Указ «об обязанных крестьянах. Реформа государственных крестьян

КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС

Начиная со времени императора Павла, правительство обнаруживало явное стремление к улучшению быта крепостных крестьян. При императоре Александре I, как мы знаем, был дан закон о свободных хлебопашцах, в котором как бы намечался путь к постепенному и полюбовному освобождению крестьян от власти их владельцев. Однако этим законом помещики не воспользовались почти вовсе, и крепостное право продолжало существовать, несмотря на то, что возбуждало против себя негодование прогрессивной части дворянства. Вступая на престол, император Николай знал, что перед ним стоит задача разрешить крестьянский вопрос и что крепостное право в принципе осуждено как его державными предшественниками, так и его противниками – декабристами. Настоятельность мер для улучшения быта крестьян не отрицалась никем. Но по-прежнему существовал страх перед опасностью внезапного освобождения миллионов рабов. Поэтому, опасаясь общественных потрясений и взрыва страстей освобождаемой массы, Николай твердо стоял на мысли освобождать постепенно и подготовил освобождение секретно, скрывая от общества подготовку реформы.

Обсуждение мер, касающихся крестьян, производилось при Николае в секретных комитетах, не один раз для этой цели образуемых. Началось оно в секретном "Комитете 6-го декабря 1826 г." и коснулось как государственных крестьян, так и крестьян владельческих. В отношении государственных крестьян были выработаны более существенные и удачные меры, чем в отношении крепостных. Положение первых было улучшено более, чем положение вторых.

В составе класса государственных крестьян были прежние "черносошные" крестьяне, населявшие государевы черные земли; далее – крестьяне "экономические", бывшие на церковных землях, секуляризованных государством; затем - однодворцы и прочие "ландмилицкие" люди, т. е. потомки того мелкого служилого люда, который когда-то заселял южную границу Московского государства. Разнородные группы казенного крестьянства были на разной степени благосостояния и имели различное внутреннее устройство. Предоставленные местной администрации (казенным палатам и нижним земским судам), казенные крестьяне были нередко угнетаемы и разоряемы. В "Комитете 6-го декабря 1826 г." Сперанский заговорил о необходимости "лучшего хозяйственного управления для крестьян казенных" и высказал мнение, что такое управление "послужило бы образцом для частных владельцев". Мысль Сперанского встретила одобрение государя, который привлек к этому делу графа П. Д. Киселева. Это был один из образованных русских людей, сделавших походы 1812–1814 гг. и видевших европейские порядки. Приближенный императором Александром, Киселев еще в его время интересовался крестьянским делом и представил государю проект уничтожения крепостного права. Как знаток крестьянского вопроса он обратил на себя внимание императора Николая и приобрел его доверие. Киселеву было поручено все дело о казенных крестьянах. Под его управлением временно возникло (1836) пятое отделение собственной Его Величества канцелярии для лучшего устройства управления государственными имуществами вообще и для улучшения быта казенных крестьян. Это пятое отделение скоро было преобразовано в Министерство государственных имуществ (1837), которому и вверено было попечительство над казенными крестьянами. Под влиянием Министерства государственных имуществ в губерниях стали действовать "палаты" (теперь "управления") государственных имуществ. Они заведовали казенными землями, лесами и прочими имуществами; они же наблюдали и над государственными крестьянами. Эти крестьяне были устроены в особые сельские общества (которых оказалось почти 6000); из нескольких таких сельских обществ составлялась волость. Как сельские общества, так и волости пользовались самоуправлением, имели свои "сходы", избирали для управления волостными и сельскими делами "голов" и "старшин", а для суда (волостной и сельской "расправы") – особых судей. Так было устроено, по мысли Киселева, самоуправление казенных крестьян; впоследствии оно послужило образцом и для крестьян частновладельческих при освобождении их от крепостной зависимости. Но заботами о самоуправлении крестьян Киселев не ограничился. При его долгом управлении министерство государственных имуществ провело ряд мер для улучшения хозяйственного быта подчиненного ему крестьянства: крестьян учили лучшим способам хозяйства, обеспечивали зерном в неурожайные годы; малоземельных наделяли землей; заводили школы; давали податные льготы и т. д. Деятельность Киселева составляет одну из светлых страниц царствования императора Николая. Довольный Киселевым, Николай шутливо называл его своим "начальником штаба по крестьянской части".

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2000 http://magister.msk.ru/library/history/platonov/plats005.htm#gl22

[…] Казенных крестьян решено было устроить так, чтобы они имели своих защитников и блюстителей их интересов. Удача устройства крестьян казенных должна была подготовить успех освобождения и крепостных крестьян. Для такого важного дела призван был администратор, которого я не боюсь назвать лучшим администратором того времени, принадлежащим к числу лучших государственных людей нашего века. Это был Киселев, который в начале прошедшего царствования, по заключению Парижского мира, назначен был послом в Париже; ему поручено было устроить новое управление государственных крестьян и имуществ. По его плану открыто было в 1833 г. новое министерство государственных имуществ, во главе которого он и был поставлен. Для управления государственными имуществами на местах созданы были палаты государственных имуществ. Киселев, делец с идеями, с большим практическим знанием дела, отличался еще большою доброжелательностью, тою благонамеренностью, которая выше всего ставит общую пользу, государственный интерес, чего нельзя сказать о большей части администраторов того времени. Он в короткое время создал отличное управление государственными крестьянами и поднял их благосостояние. В несколько лет государственные крестьяне не только перестали быть бременем для государственного казначейства, но стали возбуждать зависть крепостных крестьян. Ряд неурожайных годов – 1843 г. и следующие – не только не потребовал ссуды государственным крестьянам, но даже Киселев не израсходовал на эти ссуды и запасного капитала, им образованного. С тех пор крепостные крестьяне стали самым тяжелым бременем на плечах правительства. Киселеву принадлежало то устройство сельских и городских обществ, основные черты которого были потом перенесены в положение 19 февраля для вышедших на волю крепостных крестьян.

Кроме всего этого Киселеву принадлежала также и мысль одного важного закона, касавшегося крепостных крестьян. Как мы знаем, 20 февраля 1803 г. издан был закон о вольных хлебопашцах; по этому закону землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с земельными наделами по добровольному с ними соглашению. Этот закон, плохо поддержанный правительством, оказал незначительное действие на быт крепостных; в продолжение 40 лет на волю вышло таким образом немного крестьян. Больше всего останавливала помещиков необходимость отдавать землю в собственность крестьян. Киселев думал поддержать действие этого закона, устранив это главное препятствие. В его несколько впечатлительной голове (недостаток, от которого несвободны все доброжелательные головы) мелькнула мысль, что можно совершить постепенное освобождение крестьян, предоставив это дело частной инициативе. Мысль закона состояла в том, что помещики могли по добровольному соглашению с крестьянами уступать им свои земли в постоянное наследственное пользование на известных условиях. Эти условия, раз составленные и утвержденные правительством, не должны были меняться; таким образом крестьяне будут прикреплены к земле, но лично свободны, а помещик сохранит за собою права собственности на землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную власть над крестьянами, но уже терял власть над их имуществом и трудами; крестьяне работали на помещика или платили ему столько, сколько было поставлено в условии. Зато помещик освобождался от обязанностей, какие на нем лежали по владению крепостными, от ответственности за их подати, от обязанности кормить крестьян в неурожайные годы, ходатайствовать за них в судах и т. д. Киселев рассчитывал, что таким образом, поняв выгоду таких сделок, помещики сами поспешат устранить неприятности. При сохранении крепостного права образец устройства крестьян, выходивших, таким образом, на волю, был уже готов в сельском устройстве крестьян государственных, разделенных на волости и общины с выборными управлениями, судами, со свободными сходками и т. д.

РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕРЕВНЕЙ

В 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П.Д. Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права. В 1837–1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.

Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялась посадка картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща сажать там картофель, а урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось «общественной запашкой», призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казенную барщину. По государственным деревням в 1840–1844 гг. прокатилась волна «картофельных бунтов».

Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева. Он намеревался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы я точно определить размер барщины и оброка.

Недовольство помещиков и «картофельные бунты» вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I. В 1842 г. на заседании Государственного совета он сказал: «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все 30-летнее царствование Николая I.

Так называемый «Указ об обязанных крестьянах» был подписан Николаем двенадцатого апреля 1842 года и являлся следствием обсуждения крестьянского вопроса в Секретном комитете в 1839 году. Данный документ был обязан исправить «вредное начало» указа о вольных хлебопашцах, который был принят ещё в 1803 году.

Итак, согласно рассматриваемому Указу от 1842 года по воле своего помещика крестьянин получал земельный надел и свободу. При этом, земельный участок переходил к нему не в собственность (как было оглашено в указе 1803 года), но лишь в пользование, за которое крестьянин обязывался выполнять определённую повинность (оброк или барщину), размеры которой не были регламентированы законом, но которые запрещались к изменению.

В поселения «обязанных крестьян» было введено «сельское самоуправление» по выбору. Но, при этом, сохранялась полицейская общая помещичья власть. В период с 1842 по 1858 годы в категорию «обязанных» перешло лишь 0,26% в 7 помещичьих имениях, ведь помещики и дальше отказывались предоставлять свободы крестьянам, а сами крестьяне не были согласны выплачивать помещику большие суммы выкупа, не дававшего фактически ничего (ни земли, ни воли).

Данный Указ об «обязанных крестьянах» вошёл в серию ста законодательных актов, которые были изданы в период правления Николая Первого и направлены на смягчение крепостного права. Кроме этого, с 1827 года было запрещено продавать «безземельных» крестьян или же землю без крестьян. Также нельзя было отдавать на заводы крепостных, а с 1828 года помещикам было запрещено ссылать крепостных крестьян в Сибирь. С 1833 года упразднялось право продажи помещиками крестьян поодиночке (так называемое «раздробление семейства») с публичного торга, а уже в 1843 году безземельные помещики не имели права приобретения крестьян.

В 1848 году крепостные крестьяне получают право приобретения на своё имя земельной территории (до этого момента все крестьяне приобретали земельные участки не на своё имя, а на имя своего помещика). При этом, данный закон был обставлен целым списком стеснительных для самих крестьян условий, которые не только не защищали приобретённую собственность, но часто и являлись причиной её возвращения помещику.

Подобные меры не смогли изменить в деревне сути крепостнических отношений – крестьяне выступали за волю, а помещики и дальше пользовались своими привилегиями и правами.

В статьях 440 и 457 Свода Зак. о состоян. (т. 9) установлены правила, на основании коих помещикам дозволено обращать крестьян своих в свободные хлебопашцы, с уступкою им в собственность помещичьих земель за определенное, по взаимному условию, вознаграждение. Желая, в общих видах государственной пользы, чтобы при заключении таковых условий, принадлежа щие помещикам земли, как вотчинная собственность дворянства, охранены были от отчуждения из владения дворянских родов, Мы признали за благо, в пояснение Свода Зак. о состоян. (т. 9) ст. 442, пунк. 3, предоставить тем из помещиков, которые сами сего пожелают, заключать с крестьянами своими, по взаимному соглашению, договоры на таком основании, чтобы, не стесняясь постановлениями о свободных хлебопашцах, помещики сохраняли принадлежащее им полное право вотчинной собственности на землю, со всеми ее угодьями и богатствами, как на поверхности, так и в недрах ее, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за условленные повинности. При составлении таковых договоров помещики могут постановлять с крестьянами дальнейшие условия, по взаимному с ними соглашению, на следующих, рассмотренных в Государственном Совете и Нами утвержденных главных правилах:

1. Повинности крестьян, в пользу помещиков, могут быть определены в договорах денежным оброком, произведениями, обрабатыванием помещичьей земли, или другою работою.

2. В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому Земскою Полицею, под руководством Уездных Предводителей Дворянства и под высшим наблюдением Губернского Правления.

3. Крестьяне, по надлежащем утверждении заключенных между ними и помещиками договоров, принимают название обязанных крестьян.

б. Помещики учреждают в селениях обязанных крестьян вотчинное управление и имеют высшее наблюдение за сельскою в них Полицией и за исполнением законов о сельском благоустройстве; им принадлежит также право суда и расправы в проступках и маловажных преступлениях обязанных крестьян и первоначальный разбор взаимных между ими тяжеб и споров.

Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе, т. XVII, № 15462.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Закон об обязанных крестьян

УКАЗ «ОБ ОБЯЗАННЫХ КРЕСТЬЯНАХ» 1842 г. издан Николаем 12 апреля после обсуждения крестьянского вопроса в «Секретном комитете для изыскания средств к улучшению состояния крестьян разных званий» (1839) и для исправления «вредного начала» указа о вольных хлебопашцах 1803 г.

По Указу 1842 г. крестьянин по воле помещика получал свободу и земельный надел, но не в собственность (как по указу 1803), а в пользование, за которое был обязан выполнять прежние повинности (барщину или оброк), размер которых закон не регламентировал, но запрещал устанавливать новые. В селениях «обязанных крестьян» вводилось выборное «сельское самоуправление», однако сохранялась общая (полицейская) власть помещика. В 1842- 1858 гг. в категорию «обязанных крестьян» перешло всего 0,26% крестьян в семи помещичьих имениях, так как помещики продолжали отказывать крестьянам в предоставлении свободы, а крестьяне не соглашались выплачивать огромные суммы выкупа, который фактически не давал ни воли, ни земли.

Указ входил в серию 100 законодательных актов, изданных при Николае I и направленных на смягчение крепостного права: в том числе, с 1827 г. запрещалось продавать крестьян без земли или землю без крестьян, а также отдавать крепостных крестьян на заводы; с 1828 г. ограничивалось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь; с 1833 г. запрещалось продавать крестьян с публичного торга поодиночке («с раздроблением семейства»); в 1843 г. безземельных помещиков лишили права приобретать крестьян; в 1848 г. крестьяне получили право покупать землю на свое имя (до этого они приобретали ее на имя помещика), но закон был обставлен рядом стеснительных для крестьян условий и не защищал приобретенную крестьянином собственность от попыток ее возврата помещиком.

Все эти меры не изменили сути крепостнических отношений в деревне - крестьяне продолжали выступать «за волю», а помещики в целом сохранили свои права.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 526.

Указ об обязанных крестьянах 1842 г

На протяжении всего девятнадцатого века самыми актуальными были вопросы об отмене крепостного права и о введении конституции. Каждый император видел все по-своему. Объединяло их то, что все они осознавали неотложность крестьянского вопроса. Одним из многочисленных проектов решения этого вопроса является принятый указ об обязанных крестьянах.

Закон об обязанных крестьянах

В историческом контексте

Восшествие Николая Первого на престол сопровождало крупное восстание декабристов. В ходе следствия их показания выявили, что участники этого движения наряду со множеством политических требований были в большей степени за отмену крепостного права . И при этом приводилось множество аргументов гражданского, экономического и духовного толка о необходимости как можно скорее освободить крестьянское сословие.

Такую задачу государственного плана поставил перед собой еще Александр I. Но в силу недовольства крупных землевладельцев, внешней активной политики и политических внутренних коллизий, люди получили личную свободу только в Прибалтике. В период правления Николая указ является одним из многих. Выносить данный вопрос на обсуждение всеми он не стал, действовал тайными комитетами. За тридцать лет таких комитетов было десять, а все их решения касались частных вопросов.

Комитеты по крестьянскому вопросу

Указ разрешал отпускать крестьян помещикам на свободу, подписав предварительно с ними договор. В нем указывался размер оброка, который должен крестьянин хозяину за пользование землей , количество дней барщины и количество земли, передаваемой крестьянам. Правительство утверждало соглашение, впоследствии оно не изменялось. Помещик никак не мог потребовать большую сумму у крестьянина за аренду. Указ оставлял право дворянству суда и все функции полиции. Как и раньше, власть в деревнях принадлежала феодалу.

Таким образом, отвечая на вопрос, что такое обязанные крестьяне, определение можно дать такое: это формально свободные люди, обязанные выполнять установленную помещиком барщину за пользование землей.

Последствия указа

Несмотря на все ожидания, указ об обязанных крестьянах имел незначительные последствия. Помещики получали повинности за оставленные за собой земли, сохраняли власть в деревнях, но увеличить повинности они не могли, как и уменьшить наделы крестьян. Поэтому многие из них не пользовались своим правом перевода крепостных крестьян в статус обязанных . Жизнь таких крестьян не менялась существенно, а произвола дворянства стало меньше, значит для развития было больше шансов.

Указ оказал маленькое влияние на существование крепостного права, об этом говорит малое количество освобожденным по нему. Николай прекрасно понимал, что проблема существовала, но трогать ее следовала аккуратно.

Решение проблемы крепостного права

Принятие указа было небольшой уступкой насущным задачам развития государства и общественному влиянию. Проигранная Крымская война показала всю необходимость реформ. Революционная ситуация, которая складывалась, существенно повлияла на высшие сословия , которые согласились наконец с правительством в том, что крестьян следует сделать свободными. Основа реформы заключалась в освобождении крестьянского сословия с землей за денежный выкуп. Размеры выкупа и наделы отличались в зависимости от регионов.

Александру II принадлежит особая заслуга: он сумел довести дело до конца, несмотря на критику левых и правых сил. Кроме отмены крепостного права, он ввел и другие очень важные реформы, которые способствовали развитию капиталистических отношений. Он вошел в историю, как oсвободитель.

obrazovanie.guru

ОБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ

Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973-1982 .

Смотреть что такое «ОБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ» в других словарях:

Обязанные крестьяне - бывшие крепостные крестьяне в России, перешедшие на договорные отношения с помещиками на основании указа 2 (14) апреля 1842 года. Указ явился итогом работы секретного комитета, учрежденного 10 ноября 1839 года для определения условий освобождения … Википедия

ОБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ - крепостные в России, получившие согласно указу 1842 по договору с помещиком личную свободу и землю в наследственное пользование за повинности. К 1855 ок. 24 тыс. душ мужского пола … Большой Энциклопедический словарь

ОБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ - ОБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, бывшие крепостные, получившие согласно указу 1842 по договору с помещиком личную свободу и землю в наследственное пользование за повинности. К 1855 около 24 тыс. душ мужского пола.

В 1835 г. был образован новый секретный комитет, в котором руководящая роль принадлежала М. М. Сперанскому и генералу П. Д. Киселёву. Комитет выработал план постепенной ликвидации крепостного права при сохранении экономических и политических привилегий дворян. При этом ближайшей задачей выдвигалась одновременная реформа управления крепостной и казённой деревней: комитет считал необходимым, с одной стороны, изменить хозяйственное и правовое положение государственных крестьян, с другой - точно определить наделы и повинности помещичьих крестьян, сблизив их положение с положением крестьян государственных. Для осуществления этого плана было образовано особое V отделение императорской канцелярии, во главе которого стал Киселёв. В течение 1837-1841 гг. была создана сложная система управления государственными крестьянами, подчинёнными новому министерству государственных имуществ во главе с тем же Киселёвым. С помощью громоздкого и широко разветвлённого аппарата чиновников министерство стремилось реализовать программу «попечительства» над крестьянами: увеличить наделы малоземельных селений, организовать планомерное переселение, сделать равномернее оброчное обложение, поднять агротехнику, завести больницы, школы и пр.

В то же время Киселёв сделал попытку ввести так называемые «инвентари» в помещичьих имениях. С этой целью был образован новый секретный комитет 1839 г., которому предстояло обсудить проект о добровольных соглашениях помещиков с крестьянами; в основу этих договоров были положены точное определение крестьянских наделов и повинностей, предоставление крестьянам личной свободы и большее подчинение их государственной власти. В реформе государственной деревни и в проекте 1839 г. Киселёв исходил из мысли, что вся земля должна остаться неотъемлемой собственностью помещиков и казны. Тем не менее попытка вмешательства в хозяйственные и административные права дворянства встретила резкий отпор со стороны крепостников. Правительство быстро пошло на уступки и ограничилось изданием указа 2 апреля 1842 г. об «обязанных крестьянах». Закон предоставлял право помещикам, «которые сами сего пожелают», заключать со своими крестьянами договоры, с тем «чтобы, не стесняясь постановлениями о свободных хлебопашцах, помещики сохраняли принадлежащее им полное право вотчинной собственности на землю», а «крестьяне получали от них участки земли в пользование за условленные повинности». За помещиком сохранялось право вотчинной полиции и суда. Таким образом, при добровольном согласии помещика крестьяне могли получить личные права и сделаться наследственными держателями помещичьей земли.

Правительство надеялось, что дворяне добровольно от­зовутся на издание указа и сами приступят к заключению договоров. Но этого не случилось: за всё царствование Николая I из 10 млн. душ крепостных стало «обязанными крестьянами» только 24 тыс. душ.

Реформа управления государственной деревней тоже не достигла успеха. Очень скоро крестьяне больно почувствовали на себе последствия реформы: крестьянская жизнь оказалась опутанной назойливой и мелочной опекой; сельские и волостные органы превратились в покорное орудие дворянской бюрократии; крестьянские выборные не уступали чиновникам в насилиях и вымогательствах. Среди крестьян стало укрепляться мнение, что выборные и писаря вместе с попами и чиновниками продали их «в удел» помещику Киселёву. Реформа 1837-1841 гг. не утолила земельного голода в деревне-несмотря на принятые меры, земельные наделы государственных крестьян были недостаточными, а иногда крайне ничтожными.

В 1841-1845 гг. движение массового протеста охватило несколько губерний: целыми волостями государственные крестьяне отказывались подчиняться новому порядку. Особенно бурные формы приобрело движение на Урале: в 1843 г. в Челябинском и Шадринском уездах созывались многотысячные сходки, крестьяне смещали и избивали выборных и священников, осаждали деревенские церкви, куда спасалась местная администрация, вступали в бой с воинскими отрядами.

Однако некоторые стороны реформы Киселёва содействовали разложению крепостнической системы: помещичьи захваты казённых земель были приостановлены, барщина в арендных имениях уничтожена, предпринимательство зажиточных крестьян получило опору в содействии агрономов и организации мелкого кредита. Как ни тяжела была жизнь государственной деревни, помещичьи крепостные готовы были променять на неё своё опостылевшее рабство.

Попытки правительства вернуться к крестьянскому вопросу повторялись и в последующие годы, но всякий раз организованное сопротивление крепостников заставляло Николая I отказываться даже от робких и половинчатых проектов. Только в губерниях Правобережной Украины, населённых польскими помещиками, из политических целей были введены инвентарные нормы крестьянских наделов и повинностей.

Были самыми актуальными. Каждый император имел свое видение по ним, но всех их объединяло осознание того, что крестьянский вопрос является самым неотложным. Указ об обязанных крестьянах - один из многих проектов его решения.

В историческом контексте

Восшествие на престол Николая Первого было ознаменовано восстанием декабристов. Их показания в ходе следствия выявили, что наряду со многими политическими требованиями участники движения более всего ратовали за отмену крепостного права. При этом были приведены весомые аргументы и экономического, и гражданского, и духовного толка о причинах необходимости сделать крестьян свободными как можно скорее. Строго говоря, такую государственную задачу поставил перед собой еще Но в силу внутренних политических коллизий, активной внешней политики и недовольства со стороны крупных землевладельцев личную свободу получили крестьяне только в Прибалтике. Указ об обязанных крестьянах является одним из многих в период правления Николая. Выносить вопрос на всеобщее обсуждение он не стал, а действовал методом тайных комитетов. За 30 лет их было десять, но все их решения касались частных вопросов.

Комитеты по крестьянскому вопросу

Николай Первый проводил консервативную политику, но, как известно, даже консерваторы идут по пути реформ, когда это необходимо для сохранения существующего строя. Первый крестьянский секретный комитет был создан уже в 1826 году, в него входили такие известные деятели Александровской эпохи как и В. П. Кочубей. 6 лет его работы стали теоретической основой для дальнейших комитетов, но ничего не изменили в ситуации с крепостным правом. Следующий комитет к 1835 году разработал проект отмены крепостной системы, по сути, с полным обезземеливанием крестьянства. На это государство пойти не могло, так как крестьянство оставалось основным налогоплательщиком. Результатом деятельности следующего комитета стал указ об обязанных крестьянах (1842 г.). Последующие секретные учреждения рассматривали частные вопросы о дворовых, о возможности крепостными приобретать землю и другие.

Особенности указа

Во-первых, сразу нужно отметить, что указ об обязанных крестьянах предусматривал не обязательное его выполнение, а рекомендательное. То есть он давал возможность, а как действовать помещикам - это на их усмотрение. В результате из десяти миллионов крепостных перевелись в обязанные, но свободные от двадцати пяти до двадцати семи тысяч человек. Это называется в житейском обиходе "капля в море". Во-вторых, указ об обязанных крестьянах пытался учесть интересы всех сторон. Крестьяне получали гражданскую свободу, государство получало нормальных налогоплательщиков, а помещики оставались собственниками земли. В-третьих, данное постановление в определенной степени выступало против известного указа "о который наделял освободившихся крестьян землей за выкуп. Земля должна была зафиксироваться строго как собственность помещиков.

Указ об обязанных крестьянах разрешал помещикам отпускать крестьян на свободу, подписав с ними предварительно договор. В нем указывалось количество земли, которое передается в пользование крестьянину, а также количество дней барщины и размер оброка, которые должен бывший крепостной хозяину земли, то есть помещику, за пользование. Это соглашение утверждалось правительством и не изменялось впоследствии. Таким образом, помещик не мог требовать от крестьян больше за В то же время, указ об обязанных крестьянах оставлял за дворянами право вотчинного суда и все полицейские функции. Последнее означало, что власть в деревнях, так же, как и раньше, принадлежит феодалу.

Последствия указа

Несмотря на ожидания правительства, издание указа об обязанных крестьянах имело очень незначительные последствия. Хотя помещики и оставляли за собой землю, и получали повинности за нее, и сохранили власть в деревне, но у них не было теперь возможности увеличить повинности или уменьшить крестьянские наделы. Поэтому большинство из них не спешили воспользоваться правом перевода крепостных в статус обязанных. Жизнь обязанных крестьян существенно не изменилась, но дворянского произвола стало меньше, значит, больше шансов для развития. Малое количество освобожденных по этому указу говорит о его минимальном влиянии на существование крепостного права. Строго говоря, Николай понимал, что данная проблема существует, но считал, что трогать ее очень опасно и действовать нужно аккуратно.

Решение проблемы крепостного права

Принятие указа об обязанных крестьянах было незначительной уступкой общественному влиянию и насущным задачам развития России. Крымская война, которую Россия проиграла, показала необходимость реформ. Складывающаяся повлияла на высшие сословия, которые со скрипом, но наконец-то согласились с правительством в том, что крестьян нужно сделать свободными. При этом основа реформы заключалась в освобождении крестьян обязательно с землей, но за денежный выкуп. Размеры наделов и сумм выкупа варьировались в зависимости от регионов России, не всегда крестьяне получали достаточно земли, но все же шаг вперед был сделан. Особая заслуга в этом принадлежит Александру Второму, который сумел довести начатое дело до конца в обстановке всеобщей критики как со стороны левых, так и правых сил. Кроме отмены крепостного права им были проведены другие важные реформы, способствовавшие развитию капиталистических отношений. В историю он вошел как "Освободитель".