Из каких свойств личности определяется стрессоустойчивость. Современные проблемы науки и образования

Проблема стресса и стрессоустойчивости занимает одно из важных мест в современной психологии. Ее изучением занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. Впервые слово «стресс» встретилось в 1303 году в стихах поэта Р. Маннинга «…эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, прибывавшим в пустыне сорок зим и находившимся в большом стрессе» .

Первым, кто стал изучать стресс, был канадский ученый Г. Селье. В журнале «Nature» 4 июля 1936 г. было опубликовано его письмо в редакцию «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». В этом письме приводились данные о стандартных реакциях организма, которые возникали из-за воздействия различных болезнетворных агентов. Эти данные положили начало учению о стрессе.

По мнению Г. Селье, «...стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование . В своей книге он писал, что факторы, вызывающие стресс (стрессоры), различны, но они запускают одинаковую, биологическую реакцию, которая состоит в активации приспособительных способностей организма.

Г. Селье выделяет три стадии стресса. Первая - реакция тревоги из-за столкновения человека со стрессором, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления(резистентности), когда организму удается успешно справится с внешними воздействиями. Если действие стрессогенных факторов долгое время не удается устранить, то наступает третья стадия - истощение. Приспособительные возможности организма снижаются, начинают использоваться невосстановимые ресурсы. В этот период организм хуже сопротивляется новым воздействиям, увеличивая опасность заболеваний.

Позднее Г. Селье предлагает разделять стресс на два вида: дистресс (distress - истощение, несчастье) и эустресс. Эустресс Г. Селье рассматривает как положительный фактор, источник радости от усилия и успешного преодоления, повышения активности. При таком виде стресса происходит активизация процессов самосознания, осмысления, памяти. Дистресс наступает лишь при чрезмерных стрессах, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, невозможности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий.

Таким образом, психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование «эмоциональный» стресс. В этот термин включаются эмоционально-психические реакции, синдромы, аффективные реакции, а также физиологические механизмы, лежащие в их основе.

Первым, кто попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса, был Р. Лазарус. Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную . В последние годы отмечают условность разделения физиологического стресса и стресса психического. В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот.

Дж. Эверли и Р. Розенфельд считают, что в превращении большинства раздражителей (внешних или внутренних) в стрессоры определенную роль играет эмоциональная и мыслительная оценка данных стимулов. Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция вообще не возникает. Таким образом, большинство стрессовых реакций, испытываемых людьми, на самом деле, по мнению Эверли и Розенфельда, создаются ими самими и длятся столько, сколько им разрешат .

Л.А. Китаев-Смык полагает возможным понимание «стресса» как неспецифических физиологических и психологических проявлений адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле. Неспецифические проявления адаптивной активности при действии любых значимых для организма факторов можно обозначать как стресс в широком смысле. Он говорил, что индивидуальная выраженность стресса, в частности его неблагоприятных проявлений, в большой степени зависит от осознания человеком своей ответственности за себя, за окружающих, за все происходящее в экстремальных условиях, от психологической установки на ту или иную свою роль .

По мнению А.С. Разумова имеющиеся стрессовые факторы можно разделить на следующие группы:

1. Стрессоры активной деятельности: их воздействие на организм осуществляется в процессе выполнения человеком какого-либо целенаправленной деятельности. Эти стрессоры способны не только нарушить течение деятельности, но также усилить и мобилизовать ее. Это могут быть:

А) экстремальные стрессоры - участие в боевых действиях и всех других ситуациях, связанных с риском;

Б) производственные стрессоры - работа с большой долей ответственности, с дефицитом времени и другие.

В) стрессоры психосоциальной мотивации - разного рода соревнования и конкурсы.

2. Стрессоры оценок: могут действовать на человека задолго или непосредственно перед осуществлением деятельности, сразу после окончания или через большой промежуток времени после совершения действия. Так, многие взрослые помнят обидные клички, которые давали им учителя в школе. Сюда входят также:

А) старт-стрессоры и стрессоры памяти - предстоящие состязания, защита диплома, выступление в концерте, внезапное воспоминание о пережитом горе.

Б) стрессоры, побед и поражений - успехи в карьере, искусстве, спорте. Любовь, женитьба, рождение ребенка, поражения, неуспехи, непризнания в деятельности, болезнь близкого человека.

В) стрессоры зрелищ - спортивные зрелища, фильмы, театральные представления, изобразительное искусство и другие.

3. Стрессоры рассогласования деятельности:

А) стрессоры разобщения: конфликтные ситуации, угроза, неожиданное, но значимое известие и другие.

Б) стрессоры ограничений - психосоциальных и физиологических: заболевания, ограничивающие обычные сферы деятельности, изоляция, дискомфорт, сексуальная дисгармония, голод, жажда и другие.

4. Физические и природные стрессоры: мускульные нагрузки, хирургические вмешательства, медицинские процедуры, травмы, темнота, яркий свет, сильный неприятный звук, вибрация, качка, высота, холод, жара, землетрясения и другие .

Таким образом, любой стресс является физиологическим, так как сопровождается различными физиологическими реакциями и может возникать из-за боли, высокой и низкой температуры воздуха, шума, вибрации, гипоксии, непереносимости запахов и других причин, и всегда эмоциональным, так как обладает соответствующими эмоциональными переживаниями, также стресс может быть и информационным, который возникает по причине внезапности, новизны обстановки, недостатка или избытка информации. Любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение называются стрессорами. Для того чтобы не сбиваться с рабочего ритма, нужно иметь хорошую стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость личности - это умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья .

Многие авторы сводят устойчивость, толерантность к стрессу к понятию «эмоциональная устойчивость». Давая определение эмоциональной устойчивости П.Б. Зильберман имеет в виду не устойчивость или стабильность эмоциональных переживаний человека, а интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке .

Л.М. Аболин дает свое определение понятия, понимая под эмоциональной устойчивостью свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуют между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели .

О.А. Сиротин включает в определение эмоциональной устойчивости параметры, характеризующие нервную и физическую выносливость - способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке без значительного отрицательного влияния последней на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность человека .

Исследователи В.А. Бодров и А.А. Обознов под термином «стрессоустойчивость» понимают интегративное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики индивида; проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности .

А.А. Баранов под стрессоустойчивостью понимает интегральное психологическое свойство человека как индивида, личности и субъекта деятельности, которое обеспечивает внутренний психофизиологический гомеостаз и оптимизирует воздействие с внешними эмоциогенными условиями жизнедеятельности. Соответственно стрессоустойчивость может рассматриваться как свойство, влияющее на результат деятельности, и как характеристика, обеспечивающая константность личности, как системы .

Исследователь Б.Б. Величковский вводит термин «индивидуальная устойчивость к стрессу», которая определяется как системное свойство, обуславливающее успешную адаптацию человека к воздействию различных психосоциальных нагрузок и факторов среды обитания без негативных кратковременных и долговременных последствий для психического и физического здоровья предполагая, что оценка индивидуальной устойчивости к стрессу требует учета влияния, как устойчивых личностных черт, так и ситуативных компонентов, отражаемых в состояниях.

В.А. Пономаренко считает, что в экстремальных ситуациях физиологические механизмы ориентировочной реакции, доминанта, стереотипы, оперативная память могут выступать как помеха для решения задач, а «интеллектуальный уровень поведенческих действий с подключением нравственных резервов в виде долга и чести на основе отношения к своей профессии и к себе, как профессионалу, формирует новую смыслообразующую цель - преодоление и победу» . Таким образом, быстрота и готовность переключения с одного уровня регуляции поведения к другому - фундамент психологической устойчивости.

В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

А) психофизиологического (свойства, тип нервной системы),

Б) эмоционального компонента - эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций,

В) мотивационного (сила мотивов определяет эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может показывать разную степень в зависимости от того, какие мотивы побуждают его к активности. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость),

Г) волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации,

Д) информационного компонента - профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач,

Е) интеллектуального компонента - оценка, прогноз, принятие решений о способах действий .

Некоторые авторы сводят стрессоустойчивость к понятию «жизнестойкости». Наиболее полно и точно, по мнению Д.А. Леонтьева, понятие жизнестойкости описал С. Мадди. Жизнестойкость представляет собой систему убеждений человека о себе, о мире и об отношениях с ним, которая состоит из трех компонентов (вовлеченности, контроля, принятия риска) и способствует оценке событий как менее травматических и успешному совладению со стрессом .

Компонент вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного .

Жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблюдение диеты и тому подобное), за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям .

К факторам (ресурсам), влияющим на стрессоустойчивость, можно отнести (по Китаеву-Смыку Л.А.): врожденные особенности организма и ранний детский опыт; личностные особенности; направленность человека, его установки и ценности; факторы социальной среды (социальные условия и условия труда, ближнее социальное окружение); когнитивные факторы (уровень сензитивности, умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды, прошлый опыт и прогноз будущего) .

Несмотря на то, что у различных авторов нет единства в отношении содержания понятия «стрессоустойчивость», большинство из них под стрессоустойчивостью понимают совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить стресс - значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями не только профессиональной деятельности, но и повседневной - без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Стрессоустойчивость личности играет важную роль в преодолении стресса, потому что от нее зависит не только психическое состояние человека, но и профессиональная и повседневная деятельность, ведь чем выше стрессоустойчивость, тем лучше и быстрее преодолевается стресс и тем менее разрушительное воздействии он оказывает на человека. Таким образом, стрессоустойчивость личности - важнейший фактор преодоления стресса.

Психологический стресс можно определить как фено­мен осознавания, возникающий при сравнении требова­ний, предъявляемых к личности, с ее способностью справиться с этими требованиями. Стресс присущ самой нашей жизни, он неотъемлемый компонент существования. Каждый человек имеет свой уровень устойчивости к стрессам. На одинаковую ситуацию можно отреагировать по-разному, все зависит от внутреннего состояния человека. Современная жизнь - это постоянный стресс, и стрессоустойчивость просто жизненно необходима. Факторы стресса развивают в человеке много отрицательных эмоций и негативных качеств, которые с каждым днем накапливаются. Стрессоустойчивость бывает нескольких уровней, и характеризует каждого человека по-своему. Как же стрессоустойчивость определяется и какое влияние она имеет на условия жизни человека? Разберем более подробно понятие и все, что с ним связывают.

Стрессоустойчивость имеет несколько уровней

Определение стрессоустойчивости

Понятие стрессоустойчивости известно не каждому. Стрессоустойчивость – это набор разных качеств, благодаря которым наш организм реагирует на различные проблемы максимально спокойно. Человек занимается решением проблем, взвесив все «за» и «против». Это психологическая особенность к саморегуляции, так называемый ресурс терпения, умение сохранять спокойствие в любой ситуации.

Факторы

Различают внешние и внутренние факторы:

  1. Внешние: вредные привычки, чрезмерная нагрузка, потеря близких, развод, эмоциональные проблемы, экологические проблемы.
  2. Внутренние: болезни, плохой обмен веществ, плохое питание, аллергические заболевания, отсутствие или нехватка витаминов и минеральных веществ, а отсюда - депрессия.

Любой человек независимо от статуса, внутренних ресурсов, гендерных особенностей, психологического портрета и образа жизни время от времени испытывает стресс и негатив. Уровень устойчивости человека к стрессам зависит от количества и сложности проблем, которые вызвали стресс. Убрать самостоятельно признаки негативной ситуации, такие как злость, обида или разочарования, невозможно, но можно поменять свое отношение к ней. Важно уметь сориентироваться в стрессовой ситуации и решить что важно для вас, а от чего можно отгородиться, не переживать по пустякам и защитить свою психику. Понятие стрессоустойчивость личности подразумевает правильное поведение человека в условиях стресса, помогающее его преодолеть без вредных последствий для человека, его личности, здоровья и окружающих.

Многие могли сталкиваться с такой ситуацией, когда от небольшого стресса появляется головная боль, наблюдается упадок сил, вялость, сонливость. Все это влияет на эффективность жизни в целом. Если рассматривать ситуацию с медицинской точки зрения, то в период переживаний поднимается уровень кортизола, гормона стресса.

Именно из-за увеличения уровня этого гормона случается срыв нервной системы. Те люди, у которых высокая стрессоустойчивость, имеют крепкое здоровье и практически не нервничают. Их психологическая особенность заключается в том, что они умеют контролировать свои эмоции, сохранять спокойствие и выходить из стрессовой ситуации без отрицательных последствий для здоровья.

Уровни

Существует несколько уровней стрессоустойчивого поведения, которые показывают психологическую выносливость человека в той или иной ситуации, его умение справиться со стрессом самостоятельно. Уровень стрессоустойчивости является индивидуальной характеристикой любого человека. Эффективность и механизмы решения проблем зависят от следующих уровней:

  • высокий;
  • средний;
  • низкий.

Отличительные черты высокого уровня: уверенность, твердость и быстрое принятие решения. Люди с высоким уровнем обладают твердым характером, обеспечивающим спокойствие и невозмутимость в любой ситуации и повышенную устойчивость к стрессу.

Основные отличительные качества среднего уровня включают в себя стойкость духа и способность нормально отнестись к возможным трудностям. Неприятности в жизни происходят у каждого человека, и к ним нужно относиться нормально, сказать себе: «было хорошо, а станет еще лучше». Люди со средним уровнем ищут лучший выход из сложившейся ситуации.

Ресурс низкого уровня наблюдается у людей, которые пережили какое-то сильное потрясение, они теряются даже в несерьезных проблемах. Такому человеку нужно сильно постараться, чтобы приспособиться к резким изменениям в жизни.

Необходимо выработать в себе резистентность к окружающим негативным факторам.

Стрессоустойчивый человек обладает крепким здоровьем и спокойным характером

Компоненты стрессоустойчивости

Стрессоустойчивость явление непостоянное. Ряд компонентов стрессоустойчивости представлен врожденными элементами (вполне могут передаться от родителей ребенку генетически, но такое «наследство» делает человека уязвимым), присущими каждому человеку в индивидуальном порядке. Другой ряд компонентов представлен приобретенными элементами, которые можно развивать и тренировать. Это понятие включает в себя следующие компоненты стрессоустойчивости:

  1. Способность прогнозировать развитие жизненных ситуаций.
  2. Способность контролировать эмоции, развитые волевые качества личности, владение навыками саморегуляции.
  3. Способность выдерживать более длительное и сильное напряжение.
  4. Способность выдерживать пиковые нагрузки в экстремальных условиях.

Типы

Психология подразделяет всех людей на типы, исходя из различия реакций на стресс:

  • Стрессонеустойчивые - не могут адаптироваться к внешнему миру, не меняют своего поведения, не могут быстро принять правильное решение. Любое событие или даже мысль о нем приводит таких людей к стрессу.
  • Стрессотренируемые - готовы к переменам, но к небольшим. Если решить проблему не получается, становятся раздражительными, депрессируют. Но по мере повторения аналогичных стрессовых ситуаций, привыкают, реагируют на них более спокойно.
  • Стрессотормозные - готовы меняться внезапно и однократно. Но если стресс имеет вялотекущий характер или стрессы следуют один за другим, падают духом и не контролируют свои эмоции.
  • Стрессоустойчивые - спокойно принимают перемены и умеют принять правильное решение в экстремальной ситуации. Стрессом для них являются только самые тяжелые события в жизни.

Как правильно развивать стрессоустойчивость

Повысить стрессоустойчивость можно, для этого существует несколько формирующих методик. Чтобы добиться высокого стрессоустойчивого уровня, необходимо выполнять некоторые рекомендации. Есть разные подходы к решению проблемы. Например, можно попробовать оценить происходящее. Нужно решить для себя:

  • «важно ли это для меня?»;
  • «сможет ли это поменять мою жизнь?»;
  • «чего я хочу от жизни».

Существует много жизненных фрустрационных ситуаций, на которые не нужно обращать внимание. Если личность волевая, она не будет обращать свое внимание на мелочи, а будет развивать устойчивость к стрессу. Человек должен понять что будет с его здоровьем и нервной системой, если поддаться негативным факторам.

Если вас что-то не устраивает в жизни, стоит начать изменять ее в лучшую сторону до тех пор, пока условия жизни не придут в норму.

Анализирование ситуации

Анализируя свою жизнь и особенности поведения, можно выделить такие факторы:

  • понимание и изменение ситуацию самостоятельно;
  • невозможность решить проблему.

Чтобы стресс закончился и повысилась устойчивость к нему, необходимо с пониманием относиться к любой ситуации или попробовать изменить ее в выгодную сторону. Наиболее эффективным методом, обеспечивающим подробный анализ стресса, является ведение дневника стресса. Проанализировав свои записи в дневнике можно просто и быстро определить, какие события или жизненные ситуации способствовали возникновению стресса.

Анализ ситуации поможет справиться со стрессом

Как отпустить проблему

Другой тип методики – дать возможность выйти отрицательным эмоциям, ведь личность волевая должна научиться контролировать свои эмоции.

  1. Решить проблему можно, дав выход эмоциям. Помогут занятия спортом или физкультурой. Например, можно боксировать грушу или заняться бегом.
  2. Многие люди идут в безлюдное место и кричат во все горло. Крик помогает снять напряжение и уравновесить нервную систему.
  3. А также можно завести личный дневник и записывать мысли о том, что накипело.
  4. Бассейн, различные спа-процедуры отлично укрепляют наше физическое и психическое здоровье.
  5. Нужно «выпустить пар»: можно побить кулаком подушку, порвать бумагу или просто выругаться.

Существует масса методов, которые помогают сохранить позитивное настроение и повысить стрессоустойчивость.

Плавание в бассейне отлично снимает стресс

Варианты решения проблемы

Упражнений, которые помогут развить это важное качество и подойдут абсолютно всем без исключения, нет.

  1. На стрессоустойчивость сильно влияют всевозможные болезни человека. Больные люди наиболее подвергаются стрессам, а вот здоровые имеют крепкий иммунитет и, соответственно, хорошую стрессоустойчивость. Поэтому стоит обеспечить себя обезболивающими, вдруг начнет болеть голова или любой другой орган.
  2. Обязательно наладить режим питания.
  3. Чтобы ресурсы стрессоустойчивости увеличились, можно заняться спортом. Занятия физическими упражнениями, например, бег по утрам или зарядка будут положительно влиять на устойчивость организма к стрессу.

Заключение

Оценка человеком своего состояния является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Сохранить устойчивость к стрессам, а также повысить ее уровень несложно. Положительные эмоции, питание и хороший отдых – все, что нужно человеку для спокойствия. А также саморегуляции своего состояния, выработке правильного стрессоустойчивого поведения помогут спорт или интересное хобби.

Программа формирования стрессоустойчивости учащихся старших классов

дипломная работа

1.2 Понятие, функции и структура стрессоустойчивости

В психологической литературе активно обсуждаются понятия стрессодоступности и стрессоустойчивости, так как именно они во многом определяют, возникнет ли у человека дистресс в ответ на определенное событие.

Стрессоустойчивость человека - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт.

Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Стрессодоступность - личностные качества, препятствующие преодолению эмоциональных нагрузок . Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой.

Стрессодоступность в основном характерна для пассивных, зависимых, высокотревожных или склонных к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей, дистимиков и гипотимиков. При этом обнаруживается связь депрессивности и стрессоустойчивости. Стрессодоступность повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесенной болезни и т.д. Несомненно, играют роль сила и длительность самого стрессорного воздействия.

Дети подвержены стрессу сильнее, чем взрослые. На них оказывают в раннем возрасте более сильное воздействие физические и природные стрессоры, а в подростковом - стрессоры оценок. Можно говорить о пониженной стрессоустойчивости у детей, особенно если она сопровождается дистимной акцентуацией характера, вегетативными или физическими нарушениями.

Как и у взрослых, стресс у детей является характерным и индивидуальным для каждого из них. Не каждый ребенок подвергается стрессу в одно и то же время. Один ребенок может легко проносится через дни учебы в школе безо всякого труда, получая высокие оценки без малейших усилий, а вот для другого соперничество в школе кажется настолько пугающим, что у него начинаются спазмы в животе и головные боли даже при виде школьного автобуса, подъезжающего к остановке.

Кроме того, дети, испытывающие значительный стресс, реагируют на него по-разному. Некоторые маленькие дети могут вернуться к младенческому поведению, такому как держать во рту большой палец или мочиться в постели. Дети постарше демонстрируют признаки депрессии, становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают друзей. А другие проявляют стресс в трудном поведении - приступах раздражения или вспышках ярости, которые показывают, что они теряют контроль над собой.

В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. Человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные - замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства .

Но какие бы определения не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития. Попробуем разобраться в этом центральном (физиологическом и биохимическом) звене стресса, чтобы понять каким образом психические переживания, эмоциональные реакции переходят в телесные расстройства: болезни всех органов или общее физическое недомогание.

Возникающее при стрессе сложные физиологические и биохимические сдвиги - это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции, или как её называют, «реакции борьбы и бегства». Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него .

Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» .

На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» .

Таким образом, стрессоустойчивость - это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.

О самом понятии стрессоустойчивости человека говорилось довольно много. Основная трактовка такова: "Стрессоустойчивость - это совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья." Б.Х. Варданян писал: "... Можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности" .

П.Б. Зильберман же в свою очередь имел взгляды и совсем с другой стороны на этот вопрос, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней"... Интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке".

Как можно почерпнуть из приведенных определений понятия стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (или успешность) деятельности. Пребывая в постоянном активном социальном положении, менеджер обязан иметь иммунную реакцию на все факторы, способные вывести его душевное и психологическое равновесие из строя. Для этого необходимо иметь "хорошую стрессоустойчивую форму"

Многими специалистами доказана взаимосвязь между физическим и психологическим здоровьем, а из этого следует, что не только физическое здоровье страдает от несостоятельной "психологической формы" человека, но и психологическая состояние напрямую зависит от физической подготовки. Физические упражнения, закаливание, здоровое питание - всё это является крепкими составляющими в таком щите от стрессов, как стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость -- это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.

В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

А) психофизиологического (тип, свойства нервной системы),

Б) мотивационного (сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может обнаружить разную степень ее в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость),

В) Эмоционального компонента - эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций,

Г) волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации,

Д) информационного компонента - профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач,

Е) интеллектуального компонента - оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий.

Рис. 4. Структура срессоустойчивости

Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. Более высокий уровень стрессоустойчивости отличает людей, в системе ценностей которых преобладают так называемые духовные ценности. Напротив, доминирование ценностей материального характера приводит к снижению уровня стрессоустойчивости и формированию своеобразной стрессозависимости. Последняя выражается в появлении особого мировоззрения, в соответствии с которым стресс есть неотъемлемое свойство жизни вообще.

Всех людей можно условно разделить на 4 группы по стрессоустойчивости. Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях. Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им сложно менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса.

Стрессотренируемые люди в общем-то готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, но если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и реагируют на них уже более спокойно. Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такие люди могут пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни.

Если же стрессы постоянно сопровождают такого человека, то он теряется. Стрессоустойчивость -- качество непостоянное, и следовательно его можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду. Выделяют три основных фактора, влияющих на стрессовые состояния: физиологический, поведенческий и субъективный. Л.А.

Китаев-Смык добавляет к этому перечню социально-психологический фактор, в первую очередь изменения в общении, а также психологический фактор стресса. Выделяют следующие этапы в процессе развития стрессоустойчивости.

1) Интерпретация и оценка ситуации.

Интерпретируются и оцениваются:

В) соотношение требований ситуации и возможностей человека. Кроме некоторых физиологических стрессоров, все другие не действуют на человека напрямую, непосредственно воздействует образ стрессора, интерпретация стрессора, ситуации.

2) Оценка (анализ) стрессовых изменений в своем организме. Часто "мишенью" стрессорного воздействия является какая-либо отдельная система организма или сфера личности.

Начальные стрессовые сдвиги могут быть вызваны расстройством или травмой одного органа, повышеной нагрузкой на 1 сферу личности (напр. Информацационная перегрузка), потерей или изменением 1 личностно значимой связи, значимого соц. Качества. Затем разворачиваются множественные реакции, наступают разнообразные последствия.

3) Наиболее важным этапом является адаптационный процесс.

А) противодействие,

Б) приспособление,

Рис. 5 Этапы в развитии стрессоустойчивости

Направленность адаптационной активности определяется, с одной стороны, природой стрессорного воздействия, спецификой ситуации, а с другой - особенностями личности, резервами организма. Возможность реализовать тот или иной вид адаптации к стрессовой ситуации зависит не только от мотивов и целей, свойств личности, психического состояния, но и от того, какой стрессор воздействует, какова его сила, в какую ситуацию включен человек и т.д. Личность имеет возможность выбора в реагировании, деятельности, поведении, но степень свободы выбора ограничена особенностями стрессовой ситуации.

Психотравмы (стрессогенные факторы) можно классифицировать:

1) по силе: шоковые (внезапные), подострые (кратковременные, но эмоц. Значимые), хронические (длительные).

2) по значимости для личности (значимые и незначимые)

3) по направленности информации (привносящие или лишающие ее)

4) по разрешимости

5) по длительности

Неблагоприятные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость человека. Умеренный эмоциональный стресс активизирует резервные возможности человека.

За последние десятилетия сделан ряд попыток выделить основные стрессогенные ситуации. Но определить степень трудности, стрессогенности различных ситуаций оказалось очень сложно.

Одно и то же событие у разных людей может вызвать резкое противодействие, породить негативные чувства или пройти почти незамеченным. Т.е. Один и тот же раздражитель воздействует на разных людей неодинаково. В современных трудах ряд авторов связывают исследование стрессоустойчивости личности с преобладанием тех или иных "стратегий совладания".

Успешное переживание трудной жизненной ситуации разнообразно по своей фабуле, и, соответственно, различными являются стратегии совладания человека с трудностями. Стратегия самоконтроля, поиска соц. Поддержки, принятия ответственности, стратегия избегания, позитивной переоценки и др. В современных исследованиях проблемы стрессоустойчивости личности большое внимание уделяется психологических, личностных детерминант, определяющих реагирование человека в условиях стресса. Интенсивность стрессового состояния зависит не только от условий воздействия стрессоров, но и от мотивационных и социальных характеристик человека, которые являются существенной детерминантой поведения его в стрессе.

Установлены возрастные и половые особенности в проявлении стрессоустойчивости и стратегий совладания. По сравнению с молодыми людьми пожилые люди используют менее энергичные формы совладания.

Таким образом, обобщая сказанное выше можно сделать следующие выводы:

· Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности. Стрессоустойчивость - это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

· Стрессоустойчивость -- это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих. В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

А) психофизиологического,

Б) мотивационного,

В) эмоционального,

Г) волевого,

Д) информационного,

Е) интеллектуального.

· Выделяют следующие этапы в процессе развития стрессоустойчивости.

1. Интерпретация и оценка ситуации.

А) требования ситуации, величина нагрузки, степень угрозы (благополучию, здоровью, авторитету и др.),

Б) возможности организма и личности,

В) соотношение требований ситуации и возможностей человека.

2. Оценка (анализ) стрессовых изменений в своем организме.

3. Наиболее важным этапом является адаптационный процесс.

В нем может доминировать одно из трех направлений:

А) противодействие

Б) приспособление

В) уход от стрессорного воздействия.

· Стрессоустойчивость -- качество непостоянное, и следовательно его можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду.

Гендерные различия стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел

Стресс - совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров). По словам учёного Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е...

Гендерный аспект стрессоустойчивости работников торговли

В словаре "Стрессоустойчивость - это набор личностных черт, определяющих устойчивость к различным видам стрессов. С...

Диагностическое исследование профессионально важных качеств студентов на примере эмпатии

Прежде всего, определимся со значением самого термина «профессия». Среди многочисленных трактовок, предлагаемых современной литературой выберем самые распрастраненные. Большой толковый словарь определяет профессию...

Задачи и виды деятельности психолога в образовании

"Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных свя-шх, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми...

Изучение мышления практического психолога

Практическое мышление по своей природе ориентировано на обеспечение функционирования мыслительных процессов человека, направленных на решения практических вопросов и задач, возникающих на практике, и требуют применения новых схем действий...

Изучение стрессоустойчивости у алко- и наркозависимых

Современная жизнь изобилует стрессами. Динамичный темп жизни диктует свои условия, стрессы могут поджидать нас повсюду и на работе, и в семье. В связи с этим термины стресс и стрессоустойчивость употребляется очень широко...

Исследование стрессоустойчивости у сотрудников УИС

В переводе с английского языка "стресс" обозначает давление, натяжение . Понятие "стресс" подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово "стрессор" стало обозначать не только физическое...

Исследование уровня стрессоустойчивости у верующих людей (на примере католической религии)

Так как стресс является неотъемлемой частью нашей жизни и оказывает существенное влияние на здоровье, личность и деятельность человека, необходимо знать, какие качества человека позволяют определить устойчивость к стрессу...

Особенности самооценки обучающихся школы-интерната VIII вида с различной степенью интеллектуальной недостаточности

Особый интерес в психологии представляют исследования личности, которые рассматривают человека, прежде всего, со стороны целостности Я-концепции или самосознания [Столин, 1983; 6]. "Я" - это своего рода ядро, центр человеческой личности...

Понятие, виды и структура социальных установок

психология социальная установка аттитюд Традиция изучения социальных установок сложилась западной социальной психологии и социологии. Отличие этой традиции заключается в том, что с самого начала категориальный строй исследований...

Психологический климат коллектива

Слово "коллектив" происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает "объединяю", а латинское collectivus - собирательный. Коллектив - это общность людей...

Разработка тренингов повышения стрессоустойчивости менеджеров в организации

О самом понятии стрессоустойчивости человека говорилось довольно много. Основная трактовка такова: "Стрессоустойчивость - это совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные...

Социальные установки юношей и девушек к суицидальному поведению

Стресс и стрессоустойчивость

В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать (14,9)...

В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать...

Стрессоустойчивость как качество личности – способность адекватно переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), напряженную или экстремальную ситуацию без особых вредных последствий для дела, окружающих и своего здоровья.

— Дорогая, а где моё пиво? В холодильнике была бутылка… — Я её ещё вчера выпила. Приходить домой надо раньше. — И что мне теперь пить? Последнюю бутылку «Жигуля»? — Вообще не надо ничего пить. — Как это не надо? У меня же стресс! — С чего это у тебя стресс? — Ну, как… Было пиво, а теперь нет…

В обычном состоянии в голове человека за сутки пролетают около шестидесяти тысяч мыслей. Стресс – это когда одна доминантная мысль сверлит мозг, а остальные даже боятся высунуть нос. По этому признаку можно диагностировать, испытывает ли человек стресс, или просто проявляет беспокойство, тревожность или взволнованность.

Стрессоустойчивый человек обладает одним замечательным свойством. В народе иногда это называют «толстокожестью». На самом деле в стрессовой ситуации он оставляет за собой право выбора, как реагировать на тот или иной раздражитель. Вспыльчивый человек обкрадывает себя на право выбора, он сразу гневно реагирует на раздражитель. Стрессоустойчивый человек, как правило, разумен. Он говорит себе: — Я нахожусь в автомобильной пробке. От меня ничего не зависит. Если я дам волю чувствам, начну нервничать, переживать и ругаться, ничего не изменится, пробка как непреодолимое обстоятельство, от моего недовольства не рассосется. Зато испортится настроение, приеду на работу раздраженный и вымотанный. Поэтому лучше включу магнитолу и послушаю классическую музыку».

Стрессоустойчивость – э то способность игнорировать всевозможные раздражители, оставаясь спокойным и безмятежным. Советские разведчики рассказывают, как у них на тренировках вырабатывали стрессоустойчивость на тренировках в 70-е годы ХХ века. Человеку дается лист бумаги с каким-нибудь текстом и задание – например, обвести кружком буквы «о», подчеркнуть буквы «е», поставить галочку над буквами «а». Дается лимит времени – например, 2 минуты. Время пошло, и тут начинаются помехи. Например, включается запись, голос на которой орет: «Подчеркни «о»! Обведи «а»! Поставь галочку над «е»!» – пытаясь сбить. Либо вообще некий человек пытается вырвать лист бумаги, толкнуть под руку или сказать что-нибудь.

Почему стрессоустойчивость является положительным качеством личности? Стрессоустойчивость помогает человеку достойно пройти уроки жизни, поменять своё понимание счастья, то есть осознать главную цель своей жизни. О.Г. Торсунов пишет: «Стресс возникает у человека, кода он теряет свою жизненную нить. Это особый вид испытания души, при котором судьба не посылает нам привычную дозу счастья до тех пор, пока мы не осознаем, как нам жить дальше. Только поменяв высшую цель жизни, и решительно встав на путь истины, человек может обрести покой и постепенно выйти из продолжительного стресса.

Сверхдуша каждую секунду жизни посылает нам небольшое ощущение счастья, которое мы называем хорошим настроением. Однако случаются дни, месяцы и даже годы, когда посылаемый уровень настроения ниже, чем необходимо для спокойной жизни. В этом случае человек начинает впадать в различные стрессовые ситуации: раздражительность, обидчивость, депрессивность, угрюмость, отчужденность, молчаливость и т. д. Если же критическая нехватка внутреннего счастья сохраняется в течение продолжительного времени, то стрессовая реакция превращается в стрессовое состояние, при котором человек теряет веру в то, что он когда-либо вновь сможет стать счастливым. Пока мы не поменяем своё понимание счастья (главную цель своей жизни) и не сдадим этот экзамен судьбы, до этих пор Сверхдуша будет воспитывать нас голодом по счастливой жизни».

Стрессоустойчивость – это способность сориентироваться в экстремальной ситуации, разумно и хладнокровно отразить чрезмерные нападки раздражителей на психику, осознать, что действительно для меня значимо, а что лишь «мелочь пузатая», от которой можно просто отгородиться толстой стеной с надписью «not available».

Стрессоустойчивость мужское или женское качество личности? Вопрос сложный. Женщины лучше приспосабливаются к продолжительным неблагоприятным воздействиям (блокада, лишения). Мужчины в длительной стрессоустойчивости женщинам не конкуренты. В то же время при резких и неожиданных неприятностях женщины значительно уступают мужчинам в стрессоустойчивости. Например, мужчина, оказавшись за рулем в экстремальной ситуации, будет до последней секунды бороться за жизнь. Женщины, как правило, в таких ситуациях бросают руль, закрывают глаза руками и оглушительно кричат.

Стрессоустойчивость – это не «наступить на горло собственной песне» и «не молчать в тряпочку». Искусственное подавление и сдерживание эмоций не имеет ничего общего со стрессоустойчивостью. К примеру, человек с проявленным самообладанием внутренне бурно реагирует на какой-то внешний раздражитель, но усилием воли предпочитает отмалчиваться. Иными словами, он проявил сдержанность, но о стрессоустойчивости он заявлять не вправе.

Психологи считают, что существование и распространенность такого «псевдо нереагирования» обусловлено в первую очередь культурными ограничениями. Стрессоустойчивость (а точнее – отсутствие внешних проявлений реагирования) считается признаком культурного человека. Часто стрессоустойчивость является требованием при приеме на работу. При этом работодателю в абсолютном большинстве случаев наплевать на реальную устойчивость работника к стрессам, лишь бы он сидел и не «бузил», когда будут мозг «выносить». Естественно, в такой формулировке вакансии редко встречаются, гораздо чаще пишут про требование стрессоустойчивости. Так культурней… А в итоге – именно стрессы на работе являются в настоящий момент основным источником хронических стрессов. И во многом это обусловлено именно требованием к работникам быть стрессоустойчивыми. Не всегда явными требованиями – часто бывает достаточно уже сформированного у работника представления о том, что стрессоустойчивость – это хорошо. Стрессоустойчивость – это действительно хорошо! Просто не надо подменять понятия настоящей стрессоустойчивости и «молчания в тряпочку».

Петр Ковалев 2014 год

Чувствительность человека к психотравмам определяется уровнем его стрессоустойчивости. Под стрессоустойчивостью понимают такой набор личностных черт, который определяет устойчивость человека к различного вида стрессам. Стрессоустойчивость состоит из трех компонентов: ощущения важности своего существования; чувства независимости; способности влиять на собственную жизнь (открытость и интерес к изменениям, отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития). Стрессоустойчивость зависит от самого человека, от желания и умения пользоваться теми или иными приемами психической саморегуляции.

Говоря о физиологических предпосылках стрессоустойчивости, следует подчеркнуть, что особую роль играет состояние эндокринной системы и хорошая физическая форма. Вместе с тем существует предрасположенность к стрессовым реакциям людей, характеризующихся определенными эмоциями: гневом, враждебностью и агрессивностью.

На индивидуальную чувствительность человека к травмам оказывают влияние следующие факторы: пол, возраст, уровень интеллектуального развития, актуальная структура личности (наличие таких свойств, как зрелость-незрелость, гиперчувствительность, зависимость, склонность к чрезмерному контролю, стремление подавлять эмоции, склонность выступать в роли жертвы, стремление к удержанию травматического опыта) способствует усилению поражающего эффекта и травмы, т.е. указывает на низкую толерантность к стрессу. Таким же фактором является генетическая предрасположенность - физиологическое состояние в момент получения травмы, особенно при истощении, нарушении сна и питания. Некоторые питательные вещества напрямую связаны со стрессом. Существует группа пищевых питательных веществ, которые имитируют стимуляцию симпатической нервной системы - это кофе, кола, чай и шоколад, который содержит кофеин, никотин, содержащийся в табаке. Эти вещества усиливают метаболизм, провоцируют тревожность и приводят к выделению гормонов стресса, которые повышают ритм сердечных сокращений и артериальное давление, а так же способствуют усиленному реагированию нервной системы на раздражители, вследствие чего увеличивается вероятность возникновения стрессовой реакции.

Стресс также связан с витаминами. Выделение картизола (гормона стресса, выделяемого корой надпочечников) требует использования витаминов. Поэтому при хроническом стрессе может возникнуть дефицит витаминов, поступающих к нам в организм вместе с пищей.

В большей степени это касается витаминов В (тиамина, рибофлавина, ниацина) и витамина С. дефицит этих витаминов вызывает беспокойство, депрессию, бессонницу, мышечную слабость и расстройства желудка. Поскольку эти витамины используются для выработки гормонов надпочечников, их дефицит снижает способность человека адекватно реагировать на стресс.

Кроме того, имеются сведения о связи между индивидуально-психологическими и личностными особенностями и устойчивостью к стрессовым ситуациям. Так, К.Л. Купер и Дж. Маршал приводят следующие данные:

· экстраверты более адаптивны и лучше ориентируются в жизни, чем интроверты;

· «ригидные» и «подвижные» различаются в оценке стрессогенных ситуаций: первые больше реагируют на неожиданности в работе, исходящие от руководства и испытывают зависимость от других людей, а вторые, будучи более открытыми, влиянию других людей, легко оказываются перегруженными;

· ориентированные на достижения показывают более высокую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность.

Предпосылками низкой толерантности к стрессу являются тревожность, гиперчувствительность, ригидность, отсутствие социальных навыков. Возникающие на фоне стресса проявления (неуверенность, непродуктивность) вызывают еще более глубокий дискомфорт: увеличения напряженности, возникновения избегания, повышения чувствительности к критике, возникновения бесплодности усилий, замкнутости.

Биологическая необходимость активности

Бездействующие мышцы, мозг и другие органы теряют работоспособность. Для «поддержания формы» нужно упражнять ум и тело. Кроме того, бездеятельность закрывает все пути для реализации врожденного стремления творить, созидать. Это приводит к нервному напряжению и чувству неуверенности из-за бесцельности существования. Назвать ли деятельность изнурительным трудом или развлекательной игрой - зависит от нашего отношения к ней. Упорная работа ради того, к чему вы действительно стремитесь, не принесет вреда. Но удостоверитесь, что к этому стремитесь именно вы, а не только ваше общество, родители, учителя или соседи и что вы в состоянии выйти победителем.

В большинстве случаев переключение с одной деятельности на другую - лучший отдых, чем полный покой.

Ничто так не изнуряет, как бездеятельность, отсутствие раздражителей и препятствий, которые предстоит преодолеть. И ничто так не помогает больному, как целебный стресс отвлечения внимания.

Признаки стрессового напряжения:

1. Невозможность сосредоточиться на чем-либо.

2. Слишком частые ошибки в работе.

3. Ухудшение памяти.

4. Слишком частое возникновение чувства усталости.

5. Очень быстрая речь.

6. Довольно частые боли (голова, спина, область желудка).

7. Повышенная возбудимость.

8. Работа не доставляет прежней радости.

9. Потеря чувства юмора.

12. Постоянное ощущение недоедания.

13. Пропадает аппетит, вообще потерян вкус к еде.

Невозможность вовремя закончить работу.

Причины стрессового напряжения:

1. Гораздо чаще Вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что обязанности.

2. Вам постоянно не хватает времени, не успеваете ничего сделать.

3. Вас постоянно что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите.

4. Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то напряжения.

5. Вам постоянно хочется спать, никак не можете выспаться.

6. Вы видите чересчур много снов, особенно когда устали за день.

9. Вам почти ничто не нравится.

10. Дома, в семье, на учебе, на работе у вас постоянные конфликты.

11. Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью.

12. Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться.

13. У вас появляется комплекс неполноценности.

14. Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания.

15. Вы не чувствуете уважения к себе ни дома, ни на учебе, ни на работе.