Тест по теме что такое человек. Тест по обществознанию "человек"

Тест по обществознанию Что делает человека человеком для учащихся 8 класса. Тест предназначен для проверки знаний по теме Личность и общество. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания и в части 3 — 1 задание (4 вопроса).

1. Способность мыслить, высшая ступень человеческого познания — это

1) язык
2) мышление
3) поведение
4) деятельность

2. Выберите неверное утверждение.

1) инстинкты составляют основу поведения животных
2) инстинкт самосохранения характерен только для чело­века
3) инстинктивное поведение является наследственно обу­словленным
4) инстинкт — это последовательность действий, харак­терная для организма данного вида в сложившейся си­туации

3. Исторически сложившаяся форма общения между людьми с помощью слов, то есть языка, называется­

1) коммуникацией
2) мышлением
3) речью
4) мировоззрением

4. Конечным или промежуточным результатом мышления является

1) индивид
2) поведение
3) речь
4) мысль

5. Выберите неверное окончание выражения: Русский язык можно использовать для

1) передачи информации
2) выражения эмоций
3) создания нового творческого произведения
4) ориентации в пространстве

6. Основным видом деятельности маленьких детей является

1) игра
2) учёба
3) труд
4) творчество

7. Выберите неверное выражение.

1) деловая игра является одним из методов обучения в вузе
2) зависимость от компьютерных игр может привести к потере контроля над собственным поведением
3) теория игр — это раздел прикладной математики
4) онлайн игра — это компьютерная игра, не требующая постоянного соединения с Интернетом

8. Под самореализацией понимается

1) воплощение потенциала личности
2) наблюдение за самим собой, своим поведением
3) сравнение себя с другими личностями
4) удовлетворение своих биологических потребностей

9. Свойства личности, позволяющие ей успешно самореализовываться в той или иной области, называются

1) эмоциями
2) способностями
3) потребностями
4) характером

10. Мысли человека являются результатом активности

1) сердца
2) нервных клеток позвоночника
3) нервных клеток головного мозга
4) речи

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие способности .
Темперамент, задатки, талант, гениальность, одарен­ность.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

2. У становите соответствие между историческими деятелями и видами деятельности, в которых они прославились: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Виды деятельности

А) военная
Б) государственная
В) в области искусства
Г) политическая

1) Джон Кеннеди
2) Владимир Вольфович Жириновский
3) Георгий Константинович Жуков
4) Андрей Рублев

3. Установите соответствие между видами потребностей и их проявлениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Проявления

А) жажда
Б) голод
В) общение
Г) потребность в свободе

Виды потребностей

1) биологические потребности
2) социальные потребности

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

«Можно сказать, что деятельность это любая __________ (1) человека, которой придаётся некоторый __________ (2). Можно выделить три типа человеческой деятельности:

практическая деятельность, которая направлена, прежде всего, на __________ (3) мира в соответствии с поставленными человеком целями;
— познавательная деятельность, которая направлена на __________ (4) законов существования мира;
— эстетическая деятельность, которая направлена на восприятие и __________ (5) произведений искусства».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) смысл
Б) понимание
В) определение
Г) создание
Д) активность
Е) потребность
Ж) преобразование

Запи­шите под каждым номером букву, соответствующую вы­бранному вами слову.

1. Прочитайте отрывок из повести А. Конан Дойла «Этюд в багровых тонах» и выполните задания.

«По одной капле воды, -писал автор, -человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о воз­можности существования Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видал ни того, ни другого и никогда о них не слыхал. Всякая жизнь -это огромная цепь причин и следствий, и природу её мы можем познать по одному звену. Искусство делать выводы и анализировать, как и все другие искусства, постигается долгим и прилежным трудом, но жизнь слишком коротка, и поэтому ни один смертный не может достичь полного совершенства в этой области. Прежде чем обратиться к моральным и интеллектуальным сторонам дела, которые представляют собой наибольшие трудности, пусть иссле­дователь начнёт с решения более простых задач. Пусть он, взглянув на первого встречного, научится сразу опреде­лять его прошлое и его профессию. Поначалу это может показаться ребячеством, но такие упражнения обостряют наблюдательность и учат, как смотреть и на что смотреть. По ногтям человека, по его рукавам, обуви и сгибе брюк на коленях, по утолщениям на большом и указательном пальцах, по выражению лица и обшлагам рубашки -по таким мелочам нетрудно угадать его профессию. И можно не сомневаться, что всё это, вместе взятое, подскажет све­дущему наблюдателю верные выводы».
— Что за дикая чушь! — воскликнул я, швыряя жур­нал на стол. — В жизни не читал такой галиматьи.
— О чём вы? — осведомился Шерлок Холме.
— Да вот об этой статейке, — я ткнул в журнал чайной ложкой и принялся за свой завтрак. — Я вижу, вы её уже читали, раз она отмечена карандашом. Не спорю, написа­но лихо, но меня всё это просто злит. Хорошо ему, этому бездельнику, развалясь в мягком кресле в тиши своего кабинета, сочинять изящные парадоксы! Втиснуть бы его в вагон третьего класса подземки да заставить угадать профессии пассажиров! Ставлю тысячу против одного, что у него ничего не выйдет!
— И вы проиграете, -спокойно заметил Холме. -А статью написал я.
— Вы?!
— Да. У меня есть наклонности к наблюдению — и к анализу. Теория, которую я здесь изложил и которая кажется вам такой фантастической, на самом деле очень жизненна, настолько жизненна, что ей я обязан своим куском хлеба с маслом.

1) Дайте определение понятия мышление . Составьте с этим понятием два предложения, раскрывающие его смысл.

2) На основании приведённого отрывка и иных, прочитан­ных вами произведений о Шерлоке Холмсе, перечислите три вида деятельности, в которых реализует себя великий сыщик. Каких результатов он добивается в каждом из этих видов деятельности?

3) В своей статье Шерлок Холме писал о том, как обычный человек может развивать в себе логическое мышление. Доктор Ватсон же полагает, что, даже используя свою на­блюдательность, невозможно получить полную информа­цию о человеке. С кем из них вы согласны? Напишите два аргумента в пользу своей точки зрения.

4) Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания , по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

1. «Мир развивается от животного к ангелу через челове­ка» (А. Моруа) .
2. «Человек есть некий переход, некая попытка, узкий опасный мостик между природой и духом» (Г. Гессе) .
3. «Для мысли и деяния рожден человек» (Латинское изречение) .

Ответы на тест обществознанию Что делает человека человеком
Часть 1
1-2, 2-2, 3-3, 4-4, 5-4, 6-1, 7-4, 8-1, 9-2, 10-3
Часть 2
1-темперамент
2-3142
3-1122
4-ДАЖБГ

Вариант 1.

    Человек в отличие от животного, способен: 1) строить себе жилище 2) планировать свой труд 3) находить дорогу домой 4) ухаживать за потомством

    Человек не наследует от своих родителей: 1) цвет глаз, форму носа 2) знания об окружающем мире 3) черты характера

    В каких инстинктах проявляется наследственность животного? 1) ухаживать за потомством 2) строить жилища 3) в умении защищаться 4) во всем перечисленном

    Какой биологический признак отличает человека от других живых организмов? 1) передача сигналов об опасности 2) способность к прямохождению 3) способность защищаться

    Верно ли следующее суждение? Человек становится человеком только в человеческом обществе, среди людей. 1) верно 2) неверно

    К основным возрастным периодам жизни человека относятся: 1) детство 2) отрочество 3) юность 4)зрелость 5) старость 6) все названное

    Что из перечисленного относится для подросткового возраста: 1) быстрый рост 2) дисциплинированность 3) вежливость 4) резкая смена настроений 5) быстрая утомляемость

    Правила поведения в обществе не включают: 1) умение общаться с другими людьми 2) умение слушать 3)неприятие мнения, отличного от собственного

    Верно ли следующее суждение? Общение- это деловые или дружеские взаимоотношения людей.

Вариант 2.

1.Что из названного характеризует и человека, и животное? 1) способность к творчеству 2) способность осознавать самого себя 3) умение играть способность планировать свою деятельность

2. Что из перечисленного человек наследует от своих родителей? 1) знания о мире 2) умение считать и писать 3) овал лица, кудрявые волосы

3.В чем выражается биологическая сущность человека? 1) в инстинктах 2) в умении познавать мир 3) в необходимости получения образования

4.Какие характеристики человека зависят от условий его жизни и делают его социальным существом? 1)отношение к другим людям 2)следование моральным нормам 3) отношение к себе: самооценка 4)все названное

5. Что из перечисленного относится к понятию «самостоятельность»? 1) стремление все делать по-своему 2)уверенность в своих силах умение ставить цели и добиваться их 3) отказ от любой помощи 5) не-подчинение требованиям взрослых 6) способность принимать важные решения

6. Верно ли следующее суждение? Человек может жить один и думать только о себе.

7. Что обозначает хорошее отношение человека к другому человеку? 1)сердечность 2) зависть 3)доброже-лательность 4) сопереживание 5) высокомерие.

8. Верно ли следующее суждение? Без многого может обходиться человек, но только не без человека.

9.Согласны ли вы с мнением, что истина рождается в споре, но спор должен быть доброжелательным.

Часть 1

1.Какая из перечисленных потребностей человека обусловлена его социальной сущностью?

    В отдыхе 2)в пище 3) в творчестве 4) в продолжении рода

2.Найдите понятие, которое является обобщающим для остальных понятий:

1) синтез 2)абстрагирование 3)умозаключение 4)мышление 5)сравнение

3. Творческую деятельность от других видов деятельности отличает:

1) сознательный характер 2)использование различных средств 3)новизна результатов 4) возможность планирования

4. Верны ли суждения о деятельности?

А. Познавательная деятельность характерна только для детей и молодежи.

Б. Люди начинают принимать участие в трудовой деятельности по достижении трудоспособного возраста.

1) верно только А 2) верны оба суждения

3) верно только В 4) оба суждения неверны

5.Татьяна читает книгу. Субъектом данной деятельности является

1) Татьяна 2) книга 3) чтение 4) информация

6. Иван решает задачу по математике. Средством данной деятельности является:

1) Иван 2) задача 3) калькулятор 4) математика

7. Что отличает игру от трудовой деятельности?

1) наличие правил 2) получение практического результата 3) развитие способностей субъекта 4) условность совершаемых действий

8.Что отличает общение от других видов деятельности?

1) взаимодействие нескольких субъектов 2) нацеленность на обмен информацией 3) большая продолжительность по времени 4) использование невербальных средств

9. Качества человека, обеспечивающие его успешность в определенной сфере деятельности, — это:

1)потребности 2) способности 3)цели 4)средства

10. Проведение реформ, связанных с расширением государственного влияния на сферу бизнеса, представляет собой деятельность:

1) прогностическую 2) социально-преобразовательную 3) познавательную 4) ценностно-ориентационную

    Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено отдельной буквой. Запишите рядом с буквой цифру, выражающую его характер:

(А) Интерес – это целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребностей. (Б) Одних интересует спорт, других – искусство, третьих – путешествия. (В) К сожалению, немало людей, занятых только решением бытовых проблем. (Г) Очень важно, чтобы родители с самого раннего детства поощряли активность ребенка в реализации его интересов. (Д) Реализация – осуществление, проведение в жизнь какого-либо плана, идеи.

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

    Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Формируясь в деятельности ………..(А) , сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Сам факт осознания своей деятельности изменяет …………..(Б) ее протекания, а тем самым ее течение и характер. Деятельность перестает быть простой совокупностью ответных реакций на ……………..(В) ; закономерности, которым она подчиняется, выходят за пределы одной лишь физиологии.

Поведение человека включает в себя………… (Г) более или менее сознательных действий или поступков. Сознательное действие отличается от реакции иным отношением к …………. (Д). Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т.е. внешняя причина или толчок. Действие – это сознательный акт деятельности. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется ………… (Е).

  1. Общественные отношения

  2. Предметное сознание

  3. Внешние раздражители

  4. Личность

    Социализация

3.Вам предстоит подготовить развернутый план по теме «Деятельность человека» Составьте план, два-три пункта из которого должны быть с подпунктами.

Проверка

    Понятие деятельности

    Структура деятельности

— объект

— потребности, интересы, мотивы

— методы и средства

— результат

3) виды деятельности

— Общение

— познавательная

4) отличие деятельности человека от активности животных

5) свобода и ответственность в деятельности человека

1. Человека от животного отличает

    наличие инстинктов

    приспособление к природным условиям

    наличие сознания

    поведенческая активность

1. Что свойственно и человеку, и животному

    инстинкты и рефлексы

    сознательная активность

    целенаправленная деятельность

    словесная речь

2. Верны ли следующие суждения о личности

А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.

Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.

    верно только А

    верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения о морали

А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека.

Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.

    верно только А

    верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

    честь и достоинство

    комфорт и удобства

    природа и культура

    здоровье и успех

3. Призыв «Каждый день делай какое-то доброе дело» относится к области

    искусству

    образованию

4. Неповторимость, уникальность человека:

    Личность

    Наследственность

    Эмоциональность

    Индивидуальность

4. . Что из перечисленного передается по наследству?

    Цвет глаз и волос

    Занимаемая должность

    Выбор профессии

    Любовь к чтению книг

5. Социально и духовно развитый человек:

    Взрослый

    Подросток

    Личность

5. И человек, и животные:

    Обладают связной речью

    Умеют мыслить

    Сознательно действуют

    Используют различные предметы

  1. Потребности

    Способности

    Темперамент

6. Десятиклассница Ирина интересуется русской литературой. Она много читает, пробует писать стихи. В течении трех лет становится победителем городской

олимпиады по русскому языку и литературе. Как можно назвать качества Ирины, которые проявляются в данной деятельности?

  1. Потребности

    Способности

    Темперамент

7. В приведенном списке указаны черты сходства религии и морали и отличия религии от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку- порядковые номера черт отличия

1. основывается на вере в сверхъестественное

2. является областью духовной культуры

3. влияет на нормы поведения людей

4. использует культы и ритуалы

7. В приведенном списке указаны черты сходства норм права и морали и отличия норм права от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия

1. принимаются государством

2. регулируют жизнь общества

3. опираются на представления о добре и зле

4. устанавливают правила поведения

8. Объясните термины:

а) гуманизм

б) характер

в) потребности

8. Объясните термины:

а) талант

б) способности

в) культура

9.

Культура-это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа-это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.

С давних времен существовали два подхода к окружающему миру - теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в античной культуре.

Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы.

1.

3. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте?

9. Прочтите текст и выполните задания:

Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нудна и для окружающих, и для самого человека…

Многие думают: интеллигентный человек- это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает много языков.

А между тем можно все это иметь и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, величайшие произведения искусства, важнейшие исторические события, но если при этом он сохранил восприимчивость к культурным ценностям, он может восхищаться красотой природы, понять другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, зависти, а оценит другого по достоинству, - вот это и будет интеллигентный человек… Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.

2. С какими качествами многие люди связывают интеллигентность? Назовите четыре качества.

3. Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Назовите любые четыре качества.

8 класс

Вариант 1.

    Человека от животного отличает

    наличие инстинктов

    приспособление к природным условиям

    наличие сознания

    поведенческая активность

    Удовлетворение нужд, связанных с жизнедеятельностью человека – питание, вода, тепло, движение, самосохранение, называются

    биологическими потребностями

    социальными потребностями

    идеальными потребностями

    духовными потребностями

    Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.

Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.

    верно только А 3) верны оба суждения

    верно только Б 4) оба суждения неверны

    честь и достоинство

    комфорт и удобства

    природа и культура

    здоровье и успех

    Неповторимость, уникальность человека

    личность

    наследственность

    эмоциональность

    индивидуальность

    Социально и духовно развитый человек

    взрослый

    подросток

    личность

    индивид

    Десятиклассница Ирина интересуется русской литературой. Она много читает, пробует писать стихи. В течении трех лет становится победителем городской

олимпиады по русскому языку и литературе. Как можно назвать качества Ирины, которые проявляются в данной деятельности?

    задатки

    потребности

    способности

    темперамент

    Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Материальная и духовная культура слабо связаны друг с другом.

Б. Общество может существовать, не создавая культуру.

    Объясните значение понятий:

    Гуманизм ___________________________________________________________________

    Талант _____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

    Потребности ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Культура - это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа-это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.

С давних времен существовали два подхода к окружающему миру - теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в античной культуре.

Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы.

    Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

    Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте?

8 класс

Проверочное тестирование по теме «Что такое человек»

Вариант 2.

    Что свойственно и человеку, и животному

    инстинкты и рефлексы

    сознательная активность

    целенаправленная деятельность

    словесная речь

    Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в

    самореализации

    самосохранении

    дыхании

    питании

    Верны ли следующие суждения о морали?

А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека.

Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

    Призыв «Каждый день делай какое-то доброе дело» относится к области

    науке

    искусству

    образованию

    морали

    Что из перечисленного передается по наследству?

    Цвет глаз и волос

    Занимаемая должность

    Выбор профессии

    Любовь к чтению книг

    И человек, и животные

    Обладают связной речью

    Умеют мыслить

    Сознательно действуют

    Используют различные предметы

    Десятиклассник Арсений занимается в секции волейбола, посещает изостудию, увлекается фотографией и любит играть с младшей сестрой. Данный пример характеризует Арсения как

    гражданина

    личность

    обучающегося

    индивида

    Верны ли суждения о гуманизме?

А. Согласно гуманистическому идеалу только благо государства может быть критерием справедливости общества.

Б. Гуманизм провозглашает достоинство и ценность человеческой личности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

    Объясните термины:

    Культура ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

    Способности ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

    Характер ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

    Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нудна и для окружающих, и для самого человека…

Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает много языков.

А между тем можно все это иметь и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, величайшие произведения искусства, важнейшие исторические события, но если при этом он сохранил восприимчивость к культурным ценностям, он может восхищаться красотой природы, понять другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, зависти, а оценит другого по достоинству, - вот это и будет интеллигентный человек… Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.

    Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

    С какими качествами многие люди связывают интеллигентность? Назовите четыре качества.

    Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Назовите любые четыре качества.

Вопрос 1. Как раскрыто происхождение человека в курсе истории?

Знаменитый постулат – человек произошел от обезьяны, обычно приписывают Чарльзу Дарвину, хотя сам ученый, памятуя судьбу своего предшественника Жоржа Луи Бюффона, поднятого в конце XVIII века на смех за подобные идеи, осторожно высказывался, что у людей и обезьян должно быть некий общий предок, обезьяноподобное существо. Согласно версии самого Дарвина, род homo зародился где-то 3,5 миллиона в Африке. Это был еще не наш соплеменник Homo Sapiens, чей возраст сегодня датируют, примерно, 200 тысячами лет, а первый представитель рода homo – человекообразная обезьяна, гоминид. В ходе эволюции он начал ходить на двух ногах, использовать руки как орудие труда, у него начались прогрессивные преобразование мозга, членораздельная речь и социальность. Ну а причиной эволюции, как и у всех остальных видов, был естественный отбор, а не божий замысел.

Вопрос 2. Чем человек отличается от других живых существ? Каким образом проявляются человеческие качества?

Самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др.

Вопрос 3. Сделай вывод о важнейшем качестве человека.

Умение мыслить – самое лучшее человеческое качество.

Вопрос 4. Как ты думаешь, может ли каждый человек играть видную роль в обществе; благородную роль? Может ли любой человек делать историю? Если да, то каким образом?

Мы можем делать историю, но для этого нужна смелость, мужество и принципиальность.

Вопрос 5. Что означают слова: «Человек - существо биосоциальное»?

ЧЕЛОВЕК – биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.

Вопрос 6. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?

Каждый родившийся ребёнок становится человеком только в обществе. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться. Будучи общественным (социальным) существом, человек не перестаёт быть существом природы. Природа создала тело человека. Социальное и биологическое слито в человеке воедино. Прямая походка, строение мозга, очертание лица, форма рук - всё это результат изменений, происходивших длительное время (миллионы лет). Каждый ребёнок обладает послушными его воле пальцами: он может взять кисть и краски, рисовать. Но стать живописцем он может только в обществе. У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. У каждого человека, как и у любого животного, есть инстинкт самосохранения.

Вопрос 7. В чём проявляется творческий характер деятельности человека?

Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Вопрос 8. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью?

Между мышлением и языком существует тесная связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя оторвать от языка.

Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т. е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики.

Вопрос 9. Как проявляются способности человека?

Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.

Ребёнок играет. Складывает из кубиков дом. Строит из песка крепость. Собирает модель из деталей конструктора. Играет в маму, укладывая спать куклу, в лётчика, продавца, водителя автомашины, космонавта. В игре он повторяет действия старших, приобретая первый опыт человеческой деятельности. Игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. В ней шаг за шагом осваивается опыт. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию. Наряду с учёбой появляется трудовая деятельность. Сначала это работа по дому, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека - профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Трудовая деятельность может быть различной. Обработанные поля, орудия труда, жилые дома и храмы - всё это плоды производственной деятельности. Русская Правда, Судебник 1497 г., другие законодательные акты - результат государственной деятельности. Расширение границ, формирование многонационального государства - следствие политической деятельности. Победы на Чудском озере, на Куликовом поле, в Северной войне или Отечественной войне 1812 г. - результат военной деятельности. Открытия М. В. Ломоносова, изобретения И. П. Кулибина, труды Д. И. Менделеева - продукт интеллектуальной деятельности. Знаменитый русский балет, картины передвижников - воплощение художественной деятельности.

Вопрос 10. Что такое самореализация человека?

В деятельности происходит самореализация личности, т. е. воплощение в действительности планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека. Побуждает к ней прежде всего внутренняя потребность человека, собственное стремление к выполнению своей жизненной цели, к собственному свободному развитию.

Вопрос 11. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?

Осуществление жизненных целей - самореализация - требует напряжения сил человека и может рассматриваться как один из показателей его силы воли. В процессе самореализации, в ходе своей деятельности человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для общества результаты, развиваются способности личности. Именно общественно полезные результаты

самореализации человека приносят ему уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.

Вопрос 12. Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Объясни, чем деятельность человека отличается от действий бобра.

Инстинкт и разум.

У бобра, как и у пчёл, пауков, птиц – инстинкт. Как строили они свои «сооружения» поколение за поколением, так и будут строить, не лучше и не хуже. В отличие от человека.

Вот что пишет об этом, например, Лев Успенский в книге «Слово о словах»:

Появившись на свет, я не умел ни вязать рыболовные снасти, ни лепить из глины кринки для молока. Но если мне это понадобится, я, как Робинзон Крузо, научусь и тому и другому. Сначала я буду, конечно, работать хуже моих учителей, потом могу сравняться с ними и, может быть, даже перегнать их. Кто знает: возможно, я даже усовершенствую их мастерство!

А вот паук-дитя, вчера появившись на свет, уже умеет плести сети не хуже самого опытного паучища, съевшего на своем веку множество мух. Пчела, выйдя из куколки, начинает лепить ячейки или приготовлять воск не менее искусно, нежели престарелые крылатые мастерицы ее улья.

Но сколько бы они ни прожили на свете, юная пчелка и начинающий паучонок, никогда они не перегонят старших. Никогда ни один из них не придумает в своей работе ничего существенно нового.

Вопрос 13. Прочитай стихотворение и выскажи своё отношение к словам автора.

Для человека мысль - венец всего живого, А чистота души есть бытия основа. По этим признакам находим человека: Всех тварей на земле превыше он от века. А если он живёт не мысля и не веря, То человек не отличается от зверя.

Если человек не будет мыслить, то он будет равносилен зверю, человек должен мыслить и думать, потому что он человек, а не зверь. У зверей одна мысль: поесть, найти добычу, а человек должен создавать и привносить в жизнь что-то новое.

Вопрос 14. Объясни, чем различаются два утверждения:

а) человек - существо биологическое и социальное;

б) человек - существо биосоциальное.

а) Биологическое, потому что возник в ходе эволюции. Социальное, потому что всю жизнь его окружают другие люди.

б) Проявляет деятельность индивида, которая является следствием взаимодействия биологического и социального.

Вопрос 15. Укажи, что в человеке заложено природой, а что - обществом.

Природой в человеке заложено умение выживать, а так же различные потребности в пище и т.д. а общество развивает в человеке личность, культуру.