Актуален ли рассказ тоска в наши дни. Сочинение по произведению А

    "Дом с мезонином". Пока что единственный рассказ Чехова, который понравился лично мне.

    Гугл в помощь, хватит тут опрос школьников проводить (
    З.Ы Мы не всесильны
    Ладно помогу http://lit.1september.ru/2004/13/4.htm
    З.Ы.Ы С тебя телефончик

    в короткости, видимо...

    Особенности эмоционального восприятия русским человеком окружающей действительности. В этом отношении Чехов очень русский. Особенно это проявляется, например, в рассказах "Дом с мезонином", "Дама с собачкой", "О любви", "Моя жизнь", "Учитель словесности"... А вообще это тема для сочинения, в нескольких строчках об этом не напишешь.

    Палата № 6
    В уездном городе в небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. Там «воняет кислою капустой, фитильной гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите в зверинец». В палате обитают пять человек. Первый - «худощавый мещанин с рыжими блестящими усами и с заплаканными глазами». Он, видимо, болен чахоткой и целый день грустит и вздыхает. Второй - Мойсейка, веселый дурачок, «помешавшийся лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская». Ему одному дозволяется покидать палату и ходить в город побираться, но все, что он приносит, отбирает сторож Никита (он принадлежит к числу тех людей, которые обожают во всем порядок, и потому нещадно бьет больных). Мойсейка любит всем услуживать. В этом он подражает третьему обитателю, единственному «из благородных» - бывшему судебному приставу Ивану Дмитриевичу Громову. Он из семьи зажиточного чиновника, которого с определенного момента начали преследовать несчастья. Сначала умер старший сын - Сергей. Потом он сам был отдан под суд за подлоги и растрату и вскоре умер в тюремной больнице. Младший сын Иван остался с матерью без средств. Он с трудом выучился и получил должность. Но вдруг оказался болен манией преследования и попал в палату № 6. Четвертый обитатель - «оплывший жиром, почти круглый мужик с тупым, совершенно бессмысленным лицом». Кажется, что он потерял способность мыслить и чувствовать; он не реагирует, даже когда Никита его зверски бьет. Пятый и последний обитатель - «худощавый блондин с добрым, но несколько лукавым лицом». У него мания величия, но странного свойства. Время от времени он сообщает соседям, что получил «Станислава второй степени со звездой» или какой-то совсем редкий орден вроде шведской «Полярной звезды», но говорит об этом скромно, как бы сам удивляясь.

    После описания больных автор знакомит нас с доктором Андреем Ефимычем Рагиным. В ранней молодости он мечтал быть священником, но отец, доктор медицины и хирург, вынудил его стать медиком. Наружность у него «тяжелая, грубая, мужицкая», но манеры мягкие, вкрадчивые, а голос тонок. Когда он вступил в должность, «богоугодное заведение» находилось в ужасном состоянии. Страшная бедность, антисанитария. Рагин отнесся к этому равнодушно. Он умный и честный человек, но у него нет воли и веры в свое право изменять жизнь к лучшему. Сначала он работал очень усердно, но скоро заскучал и понял, что в таких условиях лечить больных бессмысленно. «Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?» От этих рассуждений Рагин забросил дела и стал ходить в больницу не каждый день. У него выработался свой образ жизни. Немного поработав, больше для вида, он идет домой и читает. Через каждые полчаса выпивает рюмку водки и закусывает соленым огурцом или моченым яблоком. Потом обедает и пьет пиво. К вечеру обыкновенно приходит почтмейстер Михаил Аверьяныч, бывший богатый, но разорившийся помещик. Он уважает доктора, а прочих обывателей презирает. Доктор и почтмейстер ведут бессмысленные разговоры и жалуются на судьбу. Когда гость уходит, Рагин продолжает читать. Он читает все подряд, отдавая за книги половину жалованья, но больше всего любит философию и историю. Читая, он чувствует себя счастливым.

    Однажды Рагин решил навестить палату № 6. Там он знакомится с Громовым, беседует с ним и скоро втягивается в эти беседы, часто навещает Громова и находит в разговорах с ним странное удовольствие. Они спорят. Доктор занимает позицию греческих стоиков и проповедует презрение к жизненным страданиям, а Громов мечтает покончить со страданиями, называет философию доктора ленью и «сонной одурью». Тем не менее их тянет друг к другу, и это не проходит незамеченным для остальных. Вскоре в больнице начинают судачить о посещениях доктора. Затем его приглашают на объяснение в городскую управу. Это происходит еще и потому, что у него есть конкурент, помощник Евгений Федорыч Хоботов, завистливый человек, мечтающий занять место Рагина. Формально разговор ведется о благоустройстве больницы, но на самом деле чиновники пытаются выяснить, не сошел ли доктор с ума. Рагин понимает это и сердится.

    В тот же день почтмейстер предлагает ему вместе поехать развеяться в Москву, Петербург и Варшаву, и Рагин понимает, что это также связано со слухами о его душевной болезни. Наконец ему прямо предлагают «отдохнуть», т. е. подать в отставку. Он принимает это равнодушно и едет с Михаилом Аверьянычем в Москву. По дороге почтмейстер надоедает ему своими разговорами, жадностью, обжорством; он проигрывает в карты деньги Рагина, и они возвращаются домой, не доехав до Варшавы.

    Дома все опять начинают докучать Рагину его мнимым сумасшествием. Наконец он не выдерживает и гонит из своей квартиры вон Хоботова и почтмейстера. Ему становится стыдно, и он идет извиняться к почтмейстеру. Тот уговаривает доктора лечь в больницу. В конце концов его помещают туда хитростью: Хоботов приглашает его в палату № 6 якобы на консилиум, затем выходит якобы за стетоскопом и не возвращается. Доктор становится «больным». Сначала он пытается как-то выйти из палаты, Никита его не пускает, они с Громовым начинают бунт, и Никита бьет Рагина в лицо. Доктор понимает, что из палаты ему никогда не выйти. Это ввергает его в состояние полной безнадежности, и вскоре он умирает от апоплексического удара. На похоронах были только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка, его бывшая прислуга.

    Ионыч
    В губернском городе С. живёт образованная и талантливая, по мнению местных жителей, семья Туркиных. Глава семьи, Иван Петрович Туркин, «полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить и всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять, шутит он или говорит серьезно». У его домашних также есть свои таланты: жена, Вера Иосифовна, пишет романы, а дочь, Екатерина Ивановна, играет на рояле. Все Туркины охотно демонстрируют свои таланты многочисленным гостям.
    Назначенный в город на службу доктор Дмитрий Ионович Старцев также навещает Туркиных. На приёме Вера Иосифовна читает вслух свой роман «о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно…» Затем Екатерина Ивановна, Котик, как называют её родители, исполняет сложное музыкальное произведение, изобилующее длинными трудными пассажами: «Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и всё сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему». От Веры Иосифовны Старцев узнает, что Котик обучалась дома, чтобы избежать дурных влияний гимназии или института. Котик капризно заявляет, что всё-таки поедет учиться дальше в консерваторию.
    За ужином свои таланты демонстрирует Иван Петрович. Он «всё время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: болыпинский, не дурственно, покорчило вас благодарю…» Под конец вечера хозяин преподносит гостям «гвоздь программы». После просьбы Ивана Петровича: «А ну-ка, Пава, изобрази!» лакей Павлуша становится в позу и говорит трагическим голосом: «Умри, несчастная!»
    Веру Иосифовну, страдающую мигренью, не могут вылечить городские врачи. Вскоре доктор Старцев получает от неё приглашение посетить её и «облегчить её страдания».
    Он начинает бывать у Туркиных часто, пытается ухаживать за Котиком, которая постоянно занята музыкой. Неудачная попытка объяснения заканчивается тем, что Котик назначает Старцеву свидание ночью на кладбище, на которое она, в отличие от доктора, не является. На другой день доктор едет к Туркиным делать предложение, попутно размышляя, сколько приданого дадут за Екатериной Ивановной, и потребуют ли новые родственники от него бросить земскую службу. Старцев делает Котику предложение, но девушка отказывается под предлогом любви к искусству, которому она решила посвятить свою жизнь. Дня три Старцев переживает, но затем успокаивается и возвращается к прежнему образу жизни.
    Проходит 4 года. Практика Старцева расширяется. Доктор полнеет и страдает одышкой. У него нет близких друзей, обыватели раздражают его своими взглядами на жизнь. Сам Старцев в обществе «говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя… Всякий принимал это за упрёк и начинал сердиться и назойливо спорить». Старцев не ходит в театр или на концерты, полностью погружается в работу.
    Однажды Вера Иосифовна приглашает доктора приехать на её день рождения. Туркины принимают Старцева как обычно. На вечере Старцев видит и Котика, приехавшую погостить. По мнению Старцева, Котик изменилась: ему не нравятся её бледность, улыбка, голос, платье, даже кресло, в котором она сидит. Вера Иосифовна снова читает вслух свой роман, а Старцев про себя отмечает, насколько произведение бездарно. Затем Котик играет на рояле «шумно и долго», и Старцев радуется, что не женился на ней. Старцев и Екатерина Ивановна спускаются в сад. Котик больше не заблуждается насчет своих способностей: «я такая же пианистка, как мама писательница». На расспросы девушки о его делах доктор жалуется на жизнь «без впечатлений, без мыслей». Он больше не рассуждает о своей больнице и о благородных устремлениях. Котик восторженно восклицает, что большое счастье быть земским врачом и помогать страдальцам. Она признается, что Старцев лучший из людей, с которыми она была знакома. Старцев вспоминает о деньгах, которые он каждый вечер достает из карманов с большим удовольствием, и вспыхнувший было в душе огонек воспоминаний гаснет. Старцев отказывается от ужина, собираясь ехать домой. Напоследок хозяева демонстрируют ему «гвоздь программы» - Паву, произносящего трагическим голосом «Умри, несчастная!». По пути домой Старцев думает о том, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город. В течение нескольких дней Котик присылает Старцеву записки с приглашением приехать, но тот отказывается. Проходит ещё несколько лет. Старцев ещё больше полнеет, приобретает громадную практику в городе, имение и два дома в городе. В городе его уже зовут просто «Ионычем». Он стал раздражительнее и нетерпеливее. Он одинок. Его ничто не интересует, кроме денег. Иван Петрович нисколько не изменился и по-прежнему развлекает гостей. Вера Иосифовна охотно читает гостям свои романы, а Котик по 4 часа играет на рояле каждый день.

Сочинение, представленное на региональный конкурс, посвященный 150-летию со дня рождения

МОУ Великооктябрьская СОШ

Чехов и наше время.

Работу выполнила

1993 года рождения,

обучающаяся 10а класса,

адрес: Фировский район, п. Великооктябрьский, ул. Советская, .

Учитель -

Начало 21 века… Сложное время, время потерь и приобретений, время преобразований и надежд. Мы пытаемся вернуть утраченные ценности. И такой основой духовности всегда для русского человека был, чья жизнь, чьи идеалы и в наши дни остаются примером и опорой. Личность Чехова поражает сочетанием душевной легкости, интеллигентности, благородства с силой воли, мужеством. Главную роль в жизни писателя, в формировании его мировоззрения играл упорный, систематический труд, которым была заполнена вся его жизнь.

пришел в литературу в 80-е годы19 века. Они вошли в историю Росси как эпоха безвременья . Политическая реакция, воспользовавшись убийством Александра II и покушением на Александра III, установила террористический режим в стране. На поверхности политической жизни все казалось сонным, равнодушным, мрачным и безнадежным. В это время в русской литературе и появился могучий талант – , ставший творцом маленького рассказа, который вобрал в себя и повесть, и роман, доказав тем самым непреложность чеховского афоризма : «Краткость – сестра таланта.»

В своих небольших рассказах Чехов ставил большие проблемы современности, актуальные и в наши дни, глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства; Чехов с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса, демократии. В творчестве Чехова есть и юмор, и сатира, но отличает рассказы грустное раздумье о том, как нескладно живут люди, как подчас беднеет их духовная жизнь. Чехов при этом противопоставляет внешнее развитие сюжета внутреннему, протекающему скрытно процессу оскудения личности («Ионыч», «Анна на шее»). В чем же особенность чеховского мира, что позволяет ему оставаться в числе одних из самых читаемых писателей в мире? Думаю, дело тут в удивительной естественности и глубине его произведений, в тонком юморе, в стремлении автора к правдивости, его чуткость к красоте. Но основное, на мой взгляд, достоинство произведений Чехова – это правдивость изображения героев, в которых мы нередко узнаем себя.

Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.

Осуждению духовного застоя, убожества обывательской жизни, собственнического счастья посвящена «маленькая трилогия», включающая рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герои этих рассказов отказываются от общественных идеалов, а это влечет за собой и их моральное падение.

На примере Беликова («Человек в футляре») Чехов показывает, что из среды интеллигенции, равнодушной и пассивной, нередко выходили и убежденные защитники мракобесия. По мнению писателя, это закономерно: кто не борется за новое, за справедливость, тот рано или поздно оказывается ревнителем отжившего, косного. В образе Беликова Чехов дал символический тип человека, который сам всего боится и держит в страхе всех окружающих.

Духовным братом Беликова мы воспринимаем героя рассказа «Крыжовник» Николая Ивановича, все жизненные помыслы которого свелись к приобретению усадьбы с крыжовником. Эта усадьба, собственнические интересы стали для него своеобразным футляром, которым он отгородился от окружающего мира. На пути к воплощению своей «глубокой мечты» Николай Иванович растерял все человеческое, «оскотинился», даже внешность его изменилась.

Еще одному аспекту темы духовного оскудения русской интеллигенции посвящен рассказ «О любви». В нем Чехов повествует о разбитом счастье, о том, как погибла тихая, грустная любовь, да и вся жизнь милого, интеллигентного человека, погрязшего а мелких хозяйственных заботах. Алехин духовно гибнет сам и невольно губит жизнь любимой женщины.

Значительное место в рассказах Чехова занимает тема приспособленчества, хамелеонства. Человек – существо по своей природе очень хитрое. Он умело выкручивается из любого положения. Но каждый выбирает свой путь из, казалось бы, безвыходной ситуации. Кто-то находит достойный выход, а кто-то идет наперекор совести. В этом случае он напоминает хамелеона. Это животное меняет цвет в зависимости от того, в каком месте оказывается. И человек порой берет пример с этого загадочного и таинственного животного и тоже меняет «окраску» в зависимости от места, где находится. Но под словом «окраска» подразумевается поведение. То есть человек меняет свое отношение к тому или иному предмету в зависимости от обстоятельств. Как он выходит из данной ситуации, рассматривает в своих рассказах Чехов. Обратимся к рассказу «Хамелеон». Герой его, полицейский надзиратель Очумелов, - воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться. И Хрюкин, и толпа обывателей тоже ведут себя по-хамелеонски, меняя свое поведение в зависимости от обстоятельств. А разве в наши дни не вывелись «хамелеоны»?. Разве не продолжают приспособленцы угодничать и тем самым способствовать злу, подлости, мелочности интересов?

Чехов – великий русский мыслитель – реалист, обличитель мира пошлости и мещанства, несравненный художник. Проблемы, поставленные в его произведениях, актуальны и в наши дни. Понять человеческие рассказы легко, но простота эта обманчива. Чеховское мастерство не только опирается на его доверие к читателю, но и предполагает ответный труд человека. Писатель утверждал: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам». Чехов дорог нам тем, что в своем творчестве отразил русскую жизнь конца XIX века – начала XX века. Он дорог нам своей удивительной верой в будущее, своим глубоким сознанием того, что все прекрасное на земле может быть создано только трудом. назвал Чехова «несравненным художником жизни». И это действительно так. И в наши дни Антон Павлович – наиболее читаемый писатель, а пьесы его идут и сегодня на сценах театров мира.

А многие афоризмы, я считаю, должны стать жизненным кредо моих современников. И один из самых моих любимых -

В человеке должно быть все прекрасно:

И лицо, и одежда, и душа, и мысли.

И пусть сбудутся эти очень мудрые слова великого писателя!

Сочинение по произведению А. П. Чехова «Тоска»

«Тоска» А. П. Чехова – это чувственное психологическое произведение. Его название полностью передает состояние главного героя, который потерял единственного сына и не может даже ни с кем поговорить об этом. Сложившаяся ситуация как раз и навевает на Иону Потапова тоску, отчаяние и безысходность.
Автор описывает душевные муки персонажа на фоне морозного зимнего вечера. Тем временем, извозчик Потапов скорбит об умершем сыне, а все люди, которые садятся в повозку отказываются его слушать.
В итоге, единственным слушателем для убитого горем человека оказалась лошадь. И этот факт способен навеять тоску теперь уже на читателя, ведь никому не хочется жить в мире, где несчастного человека даже не выслушает никто.
Актуальна ли тема рассказа на сегодняшний день? Хочется верить, что в современном обществе люди не так жестоки к друг другу, не так черствы к чужому горю, как второстепенные персонажи «Тоски». Потому как история простодушного Ионы Потапова цепляет в душе читателя самые болезненные струны – струны сочувствия, боли и беспомощности. Ведь Ионе, чтобы не сломаться и не пасть духом, нужно было всего лишь немножечко сострадания. Это так просто, но, ни один человек, из тех, кого он повстречал в тот вечер, не проявил хотя малую толику человечности.
Данный рассказ – это не просто искусство ради искусства. Каждый, кто прочитает историю о непонятом, брошенном человеке, должен задуматься. В такой ситуации могут оказаться близкие нам люди, в такой ситуации можем оказаться мы сами. Не всегда помощь заключается в чем-то сложном, материальном. Иногда нужно просто не быть равнодушным, и нуждающемуся во внимании человеку уже станет легче. Очень важно задуматься о том, какие последствия может вызвать наша невнимательность и черствость.

Мастер слова, писатель, который в своих небольших произведениях мог точно передать проблему. Многие из его работ актуальны и по сей день. Он исследовал жизненные явления и обнажал на бумаге причины социального неустройства. И вот с его работой под названием Тоска, мы познакомились на уроке и теперь сможем ответить на вопрос: В чем нравственный смысл рассказа Тоска и какое его значение для нашего времени?

В чем смысл рассказа Тоска Чехова?

В своей работе автор поднял тему одиночества человека в мире. В рассказе Тоска мы знакомимся с извозчиком Ионом, у которого умер от болезни сын. Не было у него достаточно денег, чтобы его вылечить, потерял ребенка и теперь ему нужна лишь человеческая поддержка. Он хочет выговориться и услышать слова сочувствия, но нет же. Всех, кого он подвозил, даже не слушали его. От этого тоска его становилась все больше, а его горе невыносимей. Не найдя поддержки у людей, он обращается к своему верному другу, к своей лошади. Он изливает ей душу. Мужчина, обливаясь слезами, выговорился и хоть кому-то смог рассказать о смерти сына, чем облегчил свою душу.

Почему автор дает своему произведению название Тоска, и как объяснить такое название рассказа? Все очень просто, достаточно понять, а что такое вообще тоска. А это бессердечие, одиночество, томление души, беспокойство, горе, скорбь, печаль. Все эти чувства и испытывал герой рассказа. Смысл же рассказа в том, что человек одинок среди людей. Казалось бы, как можно быть одиноким, когда вокруг столько народа. А нет, можно, особенно когда вокруг бездушный город с такими же бездушными жителями. Несмотря на толпы, герой духовно одинок, вот и растет в душе тоска, громадная и незнающая границ.

Изучив произведение, могу точно сказать о том, что оно актуально и сегодня. Этот рассказ важен и для нашего времени. Если посмотреть правде в глаза, то мы увидим вокруг себя таких же равнодушных людей, которым безразлична боль других и их проблемы. Чехов же и его рассказ учит нас быть отзывчивыми. Произведение учит нас быть внимательными к тем, кто нуждается в моральной поддержке, автор помогает видеть страдание человека, учит делать добро, которое обязательно вернется в нужный для нас час.


1. Смысл рассказа "Тоска" в том, что на горе извозчика (смерть сына) не отвечает сочувствием, заинтересованностью никто. Ионе необходимо было выговориться кому-нибудь, чтобы хоть как-то облегчить свои страдания, но другим людям было не до него. Они даже не изменяют своего отношения к извозчику (подгоняют, месатми, оскорбляют), узнав о его несчастье.

В итоге, Иона рассказывает о своём горе лошади, в надежде, что хоть она его выслушает. Я думаю, автор сочувствует Ионе, соболезнует его горю. Ему жалко извозчика, что он одиноки его некому утешить. (Пример из текста: "..Лопни грудь Ионы и вылейся из неё тоска, так она бы, кажется, весь свет залила..."). К седокам же, которых вёз Иона, я думаю, автор относится негативно: они не выслушали Иону, не посочувствовали, а, наоборот, продолжиди свои издёвки над ним (подгоняли, бранили, дали подзатыльник). У меня возникают схожие чувства с чувствами автора: мне также жалко Иону, я сочувствую ему, а седоков презираю.; 2.

У Ионы было три встречи: одна с военным, вторая - с тремя другими седоками, третья - с молодым извозчиком. Всем им Иона хотел поведать о своём горе (если считать за встречу то, что Иона спросил время у дворника, то было четыре встречи). Иона стал рассказывать о своём горе, так как все люди, с которыми Иона пытался заговорить о смерти сына, были равнодушны к этому, не слушали его. Главный герой, несомненно, вызывает у меня сочувствие: у него умер сын, он одинок, некому его поддержать и выслушать в сложной ситуации.; 3. Название рассказа "Тоска" можно объяснить очень просто: это чувство на протяжении всего рассказа сопровождает главного героя. Мне кажется, этот рассказ актуален и важен и для нашего времени. Ведь в наше время есть равнодушные люди, которые, как и в рассказе, не готовы будут выслушать, поддержать нуждающегося в этом... В начале рассказа Иона и лошадь изображены вместе, но думы о обоих были разные при общем чувстве неизбывной тоски. В конце рассказа они снова вместе. но теперь и тоска одна, и мысли сходны - о детях. Единственное существо, которое с молчаливым "пониманием" отнеслось к Ионе - лошадь.

Обновлено: 2018-03-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.