Учебное пособие для студента. Нарушение порядка слов в предложении

Нарушение порядка слов в предложении

В синтаксической стилистике : синтаксическая речевая ошибка .


Учебный словарь стилистических терминов. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет . О. Н. Лагута . 1999 .

Смотреть что такое "нарушение порядка слов в предложении" в других словарях:

    Порядок слов - Порядок слов определённое расположение слов в предложении или синтаксической группе. Структурные типы П. с. различаются по следующим оппозициям: прогрессивный, или последовательный (определяющее слово идёт за определяемым: «читать книгу»), … … Лингвистический энциклопедический словарь

    ИНВЕРСИЯ - (лат.). Превращение вообще и особенно превр. сахара в глюкозы и фруктозы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНВЕРСИЯ [лат. inversio переворачивание, перестановка] 1) лингв. изменение обычного порядка… … Словарь иностранных слов русского языка

    Английский язык - Самоназвание: English, the English language Страны: распространён по всему миру … Википедия

    Инверсия в литературе - У этого термина существуют и другие значения, см. Инверсия. Инверсия в литературе (от лат. inversio переворачивание, перестановка) нарушение обычного порядка слов в предложении. В аналитических языках (например, английский,… … Википедия

    Стилистическая парадигматика - – это совокупность разноуровневых единиц, составляющих стилистические ресурсы языка и обеспечивающих говорящему возможность выбора для осуществления акта коммуникации в соответствии с целями общения и всем комплексом экстралингвистических… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    Инверсия - нарушение принятого в разговорной речи порядка слов и, тем самым, обычной интонации; последняя при И. характеризуется большим, чем обычно, числом пауз. При И. 1. слова меняются местами («Швейцара мимо он стрелой» Пушкин; «Или души задушены… … Литературная энциклопедия

    инверсия - и. ж. inversion f. <лат. inversio переворачивание, престановка. 1. Нарушение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью. БАС 1. Анжамбеманы, усложненные инверсии, ассонансы, вдруг обманывающие рифменные ожидания,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Приложение 1 - Непервообразные предлоги Пунктуация при оборотах с непервообразными предлогами Общие правила Обстоятельственные обороты могут вводиться в предложение при помощи непервообразных (производных) предлогов – простых (благодаря, вопреки, вследствие,… … Словарь-справочник по пунктуации

    Инверсия - I Инверсия (от лат. inversio переворачивание, перестановка) изменение обычного порядка слов в предложении. И., как правило, используется для выделения переставленного элемента предложения или для придания всему предложению особого смыслаБольшая советская энциклопедия

    Инверсия - В Викисловаре есть статья «инверсия» Инверсия: Инверсия в логике (от лат. inversio переворачивание, перестановка) переворачивани … Википедия

Книги

  • Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложений , И. И. Ковтунова. В книге устанавливаются закономерности порядка слов в современном русском литературном языке. Описываются нормы порядка слов в словосочетаниях и условия, при которых допускается нарушение… Купить за 474 грн (только Украина)
  • Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения , Ковтунова И.И.. В книге устанавливаются закономерности порядка слов в современном русском литературном языке. Описываются нормы порядка слов в словосочетаниях и условия, при которых допускается нарушение…

Ключи: 1 – способен; 2 – бойче; 3 – бессмыслен.

1. Отметьте ряд, в котором нет ошибок в образовании формы слова.

1) этот рисунок красивше;

2) более лучше;

3) наилучшим образом;

4) едьте быстрее.

2. Образуйте степени сравнения от прилагательных: высокий , печальный , мелкий , тихий .

3) Вставьте вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Образуйте от них формы составной сравнительной и превосходной степени.

А Иван им стал кричать:

«Стыдно, братья, воровать!

Хоть Ивана вы...,

Да Иван-то вас...:

Он у вас коней не крал!»

Примерные темы проектов / докладов: Язык СМИ, речь современного носителя языка (разных социальных групп).

Занятие № 4.

    Тема: «Нормы использования глагольных форм»

    Формы работы:

Причины вариантности в формах глагола; трудные случаи изобилующих и недостаточных форм глагола; синонимия повелительной формы глагола; колебание видовременных форм глагола.

1. Оба глагола не образуют формы 1-го лица настоящего или будущего простого времени в ряду

1) переубедить, полоскать;

2) чудесить, угораздить;

3) сиживать, рыскать;

4) служить, хлестать.

2. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1-го лица настоящего или будущего простого времени

1) дудеть, мыслить;

2) переубедить, писать;

3) смутить, идти;

4) очутиться, дерзить.

3. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1-го лица настоящего или будущего простого времени

1) убедить, принести;

2) победить, уходить;

3) ощутить, беречь;

4) пылесосить, чудить.

Ключи: 1-2; 2-4; 3-4.

    Самоконтроль по ситуационным задачам. Ситуационные задачи по теме.

Найдите ошибки, исправьте их.

    Молодые специалисты направляются на практику.

    Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник.

    Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах.

    Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.

    Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ее составить проект резолюции [поставьте слово в нужной форме].

    Перечень практических умений по изучаемой теме.

– уметь применять нормы на практике;

– уметь исправлять контексты с ошибочным употреблением форм слов.

Занятие № 5.

    Тема: « Качества «хорошей» речи. Точность речи и ее нарушения. Смысловая точность речи»

    Формы работы:

– Подготовка к практическим занятиям.

– Подготовка материалов по НИРС.

Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия: Точность речи; фактическая точность; понятийная точность; нарушение точности речи;

    Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:

1. Какое коммуникативное качество речи предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументированно оформлять выражаемое содержание?

1) точность речи;

2) выразительность речи;

3) уместность речи;

4) логичность речи.

2. Какое коммуникативное качество речи предполагает соответствие плана содержания отражаемой действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение?

1) точность речи;

2) выразительность речи;

3) уместность речи;

4) логичность речи.

3. Какое коммуникативное качество речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм?

1) богатство речи;

2) чистота речи;

3) уместность речи;

4) выразительность речи.

4. Что относится к паралингвистическим средствам выразительности?

2) фонетическое благозвучие;

3) использование стилистических фигур;

4) мимика, жесты, пантомима.

Ключи: 1-4; 2-1; 3-2; 4-4.

    Самоконтроль по ситуационным задачам. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1. Деловая игра “Хозяйка гостиницы”.

2. Вместо точек вставьте нужное слово или словосочетание, мотивируйте свой выбор.

1. На месте небольшого завода … (возведен, построен, создан ) крупный деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных условий установка может быть … (построена, смонтирована, создана, установлена ) как на открытой площадке, так и в помещении. 3. Уже в сентябре фермер стал … (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать ) зелёный лук в магазины столицы. 4. Технолог Калинина предложила … (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить ) конструкцию двух … (больших, крупных, мощных, огромных ) горизонтально-расточных станков. 5. На ковровом комбинате в... (прошедшем, минувшем, прошлом ) году производство наладилось. Уже... (выпущено, изготовлено, произведено, сделано ) 867 кв. метров … (продукции, ковров и дорожек, ковровых изделий ).

    Перечень практических умений по изучаемой теме.

– уметь находить в текстах ошибки в смысловой точности употребления слов;

– уметь исправлять контексты с ошибочным употреблением слов.

Занятие № 6.

1. Тема: «Логичность речи. Основные законы логики»

2. Формы работы:

– Подготовка к практическим занятиям.

– Подготовка материалов по НИРС.

Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия : логичность речи; основные законы логики; соответствие речи законам логики; нарушение логики повествования;

3. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:

1. К чему может привести нарушение порядка слов?

1) к двусмысленности, искажению смысла;

2) к нарушению стилистической сочетаемости;

3) к нарушению лексической сочетаемости;

4) к нарушению грамматической сочетаемости.

2. К чему может привести перечисление в одном ряду неоднородных понятий?

3) к нарушению точности речи;

4) к нарушению чистоты речи.

3. К чему может привести частое употребление не к месту какого-либо слова?

1) к нарушению логичности речи;

2) к нарушению уместности речи;

3) к нарушению точности речи;

4) к нарушению чистоты речи.

4. Назовите причину возникновения речевой ошибки в характеристике, данной студенту куратором: У студента голова варит, но он, к сожалению, не использует свой потенциал полностью .

1) нарушение сочетаемости слов;

2) нарушение порядка слов;

3) нарушение стиля;

4) употребление фразеологизма в несвойственном ему значении.

Одно из значений слова коммуникация - «сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц; общение». Поскольку в акте общения принимают участие адресант (созда­тель информации) и адресат / адресаты (воспринимающие информацию), то важно определить, какими коммуникативными качествами должна обладать речь говорящего, чтобы адресат правильно декодировал ее, адекватно воспринимал и был заинтересован в получении информации.

К коммуникативным качествам речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами, относятся:

  • логичность,
  • точность,
  • понятность,
  • богатство,
  • разнообразие речи,
  • чистота,
  • выразительность,
  • уместность.

Точность определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета разговора и законов русского языка. Какие же причины делают речь неточной? Назовем наиболее распространенные:

употребление слов в несвойственном им значении;

неустраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность;

смешение паронимов,

омонимов.

Вот какие примеры смешения паронимов приводил А. М. Горький: «Прозаик пишет: он щелкнул щиколоткой калитки вместо щеколдой. Когда Б. Пильняк пишет, что «дочь за три года возрастом догнала мать», нужно убедить Пильняка, что возраст и рост не одно и то же».

Точность речи – это умение четко и ясно выражать свои мысли. Чтобы речь была точной, необходимо, прежде всего, хорошо знать то, о чем хочешь сказать. Если говорящий плохо знает предмет разговора, то он может ошибаться, путать факты, искажать события, нарушать логику повествования.

Есть и другая причина, которая также делает речь неточной. Это – плохое и недостаточное знание русского языка, его особенностей.

Все, что нас окружает, что познано или изобретено, все, о чем хотят спросить или рассказать, имеет название. Поэтому, чем больше человек знает слов, чем богаче его язык, тем точнее он выражает свои мысли. И наоборот, чем ограниченнее словарный запас говорящего, чем беднее его язык, тем чаще он допускает неточности в речи, употребляет слова в несвойственном им значении, смешивает омонимы, омофоны, паронимы.

Иногда неправильное использование слова, приводящее к неточности речи, получает распространение, часто повторяется, встречается в речи выступающих по радио, телевидению. Например, среди географической терминологии есть слово эпицентр. Оно образовано от греч. epi в значении «над», «сверх» + центр. Его значение - «область на поверхности Земли, расположенная непосредственно над очагом, или гипоцентром, землетрясения». Следовательно, эпицентр соотносится, зависит от гипоцентра. Слово гипоцентр образовано от греч. hipo в значении «внизу», «снизу», «под» + центр и означает «очаг землетрясения в глубине земной коры, где произошли перемещения и откуда исходят подземные толчки». Так правильно ли говорить: «эпицентр событий находился...», «в эпицентре событий», «в эпицентре пожара»? События, стихийное бедствие, восстания имеют центр, а не эпицентр.

Точность речи требует внимательного отношения к омонимам, омофонам, паронимам. Что они собой пред­ставляют?

Омонимы – слова, одинаковые по написанию, произ­ношению, но разные по значению. Например: наряд - «направление на работу» и наряд - «одежда», ключ - «источник» и ключ - «отмычка».

Омофоны отличаются от омонимов тем, что у них одинаково только звучание, например: леса и лиса.

Паронимами называются слова, разные по значению, но близкие по написанию и звучанию, например: кворум – форум, экскаватор – эскалатор. Паронимами могут быть как слова одного корня (описка и отписка ), так и разнокорневые (зубр , крупный дикий лесной бык, и изюбр , крупный восточносибирский олень). Неразличение таких слов делает речь неточной.

Что изобразят школьники, если учительница скажет им: «Нарисуйте луг»? Слово луг в значении «участок земли, покрытый травой, цветами» совпадает по звучанию с омонимами лук - «огородное растение» и лук - «оружие». Поэтому одни могут нарисовать человека, стреляющего из лука, другие луковицу, третьи - луг, покрытый ромашками.

Предложения «Играя, он забывал об очках» и «Мальчика послали за гранатами» также двусмысленны. Это объясняется тем, что слова очка и гранаты имеют в русском языке омонимы.

Понятность речи связана с ее действенностью, эффективностью и зависит от характера используемых слов . Чтобы речь была понятной, необходимо ограничить употребление слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости. К ним относятся: узкоспециальные термины; иноязычные слова, не получившие широкого распространения; профессионализмы, то есть слова и выражения, используемые людьми одной профессии.

Употребляя научный термин, иностранное слово, диалектизм, надо быть уверенным, что они понятны слушателям. В противном случае необходимо давать соответствующие пояснения значений используемых слов.

Английский просветитель, крупнейший философ-материалист Джон Локк считал, что тот, кто употребляет слова без ясного и неизменного смысла, тот вводит себя и других в заблуждение. А тот, кто делает это умышленно, является врагом истины и познания.

Огромный словарный запас русского языка, с точки зрения сферы употребления, ученые-лингвисты делят на две большие группы – лексику неограниченного употребления (общеупотребительные слова, понятные всем носителям данного языка во всех случаях: хлеб, семья, город, сад, солнце, луна, стол и т. п.) и лексику ограниченного употребления (слова, употребляемые в определенной сфере - профессиональной, территориальной, социальной, поэтому понятные ограниченному кругу носителей языка; к ним относятся профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины ).

Что же представляют собой слова ограниченной сферы употребления? Кратко охарактеризуем их.

Профессионализмы – слова и выражения, используемые людьми одной профессии (журналисты, шахтеры, военные, строители и др.). Они в большинстве случаев не относятся к официальным, узаконенным наименованиям. Для них характерна большая детализация в обозначении специальных понятий, орудий труда, производственных процессов, материала.

Так, в речи плотников и столяров рубанок, инструмент для строгания досок, имеет разновидности: фуганок, горбач, шерхебель, медведка, дорожник, стружок, наструг, шпунтубель, калёвка, занзубель.

Диалектная лексика - слова, ограниченные в территориальном отношении, понятные лишь жителям данной местности, хутора, деревни, станицы, села.

Например: биспой - «седой, серебристый» (в говорах Архангельской об­ласти); зобать - «есть» (в рязанских говорах); жварить - «сильно бить, колотить» (в калужском говоре).

Жаргонизмы – слова и выражения, принадлежащие какому-либо жаргону. В современной лингвистической литературе слово жаргон обычно употребляется для обозначения различных ответвлений общенародного языка, которые служат средством общения различных социальных групп. Возникновение жаргонов связано со стремлением людей противопоставить себя обществу или другим социальным группам, отгородиться от них, используя средства языка. Например: черпак, сынок (молодой солдат); черепа, шнурки (родители); бундесы, фромы, фронсы (иностранцы) и др.

Термины – это слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. д. Термины довольно часто встречаются в речи людей разных специальностей; инженеров, врачей, экономистов, юристов, преподавателей, агрономов и др. Однако не все и не всегда умело используют их.

Лексика ограниченной сферы употребления требует вдумчивого с ней обращения. Не обязательно полностью исключать ее из своей речи. Если приходится общаться в узкопрофессиональной среде, то можно свободно использовать в речи принятые там специальные слова и профессионализмы. Но если нет уверенности, что все слушатели знакомы со специальной лексикой, терминами, то следует объяснить каждое необщеупотребительное слово.

Богатство речи свидетельствует об эрудиции говорящего, его высоком интеллекте. Богатство индивидуального языка дает возможность разнообразить речь, придать ей точность и четкость, позволяет избежать повторов как лексических, так и синтаксических.

Чем определяется богатство языка, в том числе и языка отдельного индивида?

Богатство любого языка заключается в богатстве словаря. Одни исследователи считают, что активный словарь современ­ного человека не превышает 7-8 тысяч разных слов, по подсчетам других, он достигает 11-13 тысяч слов. Людям лингвоинтенсивных профессий, например, преподавателям, политикам, юристам, врачам, менеджерам, необходимо иметь как можно больший запас слов и постоянно заботиться о его пополнении.

Богатейшим источником пополнения индивидуального словарного запаса является синонимия. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они, различаясь оттенками значений или стилистической окраской, позволяют с предельной точностью сформулировать мысль, придать речи разговорный или книжный характер, выразить положительную или отрицательную экспрессию. Например , слово смелый имеет следующие синонимы: храбрый, мужественный, отважный, дерзкий, безбоязненный, бесстрашный, неустрашимый, доблестный, героический; геройский (разг.); дерзновенный, бестрепетный (высок.); дерзостный (уст. высок.); решительный (в принятии решения); не робкого (или не трусливого) десятка, о двух головах .

Слова-«сорняки» не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они не только засоряют речь, но и затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, раздражают их.

Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум, чувства, воображение слушателей. Сделать речь образной, эмоциональной говорящему помогают специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами (сравнение, метафора, метонимия, гипербола и др.) и фигурами (антитеза, инверсия, повтор и др.), а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.

Однако они не исчерпывают всего многообразия выразительных средств родной речи. Прибегая к ним, не следует забывать, что все эти «цветы красноречия», как называл их видный мастер русского судебного красноречия П. С. Пороховщиков (П. Сергеич), хороши только в том случае, когда кажутся неожиданными для слушателя. Их нельзя, да и не нужно заучивать, их можно только впитать в себя вместе с народной речью, развивая и совершенствуя речевую культуру, речевой вкус и чутье.

Итак, правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова.

Коммуникативная целесообразность – важнейшая категория культуры речи.

Использованная литература

Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов на Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 71 – 81).

ВОПРОСЫ для самопроверки

Можно ли поставить знак равенства между речью правильной и речью хорошей?

Что понимается под точностью речи?

Что является свидетельством богатства речи?

Какие элементы нарушают чистоту речи?

Что понимается под выразительностью речи?

Что понимается под логичностью речи?

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Дайте определение каждого коммуникативного качества: Логичность речи – это... Чистота речи – это… и т.д.

Задание 2. Дайте характеристику речи кого-либо из известных политиков, отметив коммуникативные качества, присущие ему или отсутствующие в его речи. Проиллюстрируйте их примерами из своих наблюдений.

ТЕСТЫ

Тест 1. Какое коммуникативное качество речи предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументированно оформлять выражаемое содержание?

  1. Точность речи;
  2. выразительность речи;
  3. уместность речи;
  4. логичность речи.

Тест 2. Какое коммуникативное качество речи предполагает соответствие плана содержания отражаемой действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение?

  1. Точность речи;
  2. выразительность речи;
  3. уместность речи;
  4. логичность речи.

Тест 3. Какое коммуникативное качество речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм?

  1. Богатство речи;
  2. чистота речи;
  3. уместность речи;
  4. выразительность речи.

Тест 4. Что относится к паралингвистическим средствам выразительности?

  1. Тропы;
  2. фонетическое благозвучие;
  3. использование стилистических фигур;
  4. мимика, жесты, пантомима.

Тест 5. К чему может привести нарушение порядка слов?

  1. К двусмысленности, искажению смысла;
  2. к нарушению стилистической сочетаемости;
  3. к нарушению лексической сочетаемости;
  4. к нарушению грамматической сочетаемости.

Тест 6. К чему может привести перечисление в одном ряду неоднородных понятий?

  1. К нарушению логичности речи;
  2. к нарушению уместности речи;
  3. к нарушению точности речи;
  4. к нарушению чистоты речи.

Тест 7. К чему может привести частое употребление не к месту какого-либо слова?

  1. К нарушению логичности речи;
  2. к нарушению уместности речи;
  3. к нарушению точности речи;
  4. к нарушению чистоты речи.

Тест 8. Назовите причину возникновения речевой ошибки в характеристике, данной студенту куратором: У студента голова варит, но он, к сожалению, не использует свой потенциал полностью.

  1. Нарушение сочетаемости слов;
  2. нарушение порядка слов;
  3. нарушение стиля;
  4. употребление фразеологизма в несвойственном ему значении.

Тест 9. В чем причина коммуникативной неудачи предложения: Участники митинга строго обсудили террористов.

  1. Нарушение стиля;
  2. нарушение порядка слов;
  3. плеоназм;
  4. неразличение паронимов.

Тест 10. Какое языковое явление нарушает логичность речи в предложении: Композиция туркменских сказок имеет много общего со сказками европейскими.

  1. Сопоставление логически неоднородных понятий;
  2. подмена понятия из-за неправильного словоупотребления;
  3. утверждение взаимоисключающих понятий;
  4. нарушение порядка слов.

Как отмечалось выше, причинами, приводящими к неточности, неясности и двусмысленности высказывания, являются: а) употребление слов в значении, несвойственном для литературного языка; б) неумение пользоваться синонимами, паронимами, терминами, многозначными словами и омонимами; в) межъязыковая лексико-семантическая интерференция в условиях билингвизма; г) нарушение норм лексической, грамматической и стилистической сочетаемости; д) речевая избыточность; е) речевая недостаточность.

Кроме того, быстрое и точное восприятие речи затрудняют следующие погрешности в ее структуре:

1) «нанизывание» падежей. В речи встречаются конструкции, включающие в себя несколько одинаковых надежных форм, зависящих последовательно одна от другой или от одного и того же слова: В целях устранения причин отставания производства деталей для тракторов...; Для дальнейшего повышения материального уровня трудящихся республики... В этих примерах «нанизывание» образовано «цепочкой» форм родительного падежа. Подобные конструкции являются наиболее распространенными, особенно часты они в текстах официально-делового стиля. Устранить нанизывание таких форм можно путем замены отглагольных существительных инфинитивными или другими конструкциями: Чтобы устранить причины отставания производства деталей для тракторов...

Встречается нанизывание и других падежей, например, творительных субъекта и объекта (Директор ознакомился с принятыми рабочими решениями), предложных (Обсуждался вопрос об отчете о работе председателя месткома). Исправить подобные предложения можно так: Директор ознакомился с решениями, которые приняли рабочие; Обсуждался вопрос об отчете председателя месткома о проделанной работе;

2) нарушение порядка слов в предложении. В русском языке, в отличие от других, нет строго закрепленного места за тем или иным членом предложения. Оно определяется смысловой нагрузкой, стилистической и синтаксической функциями, структурой и типом предложения и т. д. Перестановка слов ведет к семантическим и стилистическим сдвигам, создает добавочные семантико-стилистические оттенки, изменяет экспрессивные функции членов предложения. Любая инверсия должна быть стилистически оправданной. Стилистически немотивированный порядок слов приводит к искажению смысла высказывания, к двусмысленности, мешает быстрому и адекватному восприятию текста. Например, в предложении Необходимо оказывать первую помощь пострадавшему на рабочем месте словосочетания оказывать первую помощь и на рабочем месте разобщены словом пострадавшему, в результате читающий вынужден тратить время и усилия на то, чтобы установить грамматические и смысловые связи между словосочетаниями. Неправильный порядок слов в предложении Он не только писал стихи, но и повести приводит к смещению логического ударения. Часто порядок слов нарушается в предложениях с причастными оборотами: Опавшие листья с деревьев шелестели под ногами (здесь слово листья разрывает причастный оборот опавшие с деревьев);

3) загромождение предложения придаточными, причастными оборотами и другими обособленными конструкциями. Причиной нарушения точности речи может служить неудачное построение сложного предложения с несколькими придаточными, объединенными соподчинительной или последовательной подчинительной связью. Например: Преподаватель утверждает, что в числе заданий, которые даются учащимся на дом, должны быть и краткие характеристики второстепенных персонажей — Дикого, Феклуши, Варвары, Кудряша, Кулигина, которые складываются из наблюдений, которые были сделаны учащимися в то время, когда они читали сцены, где участвуют эти действующие лица.

Мешает восприятию речи употребление в неоднородных придаточных предложениях одинаковых союзов или союзных слов, особенно который и что: Родиной волнистых попугайчиков, которые по внешним признакам подразделяются на две группы, которые объединяют птиц с опереньем определенной окраски и формы, является Центральная Австралия, где они населяют равнины; Ей казалось, что время настолько медленно движется, что никогда не наступит вечер и что она так и не узнает, что он хотел ей сказать.

Пониманию смысла высказывания может препятствовать скопление обособленных конструкций в предложении: Разговорная лексика, проникающая в художественную литературу и способствующая обогащению литературного языка, помогающая правдивому изображению реальных живых людей, — один из способов реализации принципа народности, являющегося важнейшим принципом искусства реализма.

Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. Стилистика и культура речи — Мн., 2001г.

Нарушение порядка слов.

Например: Мы не только получили учебник, но и сборник упражнений.

Здесь мы имеем дело с нарушением порядка слов при двойном союзе "не только, но и". Правильно будет: Мы получили не только учебник, но и сборник упражнений.

4) Нарушение согласования .

Например: Молодая врач пришла на прием.

Здесь мы имеем дело с нарушением согласования между подлежащим "врач" и определением "молодая", что является недопустимым. А рассогласование между подлежащим и сказуемым (врач пришла) – допустимый вариант. Правильно будет: Молодой врач пришел (или пришла) на прием (если речь идет о женщине).

Синтаксисо-стилистические ошибки

Незнание особенностей функциональных стилей русского литературного языка является основной причиной возникновения синтаксисо-стилистических ошибок. Как правило, синтаксисо-стилистические ошибки бывают связаны с использованием сложного синтаксиса, деепричастных оборотов в разговорном стиле.

Например: Он есть мой брат.

Употребление связки «быть» в настоящем времени характерно для научного стиля. В разговорном же стиле данное употребление является синтаксисо-стилистической ошибкой.

Вопросы:

  1. Дайте определение морфологических норм.

2. Приведите примеры существительных, имеющих в форме мн.ч.окончания -ы(-и), -а(-я).

3. Какие существительные 2-го склонения в род. п. мн.ч. имеют окончания -ов(-ев), а какие – нулевое?

  1. Какое окончание имеют в творительном падеже иностранные фамилии на -ов и -ин? Приведите примеры.
  2. Расскажите о сложных морфологических нормах, касающихся прилагательных.
  3. Расскажите об основных нормах употребления числительных.
  4. Расскажите об основных нормах употребления глаголов.
  5. Расскажите об основных нормах употребления местоимений.
  6. С чем связаны морфологические ошибки? Приведите примеры.
  7. С чем связаны морфолого-стилистические ошибки? Приведите примеры.

11. Что изучает синтаксис?

12. С чем связаны синтаксические ошибки?

13.С чем связаны синтаксисо-стилистические ошибки?

14. Расскажите о правилах согласования сказуемого с подлежащим.

15. Расскажите о правилах построения предложений с однородными членами.

16. Расскажите о правилах употребления деепричастных оборотов.

Лекция №-4

Тема: Нормативно-стилистическое направление культуры речи. Функциональные и эмоционально-экспрессивные стили русского литературного языка

План:

1. Социально-содержательные особенности функциональных стилей русского литературного языка.

2. Речевые чертыфункциональных стилей русского литературного языка.

3. Лексика с точки зрения эмоционально-экспрессивной окрашенности.

Литература :

1. Русский язык и культура речи: учебник / А.И.Дунаева, В.А Ефремова, В.Д.Черняк. Под.ред. В.Д.Черняк.Спб.:САГА:М.:Форум, 2007.

2. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н.Черкасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили
речи. 10-11 классы. - М., 1997.

4. 5. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: учебник /Т.В Потемкина, Н.Н. Соловьева. – М.: Гардарики, 2007.

Как известно, для того чтобы Ваша речь производила желаемый эффект, недостаточно говорить и писать без ошибок, нужно владеть и другими коммуникативными качествами хорошей речи. Одно из рассматриваемых коммуникативных качеств – уместность речи – непосредственно связано со знанием стилей русского литературного языка: функциональных и эмоционально-экспрессивных. Таким образом, необходимо подробно познакомиться со стилями русского литературного языка, изучить их социально-содержательные особенности и речевые черты, чтобы уместно использовать языковые средства, характерные для того или иного стиля, в своей речи.