Какие темы по обществознанию огэ. Подготовка к огэ и егэ по обществознанию
Человек и общество
Взаимодействие общества и природы. Сферы общественной жизни. Личность. Деятельность человека. Межличностные отношения.
Сфера духовной культуры
Наука в жизни общества. Образование и его значимость. Религия и свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм.
Экономика
Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности. Экономические системы. Производство и производительность труда. Обмен и торговля. Рыночный механизм. Предпринимательство. Деньги. Доходы. Налоги (в этой части программы решается одна из главных проблем у школьников - неумение решать экономические задачи).
Социальная сфера
Социальная структура общества. Семья. Социальные ценности и нормы. Социальный конфликт. Межнациональные отношения.
Сфера политики и социального управления
Власть. Формы государства. Политический режим. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения. Гражданское общество и правовое государство.
Право
Нормы права. Правонарушения. Юридическая ответственность. Конституционный строй РФ. Федеративное устройство РФ. Органы государственной власти РФ. Правоохранительные органы. Защита прав и свобод человека. Гражданские правоотношения. Семейные правоотношения. Трудовые правоотношения. Административные правоотношения. Уголовное право (в этом разделе у школьников большая путаница в понятиях – мы даём информацию в удобной схемотехнической форме).
Работа с текстом
Основной Государственный Экзамен (ОГЭ) школьники сдают после окончания 9-го класса. По сути, этот экзамен - тренировка перед ЕГЭ, который сдают после 11-го класса и который учитывается при поступлении в ВУЗы. Рекомендуется пошаговая систематическая подготовка, а также чтение Конституции РФ (некоторые вопросы по обществознанию основаны на данном документе).
Данный сборник составлен ФИПИ (Федеральный Институт Педагогических Измерений) - именно его, от ФИПИ, нам рекомендовали для подготовки к экзамену в школе.
Заметим также, что в целом объём теоретического содержания курса основной школы, поддающийся формализованной проверке, относительно невелик. Поэтому в итоговой аттестации за курс основной школы выражена практическая составляющая - комплекс умений, связанный с использованием обществоведческих знаний при анализе и оценке фактов и процессов социальной реальности. Всё это даёт также некоторое представление о степени социализации выпускников основной школы, их понимании свойственных возрасту социальных ролей.
Используйте при подготовке также, помимо сборников, материалы Открытого банка заданий ОГЭ, расположенные по адресу: opengia.ru/subjects/social-9/topics/1.
Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:
Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом;
- часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.
Советуем выполнять задания по мере прохождения или повторения соответствующих тем. Рекомендуем отмечать наиболее трудные для Вас вопросы и задания, чтобы в период непосредственной подготовки к экзамену обратить на них более пристальное внимание.
Если, готовясь к экзамену, Вы испытываете затруднения с выполнением некоторых заданий, встречаете незнакомые понятия и термины, обращайтесь за советом к учителю, тем более что при систематической подготовке у Вас есть такая возможность. Выполнять задание, не понимая его, крайне неэффективно. Тот материал, который Вы не находите в учебной книге, посмотрите в школьном словаре и справочной литературе и отметьте использованный источник, чтобы потом в случае необходимости вернуться к нему.
Некоторые страницы сборника смотрите на фото ниже.
Тема №1
Общество и человек
План
1.Общество (широкое и узкое понимание).
2.Структура общества
3.Сферы жизни общества.
4.Ступени развития общества.
5.Развитие общества.
7. Глобализация.
1 .Общество.
Общество – это исторически сложившаяся в пределах определённой территории и воспроизводящая себя общность людей, имеющая свою систему управления. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира(в широком смысле).
Возникновение человека и возникновение общества - это единый процесс. Нет человека - нет общества. Нет общества - нет и человека.
Общество (широкое и узкое понимание)
Общество в узком смысле | Общество в широком смысле |
||
Определение | Примеры | Определение | Примеры |
Объединение людей по интересам, профессиям, совместная деятельность | Общество книголюбов, педагогическое общество, всероссийское общество охраны природы, общество Красного Креста | Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения | Пришельцы обнаружили на Земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием |
Исторический этап развития человечества | Рабовладельческое, феодальное, капиталистическое индустриальное | Всё человечество в целом, в его историческом и перспективном развитии | Глобальные проблемы современного общества |
Социальное окружение | Дурное общество | ||
Национально-государственное образование | Французское общество, американское общество, западноевропейское общество |
2.Структура общества
Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.
Структура общества сложна. В него входят большие и малые социальные группы людей.
Социальная группа - реально существующая общность, в которой люди собраны вместе, объединены совместной деятельностью или находятся в сходных условиях жизни и поэтому осознают свою принадлежность к данной общности.
Классификация социальных групп
Группы подразделяют на большие и малые.
Большие группы
Большие группы делятся на:
1. Неорганизованные, стихийно возникшие
К первому относятся стихийно возникшие, кратковременно существующие общности:
Примеры: толпа, публика, аудитория.
2.О рганизованные, длительно существующие
Примеры : классы и социальные слои, различные этнические(народности, нации), профессиональные и половозрастные группы.
Малые группы
М алой группой называется немногочисленная по составу группа(от 2 до 20 человек), члены которой объединены общей социальной деятельностью. Это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.
Малые группы делятся на:
1.Первичные формальные коллективы: семейный, учебный, трудовой, и др.
2.Неформальные коллективы (приятельская компания)
Общественные отношения – это взаимосвязи и взаимозависимость, в которые люди вступают в процессе деятельности.
Общественные отношения характерная черта общества. В ходе развития общества меняются общественные отношения.
Цивилизация – целостность материальной и духовной жизни людей в определённых пространственно-временных традициях.
3.Основные сферы жизни общества
Сфера жизни общества | Характеристика |
Экономическая сфера(институт) | Промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение. |
Социальная сфера(институт) | Слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга. |
Политическая сфера (институт) | Государственная власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп. |
Духовная сфера(институт) | Религиозные организации, учреждения культуры и соответствующая деятельность людей. Наука, нравственность, религия, язык, искусство, научные учреждения. |
Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом.
На сохранение целостности общества и регулирования отношений между людьми направлены социальные нормы.
Социальные нормы – правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.
Эти нормы могут иметь форму:
- Дозволения, т.е. разрешения вести себя определённым образом.
- Предписания, т.е. указания на требуемые действия.
- Запрета, т.е. указания на действия, которые нельзя совершать
Социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет. К наиболее значимым нормам относятся моральные и правовые нормы. Нарушение любых социальных норм в обществе осуждается.
4.Ступени развития общества.
Ступени развития общества | Характеристика |
Традиционное(аграрное) общество | Господство сельского хозяйства, натуральное хозяйство, сельские жители преобладают над городскими, сословная иерархия, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа – жрецам, либо церкви, и армии. Господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Цель общества – поддержать существование человека как вида. Экстенсивное развитие (количественное), распространение человечества и сбор природных богатств с большой территории. |
Индустриальное общество XIX –XXвв. | Преобладает промышленное производство, решающая роль принадлежит промышленникам и бизнесменам. Это общество основано на развитии крупного машинного производства. Характерно использование научных достижений. Растёт численность городского населения. Потребительское отношение к природе. Цель общества: Производство товаров массового потребления. Развитие понимается как увеличение использования природных богатств и бесконтрольное развитие техники. Рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки. |
Постиндустриальное(информационное) общество | Производство ориентировано на качество продукции, на потребителя. Большое значение имеет квалификация, творческий потенциал людей. Главный фактор производства – научно-технический прогресс, информационные технологии. Ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования. Бережное отношение к природе. Возрастает роль государства в контроле за технологическими и социально-экономическими изменениями. В настоящее время начинает развиваться в США, Японии, и ряде стран Западной Европы. Глобализация, существование, как национальных государств, так и надгосударственных органов власти . Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии. Человек властвует над силами природы. Влияние на природу: Активное разумное освоение природы. Минимальное загрязнение окружающей среды, безотходное производство. Цель общества: Добыча, обработка и хранение информации. Развитие понимается как развитие техники на основе научных достижений и углубление понимания законов природы. Приоритет отдаётся науке и образованию. |
5.Развитие общества.
Движущие силы исторического процесса
Общество как динамическая система
1.Изменяется и развивается общество в целом
2.Изменяются и развиваются его элементы
3.Элементы общества взаимосвязаны между собой и воздействуют друг на друга
4.Одни элементы прекращают своё существование, другие появляются
Два направления развития общества
- Прогресс
Движение общества: по восходящей линии, от низшего к высшему; от менее совершенного к более совершенному;
К большей устойчивости жизнеспособности общества.
- Регресс
Движение общества по нисходящей линии от высшего к низшему;
от лучшего к худшему; к нестабильности.
Основные формы развития общества
- Эволюция. Постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходят естественным образом
- Революция. Относительно быстрые изменения, коренной переворот в жизни общества.
- Реформа. Комплекс мероприятий, направленных на преобразования, изменение в обществе.
6.Наука и общество. НТР и её последствия.
Наука и общество
Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация истинных, объективных знаний о действительности, имеющая свой предмет и собственную методологию изучения.
НТР и ее социальные последствия
- Научно-техническая революция (НТР) - переворот в науке.
- Нучно-технический прогресс (НТП) - взаимодействие техники и науки в едином процессе совершенствования производства.
Трудовая, производственная деятельность человека неотделима от техники. Причем, как нетрудно убедиться, техника со временем развивается, совершенствуется.
Примеры технического прогресса
- Скачок в развитии техники в эпоху неолита - появление орудий из искусственных материалов (керамика из природной глины, обожженной в огне);
- Переход от ручного труда к машинному в период промышленного переворота;
- Появление управляющих машин.
Технические новинки не только влияли на процесс производства, но и меняли облик самого человека труда, его отношения с другими тружениками и потребителями произведенного продукта.
- Появление тех или иных технических новшеств часто было связано с развитием знаний, прогрессом науки.
- Однако только в середине XX в. технические новшества стали прямым результатом развития научных знаний.
- Она связана с проникновением человека в мир микрочастиц и выходом в космическое пространство, появлением многообразных искусственных материалов (в том числе с заранее заданными свойствами), широким внедрением в процессы производства управляющих машин.
Социальные последствия НТР
- Положительные достижения
Возрастание роли научных знаний; развитие образования, превращение его в необходимое и непременное условие полноценного человеческого существования; овладение человеком высокими скоростями, сравнительно безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях; применение новых видов энергии, искусственных материалов, которые по-новому открывают возможности использования природных ресурсов, и т. п.
- Отрицательные последствия
Достаточно вспомнить об экологических проблемах.
Человек становится все более зависимым от техники, техногенные катастрофы (сбои и нарушения в технической и технологической деятельности человека, которые вызывают необратимые процессы в биосфере) приносят значительный ущерб не только природе - от них страдают и люди.
Производство становится все более сложным и предъявляет все более строгие требования к работникам. Быстрое обновление знаний требует от работника мобильности, а тот, кто в этой гонке за новыми знаниями, научно-техническими идеями проигрывает, оказывается «лишним». Далеко не все страны могут нести бремя расходов на внедрение современных технологий и развитие науки, которая становиться все более дорогостоящей. Многие ранее неизвестные болезни, причина которых - стресс, уносят миллионы жизней. Можете сами продолжить этот перечень.
И все же не может современный человек отказаться от благ цивилизации, созданных благодаря достижениям НТР.
7. Глобализация.
Глобализация (проблемы появляются в XX веке)
Это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и государствами
Положительное
- Способствует развитию экономики
- Обеспечивает большую толерантность (терпимость)
- Предостерегает государства от крайних действий
Отрицательное
- Не всегда ориентирована на развитие отечественного производства (формируется единый стандарт потребления)
- Диктуются правила выгодные развитым странам
- Навязываются далеко не лучшие идеалы и ценности в ущерб национальных культур (массовая культура)
- Появляются глобальные проблемы
Глобальные проблемы
Угрожают всему человечеству. Носят планетарный характер. Могут быть решены только совместными усилиями всех народов и государств.
Можно выделить следующие глобальные проблемы
- Угроза новой мировой войны.
- Экологические проблемы (загрязнение и разрушение природной среды обитания человечества, изменения климата, исчезновение различных видов животных и растений, мелеют крупные реки и др.).
- Неравномерность экономического развития стран.
- Увеличение числа техногенных катастроф.
- Угроза мирового терроризма.
- Проблема народонаселения (угроза голода).
- Болезни.
- Истощение природных ресурсов (поиски новых энергоносителей).
- Кризис духовности.
ЕГЭ по обществознанию — самый популярный экзамен по выбору после обязательных ЕГЭ по математике и русскому языку. По данным прошлых лет, обществознание выбирало более половины выпускников, а в 2013 году его сдавало 69,3%! И вместе с тем это — один из сложнейших экзаменов. В этом году ЕГЭ по обществознанию не сдали 5,3% выпускников, а это около 25 тысяч человек! В чем причина такого неуспеха?
Среди выпускников распространено ошибочное мнение, что обществознание — один из самых легких предметов . Многие из них уверены, что по нему-то уж можно "что-нибудь наболтать". Это и есть первая ловушка обществознания. Ученики опираются на свой опыт устных ответов в классе, где действительно можно наговорить много, а учитель сам вычленит из сказанного верный ответ. На ЕГЭ же, где даже развернутые ответы части С состоят всего из нескольких предложений, невозможно "наболтать", а нужно давать четкие ответы.
И вот перед нами вторая ловушка обществознания: знание терминологии и умение ею оперировать . Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать. А это значит, что ЕГЭ по обществознанию в большей мере, чем любой другой экзамен, предполагает не простое воспроизведение заученного материала, а его "препарирование", что гораздо сложнее.
ЕГЭ по обществознанию — это настоящий интегральный экзамен: он включает в себя пять тем, относящихся к разным наукам : экономике, праву, философии, социологии и политологии. У каждой науки свой понятийный аппарат: терминология, подходы к оценке и анализу. Это и есть третья ловушка — ученику необходимо освоить всю терминологию и логику каждой из пяти наук. Сложность ЕГЭ по обществознанию состоит в том, что, в отличие от, например, математики, где геометрические задачи занимают четкое место в структуре экзамена, вопрос на сопоставление может быть как в теме экономики, так и социологии. Следовательно, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом "включить" нужный понятийный аппарат.
При подготовке к ЕГЭ по обществознанию сложно избежать и четвертой ловушки:многочисленных учебников и пособий . Часть из них, к сожалению, не всегда добросовестна и может сослужить плохую службу. За основу лучше всего брать два базовых учебника — Кравченко и Боголюбова, которые используются в большинстве школ. Однако надо иметь в виду, что школы могут использовать учебники разных лет, а ФИПИ в своих разработках ЕГЭ опирается на последние издания.
Пятая ловушка ЕГЭ — недостаточное количество часов , которое отводится этому предмету в школе. Это связано, в первую очередь, с парадоксами развития российского образования. По мере своего совершенствования ЕГЭ по обществознанию усложняется, а в школе в это время идет отход от профильного изучения данного предмета. И это несмотря на то, что он востребован более чем в 30% гуманитарных вузов. Сегодня обществознание в школьной программе существует только как базовый предмет, которому уделяется всего один час в неделю.
Первая ловушка: выбирая этот предмет, объективно оцените свои знания. Относитесь к обществознанию как к точной науке.
Вторая ловушка: учите терминологию и тренируйтесь мыслить логически. Все типы заданий описаны в материалах ФИПИ. Ищите ответы на вопросы, узнайте, что конкретно требуется в данном ответе и как оценивается каждый ответ. В развернутых заданиях уточните, какой объем надо написать для ответа на каждый вопрос.
Третья ловушка: научитесь различать терминологию каждой из пяти дисциплин, входящих в ЕГЭ по обществознанию. При ответе первое, что нужно сделать, это определить дисциплину, с которой придется иметь дело.
Четвертая ловушка: с осторожностью выбирайте пособия для подготовки: ряд из них использует неупотребляемую терминологию и понятия. Учитывайте изменения, которые внесены в ЕГЭ-2014 по сравнению с 2013 годом, а именно:
- Усложнено задание В5. Общее число приведенных в условии задания суждений увеличивается с 4 до 5. Нужно распределить их по трем, вместо прежних двух, группам суждений: факты, оценки, теоретические утверждения. Здесь очень легко запутаться в оценках и теоретических утверждениях. Следует помнить, что теория — это заученное знание, а оценка — это собственное мнение.
- Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Это облегчает написание задания на данную тему, так как грань между терминологией этих двух дисциплин не всегда различима.
- За эссе максимально можно получить 5 баллов. Здесь важно помнить, что если не раскрыт смысл высказывания, то работа просто не проверяется. Дополнительные баллы даются за приведение теоретического обоснования, а самые высокие — за фактическую аргументацию.Пятая ловушка: недостаточное количество часов можно компенсировать только одним — дополнительной подготовкой к ЕГЭ по обществознанию на верно и своевременно выбранных курсах.
Основной госэкзамен по обществознанию - одно из испытаний по выбору, который могут сдавать ученики по окончании 9 класса. Этот предмет выбирают те ученики, которые решили продолжать обучение в 10 классе с гуманитарным уклоном или решили поступать в средние специальные учебные заведения на гуманитарные специальности.
Также ОГЭ может первой ступенью подготовки к сдаче единого государственного экзамена по этому предмету по окончанию полного обучения в школе.
Особенности
На выполнение всех пунктов экзамена отводится 3 часа. Чтобы он был зачитан в качестве выполненного необходимо набрать минимум 15 баллов - это соответствует оценке "удовлетворительно". 25 - 33 балла - диапазон для твердой четверки. Максимальное количество, которое можно заработать - 39 (от 34 оценка "отлично"). Никаких разрешенных наглядных материалов и пособий на этот вид ОГЭ не существует, на столе у экзаменуемого могут располагаться лишь бланк с текстами и ручка.
Структура основного госэкзамена предусматривает выполнение заданий двух типов - всего их 31.
Первая часть включает в себя 25 тестов (номера 1-25), которые требуют краткого ответа. Здесь вы найдете варианты, в которых нужно выбрать единственный правильный вариант из предложенных, соотнести между собой термины и их определения, указать правильную последовательность действий и так далее.
Вторая часть - это 6 заданий, на которые нужно дать полный развернутый ответ. Это вопросы под номерами с 26 по 31. Например, дан информационный текст, который нужно внимательно прочитать и после этого ответить на ряд вопросов.
Алгоритм подготовки
- Повторить все разделы школьной программы - для этого можно использовать учебники, методические пособия или собственные конспекты;
- Изучить различные демонстрационные материалы и дополнительную литературу - их можно найти в специализированных магазинах или в интернете;
- Использовать онлайн тесты ОГЭ - их можно найти на тематических сайтах, в том числе и на нашем. Они помогут закрепить изученное и смоделируют формат работы, максимально приближенный к реальному экзамену. Это поможет освоить последовательность всех действий и придаст уверенности на самом испытании.
Как оценивают результаты?
С 1 по 21 номер оценивается в 1 балл, такое же количество в вопросах 23-25. За №22 получают 2 - если все верно, 1 - при наличии одной ошибки, 0 - если их две и более. Результат второй части зависит от правильности и полноты ответов. Вопросы 26-28, 30 и 31 максимально приносят 2, при неполном раскрытии темы - 1. №29 при качественном выполнении добавит 3 балла.