподаватели считают свой предмет главным, что мешает ориентации ребёнка. От этого школьникам достаточно тяжело даются некоторые предметы. А все оттого, что за учебный час учитель не успевает донести до детей всего, что связано с новой темой. Поэтому многое ученики изучают самостоятельно. Но эта самостоятельность не всем школьникам под силу. Согласитесь, если школьник до двух часов в школе, потом на секции или в кружке, то придя домой в шесть часов вечера (или и того позже), ему уже учеба «на ум не идет». А ведь столько всего задают! И рефераты, и стихи, и сочинения...

Порой задумываешься: неужели из наших детей с первого класса хотят воспитать вундеркиндов, способных «на лету» усваивать новые материалы и в больших объемах?! В будние дни, придя с работы, сразу начинаешь учить с ребенком уроки, бывает, что до ночи просидишь. В итоге - никаких дел по дому. В выходные - та же картина: как с утра начинаем учить, так весь день и проходит. А когда же детям отдыхать (да и родителям тоже)? Ведь и на улице хочется погулять, и с друзьями пообщаться, и телевизор посмотреть. Но времени на это у детей катастрофически не хватает - уроки, уроки, уроки… И растут школьники, буквально загруженные бесконечными решениями заданий, не смотря по сторонам, не видя ничего вокруг себя, забывая о простых радостях. К тому же, большинство из того, что дети узнают и учат в школе, в жизни многим из них не пригодится. И так все одиннадцать лет. А потом и родителей, и детей ждет ЕГЭ. Здесь уж недовольны все, так как обучение подменяется дрессировкой и натаскиванием (а вдруг кто-то не сдаст экзамен, это пятно на школе и педагогах!).

Недостаток еще и в том, что вожделенная «золотая» медаль не дает выпускнику никаких привилегий при поступлении в высшие учебные заведения. Раньше, помню, нам, обладателям медалей, достаточно было всего лишь удачно пройти собеседование, чтобы тебя зачислили в вуз. Сейчас же медалисты никаких преимуществ и льгот при поступлении не имеют, их сравняли со всеми. Тогда зачем, спрашивается, напрягаться одиннадцать лет, если все равно будешь «как все»? Вот поэтому и нет у современных школьников особой тяги к учебе.

О ПЛЮСАХ

Но не все так плохо в современном образовании, есть и положительные моменты. Например, объем школьных знаний достаточно многообразен, что даёт выпускнику относительно широкий кругозор. Ребёнок учится работать, выстраивать отношения и общаться в коллективе. Отрабатываются необходимые коммуникационные навыки. Таким образом, происходит его встраивание в социальную систему. В процессе обучения ребёнок учится общаться с людьми своего и другого пола. Выпускники школ имеют возможность продолжать образование и в будущем получить хорошую работу.

Кроме того, большую роль играет изучение с начальных классов иностранного языка и компьютера. Это просто необходимо детям для свободного «плавания» в море современных технологий. Интерактивная доска, компьютеры, видео- и аудиоаппаратура - большое подспорье в изучении нового материала на уроке, в наше время этого не было. Например, иностранный язык мы изучали только по учебнику, правда, иногда учитель давал послушать, как звучит другой язык в записи на пластинке.

Большим плюсом современного образования является введение новых методов контроля над оценками, например, единый школьный журнал или электронный дневник. Используя электронный дневник, появляется возможность контролировать школьника не только педагогом, но и родителями. Благодаря этому нововведению, мы, родители, можем в любой момент узнать о домашнем задании и успеваемости своего ребенка. Теперь он вряд ли сможет сказать, что задания на дом не было. Кроме того, учителю подобный дневник облегчил задание по распространению необходимой информации. Это касается как школьных оценок, так и родительских собраний. Достаточно сделать рассылку и предупредить о дате и времени классного сбора. Кроме того, мы, родители, сможем вносить свои коррективы в тематику собрания, выдвигать предложения и обсуждать волнующие темы.

Понятно, что современное образование - достаточно сложная система, направленная на всестороннее развитие и обучение ребенка. Может, это и хорошо: школьник научится жить в нашем разнообразном мире с его бешеным темпом жизни. Но главное - не сломались бы наши дети под «грузом» этого всестороннего развития. Мы, родители, уже не выдерживаем.

Гости в студии:

Липина Светлана Артуровна - директор по науке Евразийского института экономики и экологии, заведующая лабораторией РАНХиГС, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор экономических наук.

Сыздыкова Жибек Сапарбековна - Заместитель директора Института стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова. Доктор исторических наук, профессор.

Смолин Олег Николаевич - депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию; - доктор философских наук, член-корреспондент РАО, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (запись).

Шукран Сулейманова: Основными направлениями проводимой политики в сфере образования нашей страны в последние годы являлись: введение единого государственного экзамена, развитие многоуровневого высшего образования в соответствии с Болонской системой, сокращение учительского и преподавательского состава, введение элементов платного образования в средних школах, сокращение числа вузов. С 1 января 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ), заменяя законы «Об образовании» 1992 года и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года.

Критику вызвали многие положения закона об образовании. Например, возросло недовольство отменой ограничения в 20 процентов на оплату услуг в детском саду, вследствие чего теперь сады смогут устанавливать100 процентную оплату по содержанию детей.

Для дошкольников вводятся обязательные стандарты, и эксперты опасаются, что каждый стандарт предполагает оценку результатов, что приведет к появлению своего рода ЕГЭ для детсадовцев.

Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. При этом в законе оно отделено от «присмотра и ухода» за детьми, что значительно расширяет возможности негосударственного сектора в сфере этих услуг. Это является положительным моментом преобразований.

Вместе с тем, с одной стороны, ученикам школ закон гарантирует бесплатность образования в рамках новых стандартов (объем учебных часов будет даже больше, чем сейчас). Но с другой стороны, за занятиях, проводимых сверх прописанных в стандартах, школа имеет право брать плату. Также введено еще одно новое положение - теперь учителя могут официально заниматься репетиторством, но при условии, что не со своими учениками.

Что касается среднего профессионального образования, то теперь в колледж можно поступать без экзаменов. Бурные споры развернулись вокруг отмены уровня начального профобразования. Сейчас оно включено в среднее профпрофобразование, которое предлагает два вида программ - подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

В сфере высшего профессионального образования Рособрнадзор провел комплексную проверку всех российских вузов на соответствие аккредитационным и лицензионным требованиям. Новый закон обязывает частные вузы участвовать в мониторинге качества образования наравне с государственными (сейчас это происходит добровольно). Все вузы, признанные неэффективными, будут закрыты до 1 сентября 2013 года.

Итак, принципиально новые положения в сфере образования в РФ можно свести к следующим:

В школах будет введено преимущественное право записи в начальный класс тех, кто проживает на закрепленной территории; индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов будет проводиться только в средних и старших классах; закрыть сельскую школу можно будет только с одобрения сельского схода.

На уровне среднего профессионального образования: закрытие профтехучилищ, которые предлагают программы начального профобразования; право учебных заведений на интегрированные программы и отбор учащихся.

В вузах: результаты ЕГЭ будут действительны 5 лет; сокращение льготных мест; установление квоты для поступления инвалидов в пределах 10 процентов, все другие категории пойдут учиться бесплатно на подготовительные отделения вузов (бесплатное обучение на подготовительном отделении вуза допускается лишь один раз); все вузы, включая частные, будут обязаны участвовать в мониторинге Минобрнауки.

Одной из главных положительных новаций закона, по словам министра образования Дмитрия Ливанова, является то, что в документе впервые на законодательном уровне закреплен особый статус педагогических работников.

Расширен спектр форм обучения, за счет чего повышается доступность образования в целом. Россияне теперь смогут получать образование на бесплатной основе не только в пределах одного образовательного учреждения на очном отделении. Для этого вводится возможность использования модульных и дистанционных технологий, электронного обучения, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций. Это относится и к негосударственным учреждениям.

Кроме того, в положениях закона нашли отражение интересы работодателей и будущих работников - выпускников учебных заведений. Министр образования подчеркнул, что каждый должен быть уверен, что после обучения его ждет хорошая работа с достойной зарплатой.

Рассматривая проблемы, выявленные с проведением реформы образования в России, хочется привести мнение яркого противника проводимой политики в представленной сфере - Андрея Фурсова, российского историка, социолога, публициста, организатора науки.

“Сфера образования в последние годы стала полем самого настоящего сражения между сторонниками его реформирования и их противниками. Противники - профессионалы, родители, общественность; сторонники - главным образом чиновники и обслуживающие их интересы «исследовательские структуры» - продавливают «реформу», несмотря на широкие протесты. Пишу слово «реформа» в кавычках, поскольку реформа - это нечто созидательное. То, что делают с образованием в РФ - это разрушение, сознательное или по глупости, некомпетентности и непрофессионализму, но разрушение.

По его мнению, реформа образования привела к негативным последствиям, таким, как: значительное падение уровня образования, рост коррупции и социальной напряженности, увеличение бюрократизации образовательной сферы, и как следствие всего этого - проявление роста некомпетентности и непрофессионализма.

Так или иначе, несмотря на положения недавно принятого закона, кажущимися обнадеживающими, можно сделать вывод, что в проведенном анализе последствия реформирования структуры российского образования пока носят, в основном, негативный характер. Связано ли это с адаптацией системы образования к новой политике в этой сфере или же с ошибочно принятым курсом изменений - эта тема всегда останется актуальной. В свою очередь, общество должно быть ориентировано на то, что она всегда будет порождать дискуссии и споры, вследствие которых будут учтены старые ошибки и внесены новые поправки.

Полная версия доступна в аудиоформате

Я познакомилась ещё до того, как мне прислали её на рецензию. Свой отзыв об этой книге оставила +Мария Смирнова , а некоторые истории прочитала на странице издательства в Google+. Правда, речь шла не об этой книге, а о другой, этого же автора, книге "Возраст счастья" (лучшие истории из которой вошли в книгу "Захотела и смогла"). И не просто прочитала, а использовала эти истории на уроке обществознания в 5 классе по теме "Возрасты нашей жизни". Пятиклассники говорили, что пожилые люди, в большинстве своём, сидят дома, смотрят сериалы, немного занимаются рукоделием, а, если есть сад, то садом. Да, они правы. Но не является ли это "правило" следствием распространённых стереотипов, которым следуют пожилые люди? "Предубеждения относительно возраста, которые существуют в современном обществе, — это так же неправильно и несправедливо, как гомофобия и расизм" , — говорит одна из героинь книги, Барбара Роуз Брокер, которая в своих книгах борется с предрассудками относительно сексуальности пожилых людей.
На уроке я привела ребятам два примера из жизни наших соотечественниц. Первый пример Сания Сагитова из Уфы, которая объехала весь мир автостопом, начав путешествовать в 55 лет (сейчас ей 69). Больше всего меня саму поразила фраза (часть текста выделена мной полужирным шрифтом ): "Кроме сменной одежды и обуви она всегда возит с собой башкирские сувениры, мёд (по профессии Сагитова пчеловод), флаг Башкирии и шприц с инсулином: Сания Сагитова — диабетик ". И второй пример — Евгения Степанова из Санкт-Петербурга, которая в 74 года занимается профессиональным спортом, а именно прыжками в воду с вышки. Она ездит на международные турниры и является одной из сильнейших спортсменок в мире в своём возрасте. Надо ли говорить о том, что пятиклассники были потрясены этими примерами?

Всего в книге 31 история о таких женщинах — тех, кто вступив в пенсионный возраст, не просто не опустили руки (кто придумал это хамское слово "дожитие"?), считая, что всё яркое и счастливое осталось позади, но и ведут активную жизнь, которой далеко не все молодые похвастаться могут. Они прыгают с парашютом, путешествуют, занимаются спортом, делают карьеру в модельном бизнесе, занимаются промышленным альпинизмом, снимаются в кино... Можно сказать, что это доступно каким-то другим пенсионеркам, но не российским. Но из 31 истории в книге, три истории посвящены российским женщинам (о двух написала выше, ещё одна — о Людмиле Вороновой из Новосибирска, которая в 61-летнем возрасте успешно выступила на Ironman, одном из самых сложных видов триатлона: 4 км плавание, 180 км — на велосипеде и 42 км — бег, и всё это подряд). Кроме того, оглянитесь вокруг: наверняка среди своих знакомых вы найдёте примеры, когда человек, став пенсионером, считает, что у него наступил "возраст счастья". Современное общество даёт больше возможности для самообразование и самореализации. А в условиях того, что срок жизни профессий в информационном обществе сокращается, нынешняя молодёжь должна понимать, что ей придётся менять профессию несколько раз на протяжении своей трудовой деятельности. И резкая смена траектории в 40-50 лет скоро уже не будет никого удивлять.

Вспомнила такую историю. В самом начале моей педагогической деятельности, меня попросили позаниматься с девочкой, подготовив её для поступления на юридический факультет. В процессе работы я узнала, что девочка с детства мечтает заниматься творчеством, работать в сфере культуры, а высшее юридическое образование — это мечта мамы, которая работает секретарём в суде, но всегда мечтала быть судьёй. Девочка успешно поступила на юрфак и закончила его. Потом я много лет ничего о ней не слышала. А пару лет назад встретила её случайно и узнала, что, получив юридическое образование, она решила, что волю родителей выполнила, а потому можно учиться дальше — в Академии культуры (которую она закончила и работает по профессии). А мама, увидев, что дочь так и не стала юристом, в 42 года поступила на юридический факультет, успешно его закончила и...стала, в конце концов, судьёй, реализовав свою юношескую мечту, пусть не в пенсионном, но уже в очень зрелом возрасте! Но и это ещё не всё! В процессе создания рецензии, я решила уточнить факты этой истории. Найдя дочь этой женщины в социальных сетях, я узнала, что, проработав судьёй шесть лет, по состоянию здоровья маме пришлось уйти из профессии. Но, просидев дома год, эта женщина с сильной волей, освоила совершенно новую специальность! Да, в рамках того же юридического образования, но с совершенно другой спецификой. После 50 лет осваивать новые дисциплины, менять квалификацию, сдавать экзамены — согласитесь, не каждый это сможет! Сейчас она на пенсии, но...успешно работает начальником земельного комитета! Слова дочери о маме: "я сама удивляюсь и восхищаюсь её волей, ВСЁ С НУЛЯ, КОГДА ТЕБЕ УЖЕ ЗА 50... Знаете, любимое дело не только сохраняет молодость, красоту и вкус к жизни,но и прокормить тоже способно! Эти слова можно применить к любой из героинь книги.


Несколько историй в книге посвящены женщинам, победившим рак благодаря своей активной позиции в жизни, благодаря тому, что они не опустили руки, узнав о страшном диагнозе. Одна из них справилась с болезнью, пробегая марафон каждый день, другой помогло занятие танцами. Писала отзыв, когда в ленту в Google+ упала ссылка на интервью о психосоматических причинах онкологии (спасибо +Инна Юдина) — получается, что эти истории со счастливым концом имеют вполне обоснованные медицинские причины.

Вспоминаю деда и его родного брата, умерших от рака. От деда все старательно скрывали его диагноз. Но он знал. И сникал с каждым днём. Потому, что не боец был по натуре. Мягкий, добрейшей души человек, умный, интересный. Но не боец. А вот брату его сказали сразу. Потому, что тоже знали — для него это будет стимул бороться. И он боролся, вёл активную жизнь, днями пропадал на своей пасеке, и прожил гораздо дольше, чем предрекали врачи.


На обложке книги надпись: "Если это возможно в 60, значит, это возможно и в 30" . Книга — отличный мотиватор для людей любого возраста. Читала, и эмоции захлёстывали! Восхищаюсь каждой из этих женщин.


Подарю-ка я, пожалуй, эту книгу маме. Тем более, что её смело можно отнести к женщинам с активной позицией в жизни. В 45 лет она выиграла конкурс на лучшую эмблему города Кыштым Челябинской области. Маме был 51 год, когда герб Кыштыма, созданный на основе её проекта и с её участием, был утверждён официально.

Сейчас ей 63 года, она продолжает работать, очень активно занимается краеведением, вписывая новые имена в жизнь родного города. Так что книга, отлично изданная, оформленная потрясающими фотографиями своих потрясающих героинь — это отличный подарок. Думаю, что маме эта книга даст дополнительный стимул к долгой активной жизни.

Владимир Яковлев, первый главный редактор и руководитель газеты «Коммерсантъ», в течении нескольких лет путешествовал по миру, чтобы собрать невероятные истории о фантастических женщинах. Он решил опровергнуть миф о том, что после 50-ти в жизни наступает монотонная тишина. Должен сказать, ему это удалось блестяще. Итак, перед нами новое пособие для желающих покорить Эверест - «Захотела и смогла. 31 удивительная история о женщинах, которые доказали, что никогда не поздно исполнить свою самую невероятную мечту».

Я подарил эту книгу на юбилей своей матери. Через несколько дней она записалась на курсы в музыкальную школу, о чем всегда мечтала, и начала учить французский. Из обычной дамы преклонных лет она превратилась в молодую женщину с блеском в глазах! Если ваша мама все еще скучает у окна, вспоминая молодость, «Захотела и смогла» - отличный стимул . Это ядерная смесь вдохновения, которая обескураживает, заставляет бурлить кровь и говорит: «Давай! Ты можешь!».

Захотела и смогла. Владимир Яковлев. Читать, скачать электронную книгу fb2, txt, epub

Героини книги, женщины за 50, совершают невероятные поступки: медсестра Кей Д’Арси в 69 лет отправляется покорять Голливуд (как вы уже догадались, с успехом), Людмила Воронова в 61 участвует в самом сложном виде триатлона – Ironman: четыре километра вплавь, затем 180 на велосипеде и 42 бегом, Дороти Макленнан прыгает с шестом в 78 лет! Каждая история рассказывает о невероятной смелости женщины, которая бросает вызов себе и общественным стереотипам. «Некоторые будут над вами смеяться, - говорит одна из героинь Патрисия Горг, - вы не должны обращать на это внимание. Вам просто завидуют». Героини книги «Захотела и смогла» устанавливают рекорды не только в спорте. Например, Сильвия Уэйнсток начала печь торты в 51 год. Ее мечта стать кондитером осуществилась – Сильвия одна из лучших кондитеров в мире.

«Возраст – это что-то не имеющее значения, если вы не сыр», - утверждал испанский режиссер Луис Буньюэль. Книга Владимира Яковлева - олицетворение этого высказывания. Ее основную идею можно сформулировать так: «Если это возможно в 60, значит, это возможно и в 30!». Станьте женщиной прежде всего своей мечты, реализуйте свой талант, воплотите в жизнь самые невероятные идеи. Книга «Захотела и смогла» - ваш стимул к действию, ветер, который распахнет окна.