Византия герб и флаг. Государственный герб России: описание, значение и история двуглавого орла

Двуглавый орел не выдуман специально, а имеет свою историю. Из далекой древности до нас дошли парные изображения зверей и птиц: пары неравноправные - когда один из зверей терзает другого, и пары союзные - одинаковые звери и птицы, обращенные друг к другу.

Из века в век эти пары сближались так, что их шеи переплетались, и по закону уплотнения изображения и смысла, в символах сливаются в одно или их головы, или тела, а головы остаются две, то есть перед нами два существа, слитые в равноправном единстве. Самые распространенные пары - львы, кони и орлы. Но всегда ли это было так в случае с двуглавым орлом? Попробуем восстановить его историю.

Двуглавый орел - очень древний символ, история которого насчитывает более 3000 лет. Этот символ был распространен в Шумерской культуре, древние хетты также хорошо его знали. Государство хеттов, древнего индоевропейского народа, возникло в Малой Азии на территории современной Турции, и к середине II тысячелетия до н.э. достигло своего расцвета. Столица Хеттского государства находилась неподалеку от современного турецкого села Богазкей, и там было обнаружено самое древнее (VIII век до н.э.) изображение двуглавого орла, высеченное в скале. Считается, что двуглавый орел был официальным символом хеттских царей.

В VI веке до н.э. изображение двуглавого орла прослеживалось в Мидии, расположенной восточнее бывшего Хеттского царства. Символ двуглавого орла использовался персидскими шахами из династии Сасанидов (I век н.э.), а затем и арабскими правителями, которые изображали этот символ на своих монетах. В Персии двуглавый орел был символом победы. В древности орел и лев были символом царственности. «Римские полководцы имели изображение орла на своих жезлах, как знак главенства над действующей армией... Позднее он... был превращен в исключительно императорский знак, символ верховной власти», - пишется в Словаре международной символики и эмблематики.

В 330 году н.э. римский император Константин Великий переносит столицу Римской империи в Константинополь, так из Рима двуглавый орел попал в Византию, но он не стал официальным символом Византии, не был он и символом императорской семьи Палеологов, последних византийских императоров (хотя некоторые историки считают его государственным гербом Византии). Но как он попал в Рим? Византия располагалась на древней земле хеттов, так что и «завозить» этот символ туда было не нужно. Складывается впечатление, что этот символ был очень хорошо известен древним народам, хотя его мистический смысл утрачен.

Предполагается, что европейцы заново узнали этот символ во время крестовых походов, и он стал часто использоваться в европейской геральдике. Германский император Фридрих I Барбаросса (XII век н.э.) первый начал использовать в своем гербе черного двуглавого орла. Фридрих во время крестового похода посещал Византию и видел этот символ во дворце Василевсов. До 1180 года на печатях, монетах и государственных регалиях, как и на личных вещах императора, не было двуглавого орла. Ранее символом Германии был одноглавый орел, а, начиная с императора Фридриха, на гербе Священной Римской империи стали изображать оба символа. Разграничение этих символов произошло в начале XV века, и император Сигизмунд I делает двуглавого орла гербом Священной римской империи. С 1806 по 1919 год (после распада Римской империи) двуглавый орел становится гербом Австрии. И в настоящее время он помещен на гербы многих европейских государств, а также масонских лож.

Подлинный смысл этого символа до сих пор неясен, и ученые толкуют его по-разному. Орел - царь птиц, с древности он считался символом царей земных и небесных. В орла превращается Зевс, чтобы похитить Ганимеда. Существует множество изображений Бога Солнца Гелиоса, который путешествует по небу в колеснице, запряженной четверкой коней. Кони на Руси также были слугами Солнца, стремительно несущими его по небу, и найдено изображение коней с одним туловищем и двумя головами. Исследователи полагают, что конные пары - знак летнего солнцестояния (или равноденствия). Но есть очень редкие изображения Бога Солнца Гелиоса в колеснице, запряженной двумя двуглавыми орлами, причем они разного цвета, белый и черный. Что это? День и ночь? Свет и тьма? Возможно, это символы весеннего и осеннего равноденствия, когда день равен ночи, и черный орел - осеннее равноденствие, когда одна голова смотрит на уходящее лето или жизнь, а вторая - на приближающуюся зиму, мрак и смерть, а белый орел - символ весеннего равноденствия, когда жизнь возрождается. Кто знает...

Тем не менее, существует одна малоизвестная версия. «В раннем средневековье одиночные изображения двуглавой птицы встречаются в декоративном искусстве балтийского субрегиона. Они представляют принесенную жертву, рассеченную вертикально птицу на последнем этапе культового действа. Он заключался в том, что распластанная птица крепилась к столбу или стене. Данное изображение стало символом власти князя, приносившего жертву богам для процветания подвластной ему дружины... Следует обратить внимание на... крест, расположенный между частями головы распластанной жертвы. Этот крест, не имеющий отношения к христианской символике, связан с культом Тора-Перуна и составлен из топориков, символов бога-громовника». «Не исключено, что этот образ был представлен на щитах варяжской дружины, из состава которой рекрутировались телохранители византийских императоров» (археолог В.И. Кулаков, журнал «Гербовед» за 1994 г. №5-6)

Возможно, первоначально тела птиц (воронов) прибивались на щиты непосредственно, но затем были заменены на их изображения, вырезанные из дерева. Считалось, что вертикально рассеченная птица-жертва охраняла воинов от враждебных действий потусторонних сил. Эта гипотеза объясняет в какой-то степени изображения вертикально рассеченных птиц хеттов и индусов, помещавшихся на зданиях. До 18 века изображения вертикально рассеченной птицы встречались над входной дверью и на зданиях в Пруссии.

С приходом христианства в католических странах символам изображений животных стали придавать отрицательное значение (новая религия всегда борется с символами старой религии), тогда как на Руси и в странах Востока эти символы сохранили позитивно-магическую функцию оберега. Так же и двуглавый орел, хотя и распространялся в странах, ставших опорой христианства, не получил христианской трактовки, а остался чисто царским или императорским символом.

Одиночный орел в качестве мистического символа-хранителя до сих пор используется бурятами-шаманистами острова Ольхон на Байкале. Места эти скрыты от посторонних глаз. В одном из таких мест на Ольхоне в глубине леса на вершине высокой сосны, очищенной от веток, был прибит орел с распластанными крыльями. Стволы и ветки огромных старых деревьев вокруг этого места были странно и неестественно изогнуты, как будто под действием необъяснимой силы. Впечатление было необыкновенно жуткое.

Итак, получается, что славяне с древности знали и использовали символ рассеченной птицы-жертвы, которая затем трансформировалась в двуглавого орла. Когда же этот символ стал гербом России? Мнения историков по этому поводу расходятся. Известный историк XVIII века В.Н. Татищев, ссылаясь на «Старую Гисторию Соловецкого манастыря», считал, что этот герб принял Иоанн Великий (III) после брака (в 1472 г.) с морейской принцессой Софьей (Зоей) Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина XI Драгаса.
Печать Ивана III Васильевича, лицевая и оборотная стороны, конец XV в.

В подтверждение этой версии обнаружилась жалованная грамота Великого Московского князя Ивана III Васильевича князьям Волоцким Федору и Ивану с привешенной к ней печатью, на лицевой стороне которой был изображен всадник, пронзающий копьем дракона, а на обратной её стороне находился двуглавый орел. Грамота датирована 1497 годом и сохранилась до наших дней, и это первое известное официальное использование двуглавого орла. Эту же версию поддержал и Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского», он один из первых, кто обратил внимание на эту печать. Эта версия так прочно закрепилась в умах людей, что даже празднование 500-летия герба России отмечалось в 1997 году.

Двуглавый орел Византийской Империи, ок. XV в.

Однако в настоящее время историки опровергают эту версию. Двуглавый орел не был символом Византии и императорской семьи Палеологов (хотя на золотом стяге, который везли во главе свадебной процессии Софьи Палеолог, и был выткан черным шелком двуглавый орел). Византийский историк Георгий Акрополит (1217-1282г.) отмечал, что золотые двуглавые орлы украшают ткани, одежду и обувь, ими украшали щиты, оружие, они находились в храмах.

На французской миниатюре XIV века изображен император Иоан VI Кантакузен на соборе 1351 г. в Константинополе, подушки у подножия его трона украшают белые двуглавые орлы, а император Константин Драгас, погибший при защите Константинополя, был опознан по золотым двуглавым орлам на его сапогах. Зато ни на одном из атрибутов государственной власти в Византии (корона, монеты, печати, флаг и личный герб императора) нет двуглавого орла. Можно предположить, что, когда римляне завоевали земли, которые стали называться Византией, они переняли этот символ у побежденных народов, но, естественно, не стали делать его символом империи.

Выдвинута новая, более правдоподобная, версия: Иван III (или великие князья до него) принял этот символ, чтобы подчеркнуть свое равенство с европейскими монархами, имевшими в своих гербах орлов, а также быть равным первому монарху тогдашней Европы - германскому императору. В «Хронике Констанцского собора» Ульриха фон Рихсенталя от 1416 года помещен герб Руси с изображением двуглавого орла, то есть он был известен в России еще до приезда византийской принцессы.

В 1613 году на престол взошел царь Михаил Федорович, положивший начало династии Романовых, при котором в 1625 году был принят герб - двуглавый орел с тремя коронами. При его сыне царе Алексее Михайловиче было принято первое изображение орла с распростертыми крыльями под тремя коронами и с символом власти - скипетром и державой в лапах. Орла в то время изображали золотым на красном поле.

С 1699 года Петр I учредил орден Святого Андрея Первозванного, и в герб были введены изображения ордена и орденской цепи. Императорские короны вместо царских появились на гербе России после присвоения в 1721 году ПетруI титула Императора Всея Руси и Отца Отечества, а на груди Орла стал изображаться всадник, которого с 1727 г. официально назвали Святым Георгием.

Цветовая гамма герба - черный орел на золотом фоне и серебряный всадник на красном поле - окончательно установилась при Екатерине Великой. При Николае I, Александре II и Александре III в герб были внесены некоторые изменения, и он просуществовал до 1917 года.

Значение двуглавого орла в российской геральдике до конца неясно. Считается, что этот символ олицетворяет верховную власть государя-самодержца и идею освобождения и объединения русских земель, но этот смысл ему придали позже, чем он появился на Руси.

В середине XIX столетия в книге «Русская геральдика» А.Б. Лакиера дано следующее, более новое объяснение символа: «Око государя было обращено на Восток и Запад, а распоряжения обеим сторонам исходили из одного источника». И это объяснение до сих пор популярно.

На печатях и денежных купюрах изображение двуглавого орла просуществовало до 1918 года, правда, без державных атрибутов власти. На денежных купюрах Временного правительства достоинством в 250 рублей орел изображался на фоне свастики (рисунок художника И.Я. Билибина).

На долгие годы двуглавый орел исчез из Российской символики, пока Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1998 года не был утвержден Государственный герб РФ: золотой двуглавый орел на красном фоне.
Современный российский герб

Мы говорим: двуглавый орел, подразумеваем Византия. Говорим: Византия подразумеваем двуглавого орла. На фасаде храма Святого Георгия на Фанаре - главного храма Вселенской патриархии, последнего символа Византии- высечен большой барельеф двуглавого орла как символа исторического наследия ромейской империи.

Двуглавый орел. Барельеф на стене храма Святого Георгия на Фанаре.

Но на самом деле, хотя это и может показаться странным на первый взгляд, символ двуглавого орла в Византийской империи появляется только на самом ее излете.

В литературе есть упоминания о том, что его древнейшее изображение найдено на мраморной плите в Ксиропотамском монастыре, основанном императрицей Пульхерией в середине V века. Однако исторической датой основания монастыря считается X век, а орел, вероятно, относится к еще более позднему времени.

Двуглавый орел из Ксиропотамского монастыря, на ранее X века.

К XI веку отсылает нас легенда, связывающая с символом двуглавого орла императора Исаака Комнина (1057-1059). Якобы он, будучи в Малой Азии, услышал рассказ о гигантской двухголовой птице - хага, которая могла спокойно унести в своих когтях целого быка. Для местных аборигенов эта птица означала власть и заступничество. Символика странной и хищной птицы столь понравилась императору, что он ввел ее в Византии. Однако, мне, к сожалению, так и не удалось обнаружить каких-либо ссылок на эту легенду в исторических источниках. К этому же времени относится и еще один любопытный артефакт, который на сайте коллекции Dumbarton Oaks обозначен как «Шелковый фрагмент с двуглавым орлом, Византия, XI век».

Шелковый фрагмент с двуглавым орлом из коллекции Dumbarton Oaks.

Проблема заключается в том, что этот орел сильно напоминает текстили, произведенные в мусульманской Испании в XI-XII веках. Некоторое время велись дискуссии вокруг другой шелковой ткани с двуглавыми орлами, обнаруженной в соборе Вича (Каталония) в могиле Святого Бернарда из Кальво (умер в 1243 году). Некоторое время считалось, что эта ткань византийского производства, однако сейчас возобладало мнение, что она создана в испанской мастерской и досталась каталонцам в качестве военного трофея.

Фрагмент текстиля с двуглавыми орлами из коллекции Метрополитан музея.

Для сравнения можно привести еще одну шелковую парчу из Musée des Tissus в Лионе, мавританского испанского производства.

Шелк из Musée des Tissus в Лионе.

С другой стороны мавританские шелка весьма и весьма напоминают византийские шелка с орлами, которые, вероятно, оказали на них влияние. Но орлы на византийских шелках сплошь одноглавые (?). Впрочем, все это достаточно дискуссионно.

Византийский шелк из Осера (Франция), X-XI век.

Два орла несут Александра Великого на небо. Византийский шелк X века. Mainfränkisches Museum, Würzburg .

Еще один пример одноглавого византийского орла в монастыре Космосотира в северо-восточной Греции. Монастырь был основан в 1152 году севастократором Иасааком Комниным .

Хронологически следующим изображением византийского двуглавого орла считается портрет никейского императора Феодора II Ласкариса (1254-1258) в Cod. Marcianus graecus 404 fol. VI. Кодекс хранится в государственной библиотеке в Мюнхене. Манускрипт содержит в себе «Историю» Георгия Пахимера, которая охватывает события с 1255 по 1308 годы. Его приблизительная датировка середина XIV века - время императора Иоанна Кантакузина. Феодор Ласкарис стоит на особом подножнике - суппендионе, на котором изображены двуглавые орлы.

Феодор II Ласкарис в Cod. Monacensis graecus fol. VI

Правда есть мнение, что двуглавые орлы появились здесь только в ΧVI веке, когда Антоний Эпарх с Корфу - торговец древними рукописями - реставрировал манускрипт и мог принять одноглавого орла за двуглавого. В качестве подтверждения приводится изображение Михаила VIII Палеолога, на суппендионе которого традиционный римский знак власти - одноглавый орел, а также миниатюры плохой сохранности из кодекса Marcianus graecus 404, представляющая собой копию Monacensis graecus, сделанную до того, как над рукописью поработал реставратор, где на суппендионах Феодора Ласкариса и Михаила Палеолога - одноглавые орлы, и только у Андроника ΙΙ - двуглавый. Но все это относится к области догадок и предположений. Подробнее об этом

Михаил VIII Палеолог Cod. Monacensis graecus 442 fol. 174 r

Так или иначе, рукопись XIV века вряд ли можно считать доказательством того, что двуглавые орлы использовались при никейском императорском дворе. Самые ранние свидетельства, не поддающиеся двойному толкованию, о византийских двуглавых орлах относятся к эпохе начало правления в Византии династии Палеологов. Об этом будет следующий пост.

(Восточная) Римская империя, Византия
Byzantium (лат.) , Imperium Romanum, Romania (лат.) , Βασιλεία Ῥωμαίων, Ῥωμανία (греч.)

Раздел находится в разработке!

Византийская империя или Восточная Римская империя была продолжением Римской империи в эпоху Средневековья. Столицей был Константинополь, ныне известный как Стамбул. За тысячу лет империя превратилась в мощную силу, несмотря на военные неудачи и потери территории. Империя вступила в длительный спад после двенадцатого века, что привело к падению Константинополя от турков в 1453 году.

Византийская история с удобством может быть разделена на следующие периоды.

Первый простирается до начала VIII века, исходные же его моменты хронологически не поддаются определению, подобно тому, как не отыскана дата, разграничивающая конец древней и начало новой истории. В смысле объема и содержания исторического материала сюда должны входить факты, характеризующие и подготовляющие византинизм, хотя бы они хронологически относились к цветущей поре Римской империи. Такой же этнографический переворот, какой на Западе подготовил переход от древней истории к средней, постепенно совершается и на Востоке. Разница только та, что Запад вполне сделался добычей новых народов, будучи поглощен германской иммиграцией, Восток же обнаружил больше приспособляемости к новым историческим условиям и пережил критическую эпоху с меньшими для себя потерями. В борьбе с готами и гуннами империя поплатилась лишь временными потерями. Труднее было положение в VI и VII вв., когда с одной стороны теснили авары и славяне, с другой персы.

Победы Юстиниана (527-565) и Гераклия (610-641) задержали напор внешних врагов и определили на будущее время политические задачи империи. Самым важным делом царей этого периода было организовать отношения славян к империи. Эта задача достигалась системой размещения славянских племен по западным и восточным провинциям, предоставлением им свободных земель для сельскохозяйственной культуры и невмешательством во внутренний порядок славянской общины. Вследствие этого окраины империи приобрели оседлое земледельческое население, составившее преграду против неожиданных вторжений новых врагов; военные и экономические средства настолько увеличились, что надвигавшаяся опасность арабского завоевания не имела для империи гибельных последствий.

Второй период, от Льва III Исавра до Василия Македонянина (717-867), характеризуется такими чертами, в которых византинизм находит себе полное и всестороннее выражение. Через весь этот период проходит живая борьба идей, нашедшая себе внешнюю формулу выражения в системе иконоборчества. После двадцатилетней анархии, предшествовавшей вступлению Льва III на престол, следуют две династии восточного происхождения, стоявшие во главе империи во весь иконоборческий период: Исавры и Армяне. Та и другая держатся на престоле в постоянном страхе за прочность власти; антагонизм между эллинскими и неэллинскими элементами дает о себе знать в бунтах и появлении самозванцев. Но самая трудная проблема заключалась в разрешении вопроса, выдвинутого иудейством и магометанством. Православному царству нанесен был сильный удар философскими теориями и практическими из них выводами, подвергавшими сомнению основные догматы о божественном сыновстве Иисуса Христа и о Богородице. Византийская ученость пытается отразить этот удар методом и средствами, почерпнутыми из эллинской философии; правительство же пробует ряд практических мер, которыми предполагает ослабить значение нападок со стороны иудейства и магометанства, отняв у христианского богопочитания и богослужения символы и внешние формы. Гонение на св. иконы разделило империю на два враждебных лагеря, в организации которых играл важную роль и антагонизм национальностей. Победа над иконоборством, формально одержанная в 842 г., с одной стороны, знаменует преобладание славянских и эллинских элементов над восточными азиатскими, с другой - подготовляет для византинизма широкое поле деятельности в Европе. Внесение славянского обычного права в имперское законодательство и реформы в социальном и экономическом строе придают этому периоду глубокий интерес.

Третий период - от вступления на престол Василия Македонянина до Алексея I Комнина (867-1081). Существенные черты его истории заключаются в высоком подъеме византинизма и в распространении культурной миссии его на юго-восточную Европу. Трудами братьев Кирилла и Мефодия славянские народы введены в число культурных стран Европы; патриарх Фотий положил преграды честолюбивым притязаниям римских пап и теоретически обосновал право Константинополя на церковную независимость от Рима. В сфере научной этот период отличается необыкновенной плодовитостью и разнообразием литературных предприятий; в сборниках и обработках этого периода сохранился драгоценный исторический, литературный и археологический материал, заимствованный из утраченных теперь писателей. Во внешней истории самый выразительный и проходящий через весь период факт - войны с болгарами. Тогда в первый раз поставлен был вопрос о политической роли славянского элемента. Симеон Болгарский принятием царского титула и устройством независимого церковного управления претендовал перенести на славян главенство в империи. Театр военных действий переносился от Адрианополя и Филиппополя в Грецию и к Дарданеллам. Участие русского князя Святослава в этой войне сопровождалось гибельными последствиями для славянского движения. В 1018 г. Болгария замирена и вошла в состав империи. Со стороны Востока самым важным событием было завоевание острова Крита у арабов в 961 г.

Четвертый период - от вступления на престол Алексея I Комнина до 1261 года. Весь интерес периода главным образом сосредоточивается на борьбе европейского Запада с азиатским Востоком. Крестоносное движение неминуемо должно было затронуть Византийскую империю и поставить ее в необходимость озаботиться охранением собственных владений. Вожди крестоносных ополчений мало-помалу теряют из виду первоначальную цель движения - Св. Землю и ослабление могущества мусульман и приходят к мысли о завоевании Константинополя. Вся мудрость политики царей Комнинов (Алексея I и Мануила I) сосредоточилась на том, чтобы держать в равновесии враждебные империи элементы и не допустить преобладания одного из них над другим. Вследствие этого политические союзы заключаются попеременно то с христианами против магометан, то обратно; отсюда особенно поразившее крестоносцев первого похода явление - половецкие и печенежские орды на службе империи. В 1204 году крестоносцы четвертого похода овладели Константинополем и поделили между собой империю. Но горсть патриотов с Феодором Ласкарисом во главе удалилась в Никею, и там образовалось зерно политического движения против латинян и очаг свободы, к которому устремились помыслы всех эллинов. Михаил Палеолог в 1261 г. вытеснил латинян из Константинополя. В более или менее тесной связи с событиями крестовых походов стоят второстепенные факты этого периода. На Востоке появляются турки-сельджуки, которые пользуются крестовыми походами для распространения своей власти на счет Византийской империи. На западе - с одной стороны норманны, утвердившиеся в Южной Италии и Сицилии, вносят личные счеты с империей в крестоносное движение и угрожают морским владениям Византии, с другой - болгары производят полный переворот дел на Балканском полуострове. Восстание Петра и Асеня в конце ХII в. сопровождалось освобождением Болгарии и образованием второго Болгарского царства, которое имеет тенденцию объединить интересы всего славянства на Балканском полуострове. Интересы Болгарского царства и Никейской империи некоторое время совпадали ввиду общей опасности от латинян; но с перенесением столицы обратно в Константинополь вновь проявляется политический антагонизм, которым успешно воспользовались османские турки.

Пятый период обнимает время от 1261 до 1453 года. Факты внешней и внутренней истории этого последнего периода определяются исключительными условиями, в которых находилось царство Палеологов. По завоевании Константинополя Михаил Палеолог употребляет все усилия к тому, чтобы соединить под своей властью находившиеся под чуждым господством провинции империи. Для этого он вступает в весьма тяжкие и обременительные договоры с Генуей и Венецией, жертвуя в пользу этих торговых республик существенными интересами империи; в этих же соображениях он сделал весьма важные уступки Папе, дав согласие на унию с римской церковью (Лионский собор 1274). Та и другая жертва не только не принесли ожидаемых выгод, но напротив - сопровождались прямым ущербом для империи. С началом XIV в. в судьбах империи начинают играть главную роль османские турки. Завоеванием Бруссы, Никеи и Никомидии турки утвердили свое господство в Малой Азии и в 1354 г. занятием Галлиполи стали твердой ногой в Европе. Господство на Балканском полуострове делили между собой греки, сербы и болгары. Ревниво оберегая лишь собственные интересы, греки пользовались услугами османских турок против славян; в свою очередь, эти последние поддерживали турок против греков. Османское могущество вырастает на счет политической розни между государствами Балканского полуострова. Несмотря на грозящую со стороны турок опасность, Палеологи не были в состоянии отрешиться от близорукой политики и продолжали возлагать все надежды на союз с Западом и на иноземную помощь. В 1341 г., по смерти Андроника Младшего, внутренние усобицы из-за обладания престолом и церковный раскол, порожденный борьбой между национальной и западнической партиями, на долгие годы отвлекли внимание правительства от политических дел. Между тем турки наносят грекам и славянам одно поражение за другим: в 1361 г. взят ими Адрианополь, затем битвой на Марице и на Косовом поле (1389) сокрушена была Сербия и скоро за тем - Болгария (1393). Мало-помалу Византийская империя ограничена была небольшой полосой между Черным и Мраморным морями. Хотя оставались в связи с ней некоторые провинции, но в XIV и XV веках обнаруживается резкий антагонизм между Константинополем и провинциями, которые стремятся к политической особности. При царе Константине XI Палеологе (1449-1453), братья которого Димитрий и Фома имели независимые княжения в Пелопоннесе, Константинополь предоставлен был исключительно собственным силам и средствам в последней борьбе его с морскими и пешими силами Магомета II. 29 мая 1453 г. Византийская империя перестала существовать.

Восточная Римская империя

Династия Константина

Вне династий

Династия Феодосия

Династия Львов

(1) 474-475
475-476

Византийская империя

Династия Львов

(2) 476-491

Династия Юстиниана

Вне династий

Династия Никифора

Вне династий

Аморийская династия

Македонская династия

Династия Дука

Династия Комнинов

160 лет назад, 11 апреля 1857 года, русский царь Александр II утвердил государственный герб России - двуглавого орла. Вообще, герб русского государства видоизменялся при многих царях. Это происходило при Иване Грозном, Михаиле Федоровиче, Петре I, Павле I, Александре I и Николае I. Каждый из этих монархов вносил какие-либо изменения в государственную эмблему.

Но серьезная геральдическая реформа была проведена в царствование Александра II в 1855-1857 годах. По его велению специально для работы над гербами в Департаменте герольдии сената создали Гербовое отделение, которое возглавил барон Б. Кене. Он разработал целую систему российских государственных гербов (Большой, Средний и Малый), ориентируясь в их художественном воплощении на общепризнанные нормы европейской монархической геральдики. Также под руководством Кене был изменен рисунок орла и Святого Георгия, а государственный герб приведен в соответствие с международными правилами геральдики. 11 апреля 1857 года Александр II утвердил герб Российской империи - двуглавого орла. Также был утвержден весь комплект государственных гербов - Большой, Средний и Малый, которые должны были символизировать собой единство и могущество России. В мае 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления, которые без особых изменений просуществовали до 1917 года.


Наследие предков

Герб и цвет нации несут символическое и историческое значение. Необходимо помнить, что государственные символы (образное выражение государственности, нации, её идеологии) занимают в жизни народа чрезвычайно важное место, хотя в повседневной жизни это обычно и незаметно. Древнейшими русскими символами, которые происходят со времен индоевропейцев-ариев, были солнцеворот, сокол-рарог, двуглавый орел, красный цвет.

Одной из исторических эмблем Руси-России является двуглавый орёл. По своей древности и глубине значения он уступает разве, что всаднику поражающему дракона-змея, который в более позднем, уже христианском понимании, известен как Георгий Победоносец. Всадник символизирует громовержца (Перуна, Индру, Тора и т. д.), который поражает змея (символ Велесе-Волоса, владыки Нави). Это один из базовых мифов индоевропейцев-ариев.

Двуглавый орел (птица) отмечен в самых различных культурах. В частности, в шумерской и индийской мифологиях. Так, Гандаберунда - двуглавая птица в ведийской (индуистской) мифологии (II тыс. до н.э.). Имя этой птицы состоит из двух слов - ганда (сильный), берунда (двухголовый). В Вишну-пуране рассказывается, что бог-воин Вишну превращался в Гандаберунду, когда обычного , которым он владел, оказывалось недостаточно и требовалось проявить фантастическую силу: двуглавый орёл легко мог поднять в каждой лапе и клюве по слону или льву. Такое изображение Гандаберунды сохранилось не только на средневековых монетах, но и на барельефе храма Рамешвар в индийском г. Келади, который построен в XVI веке, а также в гербе королевства (княжества) Майсур, где Гандаберунда держит в каждой лапе по слону. Гандаберунда известен и в качестве эмблемы династии королей Майсура - Водеяров, на ряде золотых и медных монет могущественной империи Виджаянагар (юг Индии) XIII-XVI вв.

Княжество Майсур (Индия)

Гандаберунда воспринимался индийцами не только как символ бога-воина Вишну, его высшей власти и военной силы, но и как аватар (воплощение) Вишну он символизировал также соблюдение принципов дхармы (дисциплины и порядка). Кроме того, в буддизме двуглавый орёл символизировал силу и власть Будды.

Активно использовали этот символ и в северных индоевропейских (арийских) культурах. Надо сказать, что многоголовость различных животных, мифических существ - это одна из особенностей славянской мифологии. Не зря ещё один из древнейших символов суперэтноса русов - это Триглав, триединый Бог следит за всеми царствами земли: Явью, Правью и Навью (в Индии известен, как Тримурти, в христианстве - Троица). Различные Двуглавы, Триглавы-Трояны, четырехголовые Святовиды-Свентовиды, Семиглавы и т. д. - это признак суперэтноса русов.

Особенно часто в древности встречается двуглавый орел в Малой Азии и на Балканском полуострове. В Малой Азии он встречается со времен могущественной державы II тыс. до н. э. - Хеттского царства. Её основателями были индоевропейцы-арии, прародиной которых предположительно был Балканский полуостров. Хеттская империя успешно соперничала с Египтом. Хетты одними из первых овладели тайной выплавки железа, контролировали всю Малую Азию и проливы из Средиземного в Чёрное море. Это был великий арийский (индоевропейский) народ, который поклонялся богам Пирве (Перуну) и Сивату (Свету). Гербом хеттов был двуглавый орёл, который сохранился не только на штандартах, каменных барельефах, но и печатях. Хеттский орёл - это важнейшее, вещественное доказательство преемственности индоевропейских культур, преемственности империй.


Гандаберунда в храме Рмешвара в Келади, Индия


Двуглавый орёл - символ Хеттского царства

Однако и хетты переняли орла у более древней арийской культуры. В Анатолии есть и более древние поселения. В частности, раскоп у поселения Алача-Уюк (англоязычная форма - Аладжа-хююк»). Это поселение бронзового века - IV - III тыс. до н. э. И здесь наряду с многочисленными скульптурными и бронзовыми изображениями свастик-солнцеворотов и других арийско-индоевропейских традиционных символов, знаков-оберегов, были обнаружены рельефы двуглавого орла. Таким образом, мы наблюдаем древнейшую преемственность арийско-индоевропейской культуры: Алача IV тыс. до н. э. - Хаттуса II тыс. до н. э. - Византия I-II тыс. н. э. - Русь XV-XXI вв. н. э.

Русские геральдисты отмечали, что изображение двуглавого орла было известно в древней Птерии (город в Мидии). Оно относилось в периоду рубежа VII-VI вв. до н. э. По свидетельству Ксенофонта, у персов в примерно то же время символом верховной власти служил орёл. Символ двуглавого орла использовался персидскими шахами из династии Сасанидов. В древности орел и лев считались символом царственности. В Древнем Риме римские полководцы имели изображения орла на своих жезлах, это был символ главенства над войсками. Позднее орёл стал исключительно императорским знаком, символизирующим верховную власть.

Западные геральдисты XVII столетия рассказывали легенду, как двуглавый орёл стал государственной эмблемой Рима. При въезде Юлия Цезаря в Рим над ним носился в воздухе орёл, который напал на двух коршунов, убил их и бросил к ногам великого полководца. Удивлённый Юлий счёл это знаком, который предсказывает ему победу и приказал увековечить его, прибавив к римскому орлу вторую голову. Однако, скорее всего, появление второй головы должно быть отнесено к более позднему времени, когда произошло разделение империи на две части - Восточную и Западную Римские империи. Тело у орла было единым, что означало общие интересы и происхождение, но с двумя головами, обращёнными на запад и восток. Такой орёл и был принят как эмблема империи Константином Великим (272 - 337), или под другим источникам, Юстинианом I (483 - 565). Видимо, намного позднее такое же символическое значение придавалось двуглавому орлу Австро-Венгрии.

Но двуглавый орёл не был официальным символом Византийской империи, как многие считают. Он был эмблемой династии Палеологов, правившей в 1261 - 1453 гг., а не всей Византийской державы. В мусульманском мире, который воспринял древнюю индоевропейскую (арийскую) символику, двуглавый орел олицетворял высшую, в том числе военную, власть султана, который представлялся как богатырь-воин, отличавшийся храбростью, волей к победе и воинственностью. Двуглавый орёл был расположен на флаге турок-сельджуков. Его использовал Конийский султанат (Иконийский султанат, или Румский султанат, или Сельджукский султанат) - феодальное государство в Малой Азии, просуществовавшее с 1077 по 1307 годы. Двуглавый орел сохранился как символ Коньи.


Конья


Эмблема династии Палеологов

После начала крестовых походов, двуглавый орёл появляется в западноевропейской геральдике. Так, он отмечен на монетах Людвига Баварского и гербах бургграфов Вюрцбургских и графов Савойских. Германский король и император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса (1122 - 1190) первым начал использовать в своем гербе черного двуглавого орла. Фридрих видел этот символ в Византии. До 1180 года на государственных печатях, монетах и регалиях, как и на личных вещах императора, двуглавый орёл не отмечен. Ранее символом германских владык был одноглавый орел, но начиная с императора Фридриха Барбароссы, на гербе Священной Римской империи стали изображать оба символа. Только с XV столетия двуглавый орёл стал государственной эмблемой Священной Римской империи. Орёл изображался чёрным на золотом щите, с золотыми же клювами и когтями, головы окружались нимбами. В XIX - начале XX столетий двуглавый орел был гербом Австро-Венгрии. Кроме того, в Сербии двуглавый орёл стал гербом рода Неманичей. Это была правящая династия в XII-XIV вв.


Двуглавый орёл на гербе Священной Римской империи

Русь

На Руси двуглавый орёл отмечен в XIII столетии в Черниговском княжестве, а в XV веке - в Тверском и Московском княжествах. Имел некоторое хождение двуглавый орёл и в Золотой Орде. Сохранилось некоторое количество монет Золотой Орды с изображением двуглавого орла. Некоторые исследователи даже утверждают, что двуглавый орёл был государственным гербом Орды. Но большинство историков не поддерживают эту версию. На печати Ивана III Васильевича, которая досталась от Василия II Васильевича, был изображён лев, который терзал змею (лев был символом Владимирского княжества). В конце XV века появилось два новых символа: всадник (ездец), который использовали ещё в Древнерусском государстве и двуглавый орёл. Формальным поводом, чтобы использовать этот символ, был тот факт, что женой Ивана III была Софья Палеолог, для которой орёл был родовым знаком. Эмблема Палеологов представляла собой чёрный силуэт, вытканный чёрным шелком на золотом поле. Он был лишен пластики и внутреннего рисунка, фактически являясь плоской орнаментальной эмблемой.

Таким образом, двуглавый орёл был известен на Руси еще до приезда византийской принцессы. К примеру, «Хронике Констанцского собора» Ульриха фон Рихсенталя от 1416 года помещен герб Руси с изображением двуглавого орла. Двуглавый орёл не был символом Византийской империи, и великие русские князья приняли его, чтобы подчеркнуть свое равенство с западноевропейскими монархами, быть равными германскому императору.


Перемышльская земля (XIII в.)


Черниговское княжество

Государь Иван III воспринял появление этой эмблемы в Русском царстве очень серьёзно. Для современников великого князя родство византийской императорской династии с домом Рюрика была актом огромного значения. Фактически Русь оспаривала права сильнейшего государства Западной Европы - Священной Римской империи на данный символ. Московские великие князья стали полагаться преемниками римских и византийских императоров. Старец Филофей с первой половине XVI столетия сформулирует концепцию «Москва - третий Рим». Согласно этой концепции в было два Рима, третий стоит (Москва), а «четвертому не быти». Москва становилась наследницей христианских и мессианских традиций Рима и Константинополя. Иван III Великий принял этот герб не только как династический знак своей супруги, а как геральдический символ Русского государства в будущем. Первое достоверное употребление двуглавого орла в качестве государственного символа эмблемы относится к 1497 году, когда великокняжеская грамота на земельные владения удельных князей была скреплена печатью на красном воске. Лицевая и оборотная стороны печати несли изображения двуглавого орла и всадника, поражающего змея. Одновременно изображения позолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Грановитой палаты в Кремле.

Византийский орёл на русской земле приобрёл новые черты, «обрусел». На Руси, ранее упрощённый, безжизненный графический силуэт, наливается плотью, оживает, готов к полёту. Это могучая, грозная птица. Грудь орла прикрывает древнейший, исконный русский символ - Небесный Воин, Победитель зла, покровитель воинского начала Руси (Перун - Георгий Победоносец). Орла изображали золотым на красном поле.

В правление царя Ивана IV двуглавый орёл окончательно стал гербом России. Сначала герб Русского царства дополнялся единорогом, а затем всадником-змееборцем. Всадник традиционно воспринимался как изображение государя - «князь великий на коне, а имея копье в руце». То есть царь на Руси, по древнейшей арийской традиции, был воплощением Перуна - Георгия Победоносца - защитника Правды на Земле. До царствования Михаила Романова над головами орла находилось две короны. Между ними изображали русский восьмиконечный крест - символ православия. Только у большой печати Бориса Годунова у орла впервые появляется три короны, они обозначали Казанское, Астраханское и Сибирское царства. Окончательно третья корона появилась в 1625 году, её ввели вместо креста. Три короны с этого времени означали Св. Троицу, в более позднее время, с конца XIX столетия стали считать символом триединства трех частей русского суперэтноса - великорусов, малороссов и белорусов. Со времени правления Алексея Михайловича русский орёл почти всегда держит в руках скипетр и державу.

С XV и до середины XVII века русский орёл всегда изображался с опущенными крыльями, что определялось восточной геральдической традицией. Только на некоторых печатях Лжедмитрия, очевидно под западным влиянием, крылья орла подняты. Кроме того, на одной из печатей Лжедмитрия I всадник-змееборец был повёрнут направо согласно западноевропейской геральдической традиции.

Во времена правления царя Петра Алексеевича, с утверждением в 1699 году ордена св. Андрея Первозванного, московский герб почти всегда окружён цепью ордена. Сам двуглавый орёл. Под влиянием западных традиций, становится чёрным. Всадника с 1727 года стали официально называть Святым Георгием. При императрице Анне Иоанновне специально приглашённый гравёр И. К. Гедлингер к 1740 году подготовил Государственную печать, которая с небольшими изменениями просуществует до 1856 года. Император Павел Петрович, ставший гроссмейстером Мальтийского ордена, в 1799 году введёт в российский герб мальтийский крест на груди, на котором будет помещён московский герб. При нём же будет сделана попытка разработать и ввести полный герб Российской империи. К 1800 году будет подготовлен сложный герб, на котором будет 43 герба. Но до гибели Павла этот герб не успеют принять.


Герб Московского княжества (XV в.)


Герб Царства Русского (XVII в.)


Государственный герб России (1730 г.)


Российский герб, предложенный императором Павлом I (1800 г.)

Государственный герб России (1825 г.)

Необходимо сказать, что до царствования Александра III, пропись русского двуглавого орла никогда не была точно установлена законом. Поэтому форма, детали, атрибуты и характер менялись в различные царствования весьма легко и часто значительно. Так на монетах XVIII столетия, видимо, под влиянием петровской антипатии к Москве, орел изображался без герба старой столицы. Скипетр и держава иногда заменялись лавровой ветвью, мечом и другими эмблемами. К концу правления Александра I орлу придали не геральдическую, а совершенно произвольную форму, которую заимствовали во Франции. Она была впервые помещена на изготовленной во Франции для императорского дома серебряной посуде. Этот двуглавый орёл имел широко распущенные крылья и держал в лапах перевитые лентами громовые стрелы, жезл и факел (в правой), лавровый венец (в левой). Исчезла династическая Андреевская цепь, на груди орла появился сердцевидный, заострённый кверху щит с московским гербом.

При Николае I было два типа герба. У упрощённого герба были только основные элементы. На втором на крыльях появились титульные гербы: Казанский, Астраханский, Сибирский (на правом), Польский, Таврический и Финляндский (на левом). Сам герб предельно монументален, гармонично входит в новый архитектурный стиль, известный как «Николаевский ампир». Крылья как бы распластаны над Россией, словно защищая её. Головы грозные и мощные.

При государе Александре II провели геральдическую реформу, её главным автором был барон Кёне. Появляется корона над московским гербом, причём св. Георгий изображен в образе средневекового рыцаря в серебряных латах. Форма орла подчёркнуто геральдическая. На малом государственном гербе также появились щиты с гербами территорий в составе Российского государства. 11 апреля 1857 года приняли целый комплект гербов - Большой, Средний и Малый государственные гербы и прочие, всего сто десять рисунков.


Большой государственный герб Российской империи (1857 г.)

Большой государственный герб Российской империи (1882 г.)


Малый государственный герб Российской империи (1883 г.)

В 1892 году, в правление Александра III, в Своде Законов Российской империи появляется точное описание государственного герба. На грудь орла вернётся Андреевская цепь. Чёрные перья будут густо осыпать грудь, шеи и широко распростертые крылья. Лапы несут скипетр и державу. Клювы орлов грозно раскрыты и языки выпростаны. Суровый взгляд огненных глаз обращён на восток и запад. Вид орла был торжественен, внушителен и грозен. На крыльях помещались гербы. На правом: Казанского, Польского, Херсонеса Таврического царств, соединенный герб Киевского, Владимирского и Новгородского княжеств. На левом крыле: Астраханского, Сибирского, Грузинского царств, Великого Княжества Финляндского.

Как национальный символ русского народа и русской государственности двуглавый орёл прошёл три династии русских самодержцев - Рюриковичей, Годуновых и Романовых, не утратив значения верховной государственной эмблемы. Сохранился двуглавый орёл и в период Временного правительства, когда с ним конкурировала свастика - знак солнца и символ вечности. Временное правительство отложило решение вопроса о государственном гербе до созыва Учредительного собрания, а на своей печати поместило двуглавого орла, перерисованного с печати Ивана III, без корон, скипетра, державы, щитка с Георгием Победоносцем на груди орла и пр.


Герб Российской республики (1917 г.)

Для первого государственного герба Российской Советской Федеративной Социалистической Республики была избрана эмблема «серп и молот», предназначавшаяся первоначально для государственной печати. В вершине гербового щита располагались буквы РСФСР. Не считая этих букв в гербовом щите, первый советский государственный знак был составлен в соответствии с геральдическими канонами. Основное изображение - эмблема «серп и молот» в лучах восходящего солнца. Девиз подчёркивал политическую направленность отличительного знака социалистического государства. В 1978 году была добавлена красная звезда в верхней части герба.

2-й съезд Советов СССР 31 января 1924 г. утвердил конституцию, где было указано, что герб СССР состоит из серпа и молота на земном шаре, изображённом в лучах солнца и обрамлённом колосьями, перевитыми красной лентой с надписью на ней - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Надпись была на шести языках - русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском, тюркско-татарском. Наверху - красная пятиконечная звезда. С изменением числа союзных республик надпись на ленте давалась в 1937-1946 гг. на 11 языках, в 1946-1956 гг. - на 16, с 1956 г. - на 15 языках.

Герб РСФСР использовался до 1993 года, была изменена только надпись на щите - «Российская Федерация». В 1993 году двуглавый орел вернулся на герб Российского государства. Предложенный проект государственного герба - двуглавый орёл без корон, скипетра, державы и других «царских» атрибутов - был отвергнут, оставшись на металлических деньгах как эмблема Центробанка. Гербом стал двуглавый орёл, рисунок которого выполнен по мотивам малого герба Российской империи - в иной цветовой гамме, без территориальных гербов на крыльях орла, без цепи ордена Св. Андрея Первозванного. Согласно Конституции РФ, государственный герб РФ, его описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Такой закон - «О Государственном гербе РФ» - принят 25 декабря 2000 г. Герб представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона. Допускается воспроизведение герба в одноцветном варианте, а также без геральдического щита.

Ныне двуглавый орёл символ вечности Русской государственности, её преемственности с великими империями древности. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для Руси-России оборонять рубежи на Западе и Востоке. Три короны над головами, скрепленные единой лентой, символизируют единство трех частей Руси (Русской цивилизации) - Великой России, Малой России и Белой Руси. Скипетр и держава обозначают незыблемость государственных устоев нашей Родины. Грудь орла, защищённая щитом с изображением всадника-змееборца, указывает на историческую миссию русского народа на Земле - борьба со злом во всех его проявлениях. Отступление от этой программы приводит к смуте и краху Российской государственности. Исторически Русь-Россия является защитницей Правды на Земле. В настоящее время, когда инволюция (упрощение) и деградация охватили человечество, и Запад распространил идею «золотого тельца» (материализм) на всю планету, что привело к глобальной смуте, это особенно важно. Падение русской цивилизации, которая является носителем этики совести на планете, приведет к глобальной катастрофе (разрушению нынешней человеческой цивилизации).

Двуглавый орел вернулся к нам. Этому древнему символу не менее шести-семи тысяч лет. Будем надеяться, что и другие незаслуженно забытые, а то и специально оскверненные родовые символы и знаки суперэтноса русов (как солнцеворот) в итоге будут полностью возвращены и займут со временем достойное место на Руси-России. Они хранили русов-славян на протяжении многих тысяч лет.


Современный государственный герб Российской Федерации

На груди Орла со времен Петра I был помещен древнейший герб Москвы. На нем – изображение Всадника Небесного, олицетворяющего образ Святого Великомученика и Победоносца Георгия, поражающего копьем Змия, что символизирует извечную борьбу Света и Тьмы, Добра и Зла. В лапах Орел прочно удерживает скипетр и державу – незыблемые символы власти, державности, единства и целостности государства.


В настоящее время двуглавый орел изображен на гербах Албании, России, Сербии, Черногории.

Существует множество мифов и научных гипотез о причинах появления двуглавого орла в России. По одной из гипотез, основной государственный символ Византийской Империи – двуглавый Орел – появился на Руси более 500 лет назад в 1472 г., после брака Великого князя Московского Иоанна III Васильевича, завершившего объединение русских земель вокруг Москвы, и византийской царевны Софьи (Зои) Палеолог – племянницы последнего константинопольского императора Константина XI Палеолога-Драгаса.
В XVIII веке первый русский историк В. Н. Татищев, ссылаясь на «старую историю Соловетского манастыря», писал: «Иоан Великий (Иоанн III), по наследию своей княгини Софии, принцессы греческой, принял за государственный герб орел пластаной с опушенными крыльями и двумя коронами над головами, который и сын его употреблял». В подтверждение версии Татищева обнаружилась печать, привешенная к жалованной меновой и отводной грамоте великого московского князя Ивана III Васильевича князьям волоцким Федору и Ивану. На лицевой стороне печати был изображен всадник, пронзающий шею дракона, а на обратной стороне двуглавый орел. Грамота и соответственно печать датировались 1497 годом. Версию Татищева поддержал Н. М. Карамзин, в «Истории государства Российского» написав: «Великий князь начал употреблять сей герб с 1497 года».

Двуглавый орел – древнейший солнечный символ


Большинство исследователей этого символа считают, что орел связан с солнцем. Логика здесь такова: орел - царь птиц, Солнце - царь всех планет; орел летает выше всех, то есть ближе всех к солнцу. Орел является символом с множеством смыслов. Орел всегда олицетворяет власть и благородство, напоминая человеку о его возвышенном происхождении и божественной природе. Большие распростертые крылья являются символом защиты, острые когти – символом непримиримой борьбы со злом, а белая голова символизирует справедливую власть. Помимо этого, с орлом всегда ассоциируется сила, храбрость, нравственность и мудрость.
Орел с глубокой древности известен как царский символ. Он знак верховенства. Он знак царей земных и небесных. Орел - посланник Юпитера. В орла превращается Зевс, чтобы похитить Ганимеда.
Двуглавый орел означает возможность усиления власти, распространение ее на запад и восток. Аллегорически древнее изображение двуглавой птицы могло означать еще недремлющего стража, который видит все и на востоке, и на западе.
Орел всегда был солярным символом, являющимся атрибутом солнечных богов во многих культурах. Его рассматривали как священную эмблему Одина , Зевса , Юпитера, Митры , Нинурты (Нингирсу), Ашшура – ассирийского бога бури, молнии и плодородия. Двуглавый орел символизировал Нергал а (Марса), божество, олицетворяющее испепеляющую жару полуденного солнца. А также бога подземного мира.
Орла также рассматривали как посланца богов, который соединял земную и небесную сферу. А в Месоамерике он к тому же считался символом пространства из света и небесным духом.
В христианстве орел служил воплощением божественной любви, справедливости, храбрости, духа, веры, символом Воскресения. Как и в других традициях, орел играл роль посланника небес.