Космонавт этимология. Профессия космонавт: описание для детей, информация о профессии космонавта


По конспектам выступлений Шалвы Александровича Амонашвили, доктора психологических наук, почетного члена Российской Академии образования, руководителя Лаборатории Гуманной педагогики (Москва, РФ) на семинаре, который состоялся 7 - 11 ноября 2000 года в г. Алматы.

Необходимость нравственного воспитания детей с самого раннего возраста становится очевидной не только для педагогов.

Более того, по мнению социальных аналитиков, именно воспитание нравственности в сочетании с развивающим обучением в ближайшие годы должно стать приоритетным направлением в педагогической деятельности.

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» в статье 3 «Принципы государственной политики в области образования» одним из основных принципов является гуманистический и развивающий характер обучения. В статье 8 «Задачи системы образования» среди приоритетных названы задачи развития творческих, духовных возможностей, основ нравственности, приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры.

Полноценная реализация этих принципов и задач требует нового педагогического мышления - «гуманного педагогического мышления». Так определил педагогическую концепцию Ш. А. Амонашвили, педагог, профессор, популяризатор идей гуманной педагогики. Идеями Гуманной педагогики необходимо пронизывать Казахстанскую модель образования.

Ш. А. Амонашвили - педагог-практик. В 1960-х годах в Тбилиси была организована экспериментальная школа № 1, где существовала лаборатория экспериментальной дидактики, где работали талантливые учителя и где подбор кадров осуществлялся не по наличию диплома, а по желанию работать творчески, всего себя отдавать делу.

Основными постулатами гуманного педагогического мышления являются:

Вера в возможности ребенка;
. раскрытие самобытной природы в ребенке;
. уважение и утверждение его личности;
. направление его на служение добру и справедливости.

Современные понятия школы, как учебного заведения, вооружающего подрастающее поколение знаниями и умениями, уже не отвечает требованиям нового века.

Не подвергая сомнению, значимость знаний в становлении личности ребенка, тем не менее, можно утверждать, что качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, определяются не только глубиной самих знаний, но и их духовной насыщенностью.

Надо ли утверждать, что для общества крайне опасно давать бездуховному, безнравственному, бессердечному человеку современные знания о законах природы и тайнах Вселенной. Слишком велик, будет вред для всех нас. Современные технологии - опасный инструмент в руках безнравственных.

Об авторитаризме современной педагогики.

Современная педагогика ограничена и ограничивает проявления детей.

Спросим себя об отстающих и неуспевающих учениках: «Все ли мы сделали по отношению к ним?»

На пространстве постсоветских государств господствует авторитарный (силовой) образовательный процесс. ЗУН (знания, умения, навыки) в нем главное. Воспитание, хотя и декларируется - второстепенное.

В некоторых школах приём детей осуществляется методом отбора через тестирование. Это порочный путь, путь посягательства на права ребенка, своеобразная педагогическая сегрегация, нарушение этических норм. Все это непременно отзовется в обществе нежелательными последствиями.

Нельзя одаренных детей отлучать от жизни, изолировать. Нельзя создавать школы для одаренных детей. Одаренность надо беречь в той среде, в какой она возникла.

Гений, если это гений, состоится в любых условиях, ибо это его задача (миссия) в жизни (вспомним Ломоносова).

Диктатура - разрушительная сила.

Современная педагогика не любит шалунов. Следовательно, она вырождается.

Методики выхолащивают педагогику. Наступает время, когда методики должны возвыситься до педагогики.

Необходимо изменить личность учителя. Учитель должен быть героем.

Допущения.

Допущение — это путь создания и развития новых идей.

Любая мысль (идея) развивается только тогда, когда снимаются запреты. Например, плоскостная геометрия Евклида была по-новому осознана и сформулирована Лобачевским. В результате возникла геометрия Лобачевского. Причем, открытие было столь значительным, что откликнулось в других науках.

В Гуманной педагогике существуют допущения, позволяющие вносить новые, важные идеи в привычные педагогические концепции.

1. «Я допускаю, что Высший Мир существует» - говорит Ш. А. Амонашвили. Не только мистики и религиозные деятели, но и крупные ученые разделяли эту точку зрения. Так думали А. Эйнштейн, Н. Бор, И. Павлов, К. Циолковский.
И далее следующие допущения.
2. Следовательно, реально существует душа.
3. Душа бессмертна и имеет силу движения к совершенствованию.
4. Земная жизнь - это возможность для восхождения души.
5. В течение жизни душа каждого человека должна утончиться и возвыситься. Хотя бы немного.

Все классики педагогики излагали эти истины. Кто-то прямо, кто-то в подтексте. Макаренко в письме Горькому пишет: «Все помешаны на материализме, и все забыли, что у человека есть душа». С учетом этих допущений - каждый ребенок в этой жизни - уникальное явление.

Тело - это только временная форма, в которой живет душа. Каждый ребенок пришел в этот мир со своей собственной миссией, своей собственной уникальной судьбой.

Загадку этой уникальности приоткрывает древняя мудрость: «То, с чем я родился - подарок Бога. То, с чем я умру - мой подарок Богу».

Пушкин не случайность, а воплощение величайшего духа с особой миссией. Пушкин - это веха в истории русского народа. Каждый народ имеет свои вехи. Нет простых людей.

У каждого своя миссия.

Мы рождаемся друг для друга.

Как, например, родилась няня Арина Родионовна, чтобы подготовить путь для Пушкина. Это её миссия. Плоды моей миссии пригодятся другим. А если моя миссия не состоится? А кто-то уже родился и ждет этих плодов?

В людях сильных голос духа слышен чувствами самого человека. Так, например, Вернадский писал: «Я ясно стал сознавать, что мне суждено сказать человечеству новое. Я - пророк. Я чувствую в себе голос, чувствую в себе Сократа». Чайковский: «Я хочу делать так, как меня влечет призвание».

Ребенок - это союз души и тела, союз неба и земли, их единство и целостность. Чем шире наши допущения, тем шире наше сознание, тем больше наши дела.

Гуманная педагогика. Определение. История вопроса.

Основана на принципах классической педагогики, яркими представителями которой являются:

Сухомлинский,

Макаренко,

Песталоцци,

Ушинский,

Каменский,

Выгодский,

Вернадский,

Узнадзе, и другие.

Каждый из них был выдающейся яркой личностью, был носителем нравственно-этических идей; был глубоко нравственным и искренним человеком. Их педагогика опиралась не на науку, а на мировоззрение, какое-либо философское или религиозное Учение.

Все они излагали свои мысли о педагогике в форме рассуждений, размышлений; иногда - в форме литературных произведений (например, Корчак - в романе «Когда я стану маленьким», Макаренко - в «Педагогической поэме»).

В современной педагогике появилась тенденция онаучивать проблемы, а это не всегда полезно.

Педагогика есть высшая форма человеческого сознания.

Педагогика - это мудрость.

Педагогика - это субъективная действительность.

Педагогом рождаются.

Важно мировоззрение педагога, его видение мира.

В современной педагогике ребенок есть материальная субстанция. По Каменскому - ребенок есть божественное явление и задача педагога - развивать в нем эту божественность. Сухомлинский сформулировал эту мысль так: «В бездуховном обществе не состоится воспитание ребенка».

Педагогика - величайшее искусство в мире.

Для каждого ребенка своя педагогика.

Нельзя технологизировать педагогику. Нельзя технологизировать отношения сердец.

Технология выхолащивает суть педагогики. Нужны учителя, которые проявляют подвиг. Необходимо возвышаться до уровня ребенка. Гуманная педагогика - подвиг для учителя. Ни в одной книге не написана педагогическая истина. В них только размышления о педагогике. Каждый педагог идет своим путем, опираясь на опыт прошлых поколений педагогов.

В педагогике никто не имеет быть мерою для другого. Нельзя научить тому, чего сам не знаешь. Если в учителе нет духовности и нравственности, он не сумеет воспитать это в учениках. Педагогика - мера всех наук. Все науки подчиняются педагогике. Гуманная педагогика - это педагогика, с помощью которой ребенок находит свет в себе и в окружающих.

Педагогический процесс - это Вы, Ваше настроение, Ваше состояние. Человек должен осознать свою судьбу, свой путь, свою маленькую, но миссию. Причем, поиски ведет сам человек. Но направить его еще в раннем детстве обязан учитель. Гуманная педагогика - самоотверженно помогать детям открыть в себе судьбу.

Принцип гуманной педагогики - очеловечивать среду вокруг ребенка. В классе не должно произноситься ни одно слово, которое не наполнено нравственностью. Все, что говорится, должно иметь развивающее и воспитывающее значение. Не всегда объясняется содержание слов, но их внутренний смысл обязательно наслаивается на сознание детей. Искусство сотрудничества накапливается медленно.

Все науки служат педагогике. Не нужны науки, которые ломают судьбы детей. Гуманная педагогика - педагогика самопожертвования, педагогика духовно устремленных элитарных педагогов. Пламя гуманной педагогики сожжет авторитарную педагогику. Гуманная педагогика не вмещается в слова. За словами всегда стоит суть, которую нужно понять. Каждому учителю необходимо иметь свой собственный, внутренний, духовный мир, который породит вашу личную гуманную педагогику.

Педагогические аксиомы.

Доброта воспитывается добротою.

Любовь воспитывается любовью.

Радость воспитывается радостью.

Благородство воспитывается благородством.

Личность воспитывается личностью.

Сталь закаляется огнем, а сила духа растет от дыхания жизни.

Воображение ничто в сравнении с жизнью.

Жизнь это шанс - не упусти его.

Жизнь это красота - удивляйся ей.

Жизнь это мечта - осуществи её.

Жизнь это тайна - разгадай её.

Жизнь это трагедия - выдержи её.

Жизнь это приключение - решись на него. Жизнь это жизнь - спаси её.

Дети не готовится к жизни - они в ней живут.

Утверждайте в ребенке качества, которых в нем нет или они слабые (дорисовывайте ребенка) - ты добрый, ты умный и т.д. Ребенок стремится к той модели, которую дорисовал учитель. У Шаталова эта мысль обозначена как принцип «соленого огурца» (если в банку с солеными огурцами поместить свежий, он обязательно станет соленым).

Ведите нумерацию уроков от первого в первом классе.

Отмечайте юбилей урока № 1000. Это праздник. К нему готовятся, приглашают гостей. На доске эпиграфы - мудрые мысли. Например: «Ты человеком родился. Но человеком должен стать». (Сухомлинский).

На доске размещайте большое количество задач - сложных, более сложных.

Большую часть из них дети не успевают решить за урок. Но они стремятся к их решению.

Мысль детей направляйте к трудному и преодолению его. (Эта задача трудная, но она решаемая).

Отправьте, например, ученика 2-го класса на урок в 4-ый класс, посмотреть, что там происходит. А потом предложите рассказать.

Без духовной общности учителя и ученика воспитание не состоится. (Сухомлинский). Поэтому, учитель ищет секрет общения с ребенком и затем входит в его внутренний мир.

Педагогические принципы.

Необходимо организовать окружающий ребенка мир и педагогический процесс так, чтобы:

1. ребенок познавал и усваивал истинно человеческое;
2. познавал себя как человек;
3. проявлял свою истинную индивидуальность, осуществлял свою миссию;
4. находил общественный простор для развития своей истинной природы;
5. личный интерес совпадал с общечеловеческими интересами;
6. были устранены источники, способные спровоцировать ребенка на асоциальные мысли, слова и поступки.

Для реализации этих принципов у учителя должна быть педагогическая совесть. И его действия по очеловечиванию среды вокруг ребенка должна быть терпеливой и длительной.

О природных качествах ребенка (страсти).

Ребенок = дух + тело.

Тело - носитель многих богатств, было создано природой мудро и создавалось долго. Тело - инструмент для души. Каждым ребенком владеют природные силы, которые мы назовем страстями. Эти страсти владеют ребенком. Ребенок их пленник. Но он хочет быть их пленником. Эти природные силы влекут ребенка к взрослению.

Обозначим три из них: (возможно, их больше)

1. Страсть к развитию (к познанию).
2. Страсть к свободе.
3. Страсть к взрослению.

Сразу же следует отметить, что знание и развитие - разные понятия. Знать - не значит быть развитым.

Страсть к развитию.

«Если дети с раннего возраста развиваются вне общества и созданных им условий, то они остаются на уровне животных» - так утверждал выдающийся современный психолог Леонтьев.

Таким образом, дети должны развиваться в обществе и общество должно обязательно создавать для них необходимые условия.

Французский ученый, этнограф Вилар из одной своей экспедиции привез девочку, сироту из племени гуакиилов. Девочке было два года. Удочерил её, она росла в его семье, её любили.

В 1958г. эта девочка закончила Парижский Университет, стала профессором этнографии, знала 5 языков.

Другой случай. В Индии, в джунглях были найдены две девочки, воспитывавшиеся в семье волков. Старшей к тому времени было 12 лет. Она смогла освоить несколько слов, научилась ходить, но когда требовалась быстрота передвижения - она становилась на четвереньки.

Девочку эту воспитывали хорошие педагогики, но она не стала полноценным человеком.

Младшая не выжила в человеческих условиях - умерла.

Обе девочки были европейской белой расы.

В каждом ребенке заключены способности, возможности (психология называет их функциями)

Сколько их - мы не знаем. Знаем только о некоторых из них - речь, умение ходить, память, мышление.

Следует отметить, что у биологических возможностей существуют пределы развития. У духовных возможностей пределов к развитию нет.

Развитие - это движение функций к своему биологическому пределу. Развитие происходит само собой, а также с помощью окружающих взрослых и педагогов.

Законы развития.

1. Любая функция в своем развитии имеет свой предел - у каждого человека свой. Это пределы наших земных возможностей - биологические ограничения. Например, в 1 сек. можно взять только 7 раз одну ноту на клавиатуре.

У каждого человека существуют свои собственные (биологические) границы памяти, скорости мышления, скорости реакции на внешние раздражители, особенности речевого аппарата, двигательного аппарата, индивидуальная скорость окислительно-восстановительных реакций в организме, а, следовательно, потребности в отдыхе, сне и т.д.

Развитие одной и той же функции у разных людей происходит в разных условиях. Менее одаренный природой человек может стать более развитым, чем более одаренный, развитием которого никто не занимался.

2. Развитие ускоряется или замедляется в зависимости от среды, от качества педагогического процесса. Этот процесс создают взрослые люди.

Развивающий процесс может быть экспансивным, т.е. приглашающим. Иллюстрация к этому - система выдающего ся советского психолога Занкова, одного из создателей теории развивающего обучения. Он впервые доказал, что обучение не развивает ребенка. ЗУН не есть развитие. Дети могут много знать, но оставаться неразвитыми.

Принципы обучения по Занкову.

Обучение на высоком уровне трудностей.
Ускорение темпа обучения.
Усиление роли теоретических знаний в обучении.

3. Развитие происходит только в преодолении трудностей.

Чем трудности более обдуманны, тем эффективнее развитие. Создавать условия, чтобы ребенок догадывался.

Тренировать наблюдательность - зрительную, сердечную.

4. Развитие происходит в ребенке по календарным срокам.

Если функция была не развита в положенные календарные сроки, то она отмирает, или становится слабо развитой.

Пример - развитие функции речи.

Зарождается еще в утробе матери. Задача воспитателей - успеть развить функцию в календарные сроки. Если не сегодня, то никогда!

Функция речи развивается только до 9 лет. Далее остается только речевой аппарат. При благоприятных обстоятельствах функция может быть поддержана еще 1-2 года, не более. А ведь развитие речи, это не просто уметь говорить, это - речевое воспитание, цель которого не просто обогащение словаря, а воспитание нравственности, характера, привычек, умения думать и т.д. С помощью речи проявляется внутренний мир человека.

Способность воспринимать язык искусства формируется параллельно развитию функции речи и в те же календарные сроки. Если до 9-летнего возраста мы не разовьем в ребенке способность воспринимать и понимать язык искусства, мы можем лишить его навсегда возможности понимать высшие достижения Культуры.

Нельзя насиловать развитие функции, но надо создать условия для её развития.

Любая последующая функция опирается на предыдущую.

Страсть к взрослению.

Взросление ребенка происходит только в его общении со взрослыми или старшими по возрасту детьми. Ребенок неминуемо должен стать взрослым. Остановить этот процесс невозможно. Очень важно, с какими взрослыми общается ребенок, что видит, что слышит. Сверстники, общаясь, друг с другом не взрослеют. Но для процесса взросления годится не каждый взрослый. Как нужны в этот момент мудрые взрослые!

Страсть к свободе.

Ни один ребенок не хочет абсолютной свободы. Он не стремится к абсолютной независимости.

Ребенок стремится к свободно выбранной несвободе. Он знает, что в природе ничего само по себе не существует. Нельзя заставить ребенка играть. Играют только при свободном выборе. Не существует игры без правил. Любая игра - это правила. Есть лишь миг свободного выбора. Свобода - это чувство, а не реальность.

Задача учителя - создать условия «как будто» свободы выбора, создать миг свободного выбора. Это путь к гуманной педагогике.

Проблемы отметок.

«Стыд и срам учителю, который ставит двойку ученику. Ведь это ремень, который он вкладывает в руки родителей» - Сухомлинский.

Отметки - как наркотики. От них зависит положение ребенка в семье.

Ребенка приучают к отметкам - он стремится не к знаниям, а к отметкам. Снижается самооценочная деятельность ребенка, критическое отношение к себе. А это - негативные элементы воспитания. Необходимо воспитывать оценочные суждения (нравится стихотворение или нет, не хочешь сдавать контрольную работу - не сдавай и т.д.). «Дайте ребенку идти от успеха к успеху. Успехи окрыляют. Похвала поможет ребенку преодолеть самого себя» - Сухомлинский.

Проблема красных чернил.

Психологическое воздействие красных чернил на детей, особенно раннего возраста, враждебное. Лучше вообще ими не пользоваться, особенно в младших классах. Заменить на зеленые или вообще не использовать никаких.

Можно провести в какой-либо промежуток времени безоценочный эксперимент (неделя, месяц, четверть).

В Вальдорфской системе оценки вообще не используются.

Проблема воспитания мысли.

Логическое мышление - мощное оружие. И поэтому важно в каких руках оно находится - в добрых или злых. Мысль есть реальная энергетическая субстанция.

По Вернандскому. Человек сам того, не сознавая, создает вокруг земли новую, невидимую геологическую сферу (ноосферу), которая не разрушается и имеет силу обратного влияния на человека.

Российским ученым Петром Горяевым проводились опыты по влиянию разного качества мыслей на всхожесть семян, на ДНК. Результаты поразительные.

Дурные мысли - разрушительная сила.

Добрые мысли - созидающая сила.

Мысли не в нас, а между нами.

Законы мысли.

§ Мысль есть детище духа. Следовательно, она бессмертна.
§ Рожденная человеком мысль становится абсолютно независимой от него, самостоятельной.
§ Мысли объединяются в сообщества себе подобных (по закону притяжения).
§ Мозг человека - генератор мыслей.
§ Мысль каждого человека - продукт его духовности.
§ Мыслями наполнена ноосфера пространства.
§ Будущие знания хранятся в ноосфере. Они уже рядом с нами, но пока не доступны нам. Мы не умеем и не готовы их принять (дети и спички). Понимали это физики Эйнштейн и Сахаров - сожгли часть своих рукописей.
§ Рожденная мысль возвращается к своему породителю, усиленная своими подругами (не рой яму другому - сам в неё попадешь, и т.д.).
§ Мысль - явление вне времени и пространства..
§ Мысль мгновенно оказывается там, куда направлена.
§ Забота о своих сегодняшних мыслях есть забота о будущих поколениях.
§ Добрая речь взрослых - есть первопричина развития добрых мыслей в ребенке.
§ Поэтому учитель обязан заселять духовный мир ребенка светлыми образами, светлыми мыслями.

Об уроке.

К уроку обязательно нужно готовиться. Обязательно должен быть план урока.

Урок не есть основная форма учебного процесса. Урок - есть аккумулятор жизни детей и жизни учителя. На уроки приглашаются родители (до тех пор, пока не придет). Этим родителям дарят урок - урок о доброте. Для детей также уроки имеют очень важное воспитательное значение.

Учителю!

Учитель есть мера жизни, науки, всех вещей. Учителя - это спасательный отряд судеб детей.

Раздраженный учитель не имеет права соприкасаться с детьми. Он разрушает ауры детей.

Раз стал учителем - будь героем. Все равно трудишься.

Нет ничего важнее, чем святая душа ребенка. Думайте о себе с позиции детей - как они на вас смотрят, что они о вас думают.

Хороший учитель не будет растить детей, которые требуют выравнивания.

Мудрость учителя - направить величайшую энергию шалости на познание и позитивное взросление.

Учитель! Войди в класс с благоговением. Перед тобой посланники в будущее.

В каждом ребенке надо видеть явление.

Любите детей. Хотя бы мысленно.

Главное не ЗУН, а отношение ребенка к ним.

Заповеди учителя.

Верить в безграничность способностей ребенка.

Никто тебе не друг, никто тебе не враг. Каждый тебе учитель.

Верить в свою искру Божью. Каждый вынашивает в себе вселенскую педагогику.

Верить в силу гуманной педагогики. Она не сразу дает плоды.

План.

    Биография А. Ш. Амонашвили;

    Философия Гуманной Педагогики;

    Структура уроков;

    Заключение;

    Используемая литература.

      Биография А.Ш.Амонашвили.

Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета, работал в школе, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового педагогического направления, которое обрело известность под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе". В настоящее время живет в Москве (Россия). Его система "Школа Жизни" (гуманно-личностный подход) рекомендована Министерством Образования РФ для применения на практике. По созданной им философской системе – "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе "Школа Жизни" работают и учатся учителя в разных странах ближнего и дальнего зарубежья.

Сам Шалва Александрович утверждает, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребенку он научился у классиков мировой педагогики – К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша Корчака, А.С. Макаренко и у многих других. Что, собрав разноцветные кирпичики их опыта, он только объединил их в единое целое. Отдадим дань скромности Шалве Александровичу, но отметим, однако, что для того, чтобы в разрозненной в веках педагогической мозаике увидеть целостную картину, нужно быть не только высокообразованным специалистом, но и обладать уникальным качеством синтеза. Именно благодаря тому, что Ш.А. Амонашвили, как истинный мудрец, обладает редчайшим даром синтетического мышления, ему удалось создать прочный монолитный фундамент, на котором выстроена новая философия педагогики, получившая название гуманной.

Шалва Александрович призывает педагогов постоянно обогащать свое педагогическое мастерство, черпая из чистейшего и богатейшего родника педагогической мудрости. Он утверждает, что "классики – не из прошлого, они пришли к нам из будущего". Это их, гигантов педагогических мыслей, неоднократно цитирует Ш.А. Амонашвили и называет своими учителями. О Шалве Александровиче можно сказать, перефразировав известный афоризм Исаака Ньютона: "Он видит дальше других, потому что стоит на плечах гигантов".

Несмотря на почтенный возраст, Шалва Александрович ведет активную творческую жизнь: проводит семинары и мастер-классы с учителями России и стран СНГ, Балтии, Украины. Работает со студентами и аспирантами. Он является научным руководителем целого ряда лабораторий и центров в разных странах мира, а также экспериментальных школ Москвы и Санкт-Петербурга; руководит Международным Центром Гуманной Педагогики и Всеукраинским Центром Гуманной Педагогики в Украине. Он является инициатором проведения ежегодных Международных Педагогических Чтений в Москве.

В настоящее время Ш.А. Амонашвили – доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук. Кроме того, он – почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); заслуженный профессор Московского Городского педагогического Университета; почетный профессор ряда университетов разных стран.

Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений, многие из которых переведены на разные языки. Ш.А. Амонашвили возглавляет одноименный Издательский Дом и совместно с академиком Д.Д. Зуевым издает стотомную "Антологию гуманной педагогики". Несмотря на колоссальную эмоциональную и физическую нагрузку, он предельно внимателен и доброжелателен к людям, никто не видел его раздраженным или грубым. Он олицетворяет собой то творящее терпение, которое является одним из краеугольных камней его педагогической философии.

      Философия Гуманной Педагогики.

Научное направление философской системы Ш.Амоношвили «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе» хотя и было апробировано еще в 60-70 годах прошлого столетия, но именно в настоящее время оно получило огромную популярность среди учителей, воспитателей, родителей, среди ученых и студентов педагогических вузов. Основной особенностью гуманной педагогики является ее философская идея: надо знать, что такое человек и какую цель мы ставим перед собой при его воспитании.

Ш.А. Амонашвили предлагает три постулата:

1. Ребенок – это явление в нашей жизни. Никто не приходит на Землю случайно.Если человек родился, значит так надо, чтобы это явление произошло.

2. У каждого человека есть определенная жизненная задача. Как виноградная косточка несет в себе качества определенного сорта, так и ребенок является носителем тех качеств, которые должны проявиться и окрепнуть в процессе взросления. Взрослые, развивая, воспитывая и обучая, должны взращивать в ребенке все лучшее, чтобы потом он мог полностью исполнить свою миссию.

3. Ребенок несет в себе безграничную энергию духа. В его микрокосме – весь Космос в миниатюре. Ограничены только физические возможности ребенка его физиологическими особенностями и генетикой. Нравственное и культурное совершенствование не имеет пределов. Воспитание и образование должны способствовать этому процессу.

Гуманно-личностный подход к детям осуществляется также на осознании целостности природы ребенка и на понимании того, что в природе любого ребенка заложены «природные движущие силы», которые управляют его устремлениями и действиями. Этими силами являются:

    страсть к развитию;

    страсть к взрослению;

    страсть к свободе.

Развитие ребенка происходит в процессе преодоления трудностей. Период начальной школы – самый благоприятный для развития детей. В это время ребенок интуитивно сам ищет трудности. Именно этим и объясняются шалости детей, зачастую неразумные и опасные. Педагогическое задание состоит в том, чтобы создать такое образовательное пространство, в котором было бы реализовано стремление ребенка к развитию и были предоставлены возможности преодоления трудностей в процессе учебы. Но при этом, трудности должны согласовываться с индивидуальными способностями и возможностями детей.

Страсть к взрослению. Все дети мечтают стать взрослыми. Свое стремление они могут реализовать только в общении с взрослыми. От того, какой взрослый будет рядом с ним, зависит то, каким человеком он станет. Как считает Шалва Александрович, ребенку нужен «мудрый взрослый», создающий такую атмосферу в классе, в которой каждый ребенок может ощутить себя нужным. Для этого, взрослый должен общаться с детьми на равных, постоянно утверждать в каждом из них личность, проявлять доверие, поручать посильные взрослые дела, устанавливать сотрудничество и пр. В гуманной педагогике педагог стремится создать такую среду, в которой ребенок мог бы чувствовать себя взрослым там, где он пока еще ребенок. Такой подход к образовательному процессу требует от педагога не только высокого профессионализма, но даже, в какой-то степени актерского мастерства. Ибо такой педагогический процесс уже сродни искусству, в котором учитель так играет свою роль, что дети чувствуют себя взрослыми.

Третья движущая сила, заложенная природой в ребенке – это страсть к свободе. Ребенок стремится избежать мелочной опеки взрослых, не любит слушать поучений и наставлений. Так как ребенок стремится стать взрослым, и в нем заложено стремление к свободе, то возникает постоянное противостояние ребенок – взрослый. Конечно, ребенку нельзя позволять делать все, что он желает – это будет безответственностью. Но и воспитывать детей в атмосфере постоянных запретов и принуждений тоже нельзя. Как же быть? Гуманная педагогика предлагает интересный выход: предоставить ребенку свободный выбор своей несвободы. Шалва Александрович предлагает рассмотреть ситуацию на примере ролевой игры. Если ребенок по собственной воле включается в игру, то он при этом соглашается с условиями и правилами данной игры и должен будет им подчиняться. И он подчиняется, так как внутренне готов к «свободной несвободе». Это очень важный аспект. С одной стороны, принуждение не исчезает в гуманной педагогике, так как от прихотей ребенка не может зависеть ни содержание образования, не методы, ни порядок в школе. Но, с другой стороны, в гуманной педагогике оно детьми не ощущается, так как создаются условия для чувства свободного выбора, как при принятии ребенком условий ролевой игры. Конечно, создание таких условий уже целиком зависит от творящего терпения учителя, которое включает и равноправное общение, и сотрудничество, и веру в возможности ребенка, и взаимное уважение и взаимные обязанности.

Теперь о цели гуманной педагогики. Главной целью гуманной педагогики является воспитание благородного человека. Шалва Александрович Амонашвили считает: «Наш воспитательный процесс будет гуманным, если мы:

    погрузим ребенка в творимые нами образы доброты, любви, красоты, искренности, преданности, мужества, справедливости, уважения, сострадания…;

    направим его взор на свой внутренний, духовный мир;

    пробудим в нем чувства, через которые проявляются и утверждаются благородные переживания и поступки;

    разовьем добромыслие и прекрасномыслие, доброречие, ответственность за свои мысли и за свое слово;

    возбудим и разовьем познавательную страсть, любовь к трудностям в познании, интерес к знаниям, любознательность».

      Структура уроков.

Ш.А.Амоношвили рекомендовал учителям также структурные схемы уроков. Схемы по тому или другому предмету имели свои особенности. Своеобразными были и уроки по обуче­нию грамоте, по чтению и письму. Однако все они включали в себя те компоненты, которые исходили из общего направ­ления экспериментального обучения на содержательно-оценочной основе. Такими общими компонентами были:

1) постановка перед учащимися учебно-познаватель­ных задач урока, т. е. возбуждение у школьников интереса и мотивов к самостоятельной и коллективной учебно-познавательной деятельности, к знаниям (этот компонент обычно предварял последующий ход урока);

2) организация и управление процессом присвоения школьниками учебного материала, развития у них умений и формирования навыков (этот компонент основной в структуре урока; от разнообразия дидактических целей и задач, составляющих суть этого компонента, зависит и многоплановость урока в целом);

4) подведение итогов урока в соответствии с постав­ленными учебно-познавательными задачами, выдвижение школьниками задач по совершенствованию собственных знаний, умений и навыков.

      Заключение.

Таким образом, концепция А.Ш. Амонашвили, поднимая на щит высокие идеалы и любовь к ребёнку, является светочем для современных педагогов, в ней мы можем черпать вдохновение и свежие идеи для своей деятельности.

«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего "момента истины", ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики. » (Амонашвили Ш.А.)

Используемая литература:

    Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.

    Амонашвили Ш. А. Культура педагогического общения. М., 1990.

    Профессия учитель / под ред. В. П. Олавкина. М., 1985.

    Современные педагоги-новаторы / под ред. А. Д. Коровиной. Л., 1984.

Первый принцип - это любить ребенка. Учитель же должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. Любовь облегчает воспитание, так как она есть единственная добрая сила, доставляющая (приносящая) ребенку гармонию души, стимулирующая его взросление, доброе отношение к окружающим. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка.

Второй принцип (он вытекает из первого) - это очеловечить среду, в которой живет ребенок. Очеловечивание среды означает внимание ко всем сферам общения ребенка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Несогласованность разных сфер общения в воспитании вызывает колебание ребенка, он теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начнет делать назло другим, даже назло отцу, матери, и учителю тоже, тогда именно он с легкостью найдет приют в «тихом омуте».

Третий принцип - прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка. Глубокое изучение жизни ребенка, движение его души возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе.

У учащихся возникает много познавательных вопросов, на которые часто они не находят ответа. Педагог поощряет детей задавать ему подобные вопросы. В одних случаях он указывает школьникам, в каких источниках можно найти ответы на них, в других же записывает вопрос, обещая просмотреть необходимую литературу, а на одном из уроков объявляет, что готов дать исчерпывающий ответ.

Ученики должны чувствовать, с какой ответственностью и серьезностью относится учитель к их вопросам. Ответы учителя должны способствовать, во-первых, дальнейшему развитию интересов детей, во-вторых, возвышению авторитета и достоинства каждого из них.

И форма ответа, и само его содержание, и тон педагога должны глубоко затрагивать чувства детей. В экспериментальном обучении Ш.А. Амоношвили отчетливо проявлялось возрастание познавательных интересов школьников к явлениям действительности, вопросы их становились содержательными и многосторонними.

Свод правил для учителя

Например несколько правил:

Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.


Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.

Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нем, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут. Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.

Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.

Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией.

Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.

Научите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, сочинениями, стихами и т.д., интересуйтесь этими книжками, читайте их, берите их с разрешения автора показать своим коллегам.

Предлагайте родителям присутствовать на уроках.

Учите детей этично высказывать и доказывать свое мнение, спорить.

Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.

Помогайте ребенку превзойти самого себя.

Замечайте и радуйтесь, когда ребенок достигает успеха.

Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребёнка на продуктивные занятия. Нравственная основа детско-учительской кооперации в системе Амонашвили - способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь.

Тубельский Александр Наумович - директор средней школы № 734 г. Москвы, кандидат педагогических наук..
Школа самоопределения - комплексное образовательное учреждение, в котором обучение и воспитание детей с 3 до 17 лет сочетается с работой по созданию и апробации личностно-ориентированного содержания образования.
Концепция Школы самоопределения основывается на антропософском предположении о том, что с появлением на свет индивид осуществляет свою предзадан-ность, которая реализуется в онтогенезе в определенных культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, экономике, производстве и т.п.). Процесс становления личности можно представить как развертывание этой предзаданности, а процесс образования как процесс поиска, узнавания, формирования образа «Я».
Эти процессы опираются на следующие принципы.
1. Личностный смысл учебы(личностно ориентированное образование). Каждый учитель раскрывает собственный смысл курса или предмета, свое понимание его содержания, свое представление о деятельности, в которой это содержание становится моментом образования личности. Овладевая материалом учебного пред мета, каждый ученик находит в нем свой личностный смысл, и в этом состоит его деятельность и ее осмысление, формируются некоторые универсальные способы мыследеятельности (понимание, нахождение детьми личностных смыслов, рефлексия и т.п.), а не просто усваиваются некоторые понятия и алгоритмы.
2. Межпредметные погружения:учителя, работающие в одном классе, в течение нескольких дней работают над одними понятиями или универсальными умениями.
3. Рефлексия:учебные понятия являются предметом обсуждения детей, темами своеобразного подросткового философствования. Это позволяет учителям ос мысленно проектировать и осуществлять образовательный процесс вместе с детьми.
4. Творческий экзамен как открытое соревнование:накопление опыта самоопределения, где создается своеобразное поле для сопоставления своих представлений с представлениями других людей.
5. Культурное взаимодействиеребят разных возрастов и самоуправление.
6. Особое образовательное пространство:пространство, наполненное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл.
7. Педагогическая деятельность как искусство и исследование:подобно ребенку, выходящему в личностное развитие после того, как он научается задавать вопросы самому себе и про себя, учитель должен критически оценивать свой предмет, свой профессиональный опыт.
Особенности содержания

В начальной школе (трех-, четырех-, пяти или шестилетней) идет освоениеобщекультурных навыков чтения, письма, счета в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и рефлексии, умения выстраивать собственную деятельность.
Важной задачей учителя является не передача общекультурных способов понимания, анализа, выстраивания различных деятельностей, а побуждениек выращиванию и осознанию собственных, индивидуальных способов работы. Содержание уроков, отбор учебного материала определяются учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы.
Каждому ребенку предоставляется возможность в любое время заняться любимым делом, столько, сколько ему необходимо, искать себя, пробовать в любом виде деятельности.

Один день в неделю посвящается трудовойподготовке - учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть (изделия из дерева, металла, шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т.п.). Через два месяца мастерскую можно сменить. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.
Особенности методики
Учебно-воспитательный процесс организуется в виде «погружений»,когда в течение нескольких дней изучается только один предмет, причем тема, виды работ, критерии оценки продвижения и форма зачета вырабатываются детьми вместе с учителем.
Другой формой учебного процесса является мастерская или студия,которой руководит учитель или приглашенный специалист. В них преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и другой деятельности от мастера к ученику (см. п. 9.6.).
Балльной системы оценивания не существует,в конце учебного периода составляется качественно-содержательная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребенка в освоении и выращивании способов работы, даются рекомендации как повысить эффективность, при этом успехи связываются не в сравнении с нормами оценок и не с успехами товарищей, а в сравнении с самим собой, совершается также переход от оценки к самооценке.
Учебный год завершается творческими экзаменами,на которых проводится защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводящаяся открыто в присутствии приглашенных самим учеником родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения.
Большое внимание в Школе самоопределения уделяется организации укладашкольной жизни, понимаемого как действующая модель демократического общества. Учителями, учениками и родителями разработаны, приняты и постоянно изменяются и дополняются конституция школы и школьные законы, действуют избираемые демократическим путем совет школы и суд чести.

Формы повышения квалификации работников образовательных учреждений. Аттестация педагогических кадров, ее цели, задачи, изменения в порядке прохождения. Методическая работа в школе, её особенности на современном этапе.

С 1 января 2011 г. введен новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится 1 раз в 5 лет. Ее проходят педработники, не имеющих квалификационных категорий. Аттестации не подлежат педагоги, отработавшие менее 2 лет, а также женщины, находящиеся в декретном отпуске.

Цель аттестации - установить соответствие педагога квалификационной категории (первой или высшей), а также занимаемой должности.

Основными задачами аттестации являются:

· Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педработников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных пед.технологий

· Повышение эффективности и качества педтруда

· Определение необходимости повышения квалификации педработников

· Обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педработников

Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации, гуманность.

Педагог с мировым именем Шалва Амонашвили и корифей учительского цеха уверен, что все родители – прирожденные педагоги, нужно лишь видеть мир глазами детей

Педагог с мировым именем Шалва Амонашвили и корифей учительского цеха уверен, что все родители – прирожденные педагоги, нужно лишь видеть мир глазами детей. Предлагаем вашему вниманию некоторые постулаты гуманной педагогики от Шалвы Амонашвили, которые помогут родителям увидеть себя со стороны и лучше узнать своих детей.

В воспитании детей нужно придерживаться мысли: «Спасибо, Господи, за то, что доверил мне воспитание твоего чада. Я замечательный родитель, у меня чудный ребенок, которого подарил Бог. Это не моя собственность – мне доверена вселенская сущность. И он пришел в этот мир, чтобы свершить то, что ему предписано, а не для того, чтобы как-то скрасить мою старость».

Все без исключения родители желают своим детям только счастья. При этом в понятие «счастье» они вкладывают материальное благополучие, карьерный рост, счастливый брак и т.д. Но такие представления о счастье очень ограничены, они закрывают ребенку жизненный путь. Главная цель – это воспитать благородного и великодушного человека. Разве благородный и великодушный человек пропадет, если родители не оставят ему большого наследства? Конечно нет, так как он имеет духовные ценности. Ведь на самом деле жизнь на Земле – это лишь подготовка к вечной жизни.

Воспитать благородного и великодушного ребенка можно лишь на собственном примере – подобное воспитывается подобным. Как самим стать такими? Подарить улыбку, какую-то нужную вещь, радостную новость, сделать хороший поступок – это и есть проявление великодушия. Само развитие в себе этих качеств уже будет благородством и великодушием.

Сейчас растет новое, особое поколение, так называемые дети-индиго. И они пришли в это мир, чтобы помочь нам измениться к лучшему. Этого требует сама жизнь. Если кто-то из вас, уважаемые родители, курит, сквернословит, злословит – немедленно перестаньте это делать ради детей! Освободите свои мысли от раздражительности, зависти и претензий к окружающим. На Востоке говорят: «Воля – это Бог в человеке», поэтому призовите на помощь всю свою волю, чтобы избавиться от всех ненужных и вредных наслоений в уме. Не заселяйте свой ум грязными мыслями и желаниями. Ведь они рождаются, проживают целую жизнь и умирают, оставляя после себя слой энергетической грязи, которая оседает в уме навсегда.

Ответственность родителей – ограждать детей от информационной грязи. То, что сейчас показывают по ТВ, – это настоящая информационная помойка, в которой много агрессии, злости, насилия, которые просто убивают детскую психику. Вместо этого читайте детям книги, которые учат добру, ходите с ними в театры, галереи. Выбрать характер ребенка нельзя, но воспитывать нужно. Любой ребенок – это носитель огромного богатства, которое мы запираем в сейфы так, что потом дети никогда сами не смогут открыть.

Любой ребенок рождается с врожденным чувством красоты. И родители должны поддерживать и развивать это чувство. Что это значит? Окружить красотой речи, благоприятной обстановкой в доме, теплой семейной атмосферой. Речь – это великий дар Бога, поэтому не тратьте время на пустую болтовню. Передавайте словами мудрость, учите любить, прощать, сопереживать, развиваться духовно, и тогда с помощью слов ребенок будет расти.

С детьми нужно разговаривать как со взрослыми, они не любят, когда с ними «сюсюкают». Если в вашей речи нет уважения к ребенку, то лучше вообще не говорите. Конечно сложно это воплотить сразу на практике. Все начинается с мысли, поэтому постарайтесь сами мысленно настраиваться на искренний, уважительный разговор, принимая ребенка таким, какой он есть, и со временем у вас все получится, дорогие родители.

Три заповеди гуманной педагогики от Шалвы Амонашвили:

Верьте в безграничность ребенка, каким бы он ни был.

Верьте в свою родительскую божью искру, мудрость. В каждом из нас заложена родительская любовь, нужно лишь прислушаться к себе.

Верьте в преобразующую силу гуманной педагогики. Она позволяет ребенку заглянуть внутрь себя и увидеть богатство души.

Два примера гуманной педагогики из личного опыта Шалвы Амонашвили:

1. Письма из комнаты в комнату

Моя дочка была очень своенравной, не хотела принимать ничьих наставлений. Однажды мы заказали ей для какого-то праздника платье, нужно было что-то ушить после примерки, и дочка решила, несмотря на позднее время, срочно пойти к портнихе. Мать уговаривала отложить визит на следующий день, но дочь не слушала. Я не стал вмешиваться, потому что в состоянии аффекта ребенок ничего не слышит и будет настаивать на своем. Поэтому я начал в соседней комнате писать ей письмо, объяснив, что сейчас у нее такой возраст, когда настроение меняется, как погода весной.

И что в то же время нужно понять и мать, которая будет беспокоиться за нее. Все это было написано не с позиции «сверху-вниз», а на равных, по-дружески. Я подложил это письмо дочери в комнату, и когда она его нашла под подушкой и прочитала, то первый вопрос был такой: «Папа, а почему ты это написал, а не сказал?» Я ответил: «Потому что ты бы меня все равно не услышала. Ты не против, если я и впредь буду иногда писать тебе письма?» С тех пор письма из комнаты в комнату стали для нас традицией. И когда однажды после очередной ситуации дочь вдруг не получила письма (я сделал это нарочно), она сама подошла и спросила: «А где же письмо?» Потом дочь повзрослела, и надобность в письмах отпала сама собой. Пишите письма из комнаты в комнату, от сердца к сердцу!

2. Настоящий мужской разговор

Сын учился в пятом классе, когда сильно обидел маму, и она расплакалась. Я не стал вмешиваться. Прошла неделя. Сын учил уроки, когда я подошел к нему и сказал: «Пойдем, прогуляемся. Мне нужно с тобой серьезно поговорить. Это очень важно». Мы молча пошли в сторону парка. Но это было не пустое молчание. Иногда нужно просто помолчать, чтобы выразить кипение чувств. Воспитание всегда происходит во внутреннем мире, а не во внешнем. Сын понял, что предстоит что-то важное.

– Сынок, мне нужна твоя помощь, – начал я разговор. – Было время, когда я влюбился. И я обещал этой девушке, что если она выйдет за меня замуж, то я сделаю все, чтобы никто никогда ее не обидел. Это твоя мама… И теперь мне нужен твой совет, как мне поступить с сыном, который обидел мою любимую женщину?

Сын подумал и ответил: «Накажи меня».

– Раньше я был один мужчина в семье, теперь пусть нас будет двое. Двое мужчин, которые будут защищать наших любимых женщин. Давай договоримся, что никто не узнает о нашем разговоре, это будет наш с тобой мужской союз.

Мы крепко пожали друг другу руки, закрепив тем самым наш важный договор. Такие мужские разговоры, которые показывают полное уважение и доверие к ребенку, дают огромный импульс и фундамент для воспитания. Такие разговоры, не на каждый день, тем и ценны – эффект от них намного сильнее и глубже.

A A A

Шалва Амонашвили - легенда отечественной педагогики. Доктор психологических наук, профессор, педагог-новатор, автор многих научных трудов.

Ну а то, что видишь, слышишь и чувствуешь при встрече с этим человеком - доброта, трогательный грузинский акцент, внутренняя сила и глубина мудрости...

Ниже представлены выдержки из семинара Шалвы Амонашвили в Ижевске, а также некоторые его высказывания на уроке, который он провёл прямо на сцене для учеников 2 класса одной из ижевских школ. Разговорная речь Шалвы Александровича оставлена без изменений.

Если без сердца идёте к детям, урок не состоится. Технологии состоятся, а урок - нет. Урок - это когда ребёнок набирает света . Если вести урок без сердца, вас увидят дети, запомнят что-то, сдадут что-то, потом экзамен, вы отметки поставите, а потом они «выплюнут» эти знания и всё.

Нужно открыть своё сердце. И ещё одна задача - воодушевить того, кто в этом нуждается. Воодушевить верой в него.

Такая педагогика возможна, она реальна, и она не зависит от обстоятельств. Я есть создатель обстоятельств. Где я, там и моя педагогика – моё сердце, моё сознание.

Педагог I века нашей эры Марк Фабий Квинтилиан (Римская империя) произносит удивительную фразу: «Наша душа - небесного происхождения». Он произнёс это как основу для своей жизни, для своей педагогики. Очень много мудрости в каждом из нас, дорогие мои друзья. Но мы не любим по этим мудростям жить, творить, общаться…

Я хотел бы задать вам несколько вопросов. Я не буду требовать на них ответы. Сохраните их, эти вопросы помогут вам.

1. Есть ли у Вас, лично у Вас, какое-либо философское представление о ребёнке?

2. Какой Вы есть учитель? Вы лично (воспитатель, руководитель, начальник)?

3. Существуют три типа учителей. Те, которые объясняют, те, которые жалуются, те которые вдохновляют. К какому типу Вы принадлежите? Вслух об этом никому не говорите. Это Ваш секрет.

4. Стремитесь ли Вы к новому опыту?

5. Перед кем вы чувствуете ответственность за ваш педагогический труд? Может быть, перед детьми, перед их судьбами? Может, перед человечеством? Перед страной, перед Президентом? Перед директором, завучем?

Может быть, кто-то скажет: «Я несу ответственность перед Богом. Всё остальное - промежуточные звенья».

Я вам прочту великую мысль, пусть она сопровождает вас. Она взята из Нового Завета, из Евангелия от Матфея. Все Писания я очень уважаю, люблю, ценю, изучаю. А в Новом Завете глубже и образнее всего представлен образ ребёнка.

Иисуса Христа часто спрашивали его ученики: как мы будем с Тобой в Царствие Небесном? Кто будет сидеть у Твоих ног, кто будет с левой стороны, кто с правой? Они, в общем, были строптивые люди, и хотели узнать, кто выше, кто ниже.

И Иисус, призвав дитя, поставил его перед ними и сказал: «Истину говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное. Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царствие Небесном, кто примет одного такого дитя во Имя Моё, тот Меня принимает».

Видите, как интересно. Я учитель, захожу в класс, а в классе у меня 30 учеников, и я принимаю каждого от Его Имени. Тогда кто же каждый из этих детей? Маленькие Иисусы Христы и Девы Марии, которые сидят у меня за партами. Могу ли возвысить своё сознание до такой степени, и принимать их так? Или это просто те, кто на моих нервах играет? Учатся - не учатся, хотят - не хотят, ведут - не ведут себя как нужно.

Так сможем ли мы возвыситься до такой степени, чтобы принимать каждого ребёнка во Имя Христа? Ох, какая сложная задача!

Знаете в чём дело, дорогие мои друзья? Я в каком-то шоке нахожусь, не могу выйти из этого состояния уже несколько лет - 2 миллиона детей-бомжей в России! Они выброшены, как будто мусор выбросило общество. Пройдут годы, кем они будут? Где взять столько Макаренко, чтобы образумить этих детей, дать им напутствие, импульс? Люди не хотят быть Макаренко. Им себя жалко.

А в Писании сказано: «…нет воли Отца, чтобы погиб один из малых сих». А два миллиона погибают…

Я не знаю, как обстоят дела у вас. Как у вас в республике - есть наркоманы или нет ни одного? Есть в школе курящие или нет ни одного? Есть в школе дети, которых школа вот-вот «выбросит» за порог? Есть учителя, которые говорят: «Или он или я в классе»?

Есть такие?

Каждый учитель, который даёт урок, тут же сам получает урок.

Никогда в жизни никого не критикуйте, пожалуйста! «Утверждающий богат, отрицающий беден». Кто критикует - как слепой становится, и того не получит, что отрицает, и того не найдёт, чего ищет.

В России разрешено принимать в школу 6-летних детей. Если мама этого хочет, она имеет право отдать своего 6-летнего ребёнка в школу. Но есть одна беда. Мы таких детей смешиваем с 7-летними. А это совершенно разные дети. 6-летние дети более успешно осваивают грамоту. 7-летние дети - с трудом. Странно, правда? Это потому, что у 6-летних детей есть мотив. Для них осваивать грамоту - это, как говорил Выготский, быть в зоне ближайшего развития, а для 7-летних - это уже зона актуального развития. Проще говоря, им уже не хочется этого. 6-летние - более податливы к обучающему процессу.

Пусть 6-летние дети идут в школу, но их надо различать.

Во многих странах мира детей учат уже с 5-летнего возраста, в Англии, например. Есть идеи ещё понизить планку начала обучения.

Я не сторонник раннего обучения, я сторонник раннего воспитания.

Урок для второклассников.

Вы извините меня, пожалуйста, что я оторвал вас от ваших дел, но мне очень нужна ваша помощь. Я пригласил вас на урок, и у нас с вами будут свои, очень сложные дела.

Закройте, пожалуйста, ваши глаза и скажите внутри себя, в сердце: «Учитель, мы поможем тебе, чтобы урок состоялся». Спасибо.

Когда речь идёт о мудрости, кричать нельзя. Давайте тихо-тихо произнесём: «В начале было Слово». Если сказать просто, то эта фраза значит - то, что нас окружает, то, что на небе, то, что внутри нас, всё создано Словом, неким таинственным Словом. (…) Так что, берегите слова, не разбрасывайте словами, отходите от плохих слов.

Знаете что, вы тянете руку, не дослушав вопроса, и она подводит вас! Рука обманула вас. Не руку надо тянуть, а уши приготовить.

Что есть человек на земле? Чудо. Каждый из вас – чудо. Я тоже чудо. И все в зале – тоже.

Какое слово самое главное? Бог. А второе слово? Любовь. Бог есть Любовь. Если кто-то умеет любить, становится маленьким богом. Только надо уметь любить преданно.

Вечером того же дня, после семинара, который, кстати, 78-летний (!) Шалва Александрович, вёл с 10.00 до 17.00, мы встретились.

Вечером у него было запланировано ещё несколько встреч…

Таких людей, как Вы, я встречаю нечасто. Вы стали сегодня моим Учителем. С Вашей вводной лекции я вышла с открытой душой.

Однако в мире сейчас другие приоритеты – власть, деньги, борьба за свои интересы. Мир же сток.

Что Вы делаете, чтобы оставаться открытым и любящим человеком?

Я предлагаю Вам построить внутри себя «образовательный храм». Закрыть глаза и увидеть нечто прекрасное – как будто школа во мне.

И попробовать совместить, синтезировать в себе внутреннюю и внешнюю жизнь. Тогда и я и Вы будем теми людьми, в которых все нуждаются. Только надо хранить свой храм, свой внутренний мир в чистоте и красоте.

А как это сделать?

Это трудно. Почему существует такая сила как воля? Нам же воля дана. Один мудрец говорит: «Воля - Это Бог в человеке». Этот Бог во мне существует.

Это самоорганизация другими словами?

Воля - это когда мы можем идти против своих желаний. Если я иду на поводу своих желаний, там воля не нужна. Там сам ветер меня несёт, хочется - и делаю. Но если, то, что я делаю - не годится, тогда нужна воля, чтобы пресечь это. Воля - строитель нашего внутреннего мира. Сложно будет в начале, при помощи воли, скажем, постоянно быть добрым. Но если я буду продолжать это делать постоянно, то воля отходит, и я уже таким становлюсь сам.

Нужно родиться волевым человеком или это можно в себе воспитать?

Каждый несёт в себе волю. Если помогут взрослые, мы будем волю в себе развивать, если не помогут, нам нужно призвать разум в себе, поставить цель и отсекать всё, что мешает её достижению. Когда отсекаешь, конечно, больно, но цель не терпит траты времени.

Вы – создатель «гуманной педагогики». Значит, Вы признаёте, что наша педагогика не всегда гуманна к ребёнку?

Не только я. Это реальное состояние дел. Недавно вышёл 2-ой том Новой российской энциклопедии. И там впервые отразилось такое понятие как «авторитарная педагогика». Раньше этого понятия не было. В энциклопедии говорится, что авторитарную педагогику (которая, кстати, сейчас бытует почти во всех школах) можно применять только в колониях, и то с оговорками. Такой педагогике может противостоять только гуманная педагогика.

Чем они отличаются друг от друга?

Отличаются как чёрное от белого. Гуманная педагогика призывает ребёнка, через сочувствие, помощь, сопереживание, самому идти к своей судьбе. Авторитарная педагогика принуждает к этому. Она тоже имеет цель – дать что-то прекрасное ребёнку. Но - путём принуждения, приказов, отметок, давления, строгости. Гуманная педагогика вовлекает ребёнка в процесс становления самого себя. Это более сложный процесс, конечно.

Согласитесь, в школе существуют стандарты: урок – домашнее задание – проверка сделанного. Получается такой образовательный конвейер. Как на этом конвейере найти путь к каждому ребёнку?

Стандарты, во-первых, существуют в отношении знаний. Это политика государства, это должно быть. Хотя само слово – «стандарт» – плохое. Стандарты должны существовать, но они разработаны для учителя-троечника. Для такого, который только что закончил педколледж и должен давать знания ребёнку. Какие это знания? Высшие – он сам не потянет (ребёнок – да, а вот он сам – не тянет). Так вот, стандарты строятся на уровне образованности учителя, а ребёнок способен на большее.

Мы («гуманные» педагоги) тоже ищем подходы к ребёнку. Но не через давление. Понимаете, ребёнок имеет страсть к развитию, к взрослению и свободе. Если я, учитель, пойму ребёнка с его страстями и буду ему в этом помогать, я – гуманный учитель для него. Он меня примет и пойдёт за мной. Если я не пойму его с его страстями, и буду только оценивать ребёнка: знает – не знает, запоминает – не запоминает, то он никогда меня любить не будет. Дети, от 1 до 11 класса, любят тех учителей, которые их понимают. Мы хотим облагораживать учителя. Не просто давать технологии, а сердце сделать добрым, ум сделать мудрым, возвысить учителя в его благородстве, дать ему понять, что он несёт высочайшую ответственность перед, если хотите, Творцом.

Вы такое серьёзное значение придаёте личности учителя. Где найти такого учителя?

Их действительно мало. Если среди всех учителей, с которыми я встречаюсь, хотя бы 5 – 8 процентов задумается, что что-то можно изменить, за одним учителем ведь сотни детей стоят. Многие учителя ждут поддержки, им нужно просто руку подать, улыбнуться, сказать что-то ободряющее. Если так сделать, то многие учителя как дети, охотно идут за этой новизной.

Учителю тоже нужен учитель…

Конечно!!! Без учителя человек – пропащий. Выстраивается иерархия: я – учитель, но и сам ищу учителя, я сам ученик.

Лучшие учителя – это ваши ученики. От них можно многому научиться, если принимать их как своих учителей.

Кто ещё были Ваши учителя?

Они разные. Например, Иисус Христос, думаю, могу назвать его своим Духовным Учителем.

Варвара Вардиашвили, учительница литературы. Её, конечно, уже нет в живых, но она до сих пор – мой Учитель.

Маленькая Леночка, которая на уроке заплакала, заорала, что не любит математику. Сказала мне: «Зачем тебе красные чернила?», после чего я убрал их из своей жизни и жизни своих учеников.

Восток говорит: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, каждый для тебя - Учитель».

Как Вы считаете, почему все государственные реформы в образовании не оправдывают ожиданий?

Я Вам скажу. Все реформы начинаются не там, где они должны быть начаты, а там, где они изначально обречены на провал. Реформа начинается только в учителе. Если я – плохой учитель, дайте мне лучшие программы, во что они превратятся в моих руках? Если я хороший учитель, дайте мне плохие программы, что я с ними сделаю? Попытайся увидеть методику по-своему, и дай самого себя детям. Так кто реформирует школу? Министр со своей программой? Или я со своими личными истинами? Надо воспитывать учителя – мыслящего, творческого, свободного. Не ругать учителей, а возвысить их. Это же художники жизни. Нынешние учителя рисуют середину 21 века.

Дети меняются во временах?

Конечно. Именно – во временах! Точнее, меняются времена, и они зовут новые поколения детей. Время вызывает детей. Было время, которое вызывало детей-акселератов. Сейчас время зовёт детей Света.

Что это за дети?

Примерно то же самое, что дети индиго, необычные дети. Они, идут с начала 90-х и очень отличаются от детей, к примеру, конца 70-х. Они отличаются одарённостью, раза в 2-3 больше, чем это когда-либо было. Второе. Среди этих детей есть те, кто обладают необычными способностями, чего раньше вообще почти не было и расценивалось как чудо. Они, например, могут в секунду умножать шестизначные числа, и так далее.

Я Вам сейчас задам вопрос – чему равняется сумма чисел от 1 до 100? Вы можете дать ответ сейчас, сразу?

В Сургуте я тоже задал этот вопрос, и один маленький мальчик сразу же назвал верный ответ. Я спрашиваю: «Егор, как ты это вычислил?» - «Не знаю» - «А что происходило в твоей голове за это время?» - Пожимает плечами. Так как это объяснить?

Или 5-летняя девочка рисует потрясающие картины. Никто её не учил, кроме того, мама не рисует, папа не рисует. Как это возможно? Она мне говорит: «Вот здесь, видите, окошечко есть? - и пальчиком в воздухе рисует, - Я оттуда всё срисовываю. – А почему твоя рука именно так скользит? – Я не знаю. А Ваша, что нет?»

Как это объяснить? Одарённость, например, объяснима. А вот это – нет.

Дети идут с новыми задачами. Наверное, наступит середина века, и тогда нам будут нужны их необъяснимые дары. Сейчас нам это пока непонятно.

Что это за механизм «привлечения» разных детей, как он работает, на Ваш взгляд?

Такие вещи не объяснишь, и поэтому учёные могут спорить.

Это связано с нашей верой. Я лично верю, что есть Высший Разум. Как мы его назовём? Богом? Творцом?

В Высший Разум верили Эйнштейн, Нильс Бор, который физику создавал и атом расщеплял, Менделеев верил, даже Дарвин.

Есть Высший Разум, который слагает некие обстоятельства нашей жизни.

Ровно в своё время пришли Руставели, Пушкин – созидать нечто Вечное, во всяком случае, Долго-Вечное. И это Вечное есть пища для меня, для Вас.

Что Вас вдохновляет в жизни? Вы прекрасно выглядите и производите впечатление молодого и энергичного человека

Многое вдохновляет. Я люблю общение с людьми. Люблю свою жену. Детей очень люблю. Люблю слушать их, это большое вдохновение для меня. Ещё, учителя очень способствуют «всему хорошему ко мне».

Любовь к жизни, в целом?

Любовь к жизни. Но не такая, животная, а духовная, когда не боишься эту жизнь покинуть.

«Никто тебе не друг, никто тебе не враг, каждый для тебя Учитель».

Ольга Сорокина

Фото - Екатерина Дериглазова