Сценарии праздников на каждый день в лагере. Тематические смены и дни

Мисс лагеря

"Мисс лагеря" одно из самых любимых мероприятий детей и вожатых в детском лагере. Это шоу, которое каждый запомнит на всю жизнь. У каждой девушки-конкурсантки есть шанс получить титул и корону "Мисс лагеря" на целый год. Подготовка к конкурсу является важным составляющим успеха мероприятия. В детском лагере каждой конкурсантке помогают вожатые, кружководы и большое количество друзей.

Шьются платья, изобретается авангардный костюм, выбирается песня, танцевальная поддержка, пишется речь, выбирается достойный кавалер. Девушки репетируют с хореографом, советуются с костюмером, педагогом по вокалу. И вот когда все приготовления в детском лагере завершены, королевы вечера под громкие овации болельщиков грациозно вступают на специально оборудованный подиум с софитами, красиво оформленную сцену улыбаясь приглашённому в лагерь профессиональному жюри… В этот момент каждый видит в девочке-подростке очаровательную барышню, что очень важно для юных леди.

Русский день

Вас хоть раз будили под баян и детский смех весёлые парни и девушки, одетые в русские народные костюмы, танцующие и играющие на всевозможных музыкальных инструментах типа трещоток, ложек, свистулек? Нет? Тогда вы не знаете, что такое проснуться в отличном настроении в детском лагере! А если ко всему этому прибавить: весёлую ярмарку с разнообразными конкурсами, блины со сгущёнкой и вареньем, множество вкусностей, прыжки в надувном замке (батуте), катания на лошадях, русские народные игры.

Плюс замечательная костюмированная русская сказка, в которой принимают участие дети и вожатые лагеря. И в завершении праздничная дискотека! Трудно поверить, но это всё происходит в один день, в русский день, который проводит детский лагерь!

Ночное

Обидно, скучно и несправедливо, когда в тебе кипит энергия и хочется гулять, прыгать и веселиться всю ночь напролёт, но в детском лагере звучит "отбой". Какое счастье, что существует Ночное! Время романтики ночи, красоты звездопада, свежести ветра и тайны розового рассвета. Лагерь засыпает, а отряд, одевшись потеплее и взяв всё необходимое, отправляется в ночь. Костёр, печённая на углях картошка, хлеб, жаренный на огне, песни под гитару, катание на лошадях, страшные истории и, наконец, встреча рассвета…

Туристическая эстафета

Среди обычного солнечного дня в детском лагере вдруг раздаётся сигнал тревоги. Что это? Пожар? Стихийное бедствие? Война? Нет! Это турэстафета! Все сбегаются на линейку, идет перекличка отрядов, подсчет количества детей и турэстафета стартует! А это значит, что команда от каждого отряда лагеря выставлена на серьезную битву самых выносливых, быстрых и ловких.

Зрители с удовольствием поддерживают своих, а участники стараются не ударить в грязь лицом преодолевая полосу препятствий: пробежаться по бревну, перелезть через верёвочную лестницу, проползти по-пластунски, не задев низкую сетку, перелететь яму на тарзанке, преодолеть переправу, перелезть через стенку, проскакать по кочкам. Но это еще не все, настоящим героям важно выполнить ответственные задания: поставить палатку на время, разжечь костер, перенести "раненого", собрать автомат.

В день, когда в детском лагере Орлёнок проводится туристическая эстафета, ужин готовится на полевой армейской кухне. После соревнований, дети с аппетитом ужинают едой, специально приготовленной на дровах. Создаётся атмосфера похода. А в завершении этого необычного дня в детском лагере Орлёнок проходит дискотека, на которой награждаются победители!

Новогодняя сказка

Каждый из нас, будь он ребенок или взрослый, ждет под Новый год волшебную сказку с хорошим концом. В нашем детском лагере в зимнюю смену сказка становиться реальностью. Маленькие и взрослые становятся сказочными персонажами. Яркие костюмы, интересные сюжеты, юмор и мистика - погружает всех в праздничную атмосферу и впечатлений всего за несколько часов до наступления Нового года.

Не обойтись и в нашей сказке без Деда Мороза и Снегурочки с волшебным мешком подарков для детей на утро 1 января. Много неприятностей преследует главных героев, но …добро всегда побеждает зло. Каждый год в детском лагере новая сказка, новые герои, новые декорации и новые детские впечатления.

Вожатский концерт

Смена в подходит к концу… И каждый подводит итоги незабываемых дней отдыха в детском лагере. Благодарят друзей, лагерь, своих вожатых. А вожатые с грустью прощаются с детьми, ставшими для них родными. Все свои умения и таланты пригождаются на концерте вожатых, для того чтобы выразить свои эмоции и чувства за прошедшую смену в детском лагере. Вожатые читают стихи, показывают сценки, танцуют, играют на музыкальных инструментах. Здесь есть место лирике, юмору, выплеску энергии. А на последок прощальная песня… И здесь вытирая слезы мы все понимаем, что смена прошла не зря… А в конце - вожатский огонёк. Все вожатые садятся в полукруг на сцене и говорят что-нибудь очень грустное о смене. Типа "Было так клёво, ах, как не хочется расставаться". В это время дети начинают потихоньку плакать, вожатые тоже. А когда все договорили, звучит волшебная фраза: "А теперь вы можете подойти к своим вожатым и обнять их".

Вожатский Экспромт.

Суть в том, что дня за 3 до него дети начинают сдавать записки с заданиями для вожатых, а потом вожатые маются фигней, заданной детьми, на сцене. Кто-то показал блондинку за рулём, кто-то станцевал тектоник, кто-то прочитал рэп про то, как растут деревья. А дети готовят представление своих вожатых. Иногда это пародия, но чаще - рассказ о том, какие "наши вожатые чёткие" и торжественное вырезание здоровенного сердца из ватмана и обнимашки. Все выступления вожатых готовятся и репетируются обычно заранее, на тихом часу. Есть номера, где пара человек поёт, а остальные выходят на подтанцовку, узнав о номере прямо перед выходом на сцену. Экспромт рулит.

День Симпатий

Этого дня в детском лагере ждут все и мальчики и девочки, и маленькие и большие. В этот день существует масса вариантов признаться в любви, выразить свою симпатию, отправить поздравление. Можно получить и отправить валентинку через почтовую службу "ангелочков" с признаниями и поздравлениями. Можно позвонить по местному телефону в радио эфир детского лагеря и заказать песню, передать привет, поздравление.

Очень приятно, слышать свой голос в радио эфире на весь лагерь. Кроме того, можно отослать смс со своего мобильного телефона, которые в режиме реального времени отображаются на экране стоящих в каждом корпусе телевизоров. В течение всего этого времени и дети, и взрослые могут приходить в видеозал и записать свои поздравления. Вечером перед фильмом весь детский лагерь собирается на кинопоказ, перед которым все с нетерпением ожидают видео приветы на большом экране клуба.

Ярмарка

Приняв участие в конкурсах и творческих заданиях, дети зарабатывают "рубли" детского лагеря. Зарабатывать деньги весело, а вот как их потратить? Тут нужна умная голова и грамотный финансовый расчет, ведь можно заказать песню, покататься на лошади, купить сладости, сувениры, игрушки.

Ночь приключений

Таинственные события всегда притягивают людей. Ночь приключений в детском лагере - это тропа испытаний в темное время суток со страшными историями и персонажами для старших детей и сказочными героями для младших детей. На пути могут встретиться большие дикие звери, души пионеров, монстры, скелеты, зомби, кресты, приведения, всадник без головы….

Пройдя тропу, каждый может избавиться от своих страхов "бросив" их в заветный костер в конце пути, стать смелее и увереннее в себе, вытащить предсказание на ближайшее будущее у шарманщика. Завершается Ночь Приключений в детском лагере волшебным салютом в ознаменование добра.

Верёвочный курс

Очень важным для хорошего отдыха в детском лагере, является сплоченный, дружный коллектив, строящий свои взаимоотношения на принципах уважения, взаимопомощи и поддержки. Именно на развитие этих качеств направлен "Веревочный курс".

В результате преодоления сложных этапов, где каждый человек необходим, важен и ценен, начинает формироваться ответственная позиция к друг другу и коллективу. Упражнения построены таким образом, что бы вовлечь как активных, так и незначительно проявляющих себя членов детского коллектива, в результате чего каждый член группы и вся группа в целом участвуют в достижении поставленных целей.

В результате отряд становится сплоченным, формируется доброжелательная атмосфера, развиваются навыки взаимопомощи, преодолеваются барьеры в общении, выявляются лидеры. Такое мероприятие детский лагерь проводит каждую смену для отрядов среднего и старшего возрастов.

Весёлый экспресс

Веселая эстафета для всего детского лагеря служит хорошим началом каждой смены. Правила просты, детская группа передвигается под музыку, держась за руки от станции к станции, выполняет задания, отвечает на вопросы. Уже здесь ребята становятся сплоченнее, дружнее и инициативные. По прохождении каждой станции отряд получает баллы по итогам подсчета которых выявляется отряд-победитель.

Украденный полдник

Проявить в детском лагере свои режиссерские и творческие способности дети старшего возраста могут в подготовке мероприятия "Сладкое дерево" для самых маленьких. Приходят детишки на полдник в столовую лагеря, а тут кучка пиратов, у них на глазах ворует их законные сладости.

На помощь детям появляются добрые сказочные герои, будь то Кот в сапогах, Мальвина, Дюймовочка, Фея которые ведут их по следам пиратов, останавливаясь за подсказками у Бабки Ежки, Черта, Кощея, Робин Гуда, Гуманоидов, Космических пришельцев и других героев. Сценарии всегда разные, персонажи и задания соответственно тоже. Эмоции переполняют, в результате весь детский лагерь всегда остается, доволен: младшие ребята нашли свой полдник, а старшие - радуются, что их не разорвали голодные малыши.

День "Следствие вели...".

В этот день по легенде в лагере украли директора. Украли сказочные злодеи и спрятали. Весь день посвящен различным милицейским процедурам по поиску начальника. Утром на входе были вывешиваются портреты сказочных злодеев с просьбой запомнить эти лица, так как их разыскивает милиция. Потом на линейке было объявляется о пропаже начальника. Потом дети рисуют этих злодеев по отрядам по словесному описанию. Это как бы "Фоторобот".

Потом они ходят по станциям: Полоса препятствия, Улики, Зоркий глаз, Шифровальщики. На последней станции они должны были расшифровать, где спрятан директор и бежать его освобождать. Она может сидеть в другом здании со связанными руками. Освободители награждаются конфетами.

Бенефис Бабы-Яги.

От каждого отряда выдвигается Б-Я. Они соревнуются между собой.

Мероприятие "Родной город" (если все дети лагеря из одного небольшого города).

Каждый отряд получает карту своего города увеличенную в несколько раз. Там дети должны найти улицу, на которой живут и раскрасить ее. Узнать ее историю, достопримечательности. Потом на итоговом мероприятии карты вывешиваются и будет видно, кто где живет, на каких улицах. Далее фото-викторина "Что? Где?", где по фоткам нужно определить что это такое и где находится. Узнать должно быть очень сложно, так как сфотографируется какая-то часть здания.

Города.

Каждому вожатому дается табличка с названием города и распределяются по территории лагеря (чтобы дети не нашли). Отрядам дается список городов, у всех в разном порядке. Надо найти нужный город, в нужной последовательности. Очень интересно получается: если дети нашли свой последний город, а первый никак не могут обнаружить.

Сто вопросов о моей родине.

По лагерю на деревьях развешены вопросы про свою страну, надо их найти и ответить.

"Дневной дозор".

Готовятся заранее сложные ребусы, где надо и знать место и предысторию места и вообще много чего знать:) В одно время раздаются каждому отряду по 1 заданию. Задача - найти место, разгадать загадку как можно быстрее и прибежав в штаб, получить новое, следующее задание, но это при условии что предыдущее выполнено правильно. И так необходимо собрать все задания. Если отряд затрудняется с заданием, можно попросить подсказку, но за это прибавляются штрафные минуты. Ещё одно условие - обязательно должен участвовать весь отряд (за исключение больных).

Гостевания

Эти дела занимают особое место в структуре организационного периода лагерной смены и призваны помочь ребенку почувствовать причастность к новой общности (отряду), стать соучастником ее успеха, пережить этот успех как свой собственный.

Педагог может ребенку в этом помочь, если постарается при разработке любого дела максимально учитывать доминирующие цели деятельности детей:

Для себя для группы для отряда

Обычно гостевания представляют собой экспромтно-игровые программы для двух - четырех отрядов, пришедших друг к другу в гости. Смысл их таков: “других посмотреть” (и убедиться, что они вполне дружелюбны и годятся в приятели и товарищи по играм), “себя показать” (и убедиться, что мы совсем не хуже, тоже кое-что умеем и даже можем удивить).

Для успешного проведения этого дела вожатому во-первых нужно отнестись к нижеприведенному (многим давно известному) материалу лишь как к творческому “сырью”, во-вторых, заранее подумать над тем, как правильно распределить творческую нагрузку на гостевании между детьми и вожатыми. Мы будем рады, если предложенные идеи, помогут увлечь ребят, а ваш труд сделают для вас радостным и не утомительным.

Итак, собираясь на гостевание, отряды обычно готовят визитку в любой (песенной, танцевальной, стихотворной и т.д.) форме. К тому же этикет не советует ходить в гости без подарка, поэтому подготовка и преподнесение сюрприза для гостей или хозяев на гостевании тоже станет традицией.

С "соотрядниками" и любовь к своим вожатым часто зарождается на вечерних свечках.

Что такое вечерняя свечка

Правила проведения огонька

Свечка в лагере проводится по определённым правилам, соблюдение которых обеспечит решение всех поставленных задач. Эти правила заключаются в следующем:

  • вожатый должен подготовить детей к предстоящей свече;
  • все участники располагаются на одном уровне и на одинаковом расстоянии от свечи или предмета, её заменяющего;
  • нельзя перебивать говорящего;
  • не допускается обсуждение конкретной личности, допускается осуждение лишь плохих поступков;
  • нельзя есть и пить во время огонька;
  • разговоры должны вестись спокойно, следует избегать повышенных тонов;
  • через центр круга переходить строго запрещается;
  • всё сказанное должно оставаться между участниками свечи;
  • сбор на свечу должен всегда быть неформальным, без принуждения;
  • тема мероприятия должна быть актуальной для его участников.

Это лишь основные законы проведения свечки в лагере. Каждый отряд может следовать и своим собственным традициям.

Свечи оргпериода

По временному развитию смены свечи подразделяются на огоньки оргпериода, основного и итогового.

Цель свечей оргпериода состоит в знакомстве, адаптации и побуждении ребят к общению и совместной деятельности.

Что сказать на свечке в лагере? Вожатый должен тщательно подготовиться к первому огоньку. Ему следует рассказать об истории лагеря, описать местность, в которой он расположен, познакомить детей с местными легендами. Рассказ не должен быть слишком перегруженным различной информацией, его следует "разбавить" весёлыми шутками, историями, личными воспоминаниями.

Огоньки, направленные на знакомство, могут проходить в следующих форматах::

  • Рассказ-эстафета. По кругу передаётся предмет (можно придумать символ отряда и передавать его). Каждый, в чьих руках он оказался, рассказывает о себе.
  • Конверт откровений. Ведущим подготавливается конверт с необычными вопросами. Каждый участник свечи вытягивает вопрос и отвечает на него.
  • Шкатулка с любимыми вещами. Каждый член отряда рассказывает не о себе, а о своей любимой игрушке, талисмане или предмете, который его характеризует. Можно продемонстрировать эту вещь на огоньке.
  • Гороскоп. Все участники огонька распределяются по группам - знакам зодиак. Вожатый представляет характеристику каждого из представленных знаков и предлагает каждой группе составить её "портрет" из фактов про каждого её участника, подтверждающем правдивость гороскопа.
  • Запоминающийся день. Каждый ребёнок рассказывает о самом ярком дне своей жизни.

Огоньки оргпериода могут отличаться низкой активностью и зажатостью детей. Вожатый должен приложить все усилия, чтобы сделать обстановку доброжелательной и непринуждённой, побуждая детей к откровенному и эмоциональному разговору.

Огоньки основного периода

В самом разгаре смены основная цель огоньков - анализ и оценка совместной деятельности отряда и каждого его члена.

Темы для свечек в лагере в середине смены зависят от задач, которые ставит перед собой вожатый.

Для сглаживания конфликтов в процессе проведения огонька темы могут быть следующими:

  • Письмо другу. Участники пишут "письмо" родным или близким людям, в котором делятся своими переживаниями. Затем все ребята зачитывают свои послания.
  • Хочу понять. Этот огонёк допускает возможность бессистемного расположения участников. Каждый ребёнок может подойти к другому и задать вопрос, начинающийся с "Я хочу понять....".
  • Разговор с попутчиком. Каждый участник огонька рассказывает "попутчику" о лагерных событиях.
  • Круг молчания. Все участники располагаются спиной к центру круга. Разворачивается только говорящий. Постепенно высказываются все ребята, втягиваясь в обсуждение проблемного вопроса.

Тематические свечки в лагере можно провести в течение смены в зависимости от событий и логики.

Примерами тематических огоньков могут быть:

  • огонёк о дружбе и любви;
  • свеча, посвящённая памятной дате;
  • песенная свеча;
  • огонёк на экологическую тематику и т.п.

Можно дополнить огонёк песнями под гитару, подходящими по смыслу к его теме.

Огоньки итогового периода

Задачей огоньков итогового периода является подведение итогов смены. Каждый ребёнок должен проанализировать собственные изменения за период пребывания в лагере и увидеть и оценить перемены в других.

Формат огоньков может быть таким:

  • Цепочка. Первый участник говорит несколько фраз, отражающих его впечатление о смене, его сосед продолжает разговор и передаёт слово по цепочке далее.
  • Роль отряда. Каждый из ребят вслух размышляет по очереди над вопросом "Чем отряд стал для меня за смену?".
  • Рассказы друг о друге. Ребята по очереди высказывают мнения и впечатления от общения с одним из членов отряда. Таким образом, каждый получает о себе коллективное мнение.

Каждая из свечек в лагере должна проходить душевно и сопровождаться совместными действиями, например, завершаться отрядной песней или совместным гашением свечки. Каждый из участников должен чувствовать себя полноценным членом коллектива, мнение которого ценится и уважается.

В этом издании автор – педагог, имеющий большой опыт работы в летних оздоровительных лагерях, – раскрывает специфику занятий с детьми на загородном отдыхе. Как сделать досуг ребят разнообразным, а отдых – полноценным? Как можно плодотворнее взаимодействовать с детьми, их родителями, а также персоналом оздоровительного лагеря? Как научиться быстро принимать верные решения? Это вы сможете узнать, открыв нашу книгу. Она интересна не только вожатым, но и всем педагогам, работающим с детьми, а также родителям, поскольку содержит большое количество различных игр, конкурсов и розыгрышей, которые помогут сделать досуг детей интересным и увлекательным.

Глава 3. Первый день в лагере

Знаем мы ваших ягнят – пусти втроем, и волка съедят.

Р. Роллан. «Кола Брюньон»

Как правило, первый день в лагере задает тон всей дальнейшей смене. Так происходит не только из-за того, что вам представляется возможность поближе познакомиться со своими подопечными, но и потому, что подопечные, в свою очередь, составляют определенное мнение о вас и начинают примерно представлять, какой стиль поведения им выбрать.

Какой стиль поведения выбрать вожатым

Прежде чем говорить о стилях поведения вожатого, наверное, следует обсудить еще очень важный момент. А именно – то, что вожатый не должен действовать в одиночку. В различных лагерях существуют свои правила, касающиеся числа вожатых на один отряд. Однако в любом случае на отряде вас будет не менее двух и не более пяти человек. Словом, вам придется так или иначе делить свои полномочия еще с кем-нибудь. И чтобы создать в отряде вполне сносную атмосферу, вожатые должны чувствовать себя и, соответственно, поступать как одна команда, усилия которой направлены на достижение вполне определенной цели.

Верность этого наблюдения не раз подтверждалась мною на практике. Нередко я сталкивалась с тем, что вожатые одного отряда не могли наладить взаимоотношения друг с другом. В результате масса времени у них уходила на выяснение отношений и перечисление взаимных обид. Отряд в это время оставался практически бесхозным. Он либо просто существовал сам по себе, либо делился на два лагеря и с упоением участвовал в вожатских распрях. Конечно же, подобного лучше не допускать.

К сожалению, меня тоже не минула сия чаша, правда, мы с вожатыми постарались обойтись без громких разборок. В одну из смен в нашем отряде сменилась вожатая. Все было бы прекрасно, если бы не одно обстоятельство – она выделила в отряде несколько человек и уделяла им все свое время и внимание, других же детей в лучшем случае игнорировала. Словом, как вы уже, наверное, догадались, у нас в отряде встала проблема любимчиков. Меня очень сильно задевала подобная несправедливость, поскольку я придерживаюсь мнения, что дети с самого начала должны находиться в равном положении. Только так можно создать нормальный коллектив, где уважение сверстников и взрослых зарабатывается вполне реальными поступками.

С новенькой пытались спокойно поговорить и другие вожатые, и я. Однако ничего не менялось. Поэтому мы оставили ее в покое и удвоили внимание к обойденным заботой детям. В результате она сама себя наказала. Мы вдруг стали замечать, что любимчики новенькой все чаще и чаще оставляют ее одну и присоединяются к остальному отряду. Впоследствии выяснилось, что детям просто надоели ее постоянные жалобы на других вожатых, т. е. на нас. Кроме того, игры и развлечения в большой компании намного интереснее перемывания косточек всем подряд.

Другими словами, даже если в отряде и существуют какие-либо разногласия между вожатыми, я советую поднапрячься и общие интересы все же поставить немного выше личных, и хотя бы на время смены отложить свои претензии друг к другу. Только взаимоподдержка и выдержка позволят вам с честью выйти из различных сложных ситуаций, которые так нередки в оздоровительном лагере.

Еще перед приездом детей вам с напарниками следует договориться о трех вещах:

– во-первых, все ваши требования к детям должны быть едины. Иными словами, подопечные должны четко осознавать, что если один из вожатых что-то не разрешает делать, например выходить за территорию лагеря без сопровождения взрослых, то и другие его наверняка поддержат. Если один из вожатых будет что-нибудь запрещать, а другой это же самое разрешать, ни о какой дисциплине в отряде не может идти и речи;

– во-вторых, если один из вожатых наказывает кого-либо из подопечных, он же должен и снимать наказание. Проще говоря, вожатые также должны находиться в отряде на равном положении, чтобы не было среди них главных и подчиненных. Это позволит ребятишкам избежать деления вожатых на «злых» и «добрых»;

– в-третьих, вожатые никогда не должны выяснять отношения на глазах у детей, более того, жаловаться последним на других вожатых или руководство. В последнем случае дети просто сознательно втягиваются в вожатские распри. Это очень сильно подрывает авторитет, причем в первую очередь самого же незадачливого воспитателя. Именно поэтому старайтесь откладывать свои споры на время после отбоя или на пересменку.

В процессе работы избегайте мыслей о том, что вы постоянно перетруждаетесь, а ваш напарник только отдыхает. Подобная обида не только разъедает изнутри, но и совершенно дезорганизует. Не забывайте, что не каждый способен с ходу вписаться в бурлящий ритм лагерной жизни. Каждый должен выполнять свою работу по мере возможности. Тем более что дети и сами обязательно вознаградят наиболее активного и интересного вожатого своим искренним доверием, а также признательностью и дружбой. Бывает очень приятно, когда ребятишки чуть ли не каждый день приносят цветы, если они, конечно, не с местной клумбы, дарят свои рисунки и поделки или даже посвящают стихи.

Иногда от того, какой стиль поведения выберет вожатый по отношению к своим детям, зависит и то, насколько весело и плодотворно будет протекать взаимодействие детей и взрослого. Многие вожатые в процессе работы со своими подопечными нередко путают два понятия: «строгость» и «тиранство». Конечно же, это характерно для приверженцев авторитарного стиля поведения. Иногда мы, взрослые, недооцениваем детей, считая их слабыми и глупыми. Ничего подобного, ребята являют собой точное отражение взрослых. Среди них есть умные и не очень, сильные и слабые, уверенные в себе и застенчивые.

Если вы хотите найти с детьми общий язык, то в первую очередь постарайтесь избавиться от ощущения, что вы чем-то выше своих подопечных. В моей практике нередко случалось так, что при возникновении экстремальных ситуаций единственно верное решение подсказывали именно ребята. Здесь, конечно же, играет роль тот факт, что дети в большинстве случаев еще лишены всяческих установок и уроков, извлеченных из прошлого печального опыта, по сравнению со взрослыми. Поэтому им значительно проще посмотреть на ту или иную ситуацию, оценивая ее со своей стороны, и найти оригинальное и неожиданное разрешение всей проблемы. Так давайте предоставим им эту возможность. Тем более что вы и сами в этом случае не останетесь внакладе, ведь вы сможете в какой-то мере увидеть мир в другом свете, детскими глазами.

Авторитарный стиль поведения, как и остальные, имеет свои плюсы и минусы. Так, у вожатых, которые привыкли отдавать приказы, проблем с дисциплиной будет значительно меньше, чем у других представителей этой же специальности. При четком распорядке и требованиях, не допускающих и минимальных возражений со стороны подопечных, к концу смены ребенок привыкает четко действовать по команде. Он не обсуждает приказов вожатых-начальников (именно начальников, а не друзей), страшась наказания. Как правило, те отряды, где используется подобный стиль общения вожатого с подопечными, всегда вовремя прибывают на различные лагерные мероприятия, активно участвуют во всевозможных конкурсах и лишены проблем, связанных с дисциплиной. Все вроде бы отлично, однако и здесь вожатых подстерегают свои трудности.

В первую очередь вы можете столкнуться с упорным сопротивлением ребятишек, и особенно упорным оно будет, если это подростковый возраст. И это вполне оправданно. Мало кому понравится, в том числе и ребятам, исполнять лишь чужие приказы, которым нет должного обоснования, объяснения цели и задач того или иного требования. Ваше нежелание пойти навстречу подопечным может привести к настоящим военным действиям. Так, дети все будут делать вам наперекор, стараясь доказать свое личное право на принятие тех или иных решений.

Если у вас вследствие накопленного опыта и личной энергетики все же хватит сил для подавления открытого очага возмущений и недовольств, все равно за своей спиной вы всю смену будете слышать угрожающий шепот. Конечно же, ни о каких неформальных отношениях с детьми в этом случае не может быть и речи. Все время вы будете вынуждены находиться на военном положении. Следует упомянуть и о том, что многие сегодняшние дети воспитаны в относительной свободе, поэтому бороться они с вами будут до последнего.

Если вы сторонник авторитарного стиля поведения, то приготовьтесь к тому, что между вами и детьми всегда будет сохраняться определенная дистанция, вернее, стена некоего отчуждения. Другими словами, вы всю смену невольно будете находиться с детьми по разную сторону баррикад. Ребятишки едва ли в этом случае станут доверять вам и открывать свои души. Именно поэтому вполне возможно, что о всех внутренних процессах, происходящих в отряде, вы станете узнавать в последнюю очередь, если, конечно, у вас не будет своих соглядатаев. Однако о последних мы отдельно поговорим позднее.

Поверьте, подобное положение дел только мешает работе вожатого. Оно лишает как взрослого, так и детей радостного и плодотворного общения, желания понимать и помогать друг другу. Кроме того, рождает замкнутость и недоверие, с одной стороны, и формальное отношение к делу, с другой.

Выбирая авторитарный стиль общения с подопечными, не удивляйтесь тому, что всю смену у вас не будет ни сна, ни отдыха. Это связано прежде всего с тем, что все сценки, конкурсы и номера для участия в отрядных и общелагерных мероприятиях вам также придется придумывать самостоятельно. Ребята не станут вам что-либо предлагать своего, страшась не угодить и попасть в немилость. Кроме того, управление людьми, даже если это только дети, построенное на командно-приказном тоне, едва ли вызовет у них энтузиазм и желание делать свое дело качественно. Поэтому не ждите от своих подопечных альтруизма и максимальной собранности. Словом, как бы вы ни старались или ни наказывали детей, все они будут делать не так хорошо, как могли бы. Это коснется и уборки территории, и дежурств, и выступления на сцене.

Следующее, о чем мы поговорим, – это либеральный стиль поведения вожатого при его взаимодействии с детьми. Среди достоинств данного стиля можно выделить то, что все усилия вожатых будут направлены прежде всего на обеспечение детям нормального отдыха в соответствии с желаниями последних. Другими словами, ориентироваться вы станете скорее не на какие-либо медико-педагогические рекомендации, а на мнение подопечных. Вы будете все делать для того, чтобы ребятишки остались довольны, даже если это идет вразрез с общелагерными требованиями. Безусловно, подобный подход к делу может дать определенные положительные результаты. Дети перестанут чувствовать себя под прессом всевозможных требований и давления со стороны взрослых. Хотя, наверное, следует вас и предостеречь, поскольку нередко неограниченная свобода может дать серьезный перекос в сторону анархистских настроений.

Подобный стиль поведения по отношению к детям способна с достоинством выдержать только сильная, полностью уверенная в себе и творчески одаренная личность. Если вы на сто процентов доверяете себе и знаете, что сможете приобрести у своих подопечных незыблемый авторитет, а также у вас хватит выдержки, сил и терпения увлечь за собой ребят, то вам особо нечего беспокоиться. Вы всегда сможете незаметно, а иногда и неосознанно воздействовать на них где личным примером, а где и одним только взглядом.

К сожалению, среди вожатского состава не так уж и часто встречаются люди, обладающие всеми качествами настоящего лидера. Как только дети почувствуют слабинку в вожатом да еще увидят возможность избежать выполнения какого-либо пусть и интересного, но сложного поручения, они непременно постараются ею воспользоваться. Причем это характерно не только для детей. Человек, как правило, устроен таким образом, что он всегда стремится жить с максимальной экономией своей жизненной энергии. Если же дети, ко всему прочему, не обременены развитым чувством ответственности и им не совестно за свои заведомо неправильные действия перед каким-либо авторитетным лицом, они наверняка скорее создадут в отряде партию анархистов, нежели станут исправлять свои ошибки.

Совет вожатому

Никогда не требуйте от ребят того, что сами сделать не можете или не хотите. В противном случае вас могут обвинить в лицемерии или превышении полномочий, что несомненно наложит неблагоприятный отпечаток не только на ваши взаимоотношения с детьми, но и с их родителями.

При подобном стиле общения с детьми вы должны учитывать, что в большинстве случаев они все же нуждаются в определенном контроле со стороны взрослых. Отсутствие последнего сильно расслабляет ребят, а качественность выполнения заданий делает бессмысленной. Зачем стараться, ведь все равно никто не проверит. К сожалению, подобная черта характерна и для взрослых, и это только в очередной раз подтверждает факт, что ребята – полное наше отражение.

Я на личном опыте убедилась, что объяснять, к примеру, десятилетнему мальчишке, что влажная уборка комнаты необходима прежде всего ему самому и его соседям, совершенно бессмысленно. В конце беседы он обязательно поинтересуется: «А вы проверите?» При утвердительном ответе можно не сомневаться, что он из сил выбьется – лишь бы все сверкало. Кроме того, показывая результаты своего труда, он будет заслуженно ожидать похвалы.

Если же вы, полагаясь на его совесть, скажете, что не станете его проверять, однако через какое-то время зайдете посмотреть, как продвигается работа, то наверняка обнаружите, что последняя и не начиналась. На все ваши претензии подопечный сделает удивленные глаза и заявит: «Вы же сказали, что не станете проверять?» Конечно же, в отрядах постарше народ отличается и большей ответственностью.

Нередко вожатые-либералы полностью перекладывают на детей подготовку к каким-либо отрядным или общелагерным мероприятиям. Очень часто все заканчивается тем, что такой отряд либо срывает тот или иной конкурс ввиду того, что не готов к нему, либо в большинстве случаев выступает в роли проигравшего. Все дело в том, что дети при подготовке к тому или иному мероприятию все же нуждаются в советах и подсказках взрослого. Нет, не в давлении и не в категоричном «Делайте именно так, как я сказала», а именно в рекомендациях.

Демократический стиль управления детьми, наверное, наиболее приемлем для вожатого. В этом случае в отряде нередко выбирается актив, который помогает взрослым организовывать всех остальных. Любой ребенок может безбоязненно обратиться к вожатому за помощью, не страшась непонимания. В таких отрядах царит доброжелательная атмосфера сотрудничества. Вожатые не стесняются спрашивать совета у ребятишек и сами всегда готовы поддержать их.

Из своей практики работы с детьми в оздоровительных лагерях я убедилась, что вожатый должен быть очень гибким человеком. Ему необходимо уметь быстро перестраиваться и приспосабливаться к новым условиям. Он должен быть избавлен от различного рода клише и негативных установок. Именно это обстоятельство позволит ему в зависимости от ситуации принимать верные решения, используя элементы различных стилей общения с подопечными. Так, к примеру, за один день вы можете выступать в отряде в совершенно различных ролях: справедливого судьи, разбирая ссору кого-либо из с подопечных, отстраненного, когда дело не настолько сложно, чтобы требовалось ваше участие, тирана, когда речь идет о нырянии в запрещенном месте, и т. д. Правильное решение вам подскажут только доброе отношение к ребятишкам, интуиция и ваш личный педагогический опыт.


Первое отрядное собрание

Хорошим началом первого отрядного собрания может послужить экскурсия по территории оздоровительно лагеря. Особенно это необходимо, если бо́льшая часть вашего отряда находится здесь впервые. Обязательно покажите подопечным, где располагаются душевые, туалет, медпункт, столовая, т. е. то, что может им пригодиться непосредственно сразу же после прибытия. По пути загляните в библиотеку, игровую комнату и помещение, где располагаются различные кружки и секции.

Постарайтесь, чтобы экскурсия была интересна ребятишкам. Поэтому вам не помешает вспомнить какие-нибудь забавные случаи из вашей практики работы вожатым. Кроме того, вы можете договориться с руководителями действующих в лагере кружков, чтобы они тоже немного рассказали о том, чему мальчишки и девчонки смогут научиться за смену. Обязательно покажите ребятам места проведения различных общелагерных мероприятий, например стадион, актовый зал, танцевальную площадку. Попутно непременно объясните им, почему нежелательно их присутствие за территорией лагеря.

На общем собрании вы можете ознакомить ребят с распорядком дня, если, конечно же, еще не сделали этого ранее, рассказать о специфике и назначении проводимых в лагере обязательных мероприятий. Так, например, если ваш лагерь считается не просто оздоровительным, а лечебно-профилактическим, то наверняка в режиме дня отводится время на различные медицинские процедуры, которые, согласно назначениям, должны посещать все, кто отдыхает в лагере. Постарайтесь убедить подопечных в том, что определенный распорядок дня составлен для обеспечения максимально увлекательного и полезного отдыха именно им, что ранний подъем и отбой придуманы не для того, чтобы каким-либо образом ущемить их интересы, а для их же собственного здоровья и самочувствия.

Первое отрядное собрание – это замечательная возможность познакомиться поближе со всеми подопечными. Расспросите их, в каких школах и классах они учатся, что им больше всего нравится, а что не нравится в школе. Поинтересуйтесь, как бы они хотели провести свои каникулы, чем бы хотели заняться в лагере, что их интересует, что нужно сделать для того, чтобы смена прошла интересно и увлекательно. Возможно, кто-то из подопечных сам предложит организовать какой-нибудь конкурс или развлечение, и вы их с успехом реализуете в отряде.

Именно на первом отрядном собрании надо разработать график дежурств по комнате, ознакомить всех с основными правилами пребывания на территории оздоровительного лагеря, объяснить ребятам, почему нежелательно присутствие в их тумбочках различных скоропортящихся продуктов.

После организационных вопросов вы можете провести ряд игр. Еще раз поиграйте в имена, что поможет и вам, и детям тверже усвоить, кого как зовут. Чтобы настроить детей на доброжелательный лад друг к другу, попробуйте поиграть еще в одну интересную игру – «Комплименты». Мы начинаем совершенно по-другому относиться друг к другу, когда видим в другом какие-нибудь привлекательные черточки. С первого дня начните учить своих подопечных замечать в окружающих только хорошее.

Для проведения игры вам нужно рассадить ребят кругом. Дайте одному из участников мячик или какую-нибудь небольшую мягкую игрушку, которую не трудно бросить и легко поймать. Игрок бросает мячик одному из ребят и говорит ему какой-нибудь комплимент по поводу его внешности, интеллектуального или духовного развития, умения что-то делать.

Предупредите ребят, что комплименты должны быть искренними. Участник, получивший мяч, в свою очередь бросает его кому-либо из игроков и делает ему комплимент. Следите, чтобы все игроки получили свои комплименты. Для этого вам необходимо самим принимать участие в игре и в случае, когда кого-то из игроков все обходят вниманием, сделать ему заслуженную похвалу. Я думаю, что эту игру следует повторять несколько раз в течение смены. Нередко она снимает напряжение в отряде, заставляет посмотреть на того или иного человека совершенно с другой стороны.

Закончить отрядное собрание можно пожеланием детям увлекательнее и интереснее провести следующие 3–4 недели. Дайте им время на то, чтобы они разложили свои вещи, устроились в отрядах, немного поближе познакомились со своими соседями по комнате. Дальше действуйте в соответствии с режимом дня и составленным ранее расписанием.

Вечер знакомств

Это торжество относится к общелагерным мероприятиям, однако, я думаю, о нем следует поговорить особо, тем более что его нередко совмещают с открытием лагеря. Это первое торжественное мероприятие, если не считать заезда, на которое попадает ребенок в лагере. Поэтому именно оно дает подопечным весьма яркие воспоминания о пребывании в оздоровительном лагере. Вечер знакомств задает тон всей будущей смене. Если праздник протекает весело и задорно, то возникает большая вероятность, что и вся смена будет пронизана той же атмосферой. Кроме того, дети получают возможность продолжить свое знакомство с персоналом лагеря.

К этому дню, как правило, вожатые каждого отряда готовят по одному концертному номеру. Именно в этот вечер они смогут показать подопечным, насколько они артистичны, остроумны и неповторимы. Проще говоря, желательно заранее вместе с другими вожатыми придумать и отрепетировать какой-нибудь номер. Это могут быть песня, танец, сценка или пантомима. Мне всегда в эти моменты помогала тетрадь, куда я в течение года записывала наиболее интересные сценки, кусочки или тексты при просмотре выступлений команд КВН, «Аншлага», «Городка» и других юмористических передач, которые в большом изобилии можно сейчас увидеть на различных телеканалах. Опираясь на высказанные шутки, можно создать великолепные концертные номера, по тематике приближенные к отдыху в лагере.

Иногда даже обычная русская народная песня в обработке вожатых может выглядеть довольно комично. Так, на одном из подобных торжеств я увидела следующую картину.

На сцену вышли четверо вожатых-юношей, переодетых русскими красавицами: в длинных платьях, с косынками на головах и броским макияжем на лице. Они превосходно обыграли свое усаживание на стульях, тем более что последних было всего три. Не стоит, наверное, рассказывать, какого труда им стоило сохранять сосредоточенное выражение лиц во время маленькой потасовки, тогда как весь лагерь просто стонал от смеха.

Наконец, чинно рассевшись, эти «красавицы», немного потрепанные в борьбе за место, затянули тонкими голосами песню. Композиция исполнялась следующим образом. Куплет по очереди пел один из участников, а припев подхватывали все четыре «певицы». Если вы захотите повторить данный номер, то можете выбрать любую подходящую русскую народную песню. Здесь все зависит скорее не от слов, а от исполнения, от того, насколько вы артистичны и раскованны. В тот раз участники взяли за основу всем известную песню «Говорила мама мне…». Я напомню вам ее первый куплет и припев:

Говорила мама мне про любовь обманную,

Да напрасно тратила слова.

Я ее не слушала, затыкала уши я.

Ах, мама, мамочка, как ты была права.

Припев: Ах, мамочка, на саночках каталась я не с тем.

Ах, зачем я с Коленькой села за околицей,

Ах, мамочка, зачем?

Вы также можете прекрасно проинсценировать какое-нибудь детское стихотворение. Так, однажды мы с вожатыми довольно удачно обыграли стихотворение «Как старик на рынке корову продавал» в переводе Михалкова. Что характерно, но труднее всего оказалось сыграть корову. Сначала мы хотели придумать какой-нибудь коровий костюм и сделать маску, однако в последний момент решили, что корова у нас должна быть с человеческим лицом. Так нам намного проще было показать, какие чувства испытывает животное в то время, когда его продают.

Сначала наша «корова» стояла с обреченным видом, периодически нудно му-мукая на слова старика. Когда за торговлю берется паренек, все резко меняется, корова преображается на глазах. По мере того как ее хвалит добровольный помощник, корова приобретает горделивую осанку, вскидывает голову, и ее «му» теперь звучит намного уверенней, чем раньше. Не менее разительны и перемены, происходящие в самом старике. Сначала он производит впечатление неудачника, владельца никому не нужной и полуживой животины. В конце произведения старик вдруг ощущает себя хозяином настоящего клада в лице своей коровы. Данное стихотворение вы можете поставить и с детьми, однако это потребует от вас некоего терпения и репетиций. Я на всякий случай приведу вам текст самого стихотворения:

На рынке корову старик продавал,

Хоть многим была коровенка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

– Хозяин, продашь нам корову свою?

– Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

– Не много ли просишь, старик, за нее?

– Да где наживаться! Вернуть бы свое!

– Уж больно твоя коровенка худа!

– Болеет, проклятая. Прямо беда!

– Да мы молока не видали пока…

Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренек пожалел старика:

– Папаша, рука у тебя не легка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою.

Идет покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком:

– Корову продашь?

– Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а клад!

– Да так ли! Уж выглядит больно худой!

– Не очень жирна, но хороший удой.

– А много ль корова дает молока?

– Не выдоишь за день – устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:

– Зачем я, Буренка, тебя продаю?

Корову свою не продам никому -

Такая скотина нужна самому!

Кроме выступления вожатых, на этом вечере должно быть отведено время для знакомства детей с остальным персоналом лагеря. Так, в стихотворной форме вы можете представить детям тех, с кем им не раз придется сталкиваться и взаимодействовать в течение смены. Необычны и забавны представления в виде переделанных популярных эстрадных песен. Далее я представляю вам несколько фрагментов, которые прозвучали в одну из смен на вечере знакомств в оздоровительном лагере «Лесной»:

Представление поваров

Вот кто-то с горочки спустился,

Наверное, повар наш идет.

На ней халат и чепчик белый,

Она с ума нас всех сведет.

Вы не могли бы, дорогие,

Побольше порции давать?

Не то с соседских огородов

Картошку будем воровать.

Представление физруков

Настоящему спортсмену

Надо утром рано встать,

На зарядку лагерь выгнать

И команды проорать.

Если не успел проснуться,

То разбудят физруки,

Приведут вас быстро в чувство,

Если встал не с той ноги.

Ой, водичка теплая и слегка зеленая,

Десятью отрядами сильно загрязненная.

Ой, загарчик ровненький, белые панамочки,

Ходят-бродят по бассейну

Наш Валера с Ванечкой.


Представление милиционеров

До края земли солнце краем дотронется,

И окна малиновым вспыхнут огнем.

И выйдут менты с пистолетом охотиться,

В засаде один притворяется пнем.

Кулак свербит и чешется,

Привык он быть в бою.

И ждет, когда вожатые начнут игру свою.

Вперед с устатку клонятся

Менты, им надо спать,

Но вот вожатый гонится,

Как им его поймать?

Представление ди-джеев

Ой, Дима, Леха,

Без вас нам очень плохо.

И хоть аппаратура

Не хочет вам служить,

Свистят пусть микрофоны

И тянут все мафоны.

И все же мы, ребята,

Без вас не можем жить.

Представление методиста

Юлия Юрьевна, голубчик,

Все на месте не сидит.

На планерки рано ходит,

Ночью детский сон хранит.

Если надо, то и спляшет

Или песней удивит,

Ну а если что не ладно,

То сердито покричит.

Там, там…

Когда в самом куплете не звучит имени представляемого человека, его необходимо обязательно назвать перед исполнением или после исполнения песни. И все равно это не гарантирует того, что дети запомнят все имена. Им очень сложно сразу воспринять столько новых людей. Именно поэтому, вернувшись в отряд, обязательно повторите, кого и как зовут. Кроме того, очень полезно в отряде повесить список персонала оздоровительного лагеря. Тогда и ваши подопечные смогут без стеснения обратиться к любому взрослому, и вы не перепутаете имени, к примеру, начальника лагеря с именем плотника.

Как вы уже догадались, только от вашего творческого потенциала и фантазии зависит, насколько праздник получится интересным и увлекательным. Не стесняйтесь предлагать что-нибудь свое, возможно, именно от этого и будет зависеть весь успех этого праздника. Более того, показав подопечным, как вы свободно держитесь на сцене, насколько вы остроумны и изобретательны, вы только существенно упростите себе задачу приобретения у ребят авторитета, ведь все начинается с симпатии подопечных к вам.

В ходе конкурсов выявляется уровень знания участницами лекарственных растений, грибов, фруктов, ягод, овощей, умения определять название дерева по контуру его листа, а также изображать с помощью пантомимы действия, иллюстрирующие летние работы.

Победительница становится обладательницей титула «Сударыня Лето» и короны.

Ведущий. Уважаемые зрители! Конкурсную программу «Сударыня Лето» мы начинаем со знакомства с участницами, которые будут приглашаться в зал по очереди и отвечать на наши вопросы. При этом жюри будет оценивать умение девочек преподнести себя, непринужденность, находчивость, оригинальность ответов.

Ведущий представляет каждую участницу, задает ей вопросы, затем предлагает зрителям задать свои вопросы.

Примерные вопросы ведущего

♦ За что вы любите лето?

♦ При слове «лето» какие ассоциации у Вас возникают?

♦ Самый красивый, на Ваш взгляд, летний цветок?

♦ Есть ли что-нибудь, не нравящееся Вам в лете?

♦ Если бы Вас попросили нарисовать эмблему лета, что бы Вы изобразили на ней в первую очередь?

♦ Вам бы хотелось, чтобы лето продолжалось круглый год?

Зрители задают свои вопросы. Жюри оценивает конкурс.

Ведущий . Следующий конкурс носит название «Лесная аптека».

Лес — это наше богатство, это своего рода аптека, дающая нам бесплатные лекарства, с помощью которых предупреждаются и излечиваются различные болезни.

Проверим, насколько хорошо наши участницы знают лекарственные растения. Я буду читать загадку, а девочки строго по номерам будут записывать на листках отгадки.

1. Сама холодная, а людей жжет. (Крапива)

2. Весь в пыли, хоть сил немного,

У дороги он торчит.

У него согнулись ноги,

Неприметен он на вид. (Подорожник)

3. Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной. (Ландыш)

4. Белая корзинка, золотое донце;

В ней лежит росинка и сверкает солнце. (Ромашка)

5. Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (Репей)

6. «Кошачья травка» —

Больным поправка,

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку. (Валериана)

7. Зелены кусточки,

Алые цветочки;

Коготки-коготочки

Стерегут цветочки. (Шиповник)

Жюри оценивает результаты конкурса. В это время зрители отвечают на вопросы по теме «Лесная аптека».

Какое растение сводит бородавки? (Чистотел)

Цветок ярко-синего цвета, который можно найти во ржи. (Василек)

Какое дерево имеет эффектный, «боярский» вид, откуда и произошло его название? (Боярышник)

Травка от 99 болезней с золотисто-желтыми цветками, собранными в метелку, которая не только лечит, но и калечит, правда, в основном, животных. (Зверобой)

Желтые и оранжевые цветы, название которых имеет что-то общее с календарем. (Календула)

Дерево с душистыми цветками, название которого иногда употребляется в значении «подделка», «фальшивка». (Липа)

В названии этого растения упоминается родная и неродная мама. (Мать-и-мачеха)

Серебристо-зеленые веточки сплошь облеплены оранжевыми ягодками: сидят они, плотно прижавшись друг к другу. (Облепиха)

Ведущий . Теперь посмотрим, хорошо ли претендентки на звание «Сударыня Лето» знают деревья, растущие в нашей местности. Конкурс «Деревья». Их задача — по контуру листа назвать дерево. (См. приложение)

Девочки на листах бумаги под соответствующим номером записывают название дерева.

Ответы: 1. Дуб. 2. Ольха. 3. Береза. 4. Клен. 5. Рябина.

Пока жюри оценивает работу участниц, зрители выполняют задание ведущего: «В данном слове заменить всего одну букву на другую, чтобы получилось название дерева».

Сла ва — сли ва, д ва — и ва, к уб — д уб, кли н — кле н, ла па — ли па, бы к — бу к, во з — вя з, Г алина — к алина, кеды — кедр , пин та — пих та.

Ведущий. Следующий конкурс называется «Грибной кузовок».

По тропинке во весь дух

Мчится из лесу петух.

Он кричит: — Ку-ка-ре-ку!

Честь и слава грибнику!

Я наполнил кузов мой

И бегу скорей домой!

Из-под елки фыркнул еж:

— Все грибы ты растрясешь!

Ежик прав: у петуха

В кузовке одна труха.

♦ КА — РО — MAC — ЛЁ — СЫ — ЕЖ — ВИК,

♦ НОК — ПОД — ОСИ — ВИК — РЫ — КА — ЖИК,

♦ КА —СИЧ — ЛИ — ПОД — РЁ — БЕ — ЗО — НО,

♦ НУШ — ИК — КА — ИН — ПЁ — МОК — ВОЛ — ОВ — О.

Задание : составить из данных слогов как можно больше слов, обозначающих названия грибов. (Каждая участница получает по набору карточек со слогами.)

Ответы : масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка.

Пока жюри подводит итоги, ведущий проводит со зрителями игру: рассыпает по полу рисунки грибов и устраивает соревнование между двумя игроками — кто больше «грибов» успеет собрать в кузовок, при условии, что собирать нужно «грибы» по одному.

Ведущий . А сейчас — конкурс под названием «Во саду ли, в огороде». Участницы в порядке очередности будут называть все, что растет в саду и на огороде: овощи, фрукты, ягоды. Та участница, чье молчание будет длиться более трех секунд, выбывает из конкурса. Соответственно, побеждает оставшаяся в игре. Начинаем!

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий . Чтобы выяснить, насколько хорошо претендентки на звание «Сударыня Лето» знакомы с разными видами летних работ, мы проведем конкурс, который называется «Хозяюшка». С помощью жестов и мимики участницам нужно показать действия, которые записаны на карточках. Задача зрителей — узнать и назвать эти действия.

Представляем Вашему вниманию расписание обычного дня в нашем спортивно-оздоровительном детском лагере. Разумеется, каждый день наполняет его увлекательными творческими делами, конкретным содержанием.

С ПРОГРАММАМИ ОТДЫХА (ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ) И ПРОФИЛИРУЮЩИМИ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ВСЕГО ЛАГЕРЯ (ИЛИ ГРУПП, СТУДИЙ В КАЖДОМ ЛАГЕРЕ) можно ознакомиться на стр. нашего сайта:

Сюда входят спортивно - развлекательные и анимационные мероприятия (конкурсы, игры, квесты, дискотеки и творческие вечера, работа секций, кружков, тренинги, мастер-классы, факультативные занятия иностранным языком, плавание, катание на лошадях, общеотрядные и лагерные мероприятия)!

Эти программы дополняется разными, так наз. ТЕМАТИЧЕСКИМИ ПРОГРАММАМИ , которые в значительной степени являются результатом коллективного творчества и неудержимой фантазии преподавателей и... самих ребят: например, "Фестиваль искусств", "Битва престолов" и др.

Время проведения занятий в кружках и секциях может меняться - это зависит от профиля лагеря и тематики смены, а также от решения Детского Совета лагеря (ведь у нас - самоуправление !) и педагогического коллектива. Учитывается и... погода. Критерий один - чтобы выполнялись намеченные цели каждой смены, всем было интересно и здорово!

8:30 Подъем
8:40 Веселая зарядка, процедуры
9:30 Завтрак
9:45 Уборка постелей, вещей в палатах, осмотр врача
10:00 Кружки, занятия, мастерские, мероприятия на улице. бассейн, лошади
13:30 Обед
14:00 Тихий час (Отдых, спокойные игры, чтение)
16:00 Полдник
16:15 Web-трансляции из лагеря на наши сайты для родителей
16:30 Отрядное время, занятия, бассейн, лошади, спорт, подготовка к конкурсам
19:00 Ужин
19:30 Лагерные мероприятия в клубе: концерты, дискотека, просмотр фильмов и т.п.
21:15 5-ое питание, чайный клуб
21:40 Отрядные уголки (итоги дня для каждого и для всех)
22:00 Отбой для младших
22:45 Отбой для старших

Распорядок дня для младших групп немного отличается. Им дается больше времени на утренние и вечерние процедуры, отбой - в 22 часа.

Как организуется работа в лагере "Планета Будущего" в период каникул:

  • Отличительной особенностью организации отдыха в нашем лагере является возможность самому ребенку стать активным участником всех событий, выбирать свои любимые секции, посещать интересующие его занятия, кружки и тренинги, участвовать в лагерном самоуправлении, обсуждая на равных с педагогами и вожатыми планы и распорядок дня.

  • Попробовав себя в разных делах, познакомившись с работой секций и кружков в первые несколько дней своего пребывания в лагере (в так называемый - "организационный период"), ребенок в дальнейшем отдает предпочтение тем, которые ему пришлись по душе.

  • Выбор - это всегда "глоток свободы", это отсутствие авторитарности, психологического давления, прессинга со стороны взрослых - всего того, что дети испытывают все в большей степени в современном мире.

    Педагогическая концепция лагерной смены должна исключать ненужные запреты и диктат , строиться на доверии и и подчеркнуто уважительном отношении к личности ребенка, на развитии партнерских отношений между всеми членами временного лагерного коллектива. В полной мере реализовать на практике подобную программу непросто. Постоянная апелляция к осознанному выбору, возможность для ребенка свободного волеизъявления положительно влияет на рост его самосознания, формирует у него, как у юного гражданина, активную жизненную позицию, а в отрядной жизни - повышает самодисциплину и чувство ответственности.


  • Помимо продуманного плана мероприятий и схемы внутрилагерных взаимоотношений нужна подготовленная команда профессионалов, энтузиастов и единомышленников. В процессе обучения в нашей Школе вожатых все канидаты на высокую должность Вожатого проходят серьезную теоретическую и практическую подготовку, стажировку и аттестацию по итогам работы.

  • Демократия в детском лагере (впрочем, как любая демократия) только тогда чего-то стоит и может существовать и развиваться, когда она опирается на строжайшую дисциплину, отточенный механизм взаимодействия всех звеньев управления, контроль и самоорганизацию.

  • В лагере за одним воспитателем закреплено не более 5-7 детей, что обеспечивает практически индивидуальный подход к каждому ребенку, позволяет ни на минуту не оставлять детей без внимания. На территории поддерживается постоянная оперативная связь по рации директора с дежурным по лагерю, врачом, другими вожатыми и педагогами, охраной.

  • Главное задача: занять и увлечь ребят в течение всего дня: "От рассвета и... до отбоя" - творческими, интересными и полезными делами. Программа лагеря не ограничивается только большим количеством массовых мероприятий, а нацелена на личностную работу, на постижение творческого начала в в процессе самой деятельности. Тогда конкретный, пусть и небольшой результат для каждого "пионера - первооткрывателя" становится его собственным великим достижением!
    У нас проводятся отрядные и общелагерные чемпионаты, турниры, личные соревнования, конкурсы, игры, эстафеты. Определяются победители, но побежденных здесь - не бывает! Каждый получает свою долю заслуженных аплодисментов и свой приз!

  • У нас работают педагоги, кружководы и вожатые с большим опытом работы и высшим образованием. Им помогают стажеры, студенты и выпускники в основном педагогических ВУЗов, многие из которых сами "выросли" в наших лагерях. Они обеспечивают весь учебный процесс, проведение спортивных, зрелищных, культурно-массовых мероприятий, проводят тренинги и беседы, отвечают за жизнь и безопасность детей, всегда готовы прийти на помощь, поддержать своего младшего друга в трудную минуту словом и помочь делом. По некоторым дисциплинам преподаватели и тренеры регулярно приезжают в лагерь для проведения занятий согласно расписанию.

  • Мы сердечно благодарим волонтеров из разных стран за их подвижническую повседневную работу с детьми в наших лагерях (в рамках сотрудничества с международной организацией AIESEC ). И снова приглашаем их летом! Приезжая по зову сердца к нашим детям, волонтеры (это - студенты и начинающие преподаватели ведущих университетов Англии, Канады, КНР, Болгарии и др. стран) знакомят детей со своей культурой, языком и традициями, проводят спортивные и культурные мероприятия, конкурсы, викторины, участвуют в работе Международного клуба .

    УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!


    Сегодня 19.02.2019 действуют СКИДКИ на путевки!


    Бронируйте путевки сейчас - скидки для вас сохраняются!

    Наши официальные сайты:

    www.wushu.org - cайт головной некоммерческой общественной организации, курирующей направление спорта и образования, проведение лагерей и выездных сборов (МОО "Федерация ТиСУ").

    www.planeta-bu.ru - О проекте "Планета Будущего". Детский отдых. Занятия для детей и родителей в наших Центрах и Клубах.

    Детские лагеря нашего Центра. Отдых детей.

    www.superrest.ru - Туристический портал (туры по всему миру, детский отдых).

    www.pedagogic-center.ru - Педагогический Центр им. В.А. Сухомлинского. Инновационный образовательный проект "Планета Будущего". Всероссийский Портал дополнительного образования. Курсы повышения квалификации, переподготовки, дистанционного обучения. Школа вожатых, старших вожатых, аниматоров, волонтеров. Работа. Трудоустройство.

    http://edustudents.ru - Официальный Портал дополнительного образования. Профессиональная подготовка. Курсы повышения квалификации, переподготовки. Заочное обучение. Дистанционное обучение.

    http://school.pedagogic-center.ru - Всероссийский Портал дистанционного обучения вожатых, старших вожатых, аниматоров, волонтеров (основной сайт).

    www.sportfinder.ru - Спортивно-информационный портал Федерации.